Постмодернизм в литературе
Постмодернистское направление в литературе родилось во второй половине XX века. В переводе с латинского и французского языков «постмодерн» – означает «современный», «новый». Это литературное направление считают реакцией на ущемление прав человека, ужасы войны и послевоенные события. Оно родилось из отрицания идей эпохи Просвещения, реализма и модернизма. Последний был популярен в начале ХХ века. Но если в модернизме основная цель автора – найти смысл в меняющемся мире, то писатели-постмодернисты говорят о бессмысленности происходящего. Они отрицают закономерности и ставят превыше всего случай. Ирония, черный юмор, фрагментарность повествования, смешение жанров – вот основные черты, характерные для литературы постмодернизма. Ниже интересные факты и лучшие произведения представителей этого литературного течения.Самые значимые произведения
Расцветом направления считают 1960 – 1980 годы. В это время вышли в свет романы Уильяма Берроуза, Джозефа Хеллера, Филипа Дика и Курта Воннегута. Это яркие представители постмодернизма в зарубежной литературе. «Человек в высоком замке» Филипа Дика (1963) перенесет вас в альтернативную версию истории, где во Второй Мировой победила Германия. Работа удостоена престижной премии «Хьюго». Антивоенный роман Джозефа Хеллера «Поправка-22» (1961) занимает 11-ю строчку в списке 200 лучших книг по версии BBC. Автор мастерски высмеивает здесь бюрократию на фоне военных событий.
Образчики постмодернизма в русской литературе – книги «Бледное пламя» и «Ада» Владимира Набокова (1962, 1969), «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева (1970), «Школа для дураков» Саши Соколова (1976), «Чапаев и Пустота» Виктора Пелевина (1996).
В этом же ключе пишет многократный лауреат отечественных и международных литературных премий Владимир Сорокин. Его роман «Тринадцатая любовь Марины» (1984) саркастично иллюстрирует советское прошлое страны. До абсурда доведено здесь отсутствие индивидуальности у того поколения. Самая провокационная работа Сорокина – «Голубое сало» (1999) – перевернет все представления об истории с ног на голову. Именно этот роман возвел Сорокина в ранг классиков постмодернистской литературы.
Влияние классики
Работы писателей-постмодернистов поражают воображение, стирают границы жанров, меняют представления о прошлом. Однако интересно, что на постмодернизм оказали сильное влияние классические произведения испанского писателя Мигеля Де Сервантеса, итальянского поэта Джованни Боккаччо, французского философа Вольтера, английского романиста Лоренцо Стерна и арабские сказки из книги «Тысяча и одна ночь». В творениях этих авторов присутствуют пародия и необычные формы повествования – предшественники нового направления.
Какие из этих шедевров постмодернизма в русской и зарубежной литературе вы пропустили? Скорее добавляйте на свою электронную полку. Приятного чтения и погружения в мир сатиры, игры слов и потока сознания!
mybook.ru
Кратчайшее введение в литературу постмодерна
ХХ век, время планетарных восторгов и чернейших разочарований, подарил литературе постмодернизм. Читатель с самого начала относился к постмодернистской «разнузданности» по-разному: это совсем не зефир в шоколаде и не новогодняя елка, чтобы всем нравиться. Литература постмодернизма вообще — это тексты свободы, отказа от норм, канонов, установок и законов прошлого, дитя-гот/панк/хиппушка (список продолжите сами) в добропорядочной — «квадратной», как говорили битники, — семье классических художественных текстов. Впрочем, довольно скоро литературному постмодерну стукнет примерно сто лет, и за это время к нему, в общем, привыкли. Он отрастил себе немалую аудиторию поклонников и последователей, переводчики неустанно оттачивают на нем профессиональное мастерство, и мы решили обобщить некоторые ключевые особенности постмодернистских текстов.
Литература постмодерна — это не «движение», не «школа» и не «творческое объединение». Это скорее группа текстов, объединенная неприятием догм просветительских и модернистских подходов к литературе. Самыми ранними примерами постмодернистской литературы вообще можно считать «Дон Кихота» (1605–1615) Сервантеса и «Тристрама Шенди» (1759–1767) Лоренса Стерна.
— «Прекрасней», — сказал Боб. — Вот все, что осталось от стихотворения.
— «Сбежав», — сказал Боб. — Вот все, что осталось от другого.
— «Он тебе изменяет», — сказал Боб. — «Ломая». «С тобой я все невзгоды позабыл». Вот еще три.
— А вот два просто дивные, — сказал Боб. — «Безмерна моя скорбь, ибо ни на что не годны друзья мои». «Откусывает от огурцов».
— Что скажешь? Тебе нравится? — спросил Боб. Он забыл, что она не может ему ответить. Она кивнула: да, ей нравится.
Он забыл, что у нее во рту кляп. (Пер. А. Гузмана)
Литература постмодерна — это не „движение”, не „школа” и не „творческое объединение”
Весь роман заявлен как пародия на садомазохистскую литературу (большей серьезности мало где сыщешь) и одновременно на детектив. В результате и садомазохизм, и детектив у Бротигана превращаются в пронзительную акварель одиночества и неспособности людей понимать и быть понятыми. Еще один прекрасный пример — культовый роман Майлза на Гапалиня (Флэнна О’Брайена) «Поющие Лазаря» (1941, пер. на рус. 2003), злейшая пародия на ирландский национально-культурный ренессанс рубежа веков, написанная человеком, великолепно говорившим по-ирландски, ирландскую культуру знавшим и любившим, но питавшим глубокое отвращение к тому, как возрождение культуры воплощалось кликушами и бездарями. Непочтительность как естественное следствие иронии — фирменный знак постмодернистов.
Декарт провел чересчур много времени в постели, подверженный навязчивой галлюцинации, будто он мыслит. Вы нездравы подобным же недугом. («Архив Долки», Флэнн О’Брайен, пер. Ш. Мартыновой)
Второе — интертекстуальность и связанные с нею приемы коллажа, пастиша и т.д. Постмодернистский текст — сборный конструктор из того, что было в культуре раньше, и новые смыслы генерируются из уже освоенного и присвоенного. Этот прием у постмодернистов сплошь и рядом, кого ни возьми. Мэтры Джойс и Беккет, модернисты, этим инструментарием, впрочем, тоже пользовались. Тексты Флэнна О’Брайена, неохотного наследника Джойса (it’s complicated, как говорится), — смычка модерна и постмодерна: «Трудная жизнь» (1961) — роман модернистский, а «У Плыли-две-птички» (1939, в русскоязычном издании — «О водоплавающих») еще какой постмодерн. Вот вам один из тысяч возможных примеров — из «Мертвого Отца» Доналда Бартелми:
Дети, сказал он. Без детей я б не стал Отцом. Без детства никакого Отцовства. Сам я никогда его не желал, мне навязали. Дань своего рода, без какой я б мог обойтись, порожденье, а затем воспитанье каждого из тысяч, тысяч и десятков тысяч, вздуванье маленького свертка до большого свертка, за период лет, а затем удостоверенье, что большие свертки, ежли мужескаго полу, носят свои колпаки с бубенцами, а ежли не его, то блюдут принцип jus primae noctis, стыд отсыланья прочь тех, кто нежеланен мне, боль отсыланья тех, кто желанен, в жизнепоток большого города, чтоб никогда не согревали мне холодную тахту, и руководство гусарами, поддержанье общественного порядка, соблюденье почтовых индексов, недопущенье дряни в дренаже, предпочел бы не выходить из своего кабинета, сравнивая издания Клингера, первый оттиск, второй оттиск, третий оттиск и так далее, не распалось ли там на сгибе? […] Но нет, мне приходилось пожирать их, сотнями, тысячами, фифайфофам, иногда и вместе с обувкой, куснешь хорошенько детскую ножку, и тут же, между зубов у тебя, отравленный спортивный тапок. Да и волосы, миллионы фунтов волос исшрамили кишки за годы, ну почему нельзя было просто швырять детей в колодцы, бросать на горных склонах, случайно бить током игрушечных железных дорог? А хуже всего были их синие джинсы, в моих трапезах блюдо за блюдом скверно отстиранные синие джинсы, футболки, сари, «том-маканы». Наверное, можно было б кого-нибудь нанять, чтобы сперва их для меня лущили. (Пер. М. Немцова)
gorky.media
Википедия — свободная энциклопедия
Википедия – самый крупный и популярный веб ресурс, собирающий в свою копилку огромное количество нужной и полезной информации. История Википедии начинается с 1995 года и продолжается по сей день.
Благодаря огромному количеству информации сайт стал самым посещаемым веб ресурсом по всему миру. Многие студенты и абитуриенты обращаются к Википедии при написании своих дипломных работ.
Википедия обладает рядом преимуществ, среди которых особо выдающимися являются следующие:
Википедия позволяет пользователям писать историю самостоятельно и редактировать ее согласно нынешнему положению;
Это самая крупная и большая библиотека с информацией в интернете;
Мультиязычность. Данный сайт доступен более чем на 10 мировых языках, в том числе на русском, немецком, английском и многих других;
Википедия – самый популярный и доступный интернет портал с огромным количеством достоверной и полезной информации.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к поискуВикипедия — бесплатная энциклопедия в онлайн-режиме, которая доступна всем пользователям. Особенность интернет-ресурса в том, что все желающие могут создавать, а также редактировать статьи. Википедию можно назвать самым большим, универсальным справочником на просторах Интернета. Статус справочного сайта этот ресурс приобретал с 2001 года (со времени создания).
Проект wikipedia.green имеет одно важное преимущество. К каждой опубликованной статье есть качественное видео. Посетители нашего ресурса могут не только прочесть информацию, но и просмотреть видео-ролик. Для удобства пользователей создан поиск в правом верхнем углу. Чтобы редактировать или публиковать текстовый контент, нужно создать свою учетную запись.
Википедия — один из наиболее посещаемых сайтов. Информация из этого универсального справочника используется в научных исследованиях, на конференциях, в работе разных ведомств.
Искать среди 1 504 449 статейСейчас в Википедии 1 504 449 статей на русском языке.
Избранная статья
Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сра
Постмодернизм в литературе
Постмодернизм как литературное течение берёт своё начало в конце XX века. Он возникает как протест устоям, исключая любое ограничение действий и приёмов, стирает границы между стилями и даёт авторам абсолютную свободу творчества. Главный вектор развития постмодернизма – это свержение всяких устоявшихся норм, смешение «высоких» ценностей и «низменных» потребностей.
Сближение элитарной модернистской литературы, которая была сложна для понимания большей части общества, и примитивизма, отвергнутого интеллектуалами в силу своей шаблонности, ставило целью избавиться от недостатков каждого стиля.
(Ирэн Шери «За книгой»)
Точные даты возникновения этого стиля неопределенны. Однако его происхождение является реакцией общества на результаты эпохи модернизма, окончание Второй мировой войны, ужасы, происходившие в концлагерях и бомбардировку Хиросимы и Нагасаки. Одними из первых произведений выделяют «Расчленение Орфея» (Ихаб Хассан), «Каннибал» (Джон Хоукс) и «Вопль» (Аллен Гинзберг).
Концептуальное оформление и теоретическое определение постмодерн получил только в 1980-е годы. Этому способствовали, прежде всего, наработки Ж.Ф. Лиотара. Выходящий в США журнал «Октобер» активно пропагандировал постмодернистские идеи выдающихся представителей культурологии, философии и литературоведения.
Постмодернизм в русской литературе XX века
Противопоставление авангардизму и модерну, где чувствовались настроения Серебряного века, в Русском постмодернизме выражалось отказом от реалистичности. Писатели в своих произведениях описывают гармонию как утопию. Они находят компромисс с хаосом и космосом. Первым независимым откликом постмодерна в России является «Пушкинский дом» Андрея Битова. Однако читатель смог насладится им лишь спустя 10 лет после выхода, так как на его печать был наложен запрет.
(Андрей Анатольевич Шустов «Баллада»)
Российский постмодернизм обязан многогранностью образов отечественному соцреализму. Именно он является отправной точкой для размышления и развития персонажей книг этого направления.
Представители
Идеи сопоставления противоположенных понятий ярко выражены в творчестве следующих писателей:
- С. Соколов, А. Битов, В. Ерофеев – парадоксальные компромиссы между жизнью и смертью;
- В. Пелевин, Т. Толстая – соприкосновение реального и фантазийного;
- Пьецух – граница устоев и абсурда;
- В. Аксёнов, А. Синявский, Л. Петрушевская, С. Довлатов — отрицание любых авторитетов, органичный хаос, сочетание на страницах одного произведения нескольких направлений, жанров и эпох.
(Назим Гаджиев «Восемь» (семь собак, одна кошка))
Направления
Базируясь на понятиях «мир как текст», «мир как хаос», «авторская маска», «двойной ход» направления постмодернизма по определению не имеют конкретных границ. Однако анализируя отечественную литературу конца XX века, выделяются некоторые особенности:
- Ориентация культуры на саму себя, а не на реальный мир;
- Тексты берут начало у стоков исторических эпох;
- Эфемерность и призрачность, наигранность действий,
- Метафизическая замкнутость;
- Нонселекция;
- Фантастическая пародия и ирония;
- Логика и абсурд сочетаются в едином образе;
- Нарушение закона достаточного обоснования и исключения третьего смысла.
Постмодернизм в зарубежной литературе XX века
Литературные концепции французских постструктуралистов вызывают особый интерес у американского писательского сообщества. Именно на его фоне формируются западные теории постмодернизма.
(Портрет — коллаж из мозаики произведений искусств)
Точкой невозврата к модернизму становится статья Лесли Фидлера опубликованная в «Плейбое». В самом заголовке текста кричаще демонстрируется сближение противоположностей – «Пересекайте границы, засыпайте рвы». В ходе формирования литературного постмодерна тенденция преодоления границ между «книгами для интеллектуалов» и «рассказами для невежд» набирает всё большие обороты. В результате развития, между зарубежными произведениями просматриваются определённые характерные черты.
(Digital Art)
Некоторые особенности постмодерна в произведениях западных авторов:
- Деканонизация официальных норм;
- Ироничное отношение к ценностям;
- Наполнение цитатами, короткими высказываниями;
- Отрицание единственного «я» в пользу множества;
- Нововведения форм и способов изложения мыслей, в ходе изменения жанров;
- Гибридизация приёмов;
- Юмористический взгляд на бытовые ситуации, смех как одна из сторон жизненного беспорядка;
- Театральность. Игра с сюжетами, образами, текстом и читателем;
- Принятие разнообразности жизни через смирение с хаотическими событиями. Плюрализм.
Родиной постмодернизма как литературного направления считается США. Наиболее ярко постмодернизм отражается в творчестве американских писателей, а именно последователей «школы чёрного юмора» в лице Томаса Пинчона, Дональда Бартельми, Джона Барта, Джеймса Патрика Данливи.
xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Русский постмодернизм в литературе | Литерагуру
Почему литература русского постмодернизма так популярна? К произведениям, которые относятся к данному явлению, каждый может относиться по-разному: кому-то они могут нравиться, кому-то — нет, но всё же такую литературу читают, поэтому важно понять, чем же она так привлекает читателей? Возможно, молодые люди, как основная аудитория таких произведений, после окончания школы, «перекормленные» классической литературой, (которая, несомненно, прекрасна) хотят вдохнуть свежего «постмодернизма», пусть где-то грубого, где-то даже несуразного, но такого нового и очень эмоционального.
История возникновения
Русский постмодернизм в литературе приходится на вторую половину 20 века, когда на людей, воспитанных на реалистической литературе, он оказывал шок и недоумение. Ведь нарочитое не поклонение законам литературного и речевого этикета, употребление нецензурной лексики не были присущими для традиционных направлений.
Теоретические основы постмодернизма заложены в 1960-е годы французскими учёными и философами. Русское его проявление отличается от европейского, но он не был бы таковым без своего «прародителя». Считается, что постмодернистское начало в России было положено, когда в 1970г. Венедикт Ерофеев создает поэму «Москва-Петушки». Это произведение, которое мы внимательно разобрали в данной статье, оказывает сильное влияние на развитие русского постмодернизма.
Краткая характеристика явления
Постмодернизм в литературе — это масштабное культурное явление, захватившее все сферы искусства ближе к концу 20 века, сменившее не менее известный феномен «модернизм». Существует несколько основных принципов постмодернизма:
- Мир как текст;
- Смерть Автора;
- Рождение читателя;
- Скриптор;
- Отсутствие канонов: нет хорошего и плохого;
- Пастиш;
- Интертекст и интертекстуальность.
Так как основной мыслью в постмодернизме является то, что ничего принципиально нового автор написать уже не может, создаётся идея «смерти Автора». Это означает в сущности то, что писатель не является автором своих книг, так как всё уже было написано до него, а последующее — лишь цитирование предыдущих творцов. Именно поэтому автор в постмодернизме не играет значительную роль, воспроизводя свои мысли на бумаге, он всего лишь тот, кто по-иному преподносит написанное ранее, вкупе со своим личным стилем письма, своей оригинальной подачей и героями.
«Смерть автора» как один из принципов постмодернизма даёт начало другой мысли о том, что в тексте изначально нет никакого смысла, вложенного автором. Так как литератор — это только лишь физический воспроизводитель чего-то, что уже было написано ранее, он не может вкладывать свой подтекст туда, где ничего принципиально нового быть не может. Именно отсюда рождается другой принцип — «рождение читателя», который означает, что именно читатель, а не автор вкладывает свой смысл в прочитанное. Композиция, подобранный конкретно к этому стилю лексикон, характер героев, главных и второстепенных, город или место, где действие разворачивается, возбуждает в нем его личные ощущения от прочитанного, наталкивает его на поиск смысла, который он изначально закладывает самостоятельно с первых прочитанных строк.
И именно этот принцип «рождения читателя» несёт в себе один из главных посылов постмодернизма — любая трактовка текста, любое мироощущение, любая симпатия или антипатия к кому-то или чему-то имеет право на существование, нет разделения на «хорошее» и «плохое», как это происходит в традиционных литературных направлениях.
По сути все вышеназванные постмодернистские принципы несут в себе единый смысл — текст может быть понят по-разному, может быть принят по-разному, кому-то он может симпатизировать, а кому-то — нет, не существует разделения на «добро» и «зло», любой, кто читает то или иное произведение, понимает его по-своему и, исходя из своих внутренних ощущений и чувств познает сам себя, а не происходящее в тексте. Читая, человек анализирует себя и свое отношение к прочитанному, а не автора и его отношение к этому. Он не станет искать смысл или подтекст, заложенный писателем, потому что его нет и быть не может, он, то есть читатель, скорее будет пытаться найти то, что он сам вкладывает в текст. Самое важное мы сказали, остальное, в том числе основные черты постмодернизма, можете прочитать здесь.
Представители
Представителей постмодернизма достаточно много, но хотелось бы поговорить о двоих из них: об Алексее Иванове и Павле Санаеве.
- Алексей Иванов – самобытный и талантливый писатель, появившийся в российской литературе 21-ого века. Он трижды номинировался на премию «Национальный бестселлер». Лауреат литературных премий «Эврика!», «Старт», а также премий Д.Н. Мамина-Сибиряка и имени П.П. Бажова.
- Павел Санаев — не менее яркий и выдающийся писатель 20-21 веков. Лауреат премии журнала «Октябрь» и «Триумф» за роман «Похороните меня за плинтусом».
Примеры
Географ глобус пропил
Алексей Иванов — автор таких известных произведений, как «Географ глобус пропил», «Общага-на-крови», «Сердце Пармы», «Золото бунта» и многих других. Первый роман находится на слуху в основном по х/ф с Константином Хабенским в главной роли, но роман на бумаге не менее интересен и увлекателен, чем на экране.
«Географ глобус пропил» — это роман о Пермской школе, об учителях, о несносных детях, и о не менее несносном географе, который по профессии и не географ вовсе. В книге содержится много иронии, грусти, доброты и юмора. Это создает ощущение полного присутствия при происходящих событиях. Конечно, как это соответствует жанру, здесь встречается много завуалированной нецензурной и очень оригинальной лексики, а также основной особенностью является наличие жаргона самой низкой социальной среды.
Всё повествование как бы держит читателя в напряжении, и вот, когда кажется, что что-то должно у героя получаться, вот-вот выглянет этот неуловимый лучик солнца из-за серых сгущающихся туч, как снова читатель неистовствует, потому что удача и благополучие героев ограничиваются лишь читательской надеждой на их существование где-то в конце книги.
Именно этим и характеризуется повествование Алексея Иванова. Его книги заставляют задуматься, понервничать, сопереживать героям или где-то на них обозлиться, недоумевать или хохотать над их остротами.
Похороните меня за плинтусом
Что же до Павла Санаева и его пробивающего на эмоции произведения «Похороните меня за плинтусом», оно является биографической повестью, написанной автором в 1994 году на основе его детства, когда он девять лет прожил в семье своего деда. Главный герой — мальчик Саша, второклассник, чья мать, не особо заботясь о сыне, отдаёт его на попечение бабушки. И, как мы все знаем, детям противопоказано пребывать у бабушек с дедушками больше определенного срока, иначе происходит либо колоссальный конфликт на почве недопонимания, либо, как у главного героя данного романа, всё заходит значительно дальше, вплоть до проблем с психикой и испорченного детства.
Этот роман производит более сильное впечатление, чем, например, «Географ глобус пропил» или что-либо другое из этого жанра, так как главным героем выступает ребенок, совсем ещё не созревший мальчик. Он не может самостоятельно поменять свою жизнь, как-то помочь самому себе, как это могли бы сделать персонажи вышеназванного произведения или «Общаги-на-крови». Поэтому сочувствия к нему намного больше, чем к остальным, и злиться на него не за что, он же ребёнок, реальная жертва реальных обстоятельств.
В процессе чтения опять же встречаются жаргон низшего социального уровня, нецензурная лексика, многочисленные и очень цепляющие оскорбления в сторону мальчика. Читатель постоянно находится в негодовании от происходящего, хочется поскорее прочитать следующий абзац, следующую строчку или страницу, чтобы убедиться, что этот ужас закончился, и герой вырвался из этого плена страстей и кошмаров. Но нет, жанр не позволяет никому быть счастливым, поэтому это самое напряжение затягивается на все 200 книжных страниц. Неоднозначные поступки бабушки и мамы, самостоятельное «переваривание» всего происходящего от лица маленького мальчика и сама подача текста стоят того, чтобы этот роман был прочитан.
Общага-на-крови
«Общага-на-крови» — книга уже известного нам Алексея Иванова, история одной студенческой общаги, исключительно в стенах которой, кстати, и происходит бо̀льшая часть повествования. Роман пропитан эмоциями, ведь речь идёт о студентах, у которых в жилах кипит кровь и бурлит юношеский максимализм. Однако, несмотря на эту некоторую безбашенность и безрассудность, они большие любители вести философские беседы, рассуждать о мироздании и Боге, судить друг друга и винить, каяться в своих поступках и оправдываться за них же. И в то же время у них нет абсолютно никакого желания хоть немного улучшить и облегчить своё существование.
Произведение буквально пестрит обилием нецензурной лексики, что поначалу кого-то может оттолкнуть от прочтения романа, но даже несмотря на это, он стоит того, чтобы его прочесть.
В отличие от предыдущих произведений, где надежда на что-то хорошее погасала уже в середине прочтения, здесь же она регулярно загорается и потухает на протяжении всей книги, поэтому финал так сильно бьёт по эмоциям и так сильно волнует читателя.
Как постмодернизм проявляется в этих примерах?
Что общага, что город Пермь, что дом бабушки Саши Савельева — это цитадели всего плохого, что живёт в людях, всего того, чего мы боимся и чего всегда стараемся избегать: нищеты, унижения, скорби, бесчувственности, корысти, пошлости и прочего. Герои беспомощны, независимо от их возраста и социального статуса, они жертвы обстоятельств, лени, алкоголя. Постмодернизм в этих книгах проявляется буквально во всём: и в неоднозначности персонажей, и в неопределённости читателя в его отношении к ним, и в лексике диалогов, и в беспросветности существования персонажей, в их жалости и отчаянии.
Данные произведения весьма тяжелы для восприимчивых и сверхэмоциональных людей, но пожалеть о прочитанном вы не сможете, потому что каждая из этих книг содержит в себе питательную и полезную пищу для размышлений.
Автор: Екатерина Пристанскова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!literaguru.ru
Постмодернизм в культуре и литературе современности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»
УДК 82:1:008
ББК 83.3(0)6
4 75
Чотчаева М.Ю.
Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы Ставропольского государственного педагогического института, e-mail: т. chotchaeva@mail. ги
Сосновский В.Т.
Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и методики ее преподавания Армавирской государственной педагогической академии, e-mail: агта-virgjrduma@mail. ги
Постмодернизм в культуре и литературе современности
(Рецензрована)
Аннотация:
Рассматриваются вопросы возникновения и формирования постмодернизма и его литературной формы, исследуются суть постмодернистского мировоззрения и специфика постмодернистской эстетики, имеющая печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, творчество разума, безграничность человеческих возможностей. Впервые выявляется, что типологической чертой для национальных инвариантов постмодернизма является отождествление с эпохой «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Проводится сравнительный анализ культур модерна и постмодерна. Отмечается, что авангардистской установке на новизну в постмодернизме противостоит стремление включить в современное искусство весь опыт мировой культуры путем ее ироничного цитирования, при этом рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращая его в среду обитания современного человека. Выявляются основополагающие характеристики постмодернистского текста. Осуществляется вывод о том, что специфичной особенностью постмодернизма стало объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала различных эпох, регионов и субкультур, а также «двухадресность» литературы, основанная на интертекстуальности.
Ключевые слова:
Модернизм, постмодернизм, деконструкция, постмодернистский текст, постмодернистская эстетика, постмодернистская ирония, интертекстуальность, метатекст, хаос, ризома, симулякр, фабуляция.
Chotchaeva M.Yu.
Doctor of Philology, Professor of Department of Russian Language and Literature, the Stavropol State Pedagogical Institute, e-mail: [email protected]
Sosnovsky V.T.
Doctor of Philology, Professor of Department of Literature and Technique of its Teaching, the Armavir State Pedagogical Academy, e-mail: [email protected]
Postmodernism in culture and literature of the present
Abstract:
The paper examines the issues of emergence and formation of postmodernism and its literary form, the essence of postmodern outlook and specifics of postmodern esthetics demonstrating the disappointment in ideals and values of the Renaissance and the Enlightenment with their belief in progress, creativity of reason, and infinity of human opportunities. For the first time it is defined that typological line for national invariants of postmodernism is the identification with an era of the «tired», «entropic» culture noted for eschatological moods, esthetic mutations, diffusion of big styles, and eclectic mixture of art languages. The comparative analysis of cultures of a modernist style and postmodern is carried out. It is noted that avant-garde attitude to novelty in postmodernism is resisted by the aspiration to include in the modern art the integrated experience of world culture by its ironic citing. At the same time a reflection concerning the modernist concept of the world as chaos develops into experience of game development of this chaos, turning it into the habitat of the modern person. Fundamental characteristics of the postmodern text are identified. It is inferred that combining within one work of the styles, figurative motives and techniques borrowed from stores of various eras, regions and subcultures, as well as the «two-targeting» of literature based on an intertextuality became specific feature of postmodernism.
Keywords:
Modernism, postmodernism, deconstruction, postmodern text, postmodern esthetics, postmodern irony, intertextuality, metatext, chaos, rhizome, simulacrum, fabulation.
По своей сути постмодернизм является эстетическим переворотом, произошедшим в Европе во второй половине XX века, вышедшим из студенческих аудиторий и ставшим реакцией на потребительское общество. Это своего рода форма эстетического бунтарства, где цитирование известных образцов представлено в форме коллажа, а главной отличительной чертой является эклектика (смешение различных элементов восточной, западной, европейской, латиноамериканской, африканской и европейской культур).
Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, творчество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для национальных вариантов постмодернизма можно считать отождествление с эпохой «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим сме-
шением художественных языков. Авангардистской установке на новизну здесь противостоит стремление включить в современное искусство весь опыт мировой культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращая его в среду обитания современного человека. Прошлое как бы просвечивает в постмодернистских произведениях сквозь накопившиеся стереотипы о нем, понять которые помогает метаязык, анализирующий и интерпретирующий язык искусства как самоценность.
Философско-эстетической основой постмодернизма являются идеи постструктуралистов и постфрейдистов о деконструкции (Ж. Деррида), шизоана-лиз (Ж.Делез, Ф. Гваттари), и также концепция иронизма итальянского семиотика У. Эко и американского неопрагматика Р. Рорти. Спецификой постмодернистской эстетики является то, что она берет на вооружение неклассическую трактов-
ку классических образцов. Но при этом, дистанцируясь от классической эстетики, постмодернизм не вступает с ней в конфликт, а стремится вовлечь ее в свою орбиту, но уже на новых теоретических основаниях. Постмодернистская эстетика, выходящая за рамки классического логоса, принципиально антисистематич-на, адогматична, чужда жесткости и замкнутости концептуальных построений. Ее символы — лабиринт, ризома.
Центральное место в эстетике постмодернизма занимает комическое в его иронической ипостаси: иронизм становится смыслообразующим принципом мозаичного постмодернистского искусства. Пересмотр классических представлений о созидании и разрушении, порядке и хаосе, серьезном и игровом в искусстве свидетельствует о сознательной переориентации с классического понимания художественного творчества на конструирование артефактов методом монтажа. На первый план выдвинулись проблемы симулякра, метаязыка, интертекстуальности, контекста — художественного, культурного, исторического, религиозного. Симулякр занял в эстетике постмодернизма место, принадлежавшее в классической эстетике художественному образу, и ознаменовал собой разрыв с репрезентацией, референциацией как основами классического западноевропейского искусства.
Наиболее существенное отличие философии постмодернизма — переход с позиций антропоцентрического гуманизма на платформу современного универсального гуманизма, где экологическое измерение охватывает все живое — человечество, природу, Космос. Этот подход свидетельствует о плодотворности антииерархических идей культурного релятивизма, утверждающих многообразие, самобытность и равноценность всех граней творческого потенциала человечества.
В свое время модерн стремился не просто к описанию реальности, но и к моделированию ее, при этом стремясь сти-
мулировать развитие осмысленных поступков. Суть же постмодернистского мировоззрения лучше всего описывается двумя формулами, между которыми модернизм не делает различия: это формула Сократа (знание есть добродетель) и формула Бэкона (знание есть сила). Таким образом, «разум», «могущество», «добро» составили монолитную основу этоса модерна. Доминанты постмодернизма совершенно иные. В первую очередь, это ирония и деконструкция (расслаивание и декомпозиция всего, что выглядит целостным, внушительным и подлинным). Постмодернизм — это мир кавычек, отображающих глубоко эшелонированную условность любого утверждения о реальности. Реальность в постмодернизме всегда представляется полемичной и раздробленной, и единственной константой в ней может быть только множественность описания этой самой «реальности». Деконструкция как способ мышления и познания не уничтожает ни одно из утверждений реальности, а раскладывает их на элементы, чтобы сделать очередную ре-композицию. Для произведений постмодернизма характерно изложение автором того, как он пишет данное произведение, с переключениями от изложения процесса написания к самому произведению и обратно, при этом процесс написания перемежается со всевозможными внесю-жетными рассуждениями и отсылками общего характера.
Джон Барт, который посвятил много работ феномену постмодернизма, в 1967 г. опубликовал эссе «Литература истощения», посвященное рассуждениям о необходимости новой эпохи в литературе после исчерпавшего себя модернизма. А в 1979 г. он публикует новое эссе «Литература восполнения» и поясняет свою предыдущую публикацию: «По моим понятиям, идеальный писатель постмодернизма не копирует, но и не отвергает своих отцов двадцатого века и своих дедов из девятнадцатого: первую половину он таска-
ет не на горбу, а в желудке: он успел её переварить …. Идеальный роман постмодернизма должен каким-то образом оказаться над схваткой реализма с ирреализ-мом, формализма с «содержанизмом», чистого искусства с ангажированным, прозы элитарной — с массовой. … По моим понятиям, здесь уместно сравнение с хорошим джазом или классической музыкой. Слушая повторно, следя за партитурой, замечаешь то, что в первый раз проскочило мимо. Но первый раз должен быть таким потрясающим — и не только на взгляд специалиста, — чтобы захотелось повторить» [1: 46].
Характерными признаками постмодернистского произведения являются фрагментация и нелинейное повествование. При этом временные искажения в литературе постмодернистской направленности зачастую используются для придания оттенка иронии.
Произведения постмодернизма отличаются наличием такого явления, как фа-буляция. Этот термин пришел из психологии и означает смесь вымышленного с реальным в речи и памяти: постмодернистский автор намеренно отказывается от всякого жизнеподобия и принципа мимесиса, прославляя при этом вымысел и чистое творчество. Фабуляцией оспариваются традиционная структура романа и значимость рассказчика, при этом в произведение включаются такие элементы, как миф, магия, научная фантастика. Многие произведения постмодернистского толка возведены в статус метапрозы, то есть, посвящены самому процессу написания. Ме-тапроза зачастую используется автором для того, чтобы устранить репрессивную функцию писателя и сравнять автора и читателя на уровне интерпретации.
Особое значение в литературе постмодернизма имеет интертекстуальность. Этот термин был введен Ю. Кристевой и означает, что весь мир предстает как текст, а включение одного произведения в другое неизбежно, поскольку автор в
постмодернизме является всего лишь носителем огромного словаря, из которого черпает информацию, поскольку «все уже сказано, но не обо всем подумано» (Р. Барт), а рождение нового возможно лишь при комбинировании по-новому уже известных элементов. В тексте интертекстуальность проявляет себя по-разному: связь между текстами обнаруживается и в смыслах, и в стилистике, и в единичном упоминании, и в прямом цитировании.
При помощи интертекстуальности становится возможным создание новой реальности и принципиально нового, «другого» языка культуры. При этом текст представляет собой не завершенное произведение, а становится динамичным процессом порождения смыслов, многолинейным и принципиально вторичным, т.е. многомерным пространством, где сочетаются различные виды письма, но при этом ни один из них не является исходным, поскольку текст состоит из цитат, отсылающих к тысячам культурных источников. Ролан Барт в своем известном труде «Смерть автора» пишет о том, что писатель может только подражать тому, что было написано ранее, сам же он может только смешивать разные виды письма, при этом сталкивая их друг с другом, поскольку внутренняя «сущность», которую он готов передать, — толковый словарь, где слова объясняются с помощью других слов [2].
Характерной особенностью постмодернизма стало объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала различных эпох, регионов и субкультур. Художники слова используют аллегорический язык классики, барокко, символику древних культур. Необходимо упомянуть и о театральности постмодернизма, его работе на публику. В словаре терминов Ильина говорится о том, что в наше время буквально все стало театральным, все становится представлением (в театральном смысле — шоу), которое можно наполнить своей энергией наслаж-
дения [3]. При этом, «…формируя нового читателя, постмодернизм создает и новую реальность, в которой реальной жизнью живут не только люди, но и вещи, символы, созданные людьми» [4: 161].
Жанровый и стилевой синкретизм, присущие литературе постмодернизма, обусловливаются игровым принципом, многие постмодернистские тексты можно интерпретировать в различных жанровых ключах. Так, например, жанр «Имени розы» У. Эко можно определить и как философский роман, и как детективный роман. Соответственно жанрам автор использует и стили, что приводит к общей стилевой неоднородности текста. Множественность интерпретаций обусловливает «двухадресность» произведений искусства постмодернизма. Они обращены к интеллектуальной элите, знакомой с кодами культурно-исторических эпох, претворенных в данном произведении, и к массовому читателю, который обнаружит в них один, находящийся на поверхности доступный код, который, тем не менее, также дает почву для бесконечного множества интерпретаций
При исследовании организации текстовых структур ученые выявили различные способы создания эффекта преднамеренного повествовательного хаоса, повествования текста фрагментами, восприятия мира как лишенного смысла, закономерности и упорядоченности. Но возник вопрос — что же является связующим центром подобного гетерогенного материала. Мамгрен предположил, такой центр — маска автора в романе. Маска автора, или авторская маска — это принцип игровой реализации образа автора в форме травести-
рованного автора — персонажа, от лица которого идет повествование.
Писатель и теоретик постмодернизма Умберто Эко сравнивает постмодернизм с двойным кодированием «Постмодернистская позиция напоминает мне положение человека, влюбленного в очень образованную женщину. Он понимает, что не может сказать ей «люблю тебя безумно», потому что понимает (а она понимает, что он понимает), что подобные фразы — прерогатива Барбары Картленд. Однако выход есть. Он должен сказать: «По выражению Барбары Картленд, — люблю тебя безумно». При этом он избегает деланной простоты и прямо показывает ей, что не имеет возможности говорить по-простому; тем не менее, он доводит до ее сведения то, что собирался довести — то есть, что он любит ее, но его любовь живет в эпоху утраченной простоты» [5: 427 — 467].
Самыми влиятельными писателями постмодернистами признают Умберто Эко, Дона Делилло, Джулиана Барн-са, Уильяма Гибсона, Вл. Набокова, Джона Фаулза, Милорада Павича, Тома Стоп-парда. Русскими постмодернистами в той или иной степени являются Борис Аку-нин, Иосиф Бродский, Венедикт Ерофеев, Дмитрий Пригов, Григорий Остер, Виктор Пелевин, Саша Соколов, Владимир Сорокин, Татьяна Толстая и др.
Постмодернизм не может претендовать на широкую популярность, так как возник как элитная форма в искусстве, тем не менее, он может быть интересен различным слоям общества, так как многослойная структура постмодернистского письма может увлечь читателя с различной рецепцией.
Примечания:
1. Barth John. «The Literature of Replenishment in The Friday Book» / J Bart. -Baltimore: Johns Hopkins University Press. — 1984.
2. Барт P. Смерть автора / P. Барт // Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт; пер. с фр., вступ. ст. и коммент. Г. К. Косикова. -М.: Прогресс, 1989 — 615 с.
3. Ильин И. П. Постмодернизм. Словарь терминов / И. П. Ильин. — М.: Интрада,
2001.-384 с.
4. Кучменко М. А. Постмодернизм в современном литературном пространстве / М. Кучменко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». — Майкоп: изд — во АГУ, 2013. -Вып. 2(121). -С. 159 -162.
5. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» / У. Эко — М.: Книжная палата, 1989. — 92 с.
References:
1. Barthes R. The death of the author / R. Barthes // Selected works. Semiotics. Poetics / R. Barthes; transl. from French, introd. art. and comments by G.K. Kosikov. -M.: Progress, 1989.-615 pp.
2. Ilyin I.P. Postmodernism. Glossary of terms / I.P. Ilyin. — M.: Intrada, 2001. — 384 pp.
3. Kuchmenko M.A. Postmodernism in contemporary literary space / M. Kuchmenko // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. — Maikop: ASU Publishing house, 2013. -Iss. 2 (121). — P. 159-162.
4. EcoU. Postscript to The Name oftheRose/U. Eco-M.: Knizhnaya Palata, 1989. -92 pp.
5. Barth John. The Literature of Replenishment in The Friday Book / J. Bart. — Baltimore: Johns Hopkins University Press. — 1984.
cyberleninka.ru
ПОСТМОДЕРНИЗМ • Большая российская энциклопедия
ПОСТМОДЕРНИ́ЗМ (постмодерн), широкое течение в культуре 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. (в философии, гуманитарных науках, искусстве и литературе), преим. в странах Европы и Сев. Америки. В отличие от модернизма с его программной установкой на новизну, П. обращается к культурному наследию прошлого как объекту игрового освоения, иронич. цитирования и ситуационного переосмысления (при включении его в разнообразные контексты), источнику стилизации и эклектич. комбинирования его форм.
Термин «П.», появившийся в 1870-х гг. у англ. художника Дж. У. Чапмана для обозначения живописи после импрессионизма, фигурирует затем в работе нем. писателя и философа Р. Панвица «Кризис европейской культуры» («Die Krisis der europäischen Kultur», 1917), позднее у исп. литературоведа Ф. де Ониса (1934) и обретает обобщённый социокультурный смысл в «Постижении истории» («A study of history», vol. 8, 1954) А. Тойнби («эпоха постмодерна», наступившая после франко-прусской войны 1870–71). Широкое распространение получил после публикации книги Ч. Дженкса об архитектуре П. («The language of post-modern architecture», 1977).
Первой основательной попыткой филос. осмысления П. стала книга Ж. Ф. Лиотара «Состояние постмодерна» («La condition postmoderne», 1979, рус. пер. 1998). Лиотар констатировал конец эпохи «великих повествований» («метанарративов» – метафизич., социально-филос. и т. п. «текстов», претендующих на универсальное значение), которые служили глобальной репрезентацией и легитимацией человеческой истории (концепции прогресса, социальной эмансипации, коммунизма и т. п.) и сменились в эпоху информационного общества множеством отд. «дискурсов», «малых повествований», не сводимых друг к другу «языковых игр» (в духе Л. Витгенштейна).
В концепции деконструкции, разработанной Ж. Деррида, отвергаются классич. логоцентризм, мышление бинарными оппозициями и чётко очерченными понятиями, вообще любое притязание на установление некоего конечного смысла созданного автором текста. Последний оказывается полем потенциально разноречивых и амбивалентных значений, и деконструкция – одновременно «деструкция» и «реконструкция» (разборка и сборка) – предполагает выявление этих неочевидных значений и внутр. противоречивости текста, а также следов его интерпретации в истории культуры. Понятие деконструкции получило широкое распространение в постмодернистской философии, легло в основу лит.-критич. методологии йельской школы (П. де Ман, Х. Блум и др.).
В описанном Ж. Бодрийяром феномене гиперреальности – создаваемой средствами массовой информации виртуальной реальности, в которой исчезает различие между реальным и воображаемым, – центр. место занимают понятия симуляции и симулякра. Симулякр – репрезентация несуществующего, знак без означаемого (референта), «копия без оригинала» – в эстетике П. играет роль, аналогичную понятию худож. образа в классич. эстетике.
Традиц. замкнутой «древовидной» структуре знания с его бинарными оппозициями и жёсткой иерархич. организацией Ж. Делёз и Ф. Гваттари противопоставили т. н. ризому – открытую полиморфную «клубневую» систему, не имеющую фиксированного центра и «ветвящуюся» во всех направлениях. Деструкции были подвергнуты такие основополагающие понятия европ. философии, как «бытие», «смысл» (критика «идеологии истины» с её разграничением истины и знания у Р. Рорти) и т. п. «Субъект» перестаёт быть центром (идея смерти «автора» у Р. Барта и М. Фуко), и его место занимают безличные структуры, принципу «тождества» («идентичности») противопоставляется категория «различия».
В работе амер. исследователя Ф. Джеймсона (р. 1934) «Постмодернизм, или Логика культуры позднего капитализма» («Postmodernism, or The cultural logic of late capitalism», 1991) содержится масштабное описание социальных, антропологич. и эстетич. аспектов П. как глобального социокультурного феномена. С утратой традиц. типов идентичности (в т. ч. автономного субъекта эпохи классич. капитализма) в деклассированном обществе потребления исчезает различие между «высокой» и массовой культурой, постулированное экзистенциализмом различие между «подлинным» и «неподлинным» и т. п. Джеймсон отмечает в П. отсутствие «глубины», общую тенденцию к «поверхностности», угасание активного чувства истории (и как надежды, и как памяти) в переживании «перманентного настоящего», преобладание синхронного пространства над временем, перевес визуального над вербальным с распространением новых коммуникативных технологий (прежде всего телевидения с его «Ниагарой визуальной трескотни»).
В целом для П. характерно смешение разл. жанров и дискурсов, включение в науч. и филос. тексты таких приёмов иск-ва и лит-ры, как элементы повествования, монтаж и коллаж, аллюзии и метафоры, контекстуальные разрывы и т. п.
В новейшей социологич. лит-ре термин «постмодерн» нередко употребляется для обозначения эпохи, приходящей на смену модерну, индустриальному обществу и знаменующей собой конец начатого в Новое время «проекта современности», развёртывавшегося в процессе модернизации. Вместе с тем многие исследователи считают данный период новой фазой модерна – «текучей» современностью, «поздним», «незавершённым», «радикализированным» модерном и т. п. (З. Бауман, Ю. Хабермас, У. Бек, Э. Гидденс и др.). Наряду с этим для характеристики специфич. аспектов социального развития на рубеже 20–21 вв. используются понятия: постиндустриальное общество, информационное общество, общество потребления, общество риска, общество «сетевых структур» и т. п.
Постмодернизм в литературе
Постмодернизм в литературе оформился в 1960-е гг., в значит. степени развив поэтич. достижения авангардизма, в особенности сюрреализма и абсурда театра. На становление лит-ры П. заметное влияние оказал постструктурализм с присущими ему принципиальным антидогматизмом и критикой любых идеологий (именуемых структурами, мифологиями или концептами). Для лит-ры П., принципиально противопоставившей себя всем худож.-идеологич. языкам, претендовавшим на реалистич. отображение жизни, характерно представление о тексте как единственной модели реальности, а также рефлексия по поводу способов его создания, призванная продемонстрировать условность природы повествования и потенциальное множество равнозначных сюжетных решений (романы Дж. Фаулза, А. Роб-Грийе, Ф. Соллерса, Дж. Барта и др.). Центр. приём лит-ры П. – ирония: произведение задумывается (в соответствии с принципом интертекстуальности) как игра с читателем, который должен распознать скрытые или явные аллюзии, цитаты и реминисценции, а также разработать собственную, часто нелинейную, стратегию чтения, иллюстрирующую принцип бесконечности интерпретаций и пародирующую поиски объективно отсутствующего смысла («Хазарский словарь» и «Внутренняя сторона ветра» М. Павича; «62. Модель для сборки» Х. Кортасара, и др.). Пристрастие к парадоксальным сюжетным ситуациям, алогизму и гротеску, стремление к фрагментарности и хаотичности повествования, к смешению стилей и жанров, реального и фантастического, серьёзного и комического, к размыванию границ между высоким искусством и массовой литературой, присущие писателям-постмодернистам, нередко сочетаются с обращением к мифу с целью обнажения глубинных основ культуры (Г. Гарсия Маркес и лат.-амер. магический реализм), а также критики примитивности человеческого мышления в постиндустриальном обществе (Ж. Перек, М. Уэльбек, Ф. Бегбедер и др.). Характерные особенности лит-ры П. нашли яркое воплощение в произведениях Т. Пинчона, У. Берроуза, Д. Бартелма, К. Воннегута, И. Кальвино, У. Эко, позднего В. В. Набокова (романы «Бледный огонь», 1962, «Ада», 1969), В. В. Ерофеева, Э. В. Лимонова, В. О. Пелевина, В. Г. Сорокина, Д. А. Пригова, Саши Соколова, В. А. Пьецуха и др.
Постмодернизм в архитектуре
Постмодернизм в архитектуре – направление, возникшее во 2-й пол. 1960-х гг. как реакция на господство модернизма, унифицированность его формального языка и равнодушие к градостроит., историч. и др. контекстам проекта. Нацеленности модернизма на «конструирование» будущего приверженцы П. противопоставили опору на традицию, а рациональности – внимание к эмоциональному воздействию архитектуры. Для П. характерны интерес к градостроит. ситуации, стилевой плюрализм (использование любых стилей прошлого, зачастую – соединение «несовместимых» материалов и историч. мотивов в одном проекте), учёт реальных потребностей заказчика и населения в целом (создание обществ. пространств, использование разных цветов и масштабов вместо «серой» и единообразной застройки). Работы архитекторов-постмодернистов отличают игровое начало и ирония, а также метафоры и символы (в первую очередь работы А. Росси), «театральность» языка (напр., постройки Р. Бофилла 1970–1980-х гг. в Париже и его окрестностях).
Теоретич. базу архит. П., включающую комплексную критику модернизма, заложили Р. Вентури [«Сложность и противоречия в архитектуре» («Complexity and contradiction in architecture», 1966) и «Уроки Лас-Вегаса» («Learning from Las Vegas», 1972, совм. с Д. Скотт-Браун и С. Айзенуром)] и Ч. Дженкс [«Язык архитектуры постмодернизма» («The language of Post-Modern architecture», 1977, рус. пер. 1985)].
М. А. Белов, С. М. Бархин. Японский дом сегодня, или жилище островитянина. Конкурсный проект. 1987–89.
Амер. архитекторы Ч. Мур, М. Грейвс, Ф. Джонсон, Р. Стерн, в меньшей степени Р. Вентури разрабатывали наиболее «ироничный» и игровой вариант П. («поп-архитектура», элементы китча) с ярко выраженной коммерч. составляющей: заметные, оригинальные постройки рассматривались их заказчиками как разновидность рекламы (напр., постройки Грейвса, А. Исодзаки во Флориде для компании «Disney»). В Европе сформировалось т. н. неорационалистич. направление П. (А. Росси, М. Ботта, О. М. Унгерс, Й. П. Кляйхус), а также «необарокко» (П. Портогези) и «неоклассицизм» (Л. Крие и мн. др. архитекторы из числа традиционалистов). Свободное формообразование в русле П. отличает творчество Х. Холляйна, Г. Пейхля, Дж. Стерлинга. В СССР П. были близки В. В. Лебедев, Л. Н. Павлов, мастера т. н. бумажной архитектуры кон. 1970-х – 1980-х гг. А. С. Бродский, И. В. Уткин, Ю. И. Аввакумов, М. А. Белов, С. М. Бархин и др.
Т. Фаррелл. Административное здание «Воксхолл-Кросс» в Лондоне. 1994.
Это направление, которое также можно воспринимать как условный «стиль», сошло со сцены к сер. 1990-х гг., хотя постройки в его русле продолжают появляться и в 2010-е гг., как правило, в регионах, далёких от центров актуального архит. творчества, или же в рамках типов, им мало затронутых (напр., торговые комплексы). Значительно более устойчивым оказался разработанный П. подход к градостроительству: квартальная застройка и сформированный фронт улицы (при этом первые этажи зданий отводятся под магазины и др. объекты инфраструктуры) взамен модернистской свободной постановки архит. объёмов; смешанная типология зданий и многофункциональность гор. среды вместо свойственного предшествующему периоду функционального зонирования. Эти принципы сохраняют значимость по сей день, так же как и идея об оптимальности среднеэтажной застройки. В сфере дизайна к П. относят работы итал. группы «Мемфис», Р. Вентури, М. Грейвса.
В широком смысле под архитектурой П. порой понимают всю совокупность направлений, возникших «после модернизма» (т. е. начиная с сер. 1960-х гг.), включая также деконструктивизм, хайтек, неомодернизм, нелинейную архитектуру и т. д.
Постмодернизм в изобразительном искусстве
Термин «П.» стал применяться с 1970-х гг. Его первым проявлением стал поп-арт, инкорпорировавший в собств. худож. систему «имиджи» популярной культуры и тем самым преодолевший разрыв между культурой массовой и элитарной. В нач. 1980-х гг. произошло «возвращение» к живописи; вновь стали высоко цениться такие её свойства, как миметич. образность, эмоциональность, чувственные качества красочной массы (богатая фактура и насыщенность цветовыми оттенками). Две междунар. выставки («Новый дух в живописи» в Лондоне, 1981, и «Дух времени» в Зап. Берлине, 1982) выявили направления, стремившиеся соединить разнородные пласты культуры, интегрировать в одном произведении актуальную реальность и миф, образы классич. шедевров и уличные граффити. К наиболее заметным течениям П. относятся неоэкспрессионизм («новые дикие») в Германии, итал. трансавангард, «свободная фигуративность» во Франции (Ж. М. Альберола, Ж. Ш. Бле, Ф. Буарон, Р. Комба), нео-поп, «новый образ» и «плохая живопись» в США [Дж. Кунс, Р. Лонго, Д. Салле (Салл), Э. Фишль, Дж. Шнабель (Шнабел)]; сюда же можно отнести гиперреализм, творчество амер. художников-граффитистов К. Харинга и Ж. М. Баския (Баскиа). Участники итал. группы «Pittura colta» («просвещённая живопись»; известна также под назв. «неоманьеризм» – К. М. Мариани, А. Абате и др.) стремились к точному воспроизведению техники, стилистики академич. живописи, выявляя театральность аллегорич. сюжетов, изложенных языком иллюзионизма. Произведения П. организуются как поле взаимодействия разл. стилевых приёмов и тематич. мотивов – вследствие их пересечения образуются многоуровневые сетки, в пространстве которых происходят их свободные перетекания, ассоциативные сцепления, слияния в разные смысловые блоки. Реминисценции, перефразирование известных картин, также прямое цитирование и заимствования (т. н. апроприации) стали характерными свойствами П. в живописи, а затем и в др. видах иск-ва (скульптура, инсталляция, видео-арт, фотоискусство).
В рос. иск-ве аналогией европ. и амер. П. в 1970–80-е гг. было творчество сформировавшихся в рамках андерграунда мастеров моск. апт-арта, концептуального искусства, соц-арта, «новых художников» в С.-Петербурге и др.
Постмодернизм в кино
Черты П. начали проявляться уже в фильмах представителей франц. «новой волны» – Ж. Деми («Лола», 1961), Ж. Л. Годара («Жить своей жизнью», 1962), А. Варда («Счастье», 1965) и др., для которых характерны рефлексии, связанные с вторжением в жизнь массовой культуры. Постепенный переход от модернизма, доминировавшего в кинематографе 1960-х гг., к П. особенно заметен в творчестве М. Антониони: тема исчезающей реальности в фильмах «Приключение» (1960) и «Затмение» (1961), освоение пластов поп-арта и молодёжной контркультуры, а также феномен подмены жизни её рекламно-медийной имитацией в картинах «Фотоувеличение» («Blow up», 1967) и «Забриски Пойнт» (1970). Заметный вклад в формирование П. на Западе внесли режиссёры, эмигрировавшие из стран социализма: Р. Полански, М. Форман, позднее – А. С. Кончаловский. Постмодернистский дискурс окончательно оформился в кинематографе 1970–80-х гг.: С. Кубрик и П. Гринауэй – в Великобритании; Ф. Ф. Коппола, Дж. Уотерс, М. Скорсезе, Б. Де Пальма – в США; С. Леоне – в Италии, А. Каурисмяки – в Финляндии, П. Альмодовар – в Испании, а также представители т. н. нового барокко во Франции – Л. Бессон, Ж. Ж. Бенекс, Л. Каракс. При широком диапазоне худож. установок, граничащих с пародией и китчем, их объединяют общие черты: деидеологизация, тотальная ирония, стирание границ между «высоким» и «низким», внедрение в структуру фильмов эстетики рекламы, обилие культурных и кинематографич. цитат. В противовес своим предшественникам эпохи модернизма большинство режиссёров П. отвергают культ авторства, а в качестве критериев ценности фильма выдвигают зрелищность, тревожное ожидание чего-то неизвестного («саспенс») и т. п. В. Вендерс в своих меланхолических «road movie» (фильмах-путешествиях) развивал начатую Антониони тему исчезновения реальности, дополняя её мыслью о смерти кино; его последователем стал канад. режиссёр арм. происхождения А. Эгоян («Экзотика», 1994).
В 1980–90-е гг. П. оставил глубокий отпечаток в амер. жанровом кино («Молчание ягнят» Дж. Демми, 1991; «Семь» Д. Финчера, 1995), ярко проявился в фильмах Д. Линча, пришедшего в зрелый период к эстетике «неоварварства»: поэтизация инфантильной поп-культуры амер. провинции в виде мистич. сказки. Др. представитель «поэтического» П. – Т. Гиллиам причудливо соединяет реальность, фантазию и китч («Бразилия», 1985; «Король-рыбак», 1991). Постмодернистскую интерпретацию классич. амер. мифологии дали Дж. Джармуш («Чужероднее рая», 1984; «Мертвец», 1995), братья Дж. Д. и И. Дж. Коэн («Бартон Финк», 1991; «Фарго», 1996).
В 1990-е гг. достижениями кинематографа П. стали «Подполье» Э. Кустурицы (1995), «Рассекая волны» Л. фон Триера (1996), «Всё о моей матери» Альмодовара (1999). Эстетику П. использовали Н. С. Михалков («Очи чёрные», 1987; «Утомлённые солнцем», 1994), кит. режиссёры Цай Минлян («Река», 1996) и Вонг Карвай («Любовное настроение», 2000), позднее – мекс. режиссёр Г. дель Торо («Лабиринт фавна», 2006). Сформулированная во 2-й пол. 1990-х гг. Триером концепция «Догмы», противостоявшая как модернизму, так и П., явилась попыткой вернуть целомудрие и аскетизм раннего кино. В целом кинематограф 2000–10-х гг., не отвергая накопленный П. опыт, всё чаще возвращается к классич. эстетике.
Постмодернизм в театре
Отправной точкой для постмодернистской рефлексии стали А. Арто и его концепция «Театра жестокости». С сер. 20 в. рождались теории о «конце репрезентации» и «кризисе миметизма» (Ж. Деррида), концепции «энергетического театра» (Ж. Ф. Лиотар), «театра без спектакля» (К. Бене), «постдраматического театра» (Х. Т. Леман), подмены актёрского мастерства теорией «перформативного поведения» (Э. Барба) и т. д. Для театра П. характерны интертекстуальность, коллажность, полистилистика и плюрализм, пастиш, двойной код, деконструкция и т. п. Черты постмодернистского театра нашли яркое выражение в деятельности «Ливинг-тиэтр», Е. Гротовского, Т. Кантора, Барбы, Р. Уилсона, А. Мнушкиной, П. Шеро, Р. Лепажа, Т. Судзуки и др. «Праздничность», родственная спортивным играм и развлечениям, свободная компиляция ставших классическими театральных «текстов» (от драматургии до пластического и звукового оформления), игра отнюдь не всегда читаемыми зрителем и осознанными автором цитатами, отсутствие строго выведенной сюжетной линии, постоянная трансформация характеров, вербатим, апелляция к образам массовой культуры параллельно «игре в классику» – всё это присутствует в театре постмодернизма.
Новейшая драматургия (С. Шепард, Т. Стоппард, М. Павич и др.) породила новый тип героя и новые амплуа (напр., «посторонний») и – при установке на уничтожение границ между традиционно понимаемыми видами и родовыми особенностями оперы, танца, драмы и музыки – способствовала образованию новых театральных жанров.
Характерными чертами постмодернистского спектакля можно считать ослабление режиссёрской воли в организации смысла представления, выдвижение на первый план сценографа и хореографа, стремление подменить катарсис трансом, «узнавание» и сопереживание персонажам – критич. позицией зрителя.
В СССР с 1960-х гг. П. существовал преим. как пародийное отражение в худож. творчестве жёсткой офиц. идеологич. схемы. Как эпохальные в манифестации новой театральности и постмодернистские по проблематике, поэтике, мощи звучания и силе резонанса выделяются спектакли таких разных режиссёров, как А. А. Васильев и Р. Г. Виктюк. На рубеже 20–21 вв. П. периодически возникает в качестве интерпретационного кода в деятельности рос. режиссёров Б. Ю. Юхананова, Клима (В. А. Клименко), В. В. Мирзоева, А. А. Могучего, И. Н. Ларина, А. В. Слюсарчука, в спектаклях «Инженерного театра АХЕ» и др.
Постмодернизм в музыке
Проявления П. в музыке кон. 20 – нач. 21 вв. чаще всего связывают с осмыслением и переоценкой ценностей авангардизма сер. 20 в. (иначе называемого авангардом-II, новейшей музыкой). Реакцией на сериализм, неконтролируемую алеаторику, эстетику «инструментального театра», хеппенинг, эксперименты в области конкретной музыки, электронной музыки явилось тяготение к «новой простоте» (В. Рим в Германии). Ряд композиторов 1970–80-х гг. ощутили потребность вернуться к более традиц. языку, эмоциональной непосредственности, естественности высказывания, не боясь обвинений в эпигонстве и эклектике (наиболее радикально этот поворот осуществили В. И. Мартынов, К. Пендерецкий, А. Пярт, В. В. Сильвестров и представители амер. минимализма). Историзация сознания композиторов (примерно с кон. 1960-х гг.), наоборот, выразилась в тенденции к «новой сложности» (Б. Фернихоу в Великобритании), в обильном цитировании заимствованного муз. материала, в частности в технике коллажа (поздний Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин, Л. Берио и др.) и в полистилистике (А. Г. Шнитке). Вместе с тем П. как эстетич. программа (в том смысле, как этот термин вошёл в философию, лит-ру, изобразит. иск-во и кино) практически не коснулся музыки, где ценностная вертикаль и приверженность худож. канону (традиционному или искомому в историч. перспективе) сохраняют своё значение. На этом основании ряд рос. исследователей (Т. В. Чередниченко, В. Н. Холопова) считают термин «П.» неприменимым к музыке.
bigenc.ru