Большая маленькая ложь — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Больша́я ма́ленькая ложь» (англ. Big Little Lies) — американский драматический телесериал HBO, созданный Дэвидом Э. Келли на основе одноимённого романа Лианы Мориарти[1]. Сериал состоит из семи эпизодов в первом сезоне, режиссёром которых выступил Жан-Марк Валле[2] и семи эпизодов во втором сезоне, где режиссером была Андреа Арнольд. Съёмки сериала начались в январе 2016 года[3]; первый тизер-трейлер был выпущен в октябре того же года[4]. Премьера сериала состоялась 19 февраля 2017 года[5].
Хотя изначально сериал планировался как лимитированный, 8 декабря 2017 года HBO объявил о разработке второго сезона[6]. Показ второго сезона в США состоялся 9 июня 2019 года.
- = Главная роль в сезоне
- = Второстепенная роль в сезоне
- = Гостевая роль в сезоне
Основной состав[править | править код]
- Риз Уизерспун — Мадлен Марта Маккензи, одна из главных героинь. Есть дочь-подросток от первого брака, от второго — девочка-первоклассница.
- Николь Кидман — Селеста Райт, успешный адвокат. Замужем за Перри и воспитывает двух близнецов. Лучшая подруга Мадлен.
- Шейлин Вудли — Джейн Чэпмен, новенькая, которая сразу же подружилась с Мадлен. Воспитывает сына одна, подрабатывает бухгалтером. Именно Пэрри является отцом её ребёнка Зигги.
- Александр Скарсгард — Перри Райт, муж Селесты. Моложе её, из-за чего ходит много слухов. Вначале представляется как любящий муж и отец близнецов. На самом деле садист и насильник.
- Адам Скотт — Эд Маккензи, муж Мадлен.
- Джеймс Таппер — Нейтан Карлсон, бывший муж Мадлен, отец Эбигейл и Скай.
- Зои Кравиц — Бонни Карлсон, жена Нейтана и мать Скай.
- Джеффри Нордлинг — Гордон Клайн, муж Ренаты.
- Лора Дерн — Рената Клайн
- Кэтрин Ньютон — Эбигейл Карлсон (2 сезон; второстепенный состав — 1 сезон), старшая дочь Мадлен.
- Иэн Армитидж — Зигги Чэпмен (2 сезон; второстепенный состав — 1 сезон), сын Джейн.
- Мерил Стрип — Мэри Луиз Райт (2 сезон), мать Перри.
Второстепенный состав[править | править код]
- Сара Бейкер — Теа Каннингем
- Сара Бёрнс — Габриэль
- Пи Джей Бирн — директор Ниппал
- Сантьяго Кабрера — Джозеф Бакман
- Дарби Кэмп — Хлоя Маккензи, младшая дочь Мадлен
- Хонг Чау — Джеки
- Келен Коулман — Харпер Стимсон
- Кэмерон Кроветти — Джош Райт, сын Селесты
- Николас Кроветти — Макс Райт, сын Селесты
- Меррин Данги — детектив Адрианна Куинлан
- Айви Джордж — Амабелла Кляйн, дочь Ренаты
- Вирджиния Кулл — миссис Барнс, учительница начальных классов
- Хлоя Коулман — Скай Карлсон, дочь Бонни
- Молли Хейган — доктор Мориарти, детский психолог Зигги
- Ларри Салливан — Орен
- Дэвид Монахан — Бернард
- Кэтрин Хавари — Саманта
- Джозеф Кросс — Том, владелец любимого кафе Мадлен и Селесты (1 сезон)
- Сара Соколович — Тори Бакман
- Робин Вайгерт — доктор Аманда Райзман, терапевт Перри и Селесты
- Ларри Бэйтс — Стю
- Дуглас Смит — Кори Брокфилд (2 сезон)
- Мо Макрей — Майкл Перкинс (2 сезон)
- Кристал Фокс — Элизабет Ховард (2 сезон), мать Бонни
- Мартин Донован — Мартин Ховард (2 сезон), отец Бонни
- Пурна Джаганнатан — Кэти Ричмонд (2 сезон)
- Денис О’Хэр — Айра Фарбер (2 сезон)
Сезон | Эпизоды | Оригинальная дата показа | ||
---|---|---|---|---|
Премьера сезона | Финал сезона | |||
1 | 7 | 19 февраля 2017 | 2 апреля 2017 | |
2 | 7 | 9 июня 2019 | 21 июля 2019 |
Сезон 1 (2017)[править | править код]
Сезон 2 (2019)[править | править код]
Разработка[править | править код]
6 августа 2014 года было объявлено, что Николь Кидман и Риз Уизерспун получили права на экранизацию романа Лианы Мориарти «Большая маленькая ложь». Актрисы должны были разработать проект как фильм, в котором они должны были исполнить главные роли. Бруна Папандреа и Пер Саари были назначены исполнительными продюсерами наряду с Кидман и Уизерспун. Также ожидалось, что и Мориарти будет продюсером сериала[14]. 25 ноября 2014 года было объявлено, что Кидман и Уизерспун решили разработать проект в виде мини-сериала вместо изначально запланированного фильма. Кроме того, было объявлено, что сценаристом телесериала будет Дэвид Э. Келли[15]. 8 мая 2015 года было объявлено, что HBO заказало производство сериала, и что, помимо написания сценариев, Келли будет исполнительным продюсером шоу[16]. 23 октября 2015 года стало известно, что Жан-Марк Валле ведёт переговоры по поводу съёмок первого эпизода сериала, с возможностью снять следующие эпизодыПодбор актёров[править | править код]
Сезон 1[править | править код]
Наряду с первоначальным объявлением о производстве сериала, также было объявлено, что Кидман и Уизерспун исполнят роли в экранизации[15][16]. В декабре 2015 года было объявлено, что Шейлин Вудли, Адам Скотт, Лора Дерн и Зои Кравиц получили главные роли в сериале[20][21][22][23]. 5 января 2016 года было объявлено, что Александр Скарсгард и Джеймс Таппер присоединились к основному актёрскому составу, и что Джеффри Нордлинг, Сантьяго Карбера, Пи Джей Бирн, Келен Коулман, Сара Бёрнс, Дарби Кэмп, Кэмерон и Николас Кроветти, Айви Джордж, Хлоя Коулман, Вирджиния Кулл, Сара Бейкер, Кэтрин Хавари, Ларри Бэйтс, Хонг Чау и Джия Каридес присоединились к второстепенному составу шоу
[24]. Несколько дней спустя стало известно, что Иэн Армитидж получил роль сына персонажа Вудли[25]. Вскоре после этого стало известно, что Меррин Данги, Ларри Салливан и Дэвид Монахан также присоединились к актёрскому составу[26].Сезон 2[править | править код]
Съёмки[править | править код]
Маркетинг[править | править код]
Премьера[править | править код]
Дистрибуция[править | править код]
Продолжение[править | править код]
Отзывы критиков[править | править код]
Сериал «Большая маленькая ложь» получил положительные отзывы критиков. На сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes сериал держит 93 % «свежести», что основано на 110 отзывах критиков со средним рейтингом 8,05/10. Критический консенсус сайта гласит: «Невероятно смешная и очень привязчивая „Большая маленькая ложь“ — захватывающий и запутанный сериал с актёрами первой величины в главных ролях»[27]. На Metacritic рейтинг сериала составляет 75 баллов из ста, что основано на 42 «в общем положительных» отзывах[28].
Рейтинги[править | править код]
№ | Название | Дата показа | (18–49) | Зрителей (миллионов) | DVR (18–49) | Зрителей DVR (миллионов) | Всего (18–49) | Всего зрителей (миллионов) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | «Кто-то умер» | 19 февраля 2017 | 0,3 | 1,13[7] | 0,3 | N/A | 0,6[29] | N/A |
2 | «Матери-тигрицы» | 26 февраля 2017 | 0,2 | 0,56[8] | 0,3 | 0,84 | 0,5 | 1,39[30] |
3 | «Идеальная жизнь» | 5 марта 2017 | 0,4 | 1,04[9] | N/A | N/A | N/A | N/A |
4 | «Обстановка накаляется» | 12 марта 2017 | 0,4 | 1,04[10] | N/A | N/A | N/A | N/A |
5 | «Дуть на воду» | 19 марта 2017 | 0,4 | 1,17[11] | N/A | N/A | N/A | N/A |
6 | «Огонь любви» | 26 марта 2017 | 0,5 | 1,39[12] | 0,3 | N/A | 0,8[31] | N/A |
7 | «Веселье и признание» | 2 апреля 2017 | 0,7 | 1,86[13] | 0,3 | 0,93 | 1,0 | 2,79[32] |
Награды[править | править код]
- 2017 — 8 премий «Эмми»: лучший мини-сериал, лучшая режиссура мини-сериала или телефильма (Жан-Марк Валле), лучшая актриса в мини-сериале или телефильме (Николь Кидман), лучшая актриса второго плана в мини-сериале или телефильме (Лора Дерн), лучший актёр второго плана в мини-сериале или телефильме (Александр Скарсгард), лучший кастинг для мини-сериала или телефильма (Дэвид Рубин), лучшие современные костюмы в сериале, мини-сериале или телефильме (Аликс Фридберг, Риса Гарсия, Патрисия Маклафлин), лучший подбор музыки (Сьюзен Джейкобс). Кроме того, 8 номинаций: лучшая актриса в мини-сериале или телефильме (Риз Уизерспун), лучшая актриса второго плана в мини-сериале или телефильме (Шейлин Вудли), лучший сценарий мини-сериала или телефильма (Дэвид Келли), лучшая операторская работа в мини-сериале или телефильме (Ив Беланже), лучший грим для мини-сериала или телефильма, лучшие причёски для мини-сериала или телефильма, лучшее сведение звука для мини-сериала или телефильма, лучший монтаж для мини-сериала или телефильма.
- 2017 — премия Ассоциации телевизионных критиков за лучший мини-сериал или телефильм, а также две номинации: лучшая программа года, лучшее индивидуальное достижение в драме (Николь Кидман).
- 2018 — 4 премии «Золотой глобус»: лучший мини-сериал или телефильм, лучшая женская роль в мини-сериале или телефильме (Николь Кидман), лучшая женская роль второго плана в сериале или телефильме (Лора Дерн), лучшая мужская роль второго плана в сериале или телефильме (Александр Скарсгард). Кроме того, 2 номинации: лучшая женская роль в мини-сериале или телефильме (Риз Уизерспун), лучшая женская роль второго плана в сериале или телефильме (Шейлин Вудли).
- 2018 — 2 премии Гильдии киноактёров США за лучшую мужскую роль в мини-сериале или телефильме (Александр Скарсгард) и за лучшую женскую роль в мини-сериале или телефильме (Николь Кидман), а также 2 номинации в категории «лучшая женская роль в мини-сериале или телефильме» (Риз Уизерспун и Лора Дерн).
- 2018 — премия Американского института кино за лучшую телепрограмму года.
- 2018 — премия Гильдии режиссёров США за лучшую режиссуру мини-сериала или телефильма (Жан-Марк Валле).
- 2018 — премия Гильдии сценаристов США за лучший адаптированный телесценарий (Дэвид Келли).
- 2018 — 2 премии «Спутник» за лучший мини-сериал и за лучшую женскую роль в мини-сериале или телефильме (Николь Кидман), а также 3 номинации: лучшая женская роль второго плана в сериале или телефильме (Шейлин Вудли и Лора Дерн) и лучшая мужская роль второго плана в сериале или телефильме (Александр Скарсгард).
- ↑ Andreeva, Nellie. ‘Big Little Lies’ Limited Series Starring Nicole Kidman & Reese Witherspoon Picked Up By HBO, Deadline (May 8, 2015). Дата обращения 8 мая 2015.
- ↑ Petski, Denise. Jean-Marc Vallée To Direct All 7 Episodes Of HBO’s ‘Big Little Lies’, Deadline.com (December 17, 2015). Дата обращения 10 января 2016.
- ↑ ‘Big Little Lies’, starring Nicole Kidman and Reese Witherspoon, is filming in Monterey, CA this week (неопр.). On Location Movies. Дата обращения 26 января 2016.
- ↑ First look at Nicole Kidman in HBO’s Big Little Lies — video The Guardian. 18 October 2016
- ↑ Petski, Denise ‘Big Little Lies’ Gets Premiere Date On HBO (неопр.). Deadline.com (November 28, 2016). Дата обращения 28 ноября 2016.
- ↑ Hibberd, James Big Little Lies renewed for season 2 with new director (неопр.). Entertainment Weekly (December 8, 2017). Дата обращения 8 декабря 2017.
- ↑ 1 2 Porter, Rick Sunday cable ratings: ‘The Walking Dead’ leads, ‘Big Little Lies’ has OK premiere (неопр.). TV by the Numbers (February 22, 2017). Дата обращения 22 февраля 2017.
- ↑ 1 2 Metcalf, Mitch UPDATED: SHOWBUZZDAILY’s Top 150 Sunday Cable Originals & Network Finals: 2.26.2017 (неопр.). Showbuzz Daily (February 28, 2017). Дата обращения 28 февраля 2017.
- ↑ 1 2 Porter, Rick Sunday cable ratings: ‘Walking Dead’ at lowest point since Season 2, ‘Feud’ has decent premiere for FX (неопр.). TV by the Numbers (March 7, 2017). Дата обращения 7 марта 2017.
- ↑ 1 2 Metcalf, Mitch UPDATED: SHOWBUZZDAILY’s Top 150 Sunday Cable Originals & Network Finals: 3.12.2017 (неопр.). Showbuzz Daily (March 16, 2017). Дата обращения 16 марта 2017.
- ↑ 1 2 Porter, Rick Sunday cable ratings: ‘Into the Badlands’ returns lower, but also higher (неопр.). TV by the Numbers (March 21, 2017). Дата обращения 21 марта 2017.
- ↑ 1 2 Porter, Rick Sunday cable ratings: ‘Big Little Lies’ hits season high, ‘Into the Badlands’ improves (неопр.). TV by the Numbers (March 28, 2017). Дата обращения 28 марта 2017.
- ↑ 1 2 Porter, Rick Sunday cable ratings: ‘The Walking Dead’ finale lowest since Season 2 (неопр.). TV by the Numbers (April 4, 2017). Дата обращения 4 апреля 2017.
- ↑ Nicole Kidman, Reese Witherspoon Team On ‘Big Little Lies’ Rights Deal (неопр.). Deadline (August 6, 2014). Дата обращения 15 марта 2018.
- ↑ 1 2 Nicole Kidman & Reese Witherspoon To Star In ‘Big Little Lies’ Limited Series, Penned By David E. Kelley (неопр.). Deadline (November 25, 2014). Дата обращения 15 марта 2018.
- ↑ 1 2 ‘Big Little Lies’ Limited Series Starring Nicole Kidman & Reese Witherspoon Picked Up By HBO (неопр.). Deadline (May 8, 2015). Дата обращения 15 марта 2018.
- ↑ Jean-Marc Vallée In Talks To Helm HBO’s ‘Big Little Lies’ With Nicole Kidman, Reese Witherspoon (неопр.). Deadline (October 23, 2015). Дата обращения 15 марта 2018.
- ↑ Jean-Marc Vallée To Direct All 7 Episodes Of HBO’s ‘Big Little Lies’ (неопр.). Deadline (December 17, 2015). Дата обращения 15 марта 2018.
- ↑ ‘Big Little Lies’ From David E. Kelley Gets Premiere Date On HBO (неопр.). Deadline (November 28, 2016). Дата обращения 16 марта 2018.
- ↑ Shailene Woodley To Join ‘Big Little Lies,’ Says Nicole Kidman (неопр.). Deadline (December 5, 2015). Дата обращения 15 марта 2018.
- ↑ Adam Scott to Co-Star in HBO’s Reese Witherspoon, Nicole Kidman Drama (Exclusive) (англ.). The Hollywood Reporter (December 9, 2015). Дата обращения 15 марта 2018.
- ↑ Laura Dern Set For HBO’s ‘Big Little Lies’ (неопр.). Deadline (December 10, 2015). Дата обращения 15 марта 2018.
- ↑ Zoë Kravitz Joins HBO’s ‘Big Little Lies’ (неопр.). Deadline (December 11, 2015). Дата обращения 15 марта 2018.
- ↑ Alexander Skarsgard, James Tupper & More Join Nicole Kidman & Reese Witherspoon in HBO’s ‘Big Little Lies’ (неопр.). Deadline (January 5, 2016). Дата обращения 15 марта 2018.
- ↑ Pint-Sized Theater Critic Iain Armitage to Appear Opposite Shailene Woodley in HBO’s BIG LITTLE LIES (англ.). Broadway World (January 8, 2016). Дата обращения 15 марта 2018.
- ↑ ‘Big Little Lies’: Merrin Dungey, Larry Sullivan, David Monahan Join Cast Of HBO Limited Series (неопр.). Deadline (January 11, 2016). Дата обращения 15 марта 2018.
- ↑ Big Little Lies (неопр.). Rotten Tomatoes. Дата обращения 16 февраля 2017.
- ↑ Big Little Lies: Season 1 (неопр.). Metacritic. Дата обращения 16 февраля 2017.
- ↑ Porter, Rick ‘Taboo’ triples in adults 18–49: Cable Live +7 ratings for Feb. 13–19 (неопр.). TV by the Numbers (March 2, 2017). Дата обращения 2 марта 2017.
- ↑ Porter, Rick ‘The Walking Dead’ makes its lead even bigger in cable Live +7 ratings for Feb. 20–26 (неопр.). TV by the Numbers (March 9, 2017). Дата обращения 9 марта 2017.
- ↑ Porter, Rick ‘Major Crimes’ makes major gains in cable Live +7 ratings for March 20–26 (неопр.). TV by the Numbers (April 6, 2017). Дата обращения 15 декабря 2017.
- ↑ Porter, Rick ‘Underground’ makes a big leap in cable Live +7 ratings for March 27 – April 2 (неопр.). TV by the Numbers (April 13, 2017). Дата обращения 15 декабря 2017.
![]() | |
---|---|
Жестокая правда о вашем браке в сериале «Большая маленькая ложь». Разбираем с семейным психологом — Новости
Калифорнийский Монтерей — самое благополучное место в мире. В этот город приезжают, чтобы дать блестящее образование детям, потому что здесь лучшие школы, сделать карьеру, потому что здесь филиалы крупных компаний, или просто играть в теннис и наслаждаться жизнью.
Семьям из богатых домов на берегу залива можно только позавидовать. Мамы прелестных первоклассников красивы, богаты и безупречны, будто только что сошли с плаката об американской мечте. И, наверное, мы бы так ничего и не узнали об их настоящей жизни, если бы не жестокое убийство в самый разгар благотворительного вечера, на который все приходят в костюмах Элвиса Пресли и Одри Хепберн.
ЧП дает возможность полицейским и другим жителям города, не входящим в олимп, заглянуть через окно в гостиную идеальных семей и вытащить на поверхность все неприятные подробности их частной жизни. Главная интрига в том, что мы до последнего не узнаем ни имя жертвы, ни имя убийцы.
Для того чтобы понять, что важного говорит нам новый сериал HBO о браке, насилии, неизжитых детских травмах, амбициях и родительстве, мы посмотрели его вместе с психологом Александрой Мелях. Внимание: текст содержит спойлеры. На момент публикации материала на HBO вышло шесть серий.
Селеста

Несколько лет назад Селеста (Николь Кидман) оставила успешную карьеру ради семьи. Теперь она сидит в шикарном особняке вместе с мальчиками-близнецами и скучает по любимой работе. Как только она заговаривает о том, чтобы вернуться к адвокатской деятельности, ее молодой красавец-муж Перри из любящего супруга превращается в домашнего тирана. Он может ударить Селесту по лицу или начать ее душить — пока мальчики не видят. Селеста сопротивляется новой для себя роли жертвы и отвечает мужу звонкими пощечинами. Драки всегда заканчиваются одинаково — страстным сексом и примирением, за которым следуют дорогие подарки от Перри.
— Сценарий «насилие — примирение — извинение» описан во всех учебниках по психологии домашнего насилия. Селеста становится жертвой человека, которого она любит. Поэтому она старается взять часть ответственности за то, что происходит, на себя. Она говорит: «Нет, это не он меня бьет, это мы деремся. Я тоже могу его ударить». Безусловно, она вносит свой вклад, но в данном случае агрессор не она, а он.
Нравится ли Селесте агрессивный секс или нет, понять трудно. Сама она об этом ничего не говорит. Но с каждой новой серией сцены близости между супругами все больше напоминают изнасилование.
— Для пар, в которых есть страсть, ссора, перетекающая в секс, — это вариант нормы. Вполне возможно, что на более ранних этапах, когда в отношениях было меньше боли и страха, примирительный секс доставлял Селесте больше удовольствия. Но по мере развития этой сюжетной линии в отношениях Селесты к мужу все больше страха. Селеста начинает переживать не только эмоциональное, но и физическое и, возможно, сексуальное насилие.
Синяки и кровоподтеки Селеста скрывает под слоями тонального крема и одежды. Раздеваясь перед супругом в видеочате, она вдруг замечает синяк на своей спине, и в этот момент ей впервые становится не по себе. В следующий раз, когда Перри в очередной раз ударит ее, она пригрозит ему разводом.
Перри здорово пугается и предлагает Селесте обратиться за помощью к семейному психологу. Там, на кожаном диване, он признается, что иногда может позволить себе «грубо схватить» жену, но это лишь потому, что «очень боится ее потерять». «Вдруг она наконец-то прозреет, поймет, что я недостаточно хорош для нее, и бросит меня?»
— Перри проявляет агрессию каждый раз, когда кто-то или что-то угрожает его потребности быть рядом с женой и детьми. Когда Селеста говорит, что в выходные она вместе с близнецами, другими детьми и их мамами едет в «Диснейленд», он решает, что на самом деле она просто не хочет, чтобы он проводил время с ней и детьми. Запрет на работу, который существует в их семье, тоже говорит о том, что Перри не хочет отпускать Селесту от себя. Ему нужно, чтобы она зависела от него, была под его контролем. Здесь речь идет об экономическом насилии.
Перри — жесткий, но любящий отец. Он говорит, что хочет завести третьего ребенка — на этот раз девочку. Но Селеста воспринимает его слова с опаской. «Тут все неоднозначно, — говорит психолог. — Возможно, таким образом Перри хочет еще больше усилить свой контроль».
То, что Селеста отвечает на прямой вопрос психолога «бьет ли вас муж?» категоричным «нет», типично для женщины в ее ситуации, считает Александра Мелях.
— Историй, когда после домашнего насилия женщина попадает в больницу, а потом, после выписки, забирает заявление назад, много. Потому что кроме того, что муж ее бьет, их многое связывает. Он отец ее детей, у них хороший дом, он ее сильно любит, у них отличный секс и вообще они красивая пара… Разделить все это в своей голове женщине бывает трудно. Как любой жертве домашнего насилия, Селесте сложно сказать себе: «Да, то, что происходит, — это насилие. И для того, чтобы больше его не испытывать, я готова разрушить всю свою жизнь с этим человеком».
Насилие, которое происходит в семье, не может не повлиять на поведение близнецов, считает Александра Мелях. И в этом, возможно, ключ к разгадке одной из главных тайн сериала: кто же из милых детишек-первоклассников школы Монтерея издевается над беззащитной, нежной Амабель? В первой же серии девочка почему-то показывает на Зигги, сына еще одной героини сериала — матери-одиночки Джейн. Но по мере развития сюжета становится понятно, что тут все не так однозначно и агрессором может оказаться один из близнецов.
— Вероятно, сценаристы дают нам такие подсказки: в семье происходит домашнее насилие. Каждый раз, когда близнецы появляются в кадре, они или играют в войну, или стреляют друг в друга. Один из близнецов отрывает ногу у бегемота — игрушки, талисмана класса. Я допускаю, что они могут копировать модель поведения своего отца, который на самом деле ведет себя по отношению к ним довольно авторитарно (если на маму они почти не реагируют, когда та просит их перестать шуметь, то приказы папы они выполняют незамедлительно).
Мадлен

Мадлен (Риз Уизерспун) — невротичная домохозяйка, главная работа которой — быть матерью двоих девочек. Если с младшей, первоклассницей, у нее нет никаких проблем, то для второй, девочки-подростка, уже наступил тот период, когда дети перестают нуждаться в родителях и требуют независимости. Мадлен переживает это очень остро. Когда ее дочь вдруг решает переехать от матери к своему отцу, с которым та развелась еще пятнадцать лет назад, у нее начинается паника. Но больше всего Мадлен бесит, что за советами ее дочь обращается не к ней, а к красавице-жене ее бывшего — гуру йоги и просто красотке Бонни.
— Желание вылететь из гнезда для подростка естественно и, к сожалению, типично считать, что их родители «так себе», а вот другие люди — классные, а Мадлен переживает это как катастрофу.
Ее новый муж — терпеливый программист Эд вспоминает, что в детстве у Мадлен были трудные отношения с отцом. Все свое время он уделял ее братьям, на нее же почти не обращал внимания. В результате все свое детство Мадлен чувствовала себя брошенной и одинокой.
— Позже эта история повторилась снова, причем несколько раз. Сначала она осталась без мужа с маленькой дочкой, теперь дочь выросла и снова ее «бросает».
Для того чтобы чувствовать себя нужной, Мадлен активно вмешивается в чужую жизнь и пытается восстановить справедливость там, где, по ее мнению, она была нарушена. Когда Зигги единственный не получает приглашения от Ренаты на вечеринку по случаю дня рождения ее дочери Амабель, Мадлен объявляет, что в день праздника везет всех в «Диснейленд».
Класс делится на два лагеря, и Рената понимает, что проиграла: число гостей сократилось ровно вдвое. Она даже готова терпеть присутствие Зигги, лишь бы не огорчать Амабель, но Мадлен уже не может дать задний ход. То, что ее младшая дочь тоже переживает, что не попадает на праздник к подружке, ее не останавливает.
— Сценарий Мадлен — генерализировать и обострять конфликты. Она пытается восстановить справедливость, но не там, где нужно. Она остро нуждается в поиске смысла своей жизни, но не может остановиться и заняться собой, потому что у нее все крутится вокруг идеи, что ее постоянно бросают. Я пока не видела ни одной сцены, где она бы сказала, что была не права. Она всегда идет до конца и не умеет останавливаться. На самом деле ей стоит посочувствовать: она сама обрекает себя на одиночество.
Джейн

Джейн (Шейлин Вудли) — самая юная и самая бедная обитательница улья. Мать-одиночка, сбежавшая в Монтерей от своей страшной тайны. Джейн страдает посттравматическим расстройством. Шесть лет назад она познакомилась в баре с красивым, остроумным архитектором. Но едва за ними закрылась дверь шикарного номера, он превратился в садиста, социопата и психа. Он обращается с Джейн как с куском мяса, а она ничего не может с этим поделать — боится, что он ее убьет. Позже она понимает, что беременна. Спустя шесть лет Джейн живет с сыном Зигги, который внешне похож на отца, и изо всех сил скрывает тайну его появления на свет — не только от него, но и от других.
Джейн лечится пробежками по пляжу, а под подушкой у нее всегда лежит пистолет. Иногда ее обидчик является к ней в кошмарах. Тогда она представляет, как с упоением спускает курок и разряжает в него всю обойму.
— У Джейн посттравматическое расстройство проявляется в нарушениях сна, в сновидениях, в утрате чувства безопасности, в появлении флешбэков. Она очень напряжена и сама пытается отрегулировать уровень стресса. Один из способов для нее — это походы в тир. В целом, судя по тому, что мы видим, Джейн хорошо справляется с последствиями ПТСР.
Джейн очень любит сына и не ассоциирует его со своим насильником. Но при этом она несет свою тайну, и сын это остро чувствует. В его случае это проявляется в виде расстройства нервной системы (Зигги иногда ходит во сне).
— Жертвы изнасилования часто ассоциируют своего ребенка с насильником. Бывают ситуации, когда вполне благополучные женщины отказываются от своих детей потому, что не испытывают к ним ничего, кроме ненависти, которую чувствуют к насильнику. Материнские чувства в них не пробуждаются. Но это точно не случай Джейн. Они с Зигги хорошо понимают друг друга.
Зигги — мягкий, покладистый ребенок. Он изо всех сил пытается не огорчать маму. Когда в школе ему дают задание сделать генеалогическое древо и отцовская ветвь остается пустой, он просит маму, чтобы та не искала отца «ради него». В свою очередь, Джейн всегда думает о том, как будет лучше для ее мальчика.
— Джейн не знает, как ей говорить с ребенком о том, что у нее произошло с его отцом. Ей нужна помощь психолога. Она семь лет ни с кем не говорила об этом до того, как рассказала свою историю Мадлен. Хорошо бы, чтобы в ее окружении появился кто-то, кто мог бы сказать, что она не виновата в том, что с ней произошло, и помог ей справиться с этим. Сейчас есть ощущение, что таких близких людей у нее просто не было.
Мадлен берет под свое крыло надломленную Джейн и решает помочь ей. Делает она это, как всегда, по-своему: находит насильника и его адрес в интернете. Внешне Джейн сохраняет спокойствие, но на деле в любой момент готова сорваться и ехать к обидчику. С собой она, конечно, берет пистолет. Что она хочет — убить насильника или посмотреть ему в глаза и просто сказать, что ему не удалось ее сломать, — до последнего момента остается тайной.
— Мы не знаем, полегчает ли Джейн, если она «накажет» насильника, убив его. Произойдет ли разрядка, когда она нажмет на курок. Месть не всегда приносит облегчение. Скорее всего, в этот момент она почувствует опустошение. Ну и, конечно, ей придется встретиться с последствиями совершённого преступления.
Рената

Рената (Лора Дерн) — самая властная и могущественная женщина Монтерея. Она держит под каблуком весь город, включая мэра, руководит крупной компанией и соревнуется с другими мамами за звание самой главной в родительском сообществе. За всем этим она порой не замечает, как ее собственная дочь становится разменной монетой в развязанной Ренатой и Мадлен войне. На то, чтобы выстроить доверительные отношения с Амабель, у Ренаты не хватает ни времени, ни внутренних ресурсов.
— О Ренате мы знаем меньше всего. Она отстраненная, загруженная, может быть, выгоревшая — я не знаю… Но она любит своего ребенка. Она устраивает для Амабель большой праздник, нанимает для нее няню-француженку, чтобы ее дочь говорила на двух языках. Как умеет, она защищает свою дочь. К сожалению, защищая своего ребенка, она стремится наказать агрессора в первую очередь, а не оказать поддержку Амабель. У Ренаты нет эмоционального контакта с ее ребенком. Вообще Амабель очень грустная — вне зависимости от ситуации. И мы не понимаем, в чем причина.
В первый же день выясняется, что девочка не может за себя постоять. Затем становится понятно, что она — постоянная жертва неизвестного агрессора. Когда Рената вдруг обнаруживает на шее Амабель укус, она срывается и начинает на нее кричать.
Рената требует, чтобы ее шестилетняя дочь перестала вести себя как маленькая и «повзрослела». На вопрос, кто издевается над ней, Амабель лишь пожимает плечами и молчит.
— Амабель — спокойная, нежная девочка. Да, Рената — неидеальная мама, как и все другие героини. Да, скорее всего, у них вырастут такие же неидеальные дети, которые тоже будут неидеальными родителями. Но все эти случаи довольно типичны для нашего времени. И если бы сценаристы не придумали эту захватывающую детективную линию, то эти люди так бы и жили себе дальше.
Фото: kinopoisk.ru. Видео: «Русский трейлер»; coub.com; архив 66.ruПравда и «Большая маленькая ложь»
Первая столица «Золотого штата» — фотогеничный курорт на берегу одноименной бухты. Зажиточные американцы любят наведываться сюда, чтобы отведать калифорнийских устриц, посмотреть на горбатых китов и показать детям морских обитателей в лучшем на всем побережье аквариуме. Успех звездного проекта HBO, к радости местных рестораторов и отельеров, привлек в Монтерей армию поклонников сериала, но расслабленную атмосферу городка, к счастью, не испортил.

«Большая маленькая ложь»
«Большая маленькая ложь»
«Большая маленькая ложь»
Что посмотреть?
По меркам Америки Монтерей — весьма почтенный город: он был основан испанцами в 1770 году, а позднее получил статус столицы Калифорнии, которой оставался вплоть до 1849 года, когда эстафету перехватил соседний Сан-Хосе (сейчас административный центр «Золотого штата» Сакраменто).
Осмотреть реликты прошлого можно за полчаса, если пройтись по «Тропе истории» в даунтауне: тут находятся старейшее общественное здание города — Custom House, часовня Святого Пресидио и единственный в Штатах тротуар из китовых костей.

Фото: Антон Копылов
И все же главный туристический спот Монтерея — Old Fisherman’s Wharf, рыбацкая пристань, которую сегодня «захватили» забегаловки и лавки с сувенирами. К слову, именно здесь находится место, что фанаты «Большой маленькой ложи» жаждут увидеть в первую очередь, — кафе The Blue Blues. В реальном мире деревянная веранда заведения, где встречаются Мадлен, Селеста и Джейн в первом сезоне, — это итальянская траттория Pacula, которая существует на пристани более пятидесяти лет.

Фото: Антон Копылов
Следующий в рейтинге «кинодостопримечательностей» — Bixby Bridge, виды которого служат фоном для титров к сериалу. До него можно домчать за двадцать минут по самой красивой дороге Калифорнии Highway 1. Стоит заметить, что окруженный скалами гигантский арочный мост, построенный в 30-е годы прошлого века, достоин посещения, даже если вы не видели ни одного эпизода популярной теленовеллы.
Тройку лидеров фанатских must visit мест занимает Carmel beach — любимое место отдыха героев сериала. Респектабельный городок Кармел неподалеку от Монтерея максимально точно отражает атмосферу, воплощенную на экране: прекрасные рыбные рестораны, ухоженные парки, частные школы и самая дорогая недвижимость в Калифорнии. Именно тут можно отыскать виллы наподобие тех, где живут героини Лоры Дерн и Николь Кидман.
Что делать?
Монтерей — рай для натуралистов. В здешнем заливе находится уникальный глубоководный каньон, где обитают сотни видов морских жителей. Даже не погружаясь на дно с аквалангом, а просто прогуливаясь по променаду Ocean View Boulevard вдоль берега, можно понаблюдать за морскими котиками, львами, бакланами и выдрами.
Чтобы увидеть живность покрупнее, вроде дельфинов и китов, придется отправиться в трехчасовое морское сафари (с апреля по декабрь). Или наведаться в Аквариум Монтерей Бей — лучший в стране. К слову, он послужил прототипом Морского института из мультфильма «В поисках Дори» студии Pixar.
Еще одно приключение для любителей нетронутой природы — путешествие в Garrapata State Park. Всего полчаса на машине в сторону Big Sur — и можно помедитировать на одном из великолепных пляжей или добраться до главной жемчужины этих мест — долины диких лилий.

Фото: Антон Копылов
Где есть?
Большинство мест общепита в исторической части Монтерея вряд ли удивят гурмана изысканным меню и качеством блюд. Исключение — небольшое кафе Lumiere, куда стоит наведаться на завтрак или воскресный бранч. Здесь подают тосты с авокадо, гранолу с ягодами и готовят лучший кофе в округе. Для более сытного перекуса подойдет Alvarado Street Brewery & Grill: в этой пивоварне можно попробовать бургер с лобстером, заказать казанок мидий или добротный стейк с кровью.
Оказавшись в районе Аквариума, загляните на ланч в заведение Pashionfish, где готовят неплохой крабовый биск и севиче из подкопченной форели. Но для истинных гастрономических радостей отправляйтесь в Кармел. Опция номер один здесь — ресторан Aubergine, специализирующийся на сезонных и локальных продуктах. Чтобы оценить мастерство шефа, закажите сет из десяти блюд (удовольствие не из дешевых, но оно того стоит). Неплохая и более демократичная альтернатива высокой кухне — заведение с итальянским флером Il Tegamono. За десертами шагайте в бистро La Bicyclette.

Фото: Антон Копылов
Где жить?
Если вы не прочь остановиться в эпицентре туристической жизни, но поблизости от главных достопримечательностей Монтерея, то выбирайте один из отелей в Старом городе. Лучший из них — Portola Hotel & Spa в пяти минутах ходьбы от рыбацкой пристани. Здесь есть небольшое поле для гольфа, подогреваемый бассейн и даже собственная пивоварня.
Чтобы быть поближе к Аквариуму, бронируйте номер в Intercontinental The Clement. Отель стоит на исторической улице Cannery Row (Консервный ряд), прославленной в романах Джона Стейнбека. Бюджетный вариант ночевки поблизости — олдскульная гостиница Spindrift Inn, которая находится прямо на пляже и может похвастать отличным видом на Национальный морской заповедник залива Монтерей.
А вот тем, кто мечтает оказаться в роли героев «Большой маленькой лжи», прямая дорога в предместья Пасифик Гроув или Кармел. Здесь можно снять виллу в районе Forest Hill Park или остановиться в великолепном историческом отеле La Playa Carmel в пяти минутах от пляжа и лучших рыбных ресторанов города.

Portola Hotel & Spa
«Большая маленькая ложь»: обзор спорного, но эмоционального 2-го сезона
Завершился второй сезон одного из главных проектов HBO — «Большой маленькой лжи». Его сюжет прямо продолжает историю, которую представили два года назад в первом сезоне: после случайного убийства Перри Райта (Александр Скарсгард) героини пытаются скрыть свою причастность, выдав его смерть за несчастный случай.
Но каждая из них тяжело переживает случившееся. А вдобавок ко всему в город приезжает Мэри Луиз Райт (Мерил Стрип) — мать убитого. Она решила позаботиться о своих внуках и всеми силами пытается докопаться до правды.
Даже сама завязка второго сезона выглядит проще и отличается от изначальной идеи сериала. И этому есть простое объяснение.
«Большую маленькую ложь» хотели закончить на первом сезоне.
Этот проект основан на книге, и её сюжет полностью пересказали в первых семи сериях, подведя к логичному финалу. Но сериал стал настоящим хитом, завоевав любовь и у публики, и у критиков, и тогда продюсеры приняли решение о продлении.
Именно это и оказалось основным недостатком продолжения. Оно казалось просто ненужным. Режиссёр Жан-Марк Валле создал цельный семичасовой фильм в собственной нелинейной манере, представив зрителям новый вид детектива: весь первый сезон не известно не только имя убийцы, но и сама жертва.
А в финале выяснилось, что важнее здесь было не само преступление, а прошлое Джейн (Шейлин Вудли), о котором навязчиво напоминали флешбэки.
Казалось, что тогда поставили точку. Но теперь есть второй сезон. И с ним всё далеко не так однозначно.
Сложности съёмок и сравнение с оригиналом
В первых эпизодах сразу бросается в глаза, что продолжение потеряло почти все фирменные черты оригинала. Изменился даже видеоряд. Валле отказался снимать новые эпизоды, и вместо него наняли режиссёра Андреа Арнольд, которая привнесла своё видение: добавила ручной камеры, отказалась от нелинейности и плюсом к этому иначе обошлась с цветовой гаммой.
Такая идея даже хороша. Раз уж режиссёр другой, то нет смысла копировать его стиль, лучше показать новый подход. Но, как выяснилось позже, за финальный монтаж отвечал всё тот же Жан-Марк Валле. И потому примерно с середины сезона возвращаются стандартные для него флешбэки, нелинейное повествование и включение саундтрека в сюжет.
Но если раньше это было значимой частью истории, то теперь создаёт лишь ощущение слишком резкого перехода между сценами и оборванного сюжета: всё-таки чувствуется, что исходный материал принадлежит другому автору.
Возможно, подход Арнольд был чуть проще и более «лобовым», но всё же он добавлял картинке свежести. А ближе к финалу действие иногда становится откровенной копией сцен из первого сезона.
И это создало ещё больше проблем. Ведь продолжение неизбежно сравнивают с оригиналом. Даже во времена выхода второго сезона «Настоящего детектива», который многие критиковали, среди зрителей появилась поговорка:
Главная проблема второго сезона этого сериала — существование первого.
А «Большая маленькая ложь» попадает в ещё более сложную ситуацию. Покинув проект, Валле выпустил мини-сериал «Острые предметы» с Эми Адамс, во многом посвящённый теме детских травм и взаимоотношений детей и родителей.
Осознанно или нет, сценаристы второго сезона «Большой маленькой лжи» взялись за тот же мотив: в сюжете появляются родители Бонни (Зои Кравиц) и, главное, Мэри Луиз Райт. Схожая проблематика заставляет сравнивать сериал с новой работой Валле. И снова не в пользу «Большой маленькой лжи».
Недостаток динамики и интриги
Отсутствие литературной основы поставило авторов перед непростой задачей. Первый сезон был построен как детектив, он плавно подводил героинь к финальной точке — убийству — и одновременно показывал расследование преступления. И уже в этой захватывающей оболочке разворачивалась драматическая составляющая.
Устраивать во втором сезоне новую трагедию было бы сродни превращению сериала в «Она написала убийство»: такой ход разрушил бы всю реалистичность ситуации. Поэтому сценаристы выбрали честный, но не самый выгодный способ — просто оставили героинь переживать произошедшее.
Честный, потому что это соответствует самой идее продолжения. Раз уж второй сезон — по сути, рефлексия авторов на популярность первого, то пусть и персонажи пытаются разобраться с тем, что произошло.
А невыгодно это, поскольку продолжение потеряло всю интригу и теперь захватывает не сюжетом, а лишь знакомыми персонажами. Они раз за разом возвращаются к темам прошлого и стараются вникнуть в цепочку слухов и подозрений, которые распространяются в обществе.
У каждой из героинь возникают свои проблемы. Селеста (Николь Кидман) пытается сладить с навязчивой свекровью, которая одержима гибелью сына, Джейн пробует начать новую жизнь, но слухи об отце её ребёнка уже разошлись, Мадлен (Риз Уизерспун) ссорится с мужем, а Рената (Лора Дерн) выясняет, что их семья обанкротилась. Но хуже всех дела у Бонни: она никак не может отойти от произошедшего и полностью уходит в себя.
Объединяет их лишь одно — ложь. И в этом плане второй сезон вполне оправдывает название сериала. Он по большей части и посвящён тому, как обман и невозможность открыться влияют на семейные отношения. А точнее, разрушают их, приводя к пониманию, что правда, какой бы страшной она ни была, даёт главное — доверие.
Но, к сожалению, такое построение сюжета слишком сильно делит его на линии, которые теперь почти ничего не объединяет. Героини иногда пересекаются, но большую часть времени разбираются каждая со своими заботами. И о целостной истории речи не идёт.
И всё же это очень важная история
Но все эти недостатки видны лишь при сравнении продолжения с первым сезоном. Можно сколько угодно говорить о проблемах и недоработках, однако «Большая маленькая ложь» всё равно остаётся одним из самых важных высказываний о домашнем насилии и отношениях на телевидении за последние годы.
Первый сезон поднимал несколько очень важных тем. И в первую очередь говорил об эмоциональной привязанности к насильнику и постоянных попытках жертвы оправдать его в своих глазах.
Второй сезон развивает эту идею дальше и показывает, что мучитель, как это ни странно, может не отпускать жертву даже после своей смерти. Во-первых, потому что нарушился привычный уклад жизни. Во-вторых, потому что общество всё ещё стремится его оправдать.
А в роли «общества» здесь выступает мать Перри Райта. И авторы поступили совершенно разумно, взяв на эту роль Мерил Стрип. Её актёрский талант позволил создать настолько реалистичного персонажа, что с определённого момента её хочется просто ненавидеть.
Она раз за разом задаёт одни и те же жуткие вопросы, которые, к сожалению, так любят повторять в реальности при обсуждении подобных бед:
Почему ты не ушла от мужа? Почему не обратилась в полицию? А, может, ты сама так хотела?
Всё это вкупе с давлением на самые светлые воспоминания и апеллирование к семейным узам превращается для жертв в настоящую пытку.
Эта линия, разумеется, сконцентрирована на Селесте и Джейн. Но и остальные героини не превращаются в простой фон. Ведь объединяющая их ложь отдаляет женщин от их семей. В результате оказывается, что Мадлен может искренне разговаривать с не самой приятной Ренатой, но скрывает всё от мужа.
А Бонни фактически остаётся одна со своими переживаниями. О подобных темах в кино и детективах говорить не очень любят. Почему-то в сценариях принято считать, что справедливое убийство или самозащита даются человеку легко. На самом же деле такая травма переживается очень тяжело и буквально разрушает героиню изнутри.
К тому же у Бонни добавляется ещё одна проблема — непростые отношения с матерью. Здесь ярко выглядит контраст с Мэри Луиз Райт: родители желают Бонни только добра, но они даже не пытаются выслушать мнение дочери.
Эти линии не сойдутся в конце каким-то причудливым и неожиданным образом. «Большая маленькая ложь» окончательно перестала быть детективом. Теперь это очень эмоциональная драма о посттравматическом расстройстве и тяжёлой ноше лжи.
Нельзя отрицать, что продолжение захватывает меньше, чем первый сезон. В нём слишком много затянутых сцен, есть несколько не очень нужных драматических линий, а герои иногда выглядят слишком гротескно.
Но всё же этому сериалу можно простить даже такие недоработки. Он снят потрясающе красиво. А главное, откровенно рассказывает о многих самых тайных и стыдных моментах жизни. Тех, что принято скрывать за внешним благополучием.
Насколько было необходимо продолжение — решать каждому зрителю. Но всё же посмотреть этот сезон стоит. Хотя, несмотря на открытый финал, третий уже точно был бы лишним. История подошла к завершению.
Читайте также 🎬✍👀
«Для меня „Большая маленькая ложь“ — это кино» — Статьи на КиноПоиске
Второй сезон сериала «Большая маленькая ложь» — продолжение истории пятерых подруг в кризисе, живущих в Монтерее. Главная новость второго сезона — к их компании присоединилась Мэрил Стрип. Подробнее о перипетиях и других новшествах второго сезона можно прочитать здесь.
— Мне показалось, что в новом сезоне вы играете более самоотверженно, честно, что ли…
— Не знаю, была ли я более честной, чем в первом сезоне. Просто моя героиня Селеста тут очень беззащитна, и у нее все еще остались секреты. Для меня это обстоятельство было важно, потому что роль поднимает проблему насилия, которое повторяется по определенному сценарию. Нужны очень серьезные усилия, чтобы понять, что это за сценарий и как вы намерены от него освободиться и излечиться. Вдобавок во втором сезоне появляется Мэрил (Стрип), которая играет свекровь Селесты, и они очень интересно взаимодействуют. Мы видим очень правдиво показанные отношения невестки со свекровью, которым приходится как-то справляться с горем, с болью утраты, а тут еще внуки-дети. Помимо этого, во втором сезоне сериала множество сюжетных линий, которые значительно глубже раскрывают каждую из героинь.
— Как вам удалось привлечь в проект Стрип?
— Сначала я вам расскажу предысторию. Лиана Мориарти, автор романа, назвала эту героиню Мэри Луиз. Это настоящее имя Мэрил Стрип, о чем мы не знали, а вот Лиана знала и заявила нам, что хочет видеть в этой роли именно Стрип. Мы с Риз Уизерспун пытались ее урезонить, мол, ну не можем мы подать тебе Мэрил. Но Лиана упорствовала — не зря же я назвала персонажа Мэри Луиз! А мы: «Это так не работает, Лиана!»
При этом я с Мэрил знакома уже много лет, у нас один агент. Короче, мы написали Стрип имейл, и она сразу согласилась принять участие в проекте, даже не читая сценарий, просто чтобы поддержать нас. Это о многом говорит! Ради нас она поставила на карту свою карьеру. Правда тут нам помог «Золотой глобус» — мы написали Мэрил на следующий день после того, как получили награды в восьми номинациях за первый сезон, и она сказала: «Выходит, я просто обязана согласиться, да?»
И как только она согласилась, проект начал обретать реальные очертания. Международная пресса принялась писать, что во втором сезоне снимется Мэрил Стрип, все заинтересовались.
— А какие у вас отношения со своей свекровью?
— Я люблю свою свекровь Мэриен. Честно. (Смеется.)
— Учитывая, сколько копий сейчас ломается по поводу формата стриминга (многие в киноиндустрии утверждают, что телефильмы и сериалы не кино, они даже убивают большое кино), проводите ли вы для себя принципиальную границу между сериалом и фильмом?
— Я, как актриса и продюсер, просто очень благодарна иметь возможность рассказать какую-то интересную мне историю, неважно, в формате двухчасового или семичасового фильма, а для меня «Большая маленькая ложь» — это кино. Поэтому, кстати, у нас весь сезон снимает один режиссер (Андреа Арнольд. — Прим. ред.) . Что же касается формата стриминга, он дает людям больше новых возможностей. Мои друзья-актеры получают все больше ролей, сценаристы — тоже. Мне удалось привезти в Штаты прекрасную австралийскую сценаристку Элис Белл и поставить ее во главе команды, отвечающей за новый сериал «Экспаты», который выйдет на Amazon. Да, я люблю кино, люблю ходить в кинотеатры и сидеть в зале, покупать билеты. И буду любить это всегда, потому что все это началось, когда мне было 14: мы забивали на школу, шли в кино, и это было прекрасно. Но я также люблю уютно устроиться на диване и посмотреть сериал, о котором все говорят.
— Это вы на первый сезон «Большой маленькой лжи» намекаете? Я помню, тогда многие даже говорили, что сериал переписывает правила жанра и формата.
— Да, когда мы его выпустили четыре года назад, это было совершенно необычно. Все думали, что это будет такая мини-драма о мамах, чьи дети пошли в сад, и все говорили: ну да, наверное, это шоу найдет свою нишу. А его смотрели все! В том числе и мужская аудитория. Мой муж (Кит Урбан, певец кантри. — Прим. ред.) подсел на первый сезон! Он прямо не мог дождаться очередной серии, чтобы посмотреть ее вместе со мной. А ведь он очень занят.
Поэтому мы, кстати, и решили снимать второй сезон. Зрители говорили: «Вы не можете этого не сделать!» Кинокритики писали: «Снимайте еще, мы хотим еще!» А у нас вообще-то и времени не было, и все мы были в разных местах, работали над другими проектами. Но этот запрос аудитории, ее интерес — это было просто вау. То есть зрители сроднились с сериалом гораздо сильнее, чем мы ожидали. Пришлось снимать продолжение!
— Второй сезон тоже понравился Киту?
— Да! Было то же самое! Он мне еще немного помог в работе: мы садились рядом в моей маленькой монтажной, смотрели сериал и вставляли тайм-коды. У меня это никогда не получается — Кит справляется гораздо лучше.
Николь Кидман и Кит Урбан / Фото: Getty Images— При этом во втором сезоне вы еще больше углубились в женскую тему.
— Мы с Джейн Кэмпион как-то пили латте, и она сказала, что сверху в нем много пены, но под ней скрывается очень крепкий напиток. Мне кажется, это замечательное описание «Большой маленькой лжи». В этом сезоне наш латте стал слегка покрепче; может быть, зрители готовы заменить его если не на эспрессо, то на очень-очень крепкий капучино.
Сериал доступен зрителям HBO, «Амедиатеки» и КиноПоиска (по подписке «КиноПоиск + Амедиатека»).
Большая маленькая двойная правда. Как нашумевший американский сериал смотрится в России
30 июня в эфир вышла четвертая серия второго сезона американского сериала «Большая маленькая ложь». Вообще то, что второй сезон запустили в принципе, — неожиданность. Сначала предполагалась изящная самодостаточная семисерийная история — экранизация романа австралийской писательницы Лианы Мориарти, сюжетно с этим романом совпадающая, так что продолжения взять вроде бы неоткуда.
Но первый сезон был так успешен, что проект решили продолжить. Сценарист и продюсер Дэвид Келли, которому принадлежит идея этого проекта вместе с Лианой Мориарти, написали новый сценарий, к сборищу суперзвездных актеров (Николь Кидман, Риз Уизерспун, Александр Скарсгаад) присоединилась Мэрил Стрип, а на место режиссера (вместо снявшего первый сезон Жана Марка Вале) взяли англичанку Андреа Арнольд, давно и систематично разрабатывающую в кино «женскую тему».
Если вы не смотрели первый сезон этого сериала — посмотрите. Это захватывающее и непростое кино. Традиционная (и традиционно актуальная) история о невидимом аде, прячущемся за идеальными буржуазными фасадами здесь, сконцентрирована вокруг семейного насилия — не только физического, но его в первую очередь. Здесь показано, как жертва и насильник впадают в созависимость, и передан странный и невыносимый уют, который эта созависимость создает.
Первый сезон «Большой маленькой лжи» разворачивался как детектив с двумя загадками. Мы с первых же кадров узнавали, что кого-то убили, но кого именно и кто убийца прояснялось только в конце. Однако, несмотря на эту остросюжетную канву, которая обычно предполагает упрощение, создателям сериала удалось показать сложное: и то, что насильник может вызывать симпатию, и то, что в отвратительном штампе «сама виновата» бывает призвук истины, и то, что если еще более отвратительный штамп «бьет — значит любит» слегка изменить и превратить в «бьет — не значит не любит» он станет не менее отвратительным, но не лживым.
Второй сезон «Большой маленькой лжи» предлагает зрителю хронологическое продолжение первого: тайны уже раскрыты, наступило время выяснения, вернее, прояснения отношений и переживания прошедшего. То есть все вроде бы предрасполагает к сложности, неоднозначности, делению на черное и белое. Но вышло ровно наоборот. Второй сезон этого сериала — прямолинейное, хоть и разыгранное по ролям, современное руководство по осознанию и «проговариванию» травмы с простыми психотерапевтическими инсайтами. Примерный итог такой. Агрессор — всегда мужчина, жертва — всегда женщина (статистически это почти точно, художественно — не совсем), женщина-жертва всегда права, абсолютное большинство девиаций женского поведения имеют причиной травму, нанесенную мужчиной, важнее женской дружбы и взаимопомощи — нет вообще ничего.
И вот я смотрю это кино и испытываю два практически противоположных чувства одновременно. И думаю две противоположных мысли.
Первая. Как человек, смотрящий много американского кино и особенно сериалов (по моему убеждению, именно сериалы сегодня — отражение духа современности), читающий американские газеты и новые книги, я уверена, что второй сезон «Большой маленькой лжи» это полностью некритичное и даже рабское отражение теперешней американской конъюнктуры. Что смысл этого кино сводится к статье в прогрессивном женском журнале, а ведь от искусства хочется ждать чего-то не настолько декларативного, чего-то учитывающего сложную, по определению не плоскостную природу человека. Так что, увы и ах.
Вторая. Как жительница России, я не могу не думать: боже мой, когда же, наконец, у нас такое будет сказано на массовую аудиторию, когда, наконец, у нас дойдет дело до того, чтоб мне захотелось на этом месте сложности, а не однозначных заявлений: «Никакое насилие не может быть оправдано, никакие узы — ни семейные, ни родительско-детские — не оправдывают насилия сильного над слабым, над зависимым». И никакие обстоятельства оправданием насилия быть не могут. И, да, виноват всегда насильник, особенно если насилие было систематическим, а не взбунтовавшаяся от отчаянья и безнадежности жертва (если она вдруг взбунтовалась).
Сейчас в российских судах рассматриваются несколько дел о насилии в семье, и реакция на них вызывает оторопь. Огромное количество людей (среди них много женщин) как-то особенно бурно желают понять импульсы насильника и даже отчасти принять их («он же ревновал», «она же пускала по ветру его деньги ит.д. и т.п».) и точно так же бурно возмущаются взбунтовавшимися жертвами («он ее, конечно, годами мучил и насиловал, но ножом все-таки необязательно было»).
Моя подруга — психолог — сказала мне, что «идентификация с агрессором» это механизм психологической защиты, попытка заслониться от ужаса действительности. Похоже, от действительности, в которой насилие — это норма, у нас заслоняется большинство населения. И тогда было бы неплохо, чтобы из телевизора всем твердили: «нет, жертва — она не сама виновата».
И ничего, я б смирилась с конъюнктурой.
Чем же так хороша «Большая маленькая ложь»

Первоисточник сериала HBO — австралийский бестселлер пятилетней давности авторства Лианы Мориарти. Услышав радиопередачу о женщине, вспоминающей историю скандалов своих родителей, писательница придумала роман о благопристойных семьях, в домах которых творится настоящий кошмар, скрытый от глаз друзей и знакомых. Есть распространенные предрассудки о том, что агрессия и насилие — свойство исключительно неблагополучных семей, где все заняты выживанием и не обладают образованием и культурой для того, чтобы относиться друг к другу с уважением.
«Большая маленькая ложь» — сюжет о том, что красивый фасад и умение держать себя на людях только маскируют семейные проблемы, а никак не являются доказательством того, что их нет. Четыре жительницы Калифорнии (американская телекомпания перенесла место действия из Австралию на Тихоокеанское побережье) водят детей в один и тот же первый класс: это женщины разных характеров и подходов к жизни. Мы знакомимся с местной светской львицей (Лора Дерн), домохозяйкой при богатом муже (Николь Кидман), бизнес-леди (Риз Уизерспун) и молодой мамой-одиночкой из среднего класса (Шайлин Вудли): их жизненный опыт и темпераменты не совпадают, но все хотят лучшего для детей, а также привыкли отстаивать себя и свои принципы перед окружением. Когда одного из детей, девочку, обижает кто-то из одноклассников, учителя и родители включаются в расследование: они пытаются разоблачить ребёнка-агрессора по косвенным свидетельствам и провести воспитательную работу с семьями. Именно в реакции на эту ситуацию мы узнаем о закулисной жизни пяти семей, чьи высокие доходы, абонементы в престижные спортзалы и дизайнерские ремонты в домах с идеальным видом на море никак не влияют на способность говорить правду и заботиться друг о друге.
«Большая маленькая ложь» — сериал не о том, что богатые тоже плачут, а о том, что деньгами невозможно купить ни любовь, ни привязанность, ни эмпатию. В этих же декорациях и с теми же героями развернется действие нового сезона. Никакое состояние, страховки и приобретения, ощущение собственного могущества не застрахует героев от необходимости договариваться между собой, поступаться личными интересами и искать точки опоры вне престижной жизни, к которой они так привыкли.

Первый сезон сериала отличился тем, чем не может похвастаться типичный сценарий голливудского фильма или американского сериала — ставкой только на женских героинь. Предвосхитив ветер перемен в мировой индустрии (движения Time’s Up и MeToo зародились и развились одновременно с ажиотажем вокруг сериала), HBO дали ход проекту, где все главные роли сыграли женщины.
Именно преображения женских персонажей находятся в центре повествования, а мужские герои никогда не выходят на первый план. Вопреки известному сценарному клише (стравить женщин в соперничестве за мужское внимание) создатели «Большой маленькой лжи» экранизировали другую историю — историю солидарности, дружбы, которая возникает, несмотря на различия между женщинами, на основе схожего опыта и силы характеров. Партнерши и матери, они в заботе о близких и себе, находят точки соприкосновения, даже если окружающим их сходство неочевидно. Все главные героини, независимо от возраста и натуры, по-настоящему переживают за своих детей и хотят им только лучшего. Они ищут возможности для самовыражения и стремятся к самостоятельности. В отношениях они переживают за партнеров и прикладывают много усилий, чтобы их семьи не просто функционировали, а были счастливыми. В ежедневных делах они пытаются сочетать работу и заботу о доме и себе.
Попав в общую кризисную ситуацию, пять героинь конфликтуют, но находят общую почву и язык взаимопонимания, разрушая стереотип о том, что любое женское сообщество — змеюшник, построенный на интригах, подковерной борьбе и сплетнях. Рано или поздно героини сериала понимают, что травля, взаимные нападки и конкуренция мешают им прийти в равновесие с самими собой. Главный вызов нового сезона — появление в сюжете нового женского персонажа в исполнении Мэрил Стрип.
Конфликт поколений одновременно с конфликтом жизненных философий — основа интриги нового сезона, где Стрип, трижды лауреатка «Оскара», выступит в многогранной и глубокой роли. Самая титулованная актриса Голливуда сыграет мать главного героя, задающая много неприятных и неудобных вопросов о несчастном случае в финале прошлого сезона.
Героиня Стрип — представительница другого поколения, уверенная в непогрешимости своего ребенка и питающая недоверие к калифорнийскому образу жизни. В течение сезона, знакомясь с местными обитателями, она будет выяснять, что стоит за трагедией ее сына и как сама она повлияла на его судьбу. Сериалу прочат номинации и победы в мировых конкурсах — и это, скорее всего, снова будут женские роли. Первый сезон был удостоен трех призов «Золотой глобус»: Николь Кидман, Александр Скарсгард и Лора Дерн ушли с церемонии со статуэтками, а Риз Уизерспун и Шайлин Вудли получили номинации.

Главная причина, по которой сериал НВО, вероятно, настолько выстрелил и породил такую широкую дискуссию, была в том, что он психологически достоверно и подробно передает суть и форму семейных конфликтов и противоречий родителей и детей. Каждый ребенок в сюжете несет в себе недостатки, страхи и слабые места родителей, отражает их внутренние сложности и лицемерие окружения, неосознанно копирует поведенческие паттерны старших.
Конкуренция, прививаемая уже с детского сада, делает детей зависимыми от мнения других, порождает агрессию и необязательное соперничество и вписывает детей во взрослый мир, где важнее казаться, чем быть. «Большая маленькая ложь» очень внимательно всматривается в природу долгосрочных отношений и брачных компромиссов. Каждая героиня проходит через череду кризисных моментов в паре, даже если ее семейную жизнь можно назвать условно безоблачной.
Кто-то пытается выбраться из многолетнего абьюза, преодолевая стыд и борясь за собственную независимость. Кому-то приходится договариваться с партнером, многие годы играя первую скрипку и демонстрируя деспотизм. Кому-то надо привыкнуть к тому, что бывший муж нашел новую женщину и счастлив с ней, воспитывая общего ребёнка. Кому-то необходимо строить жизнь матери-одиночки, понимая, что опоры во втором человека пока нет. А кто-то проходит через череду конфликтов даже с понимающим партнером, постепенно разочаровываясь в себе.

Сериал не идеализирует привязанность, бытовую часть романтики и проблемы, свойственные долгосрочным отношениям. Перед нами и реалистичные ссоры не слышащих друг друга партнеров, и проглоченные претензии, и императивы по отношению к детям, и типичный вокабуляр домашнего насилия. При этом сериал вообще не дидактичный: все герои имеют несколько измерений, и сценаристы прикладывают большие усилия, чтобы не идеализировать персонажей и не вешать на них один единственный ярлык.
Первый сезон не только правдоподобно рассказывал о том, как дети перенимают поведенческие привычки родителей, но и точно описал влияние на человека эффективной психотерапии, глубокой дружеской поддержки и честного диалога о наболевшем. Главное достижение «Большой маленькой лжи» — прямой разговор о собственных слабостях и пороках, жизни с удушающим чувством вины и тревоге за неопределенное будущее.
Чем больше в жизни каждой героини и героя маленькой лжи, тем сильнее вспыхнет кульминация: честность с собой и прозрачность с другими становится обязательным атрибутом покоя и счастья. А гармоничная жизнь невозможна в ситуации насилия, жестокой конкуренции и взаимных манипуляций. Второй сезон обостряет вопросы, уже заданные в первом: насколько родители в ответе за судьбу своих детей, можем ли мы повлиять на решения и поступки других и почему кто-то из нас выбирает деструктивное поведение, чтобы выжить.