План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: «Понятие о местоимении», 3 класс.
Тема. Понятие о местоимении.
Цели: 1) Обобщить и систематизировать знания детей о части речи – местоимении;
2) Развивать умения правильно употреблять и писать личные местоимения с
предлогами, развивать творческое воображение, логическое мышление,
орфографическую зоркость, работать над обогащением словарного запаса;
3) Воспитывать самостоятельность, доброжелательность, дружбу единство классного коллектива.
Методы:
Словесный, рассуждение, показ, комментирование, практический, частично-
поисковый, сравнение, обобщение.
Формы: Коллективная, индивидуальная.
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
Психологический настрой.
Улыбнитесь, пожалуйста, мне!
Так, как вы ещё не улыбались.
Чтоб, как солнце яркое в окне,
Радость в моём сердце расплескалась!
– Ребята, сегодня на уроке мы переходим к изучению новой темы. Но что это за тема вы узнаете позже, а сейчас – минутка чистописания.
II. Минутка чистописания
III. Словарно-орфографическая работа
На доске:
ап .етит ч. гун чес. ный ж . лезоплю. ж.латьове. грус.ныйуло. к.лометр д. ликатный
– Для того, чтобы назвать слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, необходимо в каждом данном слове выделить букву, являющуюся в нем орфограммой.
– Какое слово получилось?
(Это слово путешествие.)
На доске: Путешествие
– Каким способом можно совершить путешествие?
(Путешествие можно совершить пешком и на разных видах транспорта).
– С какой целью совершаются путешествия?
(Путешествия совершаются для отдыха, ознакомления с новой местностью, городами, странами ит.д.)
– Скажите лексическое значение слова путешествие.
(Путешествие – это передвижение пешком или на разных видах транспорта и ознакомление с новой местностью и т.д.)
– Что можете сказать о написании этого слова?
(В слове путешествие пишется непроверяемая гласная е, окончание ие)
– Запишите слово в тетрадь, выделив орфограммы.
– Составьте предложение со словом путешествие.
Путешествие по выдающимся местам Астаны доставило нам огромное удовольствие .
– Запишите предложение в тетрадь.
– Назовите в этом предложении все известные вам части речи.
– Почему в данных предложениях вы не назвали слово нам?
(Мы не знаем, к какой части речи оно относится.)
– Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новой темой “Местоимение”.
Тема нашего сегодняшнего урока: “Понятие о местоимении ”
Как звучит местоимение на казахском языке? (Есімдік)
Что вы знаете из курса 3-го класса об этой части речи.
Что мы должны знать?
Что такое местоимение?
Как оно изменяется?
Какую роль играет в предложении?
Чему должны научиться на уроке русского языка?
На доске: Местоимение
– Нам предстоит большая работа, но сначала отдохнём.
Физкультминутка
На казахском языке.
Загадка:
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена,
Я о себе такого мнения
Огромна роль …(местоимения)
Эта часть речи называлась раньше. ( «Вместоимения» т.е.»вместоимени».Затем букваВ затерялась и осталось местоимение.)
Беседа о местоимении.
Мир местоимений широк и разнообразен.Без местоимений нет языков.Чаще других мы употребляем местоимения 3-го лица. Для чего же существуют местоимения в речи?
Они создают нам речевое удобство,так как экономят время.Они –как запасные игроки на футболе,как дублёры в театре.
Назовите личные местоимения.(Я,ты,вы,мы,он,она,оно,они).Эти местоимения указывают на лицо,но не называют его.
Задание №1
Групповая работа
Прочитайте стихотворение. Найдите слова, которые указывают на предмет, но не называют его.
Мы-друзья.
С виду мы
Не очень схожи:
Петька толстый,
Я худой,
Не похожи мы, а все же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том,
Что он и я –
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём.
Даже вместе…
Отстаём!
Как называются слова, которые указывают на предмет, но не называют его?
Задание №2
-В тетрадь вы запишите только те местоимения, которые спрятались в ответе.
Загадка первая. Из какого местоимения, если к нему прибавить «сто», можно испечь пирог?
Д. Тесто.
Уч. Вторая загадка. За какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов?
Д. Заяц. Это местоимение Я .
Уч. Следующая загадка. К какому местоимению надо прибавить слог ЛО, чтобы
получить неодушевлённый предмет?
Д. Мыло. Местоимение МЫ .
Уч. А теперь самая сложная загадка .Когда руки бывают местоимениями ?
Д. Вымыты . Местоимения ВЫ МЫ ТЫ
Те , я , мы , вы , ты
Уч. А теперь посмотрите на эти пять местоимений. Что вы заметили ?
Д. Местоимение ТЕ — это не личное местоимение. Это указательное местоимение .
— Какие ещё указательные местоимения вы знаете?
Ответы детей (те, тот, такой, там, тут)
Задание №З (карточка на каждого ребенка)
Редактирование текста. Заменить некоторые имена сущ.местоимениями.
Лиса.
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на самом деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
Слова для справок: она, ей,у неё, она.
Прочитав текст, что вам не понравилось? (Повтор слов.)
Какие слова повторяются? (Лиса.)
Как устранить ошибки? С помощью какой части речи?( С пом. местоим.)
Устраните ошибки и прочитайте текст заново. Проверка.
Физкультминутка.
Чудеса у нас на свете-
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами все стали.
Задание №4
Отработка умений употреблять местоимения с предлогами.
-Что вы можете сказать о написании предлогов с местоимениями? ( Местоим. с
предлогами пишутся отдельно. Местоимения третьего лица после предлогов
имеют в своём начале н .)
Подошёл к (она) к ней (Д.п.)
Приготовил для (он) для него (Р.п.)
Позвонил (она) ей(Д.п)
Рассказывал о (они) о них (П.п.)
Возвратился с (он) с ним (Т.п.)
-Сравните написание местоимений . Сделайте вывод.
Обобщение.
Итог урока.
— Можно ли в речи обойтись без местоимений ?
Домашнее задание.
Тест по теме «Местоимения»
1.Обведи кружком правильный ответ :
А) Местоимение обозначает предмет .
Б) Местоимение указывает на предмет, но не называет его .
В) Местоимение называет предмет .
2. Подбери подходящие по смыслу предлоги:
————-меня , —————тебе,—————вас.
3. Прочитай предложения . Вставь пропущенные местоимения :
Отпустил ____рыбку золотую и сказал _____ласковое слово .
4. Поставь местоимение в нужном падеже :
С (вы) ____________________
На (ты) ___________________
О (они) ___________________
5. Выбери местоимения 3-го лица . Обведи правильный ответ.
1) Я , 2) ОН 3) ТЫ , 4) ОНА , 5) МЫ , 6) ОНО , 7) ОНИ , 8) ВЫ.
6. Предлоги с местоимениями пишутся … Обведи правильный ответ .
1) Слитно
2) Раздельно
7. Личные местоимения отвечают на вопросы:
1) кто? что?
2) какой? какая? какое? какие?
Урок русского языка в 3 классе «Подлежащее, выраженное личными местоимениями»
1.Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Присаживайтесь.
— Давайте проверим, как вы сидите:
Руки! На месте,
Ноги! На месте,
Локти! У края.
Спинка! Прямая!
Психологический настрой детей на урок.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой.
-Каким бы вы хотели видеть этот урок?
Желаю успехов! А если вы столкнётесь с трудностями, я и ваши одноклассники непременно придём к вам на помощь и поможем справиться с ними! — Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Покажите мне ваше настроение
— Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.
1. Орфографическая минутка.
-Вставьте пропущенную безударную гласную, докажите свой выбор.
Зап…вать в хоре
Зап…вать м…л…ком
Ув…дать издали
Ув…дать без влаги
2.Чистописание тренажёр с.31 урок 47
-Назовите грамматическую основу в последнем предложении.
-Можно ли назвать эти слова словосочетанием?
3.Словарная работа 10.с.9
4.Сказка о местоимениях.
«ЗЛАЯ КОЛДУНЬЯ».
В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:
— Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут название всего, что их окружает!
Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала:
— Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости!
И в царстве наступил беспорядок… Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Еще ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось.
Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, название всего того, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать название предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали.
Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.
Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, — пообещал мудрец. — А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Слова вместо имени – местоимения. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить Я; если вас будет много, скажите МЫ. Обращаясь к кому-либо, говорите ТЫ, а к нескольким людям — ВЫ. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите ОН, ОНА. ОНО: если их много — ОНИ.
А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.
-Какие слова дал людям мудрец? Я, мы, ты, вы, она, она, оно, они.
-Ребята, скажите, что объединяет, все эти слова? — Эти слова стоят вместо имен людей. Занимают место имени существительного.
-Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? – О местоимении
Если местоимение стоит вместо сущ-го, можно ли считать его частью речи?
Итак, местоимение-это часть речи.
2. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу местоимения. Найдите подлежащее. Какой частью речи оно выражено? Сделайте вывод (В роли подлежащего часто используются личные местоимения)
В воскресенье … пришли в лес. В этот день солнце было яркое и веселое.
… даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе. … были украшены серебристым инеем. Неожиданно … увидел дятла. Своим крепким клювом … долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала … по веткам ели.
6. Упражнение в определении числа и лица личных местоимений.
-Найдите местоимения в словах и выпишите их: семья, тыква, телефон, ворона, выбор, любимый, вышел, пони, монолог.
-Разделите эти местоимения на две группы. Местоимения первой группы подчеркнём одной чертой, а второй-двумя.
-На один или много предметов указывают местоимения из первой группы? Из второй?
-Сделайте вывод.
Давайте составим правило.
-Кто сможет его составить?
-Все согласны с определением?
-Кто еще хочет рассказать его?
-А теперь, давайте все вместе проговорим определение.
Замечательно. А как вы думаете, согласен ли автор учебника с нами? Давайте откроим свои учебники на стр. 10 и прочитаем определение.
-Кто прочитает его? Что нового
Физкульт
-Молодцы! Присаживайтесь на свои места.
Выпишите из стихотворения местоимения.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты —
Если мы
сорвём цветы,То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты —
Если мы сорвём цветы.
РАБОТА ПО ВАРИАНТАМ
3. Добавьте недостающие местоимения.
1 вариант
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
Я нарисую ёлочку. А ты что будешь рисовать? Когда он приедет? Завтра мы пойдём на речку. Кого вы ждёте? Почему они улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
Выборочный диктант.
-Запишите местоимения, определите лицо и число.
Мы с другом гуляли в лесу. Вдруг я увидел необычное растение с розовыми цветами. Оно хорошо пахло. «Ты знаешь название этого растения?» — спросил я у друга. Он отрицательно покачал головой. Тогда мы обратились к учительнице. Она сказала: «Какие вы любопытные! Это растение – багульник».
Взаимопроверка.
.
Рефлексивно-оценочный этап.
Наш урок подходит к концу Я приготовила небольшой тест. Внимание на доску.
1.С какой частью речи мы познакомились?
2. Перечислите местоимения
3..Вместо какой части речи употребляются личные местоимения?
А) вместо глаголов
Б) вместо имён существительных
В) вместо имён прилагательных
4. На что указывают местоимения?
А) на падежБ) на род
В) на предмет или лицо
5. Что не является местоимением?
А) они Б) мы В) от
6. Каким местоимением можно заменить в предложении слова женщина, птица, погода?
А) она Б) оно В) он
7.Среди предложенных слов подчеркни местоимения.
Тетрадь, подружка, она, озеро, гулять, мы, тепло, я, восемь, вы, во сне, меня.
У кого есть ошибки – не расстраивайтесь, мы ведь только учимся.
Я надеюсь, что вы всегда будете дружить с местоимениями- Мне бы хотелось, чтоб в повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ.
-Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Скажите, какое у вас настроение после нашего урока? У меня тоже хорошее настроение, вы сегодня очень хорошо работали на уроке и порадовали меня своими знаниями.
Оценки.
-Домашнее задание будет на карточке.
-Вам понятно домашнее задание?
-Тогда наш урок подошел к концу.
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Задание: спиши текст, замени повторяющееся слово местоимением, укажи число и лицо местоимений. Укажи части речи в первом предложении.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка во всех затеях со мной заодно.
Я с бабушкой не знаю скуки, и все мне любо в бабушке,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
1 вариант
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
1 вариант
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
1 вариант
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
1 вариант
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
1 вариант
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
1 вариант
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
1 вариант
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
1 вариант
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
1 вариант
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
Конспект урока по русскому языку по теме «Местоимение» 3 класс
Местоимение.
Цели педагогической деятельности:
Знакомство учащихся с понятием местоимение, функции местоимений в речи.
Задачи:
Образовательная: формировать умение различать местоимения от других частей речи.
Развивающая: развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание, речь, самостоятельность.
Цели педагогической деятельности:
Знакомство учащихся с понятием местоимение, с функцией местоимения в речи; формирование умение распознавать их в тексте, правильно употреблять.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся: распознавать местоимение в тексте и правильно их употреблять; учащиеся получат возможность научиться: заменять имена существительные местоимениями (редактировать текст, выполнять задания в интерактивном режиме)
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: выражают положительные отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать.
Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.
Познавательные УУД: общеучебные-воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимединные средства обучения; формируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логически сравнивают различные объекты, выявляют сходства и различия.
Коммуникативные УУД: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества в парах, группах.
Ход урока:
Организационный момент.
Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь, друг к другу всегда по-доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное. Не зря народная мудрость гласит: «Где красота, там и доброта».
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
-Доброе утро!
-Доброе утро солнцу и птицам,
-Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
-Давайте вспомним какие части речи вы уже знаете. Я вам буду загадывать загадки, а вы говорите, о какой части идет в них речь.
Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам.
(имя существительное)
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
(имя прилагательное)
Что без меня предметы?
Лишь названья
А я приду-
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет
(глагол)
-Как вы думаете, все ли части речи мы уже знаем?
-Готовы ли вы изучать новые части речи?
-Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на группы, все внимательно следите за правильностью, если вы заметили ошибку, то хлопаете в ладошки:
Тайга, прекрасная, он, пушистая, я, играет, бежит, оно, белка, добро, молния, снежное, учит, она, мирный, они, лесная, дождь, вы
-По какому признаку вы определили слова в 1 столбик? Докажите.
-Какие признаки имен существительных вы знаете? (одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные; единственного и множественного числа, женского, среднего и мужского рода.)
-Обратимся ко второй группе слов. На какие вопросы отвечают эти слова? Дополните эту группу своими примерами. Что общего у всех этих слов?
-По какому признаку вы определили слова третьего столбика. Докажите.
-Как вы думаете какие слова остались?
— С чем мы сегодня познакомимся? С какой целью мы разделили слова на разные части речи? (вспомнить и закрепить части речи)
II. Актуализация опорных знаний.
-Прочтите запись на доске (на доске записано предложение)
В тайге расцвели прекрасные жарки. Жарки охраняются государством.
-Что записано на доске? (предложение)
-Что вы заметили? Какая речевая ошибка нам встретилась?
-Как можно избежать эту ошибку, т.е. избежать повтора? (заменить слово жарки местоимением они)
-Хорошо правильно!
-О чем говорится в первом предложении?
-А во втором?
-Как вы догадались? Какое слово нам помогло?
-Для чего мы заменили слово жарки местоимением они?( чтобы не было повторов, т.е. для красоты речи)
III. Постановка учебной задачи.
-На кого указало нам слово «они»?
Какой частью речи является это слово?
-Где можно проверить наши предположения?
-Откройте учебник на странице 47.
-Как образовалось слово МЕСТО ИМЕНИЕ?
-Из каких частей состоит это слово?
-Для чего мы обратились к учебнику? (чтобы прочитать правило)
IV. Физминутка на внимание.
-Хлопните в ладошки, если услышите личное местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты —
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты —
Если мы сорвём цветы.
-О чем этот текст? Что будет если мы сорвем все цветы?
Необходимо бережно относиться к природе! Летом нас радует своим цветением жарки. Он занесен в Красную книгу. Где еще вы видели этот цветок? ( Зелёное поле обозначает окружающую город степь. Цветок «жарки» – характерный элемент местной флоры, символизирует процветание города)
— С какой целью я вам напомнила о бережном отношении к природе?
V. Углубление и обобщение изученного.
-Местоимение-служебная часть речи или самостоятельная?
-Что это значит? (местоимение имеет грамматические признаки)
-Какие признаки имеет самостоятельная часть речи «Имя существительное»?
— Как изменяется имя существительное?
-Давайте понаблюдаем, имеет ли такие признаки местоимение.
Упражнение 83 страница 47(комментировано выполнить вместе)
-Какие грамматические признаки имеет местоимение? (род и число, выбор местоимения зависит от рода и числа заменяемого имени существительного)
-Для чего мы выполняли это упражнение? ( чтобы убедиться, что местоимение имеет грамматические признаки род и число)
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Страница48 упражнение 84. Прочитайте текст.
-Что не понравилось вам в тексте?
-Какую роль играют местоимения?
Запишите текст. Взаимопроверка. На слайде вы видите эталон задания. Оцените свою работу.
Молодец! выполнил на отлично
Хорошо, были небольшие ошибки
Нужна помощь учителя
-Какую роль выполняют местоимения в нашей речи? (помогают избежать повторов)
-Сделайте вывод.
Местоимение-это слова, которые заменяют в речи имена существительные. В тексте они занимают место имени существительного. Они не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них.
Местоимение в речи могут заменять не только имена существительные, но и имена прилагательные. Самыми главными являются личные местоимения, без которых мы с вами не можем обойтись.
Включение нового знания в систему знаний.
-Выполните творческое задание в группе. Вместо пропусков вставьте нужное местоимение
….карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На …быка нарисовал,
А рядом с ….корову
….сделал розовым быка,
Оранжевой –дорогу.
Потом над …облака
Подрисовал немного
( С. Михалков)
-Прочитайте. Какие слова вставили?
-Какой частью речи они являются?
-Для чего мы выполнили это задание?(правильно и точно употреблять местоимение)
VI. Итог урока
Игра «Закончи предложение»
1.Части речи бывают…..(самостоятельные и служебные)
2.К самостоятельным частям речи относятся…..(имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение)
3.Сегодня на уроке мы познакомились с….(местоимением)
(читает Катя стихотворение)
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они —
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
VII.Рефлексия
Мне все понятно, могу объяснить, что такое местоимение
Хорошо, были небольшие ошибки
Нужна помощь учителя
VIII. Домашнее задание.
Страница 48 упражнение 85
(Если останется время игра)
Игра «Подумай и отгадай»
Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах?
(я-мы)
2) Сколько личных местоимений в слове семья?
3) Первый слог-личное местоимение, второй слог-детская болезнь. Вместе- предмет, который удерживает судно на плаву. (я-корь)
4) Первый слог-местоимение, второй слог-звук, который издает лягушка. Вместе овощ. (ты-ква)
5) Первый слог-местоимение. Второй слог ты найдешь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначает вместилище для чего-нибудь. (я-щик)
Урок русского языка по теме «Местоимение» (3 класс)
Тема: Местоимение.
Цель: сформировать представление учащихся о местоимении, как о части речи; развивать познавательные процессы учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; содействовать нравственному воспитанию учащихся.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Минутка чистописания.
Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах:
Какую вы видите закономерность? Какую букву мы будем писать на уроке?
В первых двух группах написано по три буквы. Буква, находящаяся внизу, стоит в алфавите между двумя верхними. Буква 6 — между а и в. Буква з — между ж и и. Между буквами о и р стоит n. Значит, мы сегодня будем писать букву п.
Напишите цепочку, которая состояла бы из нестсолькик пар букв. В каждую пару должны входить буква п и по очереди находящиеся в группах буквы в алфавитном порядке.
па пб пв пж пз пи по нр …
3. Изучение нового материала
Нa доске написан текст:
Сова — хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотнихом. У совы мощные когти и чуткие уши.
Прочитайте написаный на доске текст. Оrrределите, какой в нем имеется недостаток?
Как можно исправить этот недостаток?
Прочитайте текст, заменив во втором и третьем предложении слово сова другими словами.
Сова -хищная птицa. Из всех видов хищнихов она считается лучшим охотником. У нее мощные когти и чуткие. уши.
Вместо какой части речи вы употребили слова она, у нее?
Часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, называется местоимением. Слова она, у нее являтотся местоимениями. Назытвают ли местоимения она, у нее
конкретный предмет или только указывают на него?
Что же такое местоимение?
Местоимение — это часть речи, которая не назытвает предмет, а указывает на него.
В русском языке есть несколько групп местоимений. Одна из групп указывает на лица, поэтому эти местоимения называются личными. Личные местоимения бывают 1, 2 и 3-го лица.
С этим мы познакомимся во время работы стаблицей.
ЧислоЛицо
1-е
2-е
3-е
Единственное
Множественное
(Учитель чертит таблицу, которая заполняется в процессе совместной деяельности учителя и учащихся.)
С помощью какого местоимения человек указывает на самого себя?
На самого себя человек указывает с помощью местоимения «я».
(Местоимение я и другие личные местоимения по мере их называния вносятся в таблицу.)
С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя?
Несколько человек указывают на себя с помощью местоимения мы.
Какое местоимение вы употребляете, если обращаетесь к своему другу, однокласснику?
Мы употребляем местоимение ты.
Какое местоимение вы употребляете, если обращаетесь к нескольким одноклассникам?
Мы употребляем местоимение вы.
С помощью какого местоимения вы укажете на человека мужского пола, который не участвует в разговоре?
С помощью местоимения он.
Какое местоимение вы используете, если надо указать на человека женского пола, не участвующего в разговоре?
Мы используем местоимение она.
Какое местоимение вам поможет указать на предмет среднего рода?
Местоимение оно.
С помощю какого местоимения можно назвать всех или многих, о ком говорят?
С помотщью местоимения они.
Персчислите местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Как изменяются личные местоимения?
JIичные местоимения изменяются по лицам и числам.
Обобщите наши рассуждения.
4. Физкультминутка
Я буду называть слова, относящиеся к различным частям реци. Ecли назову местоимение, вы хлопаете в ладоши. Если услышите любую другуго часть речи, топаете.
Peбятa, они, дело, оно, она, летела, снег, он, горкa, учителъ, я, ты, друг, вы, ученики.
5. Закрепление
1. Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы:
роеккуань
коогзоёрлод
ммаелдивендаь
Используя их, отгадайте загадки:
Толъко этот водоем для него родимый дoдом. ( река – окунь )
Кого куда-то запустили, ущерб огромный допустили? ( козел – огород )
Kaкой кустарник каждый день кому -то noceщаmь не лень? ( малина – медведь )
Слова-отгадки замените подходящими по смыслу местоимениями. Укажите их лицо и число.2. Запишите данные предложения, в соответствии с шифром, вставляя пропущенные местоимения.
В воскресенье … пришли в лес. … были украшены серебристым инеем. Неожиданно … увидел дятла.
Выполните синтаксический разбор предложения, которое на ваш взгляд является «лишним» (где местоимение в ед.ч, или местоимение 3 лица).
3. Выпишите имя прилагательное и выполните морфологический разбор.
6. Итог урока.
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: урок русского языка, 3 класс, Местоимение
Русский язык 3 класс
Тема: Местоимение как часть речи
Цель: Дать представление о местоимении как о части речи;
Задачи:
- активизация самостоятельной деятельности
- развитие познавательной активности
- Развивать речь, восприятие, внимание, орфографическую зоркость, словарный запас учащихся
- воспитание коммуникативности
- привитие культуры общения
- воспитание интереса к предмету
Оборудование: карточки с заданиями, учебник, стикеры, таблицы с критериями оценивания групповой работы
1 Орг.момент
Психологический настрой:
При помощи сигнальных карточек покажите свое настроение?
Красный – отлично, готов к работе
Синий – мне хорошо
Зеленый – мне плохо, я испытываю страх
2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации
Групповая работа (дети разделены по уровням – сильный — А, средний – В, слабый – С)
На доске слова: Я, НОС, ГРУША, КРАСИВЫЙ, ТЫ, ПОД, А, НА, СЕЕМ, МЫ, ВХОДИТЬ, РАБОТА, ОНА, ЕХАЛ, СИНИЙ, НО, ОН, ЕЛКА
ЗАДАНИЕ: прочитайте слова и разделите их на группы по какому-либо признаку.
Проверка:
Подберите название для каждой группы.
Заслушиваются ответы групп.
Какое название вы дали последней группе слов? Почему не смогли?
Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Отвечают дети, учитель записывает тему урока на доске.
Чему мы должны научиться на уроке? Как мы это сделаем?
Учитель записывает задачи урока, которые предлагают ему дети.
3.Работа над новым материалом.
Ребята, тему урока вы назвали, задачи урока перед вами. Я предлагаю вам самостоятельно поработать над новым материалом.
Уровень А
Работа в группах. Сказка о местоимениях.
«ЗЛАЯ КОЛДУНЬЯ».
В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:
— Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут название всего, что их окружает!
Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала:
— Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости!
И в царстве наступил беспорядок… Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Еще ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось.
Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, название всего того, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать название предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали.
Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.
Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, — пообещал мудрец. — А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Слова вместо имени – местоимения. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить Я; если вас будет много, скажите МЫ. Обращаясь к кому-либо, говорите ТЫ, а к нескольким людям — ВЫ. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите ОН, ОНА. ОНО: если их много — ОНИ.
А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.
Задание для уровня А
Прочитайте текст
Составьте определение (правило) новой части речи.
Сравните с определением, которое подобрала я. Вывод.
Местоимение – это часть речи, которая служит для образования новых слов, отвечает на вопросы что делать? Что сделать?. Обозначает признак предмета. Используют для обогащения, разнообразия речи, для того чтобы не было повторов.
Критерии для оценивания групповой работы уровня А
ФИ уч-ся | Умение самостоятельно работать с новым материалом | Умение видеть ошибку ( в данном случае –учителя) | Аргументировать свои ответы ( доказать правильность выполнения своей работы) |
Задание для уровня Б
«ЗЛАЯ КОЛДУНЬЯ».
В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:
— Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут название всего, что их окружает!
И в царстве наступил беспорядок… Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Еще ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось.
Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.
Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, — пообещал мудрец. — А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Слова вместо имени – местоимения. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить Я; если вас будет много, скажите МЫ. Обращаясь к кому-либо, говорите ТЫ, а к нескольким людям — ВЫ. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите ОН, ОНА. ОНО: если их много — ОНИ.
А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.
Прочитайте текст. Теперь представьте, что молодой журналист написал статью. Главному редактору не понравилась статья, и он просит вас исправить текст. Прочитайте его и скажите, почему редактор остался недоволен статьей.
Применяя новые знания, отредактируйте текст.
СОВА – ХИЩНАЯ ПТИЦА. СОВА СЧИТАЕТСЯ ЛУЧШИМ ОХОТНИКОМ. У СОВЫ МОЩНЫЕ КОГТИ И ЧУТКИЕ УШИ. СОВЫ ЖИВУТ ПО ВСЕМУ СВЕТУ. СОВЫ ОБИТАЮТ В ЛЕСАХ, ПУСТЫНЯХ, ГОРАХ. СОВУ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ ВО ВСЕХ ПРИРОДНЫХ ЗОНАХ НАШЕЙ СТРАНЫ
Критерии для оценивания групповой работы учащихся уровня В
ФИ уч-ся | Умение самостоятельно работать с новым материалом | Использование в самостоятельной работе новых знаний | Зачем ( умение учащихся делать выводы) |
Задание для учащихся уровня С
Слова вместо имени – местоимения. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить Я; если вас будет много, скажите МЫ. Обращаясь к кому-либо, говорите ТЫ, а к нескольким людям — ВЫ. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите ОН, ОНА. ОНО: если их много — ОНИ.
Прочитайте текст.
Опираясь на новый материал, попробуйте составить определение новой части речи.
У учащихся на партах конверт со словами, из которых учащиеся пробуют составить правило о местоимении.
Местоимение, часть, речи, которая, не называют, предметы, а только, на них, указывают
Критерии для оценивания групповой работы учащихся уровня С
ФИ уч-ся | Прочитать текст | Из отдельно подобранных слов составить правило о местоимении | |
Рефлексия: продолжите предложение: на уроке я узнал о…….
4 Закрепление нового материала
Работа по учебнику стр 190 упр.№ 436
Проверка. Дополнительное задание: используя учебник, попробуйте еще сгруппировать местоимения по какому – либо признаку. ( по числам, родам, по лицам).
Дети самостоятельно исследуют учебник, выполняют проверку.
Рефлексия : теперь я умею…….
5. Контроль за качеством усвоения нового материала
1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+». Местоимение – это: а) часть речи, которая служит для обозначения признака предмета; б) часть речи, которая не называет предмет (его признак и количество), но указывает на него; в) часть речи, которая служит для связи слов в предложении. 2. Среди предложенных слов подчеркни местоимения. Тетрадь, подружка, она, озеро, гулять, мы, тепло, я, восемь, вы, во сне, меня. 3. Выбери из указанных признаков тот, который относится к местоимению. а) указывает количество предметов; б) называет предмет; в) указывает признак предмета; г) указывает на предмет, не называя его. ^ 4. Подчеркни в предложении местоимение. Когда дети в лесу нашли целую поляну спелой земляники, они очень обрадовались. Объясни свой выбор, дописав фразу. «Подчёркнутое слово является местоимением, потому что оно __________________________________________________________________. 5. Напишите, к какому числу относится каждое местоимение. 1) Я (________) совсем не люблю делать уроки. 2)Скажите, вы (________) хотите мороженого? 3) Ягоды крыжовника совсем спелые, кажется, что они (__________) вот-вот лопнут. |
6.Итог урока
Рефлексия:
Понравился ли тебе урок?
Что тебе показалось трудным?
Почему для тебя это было трудным?
Что помогло тебе помочь преодолеть эти трудности?
7. Оценивание
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Урок русского языка «Местоимения 1,2,3 лица. Правописание предлогов с местоимениями» 3 класс Школа 2100
Наблюдение над изменением местоимений.
– Давайте пронаблюдаем, как изменяются местоимения.
а) Ученики работают в группах (4 группы – обязательно должны быть местоимения разных лиц и чисел).
На доске записаны слова-действия и вопросы.
– Поставьте местоимение в нужную форму.
(кто?) I гр. –я II гр. – мы III гр. — ты IV гр. — вы
(у кого?)
(к кому?)
(за кого?)
(с кем?)
(о ком?)
— Что есть у вопросов? Что из этого следует? ( у местоимений тоже будут предлоги)
– Как вы напишете местоимения с предлогом? Почему? (Предлоги со всеми словами пишутся раздельно.)
б) – Проверьте ваши предположения, прочитав текст в рамке на с. 66.
Далее ученики самостоятельно в группах изменяют местоимения с помощью этих слов-действий и вопросов.
На большом листе записывают только местоимения в разных формах (без слов-действий и вопросов).
– Прочитайте, что у вас получилось. (Вывешиваем на доску)
– Какие выводы можно сделать? (Местоимение – изменяемая часть речи, при этом у личных местоимений меняется не только окончание, но и вся основа. )
Физминутка
в) – Давайте понаблюдаем за местоимениями 3 лица. (на доске, под руководством учителя) ОН ОНА ОНИ
— Что заметили? (У местоимений 3-го лица появляется буква н – у него, к ним, за неё.)
— Какую цель ставили? Достигли? Какими средствами пользовались?
«Обратная» работа с формами местоимений по учебнику.
а) Упр. 295 – развивается умение устанавливать начальную форму местоимений. (С комментированием)
б) Выписать местоимения, поставить в начальную форму, определить лицо и число.
Разве не знаете, папы,
Большого рыжего льва?
У него тяжёлые лапы (он – 3 л., ед. ч.)
И косматая голова.
Лев громко рычит басом
И слышно его далеко. (он — 3 л., ед. ч.)
Он ест за обедом мясо,
А львята сосут молоко.
Урок по теме «Местоимение», 3 класс
Дата проведения
26.03.13
Класс
3 — Б
Урок, программа
Русский язык / «Школа 2100»
Тема
Обобщение знаний о местоимении (9ч отводится на изучение, 9-ый урок по теме)
Цель, задачи
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о местоимении как части речи.
Задачи: — совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи; заполнить схему;
— развивать умение распознавать личные местоимения среди других частей речи и определять их начальную форму;
— воспитывать коммуникативные взаимоотношения в групповой работе, экологическую культуру, культуру поведения
Тип урока
Урок обобщения и систематизации
Организация пространства
Работа фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.
Ход урока:
Орг.момент
Цель: проверка готовности к уроку, побуждение к деятельности.
Детей посадить по группам / по 5 чел
— Прозвенел опять звонок
Нам пора… (начать урок)
Встали все у парт красиво,
Поздоровались… (учтиво)
Посмотрели, улыбнулись
И спокойно повернулись.
Сядем прямо, спинку…(ровно)
Все ведём себя…(достойно)
Воздух глубоко вдохнём –
Урок русского начнём.
— Сегодня на уроке мы отправимся в небольшое путешествие. Закройте глазки, передайте мимикой лица те чувства, которые вы ощущаете.
Вокруг – ночь. Вы поднимаете голову и видите яркие звёзды, которые освещают нам дорожку и согревают нас своим ярким светом. Мысли светлые, добрые, чувства приятные. У вас хорошее настроение. И вы можете загадать желание, потому что одна звезда падает. Загадали? Я уверена, что оно обязательно исполнится. Я уже вижу ваши улыбки, вы радуетесь. А, значит, пора открывать глаза…
— Продолжаем урок.
— Перед вами звёздная карта, рассмотрите её и обозначьте в верхней строке своё настроение цветом, у каждого своя звезда: красный цвет – отличное настроение! Я готов работать! У меня всё получится! Синий цвет – хорошее настроение. Но что-то настораживает! Я не полностью уверен в себе. Чёрный цвет – плохое настроение! Я ничего не знаю! Я не справлюсь с заданиями!
— Как вы думаете, для чего сегодня на уроке вы сидите по группам?/предположения/
(-соревноваться будем…
— поддерживать друг друга…
-если будет трудно выполнить задание, есть с кем посоветоваться и т.д.)
— А для чего в группах у каждого свой номер? №1?, №2?…(Так легче и быстрее распределять работу…)
— Спасибо, молодцы! Кроме того, в каждой группе одни человек под № 5 назначается консультантом. К нему вы можете обратиться за помощью. Для этого необходимо поднять светофор с красным цветом. Если затрудняется консультант, вся группа поднимает сигнал помощи светофором.
— Какие черты характера, какие качества и умения вам понадобятся для работы в группе?
II. Актуализация знаний
Цель: подготовка учащихся к восприятию темы, задач урока, повторение ключевых понятий
— Запишите число, кл раб.
1. Минутка чистописания.
— Составьте звёздную дорожку из букв и сочетаний:
о мм еее ст ин
— По этой дорожке мы переправимся с вами в страну, о которой недавно читали сказку.
— Переставьте буквы так, чтобы получилось слово, и определите тему урока.
местоимение
/карточка/— А почему оно так называется?
— Укажите на живые объекты в классе, используя местоимения.
— Запишите это слово на следующей строке с маленькой буквы 1 раз, подчеркните опасные места (слабую позицию, где расходится произношение звуков и написание букв), поставьте ударение.
— Составьте из этого слова несколько местоимений с предлогами и без них. Сравните друг с другом в группе, дополните теми, которых не хватает у вас.
/ конструирование слов из букв/
(мне, он, они, им, (со) мной, (о) ней, (с) ним, (с) ними…
—
Слайд 1
Запишите их, на следующей строке.2. Постановка учебной задачи.
—
Слайд 2
Сегодня мы с вами завершаем тему «Местоимение». Как вы думаете, какие учебные задачи сегодня мы будем решать? (повторять… закреплять… обобщать…)/уточнение учителем/
—
Слайд 3
Молодцы! Всё верно, сегодня вам предстоит рассказать всё, что вы знаете о местоимении и показать, продемонстрировать свои знания в ходе решения грамматических и орфографических задач.3. Моделирование урока.
— Путеводителями будут звёзды. На столах у вас лежат карточки с заданиями, на каждой карточке свой номерок. Но самая большая из них без номера. Это ваша карта-схема, которую вы дополните в ходе урока, поместив на неё недостающие сведения о местоимении.
— Возьмите карточку № 1. Определите план действий нашего урока, поставив стрелки, чтобы получилась блок-схема. Задайте алгоритм, смоделируйте урок, договоритесь в группе и выберите выступающего.
К
Уточняем задачи
Определяем тему
Подводим итоги
Повторяем то, что знаем
Закрепляем в путешествии
арточка 1.(1) определяем тему, 2) уточняем задачи, 3) повторяем то, что знаем, 4)закрепляем в путешествии, 5) подводим итоги)
— Какие этапы уже пройдены?
— К какому этапу переходим?
III. Обобщение и систематизация знаний.
Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках изучаемой темы, их практическому использованию.
Блиц – турнир /устный опрос
-Отправляемся в свободный полёт, у каждого экипажа – свой звездолёт. От слаженной работы каждой команды будет зависеть ваш успех!
— Возьмите карточку № 2 / у каждого экипажа по 2 вопроса на отдельной карточке/.
Карточка 2.
Для 1 эк: Местоимение – это…., которая указывает…..
Местоимения ед.числа — …………
Для 2 эк: Местоимения 1 лица — ……..
Местоимения мн.числа — ……
Для 3 эк: Местоимения 2 лица — ……..
Род можно определить только
у местоимений …. лица … числа
Для 4 эк: Местоимения 3 лица — …
Местоимения, как и существительные, с предлогами пишутся …
Для 5 эк: Лицо у местоимения – это …. (постоянный или непостоянный) признак?
Местоимения, как и существительные, отвечают на вопросы…
— Продолжите фразы, которые там записаны. Допускается коллективный ответ. / 1экипаж – 1 фразу, 2-ой – 2-ую и т.д/ А теперь ещё раз по порядку… Продолжаем.
2. Физминутка /массаж кистей рук/
— Ох, трудно управлять звездолётом. Проведём небольшой космический массаж:
— Возьмите карандаш. Зажав его между ладонями, перекатывайте до ощущения тепла.
— А теперь тыльной стороной правой кисти руки разотрите ладошку левой руки – и наоборот.
— Разотрите пальцы продольными движениями.
_Приложите руки к лицу. Ощущаете тепло? Оно нам пригодится.
3
Слайд 4
. Планета Загадок— Высаживаемся на Планету Загадок, совершим небольшую космическую прогулку.
— Возьмите карточку с № 3
Какие два личных местоимения мешают движению на дорогах?
Сколько личных местоимений в слове СЕМЬЯ? 1 экипаж
Первый слог слова – личное местоимение 1л, второй слог – название детской болезни. Вместе обозначает предмет, который удерживает судно и не даёт ему плыть.
Первый слог – личное местоимение 2 л, ед числа. Второй слог – это звук, который издаёт лягушка. А вместе – это название овоща. 2 эк
Первый слог – личное местоимение 1 лица. Второй и третий слог – синоним к слову ГОРЕ. Вместе обозначают человека, который любит жаловаться.
Первый слог – личное местоимение 1л, ед.числа. Второй слог – найдите в словах СВАРЩИК, ПИЛЬЩИК, БАРАБАНЩИК. Вместе обозначает вместилище чего-нибудь. 3 эк
Первый слог – личное местоимение 2 лица, мн.числа. Второй слог взят из слова, обозначающего уличный бой между мальчишками. Вместе – это название животного, занесённого в красную книгу.
Первый слог – личное местоимение 1л, ед.числа. Второй слог взят из ребуса СНОП ,. Третий слог – это из слова ГОРА и из слова МОРСКОЙ. А вместе – это название посёлка. 5 эк
В каком местоимении два звука, но одна буква?
За какое местоимение 1 лица нужно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? 4 эк
— У каждой команды по две грамматических задачи. Когда договоритесь в команде и найдёте общий ответ, убедившись в правильности, запишите слова в тетрадь и покажите готовность экипажа зелёным цветом светофора.
Ответы: Я-мы, смь-я. Я-корь, ты-ква. Я-беда, я-щик. Я, за-я-ц. Вы-дра. Я-сно-гор-ск.
Слайд 5
4. Крылатая планета.
— Следующая наша остановка на Крылатой планете. Как вы думаете, почему она так называется?
— Прислушайтесь. Действительно, слышны птичьи голоса.
— Возьмите карточку № 4
1 экипаж: Орлы – крупные птицы, являются хищниками. Орлы могут сооружать гнёзда и на деревьях, и на земле, и на скалах.
2 экипаж: Королёк – самая маленькая птичка в России. Королёк за один год уничтожает более 3 кг насекомых.
3 экипаж: Пеночка – лесная птица, гнездо строит на земле в виде шалашика. Пеночку ценят за очень приятную песенку.
4 экипаж: Дятлов называют лесными докторами, потому что дятлы защищают деревья от вредных насекомых, питаясь древоточцами.
5 экипаж: кукушка за 1 час съедает 100 гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, то кукушка расправляется с ними за несколько дней.
— Прочтите текст. Отредактируйте его, заменив существительные местоимениями, где необходимо.
— Прочтите, что получилось.
— Запишите текст, указав признаки вставленного местоимения.
— Какую учебную задачу мы решали? (учились использовать в речи местоимения по назначению, заменять ими существительные)
— Уточните ещё раз, почему эта часть речи получила такое название?
— Чему обучают нас авторы данных текстов? (помнить о пользе птиц в природе, защищать и беречь природу) Как это связано с нашим проектом? /предположения/
— Если кукушка за 1 час съедает 100 гусениц, сколько она съест за 3ч? за 5ч? за 10ч?
5. Игра – физминутка «Хлопните в ладоши»
—
Слайд 6
Ну, вот мы и возвращаемся домой. Подлетаем к нашей замечательной планете. Перед нами огромное количество цветов на цветочной поляне. Хлопните в ладоши, если услышите личные местоимения. Будьте внимательны!— Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он и я, и ты –
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет доброты,
И не будет красоты,
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы.
-Почему? О какой проблеме говорит автор этих строк Тим Собакин?
— Какая наука изучает эти проблемы? (экология)
6. Подвижная физминутка.
— Дружно встали, отдохнём.
/проводит ученик/
— Садитесь. Отметьте цветом настроение во 2-ом ряду на звёздной карте, после космической прогулки.
7
Слайд 7
. Работа по учебнику.-стр.74, упр.4
-Прочтите задание.
— Уточните учебную задачу, чему научимся.
— Спишите, подчеркните местоимения.
-Поработайте в парах, разберите местоимения как часть речи.
8. Дифференцированные задачи.
— Возьмите карточку № 5
У каждого эта карточка индивидуальная. На ней записаны цифры. У кого на груди №1 – возьмите карточку № 5-1, у кого №2 – возьмите № 5 – 2 и т.д.
-Исследуйте текст.
Для 1, 2, 3, 4 участников экипажей:
Лисица — великолепный охотник. Помимо наблюдательности и сообразительности, у нее отличная память, хорошее обоняние и замечательно острый слух. Являясь хищником, лиса употребляет в пищу самых разных животных. Она с удовольствием ест мышей, зайцев, кроликов, земноводных, пресмыкающихся, после дождя выкапывает из земли дождевых червей, в реке ловит рыбу и раков. Но особенно любит рыжая плутовка полакомиться птицей. Поэтому ей частенько приходится заглядывать в курятник. Кстати, соседство человека лису совсем не пугает, поэтому нередко можно встретить лисью нору совсем близко от деревни. Мясной рацион лисица с успехом дополняет ягодами, яблоками, овощами.
/Для участников экипажей под № 5 – аналогичный текст, но с пропущенными местоимениями/.
— Ребята с № 1 – найдите и подчеркните в тексте местоимения.
— № 2 – подчеркните и выпишите местоимения.
— № 3 – спишите первые 4 предложения, укажите число местоимений.
— № 4 – спишите 5 предложений, укажите лицо и число местоимений.
— № 5 – Вставьте пропущенные местоимения, спишите, обозначьте все признаки местоимений.
Доп.задание – Назовите пословицы, в которых используются личные местоимения
9. Рассказ о местоимении.
— Завершите схему, расскажите по ней о местоимении как части речи.
/ Схема, которая была выдана детям вначале урока /:
Местоимение
Это …, которая на , но …
Отвечает на ??? …..
Имеет постоянные признаки: …..
Изменяется….
Заполненная схема (к концу урока):
—
Слайд 10
Прокомментируйте таблицу.IV. Итог урока
Цель: аргументированное оценивание, развитие рефлексивных способностей
— Обозначьте своё настроение цветом в нижнем ряду звёздной карты, поднимите их вверх.
— Какие задания сегодня вам больше всего понравились?
— Какие оказались трудными?
— Что следует повторить дома?
— Какие учебные задачи мы с вами определили в начале урока?
— Справились ли мы с ними?
— Сегодня вы показали дружную работу, взаимовыручку, сопереживание, учились слушать друг друга, доверять ответ товарищам или отстаивать свою точку зрения. Молодцы!
А теперь возьмите шкалу оценивания и оцените от 1 до 10 сегодняшнюю работу: 1 – насколько интересно было, 2 0 насколько сложными были задания, 3 – твоя работа в группе, 4 — работа всей группы.
— Подпишите свою шкалу.
— Вопрос к консультанту, какие оценки вы бы поставили своей группе в целом? Почему?
— Я соглашусь с вашей оценкой и после проверки работы в тетрадях добавлю ещё одну.
—
Слайд 10
Спасибо за урок!10
10
10
10
9
9
9
9
8
8
8
8
7
7
7
7
6
6
6
6
5
5
5
5
4
4
4
4
3
3
3
3
2
2
2
2
1
1
1
1