Местоимения определительные и указательные местоимения – Определительное местоимение — что это? Каким членом предложения оно обычно является? Примеры предложений, фразеологизмов и пословиц с определительными местоимениями

Определительные местоимения

Определительные местоимения указывают на обобщённый признак предмета. К ним относятся местоимения: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, а также, по мнению Шанского Н. М. и Тихонова А. Н., местоимения всяческий и всяк (устаревшее).

 

Местоимение сам служит указанием на лицо, производящее действие.

  • Я сам расскажу
  • о времени
  • и о себе.
  • (В. В. Маяковский)

Местоимение весь указывает на полноту охвата или совокупность предметов и лиц.

  • Весь день прошёл как во сне. Все очень устали.
  • Всю ночь читал новеллы Мопассана.
  • Патриарх всея Руси Алексий II.

Местоимение всякий указывает на любой предмет из многих однородных.

  • Всякое чувство имеет цену, лишь пока свободно.
  • (В. Г. Короленко)

Местоимения самый, каждый, любой указывают на выделение единичного предмета или лица из ряда однородных.

  • Это был он, тот самый матрос!
  • (В. П. Катаев)
  • Каждый, кто молод,
  • Дайте нам руки,—
  • В наши ряды, друзья!
  • (Л. И. Ошанин)
  • Любая работа хороша.

Могут наблюдаться и оттенки значения. Местоимение любой может иметь значение «какой угодно» или «на выбор».

  • В награду любого возьмёшь ты коня.
  • (А. С. Пушкин)

Местоимение самый может указывать на основной признак предмета или предел/окончание предела.

  • В самый жар косьба показалась ему не так трудна.
  • (Л. Н. Толстой)
  • В самом конце месяца. (Окончание предела.)

Кроме того, местоимение самый может обозначать высшую степень признака, т. е. служить для образования превосходной степени прилагательных.

  • Самая большая победа придёт только к тому, кто умеет одерживать над собой самые маленькие, незаметные для других победы.
  • (Ю. А. Гагарин)

 

Морфологические особенности

  • м. р.
  • ж. р.
  • ср. р.
  • мн. ч.
  • весь
  • вся
  • всё
  • все
  • сам
  • сама
  • само́
  • са́ми
  • самый
  • самая
  • самое
  • самые
И. п.весьсама
Р. п.всегосамой
Д. п.всемусамой
В. п.весь (неодуш.), всего (одуш.)саму/самоё
Т. п.всемсамой
П. п.(обо) всём(о) самой

 

Местоимение всяк изменяется только по родам и числам, по падежам не изменяется.

 

Синтаксические особенности

Определительные местоимения в предложении чаще всего бывают согласованными определениями.

  • Летят за днями дни, и каждый час уносит
  • Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем.
  • (А. С. Пушкин)
Вместе с существительным определительное местоимение может быть одним членом предложения.
  • Каждую весну скворцы возвращались в свой уютный домик.
  • Сам директор распорядился пригласить тебя.
  • Все ушли, и никто не вернулся…
  • (А. А. Ахматова)
  • Мама всё в заботах. (Всё — наречие.)
  • Ср.: Он всё же согласился. (Всё — частица.)

 


Поделиться публикацией:

goldrussian.ru

Определительные местоимения | Русский язык

Определительные местоимения

– это слова, указывающие на определённые, но не конкретные признаки предмета. К определительным местоимениям относятся:

сам, самый, весь, всяк, всякий, каждый, любой, иной, другой

Они изменяются по родам, числам и падежам. Определительные местоимения самый, всякий, каждый, иной, другой склоняются, как обычные прилагательные. Всяк не склоняется.

Склонение местоимений весь и сам:

Единственное числоМнож. число
М. р.Ж. р.Ср. р.
И.весьсамвсясама́всёсамо́всеса́ми
Р.всего́самого́всейсамо́й
всего́
самого́всехсами́х
Д.всему́самому́всейсамо́йвсему́самому́всемсами́м
В.весь, всего́сам, самого́всюсаму́всё, всего́само́, самого́все, всехса́ми, сами́х
Т.всемсами́мвсей, все́юсамо́йвсемсами́мвсе́мисами́ми
П.обо всёмо само́мобо всейо само́йобо всёмо само́мобо всехо сами́х

Значение местоимений

Все определительные местоимения указывают на какой-то обобщённый признак, но каждое из них имеет и своё строго определённое значение:

МестоимениеЗначениеПример
самУказывает на лицо, совершающее действие, которое делает что-то самостоятельно (без посторонней помощи)Я сам построил дом!
самый1) Подчёркивает важность предмета (лица), обладает значением именно, как разВ тот самый день.
2) Указывает на близость к предметуДом стоит у самого леса.
весьУказывает на что-то, взятое целиком, нераздельное.весь народ, вся жизнь
всякийОбозначает разный, всевозможныйВ сумке лежали всякие мелочи.
каждыйУказывает на одного, но обращение направляет на всехЭто должен знать каждый из вас.
любойОбозначает какой угодно на выборЭто можно нарисовать любым карандашом.
иной, другойУказывает на отличие от остальныхиное мнение, другая книга
другойИмеет значение следующийдругой раз, в другой жизни

Слова всякий, каждый и любой, помимо своих персональных значений, имееют общее значение – один из множества одинаковых, например:

это может всякий, это может каждый, это может любой

naobumium.info

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ, УКАЗАТЕЛЬНЫЕ И ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ 👍 (Російська мова)

ЯЗЫК

МЕСТОИМЕНИЕ

§ 42-43. ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ, УКАЗАТЕЛЬНЫЕ И ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

– Притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой) указывают, какому лицу принадлежит предмет:

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение (Б. Спиноза).

Местоимение мой указывает, что предмет принадлежит самому говорящему.

Местоимение твой – на принадлежность предмета собеседнику.

Местоимения наш, ваш указывают на принадлежность предмета многим лицам или предметам.

Местоимение

свой обозначает принадлежность предмета говорящему, или его собеседнику, или третьему лицу (эти слова являются в предложении подлежащими).

Притяжательные местоимения изменяются, как прилагательные, по падежам, числам и родам.

В предложении притяжательные местоимения являются определениями.

275. Спишите пословицы и поговорки. Подчеркните местоимения. Определите их разряд.

1. Своя ноша не тянет. 2. Своя земля и в горсти мила. 3. Свой глаз – алмаз, а чужой – стекло. 4. Свои люди – сочтемся. 5. Всякой матери свое дитя мило. 6. Всякая сосна своему бору шумит. 7. За край свой насмерть стой. 8. Всякому

овощу свое время.

276. I. Прочитайте фразеологизмы и объясните их значение.

Жить в свое удовольствие, знать свое место, расставить все по своим местам, хозяин своего слова, смотреть со своей колокольни, не видеть дальше своего носа, садиться не в свои сани, стоять на своем, не видать как своих ушей, и нашим и вашим.

II. Спишите данные выражения, подчеркните притяжательные местоимения, определите их род, число и падеж.

Для обозначения принадлежности могут употребляться личные местоимения 3-го лица в форме родительного падежа его, ее, их.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь.

(А. Пушкин)

Притяжательное местоимение его (лошадка) указывает, что лошадка принадлежит крестьянину (лошадка (чья?) – его, крестьянина).

277. I. Выпишите сначала словосочетания, в состав которых входят личные местоимения его, ее, их, затем – словосочетания, в состав которых входят эти местоимения в притяжательном значении.

Хвалили их, их работа, пригласил его, его приглашение, ее встретили, ее успехи, его благодарили, его благодарность, ее знают, ее знания, их радуют, их радость.

II. Со словами какой части речи употребляются притяжательные местоимения?

278. Распространите данные словосочетания подходящими по смыслу прилагательными. Притяжательные местоимения подчеркните.

Ее портфель, его сестра, их класс, его родители, их концерт, его подвиг, ее сочинение, их праздник, ее песня.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

Прочитайте и сравните употребление притяжательного местоимения их в русском и украинском языках.

Падеж

По-русски

По-украински

И.

Их дом

Їхній дім

Р.

У их дома

Біля їхнього дому

Д.

К их дому

До їхнього дому

В.

В их дом

В їхній дім

Тв.

С их домом

3 їхнім домом

Пр.

В их доме

У їхньому домі

279. Переведите предложения на русский язык. С каким местоимением в русском языке соотносится украинское местоимение їхній?

1. їхня яблуня восени порадувала багатим урожаєм. 2. Класна кімната, оформлена їхніми руками, радувала очі. 3. Про їхню екскурсію багато розповідали у школі. 4. їхні досягнення в навчанні порадували батьків.

– Указательные местоимения (тот, этот, такой, таков, столько, сей) служат для выделения среди других ка – кого-либо определенного предмета, признака, количества:

Вот эта книжка небольшая томов премногих тяжелей (А. Фет).

Местоимения тот, этот, такой, сей изменяются, как прилагательные, по падежам, родам и числам.

Местоимение таков изменяется, как краткое прилагательное, по числам и родам.

Местоимение столько изменяется только по падежам. Указательные местоимения могут быть разными членами предложения.

280. I. Прочитайте стихотворение. Назовите указательное местоимение. От чего зависит род указательного местоимения?

Выпишите из текста все формы местоимения ЭТОТ. Сколько слов вы выписали? Почему?

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна…

Эта дробь и эти трели,

Это все весна.

(А. Фет)

Д. Левин Утро в Лермонтово

II. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. При чтении выделяйте голосом существительные, обозначающие признаки весны. Как поэту удается показать, что названные им признаки весны всем хорошо известны?

III. Рассмотрите репродукцию картины Д. Левина (с. 183). Составьте по ней четыре-пять предложений, используя указательные местоимения.

281. I. Спишите пословицы, вставив на месте пропусков нужное указательное местоимение.

1. Не ошибается…, кто ничего не делает. 2. Что посеешь, … и пожнешь. 3. Каков мастер, … и дело. 4. Кто первый в труде, … слава везде. 5. Чего себе не хочешь,… и другому не пожелай.

II. Подчеркните местоимения, определите их разряд.

ХОТИМ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ!

Вы, конечно, слышали такие выражения: ни то ни се, ни с того ни с сего, сию минуту, на сей счет, оный господин. В них употреблены не очень известные слова: се, сей, оный. Это устаревшие формы указательных местоимений, которые употреблялись в древнерусском и старославянском языках: сей, сея, сие (этот, эта, это) и оный, оная, оное (тот, та, то). Со временем эти местоимения вышли из употребления, но сохранились в некоторых устойчивых сочетаниях слов и крылатых выражениях: сильные мира сего, от сих до сих, во время оно и др. Формы от древнерусского указательного местоимения сей, сия, сие обнаруживаются в наречиях сегодня, сейчас и прилагательном сиюминутный.

282. I. Рассмотрите склонение местоимения столько. Обратите внимание на то, что местоимение столько, как и количественные числительные, в именительном и винительном падежах требует от существительного родительного падежа. В остальных падежах согласуется с именами существительными.

И.

Столько гривен

Столько

predmety.in.ua

Определительные и указательные местоимения — русский язык, уроки

Краткосрочное планирование по русскому языку

АманжановаСалима, учитель русского языка и литературы Акшукурской  школы-лицея

11.02.15г

Предмет:    Русский язык                                     Класс: 10 «Б»

Тема занятия:

Определительные и указательные местоимения.

Ссылки:

Учебник 10 класса, календарные планы, интернет- ресурсы

Цели:

Повторить усвоенные ранее разряды местоимений; углубить понятия об указательных, определительных местоимениях; формировать навыки творческого подхода к языку; прививать эстетическое наслаждение при работе с языковым материалом мастеров слова.

Результаты обучения:

уметь отвечать на вопросы, уметь работать в группах, в парах,  уметь составлять фишбоун, уметь работать с интернет русурсами

Ключевые идеи:

Самостоятельная часть речи

Время

Стратегии

Ресурсы

                                                                                                Содержание урока

Деятельность учителя: что я буду делать?

Деятельность  учащихся

3 мин

Игра на закрепление

Деление на группы

Раздаточные материалы

Приветствие

Деление на группы

Перед детьми лежат фишки разного цвета. Они выбирают ту фишку которая им нравится больше. По цвету фишек учащиеся делятся  на 2 группы. Дается 2 минуты, чтобы определиться в группу 

5 мин

  • Проверка предыдущего материала.

Выборочный диктант

 Выпишите местоимения.

Сам погибай, а товарища выручай.Всякий человек в деле познается. Все за одного, один за всех. Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи. Зацепился за пень и стал на весь день.Не рой другому яму- сам упадёшь. Холода не бойся- сам по пояс мойся. По секрету всему свету.

 Ребята откуда взяты эти предложения?

                   А что такое  пословицы?

Дети сначала выписывают местоимения, а потом устно называют разряды этих местоимений

5

Мин

  • Актуализация знаний

1.Ребята, а что такое местоимение?

2.Какие разряды местоимений вы знаете?

3 Ребята, кроме этих разрядов  есть и другие которых мы не знаем. Перед вами лежат интернет ресурсы. Возьмите и познакомьтесь  пожалуйста.

4 О каких разрядах идет речь ?

5.Как вы думаете какой  будет  тема урока?

6. Какие цели ставим перед собой?

1.Местоимение- это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но конкретно не называет их.

2. Местоимения бывают личные, возвратные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные.

3.Дети читают материал взятый из интернета

4.Об указательных и определительных

местоимениях.

5. Определительные и указательные местоимения

6 Узнать особенности этих разрядов

10

мин

Дифференцированный подход

Оценочный лист, слайд с текстом и ключом

  • Осмысление нового материала

                 Прием « Мозговой штурм»

  1. Для чего служат указательные местоимения?
  1. Какие местоимения относятся к  ним?
  1. Для чего служат определительные местоимения?
  1. Какие местоимения относятся к ним?

Ребята, теперь познакомимся  с морфологическими признаками указательных и определительных местоимений.

Морфологические особенности указательных местоимений

Местоимения-прилагательные этот, тот, таковойсклоняются как качественные и относительные прилагательные   твёрдого подтипа.

Такой, этакий, экий склоняются как качественные и относительные прилагательные смешанного подтипа.

Таков употребляется всегда в краткой форме, изменяется по родам и числам, по падежам не изменяется.

Местоимение-числительное  столько изменяется только по падежам.

Местоимения оба (обе) грамматически ведут себя, как числительные. Ср.: два стола и оба стола, двух книги обеих книг.

 Для закрепление знаний выполняем  задание.

1.Указательные местоимения служат для выделения среди других какого-либо определённого предмета, признака, количества.

2.этоэтоттот,такойтаковтаковойстолько и устаревшие местоимения экийэтакийсейоный

3.Определительные местоимения указывают на обобщённый признак предмета. К ним относятся

4.К ним относятся местоимения:

самсамыйвесьвсякийкаждый,инойлюбойдругой

 

 

На слайде  дети читают какие морфологические признаки имеют  местоимения

5

мин

Формативное  и суммативное оценивание

Морфологические особенности определительных местоимений

Все определительные местоимения являются местоимениями-прилагательными и изменяются по родам, падежам и числам.

м. р. Весь         сам          самый

ж. р. Вся                 сама              самая

ср. р. Всё                само              самое

мн. ч. Все                сами              самые

И. п.

весь

сама

Р. п.

всего

самой

Д. п.

всему

самой

В. п.

весь (неодуш.), всего (одуш.)

саму/самоё

Т. п.

всем

самой

П. п.

(обовсём

(осамой

Местоимение всяк изменяется только по родам и числам, по падежам не изменяется.

Задание 1 группы

 Запишите предложения. Определите разряд,  род, число, падеж местоимений.

И тот, и другой успешно сдали экзамены. Особенность здешнего климата такова, что зима как бы сразу переходит в лето. В этой стране возможны чудеса.

Задание 2 группы

Запишите предложения. Определите  разряд, род, число, пажеж местоимений.

Всякая работа мастера хвалит. У каждого из нас есть свои  недостатки. Это тот самый молодой человек, о котором я вам говорил. 

Выводы:

Тот-указат-е, И.п., ед.ч., м. р. Другой- опред-е, И.п., м.р., ед.ч.

Такова-  указат-е, ж.р., ед.ч.

Этой- указат-е, П.п., ед.ч., ж.р.

Выводы:

Всякая- определит-е, И.п., ж.рж, ед.ч.

Каждого- определит-е, И.п., ед.ч., ж.р.

Самый- определит-е, И.п., ед.ч., м.р.

Игра

  • Физминутка  «Добрые пожелания»

Упражнение  273 ( из учебника)  1 группа

Упражнение 274 ( из учебника)  2 группа

Дети рассказывают какие местоимения указывают на более близкий предмет, а какие- на более отдаленный?

Дети списывают предложения, вставляя пропущенные буквы.

Игра

  • Игра «Четвертый лишний»
  • Я, мы, ваш, ты.
  • Твой, себя, мой, свой.
  • Кто, что, что-нибудь, какой.
  • Никто, некто, ни у кого, ни с чем

Дети читают и находят лишние слова на каждом ряду

 Дети пишут и защищают

Что я узнал.

Было трудно…

Было интересно…

Моё настроение…

Дети пишут свои мнения об уроке

Оценивание      Формативное оценивание «Словесная оценка»

 

Дети сами себя оценивают

3 мин

Дополнительные задания, домашнее задание

Подготовьте устное сообщение о местоимении как части речи

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *