Многоклеточные животные биология 7 класс: Многоклеточные животные. Общая характеристика основных классов. – 2. Развитие животного мира от Одноклеточных до Хордовых

Содержание

Многоклеточные животные. Общая характеристика основных классов.

Многоклеточные животные наиболее продвинутая в эволюционном плане группа живых организмов. Тело многоклеточных животных состоит из большого числа клеток, разнообразных по строению и функциям, утративших свою самостоятельность, поскольку они составляют единый, целостный организм.

Многоклеточные организмы можно подразделить на две большие группы. Беспозвоночные животные – это двухслойные животные с лучевой симметрией, тело которых образовано двумя тканями: эктодермой, покрывающей тело снаружи, и эндодермой, образующей внутренние органы – губки и кишечно-полостные. К беспозвоночным относятся также плоские, круглые, кольчатые черви, членистоногие, моллюски и иглокожие двусторонне-симметричные и радиальные трехслойные организмы, у которых помимо экто- и эндодермы имеется и мезодерма, в процессе индивидуального развития дающая начало мышечным и соединительным тканям. Ко второй группе – хордовым принадлежат все животные, имеющие осевой скелет: хорду или позвоночный столб.

Многоклеточные животные

Кишечнополостные. Гидра пресноводная.

Строение – Лучевая симметрия, эктодерма, эндодерма, подошва, щупальца.
Движение – Сокращение кожно-мускульных клеток, прикрепление подошвой к субстрату.
Питание – Щупальца  ротовая полость  кишечник  полость с пищеварительными клетками. Хищник. Убивает ядом стрекательных клеток.
Дыхание – Растворенный в воде кислород проникает через всю поверхность тела.
Размножение – Гермафродиты. Половое: яйцевые клетки + сперматозоиды = яйцо. Бесполое: почкование.
Кровеносная система – Нет.
Выделение – Остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.
Нервная система – Нервное сплетение из нервных клеток.

Плоские черви. Белая планария.

Строение – Двусторонняя симметрия, снаружи покровная ткань, под ней соединительная ткань.
Движение – Сокращение мышечной ткани.
Питание – Рот  глотка  пищевод  зоб  желудок  кишка  анальное отверстие. Паразит.
Дыхание – Растворенный в воде кислород проникает через всю поверхность тела.

Размножение – Гермафродиты. Половое: 2 овальных яичника + семенники в виде пузырьков по всему телу.
Кровеносная система – Нет.
Выделение – Все тело пронизано мелкими канальцами – протонефридиями.
Нервная система – представлена 2-мя нервными стволами, объединенных впереди в нервный узел. Органы осязания – щупальца. Органы зрения – глаза.

Круглые черви. Аскарида человеческая.

Строение – Вытянутая червеобразная, снаружи плотная оболочка, внутри полости жидкость. Длина до 20 см.
Движение – Сокращение кожно-мускульного мешка.
Питание – Рот  глотка  пищевод  зоб  желудок  кишка  анальное отверстие. Паразит
Дыхание – Анаэробное.
Размножение – Раздельнополое: яйцеклетки + сперматозоиды  личинка в почве  личинка в организме человека.
Кровеносная система – Нет.
Выделение – Полостная жидкость через поверхность тела.
Нервная система – Окологлоточное нервное кольцо + брюшной нервный тяж.

Кольчатые черви. Дождевой червь.

Строение – Вытянутая червеобразная снаружи слизистая кожа, внутри расчлененная полость тела, длина 10–16 см, 100–180 члеников.

Движение – Сокращение кожно-мускульного мешка, слизь, упругие щетинки.
Питание – Рот  глотка  пищевод  зоб  желудок  кишка  анальное отверстие. Питается частичками свежих или разлагающихся растений.
Дыхание – Диффузия кислорода через всю поверхность тела.
Размножение – Гермафродиты. Обмен спермой  слизь с яйцами  кокон  молодые черви.
Кровеносная система – Замкнутая кровеносная система: капилляры  кольцевые сосуды  главные сосуды: спинной и брюшной.
Выделение – Полость тела  метанефридии (воронка с ресничками)  каналец  выделительная пара.
Нервная система – Нервы  нервные узлы  нервная цепочка  окологлоточное кольцо. Чувствительные клетки в коже.

Мягкотелые. Моллюски. Прудовик обыкновенный.

Строение – Мягкое, заключенное в винтообразную раковину тело = туловище + нога.
Движение – Мускулистая нога.
Питание – Рот  глотка  язык с зубчиками = терка  желудок  кишечник, печень  анальное отверстие.

Дыхание – Дыхательное отверстие. Легкое.
Размножение – Гермафродиты. Оплодотворение перекрестное.
Кровеносная система – Незамкнутая. Легкое  сердце  сосуды  полость тела.
Выделение – Почка.
Нервная система – Окологлоточное скопление узлов  нервы.

Членистоногие. Ракообразные. Речной рак.

Строение – Головогрудь + брюхо.
Движение – Четыре пары ходильных ног, для плавания 5 пар брюшных ног + хвостовой плавник.
Питание – рот  челюсти, глотка, пищевод, желудок, отдел с хитиновыми зубами, цедильный аппарат, кишечник, пищ. железа – анальное отверстие.
Дыхание – жабры.
Размножение – Раздельнополые. Икра на ножках брюшка до вылупления. При росте характерна линька хитина. Есть личиночная стадия науплиус.
Кровеносная система – Незамкнутое. Сердце – сосуды – полость тела.
Выделение – Железы с выводным каналом у основания усиков.
Нервная система – Окологлоточное кольцо = надглоточный и подглоточный узел, брюшная нервная цепочка. Орган осязания и обоняния – основание коротких усиков. Органы зрения – два сложных глаза.

Членистоногие. Паукообразные. Паук-крестовик.

Строение – Головогрудь + брюшко.
Движение – Четыре пары ног, на брюхе 3 пары паутинных бородавок, паутинные железы для плетения ловчей сети.
Питание – Рот = челюсти с ядом и ногощупальца. Яд – предварительное переваривание вне организма. Пищевод – желудок, кишка, анальное отверстие.
Дыхание – В брюшке пара легочных мешков со складками. Два пучка трахей  дыхательные отверстия.
Размножение – Раздельнополые. Яйца в коконе – молодые паучки
Кровеносная система – Незамкнутое. Сердце – сосуды – полость тела
Выделение – Мальпишевы сосуды
Нервная система – Пары ганглиев + брюшная цепочка. Органы зрения – простые глазки.

Членистоногие. Насекомые. Майский жук.

Строение – Голова + грудь + брюшко (8 сегментов)
Движение – 3 пары ног с жесткими коготками, пара крыльев, пара надкрыльев
Питание – Рот = верхняя губа + 4 челюсти + нижняя губа  пищевод, желудок с хитиновыми зубцами, кишечник, анальное отверстие

Дыхание – Дыхальца на сегментах брюшка  трахеи  все органы и ткани
Размножение – Самки: яичники  яйцеводы  семяприемник.
Самцы: 2 семенника, семяпроводы, семяизвергательный канал, превращение полное.
Кровеносная система – Незамкнутая. Сердце с клапанами  сосуды  полость тела.
Выделение – Мальпишевы сосуды в полости тела, жировое тело.
Нервная система – Окологлоточное кольцо + брюшная цепочка. Головной мозг. 2 сложных глаза, органы обоняния – 2 усика с пластинками на конце.

Иглокожие.

Строение – Звездообразная, шаровидная или человекообразная форма тела. Недоразвитый скелет. Два слоя покровов – наружный – однослойный, внутренний – волокнистая соединительная ткань с элементами известкового скелета.
Движение – Движутся медленно с помощью конечностей, развита мускулатура.
Питание – Ротовое отверстие  короткий пищевод  кишка  анальное отверстие.
Дыхание – Кожные жабры, покровы тела при участии воднососудистой системы.

Размножение – Два кольцевых сосуда. Один окружает рот, другой анальное отверстие. Есть радиальные сосуды.
Кровеносная система – Специальных нет. Выделение происходит через стенки каналов воднососудистой системы.
Выделение – Половые органы имеют разное строение. Большинство иглокожих раздельнополы, но имеются гермафродиты. Развитие происходит с ряжом сложных превращений. Личинки плавают в толще воды, в процессе метаморфоза животные приобретают радиальную симметрию.
Нервная система – Нервная система имеет радиальное строение: от окологлоточного нервного кольца отходят радиальные нервные тяжи по числу людей тела.

Многоклеточные животные. Тип Губки

Царство Животные делится на два подцарства – Одноклеточные и Многоклеточные.

Многоклеточные животные – животные, тело которых состоит из

множества клеток, образующих ткани. Ткани образуют органы, а органы – системы органов, которые обеспечивают работу организма многоклеточного животного как единого целого.

Наиболее примитивными древними многоклеточными беспозвоночными животными являются губки.

Обитают они чаще всего в тёплых морях тропической и субтропической зон Мирового океана, некоторые виды освоили и арктические воды. Форма губок очень разнообразна: бокаловидная, чашевидная, древовидная или подушковидная.

Размеры губок изменяются в широких пределах: от нескольких сантиметров до 1 метра. Многие губки имеют

мягкое тело, только некоторые жёсткие и твёрдые. Тело легко рвется, ломается и крошится. Лишь немногие виды живут в пресных водоёмах (реках и озёрах). Это бодяги. Встречаются на подводных предметах в виде неправильных или древовидных обрастаний до 1 метра в длину. Живые бодяги окрашены в зелёный, жёлтый или коричневый цвета.

Губки – двуслойные животные. Их тело образовано двумя слоями клеток: эктодермой, покрывающей тело снаружи, и энтодермой, выстилающей тело изнутри.

Губки – радиальносимметричные или асимметричные животные.

Радиальная, или лучевая, симметрия – тип симметрии, при котором через тело можно провести несколько осей симметрии. Она характерна для животных, ведущих малоподвижный или прикреплённый образ жизни

. У таких животных все органы многократно повторяются по радиусам вокруг оси, проходящей через основание и верхний конец тела.

Асимметрия – отсутствие симметрии.

Губки ведут неподвижный образ жизни, прикрепляясь к различным подводным предметам. Часто образуют колонии. Их колонии часто похожи на кустики, подушковидные наросты, шары. Продолжительность жизни губок различна: то нескольких недель да пятидесяти лет.

Всё тело пронизано порами (через них в губку проникает вода с растворённым в ней кислородом – так происходит пассивное дыхание губок). Губки еще не имеют органов и тканей. Тело состоит из наружного слоя – эктодермы и внутреннего слоя – энтодермы, между которыми расположена не имеющая клеточного строения прослойка –

мезоглея. Вода и непереваренные остатки пищи выходит из губки через выводное отверстие – устье.

Эктодерма состоит из плоских эпителиальных клеток, которые выполняют защитную функцию.

Энтодерма состоит из воротничковых клеток (они имеют форму колбочек, и отходящий от верхней части жгутик окружён воротничком). Движение жгутиков создаёт ток воды, который приносит пищу животному, и пищевые частицы попадают внутрь воротничковых клеток.

В мезоглее располагаются клетки нескольких типов:

·          Клетки–скелетообразовательницы – образуют скелет губок.

·          Амёбовидные клетки – по строению и движению похожи на амёб и необходимы для переваривания пищи и ее доставки ко всем частям тела. Таким образом, губки имеют внутриклеточное пищеварение.

·          Резервные клетки могут превращаться в любые другие клетки. Благодаря этим клеткам губки способны к регенерации – восстановлению утраченных частей тела. Если губку протереть через мелкое сито, образуется кашица из клеток, из которой через некоторое время образуется новая губка.

Губки – фильтраторы, т.к. они питаются, пропуская воду через поры в стенках тела. Вместе с водой во внутреннюю полость губки попадают плавающие мелкие организмы, которыми губка питается, остатки отмерших растений и животных. Губки не обладают избирательной проницаемостью. Они поглощают всё взвешенное в воде.

Размножаются губки бесполым (почкование) и половым способом. При почковании на теле образуется бугорок, в который продолжаются все слои тела губки. Бугорок растёт и превращается в молодую губку, которая  отделяется от материнского организма, оседает на дно и начинает жить самостоятельно. Образование колоний происходит в результате того, что почки остаются на материнском организме. 

При половом размножении из амебоидных клеток образуются половые клетки. После оплодотворения образуется личинка, которая покрыта ресничками. Она выходит в воду, плавает, затем оседает на подводные предметы и развивается во взрослую губку.

Большинство представителей этого типа – гермафродиты, меньшинство – раздельнополы. Гермафродиты – организмы, которые имеют одновременно и женскую, и мужскую половые системы.

Губки способны выделять запах, который отпугивает многих животных. Они имеют в теле большое количество скелетных игл, которые, также являются средством защиты.

Тип Губки включает около 5 тыс. видов и подразделяется на 3 класса: Известковые, Стеклянные и Обыкновенные губки. Систематика губок основана на разнообразии форм и составе их скелетных образований – игл.

Класс Известковые губки. Представители данного класса имеют известковый скелет, обитают на мелководьях морей и океанов. Имеют непрочное тело и диаметр до 7 см, жёлто-серую окраску. Живут одиночно или колониально. К этому классу относится сикон.

Класс Стеклянные губки – это глубоководные формы, высотой до 50 см. Живут в основном одиночно. Окраска тела белая, серая, желтая или коричневая. Скелеты некоторых видов очень красивы и используются в качестве коллекционных объектов и сувениров. Представители: корзинка Венеры, гиалонема.

Класс Обыкновенные губки. К этому классу относится подавляющее большинство современных видов губок. Имеют кремниевый скелет. Могут обитать не только в морях и океанах, но и в пресных водоёмах. В основном живут колониально. Форма и окраска очень разнообразны. У некоторых видов могут отсутствовать скелетные иглы. Представители: туалетная губка, кубок Нептуна (в высоту может достигать 1 метра 25 сантиметров).

Значение губок.

·          В природе губки играют большую роль как биофильтры (они, фильтруя воду, участвуют в биологической очистке воды).

·          Губки служат показателем состояния воды в водоемах. Если в водоёме живёт много губок, значит вода в нём чистая и в ней много кислорода.

·          Практическое значение губок невелико. Ряд морских губок, например, губку туалетную, или греческую, добывают со дна моря и используют для мытья.

·          Скелет некоторых губок служит для изготовления украшений.

·          В народной медицине широко применяется пресноводная губка бодяга для лечения угревой сыпи (акне). 

·          Порошок из сухой бодяги применяется при ревматических и других болях, мазь – для устранения гематом.

·          Служат пищей морским звёздам, некоторым рыбам и другим животным.

·           Они являются средой обитания для мелких паразитических ракообразных и червей.

Губок характеризуют следующие признаки:

·        Двухслойность;

·        Радиальная симметрия или асимметрия;

·        Прикреплённый образ жизни;

·        Отсутствие тканей и органов;

·        Отсутствие нервных клеток, и, следовательно, способности воспринимать раздражение и отвечать на него;

·        Внутриклеточное пищеварение;

·        Размножение бесполое и половое;

·        Высокая способность к регенерации.

Методическая разработка по биологии (7 класс) по теме: Модульный урок «Характеристика многоклеточных животных»

УЭ – 0

1 мин.

Цель: получить представление о многоклеточных животных.

Записать в тетрадь тему урока.

УЭ – 1

5 мин

1 мин.

1 мин

1. Подберите 1-2 обобщающих слова к перечисленным ниже объектам.

1) растения, бактерии, грибы, животные — …

2) амеба, инфузория, лямблия — …

3) амеба обыкновенная, амеба дизентерийная — …

4) лямблия, эвглена зеленая, трипаносома — …

5) амеба обыкновенная, эвглена зеленая — …

6) амеба дизентерийная, лямблия, малярийный плазмодий — …

7) инфузория-туфелька, сувойка, инфузория-трубач — …

8) фораминиферы, лучевики, раковинные амебы — …

9) псевдоподии, жгутики, реснички — …

10) амеба, инфузория, слон, акула — …

2. Обсудите ответы в группе. Придите к общему мнению.

3. Сдайте 1 тетрадь по указанию учителя на проверку. Сверьте ответы с доской, при необходимости – исправьте ошибки.

Работаете индивидуально.

УЭ – 2

3 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

1. Изучите текст учебника на странице 102.

2. Составьте лозунг и нарисуйте небольшой плакат по одной из двух тем: в поддержку одноклеточных или многоклеточных.

3. Примите участие в митинге.

4. Ответьте на проблемный вопрос темы: почему в ходе эволюции появились многоклеточные животные? Предложите официальную версию вашей группы.

Работаете индивидуально.

Работаете группой

УЭ – 3

3 мин.

3 мин.

1 мин.

1 мин.

1. Изучите текст учебника на странице 103.

2. С помощью учебника продолжите схему:

Слова для схемы даны на стр. 103 курсивом.

3. Проверьте правильность схемы в группе.

4. Сдайте 1 тетрадь по указанию учителя на проверку;  сверьтесь с доской, при необходимости – исправьте ошибки.

Работаете индивидуально.

Дома эту схему выполните на отдельном листе, сопроводив рисунками.

УЭ – 4

2 мин.

Д/З при необходимости прочитайте учебник на стр. 102-103.

Начните делать портфолио (желательно в папке с мультифорами): оформите дома титульный лист (формат А-4)  с указанием Вашего имени, предмета и т.д. Далее все задания желательно выполнять на таком листе. Заполнять портфолио будем часто, в течение 3 и 4 четверти учебного года. Печатать все на компьютере не обязательно, но аккуратность учитывается и оригинальность приветствуется.

Пофантазируйте и напишите сочинение на одну из тем: «Школа простейших», «Расписание уроков в школе простейших», «Инфузория Аграфена (амеба Никодим) идет в первый класс». Вложите в портфолио.

Составьте в картинках схему классификации и также вложите в портфолио. (схему см. выше)

Прочитайте. Запишите.

Учебно-методический материал по биологии (7 класс) на тему: Карточки по зоологии по теме «Подцарство Многоклеточные животные «

Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные  Карточка № 20

  1. Рассмотрите рисунок, что на нем обозначено цифрами?’
  2. Какие функции выполняют:

а)        щупальца,

б)        подошва.

3. Пресноводный полип-гидра относится к классу:

а)        сцифоидные медузы,

б)        гидроидные,

в)        коралловые полипы,

г)        саркодовые.

Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные  

Карточка № 21

  1. Пресноводный полип гидра —  низшее многоклеточное животное. Рассмотрите рисунок,  что на нем обозначено цифрами?
  2. Какие функции выполняют клетки:

а)        стрекальные,

б)        кожно-мускульные и нервные.

3.Процесс переваривания пищи у гидры происходит:

а)        только в кишечной полости,

б)        только в клетках внутреннего слоя,

в)        в стрекальных клетках,

г)        в кишечной полости и клетках внутреннего слоя.

Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные

Карточка № 22

  1. Гидра размножается половым и бесполым способами. Рассмотрите рисунок, что на нем изображено?
  2. В начале своей жизни гидра состоит из одной клетки-яйца. О чем свидетельствует эта особенность развития гидры?
  3. Регенерация — это способность гидры:

а)        размножаться половым способом,

б)        размножаться почкованием,

в)   восстанавливать только поврежденные части тела,

г)  восстанавливать поврежденные и утраченные части тела.

Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные

Карточка № 23

  1. Рассмотрите рисунок, какой способ   размножения на нем изображен? Когда гидра размножается этим способом? Какое значение имеет этот способ размножения в ее жизни?
  2. Как гидра приспособлена к малоподвижному образу жизни?
  3. Рефлекс — это:

а) способность гидры переживать неблагоприятные условия жизни,

б) ответ на раздражение,

в)  восстановление утраченных или поврежденных частей тела,

г)        ответ на раздражение с участием нервной системы.

Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные

Карточка № 24

  1. Рассмотрите рисунок, какие виды медуз на нем изображены? Чем они отличаются друг от друга?
  2. Как изображенные на рисунке медузы приспособлены к плаванию?
  3. Медуза аурелия относится к классу:

а)  гидроидные,

б)   коралловые полипы,
в)  сцифоидные медузы,

г)  ресничные.

Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные

Карточка . № 25

  1. Актиния — одиночный коралловый полип. Рассмотрите рисунок, что на нем обозначено
    цифрами?
  2. Перечислите кишечнополостных, которые активно влияют на среду обитания. В чем это
    проявляется?
  3. Колониальные коралловые полипы размножаются:

а)        путем деления тела пополам,

б)        только почкованием,

в)        только половым способом,

г)        бесполым и половым способами.

Многоклеточные животные | Зоология. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Многоклеточные животные — это животные организмы, тело которых состоит из большого числа клеток. В классификации их место — подцарство Много­клеточные животные. В эволюционном отношении они — потомки простейших животных.

Организм многоклеточных животных представляет со­бой единое целое. Все его клетки связаны между собой единым процессом жизнедеятельности. Сходные клетки в их теле объединены в ткани в связи с выполнением какой-либо определенной задачи. Ткани эффективнее отдельных клеток потому, что их деятельность координирована. Каж­дая ткань работает как единая функциональная единица. Для выполнения определенных задач разные ткани объ­единяются в органы, а органы — в систему органов, ко­торые взаимосвязаны и контролируются целым организ­мом. В результате слаженной работы единого организма осуществляется нормальная жизнедеятельность многокле­точного животного.

Как и простейшие животные, многоклеточные живот­ные передвигаются (перемещаются), питаются, дышат, вы­деляют отработанные вещества и размножаются.

Передвижение

см. Подвижность животных

Низшие, просто устроенные многокле­точные обычно передвигаются за счет изгибов тела, то есть ползанием. Однако большинство многоклеточных передвигаются при помощи конечностей, например, ног, крыльев, плавников. Конечности приводятся в движение мышцами, связанными с ними. Для того чтобы мышцы могли двигать конечности, они должны одним своим кон­цом прикрепляться к чему-то неподвижному и твердому, то есть к скелету. Скелетом называют твердый каркас тела животного. Для животных, передвигающихся с помощью конечностей, наличие скелета обязательно. Он может быть наружным (например, панцирь раков или насекомых) или внутренним (например, позвоночник рыбы, птицы, чело­века). Скелет служит не только местом прикрепления мышц, но и защищает внутренние органы от механических повреждений.

Питание и пищеварение

см. Питание у животных

Растения питаются за счет фотосинтеза и почвенных растворов, всасываемых корня­ми. В отличие от них подавляющее большинство многоклеточных животных питается, активно добывая пищу. Они не только находят и поглощают пищу, но и перерабатывают ее. Для этого у животных имеются органы, связанные с переработкой и усвоением пищи. Эти органы сообщаются между собой и образуют пищеварительную систему. В основных чертах строение пищеварительной системы у различных много­клеточных животных одинаково.

Условно в пищеварительной системе выделяют перед­нюю, среднюю и заднюю кишку. Вместе они образуют пищеварительную трубку, начинающуюся ротовым и в большинстве случаев заканчивающуюся анальным отверс­тием. В состав передней кишки входят рот, глотка, пи­щевод и желудок. По мере продвижения по передней киш­ке пища измельчается и начинает перевариваться, то есть превращаться в усвояемую организмом форму. В средней кишке процесс переваривания продолжается. Здесь же происходит всасывание полезных веществ пищи внутрь организма. Это происходит благодаря особому строению стенки средней кишки. В задней кишке завершается вса­сывание пищи и воды, а из неусвоенных организмом ве­ществ формируются каловые массы — экскременты. Они выделяются наружу через анальное отверстие.

Обычно в состав пищеварительной системы входят пи­щеварительные железы — органы, выделяющие ферменты для переваривания пищи.

Дыхание

см. Дыхание у животных

Каждая живая клетка нуждается в кислоро­де. Он необходим для получения энергии внутри клетки. Клетки обеспечиваются кислородом благодаря системе ор­ганов дыхания. Главными органами дыхательной системы многоклеточных животных являются легкие или жабры. Легкие служат для дыхания в воздушной среде, а жабры используются для извлечения кислорода из морской или пресной воды. В легких и жабрах происходит газообмен: кислород проникает в кровь, а из крови удаляется ненужный организму углекислый газ. Некоторые многоклеточные животные осуществляют газообмен через кожные покровы, а также через трахеи.

Кровообращение

см. Кровообращение у животных

Большинство многоклеточных животных имеют кровь — жидкость, омывающую внутренние органы. Главная задача крови — обеспечивать связь между этими органами, по­ставлять к ним питательные вещества и удалять вредные продукты жизнедеятельности. Обычно кровь течет по осо­бым трубочкам — кровеносным сосудам. Движению крови способствует своеобразный мышечный насос — сердце. Сердце, кровеносные сосуды и кровь образуют кровеносную систему.

Выделение

см. Экскреция (выделение) у животных Материал с сайта http://doklad-referat.ru

В процессе жизнедеятельности клеток и органов многоклеточных животных постоянно образуются ненужные или даже вредные для организма вещества. Для их удаления большинство животных имеют специальные органы, образующие выде­лительную систему. У разных животных эти органы уст­роены по-разному, но характер их работы сходен. Пропус­кая сквозь себя жидкости организма (например, кровь), они извлекают из них ненужные вещества и выводят их наружу. Обычно система органов выделения имеет свое наружное выделительное отверстие. Иногда выделительное отверстие совмещается с анальным и половым: образуется клоака.

Размножение

Особая система органов многоклеточного животного свя­зана с размножением. Это — половая система. У самок животных она представлена яичниками, производящими женские половые клетки — гаплоидные яйцеклетки. Муж­ские половые клетки — гаплоидные сперматозоиды — об­разуются в семенниках — половых органах самцов. От слияния яйцеклетки и сперматозоида образуется дипло­идная оплодотворенная яйцеклетка, или яйцо, дающее начало новому организму. Сам процесс слияния женской и мужской половых клеток называется оплодотворением.

Происхождение

см. Происхождение многоклеточных животных

На этой странице материал по темам:
  • Общая характеристика многоклеточных животных презентация микробиология

  • Доклад процессы питание и дыхание у разных животных

  • Доклад на тему характеристика многоклеточных животных

  • Многоклеточные животные какие

  • Доклад на тему многоклеточные животные

Вопросы по этому материалу:
  • Чем различаются много­клеточные и одноклеточные животные?

  • Что такое «орган» и «система ор­ганов»?

  • Каковы особенности поло­вого размножения многоклеточных животных?

Подцарство многоклеточные — Биология — 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Подцарство многоклеточные»

Подцарство МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ Безрукова Т.И.

Подцарство МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ

Безрукова Т.И.

Общая характеристика многоклеточных     насчитывают более 1,5 млн. По наличию или отсутствию внутреннего скелета животные подразделяются на две группы — беспозвоночные  (губки, кишечнополостные, все виды червей, членистоногие, моллюски, иглокожие) и  хордовые   (бесчерепные-ланцетник, черепные-рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).  ПЕРВЫЙ МНОГОКЛЕТОЧНЫЙ ОРГАНИЗМ: ФАГОЦИТЕЛЛа(ОТКРЫЛ И.И МЕЧНИКОВ!)

Общая характеристика многоклеточных

  •   насчитывают более 1,5 млн.
  • По наличию или отсутствию внутреннего скелета животные подразделяются на две группы — беспозвоночные  (губки, кишечнополостные, все виды червей, членистоногие, моллюски, иглокожие) и  хордовые   (бесчерепные-ланцетник, черепные-рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
  • ПЕРВЫЙ МНОГОКЛЕТОЧНЫЙ ОРГАНИЗМ: ФАГОЦИТЕЛЛа(ОТКРЫЛ И.И МЕЧНИКОВ!)
Тип Кишечнополостные

Тип Кишечнополостные

Это низшие, преимущественно морские, многоклеточные животные.  Радиальная ,  или  лучевая симметрия  тела, сформировавшаяся в связи с прикрепленным или малоподвижным образом жизни.
  • Это низшие, преимущественно морские, многоклеточные животные.
  • Радиальная ,  или  лучевая симметрия  тела, сформировавшаяся в связи с прикрепленным или малоподвижным образом жизни.
Тело Тело мешковидное, образованное двумя слоями клеток: наружным—-  эктодермой ,  и внутренним — энтодермой , между которыми находится бесструктурное вещество  — мезоглея .

Тело

Тело мешковидное, образованное двумя слоями клеток: наружным—-  эктодермой ,  и внутренним — энтодермой , между которыми находится бесструктурное вещество  мезоглея .

Ткани Отсутствие тканей  у большинства видов ( кроме коралловых полипов ). В состав наружного и внутреннего слоев тела входят несколько видов клеток, различных по строению и выполняемым функциям. Среди них есть особые стрекательные клетки ,  служащие средством защиты и нападения организма, которые не встречаются у животных других типов.

Ткани

Отсутствие тканей  у большинства видов ( кроме коралловых полипов ). В состав наружного и внутреннего слоев тела входят несколько видов клеток, различных по строению и выполняемым функциям. Среди них есть особые стрекательные клетки ,  служащие средством защиты и нападения организма, которые не встречаются у животных других типов.

Пищеварительная система Примитивна и состоит из слепо замкнутой  кишечной полости  и  ротового отверстия . Процесс пищеварения   смешанный .    Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.

Пищеварительная система

  • Примитивна и состоит из слепо замкнутой  кишечной полости  и  ротового отверстия . Процесс пищеварения   смешанный .  

Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.

Нервная система Впервые появившаяся  нервная система диффузного типа  состоит из равномерно размещенных  нервных клеток.

Нервная система

  • Впервые появившаяся  нервная система диффузного типа  состоит из равномерно размещенных  нервных клеток.
Дыхание Всей поверхностью тела

Дыхание

  • Всей поверхностью тела
Размножение Размножение бесполое ,  так и  половое .   Незавершенное до конца бесполое размножение —  почкование  — приводит у ряда видов к образованию колоний. Многие кишечнополостные  раздельнополые  , но встречаются и  гермафродиты .  Оплодотворение осуществляется в воде, т. е.  наружное.  

Размножение

  • Размножение бесполое ,  так и  половое .   Незавершенное до конца бесполое размножение —  почкование  — приводит у ряда видов к образованию колоний. Многие кишечнополостные  раздельнополые , но встречаются и  гермафродиты .  Оплодотворение осуществляется в воде, т. е.  наружное.  
Три класса Гидроидные  Сцифоидные Коралловые полипы

Три класса

  • Гидроидные
  • Сцифоидные
  • Коралловые полипы
КЛАСС ГИДРОИДНЫЕ Представителем класса является  гидра  

КЛАСС ГИДРОИДНЫЕ

Представителем класса является  гидра  

Тело состоит из двух слоев клеток: наружного—  эктодермы ,  и внутреннего—   энтодермы ,  выстилающей кишечную полость. Два слоя клеток разделены тонкой опорной пластинкой — мезоглеей .
  • Тело состоит из двух слоев клеток: наружного—  эктодермы ,  и внутреннего—   энтодермы ,  выстилающей кишечную полость. Два слоя клеток разделены тонкой опорной пластинкой — мезоглеей .
В состав   эктодермы     входят клетки разных видов: эпителиально-мускульные, стрекательные, промежуточные, нервны. Рис.11.2

В состав

  эктодермы  

входят клетки разных видов: эпителиально-мускульные, стрекательные, промежуточные, нервны.

Рис.11.2

Пищеварительная система Гидры- хищники. Гидра, как и у все кишечнополостные, пищеварение  смешанное. Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.

Пищеварительная система

  • Гидры- хищники.

Гидра, как и у все кишечнополостные, пищеварение  смешанное.

Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.

Размножение   Гидры происходит в теплое время года  бесполым способом — почкованием .  На теле гидры образуется сначала небольшой бугорок — почка, представляющая собой выпячивание наружу двух слоев тела. Почка увеличивается в размерах, на ней образуются щупальца и ротовое отверстие. Вскоре молодая гидра отделяется от материнской особи.

Размножение  

  • Гидры происходит в теплое время года  бесполым способом — почкованием .  На теле гидры образуется сначала небольшой бугорок — почка, представляющая собой выпячивание наружу двух слоев тела. Почка увеличивается в размерах, на ней образуются щупальца и ротовое отверстие. Вскоре молодая гидра отделяется от материнской особи.
При бесполом размножении полипа образуется в медузу, а при половом медуза образуется в личинку полипов.

При бесполом размножении полипа образуется в медузу, а при половом медуза образуется в личинку полипов.

С наступлением осенних холодов гидра приступает к  половому размножению .  Гидры разных видов могут быть раздельнополыми и гермафродитами. Некоторые промежуточные клетки эктодермы дифференцируются в мужские и женские половые клетки. Сперматозоиды выходят в воду и сливаются со зрелой яйцеклеткой, находящейся в эктодерме другой гидры. Зигота окружается плотной защитной оболочкой и зимует на дне водоема. Весной из нее развивается молодая гидра, которая размножается почкованием.
  • С наступлением осенних холодов гидра приступает к  половому размножению .  Гидры разных видов могут быть раздельнополыми и гермафродитами. Некоторые промежуточные клетки эктодермы дифференцируются в мужские и женские половые клетки. Сперматозоиды выходят в воду и сливаются со зрелой яйцеклеткой, находящейся в эктодерме другой гидры. Зигота окружается плотной защитной оболочкой и зимует на дне водоема. Весной из нее развивается молодая гидра, которая размножается почкованием.
Класс Сцифоидные   медузы

Класс Сцифоидные

медузы

Схематический разрез медузы: 1  —  щупальце; 2  —  нервное кольцо; 3 — ротовой хоботок; 4 —рот; 5  — эктодерма; 6 — энтодерма; 7  —  мезоглея.

Схематический разрез медузы: 1  —  щупальце; 2  —  нервное кольцо; 3 — ротовой хоботок; 4 —рот; 5  — эктодерма; 6 — энтодерма; 7  —  мезоглея.

Ротовое отверстие находится в нижней части ротового хоботка. Пищеварительная полость состоит из разветвленных каналов, соединенных между собой, что обеспечивает не только переваривание пищи, но и ее равномерное распределение.
  • Ротовое отверстие находится в нижней части ротового хоботка. Пищеварительная полость состоит из разветвленных каналов, соединенных между собой, что обеспечивает не только переваривание пищи, но и ее равномерное распределение.
При бесполом размножении полипа образуется в медузу, а при половом медуза образуется в личинку полипов. Существование сцифоидных медуз в форме полипа кратковременно.
  • При бесполом размножении полипа образуется в медузу, а при половом медуза образуется в личинку полипов.
  • Существование сцифоидных медуз в форме полипа кратковременно.
При бесполом размножении полипа образуется в медузу, а при половом медуза образуется в личинку полипов. Существование сцифоидных медуз в форме полипа кратковременно. Класс Коралловые полипы

Класс Коралловые полипы

  По сравнению с гидроидными полипами они устроены более сложно.
  •   По сравнению с гидроидными полипами они устроены более сложно.
Пищеварительная система Усложнение их организации состоит в наличии глотки, разделении кишечной полости на камеры с помощью вертикальных перегородок что увеличивает поверхность секреции и усвоения пищи.

Пищеварительная система

  • Усложнение их организации состоит в наличии глотки, разделении кишечной полости на камеры с помощью вертикальных перегородок что увеличивает поверхность секреции и усвоения пищи.
Наблюдается разделение мускульной и эпителиальной частей эпителиально-мускульной клетки и образование дифференцированной мышечной ткани.
  • Наблюдается разделение мускульной и эпителиальной частей эпителиально-мускульной клетки и образование дифференцированной мышечной ткани.
Нервная система диффузного типа, но с большей, чем у гидры, концентрацией нервных клеток у ротового отверстия. 
  • Нервная система диффузного типа, но с большей, чем у гидры, концентрацией нервных клеток у ротового отверстия. 
Разможение Коралловые полипы размножаются как бесполым , так и половым способом . При половом размножении из оплодотворенной яйцеклетки развивается плавающая личинка, благодаря которой коралловые полипы расселяются.

Разможение

  • Коралловые полипы размножаются как бесполым , так и половым способом . При половом размножении из оплодотворенной яйцеклетки развивается плавающая личинка, благодаря которой коралловые полипы расселяются.
Разможение Коралловые полипы размножаются как бесполым , так и половым способом . При половом размножении из оплодотворенной яйцеклетки развивается плавающая личинка, благодаря которой коралловые полипы расселяются.

Конспект урока по биологии на тему: «Царство Животные» (7 класс)

ФИО учителя: Сорокина Анастасия Викторовна

Дата: 19.12.2019 г. Класс: 7

Предмет: Биология № урока:_____

Тема: Царство Животные. Общая характеристика. Одноклеточные и многоклеточные животные. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты.

Цель: Сформировать знания об основных признаках представителей царства Животные, их роли в природе и жизни человека.

Планируемые УУД:

Предметные:

Учащиеся знакомятся  с общей характеристикой  царства Животные;  учатся выделять  главные признаки  животных,  находить сходство и отличие в строении клеток растений и животных,  различать животных среди других биологических объектов; овладевают  умением объяснять роль животных в природе.

Метапредметные:

Учащиеся осваивают  основы  исследовательской деятельности,  включая умения наблюдать  за животными, классифицировать их, определяя принадлежность  биологических объектов  к царству Животные;  учатся  работать с разными  источниками информации, находить информацию и интерпретировать ее.

Личностные:

Учащиеся развивают  познавательные потребности  на основе  интереса к изучению животных,   у них формируются  ценностно-смысловые установки  по отношению к животному миру, происходит  осознание  необходимости бережного  отношения к животным  и их охраны, понимание  основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы,  развивают  умения  слушать и слышать другое мнение.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Оборудование: учебник «Биология. Разнообразие живых организмов» 7 класс: учебн. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе/ Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова.-М.: Просвещение (Сферы), ТСО, видеофильм «Общая характеристика животных», инструктивные карточки.

Ход урока:

1. Организационный этап. (1 мин)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (2 мин)

Учащиеся по слайду определяют, какое царство живых организмов отсутствует.

3. Актуализация знаний. (3 мин)

Игра «ДА-НЕТ»

1) Растения способны к активному передвижению

2) Водоросли имеют органы и ткани

3) Наука, изучающая растения называется зоология

4) Мхи — низшие растения

5) Покрытосеменные еще называются цветковыми

6) Голосеменные — низшие растения

С каких слов в литературе начинаются сказки? («В некотором Царстве…»). Что такое «Царство» как понятие в биологии? (Царство — самый крупный таксон органического мира, группа организмов, которые обладают сходными признаками строения и процессов жизнедеятельности, отличаются от других групп способом питания и строением клетки). А кто является царем животных?

4. Первичное усвоение новых знаний.

ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ»

(7 мин)

(5 мин. 13 сек.).

Фронтальный опрос «Основные признаки животных»:

А) Какой тип питания характерен для растений?

Б) А животные могут питаться подобным способом и почему?

В) А каким может быть способ питания животных?

Г) Как будут добывать пищу животные?

Д) Назовите способы движения животных.

А способны ли Вы активно передвигаться? На каких уроках можно привести пример активного движения? (физическая культура, физминутки на уроках).

Работа в группах:

Задание 1. (4 мин) Прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы устно:

а) какими признаками живых организмов обладают животные?

б) в чем сходство и различие одноклеточных и многоклеточных организмов?

в) какие среды жизни занимают животные?

Текст

Многообразие животных, особенности их строения и среды жизни.

Царство животных включает более 1,5 млн видов (самое многочисленное среди других царств живых организмов).

Животные, как и все другие живые организмы, имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, погибают.

По своему строению они делятся на две большие группы: одноклеточные и многоклеточные организмы. Тела одноклеточных организмов состоят из одной единственной клетки, в которой протекают все процессы жизнедеятельности. Иначе обстоит дело у многоклеточных организмов, их тела состоят из множества различных клеток. Так организм человека состоит из сотни триллионов клеток. Каждая клетка многоклеточного организма имеет свою специальность, то есть выполняет строго определенную функцию — работу. Одни служат опорой тела, другие обеспечивают передвижение веществ, пищеварение, размножение организма и многие другие функции. Клетки многоклеточных организмов объединены в ткани, ткани образуют органы, органы — системы органов. Системы органов взаимосвязаны и контролируются организмом. В результате слаженной работы организм многоклеточных животных представляет собой единое целое.

Животные, как и растения, бактерии, грибы, населили все среды жизни: водную — рыбы; наземно-воздушную – жуки; почвенную — дождевые черви. Средой жизни для многих животных служат другие животные, человек, растения. У каждого вида есть свои предпочтения к местам обитания. Например, соловьи встречаются в сырых и затенённых участках леса. Щуки в реках предпочитают места с медленным течением, заросшие у берегов.

Задание 2. (2 мин) Изучив среды жизни животных, распредели их по группам (дождевые черви, рыбы, раки, тигры, бабочки, птицы, киты, медузы, дельфины)

Водная

Наземно-воздушная

Почвенная

hello_html_1186b4c9.jpg

Задание 3. (2 мин) Определите вид симметрии тела у следующих животных: бабочка, стрекоза, осьминог, карась, змея, морская звезда, курица, медуза, кошка.

Двусторонняя:______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Радиальная или лучевая:________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 4. (5 мин) Соотнесите животных из первого столбца с их ролью в природе из второго столбца:

Животное

Роль

Улитки

Образуют почву

Пчёлы

Санитары леса

Вороны

Пища для животных

Дятлы

Опыляют растения

Дождевые черви

Распространяют семена

Мышь

Очистка водоемов

Соотнесите животных из первого столбца с их ролью в жизни человека из второго столбца:

Животное

Роль

Собаки

Пища

Курица

Изготовление лекарств

Пчелы

Охраняют жилища

Лайки

Одежда

Лиса

Транспорт

5. Первичная проверка понимания. (7 мин)

Распределите признаки по царствам

I.Растения:

II. Животные

1.Гетеротрофный тип питания

2. Автотрофный тип питания

3. Ограниченный рост

4. Неограниченный рост

5.В клетках отсутствует клеточная стенка

6. Регуляцию обмена веществ в организме осуществляют системы органов

7.Четкая симметрия тела (лучевая, двусторонняя)

8.Наличие хлоропластов содержащих пигмент хлорофилл

9. Подвижны, обладают специальными органами движения.

10.Неподвижны

Растения-2,4,8, 10

Животные-1,3,5,6,7,9

6. Первичное закрепление (с последующей взаимопроверкой). (6 мин)

Вставьте в текст пропущенные слова.

Наука о животных называется__________________________. По своему строению животные делятся на две большие группы: одноклеточные и ________________________________ организмы. Если через тело животного условно можно провести много плоскостей, то такую симметрию называют ___________________________. Если через тело животного условно можно провести только одну плоскость, которая делит его на две половинки, то такую симметрию называют_____________________________.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1 мин)

§ 26, с.66-67, ответить на вопросы устно; дополнительно: составить рассказ о любимых домашних животных или интересных наблюдениях из жизни животных в природе.

8. Рефлексия. (5 мин)

Информация о достижении поставленной цели.

«Как приятно знать, что ты что-то узнал» Мольер.

«Я знаю, что я ничего не знаю» Сократ.

«Познания начинаются с удивления» Аристотель.

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и я научусь» Конфуций.

Учащиеся выбирают фразу, которая наиболее точно отражает их деятельность на уроке, объясняя свой выбор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *