Многоклеточные животные. Общая характеристика основных классов.
Многоклеточные животные наиболее продвинутая в эволюционном плане группа живых организмов. Тело многоклеточных животных состоит из большого числа клеток, разнообразных по строению и функциям, утративших свою самостоятельность, поскольку они составляют единый, целостный организм.
Многоклеточные организмы можно подразделить на две большие группы. Беспозвоночные животные – это двухслойные животные с лучевой симметрией, тело которых образовано двумя тканями: эктодермой, покрывающей тело снаружи, и эндодермой, образующей внутренние органы – губки и кишечно-полостные. К беспозвоночным относятся также плоские, круглые, кольчатые черви, членистоногие, моллюски и иглокожие двусторонне-симметричные и радиальные трехслойные организмы, у которых помимо экто- и эндодермы имеется и мезодерма, в процессе индивидуального развития дающая начало мышечным и соединительным тканям. Ко второй группе – хордовым принадлежат все животные, имеющие осевой скелет: хорду или позвоночный столб.
Многоклеточные животные
Кишечнополостные. Гидра пресноводная.
Строение – Лучевая симметрия, эктодерма, эндодерма, подошва, щупальца.
Движение – Сокращение кожно-мускульных клеток, прикрепление подошвой к субстрату.
Питание – Щупальца ротовая полость кишечник полость с пищеварительными клетками. Хищник. Убивает ядом стрекательных клеток.
Дыхание – Растворенный в воде кислород проникает через всю поверхность тела.
Размножение – Гермафродиты. Половое: яйцевые клетки + сперматозоиды = яйцо. Бесполое: почкование.
Кровеносная система – Нет.
Выделение – Остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.
Нервная система – Нервное сплетение из нервных клеток.
Плоские черви. Белая планария.
Строение – Двусторонняя симметрия, снаружи покровная ткань, под ней соединительная ткань.
Движение – Сокращение мышечной ткани.
Питание – Рот глотка пищевод зоб желудок кишка анальное отверстие. Паразит.
Дыхание – Растворенный в воде кислород проникает через всю поверхность тела.
Кровеносная система – Нет.
Выделение – Все тело пронизано мелкими канальцами – протонефридиями.
Нервная система – представлена 2-мя нервными стволами, объединенных впереди в нервный узел. Органы осязания – щупальца. Органы зрения – глаза.
Круглые черви. Аскарида человеческая.
Строение – Вытянутая червеобразная, снаружи плотная оболочка, внутри полости жидкость. Длина до 20 см.
Движение – Сокращение кожно-мускульного мешка.
Питание – Рот глотка пищевод зоб желудок кишка анальное отверстие. Паразит
Дыхание – Анаэробное.
Размножение – Раздельнополое: яйцеклетки + сперматозоиды личинка в почве личинка в организме человека.
Кровеносная система – Нет.
Выделение – Полостная жидкость через поверхность тела.
Нервная система – Окологлоточное нервное кольцо + брюшной нервный тяж.
Кольчатые черви. Дождевой червь.
Строение – Вытянутая червеобразная снаружи слизистая кожа, внутри расчлененная полость тела, длина 10–16 см, 100–180 члеников.
Питание – Рот глотка пищевод зоб желудок кишка анальное отверстие. Питается частичками свежих или разлагающихся растений.
Дыхание – Диффузия кислорода через всю поверхность тела.
Размножение – Гермафродиты. Обмен спермой слизь с яйцами кокон молодые черви.
Кровеносная система – Замкнутая кровеносная система: капилляры кольцевые сосуды главные сосуды: спинной и брюшной.
Выделение – Полость тела метанефридии (воронка с ресничками) каналец выделительная пара.
Нервная система – Нервы нервные узлы нервная цепочка окологлоточное кольцо. Чувствительные клетки в коже.
Мягкотелые. Моллюски. Прудовик обыкновенный.
Строение – Мягкое, заключенное в винтообразную раковину тело = туловище + нога.
Движение – Мускулистая нога.
Питание – Рот глотка язык с зубчиками = терка желудок кишечник, печень анальное отверстие.
Размножение – Гермафродиты. Оплодотворение перекрестное.
Кровеносная система – Незамкнутая. Легкое сердце сосуды полость тела.
Выделение – Почка.
Нервная система – Окологлоточное скопление узлов нервы.
Членистоногие. Ракообразные. Речной рак.
Строение – Головогрудь + брюхо.
Движение – Четыре пары ходильных ног, для плавания 5 пар брюшных ног + хвостовой плавник.
Питание – рот челюсти, глотка, пищевод, желудок, отдел с хитиновыми зубами, цедильный аппарат, кишечник, пищ. железа – анальное отверстие.
Дыхание – жабры.
Размножение – Раздельнополые. Икра на ножках брюшка до вылупления. При росте характерна линька хитина. Есть личиночная стадия науплиус.
Кровеносная система – Незамкнутое. Сердце – сосуды – полость тела.
Выделение – Железы с выводным каналом у основания усиков.
Нервная система – Окологлоточное кольцо = надглоточный и подглоточный узел, брюшная нервная цепочка. Орган осязания и обоняния – основание коротких усиков. Органы зрения – два сложных глаза.
Членистоногие. Паукообразные. Паук-крестовик.
Строение – Головогрудь + брюшко.
Движение – Четыре пары ног, на брюхе 3 пары паутинных бородавок, паутинные железы для плетения ловчей сети.
Питание – Рот = челюсти с ядом и ногощупальца. Яд – предварительное переваривание вне организма. Пищевод – желудок, кишка, анальное отверстие.
Дыхание – В брюшке пара легочных мешков со складками. Два пучка трахей дыхательные отверстия.
Размножение – Раздельнополые. Яйца в коконе – молодые паучки
Кровеносная система – Незамкнутое. Сердце – сосуды – полость тела
Выделение – Мальпишевы сосуды
Нервная система – Пары ганглиев + брюшная цепочка. Органы зрения – простые глазки.
Членистоногие. Насекомые. Майский жук.
Строение – Голова + грудь + брюшко (8 сегментов)
Движение – 3 пары ног с жесткими коготками, пара крыльев, пара надкрыльев
Питание – Рот = верхняя губа + 4 челюсти + нижняя губа пищевод, желудок с хитиновыми зубцами, кишечник, анальное отверстие
Размножение – Самки: яичники яйцеводы семяприемник.
Самцы: 2 семенника, семяпроводы, семяизвергательный канал, превращение полное.
Кровеносная система – Незамкнутая. Сердце с клапанами сосуды полость тела.
Выделение – Мальпишевы сосуды в полости тела, жировое тело.
Нервная система – Окологлоточное кольцо + брюшная цепочка. Головной мозг. 2 сложных глаза, органы обоняния – 2 усика с пластинками на конце.
Иглокожие.
Строение – Звездообразная, шаровидная или человекообразная форма тела. Недоразвитый скелет. Два слоя покровов – наружный – однослойный, внутренний – волокнистая соединительная ткань с элементами известкового скелета.
Движение – Движутся медленно с помощью конечностей, развита мускулатура.
Питание – Ротовое отверстие короткий пищевод кишка анальное отверстие.
Дыхание – Кожные жабры, покровы тела при участии воднососудистой системы.
Кровеносная система – Специальных нет. Выделение происходит через стенки каналов воднососудистой системы.
Выделение – Половые органы имеют разное строение. Большинство иглокожих раздельнополы, но имеются гермафродиты. Развитие происходит с ряжом сложных превращений. Личинки плавают в толще воды, в процессе метаморфоза животные приобретают радиальную симметрию.
Нервная система – Нервная система имеет радиальное строение: от окологлоточного нервного кольца отходят радиальные нервные тяжи по числу людей тела.
Многоклеточные животные. Тип Губки
Царство Животные делится на два подцарства – Одноклеточные и Многоклеточные.
Многоклеточные животные – животные, тело которых состоит из множества клеток, образующих ткани. Ткани образуют органы, а органы – системы органов, которые обеспечивают работу организма многоклеточного животного как единого целого.
Наиболее примитивными древними многоклеточными беспозвоночными животными являются губки.
Обитают они чаще всего в тёплых морях тропической и субтропической зон Мирового океана, некоторые виды освоили и арктические воды. Форма губок очень разнообразна: бокаловидная, чашевидная, древовидная или подушковидная.
Размеры губок изменяются в широких пределах: от нескольких сантиметров до 1 метра. Многие губки имеют
Губки – двуслойные животные. Их тело образовано двумя слоями клеток: эктодермой, покрывающей тело снаружи, и энтодермой, выстилающей тело изнутри.
Губки – радиальносимметричные или асимметричные животные.
Радиальная, или лучевая, симметрия – тип симметрии, при котором через тело можно провести несколько осей симметрии. Она характерна для животных, ведущих малоподвижный или прикреплённый образ жизни
. У таких животных все органы многократно повторяются по радиусам вокруг оси, проходящей через основание и верхний конец тела.Асимметрия – отсутствие симметрии.
Губки ведут неподвижный образ жизни, прикрепляясь к различным подводным предметам. Часто образуют колонии. Их колонии часто похожи на кустики, подушковидные наросты, шары. Продолжительность жизни губок различна: то нескольких недель да пятидесяти лет.
Всё тело пронизано порами (через них в губку проникает вода с растворённым в ней кислородом – так происходит пассивное дыхание губок). Губки еще не имеют органов и тканей. Тело состоит из наружного слоя – эктодермы и внутреннего слоя – энтодермы, между которыми расположена не имеющая клеточного строения прослойка –
Эктодерма состоит из плоских эпителиальных клеток, которые выполняют защитную функцию.
Энтодерма состоит из воротничковых клеток (они имеют форму колбочек, и отходящий от верхней части жгутик окружён воротничком). Движение жгутиков создаёт ток воды, который приносит пищу животному, и пищевые частицы попадают внутрь воротничковых клеток.
В мезоглее располагаются клетки нескольких типов:
· Клетки–скелетообразовательницы – образуют скелет губок.
· Амёбовидные клетки – по строению и движению похожи на амёб и необходимы для переваривания пищи и ее доставки ко всем частям тела. Таким образом, губки имеют внутриклеточное пищеварение.
· Резервные клетки могут превращаться в любые другие клетки. Благодаря этим клеткам губки способны к регенерации – восстановлению утраченных частей тела. Если губку протереть через мелкое сито, образуется кашица из клеток, из которой через некоторое время образуется новая губка.
Губки – фильтраторы, т.к. они питаются, пропуская воду через поры в стенках тела. Вместе с водой во внутреннюю полость губки попадают плавающие мелкие организмы, которыми губка питается, остатки отмерших растений и животных. Губки не обладают избирательной проницаемостью. Они поглощают всё взвешенное в воде.
Размножаются губки бесполым (почкование) и половым способом. При почковании на теле образуется бугорок, в который продолжаются все слои тела губки. Бугорок растёт и превращается в молодую губку, которая отделяется от материнского организма, оседает на дно и начинает жить самостоятельно. Образование колоний происходит в результате того, что почки остаются на материнском организме.
При половом размножении из амебоидных клеток образуются половые клетки. После оплодотворения образуется личинка, которая покрыта ресничками. Она выходит в воду, плавает, затем оседает на подводные предметы и развивается во взрослую губку.
Большинство представителей этого типа – гермафродиты, меньшинство – раздельнополы. Гермафродиты – организмы, которые имеют одновременно и женскую, и мужскую половые системы.
Губки способны выделять запах, который отпугивает многих животных. Они имеют в теле большое количество скелетных игл, которые, также являются средством защиты.
Тип Губки включает около 5 тыс. видов и подразделяется на 3 класса: Известковые, Стеклянные и Обыкновенные губки. Систематика губок основана на разнообразии форм и составе их скелетных образований – игл.
Класс Известковые губки. Представители данного класса имеют известковый скелет, обитают на мелководьях морей и океанов. Имеют непрочное тело и диаметр до 7 см, жёлто-серую окраску. Живут одиночно или колониально. К этому классу относится сикон.
Класс Стеклянные губки – это глубоководные формы, высотой до 50 см. Живут в основном одиночно. Окраска тела белая, серая, желтая или коричневая. Скелеты некоторых видов очень красивы и используются в качестве коллекционных объектов и сувениров. Представители: корзинка Венеры, гиалонема.
Класс Обыкновенные губки. К этому классу относится подавляющее большинство современных видов губок. Имеют кремниевый скелет. Могут обитать не только в морях и океанах, но и в пресных водоёмах. В основном живут колониально. Форма и окраска очень разнообразны. У некоторых видов могут отсутствовать скелетные иглы. Представители: туалетная губка, кубок Нептуна (в высоту может достигать 1 метра 25 сантиметров).
Значение губок.
· В природе губки играют большую роль как биофильтры (они, фильтруя воду, участвуют в биологической очистке воды).
· Губки служат показателем состояния воды в водоемах. Если в водоёме живёт много губок, значит вода в нём чистая и в ней много кислорода.
· Практическое значение губок невелико. Ряд морских губок, например, губку туалетную, или греческую, добывают со дна моря и используют для мытья.
· Скелет некоторых губок служит для изготовления украшений.
· В народной медицине широко применяется пресноводная губка бодяга для лечения угревой сыпи (акне).
· Порошок из сухой бодяги применяется при ревматических и других болях, мазь – для устранения гематом.
· Служат пищей морским звёздам, некоторым рыбам и другим животным.
· Они являются средой обитания для мелких паразитических ракообразных и червей.
Губок характеризуют следующие признаки:
· Двухслойность;
· Радиальная симметрия или асимметрия;
· Прикреплённый образ жизни;
· Отсутствие тканей и органов;
· Отсутствие нервных клеток, и, следовательно, способности воспринимать раздражение и отвечать на него;
· Внутриклеточное пищеварение;
· Размножение бесполое и половое;
· Высокая способность к регенерации.
УЭ – 0 1 мин. | Цель: получить представление о многоклеточных животных. | Записать в тетрадь тему урока. | УЭ – 1 5 мин 1 мин. 1 мин | 1. Подберите 1-2 обобщающих слова к перечисленным ниже объектам. 1) растения, бактерии, грибы, животные — … 2) амеба, инфузория, лямблия — … 3) амеба обыкновенная, амеба дизентерийная — … 4) лямблия, эвглена зеленая, трипаносома — … 5) амеба обыкновенная, эвглена зеленая — … 6) амеба дизентерийная, лямблия, малярийный плазмодий — … 7) инфузория-туфелька, сувойка, инфузория-трубач — … 8) фораминиферы, лучевики, раковинные амебы — … 9) псевдоподии, жгутики, реснички — … 10) амеба, инфузория, слон, акула — … 2. Обсудите ответы в группе. Придите к общему мнению. 3. Сдайте 1 тетрадь по указанию учителя на проверку. Сверьте ответы с доской, при необходимости – исправьте ошибки. | Работаете индивидуально. | УЭ – 2 3 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. | 1. Изучите текст учебника на странице 102. 2. Составьте лозунг и нарисуйте небольшой плакат по одной из двух тем: в поддержку одноклеточных или многоклеточных. 3. Примите участие в митинге. 4. Ответьте на проблемный вопрос темы: почему в ходе эволюции появились многоклеточные животные? Предложите официальную версию вашей группы. | Работаете индивидуально. Работаете группой | УЭ – 3 3 мин. 3 мин. 1 мин. 1 мин. | 1. Изучите текст учебника на странице 103. 2. С помощью учебника продолжите схему: Слова для схемы даны на стр. 103 курсивом. 3. Проверьте правильность схемы в группе. 4. Сдайте 1 тетрадь по указанию учителя на проверку; сверьтесь с доской, при необходимости – исправьте ошибки. | Работаете индивидуально. Дома эту схему выполните на отдельном листе, сопроводив рисунками. | УЭ – 4 2 мин. | Д/З при необходимости прочитайте учебник на стр. 102-103. Начните делать портфолио (желательно в папке с мультифорами): оформите дома титульный лист (формат А-4) с указанием Вашего имени, предмета и т.д. Далее все задания желательно выполнять на таком листе. Заполнять портфолио будем часто, в течение 3 и 4 четверти учебного года. Печатать все на компьютере не обязательно, но аккуратность учитывается и оригинальность приветствуется. Пофантазируйте и напишите сочинение на одну из тем: «Школа простейших», «Расписание уроков в школе простейших», «Инфузория Аграфена (амеба Никодим) идет в первый класс». Вложите в портфолио. Составьте в картинках схему классификации и также вложите в портфолио. (схему см. выше) | Прочитайте. Запишите. |
Учебно-методический материал по биологии (7 класс) на тему: Карточки по зоологии по теме «Подцарство Многоклеточные животные «
Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные Карточка № 20
- Рассмотрите рисунок, что на нем обозначено цифрами?’
- Какие функции выполняют:
а) щупальца,
б) подошва.
3. Пресноводный полип-гидра относится к классу:
а) сцифоидные медузы,
б) гидроидные,
в) коралловые полипы,
г) саркодовые.
Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные
Карточка № 21
- Пресноводный полип гидра — низшее многоклеточное животное. Рассмотрите рисунок, что на нем обозначено цифрами?
- Какие функции выполняют клетки:
а) стрекальные,
б) кожно-мускульные и нервные.
3.Процесс переваривания пищи у гидры происходит:
а) только в кишечной полости,
б) только в клетках внутреннего слоя,
в) в стрекальных клетках,
г) в кишечной полости и клетках внутреннего слоя.
Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные
Карточка № 22
- Гидра размножается половым и бесполым способами. Рассмотрите рисунок, что на нем изображено?
- В начале своей жизни гидра состоит из одной клетки-яйца. О чем свидетельствует эта особенность развития гидры?
- Регенерация — это способность гидры:
а) размножаться половым способом,
б) размножаться почкованием,
в) восстанавливать только поврежденные части тела,
г) восстанавливать поврежденные и утраченные части тела.
Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные
Карточка № 23
- Рассмотрите рисунок, какой способ размножения на нем изображен? Когда гидра размножается этим способом? Какое значение имеет этот способ размножения в ее жизни?
- Как гидра приспособлена к малоподвижному образу жизни?
- Рефлекс — это:
а) способность гидры переживать неблагоприятные условия жизни,
б) ответ на раздражение,
в) восстановление утраченных или поврежденных частей тела,
г) ответ на раздражение с участием нервной системы.
Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные
Карточка № 24
- Рассмотрите рисунок, какие виды медуз на нем изображены? Чем они отличаются друг от друга?
- Как изображенные на рисунке медузы приспособлены к плаванию?
- Медуза аурелия относится к классу:
а) гидроидные,
б) коралловые полипы,
в) сцифоидные медузы,
г) ресничные.
Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные
Карточка . № 25
- Актиния — одиночный коралловый полип. Рассмотрите рисунок, что на нем обозначено
цифрами? - Перечислите кишечнополостных, которые активно влияют на среду обитания. В чем это
проявляется? - Колониальные коралловые полипы размножаются:
а) путем деления тела пополам,
б) только почкованием,
в) только половым способом,
г) бесполым и половым способами.
Многоклеточные животные | Зоология. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
Многоклеточные животные — это животные организмы, тело которых состоит из большого числа клеток. В классификации их место — подцарство Многоклеточные животные. В эволюционном отношении они — потомки простейших животных.
Организм многоклеточных животных представляет собой единое целое. Все его клетки связаны между собой единым процессом жизнедеятельности. Сходные клетки в их теле объединены в ткани в связи с выполнением какой-либо определенной задачи. Ткани эффективнее отдельных клеток потому, что их деятельность координирована. Каждая ткань работает как единая функциональная единица. Для выполнения определенных задач разные ткани объединяются в органы, а органы — в систему органов, которые взаимосвязаны и контролируются целым организмом. В результате слаженной работы единого организма осуществляется нормальная жизнедеятельность многоклеточного животного.
Как и простейшие животные, многоклеточные животные передвигаются (перемещаются), питаются, дышат, выделяют отработанные вещества и размножаются.
Передвижение
см. Подвижность животных
Низшие, просто устроенные многоклеточные обычно передвигаются за счет изгибов тела, то есть ползанием. Однако большинство многоклеточных передвигаются при помощи конечностей, например, ног, крыльев, плавников. Конечности приводятся в движение мышцами, связанными с ними. Для того чтобы мышцы могли двигать конечности, они должны одним своим концом прикрепляться к чему-то неподвижному и твердому, то есть к скелету. Скелетом называют твердый каркас тела животного. Для животных, передвигающихся с помощью конечностей, наличие скелета обязательно. Он может быть наружным (например, панцирь раков или насекомых) или внутренним (например, позвоночник рыбы, птицы, человека). Скелет служит не только местом прикрепления мышц, но и защищает внутренние органы от механических повреждений.
Питание и пищеварение
см. Питание у животных
Растения питаются за счет фотосинтеза и почвенных растворов, всасываемых корнями. В отличие от них подавляющее большинство многоклеточных животных питается, активно добывая пищу. Они не только находят и поглощают пищу, но и перерабатывают ее. Для этого у животных имеются органы, связанные с переработкой и усвоением пищи. Эти органы сообщаются между собой и образуют пищеварительную систему. В основных чертах строение пищеварительной системы у различных многоклеточных животных одинаково.
Условно в пищеварительной системе выделяют переднюю, среднюю и заднюю кишку. Вместе они образуют пищеварительную трубку, начинающуюся ротовым и в большинстве случаев заканчивающуюся анальным отверстием. В состав передней кишки входят рот, глотка, пищевод и желудок. По мере продвижения по передней кишке пища измельчается и начинает перевариваться, то есть превращаться в усвояемую организмом форму. В средней кишке процесс переваривания продолжается. Здесь же происходит всасывание полезных веществ пищи внутрь организма. Это происходит благодаря особому строению стенки средней кишки. В задней кишке завершается всасывание пищи и воды, а из неусвоенных организмом веществ формируются каловые массы — экскременты. Они выделяются наружу через анальное отверстие.
Обычно в состав пищеварительной системы входят пищеварительные железы — органы, выделяющие ферменты для переваривания пищи.
Дыхание
см. Дыхание у животных
Каждая живая клетка нуждается в кислороде. Он необходим для получения энергии внутри клетки. Клетки обеспечиваются кислородом благодаря системе органов дыхания. Главными органами дыхательной системы многоклеточных животных являются легкие или жабры. Легкие служат для дыхания в воздушной среде, а жабры используются для извлечения кислорода из морской или пресной воды. В легких и жабрах происходит газообмен: кислород проникает в кровь, а из крови удаляется ненужный организму углекислый газ. Некоторые многоклеточные животные осуществляют газообмен через кожные покровы, а также через трахеи.
Кровообращение
см. Кровообращение у животных
Большинство многоклеточных животных имеют кровь — жидкость, омывающую внутренние органы. Главная задача крови — обеспечивать связь между этими органами, поставлять к ним питательные вещества и удалять вредные продукты жизнедеятельности. Обычно кровь течет по особым трубочкам — кровеносным сосудам. Движению крови способствует своеобразный мышечный насос — сердце. Сердце, кровеносные сосуды и кровь образуют кровеносную систему.
Выделение
см. Экскреция (выделение) у животных Материал с сайта http://doklad-referat.ru
В процессе жизнедеятельности клеток и органов многоклеточных животных постоянно образуются ненужные или даже вредные для организма вещества. Для их удаления большинство животных имеют специальные органы, образующие выделительную систему. У разных животных эти органы устроены по-разному, но характер их работы сходен. Пропуская сквозь себя жидкости организма (например, кровь), они извлекают из них ненужные вещества и выводят их наружу. Обычно система органов выделения имеет свое наружное выделительное отверстие. Иногда выделительное отверстие совмещается с анальным и половым: образуется клоака.
Размножение
Особая система органов многоклеточного животного связана с размножением. Это — половая система. У самок животных она представлена яичниками, производящими женские половые клетки — гаплоидные яйцеклетки. Мужские половые клетки — гаплоидные сперматозоиды — образуются в семенниках — половых органах самцов. От слияния яйцеклетки и сперматозоида образуется диплоидная оплодотворенная яйцеклетка, или яйцо, дающее начало новому организму. Сам процесс слияния женской и мужской половых клеток называется оплодотворением.
Происхождение
см. Происхождение многоклеточных животных
На этой странице материал по темам:Общая характеристика многоклеточных животных презентация микробиология
Доклад процессы питание и дыхание у разных животных
Доклад на тему характеристика многоклеточных животных
Многоклеточные животные какие
Доклад на тему многоклеточные животные
Чем различаются многоклеточные и одноклеточные животные?
Что такое «орган» и «система органов»?
Каковы особенности полового размножения многоклеточных животных?
Подцарство многоклеточные — Биология — 7 класс
Просмотр содержимого документа
«Подцарство многоклеточные»
Подцарство МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ
Безрукова Т.И.
Общая характеристика многоклеточных
- насчитывают более 1,5 млн.
- По наличию или отсутствию внутреннего скелета животные подразделяются на две группы — беспозвоночные (губки, кишечнополостные, все виды червей, членистоногие, моллюски, иглокожие) и хордовые (бесчерепные-ланцетник, черепные-рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
- ПЕРВЫЙ МНОГОКЛЕТОЧНЫЙ ОРГАНИЗМ: ФАГОЦИТЕЛЛа(ОТКРЫЛ И.И МЕЧНИКОВ!)
Тип Кишечнополостные
- Это низшие, преимущественно морские, многоклеточные животные.
- Радиальная , или лучевая симметрия тела, сформировавшаяся в связи с прикрепленным или малоподвижным образом жизни.
Тело
Тело мешковидное, образованное двумя слоями клеток: наружным—- эктодермой , и внутренним — энтодермой , между которыми находится бесструктурное вещество — мезоглея .
Ткани
Отсутствие тканей у большинства видов ( кроме коралловых полипов ). В состав наружного и внутреннего слоев тела входят несколько видов клеток, различных по строению и выполняемым функциям. Среди них есть особые стрекательные клетки , служащие средством защиты и нападения организма, которые не встречаются у животных других типов.
Пищеварительная система
- Примитивна и состоит из слепо замкнутой кишечной полости и ротового отверстия . Процесс пищеварения смешанный .
Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.
Нервная система
- Впервые появившаяся нервная система диффузного типа состоит из равномерно размещенных нервных клеток.
Дыхание
- Всей поверхностью тела
Размножение
- Размножение бесполое , так и половое . Незавершенное до конца бесполое размножение — почкование — приводит у ряда видов к образованию колоний. Многие кишечнополостные раздельнополые , но встречаются и гермафродиты . Оплодотворение осуществляется в воде, т. е. наружное.
Три класса
- Гидроидные
- Сцифоидные
- Коралловые полипы
КЛАСС ГИДРОИДНЫЕ
Представителем класса является гидра
- Тело состоит из двух слоев клеток: наружного— эктодермы , и внутреннего— энтодермы , выстилающей кишечную полость. Два слоя клеток разделены тонкой опорной пластинкой — мезоглеей .
В состав
эктодермы
входят клетки разных видов: эпителиально-мускульные, стрекательные, промежуточные, нервны.
Рис.11.2
Пищеварительная система
- Гидры- хищники.
Гидра, как и у все кишечнополостные, пищеварение смешанное.
Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.
Размножение
- Гидры происходит в теплое время года бесполым способом — почкованием . На теле гидры образуется сначала небольшой бугорок — почка, представляющая собой выпячивание наружу двух слоев тела. Почка увеличивается в размерах, на ней образуются щупальца и ротовое отверстие. Вскоре молодая гидра отделяется от материнской особи.
При бесполом размножении полипа образуется в медузу, а при половом медуза образуется в личинку полипов.
- С наступлением осенних холодов гидра приступает к половому размножению . Гидры разных видов могут быть раздельнополыми и гермафродитами. Некоторые промежуточные клетки эктодермы дифференцируются в мужские и женские половые клетки. Сперматозоиды выходят в воду и сливаются со зрелой яйцеклеткой, находящейся в эктодерме другой гидры. Зигота окружается плотной защитной оболочкой и зимует на дне водоема. Весной из нее развивается молодая гидра, которая размножается почкованием.
Класс Сцифоидные
медузы
Схематический разрез медузы: 1 — щупальце; 2 — нервное кольцо; 3 — ротовой хоботок; 4 —рот; 5 — эктодерма; 6 — энтодерма; 7 — мезоглея.
- Ротовое отверстие находится в нижней части ротового хоботка. Пищеварительная полость состоит из разветвленных каналов, соединенных между собой, что обеспечивает не только переваривание пищи, но и ее равномерное распределение.
- При бесполом размножении полипа образуется в медузу, а при половом медуза образуется в личинку полипов.
- Существование сцифоидных медуз в форме полипа кратковременно.
Класс Коралловые полипы
- По сравнению с гидроидными полипами они устроены более сложно.
Пищеварительная система
- Усложнение их организации состоит в наличии глотки, разделении кишечной полости на камеры с помощью вертикальных перегородок что увеличивает поверхность секреции и усвоения пищи.
- Наблюдается разделение мускульной и эпителиальной частей эпителиально-мускульной клетки и образование дифференцированной мышечной ткани.
- Нервная система диффузного типа, но с большей, чем у гидры, концентрацией нервных клеток у ротового отверстия.
Разможение
- Коралловые полипы размножаются как бесполым , так и половым способом . При половом размножении из оплодотворенной яйцеклетки развивается плавающая личинка, благодаря которой коралловые полипы расселяются.
Конспект урока по биологии на тему: «Царство Животные» (7 класс)
ФИО учителя: Сорокина Анастасия Викторовна
Дата: 19.12.2019 г. Класс: 7
Предмет: Биология № урока:_____
Тема: Царство Животные. Общая характеристика. Одноклеточные и многоклеточные животные. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты.
Цель: Сформировать знания об основных признаках представителей царства Животные, их роли в природе и жизни человека.
Планируемые УУД:
Предметные:
Учащиеся знакомятся с общей характеристикой царства Животные; учатся выделять главные признаки животных, находить сходство и отличие в строении клеток растений и животных, различать животных среди других биологических объектов; овладевают умением объяснять роль животных в природе.
Метапредметные:
Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за животными, классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к царству Животные; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию и интерпретировать ее.
Личностные:
Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны, понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы, развивают умения слушать и слышать другое мнение.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: учебник «Биология. Разнообразие живых организмов» 7 класс: учебн. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе/ Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова.-М.: Просвещение (Сферы), ТСО, видеофильм «Общая характеристика животных», инструктивные карточки.
Ход урока:
1. Организационный этап. (1 мин)
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (2 мин)
Учащиеся по слайду определяют, какое царство живых организмов отсутствует.
3. Актуализация знаний. (3 мин)
Игра «ДА-НЕТ»
1) Растения способны к активному передвижению
2) Водоросли имеют органы и ткани
3) Наука, изучающая растения называется зоология
4) Мхи — низшие растения
5) Покрытосеменные еще называются цветковыми
6) Голосеменные — низшие растения
С каких слов в литературе начинаются сказки? («В некотором Царстве…»). Что такое «Царство» как понятие в биологии? (Царство — самый крупный таксон органического мира, группа организмов, которые обладают сходными признаками строения и процессов жизнедеятельности, отличаются от других групп способом питания и строением клетки). А кто является царем животных?
4. Первичное усвоение новых знаний.
ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ»
(7 мин)
(5 мин. 13 сек.).
Фронтальный опрос «Основные признаки животных»:
А) Какой тип питания характерен для растений?
Б) А животные могут питаться подобным способом и почему?
В) А каким может быть способ питания животных?
Г) Как будут добывать пищу животные?
Д) Назовите способы движения животных.
А способны ли Вы активно передвигаться? На каких уроках можно привести пример активного движения? (физическая культура, физминутки на уроках).
Работа в группах:
Задание 1. (4 мин) Прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы устно:
а) какими признаками живых организмов обладают животные?
б) в чем сходство и различие одноклеточных и многоклеточных организмов?
в) какие среды жизни занимают животные?
Текст
Многообразие животных, особенности их строения и среды жизни.
Царство животных включает более 1,5 млн видов (самое многочисленное среди других царств живых организмов).
Животные, как и все другие живые организмы, имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, погибают.
По своему строению они делятся на две большие группы: одноклеточные и многоклеточные организмы. Тела одноклеточных организмов состоят из одной единственной клетки, в которой протекают все процессы жизнедеятельности. Иначе обстоит дело у многоклеточных организмов, их тела состоят из множества различных клеток. Так организм человека состоит из сотни триллионов клеток. Каждая клетка многоклеточного организма имеет свою специальность, то есть выполняет строго определенную функцию — работу. Одни служат опорой тела, другие обеспечивают передвижение веществ, пищеварение, размножение организма и многие другие функции. Клетки многоклеточных организмов объединены в ткани, ткани образуют органы, органы — системы органов. Системы органов взаимосвязаны и контролируются организмом. В результате слаженной работы организм многоклеточных животных представляет собой единое целое.
Животные, как и растения, бактерии, грибы, населили все среды жизни: водную — рыбы; наземно-воздушную – жуки; почвенную — дождевые черви. Средой жизни для многих животных служат другие животные, человек, растения. У каждого вида есть свои предпочтения к местам обитания. Например, соловьи встречаются в сырых и затенённых участках леса. Щуки в реках предпочитают места с медленным течением, заросшие у берегов.
Задание 2. (2 мин) Изучив среды жизни животных, распредели их по группам (дождевые черви, рыбы, раки, тигры, бабочки, птицы, киты, медузы, дельфины)
ВоднаяНаземно-воздушная
Почвенная
Задание 3. (2 мин) Определите вид симметрии тела у следующих животных: бабочка, стрекоза, осьминог, карась, змея, морская звезда, курица, медуза, кошка.
Двусторонняя:______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Радиальная или лучевая:________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 4. (5 мин) Соотнесите животных из первого столбца с их ролью в природе из второго столбца:
ЖивотноеРоль
Улитки
Образуют почву
Пчёлы
Санитары леса
Вороны
Пища для животных
Дятлы
Опыляют растения
Дождевые черви
Распространяют семена
Мышь
Очистка водоемов
Соотнесите животных из первого столбца с их ролью в жизни человека из второго столбца:
ЖивотноеРоль
Собаки
Пища
Курица
Изготовление лекарств
Пчелы
Охраняют жилища
Лайки
Одежда
Лиса
Транспорт
5. Первичная проверка понимания. (7 мин)
Распределите признаки по царствам
I.Растения:
II. Животные
1.Гетеротрофный тип питания
2. Автотрофный тип питания
3. Ограниченный рост
4. Неограниченный рост
5.В клетках отсутствует клеточная стенка
6. Регуляцию обмена веществ в организме осуществляют системы органов
7.Четкая симметрия тела (лучевая, двусторонняя)
8.Наличие хлоропластов содержащих пигмент хлорофилл
9. Подвижны, обладают специальными органами движения.
10.Неподвижны
Растения-2,4,8, 10
Животные-1,3,5,6,7,9
6. Первичное закрепление (с последующей взаимопроверкой). (6 мин)
Вставьте в текст пропущенные слова.
Наука о животных называется__________________________. По своему строению животные делятся на две большие группы: одноклеточные и ________________________________ организмы. Если через тело животного условно можно провести много плоскостей, то такую симметрию называют ___________________________. Если через тело животного условно можно провести только одну плоскость, которая делит его на две половинки, то такую симметрию называют_____________________________.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1 мин)
§ 26, с.66-67, ответить на вопросы устно; дополнительно: составить рассказ о любимых домашних животных или интересных наблюдениях из жизни животных в природе.
8. Рефлексия. (5 мин)
Информация о достижении поставленной цели.
«Как приятно знать, что ты что-то узнал» Мольер.
«Я знаю, что я ничего не знаю» Сократ.
«Познания начинаются с удивления» Аристотель.
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и я научусь» Конфуций.
Учащиеся выбирают фразу, которая наиболее точно отражает их деятельность на уроке, объясняя свой выбор.