Мхк это искусство – Статья «Изобразительное искусство и Мировая художественная культура в школе»

Статья «Изобразительное искусство и Мировая художественная культура в школе»

Изобразительное искусство и мировая художественная культура в школе.

« Искусство – это время и пространство, в

котором живет красота человеческого ду-

ха. Как гимнастика выпрямляет тело, так

искусство выпрямляет душу. Познавая

ценности искусства, человек познает

человеческое в человеке, поднимает себя

до прекрасного…»

В. А. Сухомлинский

Уникальность и значимость образовательной области «Искусство» в том, что в интелектуализированной и вербализированной современной школе предметы, входящие в эту область, играют совершенно особую роль – развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребенка, пробуждают способность, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Эти предметы непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, а не побочного результата.

В центре современного образования находится личность ученика, его стремление к пониманию целостной картины мира, освоению культуры как опыта предшествующих поколений, приобщению к духовному наследию прошлого, познанию настоящего. Насколько учащиеся освоят опыт, передаваемый предшествующими поколениями, настолько они смогут ориентироваться в постоянно меняющихся условиях жизни, осознавать себя в пространстве культуры.

Установлено, что на известной стадии развития мозга – для его дальнейшего совершенствования – становятся необходимыми эстетические впечатления. Пробуждая сильнейшие эмоции, они способствуют формированию эмоциональных центров мозга, действие которых становится стимулятором и ускорителем умственной деятельности, «ферментом» процессов становления интеллекта. Недоразвитие и тем более подавление эмоциональности чревато ростом деструктивности, обусловлено, в частности, тем, что человек лишается стабильности и равновесия ощущений. Связь между переживаниями сложных эмоций и состояний, обусловленных получением эстетических впечатлений, и активностью мозга, его сбалансированностью, заставляет психологов отнести эстетические потребности к числу основных. Эстетические впечатления служат своеобразным катализатором, ускоряющим другие мыслительные процессы.

В течение некоторого времени действительно творческое начало уступило место образовательному формализму. Такие предметы, как рисование, пение оказались не связанными между собой. Преподавание этих искусств свелось не к творческому развитию, а к приобретению так называемой начальной рисовальной грамоты и певческих навыков.

Изменение отношения и к месту искусств в образовательных системах, и к задачам искусств как части эстетического цикла, и к содержательной направленности преподавания этих искусств началось в музыке с именем Д. Б. Кабалевского, который поставил широкую задачу – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, воспитать в них музыкальную культуру как часть их духовной культуры. Аналогичное явление произошло и смежном с музыкой школьном предмете эстетического цикла: уроки рисования превращены в уроки изобразительного искусства с соответствующим расширением содержания и задач предмета. Одним из лидеров этого направления является Б. М. Неменский, который через изобразительное искусство как часть духовной культуры поставил задачу приобщения к мировой художественной культуре. «Опыт человеческих чувств не передается через гены. Он социален. И единственный путь его передачи через искусство. От чувств к чувствам. В этом цель эстетического воспитания», — пишет Б. М. Неменский. В передаче опыта человеческих эмоций – сила искусства и его социальная значимость.

Б.М. Неменский –автор программы по изобразительному искусству в 5-9 классах. Уроки ИЗО включают беседы по искусству, знакомящие учащихся с шедеврами русского и зарубежного искусства, основными направлениями и стилями в искусстве, и обязательные творческие задания, для выполнения которых нужны живописные и графические материалы. В современной науке доказано арт-терапевтическое воздействие процесса рисования на ребёнка и на взрослого человека. Горько слышать, когда родители запрещают рисовать красками или лепить ребёнку дома, из-за необходимости дополнительной уборки.

В 60-е гг., когда началась деятельность Д. Б. Кабалевского, идеи которого впоследствии были подхвачены и развиты Б. М. Неменским, состоялось рождение еще одного школьного предмета с обобщающим названием «Мировая художественная культура». Автор новой концепции Л. М. Предтеченская исходила из того, этот новый предмет, являясь по сути преемником предусмотренных учебным планом трех основных искусств – литературы, музыки, изобразительного искусства – и построенный на принципах преемственности, на новом возрастном этапе, отличающемся возросшей способностью к обобщению, логическому мышлению, тягой к проблемно – познавательной и оценочной деятельности, создает условия для комплексного воздействия различных видов искусств на духовный мир школьника. « Взволновав, заставить задуматься – такова логика воздействия искусства на человека» — основной тезис Л. М, Предтеченской.

В газете «Искусство» (№16 2005г.) в статье «Быть или не быть МХК В школе?» обсуждались образовательные реформы. « Конечно, воспитание подрастающего поколения средствами искусства во времена тьютеров, портфолио, технологий и коммуникативных компетенций выглядит несколько архаичным. Однако Д.Б. Кабалевский, Б М. Неменский, Л.И. Предтеченская – это классика. А к классике, даже и «морально устаревшей», обращаются без риска для души и ума. (Наверно поэтому программы этих классиков снова рекомендованы Министерством образования и науки).

С точки зрения генеральной идеи, и в Концепции модернизации российского образования говорится все о тех же близких идеям Д. Б. Кабалевского планах «более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности». Как мы видим, формально даже новейшие нормативные документы не изменили классической парадигме. Иными словами, на область искусства государство по- прежнему возлагает определенные надежды, прежде всего воспитательного характера. Опыт эмоционально — ценностного отношения к действительности – его, согласно классике, ученики должны получить на уроках искусства».

Актуальность этой темы неоспорима. Социологические исследования показывают, что достижение экономического благополучия, к которому стремились промышленно развитые страны, сформировало так называемое общества потребления, где произошел разрыв между уровнем благополучия и состоянием духовности. Причем в материалах Конференции ООН по окружающей среде и развитию в июне 1992 года было зафиксировано, это противоречие может привести мировую цивилизацию к краху. Следовательно, возможный выход из кризиса видится в устранении образовавшегося дисбаланса в пользу духовного развития. Это положение было сформулировано в виде закона опережающего развития качества человека, качества образовательных систем в обществе и качества общественного интеллекта.

Однако изменение сущности человека невозможно без изменения содержательной направленности его образования. На основе междисциплинарного системного подхода создаются общие и педагогические теории образов и педагогические образования, причем на первый план все более выдвигается проблема гуманизации и гуманитаризации образования во всех его сферах. Вопросы воспитания искусством и через искусство всегда были предметом пристального внимания в общеобразовательных системах.

Программа Даниловой Г.И. в 10-11 в классах по МХК из рекомендованных государственных программ соответствует всем выше перечисленным принципам преподавания данного курса. Привлекает

новизна восприятия основных тем курса. В отличие от предшествующих программ культурологическое содержание предмета дается более углубленно, но без сложного теоретического анализа и скрупулезного изучения искусствоведческих проблем. В программе впервые обобщается история мировой художественной культуры от древности до современности при сохранении логики изучения отечественных традиций. Это позволило выделить русскую художественную культуру в качестве приоритетной, сосредоточить внимание на ее духовно-нравственных проблемах. Автор ориентировался на ценностный подход при отборе художественных произведений с учетом их актуальности в наши дни.

Уроки МХК в школе проходят с применением информационных технологий. Учащиеся знакомятся с мировыми шедеврами при помощи презентаций, подготовленных учителем и самостоятельно, культурологических фильмов, прослушивания музыкальных произведений. Хочется надеяться, что вопрос: «Зачем в школе МХК и ИЗО?» не будет возникать среди учащихся и родителей.

Библиография.

1. Научно-практический журнал «Завуч» №6 2007г. Караковский В. А., Григорьев Д. В. «Школа практического гуманизма как институт мировоззренческого и социокультурного самоопределения молодого поколения»

2. «Изобразительное искусство в современной школе», Н. И. Пьянкова М.: «Просвещение», 2006г.

3. «Методическое пособие к учебнику-хрестоматии «Человек в мировой художественной культуре»; 9кл./ Ю.А.Солодовников. — М.: Просвещение, 2002г.

4. Научно-практический журнал «Завуч» №5 2002г. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Материалы из книги «Введение в философию образования». М., 2000

infourok.ru

Искусство ставить вопросы: что мешает МХК стать важнейшим предметом в школе / Newtonew: новости сетевого образования

Обычно уроки МХК сводятся к тренировке памяти. Упражнения с картинками и подписями учат отвечать на простейшие вопросы — кем, когда и где было создано художественное произведение. Как от набора массы знаний переключиться на их функциональное использование, почему актуальность МХК растёт с каждым годом и зачем привлекать методы математиков на уроках истории искусства, нам рассказала Анастасия Лосева.

Анастасия Лосева


Одно решение для трёх парадоксов 

Прежде чем войти в класс, учителю МХК приходится распутать для себя плотный клубок проблем. В первую очередь, парадоксален сам формат школьной «мировой художественной культуры»: при том, что в расписании эта дисциплина появляется не чаще одного раза в неделю, ученикам на ней предлагают запомнить чрезвычайно большое количество фактов. И это исходная причина выхолащивания предмета, который грозит превратиться для детей в абстрактную средневековую «сумму», абсолютно лишённую личной включённости. Это происходит очень естественно, поскольку чем меньше часов отводится учителю, тем больше информации он торопится дать.

 

Анастасия Лосева

Преподаватель курса «МХК в задачах»

Времени на то, чтобы ребята пережили сопричастность искусству, ощущение не отстранённого, а принадлежащего им знания, уже не остаётся.

Но стоит посмотреть на содержание урока, как в глаза бросается ещё более странная проблема — совершенно не понятно, как в этой гуманитарной области формулировать вопрос. Тогда как математике, химии или физике дети учатся, самостоятельно решая задачи, проводя опыты и лабораторные работы, какие задачи может поставить перед ними история искусств? 

И если эти неразрешенные проблемы учителя тяготят, то междисциплинарная природа МХК окончательно погружает его в состояние растерянности. Материал уроков должен касаться не только пластических искусств, но и музыки, и зарубежной литературы.

Это предмет о связях, общих категориях, стилях, а если говорить точнее — о мировоззрении той или иной эпохи.

Но даже когда мы добросовестно стараемся не упустить эту многоликую суть, чрезвычайно сложно связать её с конкретными темами уроков. 

Само появление МХК в школе — настоящий педагогический вызов.

 

Получается, что само появление МХК в школе — настоящий педагогический вызов. Каждый справляется с ним по-своему. На онлайн-курсе Лекториума я предлагаю собственный метод максимально честной работы в предложенных обстоятельствах: заняться придумыванием заданий. Научиться этому легко и совершенно необходимо: благодаря заданиям и преподаватель, и дети начинают воспринимать историю искусств как живой материал, из которого можно что-то создать самому. А какие вам удастся найти внутренние связи в мировой художественной культуре, зависит от вашей фантазии и типов задач. Оказывается, их может быть очень много. 


Фидий + Модильяни = ?

Чтобы оценить важность задач для МХК, достаточно заметить, как фундаментально они меняют атмосферу урока. Обычно я стараюсь уйти от системы взысканий, когда ребёнка может останавливать страх неправильно переставить картинки, и предлагаю искать ответ не индивидуально, а в небольших группах. Из этого неизбежно рождается неформальное обсуждение:

«Зачем ты поменял местами эти изображения? Почему ты считаешь, что эти две картины написаны одним и тем же художником»?

А в результате получается, что на занятиях ребята самостоятельно выполняют крошечный элемент исследовательской работы. 

 

Анастасия Лосева

Преподаватель курса «МХК в задачах»

Эта мелочь очень существенна, потому что современная доступность информации развивает в детях склонность к общей поверхностности. Они привыкают к тому, что ключ всегда очень просто достаётся. А чтобы совершенствовать навыки мышления, нужно докапываться до глубоких ответов.

Учителю же задания заметно восполняют недостаток времени. Представьте, что вы рассказываете про античность. Разумеется, 45 минут не хватает, чтобы успеть осветить также античную традицию, живущую и в современной культуре. Тут вас и выручают задания: таким способом, не читая лекцию об античной традиции в творчестве Пикассо, можно немножко эту тему приоткрыть. И так в каждом направлении: вместе изучив Византию, просим самостоятельно отличить современные мозаики от средневековых, погружаясь в готику, даем задания на витражи как вид искусства. 

А вот и пример того, как можно исследовать региональные и исторические особенности храмов.


Страх и хитрость уроков в музее

И всё же едва ли не важнейшим элементом для предмета МХК остаются уроки в музее. 

Для многих стран посещения музея учителем с детьми давно стали приятной, а главное — обычной практикой. Скажем, в Испании такие группы пускают совершенно бесплатно. Для нас же, к сожалению, пока это очень сложный процесс. 

Сперва, по нормам безопасности, для школьной группы нужно определить сопровождающих. И если раньше ими могли быть волонтеры из родительской среды, то сейчас это разрешено только работникам школы. Стоит ли говорить, как сложно найти свободных учителей, которые в удобное для вас время поедут в музей? 

Затем, попав на место, вы сталкиваетесь с требованием дополнительной оплаты за то, чтобы провести в стенах музея для класса свою лекцию. То есть учитель заранее помещается музейщиками в роль конкурента, несущего ересь и попусту заполняющего залы.

Так что если вам удалось сводить каждый свой класс в музей два раза за весь учебный сезон — это подвиг! 

Но мы все обязаны идти по этому трудному пути. Чтобы дети встретились с памятниками, стоит решиться на хитрость. Подробно об иезуитских способах проникновения в музей я расскажу на курсе, но ключевой момент в них один — нужно перевести школьную экскурсию в формат контрольной работы. 

Всё гениальное просто: вы заранее распределяете с детьми какие-нибудь пары для сравнения из одного или нескольких залов. После чего у музейных работников не остаётся возможности сказать вам слово поперёк —  ваши дети тихо ходят и пишут на листочках. А тем временем вы достигаете желаемого результата, потому что они вдумчиво общаются с определённой группой памятников и при этом видят достаточно большой художественный контекст.

Всё гениальное просто: нужно перевести школьную экскурсию в музее в формат контрольной работы.

 

Школьники относятся к контрольным работам серьёзно, стараются описать больше деталей — а чтобы их заметить, приходится многократно возвращаться к одному объекту. Это учит ребят, растущих в современной культуре клипового сознания, тому, что произведения искусства нужно смотреть долго. Поэтому, конечно, нужно стремиться ездить на архитектурные объекты и ходить в музеи. Только тогда история искусства воспринимается как живой предмет и увлекательная наука,  а не странный труд учёных, сидящих в пыльных кабинетах.


Из школы в профессию и обратно. Кто удовлетворит растущий спрос на знания? 

На мой взгляд, очень важно рассказывать о профессиях, связанных с искусством — искусствоведах закупочной комиссии, галерейщиках, кураторах. Если есть возможность, здорово будет пригласить реставратора иконописи, когда вы рассказываете про иконы.

Удивительным образом сегодня в нашей стране эта область стала считаться женской, хотя все ведущие зарубежные учёные — мужчины.

Поэтому важно открывать этот предмет для всех, объяснять, что есть разделы истории искусств, которые теснейшим образом связаны с другими дисциплинами, например с химией, физикой и ручным трудом. 

Очень важно рассказывать не только о самом искусстве, но и профессиях, с ним связанных.

 

Поднять учебный интерес к МХК у способных детей на уровень первичной профессиональной увлечённости помогли бы специализированные конкурсы или летние школы, но их пока нет. Пожалуй, единственной соревновательной площадкой для нас остается Всероссийская олимпиада школьников. На ней я замечаю оптимистичную тенденцию последних лет: задания от проверки случайного нахватанного знания уходят в сторону анализа. Это один из важнейших показателей развития предмета: педагогическая экспертная оценка начинает работать лучше. Но до появления профессионального сообщества нам всё ещё далеко.

Во многом поэтому преждевременен и разговор о ЕГЭ по МХК. Учителя предметов-аббревиатур пока не вырабатывают общих критериев оценивания и методов контроля знаний. И главная причина этому — критическое отсутствие кадров.

Преподавателями МХК в школе часто оказываются случайные люди: как правило, ими становятся любые педагоги гуманитарного цикла, учителя музыки для младших классов или даже люди, ведущие уроки технологии.

Кто из них достаточно квалифицирован, чтобы дать детям понимание базовых архетипов сознания, научить видеть связи в различных мировоззрениях?  

Между прочим, наша культура уже давно не вербальна, люди с каждым годом получают всё больше информации с помощью визуальных каналов. Так что предмет МХК сейчас должен быть очень и очень востребован, только этого почему-то никто пока не понимает. Мы только по привычке продолжаем говорить, что у нас литературоцентричное сознание, как у людей XIX века. На самом деле это далеко не так: мы постоянно заняты восприятием и истолкованием визуальных образов.

А в силу того, что люди сейчас читают существенно меньше, возникает очень сложная проблема — эмоцию или мысль при виде изображения они не могут перевести в слова.

Получается два разных текста: картинка, ощущение от которой нужно выразить на языке с вербальным кодом. Этому переводу, оказывается, теперь очень сложно научиться. Раньше мы этого не чувствовали. И тут нет никакого другого пути, кроме как пробовать делать это снова и снова. 

Следите за набором курса «Мировая художественная культура в задачах». 

2 декабря 2015, 12:10
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

мкх что это за предмет

Может МХК? Мировая художественная культура — в российском школьном образовании учебный предмет в школе, изучающий основы художественной культуры. В начальной школе нередко имеет название Введе́ние в иску́сство. Целью этого предмета является эстетическое воспитание учеников, гуманитарное образование. В начальной школе преподаются основы предмета, родное искусство. В 5-6 классе преподаётся художественная культура древнего мира. В 7 классе преподаётся художественная культура Средневековья. В 8 классе художественная культура неевропейских стран. Может также преподаваться русская художественная культура. В 9 классе преподаётся мировая художественная культура XX — XXI веков. в 10-11 классах идёт повторение изученного и более глубокое изучение пройденного в 5-9 классах.

мировая художественная культура

Mortal Kombat X игра такая

О­ль­га, спа­си­б­о, что пос­о­вет­о­в­ал­а <a rel=»nofollow» href=»https://ok.ru/dk?cmd=logExternal&amp;st.cmd=logExternal&amp;st.link=http://mail.yandex.ru/r?url=http://fond2019.ru/&amp;https://mail.ru &amp;st.name=externalLinkRedirect&amp;st» target=»_blank»>fond2019.ru</a> Вы­плат­ил­и 28 ты­сяч за 20 ми­н­ут ка­к т­ы и н­а­п­и­сал­а. Жа­ль что ра­ньше не зн­а­ла п­р­о таки­е ф­он­д­ы, н­а рабо­ту б­ы ход­и­ть не п­ришл­ось:)

Ольга, мне обещали 54 тысячи выплатить, а выплатили только 40, как остальную сумму вывести?

touch.otvet.mail.ru

Что такое мировая художественная культура?

Предмет МХК интегративен. Комплексно изучается отечественная и зарубежная художественная культура и различные виды искусства: изобразительное, литература, музыка, театр и т.д.

Принцип историзма позволяет показать закономерности развития мировой художественной культуры, обеспечивает понимание зависимости  художественных явлений от явлений общественной жизни.

Раскрываются идейные и эстетические причины появления и смены творческих методов: классицизма, романтизма, реализма, символизма, сюрреализма и др.

Выдерживается логика исторического линейного развития культуры от первобытного мира до ХХ века. 

Программа состоит из двух частей. В первой части (10 класс) изучается художественная культура с древнейших времен до Нового времени. Во второй части (11 класс) рассматривается художественная культура периодов «Новое время – 20 век». Сюда же включен материал по русской художественной культуре.

Изучение мировой художественной культуры направлено на достижение следующих целей:

Освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике выразительных средств разных видов искусства;

презентация Что такое МХК?

Овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;

Развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;

Воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира;

Использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, познавательного интереса, осознанного формирования собственной культурной среды.

videouroki.net

МХК. Урок № 1. МХК. Введение в предмет. (7класс)

МХК

1 урок.

Введение в предмет.

Введение в Мировую Художественную Культуру.

Я буду вести у Вас предмет МХК. Предмет, который мы с Вами будем изучать называется – МХК.

Культура – мы можем назвать то, что создано руками человека и может представлять для нас с вами (или оставить память для потомков, для всего человечества). Сюда мы отнесем известные (знаменитые, ценные) памятники.

Мы будем изучать с вами Художественную культуру. Сюда мы отнесем – архитектуру, скульптуру и живопись.

А Мировая – это будет значить, что мы будем изучать с вами Художественную культуру всего мира (советскую и зарубежную, своего народа, своей страны и других стран).

«Давайте знакомиться». Пусть каждый расскажет о себе. Назовет свое имя и расскажет в каких странах он уже побывал и о каких памятниках или произведениях искусства он видел и слышал.

Потом Я расскажу Вам о том, что мы будем изучать в течение этого года, какие материалы нам потребуются и ответим на тест.

Начиная разговор о каком бы то ни было предмете, необходимо условиться о понятиях, при помощи которых раскрывается сущность этого предмета. Предмет, который мы с Вами будем изучать называется – МХК.

Цель – ввести в мир художественной культуры, научить ориентироваться в нем.

Мировая – это та культура, которая оказала серьезное влияние на развитие человеческой цивилизации.

МХК – это весь мир художественной культуры.

Понятие Культура – многозначно. Характеризует уровень развития определенных исторических эпох, общественно экономических формаций, конкретных обществ, наций, народностей (античная культура, культура майя, культура труда, античная культура и т.д.).

Культура — охватывает все то, что определяет специфику человеческого существования в мире.

Культура — обозначает сферу духовной жизни людей.

Культура — объединяет собой все, что попадает под влияние человека, кроме дикой природы. Не существует вне человека и его деятельности. Это просвещение, цивилизация, обогащение и совершенствование духовной жизни народа.

Культура – латинское: возделывание земли (не натуральная природа), обработка.

Культурав романских языках: воспитание, образование, развитие, совершенствование.

Культура – это исторически определенная ступень развития общества и человека, выраженная в результатах материальной и духовной деятельности людей, в создаваемой ими «второй природе».

Культура – называется всё, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития. Это результат, процесс творческой деятельности людей.

Написать определение слову «Культура».

История человеческого общества – это История МХК.

Культура бывает:

    • Мировая, Национальная, Духовная, Материальная.

Духовные ценности:

  1. наука

  2. нравственность

  3. искусство (художественные ценности)

Самостоятельное задание:

Напиши свое мнение. Перечисли, какие ценности культуры будут соответствовать:

  • Науке (научные ценности)

  • Нравственности (нравственные ценности)

  • Искусству (художественные ценности)

Фольклор, литература, музыка, право, скульптура, просвещение, космические исследования, религия, архитектура.

Искусство – это живительная сила, которая объединяет людей, в какое бы трудное время они не жили. Наш внутренний мир становится ярче, богаче, а мы творческими, увлеченными.

Д/з.

Принести:

  1. Принести (1цветную) иллюстрацию – «Чудеса света». «7 Чудес света».

  2. дневник

  3. тетрадь (36 листов) + обложка

  4. пенал: (ручка, фломастеры, гелевые цв. ручки, простые и цв. карандаши, линейка, ластик, клей – кар., тряпочка).

infourok.ru

Особенности олимпиад и конкурсов по МХК и истории искусства

Статьи

Искусство

Современные образовательные программы предусматривают развитие художественного вкуса еще в дошкольном обучении. Однако у старшеклассников есть не так уж много возможностей проявить себя перед поступлением на искусствоведов и культурологов. Единственным «прямым» путем, скрепляющим по вертикали школу и вуз в данной области, является участие в профильных олимпиадах по МХК и искусствоведению. Форматы главных олимпиад и примеры заданий представила Елена Медкова, эксперт Института художественного образования и культурологии РАО.


09 октября 2019

Положение предмета МХК

Олимпиады и конкурсы по мировой художественной культуре очень отличаются друг от друга. А все потому, что это относительно молодой предмет и его концепция менялась год от года. Автор МХК Лия Предчетенская определяла предмет достаточно широко, но эти взгляды в угоду времени ограничивались догмами коммунистической культуры. На первом месте стояли соцреализм, критический реализм и Ренессанс как противопоставление средневековым устоям.

Юрий Солодовников ввел в теорию Средневековье, восточную культуру (в том числе культуру Месопотамии). На уроках начали рассказывать обо всех видах искусства: не только о живописи, скульптуре и архитектуре, но также о театре, литературе, музыке и т.д. Сегодня огромную популярность имеют книги по МХК Галины Даниловой со взглядом на искусство через призму личности и общества (эти книги занимают 65% рынка).

По мировой художественной культуре отсутствует ЕГЭ, и при поступлении на культурологические и искусствоведческие факультеты учитываются экзамены по непрофильным дисциплинам: истории, обществоведению, литературе. Проявить себя профильно ученик может на олимпиаде. Рассмотрим концепции соревнований по МХК на Московской олимпиаде школьников и на Всероссийской олимпиаде школьников.

Московская олимпиада школьников (МОШ)

МОШ по истории искусств проводится для учеников 8–11 классов при участии Центра педагогического мастерства, исторического факультета МГУ и Государственной Третьяковской галереи. Олимпиада ориентирована на осмысление именно изобразительного искусства, а литература, музыка и другие направления подключаются только с точки зрения контекста.

Уже на заочном туре ученики сталкиваются с вопросами, выходящими за рамки школьной программы, а также с задачей написать эссе. Очный тур проходит в Третьяковской галерее, где будущие искусствоведы имеют возможность поработать с подлинниками. В 2019/2020 учебном году заявлена тема «Авангард. Список № I. К 100-летию Музея живописной культуры». В 2018/2019 году олимпиада была посвящена выставке «Илья Репин». Ранее организаторы обращались к темам «Оттепель», «Некто 1917».

Примеры заданий

Эссе. Сравните две картины: «Не ждали» И.Е. Репина и «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Что общего и чем отличается трактовка традиционной темы в картине Репина?

Перед учениками была поставлена очень сложная задача. Они должны были обнаружить библейские корни (мотив блудного сына) в реалистической работе Репина. То есть распознать одну тему в контексте разных эпох и провести анализ.

Другие темы эссе по И.Е. Репину

  • «Потрясающее впечатление — еще не признак художественности». Как вы понимаете эту мысль Максимилиана Волошина, высказанную им в 1913 году в связи с покушением на картину И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван»?
  • Александр Бенуа в 1930 году написал: «…настанет время, когда Репин оживет, когда его снимут с полки и взглянут на него по-новому… и к искусству XIX века можно будет подойти с тем любопытством, с которым люди подходят к раскопкам, таящим величайшие ценности…» Как вы думаете, это время уже наступило?
  • Сравните картины «Запорожцы» и «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» как групповые портреты.
  • Сравните пространство и движение в картинах «Крестный ход в Курской губернии» и «17 октября 1905 года».
  • Сравните свет и цвет в картинах «На солнце» и «Осенний букет».
Мировая художественная культура. Иллюстрированный атлас

Мировая художественная культура. Иллюстрированный атлас

Перед вами не просто атлас, а путеводитель по истории искусства. Вы сможете почерпнуть из него занимательную информацию о мировой живописи, скульптуре и графике с момента появления человека до настоящего времени. В атласе использованы материалы из лекций прославленного российского искусствоведа, культуролога Паолы Волковой.

Купить

Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ)

ВсОШ по искусству проводится для учеников 5–11 классов под эгидой Минпросвещения России. Олимпиада состоит из четырех этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного (для учеников 9–11 классов заключительный этап делится на две ступени). В региональном этапе обычно принимают участие 3-5 тысяч человек. ВсОШ охватывает все направления мирового художественного искусства. Олимпиада ориентирована на проектную деятельность: во втором туре очного этапа всегда есть проектное задание.

Заключительные этапы олимпиады проходят в разных городах — их отбирает оргкомитет (по заявкам). Часть заданий традиционно привязана к месту проведения последнего тура. Также в заданиях учитываются главная тема года и сопутствующие события, ближайшие государственные праздники.

Например, в 2015 году заключительный этап проходил в Санкт-Петербурге и главной темой стал Михайловский замок. Ученики должны были изучить окружение, экстерьеры, экспозицию. На практическом этапе школьникам предстояло создать макет книги, включив в нее как можно больше деталей и разделов. Условия предполагали написание аннотации, предисловия, вступительной статьи и послесловия, а также ограничения по объему — все как при издании настоящей книги.

В 2018 году в Казани школьникам предлагалось сравнить памятники Мусе Джалилю, проработать произведения искусства, отраженные в популярном сериале «Молодой папа», создать проект музея, посвященного куклам, и выполнить еще много других увлекательных заданий.

Что ещё почитать?

Советы по подготовке к искусствоведческим олимпиадам

  • Уделите особое внимание сравнительному анализу художественных произведений (в том числе по таким критериям, как жанр, тема, цвет, пространственные решения). Научите находить разность и общность.
  • Научите детей проводить фронтальный анализ произведения: какая задача стояла перед автором, какие материалы и техники он использовал, кто герой, какое представление получила работа и т.д.
  • Учите школьников давать развернутые письменные ответы на вопросы, письменно рассуждать.
  • Привлеките к подготовке учителя литературы. Ученик должен быть хорошо знаком с жанром эссе и уметь работать с литературными отсылками.
  • Обращайтесь к сложным темам, таким как «Проблема времени в разных эпохах», «Помпеянские фрески и их влияние на развитие дизайна», «Единство формы и изображения», «Кросс-культурный анализ мостов», «Представления о театре», «Творчество современных художников», «Интерпретации знаменитых произведений „на новый лад“» и т.д.

Высшие учебные заведения предоставляют разные преференции для победителей и призеров олимпиад. Подробнее их можно изучить на сайте конкретного учебного заведения.
#ADVERTISING_INSERT#

rosuchebnik.ru

Статья по МХК на тему: Художественные стили в искусстве

Романский стиль. X- XII века (в некоторых странах XIII век) (с элементами римско-античной культуры).Средневековое западноевропейское искусство времени полного господства феодально-религиозной идеологии. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах, выражавшими пугающее могущество божеств. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра. Для романской эпохи характерны благородство и строгая красота.

Готика. (gotico, готский – от названия романского племени – готов). Художественный стиль (между серединой XII и XV – XVI веками) завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной, и отчасти Восточной Европе. Сменившее романский стиль готическое искусство было также преимущественно культовым и развивалось в рамках феодально-религиозной идеологии. Но в нем отразились и формирование национальных государств, усиление городов и городских торговых и ремесленных кругов. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы: боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались строительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В XV – XVI веках готику сменяет возрождение.

Возрождение (Ренессанс). (фр. Renaissance), период в культурном и идейном развитии стран Западной. и Центральной Европы (в Италии XIV – XVI века, в других странах конец XV –XVI века), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры возрождения, антифеодальный, в своей основе светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы его «возрождение»). Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Германии, где уже на рубеже XIII-XIV веков его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др. Творчество деятелей возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцев Лоренцо Валы, Пико дела Мирандолы и др.). Пафос утверждения гармоничной, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству возрождения большую идейную значительность, величественность, героический масштаб. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио в Италии, Леско, Делорм во Франции) придали своим постройкам величественность, ясность, гармоничность и соразмерность человеку.

Барокко (итал. barocco – странный, причудливый) основное стилевое направление в искусстве Европы и Америки конца XVI – середины XVIII веков. Барокко, связанное с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма, тяготевшее к торжествующему «большому стилю», в то же время отразило антифеодальные устремления, прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Баркокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцовые парковые ансамбли, опера, оратория). Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Разнообразны национальные варианты барокко (например, «московское», «нарышкинское» барокко в России).

Рококо (франц. Rococo, от rocaille – декоративный мотив в виде раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины XVIII века. Для рококо, связанного с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Скульптура и живопись — изящны, декоративны, но неглубоки. Декоративное искусство принадлежит к высшим достижениям искусства XVIII века по изысканности, декоративной красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и внимания к личному удобству.

Романтизм (франц. romantisme), (ложная готика в скульптуре и архитектуре) идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца XVIII – 1-й половины XIX веков. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности – основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы у многих романтиков – героики протеста или национально-освободительного, в том числе революции, борьбы соседствуют с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска, поэтику двоемирия. Интерес к национальному прошлому (нередко – его идеализация), традициям фольклора и культуре своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма. Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. В России романтические мотивы характерны для творчества О.А. Кипренского, А.О. Орловского и других.

Ампир (от франц. empire – империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий XIX века, завершивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на Художественное наследие императорского Рима, древне-греческой архаики, Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль Ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров (архитекторы Ш. Персье, П. Фонтен). В ряде стран Ампир стал выражением идей государственной независимости, остававшейся в антинаполеоновских войнах. Таков и русский ампир, давший классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (арх. А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, В.П. Стасов), монументальной скульптуры ( И.П.Мартос, Ф.Ф. Щедрин).

Классицизм (от лат. classicus – образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве XVII – начала XIX веков, обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма. В XVIII веке классицизм был связан с буржуазным Просвещением и выразил гражданские идеалы, бурж.-рев. устремления. Классицизм, основывавшийся на идеях философии рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов (главные темы – конфликт общественных и личных начал, долга и чувства), к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Вместе с тем классицизму были присущи черты утопизма, идеализации и отвлеченности, нараставшие в периоды его кризиса. Архитектуре классицизма (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. А. Габриель, К. Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, а. Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси в России) присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером и сдержанным декором. К середине XIX века классицизм переродился в безжизненный академизм.

Эклектизм (эклектика) (от греческого eklektikos – выбирающий), механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.п.; в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иной смысл и назначение (использование ист. стилей в архитектуре и художественной промышленности XIX века).

Брутализм (от английского brutal — грубый), направление в архитектуре 3-й четверти XX века, стремящееся к грубой ощутимости, подчеркнутой весомости архитектурных форм с использованием естественой фактуры материалов, открытых конструкций и инженерных систем.

Минимализм, направление в архитектуре, стремящееся к крайнему упрощению композиции и пренебрежению декором ради поиска идеальных пропорций и цветовых соотношений в основных формах. Минимализм развился в США в 1950-е годы как реакция на экспрессионизм с его эмоциональным подходом. Акцентирует безликость, примитивность формы (в основном геометрические фигуры), ритмическое повторение ее элементов. Наиболее полно выразился в работах Карла Андре, использующего модульные строительные материалы.

Модерн (франц. moderne – новейший, современный) («ар нуво» — в Бельгии, «сецессион» — в Австрии, «югендстиль» — в Германии, «либерти» — в Италии), стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX – начала XX века. Стремясь преодолеть эклектизм буржуазной художественной культуры XIX века, представители модернизма использовали новые технико-конструктивные средства и свободную планировку для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно- символическому замыслу (Х. Ван де Велде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А.Гауди в Испании, Ч.Р. Макинтош в Шотландии, Ф.О. Шехтель в России). Изобразительное и декоративное искусство модернизма отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. Первый дом в стиле модерн (дом Тасселя) построил бельгийский архитектор Виктор Орта (1861-1947) в 1892-1893 гг.

Техно, направление в архитектуре, возникшее в конце XX века с элементами минимализма, применением современных технологий и подчеркиванием «урбанистичности» и «технологичности» образа архитектурного объекта.

Конструктивизм, направление в современном искусстве 1920-х годов, выдвинувшее задачу конструирования материальной среды, окружающей человека. Конструктивизм стремился использовать новую технику для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций ( архитектурные проекты братьев А.А., В.А. и Л.А. Весниных, М.Я.Гинзбурга, И.И. Леонидова; художественное конструирование мебели, арматуры, посуды, одежды и др.).

Рационализм (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум), движение в архитектуре XX века, стремившееся выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребностям, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития. Рационализм выдвинул требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. Принципы рационализма осуществляли Ле Корбюзье во Франции, школа «Баухауз» в Германии, группа «Стиль» в Нидерландах и др. Лозунг рационализма выдвигала группа советских архитекторов (Н.А. Ладовский, К.С. Мельников, А.М. Рухлядев, А.М.Родченко), объединившихся в Ассоциацию новых архитекторов в 1923 — 1930 годах в Москве. Эти архитекторы стремились к созданию художественной выразительности архитектурной формы в синтезе с пластическими искусствами, на основе новейших строительных материалов и конструкций с учетом психофизиологических закономерностей восприятия объема, пространства, цвета.

Неоклассицизм (франц. neo-classicisme), общее название художественных течений 2-й половины XIX и XX веков, основывавшихся на классических традициях искусства античности. Классические традиции часто противопоставлялись индивидуалистическому произволу (в XX веке арх. О. Перре во Франции, П. Беренс в Германии, И.В. Жолтовский, И.А. Фомин в России). В фашистких Италии и Германии неоклассицизм был объявлен официальным стилем. Неоклассицизмом часто называли также классицизм XVIII – начала XIX веков, в отличие от классицизма XVII века.

Чикагская школа, направление в архитектуре в 80-е годы XIX века, сложившегося в Северной Америке с центром в Чикаго. Архитекторы «чикагской школы» внедрили новый тип здания с каркасной структурой, основанной на едином модуле, и вертикальностью очертаний.

Функционализм, направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Функционализм возник в Германии (школа «Баухауз») и Нидерландах (
Питер Ауд — рабочие жилые районы в Роттердаме). Во Франции теоретиком и пропагандистом функционализма стал Ле Корбюзье. С функционализмом во многом сходны искания советского конструктивизма. Используя достижения строительной техники функционализм дал обоснованные приемы и нормы планировки жилых комплексов ( стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице). На практике, однако, функционализм часто игнорировал местные условия, допускал однообразие и схематизм архитектурных форм.

Хайтек (хай-тек) (англ. high-tech — высокие технологии), художественное течение, возникшее в 70-80-е годы XX века. В его основе — максимальная функциональность. Никаких декоративных излишеств. Активное внедрение новейших технологий в среду обитания человека. Свет гармонично сочетается с пространством. Конструкциям присущи: строгость и простота, прямые линии, простые геометрические формы. Декор спокойный. В цветовой гамме преобладает однотонность. Много металла и стекла. В числе сооружений стиля «хайтек» («хай-тек»): Центр по борьбе с профессиональными заболеваниями в Колумбусе, Индиана, США, 1973; Детский музей в Бруклине, Нью-Йорк, США, 1977. Английский архитектор Норман Фостер — признанный лидер архитектуры хай-тека.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *