Тема урока: «Какие слова являются наречиями».
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: русский язык,7 класс
Тема урока: «Какие слова являются наречиями».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательные цели (предметные):
сформировать устойчивое представление о наречии и его соотнесённости с другими частями речи;
выделить отличительные признаки наречия как части речи (грамматическое значение, главному морфологическому признаку – неизменяемости, синтаксической функции;
выяснить, что обозначают наречия, какова функция наречий в высказывании;
совершенствовать умение работать с текстом, понимать текст;
Развивающие цели (коммуникативные):
развивать творческие и исследовательские способности учащихся;
развивать умение правильно произносить наречия;
расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий.
Воспитательные цели и задачи (личностные):
на материале текстов создать условия для воспитания любви к родной природе;
способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры ответа;
воспитывать интерес к изучению предмета.
Формирование УУД:
Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция
Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, проектор, словарь (толковый), таблица «ЗХУ», карточки для игры «Вопросы и ответы».
Приемы:
— запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана,
— использование приёмов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования),
— использование ИКТ и средств наглядности
— проектирование
Методы:
— метод эвристической беседы,
— метод проектов,
— исследовательский метод,
— проблемные методы,
— объяснительно-иллюстративные
Планируемые результаты:
Предметные:
-отличать наречия от других частей речи
-находить наречия в тексте
-производить морфемный разбор
-определять синтаксическую роль
-правильно писать наречия
— оправданно употреблять их в речи
Метапредметные:
-проводить наблюдение под руководством учителя;
— осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов –
— давать определение понятиям;
— устанавливать причинно- следственные связи
-формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию),
— проблемную и коммуникативную.
Личностные:
-Формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку,
-воспитание любви к малой родине
Ход урока
— Здравствуйте! Садитесь. Запишите, пожалуйста, число, классная работа. Слайд №1(число, классная работа).
-А вы знаете, как в древности называли декабрь? (Этимология слова высвечивается на Слайде №2)Вот такая интересная справочка))
-Проверка готовности к уроку, запись числа и кл.работы.
— Узнают этиологию слова «Декабрь».
Личностные
: самоопределение;Регулятивные : целеполагание;
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Актуализация знаний (3-4 минут) Цель этапа: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального
затруднения в пробном действии.
Слайд №3 . На экрарне небольшой текст про декабрь, распределите слова в этом тексте на 3 группы (сущ., прил.,глаг). (работа в парах)
—
-Распределяют слова на 3 групп самостоятельных частей речи.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
3. Выявление места и причины затруднений (2 мин) Основная цель этапа — организовать анализ
учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения
-Все слова удалось распределить по группам?
-Какие слова нельзя отнести ни к одной из групп?
— Что же это за часть речи?
-нет
Слова быстро и бережно.
Ребята предполагают, что это наречие.
Коммуникативные : высказывают собственное мнение, слушают друг друга, строят понятийные и речевые высказывания
Познавательные
УУД: осмысление понятий связанных с предполагаемой темой, анализ, выбор.
Личностные: личностное самоопределение.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство) (4 мин) Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и
средств их реализации.
—Правильно, ребята! Это наречие и сегодня на уроке мы будем говорить о нем!
-Попробуйте сформулировать тему урока?-Запишите тему урока.
-(Слайд 4) Используя опорные слова, сформулируйте цели урока:
-узнать
-углубить
-повторить
Организую.учащихся к уроку через
проблемную беседу:
-Сегодня мы продолжим путешествие в
огромный и удивительный мир частей речи.
— Что такое наречие? Что вам уже известно о нем? заполните столбцы таблицы: знаю, хочу узнать.
Давайте составим план: (устно, исходя из того, что уч-ся записали в таблице «хочу узнать»)
(слайд 5)
1. Этимология слова «Наречие».
2. На какие вопросы отвечает
3. Синтаксическая роль.
4. Морфологические признаки
-«Наречие, как часть речи» или «Какие слова называются наречием».
-записывают в тетради тему.
-Формулируют
цель урока,.
Заполняют таблицу.
Учащиеся уже знают, что наречие-это самост.часть речи, на какие вопросы отвечает.. Воспроизводят записанное вслух.
1.Почему так называется
2.Уточнить, на какие вопросы отвечают наречия.
3.Чем является в предлож-и.
4.Как изменяется (пока не знают, что неизменяется)
Коммуникативные:Планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками, постановка вопросов.
Регулятивные: Целеполагание, планирование,
прогнозирование.
Познавательные: формулирование проблемы.
Личностные: личностное самоопределение.
5.Реализация построенного проекта: (8 мин) Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Итак, переходим к реализации нашего плана!
-Откройте этимологические словари, которые лежат у вас на столах. Поработайте в парах, найдите значение слова – наречие.
-Что обозначает слово наречие?
-Слайд 6. Верно, лингвист Николай Максимович Шанский называл часть речи НАРЕЧИЕ – наглаголием, приглаголием (признак глагола).
-Давайте узнаем. Почему наречие имеет такое значение!
Работают в парах с этимологическим словарем.
Наречие буквально — «наглаголие», «приглаголие».
Личностные:
— формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».
Коммуникативные:
— формулирование собственного мнения (позиции),
— использование речи для регуляции своего действия,
— построение монологического высказывания.
Регулятивные:
— принятие и сохранение учебной задачи,
— учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.
Познавательные:,
Установление причинно-следственных связей.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (9 мин) Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
-Предлагая вам поработать в группах, разделимся на 2 группы.
-Слайд 7 Внимательно проанализируйте словосочетания. Рассмотрите, какой частью речи является главное слово, на какие вопросы отвечают наречия?
-Сделайте вывод, какая часть речи чаще всего управляет наречием?
-Поэтому и называется приглаголием»!
-А что означает наречие?
-А значит, признак действия!
-На какие вопросы отвечает наречие?
— Исходя из вопросов, определите, каким членом предложения является наречие?
— Все верно! Но иногда, ребята, наречие может относиться к имени существительному и в предложении являться не обстоятельством!
— (Слайд 8) Определите главное слова в словосочетаниях, задайте от них вопросы и определите, каким же еще членом может быть наречие (работа в руппе продолжается)
-Все согласны? Кто хочет что-то добавить? Верно! (Слайд 9)
— Откройте учебник на стр. 80. Изучите правило и проверьте, все ли мы с вами определили верно?
-Что еще важного мы с вами не узнали, что есть в тексте правила?
Проверим! Кричать как? – громко!
Он кричит как?
Вы кричите как?
Она кричит как?
Они кричат как?
Сделаем вывод:
-Сравните два предложения (слайд 10)
В каком случае слово «впустую» является наречием, а в каком прилагательным? (Продолжаем работу в парах)
—У наречия «впустую» есть окончание?
-У прилагательного «в пустую» можно изменить окончание?
-Сделайте вывод: в чем отличие между прилагательным и наречием?
Анализируют словосочетания.
Глав. слово чаще всего – это глагол, иногда прич, прил, нареч.
от глав.слова задаются вопросы: Как? Каким образом? Где? Куда? Откуда? И т.д.
-Глагол! Реже к прил. или прич. Или само наречие.
-приглаголие- признак глагола
-Обстоятельство, подчеркивается пунктиром.
Глав.слова – имена сущ., от главного слова задаются вопросы прилагательного, следовательно, наречие будет являться определением.
-Изучают правило.
-Морфологический признак наречия- неизменяемость, у наречия нет окончания.
-громко
-громко
-громко
-громко
-окончание в глаголе изменяется, а наречие изменить нельзя, значит и окончаний оно не имеет.
Работают с предложениями.
-Высказывают свое мнение.
-Нет, это суффикс.
-Да. Пустой, пустая, пустые.
1.Прилагательное склоняется по падежам, родам и числам, а наречие неизменно.
2.Прилагательное в предложении обычно бывает определением, наречие – обстоятельством.
3.Наречия отвечают на вопросы: как? сколько? когда? где? почему? Прилагательное – на: какой? каков? какая? какова?
4. Вопросы к наречию задаются от глагола, прилагательного или другого наречия. К прилагательному вопросы задаются от существительного или местоимения.
Личностные:
— формирование мотивов достижения целей,
Формирование границ «знания» и «незнания».
Коммуникативные:
— понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
— ориентировка на позицию партнёра,
— стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
— умение договариваться, приходить к общему решению,
— контроль действий партнёра,
— построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
— использование речи для регуляции своего действия.
Регулятивные:
— принятие и сохранение учебной задачи,
— учёт правила в планировании и контроле способа решения,
— различение способа и результата действия.
Познавательные:
— структурирование знаний,
— построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
— установление причинно-следственных связей,
— доказательство.
Физминутка
Видео физминутка – 2 минуты
Егор и Элеанора ведущие.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8 мин)
Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Отдухнули, а теперь выполните творческое задание: Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия, подчеркните их как члены предложения. (Слайд 11)
Был полдень ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ________ двигалась с запада на восток. ________ подул ветер. Молодая березка ________ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _________ заметались птицы.
-Обменяйтесь тетрадями и проверьте свою работу по эталону (Слайд 12).
— Для чего мы с вами выполняли такое задание, чему оно нас учило?
Кто испытывал трудность, выполняя данное задание? В чем?
-У кого получилось все без затруднения?
-Выполним еще одно небольшое задание! (Слайд 13)
Замените данные фразеологизмы наречиями.
Положа руку на сердце — _____________. У черта на куличках- _____________. Рукой подать- _____________.
Как в аптеке- _____________.
На широкую ногу- _____________.
Черным по белому- _____________.
Проверьте свою работу по эталону.(слайд 14)
-Какую тему мы с вами повторили, выполняя данное задание?
-Что такое фразеологизмы?
— Для чего мы их используем в речи?
— А кто из вас знает, что обозначает фразеологизм «На всю Ивановскую»?
В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обменивались слухами и новостями. Вступая в торговые сделки. Тут же (ведь ни газет, ни радио тогда не было) «площадные подьячие» и глашатаи громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали указы и приказы.
Так и закрепилось в языке выражение для обозначения особенно громкого крика.
Каждый самостоятельно выполняет задание.
-Сверяют свою работу, с выполненной работой на слайде.
Анализируют выполненную работу.
Выполняют задание.
Положа руку на сердце -честно
У черта на куличках -далеко
Рукой подать -близко
Как в аптеке -точно
Черным по белому -ясно
-Фразеологизмы
-Это устойчивое выражение в переносном значении.
-чтобы обогатить и украсить нашу речь, но и точнее высказать мысль, что в итоге позволяет лучше понять собеседника.
Личностные:
— развитие самооценки личности,
— формирование адекватной позитивной самооценки,
— формирование границ собственного «знания» и «незнания».
Регулятивные:
— планирование своих действий в соответствии с задачей,
— учёт правил в контроле способа решения,
— осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
— оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
— внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.
8. Включение в систему знаний и повторение (9 мин)
Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действий в систему знаний.
-Чтобы окончательно закрепить полученные сегодня знания, предлагаю вам сыграть в игру «Вопросы и ответы», я раздам вам карточки с вопросами и ответами, каждый вопрос должен найти свой ответ! Далее каждая пара предоставляет свою информацию.
Например: На какие вопросы отвечает наречие? Ответ: отвечает на вопросы: как? каким образом? Где? Куда?
-Молодцы, все справились, помогла вам такая игра закрепить знания о наречии? У кого остались пробелы? В чем?
И напоследок. Предлагаю вам восстановить папирус с информацией о наречии! Он очень древний, поэтому некоторые сведения стерлись, но мы, то с вами теперь все о наречии знаем, поэтому нам это не составит труда! (Слайд 15)
-У всех получилось так же? Молодцы!
Получают карточки, каждый вопрос ищет свой ответ! Вслух представляют информацию с карточек.
Восстанавливают папирус, один ученик зачитывает вслух.
Регулятивные:
— принятие и сохранение учебной задачи,
— различение способа и результата действия,
— оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
— выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.
Познавательные:
— структурирование знаний,
— построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
— доказательство.
9. Этап рефлексии деятельности на уроке. Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
— В начале урока вы заполнили первые 2 столбца таблицы: «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
-Заполните последний столбик «Узнал».
-Сравните наш план, составленный в начале урока с вашими записями под графой «Узнал», достигли ли мы поставленных целей урока?
-У кого план остался невыполненным до конца? В чем пробел? Как себе помочь?
-Предлагаю оценить свою деятельность на уроке. Можете это сделать на полях тетради.
Слайд 16
1. Устная работа на уроке— от 0 до 2 баллов
2. Задание «Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия, подчеркните их как члены предложения.»- от 0 до 2 баллов
3. Задание «Замените данные фразеологизмы наречиями»- от 0 до 2 баллов
4. Игра «Вопросы и ответы»- от 0 до 2 баллов
5. Задание «Древний папирус»- от 0 до 2 баллов
Слайд 17
Ключ к оценке:
• 10-9 баллов — оценка «5»;
• 8-7 баллов — оценка «4»;
• 6-5 баллов — оценка «3».
Домашнее задание: Слайд 18
П. 12 –выучить правило. Задание на выбор:
— стр. 81, упр. 204.
— Выписать из повести «Тарас Бульба» десять словосочетаний с наречиями и подчеркнуть их, как член предложения.
Работают с таблицей ЗХУ.
Анализируют свою деятельность.
Оценивают свою работу на уроке.
Выставляют оценку в дневник, если время до звонка позволяет , то комментируют вслух.
Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.
Личностные:
— формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
— формирование границ собственного «знания « и «незнания».
Регулятивные:
— восприятие оценки учителя,
— адекватная самооценка.
Познавательные:
— построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
— анализ,
— синтез,
— установление причинно-следственных связей.
Наречие (часть речи) — это… Что такое Наречие (часть речи)?
Наречие — это самостоятельная часть речи, которая не склоняется, не спрягается. Обозначает признак действия (быстро ехать, медленно вращая), признак состояния (очень больно), признак другого признака (крайне холодный),редко признак предмета (яйца всмятку). В предложении наречие обычно являются обстоятельством и отвечает на вопросы как? каким образом? в какой степени? в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему? зачем? или согласованным определением. Наречия организуются в словосочетания по типу связи — примыкание. Характеризуя наречия с точки зрения морфологии, необходимо указать отсутствие парадигмы спряжения и склонения. Но говорить о полной неизменяемости наречия будет непоследовательно: наречия, образованные от прилагательных, во многих случаях сохраняют способность образовывать формы сравнения и формы субъективной оценки качества. Так наречия могут иметь три степени сравнения: положительная, сравнительная, превосходная. Сравнительная и превосходная образуются либо синтетическим, либо аналитическим способом.
В русском языке
Классификация по лексическому значению
- Обстоятельственные: характеризуют пространственные, временные, причинные и целевые отношения.
- времени — обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, иногда, сейчас, позже, погодя)
- места — обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку)
- причины — обозначают причину совершения действия (сослепу, сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром)
- цели — обозначают цель совершения действия(нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно)
- Определительные:
- качественные — выражают характеристику или оценку действия или признака (холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно.)
- количественные — определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно)
1) меры и степени; 2) определенного количества; 3) неопределенного количества.
- способа и образа действия — указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка )
- сравнения и уподобления — (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом)
- совокупности или совместности — (вдвоём, втроём, всенародно, сообща)
Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения
- сравнительная степень выражается:
- синтетически: с помощью суффиксов -ее(-ей), -ше, -е — интереснее, дольше, сильней, громче. Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу — хорошо — лучше, много — больше, мало — меньше
- аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия — более сильно, более интересно, более грустно и т. д.* превосходная степень
- превосходная степень выражается:
- синтетически (греч. sophos — sophotata): мудро — мудрее всего; с помощью суффиксов -ейш-, -айш- — (покорнейше прошу, нижайше кланяюсь). Очень редко употребляется в современном русском языке.
- аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия — (наиболее интересно, наиболее ярко, наиболее обидно и т. п.) Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике.
- сложная форма: сочетанием слов всех, всего с синтетической формой сравнительной степени — лучше всех, лучше всего, больше всего
Есть наречия знаменательные, если они образованы от знаменательных слов, то есть если наречия называют какой-нибудь признак прямо (тихо, громко, вечером).
Есть также наречия местоименные, то есть если наречие не называют признака, а только указывают на него, то есть на образ действия (так), места действия (там, здесь, тут, туда), время действия (тогда, тогда-то), причину (потому, поэтому), цель (затем).
В русском языке преобладают знаменательные наречия.
Классификация по способу образования
- суффиксальный: быстрый — быстро, творческий — творчески;
- приставочно-суффиксальный: сухой — досуха, изнанка — наизнанку;
- приставочный: хорошо — нехорошо, куда — никуда;
- сложение разных видов:
- сложение слов: еле, еле — еле-еле;
- сложение с первым элементом полу-: полулежа;
- сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить — мимоходом; пол, сила — вполсилы.
Исключения и заблуждения
- ВПОСЛЕДСТВИИ — Позднее, по прошествии некоторого времени, после, когда-н. потом.
Впоследствии является исключением и вопреки распространенному ошибочному мнению пишется только слитно, в отличие от аналогичных наречий с предлогами (в течение, в следствие/и, в виду и т. д.)
Наречия в других языках
Литература
Лекции Славкиной Инги Анатольевны
Медиа:Example.ogg
Wikimedia Foundation. 2010.
Ответы@Mail.Ru: Какие слова являются наречиями?
Наречие — это самостоятельная (знаменательная) часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или другого признака. Вопрос наречия зависит от его значения, которое оно выражает. В предложении наречие обычно является обстоятельством и отвечает на вопросы: «Как? В какой мере? Где? Куда? Откуда? Когда? Почему? Зачем? «. Чаще всего наречие относится к глаголу («грамотно писать»), реже к прилагательному, причастию, деепричастию, другому наречию («по-зимнему холодный день; недолго цветущий кустарник; идти радостно подпрыгивая; объяснять удивительно просто»). Наречие — неизменяемая часть речи, она не склоняется, не спрягается, не согласуется с другими словами. У наречия нет и не может быть окончания. В предложении наречие является обстоятельством: «Осень. Над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях». (В. Бианки. ) Ученые отмечают, что наречий образа действия, меры и степени примерно б тысяч, число их активно пополняется. Крайне мало наречий причины и цели. Некоторые ученые относят к неизменяемым самостоятельным частям речи также деепричастия и слова категории состояния.
Наречие — это самостоятельная (знаменательная) часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или другого признака. Вопрос наречия зависит от его значения, которое оно выражает. В предложении наречие обычно является обстоятельством и отвечает на вопросы: «Как? В какой мере? Где? Куда? Откуда? Когда? Почему? Зачем? и т. д.
это слова, которые: неизменяются, обозначают признак действия, признак признака предмета. отвечают на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «зачем?», «с какой целью?», «в какой степени?». чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия.
Какие слова являются наречиями
К данному уроку можно использовать презентацию Приложение 1.
Целеполагание для учащихся:
|
Целеполагание для учителя:
|
Методы и приёмы, позволяющие достигнуть цели:
- словесный (беседа)
- практический: лексическая, орфографическая, словообразовательная работа со словом, частичный анализ текста, работа с учебником, составление алгоритма по теме урока, работа в парах.
Виды деятельности учащихся: работа с учебником, выполнение упражнения, составление алгоритма по теме урока, анализ текста, морфемный разбор наречий.
Виды речевой деятельности:
- говорение;
- чтение;
- письмо;
- слушание.
Способы отслеживания (результативность): результаты устных ответов, проверка тетрадей (творческая работа учащихся).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний.
1. Запишите в тетради число, классная работа.
Запись на доске: Двадцать шестое ноября. Классная работа.
– Как вы оформили запись? (Аккуратно,
грамотно, правильно) – Какую часть речи употребили в своей речи? (Наречие). |
Беседа с учащимися. |
– Это тема нашего урока. запишите её в
тетрадь. – Какие слова являются наречиями. |
Запись на доске темы урока, объявление целей урока, которые записаны на доске. |
2. Целеполагание для учащихся:
Цели соответствуют основным содержательным линиям изучения русского языка.
Знать:
- понятие наречия;
- его морфологические признаки;
- синтаксическую роль в предложении.
Уметь:
- находить наречия в тексте;
- определять значение наречий;
- использовать наречия в конкретной
- речевой ситуации;
- выявлять роль наречий в
- художественном тексте.
3. Словарная работа
В актуализации опорных знаний внимание заслуживает словарная работа (12 слов).
Сейчас, сегодня, вправо, здесь, вперёд, вверх, слева, медленно, вскоре, изредка, некогда, никогда.
Задание учащимся:
– Прослушайте слова и скажите, что их
объединяет? (Это слова одной части речи.)
– Какой же части речи? (Наречия.)
Комментированная запись слов под диктовку учителя. (1 ученик у доски, остальные в тетрадях.)
– Какую норму вы соблюдали при прослушивании и
записи? (Орфоэпическую и орфографическую.)
– Как вы определили, что записанные слова
наречия. Как вы рассуждали? (На какой вопрос
отвечают).
– Какой признак главный у наречия?
– Обратите внимание на морфемный разбор слов: изредка,
вправо. (1 ученик делает морфемный разбор
2-х наречий.)
4. Работа с термином «наречие»
– А сейчас обратимся к термину. (Объясняет учитель)
Наречие (от старославянского «речь» – «глагол» – глаголить, говорить, то наречие – приглаголие).
III. Подача нового материала
1. Составление алгоритма по теме: «Наречие как часть речи» (по ходу объяснения нового материала). | У учащихся на парте чистые листы для составления алгоритма по теме урока. |
2. Так что же обозначают наречия? Нам
поможет учебник.Обратимся к с. 81. Задания учащимся: 1) Прочитайте предложения попарно. Подведение итога беседы. – Какой дополнительный смысл вносят наречия в
предложение? (Образность, конкретность,
характеристика признака, предмета и т.д) |
Работа с учебником заслуживает
внимание при подаче нового материала. Составление алгоритма. 1. Что обозначают наречия. |
3. Выполнение задания на с. 81(2).
Установка учащимся: учимся разбирать словосочетания, в состав которых входит наречие.
1) Познакомьтесь с образцом разбора
словосочетаний по учебнику (с.81). (Сильный
ученик работает на закрытой части доски.)
2) Проверка выписанных словосочетаний по работе
сильного учащегося. (Средний ученик с
рассуждением у доски. Остальные в тетради
самостоятельно.)
IV. Закрепление
1. Речевая ситуация. Объяснение друг
другу, что такое наречие по
составленному алгоритму. Послушаем ответ 2-х учащихся. |
Работа учащихся в паре 2 мин. |
2. А теперь обратитесь к учебнику (с.82 – 83),
проверьте и дополните ответ по теоретическому
материалу. (Есть слова, похожие на наречия, но они изменяемые, а наречие – неизменяемая часть речи.) Примеры. – А какой же признак для наречия главный?(Неизменяемость) – Как отличить наречия от других частей речи? (По вопросу, по морфемному составу). |
Рецензирование ответов учащихся по плану. 1) Полнота ответа. 2) Правильность изложения теоретического материала. 3) Последовательность. 4) Примеры. 5) Правильность Самостоятельная работа учащихся с п.4 на с.82 (выделение нового). |
– Пользуясь учебником, приведите примеры
наречий, которые легко спутать с другими частями
речи. (Например: в пустую комнату говорить
впустую)
– Какую норму языка нужнособлюдать в данном
случае? (Правописную)
Итог: Какой план поможет нам определить наречие как часть речи? (Алгоритм)
Обращение к алгоритму.
Установка учащимся: учимся находить наречия в тексте.
Работа с текстом.
Выполнение упр.199 на с.83-84.
Задания классу:
– Прочитайте текст про себя и озаглавьте
его.
– Ваш заголовок отражает тему или основную мысль
текста?Докажите.
– Определите стиль текста.
– Найдите наречия и выпишите их с теми
словами, от которых зависят. (Работа «по
цепочке» у доски.)
– Что они обозначают?
– Выпишите 3 предложение, сделайте его
синтаксический разбор:
а) общая характеристика;
б) разбор слов по членам предложения. (1 ученик у
доски, остальные в тетрадях.)
– Какова же роль наречия в предложении?
Речевая ситуация. На олимпиаде учащимсяпредложено было определить синтаксическую роль наречия в предложении:
Встреча наедине с природой.
– Как они решили эту задачу? Что нового узнали о
наречии? (Является определением)
– Какова же роль наречия в тексте? (Уточняет,
придаёт образность и т.д.)
V. Подведение итогов урока
Выставление оценок с комментированием.
– Что нового узнали на уроке?
– Возвращение учащихся к целеполаганию.
– Какой же признак у наречия главный? (Неизменяемость)
VI. Домашнее задание
Домашнее задание с комментариями: П.12 (пункты 1-4), упр.205;
дифференцированно дополнительное задание: составить 3 предложения, иллюстрирующие пункт 4 (с. 82)
О наречии как части речи. На какие вопросы отвечает наречие? :: SYL.ru
Наша речь — богата и многообразна. Одной из её частей является наречие. Какие выделяют морфологические особенности у этой части речи? И на какие вопросы отвечает наречие? Об этом пойдет речь в нашей статье.
Наречие как часть речи
Прежде всего, нужно выяснить, что такое наречие как часть речи? Это очень важный аспект. Он поможет нам четко определить те вопросы, на которые отвечают наречия в предложениях.
Итак, наречие — это часть речи, которая выражает признаки действия (чаще всего) или же признаки других признаков. При этом нужно отметить, что эта часть речи является самостоятельной и неизменяемой, вне зависимости от позиции, которую она занимает в конкретном предложении. Как правило, наречия в предложениях привязаны к соответствующему глаголу, реже к деепричастию.
Сам термин имеет латинские корни и был образован путем лингвистического калькирования. На латинском языке слово «наречие» звучит как «adverbium» («ad» — к, на; «verbum» — речь, язык).
Адвербиализацией называют механизм образования наречий из слов, принадлежащих другим частям речи. Так, наречия могут быть образованы из отдельных форм прилагательных, существительных, глаголов, а также некоторых других видов словоформ. Таким образом, путем адвербиализации слово качественно изменяет своё грамматическое значение.
На какие вопросы отвечает наречие?
Наречий в русской речи существует довольно много. Перечислим, на какие вопросы отвечает наречие:
- Как? Каким образом?
- Куда? Где?
- Насколько?
- Как долго? Когда?
- Почему?
- Для чего? Зачем?
Это самые распространенные группы вопросов. Рассмотрим их более детально, на конкретных примерах слов.
Так, в зависимости от того, на какой вопрос отвечает наречие, выделяют несколько их групп. Это:
- Наречия способа или образа действия (тихо, печально, дружно и т.д.).
- Наречия места (близко, снизу, справа).
- Наречия степени и меры (мало, чересчур, втрое).
- Наречия времени (уже, недавно, постоянно).
- Наречия причины (сгоряча, по-глупости, поневоле).
- Наречия цели (назло, специально).
Очень легко определить, на какой вопрос отвечает наречие из той или иной группы. Так, наречие места отвечает на вопросы «где?», «откуда?», наречие причины — на вопросы «отчего?», «почему?» и так далее.
Кроме этого, по алгоритму своего образования наречия могут быть приставочными, суффиксальными или же приставочно-суффиксальными.
Основные признаки наречий
Наречие — это часть речи, которая неизменна в предложении. Их нельзя склонять или спрягать, они не имеют родов или чисел. Также у наречий отсутствуют окончания. Некоторые наречия (а именно те, которые были образованы на основе прилагательных) могут иметь степени сравнения, в частности сравнительную и превосходную (например: сильно — сильнее — более сильно — сильнее всех).
Если говорить о синтаксических особенностях наречий, то в предложениях они, как правило, привязаны к глаголам или прилагательным (реже — к другим наречиям), с которыми они образовывают словосочетания. В структуре предложения наречие в большинстве случаев выступает в роли обстоятельства.
Стоит отметить, что в тексте очень часто бывает весьма непросто отличить наречие от предлога (или от частицы). Причина этого кроется в том, что последние очень часто образуются от наречий. Здесь нужно внимательно разбирать конкретное предложение. Сравните, например, два предложения:
- Наше светлое будущее — впереди! (В данном случае слово «впереди» это наречие, отвечающее на вопрос «где?»).
- Бежать впереди паровоза (здесь слово «впереди» является обычным предлогом).
Кроме этого, довольно часто наречие путают с прилагательным в среднем роде. Чтобы решить эту задачу, проблемное слово следует поставить во множественном числе. Если это получится — то значит, что слово является прилагательным, если нет — наречием. Например:
- Полотно этого художника восхитительно! (Этот художник рисует восхитительно).
- Картины этих художников восхитительны! (Эти художники восхитительно рисуют).
Таким образом, в первом случае слово «восхитительно» является прилагательным, а во втором — наречием.
В заключение
Итак, наречие — это одна из самостоятельных частей речи, имеющая свои морфологические и синтаксические признаки. Из нашей статьи вы узнали об основных видах этой части речи, а также о том, на какие вопросы отвечает наречие.