Русский язык и культура речи — EduArea
Проверяемые безударные гласные
Безударные гласные корня проверяются ударением, то есть в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова.
Пример проверяемых безударных гласных в корне слова:
скрипе́ть → скри́п | уплотни́ть → пло́тный |
грязну́ля → гря́зь | замеча́ть → заме́тить |
Различайте слова по значению! Пример:
разря | разреди́ть → ре́дко |
увяда́ть → увя́л | увида́ть → ви́д |
просвеща́ть → све́т | посвяща́ть → свя́то |
умаля́ть → ма́л | умоля́ть → мо́лит |
примиря́ть → ми́р | примеря́ть → ме́ра |
Непроверяемые безударные гласные
Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю.
Пример непроверяемых безударных гласных в корне слова:
абажур | абонемент | абориген |
дивиденд | имплантация | инцидент |
коалиция | компетентный | компромисс |
контингент | лояльность | номенклатура |
преимущество | претендент | префектура |
прецедент | приоритет | респектабельный |
рецидивист | ридикюль | эмитент и мн. др. |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент. 1 мин | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. | Подготовка класса к работе. | Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя, целеполагание |
Актуализация знаний и фиксация затруднений. 5 мин | Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков Ребята, получен конверт с письмом. Посмотрите, это письмо у вас на парте, давайте его откроем и прочитаем. От кого это письмо? О чем оно? Как мы можем помочь снеговику? Читая текст письма, что вы заметили? Сможем ли мы исправить ошибки? Какое правило нужно вспомнить? Проверьте по образцу Слайд №1 Первая помощь оказана. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции. Чтение письма. Ответы на вопросы учителя. Исправляют ошибки в письме. Проверка по образцу Занеси результат в оценочный лист. Ставят первый снежный ком на место. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: самоопределение; осознание ответственности за общее дело регулятивные: целеполагание, выстраивание алгоритма действий |
2.Формулирование темы урока, целеполагание 1 мин | Активизирует деятельность учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Какую орфограмму вы проверяли? Скажите, а ко всем словам вы смогли подобрать проверочное слово? Почему? Сформулируйте тему урока. | Формулируют и уточняют тему урока, ставят цель. Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции. Ответы на вопросы учителя. Формулируют тему урока Тема урока: Безударные гласные в корне слова проверяемые и непроверяемые ударением. | Личностные: самоопределение; осознание ответственности за общее дело регулятивные: целеполагание, прогнозирование Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, |
3.Чистописание 2 мин | Активизирует деятельность учащихся Ребята, что нужно ,чтобы сделать снеговика? Посмотрите ,появились первые снежинки. Слайд №2 У каждой свое имя. А как мы можем их назвать, одним словом? Напомните мне тему урока! Все ли снежинки нам нужны? Почему? Какие гласные мы проверяем в корне слова? Слайд №3 Соединим гласные морозным узором. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности Нужен снег Они являются безударными в словах, требуют проверки Письмо строчных букв : а,о,е,и,я. Оценивание работы. Ставят второй ком. | Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков, |
Подбор однокоренных слов 3 мин Работа с интер.доской 2 мин Словарные слова 2 мин | Активизирует деятельность учащихся. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Ребята, скажите ,а этих снежинок достаточно ,чтобы дальше лепить снеговика? Давайте подберем однокоренные слова к слову снег. Как доказать ,что все эти слова однокоренные? Что интересного заметили в корне этих слов? Какая гласная в корне? Найди и подчеркни проверочное слово Сравни свою работу с работой одноклассника У нас получилась целая горка снежных слов. Кто хочет скатиться с горы? Соедини проверочное слово с проверяемым Скажите, а для всех слов с безударной гласной есть проверочные слова? Как же писать такие слова? У вас было задание найти и выучить зимние слова из орфографического словаря учебника. Что такое иней? Слайд №4 Проверь работу в парах. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности Подбирают однокоренные слова Один ученик пишет слова у доски. Выделяют корень Отмечают безударные гласные Поиск проверочного слова Сравнивают свою работу с работой одноклассника. Оценка деятельности. Ставят третий ком Работают с интерак. доской. Соединяют проверочное слово с проверяемым Их написание нужно запомнить, безударную гласную проверить нельзя. Посмотреть в орфографическом словаре Запись слов по памяти: декабрь, январь, февраль, коньки, снегирь, иней, метель, мороз. Дети дают лексическое значение слову иней. Работа в парах Оцени себя. | Коммуникативные: взаимодействие с учителем во время опроса, контроль, коррекция, оценка действий партнера Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков, осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные: контроль за правильностью ответов одноклассников |
6.Физ.минутка 2 мин | Музыкальная (презентация) | ||
7.Решение учебной задачи Работа с учебником. 5 мин | Устанавливает осознанность восприятия. Откройте учебник на стр.108 №172 Можем ли мы проверить правописание безударной гласной в этих словах? Как? А как быть с остальными словами? Разбейте слова на два столбика. Кто скажет какие слова мы запишем в первый столбик? А во второй? Сделаем вывод. Какие бывают безударные гласные? Прочитаем вывод на стр109. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух Подобрать родственное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение Проверяем по словарю. Образец записывают у доски, а дальше выполняют самостоятельно. Проверка по цепочке. Объясни свой выбор. Оцени себя. Проверяемые и непроверяемые. Чтение вывода Ставим ручки нашему снеговику. | Регулятивные: планирование, контроль, коррекция. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, оценка действий одноклассника Познавательные: Выбор наиболее эффективного способа решения учебной задачи. |
8.Самостоятельная работа. 10 мин | Организует деятельность по применению знаний. Ребята, напомните мне тему урока. Снеговик решил проверить как вы работаете с этой орфограммой и предлагает вам выполнить задание на выбор. Перед вами письмо от снеговика а ниже два задания. Проверка по эталону Какие были затруднения? Над чем ещё предстоит работать? Снеговик благодарит вас. | Самостоятельная работа по выбору. Осуществляют самопроверку ,пошагово сравнивая с эталоном. Оцени себя Дети сравнивают свою работу с образцом. | Регулятивные: Контроль, коррекция, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, волевая саморегуляция в ситуациях затруднения Личностные: Самоопределение, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Познавательные: выполнение действий по алгоритму, доказательство |
9.Подведение итогов урока. Рефлексия. | Организует рефлексию и самооценку. Посмотрите в свою табличку. На прошлом уроке я предложила вам оценить свои знания по теме «Безударные гласные» А.Б,В) А как вы теперь оцените свои знания? Слайд №.-5 Что нового узнали? -Чему научились? -Что понравилось? -Что вызвало затруднения? | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты, степень их соответствия. Итоговое оценивание | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: Смыслообразование, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
Проверочная работа по русскому языку «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные»
Контрольная работа по русскому языку для 2 класса по теме
«Правописание слов с проверяемым и непроверяемым
безударным гласным звуком в корне слова»
1. Как проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова?
- подобрать однокоренное слово так, чтобы на этот безударный звук падало ударение
2)
поставить ударение
3)
изменить форму слова, поставить ударение
4)
изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на этот безударный звук падало ударение
2. В каком слове необходимо проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова?
- 1)
звёзды
2)
зима
3)
горы
4)
пятна
3. В каком слове необходимо вставить букву о в корне слова?
- 1)
с_сна
2)
м_лыш
3)
тр_ва
4)
д_лёкий
4. В каком слове необходимо вставить букву а в корне слова?
- 1)
р_са
2)
к_са
3)
м_ряк
с_ды
5. Какое слово является проверочным по отношению ко всем остальным?
- лесник 2) лес 3) лесной 4) лесок
6. Подбери проверочное слово к слову «лентяйка: ___________________________
7. Подчеркни слова, являющиеся проверочными для слова «ледянка»:
ледяной, подлёдная, ледник, льдинка, лёд, заледенел.
8. Подбери и запиши в таблицу проверочное слово к указанным слова, поставь ударение.
- Проверяемое слово
гр_бной
м_лчать
ст_на
д_лёкий
Проверочное слово
9. Вставьте пропущенные гласные. Запишите проверочное слово.
сн…..жки — ________________________ гн….. здо — __________________
зв…..рёк — _________________________ м…..рской — _________________
м…..ряк — _________________________ ул…..тели — __________________
к…..рмушка — ______________________ л…..сица — __________________
б…..льной — ________________________к…..тёнок — _________________
в…..дитель — _______________________зв…..нок — ___________________
сн…..жинка — ______________________д….машний-__________________
10. В одну колонку выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, а в другую – с непроверяемыми безударными гласными.
Л…сица, з…рно, к…пуста, п…нал, св…тить, за…ц, т…варищ, м…дведь, м…локо, зв…рёк, м…ряк, тр…пинка.
Проверяемые гласные в словах Непроверяемые гласные в словах
1)________________________________________1)_______________________________2)________________________________________2)______________________________
3)________________________________________3)_______________________________ 4)________________________________________4)_______________________________ 5)________________________________________5)_______________________________ 6)________________________________________6)_______________________________
Урок русского языка Упражнения в правописании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов. Представление об орфограмме.
Русский язык 04-02
Дата: 27.11.2018 г.
Номер: 57
Класс: 2 – В
Тема урока: Упражнения в правописании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов. Представление об орфограмме.
Цели урока: создать условия для формирования навыков грамотного безошибочного письма, способствовать ознакомлению с понятием орфограмма, проверяемыми и непроверяемыми орфограммами, развития устной и письменной речи через решение орфографических задач, использование проблемных ситуаций, занимательного материала.
Личностные УУД: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание практической значимости изучаемого материала; освоение роли ученика (прилежание, самостоятельность, терпение, аккуратность).
Познавательные УУД: освоение способов решения проблем поискового характера; овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, моделирование; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД: организация учебной деятельности: соотнесение того, что уже известно и того, что неизвестно, постановка учебной задачи, планирование и контроль, коррекция и оценка, саморегуляция; понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;
Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями, организация деятельности в парах, группах, готовность слушать собеседника и вести диалог; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карточки для работы в парах, цветные карандаши, презентация.
Ход урока.
Орг.момент.
— Проверьте свое рабочее место. Все принадлежности: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.
Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.
— Сегодня не простой урок. Ребята к нам пришли гости! Давайте поприветствуем их. (ученики поворачиваются к гостям и кивком головы приветствуют гостей).
2. Проверка домашнего задания.
Фронтально.
— Но это еще не все гости, к нам пожаловал, наш частый гость Незнайка. Он хочет проверить правильно ли Вы выполнили задание, которое он задавал Вам домой. Докажем ему, что Вы справились? (ответы детей).
— Прочитайте, каким было задание.
— Читаем слово. Щека. Вставим букву – е. Докажи? Для того чтобы проверить безударную гласную нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной. В данном случае проверочное слово ЩЁКИ.
— Какой способ Вы использовали? Мы изменили форму слова).
— Отлично.
— Продолжаем: зерно – зёрна, сестра – сёстры, звезда – звёзды, мячи – мяч, листы – лист, шкафы – шкаф, хлеба – хлеб.
-Молодцы! Вы справились! Что повторяли, выполняя домашнее задание? (Правописание проверяемой безударной гласной).
— Отлично, так что нужно сделать, чтоб проверить безударную гласную? (Для того чтобы проверить безударную гласную нужно изменить форму слова, подобрать однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.)
— Возникли ли у кого-нибудь трудности при выполнении домашнего задания? Какие?
— Перед Вами лист самооценки, если Вы выполнили домашнее задание полностью правильно, ставите 1 балл, если допустили ошибки – 0 баллов.
— Незнайка убедился, что Вы хорошо умеете работать с безударной гласной проверяемой ударением и просит помочь ему выполнить задания, которые ему дала Мальвина. Поможем ему?
— Открываем тетради.
3.Чистописание.
В тетради уже записаны число и классная работа.
27 ноября.
Классная работа.
На слайде буквы о, е, а, и, я. СЛАЙД
— Что это за буквы? (гласные)
— Что Вы о них знаете? (о, а – придают твёрдость предыдущему согласному, и, е, я – смягчает предыдущий согласный).
— Запишите буквы в алфавитном порядке. (а е и о я)
Взаимопроверка.
— Возвращаемся к листу самооценки, если Ваш сосед записал буквы правильно и каллиграфически, ставите 1 балл, если допустил ошибки – 0 баллов.
— Почему Мальвина выбрала именно эти буквы, как Вы думаете? (потому что, гласный звук может быть ударным или безударным)
— А безударный гласный звук вызывает сомнения при написании.
— Ну, что мы помогли Незнайке выполнить 1 – е задание? Продолжим?
4. Актуализация знаний.
— Приступим ко второму заданию. Незнайка запутался и не знает, как написать правильно слова.
— трАва или трОва?
(ответы детей: трава так, как проверочное слово – трАвы)
— лОпата или лАпата?
( лОпата , так как в русском языке есть слова, в которых написание буквы мы не можем проверить ударением и эти слова нужно запоминать, это словарные слова).
— Так какие гласные были пропущены, ударные или безударные? Что значит безударные? Это опасные места! Почему? (в них можно допустить ошибку).
— Давайте подберем к словам ударный и безударный синонимы, соединяя их стрелочками !!!!!!!!! СЛАЙД
Ударный это
Уверенность
Сильная позиция
Безударный это
Сомнение
Слабая позиция
— Так все ли слова можно проверить, подбирая проверочное слово? (нет, написание некоторых слов нужно запомнить или проверить в орфографическом словаре).
5.Сообщение темы. Постановка цели.
— Как Вы думаете в чём будем упражняться сегодня на уроке? (Упражняться в написании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов)
-Мы с вами будем впервые говорить об этом или обобщать полученные нами знания на протяжении нескольких уроков? (обощать)
— Цель: ЗАКРЕПИТЬ…(знания о правописании безударных гласных).
— Задачи урока. ПОВТОРИМ…(алгоритм проверки безударной гласной в корне слова). ВЫПОЛНЯЯ УПРАЖНЕНИЯ ОБОБЩИМ…(знания в написании слов с безударными гласными).
— Тему, цель и задачи мы определили. Как Вы думаете, нужно ли нам знать правила написания безударных гласных в корне слова? (чтобы грамотного безошибочного писать, излагать свои мысли и понимать друг друга)
— Мы с Незнайкой с Вами полностью согласны.
6. Усвоение новых знаний и способов действий.
— Давайте вспомним стихотворение, о правилах написания безударной гласной.
Если буква гласная
Вызвала сомнение –
Ты её немедленно
Поставь под ударение!
— Как же работать с безударной гласной? Вспомним алгоритм.
1. Поставить ударение.
2. Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.
3. Написать в слове такую же гласную, как и в проверочном.
— Сейчас проверим научились ли Вы пользоваться этим алгоритмом? Поработайте с карточкой в паре со своим соседом.
Работа в парах. (карточки)
— Выпишите в тетрадь в столбик слова с проверяемой безударной гласной. Подберите проверочное слово. Выделите корень, ударение.
Сл…ны, за….ц, к..рова, стр…жи, зв…рьки, п…тух, гр…чи, м…дведь.
петух грачи — грач
заяц слоны — слон
корова стрижи — стриж
медведь зверьки — звери
Фронтальная проверка. Лист САМООЦЕНКИ
— Все слова оказались с проверяемой безударной гласной? (нет)
— Какие остались? (остались слова, в которых гласная непроверяемая, её написание нужно запомнить или проверить в орфографическом словаре)
— В этом задании были опасные места? (да)
— Выберите слово, которым, по-вашему мнению называют «опасные места» в словах с безударными гласными. СЛАЙД
а) синоним;
б) орфограмма;
в) удвоенный согласный.
— Проверим по учебнику на стр. 108 (правило, обратим внимание)
— А почему называют «опасное место» орфограммой вы можете узнать, если прочитаете страничку для любознательных 110.
— А, чтобы полностью быть уверенными, познакомимся с определением слова ОРФОГРАММА из орфографического словаря. (сравниваем и сопоставляем определения, делаем вывод).
ВЫВОД: орфограмма – буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова.
— Молодцы, Незнайка очень Вам благодарен, за то, что Вы познакомили его с таким словом, как орфограмма и он дарит Вам всем по 1 баллу.
7. Закрепление полученных знаний.
— Нам осталось выполнить последнее задание. стр. 109 упр. 173.
Упражнение 173 по рядам.
Фронтальная проверка.
Вывод: Если орфограмму можно проверить, то она проверяемая, если нет, то непроверяемая.
Заполняем лист самооценки.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Работа с листом самооценки, с моим комментированием оценок.
Рефлексия:
Домашняя работа с. 110 упр. 174 (1, 2)