ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА В ПЛАНИМЕТРИИ
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА В ПЛАНИМЕТРИИ
Конькина А.А. 11
Санникова Г.И. 11
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Данная работа посвящена геометрическим неравенствам в планиметрии.
Задачи на геометрические неравенства, т.е. геометрические задачи, в которых требуется сравнить какие-либо величины или доказать неравенство, достаточно редки, но как правило решение их вызывает большой интерес. Такие задачи встречаются в олимпиадных заданиях.
В работе подобраны также задачи на доказательства, где нужно сравнивать какие-либо величины и для построения правильного чертежа.
Выводы, полученные при решении многих из разобранных задач, являются «ключиком» к решению других более сложных геометрических задач.
Основная часть
Неравенство треугольника
В каждом треугольнике любая сторона меньше суммы двух других сторон.
Это простое утверждение называется неравенством треугольника.
Оно даёт ответ на такой вопрос «Всегда ли можно построить треугольник, сторонами которого являются заданные отрезки a, b и c?»
Такой треугольник нельзя построить, если хотя бы один из этих отрезков больше или равен сумме двух других. Чтобы треугольник с заданными длинами сторон существовал, необходимо, чтобы было выполнено три неравенства a < b+c , b < a+c , c < a+b , но необязательно проверять справедливость всех трёх неравенств. Достаточно проверить только одно, остальные будут выполнены автоматически.
Задача №1.
В треугольнике ABC со сторонами AC=a, BC=b высота CN делит сторону AB на части AN=x и BN=y.
Доказать, что если a>b, то a – x < b – y.
Рис.1
Доказательство: Отложим от точки N отрезок KN равный отрезку NB.
По условию a>b (AC>BC), то точка K лежит между AN.
Значит, ∆ CKN= ∆ CBN, CK=CB.
В ∆ ACK, AC=a, CK=CB=b, AK=x – y, согласно неравенству треугольника должно быть выполнено AC∠BDC, BD>BC
Итак, AD>BD, BD>BC, AD>BC, DC>BC, AC=2BC , так как AC=AD+DC
Что и требовалось доказать.
Задача №3. (Олимп. 9 кл.)
Отрезки AB и CD длиной, равной 1, пересекаются в точке O, ∠AOC=60°. Докажите, что AC+BD ≥ 1.
Рис.3
Доказательство: Рассмотрим геометрическое решение.
Пусть ACB1B-параллелограмм.
AC=BB1, AB=CB1, AB║CB1 и ∠AOC=∠DCB1=60° (накрест лежащие углы при секущей OC)
∆ DCB1- равнобедренный, CD = CB1, так как AB=CD=B1C=1
∆ DCB1- равносторонний, то есть DC=B1C=B1D=1,
в ∆ DBB1, BB1+ BD ≥ B1D, но BB1=AC (противоположные стороны параллелограмма) или AC+BD ≥ 1
Что и требовалось доказать.
Задача №4.
Докажите, что сумма медиан треугольника больше полупериметра, но меньше периметра.Рис.4
Доказательство: Обозначим стороны AB=c, BC=a, AC=b,AL=Ma,
BM=Mb, CK=Mc
Докажем: Ma+Mb+Mc = a+b+c
D принадлежит медиане BM, BM=MD, ABCD – параллелограмм,
(так как DB и AC диагонали), AD║BC, AD=BC=a, AB=CD=c
В ∆ ABC, BC+AB>AC, т.е a+c=2Mb
В ∆ ABC, AC+BC>AB,т.е. a+b=2Mc
В ∆ ABC, AC+AB>BC,т.е. b+c=2Ma
a+c+a+b+b+c>2Mb+2Mc+2Ma, a+b+c>Mb+Mc+Ma
В ∆ ABM, AM+BM>AB, то есть Mb+b:2>с,
В ∆ ALC ma+a:2>b.
В ∆ BKC mc+c:2>a
Что и требовалось доказать.
Задача №5
Пусть точки B и C принадлежат отрезку AD.
Докажите, что, если AB = CD, то для любой произвольной точки P верно неравенство PA+PD ≥ PB+PC.
Рис.6
Доказательство: Если точка P лежит на AD, то неравенство очевидно.
Рассмотрим, если P не принадлежит AD, O-середина AD и BC.
C и B принадлежат отрезку AD. Точка Q симметрична точке P.
CQ ║ PB , а четырёхугольник CPBQ-параллелограмм.
Аналогично в четырёхугольнике APDQ, APDQ-параллелограмм.
Параллелограмм CPBQ находится внутри параллелограмма APDQ
Papdq>Pcpbq, PA+PD ≥ PC+PB.
Что и требовалось доказать.
Соотношение между элементами треугольника
При доказательстве геометрических неравенств часто применяются также теоремы о соотношениях между сторонами и углами в произвольном треугольнике.
«В любом треугольнике напротив большего угла лежит большая сторона и, наоборот – напротив большей стороны лежит больший угол».
Задача№6.
В ∆ ABC серединный перпендикуляр к стороне BC пересекает
Сторону AB в точке D и продолжение стороны AC в точке E.
Докажите, что AD∠AED+∠EAD
Следовательно, ∠ADE >∠AED, так как напротив большего угла лежит
большая сторона, то AE>AD
Что и требовалось доказать.
Задача №7.
На сторонах угла A взяты точки B и C. Через середину отрезка BC проведена прямая, пересекающая стороны угла AB и AC в точках D и E соответственно.
Докажите, что площадь треугольника ADE больше площади треугольника ABC
Рис.7
Доказательство: Рассмотрим отрезки DK и KE.
D лежит между точками A и B.
DKAC+CB.
4.В произвольном выпуклом четырехугольнике найдите точку, сумма расстояний от которого до вершины минимальна.
5.Может ли внутри данного треугольника лежать треугольник с большим периметром, чем данный?
15
Просмотров работы: 684
Неравенство треугольника. Геометрические неравенства. — Математика
Геометрические неравенства.
При изучении математики ученикам часто приходится сталкиваться с решением неравенств. Одними из наиболее сложных видов неравенств являются геометрические. В школе на их решение отводится не достаточное количество времени, поэтому при работе с подобными неравенствами у учеников возникают трудности. Однако на вступительных экзаменах в ВУЗы и на математических олимпиадах такого рода задания можно встретить достаточно часто. Рассмотрим некоторые из них.
Неравенство треугольника
Теорема (неравенство треугольника):
Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других его сторон.
Длина любой стороны треугольника всегда не превосходит сумму длин двух его других сторон.
Заметим, что разница между двумя приведенными формулировками столь незначительна, что нет смысла рассматривать их отдельно. В дальнейшем при решении задач мы будем использовать как первую формулировку теоремы, так и вторую, не оговаривая это отдельно.
Неравенство треугольника возникло, судя по всему, тогда же, когда человек научился ходить и хоть как-то мыслить. Известно, что одну из первых его формализаций приводит Евклид в знаменитых «Началах». Там он доказывает неравенство треугольника следующим образом. Сначала доказывается теорема о том, что внешний угол треугольника больше внутреннего угла, с ним не смежного. Из нее выводится теорема о том, что против большей стороны треугольника лежит больший внутренний угол. Далее, методом от противного доказывается теорема о том, что против большего внутреннего угла треугольника лежит большая сторона. А из этой теоремы выводится неравенство треугольника. Вот такая вот непростая логическая цепочка для доказательства вполне очевидного, казалось бы, неравенства!
|
Рис. 1 |
Доказательство теоремы. Рассмотрим треугольник ABC и покажем, что AB AC + BC. При доказательстве воспользуемся одним из видов дополнительных построений – откладыванием равных отрезков (метод спрямления).
В треугольнике ABC (рис. 1) на продолжении стороны
Замечание. Обратите внимание, что, исходя из формулировки теоремы, следует записать сразу три неравенства:
AB AC + BC;
AC AB + BC;
BC AB + AC.
Нередко, записав одно неравенство, о двух других почему-то забывают. Помните, что это может привести к довольно неприятным ошибкам.
Неравенство треугольника может служить одним из простых критериев принадлежности трех точек одной прямой. Три точки будут принадлежать одной прямой тогда и только тогда, когда в неравенстве треугольника достигается равенство. Естественно, равенство может достигаться лишь в одном из трех неравенств (см. замечание), поскольку одна из точек будет лежать четко между двумя другими.
Докажите, что в треугольнике каждая сторона больше разности двух других сторон.
Приведем в качестве примера использования неравенства треугольника несколько сравнительно несложных геометрических задач.
В треугольнике длины двух сторон равны 5, 27 и 2, 79. Какой может быть длина третьей стороны, если известно, что она является целым числом.
Докажите, что в произвольном четырехугольнике ABCD AB + CD AC + BD.
Докажите, что в треугольнике ABC выполнено неравенство
(a, b, c – стороны треугольника ABC).
Докажите, что медиана AM в произвольном треугольнике ABC по длине меньше, чем .
На плоскости дан квадрат ABCD и точка O. Докажите, что расстояние от точки O до одной из вершин квадрата не превосходит суммы расстояний от O до трех других вершин квадрата.
a, b и c — длины сторон произвольного треугольника. Докажите, что a = y + z, b = x + z и c = x + y, где x, y и z — положительные числа.
Пусть a, b, c – стороны треугольника. Докажите неравенство a3 + b3 + 3abc c3.
a, b и c — длины сторон произвольного треугольника. Докажите, что a2 + b2 + c2 ab + bc + ca).
a, b и c — длины сторон произвольного треугольника. Докажите, что
a(b — c)2 + b(c — a)2 + c(a — b)2 + 4abc a3 + b3 + c3.
a, b и c — длины сторон произвольного треугольника. Докажите, что
+ + 3.
a, b, c – стороны треугольника. Докажите неравенство
a, b, c – длины сторон треугольника. Докажите, что
.
a, b и c — длины сторон произвольного треугольника. Докажите, что
(a + b — c)(a — b + c)(- a + b + c) abc.
a, b и c — длины сторон произвольного треугольника. Докажите, что
a2b(a — b) + b2c(b — c) + c2a(c — a) 0.
Длины двух сторон треугольника a и b удовлетворяют условию a b, а длины соответствующих им высот равны ha и hb.
Доказать неравенство a + ha ≥ b + hb и определить, когда достигается равенство.
Докажите, что сумма длин любых двух медиан произвольного треугольника
а) не больше ¾ P, где P – периметр этого треугольника;
б) не меньше ¾ p, где p – полупериметр этого треугольника.
Отрезки AB и CD длины 1 пересекаются в точке O , причем AOC=60o . Докажите, что AC+BD1 .
Решение
Построим отрезок CB1 так, что четырехугольник ABB1C – параллелограмм, тогда AC=BB1 . Из треугольника BB1D получаем, что BB1+BD B1D и, следовательно, AC+BD B1D . Остается заметить, что треугольник CB1D равносторонний ( CD=CB1=1 , а B1CD= AOC=60o ), и, значит, B1D=1 . Таким образом, получаем AC+BD1 .
Точки C1, A1, B1 взяты на сторонах AB, BC, CA треугольника ABC так, что BA1 = . BC, CB1 = . CA, AC1 = . AB, причем 1/2 P треугольника ABC и периметр P1 треугольника A1B1C1 связаны неравенствами (2-1)P P1 P.
Решение
Возьмем на сторонах AB, BC, CA точки C2, A2, B2 так, что A1B2| AB, B1C2| BC, C1A2| CA (рис.). Тогда A1B1 A1B2 + B2B1 = (1 — )AB + (2 — 1)CA. Аналогично B1C1 )BC + (2 — 1)AB и C1A1 )CA + (2 — 1)BC. Складывая эти неравенства, получаем P1 P.
Ясно, что A1B1 + A1C B1C, т. е. A1B1 + (1 — )BC . CA. Аналогично B1C1 + (1 — )CA . AB и C1A1 + (1 — )AB . BC. Складывая эти неравенства, получаем P1 (2 — 1)P.
2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 4 Список задач, предлагавшихся на математических олимпиадах 12 Задачи 15 1. Задачи смешанного содержания (1 — 42) 15 2. Геометрические неравенства (43 — 64) 23 3. Задачи на отыскание наибольших и наименьших значений геометрических величин (65 — 88) 33 4 Задачи о треугольнике и тетраэдре (89 — 120) 39 Решения 63 Литература 313 Ответы и указания 319 ПРЕДИСЛОВИЕ |
Геометрическая интерпретация неравенств
Геометрическая интерпретация неравенств
Решение неравенств можно показать геометрически на числовой оси. Так, если мы имеем строгое неравенство , то геометрически это множество изображается в виде той части числовой прямой, которая лежит справа от точки с абсциссой . При этом правее точки наносят штриховку (рис. 1), а саму точку обычно изображают в виде светлого кружка (говорят, что точку «выкалывают»).
Рис. 1
Если имеем нестрогое неравенство , то на числовой оси наносят штриховку слева от точки (рис. 2), при этом точку обычно закрашивают в черный цвет, т.е. изображают темной точкой.
Рис. 2
При решении систем линейных неравенств, состоящих из двух неравенств, можно изображать решения с помощью двух числовых осей или с помощью одной оси, с помощью дуг или без дуг, без помощи штриховок или с помощью штриховок , нанося штриховки, имеющие разный угол наклона относительно числовой прямой, снизу и сверху или только сверху (снизу).
Пример 1. Решить систему неравенств, используя геометрическую интерпретацию
1 вариант (с использованием двух числовых осей).
На одной числовой прямой отмечаем все те значения х, при которых выполняется первое неравенство системы, а на второй числовой прямой, расположенной под первой,— все те значения х, при которых выполняется второе неравенство системы (рис. 3). Сравнение этих двух результатов показывает, что оба неравенства одновременно будут выполниться при всех значениях х, заключенных от (-3) до (+2), т.е.
Рис. 3
2 вариант (с использованием одной числовой оси и штриховок снизу и сверху оси). На числовую ось наносим штриховки, расположенные выше и ниже числовой прямой, и находим пересечение решений неравенств, образующих исходную систему.
Рис. 4
3 вариант (с использованием одной оси, дуг и штриховок).
Рис. 5
4 вариант (с использованием одной оси и дуг)
Рис. 6
Ответ:
Пример 2. Решить систему неравенств
Решение.
Таким образом, любое число, удовлетворяющее обоим неравенствам одновременно, должно быть меньше 1 и больше 2 (рис. 7). Но таких чисел не существует. Поэтому данная система неравенств не выполняется ни при каких значениях , т. е. Ø. О таких системах говорят, что они несовместны (геометрически это означает, что нет наложения штриховок).
Рис. 7
Ответ: Ø.
Пример 3. Решить систему неравенств
Решение.
Изображая данные множества с помощью дуг и штриховок (рис.8), видим, что оба неравенства будут одновременно выполняться только при .
Рис. 8
Ответ: {3}.
Пример 4. Решить совокупность неравенств
Решение.
С помощью числовой прямой (рис.9) находим, что решением заданной совокупности является множество, состоящее из двух полубесконечных интервалов, т. е.
Рис. 9
Oтвет:.
Пример 5. Решить совокупность неравенств Решение. С помощью координатной прямой (рис. 10) находим, что решением исходной совокупности неравенств есть полубесконечный интервал .
Рис. 10
Ответ:
Пример 6. Решить совокупность неравенств
Рис. 11
Ответ:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
2011 — 2018 |
10.5. Неравенства и геометрические фигуры
Пусть A1 (x1; y1) и A2 (x2; y2) – точки, координаты которых удовлетворяют исходному неравенству:
ax1 + by1 + c > 0; ax2 + by2 + c > 0. |
ax + by + c = a (x1+ λ (x2 – x1)) + b (y1 + λ (y2 – y1)) + c = (1 – λ)[ax1 + by1 + c] +λ (ax2 + by2 + c ) > 0. |
Покажем, что все точки этой полуплоскости удовлетворяют исходному неравенству. Допустим противное, а именно: существует точка A0 (x0; y0) полуплоскости, координаты которой не удовлетворяют исходному неравенству. Тогда либо ax0 + by0+ c = 0, либо ax0 + by0 + c < 0. В первом случае точка (x0; y0) лежит на прямой, разбивающей плоскость на две полуплоскости, и по определению не принадлежит ни одной из них, и мы приходим к противоречию с предположением. Во втором случае с учетом исходного неравенства ax1 + by1 + c > 0 для точки A1 имеем, во-первых, что (ax1 + by1 + c) / (a (x1 – x0) + (y1 – y0)) < 1, во-вторых, что a (x0 – x1) + b (y0 – y1) < 0. Рассмотрим отрезок A0A1. Точки этого отрезка удовлетворяют равенствам: x = x1 + λ (x0 – x1), y = y1 + λ (y0 – y1). Умножим первое равенство на a, второе – на b, сложим и прибавим к обоим частям c. В результате получим равенство ax + by + c = ax1 + by1 + c + λ (a (x0 – x1) + b (y0 – y1)). Приравняем обе части равенства к нулю. Равенство нулю правой части дает значение λ = (ax1 + by1+ c) / (a (x1 – x0) + (y1 – y0)). C учетом ранее полученных неравенств имеем: 0 < λ < 1. Это значит, что точка (x; y) принадлежит отрезку A0A1. С другой стороны, равенство ax + by +c = 0 означает, что точка (x; y) лежит на прямой, разбивающей плоскость на две полуплоскости. То есть отрезок A0A1 пересекает прямую, разбивающую плоскость на две полуплоскости, следовательно, точки A0 и A1 лежат в разных полуплоскостях. Полученное противоречие доказывает теорему.
Подготовка школьников к ЕГЭ и ОГЭ (Справочник по математике — Алгебра
Неравенства между средними значениями
Для удобства приведем Таблицу из введенных в разделе «Средние значения» определений средних значений для произвольного набора из n положительных действительных чисел
x1 , x2 , … , xn
Таблица – Средние значения
Минимум |
Обозначение: Формула: min ( x1 , x2 , … , xn ) |
Среднее гармоническое |
Обозначение: M– 1 Формула: |
Среднее геометрическое |
Обозначение: M0 Формула: |
Среднее арифметическое |
Обозначение: M1 Формула: |
Среднее квадратичное |
Обозначение: M2 Формула: |
Максимум |
Обозначение: Формула: max ( x1 , x2 , … , xn ) |
Утверждение 1. Пусть p1 и p2 – произвольные действительные числа, удовлетворяющие неравенству p1< p2 . Тогда для произвольного набора из n положительных действительных чисел
x1 , x2 , … , xn
справедливо неравенство
,
причем в этом неравенстве знак равенства выполняется тогда и только тогда, когда все числа
x1 , x2 , … , xn
равны.
Замечание. Утверждение 1 остается справедливым и в случае, когда , и в случае, когда.
Следствие 1. Для произвольного набора из n положительных чисел
x1 , x2 , … , xn
справедливы следующие неравенства между его средними значениями:
Следствие 2. Для произвольного набора из n положительных чисел
x1 , x2 , … , xn
любые два из его средних значений
равны между собой тогда и только тогда, когда все числа
x1 , x2 , … , xn
равны.
Итак, для n произвольных положительных чисел
x1 , x2 , … , xn
справедлива следующая цепочка неравенств:
Неравенство Коши о среднем арифметическом и среднем геометрическом
Неравенство
утверждающее, что среднее геометрическое n положительных чисел не превосходит их среднего арифметического, называется неравенством Коши.
В случае, когда n = 2 , неравенство Коши имеет вид
Докажем это неравенство:
что и требовалось.
Из неравенства Коши с n = 2 , взяв
нетрудно получить очень полезное следствие.
Следствие. Для произвольного положительного числа x выполнено неравенство
Неравенство о среднем гармоническом и среднем геометрическом
В случае n переменных неравенство о среднем гармоническом и среднем геометрическом имеет вид:
В случае, когда n = 2 , это неравенство имеет вид:
Докажем это неравенство:
На последнем этапе получилось неравенство Коши, доказанное в предыдущем разделе, следовательно, доказательство неравенства о среднем гармоническом и среднем геометрическом закончено.
Неравенство о среднем квадратичном и среднем арифметическом
В случае n переменных неравенство о среднем квадратичном и среднем арифметическом имеет вид:
В случае, когда n = 2 , это неравенство имеет вид:
Докажем это неравенство:
что и требовалось.
На сайте можно также ознакомиться с нашими учебными материалами для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по математике.