Объяснение постановки знаков препинания: Упражнения на объяснение постановки знаков препинания – ОБЪЯСНЕНИЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ — Мегаобучалка

Упражнения на объяснение постановки знаков препинания

Такие упражнения чаще всего встречаются в учебниках непосредственно после правила: они позволяют лучше усвоить материал и отработать теоретическую часть постановки знаков препинания. Также подобное задание хорошо и для закрепления пройденного материала. Как и более сложные задания на расстановку знаков препинания, упражнения на объяснение уже расставленных знаков препинания требуют глубокого владения материалом, внимательности и собранности.

Прокомментируем разбор одного из предложений.

1. Читаем предложение:

По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега, принесенные красавицей зимой с далекого севера; бесшумно летела завораживающая взгляд сова — обитательница горных щелей.

2. Анализируем поставленные знаки препинания. Для этого выделяем грамматические основы, а также внимательно изучаем «осложнения» предложения.

По синему-синему небу плыли облака 1, словно кучи снега 2, принесенные красавицей зимой с далекого севера 3; бесшумно летела завораживающая взгляд сова 4 – обитательница горных щелей.

3. Объясняем постановку знаков препинания, опираясь на наш разбор.

Запятые 1 и 2 выделяют сравнительный оборот словно кучи снега, который осложнен причастным оборотом принесенные красавицей зимой с далекого севера, стоящим после определяемого слова кучи.

Точка с запятой 3 оправдана в данном предложении в силу того, что отделяет друг от друга распространенные части БСП (они имеют свои знаки препинания).

Тире 4 отделяет приложение обитательница горных щелей от определяемого слова сова. Следует отметить, что приложение распространено, поэтому уместно именно тире, а не запятая.

Кроме того, в предложении есть и еще один причастный оборот завораживающая взгляд, который стоит перед определяемым словом сова, поэтому не выделяется запятыми.

Что дает такое задание? Одна из главных его заслуг – это возможность довести до «автоматизма» технику постановки знаков препинания, притом что такое упражнение исключает ошибку, ведь все знаки уже представлены.

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Пунктуационный разбор ℹ️ в русском языке, виды знаков препинания и правила их постановки, порядок и схемы правильного разбора простых и сложных предложений

Особенности пунктуационного разбора

Пунктуация как раздел науки

Прежде чем приступать к уроку по разбору, ученик должен хорошо знать и понимать, что такое пунктуация и его символы.

Пунктуация — это сложная конструкция знаков, которая существует в письменности каждого языка. Сам раздел этой науки включает в себя правила расстановки и часть грамматики, контролирующей эти установки. Она способствует наглядному отображению синтаксической и интонационной речи предложения. В результате тот, кто прочитает текст, сможет, опираясь на пунктуацию, с точностью воспроизвести написанное, как оно звучало в оригинале. Однако стоит учитывать, что сами символы препинания не воспринимаются как части речи.

Символы препинания — вспомогательные элементы в письме. Они выполняют функции:

Порядок пунктуационного разбора предложения
  • Разделения или выделения частей текста по смыслу: простые предложения, словосочетания, слов или его частей.
  • Обозначения связей между словами логических и грамматических.
  • Коммуникативные: законченность, эмоциональную выраженность и прочие.

В пример можно привести образец — точку. Она указывает на смысловую концовку предложения и даёт понять читающему, что нужно сделать паузу для выразительности речи. Запятая используется при перечислении однородных членов и указывает на их синтаксическое равноправие друг между другом.

В современных словарях (кириллице, арабской, еврейской, индийской и других) знаки препинания служат следующим целям:

Знаки препинания
  • Точка/многоточие/вопросительный и восклицательные знаки ставятся в конце предложения и обозначают его законченность. Также придают ему эмоциональную окраску.
  • Запятая/двоеточие/точка с запятой/тире указывают на связь между отрезками предложения.
  • Кавычки употребляются при выделении цитат или прямой речи.
  • Кавычки/вопросительный или восклицательный в скобках привлекают внимание к определённым выражениям или словам.
  • Многоточие — осознанные либо случайные пропуски фраз.
  • Точка/косая линия/дефис и подобные помогают сократить слова.

Помимо одиночных символов, употребляются парные препинания как единый знак. Они будут обозначаться как две запятые или тире, которые ставят, чтобы обособить конструкцию. Сюда же включают скобки и кавычки.

Исключительным знаком препинания является красная строка и пробел. Первая разделяет крупные смысловые части — абзацы, чтобы перейти от одной смысловой темы к другой, второй отделяет слова.

Основные термины и принципы

Из-за обширного разнообразия разборов (фонетический, лексический, морфемный, орфографический, синтаксис и т. д. ) ученики часто не видят разницы некоторых из них.

Похожие по содержанию анализы:

  • Пунктуационный — это анализ расстановки знаков препинания.
  • Синтаксический — это разбор отдельной смысловой единицы предложения. В основном опирается на главные и второстепенные члены.
  • Графический — этот разбор нужен для того, чтобы понять, как связаны между собой члены предложения, а также вид и методы выражения.

Важно понимать, что любой из разделов науки о языке не может существовать отдельно от других.

План проведения пунктуационного разбора зависит и от трактовки задания. Чаще всего встречается пара вариантов заданий:

  • Разобрать существующий текст с заранее расставленными знаками препинания и порядковыми цифрами.
  • Самостоятельно проставить знаки и объяснить основания такой постановки.

При обучении проблемы возникают в обоих случаях.

Значение запятых и точек

В дополнение могут попросить сформировать и начертить схему. Она поспособствует обнаружению распространённых ошибок, выявляя пропущенные или, наоборот, лишние знаки.

Когда все теоретические аспекты учтены, можно приступать к разбору. Алгоритм пунктуационного анализа:

  • Присвоить каждому элементу препинания свой порядковый номер.
  • Объяснить постановку завершающего знака в конце предложения.
  • Если в задание указано сложное предложение (СП), то необходимо объяснить элементы препинания между основными частями.
  • Если предложение простое (ПП), то объяснить постановку всех символов внутри него.

Знак препинания в конце предложения

Чтобы объяснить тот или иной знак в конце, надо установить тип высказывания. Всего их существует 4 класса:

  1. повествовательное;
  2. вопросительное;
  3. восклицательное;
  4. недосказанность.

Точка «.» ставится в повествовательном предложении вне зависимости от того, простая или сложная у него конструкция. Если передаётся недосказанная или незавершённая мысль, то ставится многоточие «…». В конце вопросительного указывается вопросительный знак «?». При передаче эмоционального предложения ставят восклицательный символ «!». Иногда для большего эффекта знаки препинания сочетают:

  • ? — !;
  • ? — …;
  • ! — …

Этот эмоциональный метод в основном используют в художественной литературе: поэзии, прозе, романах и подобных.

Символы внутри ПП и СП

Внутри предложения может быть поставлено множество различных символов препинания. Главное — рассмотреть лишь основные, наиболее часто встречающиеся.

Использование тире

Тире «—» употребляют в предложениях, где отсутствует один из главных синтаксических членов. Этот знак заменяет пропущенное слово, мысленно его можно восполнить для понимания целостности картины. Тире ставится:

Пунктуационный разбор предложения
  • В качестве разделителя, если главные члены предложения формируют одну самостоятельную единицу речи. Ею может быть имя существительное в им. пад., инфинитивы, числительные.
  • Разделитель подлежащего и сказуемого, при условии, что 1 — глагол в неопределённой форме, 2 — существительное в именительном падеже.
  • Если в предложении есть указательное местоимение: это, вот. По правилу тире ставится перед ним.
  • Разделитель подлежащего (имя существительное) и сказуемого (количественное числительное. В любой постановке.

Значение запятых

Запятые часто ставят в ненужных местах. Их не употребляют между однородными членами, связанными по смыслу, и если они образуют цельное выражение. Также в ситуации, когда можно составить такие схематические построения:

  1. [Ο да (= «и») Ο].
  2. [Ο да и Ο].

В каких случаях обязательно ставить запятые:

Пунктуационный разбор простого предложения
  • Если идёт перечисление однородных слов без союзных элементов.
  • При наличии противительных союзов. Запятые ставятся перед ними.
  • После каждого повторяющегося однородного члена предложения.
  • Между парными соединениями.
  • Если есть двойные союзы. Запятая ставится перед вторым.

Точка с запятой

Этот знак «;» разделяет однородные члены. При этом они должны быть не единичными словами, а распространёнными, во внутренней структуре иметь запятые.

Обобщающее слово

Часто встречается перед перечислением однородных слов одно обобщающее. В таком случае в одном предложении используют запятые, двоеточие или тире. Иногда и сразу оба последних знака. Чтобы понять порядок расставления символов препинания, можно составить схему пунктуационного разбора:

  • [Θ: Ο, Ο, Ο].
  • [Ο, Ο, Ο — Θ].
  • [Ο, Ο, Ο, Ο, Ο — словом, Θ].
  • [Θ: и Ο, и Ο, и Ο — …].

Прямая речь

Иногда в тексте требуется указать прямую речь. Она имеет особые правила правописания в русском языке и является одной из самых сложных тем в обучении. Проблема в том, что для правильного оформления прямой речи потребуется использовать множество видов препинания: запятые, двоеточие, кавычки, точки или другие завершающие символы. Учитывать стоит и местоположение по отношению к авторскому тексту:

  • В начале.
  • В конце.
  • В центре.

К тому же цитаты имеют такой же порядок оформления, как и прямая речь.

Правила анализа

Первоначально объяснять в анализе придётся постановку самого популярного знака — запятой. Возможные причины употребления в предложении:

Прямая речь в тексте
  • Выделение второстепенных частей речи. Ими могут быть дополнения, определения, обстоятельства или приложений.
  • Если есть уточнение.
  • Обособить лексические обороты и сравнения.
  • Если есть союз «как».
  • Прочие дополнения в виде обращений, вводных элементов, а также междометные фразы.

При этом если разбирается сложное предложение, сначала необходимо уточнить вид:

  • сочинительная;
  • подчинительная;
  • бессоюзная.

Внимание! Постановку одного знака можно объяснить одновременно несколькими правилами пунктуации. Существуют и исключения, которые подчиняются только одному правилу и требованию.

Алгоритм пунктуационного разбора

Порядок напрямую зависит от типа предложения. Разбор простого и сложного значительно отличается.

Пунктуационный разбор простого предложения:

  • В отдельной строке конспекта выписать оригинал предложения с проставленными знаками препинания.
  • Дать устное пояснение знаку в конце препинания.
  • Определить и подчеркнуть грамматическую основу.
  • Устно указать правила постановки каждого элемента пунктуации.
  • Составить и записать схему. В случае проблем в самостоятельном составлении можно обратиться к онлайн-сервисам.

При пунктуационном разборе сложного предложения все вышеуказанные пункты исполняются в таком же порядке. В дополнение к обычному разбору необходимо указать правила, которые объясняют знаки препинания между двумя частями (ПП).

Чтобы точно и правильно выполнить пунктуационный анализ, надо не только знать наизусть теорию, создать памятку, но и уметь определить и разобрать структуру предложения. Объяснения потребует каждый символ, подобно самостоятельной единице речи. Если быть точнее, ученик должен не просто провести разбор, но на его основе объяснить и доказать правильность выбранной пунктограммы.


Как графически объяснить постановку запятых

Нужно выделить, то от чего зависит запятая: от однородных членов, обращения и всего прочего. Пример: Мама, я сделал уроки, хочу играть. Мама — обращение, после него должна стоять запятая, нужно подписать сверху слова мама кратко слово обр. Сделал, хочу играть — однородные сказуемые, их нужно подчеркнуть двумя чертами. В завершение нужно подчеркнуть саму запятую. Лично нас учат так.

просто где запятая там пиши над ней обор.

Кристина, а что, у нес теперь каждая запятая обращением объясняется? Можно поинтересоваться, с какого момента?

сначало нужно найти грамматическую основу, потом нужно подчеркнуть ее . Ну это четвероклассникам

сначало нужно найти грамматическую основу, потом нужно подчеркнуть ее . Ну это четвероклассникам

кароче выполнить надо синтаксический разбор

гы иза чего стоит запитая гыыыыы

Объясните постановку недостающих знаков пре­пинания. ГДЗ, Упр. 372, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Был седьмой час вечера — время, когда белая акация и си­    рень пахнут так сильно, что кажется, воздух и сами деревья стынут от сво­    его запаха. В городском саду уже играла музыка. Лошади звонко стучали по мостовой, со всех сторон слышались смех, говор, хлопанье калиток.  Встречные солдаты  козыряли  офицерам,  гимназисты  кланялись  Никитину;  и, видимо, всем гуляющим, спешившим в сад на музыку, было очень при­    ятно глядеть на кавалькаду. А как тепло, как мягки на вид облака, разбро­ санные в беспорядке по небу, как кротки и уютны тени тополей и акаций, — тени, которые тянутся через всю широкую  улицу и захватывают на дру­  гой стороне дома до самых балконов и вторых этажей!
Выехали за город и побежали рысью по большой дороге. Здесь уже не пахло акацией и сиренью, не слышно было музыки, но зато пахло полем, зеленели   молодые   рожь   и   пшеница,   пищали   суслики,   каркали   грачи.   Куда ни  взглянешь,  везде  зелено;  только  кое-где  чернеют  бахчи,  да  далеко влево  на кладбище белеет полоса отцветающих яблонь.
Проехали мимо боен, потом мимо пивоваренного завода, обогнали тол­пу солдат-музыкантов, спешивших в загородный сад.
 
1.  Врé-мя
в — [в] — согл., зв., тв.
р — [р’] — согл., зв., мягк.
е — [эˊ] — гласн., ударн.
м — [м’] — согл., звонк., мягк.
я — [а] — гласн., ударн.
5 букв, 5 звуков, 2 слога.
 
(По) мос-то-вóй
м — [м] — согл., зв., тв
o — [а] — гласн., безуд.
с — [с] — согл., глух., тв.
т — [т] — согл., глух., тв.
o — [а] — гласн., безуд.
в — [в] — согл., звонк., тв.
o — [ó] — гласн., ударн.
й — [й’] — согл., зв., мягк.
8   букв, 8 звуков, 3 слога.
 
Ка-валь-кá-ду
к — [к] — согл., тв., глух.
а — [а] — гласн., безуд.
в — [в] — согл., тв., зв.
а — [а] — гласн., безуд.
л — [л’]— согл., мягк., зв.
ь — [—]
к — [к] — согл., тв., глух.
а — [á] — гласн., ударн.
д — [д] — согл., тв., зв.
у — [у] — гласн., безуд.
10    букв, 9 звуков, 4 слога.
 
Хлó-па-нье
х — [х] — согл., глух., тв
л — [л] — согл., зв., тв.
o — [ó] — гласн., ударн.
п — [п] — согл., глух., тв.
а — [а] — гласн., безуд.
н — [н’] — согл., зв., мягк.
ь — [—]

8 букв, 8 звуков, 3 слога.
 
Сол-дáт
с — [с] — согл., тв., глух.
o — [а] — гласн., безуд.
л — [л] — согл., тв., зв.
д — [д] — согл., тв., зв.
а — [а] — гласн., ударн.
т — [т] — согл, тв., глух.
6    букв, 6 звуков, 2 слога.
 
Му-зы-кáн-тов
м — [м] — согл., тв., зв.
у — [у] — гласн., безуд.
з — [з] — согл., тв., зв.
ы — [ы] — гласн., безуд.
к — [к] — согл., тв., глух.
а — [а] — гласн., ударн.
н — [н] — согл., тв., зв.
т — [т] — согл., тв., глух.
ы — [ы] — гласн., безуд.
в — [в] — согл., зв.
10 букв, 10 звуков, 4 слога.
 
Время — сущ., (кто?  что?) время;
I.   Нариц., неодуш., ср.р, 2 скл.;
II.    В им. пад., ед.ч.;
III.    (что?) — 

(По­веств., невоскл., сложное с разными видами связи: между 1 и 2 — бессоюзная, между 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5 — подчинительная; 1) двусост, распр., неосл., полн.;
2) односост. с главным членом предложения подлежащим, назывное, нераспр., неосл., неполн.; 3) двусост., распр., осл. рядом однор. подлеж.. неполн.; 4) одно­ сост. с главным членом предложения сказуемым, неопред.-личное, нераспр., неосл., неполн.; двусост., распр., осл. рядом однор. подлеж., полн.)
Кавалькада — группа едущих всадников.
Бахча — поле, на котором выращиваются арбузы, дыни, тыквы.

Спишите текст, проанализируйте и объясните устно постановку знаков препинания… ГДЗ Упр. 1, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И, Рыбченкова Л.М

Привет, смотри
ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная’

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля! (Уточнение )

Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
 (Сложное предложение,  состоящее  из  трех  частей,    объединенных общим восклицанием.)
Славься, Отечество наше свободное.
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная’
Славься, страна! Мы гордимся тобой’
(Слова С. В. Михалкова)
Прописные буквы в словах: Россия (географическое название), Отечест- во (высокое). Бог (традиционное написание), Отчизна (высокое)
Россия — [р а с’ и́  j’ а] — 3 слога
р — [р] — согласный, непарный звонкий, парный твердый;
о — [а] — гласный, безударный;
согласный, парный глухой, парный мягкий;
и — [и] — гласный, ударный;
согласный, непарный звонкий, непарный мягкий; гласный, безударный.
6 букв, 6 звуков
Союз — [с a j ’ ý с] — 2 слога
с — [с] — согласный, парный глухой, парный твердый; о — [а] — гласный, безударный;
согласный, непарный звонкий, непарный мягкий; гласный, ударный,
з — [с] — согласный, парный глухой, парный твердый.
4 буквы, 5 звуков

Славься — слава.
(Для) — 3 скл., Р.п

I.  На) все (времена) — мест., времена (какие?) все.
H.ф. — весь.
II.    Пост. признаки: определительное; непост признаки: В п., мн.ч
III.    Достоянье (какое?) 
I.         Славься — глагол, (что делай?) славься. Н.ф. — славиться.
II.         Пост. пр.: несов. вид, II спр., непереход.; непост пр. повелит накл., ед.ч.
111. (Что делай?) 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *