Нестандартные задачи по математике 4 класс – Учебно-методическое пособие по математике (1, 2, 3, 4 класс) по теме: Методы и приёмы решения нестандартных задач в начальной школе. Практико-ориентированная монография.

План-конспект урока по математике (4 класс) на тему: Конспект открытого урока по математике 4 класс «Решение нестандартных задач»

Слайд 1

Открытый урок математики 4 «Б» класс

Слайд 2

Прозвенел звонок для нас! Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнём. Урок математики начнём.

Слайд 3

Форомула трёх У Уверенность! Успех! Удовольствие!

Слайд 4

Минутка чистописания Запишите число, в котором 7сот. тыс., 5 тыс., 1 сот., 3 дес., 2 ед. Что можно сказать об этом числе.

Слайд 5

Найдите закономерность и продолжают цепочку, запишите ещё по 3 числа. 460007 → 460017 → … 891000 → 892000 → … 756200 → 756400 → … Арифметический диктант

Слайд 6

Тест «Для любознательных». Говения – что это такое? А. Название страны – 170. Б. Растение- 270. В. Животное – 190. Ответ на данный тест вы узнаете, если найдёте правильно задуманное число.

Слайд 7

Если третью часть наибольшего двузначного числа увеличить в 10 раз, а затем из полученного результата вычесть разность чисел наименьшего трехзначного и половину числа 80, вы узнаете задуманное число. Запишите полученное выражение

Слайд 8

Говения – что это такое? А. Название страны – 170. Б. Растение- 270. В. Животное – 190.

Слайд 9

Если в числовом выражении получили ответ -270, вы узнаете о необычном конфетном дереве!

Слайд 10

Говения В лесах Китая, Индии, Японии и Кореи растёт удивительное конфетное дерево – говения. Ножки, на которых держатся сухие невкусные плоды говении, необыкновенно сладкие. Эти коричневатые изогнутые веточки с удовольствием едят и дети, и взрослые. С одного дерева в год собирают до 30 килограммов «конфет». В нашей стране это конфетное дерево растёт в Крыму, на Кавказе и в Средней Азии.

Слайд 11

Оценим свою работу 99:3*10-(100-80:2)=270 — не допустил(а) ошибок, доволен(а) собой; — допускал(а) неточности; — надо стараться и успех придёт.

Слайд 12

Чтобы задачи верно решать, Необходимо думать, рассуждать, И, конечно, без ошибок вычислять. А для этого нужно внимание И обязательно старание!

Слайд 13

Комбинаторная задача Комбинаторика – это область математики. Комбинаторные задачи могут иметь не только одно, но и несколько вариантов решений. Чтобы решить такую задачу, не обязательно выполнять какие – либо арифметические действия.

Слайд 14

«Богатыри»

Слайд 15

Виктор Михайлович Васнецов Картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» имеет внушительные размеры ширина 295 см, а длина 446 см. Почти 20 лет Васнецов работал над созданием этой картины. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П.М. Третьяковым для своей галереи.

Слайд 16

В.М. Васнецов «Богатыри»

Слайд 17

Богатырь — Герой русских былин и сказок. — Защитник родины, воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью. — Рослый, крепкого сложения, сильный человек. — перен. Незаурядный, выдающийся в какой-либо области человек.

Слайд 18

Откройте учебник на странице 41.

Слайд 19

Самостоятельная работа № 183 стр. 41

Слайд 20

Шагай по ступенькам знаний смело! Помни, ученье – это серьезное дело!

Слайд 21

Спасибо за внимание!

Слайд 22

Молодцы!

Учебно-методический материал по математике (4 класс) на тему: Нестандартные задачи. 4 класс

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательная математика. 2 класс. Цель урока: Продолжать развивать логическое мышление, умение анализировать и решать нестандартные задачи.

Занимательные и нестандартные задачи в первом классе с использованием ИКТ

Эту работу я выполняла на курсах «Информатика в начальной школе» (2004-2005). Материал этого проекта можно использовать как на уроке математики, информатики, так и во внеурочное время. На классн…

Нестандартные задачи на уроках математики в 3-м классе

Предлагаемый вашему вниманию материал является продолжением аналогичных задач для 1-го класса (см. № 41/2001) и для 2-го класса (см. № 12/2002)….

рабочая программа «Решение нестандартных задач» 4 класс

Рабочая программа включает пояснительную записку и планирование занятий факультатива. Олробирована в 2013 — 2014 учебном году. Хорошие результаты в олимпиадах и компьютерном тестировании….

Нестандартные задачи на уроках математики во 2-м классе

УМК «Школа 21 века»Тема самообразования на 2011-2012 уч.гг…

Нестандартные задачи по математике 1 класс

,,,,,,…

Конспект открытого урока по математике 4 класс «Решение нестандартных задач»

Тема: Решение нестандартных задач.   Задачи деятельности учителя:  учить решать задачи логического характера, учить рассуждать и делать выводы. Личностные: стремиться к получе…

Нестандартные задачи по математике в 4 классе — Г. Левитас

  • Обложка: Бешеный

    Просмотров: 2413

    Бешеный

    Анастасия Шерр

    Он злой, опасный, бешеный.Мне бы держаться от него подальше. Бежать, не оглядываясь…Но лишь один…

  • Обложка: Игра начнется в понедельник (СИ)

    Просмотров: 2169

    Игра начнется в понедельник (СИ)

    Виктория Осадчая

    Что делать, если тебя предал и продал собственный муж? Сопротивляться? Доказывать, что у тебя есть…

  • Обложка: Жемчужина для королей (СИ)

    Просмотров: 1948

    Жемчужина для королей (СИ)

    Оксана Чернышова

    Каждая сказка начинается так. «В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был, король. И…

  • Обложка: Любовь со вкусом ванили (СИ)

    Просмотров: 1855

    Любовь со вкусом ванили (СИ)

    Ольга Грон

    Мне пришлось бежать накануне своей свадьбы. Скрываясь под чужим именем, на работу устроиться не…

  • Обложка: Игрушка для драконов (СИ)

    Просмотров: 1828

    Игрушка для драконов (СИ)

    Инесса Иванова

    Аннотация к книге «Игрушка для драконов» Я, Эмили, Маг из небогатого, но знатного рода, получила…

  • Обложка: Босс для няни (СИ)

    Просмотров: 1598

    Босс для няни (СИ)

    Ирина Давыдова

    Я ленивая! Да, я жутко не люблю работать, но зато во мне есть другой плюс – мне нравится возиться с…

  • Обложка: Когда даже ангелы посылают (СИ)

    Просмотров: 1483

    Когда даже ангелы посылают (СИ)

    Дарья Волкова

    Ни он, ни она не планировали отношений, романа или, боже упаси, брака. Он мотается по всему миру,…

  • Обложка: Департамент Правосудия (СИ)

    Просмотров: 1376

    Департамент Правосудия (СИ)

    Alexandera Bender

    Потеряв работу, Дарья отчаялась найти новую. Несколько месяцев девушка безуспешно ходила на…

  • Обложка: Мой парень - козел (СИ)

    Просмотров: 1332

    Мой парень — козел (СИ)

    Ника Веймар

    Мне никогда не везло с мужчинами. Вот и очередная «вечная любовь» закончилась незнакомой крашеной…

  • Обложка: Наездница для дракона (СИ)

    Просмотров: 1293

    Наездница для дракона (СИ)

    Энди Бо

    В суровых землях Скаридов живут отважные воины и своенравные женщины, но не они снискали славу…

  • Обложка: Пауки княжеского двора или Как избавиться от невесты (СИ)

    Просмотров: 1292

    Пауки княжеского двора или Как избавиться от невесты (СИ)

    Коварная Ри

    Позвольте представиться!Меня зовут Кэролайн де Вельренс, герцогиня в N-ном поколении, почти…

  • Обложка: Лорд, который влюбился 2 (СИ)

    Просмотров: 1116

    Лорд, который влюбился 2 (СИ)

    Анна Гаврилова

    Я не испугалась — видела, как входим в сотканную из тьмы колонну, но когда магистр остановился,…

  • Обложка: Благословение проклятых дорог (СИ)

    Просмотров: 1106

    Благословение проклятых дорог (СИ)

    Любовь Штаний

    Когда невероятное лучистое счастье оборачивается леденящей пустотой и беспросветной тоской, есть…

  • Обложка: Из космоса с любовью

    Просмотров: 1069

    Из космоса с любовью

    Лана Ежова

    Лучшая подруга предложила отправиться на курортную планету Леран по путевке с суперскидкой.…

  • Обложка: Тонкие грани (СИ)

    Просмотров: 1059

    Тонкие грани (СИ)

    Слава Доронина

    После смерти единственного близкого человека мой мир перестал быть прежним. А когда в нем появился…

  • Обложка: Отбор для ректора академии (СИ)

    Просмотров: 1012

    Отбор для ректора академии (СИ)

    Алекс Анжело

    В его руках — судьбы, сила, магия. Он глава академии с тяжелым характером и холодным сердцем, с…

  • Обложка: Наложница не приговор. Влюбить и обезвредить (СИ)

    Просмотров: 978

    Наложница не приговор. Влюбить и обезвредить (СИ)

    Ксения Лестова

    Черная планета лишилась своего светила много лет назад и никто не знал, как можно повернуть время…

  • Обложка: Мне нравится, когда ты злишься (СИ)

    Просмотров: 975

    Мне нравится, когда ты злишься (СИ)

    Escadra

    «Изображать на публику любимую девушку кумира молодежи? А почему бы и нет?»Из-за одной встречи в…

  • Обложка: Два красавчика и Я (СИ)

    Просмотров: 926

    Два красавчика и Я (СИ)

    Анна Шварц

    Попасть в ДТП по дороге на собеседование? Могу, умею, практикую! Полмиллиона за разбитый Форд — это…

  • Обложка: Полет Дракона (СИ)

    Просмотров: 826

    Полет Дракона (СИ)

    Екатерина Каблукова

    Отправляясь на скучное семейное собрание Веро Амстел и не подозревала, что попадет в самую гущу…

  • Обложка: Между ним и тобой (ЛП)

    Просмотров: 816

    Между ним и тобой (ЛП)

    Тиджан

    Он велел мне «остыть».Намекнул, что со мной «что-то не так».Назвал «легкой добычей».И сделал все…

  • Обложка: Академия магии: "Восставшая" (СИ)

    Просмотров: 814

    Академия магии: "Восставшая" (СИ)

    Зои Дешенель

    Мне казалось, что я умерла… Но судьба решила сыграть со мной совсем другую игру. За все нужно…

  • Обложка: Танец в живописной технике (СИ)

    Просмотров: 783

    Танец в живописной технике (СИ)

    Анна Владимирова

    Однажды я нарисовала его портрет… Портрет мужчины без будущего, загнанного в угол и связанного по…

  • Обложка: Ведьмы не признают отказов! (СИ)

    Просмотров: 703

    Ведьмы не признают отказов! (СИ)

    Валентина Бэлс

    Каждый, кто хоть раз сталкивался с нашей расой, знает: «Ведьмы не признают отказов!» Это древнее и…

  • Обложка: Любовь в полете (СИ)

    Просмотров: 695

    Любовь в полете (СИ)

    Ася Оболенская

    Она обожает небо и не понимает, как жить без него. Он ненавидит перелеты и совсем не уважает…

  • Обложка: Хамка. Начало

    Просмотров: 572

    Хамка. Начало

    Инна Полежаева

    Диана отличается тем, что не умеет льстить, играть, флиртовать. Не умеет быть удобной для общества.…

  • Обложка: На зов луны (СИ)

    Просмотров: 556

    На зов луны (СИ)

    Алена Райдер

    Луна — она такая холодная, одинокая…Ее округлая форма, яркий желтый цвет,Меня манят, зовут за…

  • Обложка: ПМК. Книга 1 (СИ)

    Просмотров: 554

    ПМК. Книга 1 (СИ)

    Рина Ских

    Адриана — боевой маг, представительница правопорядка. Ей удалось задержать опасного преступника,…

  • Нестандартные задания по математике для 4 класса

    Нестандартные задания по математике

    для 4 класса

    Автор: Чижова Надежда Васильевна,

    учитель начальных классов

    МБОУ Мухтоловская ОШ

    2018 г

    Нестандартные задания по математике для обучающихся 4 класса

    1. Поставь между цифрами знаки арифметических действий и скобки так, чтобы получились верные равенства.

    А) 6 6 6 6 = 24 в) 5 5 5 5 = 10

    Б) 3 3 3 3 = 111 г) 2 2 2 2 = 10

    2. Как с помощью шести шестерок и знаков действий составить число 100?

    ____________________________________________________________________

    3. В числе 5236845 зачеркните три цифры так, чтобы оставшееся число было:

    а) наименьшим; б) наибольшим.

    Ответ:___________________________________________________________________________

    4. Реши задачу с пояснением.

    Круг сыра имеет массу 1200 г. За завтраком съели 1/3 часть сыра, за ужином 1/10 часть остатка. Сколько сыра осталось?

    5. Шесть семей уехали отдыхать в разные города. Приехав к месту отдыха, они поговорили друг с другом по телефону. Сколько звонков было сделано?

    _____________________________________________________________________

    6. Реши задачу.

    Капитан Врунгель погнался за кенгуру. Кенгуру в минуту делает 70 прыжков, длина каждого прыжка – 10 м. Капитан Врунгель бежит со скоростью 10 м/с. Догонит ли он кенгуру?

    7. Напишите наибольшее десятизначное число, у которого все цифры различны.

    _________________________________________________________________________________

    8. Если самое большое трехзначное число уменьшить на самое большое двузначное число, полученный результат разделить на 4, а затем вычесть 50, то получится возраст мудреца-звездочета. Сколько лет звездочету?

    _________________________________________________________________________________

    9. Реши задачу.

    Трех котят держали девочки на руках: рыжего, черного и белого. Фамилии девочек были: Белова, Чернова, Рыжова. Ни одна из девочек не держала котенка того цвета, от которого произошла фамилия. Белова гладила черного котенка, которого держала подруга. Какого цвета котята находились на руках у каждой из девочек.

    _________________________________________________________________________________

    ОТВЕТЫ:

    1. А) 6 + 6 +6 +6 = 24 в) (5 5 — 5) : 5 = 10

    Б) 3 3 3 : 3 = 111 г) (2 2 — 2 ) : 2 = 10

    2. (6 6 6 — 6 6) : 6 = 100

    3. а) наименьшее – 2345; б) наибольшее – 6845.

    4. Реши задачу с пояснением.

    1) 1200:3 = 400 (г) – за завтраком

    2) 1200- 400 = 800 (г) – остаток после завтрака

    3) 800:10 = 80 (г) — за ужином

    4) 800 -80 = 720 (г) – осталось

    Ответ: 720 г

    5. Ответ: 5+4+3+2+1= 15 звонков

    6. Реши задачу.

    1) 10х70= 700(м) – длина прыжка кенгуру за минуту

    2)10х60 =600 (м) –путь Врунгеля за минуту

    Ответ: 700 м > 600 м — не догонит

    7. Напишите наибольшее десятизначное число, у которого все цифры различны.

    Ответ: 9 876 543 210

    8. Ответ: (999 – 99) : 4 – 50 =175 (лет) — Звездочету

    9. Реши задачу.

    Белова – рыжий кот, Чернова – белый кот, Рыжова – черный кот

    Литература:

    1. Керова Г. В. Нестандартные задачи по математике. 1-4 классы/ Г. В. Керова.- М.:ВАКО, 2015.

    2. Орг, А. О., Белицкая, Н.Г. Олимпиады по математике. 4 класс / А.О. Орг, Н.Г. Белицкая. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

    Задания по математике на тему «Нестандартные задачи» (4 класс).

    Ф.И. учащегося ___________________________________

    Олимпиада по математике. 4 класс.

    1. Найди наименьшее число, которое при делении на 2 даёт остаток 1, а при делении на 3 даёт остаток 2?

    _____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    Ответ: _________________________________

    1. Вера, Оля Таня пошли в лес. С собой они взяли корзину, лукошко и ведро. Известно, что Оля была не с корзинкой и не с лукошком, Вера не с лукошком. Что с собой взяла каждая девочка?

    _____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    Ответ:__________________________________

    1. Однажды в вагоне Таня стала зашифровывать слова, заменяя буквы их номерами в алфавите. Когда она зашифровала пункты прибытия и отправления поезда, то обнаружила, что они записаны с помощью дух цифр: 211221 – 21221. Откуда и куда идёт поезд?

    _____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    Ответ:__________________________________

    1. Периметр квадрата равен 20 см. На сколько квадратных сантиметров увеличится площадь квадрата, если его периметр увеличить на 12 см?

    ______________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________

    Ответ: _______________________________

    1. На первой грядке росло в 5 раз больше кустов клубники, чем на второй. Когда с первой грядки пересадили 22 куста на вторую грядку, то число кустов клубники на каждой грядке стало одинаково. Сколько было кустов на каждой грядке?

    ______________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________

    Ответ: ____________________________________

    1. Дано выражение: 1891 – (1600 : а + 8040 : а) х с

    Запиши, как можно изменить выражение, не меняя его значение.

    _____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    Ответ: ________________________________________

    1. В коробке лежат фигуры: треугольники, квадраты и круги. Всего 24 фигуры. Треугольников в 7 раз больше, чем квадратов. Какое возможное число каждой из фигур лежит в коробке?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ответ: _______________

    1. Вычисли наиболее рациональным способом:

    12 х 71 + 29 х 9 + 171 х 13 + 29 х 16

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ответ: ______________

    1. Для начинки пирогов имеется: рис, мясо, яйца. Сколько разных начинок можно приготовить из этих продуктов? (При этом помни, что начинку можно приготовить из разного числа продуктов.)

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ответ: ________________

    Ответы:

    1. Запишем числа, дающие при делении на 2 остаток 1: 3, 5, 7, 9, 11…

    Теперь запишем числа, дающие при делении на 3 остаток 2: 5, 8, 11, 14, 17… Выберем из полученных чисел то, которое удовлетворяет условию и является наименьшим. Это число 5.

    Ответ: число 5.

    1. В задаче речь идёт о трёх девочках (Вере, Оле, Тане) и трёх предметах (корзинка, лукошко, ведёрко). Составим таблицу, заполним её по условию задачи:

    Вера

    Оля

    Таня

    корзинка

    +

    лукошко

    +

    ведёрко

    +

    Ответ: Вера была с корзинкой, Оля – с ведёрком, Таня – с лукошком.

    1. Выписать все буквы алфавита, имеющие в числе номера цифры 1 и 2. Это буквы: А, Б, Й, К, У, Ф. Используя эти буквы составить названия городов: Баку Уфа.

    Ответ: Баку – Уфа.

    1. I способ:

    1. 20:4=5(см) – длина одной стороны.

    2. 5х5=25(см²) – площадь квадрата.

    3. 12:4=3(см) – разность между сторонами.

    4. 5+3=8(см) – сторона нового квадрата.

    5. 8х8=64(см²) – площадь нового квадрата.

    6. 64 – 25 =39(см²)

    II способ:

    3 см

    5 см

    5 см 3 см

    1. 20:4=5(см) – длина одной стороны.

    2. 5+3=8(см) – длина верхнего прямоугольника.

    3. 8х3=24(см²) – площадь верхнего прямоугольника.

    4. 5х3=15(см²) – площадь нижнего прямоугольника.

    5. 24+15=39(см²)

    Ответ: 39 см²

    1. I способ:

    I грядка

    II грядка 22 куста

    1. 22:2=11(кустов) – это одна часть, на II грядке.

    2. 11х5=55(кустов) – было на I грядке.

    II способ:

    1. 5+1=6(частей) – всего.

    2. 6:2=3(части) – приходится на каждую грядку.

    3. 5 – 3 =2(части) – пересадили с I грядки на II.

    4. 22:2=11(кустов) – это одна часть, на II грядке.

    5. 11х5=55(кустов) – было на I грядке.

    Ответ: 11 кустов на II грядке, 55 кустов – на I грядке.

    1. 1891 – (1600 : а + 8040 : а) х с

    1891 – ((1600 + 8040) : а) х с

    1891 – (1600 : а) х с + (8040 : а) х с

    1891 – (1600 х с) : а + (8040 х с) : а

    1891 – (1600 х с + 8040 х с) : а

    1. Представим условие задачи в виде чертежа:

    Квадраты

    Треугольники 24 фигуры

    Круги

    По чертежу видно, что квадратов и треугольников всего 8 одинаковых частей, а значит, их сумма должна делится на 8. Чисел, меньших 24 и делящихся на 8, всего два – это 8 и 16. Проверим каждое из них.

    1. 16:8 =2(квадрата) 1) 8 : 8 =1(квадрат)

    2. 2 х 7 = 14(треугольников) 2) 1 х 7 = 7(треугольников)

    3. 24 – (14 + 2) = 8(кругов) 3) 24 – (7 + 1) = 18(кругов)

    Ответ: I вариант – 2 квадрата, 14 треугольников, 8 кругов;

    II вариант – 1 квадрат, 7 треугольников, 16 кругов.

    1. 12 х 71 + 29 х 9 + 171 х 13 + 29 х 16 =

    = (171 х 12 + 171 х 13) + (29 х 9 + 29 х 16) =

    = 171 х (12 + 13) + 29 х (9 + 16) =

    = 171 х 25 + 29 х 25 = (171 + 29) х 25 = 200 х 25 = 5000

    Ответ: 5000.

    1. Начинки из одного компонента можно приготовить тремя способами: (рис (Р), мясо (М), яйцо (Я). Начинки из двух компонентов можно приготовить тремя способами: Р – Я, Р – М, М – Я, из трёх – одним способом Р – М – Я. Значит всего можно приготовить 7 видов начинок.

    Ответ: 7 начинок.

    Презентация к уроку по математике (4 класс): Решение комбинаторных и нестандартных задач на уроке математики и во внеурочной деятельности, 4 класс.

    Определите всевозможные варианты расположения богатырей на картине? Сколько вариантов у вас получилось? Запишите их в рабочий лист.

    Определите всевозможные варианты расположения богатырей на картине? Сколько вариантов у вас получилось? Запишите их в рабочий лист.

    Определите всевозможные варианты расположения богатырей на картине? Сколько вариантов у вас получилось? Запишите их в рабочий лист.

    При встрече 8 друзей обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий?

    При встрече 8 друзей обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий?

    При встрече 8 друзей обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий?

     

    Улитка ползёт вверх по столбу высотой 10 м. За день она поднимается на 5 м, а за ночь — опускается на 4 м. За какое время улитка доберётся от подножья до вершины столба?

    Улитка ползёт вверх по столбу высотой 10 м. За день она поднимается на 5 м, а за ночь — опускается на 4 м. За какое время улитка доберётся от подножья до вершины столба?

    Улитка ползёт вверх по столбу высотой 10 м. За день она поднимается на 5 м, а за ночь — опускается на 4 м. За какое время улитка доберётся от подножья до вершины столба?

    Улитка ползёт вверх по столбу высотой 10 м. За день она поднимается на 5 м, а за ночь — опускается на 4 м. За какое время улитка доберётся от подножья до вершины столба?

    Улитка ползёт вверх по столбу высотой 10 м. За день она поднимается на 5 м, а за ночь — опускается на 4 м. За какое время улитка доберётся от подножья до вершины столба?

    Три девочки на вопрос, по сколько им лет, ответили так.

    Маша: Мне вместе с Наташей 21 год.

    Наташа: Я моложе Тамары на 4 года.

    Тамара: Нам трём вместе 34 года.

    Сколько лет каждой из девочек?

    Три девочки на вопрос, по сколько им лет, ответили так.

    Маша: Мне вместе с Наташей 21 год.

    Наташа: Я моложе Тамары на 4 года.

    Тамара: Нам трём вместе 34 года.

    Сколько лет каждой из девочек?

    Три девочки на вопрос, по сколько им лет, ответили так.

    Маша: Мне вместе с Наташей 21 год.

    Наташа: Я моложе Тамары на 4 года.

    Тамара: Нам трём вместе 34 года.

    Сколько лет каждой из девочек?

    Решение логических и нестандартных задач определенным методом решения. 4-й класс

    Цель урока: развитие логического мышления при решении нестандартных задач.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    – Ребята, расшифруйте данную анаграмму
    – ГИКОАЛ? (Иголка, логика).
    – Какое из этих слов непосредственно связано с предметом математики? (Логика).
    – Так какие же задачи мы сегодня будем решать на уроке? (Задачи логического характера).
    – Тема нашего урока: Решение задач логического характера, нестандартных задач, с помощью определенного метода решения.
    – Какие мы с вами уже рассматривали типы нестандартных задач на кружке математики, на уроках математики?

    II. Проверка домашнего задания

    – Я вам на дом тоже задала нестандартные задачи.

    1) – Был дан математический ребус, при решении, которого вы использовали метод перебора. Перебор должен быть грамотным, т. е. таким, чтобы при его использовании были рассмотрены все случаи, которые могут представляться, а кроме того, отброшены негодные варианты.

    – Какой получился пример на сложение?

       д о с к а                   2 9 7 5 0
    +  д о с к а               +  2 9 7 5 0
    +  д о с к а               +  2 9 7 5 0
    л о д к а                       8 9 2 5 0

    – Было задание уметь очень хорошо объяснить.
    Пойдет к доске и объяснит нам… .

    2)  – Прочитайте 2 задачу:

    Как из восьмилитрового ведра с молоком отлить 1 литр с помощью трехлитровой банки и пятилитрового бидона?

    – К какому типу относиться данная задача? (Задача на переливание с помощью трех сосудов, при этом разрешаются только две операции: опорожнить один сосуд и наполнить до краев другой).

    Пойдет к доске объяснить решение… .

        Шаги

    Емкость

    I

    II

    III

    IV

    V

    VI

    8 л

    8

    3

    3

    6

    6

    1

    5 л

    5

    2

    2

    5

    3 л

    3

    2

    2

    Шаги

    Емкость

    I

    II

    III

    IV

    V

    8 л

    8

    5

    5

    2

    2

    5 л

    3

    3

    5

    3 л

    3

    3

    1

    3) 3 домашние задание я спрошу после устного счета. (Узнать все о белом медведе, в числовых данных).

    III. Устный счет

    – Эти герои из какого произведения? («Дядя Федор, пёс и кот»).
    – Кто написал эту повесть–сказку? (Э. Успенский).
    – Они пришли к нам на урок с заданиями для нас. Кот Матроскин хочет проверить, как мы считаем устно.

    Задание от кота Матроскина

    – Какой медведь самый крупный? (Белый медведь)

    159

    163

    136

    123

    27

    90

    237

    41

    14

    1) Узнайте длину тела белого медведя (в см), выполнив действие по программе:
    – Выберите из I строки наименьшее число.
    – Выберите из II строки наибольшее число.
    – Из III строки выберите не наименьшее и не наибольшее число.
    – Найдите сумму выбранных трех чисел. (300 см).
    – Выберите длину тела белого медведя в дм, в м. (30 дм, 3 м).
    2) Узнайте массу белого медведя (в кг).
    – Назовите геометрические фигуры, которые встречаются в этом задании? (Трапеция, окружность, ромб, прямоугольник, четырехугольник).
    – Какая фигура лишняя? Почему?
    – Расшифруйте математический клубок.

    3) Узнайте, с какой скоростью могут бегать белые медведи, при такой длине тела и массе. Выполните решение по алгоритму: (40 км).

    – Что вы можете сказать о белом медведе?

    IV. Повторение пройденного

    –  Дядя Федор и пес Шарик хотят проверить, как мы решаем задачи.

    1. Два ученика решают самостоятельно задачу у доски, с последующей проверкой.

    Задача для 1 ученика: На корабле «Пиратское счастье» несколько кошек, несколько матросов, кок и одноногий капитан. У всех них, вместе взятых, 15 голов и 41 нога. Сколько кошек было на корабле? (Тип задачи – «Ноги, головы»).

    1) 41 – 1 = 40 (ног) – без капитана;
    2) 15 – 1 = 14 (голов) – без капитана;
    3) 14 – 2 = 28 (ног) – у каждого есть хотя бы по 2 ноги;
    4) 40 – 28 = 12 (ног) – для кошек;
    5) 12 : 2 = 6 (кошек)

    Ответ: 6 кошек было на корабле.

    Задача для 2 ученика: Колхозница продавала на рынке яйца. Первая покупательница купила у нее половину яиц и еще пол-яйца, вторая – половину остатка и еще пол-яйца, а третья – последние 10 яиц. Сколько яиц принесла колхозница на рынок? (Тип задачи – решение от конца к началу. Задача про неизвестное число).

    Х

    43

    : 2

    .  5

    – 0,5

    + 0,5

    : 2

    . 5

    – 0,5

    + 0,5

    – 10

    + 10

    0

    0

    (яйца) – принесла колхозница на рынок

     

     

     

     

    Задача 3. А, Б, В и Г – друзья. Один из них – врач, другой журналист, третий – тренер спортивной школы и четвертый строитель. Журналист написал статьи об А и Г. Тренер и журналист вместе с Б ходили в поход. А и Б были на приеме у врача. У кого какая профессия?
    – Тип задачи? (Логическая задача).

    – Каким способом удобнее решить эту задачу? (При помощи таблицы).
    – А почему? (Мысленно решить эту задачу трудно, можно легко запутаться. Применение таблиц значительно ускоряет, почти автоматизирует решение задачи)
    – Как будем оформлять эту задачу? (В левом столбце таблицы напишем друзей – А, Б, В, Г. В верхней строке – их профессии).
    – По условию видно… .
    – Отсюда следует… .

    Профессии

    Имена

    врач

    журналист

    тренер

    строитель

    А

    +

    Б

    +

    В

    +

    Г

    +

    Физкульт-музыка

    Задача 4. В ящике лежат 100 белых, 100 красных, 100 синих и 100 черных шаров. Какое наименьшее число шаров надо вытащить, не заглядывая в ящик, чтобы среди них было не меньше чем 3 шара одного цвета?
    – Как мы с вами называем такие задачи? (В худшем случае).
    – В лучшем случае сколько надо взять шаров? (3 шара).
    –  А в худшем случае, какое наименьшее число шаров надо вытащить, не заглядывая в ящик, чтобы среди них было не меньше, чем 3 шара одного цвета? (9 шаров).
    – Объясните, как вы рассуждали

    Задача 5. В феврале было 7 ясных и безветренных дней, 15 дней был ветер и 12 дней шел снег. Сколько дней была метель?

    – Сколько дней в феврале?
    – Какой сей час год – високосный или не високосный?
    – Значит, сколько дней в феврале этого года?
    – Какая погода в метель?
    – При помощи чего удобнее решить эту задачу. (При помощи кругов Эйлера).
    – Через множество В, что обозначим? (Сколько дней был ветер).
    – Через множество С, что обозначим? (Сколько дней был снег).
    – В пересечение множеств, что обозначим? (Сколько дней была метель, т.к. метель – это ветер и снег).
    – Где обозначим, сколько было ясных дней?
    – Где обозначим, сколько было всего дней в феврале?

    – Решаем самостоятельно.
    – Объяснит решение… .

    1) 28 – 7 = 21 (дней) – без ясных дней;
    2) 21 – 15 = 6 (дней) – шел только снег;
    3) 21 – 12 = 9 (дней) – был только ветер;
    4) 21 – (6 + 9) = 6 (дней) – была метель.

    Проверка:

    6 + 9 + 6 + 7 = 28 (дней) – всего.

     Задача 6. Сколько квадратов изображено на рисунке?

    4 + 5 + 3 + 1 = 13 (квадратов)

    V. Итог. Оценки

    – Чем мы сегодня занимались на уроке?

    VI. Домашнее задание «Кенгуру» – 2011 г.

    Задание на урок.

    1. На корабле «Пиратское счастье» несколько кошек, несколько матросов, кок и одноногий капитан. У всех них, вместе взятых, 15 голов и 41 нога. Сколько кошек было на корабле?

    2. Колхозница продавала на рынке яйца. Первая покупательница купила у нее половину яиц и еще пол–яйца, вторая – половину остатка и еще пол-яйца, а третья – последние 10 яиц. Сколько яиц принесла колхозница на рынок?

    3. А, Б, В и Г – друзья. Один из них – врач, другой журналист, третий – тренер спортивной школы и четвертый строитель. Журналист написал статьи об А и Г.
    Тренер и журналист вместе с Б ходили в поход. А и Б были на приеме у врача. У кого какая профессия?

    4. В ящике лежат 100 белых, 100 красных, 100 синих и 100 черных шаров. Какое наименьшее число шаров надо вытащить, не заглядывая в ящик, чтобы среди них было не меньше чем 3 шара одного цвета?

    5. В феврале было 7 ясных и безветренных дней, 15 дней был ветер и 12 дней шел снег. Сколько дней была метель?

    6. Сколько квадратов изображено на рисунке?

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *