План-конспект урока по математике (4 класс) на тему: Конспект открытого урока по математике 4 класс «Решение нестандартных задач»
Слайд 1
Открытый урок математики 4 «Б» классСлайд 2
Прозвенел звонок для нас! Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнём. Урок математики начнём.
Слайд 3
Форомула трёх У Уверенность! Успех! Удовольствие!
Слайд 4
Минутка чистописания Запишите число, в котором 7сот. тыс., 5 тыс., 1 сот., 3 дес., 2 ед. Что можно сказать об этом числе.
Слайд 5
Найдите закономерность и продолжают цепочку, запишите ещё по 3 числа. 460007 → 460017 → … 891000 → 892000 → … 756200 → 756400 → … Арифметический диктант
Слайд 6
Тест «Для любознательных». Говения – что это такое? А. Название страны – 170. Б. Растение- 270. В. Животное – 190. Ответ на данный тест вы узнаете, если найдёте правильно задуманное число.
Слайд 7
Если третью часть наибольшего двузначного числа увеличить в 10 раз, а затем из полученного результата вычесть разность чисел наименьшего трехзначного и половину числа 80, вы узнаете задуманное число. Запишите полученное выражение
Слайд 8
Говения – что это такое? А. Название страны – 170. Б. Растение- 270. В. Животное – 190.
Слайд 9
Если в числовом выражении получили ответ -270, вы узнаете о необычном конфетном дереве!
Слайд 10
Говения В лесах Китая, Индии, Японии и Кореи растёт удивительное конфетное дерево – говения. Ножки, на которых держатся сухие невкусные плоды говении, необыкновенно сладкие. Эти коричневатые изогнутые веточки с удовольствием едят и дети, и взрослые. С одного дерева в год собирают до 30 килограммов «конфет». В нашей стране это конфетное дерево растёт в Крыму, на Кавказе и в Средней Азии.
Слайд 11
Оценим свою работу 99:3*10-(100-80:2)=270 — не допустил(а) ошибок, доволен(а) собой; — допускал(а) неточности; — надо стараться и успех придёт.
Слайд 12
Чтобы задачи верно решать, Необходимо думать, рассуждать, И, конечно, без ошибок вычислять. А для этого нужно внимание И обязательно старание!
Слайд 13
Комбинаторная задача Комбинаторика – это область математики. Комбинаторные задачи могут иметь не только одно, но и несколько вариантов решений. Чтобы решить такую задачу, не обязательно выполнять какие – либо арифметические действия.
Слайд 14
«Богатыри»
Слайд 15
Виктор Михайлович Васнецов Картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» имеет внушительные размеры ширина 295 см, а длина 446 см. Почти 20 лет Васнецов работал над созданием этой картины. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П.М. Третьяковым для своей галереи.
Слайд 16
В.М. Васнецов «Богатыри»
Слайд 17
Богатырь — Герой русских былин и сказок. — Защитник родины, воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью. — Рослый, крепкого сложения, сильный человек. — перен. Незаурядный, выдающийся в какой-либо области человек.
Слайд 18
Откройте учебник на странице 41.
Слайд 19
Самостоятельная работа № 183 стр. 41
Слайд 20
Шагай по ступенькам знаний смело! Помни, ученье – это серьезное дело!
Слайд 21
Спасибо за внимание!
Слайд 22
Молодцы!
Учебно-методический материал по математике (4 класс) на тему: Нестандартные задачи. 4 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательная математика. 2 класс. Цель урока: Продолжать развивать логическое мышление, умение анализировать и решать нестандартные задачи.…
Занимательные и нестандартные задачи в первом классе с использованием ИКТЭту работу я выполняла на курсах «Информатика в начальной школе» (2004-2005). Материал этого проекта можно использовать как на уроке математики, информатики, так и во внеурочное время. На классн…
Нестандартные задачи на уроках математики в 3-м классеПредлагаемый вашему вниманию материал является продолжением аналогичных задач для 1-го класса (см. № 41/2001) и для 2-го класса (см. № 12/2002)….
рабочая программа «Решение нестандартных задач» 4 классРабочая программа включает пояснительную записку и планирование занятий факультатива. Олробирована в 2013 — 2014 учебном году. Хорошие результаты в олимпиадах и компьютерном тестировании….
Нестандартные задачи на уроках математики во 2-м классеУМК «Школа 21 века»Тема самообразования на 2011-2012 уч.гг…
Нестандартные задачи по математике 1 класс,,,,,,…
Конспект открытого урока по математике 4 класс «Решение нестандартных задач»Тема: Решение нестандартных задач. Задачи деятельности учителя: учить решать задачи логического характера, учить рассуждать и делать выводы. Личностные: стремиться к получе…
Нестандартные задачи по математике в 4 классе — Г. Левитас
Просмотров: 2413
Бешеный
Анастасия Шерр
Он злой, опасный, бешеный.Мне бы держаться от него подальше. Бежать, не оглядываясь…Но лишь один…
Просмотров: 2169
Игра начнется в понедельник (СИ)
Виктория Осадчая
Что делать, если тебя предал и продал собственный муж? Сопротивляться? Доказывать, что у тебя есть…
Просмотров: 1948
Жемчужина для королей (СИ)
Оксана Чернышова
Каждая сказка начинается так. «В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был, король. И…
Просмотров: 1855
Любовь со вкусом ванили (СИ)
Ольга Грон
Мне пришлось бежать накануне своей свадьбы. Скрываясь под чужим именем, на работу устроиться не…
Просмотров: 1828
Игрушка для драконов (СИ)
Инесса Иванова
Аннотация к книге «Игрушка для драконов» Я, Эмили, Маг из небогатого, но знатного рода, получила…
Просмотров: 1598
Босс для няни (СИ)
Ирина Давыдова
Я ленивая! Да, я жутко не люблю работать, но зато во мне есть другой плюс – мне нравится возиться с…
Просмотров: 1483
Когда даже ангелы посылают (СИ)
Дарья Волкова
Ни он, ни она не планировали отношений, романа или, боже упаси, брака. Он мотается по всему миру,…
Просмотров: 1376
Департамент Правосудия (СИ)
Alexandera Bender
Потеряв работу, Дарья отчаялась найти новую. Несколько месяцев девушка безуспешно ходила на…
Просмотров: 1332
Мой парень — козел (СИ)
Ника Веймар
Мне никогда не везло с мужчинами. Вот и очередная «вечная любовь» закончилась незнакомой крашеной…
Просмотров: 1293
Наездница для дракона (СИ)
Энди Бо
В суровых землях Скаридов живут отважные воины и своенравные женщины, но не они снискали славу…
Просмотров: 1292
Пауки княжеского двора или Как избавиться от невесты (СИ)Коварная Ри
Позвольте представиться!Меня зовут Кэролайн де Вельренс, герцогиня в N-ном поколении, почти…
Просмотров: 1116
Лорд, который влюбился 2 (СИ)
Анна Гаврилова
Я не испугалась — видела, как входим в сотканную из тьмы колонну, но когда магистр остановился,…
Просмотров: 1106
Благословение проклятых дорог (СИ)
Любовь Штаний
Когда невероятное лучистое счастье оборачивается леденящей пустотой и беспросветной тоской, есть…
Просмотров: 1069
Из космоса с любовью
Лана Ежова
Лучшая подруга предложила отправиться на курортную планету Леран по путевке с суперскидкой.…
Просмотров: 1059
Тонкие грани (СИ)
Слава Доронина
После смерти единственного близкого человека мой мир перестал быть прежним. А когда в нем появился…
Просмотров: 1012
Отбор для ректора академии (СИ)
Алекс Анжело
В его руках — судьбы, сила, магия. Он глава академии с тяжелым характером и холодным сердцем, с…
Просмотров: 978
Наложница не приговор. Влюбить и обезвредить (СИ)
Ксения Лестова
Черная планета лишилась своего светила много лет назад и никто не знал, как можно повернуть время…
Просмотров: 975
Мне нравится, когда ты злишься (СИ)
Escadra
«Изображать на публику любимую девушку кумира молодежи? А почему бы и нет?»Из-за одной встречи в…
Просмотров: 926
Два красавчика и Я (СИ)
Анна Шварц
Попасть в ДТП по дороге на собеседование? Могу, умею, практикую! Полмиллиона за разбитый Форд — это…
Просмотров: 826
Полет Дракона (СИ)
Екатерина Каблукова
Отправляясь на скучное семейное собрание Веро Амстел и не подозревала, что попадет в самую гущу…
Просмотров: 816
Между ним и тобой (ЛП)
Тиджан
Он велел мне «остыть».Намекнул, что со мной «что-то не так».Назвал «легкой добычей».И сделал все…
Просмотров: 814
Академия магии: "Восставшая" (СИ)
Зои Дешенель
Мне казалось, что я умерла… Но судьба решила сыграть со мной совсем другую игру. За все нужно…
Просмотров: 783
Танец в живописной технике (СИ)
Анна Владимирова
Однажды я нарисовала его портрет… Портрет мужчины без будущего, загнанного в угол и связанного по…
Просмотров: 703
Ведьмы не признают отказов! (СИ)
Валентина Бэлс
Каждый, кто хоть раз сталкивался с нашей расой, знает: «Ведьмы не признают отказов!» Это древнее и…
Просмотров: 695
Любовь в полете (СИ)
Ася Оболенская
Она обожает небо и не понимает, как жить без него. Он ненавидит перелеты и совсем не уважает…
Просмотров: 572
Хамка. Начало
Инна Полежаева
Диана отличается тем, что не умеет льстить, играть, флиртовать. Не умеет быть удобной для общества.…
Просмотров: 556
На зов луны (СИ)
Алена Райдер
Луна — она такая холодная, одинокая…Ее округлая форма, яркий желтый цвет,Меня манят, зовут за…
Просмотров: 554
ПМК. Книга 1 (СИ)
Рина Ских
Адриана — боевой маг, представительница правопорядка. Ей удалось задержать опасного преступника,…
Нестандартные задания по математике для 4 класса
Нестандартные задания по математике
для 4 класса
Автор: Чижова Надежда Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ Мухтоловская ОШ
Нестандартные задания по математике для обучающихся 4 класса
1. Поставь между цифрами знаки арифметических действий и скобки так, чтобы получились верные равенства.
А) 6 6 6 6 = 24 в) 5 5 5 5 = 10
Б) 3 3 3 3 = 111 г) 2 2 2 2 = 10
2. Как с помощью шести шестерок и знаков действий составить число 100?
____________________________________________________________________
3. В числе 5236845 зачеркните три цифры так, чтобы оставшееся число было:
а) наименьшим; б) наибольшим.
Ответ:___________________________________________________________________________
4. Реши задачу с пояснением.
Круг сыра имеет массу 1200 г. За завтраком съели 1/3 часть сыра, за ужином 1/10 часть остатка. Сколько сыра осталось?
5. Шесть семей уехали отдыхать в разные города. Приехав к месту отдыха, они поговорили друг с другом по телефону. Сколько звонков было сделано?
_____________________________________________________________________
6. Реши задачу.
Капитан Врунгель погнался за кенгуру. Кенгуру в минуту делает 70 прыжков, длина каждого прыжка – 10 м. Капитан Врунгель бежит со скоростью 10 м/с. Догонит ли он кенгуру?
7. Напишите наибольшее десятизначное число, у которого все цифры различны.
_________________________________________________________________________________
8. Если самое большое трехзначное число уменьшить на самое большое двузначное число, полученный результат разделить на 4, а затем вычесть 50, то получится возраст мудреца-звездочета. Сколько лет звездочету?
_________________________________________________________________________________
9. Реши задачу.
Трех котят держали девочки на руках: рыжего, черного и белого. Фамилии девочек были: Белова, Чернова, Рыжова. Ни одна из девочек не держала котенка того цвета, от которого произошла фамилия. Белова гладила черного котенка, которого держала подруга. Какого цвета котята находились на руках у каждой из девочек.
_________________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ:
1. А) 6 + 6 +6 +6 = 24 в) (5 5 — 5) : 5 = 10
Б) 3 3 3 : 3 = 111 г) (2 2 — 2 ) : 2 = 10
2. (6 6 6 — 6 6) : 6 = 100
3. а) наименьшее – 2345; б) наибольшее – 6845.
4. Реши задачу с пояснением.
1) 1200:3 = 400 (г) – за завтраком
2) 1200- 400 = 800 (г) – остаток после завтрака
3) 800:10 = 80 (г) — за ужином
4) 800 -80 = 720 (г) – осталось
Ответ: 720 г
5. Ответ: 5+4+3+2+1= 15 звонков
6. Реши задачу.
1) 10х70= 700(м) – длина прыжка кенгуру за минуту
2)10х60 =600 (м) –путь Врунгеля за минуту
Ответ: 700 м > 600 м — не догонит
7. Напишите наибольшее десятизначное число, у которого все цифры различны.
Ответ: 9 876 543 210
8. Ответ: (999 – 99) : 4 – 50 =175 (лет) — Звездочету
9. Реши задачу.
Белова – рыжий кот, Чернова – белый кот, Рыжова – черный кот
Литература:
1. Керова Г. В. Нестандартные задачи по математике. 1-4 классы/ Г. В. Керова.- М.:ВАКО, 2015.
2. Орг, А. О., Белицкая, Н.Г. Олимпиады по математике. 4 класс / А.О. Орг, Н.Г. Белицкая. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Задания по математике на тему «Нестандартные задачи» (4 класс).
Ф.И. учащегося ___________________________________
Олимпиада по математике. 4 класс.
Найди наименьшее число, которое при делении на 2 даёт остаток 1, а при делении на 3 даёт остаток 2?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Ответ: _________________________________
Вера, Оля Таня пошли в лес. С собой они взяли корзину, лукошко и ведро. Известно, что Оля была не с корзинкой и не с лукошком, Вера не с лукошком. Что с собой взяла каждая девочка?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Ответ:__________________________________
Однажды в вагоне Таня стала зашифровывать слова, заменяя буквы их номерами в алфавите. Когда она зашифровала пункты прибытия и отправления поезда, то обнаружила, что они записаны с помощью дух цифр: 211221 – 21221. Откуда и куда идёт поезд?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Ответ:__________________________________
Периметр квадрата равен 20 см. На сколько квадратных сантиметров увеличится площадь квадрата, если его периметр увеличить на 12 см?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Ответ: _______________________________
На первой грядке росло в 5 раз больше кустов клубники, чем на второй. Когда с первой грядки пересадили 22 куста на вторую грядку, то число кустов клубники на каждой грядке стало одинаково. Сколько было кустов на каждой грядке?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Ответ: ____________________________________
Дано выражение: 1891 – (1600 : а + 8040 : а) х с
Запиши, как можно изменить выражение, не меняя его значение.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Ответ: ________________________________________
В коробке лежат фигуры: треугольники, квадраты и круги. Всего 24 фигуры. Треугольников в 7 раз больше, чем квадратов. Какое возможное число каждой из фигур лежит в коробке?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: _______________
Вычисли наиболее рациональным способом:
12 х 71 + 29 х 9 + 171 х 13 + 29 х 16
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: ______________
Для начинки пирогов имеется: рис, мясо, яйца. Сколько разных начинок можно приготовить из этих продуктов? (При этом помни, что начинку можно приготовить из разного числа продуктов.)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: ________________
Ответы:
Запишем числа, дающие при делении на 2 остаток 1: 3, 5, 7, 9, 11…
Теперь запишем числа, дающие при делении на 3 остаток 2: 5, 8, 11, 14, 17… Выберем из полученных чисел то, которое удовлетворяет условию и является наименьшим. Это число 5.
Ответ: число 5.
В задаче речь идёт о трёх девочках (Вере, Оле, Тане) и трёх предметах (корзинка, лукошко, ведёрко). Составим таблицу, заполним её по условию задачи:
Вера
Оля
Таня
корзинка
+
–
–
лукошко
–
–
+
ведёрко
–
+
–
Ответ: Вера была с корзинкой, Оля – с ведёрком, Таня – с лукошком.
Выписать все буквы алфавита, имеющие в числе номера цифры 1 и 2. Это буквы: А, Б, Й, К, У, Ф. Используя эти буквы составить названия городов: Баку – Уфа.
Ответ: Баку – Уфа.
I способ:
20:4=5(см) – длина одной стороны.
5х5=25(см²) – площадь квадрата.
12:4=3(см) – разность между сторонами.
5+3=8(см) – сторона нового квадрата.
8х8=64(см²) – площадь нового квадрата.
64 – 25 =39(см²)
II способ:
3 см
5 см
5 см 3 см
20:4=5(см) – длина одной стороны.
5+3=8(см) – длина верхнего прямоугольника.
8х3=24(см²) – площадь верхнего прямоугольника.
5х3=15(см²) – площадь нижнего прямоугольника.
24+15=39(см²)
Ответ: 39 см²
I способ:
I грядка
II грядка 22 куста
22:2=11(кустов) – это одна часть, на II грядке.
11х5=55(кустов) – было на I грядке.
II способ:
5+1=6(частей) – всего.
6:2=3(части) – приходится на каждую грядку.
5 – 3 =2(части) – пересадили с I грядки на II.
22:2=11(кустов) – это одна часть, на II грядке.
11х5=55(кустов) – было на I грядке.
Ответ: 11 кустов на II грядке, 55 кустов – на I грядке.
1891 – (1600 : а + 8040 : а) х с
1891 – ((1600 + 8040) : а) х с
1891 – (1600 : а) х с + (8040 : а) х с
1891 – (1600 х с) : а + (8040 х с) : а
1891 – (1600 х с + 8040 х с) : а
Представим условие задачи в виде чертежа:
Квадраты
Треугольники 24 фигуры
Круги
По чертежу видно, что квадратов и треугольников всего 8 одинаковых частей, а значит, их сумма должна делится на 8. Чисел, меньших 24 и делящихся на 8, всего два – это 8 и 16. Проверим каждое из них.
16:8 =2(квадрата) 1) 8 : 8 =1(квадрат)
2 х 7 = 14(треугольников) 2) 1 х 7 = 7(треугольников)
24 – (14 + 2) = 8(кругов) 3) 24 – (7 + 1) = 18(кругов)
Ответ: I вариант – 2 квадрата, 14 треугольников, 8 кругов;
II вариант – 1 квадрат, 7 треугольников, 16 кругов.
12 х 71 + 29 х 9 + 171 х 13 + 29 х 16 =
= (171 х 12 + 171 х 13) + (29 х 9 + 29 х 16) =
= 171 х (12 + 13) + 29 х (9 + 16) =
= 171 х 25 + 29 х 25 = (171 + 29) х 25 = 200 х 25 = 5000
Ответ: 5000.
Начинки из одного компонента можно приготовить тремя способами: (рис (Р), мясо (М), яйцо (Я). Начинки из двух компонентов можно приготовить тремя способами: Р – Я, Р – М, М – Я, из трёх – одним способом Р – М – Я. Значит всего можно приготовить 7 видов начинок.
Ответ: 7 начинок.
Презентация к уроку по математике (4 класс): Решение комбинаторных и нестандартных задач на уроке математики и во внеурочной деятельности, 4 класс.
Определите всевозможные варианты расположения богатырей на картине? Сколько вариантов у вас получилось? Запишите их в рабочий лист.
Определите всевозможные варианты расположения богатырей на картине? Сколько вариантов у вас получилось? Запишите их в рабочий лист.
Определите всевозможные варианты расположения богатырей на картине? Сколько вариантов у вас получилось? Запишите их в рабочий лист.
При встрече 8 друзей обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий?
При встрече 8 друзей обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий?
При встрече 8 друзей обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий?
Улитка ползёт вверх по столбу высотой 10 м. За день она поднимается на 5 м, а за ночь — опускается на 4 м. За какое время улитка доберётся от подножья до вершины столба?
Улитка ползёт вверх по столбу высотой 10 м. За день она поднимается на 5 м, а за ночь — опускается на 4 м. За какое время улитка доберётся от подножья до вершины столба?
Улитка ползёт вверх по столбу высотой 10 м. За день она поднимается на 5 м, а за ночь — опускается на 4 м. За какое время улитка доберётся от подножья до вершины столба?
Улитка ползёт вверх по столбу высотой 10 м. За день она поднимается на 5 м, а за ночь — опускается на 4 м. За какое время улитка доберётся от подножья до вершины столба?
Улитка ползёт вверх по столбу высотой 10 м. За день она поднимается на 5 м, а за ночь — опускается на 4 м. За какое время улитка доберётся от подножья до вершины столба?
Три девочки на вопрос, по сколько им лет, ответили так.
Маша: Мне вместе с Наташей 21 год.
Наташа: Я моложе Тамары на 4 года.
Тамара: Нам трём вместе 34 года.
Сколько лет каждой из девочек?
Три девочки на вопрос, по сколько им лет, ответили так.
Маша: Мне вместе с Наташей 21 год.
Наташа: Я моложе Тамары на 4 года.
Тамара: Нам трём вместе 34 года.
Сколько лет каждой из девочек?
Три девочки на вопрос, по сколько им лет, ответили так.
Маша: Мне вместе с Наташей 21 год.
Наташа: Я моложе Тамары на 4 года.
Тамара: Нам трём вместе 34 года.
Сколько лет каждой из девочек?
Решение логических и нестандартных задач определенным методом решения. 4-й класс
Цель урока: развитие логического мышления при решении нестандартных задач.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Ребята, расшифруйте данную анаграмму
– ГИКОАЛ? (Иголка, логика).
– Какое из этих слов непосредственно связано с
предметом математики? (Логика).
– Так какие же задачи мы сегодня будем решать на
уроке? (Задачи логического характера).
– Тема нашего урока: Решение задач логического
характера, нестандартных задач, с помощью
определенного метода решения.
– Какие мы с вами уже рассматривали типы
нестандартных задач на кружке математики, на
уроках математики?
II. Проверка домашнего задания
– Я вам на дом тоже задала нестандартные задачи.
1) – Был дан математический ребус, при решении, которого вы использовали метод перебора. Перебор должен быть грамотным, т. е. таким, чтобы при его использовании были рассмотрены все случаи, которые могут представляться, а кроме того, отброшены негодные варианты.
– Какой получился пример на сложение?
д о с к а 2 9 7 5 0
+ д о с к а + 2 9 7 5 0
+ д о с к а + 2 9 7 5 0
л о д к а 8 9 2 5 0
– Было задание уметь очень хорошо
объяснить.
Пойдет к доске и объяснит нам… .
2) – Прочитайте 2 задачу:
Как из восьмилитрового ведра с молоком отлить 1 литр с помощью трехлитровой банки и пятилитрового бидона?
– К какому типу относиться данная задача? (Задача на переливание с помощью трех сосудов, при этом разрешаются только две операции: опорожнить один сосуд и наполнить до краев другой).
Пойдет к доске объяснить решение… .
|
|
3) 3 домашние задание я спрошу после устного счета. (Узнать все о белом медведе, в числовых данных).
III. Устный счет
– Эти герои из какого произведения? («Дядя
Федор, пёс и кот»).
– Кто написал эту повесть–сказку? (Э.
Успенский).
– Они пришли к нам на урок с заданиями для нас.
Кот Матроскин хочет проверить, как мы считаем
устно.
Задание от кота Матроскина
– Какой медведь самый крупный? (Белый медведь)
159 |
163 |
136 |
123 |
27 |
90 |
237 |
41 |
14 |
1) Узнайте длину тела белого медведя (в
см), выполнив действие по программе:
– Выберите из I строки наименьшее число.
– Выберите из II строки наибольшее число.
– Из III строки выберите не наименьшее и не
наибольшее число.
– Найдите сумму выбранных трех чисел. (300 см).
– Выберите длину тела белого медведя в дм, в м. (30
дм, 3 м).
2) Узнайте массу белого медведя (в кг).
– Назовите геометрические фигуры, которые
встречаются в этом задании? (Трапеция,
окружность, ромб, прямоугольник,
четырехугольник).
– Какая фигура лишняя? Почему?
– Расшифруйте математический клубок.
3) Узнайте, с какой скоростью могут бегать белые медведи, при такой длине тела и массе. Выполните решение по алгоритму: (40 км).
– Что вы можете сказать о белом медведе?
IV. Повторение пройденного
– Дядя Федор и пес Шарик хотят проверить, как мы решаем задачи.
1. Два ученика решают самостоятельно задачу у доски, с последующей проверкой.
Задача для 1 ученика: На корабле «Пиратское счастье» несколько кошек, несколько матросов, кок и одноногий капитан. У всех них, вместе взятых, 15 голов и 41 нога. Сколько кошек было на корабле? (Тип задачи – «Ноги, головы»).
1) 41 – 1 = 40 (ног) – без капитана;
2) 15 – 1 = 14 (голов) – без капитана;
3) 14 – 2 = 28 (ног) – у каждого есть хотя бы по 2 ноги;
4) 40 – 28 = 12 (ног) – для кошек;
5) 12 : 2 = 6 (кошек)
Ответ: 6 кошек было на корабле.
Задача для 2 ученика: Колхозница продавала на рынке яйца. Первая покупательница купила у нее половину яиц и еще пол-яйца, вторая – половину остатка и еще пол-яйца, а третья – последние 10 яиц. Сколько яиц принесла колхозница на рынок? (Тип задачи – решение от конца к началу. Задача про неизвестное число).
Х |
43 |
: 2 |
. 5 |
– 0,5 |
+ 0,5 |
: 2 |
. 5 |
– 0,5 |
+ 0,5 |
– 10 |
+ 10 |
0 |
0 |
(яйца) – принесла колхозница на рынок
Задача 3. А, Б, В и Г – друзья.
Один из них – врач, другой журналист, третий –
тренер спортивной школы и четвертый строитель.
Журналист написал статьи об А и Г. Тренер и
журналист вместе с Б ходили в поход. А и Б были на
приеме у врача. У кого какая профессия?
– Тип задачи? (Логическая задача).
– Каким способом удобнее решить эту
задачу? (При помощи таблицы).
– А почему? (Мысленно решить эту задачу трудно,
можно легко запутаться. Применение таблиц
значительно ускоряет, почти автоматизирует
решение задачи)
– Как будем оформлять эту задачу? (В левом
столбце таблицы напишем друзей – А, Б, В, Г. В
верхней строке – их профессии).
– По условию видно… .
– Отсюда следует… .
Профессии Имена |
врач |
журналист |
тренер |
строитель |
А |
– |
– |
+ |
– |
Б |
– |
– |
– |
+ |
В |
– |
+ |
– |
– |
Г |
+ |
– |
– |
– |
Физкульт-музыка
Задача 4. В ящике лежат 100 белых,
100 красных, 100 синих и 100 черных шаров. Какое
наименьшее число шаров надо вытащить, не
заглядывая в ящик, чтобы среди них было не меньше
чем 3 шара одного цвета?
– Как мы с вами называем такие задачи? (В худшем
случае).
– В лучшем случае сколько надо взять шаров? (3
шара).
– А в худшем случае, какое наименьшее число
шаров надо вытащить, не заглядывая в ящик, чтобы
среди них было не меньше, чем 3 шара одного цвета?
(9 шаров).
– Объясните, как вы рассуждали
Задача 5. В феврале было 7 ясных и безветренных дней, 15 дней был ветер и 12 дней шел снег. Сколько дней была метель?
– Сколько дней в феврале?
– Какой сей час год – високосный или не
високосный?
– Значит, сколько дней в феврале этого года?
– Какая погода в метель?
– При помощи чего удобнее решить эту задачу. (При
помощи кругов Эйлера).
– Через множество В, что обозначим? (Сколько
дней был ветер).
– Через множество С, что обозначим? (Сколько
дней был снег).
– В пересечение множеств, что обозначим? (Сколько
дней была метель, т.к. метель – это ветер и снег).
– Где обозначим, сколько было ясных дней?
– Где обозначим, сколько было всего дней в
феврале?
– Решаем самостоятельно.
– Объяснит решение… .
1) 28 – 7 = 21 (дней) – без ясных дней;
2) 21 – 15 = 6 (дней) – шел только снег;
3) 21 – 12 = 9 (дней) – был только ветер;
4) 21 – (6 + 9) = 6 (дней) – была метель.
Проверка:
6 + 9 + 6 + 7 = 28 (дней) – всего.
Задача 6. Сколько квадратов изображено на рисунке?
4 + 5 + 3 + 1 = 13 (квадратов)
V. Итог. Оценки
– Чем мы сегодня занимались на уроке?
VI. Домашнее задание «Кенгуру» – 2011 г.
Задание на урок.
1. На корабле «Пиратское счастье» несколько кошек, несколько матросов, кок и одноногий капитан. У всех них, вместе взятых, 15 голов и 41 нога. Сколько кошек было на корабле?
2. Колхозница продавала на рынке яйца. Первая покупательница купила у нее половину яиц и еще пол–яйца, вторая – половину остатка и еще пол-яйца, а третья – последние 10 яиц. Сколько яиц принесла колхозница на рынок?
3. А, Б, В и Г – друзья. Один из них – врач, другой
журналист, третий – тренер спортивной школы и
четвертый строитель. Журналист написал статьи об
А и Г.
Тренер и журналист вместе с Б ходили в поход. А и Б
были на приеме у врача. У кого какая профессия?
4. В ящике лежат 100 белых, 100 красных, 100 синих и 100 черных шаров. Какое наименьшее число шаров надо вытащить, не заглядывая в ящик, чтобы среди них было не меньше чем 3 шара одного цвета?
5. В феврале было 7 ясных и безветренных дней, 15 дней был ветер и 12 дней шел снег. Сколько дней была метель?
6. Сколько квадратов изображено на рисунке?