Общества и природа: ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА — ОБЩЕСТВО

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА — ОБЩЕСТВО

Общество и природа — явления, которые не могут существовать изолированно друг от друга. Под природой понимается все многообразие окружающего мира как на Земле, так и во Вселенной. Природа представляет собой совокупность естественных условий существования всего живого. Она возникла задолго до появления человека. Историю природы можно считать начавшейся с образования Земли и зарождения первых форм жизни на ней. «Живая» оболочка Земли, весь животный и растительный мир получили название биосфера.

Человек также составляет часть биосферы. Он выделился из мира животных около двух миллионов лет назад, и только около 40 тысяч лет назад появился человек современного типа — homo sapiens. Тогда же зародилось человеческое общество. На протяжении всего времени существования человечества общество и природа тесно взаимодействовали между собой. Человек был частью природы и вынужден был считаться с ее законами. Однако в отличие от других живых существ человек приспособился к тяжелым условиям борьбы за выживание и начал использовать природу в своих целях.

Он брал у природы пропитание, использовал естественные укрытия, например, пещеры, в качестве жилищ, а затем научился добывать огонь. Огонь позволял древним людям обогреться в холодное время, отогнать хищников, изменить за счет термического приготовления качество пищи. С началом использования огня и появлением орудий труда человек все больше оказывал воздействие на природу. Причиной масштабных пожаров в древности были, видимо, не только природные явления (молнии, извержения вулканов и т.д.), но и неосторожное использование огня человеком. С увеличением численности людей все больше истреблялось животных, составлявших рацион человека.

В течение столетий жизнь первобытных людей практически не менялась. Основной целью было выживание. В сложных климатических условиях одному человеку выжить было не под силу. При существовании примитивных орудий труда обеспечить себя пропитанием, защитить от хищников и т.д. мог только коллектив людей. Поэтому основой организации и источником власти в первобытном обществе стал

род (родовая община), все члены которого состояли в родстве между собой.

Первоначально семья была полигамной. Родство устанавливалось по материнской линии, так как мать ребенка была известна, а отец — нет. Женщина в этих условиях занимала главное положение (матриархат). Со временем, в связи с улучшением орудий труда и усложнением способов производства, все большую роль играла мужская физическая сила. А с упорядочением отношений между полами и появлением парной семьи родство стало передаваться по отцу. На смену матриархату пришел патриархат.

Экономика первобытного общества носила присваивающий характер,

основывалась на общественной собственности и уравнительном распределении продукции. Производительность труда была низкой, поэтому все, что производилось, потреблялось.

Исчезновение крупных животных, вызванное климатическими изменениями (потепление климата, отступление ледника) и массовым истреблением их людьми, заставило человека искать новые источники пищи. Он начал приручать диких животных и выращивать съедобные растения. Так произошел переход от присваивающей экономики к производящей. В итоге положение человека в сфере получения продуктов питания стало более стабильным. Он стал меньше зависеть от капризов природы.

Увеличение количества населения привело к расширению посевных площадей и возрастанию поголовья домашнего скота. Человек стал бороться с теми явлениями природы, которые мешали его жизнедеятельности. Он вырубал леса, уничтожал сорняковые растения, истреблял хищных животных, опасных для скота.

Убийство некоторых видов животных иногда вызывалось не объективной необходимостью, а желанием людей, в первую очередь вождей, королей и т.д., показать свою силу и ловкость в схватке один на один со страшным зверем. Так были уничтожены туры — огромные быки, жившие на территории современных Литвы, Белоруссии, Польши. Их участь чуть было не разделили зубры. В период расцвета Древнего Рима нередки были гладиаторские бои с участием диких хищных животных.

С появлением капиталистических отношений и промышленного производства воздействие человека на природу стало усиливаться. 200—300 лет назад никто не заботился об экологии. Обычным явлением было бесконтрольное использование природных ресурсов — лесов, вод, недр земли. Отходы промышленного производства сливались в реки и озера, сваливались за воротами промышленных предприятий, что превращало цветущие поля в безжизненную пустыню, а водоемы — в зловонные ямы. Массовым стало истребление слонов, носорогов, моржей ради пользующихся спросом клыков. В погоне за прибылью многочисленные предприниматели уничтожали целые лежбища морских котиков ради их ценного меха. Исчезновение многих видов животных и растений было вызвано изменением условий их существования. Они просто не смогли за короткое время приспособиться к измененной человеком среде обитания.

В то же время в искусственно созданных человеком условиях жизни появились и прекрасно себя чувствуют паразитические виды животных — тараканы, клопы, крысы и т.д. Борьба с ними, даже при использовании новейших химических препаратов, не приводит к истреблению паразитов. Напротив, они привыкают к ядам и продолжают размножаться.

С развитием научно-технического прогресса воздействие общества на природу все более усиливается. Особенно показателен в этом плане XX век. Именно в это время появилось массовое производство, человек научился использовать атомную энергию и начал покорение космоса. И именно в это время появились новые, более мощные источники загрязнения природы, причем каждый из нас, сам того не зная, участвует в этом процессе. Сейчас практически у каждой семьи есть автомобиль. Мы хорошо усвоили известную мысль о том, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Но миллионы автомобилей на планете выделяют такое количество вредных выхлопных газов, что воздух, особенно в крупных городах, становится сильно загрязненным. Это, в свою очередь, является причиной многих болезней.

В процессе своей жизнедеятельности человек «производит» огромное количество бытового мусора, который в большинстве случаев скапливается на свалках и часто там сжигается, выделяя в атмосферу вредные вещества. Особую опасность для всего живого представляют ядерные отходы, период полураспада которых составляет тысячи лет.

Природа не смиряется с такими действиями человека. Она отвечает ему засухами, наводнениями, землетрясениями, с которыми человечество пока справиться не в силах. В прошлые века частые эпидемии приводили к массовой гибели людей. Сейчас практически неизлечимыми считаются рак, СПИД, атипичная пневмония.

XX в. стал не только временем апогея воздействия человека на природу. Человечество стали задумываться о том, как предотвратить пагубные последствия научно-технического развития. Особенно важным стали строительство и совершенствование очистных сооружений при заводах и фабриках, создание безотходных и энергосберегающих технологий, строительство предприятий по переработке бытовых отходов.

Конструкторами разных стран уже созданы опытные модели экологически чистых автомобилей, работающих на электричестве и солнечной энергии. Но массовое производство их пока не началось из-за предполагаемой большой цены на них.

Во многих странах созданы заповедники и национальные парки, на территории которых запрещена активная деятельность человека, а животные и растения существуют в естественных условиях. Исчезающие виды занесены в Красную книгу. Проводятся мероприятия по разведению исчезающих видов животных в неволе. Государства принимают законы, устанавливающие ответственность за нанесение вреда природе.

Но силами одного государства невозможно решить все экологические проблемы, так как они носят глобальный, т.е. общепланетарный, характер. Сотрудничество государств в экологической сфере проявляется в заключении договоров по вопросам охраны природы. Часть из них касается вопросов разоружения. В 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космосе и под водой. В последующие годы к этому договору присоединилось более ста государств. Вопросам охраны природы посвящены такие международные правовые документы, как Договор об Антарктиде 1959 г.

, объявляющий Антарктиду нейтральной территорией, предназначенной только для научных исследований, и Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха 1979 г.

Большую работу по охране природы проводят и международные экологические организации. В 1948 г. был создан Международный союз охраны природы, в 1963 г. — Всемирный Фонд дикой природы, а в 1971 г. — «Гринпис» («Зеленый мир»). Активисты «Гринписа» борются против истребления животных, в том числе китов. Они преграждают путь китобойным судам, не давая им приблизиться к этим морским обитателям. «Гринпис» организует пикеты у ядерных электростанций и военных баз, где находятся склады с ядерным оружием, устраивает другие ненасильственные акции протеста с целью обратить внимание общественности и правительств на необходимость решения экологических проблем.

В нашей стране существует обширное экологическое законодательство. Конституция Российской Федерации объявляет землю и природные ресурсы основой жизни и деятельности народов России (ст. 9) и провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением (ст. 42). Важнейшим источником экологического права служит закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 г., формулирующий общие положения охраны природы. Его дополняют такие документы российского природоохранного законодательства, как закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, закон об охране животного мира, закон об охране атмосферного воздуха, закон о недрах, земельный кодекс, водный кодекс и др. Нормы экологического права содержатся в уголовном кодексе и кодексе об административных правонарушениях. Они устанавливают меры ответственности за причинение вреда природе. Такие деяния, как уничтожение лесов, браконьерство, загрязнение водоемов и воздуха, порча памятников природы, влекут за собой уголовную ответственность с лишением свободы на разные сроки.

Но сколько бы ни устанавливалось запретов, меры по защите природы не будут эффективны без осознания экологических проблем каждым из нас. Отдыхая за городом, мы не должны оставлять мусор в лесу, разводить костры, особенно летом, когда велика опасность возникновения пожара, собирать растения, занесенные в Красную книгу. Необходимо прививать подрастающему поколению основы экологической культуры посредством экологического образования и воспитания. Основная роль в этом должна принадлежать родителям, учебным заведениям, средствам массовой информации.

Таким образом, защита природы — дело всего человечества в целом и каждого человека в отдельности. Уничтожив природу, человечество погибнет. Природа существовала миллионы лет. Она может жить без человека, а человек без природы — нет. В фантастических романах и фильмах уже рисуют последствия экологических катастроф: природные ресурсы исчерпаны, вода и воздух загрязнены, человечество вымирает от неизлечимых болезней, оставшиеся в живых спускаются под землю и ведут жалкое существование. Через столетия природа восстановит экологический баланс, но человеку места на Земле уже не останется. На смену ему придут другие формы жизни. Человечество повторит участь динозавров.

Но люди, в отличие от динозавров, разумные существа. Мы видим и осознаем последствия своего воздействия на природу, знаем способы решения экологических проблем. Все это позволяет надеяться на восстановление гармонии общества и природы.

Вопросы и задания

1. Что понимают под словом «природа»?

2. В чем состоит взаимосвязь человека и природы?

3. Как развивались отношения между обществом и природой на всем протяжении существования человечества?

4. Дайте характеристику первобытного общества. Какой была основная цель объединения людей?

5. Почему со становлением индустриального общества воздействие человека на природу усилилось?

6. Как изменилось отношение человека к природе в XX в.? Почему это произошло?

7. Как в современном мире решаются экологические проблемы?

8. Что такое экологическое законодательство? Какими документами оно представлено в России?

9. Защита природы — дело не только государства, но и каждого чело века. Как каждый из нас может способствовать охране природы?

10. Проведите дискуссию на тему «Человек и природа в XXI в.».

Природа и общество | Понятия и категории

ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО — одна из центральных философских проблем, от решения которой зависят ответы на вопросы о месте человека в мире, о границах и возможностях его свободного действия, о характере исторического процесса и др. Только отличая себя от природы как от «иного», человек может понять собственное своеобразие. По словам Н. Бердяева, «дух есть свобода, а не природа». Только рассматривая себя как порождение и продолжение природы или как ее антитезу, человек может решать вопросы возникновения человека, наделенного сознанием и волей; проблему периодизации истории; определить перспективы развития общества.

Концепции постиндустриального общества, идеи глобализации также связаны с определенным решением проблемы П. и О. В современном массовом сознании, в социально-экологических утопиях, в экологических движениях современности природа представляется то «землей обетованной», «Новым Эдемом», то источником зла и хаоса.

«П.» в широком смысле слова тождественна понятию Вселенной, даже понятию материального мира. П. в ее целостности, бесконечности, вечности интересует философию в процессе решения общих онтологических и гносеологических проблем. В более узком смысле под «П.» понимается та ее часть, с которой человек вступает в непосредственное взаимодействие, которая является естественным условием его жизни, — биосфера.

Этапы взаимодействия П. и О. в целом определяются переворотами в производстве, в производительных силах О. Выделяются три революционных переворота в производительных силах: «неолитическая революция», промышленная революция, научно-техническая революция.

Первый этап начинается с появления человека разумного. Человек пока воздействует на П. только самим фактом своего существования, живет охотой, рыболовством, собирательством. Это период «присваивающей» экономики, П. определяет все особенности жизни, естественная детерминация была преобладающей. От природных условий зависели и характер занятий членов общины, и темпы ее количественного роста, и необходимость миграции. Различие при-родных «стартовых» условий для разных народов на ранних стадиях истории обусловило многообразие исторического процесса, различия в судьбах народов, своеобразие национальных традиций.

Второй этап взаимодействия П. и 0. начинается еще в первобытную эпоху и продолжается до возникновения буржуазных отношений. Исходный пункт начала этого этапа — возникновение земледелия и скотоводства. Осуществляется переход от присваивающей к производящей экономике. Человек начинает активно вмешиваться в П., планировать результаты своей деятельности. Вместе с тем трудовая деятельность еще находится в непосредственной зависимости от природных условий: погоды, почвы, рельефа местности. Влияние человека на П. на этой стадии носило локальный характер. Уже на втором этапе взаимодействия П. и О. складываются противоречивые тенденции, которые выразились в возникновении двух типов О. — традиционных и техногенных. Для традиционных О. характерны медленные изменения производственной сферы, воспроизводящий, а не инновационный тип производства, устойчивость традиций, привычек, образа жизни, незыблемость социальной структуры. Мироотношение, сформировавшееся в рамках традиционных О., сохранилось и до наших дней, переплетаясь с иным типом взаимоотношений П. и О., носителем которого является техногенное О.

Расцвета этот последний тип достигает на третьем этапе взаимодействия П. и 0., который начинается с промышленной революции XVIII в. в Англии, хотя принципы, характерные для техногенного 0., начали складываться гораздо раньше. Признание сверхприродной сущности человека в христианстве позволило говорить о возможности подчинения П. человеку. В христианстве зарождается и развивается идея непрерывного прогресса, совершенствования как принципа человеческой деятельности. Идеи преобразующей, конструктивной силы человеческой деятельности, аналогичной божественному творчеству, развивались в эпоху Ренессанса. Наконец, Декартово учение о двух субстанциях — мыслящей и протяженной — вело к упрочению взгляда на П. как на объект приложения человеческих усилий.

Техногенная цивилизация базируется на принципе активного отношения человека к миру. П. — лишь арена деятельности человека, она не имеет самостоятельной ценности. П. понимается как бездонная кладовая, чудесным образом созданная для человека, открытая его пониманию. Деятельность человека обеспечивает ему право на обладание преобразованными элементами П. как продуктами его труда. Человек — господин П., и власть его расширяется до бесконечности. Для техногенной цивилизации характерны жажда новизны, постоянное нарушение равновесия между П. и 0., «улучшение», «расширение», «углубление», «ускорение» воздействия на окружающую среду, понимание покорения П. как прогресса.

Новый, четвертый этап взаимоотношений П. и О., начавшийся в XX в., знаменует попытку преодолеть противопоставление человека и общества природе, создать новую, невиданную доселе гармонию между ними, согласовать «стратегию П.» и «стратегию человека».

См. также: Биосфера, Географический детерминизм, Ноосфера, Экософия.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 299-301.

Понятие общества. Общество и природа.

В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы.

Понятие «природа» имеет два основных значения. В широком смысле – это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле – та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т. д.).

Общество – совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом – целостной системой человеческого общежития — и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

Природа гораздо старше общества.

Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.

Природа – неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания).

Такие уникальные условия (совокупность условий) встретились только на планете Земля. В настоящее время исследовано большое количество планет в различных звездных системах, и ни на одной из них нет всех условий для возникновения жизни. Исходя из предположения о бесконечности Вселенной, можно теоретически допустить, что где-либо находятся планеты, как и Земля, имеющие все возможности для жизни, однако современное развитие науки не позволяет их обнаружить. (Существует и иная теория, согласно которой жизнь на Земле – уникальное явление. )

Рекомендуем прочитать:

Конспект по философии

64 Общество и природа — СтудИзба

65. Общество и природа.

Человеческое общество представляет собой часть природы. Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его сущест­вования и развития. Многие свои потребности люди удовлетво­ряют за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Развитие любого общества, всего человечества вклю­чено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете — в существование Вселенной.

Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Именно поэтому природа всегда была объектом внимания философов и философского осмысления. Вечные философские вопросы за­ключаются в выяснении взаимодействия человека и природной среды его обитания, отношения человека и общества к космосу, Вселенной, взаимодей­ствие природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества.

С одной стороны, неверно противопоставлять общество и природу, скажем, сводя развитие общества исключительно к развитию сознания, в том числе к сознанию отдельных людей, «интеллектуальной эволюции человечества» (О. Конт), или же к саморазвитию мирового духа (Гегель) и т.д. Развитие общества осуществляется в процессе деятельности людей и совершенство­вания их общественных отношений. Одновременно это есть развитие отдельных индивидов, которые большинство своих по­требностей, в том числе духовных, удовлетворяют за счет при­роды. Так что наличие сознания, духовного начала в человеке и обществе не доказывает их независимости или автономности по отношению к природе. Органическая связь с природой была и остается фундаментальной закономерностью развития общества. Так что вне взаимодействия с природой общество существовать и развиваться не может.

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта — 21 От логики открытия к логике подтверждения.

С другой стороны, было бы неправильно представлять обще­ство только как часть природы и игнорировать его специфические черты. Подобное отождествление объясняется характеристи­кой людей только как природных существ со столь же природными связями между собой, а также между ними и окружающей средой. Не учитываются их социальные связи, в которые они вступают в процессе производственной, семейно-бытовой, поли­тической и иной деятельности. В конечном счете игнорируется социальное содержание общественной практики людей, на осно­ве которой возникает и развивается их общественное и индиви­дуальное сознание.

Поэтому современная филосо­фия истолковывает человека как биосоциальное существо, а целый ряд объективных законов развития общества (касающих­ся, например, функционирования семьи, роста народонаселения и др.) как биосоциальные. Все это подчеркивает взаимосвязь в развитии человека и общества биологических и социальных начал. Выйдя из лона природы, как высшее и специфическое ее проявление, общество не утрачивает с ней связей, хотя сущест­венно изменяет их характер. Связи людей с природой осущест­вляются главным образом на основе и в рамках их социальной деятельности, прежде всего производственной, относящейся к области материального и духовного производства.

Природа была и остается естественной средой и предпосыл­кой существования и развития общества. Оценивая значение природы в жизни общества, некоторые мыслители приходили к выводу, что она полностью определяет его развитие. На решающую роль природы в развитии общества указывали античный мыслитель Геродот и мыслители нового времени Ш. Монтескье, А. Тюрго и др. Последние развивали взгляды, получившие название географического детерминизма. Его суть заключается в утверждении, что природа, которая истолковыва­ется как географическая среда жизни общества, выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений. Она определяет не только направление хозяйственной жизни людей, но также их психический склад, темперамент, характер, обычаи и нравы, эстетические взгляды и даже формы государст­венного правления и законодательства, словом, всю их общест­венную и личную жизнь. Так Ш. Монтескье утверждал, что климат, почвы и географическое положение страны являются причиной существования различных форм государственной влас­ти и законодательства, определяют психологию людей и склад их характера.

Разумеется, природа, в том числе географическая среда, оказывает то или иное влияние на экономическое, политическое и духовное развитие общества. Однако гораздо большее влияние на них оказывает практическая деятельность людей, направляе­мая их потребностями, интересами, целями и идеалами. Тем не менее роль природы во всех направлениях деятельности совре­менного человечества весьма значительна и постоянно повыша­ется. Повышается и степень воздействия общества на природу, особенно в последнее столетие в связи с бурным развитием науки и техники. Таким образом биосфера, как сфера живой природы, включающая в себя и человеческое общество, под его воздействием превраща­ется в ноосферу, пределы которой многократно расширяются и определяются каждый раз пределами проникновения в природу человеческого разума. У исто­ков концепции ноосферы — работы великого русского учено­го В.И. Вернадского (1863—1945) и французского мыслителя П. Тейяра де Шардена (1881 —1955). Они показали, что современная эпоха являет собой принципиально новый характер взаимодействия общества и природы. Речь идет о более актив­ном, чем когда-либо, проникновении человечества в тайны при­роды и овладении ее закономерностями. В результате она все больше ставится на службу человеку и одновременно требует защиты от некомпетентного вмешательства в ее процессы.

В.И. Вернадский считал, что по мере того, как связь общества с природой становится более глубокой и органичной, человечес­кая история все больше совпадает с историей природы, и наобо­рот, история природы все больше совпадает с историей челове­чества, испытывает на себе возрастающее воздействие послед­ней. И надо сказать, что состояние мира и гармонические отношения людей в обществе более благоприятны не только для самого общества, но и для природы, чем войны или социальные и межнациональные конфликты.

Концепция ноосферы характеризует общество во всех его взаимоотношениях с природой, раскрывает их социальные, науч­но-технические и нравственные стороны, указывает на научные основы морали, демократии и гуманизма. Главная ее цель — определение научных и нравственных принципов достижения гармонических отношений между обществом и природой.

Тема 2. Общество и природа

Тема 2. Общество и природа

Тема 2. Общество и природа

Природа (от гр. physis и лат. natura — возникнуть, быть рожденным) — одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.

В широком смысле слова

 

Весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений

Природа

В узком смысле слова

Весь материальный мир, за исключением общества, т. е. совокупность естественных условий существования человеческого общества

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования — «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.

 

 

 

Общество

 

Природа

Действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели

Действуют слепые, бессознательные силы

Взаимосвязь

Гармоничная

Конфликтная

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Бдва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

Представления о взаимосвязи общества и природы

Исторический период

Представления о природе и принципе ее взаимосвязи с обществом —

Античность

Природа — совершенный космос, противоположный хаосу. Принцип — жизнь в согласии, в гармонии с природой. Человек и природа составляют единое целое

Средневековье

Природа — результат творения Бога, нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку только человек обладает Божественным началом — душой. Принцип — возвышение над природой. Отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению — человеческому телу — как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Поскольку природа — результат Божественного творения, считалось, что человек, наделенный искрой

Окончание табл.

Исторический период

Представления о природе и принципе ее взаимосвязи с обществом

 

Божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел Бога

Возрождение

Природа — источник радости, наслаждения. Принцип — единение человека и природы. Отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека

Новое время

Природа — объект экспериментирования человека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумньш человеком Принцип — господство человека над природой посредством развития науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой

Современность

Необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур; природа — уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Принцип — партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы

C6

Образец задания

Раскройте на двух примерах взаимосвязь природы и общества.

Ответ: В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, могут быть приведены: Человек не только социальное, но и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно-энергетические ресурсы для своего развития. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др.

Сайт создан в системе uCoz

5. Культура — общество — природа. Введение в философию

5. Культура — общество — природа

Человек принадлежит природе, он ее частичка. Он поднимается над природой как социальное существо, способное жить, действовать, обеспечивать свое существование только в обществе и во взаимодействии с природой. Он оказывается способным к человеческим видам деятельности, овладевая культурой. Культура делает человека личностью, индивидуальностью. В человеке соединены природное, социальное и культурное начала, они интегрированы в нем, образуя единство и целостность.

Природа, общество, культура — составляющие бытия человека, а их взаимоотношение в процессах человеческой деятельности определяет в каждую историческую эпоху ее фундаментальные проблемы.

На ранних ступенях культуры ее воздействие на природу было незначительным, ее «присутствие» в природе — едва заметным. Первые виды производственной деятельности — собирательство, охота, рыболовство — являлись присвоением продуктов природы и воспроизводили аналогичную деятельность животных. Культура проявлялась лишь в производстве и использовании орудий, в зачатках социальной организации. «Окультуривание» природы по-настоящему началось с неолитической революции — с появлением земледелия, оседлого образа жизни, начал общественного разделения труда. И оно резко возросло с возникновением цивилизации с ее городами, каналами, дорогами, использованием металла, ускорившимся ростом населения, концентрацией масс людей, их перемещением. Цивилизация разрушает девственную природу, поскольку человек, приспосабливая окружающую среду к своим потребностям, большей частью не считается с тем, что нарушает связи природы и затрудняет или подрывает ее естественное воспроизводство и саморегуляцию. С ростом культуры эта антропогенная нагрузка на природу постепенно возрастала.

И тем не менее эта нагрузка носила локальный характер и природа в большинстве случаев восстанавливалась, преодолевая негативные последствия воздействия культуры. Силы человека были ничтожны по сравнению с мощью естественных стихий, и анклавы окультуренной природы в пределах ойкумены (обитаемой части суши) оставались островками, мало менявшими общую картину планеты.

Человек в течение многих тысячелетий довольно плохо представлял себе мир, в котором он живет. Он не выделял себя из природы и переносил на нее представления, сложившиеся у него о себе самом и своем ближайшем окружении в процессе его повседневной жизни. Так рождалось мифологическое сознание с его антропоморфизмом и поклонением различным силам природы, от которых зависело существование людей. Дальнейшее развитие шло от «мифа к логосу». Преодолевая мифологию, возникавшая философия впервые постаралась построить общую объективную картину мира как самостоятельного, находящегося в вечном движении и подчиненного естественной необходимости бытия.

Качественное изменение произошло с возникновением индустриального производства, использующего машинную технику и опирающегося на науку. Новая эпоха написала на своем знамени, что знание — сила, а человек — истолкователь и преобразователь природы.

Познавая ее, человек может реализовывать свои знания в технических устройствах, во много раз усиливающих возможности его воздействия на природу, ее преобразование в интересах человека, и тем самым добиваться господства над природой.

Индустриальное производство положило начало процессу глобализации воздействия культуры на природу и в смысле ее приспособления к потребностям человека, и в смысле негативных последствий антропогенной нагрузки на природу. Глобальный характер воздействия культуры на природу стал проявляться уже к середине XX столетия. Первыми заговорили об этом ученые и философы, выдвинув на повестку дня экологические проблемы. Они показали, что на планете Земля происходят процессы опасной деградации биосферы в виде разрушения естественных биоценозов, невосполнимой гибели целых видов животных и растений, эрозии почв, загрязнения среды отходами производства и жизнедеятельности человека, постепенного исчерпания природных ресурсов энергии и материалов, наиболее активно используемых промышленностью. Происходит потепление климата под влиянием «парникового эффекта» в результате повышенного выброса промышленностью углекислого газа в атмосферу, возникают озоновые дыры как следствие сокращения озона в верхних слоях атмосферы, защищающего биосферу от излишка ультрафиолетового излучения. Все это — глобальные изменения. Мощь человеческого влияния становится сравнимой с силами природы, и сама природа без помощи и поддержки человека уже не в состоянии восстанавливать свои естественные циклы.

Таким образом, взаимоотношение культуры — общества — природы подошло к критической точке: дальнейшее продолжение прежней тенденции развития неминуемо ведет к нарастанию экологического кризиса, означающего, что человечество подрывает естественные основы своего существования как биологического вида. Это — катастрофа, гибель цивилизации, а может быть, и человечества.

Значит, надо менять стратегию развития. Идея «господства над природой» выявила свою несостоятельность. Не в господстве над природой, а в гармонии с ней будущее человечества. Их противостояние, доходящее до антагонизма, опасно для общества. Вместе с тем человек не может прекратить дальнейшее окультуривание природы. Отказаться от этого — значит вернуться к первобытным временам. Но деятельность человека не должна вызывать деградацию природы, а строиться так, чтобы сохранилась биосфера Земли, ее основные параметры, постоянство которых обеспечивает возможность существования жизни. В индустриальной цивилизации приоритетом пользуются экономический рост и развитие культуры. На рубеже тысячелетий важнейшим социальным приоритетом становится также сохранение природы. Формирование нового типа взаимоотношения природы и культуры означает глубокий поворот не только в технической культуре, но и в иерархии ценностей — ответственность за сохранение природы, нравственная и эстетическая культура, выработка экологических ценностей, императивов и экологического сознания.

Природа дает урок культуре. Усвоить этот урок, сделать соответствующие выводы — задача культуры, иначе человеку будет некомфортно на его родине — планете Земля. Всю культуру следует настроить на то, чтобы не дать человеку испоганить природу, а действительно ее окультурить. Это относится не только к природе, окружающей человека, но и к природе самого человека. Идеалы гуманизма расширяют сферу своего действия, включая в себя гуманизацию не только социальных условий, но и природной среды, чтобы в дальнейшем приспосабливать ее к потребностям человека не за счет разрушения и деградации.

Описанное отношение культуры и природы характерно для современной техногенной цивилизации, возникшей на основаниях европейской культуры и распространившейся ныне по всему миру. Но в мире существуют культуры и общества с иным отношением к природе — с ощущением единства природы и культуры, с созерцательным восприятием природы, преклонением перед ней. На это ныне обращают внимание представители западной культуры в поисках новой культурной парадигмы.

Отношение культуры и природы всегда осуществляется в рамках определенной системы общественных взаимосвязей, которые складываются в процессе человеческой деятельности. Взятые во времени, они характеризуют важнейшие параметры человеческой истории.

Культура представляет собой субъективно-личностный аспект исторического процесса. В творчестве культуры реализуется личность со всеми ее психологическими, эмоциональными, интеллектуальными и духовными качествами. Здесь превалирует сознательное начало в виде целеполагания и целедостижения. Но не следует отождествлять творчество культуры с творчеством истории. В ходе истории, конечно, сознательное начало играет огромную роль. Но все дело в том, что цели и результаты человеческой деятельности в истории, как правило, не совпадают, ибо здесь действуют различные силы. Историю формирует не только сознательная деятельность субъектов, и итог нередко оказывается обратным тем целям, которые ставят перед собой люди, вовлеченные в этот процесс.

Творчество культуры не идентично творчеству истории, но культура является ее активным началом. Она формирует субъекта деятельности, а также творит новое и вносит это новое в исторический процесс. Но будет ли это «новое» принято историей и окажет ли влияние на историю, будет ли иметь какие-то социальные последствия, зависит от многих обстоятельств.

Так, разработанный И. И. Ползуновым в середине XVIII века проект паровой машины не был реализован, потому что Россия не была к этому готова. И в дальнейшем, как известно, множество идей и изобретений русских ученых и инженеров раньше, чем в России, использовались на Западе, но уже по причинам нераспорядительности, незаинтересованности, консерватизма чиновников.

Другой пример. Идет война с Германией. Но физики уже открыли цепную ядерную реакцию, делающую принципиально возможным создание атомного оружия огромной разрушительной силы. А. Эйнштейн, встревоженный тем, что фашистская Германия может начать разработку этого оружия, проявляет инициативу и извещает Ф. Рузвельта о своих опасениях. Требуется опередить Германию и тем предотвратить угрозу ее победы в войне. Рузвельт принял соответствующие меры. В США возник Манхеттенский проект, который привлек антифашистски настроенных физиков, сумевших за короткий срок пройти путь от фундаментальных знаний об атоме до атомной бомбы. Но те социальные последствия, которые имело создание ядерного оружия для всей истории второй половины XX столетия, конечно, далеко выходили за те конкретные цели, которые они ставили перед собой.

В результате появления страшного по своей разрушительной силе оружия перед человечеством возникла реальная угроза ядерного уничтожения. Устранить смертельную угрозу, предотвратить возможность развязывания мировой войны с применением атомного оружия, обеспечить выживание человечества и его будущее стало главной проблемой международных отношений на протяжении нескольких десятилетий XX века. Так, создание научно-технической мысли вошло в социальную жизнь, оказывая мощное влияние на протекающие в обществе экономические, политические, духовные процессы. Трагедия Чернобыля обнаружила, что и мирное использование атомной энергии, например создание атомных электростанций, вовсе не только научно-техническая, но и социальная проблема.

Атомная энергетика — лишь одно из тех новшеств, которые принесла с собой научно-техническая революция. Ее великими достижениями являются и компьютеры, и космические аппараты, и лазеры, и новые материалы, и биотехнология, и многое другое. Очевидно, что все эти продукты творческого гения человека превращаются в фактор исторического развития, начинают оказывать на него то или иное воздействие, когда они выходят за стены научных лабораторий, становятся элементами производительных сил данного общества, преобразуют технологию производства, в широких масштабах выступают в качестве средств человеческой деятельности. Один компьютер не делает погоды. Но компьютеризация различных видов деятельности приобретает по своим последствиям огромную социальную значимость.

Конечно, культура вносит в исторический процесс не только достижения науки и техники. История извлекает нужное ей и из различных ценностных форм общественного сознания. Иллюзорные, а иногда и утопические идеи, взгляды и системы взглядов сопровождают все развитие цивилизации в качестве активно действующих факторов. Не все, что рождает человеческая творческая энергия, входит в общественную жизнь, в культуру, становится моментом объективного исторического процесса. Можно сказать, что в ходе общественного развития из массы идущих со стороны культуры «предложений» производится своеобразный «социальный отбор» по различным критериям, обусловленным особенностями данного общества и конкретной эпохи. В итоге какая-то часть этих «предложений», отвечающая действующим критериям, получает «путевку» в социальную жизнь, вплетается в объективный ход истории. При этом в каждом конкретном случае люди могут действовать сознательно, но суммарный итог их действий, фиксирующий, что именно включается в дальнейший ход общественного развития и какие побочные результаты этому сопутствуют, оказывается объективным, в чем-то не предусмотренным сознанием действующих субъектов.

Перед общественной наукой возникает в этой связи проблема соотнесения воплощаемого в культуре деятельного творческого начала, ставящего перед обществом новые проблемы и открывающего новые возможности, с объективными условиями и законами общественного развития.

В отличие от природы, история творится людьми. Но как и природа, история ставит определенные пределы сознательному вмешательству человека в объективные процессы. Преступая эту границу, человек развязывает разрушительные силы, что ведет к упадку и деградации, в одном случае — окружающей природной среды, а в другом — культуры и цивилизации. Насилие в истории всегда имело место и применялось в разнообразных формах для достижения каких-то исторических результатов. Но оно вызывало гибельные последствия, когда превращалось в насилие над историей. В XX столетии над человечеством впервые нависла реальная опасность глобального насилия над историей, ведущего ее к финалу. Человечество подошло к предельному рубежу не только в своем взаимоотношении с природой, но и в создании средств вооруженного насилия: ядерное оружие способно уничтожить не только цивилизацию, но и все живое, превратить Землю в безжизненную мертвую планету.

К концу столетия сделаны попытки достичь ослабления угрозы ядерной катастрофы, но судя по тому, как развертываются события под влиянием приверженцев «холодной войны», нельзя еще уповать на то, что у человечества достанет разума, чтобы избежать бессмысленного самоуничтожения.

Ход истории не предопределен, возможны разные варианты и даже альтернативные пути общественного развития. Но, видимо, самой глубокой основой радикального разрешения глобальных проблем и противоречий является развитие гуманистической культуры. Ориентация на идеалы гуманизма должна стать приоритетным принципом всех сфер человеческой деятельности. На этом пути человечество сможет постепенно избавляться и от применения насилия. На этом пути могут формироваться благоприятные условия для развития человека как носителя культуры и субъекта деятельности, для самоопределения каждой личности.

Именно культура, стержнем которой является широко понимаемый реальный гуманизм, открывает перед человечеством перспективы будущего.

Общество и природа

Существовали и существуют сейчас разные точки зрения по поводу взаимоотношений общества и природы.

Человек и природа составляют единое целое, считали древние греки. Природа совершенна, потому что гармонична. Если люди не хотят превратить свою существование в полный хаос, они должны стараться жить в согласии, гармонии с природой. Такое же отношение к проблеме было характерно и для многих восточных религиозных и философских систем.

Всё сотворено Богом: свет и тьма, небесные светила, вода и суша, животные и люди. Но только человек получил частичку Божественного разума — способность к творчеству. Он обладает душой, и поэтому возвышается над природой. Всё природное, не освещённое Божественным началом, греховно. Природу, в том числе и собственную телесную оболочку, нужно обуздать, подчинить своей воле. Такие идеи были широко распространены в средневековье. По крайней мере, в христианской Европе.

И в Новое время в западном мире природа зачастую воспринималась как косная, инертная сила. Человек должен был покорить её. Установлению господства над природой должна была помочь наука. Как раз в это время начинается революция в естествознании. Люди всё глубже приникают в тайны природы, познают законы, по которым она развивается. И учатся использовать это знания для собственных прагматических целей. Человек стал независимым от природы! Некоторым так и казалось.

В широком смысле слова природа - это весь материальный мир, вся Вселенная. Включая и человеческое общество. Но сегодня мы будем иметь в виду другое, более узкое определение. Природа - естественная среда обитания человека. Те условия, которое общество использует для своего существования. Условия, не созданные им, существующие объективно, независимо от человека. Имеется в виду поверхность Земли и богатства её недр, вода, климат и так далее. А то что создано людьми — культура. Её часто называют «второй природой». Ведь это тоже среда обитания человека.

Природа нашей планеты гораздо старше общества. Её история измеряется миллиардами лет. Ну, а история человечества насчитывает, максимум, несколько миллионов лет. Причём значительную часть этого времени общество находилось в первобытном, неорганизованном состоянии.

Человек — одно из ответвлений эволюции. Он не мог, да и сейчас не может, развиваться вне определённой среды. Причём среды достаточно уникальной по своим свойствам. В различных звёздных системах астрономы обнаружили достаточно много планет. Но ни на одной из них не нашли такой совокупности условий, которые могли бы привести к возникновению жизни. Вселенная бесконечна. Вероятно, где-то такие планеты существуют. И человечество когда-нибудь встретит братьев по разуму. А может быть, и не встретит.

Но что же такого уникального в природных условиях Земли? Судите сами. Нам повезло в следующем.

Солнце — звезда среднего класса. И это для нас просто замечательно. Жизнь вокруг слишком «горячих» или слишком «холодных» звёзд невозможна. Земля находится на оптимальном расстоянии от своего светила — приблизительно сто пятьдесят миллионов километров. Каких-нибудь десять миллионов километров ближе к Солнцу — и поверхность планеты была бы выжженной пустыней. Настолько же дальше — и всё покрыто льдом.

Если бы размеры Земли были такими же, как у Меркурия или Плутона, её притяжение было бы слишком маленьким, чтобы удержать атмосферу. А если бы она «доросла» до размеров Юпитера или Сатурна, то вокруг неё была бы не атмосфера, а плотная оболочка, под которой никакая жизнь не смогла бы существовать.

А наша атмосфера — это просто чудо! Она защищает жизнь на планете от убийственного влияния космоса, от солнечной радиации. Атмосфера позволяет поддерживать относительное температурное равновесие. Конечно, разница между самыми жаркими и самыми холодными местами на планете колоссальна. Самая высокая температура за всю историю наблюдений была в пустыне Лут, в Иране в 2005 году – 70,7 градуса Цельсия. Рекорд с противоположным знаком был зафиксирован в 2013 году на ледяном куполе Фудзи в восточной части Земли Королевы Мод в Антарктиде: -91,2 градуса. Но, во-первых, эти места находятся очень далеко друг от друга, в каждом конкретном районе разбежки не такие большие. А во-вторых, что вы скажете о Меркурии, например? Там перепад температур из-за отсутствия атмосферы составляет 600 градусов Цельсия: от + 427 до -173.

И потом, земная атмосфера почти на 80% состоит из азота. А он входит в состав практически всех живых организмов. В воздухе содержится около 20% кислорода. Это позволяет нам свободно дышать. Соединяясь с водородом, кислород образует воду — абсолютно обязательно обязательное для жизни природное вещество. Она является составной частью растительных и животных организмов. Мы с вами на 80% состоим из воды. В Мировом океане, в пресных водоёмах обитает множество рыб, других живых организмов. По самой распространённой версии, органическая жизнь зародилась именно в воде. И только потом вышла на сушу. Океан — колыбель всего живого, а значит, и человека.

Литосфера — верхняя твёрдая оболочка земного шара создаёт твёрдую основу поверхности. Отделяет нас от расплавленной магмы. В ней содержатся полезные ископаемые. А верхняя часть литосферы — почва. Особый органический слой, который создаёт необходимые условия для жизни растений.

Сфера существования живых организмов — биосфера. Она включает в себя верхнюю часть литосферы. Гидросферу. Нижние слои атмосферы. Приблизительно до 10 километров в высоту. Приспосабливаясь к различным условиям существования, на Земле живут около 500 тысяч видов растений и полутора миллионов животных. И только человек приспосабливается к особенностям природных условий, не изменяясь сам. Он создаёт искусственную среду обитания.

Влияет ли природное окружение на развитие человеческого общества. Безусловно!

Серьёзные изменения климата могут сделать невозможным дальнейшее проживание людей на той или иной территории. Или наоборот, возможным. После окончания ледниковой эпохи и начала глобального потепления человек освоил широкие просторы Центральной и Северной Европы, Северной Азии и Америки. А оттуда, где начались засухи и опустынивание - например, район теперешней Сахары — пришлось уйти. Губительное воздействие на развитие могут оказать стихийные бедствия: землетрясения, извержения вулканов. А если речь идёт о катаклизме космического масштаба, например, о падении на Землю крупного астероида, то под вопросом окажется существование всей человеческой цивилизации.

Природные условия определяют направление хозяйственной деятельности людей. Что станет основой их экономики? Земледелие, кочевое скотоводство, морские промыслы? Переход земледельцев к оседлому образу жизни подтолкнул развитие ремесла, торговли, городов. Благоприятный климат позволял выращивать несколько урожаев в год, получать излишки продукции. А это первый шаг к развитию имущественного неравенства, расслоению общества и появлению необходимости в государстве. Как особой системы управления, основанной на принудительной силе. Не случайно, первые цивилизации возникли в странах с тёплым климатом.

Можно проследить и зависимость формы политического устройства от природного окружения. Хотя она и не так очевидна. Первые государства везде были небольшими по размеру. Это логично. Они возникали на базе племенного объединения, жившего некоей ограниченной территории. Но в тех регионах, где развивалось ирригационное земледелие, очень рано возникли крупные централизованные государства. Древний Египет, Месопотамия, цивилизация долины Инда. Многие историки объясняют это необходимостью объединения усилий для поддержания в порядке оросительной системы. Каналов, плотин, дамб. Нужна была сильная, даже жёсткая власть. Чтобы организовать совместный труд, заставить действовать не только в личных, но и общественных, общегосударственных интересах. У правителей сосредотачивались такие полномочия, которые превращали их в деспотов. Их власть поддерживалась и авторитетом религии. На протяжении длительного времени — это был самый сильный авторитет.

А там, где природные условия позволяли вполне успешно вести хозяйство в рамках небольших коллективов, такие централизованные государства сложились достаточно поздно. Вспомним Грецию с её многочисленными полисами — городами-государствами. Их объединил под своей властью лишь Филипп Македонский. И система управления сложилась совсем другая. Были, разумеется, и здесь свои цари и тираны. И всё же преобладала не деспотия, а демократия. В своеобразной, непривычной для нас форме, но демократия.

Вероятно, развитие человеческого общества связано и с более глобальными физическими процессами. Теми, которые протекают в звёздных глубинах. Советский учёный, биофизик Александр Леонидович Чижевский доказывал, что на развитие биосферы, в том числе и социально-исторические процессы влияют циклы солнечной активности.

Годы солнечных бурь вызывают повышенное радиоактивное излучение. Психика людей находится в возбуждённом состоянии. Личные и общественные проблемы они склонны решать силовыми методами. А в период спокойного Солнца приходят годы мира и освобождения человечества от безграничных ужасов и страхов. В качестве примера можно привести некоторые факты. Пики солнечной активности приходились на 1848 год, 1917 — 1918, 1938 — 1939, 1990 — 1991 годы. Вспомните, какие исторические события приходятся как раз на это время.

Но, разумеется, было бы слишком просто все события человеческой истории объяснить исключительно влиянием климата или явлений космического масштаба. Действия людей определяются их личной волей, особенностями конкретного общества. Так, например, уровень рождаемости зависит не столько от естественной способности к деторождению, сколько от иных, чисто социальных факторов. Уровень экономического развития страны, занятость женщин в общественном производстве, их образование. Развитие медицины, религиозные традиции и многое другое.

К тому же постоянно растёт воздействие, направленное в обратную сторону. Человеческого общества на природу. Люди проводят воду в засушливые районы. Осушают заболоченные территории. Высаживают деревья. Выводят новые сорта растений и породы скота. Ликвидируют природные очаги страшных болезней.

Но чаще мы вспоминаем о неблагоприятных последствиях этого влияния. Истощение запасов природных ресурсов. Вырубка лесов. Загрязнение атмосферы, почвы, воды. Уничтожение животного и растительного мира. Влияние, хотя ещё и не совсем доказанное, на глобальные климатические процессы.

Мощному воздействию научно-технического прогресса повергается и сам человек. На протяжении последних 30 тысяч лет он практически не изменился как биологический вид. Но серьёзно изменились условия его существования. Мы живём в мире, перенасыщенном информацией. Она буквально обрушивается ни нас из СМИ, интернета. Причём зачастую информация носит не нейтральный характер. Она распространяется с целью оказать влияние на психику человека, манипулировать его сознанием. Мы всё больше зависим от компьютерных сетей и виртуальной реальности. Большинство людей живёт сейчас в городах-мегаполисах, подчиняется их бешеному ритму. Индивидуальность человека растворяется в толпе, он всё больше ощущает себя «винтиком», «песчинкой».

Попытка общества стать «над природой» обернулась серьёзными проблемами не только для природы, но и для самого общества. Человек забыл о том, что он может существовать лишь в особых уникальных природных условиях. Их глобальное изменение поставит жизнь под угрозу. И её может не спасти искусственная среда обитания. Будущее общества — в коэволюции. Параллельном, гармоничном развитии общества и природы. Задача человечества — разумно организовать своё взаимодействие с природой. Именно в этом заключается сущность концепции ноосферы — сферы разума.

Общества | Springer Nature

  • Советы экспертов по лучшей стратегии для вашего журнала, так как модели публикации с открытым доступом меняют способы общения и сотрудничества исследователей, а также повышают скорость и качество открытий.
  • Стратегическое развитие , чтобы помочь вам ориентироваться в журнале с учетом экономических и технологических изменений, ожидаемых в ближайшие годы.
  • Индивидуальный подход к разработке журнала, обеспечивающий индивидуальное внимание к каждому заголовку и сервисно-ориентированный опыт, привлекающий ключевые заинтересованные сообщества.
  • Повышение узнаваемости вашего журнала как на зрелых, так и на развивающихся рынках по всему миру.
  • Быть частью сообщества с отпечатками , которым доверяют по всему миру, включая Springer, Nature Portfolio, BMC, Palgrave Macmillan и Scientific American.
  • Повышение узнаваемости и узнаваемости вашего журнала как на зрелых, так и на развивающихся рынках по всему миру. Наши платформы — SpringerLink, nature.com, biomedcentral.com, springer.com и springernature.com — в 2018 году посетили почти 720 миллионов раз — это почти 1365 посещений каждую минуту каждого дня.
  • Доступ к новым инструментам и ресурсам для расширения и распространения контента вашего журнала благодаря инвестициям Springer Nature, например, в службу передачи, SharedIt и партнерство с Publons и ResearchGate .
  • Поддержка и рекомендации для ваших авторов и редакторов по обработке данных исследований через нашу службу поддержки по исследовательским данным.
  • Полное соответствие требованиям к доступу мандатов спонсоров, включая Национальные институты здравоохранения (NIH), Исследовательские советы Медицинского института Говарда Хьюза (HHMI) в Великобритании, Wellcome Trust и спонсоров Plan S среди прочих.
  • Ответственный партнер , поскольку мы поощряем и продвигаем публикации, посвященные Целям устойчивого развития ООН, путем организации конференций, семинаров и мероприятий в рамках нашей программы «Большие вызовы». Прозрачность, разнообразие и инклюзивность являются важными ценностями для всей нашей компании.

Диалектика системы Природа-Общество

  • Кристиан Фукс Центр ИКТ и S — Передовые исследования и исследования в области информационных и коммуникационных технологий и общества, Зальцбургский университет

Ключевые слова: природа, общество, социальная теория

Аннотация

Есть четыре логических возможности для понимания отношения природы и общества: редукция общества к природе, проекция природы на общество, дуализм и диалектика природа-общество. Это различие приводит к четырем различным подходам. Природа — это самоорганизующаяся система, которая создает эволюционную иерархию взаимосвязанных систем с определенными качествами. Общество является продуктом природы, где люди производят и воспроизводят структуры, которые позволяют и ограничивают человеческую практику в динамических процессах. Части природы наблюдаются и осваиваются людьми внутри общества, эти части социально сконструированы и образуют подсистему общества. Цикл самоорганизации природы и цикл самоорганизации социосферы взаимно связаны в продуктивный цикл общества, где природная самоорганизация служит материальной основой, обеспечивающей и ограничивающей социальную самоорганизацию и трансформацию производственных процессов человека. природные структуры и включить эти самые структуры в общество в качестве средств производства (технологий, сырья).Экономика – это та часть социосферы, где устанавливаются отношения между природой и социосферой, опосредование которых достигается трудовыми процессами человека. Природа вступает в экономический процесс как материальные затраты в виде средств производства (постоянного капитала): машин, сырья, вспомогательных материалов. Организованность, являющаяся частью производственного процесса в виде техники, повышает производительность труда, а значит, снижает затраты переменного капитала (общую сумму заработной платы) и увеличивает скорость производства прибавочной стоимости.Производственная система современного общества ориентирована на экономическую прибыль и производительность, экологическое истощение и загрязнение являются побочными продуктами модернизации. Модель производства Форда, зародившаяся на Западе и скопированная в Советском Союзе, является одной из основных причин глобального экологического кризиса. Производительные силы являются в современном обществе социально и экологически разрушительными силами. В позднем капитализме наблюдается тенденция товаризации и приватизации природы и человеческого знания.Особенно в более поздних работах Маркса и Энгельса можно найти формулировки, предполагающие продуктивистскую логику, рассматривающую природу как врага, противостоящего человеку, как ресурс и объект, который необходимо освоить, эксплуатировать и контролировать. Но в работах Маркса и Энгельса можно найти много отрывков, в которых они утверждают, что между капитализмом и природой существует антагонизм, который приводит к экологической деградации, и что свободное общество также основано на альтернативных, устойчивых отношениях между человеком и природой.Идеи альтернативных отношений общество-природа и охраны природы можно найти уже в работах Маркса и Энгельса, они являются предшественниками экологического мышления. В ортодоксальном марксизме диалектическое мышление интерпретировалось как детерминистские и механические законы и неправильно использовалось для утверждения, что советская система является свободным обществом. Альтернативой является диалектика, которая делает упор на человеческую практику, а структуры обусловливают альтернативные возможности действия. Диалектические мыслители, такие как Герберт Маркузе и Эрнст Блох, утверждали, что природа является производящим субъектом, нетелеологическим субъектом (Маркузе).Описание природы как субъекта подразумевает, что если человек уничтожит природу, последний как производящий субъект, вероятно, окажет неконтролируемое негативное воздействие на общество, и что, следовательно, природу следует присваивать устойчивым образом. Материя — естественный субъект, воздействующий на себя, тогда как человек — человеческий самосознательный субъект, воздействующий на природу и общество.

Учимся думать о горе на JSTOR

Абстрактный

Социологические усилия по пониманию отношений между окружающей средой и обществом в основном делятся на четыре концептуальные категории.Первые три, включая аналитическое разделение, аналитическое первенство и сбалансированный дуализм, проводят различие между биофизическими и социальными аспектами человеческого опыта, а последующие анализы основываются на этих априорных различиях. Четвертый, или конструктивистский, подход ставит под сомнение эту натурализованную дихотомию, вместо этого обращая внимание на взаимную контингентность или совместное строение: то, что мы принимаем за «физические факты», скорее всего, будет в значительной степени сформировано процессами социального конструирования, и в то же время то, что мы принимаем за Быть «строго социальным» часто частично формировалось само собой разумеющимися реалиями физического мира. Технология предлагает важные возможности для отслеживания этих взаимосвязей, являясь воплощением как физического, так и социального. Этот момент иллюстрируется долгосрочным историческим анализом конкретного физико-географического объекта — горы, которая на протяжении столетий претерпевала лишь незначительные явные физические изменения, но претерпевала повторяющиеся изменения в своем социальном значении и использовании. Немногие из изменений были бы возможны без физико-географических характеристик горы; точно так же немногие произошли бы в отсутствие меняющихся социокультурных определений и возможностей.Задача социологии состоит не только в том, чтобы признать важность как физических, так и социальных факторов, и, конечно, не в том, чтобы спорить об их относительной важности, но в том, чтобы признать, в какой степени то, что мы принимаем за «физическое» и «физическое». социальные» факторы могут быть конституированы совместно.

Информация о журнале

Социологический форум, официальный журнал Восточной социологической Society — это рецензируемый журнал, в котором особое внимание уделяется инновационным статьям, развивающим темы или области по-новому или в новых направлениях. Поддерживая центральные интересы социологии в социальной организации и изменениях, журнал также публикует интегративные статьи, которые связывают разделы социологии или касаются социологических исследований в другие дисциплины, тем самым уделяя больше внимания сложным вопросам. Опираясь на силу специализации, подчеркивая интеллектуальную конвергенцию, эта публикация предлагает специальные возможности для использования методов и концепции одной дисциплины для создания новых границ для других.

Информация об издателе

Springer — одно из ведущих международных научных издательств, выпускающее более 1200 журналов и более 3000 новых книг ежегодно, охватывающих широкий круг предметов, включая биомедицину и науки о жизни, клиническую медицину, физика, инженерия, математика, информатика и экономика.

Земные преобразования: политический экологический подход к обществу и природе

Благодарности

Введение

Томас К. Парк и Джеймс Б. Гринберг

Глава 1. Антропоцен и другие пагубные концепции

Томас К. Парк и Джеймс Б. Гринберг

Глава 2. Политическая экология изменения климата

Джеймс Б. Гринберг и Томас К. Парк

Глава 3. Цифровое зондирование и отношения человека и окружающей среды перед лицом изменчивости климата в Сенегале и Мавритании

Томас К. Парк, Амината Нианг и Мамаду Баро

Глава 4. Политическая экология безъязыковости юго-запада Северной Америки : Тематические исследования языковой коммодитизации людей мексиканского происхождения

Карлос Велес-Ибаньес

Глава 5.Политическая экология гитар и их тембров

Джеймс Б. Гринберг

Глава 6. Реакция коренных народов на колониализм в островном государстве: геополитическая экология Канаки и Новой Каледонии

Саймон Баттербери, Северин Буар и Матиас Коваш

Глава 7 Повседневная политика доступа: политическая экология инфраструктуры в неформальных поселениях Кейптауна

Анджела Стори

Глава 8. Вопросы землевладения и социально-политические проблемы в Мавритании

Мамаду Баро

Глава 9.Соучастие и сопротивление коренных жителей Амазонии: экономика коренных народов в осаде

Алака Вали

Глава 10. Охотники на дельфинов или спасители дельфинов: выбор культурной идентичности в условиях усиливающегося подъема уровня моря, зависимости от наличных денег и новой эко-христианской консервации

Сара Кин Мельцофф

Глава 11. Когда Пачамама остается голодной: Исцеление и несчастье в пустыне Атакама

Анита Карраско

Глава 12. Вопросы места: Отслеживание восстановления побережья после Deepwater Horizon

Дайан Остин и Виктория Фанеф

.Практика политической экологии в новой реставрационной экономике

Равич П. Нийбрук

Глава 14. Охрана природы и неоднозначные отношения между человеком и природой

Илва Уггла

Велосипедно-пешеходная дорожка

Лиза Л. Гезон

Заключение

Джеймс Б. Гринберг, Томас К. Парк, Саймон Бэттербери, Кейси Уолш, Эдвард Либоу

Ссылки

Индекс

О редакторах и участниках

Природа и общество исторический контекст | Европейская история после 1450 года

  • В общих чертах, один из способов описать мир, в котором мы живем, состоит в том, чтобы сказать, что он состоит из природы и общества, и что люди принадлежат им обоим.Это был первый опубликованный том, посвященный историческому контексту отношений между этими двумя характеристиками человеческой природы. Выдающаяся международная группа стремится внести свой вклад посредством выборочных междисциплинарных исследований в столь необходимую, но в настоящее время скудную дискуссию о взаимных связях между концепциями природы и общества от древнегреческого космоса до «экологии» конца двадцатого века. Отдельные очерки и общие выводы тома важны не только для нашего понимания эволюции знаний о природе и обществе, но и для осознания типов истины и восприятия, возникающих в процессе.

    • Одна из самых содержательных, инновационных и междисциплинарных коллекций, появившихся в последовательности, отредактированной Тейхом и Портером.
    • Fields очень выдающаяся команда авторов, в том числе многие всемирно признанные «звезды»
    Подробнее

    Отзывы клиентов

    Еще не просмотрено

    Будьте первым, кто оставит отзыв

    Отзыв не был опубликован из-за ненормативной лексики

    ×

    Информация о продукте

    • Дата публикации: февраль 1997 г.62 кг
    • содержит: 7 ч/б рис.
    • наличие: доступно
  • Содержание

    Введение
    1. Познание природы и общества Эрнест Геллнер
    2. Две концепции мира в греческой и римской мысли Ян Янко
    3. Византийские дураки: связь между природой и обществом Ленос Мавромматис
    4. «Хаотические пространства» средневекового безумия: мысли об английском и валлийском опыте Крис Фило
    5. О восприятии природы в обществе эпохи Возрождения Герхард Яриц и Верена Винивартер
    6. Басни о пчелах: тематическое исследование взглядов на природу и общество Питер Берк
    7. Плодородие земли как социальный факт в Англии раннего Нового времени Саймон Шаффер
    8. Остров и история защиты окружающей среды: случай св. Винсента Ричарда Роща
    9. Искусство и природа в доклассической экономике семнадцатого и восемнадцатого веков Ларс Герлиц
    10. Городское и деревенское в эпоху Просвещения Лондон Рой Портер
    11. Наука, общество и культура в романтическом натурфоршунге около 1800 г. Дитрих фон Энгельхардт
    12.Антиромантические романтики: природа, знание и идентичность в Норвегии девятнадцатого века Нина Витошек
    13. Словесное преклонение перед природой и молчаливое чувство природы в истории немецкого лесного хозяйства Иоахим Радаку
    14. «Начнем с погода»: климат, раса и культурная самобытность на юге Америки Март А. Стюарт
    15. Образы Дикого Запада и восприятие ландшафта в США девятнадцатого века Герхард Стромайер
    16. О человеческой природе: Дарвин и антропологи Адам Купер
    17. Сирена эволюционной этики: от Дарвина до Уилсона Пола Фарбера
    18. Картирование генома человека в свете истории Микулаш Тейх
    19. Путь, которым движется мир: дихотомия общества и природы в риторике развития Бенгт-Эрик Боргстрем
    20. Природа и хозяйство Бо Густафссон
    21. Природа морали и мораль природы: проблемы нормативной натурфилософии Курт Байерц.

  • редакторов

    Mikulas Teich , 0 Университет Кембридж ,

    Roy Porter , Wellcome Институт истории медицины, Лондон

    BO Gustafsson , UPPSALA Universitet, Sweden

    Авторы

    Эрнест Геллнер, Ян Янко, Ленос Мавромматис, Крис Фило, Герхард Яриц, Верена Виниварт, Питер Берк, Саймон Шаффер, Ричард Гроув, Ларс Херлиц, Рой Портер, Дитрих фон Энгельхардт, Нина Витошек, Иоахим Радкау, Март А.Stewart, Gerhard Strohmeier, Adam Kuper, Paul Farber, Mikulas Teich, Bengt-Erik Borgström, Bo Gustafsson, Kurt Bayerz

  • Создание общества в гармонии с природой

    Япония реализовала ряд инициатив по содействию сохранению, защите биоразнообразия и поощрению устойчивого использования ресурсов и функций зеленых насаждений.

    Одной из самых известных в мире природоохранных инициатив является система национальных парков. Созданная в США более 140 лет назад, система национальных парков действует примерно в 200 странах, включая Японию.В рамках этой системы правительство определяет, сохраняет и управляет национальными парками. В настоящее время в Японии насчитывается 34 национальных парка.

    Национальный парк Тюбу Сангаку (Центрально-японский национальный горный парк) — один из старейших национальных парков Японии. Этот национальный парк, раскинувшийся в префектурах Ниигата, Тояма, Нагано и Гифу, охватывает всю горную цепь Хида (также известную как Северные Альпы) с горами высотой более 3000 метров. Национальный парк Тюбу Сангаку, характеризующийся разнообразием групп флоры по высоте, является одним из самых живописных мест в Японии.Парк принимает поразительные 10 миллионов посетителей в год, которым нравится множество развлечений, включая любование природными пейзажами, отдых в горячих источниках и восхождение на горы.
    Парк совместно управляется и обслуживается широким кругом организаций, включая правительство Японии, муниципалитеты, местное население, компании и некоммерческие организации. Национальный парк Чубу-Сангаку сочетает в себе надлежащее управление природоохранной деятельностью и использование природных ресурсов, демонстрируя взаимовыгодные отношения между человечеством и природой.

    Национальный парк Тюбу Сангаку

    Современное общество сталкивается с глобальными экологическими проблемами, возникающими в результате переплетения таких факторов, как изменение климата, сокращение биоразнообразия и ухудшение экосистемных услуг. Надлежащее управление и содержание не только диких лесов, но и саточи-сатояма необходимы для поддержания биоразнообразия, совместимого со стабильностью образа жизни человека. Satochi-satoyama — это вторичная форма леса — широкое понятие, включающее сельскохозяйственные поля, вторичные леса, водохранилища и другие природные активы, — которые растут с помощью человечества для сельскохозяйственной и лесной производственной деятельности. В последнее время сохранение саточи-сатояма набирает обороты как в Японии, так и за ее пределами.

    Чайная ферма в Сидзуоке рядом с сатояма (1)

    Составляя примерно 40% общей площади суши Японии, саточи-сатояма являются важными природными ресурсами, которые обеспечивают как среду обитания для различных существ, так и пользу с точки зрения человека, например, в формировании хороших природных пейзажей и сохранении культурные практики.Японское правительство считает саточи-сатояма типом природного актива, который должен передаваться будущим поколениям, поэтому 500 саточи-сатояма мест по всей Японии обозначены как « саточи-сатояма , важные для поддержания биоразнообразия». (называемый «важный саточи-сатояма » для краткости). В каждом важном satochi-satoyama местные муниципалитеты, волонтеры, компании и другие лица сотрудничают для реализации природоохранных проектов, таких как сохранение экосистемы и сохранение качества воды. Благодаря этой инициативе саточи-сатояма используются более широко, чем раньше. В дополнение к выполнению своей основной цели по сохранению экосистемы, саточи-сатояма теперь служат местами для обучения на открытом воздухе, символами возрождения местного сообщества и туристическими достопримечательностями.

    Чайная ферма в Сидзуоке рядом с сатояма (2)

    В настоящее время проводятся различные исследования и полевые работы, связанные с сохранением саточи-сатояма .Например, Токийский университет предлагает такие программы, как ландшафтная экология и планирование, для содействия восстановлению экосистем во вторичных лесах, а также для устойчивого использования и управления саточи-сатояма .

    Биоразнообразие можно поддерживать до тех пор, пока мы принимаем соответствующие меры с учетом различных проблем и ограничивающих условий, с которыми мы сталкиваемся. По мере расширения диапазона и масштабов деятельности человека человечество столкнулось с появлением многочисленных проблем, негативно влияющих на окружающую среду, в том числе нерегулярного подсечно-огневого земледелия, не учитывающего естественные восстановительные способности лесов, чрезмерной вырубки деревьев для топлива и широкомасштабных лесных пожаров, часто происходящих по всему миру. В результате этих проблем многие леса пришли в упадок или полностью исчезли. Чтобы предотвратить продолжение этой тенденции, необходимо надлежащее управление лесами.

    Лесная наука способствует такому надлежащему лесопользованию. Лесная наука — это дисциплина, изучающая меры по обеспечению как сохранения лесов, так и надлежащего использования лесов с физической и культурной точек зрения путем уточнения функций лесов и накопления знаний об использовании и развитии лесов.Эта область исследования охватывает широкий круг предметов, включая леса, дикую природу и растительную жизнь, обитающую в лесах, отношения экосистем с окружающей средой, поиск решений экологических проблем, таких как глобальное потепление и кислотные дожди, а также участие в надлежащем использовании лесов, способствуя росту лесов.

    Токийский университет лесов, находящийся в ведении Высшей школы сельского хозяйства и наук о жизни, представляет собой исследовательские леса, созданные для предоставления возможностей для проведения фундаментальных и прикладных исследований лесов, деревьев и лесного хозяйства, а также для обучения студентов, изучающих леса. Лес Тиба Токийского университета, основанный в 1894 году, является первым исследовательским лесом в Японии и имеет более чем 100-летнюю историю.

    Наблюдение за гниющей сахалинской пихтой в Токийском университете в лесу Хоккайдо

    В настоящее время в Японии насчитывается семь университетских лесов. Они предоставили помещения для полевых исследований и предоставили образцы и данные сельскохозяйственному факультету и многим другим подразделениям Токийского университета, а также другим университетам и исследовательским институтам по всей Японии.Они также продвигали и поддерживали многочисленные исследовательские мероприятия, проводимые студентами и исследователями.

    Изучение журнала медсестры в лесном заповеднике Маэяма Токийского университета в лесу Хоккайдо

    Недавно, чтобы удовлетворить потребности общества, университетские леса взяли на себя расширенную роль. Например, исследователи работают над тем, чтобы донести до общественности знания и опыт, накопленные за долгую историю Лесов, а также сотрудничают с местными муниципалитетами и сообществами.

    Защищая природу и управляя устойчивым развитием, мы можем защитить глобальную окружающую среду и ее ограниченные ресурсы. Как страна, которая может похвастаться одной из самых больших лесных площадей в мире, Япония должна выйти за рамки собственного сохранения и надлежащего использования своих собственных лесов и внести свой вклад в международное сообщество. Исследования ресурсов зеленых насаждений могут принести пользу человечеству и окружающей среде в глобальном масштабе. Это исследование, несомненно, создаст и поможет нам ориентироваться в нашем будущем.

    Расширение возможностей исследований в области истории науки – Библиотека наследия биоразнообразия

    Титульный лист. «Происхождение видов » Чарльза Дарвина. Внесено в BHL Ботаническими библиотеками Гарвардского университета.

    Имя Чарльза Дарвина известно всем. Один из самых известных натуралистов, когда-либо живших, он известен во всем мире своей публикацией «О происхождении видов » и вкладом в теорию эволюции.

    Работа современных ученых повлияла на развитие эволюционных концепций Дарвина.Применяя, а иногда и противодействуя чужим теориям, он построил одну из наших самых важных научных основ. Он задокументировал этот интеллектуальный прогресс на полях книг в своей библиотеке. Эта исторически значимая коллекция доступна онлайн в Библиотеке наследия биоразнообразия.

    Библиотека Чарльза Дарвина — это цифровое издание и виртуальная реконструкция сохранившихся книг, принадлежавших Чарльзу Дарвину. Созданная в результате сотрудничества BHL, Библиотеки Кембриджского университета, Библиотеки и архивов Музея естественной истории в Лондоне и Проекта рукописей Дарвина, коллекция основана на оригинальных копиях и суррогатах из других библиотек и включает более 500 из 1480 книг Дарвиновского музея. библиотека.Примечательно, что эти книги дополнены полностью проиндексированными транскрипциями аннотаций Дарвина.

    Библиотека Чарльза Дарвина имеет особое значение для доктора Б. Рикардо Брауна, профессора социальных наук и культурных исследований в Институте Пратта. Браун посвятил годы исследованиям Дарвина и влиянию его эволюционных теорий на споры о моногенном и полигенном происхождении человека. Книга Брауна 2010 года « до Дарвина: наука, человеческое разнообразие и происхождение расы » исследует сложную сеть факторов, повлиявших на эти дебаты 17–19 веков, и влияние публикации «О происхождении видов » на этот научный дискурс.

    Браун потратил почти 10 лет на изучение этой книги. Сегодня коллекции BHL с открытым доступом позволяют исследователям значительно сэкономить время.

    «Я уверен, что если бы у меня был такой доступ к текстам, который BHL сейчас предоставляет исследователям, я мог бы сократить время исследования до Дарвина вдвое», — размышляет Браун.

    Доктор Б. Рикардо Браун, профессор социальных наук и культурологии Института Пратта. Фото предоставлено Б. Рикардо Брауном.

    Обладая академическим образованием в области экологических исследований, социологии и критической теории, Браун исследует историю науки, исследуя отношения между обществом и природой и «генеалогию систем знаний», посредством которых мы понимаем эти отношения. Его текущий проект рассматривает социологию и экологию как «науки о жизни», формирование которых стало возможным благодаря распаду — отмеченному Дарвином «Происхождение » — политической экономии и естественной истории.

    «Без BHL такой проект был бы гораздо более ограниченным, если не невозможным», — утверждает Браун. «Влияние библиотеки было огромным».

    Браун обращается к BHL как минимум несколько раз в неделю. Большим преимуществом Библиотеки является то, что она способствовала неожиданным открытиям, которые расширили сферу актуальной литературы для его исследовательских проектов.

    «BHL позволяет просматривать библиотеку и (виртуально) выбирать незнакомую работу или автора и находить что-то актуальное или просто интересное, чего вы, возможно, не встретили бы без BHL», — объясняет Браун. «Можно многое сказать об удовольствии простого изучения архива».

    Помимо обширного архива текстов, артефактов и научных идеологий, BHL также способствует интересу Брауна к экологии и исследованиям окружающей среды, позволяя ему сравнивать свои собственные полевые наблюдения с наблюдениями натуралистов прошлого.

    «Я обнаружил, что весьма полезно проводить некоторые полевые наблюдения и походы, когда вы погружаетесь в изучение Дарвина и естественной истории его времени, — говорит Браун. «Человек лучше понимает методологию Дарвина, которая зависела от его собственных наблюдений и наблюдений доверенных натуралистов и корреспондентов».

    Возьмем, к примеру, наблюдения Дарвина над муравьями-рабовладельцами.

    «Дарвин постоянно лавирует между своими наблюдениями и наблюдениями признанного авторитета в области «инстинкта» рабовладения у муравьев Пьера Хубера, — объясняет Браун.«Эта серия наблюдений привела Дарвина к выводу, что «инстинкт рабства» как у муравьев, так и у человеческих обществ никоим образом не был «чудесным» или свидетельством фиксированной или естественной иерархии».

    Табличка 2. Recherches sur les moeurs des fourmis indigènes Пьера Юбера. Часть собрания библиотеки Чарльза Дарвина. Внесено в BHL из библиотеки Кембриджского университета.

    Браун также считает BHL полезным образовательным ресурсом для своих курсов.

    «BHL предоставляет учащимся моих курсов средства для доступа и загрузки PDF-файлов с текстами, которые всего несколько лет назад были бы им известны только из вторичных описаний, резюме….или длинные лекции», — утверждает Браун. «Поскольку Pratt — это в первую очередь школа искусства, дизайна и архитектуры, учащиеся ценят эстетические навыки ранних натуралистов, которые они испытывают с помощью изображений высокого разрешения BHL. Такие работы, как «Элементарная таблица истории природы» Кювье или «Искусство природы » Геккеля, дают прекрасную возможность понять социальные отношения искусства, эстетики и науки».

    Поскольку большая часть его исследований сосредоточена на изучении влияния науки и общества друг на друга, он хотел бы, чтобы BHL включала функциональность, позволяющую читателям исследовать социальный и культурный контекст текстов в Библиотеке.

    «Включением в сборник каждый текст потенциально обретает определенную легитимность», — считает Браун. «Это означает, что такие тексты, как Crania Americana Мортона или Pouchet’s The Plurality of the Human Race , могут, несмотря на их возраст или, возможно, даже из-за их возраста, быть неправильно истолкованы как выражение взглядов, которые до сих пор оспаривались. А поскольку большая часть истории науки — это история ошибок, этот вопрос приобретает особое значение, когда авторитарные движения постоянно стремятся кооптировать самые разные знания — например, античные и средневековые исследования, дарвинизм, экологию и экологию. Учеба — на службе превосходства.

    пл. 71. Crania americana Сэмюэля Джорджа Мортона. Внесено в BHL из Смитсоновских библиотек.

    По мере того, как мы изучаем возможности связать наш контент с другими ресурсами, коллекциями и базами данных в будущих итерациях BHL, в том числе с помощью приложений для связанных данных, мы надеемся, что стратегии, обеспечивающие этот контекст, будут становиться все более осуществимыми.

    Хотя многие аспекты коллекций и услуг BHL были важны для исследований Брауна, его любимой особенностью библиотеки является то, что она бесплатна и открыта для публики.

    «BHL делает историю науки доступной для всех, — хвалит Браун. «Казалось бы, у него есть значительный потенциал для обогащения проектов гражданской науки, а также общественного обсуждения изменения климата, вымирания, авторитета науки, господства над природой и многого другого».

    Мы гордимся тем, что, делая наши коллекции глобально доступными для всех, у кого есть подключение к Интернету, BHL помогает продвигать широкий спектр исследований и вдохновляет на открытия мира природы.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *