Тесты для урока «Однородные определения»
Упражнения по теме «Однородные и неоднородные определения»
Упражнение 1.Выпишите определение с главным словом, отмечая однородность постановкой запятой.
1) После сентябрьских грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. 2) Над прибрежными пахучими травами вились несметные бледно-зелёные мотыльки. 3) Во мне эта песня будила странное, большое и жуткое чувство. 4) Концы накидки она мяла длинными смуглыми пальцами маленьких красивых рук. 5) Надвигался знойный, тяжёлый день.
Упражнение 2.Найдите в предложениях однородные и неоднородные определения. Перепишите, подчеркивая их, и вставьте, где нужно, запятые.
1) Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света (Шолохов). 2) Вдали виднелась небольшая березовая роща (Тургенев). 3) На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми желтыми огнями (Короленко). 4) Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 5) Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 6) Молодая осина дрожала над головой лимонными нежными листьями (Паустовский). 7) Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой (Чехов).
Упражнение 3.Выпишите сначала предложения с однородными, а затем – с неоднородными определениями.
1) Нивы печальные, снегом покрытые. 2) Её желание – видеть жизнь свободной, разумной, красивой. 3) У девушки была длинная чёрная коса. 4) Река уходила в золотые, синие от осени леса. 5) На ней было платье цвета золотистой луковой шелухи. 6) Вот передо мной широкая прямая дорога вдаль.
Упражнение 4.Спишите предложения, определите, однородные или неоднородные в них определения.
1) Глубокая, дремучая старина окружала мое детство на слободке. (С. Маршак.) 2) Прошел серый пассажирский теплоход. (К. Паустовский.) 3) Шёл надоедливый октябрьский дождь. (К.Г. Паустовский.) 4) Снова потянулись длинные однообразные дни. (С. Щипачев.) 5) Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. (К. Паустовский.) 6) Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало и мундир, казалось, становился тесен. (С. Серафимович.) 7) Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком уже тронутом поздней осенью саду. (Б. Горбатов.) 8) Алеша подал ему маленькое складное кругле зеркальце. (Ф. Достоевский.) 9) Я буду тогда обладать истиной вечной, несомненной… (И. Тургенев.)
Упражнение 5.Запишите предложения. Найдите определения. Какие их них будут неоднородные? Обоснуйте свое мнение.
1) Молодые плодовые деревья росли очень тесно… 2) для гимназиста Поползухина наступили светлые безоблачные дни. 3) Сбежал к реке, попил из ладошек студёной енисейской водицы. 4) На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики. 5) Навстречу мне плыл свежий студеный воздух… 6) В приотворенную дверь из соседней комнаты доносилось тихое ровное дыхание. 7) Осенью бабушка вернулась из лесу с большой круглой корзиной.
Упражнение 6.Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить запятые.
1) Он родился в бедной крестьянской семье. 2) Ясная светлая задумчивая улыбка лежит на облаках. 3) Солнечные лучи играют на густой сочной росистой траве. 4) Любви невольной бескорыстной невольно предалась она. 5) Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор. 6) Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную. 7) В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни грамоту. 8) Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался свет. 9) Алеша подал ему маленькое складное круглое зеркальце. 10) У него были большие рыбьи глаза. 11) Вокруг тянулась плоская унылая степь. 12) Послышался звонкий детский смех. 13.) Темные неосвещенные окна домов смотрели неприветливо. 14) Все уснуло крепким здоровым сном. 15) Был холодный осенний вечер. 16) На ветках висели крупные тяжелые капли. 17) Воспоминания — это живой трепещущий полный поэзии мир. 18) Огурцы занимали лучшую солнечную часть огорода. 19) Дул сухой горячий ветер. 20) Крепкий предрассветный сон сморил его. 21) В полях лежал влажный рыхлый и ослепительный снег. 22) Мы шли по тихой озаренной звездами тайге. 23) Одуряюще пахла омытая дождем молодая трава. 24) Толстой не мог писать, если перед ним не лежала хорошая чистая бумага. 25) Теплым летним утром отправился я в Львов. 26) Красные голубые желтые поднимаются к небу скалистые вершины. 27) Сильный порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу. 28.) В старом загородном парке тихо. 29) Медленно падает на землю желтый убитый осенью кленовый лист. 30.) Все путешественники были одеты в одинаковые полярные костюмы.
Упражнение 7. Спишите текст, расставляя недостающие запятые.
Между тем солнце ещё немножко поднялось над горизонтом. Теперь море сияло уже не сплошь а лишь в двух местах. На самом горизонте горела длинная сияющая полоса а в медленно набегающих волнах вспыхивали десятки ярких режущих глаза звёзд. На всём же остальном своём громадном пространстве море светилось нежной грустной голубизной августовского штиля. Петя залюбовался морем. Сколько бы ни смотреть на море, оно никогда не надоест. Оно всегда разное новое невиданное. Оно меняется каждый час на глазах. То оно тихое светло-голубое в нескольких местах покрытое серебристыми почти белыми полосками штиля. То оно ярко-синее пламенное сверкающее. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым шерстяным, точно его гладят против ворса.
Упражнение 8.Найдите в предложениях однородные или неоднородные определения. Расставьте недостающие знаки препинания.
1) После праздника он обречёт себя на долгую будничную жизнь (Гончаров). 2) Но и вечером, в этом душном томлении воздуха, в этом лунном пронзительном луче есть что-то тревожное (Гончаров). 3) В Чуди мы увидели длинные загороженные каменными массивными заборами улицы с густыми прекрасными деревьями (Гончаров). 4) Отважные рыбачьи лодки тоже скрылись по бухтам (Гончаров). 5) Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба (Шолохов). 6) И дождь поспешный молодой закапал невпопад (Твардовский). 7) Ему совестно было высказывать все свои новые масонские мысли (Л. Толстой). 8) Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (Шолохов). 9) Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой (Гоголь). 10) Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце (Достоевский). 11) Усталые измокшие под дождём вахтенные матросы мечтали о смене (Станюкович). 12) У нас в доме являлся иногда старичок, запачканный мешковатый неловкий странный донельзя (Достоевский). 13) Летом немногие из китайцев ходят в остроконечных соломенных шапках, похожих на крышку от суповой миски (Гончаров). 14) Холодный металлический свет мелькнул на тысячах мокрых листьев (Гранин). 15) Всё-таки в этом тоне звучала боязливая рабская нота (М. Горький). 16) Старуха закрыла свинцовые погасшие глаза (М. Горький).
Упражнение 9.Распространите предложения, используя данные в скобках определения. Подумайте, нужна ли запятая между определениями. Прокомментируйте свое решение.
1) Под одним из кленов стояла ветхая скамья на заржавленных ____________________ лапах (чугунных).
2) Запущенный ____________________ парк с непролазной гущей орешника вызывал уныние (липовый).
3) Осенью часто налетают порывистые __________________ ветры (холодные).
4) Ксендз носил черное ____________________ пальто (длиннополое).
6) Он поднялся по витой _____________________ лестнице (железной).
7) Мы напились холодной __________________________ воды (вкусной).
8) Книга обладает колоссальной ____________________________ силой (притягательной).
9) Большая _______________________ тень виднелась рядом с домом (черная).
10) Этот человек ходил все лето в желтоватом ______________________ кафтане немецкого покроя (полотняном).
Упражнение 10.Спишите текст, вставьте на месте пропусков однородные или неоднородные определения. Подчеркните волнистой линией однородные определения.
УЛЕТАЮТ ГУСИ
Идет дождь. С ветром. То моросящий, то _______, _______, _______. В мокром _______ небе кричат улетающие на юг гуси, кричат ночью и днем, иногда так высоко, что их в дожде и не видно, а то совсем низко, над самым лесом. И тогда кажется, что их вместе с облаками несет к югу порывистый _______ ветер. Кланяются вслед осины и березы, машут ветками. С веток срываются красные и _______ листья и летят за гусями. Вместе с листьями летит стайка зябликов. Начинаешь путать, где зяблики и где листья. Но вот зяблики улетели, а листья, обессилев, падают на _______ _______ от тяжелых дождей траву, на грязную и _______ дорогу, на рябые _______ лужи. За березняком снова слышатся крики гусей. Ветер уносит к югу еще одну гусиную стаю. (А.Зимин)
Тест по теме «Однородные и неоднородные определения»
1. Данный признак не является характерным для однородных определений:
1) характеризуют предмет с одной стороны;
2) произносятся с перечислительной интонацией;
3) можно поставить союз и, если определения соединены бессоюзной связью;
2. Укажите однородные определения (знаки препинания не расставлены):
1) белые голубые шары;
2) старый дубовый пол;
3) новая шелковая блузка;
4) большой чёрный камень.
3. Укажите неоднородные определения (знаки препинания не расставлены):
1) Мрачный угрюмый взгляд;
2) Глиняные деревянные игрушки;
3) Старый господский дом;
4) Красные синие флаги.
4. Укажите пример с пунктуационной ошибкой:
1) Вечерний лёгкий свет алеет на полях.
2) Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашкой.
3) Ранним майским утром на прибрежных лугах гаснут огоньки маячков.
4) В прохладный июльский день я сидел на берегу и любовался рекой.
5. В каком предложении нужно поставить запятую?
1) Мимо станции промчался длинный товарный поезд.
2) Этот маленький карманный фонарик удобен для туриста.
3) Возле поликлиники росли старые стройные берёзы.
4) На свежем снегу нетрудно было заметить заячьи беличьи следы.
6. Какое слово надо подобрать к словосочетанию фарфоровая посуда, чтобы определения стали однородными?
1) старая;
2) разбитая;
3) фаянсовая;
4) белая.
7. В каком предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?
1) Мы выезжаем на великолепную сияющую под солнцем поляну.
2) Из деревни доносились торжествующие крики выпущенных на волю петухов.
3) В дальнем углу комнаты стояло пузатое ореховое бюро.
4) Пышно цвели холодной высокомерной красотой георгины.
8. В каком предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?
1) Она действительно походила на молодую стройную гибкую березу.
2) Вдруг конское тревожное ржание раздалось во тьме.
3) Это был прекрасный хотя и несколько печальный город.
4) Радостное праздничное лучезарное настроение охватило меня.
9. В этом предложении между однородными определениями надо поставить запятую.
1) И вот, озаряя ухабы, взлетел раскалённый светящийся солнечный шар.
2) Давно-давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.
3) Меж круглых рыхлых облаков невинно небо голубеет.
4) У окошка, выходящего на восток, ветка тополя уже выбросила бледно-жёлтые клейкие листочки.
10. В этом предложении определения неоднородные, запятыми не разделяются.
1) Погода была холодная ветреная, так что сугробы намело выше окон.
2) Ласточки летали в розовеющем вечернем воздухе.
3) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.
4) Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей.
11.Однородными определениями осложнено предложение:
1) Настали темные, тяжелые дни.
2) Щеки румяны, и полны, и смуглы.
3) Желтые дубовые заросли стояли в росе.
4) На рейде стоял французский линейный корабль.
12.Неоднородные определения есть в предложении:
1) Рука была морщинистая, бледная, худая.
2) Был серенький, промозглый, ветреный день.
3) Вдали просека перерезалась высокой железнодорожной насыпью.
4) В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум.
13. Укажите, где надо поставить запятые в предложении Тут были (1) яркая гвоздика (2) и красные (3) оранжевые (4) и желтые лилии. (В. Арсеньев)
1) 3. 2) 1, 2. 3) 2, 3. 4) 2, 3, 4.
Тест по русскому языку (11 класс) по теме: Тест по теме «Однородные члены предложения», 11 класс
Тест по теме «Однородные члены предложения».
1.Однородными членами предложения являются: а) повторяющиеся для большей выразительности слова; б) слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному члену предложения; в) слова, относящиеся к одному и тому же члену предложения, но отвечающие на разные вопросы.
2. Какими способами соединяются однородные члены предложения: а) сочинительными союзами и интонацией; б) подчинительными союзами и интонацией.
3. Найдите противительный союз: а) либо; б) но; в) и.
4. К какой группе относится союз или : а) сочинительный; б) противительный; в) разделительный.
5.В каком предложении определения однородные (запятые не проставлены): а) Купим удобный широкий стол. б) Купим удобный письменный стол.
6. Найдите предложение с однородными членами: а) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. б) Луна была за тучками, и сугробы казались синими. в) С утра шел дождь и небо было затянуто тучами.
7. Ставится ли запятая между однородными членами, соединенными союзами, в устойчивых сочетаниях.: а) да; б) нет.
8. Двоеточие при обобщающих словах ставится: а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов; б) если обобщающее слово стоит после однородных членов.
9. Найдите предложение, соответствующее схеме: О : О, О, О -… (запятые не проставлены).
а) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики. б) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд. в) Утро рассеивает все страх усталость волнения.
10.Нигде не было видно ни воды, ни деревьев. Это предложение осложнено однородными A) сказуемыми. B)подлежащими.C) дополнениями. D) определениями. E) обстоятельствами.
11.В наших степях водятся как зайцы, так и лисицы. Это предложение осложнено однородными A) сказуемыми. B) подлежащими. C) дополнениями. D) определениями. E) обстоятельствами.
12.То справа, то слева, то позади слышался гул падающих деревьев. Это предложение осложнено однородными A) сказуемыми. B) подлежащими. C) дополнениями. D) определениями. E) обстоятельствами.
13.Дни стояли теплые и ласковые.(К. Федин) Это предложение осложнено однородными A) сказуемыми. B) подлежащими. C) дополнениями. D) определениями. E) обстоятельствами.
14.Над моей головой тревожно бились листья клена, но не сверкали от лучей солнца, а бледно рисовались на темно-синем фоне. (В. Г. Короленко) Это предложение осложнено однородными A) сказуемыми. B) подлежащими. C) дополнениями. D) определениями. E) обстоятельствами.
15.Однородными обстоятельствами места осложнено предложение A) Дни стояли теплые и ласковые. (К. Федин) B) Одевается он отлично и со вкусом. (И. С. Тургенев) C) Я поеду теперь на Дальний Восток либо на север. (В. Ажаев) D) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер. (К. Паустовский) E) Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин. (А. Фадеева)
16.Однородными обстоятельствами образа действия осложнено предложение A) Одевается он отлично и со вкусом. (И. С. Тургенев) B) Я поеду теперь на Дальний Восток либо на север. (В. Ажаев) C) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер. (К. Паустовский) D) Снежинки жадно садились на его волосы, бороду, плечи. (А. Чехов) E) Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин. (А. Фадеева)
17.Однородными обстоятельствами времени осложнено предложение A) Одевается он отлично и со вкусом. (И. С. Тургенев) B) Я поеду теперь на Дальний Восток либо на север. (В. Ажаев) C) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер. (К. Паустовский) D) Снежинки жадно садились на его волосы, бороду, плечи. (А. Чехов) E) Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин. (А. Фадеева)
18.Однородными сказуемыми осложнено предложение A) Дни стояли теплые и ласковые. (К. Федин) B) Одевается он отлично и со вкусом. (И. С. Тургенев) C) Я поеду теперь на Дальний Восток либо на север. (В. Ажаев) D) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер. (К. Паустовский) E) Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин. (А. Фадеева)
19.Однородными дополнениями осложнено предложение A) Дни стояли теплые и ласковые. (К. Федин) B) Одевается он отлично и со вкусом. (И. С. Тургенев) C) Я поеду теперь на Дальний Восток либо на север. (В. Ажаев) D) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер. (К. Паустовский) E) Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин. (А. Фадеева)
20.Однородных членов НЕТ в предложении A) Щеки румяны, и полны, и смуглы. (Н. А. Некрасов) B) Долго не желтели березовые рощи, не увядала трава. C) В знакомой сакле огонек то трепетал, то снова гас. (М. Ю. Лермонтов) D) Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (И. А. Крылов) E) И роща, и красивый фасад дома отражались в заливном озере. (А. Н. Толстой)
21.Однородными сказуемыми осложнено предложение A) Щеки румяны, и полны, и смуглы. (Н. А. Некрасов) B) Долго не желтели березовые рощи, не увядала трава. C) Детей тревожит не только настоящее, но и будущее котят. (А. Чехов) D) Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (И. А. Крылов) E) И роща, и красивый фасад дома отражались в заливном озере. (А. Н. Толстой)
22.Предложение с двумя рядами однородных членов.
A) Щеки румяны, и полны, и смуглы. (Н. А. Некрасов) B) Райский бросил взгляд на Волгу и забыл все… (И. Гончаров) C) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет. (К. Станюкович) D) Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев, будоражил лес угрожающим присвистом. (Н. Островский) E) Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (И. А. Крылов)
23.Однородными определениями осложнено предложение A) Настали темные, тяжелые дни. (И. С. Тургенев) B) Щеки румяны, и полны, и смуглы. (Н. А. Некрасов) C) Желтые дубовые заросли стояли в росе. (К. Паустовский) D) На рейде стоял французский линейный корабль. (И. Тургенев) E) Вдали просека перерезалась высокой железнодорожной насыпью. (А. Чехов)
24.Неоднородные определения есть в предложении A) Рука была морщинистая, бледная, худая. (В. Панова) B) Был серенький, промозглый, ветреный день. (Б. Полевой) C) На рейде стоял французский линейный корабль. (И. Тургенев) D) В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум. (А. Чехов) E) Было холодно, чувствовалась резкая, неприятная сырость. (А. Чехов)
25.Тут были (1) яркая гвоздика (2) и красные (3) оранжевые (4) и желтые лилии. (В. Арсеньев) Укажите, где надо поставить запятые в данном предложении A) 3. B) 1, 2. C) 2, 3. D) 2, 3, 4. E) 1, 2, 3, 4.
26.Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении A) Я не вижу ни голубого неба, ни синего моря. (И. Гончаров) B) Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли не было видно. (В. Арсеньев) C) Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска. (А. С. Пушкин) D) Повсюду раздавался стук топоров и молотков, визг пил и рубанков, лязг и грохот. (К. Станюкович) E) И роща, и красивый фасад дома отражались в заливном озере. (А. Н. Толстой)
27.Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении (знаки препинания не расставлены)
A) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы. B) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев. C) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев. D) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно. (В. Арсеньев) E) И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере. (А. Н. Толстой)
28.Обобщающего слова при однородных членах нет в предложении (знаки препинания не расставлены)
A) Вдруг все ожило и леса и пруды и степи. (Н. Гоголь) B) В корзине была дичь два тетерева и утка. (И. Гончаров) C) Всюду и наверху и нанизу кипела работа. (К. Станюкович) D) В степи за рекой по дорогам везде было пусто. (Л. Н. Толстой) E) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно. (В. Арсеньев)
29.Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска. (А. С. Пушкин) Обобщающим в этом предложении является слово A) тоска. B) что-то. C) ямщика. D) в песнях. E) раздолье.
30.Другие факторы, как-то: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимой, морские брызги и прочее – играют второстепенную роль. (В. Арсеньев) Обобщающим в этом предложении является слово A) ветры. B) как-то. C) прочее. D) играют. E) факторы.
31.В это время года крупная рыба как-то язи голавли и лини уже не брала. (С. Аксаков) В этом предложении пропущены
A) три запятые. B) тире и две запятые. C) двоеточие и две запятые. D) двоеточие и три запятые. E) двоеточие, 2 запятые, тире.
32.Две запятые и тире пропущены в предложении
A) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей. B) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли. (М. Пришвин) C) Ни близких берегов ни далеких гор ни даже воды ничего не было видно. (В. Солоухин) D) В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. (А. П. Чехов) E) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем. (В. Шукшин)
33.Двоеточие и три запятые пропущены в предложении
A) В пруду развели разную рыбу карпов сазанов лещей. B) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли. (М. Пришвин) C) Ни близких берегов ни далеких гор ни даже воды ничего не было видно. (В. Солоухин) D) В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. (А. П. Чехов) E) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем. (В. Шукшин)
34.Запятая и тире пропущены в предложении
A) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей. B) Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно. (А. Н. Толстой) C) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли. (М. Пришвин) D) Все это и ночь и дали и горы и звезды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести. (В. Короленко) E) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем. (В. Шукшин)
35.Двоеточие и три запятые пропущены в предложении
A) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей. B) Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно. (А. Н. Толстой) C) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли. (М. Пришвин) D) Все это и ночь и дали и горы и звезды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести. (В. Короленко) E) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем. (В. Шукшин)
36.Тире, двоеточие и две запятые пропущены в предложении
A) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей. B) Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно. (А. Н. Толстой) C) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли. (М. Пришвин) D) Все это и ночь и дали и горы и звезды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести. (В. Короленко) E) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем. (В. Шукшин)
37.Двоеточие, четыре запятые и тире пропущены в предложении
A) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей. B) Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно. (А. Н. Толстой) C) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли. (М. Пришвин) D) Все это и ночь и дали и горы и звезды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести. (В. Короленко) E) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем. (В. Шукшин)
Проверочная работа по теме «Однородные и неоднородные определения» 6 вариантов (8 класс)
Проверочная работа по теме «Однородные и неоднородные определения».
Вариант 1.
Выписать предложения с однородными определенями предложения и расставить знаки препинания.
Есть в летописи горделивое историческое предание о походе Олега на Константинополь.
Как-то в тихий майский вечер солнце красным громадным кружком приближалось к горизонту.
Полоса яркого вечернего света легла на старый ствол возле скамьи.
Приятно возвратиться на старое давно понравившееся место.
Необъятный небесный свод раздался ,раздвинулся еще необъятнее.
Много раз мы с Яковом теряли друг друга в густом местами непроходимом кустарнике.
У всех было бодрое радостное настроение.
Старинные каменные стены окружали крепость.
Сено издавало приторный слегка возбуждающий запах.
Он любил сильное решительное слово.
Большие страдальческие глаза его блестели нестерпимо.
Белые пуховые облака таяли в ярких лучах весёлого солнца.
В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей .
Тут были яркая гвоздика и красные оранжевые и жёлтые лилии.
.Производство хлопчатобумажных льняных шерстяных тканей значительно возросло.
В поленнице были сложены берёзовые сосновые осиновые дрова.
Проверочная работа по теме «Однородные и неоднородные определения».
Вариант 2.
Выписать предложения с однородными определениями предложения и расставить знаки препинания.
Снежные сугробы подёрнулись тонкой ледяной коркой.
Сахарный сладкий снежок прикрыл безобразие осени.
Случались весёлые грустные смешные дела.
Получалось нечто жуткое путаное и резкое.
Пронзительный резкий ветер сбивает стаи птиц в тёмную сплошную массу.
Затяжные угрюмые дожди в этом году начались очень рано.
Прямые стройные кипарисы окружали дом.
Тут тропинка снова постепенно ползла на отлогую длинную гору.
С берега нависла над водой высокая пирамидальная лестница.
Крепость была погружена в привычный мирный сон.
У порога дома Егорушка увидел новую роскошную коляску и пару чёрных лошадей .
Судно шло в цветущих узких берегах .
Он выкуривал в день не менее фунта крепчайшего чёрного табаку .
Гневно взметнув свои тысячи жилистых корявых мозолистых рук вышел на улицу новый хозяин.
Она полулежала в красивой изящной позе.
В поленнице были сложены берёзовые сосновые осиновые дрова.
Проверочная работа по теме «Однородные и неоднородные определения».
Вариант 3.
Выписать предложения с однородными определенями предложения и расставить знаки препинания.
Частые старые и свежие следы то и дело пересекали дорогу.
Отец мой изредка присылал мне пачки синих полинялых ассигнаций.
Это был человек с взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами.
Я видел женщину молодую прекрасную добрую обаятельную.
Туда вела единственная песчаная дорога.
Подсыхающие сиреневые листочки тополей шевелились от ветра.
Казалось, что мускулы растаяли от жары и остались только тонкие упругие нервы.
На хуторском глухом подворье стояла кузница.
Ветвистый лиловый зигзаг молнии перерезал небо наискосок.
Степь дышала глубокими ровными и могучими вздохами.
Большие страдальческие глаза его блестели нестерпимо .
Белые пуховые облака таяли в ярких лучах весёлого солнца .
В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей .
Тут были яркая гвоздика и красные оранжевые и жёлтые лилии.
Производство хлопчатобумажных льняных шерстяных тканей значительно возросло
.В поленнице были сложены берёзовые сосновые осиновые дрова.
Проверочная работа по теме «Однородные и неоднородные определения».
Вариант 4.
Выписать предложения с однородными определениями предложения и расставить знаки препинания.
Перед ним расстилалась пенистая морская даль.
Блеснул из-под ресниц лукавый женский взгляд.
В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.
Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.
Это были слабые робкие попытки матери приобщить меня к музыке.
Он писал просто и легко, соединяя живой рисунок с чистыми сочными красками.
Приятно возвратиться на старое испытанное место. (Наг.)
Это была первая не замутненная никакими опасениями радость открытия. (Гран.)
Стояли жаркие безветренные июньские дни.
Лист в лесу сочен, густ и зелен, только кое-где срываются пожелтевшие березовые и липовые листы. (Л. Г.)
У порога дома Егорушка увидел новую роскошную коляску и пару чёрных лошадей .
Судно шло в цветущих узких берегах .
Он выкуривал в день не менее фунта крепчайшего чёрного табаку .
Гневно взметнув свои тысячи жилистых корявых мозолистых рук, вышел на улицу новый хозяин.
Она полулежала в красивой изящной позе.
В поленнице были сложены берёзовые сосновые осиновые дрова.
Проверочная работа по теме «Однородные и неоднородные определения».
Вариант 5.
Выписать предложения с однородными определенями предложения и расставить знаки препинания.
Ночь была нежная тёплая.
У него была добрая широкая мягкая улыбка.
На венчиках луговых цветов покачивались смуглые дикие пчёлы.
В ясное ветреное утро Берестов выехал прогуляться верхом.
Она смотрела на него своим бархатным чёрным взглядом.
Мне представили этого молодого тёмноволосого юношу.
Сухой горячий ветер нёс раскалённый воздух.
Все страницы тетради были исписаны резким упрямым почерком.
В хорошую ясную ночь выволакивали на берег сухой пень, накладывали на него хворост, поджигали и на самом стремени отпускали.
На подоконнике колючий кактус цвёл жёлтыми красивыми цветами .
Большие страдальческие глаза его блестели нестерпимо .
Белые пуховые облака таяли в ярких лучах весёлого солнца .
В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей .
Тут были яркая гвоздика и красные оранжевые и жёлтые лилии.
Производство хлопчатобумажных льняных шерстяных тканей значительно возросло.
В поленнице были сложены берёзовые сосновые осиновые дрова.
Проверочная работа по теме «Однородные и неоднородные определения».
Вариант 6.
Выписать предложения с однородными определениями и расставить знаки препинания.
1. Серый маленький дом Власовых все больше притягивал внимание слободки. (М. Г.)
2. Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах огромных гор. (Л.)
3. Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырское тянулось по степи вместо дороги. (Ч.)
4. Шел тяжелый затяжной дождь. (Лид.)
5. Мягкий сладкий ветер дул навстречу. (Бун.)
6. Новые каменные стены Кремля построены в XIV веке.
7. Огромная темная туча быстро надвигалась с запада и скоро пролилась теплым летним обильным дождем.
8. Частые старые и свежие следы то и дело пересекали дорогу.
9. Темные плотно стоящие ели отражались в воде.
10. Тронутый осенью лиственный лес поражал разнообразием красок и их оттенков.
11.Большие страдальческие глаза его блестели нестерпимо.
12.Белые пуховые облака таяли в ярких лучах весёлого солнца.
13.В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей.
14.Гневно взметнув свои тысячи жилистых корявых мозолистых рук, вышел на улицу новый хозяин.
15.Она полулежала в красивой изящной позе.
16.В поленнице были сложены берёзовые сосновые осиновые дрова.
Упражнения по теме «Неоднородные и однородные определения»
Упражнение НОО1. Тестирование по теме «Неоднородные и однородные определения»
1. Какие признаки не являются характерными для однородных определений?
1) характеризуют предмет с одной стороны;
2) произносятся с перечислительной интонацией;
3) можно поставить союз и, если определения соединены бессоюзной связью;
4) характеризуют предмет с разных сторон;
5) непосредственно к существительному относится только ближайшее определение;
6) разделяются запятыми.
2. Укажите однородные определения (знаки препинания не расставлены):
1) зелёные голубые шары;
2) старый дубовый пол;
3) новая шёлковая блузка;
4) большой увесистый камень;
5) удобное старинное кресло;
6) маленький заячий хвост.
3. Укажите неоднородные определения (знаки препинания не расставлены):
1) мрачный угрюмый взгляд;
2) глиняные деревянные игрушки;
3) старый господский дом;
4) красные синие флаги;
5) красный пионерский галстук;
6) верный преданный друг.
4. В каких предложениях нужно поставить запятую между однородными членами (знаки не расставлены)?
1) Мимо станции промчался длинный товарный поезд.
2) Удивительный волнующий мир фантазии открывается начинающему художнику.
3) Этот маленький карманный фонарик удобен для туриста.
4) Возле поликлиники росли старые стройные берёзы.
5) На свежем снегу нетрудно было заметить заячьи беличьи следы.
6) Он писал просто и легко соединяя живой рисунок с чистыми сочными красками.
5. Какое слово надо подобрать к словосочетанию «фарфоровая посуда», чтобы определения стали однородными?
1) новая;
2) разбитая;
3) фаянсовая;
4) белая;
5) красивая;
6) великолепная.
6. В каких предложениях есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?
1) Блеснул из-под ресниц лукавый женский взгляд.
2) Из деревни доносились торжествующие крики выпущенных на волю петухов.
3) В дальнем углу комнаты стояло пузатое ореховое бюро.
4) Пышно цвели холодной высокомерной красотой георгины.
5) Меня окружали образованные умные интеллигентные люди.
6) В весенние и осенние дни её порой одолевала тоска.
7. В каких предложениях есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?
1) Высокую стройную красивую берёзу напоминала мне она.
2) Вдруг конское тревожное ржание раздалось во тьме.
3) Это был прекрасный хотя и несколько печальный город.
4) Радостное праздничное лучезарное настроение охватило меня.
5) Москва! Какой огромный странноприимный дом! (Цветаева)
8. В каких предложениях между однородными определениями надо поставить запятую?
1) Крепость была погружена в привычный мирный сон.
2) Давно-давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.
3) Это были слабые робкие попытки матери приобщить меня к музыке.
4) У окошка, выходящего на восток, ветка тополя уже выбросила бледно-жёлтые клейкие листочки.
5) Старинные каменные стены окружали древнюю турецкую крепость.
6) Готические романские соборы украшают площади Лиссабона.
9. В каких предложениях есть неоднородные определения (знаки не расставлены)?
1) Погода была холодная ветреная, так что сугробы намело выше окон.
2) Ласточки летали в розовеющем вечернем воздухе.
3) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.
4) Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей.
5) В посёлок вела единственная песчаная дорога.
10.Однородными определениями осложнено(-ы) предложение(-я):
1) Настали тёмные, тяжёлые дни.
2) Щеки румяны, и полны, и смуглы.
3) Жёлтые дубовые заросли стояли в росе.
4) На рейде стоял французский линейный корабль.
5) Затяжные, угрюмые дожди в этом году начались очень рано.
11.Неоднородные определения есть в предложении:
1) Рука была морщинистая, бледная, худая.
2) Был серенький, промозглый, ветреный день.
3) Вдали просека перерезалась высокой железнодорожной насыпью.
4) В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум.
5) Снежные сугробы подёрнулись тонкой ледяной коркой
12. Укажите, где надо поставить запятые в предложении
А) Тут были (1) яркая гвоздика (2) и красные (3) оранжевые (4) и жёлтые лилии.
Б) Росли в этом глухом (1) таёжном краю (2) дубы (3) и ясени (4) и высокие сосны.
В) Страницу (1) и огонь (2) зерно (3) и жернова (4)
секиры остриё (5) и усечённый волос –
Бог сохраняет всё; особенно – слова
прощенья (6) и любви (7) как собственный свой голос. (Иосиф Бродский)
Упражнение НОО2. Расставьте знаки препинания в предложениях. Подчеркните определения.
1. Майскими короткими ночами отгремев закончились бои (Алексей Фатьянов).
2. В этом лунном пронзительном луче есть что-то тревожное (Иван Гончаров).
3. В Чуди мы увидели длинные загороженные каменными массивными заборами улицы с густыми прекрасными деревьями (Иван Гончаров).
4. Отважные рыбачьи лодки тоже скрылись по бухтам (Иван Гончаров).
5. Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба (Михаил Шолохов).
6. И дождь поспешный молодой закапал невпопад (Александр Твардовский).
7. Ему совестно было высказывать все свои новые масонские мысли (Лев Толстой).
8. Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (Михаил Шолохов).
9. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой (Николай Гоголь).
10. Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце (Фёдор Достоевский).
11. Усталые измокшие под дождём вахтенные матросы мечтали о смене (Константин Станюкович).
12. У нас в доме являлся иногда старичок, запачканный мешковатый неловкий странный донельзя (Фёдор Достоевский).
Упражнение НОО3.
Неоднородные и однородные определения. Обобщение
Блок первый. Актуализация теоретических знаний
Соответствуют ли данные суждения действительности? Если нет, то почему? Докажите свои ответы примерами.
- Однородные определения отвечают на один и тот же вопрос, а неоднородные – всегда на разные вопросы.
- Между однородными определениями можно вставить союз И, а между неоднородными – нет.
- Неоднородные определения находятся между собой в отношении перечисления.
- Однородные определения в равной степени непосредственно относятся к определяемому слову.
- В словосочетаниях с двумя однородными определениями ближайшее к существительному определение характеризует определяемое слово, а второе определение характеризует словосочетание.
- Если за одиночным определением следует определение, выраженное причастным оборотом, то такие определения являются однородными.
- Если одно из определений выражено качественным прилагательным, а другое – относительным, то такие определения однородны.
- Если одно из определений выражено местоимением, а другое прилагательным, то такие определения неоднородны.
Блок второй. Практика
Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите все определения. Объясните условия постановки запятых.
- Рядом с баней растёт высокая толстая берёза.
- На березу прилетел зяблик и запел радостные весёлые песни.
- У небольшого круглого лесного озера я нашёл овальный плоский камень в воде.
- Берега у реки высокие крутые.
- Столько белых жёлтых лилий я нигде ещё не видел.
- Рядом в траве обнаружились два молодых подрумянившихся на солнце белых гриба.
- Хитрые лесные воробьи затеяли с хлебной коркой очень интересную непонятную для меня игру.
- Зимой лисья рыжая шубка становится густой пушистой.
- В кромешной непроглядной темноте сарая невозможно было найти дрова и я поддерживал огонь сухой прошлогодней травой.
- Вдалеке слышались крики дроздов сильные резкие.
- Волчица перескочила через серебристый скованный льдом ручей.
- Сухой мягкой оказалась подстилка из опавших осенних листьев.
Блок третий. Составление связного текста.
Составьте связный текст из 5-6 предложений, используя однородные и неоднородные определения.
Тест по теме «Однородные и неоднородные определения» для 8 класса — Тесты — Русский язык — Каталог файлов
Тест по теме «Однородные и неоднородные определения»
1. Данный признак не является характерным для однородных определений:
1) характеризуют предмет с одной стороны;
2) произносятся с перечислительной интонацией;
3) можно поставить союз и, если определения соединены бессоюзной связью;
4) характеризуют предмет с разных сторон.
2. Укажите
однородные определения (знаки препинания не расставлены):
1) белые голубые шары;
2) старый дубовый пол;
3) новая шелковая блузка;
4) большой чёрный камень.
3. Укажите
неоднородные определения (знаки препинания не расставлены):
1) Мрачный угрюмый взгляд;
2) Глиняные деревянные игрушки;
3) Старый господский дом;
4) Красные синие флаги.
4. Укажите пример
с пунктуационной ошибкой:
1) Вечерний лёгкий свет алеет на полях.
2) Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашкой.
3) Ранним майским утром на прибрежных лугах гаснут огоньки маячков.
4) В прохладный июльский день я сидел на берегу и любовался рекой.
5. В каком
предложении нужно поставить запятую?
1) Мимо станции промчался длинный товарный поезд.
2) Этот маленький карманный фонарик удобен для туриста.
3) Возле поликлиники росли старые стройные берёзы.
4) На свежем снегу нетрудно было заметить заячьи беличьи следы.
6. Какое слово
надо подобрать к словосочетанию фарфоровая посуда, чтобы определения стали
однородными?
1) старая;
2) разбитая;
3) фаянсовая;
4) белая.
7. В каком
предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?
1) Мы выезжаем на великолепную сияющую под солнцем поляну.
2) Из деревни доносились торжествующие крики выпущенных на волю петухов.
3) В дальнем углу комнаты стояло пузатое ореховое бюро.
4) Пышно цвели холодной высокомерной красотой георгины.
8. В каком
предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?
1) Она действительно походила на молодую стройную гибкую березу.
2) Вдруг конское тревожное ржание раздалось во тьме.
3) Это был прекрасный хотя и несколько печальный город.
4) Радостное праздничное лучезарное настроение охватило меня.
9. В этом предложении
между однородными определениями надо поставить запятую.
1) И вот, озаряя ухабы, взлетел раскалённый светящийся солнечный шар.
2) Давно-давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними
полями.
3) Меж круглых рыхлых облаков невинно небо голубеет.
4) У окошка, выходящего на восток, ветка тополя уже выбросила бледно-жёлтые
клейкие листочки.
10. В этом
предложении определения неоднородные, запятыми не разделяются.
1) Погода была холодная ветреная, так что сугробы намело выше окон.
2) Ласточки летали в розовеющем вечернем воздухе.
3) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.
4) Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой
хрустальной чашей.
11.Однородными
определениями осложнено предложение:
1) Настали темные, тяжелые дни.
2) Щеки румяны, и полны, и смуглы.
3) Желтые дубовые заросли стояли в росе.
4) На рейде стоял французский линейный корабль.
12.Неоднородные
определения есть в предложении:
1) Рука была морщинистая, бледная, худая.
2) Был серенький, промозглый, ветреный день.
3) Вдали просека перерезалась высокой железнодорожной насыпью.
4) В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум.
13. Укажите, где
надо поставить запятые в предложении
Тут были (1) яркая гвоздика (2) и красные (3) оранжевые (4) и желтые лилии. (В.
Арсеньев)
1) 3. 2) 1, 2. 3) 2,
3. 4) 2, 3, 4.
http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/235-odnorodnyeineodnorodnyeopredeleniyaupragneniyaitest.html
Тест Однородные и неоднородные определения
28. Тест. Однородные и неоднородные определенияАвтор: ©2015, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru
Описание:
При участии проекта http://videouroki.net
Задание #1
Вопрос:
Отметьте ложные и правдивые утверждения.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ однородные и неоднородные определения всегда отвечают на разные вопросы
__ однородные определения относятся к существительному непосредственно
__ неоднородные определения не отделяются запятой
__ определения бывают неоднородными, если стоящее впереди определение относится не непосредственно к существительному, а к сочетанию этого существительного с ближайшим определением
Задание #2
Вопрос:
Выберите предложение, в котором есть неоднородные определения.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Во дворе во всей своей холодной, нелюдимой красе стояла ночь.
2) Стояла тихая морозная ночь.
3) Чувствовалась резкая, неприятная сырость.
4) В ночи виднелись желтые, красные, синие огоньки.
Задание #3
Вопрос:
Выберите предложения, в которых определения являются неоднородными.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Был серенький промозглый ветреный день
2) Над мокрым полем тянулись бесформенные бурые облака.
3) Холодные острые звезды зажглись в темном бархате неба.
4) Жёлтые дубовые заросли стояли в росе.
Задание #4
Вопрос:
Выберите предложение с однородными определениями.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой побелевшей траве.
2) Солнце бросало последние розовые лучи на деревню.
3) Радостное праздничное лучезарное настроение распирало его грудь.
4) Жаворонки звенели высоко-высоко в полусумрачной воздушной бездне.
Задание #5
Вопрос:
Выберите предложения, в которых требуется вставить запятые.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Князь Андрей подошел к Пьеру, и Пьер заметил новое молодое выражение на лице своего друга.
2) Обшарканный видавший виды вездеход остановился на берегу.
3) Под березами видна была беседка с плоским зеленым куполом и деревянными голубыми колоннами.
4) По длинной пыльной дороге не спеша тянулись караваны машин.
Задание #6
Вопрос:
Выберите предложения, в которых необходима вставка запятой.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Огромная белая птица слетела почти у самых ног.
2) Было тихое летнее утро.
3) Я только что пережил светлые чудные неземные минуты.
4) Это была уже не прежняя тонкая хрупкая бледнолицая девушка, а зрелая красивая сильная женщина.
Задание #7
Вопрос:
Выберите предложения, в которых вставка запятых не требуется.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) По радио сообщаются общие новости, поддерживается деловая общественная товарищеская связь.
2) Хорошо видна круглая голова, раскрытые широкие крылья сливаются с белизною снегов.
3) Хорошо в лесу в ясный морозный день!
4) Бурундуки — красивые полосатые зверьки.
Задание #8
Вопрос:
Вася написал письмо другу. Сколько запятых в этом письме он пропустил? Ответ дайте числом.
Привет! У нас тут стоит противная осенняя погода. На асфальте повсюду валяются листья: желтые, красные, бурые. Дует свирепый западный ветер. Печальные поникшие головками цветы на клумбах ежатся от холода. Скорее бы лето!
Запишите число:
___________________________
Задание #9
Вопрос:
Подберите верные соответствия.
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) Предложение содержит однородные определения.
2) Предложение содержит неоднородные определения.
3) Предложение не содержит определений.
__ После душной ночи потянул на рассве
Проверочная работа «Однородные и неоднородные члены предложения» 10, 11 класс
Проверочная работа по теме «Однородные и неоднородные члены предложения».
10-11 класс
Вариант 1.
1.Поставьте знаки препинания в приводимых ниже предложениях с однородными членами, соединёнными бессоюзной связью или повторяющимися союзами. Выделите союзы.
На взгляд – то он хорош да зелен. Приют наш мал зато спокоен. Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости или скуки. Дни стояли пасмурные однако тёплые. Орловский мужик невелик ростом сутуловат угрюм глядит исподлобья. Не рыбачий парус малый корабли мне снятся. Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега. Это был прекрасный хотя и несколько печальный город. Часовой дошёл до противоположного угла и повернул обратно.
2.Спишите текст. Подчеркните как члены предложения однородные члены.
Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой – наполовину в цветах, а наполовину – в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой, розовые кусты ещё давали – в третий раз за это лето – бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни.
3.В приводимых ниже предложениях найдите однородные и неоднородные определения. Поставьте недостающие знаки препинания.
Ровное монотонное дыхание прерывается. Радостное праздничное лучезарное настроение распирало, и мундир, казалось, становился тесен. Представляете ли вы себе скверный южный уездный городишко? В сундуке я нашёл пожелтевшую написанную по – латыни гетманскую грамоту. Грин населил свои книги племенем смелых простодушных, как дети, гордых самоотверженных и добрых людей. Из деревни доносились праздничные торжествующие крики выпущенных на волю петухов. Это была праздничная весёлая итожная работа – молоть хлеб. Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку.
4. Впишите необходимые по смыслу союзы между однородными членами предложения.
Кипренский, обладавший величайшим даром импровизации, … лишённый многих необходимых знаний, упорства … мужества, погружался в блеск славы. Багровый свет уже загорался в окнах дворцов … падал в темноту, вырывая из неё … полосатую будку часового, … бронзовый памятник полководцу, … колонну, украшенную замёрзшими листьями. Человек, оставшись один в лесу, обыкновенно … разговаривает сам с собой, … свистит, … поёт, … сшибает палкой сухие листья.
5. Впишите необходимые по смыслу обобщающие слова в предложениях.
Отчеканенные на монетах лица аллегорических богинь – олицетворение прекрасных … Франции, Италии, Греции – казались печальными. И … на столах, на рояле, на полу – громоздились в вазах, кувшинах, в тазах груды сирени. Пусть нет ещё первого снега, но … уже пахнет этим снегом: и воздух, и вода, и деревья, и даже капустная ботва.
Вариант 2.
1.Поставьте знаки препинания в приводимых ниже предложениях с однородными членами, соединёнными повторяющимися или двойными союзами.
Были и лето и осень дождливы. Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив. Всякий вечно позабывал в кухне или шапку или кнут для чужих собак или что – нибудь подобное. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день непременно. Средний сын и так и сяк. Там белые рубахи баб да пёстрые рубахи мужиков да голоса да звяканье проворных кос. Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина. С чужим я либо робел либо важничал. Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы.
2.Спишите текст. Подчеркните как члены предложения однородные члены.
Вам, верно, случалось слышать где – то валящийся отдалённый водопад, когда встревоженная окрестность полна гула и хаос чудных неясных звуков носится перед вами. Не правда ли, не те ли самые чувства мгновенно обхватят вас в вихре сельской ярмарки, когда весь народ срастается в одно огромное чудовище и шевелится всем своим туловищем на площади и по тесным улицам, кричит, гогочет, гремит? Шум, брань, мычание, блеяние, рёв – всё сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки – всё ярко, пёстро, нестройно; мечется кучами и снуётся перед глазами. Разноголосые речи потопляют друг друга, и ни одно не выхватится, не спасётся от этого потопа; ни один крик не выговорится ясно.
3.В приводимых ниже предложениях найдите однородные и неоднородные определения. Поставьте недостающие знаки препинания.
Красные зелёные лиловые жёлтые синие полотнища света падают на прохожих, скользят по фасадам. Это «ты» не было выражением полной душевной близости между ними. Ему стало легче и не так досадно под нависшим могущественным небом. Уныло гудели маломощные паровозы, готовясь к одолению скучных осенних пространств, полных редкой убогой жизни. Она действительно походила на молодую белую стройную гибкую берёзу. Крупный осанистый плечистый человек с ярко – синими глазами на всегда загорелом лице. Из –под по – монашески повязанного тёмного платка и светилось, и улыбалось чистое юное доброе лицо. Вдруг конское тревожное ржанье раздалось во тьме.
4. Впишите необходимые по смыслу союзы между однородными членами предложения.
… сил, … чувств для ближних не щади. … мысли, …. воспоминания, …. мечты бродили в голове Оленина. Его авторитет коренился … в занимаемом им высоком посту, … в обаянии его образованности.
5. Впишите необходимые по смыслу обобщающие слова в предложениях.
Каждый раз Настя находила под водой новые интересные …. : то вымокшую в воде, порыжевшую еловую ветку, то жестяную банку, то лиловый от холода и мёртвый лист водяной лилии. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах — … На днях я уеду в Москву, а все вещи: и барельеф, и портрет Гарибальди, и старая лампа с рисунком водяной мельницы, и стол, и букет иван – чая — … безропотно останется здесь зимовать.