Орфоэпическая таблица – Орфоэпические нормы русского языка: таблица, примеры :: SYL.ru

Орфоэпические нормы русского языка

Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия (греч. оrthosправильный и eposречь). Орфоэпией называют и совокупность правил литературного произношения. Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.

Соблюдение единообразия в произношении очень важно. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи; внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения и высказывание во всей полноте и с достаточным вниманием не воспринимается. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Поэтому

социальная роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, съездах.

Рассмотрим основные правила литературного произношения, которых необходимо придерживаться.

  • Произношение гласных. В русской речи среди гласных только ударные произносятся четко. В безударном положении они утрачивают ясность и четкость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией. Это называется законом редукции. Редукция может быть количественной (когда звук меняет лишь долготу звука) и качественной (когда звук меняет свое качество).

Гласные а и о в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [а]: овраг — [а]враг, автономия — [а]вт[а]номия, молоко – м[а]л[а]ко.

Буквы е и я в предударном слоге обозначают звук, средний между [е] и [и]: пятак – п[и]так, перо – п[и]ро.

Гласный [и] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произносится как [ы]: мединститут – мед[ы]нститут, из искры — из [ы]скры.

Особо следует сказать о словах с Е и Ё. Ошибки в их употреблении связаны с тем, что на письме обычно эти буквы не разграничиваются. Поэтому в устной речи часто происходит их смешение, т.е на месте

Ё произносится Е и наоборот. Так, следует произносить опЕка, афЕра, осЕдлость, пещЕра, но манЁвры, свЁкла. В некоторых словах допускается вариантное произношение: блЁклый – блЕклый, жЁлчь – жЕлчь, позолОченный – позолочЁнный, белЁсый – белЕсый.

В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим хле[п] – хлеб, са[т]– сад, любо[ф’] – любовьи т.д.Оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи. Нужно учесть, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]:лё[к] – лёг, поро[к] – пороги т.д. Произнесение в этом случае звука [х] недопустимо как диалектное. Исключение составляет слово

бог – бо[х]. [Г] произносится как[х]и в сочетанияхгкигч:лё[х’к’]ий – лёгкий, ле[х’ч’]е – легче.

Следует обратить внимание на сочетание чн, так как при его произношении нередко допускаются ошибки. В произношении слов с этим сочетанием наблюдается колебание, что связано с изменением правил старого московского произношения.

По нормам современного русского литературного языка сочетание чн обычно так и произносится [чн], особенно это относится к словам книжного происхождения (алчный, беспечный), а также к словам, появившимся в недавнем прошлом (маскировочный, посадочный).Произношение [шн] вместо орфографического чн в настоящее время требуется в женских отчествах на -ична: Ильини[шн]а, Лукини[шн]а, Фомини[шн]а,

а также сохраняется в отдельных словах: коне[шн]о, пере[шн]ица, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, ску[шн]ый, двое[шн]ик, горчи[шн]ик, наро[шн]о, оче[шн]ик, подсве[шн]ик.

Некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с нормой произносятся двояко: порядо[шн]о и порядо[чн]о, горни[чн]ая и горни[шн]ая, було[чн]ая и було[шн]ая, праче[чн]ая и праче[шн]ая. В отдельных случаях различное произношение сочетания чн служит для смысловой дифференциации слов: серде[чн]ый удар — серде[шн]ый друг.

  • Произношение заимствованных слов. Они, как правило, подчиняются современным орфоэпическим нормам и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. Например, иногда сохраняется произношение звука [о] в безударных слогах ( м[о]дель, [о]азис, [о]тель ), т.е. в этих словах отсутствует редукция гласных, и твердых согласных перед гласным переднего ряда

    [е] ( с[тэ)нд, ко[дэ]кс, каш[нэ] ). В некоторых словах допускается и твердое, и мягкое произношение согласных перед [е] (декан и (дэ)кан). В большинстве же заимствованных слов перед [е] согласные смягчаются: ка[т’]ет, па[т’]ефон, факуль[т’]ет, му[з’]ей, [р’]ектор, пио[н’]ер. Всегда перед [е] смягчаются заднеязычные согласные: па[к’]ет, [к’]егли, с[х’]ема, ба[г’]ет.

Обратите внимание на таблицу, в которой описаны орфоэпические ошибки, перечень которых не нашёл объяснения в предыдущем материале.

studfile.net

Подготовка к ЕГЭ

А
агЕнт
алфавИт
аэропОрты, им.п. мн.ч.
Б
балОванный, прич.
баловАть
баловАться
Баловень (судьбы)
балУясь
бАнты, им.п.мн.ч
бОроду, вин.п.ед.ч.
бралА
бралАсь
бухгАлтеров, род.п. мн.н
В
вЕрба
вернА
вероисповЕдание
взялА
взялАсь
включЁн
включЁнный
включИм
включИт
включИшь
влилАсь
вложИв
вОвремя
ворвалАсь
воспринялА
воссоздалА
вручИт
Г
гналА
гналАсь
граждАнство
Д
давнИшний
дефИс
диспансЕр
добелА
добралА
добралАсь
довезЁнный
дОверху
договорЁнность
дождалАсь
дозвонИтся
дозвонЯтся
дозИровать
докраснА
докумЕнт
донЕльзя
дОнизу
досУг
дОсуха
доЯр
Е
еретИк
Ж
жалюзИ, ср.р.и мн.ч.
ждалА
жилОсь
З
завезенО
завезенЫ
завИдно
зАгнутый
зАгодя
закУпорив
закУпорить
зАнял
занялА
зАняло
занятА
зАнятый
заселЁн
запертА
зАсветло
зАтемно
звалА
звонИм
звонИт
звонИшь
знАчимость
знАчимый
зимОвщик
И
избалОванный
издрЕвле
Иксы
импЕрский
инстИнкт
исключИт
Исстари
исчЕрпав
исчЕрпать
К
каталОг
квартАл
киломЕтр
клАла
клЕить
кОнусы,кОнусов
кормЯщий
корЫсть
крАла
крАлась
крАны
красИвее
красИвейший
кремЕнь, кремнЯ
кренИтся
кровоточАщий
кровоточИть
кУхонный
Л
лгалА
лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.
лилА
лилАсь
ловкА
лыжнЯ
М
мЕстностей род.п. мн.ч
мозаИчный
молЯщий
мусоропровОд
Н
навЕрх
навралА
наделИт
надОлго
надорвалАсь
нажИвший
нажитА
нажИлся-убрать
назвалАсь
накренИт
налилА
налИвший
налитА
намЕрение
нанЯвшийся
нарвалА
нарОст
насорИт
нАчал
началА
нАчали
начАв
начАвший
начАвшись
нАчатый
начАть
нАчатые
нЕдруг
недУг
некролОг
нЕнависть
ненадОлго
низведЁн
нОвости,новостЕй
нОгтя, род.п ед.ч.
нормировАть
О
обеспЕчение
обзвонИт
облегчИт
облегчИть
облилАсь
обнялАсь
обогналА
ободралА
ободрИть
ободрЁнный
ободрЁн
ободренА
ободрИшься
обострЁнный
обострИть
одолжИт
озлОбить
оклЕить
окружИт
опломбировАть
опОшлят
определЁн
оптОвый
освЕдомиться,
освЕдомишься
отбылА
отдалА
отдАв
Отзыв (на публикацию)
отключЁнный
откУпорил
отозвалА
отозвалАсь
Отрочество
П
партЕр
перезвонИт
перелилА
плодоносИть повторЁнный
поделЁнный
поднЯв
позвалА
позвонИт, позвонИшь
полилА
положИл
положИть
понЯв
понЯвший
пОнял,
понялА
портфЕль
пОручни
послАла
(вы) прАвы
пОчестей
(она) правА
прибЫв
прИбыл
прибылА
прИбыло
придАное
призЫв
прИнял
прИняли
принУдить
прИнятый
принялсЯ
принялАсь
приручЁнный
прожИвший
прозорлИва
процЕнт
Р
рвалА
С
свЁкла
сверлИт
сверлИшь
(она) серА
(вы)сЕры
сирОты
слИвовый
снялА
снятА
сОгнутый
создалА
созданА
созЫв сорИт
срЕдства, им.п.мн.ч.
срЕдствами
стАтуя
столЯр
(она) стройнА
Оно) стрОйно
(вы)стрОйны

Т
тамОжня
тОрты
тОртов
тОтчас
У
убралА
убыстрИть
углубИть
укрепИт
Ц
цемЕнт
цЕнтнер
цепОчка
Ч
чЕлюстей
чЕрпать
Ш
шАрфы
шофЁр
Щ
щавЕль
щемИт
щЁлкать
Э
экспЕрт

saharina.ru

Орфоэпические нормы ℹ️ правила произношения гласных и согласных звуков в современном русском литературном языке, изучение ударения, примеры

Орфоэпической нормы как художественный прием

Основные понятия орфоэпии

Сегодня проводится много всевозможных платных тренингов, направленных на постановку речи и освоение ораторского искусства. Такие занятия являются обязательными для тех, кто не умеет хорошо и правильно разговаривать. Это сильно мешает продвижению товаров и услуг, рекламе и многим другим видам профессиональной деятельности. При желании решить проблему можно и своими силами. Порой для этого нужно просто изучить основные орфоэпические нормы русского языка, начав применять свои знания на практике.

Определение и классификация

Сам термин «орфоэпия» состоит из двух частей. Ее истоки идут еще из древнегреческой культуры. Частица orthos дословно переводится как «правильный», тогда как вторая составляющая, epos, означает «речь». Проще говоря, термин означает «правильная речь». Хотя само понятие является более широким, предполагая целую науку.

Орфоэпические нормы

Базой для основных орфоэпических норм современного русского литературного языка стал московский диалект XVII столетия. С тех времен общепринятые нормы претерпели лишь незначительные изменения. Сегодня они изучаются более глубоко, условно делясь на две основные группы:

  • старшая, под которой подразумевается еще старомосковские привычки и особенности построения речи, а также произношения отдельных звуков и их сочетаний в определенных словах;
  • младшая, способная отражать одно только произношение, являющееся актуальным для современного литературного слога.

В настоящее время изучение предмета является обязательным не только для тех, кто мечтает посвятить свою жизнь русскому языку и литературе. Внимательное изучение орфоэпических норм обязательно пригодится для успешной сдачи ЕГЭ в школах и государственной аттестации в вузах, а также для дальнейшего успешного построения карьеры. Кроме того, нередки ситуации, когда неправильное произношение вызывает недопонимание, а то и вовсе провоцирует всеобщее осуждение. По тому, как говорит человек, принято судить о степени его образования, эрудированности и интеллекта.

Главные разделы

Один из самых эффективных способов усовершенствовать собственную речь — чтение литературы разных жанров. Но это практика, а специалисты рекомендуют не забывать и о теории. Ведь речь идет о целой науке, включающей в себя несколько разделов. Нужно изучить:

Орфоэпические нормы русского языка
  • Звуки. Раздел делится на гласные и согласные, так как основные орфоэпические нормы, прежде всего, сводятся к регулированию произносимых звуков.
  • Отдельные морфемы, под которыми подразумеваются наименьшие части языка, имеющие определенный смысл. Проще говоря, это значимая часть слова, в роли которой может выступать как приставка и корень, так и суффикс.
  • Имена и отчества в разных падежах и склонениях.
  • Слова иностранного происхождения, которых в последнее время в русском языке всё больше и больше.

Конечно, в идеале рекомендуется уделять внимание всем разделам орфоэпии без исключения, так как они являются основными положениями литературного произношения. Без их усвоения корректная речь невозможна.

Изучение правил произношения

Нормами орфоэпии регулируется звуковое произношение. А так как в русском языке выделяют две группы звуков (гласные и согласные), то и правила их корректного произношения будут существенно отличаться друг от друга.

Гласные и согласные

Рассматривая тему произношения гласных, в первую очередь необходимо уделить внимание их классификации по интонации, ведь все звуки этой группы можно условно разделить на ударные и безударные. Под ударными гласными подразумеваются те звуки, которые имеют сильную позицию в слове, полностью меняя его интонацию. Отчетливое звучание, а также безошибочная возможность определения подъема и ряда позволяет выделить ударную из всех гласных конкретного слова.

Что касается безударных, то их отличительной характеристикой является стертость, сопровождающаяся слабой позицией, нередко полностью теряющейся в процессе произношения. При этом определяющую позицию играет размещение безударных гласных в слове. Если они находятся в предударном слоге, то имеют менее выраженную редукцию (изменения), чем в любом другом месте.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка

Рассматривая само произношение гласных, стоит привести следующие примеры орфоэпических норм, в которые специально не включаются ударные звуки, и без того имеющие четко обозначенную позицию:

  • Гласные «а» и «о», которые попадают в слог, расположенный непосредственно перед ударным, всегда произносятся как «а».
  • Если же гласная «о» идет вслед за слогом, который является ударным, то произносить его необходимо, как некое гибридное сочетание «ы-а». Примечательно, что при составлении фонетического разбора слова в транскрипционном значении эта комбинация будет выглядеть как твердый знак, что лишний раз указывает на способность гласной сильно редуцировать.
  • В случае если гласные буквы «а», «я» и «е» приходятся на предударный слог после мягкой согласной, то их произношение будет представлять из себя комбинацию звуков «и-е» с транскрипцией в виде «и» с индексом «э».
  • Буква «и», расположенная перед твердой согласной, произносится исключительно как «ы». Стоит отметить, что речь идет не только об определенных словах, но и их словосочетаниях с предлогами и союзами.

Для более четкого понимания значения этих правил и форм их применения на практике стоит ознакомиться со сводной таблицей наиболее наглядных примеров рассматриваемых норм произношения гласных в русском языке. Выглядит она следующим образом:

Орфоэпические нормы примеры нарушение

Особое внимание уделяется и произношению согласных, которые имеют свойство меняться в зависимости от своего расположения в словах и различных их сочетаниях. Так, устный стиль изложения этих букв будет разным в зависимости от следующих комбинаций и сочетаний:

  • Согласные звонкие, расположенные перед глухими в середине или в конце слова, приобретают стертую приглушенную тональность. Исключением является звук «г», который меняется на «к» вне зависимости от своего положения в слове. Кроме того, иногда этот звук и вовсе может произноситься, как «х», однако такая вариативность встречается крайне редко.
  • Если глухой звук стоит перед звонким, то по произношению он всегда становится равноправным ему. Исключение — звук «в».
  • Нередки случаи, когда твердые согласные, стоящие перед мягкими, смягчаются. И, наоборот, есть звуки, которые не способны менять силу своей позиции ни при каких обстоятельствах. Речь идет о таких твердых, как «ж», «ц» и «ш». Точно так же не меняют свою мягкость и буквы «щ» и «ч», произношение которых остается неизменным при любом расположении.
  • Губные согласные в большинстве случаев имеют двоякое произношение.
  • Сочетания «ч-н» и «ч-т» нередко произносятся как «шн» и «шт».
  • Фиксировать сдвоенные согласные их продолжительным произношением приходится только в том случае, если ударный слог располагается перед ними. В обратной ситуации они произносятся коротко, без акцента на сдвоенность.

Рассуждения в этой области должны иметь подкрепление наглядным примером, ведь только тогда материал может быть усвоен максимально эффективно. Так, довольно подробное отражение изложенной теории можно найти в следующей таблице примеров произношения согласных:

Орфоэпия гласные и согласные

Не следует забывать и об особенностях звучания отдельных морфем в составе определенных слов. Произношение может меняться в окончаниях множественных прилагательных, поставленных в именительный падеж. К примеру, слово «карие» произносится как «карии».

Особенным является и произношение окончания прилагательных среднего и мужского рода, употребляемых в единственном числе родительного падежа, и в качестве еще одного примера можно привести слово «красивого», которое произносится, как «красивова».

Другие нормы

Существует множество других норм произношения, не прописанных в словаре. Проще всего регламентировать все эти правила, вынеся их в следующий список обязательных для запоминания и соблюдения основ орфоэпических норм:

Орфоэпия
  • Частица «ся» произносится как «ца» или «тца» в случае расположения последнего сочетания звуков на стыке окончаний. Кроме того, возможным остается и произношение «тса», которое остается актуальным для глаголов в повелительной форме, имеющих окончание «ться».
  • Чередование окончаний «ого» и «его», гласный звук в которых меняется на «в». Исключением в этом случае будут являться фамилии с аналогичными окончаниями в именительном падеже.
  • Сокращения графического типа. В эту категорию попадают всевозможные инициалы, условные обозначения для единиц измерения, страницы и другие сокращения, чаще всего используемые для сокращения объемов печатных текстовых документов. Естественно, подобные обозначения должны оставаться в неизменном виде только в печатном или электронном виде, полностью расшифровываясь в устной речи. Что касается нарочитого произношения сокращения, то его можно расценивать в качестве нарушения орфоэпической нормы или как художественный прием для подчеркивания иронического подтекста.
  • Имена и отчества. Стоит отметить, что отчества не получили применения ни в одном языке, кроме русского. Что касается их произношения, то окончания могут сокращаться при устном произношении, меняясь с «ьевич», «еевич» и «ович» на «ич» и «ыч». Правда, актуальными такие сокращения остаются только для мужского рода. Если же говорить о роде женском, то в этом случае также возможны определенные сокращения, когда целые сочетания или буквы «проглатываются» во время устной речи («Анна Сергевна», «Виктория Тимофевна»).
  • Заимствованные (иностранные) слова. В этой области произношение носит более индивидуальный характер, хотя существует несколько универсальных правил, необходимых для соблюдения. Среди них — сильная позиция «о» вне зависимости от ударения, сохранение твердости согласных перед «е».
  • Акцентологические нормы, под которыми подразумеваются правила расстановки ударения, нефиксированных в русском языке, что делает речь богаче и интереснее. Так, существует целая группа слов с двойным ударением. Примечательно, что в отдельных словах привычная постановка ударений считается устаревшей, ввиду чего их необходимо произносить на новый лад.

Поначалу изучение всех перечисленных норм орфоэпии и их многочисленных производных может показаться непостижимым, но на самом деле все не так сложно, как кажется. Углубление в родной язык является поистине увлекательным и полезным занятием, способствующим развитию личности.


nauka.club

2. Современные орфоэпические нормы в области гласных и со­гласных

Орфоэпия рассматривает:

— качество произношения отдельных звуков

— комбинаторное и позиционные изменения звуков

— звуковое оформл. отдельных сочетаний звуков

— звуковое оформление отдельных грамм. форм

Нормы произношения гласных

— гласные О, А в безуд. полож. подвергаются кач. редукции (за исключением некоторых инояз. слов, где О произносится отчетливо – сценическое произношение: фойе, шоссе, отель, поэт, поэма, тоннель, ноктюрн, бомонд, досье, болеро, коммюнике, радио, кредо, вето, Вольтер, Шопен, Золя, Отелло)

— гласный Э также может не редуцироваться (в абс. нач. инояз. слов: этаж, экономия)

— гласный И в начале слов и в нач. корней сложных слов после твердого при беспаузном произношении произносится как Ы (в их интересах, пединститут)

Э под уд.

О под уд.

афера, бытие, житие, истекший, опека, ярем, леска, хребет, гренадер, гололедица, денно, двоеженец, оседлый (оседлость), приемник, щекотно, щегольски

блеклый, белесый, дареный, дерн, житье-бытье, берёста, длинношерстный, маневры, свекла, старьевщик, хлестче, безнадёжный, гололёд, двоежёнство, жёлчь (жёлчный), двухведёрный, забытьё, издёвка, никчёмный, заём, околёсица, принёсший,

крестный– ход, знамение, целование, муки

неоцененный(устар.) – услуга

истекший– срок, год

Кричит как оглашенный

— человек

— товар

— кровью

— приказ

Нормы произношения согласных

— звук, обозначаемый буквой Щ должен произносится как долгий мягкий Ш, но в двух словах произносится твердый Ш (помощник, всенощная). Если находится перед Т, то произносится ЧЩ (тщательно, тщетно, тщедушный)

— всегда твердые Ц Ж, Ш в некоторых заимств. словах могут звучать мягко (Цюрих, Цюпа, Жюри, Жюль, Жюльен)

— при обозначении буквы Г взрывной Г может заменяться на другие звуки

* на В в окончаниях Р.п., мн.ч. прилаг. и мест., в нареч. (сегодня, отчего), в частицах (итого)

* на Х (легкий, мягкий, бог)

* на Г-фрикат. (ага, господи, бухгалтер)

— не должен возникать эллиптический jперед Э, И (этот, имя, их)

— между гласн. рекомендуется произносить интервокальный j(ае, ее, ое, ая, яя)

— губной, после которого пишется мягкий знак, произносится мягко (семь, восемь), кроме словсемьсот, восемьсот

— сочетание ЧТ звучит как ШТ, кроме нечто

— в инояз. словах перед буквой Е может быть как мягкое, так и твердое произношение

твердый согласный

мягкий согласный

альтернатива

анестезия

артерия

атеист

ателье

бижутерия

бутерброд

гротеск

декольте

детектив

детектор

детерминизм

диспансер

индекс

кодекс

компьютер

коттедж

лазер

майонез

менеджер

партер

резюме

реквием

Рембрандт

Ренуар

свитер

синтез

синтетика

стресс

стюардесса тезис

тембр

тенденция

теннис

тент

термос

тест

экстрасенс

агрессия

академия

аллитерация

бассейн

берет

брюнет гипотеза

декада

декан

депо

дефис

консервы

кофе

крем

купейный

либретто

музей

Одесса

пресса

прогресс

рефрен сейф

сессия

стратегия

терапевт

термин

террор

фанера

шинель

Произношение сочетаний звуков

— СШ, ЗШ – долгий Ш: расшитый, без шума

— ЗЖ, ЗШ – долгий Ж: изжарить, сжечь

— ТЦ, ДЦ – долгий Ц: у отца, у колодца

— ТС, ТЬС – Ц (глаголы)

— ТЧ, ДЧ – долг. Ч: летчик, находчивый, отчество

— ДС, ТС – Ц: городской, детский

— СЧ, СТЧ, ЗЧ, ЗДЧ, ЖЧ, СЩ – долг. мягк. Ш: счастье, жестче, заказчик, объездчик, мужчина, с щенком, с щелканьем

При акцентном выделении морфемных границ полной ассимиляции не происходит (считать деньги – Щ,считать информацию — ЩЧ)

— ЧН (по старомоск. норме – чаще ШН, сейчас – преобладает побуквенное чтение). Запомнить:

[ШН]

[ЧН]

горчичник, двоечник, девичник, конечно, нарочно, подсвечник, прачечная, пустячный, сердечный друг, скворечник, скучно, шапочное знакомство, яичница, Ильинична, Лукинична

булочная, горничная, достаточно, игрушечный, кирпичный, омандировочный, копеечный, коричневый, лавочник, молочница, огуречный, сказочник, сливочный, табачный, цветочный, гречневый, крошечный

— диереза в сочет. ЗДН (праздник), СТН (честный), ВСТВ (здравствуй), ЛНЦ (солнце), РДЦ (сердце), СТЛ (счастливый). Не должно быть диерезы в соч. НТК (аспирантка), СТК (артистка), ЗДК (поездка), НДСК (финляндский, комендантский)

— обычно происходит ассимил. по мягк. переднеяз-ого зубного перед мягким переднеязычным (зонтик, пенсия, лицензия, пончик, здесь, снег, женщина, баньтик)

Произношение отдельных грамматических форм

— в Им. п. ед. ч. после заднеяз-ых в оконч. прилаг. м.р. (тихий, громкий) и суф. глаголов (выпрыгивать, постукивать) И качественно не редуцируется (как при старомоск. норме)

— в окнонч. 3 л. мн. ч. глаголов 2 спряж. произносится АТ/ЯТ, а не УТ/ЮТ, как по старомоск. норме (дыша, молят, лечат…)

— СЯ /СЬ произносится мягко (начался, улыбался), а не твердо, как в старомоск. норме

studfile.net

Выполняем задание ЕГЭ №4.Орфоэпия.Теория-таблица.

Выполняем задание ЕГЭ №4.

Учим теорию. Составитель Репина Е.К.

Правило

Примеры

1

ГЛАГОЛЫ, причастия, деепричастия

А

В глаголах, оканчивающихся на –ить, ударение падает на окончание

Включить-включИшь, включИт, включИте.

ВручИть, вручАт, вручИте, вручИм, дозвонИться,дозвонЯтся, кровоточИть,кровоточАт, исключИть, исключАт,

наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчить, ободрИть, ободриться, одолжИть, окружИть,перезвонИть,сверлИть, укрепИть, щемИть, сердце щемИт.

Б

Выучить наизусть

опОшлить, озлОбить, закУпорить,откУпорить.

B

Глаголы прошедшего времени женского рода

Ударение падает на ОКОНЧАНИЕ.

БралА, бралАсь,взялА, взялАсь,влилАсь, ворвалАсь,лгалА, звалА,началА,рвалА, снялА, срвалА,убралА.

Г

Выучить наизусть!

Глаголы женского рода прошедшего времени

КрАла, крАлась,слАла, послАла, отослАла

Д

Краткие страдательные причастия женского рода

Ударение падает на окончание

ЗанятА, запертА,нажитА, налитА, снятА, созданА, ободренА.

Е

Действительные причастия прошедшего времени с суффиксом-ВШ-

Ударение падает на гласную, которая стоит перед этим суффиксом.

НажИвший, начАвший, понЯвший,прожИвший.

Ё

Страдательные причастия от глаголов изогнуть, согнуть, загнуть

Ударение падает на приставку

ИзОгнутый, сОгнутый, зАгнутый.

Ж

Причастия прошедшего времени с суффиксом- ЁНН-

В краткой форме причастий ударение переходит на окончание в женском и среднем роде, а в мужском роде ударение сохраняется на суффиксе –ЁНН-_.

ВключЁННый, включЁН, включенА, включенО.

ДовезЁННЫй, довезЁН,довезенА, довезенО.

ЗаселЁННый, заселЁН, заселенА, заселенО.

З

Деепричастия с суффиксами –В-, -ВШИ-

У этих деепричастий ударение бывает на том же слоге, что и у глаголов неопределённой формы, от которых образованы эти деепричастия

ЗадАть-задАвши,

занЯть-занЯвши, поднЯвши,положИть-положИвши,продАть-продАв.

И

Запомнить!

ИсчЕрпать-исчЕрпав.

К

Запомнить!

БаловАть,баловАться, я балУюсь, мы балУемся,вы балУетесь,они балУются.

К-1

Запомнить!

ИзбалОванный, избалОвана, избалОваны.

2

Имена существительные

А

В существительных иноязычного происхождения ударение чаще всего падает на последний слог.

АвенЮ,дефИс, диспансЕр, еретИк, жалюзИ, диалОг, некролОг, монолОг, квартАл, каталОг,кремЕнь, столЯр, шофЁр.

Б

В некоторых существительных ударение падает на корень и является неподвижным.

аэропОрт-аэропОрты,

тОрт-тОрты,тОртов,тОртами,

Икс-Иксы,с Иксами,

бАнт-бАнты, бАнтов, бАнтами.

КрАн-крАны, крАнов.

Лектор-лЕкторов.

БухгАлтер-бухгАлтеров.

МЕстность-мЕстностей.

В

Отглагольные существительные

Ударение в отглагольных существительных совпадает с ударением в глаголах, от которых они образованы

ВероисповЕдание

( исповЕдать).

ОбеспЕчение (обеспЕчить).

МусоропровОд, газопровОд. нефтепровОд (провОдит)

Г

Запомнить!

КУхня-кУхонный, слИва-слИвовый.

Д

Выучить!

СрЕдства, свёкла.

3

Имя прилагательное

Степени сравнения прилагательного КРАСИВЫЙ

КрасИвый- красИвее, красИвейший.

4

Наречие

В наречиях с приставкой ДО— ударение падает на приставку

ДОверху, дОнизу, дОсуха.

А

Исключения!

ДонЕльзя, добелА, докраснА.

Б

Наречия с ударной приставкой ЗА-

Засветло, зАгодя(заранее),

зАтемно.

В

Выучить!

ЗавИдно!

5

infourok.ru

§ 3. Орфоэпические и акцентологические нормы русского литературного языка. Справочный материал

Орфоэпия – это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и отдельных слов.

Произносительные нормы свойственны устной речи.

Под орфоэпическими и акцентологическими нормами понимается литературное (образцовое) произношение слов и предложений.

Таблица 5.

Ударение (акцент) – это силовое выделение голосом одного (иногда двух) из слогов в слове в процессе его произношения.

По данным учёных-лингвистов, в 25% языков мира ударение падает на первый слог, в 20% — на конец слова, в 18% — на предпоследний слог; в 33% языков ударение свободное.

гласные звуки

согласные звуки

1. Сильная позиция – это позиция под ударением. Звуки слышатся отчётливо.

1. При произношении обязательно различение твёрдых и мягких звуков: начался[с’]; при капитализме [з]; сосиски [с];

!!! При произношении иноязычных слов справляться в орфографическом словаре

мягкие согласные твёрдые согласные

музей [з’] бизнес [н]

крем [р’] тест [т]

  1. В безударном положении гласные звуки редуцируются (изменяются):

-на месте буквы я в начале слова произносится сочетание звуков [й’и]: японец.

— на месте буквы е произносится [и]: человек, цветы;

2. Звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными оглушаются: акциз [с], предприятие [т]; глухие согласные перед звонкими озвончаются: вокзал [г]

— на месте буквы о произносится [а]: молоко — [малакó];

3. Звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными оглушаются: акциз [с], предприятие [т]; глухие согласные перед звонкими озвончаются: вокзал [г]

-после букв ж, ш, ц буква а произносится как [ы] : жалеть, шагать;

4. Согласная Г может произноситься как [г]: год; [к]: враг; [в]: кого; [γ]: только в словах Господь, Бог, ага, ого, бухгалтер.

-после мягких согласных в I предударном слоге на месте букв а, е, я произносится [и] : часы, венец, пятак, взяла;

5. Сочетания согласных чн и чт произносятся в большинстве слов как [ч’н], [ч’т]. Остатки старомосковской нормы [шн] сохранились в нескольких словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный, в женских отчествах на –ична: Фоминична; Остатки нормы [шт] только в словах : ничто, что, кое-что. НО: нечто [ч’т].

-после [ж], [ш], [ц] и после твёрдых согласных на месте буквы и произносится [ы] : революция, шить, мединститут ;

6.Сочетания зж, жж, сш, сж, зч, сч произносятся как долгие шипящие: изжить[жж], сшить[шш], резчик[щщ’].

7.выпадение согласных при произношении (непроизносимые буквы): местный, праздник.

8.Стяжение согласных дт, тч = ц: тридцать.

studfile.net

Орфоэпия

3.1. Основные орфоэпические правила современного русского литературного языка

Правила орфоэпии имеют длительную историю: они начали формироваться вместе с национальным языком на основе московского говора и окончательно сложились во 2-й половине XIX в. Эти нормы, в основном, сохраняются и в наши дни.

3.1.1. Произносительные нормы гласных

Произносительные нормы гласных, прежде всего, базируются на фонетических критериях редукции [а], [о], [э]в слабых позициях (в безударном положении: в первом, втором и следующих предударных слогах, в заударной позиции открытого и закрытого слога). См. таблицу № 4 и таблицы-схемы № 5, 6.

Таблица № 4

Редукция безударных гласных [а], [о], [э] в русском языке

Позиция гласного под ударением

Первый предударный слог

Второй предударный слог

Заударный слог открытый

Заударный слог закрытый

Гласный после твердого согласного

А

Сат

а

сады

ъ

съдавот

а

пт’ица

ъ

пт’ицъм

О

Дом

а

дама

ъ

дъмавой

а

д’эла

ъ

на дъм

Э

шэс’т’

ыэ

ш ыэс’т’оркъ

ъ

шъс’т’иэ рн’а

ъ

дал’шъ

ъ

вышъл

Гласный после мягкого согласного

А

р’ат

иэ

р’иэ ды

ь

р’ьдавой

ь

знам’ь

ь

з’эмл’ьм

О

В’ол

Э

Л’эс

иэ

л’иэ са

ь

л’ьсавот

ь

мор’ь

ь

мор’ьм

Ср. таблицу № 4 «Редукция безударных гласных [а], [о], [э] в русском языке» с таблицами-схемами № 5 и 6.

Таблица № 5

Схема редукции безударных гласных [а], [о], [э] в русском языке

Редукция гласных после твердых согласных

Второй

предударный слог

Первый

предударный слог

Гласный под ударением

Заударные

позиции

А

Ъ

А(Λ)

Ъ – в закрытом слоге;

А – в открытом слоге

О

Таблица № 6

Схема редукции безударных гласных [а], [о], [э] в русском языке

Редукция гласных после мягких согласных

Второй

предударный слог

Первый

предударный слог

Гласный под ударением

Заударные позиции

И

Ь

иэ

Ь

Э

Кроме правил редукции гласных необходимо учитывать ряд орфоэпических критериев.

На месте букв АиО в безударных слогах после твердых звуков[ж] [ш] и [ц]в современном литературном языке по общему правилу произносится звук, близкий к[а]: ж[а]ра, ш[а]ги, ш[а]фер, ш[а]лаш, ц[а]ри, ц[а]рапать и т.д. Но ряд слов по старомосковским нормам произносится не с[а], а с[ы]:ж[ы]смин,рж[ы]ной, ж[ы]кет,ж[ы]леть (и производные от него:сож[ы]леть, пож[ы]леть…) и др. Произношение[а]в этих словах хотя и распространено, но не может считаться литературной нормой.

На месте буквы Епосле твердых[ж] [ш] и [ц]в предударных слогах произносится гласный, близкий к[ы]:ж[ы]на, ж[ы]лтеть, ш[ы]птать, ц[ы]на.

На месте букв А,Е,Я в первом предударном слоге после мягких согласных произноситсяэ]: вз[иэ]ла, м[иэ]шок, ч[иэ]сы.

В ряде иноязычных слов на месте буквы Епроизносится[э], например:д[э]кольте.

В ряде слов иноязычного происхождения на месте буквы Ов первом предударном слоге произносится звук[о]:б[о]а, б[о]монд, а также в именах Он[о]ре, Фл[о]бер, З[о]ля, Ш[о]пен.

Звук [о]произносится в заударных слогах:вет[о], кред[о], маэстр[о], Джордан[о] Брун[о].

В таких словах, как бордо, фойе, шоссе допустимо произношение[а].

Варианты п[о]эт и п[а]эт, с[о]нет и с[а]нет стилистически нетождественны.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *