Основания для классификации – Формирование и развитие у учащихся умения классифицировать и выбирать основание классификации

Основы классификации (объектов)

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 9 классы | Планирование уроков на учебный год | Основы классификации (объектов




Изучив эту тему, вы узнаете:

- что такое классы и подклассы;
- что такое основание для классификации;
- что такое наследование свойств;
- для чего нужна классификация;
- как проводить классификацию разнообразных объектов;
- как классифицируются компьютерные документы.

Классы и классификация

Человеку присуща способность обобщать и упорядочивать все многообразие объектов. Каждое имя существительное отражает представление человека об обширной группе объектов: дом, стол, книга. Объекты одной группы обладают общими для всей группы характеристиками, а также некоторыми чертами, позволяющими отличить их от других объектов.

Человеку свойственно отождествлять несколько объектов, родственных по какому-то признаку, рассматривая их как самостоятельный объект.

Например, про скрипку, виолончель, альт, контрабас, флейту, гобой, фагот, трубу мы говорим, что это «музыкальные инструменты». Видя на столе чашки, блюдца, сахарницу, чайник, называем это общим словом «посуда». У этих групп объектов существуют некоторые общие свойства, на них можно одинаково воздействовать для получения определенного результата. Обычно они существуют в одной среде. Такие группы объектов получили название «класс». 

imageКласс — группа объектов с одинаковым набором характеристик.

Объекты, входящие в класс, называются экземплярами класса. Необходимо понять, что объекты, которые вы по каким-то параметрам объединили в класс с общим названием, отличаются друг от друга конкретными значениями параметров. Например, мячи, сохраняя основные свойства данного класса объектов (легкость, упругость), могут различаться материалом (каучуковые, резиновые, кожаные), цветом, размером. Птицами называют орла и курицу, страуса и колибри. Даже внутри узкого класса экземпляры могут сильно различаться: среди крылатых насекомых под названием «пчелы» существует матки, трутни, рабочие пчелы. В этом проявляется важное свойство классов — многообразие экземпляров, входящих в класс. Эти различия позволяют выделять внутри классов более узкие группы — подклассы, то есть проводить классификацию объектов в окружающем мире.

imageКлассификация — распределение объектов на классы и подклассы на основании общих признаков.

Результаты классификации принято отображать в виде иерархической (древовидной) схемы. Общий вид такой схемы изображен на рисунке 9.1.

Внешне схема классификации напоминает перевернутое дерево, за что и получила название иерархической (древовидной). Пунктирными линиями на схеме выделены уровни иерархии. Самый верхний уровень (корень дерева) задает основные признаки, позволяющие отличить объекты данного класса от других. Каждый следующий нижестоящий уровень выделяет из вышестоящего группы объектов на основании совпадения одного или нескольких признаков. На нижнем уровне располагаются конкретные экземпляры выделенных подклассов.

С подобными схемами вы, возможно, уже встречались при изучении биологии, истории и других предметов. 

Рис. 9.1. Общий вид иерархической схемы

В виде такой схемы часто изображают родословную. Ее принято называть генеалогическим древом.

imageРодословная — перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

Основание классификации

С известными примерами классификации вы уже знакомы. Например, в биологии это классификация растений и животных. С глубокой древности люди, знакомясь с многообразием форм жизни на Земле, стремились распределить это многообразие по группам. Так сложилась естественная классификация, основанная на наблюдении и группировке по некоторым признакам. Идеи, изложенные в книге К. Линнея «Виды растений», изданной в 1753 году, до сих пор служат исходной точкой йри класси- фикации растений. С того времени используется и двойное название растений: первая часть имени указывает на подкласс (семейство), а вторая — на конкретные особенности экземпляра этого подкласса. Например, название Citrus limon указывает, что речь идет о семействе цитрусовых, а конкретно — о лимонном дереве.

Классификации поддаются не только природные, но и искусственные объекты: в грамматике принято разделение слов по частям речи, в физике — классификация видов движения, в математике — классификация чисел. В их основе лежит группировка объектов по одному или нескольким намеренно выбранным признакам. В разных отраслях науки и техники классы и подклассы могут иметь свои специфические названия: виды, семейства, отделы, разряды, группы и т. п. При этом суть их не меняется.

Рассмотрим объект «книга». Под этим словом мы подразумеваем множество разнообразных книг: художественных и технических, разных авторов, разной стоимости, толстых и тонких, в подарочном издании и в мягкой обложке...

А теперь представьте, что вам необходимо разложить все это многообразие «по полочкам» в буквальном смысле слова, например упорядочить свою библиотеку.

Каждый подойдет к этому вопросу по-разному. Один человек расставит все книги в алфавитном порядке, по фамилии автора. Другой разделит их на жанры: детективы, фантастика, приключения, любовные или исторические романы. Третий поместит их на полки, руководствуясь цветом переплета и размером книг (наверняка вы сталкивались и с таким подходом). Несмотря на разницу в способах классификации, все эти примеры роднит нечто общее: подразделение объектов на «родственные» группы (классы), для которых существует один или несколько общих параметров.

Во всех приведенных примерах при группировке был выбран общий признак: в первом случае это автор, во втором — жанр, в третьем — цвет и размер. Именно по этим признакам затем производилось выделение из общей массы тех объектов, у которых его значение совпадает.

Таких общих признаков может быть несколько. Они являются основанием классификации. Выбрав основание, из класса с общим названием «книга» можно выделить подклассы: «книга определенного автора», «книга определенного жанра», «книга определенного размера».

image  Классификация — творческий процесс, поэтому у каждого человека может получиться своя схема. Один из возможных вариантов выделения подклассов из класса книг показан на рисунке 9.2.

Рис. 9.2. Классификация книг

На первом уровне за основу разбиения книг на две группы выбран признак «вымысел» (да, нет). По этому признаку произошло разделение на художественную и техническую литературу.

На втором уровне признак выделения подклассов можно было бы назвать «форма подачи информации» (художественная проза, поэзия, словари и т. д.). 

Третий уровень разбиения можно охарактеризовать признаком «стиль изложения».

Четвертый уровень классификации выделен только для романов, чтобы не загромождать схему. Признаком этого уровня выбран «жанр».

На самом нижнем уровне находятся конкретные экземпляры разнообразных книг.

Наследование свойств

Важнейшим свойством классов является наследование. Это слово вам хорошо знакомо. Дети наследуют от родителей черты характера и внешние признаки. Каждый подкласс, выделяющийся из класса, наследует свойства и действия, присущие этому классу. В приведенном на рисунке 9.2 примере и роман Д. С. Мережковского, и все другие изданные романы, и вся художественная литература вообще — наследуют от класса «книга» общие свойства и действия. Все они напечатаны на бумаге, переплетены и предназначены для чтения.

Из приведенной выше классификации видно, что образовалась иерархическая структура (дерево). Во главе ее класс-пра- родитель — «книга». В самом основании экземпляры подклассов — конкретные книги конкретных авторов.

Такая древовидная структура с общим корнем называется «иерархией наследования». Характеристики и поведение, связанные с экземплярами определенного класса, становятся доступны любому классу, расположенному ниже в иерархическом дереве.

Утверждая, что «книга — источник знаний», вы подразумеваете как все книги вообще, так и конкретную книгу, например «О вкусной и здоровой пище». В этом проявляется наследование.

Для чего же нужна классификация?

Классификация позволяет выделить из всего многообразия объектов группы с интересующими исследователя свойствами и сосредоточиться на их изучении. 

Предположим, что вы — неопытный огородник, но хотите, используя достижения науки, выращивать на своем участке хорошие урожаи помидоров. Вам незачем штудировать толстый том «Растениеводство», достаточно прочесть книги о семействе пасленовых, а еще лучше — об особенностях выращивания помидоров в вашей местности.

Классификация объектов проводится с целью установления наследственных связей между объектами. Свойство наследования позволяет изучать характеристики всех объектов класса, не привязываясь к конкретному экземпляру.

В геологии существует «теория единообразных изменений», которая гласит, что все природные факторы действуют повсюду одинаково. Не надо изучать, как действуют ветры на Уральские горы, так как механизм разрушения гор под воздействием ветров давно исследован, он един для всех случаев. То же относится к землетрясениям, вулканам, наводнениям, селям и т. п.

Классификация позволяет систематизировать знания об объектах любой природы и назначения.

Иллюстрацией этого утверждения служит то, что нет ни одной школьной дисциплины, в которой не использовалась бы классификация объектов изучения как средство обобщения информации, получаемой на уроках. Откройте любой учебник и убедитесь в этом.

Примеры классификации различных объектов

Исследуя один и тот же объект с разными целями, можно увидеть его различные грани. Например, врач, описывая конкретного человека, сделает акцент на симптомах возможной болезни.

Психолога заинтересуют черты характера и особенности психики. Социальные службы обратят внимание на возраст, наличие родственников, условия жизни. Поэтому одни и те же объекты можно классифицировать по-разному, выбрав те или иные основания. Вы уже столкнулись в учебнике с примерами различных классификаций. Например, изучая раздел 1, вы классифицируете информацию по разным признакам: по способу восприятия и по форме представления.

На рисунке 9.3 приведен еще один пример классификации информации — по содержанию.

Рис. 9.3. Классификация информации по содержанию

В этой классификации на основании признака «содержание» на первом уровне выделены следующие группы информации:

♦ статистическая — показатели развития производства и общества;
♦ коммерческая — наиболее важные сведения о производственных, торговых и финансовых операциях;

♦ экологическая — сведения о состоянии окружающей среды и влиянии деятельности человека на природу;
♦ политическая — информация о деятельности государственной власти, общественных движений и партий;
♦ другая (демографическая, медицинская и т. д.).

Все выделенные подклассы характеризуются теми же свойствами (ясность, полнота, актуальность и т. п.) и действиями (обмен, хранение, обработка), что и вышестоящий класс «информация».

Приведем еще один пример классификации, касающейся наиболее значимых систем (рисунок 9.4).

В качестве основания для классификации на первом уровне выбрано участие человека в создании системы (естественные и искусственные).

На втором уровне основанием для классификации был выбран признак «сфера жизнедеятельности человека». Здесь выделены такие подклассы систем:

♦ духовные у касающиеся духовной жизни человека;
♦ технологические у связанные с производственной деятельностью человека;
♦ организационные у обеспечивающие обслуживание всех видов деятельности.

Рис. 9.4. Классификация наиболее значимых систем

На схеме не показано дальнейшее разветвление дерева, так как это сделало бы рисунок громоздким. Но подразумевается, что дальнейшее выделение подклассов возможно. Например, рассматривая класс систем, называемых «Искусство», можно было выделить следующие подклассы по средствам воплощения замыслов авторов: Живопись, Скульптура, Архитектура, Литература, Театр, Музыка, Кино и т. д.

Наряду с устоявшимися и общепризнанными классификациями имеет право существовать любая классификация объектов, если за ее основу взят характерный признак и соблюдены правила выделения классов и подклассов. На рисунке 9.5 приведен пример классификации используемых в реальной жизни и встречающихся в сказках средств передвижения.

Здесь на нулевом уровне расположен класс объектов с общим названием «средства передвижения».

На первом уровне выделено два подкласса по признаку «реальность» (существуют в реальной жизни или в сказках, фантазиях). 

Рис. 9.5. Классификация средств передвижения

Второй уровень выделяет из реальных и сказочных средств передвижения новые подгруппы по признаку «среда передвижения».

Третий уровень делит реальные средства передвижения на подгруппы по признаку «вид транспортйого средства». На схеме не указано выделение подгрупп из реальных наземных средств передвижения, чтобы не загромождать ее. Но эти группы могли быть следующими: рельсовые, дорожные. Возможно и дальнейшее подразделение. Важно понять, что нижние уровни наследуют все характерные признаки, свойственные более высоким уровням: например, объект Ка-26, принадлежащий к подклассу вертолетов, наследует от вышестоящего уровня среду перемещения (воздух), а также является реальным средством передвижения со всеми сопутствующими признаками (существует в реальной жизни, осуществляет перевозки людей и грузов).

Классификация компьютерных документов

В самом общем смысле компьютер можно назвать инструментом для обработки информации. Для этого существует множество разнообразных программных сред. Разработчики постоянно совершенствуют программы, упрощая работу с ними и предусматривая в них новые возможности.

Чтобы не «утонуть» в море программных продуктов, пользователь очень хорошо должен представлять, с какой информацией ему предстоит работать. Каждая программная среда предназначена для создания документов определенного вида.

На практических занятиях вы уже познакомились со многими видами компьютерных документов, которые будут упоминаться при классификации документов.

Приведенная на рисунке 9.6 схема показывает классификацию, в которой в качестве основания выбран признак «назначение документа». Основным назначением компьютерных документов является представление информации в удобном для пользователя виде. В таблице 9.1 дана более конкретная характеристика каждого класса документов.

Рис. 9.6. Классификация компьютерных документов

Обратите внимание, что название среды, как правило, совпадает с видом документа и формой представленной в нем информации.

Приведенная классификация поможет вам выбрать среду в соответствии с предполагаемой формой представления информации.

В настоящее время документы, используемые в различных областях человеческой деятельности, создаются на компьютере. Рассмотрим примеры документов различного назначения и сферы применения.

Литературное произведение, газетная статья, приказ — примеры текстовых документов.

Рисунки, чертежи, схемы — это графические документы. 

Таблица 9.1. Виды компьютерных документов

Бухгалтер на предприятии представляет в табличном виде данные для расчета зарплаты сотрудников. Основная особенность электронных таблиц состоит в том, что они позволяют не только представлять информацию в табличной форме, но и производить автоматические вычисления по формулам, связывающим ячейки таблицы.

Один из видов компьютерных документов — база данных. Она представляет собой совокупность упорядоченных сведений об объектах. В обычной жизни вы не раз встречались с базами данных. Это и картотека с названиями книг в библиотеке, и телефонный справочник, и каталог товаров. В настоящее время вместо обычных «бумажных» баз данных повсеместно создаются компьютерные, представленные документами соответствующего вида. Диспетчер справочной службы имеет в своем распоряжении всеобъемлющую компьютерную базу данных, позволяющую ответить на любой ваш вопрос. Система управления базой данных обеспечивает быстрый поиск интересующей вас информации.

Текст, графика, таблица, база данных — это примеры документов, в которых представлена информация какого-то одного вида.

Однако наиболее часто мы имеем дело с составными документами, в которых информация присутствует в разных формах. Такие документы могут содержать и текст, и формулы, и рисунки, и таблицы, и многое другое. Школьные учебники, журналы, газеты — это хорошо знакомые всем примеры составных документов.

Для создания составных документов используются программные среды, в которых предусмотрена возможность представлять информацию в разных формах.

Развитие программного обеспечения привело к тому, что в настоящее время появились новые виды компьютерных документов. В частности, это презентации и гипертекстовые документы.

imageПрезентация представляет собой совокупность компьютерных слайдов. Специальная программа обеспечивает не только подготовку информации, но и показ ее по заранее созданному сценарию.

imageГипертекст — это документ, который содержит так называемые гиперссылки на другие части документа или другие файлы, где содержится дополнительная информация. 

Контрольные вопросы и задания

1. Для чего нужно классифицировать объекты?

2. Что лежит в основе любой классификации?

3. Приведите пример классификации объектов по общим свойствам.

4. Приведите пример классификации объектов по общим действиям.

5. Может ли среда существования стать основанием классификации?

6. Произведите классификацию объектов с общим названием «велосипед».

7. Классифицируйте домашнюю посуду по следующим признакам: материал, назначение, долговечность.

8. Предложите несколько вариантов упорядочения (классификации) разнообразных объектов на вашем письменном столе.

9. Назовите основание, по которому в одну группу могли бы попасть следующие объекты:

■ кенгуру, утконос, кролик, броненосец;
■ роза, колесо, футбольные бутсы, кактус;
■ молоко, бензин, кислота, магма.

10. Назовите разнородные объекты окружающего мира, которые вошли бы в одну группу по основанию «одно вещество».

11. Какие классификации используют в вашей школьной среде?

12. Перечислите наиболее распространенные группы компьютерных документов.

13. Приведите примеры классов программных продуктов. Какое можно выбрать для этого основание классификации?

14. Какое основание классификации можно использовать для выделения групп аппаратной части компьютера?

15. Какие вы знаете классы памяти компьютера?

image

xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

2. Основания классификации и виды правовых норм

Можно предложить несколько оснований классификации и соответственно выделить несколько видов правовых норм:

1. По форме выражения: нормы-принципы, нормы-дефиниции нормы-декларации и нормы-правила поведения.

Нормы – принципы - это предписания, закрепляющие основополагающие императивные требования, начала, которые выражают сущность права в целом, или какой – либо его отрасли. Примером нормы - принципа может быть ст.1.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях: «Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина».

Нормы – дефиниции содержат определения: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпри­нимательской деятельности правило поведения, не пред­усмотренное законодательством, независимо от того, за­фиксировано ли оно в каком-либо документе» (ст.5 Гражданского кодекса РФ).

Нормы – декларации содержат программные установки, указывают на задачи и цели: «Задачами законодательства об административных правонаруше­ниях, - говорится в ст.1.2. Кодекса об административных правонарушениях, - являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственно­сти, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществ­ления государственной власти, общественного порядка и обще­ственной безопасности, собственности, защита законных экономи­ческих интересов физических и юридических лиц, общества и госу­дарства от административных правонарушений, а также предупреж­дение административных правонарушений».

Нормы - правила поведения содержат указания на права или обязанности: «Участник полного товарищества обязан участвовать в его деятельности в соответствии с условиями учредительного договора» (ст.73 Гражданского кодекса РФ).

2. По целям: охранительные и регулятивные.

Охранительные нормы содержат либо непосредственный запрет на совершение каких-либо действий, либо указание на наказание, которое ждет правонарушителя; большинство норм особенной части Уголовного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях являются охранительными. Например: «Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенниче­ства, присвоения или растраты влечет наложение административно­го штрафа в размере до трехкратной стоимости похищенного иму­щества, но не менее одного минимального размера оплаты труда» (ст.7.27 Кодекса об административных правонарушениях).

Регулятивные нормы содержат в себе указание на права, либо обязанности: «На период осуществления полномочий доверенного лица работодатель… обязан предоставлять доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск» (ст. 31. Закона Волгоградской области «О выборах депутатов областной Думы 2003 г.).

Следует заметить, что деление правовых норм на регулятивные и охранительные весьма условно, поскольку любая норма и регулирует и, одновременно, охраняет общественные отношения.

3.По отраслям права: материальные и процессуальные.

Нормы материального права определяют права и обязанности лиц, устанавливают что должен или может сделать субъект права, процессуальные – определяют процедуру осуществления прав и обязанностей, как нужно выполнять права и обязанности. Как правило, процессуальные нормы содержатся в специальных процессуальных нормативных актах – в Уголовно-процессуальном, Гражданско-процессуальном и т.п. кодексах.

Иногда, процессуальные нормы могут включаться и в нормативные акты материальных отраслей. Например, в разделе IV Кодекса об административных правонарушениях устанавливается порядок производства по делам об административных правонарушениях.

4. По характеру правового предписания: управомачивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомачивающие нормы содержат указания на права: «Каждый имеет право на жилище» (ст.40 Конституции РФ).

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст.57 Конституции РФ).

Примером запрещающей нормы является ч.3.118 Конституции РФ: «Создание чрезвычайных судов не допускается».

5. По методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные.

Императивные нормы закрепляют строго определенный вариант поведения, которого неукоснительно должен придерживаться адресат нормы; выбора в этом случае у субъекта нет. Императивный характер присущ большинству норм конституционного, уголовного, административного и некоторых других отраслей права, например: «Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия» (ст.116 Конституции РФ).

Диспозитивные нормы предусматривают, как правило, несколько вариантов будущего поведения лица, к которому обращена норма; участники правоотношений самостоятельно, путем договоренности между собой выбирают один из возможных вариантов поведения. Диспозитивный характер присущ большинству норм гражданского, семейного, предпринимательского права. Например, в ст. 320 Гражданского кодекса установлено, что «должнику, обязанному передать кредитору одно или другое имущество, либо совершить одно из двух или нескольких действий, принадлежит право выбора…».

Рекомендательные нормы содержат в себе пожелание, совет придерживаться определенного поведения; при этом субъекты вовсе не обязаны неукоснительно его выполнять. Как правило, в национальной правовой системе рекомендательные нормы занимают весьма незначительное место; гораздо больше таких норм существует в международном праве. Примером рекомендательных норм являются, например, Типовой договор о выдаче преступников, разработанный органами ООН, Типовой договор об оказании взаимной правовой помощи по уголовным и гражданским делам и т.п.

Примером поощрительной нормы может служить ст. 191 Трудового Кодекса РФ: «Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии)».

6. По способу правотворчества: нормы, непосредственно установленные государством, и нормы, санкционированные государством.

Нормы непосредственно установленные государством содержатся в нормативно-правовых актах, принимаемых компетентными государственными органами.

Примером норм санкционированных государством являются правовые обычаи, учредительные договоры (уставы) об образовании юридического лица после регистрации их в государственных органах и т.п.

В литературе встречаются и иные классификации правовых норм: по предмету правового регулирования: конституционные, гражданские, уголовные, административные и т.д., по юридической силе (нормы закона и подзаконных актов), по времени (постоянные, временные и чрезвычайные), по субъекту нормотворчества (нормы, установленные народом, органами законодательной власти, Президентом, органами исполнительной власти, местного самоуправления), по широте охвата регулируемых отношений (общие и специальные).

studfile.net

Классификация - это... Что такое Классификация?

Классификация (классифицирование) (от лат. classis — разряд и лат. facere — делать) — «особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т. д.)»[1].

«Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.»[2]

Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности (например, классификация животных и растений). Обычно в качестве основания деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае классификация (называемая естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение. В других случаях, когда цель классификации состоит лишь в систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но несущественные для самих предметов (например, алфавитные каталоги). Такие классификации называют искусственными.

Наиболее ценными являются классификации, основанные на познании законов связи между видами, перехода от одного вида к другому в процессе развития (такова, например, классификация химических элементов, созданная Менделеевым).

Классификация по существенным признакам называется типологией; она основана на понятии типа, как единицы расчленения изучаемой реальности, конкретной идеальной модели исторически развивающихся объектов (биологические, языковые и т. п. типологии).

Всякая классификация является результатом некоторого огрубления действительных граней между видами, ибо они всегда условны и относительны. С развитием знаний происходит уточнение и изменение классификаций.

Делением называется раскрытие объема известного понятия; оно происходит путем перечисления всех видов (то есть меньших по объему понятий), входящих в состав делимого понятия. Отсюда ясно, что разделены могут быть только общие понятия, охватывающие собой различные части; ясно также, что для деления необходимо иметь основание или принцип (principium divisionis), делающий возможным правильное перечисление полученных благодаря делению членов его (parles divisionis).

От правильного деления требуется:

  1. полнота деления: все члены деления должны быть перечислены;
  2. чистота: члены деления не являются пересекающимися понятиями.

Основанием для деления может служить любой признак делимого понятия. Пользуясь признаком как принципом деления можно, при посредстве закона противоречия, всегда получить чистое двухчленное деление (дихотомию), например делить предметы на неорганические и органические, и т. д. Все сказанное имеет полное применение к классификации.

Когда исследователь имеет перед собой сложный ряд однородных явлений, то он:

  1. должен их расположить в известном порядке, удобном для исследования;
  2. должен сгруппировать сходные явления и отличить их от тех, которые только кажутся сходными с ними, в действительности же отличны от них;
  3. должен расположить эти группы в таком порядке, чтобы степень сродства их и взаимной зависимости выражались бы в самом расположении.

Классифицируя явления, их можно делить на группы, эти группы вновь подразделять и т. д.; например, понятие царства (хотя бы животных) можно разделить на классы, классы на роды, роды на виды, виды на подвиды и т. д. Исследователь, производя это деление, может иметь в виду различные цели, объективные или субъективные, причем и характер классификации зависит от ее цели.

Примеры классификаций

Правила классифицирования (деления объёма понятия)

  • В одной и той же классификации необходимо применять одно основание.
  • Объём членов классификации должен равняться объёму классифицируемого класса.
  • Члены классификации должны взаимно исключать друг друга.
  • Подразделение на подклассы должно быть непрерывным[3].

См. также

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

Основания для классификации видов речи — Студопедия.Нет

В зависимости от выполняемых функций, структуры, степени активности и общей направленности выделяются различные виды речевой д-ти. Речь бывает:

· активной, спонтанно конструируемой;

· реактивной - представляющей цепочку динамических речевых стереотипов.

Реактивная речь определяется преимущественно внешними по отношению к субъекту высказывания факторами и возникает как реакция либо на реплики собеседника, либо на актуальную ситуацию. Спонтанная творч. активность индивида здесь минимизирована, тогда как активная речь охватывает все многообразие индивидуального словесного творчества и самовыражения.

Принято разделять

· монологическую речь (без непосредственной обратной связи от адресата),

· диалогическую.

В первом случае субъект высказывания самостоятельно определяет объем, содержание и структуру речи, в соответствии с собственными мотивами, установками и индивидуальными особенностями.

Во втором случае говорящий может корректировать, уточнять, конкретизировать, расширять или углублять высказывание, изменять его тему и направленность на основе обратной связи. Диалогическая речь структурируется согласно законам межличностной интерперсональной коммуникации: в данном случае раскрытие смысла сообщений, направленность коммуникативного процесса и взаимопонимание обеспечиваются за счет постоянной смены «коммуникативных ролей» говорящего и слушающего (порождающего и воспринимающего высказывание). Отметим, что указанное разделение в нек-ом смысле условно, если принять во внимание концепцию, согласно к-ой диалог - это не только опред. структура реч. общения, но выражение самой сущности речи, ее основной психологич. и культурной функции. По М. Бахтину, любая форма реч. активности, от междометия до многостраничного романа, диалогична по своей природе, т.е. яв-ся высказыванием, адресованным другому и ориентированным на другого (не важно присутствующего в конкретной ситуации общения, потенциального или идеального).В изначальной и принципиальной диалогичности любого высказывания и речи в целом отражается общая диалогическая структура любого культурного пространства, в к-ом происходит становление и самовыражение cубъекта. Диалог связывает не только конкретных индивидов, но также различные культурные сообщества и исторические эпохи.

Таким образом, чел. культура как таковая есть диалог, а речь (и внутренняя, и внешняя) - частный случай этого диалога. Речь всегда предполагает явное или неявное «присутствие» другого как реального или идеального адресата высказывания (собеседник, читатель) или как альтернативной позиции, точки зрения, системы взглядов; также психика и культура определяют себя в диалогическом отношении к «иному».

Виды речи.

Речь - особая, наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку.

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь включает:

• устную (диалогическую и монологическую)

• письменную.

Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких ч-к. Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения яв-ся беседа, при к-ой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение с-мы мыслей, знаний одним лицом. Этот вид речи также развивается в процессе общения, но х-р общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, — грамматически правильное построение предложений. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию этого вида речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсут. обратной связи с собеседником. Кроме того, этот вид речи не имеет никаких дополн. ср-в воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь — это особый вид реч. д-ти. Она выступает как фаза планирования в практич. и теоретич. д-ти. Поэтому для внут. речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутр. речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутр. речьформ-ся на основе внешней. Перевод внешней речи во внутр. (интериоризация) сопровождается сокращением структуры внешней речи, а переход от внутр. речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутр. речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими. Информативность различных видов речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от сп-ти ее автора к сообщению. Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей — с другой. Выразительность всех видов речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

Психологические теории речи.

Речь -особая, наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку.

К основным теориям речи относятся теория научения, теория специфических задатков, когнитивная теория, культурно-историческая и т.д. Исходным положением теории наученияяв-ся утверждение о том, что ч-к обладает врожденной потребностью и сп-тью к подражанию. Это, прежде всего, потребность подражать звукам. Получая положит.эмоциональные подкрепления, подражание ведет к быстрому усвоению сначала звуков чел. речи, затем слогов, слов, высказываний, правил грамматического построения. Механизмами формирования речи является подражание и подкрепление.Теория специфических задатков была разработана Н. Хомским. Он утверждал, что в мозге ч-ка с рождения имеются нек-ые специфические задатки к усвоению речи и ее атрибутов. Эти задатки проявляются в годовалом возрасте и обеспечивают возможность для ускоренного развития речи. Данный возраст называют сензитивным. В течение этого периода развитие речи происходит без осложнений. Вне этого периода усвоение речи невозможно. Когнитивная теория речи была разработана Ж. Пиаже. Развитие речи зависит от врожденной сп-ти ч-ка к восприятию и интеллектуальной переработке информации. Подтверждением этого яв-ся феномен спонтанного словотворчества, наблюдаемый у ребенка. Развитие речи связывают с развитием ребенка. Первые высказывания относятся к тому, что ребенок уже понимает. Л.С. Выготский предложил свою теорию знаков. Он доказывал значение слова для развития психики и сознания ч-ка. В психологии сущ-ет несколько теорий языка. Самой ранней из них яв-ся теория звукоподражания, к-ая развивалась древнегреческими философами – стоиками. Смысл ее заключался в том, что ч-к обрел свой язык, подражая звукам, таким как журчание ручья, пение птиц. Для подтверждения своей теории они выдвигали два аргумента: 1) наличие в языке звукоподражательных слов; 2)появление в качестве одних из первых в детской речи таких образований. Сущ-ет также трудовая теория языка, в к-ой утверждается, что язык возник из звуков, сопровождающих совместную труд.д-ть людей. В качестве аргументов этой теории выделяют следующие:

1. Язык возник в процессе социального взаимодействия людей

2. Языковые знаки вторичны по отношению к невербальным знакам.

Известный немецкий философ В. Вундт предложил жестовую теорию языка. В соврем.науке ее считают самой убедительной. Она составляет базу звуковой с-мы. Американские супруги Гарднеры исследуя обезьян, установили, что они способны к жестовой речи.

 

Речь и мышление.

Мышление– псих.познават. процесс, характеризующийся обобщёнными и опосредованным

                    отражением отношений между явлениями действительности.

Речь -особая, наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку.

Связь мышления и речи

Мышление взрослого, нормального ч-ка неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, к-ые произносим  вслух или проговариваем про себя, т.е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и форми-ся, развивается. Спец. приборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслит.д-ть ч-ка, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической («ручной») речью, мыслят на основе образов. Иногда может показаться, что мысль сущ-ет вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой. Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, что мышление — это речь, лишенная звучания  («речь минус звук», как считают некоторые буржуазные ученые), а речь—«озвученное мышление». Это мнение ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний. Известно также, что существуют слова-омонимы (слова с одинаковым звучанием, но разным смыслом: «корень», «коса», «ключ», «реакция» и т. д.), т.е. одно и то же слово может выражать разные мысли, разные понятия.

studopedia.net

Основания: классификация и свойства

ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИЯ И СВОЙСТВА   презентация подготовлена учителем химии ГБОУ СОШ № 2047 КОВАЛЕВОЙ Н.Ю.

ОСНОВАНИЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ

И СВОЙСТВА

презентация подготовлена

учителем химии ГБОУ СОШ № 2047

КОВАЛЕВОЙ Н.Ю.

Определение  Основания – сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксильных (гидроксо) групп

Определение

Основания – сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксильных (гидроксо) групп

Гидроксильная группа Гидроксильная (гидроксо) группа-  это группа, состоящая из атомов водорода и кислорода -ОН с валентностью (I)  NaOH – гидроксид натрия  Ba(OH) 2 – гидроксид бария  Al(OH) 3 – гидроксид алюминия  Fe(OH) 3 – гидроксид железа (III)

Гидроксильная группа

Гидроксильная (гидроксо) группа- это группа, состоящая из атомов водорода и кислорода -ОН

с валентностью (I)

NaOH – гидроксид натрия

Ba(OH) 2 – гидроксид бария

Al(OH) 3 – гидроксид алюминия

Fe(OH) 3 – гидроксид железа (III)

Классификация оснований I. Основания   растворимые нерастворимые амфотерные  в воде в воде Al(OH) 3 , Zn(OH) 2  (щелочи) Fe(OH) 2, Cu(OH) 2 NaOH, Ca(OH) 2  I. По числу гидроксогрупп  однокислотные трехкислотные  LiOH двукислотные Al(OH) 3  Zn(OH) 2

Классификация оснований

I. Основания

растворимые нерастворимые амфотерные

в воде в воде Al(OH) 3 , Zn(OH) 2

(щелочи) Fe(OH) 2, Cu(OH) 2

NaOH, Ca(OH) 2

I. По числу гидроксогрупп

однокислотные трехкислотные

LiOH двукислотные Al(OH) 3

Zn(OH) 2

Получение оснований Получение щелочей (растворимых оснований) Взаимодействие активных металлов с водой  активный + вода щёлочь + водород  металл Пример: 2Li + 2HOH 2LiOH + H 2 Взаимодействие оксида активного металла с водой  оксид активного металла + вода щёлочь  Пример: CaO + H 2 O Ca(OH) 2

Получение оснований

Получение щелочей (растворимых оснований)

  • Взаимодействие активных металлов с водой

активный + вода щёлочь + водород

металл

Пример: 2Li + 2HOH 2LiOH + H 2

  • Взаимодействие оксида активного металла с водой

оксид активного металла + вода щёлочь

Пример: CaO + H 2 O Ca(OH) 2

Получение оснований Получение нерастворимых оснований Взаимодействие растворимой соли соответствующего металла со щелочью   соль1 + щёлочь основание + соль2  (раствор.) (нераств.) (раствор.)  FeCl 3 + 3NaOH Fe(OH) 3 + 3NaCl   Al 2 (SO 4 ) 3 + 6KOH 2Al(OH) 3 + 3K 2 SO 4

Получение оснований

Получение нерастворимых оснований

  • Взаимодействие растворимой соли соответствующего металла со щелочью

соль1 + щёлочь основание + соль2

(раствор.) (нераств.) (раствор.)

FeCl 3 + 3NaOH Fe(OH) 3 + 3NaCl

Al 2 (SO 4 ) 3 + 6KOH 2Al(OH) 3 + 3K 2 SO 4

Химические свойства оснований  1. Все основания взаимодействуют с кислотами (реакция нейтрализации):   основание + кислота соль + вода  Реакция нейтрализации –  реакция между кислотой и основанием, в результате которой образуются соль и вода.  НСl + NaOH NaCl + Н 2 О  2Fe(OH) 3 + 3H 2 SO 4 Fe 2 (SO 4 ) 3 + 6H 2 O

Химические свойства оснований

1. Все основания взаимодействуют с кислотами (реакция нейтрализации):

основание + кислота соль + вода

Реакция нейтрализации –

реакция между кислотой и основанием, в результате которой образуются соль и вода.

НСl + NaOH NaCl + Н 2 О

2Fe(OH) 3 + 3H 2 SO 4 Fe 2 (SO 4 ) 3 + 6H 2 O

Химич. свойства щелочей 2. Действие индикатора: Под действием растворов щелочей индикаторы меняют свой цвет: Универсальный индикатор приобретает синий оттенок; Фиолетовый лакмус становится синим; Бесцветный фенолфталеин – малиновым ; Метиловый оранжевый – желтый.

Химич. свойства щелочей

2. Действие индикатора:

Под действием растворов щелочей индикаторы меняют свой цвет:

  • Универсальный индикатор приобретает синий оттенок;
  • Фиолетовый лакмус становится синим;
  • Бесцветный фенолфталеин – малиновым ;
  • Метиловый оранжевый желтый.
Химич. свойства щелочей 3. Реагируют с растворами солей (если в их состав входит металл, способный образовать нерастворимое основание) соль1 + щёлочь основание + соль2 (раствор.) (нераств.) (раствор.)  FeCl 3 + 3NaOH Fe(OH) 3 + 3NaCl   Al 2 (SO 4 ) 3 + 6KOH 2Al(OH) 3 + 3K 2 SO 4

Химич. свойства щелочей

3. Реагируют с растворами солей (если в их состав входит металл, способный образовать нерастворимое основание)

соль1 + щёлочь основание + соль2

(раствор.) (нераств.) (раствор.)

FeCl 3 + 3NaOH Fe(OH) 3 + 3NaCl

Al 2 (SO 4 ) 3 + 6KOH 2Al(OH) 3 + 3K 2 SO 4

Химич. свойства щелочей 4. Реагируют с кислотными оксидами:  щёлочь + кислотный соль + вода  оксид  2KOH + CO 2 K 2 CO 3 + Н 2 О   2NaOH + SO 3 Na 2 SO 4 + Н 2 О   3Ca(OH) 2 + P 2 O 5 Ca 3 (PO 4 ) 2 + 3Н 2 О

Химич. свойства щелочей

4. Реагируют с кислотными оксидами:

щёлочь + кислотный соль + вода

оксид

2KOH + CO 2 K 2 CO 3 + Н 2 О

2NaOH + SO 3 Na 2 SO 4 + Н 2 О

3Ca(OH) 2 + P 2 O 5 Ca 3 (PO 4 ) 2 + 3Н 2 О

Химич. свойства нераств.  оснований Реагируют с кислотами. При нагревании разлагаются:   основание t основный + вода (нерастворимое)  оксид   Fe(OH) 2 FeO  + Н 2 О  2Fe(OH) 3 Fe 2 O 3 + 3Н 2 О  Cu(OH) 2 CuO + Н 2 О

Химич. свойства нераств. оснований

  • Реагируют с кислотами.
  • При нагревании разлагаются:

основание t основный + вода

(нерастворимое) оксид

Fe(OH) 2 FeO + Н 2 О

2Fe(OH) 3 Fe 2 O 3 + 3Н 2 О

Cu(OH) 2 CuO + Н 2 О

videouroki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *