Основания и щелочи: Основания — базовый урок по химии

Содержание

ЕГЭ. Химические свойства оснований

Химические свойства оснований

1. Щелочи (растворимые основания) из металлов реагируют только с Zn, Be и Al:

Zn + 2NaOH + 2H2O →  Na2[Zn(OH)4] + H2­

Be + 2NaOH + 2H2O →  Na2[Be(OH)4] + H2­

2Al + 2NaOH + 6H2O →  2Na[Al(OH)4] + 3H2

 

Cr + NaOH →  реакция не идет

Fe + NaOH →  реакция не идет

 

2. Щелочи из неметаллов реагируют только с S, P, Si и галогенами:

3S + 6NaOH → Na2SO3 + 2Na2S + 3H2O              

P4 + 3NaOH + 3H2O → PH3­ + 3NaH2PO2 (t°, гипофосфит натрия)

Si + 2NaOH + H2O → Na2SiO3 + 2H2­

 

Cl2 + 2NaOH → NaCl + NaClO + H2O (аналогично для Br2, I2

)                  

3Cl2 + 6NaOH → 5NaCl + NaClO3 + 3H2O (при нагревании, аналогично для Br2, I2).

2F2 + 2NaOH → OF2 + 2NaF + H2O (продукты этой реакции на ЕГЭ не проверяются, но необходимо знать, что реакция протекает)

 

3. Основания взаимодействуют с кислотами с образованием средних, кислых или основных солей. Тип соли зависит от соотношения реагентов: например, в избытке кислоты образуются кислые соли.
Условие: один из реагентов должен быть растворимым.

 

H2SO4 + 2KOH → K2SO4 + 2H2O (соотношение реагентов 1:2)
H2SO4 + KOH → KHSO4 + H2O (соотношение реагентов 1:1)

HCl + Cu(OH)2 → CuOHCl + H2O или
2HCl + Cu(OH)2 → CuCl2 + 2H2

O

H2SiO3 + Cu(OH)2 → реакция не идет, так как и H2SiO3 и Cu(OH)2 нерастворимые.

 

4. Основания взаимодействуют с солями
Условие:
 1) оба реагента должны быть растворимыми; 2) должен выпадать осадок или выделяться газ.

 

2NaOH + ZnCl2 → Zn(OH)2 + 2NaCl
NaOH + NH4NO3 → NH3 + NaNO3 + H2O

Cu(OH)2 + NaNO3 → реакция не идет, так как гидроксид меди (II) нерастворим.

 

5. Основания реагируют с кислотными оксидами. Если оксид в избытке образуется кислая соль:

Ca(OH)2 + CO2 → CaCO3 + H2O
Ca(OH)2 + 2CO2 → Ca(HCO3)2

 

6. Щелочи реагируют с амфотерными оксидами:

1) реакции в растворе:

ZnO + 2NaOH + H2O → Na2[Zn(OH)4] (тетрагидроксоцинкат натрия)
BeO + 2NaOH + H2O → Na2[Be(OH)4] (тетрагидроксобериллат натрия)
Al2O3 + 2NaOH + 3H2O → 2Na[Al(OH)4] (тетрагидроксоалюминат натрия)

 

2) реакции при сплавлении:

ZnO + 2NaOH → Na2ZnO2 + H2O (цинкат натрия)
BeO + 2NaOH → Na2BeO2 + H2O (бериллат натрия)
Al2O3 + 2NaOH → 2NaAlO2 + H2O (метаалюминат натрия)

 

7. Щелочи реагируют с амфотерными гидроксидами:

1) реакции в растворе:

Zn(OH)2 + NaOH → Na2[Zn(OH)4]
Be(OH)2 + NaOH → Na2[Be(OH)

4]
Al(OH)3 + NaOH → Na[Al(OH)4]

 

2) реакции при сплавлении:

Zn(OH)2 + 2NaOH → Na2ZnO2 + 2H2O (кислота: H2ZnO2)
Be(OH)2 + 2NaOH → Na2BeO2 + 2H2O (кислота: H2BeO2)
Al(OH)3 + NaOH → NaAlO2 + 2H2O (кислота: HAlO2)

 

8. Нерастворимые основания (а также Ca(OH)2 и LiOH) разлагаются при нагревании:

Ca(OH)2 → CaO + H2O
2LiOH → Li2O + H2O

Mg(OH)2 → MgO + H2O
Fe(OH)2 → FeO + H2O
Cu(OH)2 → CuO + H2O.

Урок 37. Основания – HIMI4KA

У нас вышел новый курс, где всё объясняется ещё проще. Подробннее по ссылке

В уроке 37 «Основания» из курса «Химия для чайников» узнаем о составе оснований, выясним на какие виды они подразделяются, а также рассмотрим с чем эти сложные веществ взаимодействуют.

Существует целый класс сложных неорганических веществ, в состав которых входят атомы металлов и группы ОН. Все вещества этого класса реагируют с кислотами с образованием солей, т. е. являются как бы «основой» солей. Поэтому класс таких веществ получил название основания.

Состав оснований

Вы уже знаете, что общая формула оснований — Me(OH)x, где Me — символ какого-либо металла, а индекс х — число групп OH, соединенных с одним его атомом. Обычно это число изменяется от 1 до 3.

Напомним, что основания NaOH, KOH, Mg(OH)2, Ca(OH)2, Fe(OH)2, Cu(OH)2 относятся к основным гидроксидам.

Классификация оснований

По растворимости в воде основания делятся на растворимые и нерастворимые. К растворимым основаниям относятся NaOH, KOH, Ba(OH)2, Ca(OH)2. Они имеют общее название — щёлочи. При обычных условиях это твердые вещества белого цвета. Нерастворимыми являются основания Mg(OH)2, Al(OH)3, Zn(OH)2, Fe(OH)2, Fe(OH)3 и некоторые другие. Они также представляют собой твердые вещества, многие из которых окрашены в разные цвета (рис. 120).

На заметку: Термин «щёлочь» происходит от старорусского слова «щёлок», обозначавшего отвар чего-либо в воде. Этим словом называли, например, жидкость, которая получается при кипячении смеси воды с золой растений. Вещество, содержащееся в золе, реагирует с водой и превращается в гидроксид калия KOH. Это соединение, содержащееся в щёлоке, назвали «щёлочь». Впоследствии данный термин стали использовать для всех растворимых оснований.

Химические свойства оснований

Для оснований характерны реакции обмена с кислотами и солями, реакции соединения с кислотными оксидами и реакции термического разложения.

Изменение окраски индикаторов

Вы уже знаете, что такое индикаторы и для чего они используются. Вспомните, в какие цвета окрашиваются лакмус, метилоранж и фенолфталеин в растворах щелочей.

Взаимодействие с кислотами

Практически все основания реагируют с кислотами с образованием солей по общей схеме:

Пример реакции, протекающей в соответствии с указанной схемой:

В результате реакции между щелочью и кислотой образуется раствор соли, в котором уже нет ни щелочи, ни кислоты. Такой раствор называется нейтральным. Слово «нейтральный» происходит от греческого «нейтер», что в переводе на русский язык означает «ни тот ни другой».

Напомним, что реакция между щелочью и кислотой, в результате которой образуется нейтральный раствор, называется

реакцией нейтрализации.

Взаимодействие с кислотными оксидами

Все щелочи реагируют с кислотными оксидами по общей схеме:

Например, если в реакцию вступает кислотный оксид CO2, которому соответствует кислота H2CO3 (указана в квадратных скобках), то в состав соли будет входить остаток этой кислоты — CO3, валентность которого, как вы уже знаете, равна II:

Если же в реакцию вступает кислотный оксид P2О5, которому соответствует кислота H3PO4 (указана в квадратных cкобках), то в составе образующейся соли будет остаток этой кислоты — PO4 с валентностью, равной III:

Взаимодействие с солями

Все щелочи реагируют с солями по общей схеме:

Реакции этого типа относятся к реакциям обмена, поскольку в процессе взаимодействия исходные вещества — щелочь и соль — обмениваются своими составными частями.

При этом валентность атомов металлов и кислотных остатков не изменяется.

Термическое разложение

Все нерастворимые основания при нагревании разлагаются по общей схеме:

Краткие выводы урока:

  1. Основания делятся на растворимые в воде (щелочи) и нерастворимые.
  2. Все основания реагируют с кислотами. Растворимые основания реагируют с кислотными оксидами и солями. Нерастворимые основания подвергаются термическому разложению.

Надеюсь урок 37 «Основания» был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии.

Хотите ещё проще? Мы создали новый курс, где максимум за 7 дней вы овладете химией с нуля. Подробннее по ссылке

ХиМиК.ru — ЩЁЛОЧИ — Химическая энциклопедия

ЩЁЛОЧИ, растворимые в воде сильные основания, создающие в водном р-ре большую концентрацию ионов ОН. Обычно к щёлочам относят. гидроксиды щелочных и щел.-зем. металлов. Бесцв. кристаллы. Гидроксиды щелочных металлов — едкие щелочи -хорошо раств. в воде (хуже — LiOH), гидроксиды щел.-зем. металлов — плохо. Сила оснований и р-римость в воде в каждой группе периодич. системы возрастают сверху вниз с увеличением радиуса катиона. Едкие щёлочи раств. также в этаноле и метаноле. Едкие щёлочи (за исключением LiOH) термически устойчивы до т-ры выше 1000 °С, гидроксиды щел.-зем. металлов и LiOH разлагаются при более низких т-рах.

Щёлочи жадно поглощают из воздуха воду, СО2, SO2, H2S и NO2. Если не принимать мер предосторожности, они всегда будут содержать кристаллизационную воду, примесь карбоната, сульфата, сульфида, нитрата и нитрита. Для обезвоживания щёлочи нагревают в атмосфере, свободной от СО
2
, едкие щёлочи освобождают от примеси карбоната перекристаллизацией из этанола. Водные р-ры едких щёлочей разрушают стекло, расплавы — фарфор и платину. Плавят едкие щёлочи в сосудах из серебра, никеля или железа, хранят в полиэтиленовых сосудах. Р-ры едких щёлочей нельзя долго хранить в стеклянных сосудах с пришлифованными стеклянными пробками и кранами, к-рые прилипают к шлифу вследствие взаимод. щёлочей со стеклом.
Получают: едкие щёлочи- электролизом хлоридов щелочных металлов, обменными р-циями между солями щелочных металлов и гидроксидами щел.-зем. металлов; действием воды на оксиды щел.-зем. металлов. Определяют щёлочи с помощью кислотно-основных индикаторов.
Твердые щёлочи и их конц. р-ры разрушают живые ткани, особенно опасно попадание частиц твердой щёлочи в глаза.
К щёлочам иногда относят соли сильных оснований и слабых к-т, водные р-ры к-рых имеют щелочную р-цию, напр. гидросульфиды NaSH и KSH, карбонаты Na2СО3, а также ТlОН, аммиачную воду.
См. также Бария гидроксид, Калия гидроксид, Кальция оксид, Натрия гидроксид и др.

Лит.: Степин Б. Д., Цветков А. А., Неорганическая химия, М., 1994.

С. И. Дракин.

Персональный сайт — Основания

Основания (гидроксиды).

Основания — это сложные вещества, которые состоят из атомов металла и одной или нескольких групп OH, называемой гидроксогруппой.

Способы получения оснований

Получение щелочи при реакции сильноосновного оксида с водой

Так как только сильноосновные оксиды способны реагировать с водой, этот способ можно использовать исключительно для получения сильных оснований или щелочей.

CaO(т) + H2O(ж) → Ca(OH)2(p)

Слабоосновные и амфотерные оксиды с водой не реагируют, и поэтому соответствующие им гидроксиды таким способом получить нельзя.

Косвенное получение основания (гидроксида) при реакции соли со щелочью

Гидроксиды малоактивных металлов получают при добавлении щелочи к растворам соответствующих солей. Так как растворимость слабоосновных гидроксидов в воде очень мала, гидроксид выпадает из раствора в виде студнеобразной массы.

CuSO4(p) + 2NaOH(p) → Cu(OH)2(т)↓ + Na2SO4(p)

Получение щелочи при реакции замещения типичного металла с водой.

Ca+2H2O=Ca(OH)2+H2

Классификация оснований

  • По растворимости в воде
    • Растворимые в воде основания (щёлочи): LiOH, NaOH, KOH, Ca(OH)2 , Ba(OH)2 , Sr(OH)2 , Ra(OH)2, CsOH, RbOH, FrOH
    • Практически нерастворимые в воде: Mg(OH)2, Zn(OH)2, Cu(OH)2, Al(OH)3, Fe(OH)3 , Be(OH)2
    • Другие основания: NH3 × H2O
    Деление на растворимые и нерастворимые основания практически полностью совпадает с делением на сильные и слабые основания, или гидроксиды металлов и переходных элементов
  • По количеству гидроксильных групп в молекуле
    • Однокислотные (NaOH),
    • Двукислотные (Cu(OH)2)
    • Трехкислотные (Fe(OH)3)
  • По летучести
    • Летучие: NH3, CH3-NH2
    • Нелетучие: Щелочи, нерастворимые основания
  • Стабильность
    • Стабильные: NaOH, Ba(OH)2
    • Нестабильные: NH3

      ·H2O

  • По степени диссоциации
    • Сильные (α > 30%): Щелочи
    • Слабые (α < 3%): Нерастворимые основания
  • По наличию кислорода
    • Кислородсодержащие: KOH, Sr(OH)2
    • Бескислородные: Аммиак, амины
  • Растворимость в H2O
    • Растворимые: Na(OH), KOH, Ba(OH)2, CH3-NH2
    • Нерастворимые: Cr(OH)2, Mn(OH)2, C6H5MH2

Химические свойства

1. Действие на индикаторы:

  • лакмус — синий,
  • метилоранж — жёлтый,
  • фенолфталеин — малиновый,

2. Основание + кислота = Соли + вода. Примечание: реакция не идёт, если и кислота и щёлочь слабые.

  • NaOH + HCl = NaCl + H2O

3. Щёлочь + кислотный или амфотерный оксид = соли + вода

  • 2NaOH + SiO2 = Na2SiO3 + H2O

4. Щёлочь + соли = (новое) основание + (новая) соль. Примечание: исходные вещества должны быть в растворе, а хотя бы один из продуктов реакции выпасть в осадок или мало растворяться.

  • Ba(OH)2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2NaOH

5. Слабые основания при нагреве разлагаются:

  • Cu(OH)2 + Q = CuO + H2O

6. При нормальных условиях невозможно получить гидроксиды серебра и ртути, вместо них в реакции появляются вода и соответствующий оксид:

  • 2AgNO3 + 2NaOH(разб.) → 2NaNO3 + Ag2O + H2O

 

 

Задание № 6 классификация оснований (по растворимости в воде)

Задание № 6

Классификация оснований (по растворимости в воде)


Растворимые (щелочи)

Малорастворимые

Нерастворимые

Правильность ваших рассуждений можно проверить по таблице (учитель просит открыть таблицу растворимости в учебнике и рассказывает учащимся, как ей пользоваться).

Учитель. Существует еще две классификации оснований, в основе одной лежит основность (количество гидроксогрупп), а другой отношение к электрическому току (сильные и слабые).

Как же отличить щелочи от воды или кислоты, если эти вещества бесцветны и не имеют запаха?

Учитель просит учащихся открыть учебник, рассмотреть таблицу «Изменение окраски индикаторов» объясняет, как можно применять её для определения веществ.

Далее предлагает выполнить задание №7. Лабораторный опыт №2 «Проверьте утверждение». Проверить верно, ли указаны номера пробирок, в которых содержатся кислота, щелочь и вода используя только один реактив.

Учитель после обсуждения ответов учащихся помогает сформулировать вывод.

Учитель рассказывает, что для определения щелочей, есть еще одна качественная реакция и приглашает 2 учеников, помочь провести опыт. (Взаимодействие оксида углерода (IV) с гидроксидом кальция в двух вариантах). Учитель записывает схему уравнения реакции на доске, а учащиеся в «Рабочих листах».

Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О

известковая вода соль

Вывод: Растворимые в воде основания изменяют окраску индикаторов. Под действием углекислого газа известковая вода (гидроксид кальция) мутнеет – это качественная реакция на CO2 и Ca(OH)2.

Учитель. Мы познакомились еще с одним классом сложных веществ — основаниями. Как вы думаете, имеют ли основания практическое значение? Конечно же, да Внимательно послушайте сообщение о применение щелочей и выполните задание №8 «Установите соответствие», исправив ошибки.

Сообщение ученицы (слайд 3). Гидроксид натрия применяют в производстве мыла, в кожевенной промышленности, в фармацевтике и в производстве бумаги. Гидроксид калия используется при «варке» тугоплавкого стекла, производстве бумаги и жидкого мыла. Гидроксид кальция в смеси с медным купоросом для борьбы с возбудителями грибковых заболеваний плодовых, овощных и декоративных культур. Он применяется для распознавания углекислого газа.

Заполненную схему, учитель проверяет после сдачи «Рабочего листа».

Учитель. Сейчас вам предстоит провести небольшое исследование и объяснить наблюдаемое явление. Это эвристическое задание, оно поможет определить, как вы можете применять полученные знания не в стандартной ситуации.

Задание №9. На каком свойстве основано применение щелочей в качестве жидкого мыла?

Тема. Рисуем на молоке.

Учитель. Откройте слайд в презентации

(после обсуждения ответов учитель объясняет суть опыта) при добавлении краски в молоко и жидкого мыла на поверхности образуются неожиданные рисунки, мыло, содержащее щелочь, растворяет жир, содержащийся в молоке. Т.к. капельки жира плавают в молоке хаотично, то и растворение его происходит неравномерно.

IV Закрепление.

Учитель. В начале урока мы сформулировали цель «Изучение свойств оснований и выявление основой для чего они служат», с какими свойствами оснований мы сегодня познакомились? (физическими и химическими)

Чтобы ответить на вторую часть вопроса обратите внимание на схемы уравнений реакций в задании №5 и №7, какие вещества образуются в реакциях со щелочами? (соли)

Вывод: основания являются основой для получения солей. Их мы будем изучать на следующем уроке.

Что бы проверить как вы усвоили материал урока, выполните задание №10 — тест. В тесте отмечены ответы, если ты не согласен исправь их.

Тест. «Исправьте ошибки»

1.При обычных условиях основания это

  1. твердые вещества

  2. жидкости

  3. газообразные вещества

  4. могут быть твердыми, жидкими и газообразными

2.В растворах щелочей лакмус меняет свой цвет соответственно на…

  1. фиолетовый на красный

  2. фиолетовый на синий

  3. фиолетовый на желтый

3.Хорошо растворимы в воде все основания группы:

  1. KOH, Ca(OH)2, NaOH

  2. LiOH, KOH, Al(OH)3

  3. NaOH, KOH, Ba(OH)2

4.Формула щелочи — это:

  1. Zn(OH)2 b) KOH c) Cu(OH)2 d) Mg(OH)2

Ответ: 1 а 2 а 3 с 4 b

V Итог урока

В ходе сегодняшнего урока изучая новую тему, вы выполняли задания, находили и исправляли ошибки. Прочитайте цитату Хань Сян-цзы в «Рабочих листах», выскажите своё мнение: можно ли исправляя ошибки других, научится самому. После высказываний учеников учитель подводит итог урока, выставляет оценки за работу.

VI Рефлексия

Задание №11. Выберите предложение, которое отражает ваше настроение, и подчеркните его.

  1. Урок полезен, все понятно.

  2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

  3. Еще придется потрудиться.

  4. Да, трудно все-таки учится!

Рабочий лист.

«Тот, кто правильно указывает на мои ошибки

– мой учитель.

Тот, кто помогает мне увидеть мои ошибки

– мой друг.

Тот, кто мне льстит – мой враг».

ХаньСян-цзы – китайский философ 760г.

Тема.________________________________

Цель.________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________Д.З. §_____№

Задание №1«Найди ошибку».

В схеме «Классификация оксидов» найдите ошибки и исправьте их. Дайте названия оксидам по международной номенклатуре.

Классификация оксидов

Оксиды металлов Оксиды неметаллов

1.Na2O _____________ А. SО2 ____________

2.H2О ______________ Б. ВаО ____________

3.CuO ______________ В. СаО ____________

Подчеркните оксиды: KOH N2O5 Fe(OH)2 Fe2O3 Al(OH)3 CO2

Основания – это______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Общая формула оснований______________

Название оснований

слово «гидроксид»

 + 

название металла в родительном падеже

 

(римская цифра, обозначающая числовое значение степени окисления металла) для металлов с переменной степень окисления

Задание №2 «Лови ошибку». Найди ошибки и исправь их в названиях, которые будет давать приведенным ниже соединениям учитель.

  1. Fe(OH)2-гидроксид железа____________________________

  2. LiOH- гидроксид лития (I)____________________________

  3. KOH — основание калия_____________________________

  4. NiOH — гидроксид натрия _____________________________

Задание №3. Составьте формулы оснований.

Гидроксид меди_______________

гидроксид бария_______________

гидроксид алюминия___________

Задание №4 «Найдите ошибки в тексте»

Правила Т.Б. со щелочами.

Несоблюдение правил работы со щелочами не приводит к сильным химическим ожогам. При воздействии на кожу концентрированных растворов едких щелочей образуются светло-желтые пятна.

Твердые едкие щелочи, притягивая влагу, содержащуюся в воздухе, легко переходят в раствор, поэтому действие их не расценивается как действие щелочей.

Твердые щелочи можно брать незащищенными руками, для этого используются фарфоровые ложечки или шпатели. Большие куски едких щелочей раскалывать на мелкие кусочки могут ученики с применением защитных очков и перчаток.

Растворять щелочи следует в фарфоровой посуде путем медленного прибавления к воде небольших порций при постоянном помешивании.

Насыпать или наливать щелочи следует как обычные вещества.

Для нейтрализации пролитых на стол щелочей используйте заранее приготовленный 50% раствор уксусной кислоты.

При нагревании жидких щелочей можно заглянуть в пробирку, т.к. это не может привести к несчастному случаю.

Остатки щелочей и веществ после опытов сливают в раковину.

Задание №5. Лабораторный опыт №1
Тема. Получение гидроксидов меди (II) и железа (III)

Техника безопасности при работе со щелочами

  1. На лабораторное стекло с помощью стеклянной трубочки нанесите 1-2 мл сульфата меди (CuSO4) из бутылочки.

  2. С помощью стеклянной трубочки к сульфату меди добавьте 1-2 мл гидроксид натрия (NaOH) из бутылочки.

  3. Что вы наблюдаете? По каким признакам можно судить, что произошла реакция? К полученному веществу добавьте 3мл воды.Что вы наблюдаете? Сделайте вывод о растворимости гидроксида меди.

  4. На лабораторное стекло с помощью стеклянной трубочки нанесите 1-2 мл хлорида железа (FeCl3) добавьте 1-2 мл гидроксид натрия (NaOH) из бутылочки.

  5. Что вы наблюдаете? По каким признакам можно судить, что произошла реакция?К полученному веществу добавьте 3мл воды.Что вы наблюдаете? Сделайте вывод о растворимости гидроксида железа.

CuSO4 + __NaOH =____________ + Na2SO4 _________________________________

соль + щелочь = основание + новая соль

FeCl3 _+ NaOH =____________ + 2NaCl

Задание №5. Составьте схему классификации оснований. На лепестках напишите примеры оснований.

Классификация оснований (по растворимости в воде)


_______________ ___________________ ______________

Задание № 7. «Проверьте утверждение»

Лабораторный опыт №2

Тема. Определение реакции среды растворов

  1. В трех пронумерованных пробирках находятся вещества №1 вода, №2 щелочь, №3 кислота. Проверьте это утверждение, используя только один реактив. Что наблюдаете?

  2. Объясните полученные результаты.

Вывод: пробирка №1 -_________, пробирка №2 -_________ пробирка №3 -_____________

Качественная реакция на гидроксид кальция с углекислым газом.

Реакции, с помощью которых распознают определенные вещества, называют качественными.

Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О

известковая вода соль

Задание №8. «Установите соответствие», исправив ошибки.

Применение оснований

Вещества

Применение

А. Гидроксид натрия

В. Гидроксид калия

С. Гидроксид кальция

  1. В строительстве

  1. В быту

  1. Изготовление мыла

  1. Производство бумаги

  1. Распознавание углекислого газа

Ответ: А-_____________ В -__________ С — __________

Задание №9. Лабораторный опыт №3

Тема. Рисуем на молоке

1. В чашку Петри налейте молоко из пробирки №4.

2. Капните по несколько капель разноцветных красок в молоко по центру чашки Петри.

3. Обмакните две ватные палочки в жидкое мыло (фарфоровая чашечка) и погрузите их в молоко.

4. Что наблюдаете? На каком свойстве основано применение щелочей в качестве жидкого мыла?

Задание №10. Тест «Исправь ошибки». В тесте отмечены ответы, если ты не согласен исправь их и укажи свой ответ.

1.При обычных условиях основания

  1. твердые вещества

  2. жидкости

  3. газообразные вещества

  4. могут быть твердыми, жидкими и газообразными

2.В растворах щелочей лакмус меняет свой цвет соответственно на

  1. фиолетовый на красный

  2. фиолетовый на синий

  3. фиолетовый на желтый

3.Хорошо растворимы в воде все основания группы:

  1. KOH, Ca(OH)2, NaOH

  2. LiOH, KOH, Al(OH)3

  3. NaOH, KOH, Ba(OH)2

4.Формула щелочи — это:

  1. Zn(OH)2 b)KOH c)Cu(OH)2 d)Mg(OH)2

Рефлексия.

Задание №11.Выбери предложение, которое отражает твое настроение.

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учится!

Основания их химические свойства и способы получения (Таблица)

Основания — это сложные вещества, в состав которых входят атомы металла и гидроксогруппы OH (за исключением гидроксид аммония NH4OH — не содержит атомов металла).

Me+n(OH)n-1 — общая формула оснований

Me — металл

n — степень окисления металла

Схема классификации оснований

Все основания делятся на растворимые в воде — щёлочи, амфотерные гидроксиды, и нерастворимые основания (нерастворимые в воде).

 

Химические свойства оснований

Основания

Химические свойства

Щелочи

(во всех реакциях участвуют ионы ОН-, (что видно из кратких ионных уравнений), следовательно, они обуславливают общие химические свойства щелочей)

1. Действие на индикаторы: фенолфталеин — малиновый цвет, метилоранж — желтый цвет, лакмус — синий цвет

2. диссоциация: NaOH → Na+ +ОН

При диссоциации образуются ионы ОН, которые изменяют окраску индикаторов и придают мылкость растворам щелочей.

3. Основание + кислота  →  соль + вода

2КОН + 2НСl → 2КС1 + Н20

4. Щелочь + кислотный оксид  →  соль + вода

Ва(ОН)2 + СO2 → ВаСО3 + Н2O

5. Щелочь + соль 1  →  соль 2 + основание

2KOH + CuSO4 → K2SO4 + Cu(OH)2

Нерастворимые основания

1. Основание + кислота  →  соль + вода

2Fe(OH)3 + 3H2SO→ Fe2(SO4)3 + 6Н2O

2. Основание  → t°→  оксид + вода

2Fe(OH)3 → t°→ Fe2O3 + ЗН2O,

Си(ОН)2 → t°→ СuО + Н2O

Амфотерные гидроксиды 

(у амфотерных гидроксидов в кислой  среде равновесие смещается в сторону образования солей, а в щелочной — в сторону образования гидрокомплексов)

1. Амфотерный гидроксид + кислота  →  соль + вода

Zn(OH)2 + 2НСl → ZnCl2 + 2Н2O

2. Амфотерный гидроксид + щелочь  →  соль + вода

Zn(OH)2 + 2NaOH → Na2ZnO2 + 2Н2O

Способы получения оснований

Способ получения

Примеры

Примечание

Взаимодействие металлов или их оксидов с водой

2Na + 2Н2O → 2NaOH + Н2

К2O + Н2O → 2КOН

Так можно получить только щелочи

Действие щелочей на водные растворы солей

FeSO4 + 2NaOH → Fe(OH)2↓ + Na2SO

Так можно получить нерастворимые основания

Электролиз растворов солей

2KCl + 2H2O → I, графит, электроды → 2KOH + + H2↑ + Cl2

Промышленный способ получения КОН и NaOH

_______________

Источник информации:Насонова А.Е. Химия в таблицах. 8-11 класс. Справочное пособие, 2000



Кислоты, основания и соли | CPD

Хлорид натрия — это источник натрия в нашем рационе, необходимый для передачи нервных импульсов и поддержания надлежащего баланса жидкости в организме. На протяжении всей истории люди использовали эту соль для консервирования мяса, очистки ран и изготовления мыла.

Натрия хлорид является одним из примеров соли. В химии термин «соль» относится к группе ионных соединений, образованных в результате реакции нейтрализации между кислотой и основанием.

Понятия кислот, оснований и солей вводятся в начале обучения в средней школе, развиваются и уточняются по мере успеваемости учащихся и лежат в основе многих будущих тем.Вот несколько идей, которые помогут заинтересовать студентов, избежать неправильных представлений и связать практическую работу с основными концепциями.

Что нужно знать студентам

  • Кислоты — водородсодержащие вещества с кислым вкусом, которые образуют растворы со значением pH менее 7. Обычные примеры включают соляную кислоту, серную кислоту, лимонную кислоту и этановую кислоту (уксус / уксусная кислота).
  • Основания — это группа веществ, нейтрализующих кислоты.
  • Растворимые основания называются щелочами.Они кажутся скользкими, мыльными и образуют растворы со значением pH выше 7. Обычные примеры включают гидроксид натрия, гидроксид магния, гидрокарбонат натрия (бикарбонат натрия), гипохлорит натрия и аммиак.
  • Нейтрализация — это реакция между кислотой и щелочью, при которой образуется соль и вода.
  • Соли не имеют запаха и имеют соленый вкус, многие из них растворимы в воде. Общие примеры включают хлорид натрия, йодид калия, карбонат кальция и сульфат меди.
  • Шкала pH используется для измерения кислотности и щелочности.
  • Индикаторы — это вещества, меняющие цвет при изменении кислотности / щелочности. Лакмус — общий индикатор; щелочные растворы окрашиваются в красный лакмусовый синий цвет, а кислые растворы — в синий лакмусовый красный цвет.
  • Кислоты могут реагировать с некоторыми металлами с образованием соли и газообразного водорода.

Идеи для занятий

Учащиеся имеют богатый опыт работы с кислотами, основаниями и солями, накопленный как в школе, так и в повседневной жизни.Стоит начать тему с выявления их существующих идей путем совместного построения карты разума. Будьте внимательны к недопониманиям и постарайтесь устранить их, прежде чем двигаться дальше.

Использование реальных примеров и анекдотов в классе может помочь закрепить идеи. Загрузите подборку анекдотов о кислотах, основаниях и солях (MS Word или pdf).

Использование реальных примеров и анекдотов в классе может помочь закрепить идеи. Загрузите подборку анекдотов о кислотах, основаниях и солях с веб-сайта Education in Chemistry : rsc.li / 2Oj0lQk.

Одна особая проблема, которая может возникнуть при введении лабораторных кислот и щелочей, заключается в том, что они оба выглядят как вода. Учащимся сложно использовать химические свойства для характеристики этих растворов. Задача «Мудрец и писец» может использоваться для демонстрации ограничений визуального описания и усиления необходимости искать наличие или отсутствие определенных характеристик или свойств. Загрузите информацию об учениках (MS PowerPoint или pdf) и заметки учителя (MS Word или pdf) для этого упражнения.

Одна особая проблема, которая может возникнуть при введении лабораторных кислот и щелочей, заключается в том, что они оба выглядят как вода. Учащимся сложно использовать химические свойства для характеристики этих растворов. Задача «Мудрец и писец» может использоваться для демонстрации ограничений визуального описания и усиления необходимости искать наличие или отсутствие определенных характеристик или свойств. Загрузите информацию об учениках и заметки для учителей для этого упражнения: rsc.li/2Oj0lQk.

В этом упражнении мудрец должен описать простое изображение двум писцам.Один писец записывает описание мудреца, а другой пытается нарисовать по нему рисунок. Могут ли переписчики идентифицировать изображение? Описания субъективны и могут быть неверно истолкованы, тогда как идентификация требует объективного подхода.

Свяжите эту идею с тем, как мы можем четко различать два раствора, которые выглядят как вода, особенно с использованием индикаторов с кислотами и щелочами.

Стремитесь одинаково вводить кислоты и щелочи, а не сосредотачиваться только на кислотах.В качестве домашнего задания попросите учащихся определить бытовые вещества, которые являются кислотами и щелочами. Их обычно можно найти на кухне и в ванной комнате. Например, уксус и лимонный сок являются кислотами, а разрыхлитель и зубная паста — щелочами. Студент может принести образцы и протестировать их с помощью кислоты или щелочи? Кислый или щелочной? Мероприятия. Затем активность Color creactions может быть использована для введения универсального индикатора и шкалы pH перед переходом к нейтрализации.

Стремитесь одинаково вводить кислоты и щелочи, а не сосредотачиваться только на кислотах.В качестве домашнего задания попросите учащихся определить бытовые вещества, которые являются кислотами и щелочами. Их обычно можно найти на кухне и в ванной комнате. Например, уксус и лимонный сок являются кислотами, а разрыхлитель и зубная паста — щелочами. Студент может принести образцы и протестировать их с помощью «Кислота или щелочь? Кислая или щелочная активность? ’(Rsc.li/2PueBT7). Затем активность «Цветные реакции» можно использовать для введения универсального индикатора и шкалы pH перед переходом к нейтрализации (rsc.li / 2CaCriy).

Важно продумать, чему вы хотите, чтобы учащиеся извлекли уроки из этих заданий, и как этого можно достичь. Время должно быть поровну разделено между практическими занятиями (включая просмотр демонстраций и видео) и последующей умственной деятельностью по обсуждению основных концепций и идей. Учащиеся могут совместно работать над развитием своего понимания, используя структурированные беседы, которые позволяют установить связи между практической работой и лежащими в основе концепциями.

Связь практических задач с основополагающими концепциями

Помните, что время, выделяемое на практическую работу, должно быть поровну разделено между практическими занятиями и установлением связей между явлениями и лежащими в их основе концепциями.

Призывайте студентов наблюдать и интерпретировать, задавая вопросы. Попробуйте повторить их ответы на правильном языке. Например, замените «проделал дыру» или «прожжил» на «корродировал».

С практикой студенты могут вести свои практические беседы в своей группе.У структурированных разговоров должны быть строгие ограничения по времени. Строительные леса, такие как основы предложений, побуждают как слушать, так и отвечать друг другу.

Вопросы
  • Что вы наблюдали?
  • Что вы можете сделать из этого?
  • Почему…?
  • Что вы думаете о…?
  • Каковы последствия для…?
  • Как может…?
Основы приговора
  • Я видел…
  • Я думаю, это показывает…
  • Это говорит о том, что…
  • Думаю, это говорит нам…
  • А как насчет…?
  • Я с вами не согласен, потому что…
  • Не понимаю…

Распространенные заблуждения

Студенты часто считают, что только кислоты вызывают коррозию и могут быть идентифицированы, потому что они разъедают / сжигают материалы.Однако щелочи также могут быть очень агрессивными, как показано на видео о банках из-под кока-колы.

Студенты часто считают, что только кислоты вызывают коррозию и могут быть идентифицированы, потому что они разъедают / сжигают материалы. Однако щелочи также могут вызывать сильную коррозию, как показано в видеоролике «Коксовые банки в кислоте и щелоче» (bit.ly/2C5YyXv).

Используйте видео как подсказку, чтобы выявить идеи коррозии. Объясните, что коррозию можно определить как «разрушение или разрушение материала из-за реакции с окружающей средой».Деградация — это изменение объемных свойств материала, который будет по-другому выглядеть, станет слабее или даже разрушится из-за химических изменений. Это описание побуждает студентов видеть материалы как на макроскопическом (объемном) уровне, так и на субмикроскопическом (частицы) уровне. Например, раствор гидроксида натрия добавляют в алюминиевую банку, которая распадается с выделением газа (макроскопически), потому что частицы гидроксида натрия реагируют с частицами алюминия с образованием соли алюминия и газообразного водорода (субмикроскопические). .

Используйте видео как подсказку, чтобы выявить идеи коррозии. Объясните, что коррозию можно определить как «разрушение или разрушение материала из-за реакции с окружающей средой». Деградация — это изменение объемных свойств материала, который будет по-другому выглядеть, станет слабее или даже разрушится из-за химических изменений. Это описание побуждает студентов видеть материалы как на макроскопическом (объемном) уровне, так и на субмикроскопическом (частичном) уровне (узнайте больше о том, как заставить ваших учеников задуматься о том, как они учатся: rsc.li / 2C596X0). Например, раствор гидроксида натрия добавляют в алюминиевую банку, которая распадается с выделением газа (макроскопически), потому что частицы гидроксида натрия реагируют с частицами алюминия с образованием соли алюминия и газообразного водорода (субмикроскопические). .

Старайтесь избегать использования антропоморфных описаний, таких как «атаковать» или «съесть». Эти термины, как правило, приводят к представлениям о химических веществах, которые «хотят» или «нуждаются» в реакции. Это усложнит учащимся четкое понимание того, как и почему протекают химические реакции.

Формирующее оценивание

Сопоставление концепций — полезный инструмент для усиления связи этой темы с учебной программой. Упражнение «Пересмотр кислот» (rsc.li/2OTINtu) было адаптировано как оценивание для учебной деятельности (rsc.li/2A365VQ).

Предоставьте студентам возможность практиковаться как в более длинных ответах (четыре и шесть баллов), так и в вопросах с несколькими вариантами ответов (одна оценка) при подготовке к экзаменам. Покажите вопрос и дайте студентам две минуты, чтобы написать свой ответ на мини-доске.Важно, попросите их написать, почему они выбрали свой ответ. Это дает возможность выявить недопонимание и незамедлительно дать обратную связь.

Переход на 14–16

В уроках 14–16 используется более сложная модель кислотности, основанная на ионах водорода и гидроксида. Кислоты выделяют ионы водорода (H + ) в растворе и щелочные ионы гидроксида (OH ).

pH формально определяется как логарифмическая мера концентрации ионов водорода.Нейтрализация определяется как реакция ионов водорода и гидроксид-ионов с образованием воды. Также проводится различие между разбавленным / концентрированным (количество вещества) и слабым / сильным (степень ионизации). Наконец, есть специальные устройства и методы, которые необходимо использовать и понимать, включая скорость реакции и титрование (см. Наши руководства по практической работе в спецификациях GCSE).

pH формально определяется как логарифмическая мера концентрации ионов водорода. Нейтрализация определяется как реакция ионов водорода и гидроксид-ионов с образованием воды.Также проводится различие между разбавленным / концентрированным (количество вещества) и слабым / сильным (степень ионизации). Наконец, есть специальные устройства и методы, которые необходимо использовать и понимать, включая скорость реакции и титрование (см. Наши руководства по практической работе в спецификациях GCSE: rsc.li/2pIPwbD).

Итого

  • Кислые и щелочные растворы можно определить по химическим свойствам.
  • Усилить твердую природу кислот, оснований и солей, чтобы учащиеся отошли от простого упоминания об объемных свойствах и антропоморфных описаниях, таких как «съел дыры».
  • Сделайте явным связь между практической работой и основополагающими концепциями, используя макроскопические и субмикроскопические представления.
  • Эта тема лежит в основе многих будущих тем, включая синтез и анализ химических веществ.

Щелочные Vs. Базовый | Sciencing

Обновлено 13 апреля 2018 г.

Автор: Suzanne Fyhrie Parrott

Люди обычно используют термин «щелочной» для обозначения основных растворов, но их значения не совпадают.Все щелочные растворы являются щелочными, но не все щелочные. Обычно говорят о щелочности вещества, например почвы, когда pH — это свойство, которое вы действительно обсуждаете.

TL; DR (слишком долго; не читал)

Основа — это раствор, который содержит более низкую концентрацию ионов водорода, чем чистая вода. Щелочное соединение при растворении образует щелочной раствор.

Определение основного

В химии основа — это водный раствор любого химического соединения, который дает раствор с концентрацией ионов водорода ниже, чем в чистой воде.Гидроксид натрия и аммиак — два примера. Основания — это химические противоположности кислот. Основания уменьшают концентрацию ионов водорода в воде, тогда как кислоты увеличивают их. При объединении кислоты и основания нейтрализуют друг друга.

Определение щелочного металла

В химии термин «щелочь» относится к солям (ионным соединениям), содержащим элементы щелочных и щелочноземельных металлов, которые принимают ион водорода в растворе. Щелочные основы известны как основы, растворяющиеся в воде.Щелочные металлы бурно реагируют с водой, образуя гидроксиды и выделяя водород. Реакция с воздухом покрывает поверхность раствора оксидами. В природе ионные соединения (соли) содержат щелочные металлы, но никогда в чистом виде.

Свойства щелочей

Щелочные основы вызывают ощущение слизи или мыла на ощупь из-за омыления жирных кислот в коже человека. Щелочи образуют ионы гидроксида (ОН-) при растворении в воде, и все они являются основаниями Аррениуса. Обычно водорастворимые, некоторые щелочи, такие как карбонат бария, становятся растворимыми только при реакции с кислотным раствором, содержащим воду.Умеренно концентрированные растворы (pH 7,1 или выше) превращают лакмусовую бумажку в голубой, а фенолфталеин — от бесцветного до розового. Концентрированные растворы вызывают химические ожоги (едкий натр).

Две кислотно-основные теории

Основание Бростеда-Лоури, названное в честь Йоханнеса Бронстеда и Томаса Лоури, представляет собой любое вещество, которое принимает водородный значок (протон). Кислота BL — это любое вещество, которое отвергает ион водорода, как указано на веб-сайте Нью-Йоркского университета. С другой стороны, определение Аррениуса классифицирует основание как любое вещество, которое увеличивает концентрацию гидроксид-ионов в воде (ОН-).

терминология — Щелочи и основы Терминология

— Щелочи и основания — Chemistry Stack Exchange
Сеть обмена стеком

Сеть Stack Exchange состоит из 176 сообществ вопросов и ответов, включая Stack Overflow, крупнейшее и пользующееся наибольшим доверием онлайн-сообщество, где разработчики могут учиться, делиться своими знаниями и строить свою карьеру.

Посетить Stack Exchange
  1. 0
  2. +0
  3. Авторизоваться Зарегистрироваться

Chemistry Stack Exchange — это сайт вопросов и ответов для ученых, преподавателей, преподавателей и студентов, изучающих химию.Регистрация займет всего минуту.

Зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к этому сообществу

Кто угодно может задать вопрос

Кто угодно может ответить

Лучшие ответы голосуются и поднимаются наверх

Спросил

Просмотрено 12к раз

$ \ begingroup $

Я только что узнал о кислотах и ​​щелочах на уроке. Я заметил, что в моем учебнике упоминается термин «щелочь / щелочь», а иногда упоминается «основной / основной». Насколько мне известно, щелочи и основания — это гидроксиды оксидов металлов. Но почему в моем учебнике используется двух слов, которые означают одно и то же, вместо одного из них? Означают ли эти термины (щелочь и основание) что-то другое?

ортокрезол ♦

57.5k99 золотых знаков185185 серебряных знаков334334 бронзовых знака

Создан 20 ноя.

Simon-Nail-ItSimon-Nail-It

4,4761515 золотых знаков4343 серебряных знака7070 бронзовых знаков

$ \ endgroup $ $ \ begingroup $

Эти слова во многих случаях взаимозаменяемы: щелочной раствор / соединение — это то же самое, что и основной раствор / соединение .

Но вы можете указать «щелочь» для обозначения тех оснований, которые растворимы в воде, а также являются солями щелочных или щелочноземельных металлов.

Щелочь подобна подмножеству оснований, которое удовлетворяет этим условиям.

Например:

  • Гидроксид натрия является основанием, а также солью щелочного металла, а также растворим в воде, поэтому он также является щелочью.
  • Аммиак — это основание, растворимое в воде, но не соль, поэтому он не является щелочью.
  • Гидроксид магния является основанием, представляет собой соль щелочноземельного металла, но он не растворяется в воде, поэтому он не является щелочью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *