По способу согласования слова связаны в словосочетании: Тесты по русскому языку. Повторение

Содержание

Тесты по русскому языку. Повторение

Вариант 1

1.Словосочетание. Виды словосочетаний.

Словосочетание указывает на действие и его признак:

A) Произносить отчетливо.

B) Древняя книга.

C) Любовь к книге.

D) Увлекаться стихами.

E) Отчаянно смелый.

 

2.Словосочетание указывает на предмет и его признак:

A) Произносить отчетливо.

B) Древняя книга.

C) Любовь к книге.

D) Увлекаться стихами.

E) Отчаянно смелый.

 

3.Словосочетание указывает на признак признака:

A) Произносить отчетливо.

B) Древняя книга.

C) Любовь к книге.

D) Увлекаться стихами.

E) Отчаянно смелый.

 

4.Словосочетание указывает на действие и предмет:

A) Произносить отчетливо.

B) Древняя книга.

C) Голубое небо.

D) Увлекаться стихами.

E) Отчаянно смелый.

 

5.Главное слово выражено именем существительным в словосочетании:

A) Поездка в горы.

B) Стремиться к добру.

C) Приехать летом.

D) Очень увлекательный.

E) Неутомимо трудиться.

 

6.Главное слово выражено глаголом в словосочетании:

A) Наказ отца.

B) По-зимнему холодно. 

C) Упорно трудиться.

D) Вековые сосны.

E) Желание учиться.

 

7.Главное слово выражено наречием в словосочетании:

A) Наказ отца.

B) По-зимнему холодно.

C) Упорно трудиться.

D) Вековые сосны.

E) Очень увлекательный.

 

8.Главное слово выражено прилагательным в словосочетании:

A) Наказ отца.

B) По-зимнему холодно.

C) Упорно трудиться.

D) Вековые сосны.

E) Очень увлекательный.

 

9.Словосочетание связано способом согласования:

A) Наши обычаи.

B) Исполнять кюй.

C) Пиала из фарфора.

D) Говорить по-казахски.

E) Необыкновенно яркий.

 

10.Словосочетание связано способом согласования:

A) Семейный очаг.

B) Исполнять кюй.

C) Пиала из фарфора.

D) Говорить по-казахски.

E) Необыкновенно яркий.

 

11.Словосочетание связано способом согласования:

A) Строящийся дом.

B) Исполнять кюй.

C) Пиала из фарфора

D) Говорить по-казахски.

E) Необыкновенно яркий.

 

12.Словосочетание связано способом согласования:

A) Второй игрок.

B) Исполнять кюй.

C) Пиала из фарфора.

D) Говорить по-казахски.

E) Необыкновенно яркий.

 

13.Словосочетание – это

A) сочетание частицы с глаголом.

B) сочетание подлежащего и сказуемого.

C) сочетание предлога с именем существительным.

D) сочетание двух самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

E) слова, с помощью которых говорящий выражает своё отношение к высказыванию.

 

14.Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное, называется

A) сочинением.

B) управлением.

C) примыканием.

D) согласованием.

E) связью между компонентами грамматической основы.

15. Определите, простое предложение или сложное:
   а) простое;                        б) сложное
   1)  Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.
   2)  Жилище мое обросло случайными, но интересными вещами.
   3) Он выдержал экзамен и был принят в институт. 4) Здесь, как гласит предание, был густой лес.

   5) Ночь подобралась незаметно окутавши землю темной вуалью

Вариант 2

1.По способу согласования слова связаны в словосочетании

A) идущий вслед.

B) белеющая вдали.

C) сдавший экзамен.

D) сапожник-старик.

E) решённая учеником.

 

2.По способу согласования слова связаны в словосочетании

A) горят в огне.

B) белая береза.

C) обходя лениво.

D) стоит в тишине.

E) принакрылась снегом.

 

3.По способу согласования слова связаны в словосочетании

A) звучал долго.

B) развеял мечты.

C) чудное мгновенье.

D) явилась как виденье.

E) явилась передо мной.

 

4.По способу согласования слова связаны в словосочетании

A) рассек мечом.

B) воззвал ко мне.

C) приник к устам.

D) в пустыне мрачной.

E) явился на перепутье.

 

5.По способу согласования слова связаны в словосочетании

A) скорбный труд.

B) стремленье дум.

C) храните терпенье.

D) разбудит бодрость.

E) дойдут сквозь затворы.

 

6.По способу согласования слова связаны в словосочетании

A) зван на форели.

B) черкни на листе.

C) будущей недели.

D) читай с чувством.

E) достань-ка календарь.

 

7.Два словосочетания, слова в которых связаны по способу согласования, можно вычленить из предложения

A) Там некогда гулял и я…

B) Я помню чудное мгновенье…

C) Сижу за решёткой в темнице сырой.

D) И шестикрылый серафим на перепутье мне явился.

E) Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье.

 

8.Два словосочетания, слова в которых связаны по способу согласования, можно вычленить из предложения

A) Горит восток зарею новой.

B) Оковы тяжкие падут, темницы рухнут…

C) Дым багровый кругами всходит к небесам…

D) Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы.

E) Любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем…

 

9.Два словосочетания, слова в которых связаны по способу согласования, можно вычленить из предложения

A) Ребенка пленного он вез.

B) Дубовый листок оторвался от ветки родимой.

C) Я никому не мог сказать священных слов отец и мать.

D) Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ!

E) Однажды русский генерал из гор к Тифлису подъезжал.

 

10. Словосочетание связано способом примыкания:

A) Целебный напиток.

B) Исполнять кюй.

C) Пиала из фарфора.

D) Наказ отцов.

E) Необыкновенно яркий.

 

11.Словосочетание связано способом примыкания:

A) Целебный напиток.

B) Исполнять кюй.

C) Пиала из фарфора.

D) Сияющее небо.

E) Говорить по-казахски.

 

12.Словосочетание связано способом примыкания:

A) Целебный напиток.

B) Исполнять кюй.

C) Пиала из фарфора.

D) Приехать учиться.

E) Чудесная долина.

13. Укажите предложения с обращением (знаки препинания не расставлены).

    1) Звени звени мой Казахстан волнуйся неуёмный ветер!

    2) Русский язык должен стать мировым языком!

    3) Вот тёмный тёмный сад!

14. Укажите предложение с вводным словом (знаки препинания не расставлены).

    1) За дальним лесом стало видно озеро.

    2) Жители деревни видно не очень любили это глухое место

    3) Нельзя пройти мимо берёзы не заметив её

15. Найти предложения с деепричастными оборотами (знаки препинания не расставлены):

    1) Нет ни одного человека не знающего берёзы.

    2) Нельзя пройти мимо берёзы не заметив её.

    3) Удивительна берёза осенью когда она украшена золотыми монетками.

Словосочетания, их виды, строение и значение. Виды подчинительной связи в словосочетаниях

Минимальной единицей синтаксиса является словосочетание. Словосочетанием называется сочетание двух и более самостоятельных (знаменательных) слов, одно из которых зависит от другого, подчиняется другому грамматически. Смысловая связь определяется вопросом, грамматическая – окончанием зависимого слова и предлогом.

Способы связи слов в словосочетаниях.

Согласование – это способ подчинительной связи слов в словосочетаниях, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, то есть уподобляется главному во всех общих формах, например:

любимая книга, любимой книги, любимую книгу, любимыми книгами (прилагательное любимый согласуется с существительным книга в роде, числе и падеже). При согласовании в качестве главных слов употребляются имена существительные, а в качестве зависимых – имена прилагательные, порядковые числительные, причастия, притяжательные, определительные, указательные местоимения, а также те местоимения других разрядов, которые соотносятся с прилагательными, например: утренняя роса, второй день, засеянное поле, наша комната, этот дом, который день, какой-то человек.

Управление – это способ подчинительной связи слов в словосочетаниях, при котором зависимое слово ставится в том падеже, которого требует от него главное слово: рубить (что?) дрова, рубить (чем?) топором. При управлении в качестве главного слова выступают глаголы, причастия, деепричастия, а в качестве зависимого – существительные или местоимения. Глагол может управлять одной или несколькими падежными формами, например: учить (что) стихи, смотреть (что?) фильм, смотреть (на что?) на цветок, смотреть

(за кем?) за детьми.

Примыкание – это способ подчинительной связи слов в словосочетании, при котором в качестве зависимого компонента выступают неизменяемые слова или формы, способные присоединяться к главному слову только по смыслу. Примыкают наречия, неопределённая форма глагола, деепричастия, формы сравнительной степени прилагательного, а также местоимения его, её, их, употреблённые как притяжательные, например: говорит уверенно; мечта посмотреть; заглянув, улыбнулся; девочка помладше, её (его) портфель; их дело и др.

Среди подчинительных словосочетаний выделяются

  1. именные (главное слово – существительное, прилагательное, числительное): наша земля, второй от края;
  2. глагольные (главное слово – глагол, причастие, деепричастие): видел всё, освещённый солнцем, поглядывая по сторонам;
  3. местоименные (главное слово – местоимение): нечто важное;
  4. наречные (главное слово – наречие): особенно резко.

Примечание: не является словосочетанием сочетание подлежащего и сказуемого.

Вопросы и ответы по русскому языку. Вопросы 951-1000