Подберите примеры нарушения коммуникативных качеств хорошей речи – Коммуникативные качества речи. Коммуникативные качества речи — такие свойства речи, которые помогают организовать общение и сделать его эффектным

Коммуникативные качества хорошей речи — КиберПедия

Задание 1. Ответьте на вопросы

1. Какое коммуникативное качество речи предполагает умение последовательно, непротиворечиво, аргументировано оформлять выражаемое содержание?____Логичность

2. Какое коммуникативное качество речи предполагает соответствие плана содержания отражаемой действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение?______Уместность

3. Какое коммуникативное качество речи предполагает отсутствие в ней языковых элементов, которые чужды литературному языку, а также тех слов и оборотов, которые отвергаются нормами нравственности? Чистота

Задание 2. Дайте дефиниции данных терминов

1. Выразительность речи – Присутствие в речи художественных элементов

2. Богатство речи- Большой запас речевых средст

3. Уместность речи- Соответствие содержанию выражения

4. Уместность речи бывает:

Задание 3. Какие коммуникативные качества хорошей речи нарушены в данных предложениях?

1. Я просмотрела этот сериал.___Точность _

2. Вадим, ничего не говоря, сразу стал рассказывать свою историю_____Логичность

3. Учитель отобрал несколько книг.___Точность

4. Э..э..э..я, как говорится, имел ввиду…э..э..э.. совсем другое, как говорится, так что…э..э..э..необижайтесь.___Чистота

5. Меня обвиняют во взятке. Это невероятно, но это факт.____Точность

6. Директор сказал своему заместителю оставить документы у себя._____Точность

7. Ваша честь, я не виноват и не буду выплачивать деньги ее мамаше. _____Уместность

8. Мы взяли с собой на рыбалку удочки и меньшого брата.___Логичность

9. Террористов надо мочить без жалости.___Чистота

10. Восьми лет бабушка отвезла внука на Кавказ.___Логичность

11. Невнимательное отношение администрации рождает текучесть кадров. Логичность

12. Я, конечно, в последнее время ограничиваю себя в трапезе. ______Уместноть

Задание 4. Укажите, какие логические ошибки допущены в данных доказательствах и утверждениях.

1. Порядок проведения студенческих научных конференций необходимо изменить по следующим причинам:

· конференции должны готовиться заранее;

· доклады, представляемые на конференцию, должны тщательно просматриваться научными руководителями;

· следует назначать ответственных за проведение заседаний секции.___ сопоставление логически неоднородных понятий

2. Победителями этой олимпиады будут, конечно, тольяттинцы: во-первых, у них лучшие шансы на победу, к тому же они выступают у себя дома, а дома, как известно, побеждать легче.__ объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия



3. По состоянию здоровья прошу предоставить мне отпуск за свой счет с 1 по 25 июня, так как профсоюз мне выделил горящую путевку в дом отдыха. объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия

4. Я думаю, мы придем к консенсусу, хотя это решение окончательное и обсуждению не подлежит.__ утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности

5. Умерев, он завещал продолжить начатое им дело._ утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности

6. С тех пор этот сувенир стоит на пустой полке с игрушками.__ утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности

7. Он учился на тройки, и поэтому его рекомендовали в аспирантуру.____ утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности

 

Задание 5. Что является причиной нарушения логичности речи в данных предложениях?

1. В марафоне приняли участие школьники, студенты и рабочий класс.____ объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия

2. Я никогда не видела жирафа, только в зоопарке. утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности

3. Отец облокотился спиной к стене и тяжело дышал. __ сопоставление логически неоднородных понятий

4. В этом отделе продавались крупы, макаронные изделия и бакалея.____ объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия

5. Сюжеты многих восточных сказок перекликаются со сказками европейскими.__ объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия

6. Кругом, кроме трупов, не было ни единой живой души.__

сопоставление логически неоднородных понятий

7. Он вернулся домой с ребенком и насморком. ___ сопоставление логически неоднородных понятий



8. Плохо, когда во всех кинотеатрах демонстрируется одно и то же название фильма.___ утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности

9. В самолете одни русские и сибиряки. сопоставление логически неоднородных понятий

10. В нашем кафе можно провести все виды торжеств: юбилеи, свадьбы, панихиды. ____ объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия

 

Задание 6. Определите причину нарушения точности речи в данных предложениях.

1. Атом неделим. ___ употребление слова в несвойственном ему значении

2. Затмение месяца происходит периодически.___ неустраненная контекстом многозначность или омонимия, порождающая двусмысленность

3. Он является председателем комитета по защите здоровья Госдумы РФ. __ употребление слова в несвойственном ему значении

4. Я хочу продолжить семейную династию и стать офицером.___

употребление слова в несвойственном ему значении

5. Это была очень длинная коса._____ неустраненная контекстом многозначность или омонимия, порождающая двусмысленность

6. Большинство времени он проводил в разъездах.___ нарушение лексической сочетаемости

7. Фривольное толкование закона является необходимым условием судопроизводства. употребление слова в несвойственном ему значении

8. И стоят наши дальневосточные березки в своем подвенечном саване.____ употребление слова в несвойственном ему значении

9. Участники митинга строго обсудили террористов.___ смешение паронимов

10. В Канаде у фермера родилась необыкновенная овца. ____ речевая избыточность (плеоназм, тавтология) или речевая недостаточность

11. Люди, обреченные властью, должны заботиться о тех, кто их наделил ею._____ употребление слова в несвойственном ему значении

12. Состоялся новый спектакль в театре, какого мы никогда не видели.___ нарушение лексической сочетаемости

 

Задание 8. В каждом словосочетании замените слово «много» синонимичным существительным, передающим это значение множества. Постарайтесь не повторять одно и то же слово.

Много книг – куча книг

много дел – уйма дел

много комаров - туча комаров

много мыслей - наплыв мыслей

много улыбок - море улыбок

много счастья - океан счастья

много флагов - множество флагов

много рук - лес рук

много предложений – масса предложений

Задание 9. Определите причину нарушения чистоты речи в данных предложениях.

 

1. Профицит бюджета позволит увеличить ассигнования в виде субвенций и трансфертов дотируемым территориям.___избыток иностранных слов

2. Целиком и полностью одобряю ваш план перепланировки квартиры.___включение концеляризмов

3. Малява должна дойти вовремя.___Жаргон

4. В семье я никак не достигну консенсуса. Иностранное слово

5. Нам не нужно ни перед кем, то есть, значит, как бы расшаркиваться.____слова сорняки

6. Это что: разборки в берлоге или решение конституционных вопросов?____Жаргон

7. Он владеет бритишовым языком в совершенстве.___ Жаргон

8. Те продукты, которые ложат на стол, входят в понятие «продуктовая корзина».____ Просторечие

9. Баз находится на самом юру. ____Диалект

Задание 10. Проверьте богатство вашего словарного запаса: за 10 минут подберите и запишите как можно больше слов с корнями «добро» и «благо», а потом подсчитайте их количество. Оцените, насколько разнообразны подобранные вами слова (по составу, по частям речи, по суффиксам и т.д.)

Добро_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Благо_______________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11. Проверьте богатство вашего словарного запаса: за 5 минут подберите синонимы к данным словам:

Консалтинговый - консультативный

Эксклюзивный - единственный в своем роде

Компетентный – умеющий, знающий

Интеллигентный - образованный

Консенсус - согласие

Презентация - представление

Коалиция – союз, объединение

Коммивояжёр – торговый агент

Конфронтация – вражда, противостояние

Ратифицировать – утвердить официальный документ

Адаптировать - приспособить

Завуалировать - скрыть

Регламентировать – установить порядок проведения мероприятий

 

Задание 12. Укажите, какая уместность речи (стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая) нарушена в данных ситуациях.

1. Выступая перед учениками первых классов с лекцией о необходимости охраны окружающей среды, лектор использует такие научные термины, как «техногенный риск», «человеческий фактор», «озоновая дыра» и т.д.___

ситуативно-контекстуальная

2. Вы пишете отчет о командировке и используете разговорные или жаргонные слова.___ стилевая

3. Вы встречаете коллегу, у которого недавно случилось несчастье, и начинаете восторженно рассказывать о своих радостях.____ личностно-психологическая

4. Вы – преподаватель, приходите с лекцией к студентам и, вместо лекции, рассказываете им веселые истории из своей жизни.____ ситуативно-контекстуальная

5. Вы – начальник, и, приходя домой, разговариваете со своими родными так же, как на работе.____ ситуативно-контекстуальная

6. Научный руководитель объясняет Вам, как работать над курсовой работой, и сыплет терминами, не объясняя их значения. ситуативно-контекстуальная

7. Вы пишете письмо другу и обращаетесь к нему: «Уважаемый друг! Выражаю благодарность за то, что ответил мне. Довожу до твоего сведения…»____стилевая

8. Вы знаете, что Ваша подруга сильно переживает из-за своей фигуры, однако Вы любой разговор обязательно переводите на эту тему. личностно-психологическая

Задание 13. Определите, какие коммуникативные качества хорошей речи нарушены в данных текстах, представляющих официально-деловой стиль.

1. Текст заявления руководителю администрации поселка. Прошу обеспечить моих родителей сеном и кормами.___Логичность

2. Текст поздравления юбиляру. Уважаемая Ирина Николаевна! Поздравляем Вас с юбилеем! 50 лет – это не возраст. Желаем Вам расти и дальше!_____Уместность

3. Текст приглашения. Уважаемый Семен Яковлевич! Приглашаем Вас на конференцию, посвященную юбилею нашего университета! В конференции принимают участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Будет классная тусовка! Оргкомитет.___Стилевая уместность

4. Текст объяснительной записки студента декану. Я пропустил неделю занятий. Прошу меня извинить, но на это были причины личного характера, о которых я, к сожалению, Вам сказать не могу, но клянусь, что это очень уважительная причина, и, если бы я мог сказать, Вы бы меня извинили. Студент Прохоров Б.Ю. ____Стилевая

5. Текст доверенности. Прошу выдать мою заработную плату моему другу Петрову И.В., так как он мой друг и я ему доверяю. Я уверен, что он меня не обманет. Сидоров Т.Б.____Стилевая

6. Текст выступления на защите дипломной работы. Я выношу благодарность своему научному руководителю, Сан Санычу, чьи советы и замечания помогли мне выполнить данную работу на должном уровне._____ ______________________стилевая

Задание 14. Определите по словарю, какие значения имеют данные префиксы. Приведите слова с этими префиксами.

 

Префикс Значение Слово
Анти- против антирадар
Би- двойная Биквадратное уравнение
Де- Движение назад дефолт, деформация
Инфра- на краю инфраструктура
Контр- против контратака
Нео- новый неологизм
Поли- много полимер
Ре- пере реконструкция
Квази- Мнимый, ложный квазимода
Макро- Большая величина макросъемка
Микро- маленький микросхема
Суб- под субмарина
Уни- одинаковость унификация
Экстра- Выхождение за пределы экстралингвистические

Самостоятельная работа

Проверим грамотность! Вставьте, где необходимо, вторую согласную.

Дис...танция, диссидент, диссертация, диссонанс, гал...ерея, дес...ерт, дес...ант, кор...онация, кор...нишон.

Поработаем со словами! Отнесите слова с соответствующими им значениями. Внимание! Среди данных слов есть многозначные!

6.4. Коммуникативные качества речи

Какое содержание мы вкладываем в понятие хорошая речь? В обиходе под этим подразумевается зачастую речь правильная, «красивая», содержащая изысканные слова и выражения. На самом же деле терминологическое значение этого словосочетания более объемно, разнопланово и содержательно. Хорошая, совершенная речь требует соблюдения всех видов норм: коммуникативных, языковых, этических. Коммуникативные нормы управляют речевыми и языковыми, предполагая не только их соблюдение (допустим, следование литературной норме или обеспечение точности речи), но и осознанное отступление от этих норм в целях придания выразительности тексту, в целях стилизации и для создания языковой игры.

Свое выражение коммуникативные нормы находят в коммуникативных качествах речи – в таких её свойствах, которые помогают организовать общение с учетом конкретной ситуации и поставленных целей наиболее эффективно. Эти свойства проявляются как в устной, так и в письменной речи. К коммуникативным качествам речи относятся правильность, уместность, точность, логичность, богатство, чистота, выразительность речи и некоторые другие её свойства.

Все эти качества являются частным проявлением коммуникативной целесообразности речи. В каждом конкретном случае отдельное свойство речи или их комбинации проявляются по-разному (в том числе и в разной степени) – в зависимости от целей, намерений участников, условий и ситуации общении, от речевого жанра. Допустим, в научной речи целесообразность проявляется в логичности, точности, а в художественном тексте – в выразительности, богатстве и т.д. Но в любом случае они должны способствовать достижению целей коммуникативного акта и результативности общения.

Обусловленность коммуникативных качеств речи жанрово-стилевой принадлежностью текста представлена в табл. 6.10:

Таблица 6.10

Коммуникативные качества речи как черты функциональных стилей

Коммуникативные

качества речи

Функциональные стили

Обиходно-

разговорный

Официально-деловой

Научный

Публицис-

тический

Правильность

Ч

Да

Да

Да

Точность

Ч

Да

Да

Ч

Логичность

Ч

Да

Да

Ч

Чистота

Ч

Да

Да

Ч

Лаконизм

Ч

Да

Ч

Ч

Выразительность

Да

Нет

Ч

Да

Богатство

Нет

Нет

Ч

Да

Примечание: Да означает, что коммуникативное качество присуще данному стилю;

Нет – что оно не присуще данному стилю;

Ч – что оно проявляется непоследовательно, в зависимости от жанра.

Сущностные характеристики самих коммуникативных качеств в обобщенном виде представлены в табл. 6.11. Следует оговориться, что хотя в правой колонке приведены примеры нарушения какого-то одного коммуникативного качества, однако в той или иной коммуникативной ситуации, в конкретном случае, как правило, нарушаются разные качества. В этой таблице представлены и наиболее типичные ошибки.

Далее, в табл. 6.12, охарактеризована сущность каждого из коммуникативных качеств речи и названы языковые явления, обеспечивающие или нарушающие эти качества.

Таблица 6.11

Основные коммуникативные качества речи :: SYL.ru

Культура речи

Часто ли вам приходится выступать перед аудиторией? А общаться со своими родственниками, друзьями, коллегами? Согласитесь, что очень часто – много раз каждый день. Каждому из нас необходимо знать, что любая произносимая речь должна обладать определенными свойствами для того, чтобы она была правильно понята, и это касается не только выступления перед большой аудиторией слушателей. Данные свойства – это коммуникативные качества речи, присутствие которых позволяет говорить о культуре общения. Знание их и умение ими пользоваться очень помогают в жизни.

Коммуникативные качества речиКоммуникативные качества речи. Их понятие и перечень

Вначале нужно разобраться в определении объекта рассмотрения. Так, коммуникативные качества речи – это набор свойств произносимых нами слов и выражений, которые делают общение эффективным, понятным со всех сторон, более гармоничным и приятным. Они бывают следующие: выразительность, чистота, логичность, правильность, точность, богатство, доступность, уместность, ясность, действенность. Гармоничное сочетание данных десяти свойств позволяет говорить о совершенной культуре общения. Коммуникативные качества речи начали изучаться еще в XVIII веке. Во всех учебных заведениях того времени существовала риторика, являясь, кстати, одной из семи главных наук.

Характеристика коммуникативных качеств речи

  1. Чистота. Данное качество характеризуется отсутствием лишних или неуместных слов, ненужных пауз. Лишними могут быть повторы, синонимы, слова-«паразиты», нецензурные фразы (последние являются лишними всегда). Неуместными следует назвать стилистически неправильно подобранные или некоторые диалектные слова. Паузы не будут лишними только в том случае, если в данном контексте того требует конструкция и стилистика речи.
  2. Выразительность. Это значит, что каждый должен понимать то, о чем он говорит, а также ему не следует быть равнодушным к своим словам. Если речь построена в художественном стиле, то здесь выразительность придадут правильно подобранные метафоры, сравнения и другие художественные средства. Выразительность в публицистическом стиле придадут вопросы, восклицания (однако Коммуникативные качества речи этоими не стоит перегружать свое выступление), паузы. В научном либо официально-деловом стиле выразительность придают устные выделения основных слов, повышение и понижение тона, паузы.
  3. Логичность. Данное свойство характеризует правильное и понятное изложение мысли и построение текста, то есть речь должна подчиняться основным приемам логики – индукции, дедукции, анализу, синтезу и др.
  4. Правильность. Представляет собой соответствие того, что мы говорим, общепринятым нормам литературного языка. Если рассматривать все коммуникативные качества речи, до данное свойство будет являться одним из основных
  5. Точность. Это, в первую очередь, верное изложение смысла текста, отсутствие «воды». Точность определяется также степенью понимания говорящим того, о чем он высказывается, правильным использованием понятийного аппарата.
  6. Богатство. Качество характеризуется богатством словарного запаса говорящего, а также разнообразием языковых средств, которые он применяет для выражения мыслей.
  7. Доступность. Это способность выступающего правильно и точно донести всю информацию до аудитории, как и свое к ней отношение. Все, что говорится основные качества речилюдям, должно быть им понятно.
  8. Уместность. Речь должна соответствовать конкретной ситуации, быть всегда «к месту» и соответствовать необходимой стилистической окраске.
  9. Ясность. Она характеризует присутствие в сказанном необходимых разъяснений, если этого требует контекст или конкретная ситуация.
  10. Действенность. Это качество характеризуется актуальностью речи (качество больше применимо к публицистическому, научному стилю выступления), способностью отражать реальную действительность. Данные основные качества речи могут представляться в литературе в ином количестве, в зависимости от автора либо времени написания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск