Подлежащего и сказуемого примеры – Подлежащее и сказуемое – примеры, согласование, определение (2 класс, русский язык)

Подлежащее — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 мая 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 мая 2019; проверки требует 1 правка.

Подлежа́щее (калька лат. subjectum, греч. τὸ ὑποκείμενον[1]) в синтаксисе — главный член предложения, который обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым[2]. При синтаксическом разборе предложения подлежащее подчёркивается одной чертой.

Подлежащее может быть выражено любыми частями речи:

  • Именем существительным (всегда в именительном падеже): Паро́м подошёл к причалу.
  • различными частями речи, перешедшими в имя существительное:
    • Именем прилагательным, перешедшим в имя существительное: Гостиная выглядела прекрасно
      .
    • Причастием, перешедшим в имя существительное: Учащиеся прошли в музей.
    • Наречием, перешедшим в имя существительное: Завтра сегодня будет вчера.
  • лексически или синтаксически неразложимым словосочетанием:
    • составным географическим наименованем: Северный Ледовитый океан.
    • названием учреждения: Министерство образования.
    • устойчивым словосочетанием: железная дорога, сельское хозяйство.
    • крылатым выражением: сизифов труд, филькина грамота.
    • именем существительным, выражающим количество, + существительным в родительном падеже: множество народа, ряд лиц, часть приезжих .
    • именем числительным или местоимением сколько, несколько, столько + существительным в родительном падеже: две березы, несколько зданий, много птиц .
      Если обозначается приблизительное количество с использованием слов больше, меньше, около
      и т. п., подлежащее выражается словосочетанием без именительного падежа: свыше шестисот голов, около семи человек.
    • именами прилагательным, числительным или местоимением в именительном падеже + из + существительным или местоимением в родительном падеже: лучший из учеников
    • неопределённым местоимением + именем прилагательным: что-то родное, нечто загадочное.
    • именем существительным (или личное местоимение) в именительном падеже + с + именем существительным в творительном падеже: мы с бабушкой.
    • предикативной конструкцией. «Поздравляю. Хочу тебя видеть. Может быть, осенью приеду» не вызвало в нём никакой радости.
  • любым словом, приводящимся, как пример: Бы — модальная частица. Делая — деепричастие.
  • Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык
  • Фоминых Б. И. Курс лекций по современному русскому языку: синтаксис простого предложения

ru.wikipedia.org

Согласование подлежащего и сказуемого, нормы

А5.

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления.

Построение  сложноподчиненных предложений.

Нормы согласования.

Согласование подлежащего и сказуемого

Согласование подлежащего и сказуемого

Согласование подлежащего и сказуемого

Согласование причастий с определяемым словом.

Правило.

Причастие согласуется в роде, числе и падеже с  определяемым словом.

Подсказка.

Найди определяемое слово, задай от него вопрос к причастию. Окончание в вопросе = окончанию причастия (учитывай, что буквы О и Е в окончании равны).

Согласование приложения с определяемым словом.

Правило.

Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, роман, картина, симфония, отель) является несогласованным приложение и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться.

Различай!

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.

В «Грозе» А.Н. Островского разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.

Построение предложения с однородными членами.

правилораспространенные ошибки
общее дополнение требует от однородных членов предложения одного падежа и предлогаНЕЛЬЗЯ: смотрит (что?)  и увлекается (чем?) сериалами
нельзя объединять в однородные члены предложения разные части речиНЕЛЬЗЯ: научился французскому языку и драться на дуэли
нельзя соединять неоднородные синтаксические конструкцииНЕЛЬЗЯ: в книге описывается происхождение религии и как она развивалась
нельзя составлять неправильные пары сопоставительных союзов НЕ ТОЛЬКО … НО, КАК… ТАК ИНЕЛЬЗЯ: В школе воспитывают не только знания, а воспитывают личность.

Нормы управления.нормы управления

Различай!

воплощение во что-либопретворение в чем-либо
идентичный чему-либосходный с чем-либо
обидеться на что-либообижен чем-либо
обрадоваться чему-либообрадован чем-либо
обращать внимание на что-либоуделять внимание чему-либо
опираться на что-либобазироваться на чем-либо
отзыв о чем-либорецензия на что-либо
полный чего-либонаполненный чем-либо
превосходство над чем-либопреимущество перед чем-либо
предостеречь от чего-либопредупредить о чем-либо
различать что и чтоотличать что от чего
рассердиться на что-либорассержен чем-либо
уверенность в чем-либовера во что-либо
удивляться чему-либоудивлен чем-либо
уплатить за что-либооплатить что-либо

Построение сложноподчиненного предложения.

https://5-ege.ru/soglasovanie-podlezhashhego-skazuemogo/

Правило.

Косвенная речь – это способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. В косвенной речи меняется форма местоимения.

Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу» – Пушкин писал, что «в жестокий век восславил» он свободу.

Алгоритм действий.

1) Последовательно посмотри варианты ответа все возможные ошибки.

2) Проверь:

— все слова стоят в правильном падеже;

— согласуются ли в роде, числе и падеже подлежащее и сказуемое;

— согласуются ли причастные обороты со словом, от которого они зависят;

— правильно ли переведена прямая речь в косвенную и т.д.

Разбор задания.

Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).

1)             Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

2)             Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

3)             Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещенные книги, Павел ответил, что хочет все знать.

4)             Он уважает и заботится о своих фронтовых товарищах.

Вариант № 1.

В этом предложении нарушены нормы управления: вместо уделять большое внимание (чему?) развитию используется уделять большое внимание на развитие.

Вариант № 2.

Нарушены правила употребления двойного союза: вместо 

не только…но и употребляется не только… а

Вариант № 3.

Предложение построено с учетом всех грамматических правил.

Вариант №4.

Нарушены нормы при употреблении однородных членов предложения: глагол уважает требует зависимое слово в винительном падеже (кого? что?), а глагол заботитсяв предложном (о ком? о чем?). При этом у них одно общее дополнение свои фронтовые товарищи.

Таким образом, правильный ответ – вариант № 3.

Потренируйся.

1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Большинство зданий, определяющих исторический центр города, было построено еще в 17 веке.

2) Те, кто регулярно занимается различными видами спорта, редко болеют простудными заболеваниями.

3) Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали традиционными на канале «Культуре».

4) Изменение климата на планете прогнозируют крупнейшие ученые-физики как в нашей стране, так и в странах Европы и Америки.

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.

2) В один из осенних дней, освеженных холодным воздухом, лес как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью березовых ветвей.

3) О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К.Паустовского «Орест Кипренский».

4) Многие, кто бывал в Переяславле-Залесском, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далекое прошлое.

3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Она ничего не знала о том, что произошло на даче.

2) Жители города ожидали и надеялись на мирное разрешение конфликта.

3) Шаляпин был гениален не только на драматической, но и на оперной сцене.

4) Вследствие использования минеральных удобрений удалось собрать рекордный урожай.

Ответы: 3, 1, 2.

Рекомендуем:

5-ege.ru

Подлежащее — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Подлежащее – главный член двусоставного предложения, выраженный именительным падежом и обозначающий носителя того признака действие, состояние или свойство которого называется другим главным членом – сказуемым. (Энциклопедия русского языка) Подлежащее и сказуемое находятся друг с другом в предикативных отношениях признака и его носителя (яблоко красное, гроза надвигается) и реже в отношениях обусловленности, следствия. (Лингвистический энциклопедический словарь) Например:

Лес — это чистый воздух. Музей – их идея.

Подлежащее – это калька с латинского «subject». Один из главных членов предложения, ядерный компонент состава предложения, указывающий на объект, к которому относится сообщаемое.

Подлежащее обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа КТО? и ЧТО?

Как структурно семантический компонент предложения типичное подлежащее имеет следующие дифференциальные признаки:

  1. Входит в структурную схему предложения и является главным членом предложения.
  2. Выражается существительным или местоимением в именительном падеже.
  3. Является структурно-независимым словом.
  4. Занимает позицию перед сказуемым.
  5. Обозначает предмет речи (субъект мысли).
  6. Имеет категорию значения деятеля или носителя признака.
  7. Обозначает данное (тему).

(В.В. Бабайцева. Система членов предложения в современном русском языке).

Способы выражения подлежащего

Существует несколько способов выражения подлежащего в предложении.

1. Обычно подлежащее выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже. Например:

«Вчера целый день шел снег» или «В будни я работаю с раннего утра до вечера». (А.П. Чехов)

2. Слова других частей речи иногда могут употребляться в значении существительных, (например имя прилагательное, числительное, причастие, наречие) и в предложении быть подлежащим:

а) «Во время детского чая большие (кто?) сидели на балконе». (Л.Н. Толстой)

б) Десять (что?) — четное число.

в) Присутствующие (кто?) на собрании слушали доклад председателя.

г) Счастливое завтра (что?) делается трудом.

3. В роли подлежащего может быть неопределенная форма глагола (инфинитив). Например:

Объехать вокруг света – моя мечта.

4. Иногда в качестве подлежащего могут выступать цельные словосочетания, так называются словосочетания, которые нельзя разделить на разные члены предложения, например:

Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (Пушкин А.С.)

или собственные наименования:

«Отцы и дети» – самое популярное произведение Тургенева И.С.

Примеры подлежащего в предложениях:

Офицеры переглянулись и кое-кто незаметно улыбнулся в усы. (имя сущ.)

То правда, что петух уж больше не поет. (указательное местоимение + имя сущ.)

Я не понимаю, что со мной было, и каким образом он мог меня к этому принудить. (местоимение)

Всем было понятно, что самое трудное пройдено. (имя прилаг.)

И опять идут двенадцать, за плечами – ружьеца. (числительное, сущ.)

Написать (инф.) его биографию было бы делом его друзей. (инфинитив)

Читать за кофе было моей привычкой. (инфинитив)

Быть сестрой – это и ваше призвание. (цельное словосочетание)

«Он меня любит» — вспыхнуло вдруг во всем ее существе. (цельное словосочетание)

megabook.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *