Подлежащее — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 мая 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 мая 2019; проверки требует 1 правка.Подлежа́щее (калька лат. subjectum, греч. τὸ ὑποκείμενον[1]) в синтаксисе — главный член предложения, который обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым[2]. При синтаксическом разборе предложения подлежащее подчёркивается одной чертой.
Подлежащее может быть выражено любыми частями речи:
- Именем существительным (всегда в именительном падеже): Паро́м подошёл к причалу.
- различными частями речи, перешедшими в имя существительное:
- Именем прилагательным, перешедшим в имя существительное: Гостиная выглядела прекрасно
- Причастием, перешедшим в имя существительное: Учащиеся прошли в музей.
- Наречием, перешедшим в имя существительное: Завтра сегодня будет вчера.
- Именем прилагательным, перешедшим в имя существительное: Гостиная выглядела прекрасно
- лексически или синтаксически неразложимым словосочетанием:
- составным географическим наименованем: Северный Ледовитый океан.
- названием учреждения: Министерство образования.
- устойчивым словосочетанием: железная дорога, сельское хозяйство.
- крылатым выражением: сизифов труд, филькина грамота.
- именем существительным, выражающим количество, + существительным в родительном падеже: множество народа, ряд лиц, часть приезжих .
- именем числительным или местоимением сколько, несколько, столько + существительным в родительном падеже: две березы, несколько зданий, много птиц .
Если обозначается приблизительное количество с использованием слов больше, меньше, около и т. п., подлежащее выражается словосочетанием без именительного падежа: свыше шестисот голов, около семи человек. - именами прилагательным, числительным или местоимением в именительном падеже + из + существительным или местоимением в родительном падеже: лучший из учеников
- неопределённым местоимением + именем прилагательным: что-то родное, нечто загадочное.
- именем существительным (или личное местоимение) в именительном падеже + с + именем существительным в творительном падеже: мы с бабушкой.
- предикативной конструкцией. «Поздравляю. Хочу тебя видеть. Может быть, осенью приеду» не вызвало в нём никакой радости.
- любым словом, приводящимся, как пример: Бы — модальная частица. Делая — деепричастие.
- Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык
- Фоминых Б. И. Курс лекций по современному русскому языку: синтаксис простого предложения
ru.wikipedia.org
Согласование подлежащего и сказуемого, нормы
А5.
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления.
Построение сложноподчиненных предложений.
Нормы согласования.
Согласование подлежащего и сказуемого
Согласование подлежащего и сказуемого
Согласование причастий с определяемым словом.
Правило.
Причастие согласуется в роде, числе и падеже с определяемым словом.
Подсказка.
Найди определяемое слово, задай от него вопрос к причастию. Окончание в вопросе = окончанию причастия (учитывай, что буквы О и Е в окончании равны).
Согласование приложения с определяемым словом.
Правило.
Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, роман, картина, симфония, отель) является несогласованным приложение и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться.
Различай!
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.
В «Грозе» А.Н. Островского разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.
Построение предложения с однородными членами.
правило | распространенные ошибки |
общее дополнение требует от однородных членов предложения одного падежа и предлога | НЕЛЬЗЯ: смотрит (что?) и увлекается (чем?) сериалами |
нельзя объединять в однородные члены предложения разные части речи | НЕЛЬЗЯ: научился французскому языку и драться на дуэли |
нельзя соединять неоднородные синтаксические конструкции | НЕЛЬЗЯ: в книге описывается происхождение религии и как она развивалась |
нельзя составлять неправильные пары сопоставительных союзов НЕ ТОЛЬКО … НО, КАК… ТАК И | НЕЛЬЗЯ: В школе воспитывают не только знания, а воспитывают личность. |
Нормы управления.
Различай!
воплощение во что-либо | претворение в чем-либо |
идентичный чему-либо | сходный с чем-либо |
обидеться на что-либо | обижен чем-либо |
обрадоваться чему-либо | обрадован чем-либо |
обращать внимание на что-либо | уделять внимание чему-либо |
опираться на что-либо | базироваться на чем-либо |
отзыв о чем-либо | рецензия на что-либо |
полный чего-либо | наполненный чем-либо |
превосходство над чем-либо | преимущество перед чем-либо |
предостеречь от чего-либо | предупредить о чем-либо |
различать что и что | отличать что от чего |
рассердиться на что-либо | рассержен чем-либо |
уверенность в чем-либо | вера во что-либо |
удивляться чему-либо | удивлен чем-либо |
уплатить за что-либо | оплатить что-либо |
Построение сложноподчиненного предложения.
https://5-ege.ru/soglasovanie-podlezhashhego-skazuemogo/
Правило.
Косвенная речь – это способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. В косвенной речи меняется форма местоимения.
Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу» – Пушкин писал, что «в жестокий век восславил» он свободу.
Алгоритм действий.
1) Последовательно посмотри варианты ответа все возможные ошибки.
2) Проверь:
— все слова стоят в правильном падеже;
— согласуются ли в роде, числе и падеже подлежащее и сказуемое;— согласуются ли причастные обороты со словом, от которого они зависят;
— правильно ли переведена прямая речь в косвенную и т.д.
Разбор задания.
Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).
1) Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.
2) Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.
3) Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещенные книги, Павел ответил, что хочет все знать.
4) Он уважает и заботится о своих фронтовых товарищах.
Вариант № 1.
В этом предложении нарушены нормы управления: вместо уделять большое внимание (чему?) развитию используется уделять большое внимание на развитие.
Вариант № 2.
Нарушены правила употребления двойного союза: вместо
Вариант № 3.
Предложение построено с учетом всех грамматических правил.
Вариант №4.
Нарушены нормы при употреблении однородных членов предложения: глагол уважает требует зависимое слово в винительном падеже (кого? что?), а глагол заботится – в предложном (о ком? о чем?). При этом у них одно общее дополнение свои фронтовые товарищи.
Таким образом, правильный ответ – вариант № 3.
Потренируйся.
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Большинство зданий, определяющих исторический центр города, было построено еще в 17 веке.
2) Те, кто регулярно занимается различными видами спорта, редко болеют простудными заболеваниями.
3) Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали традиционными на канале «Культуре».
4) Изменение климата на планете прогнозируют крупнейшие ученые-физики как в нашей стране, так и в странах Европы и Америки.
2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.
2) В один из осенних дней, освеженных холодным воздухом, лес как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью березовых ветвей.
3) О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К.Паустовского «Орест Кипренский».
4) Многие, кто бывал в Переяславле-Залесском, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далекое прошлое.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Она ничего не знала о том, что произошло на даче.
2) Жители города ожидали и надеялись на мирное разрешение конфликта.
3) Шаляпин был гениален не только на драматической, но и на оперной сцене.
4) Вследствие использования минеральных удобрений удалось собрать рекордный урожай.
Ответы: 3, 1, 2.
Рекомендуем:
5-ege.ru
Подлежащее — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
Подлежащее – главный член двусоставного предложения, выраженный именительным падежом и обозначающий носителя того признака действие, состояние или свойство которого называется другим главным членом – сказуемым. (Энциклопедия русского языка) Подлежащее и сказуемое находятся друг с другом в предикативных отношениях признака и его носителя (яблоко красное, гроза надвигается) и реже в отношениях обусловленности, следствия. (Лингвистический энциклопедический словарь) Например:Подлежащее – это калька с латинского «subject». Один из главных членов предложения, ядерный компонент состава предложения, указывающий на объект, к которому относится сообщаемое.Лес — это чистый воздух. Музей – их идея.
Подлежащее обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа КТО? и ЧТО?
Как структурно семантический компонент предложения типичное подлежащее имеет следующие дифференциальные признаки:
- Входит в структурную схему предложения и является главным членом предложения.
- Выражается существительным или местоимением в именительном падеже.
- Является структурно-независимым словом.
- Занимает позицию перед сказуемым.
- Обозначает предмет речи (субъект мысли).
- Имеет категорию значения деятеля или носителя признака.
- Обозначает данное (тему).
(В.В. Бабайцева. Система членов предложения в современном русском языке).
Способы выражения подлежащего
Существует несколько способов выражения подлежащего в предложении.
1. Обычно подлежащее выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже. Например:
«Вчера целый день шел снег» или «В будни я работаю с раннего утра до вечера». (А.П. Чехов)
2. Слова других частей речи иногда могут употребляться в значении существительных, (например имя прилагательное, числительное, причастие, наречие) и в предложении быть подлежащим:
3. В роли подлежащего может быть неопределенная форма глагола (инфинитив). Например:а) «Во время детского чая большие (кто?) сидели на балконе». (Л.Н. Толстой)
б) Десять (что?) — четное число.
в) Присутствующие (кто?) на собрании слушали доклад председателя.
г) Счастливое завтра (что?) делается трудом.
Объехать вокруг света – моя мечта.
4. Иногда в качестве подлежащего могут выступать цельные словосочетания, так называются словосочетания, которые нельзя разделить на разные члены предложения, например:
Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (Пушкин А.С.)
или собственные наименования:
«Отцы и дети» – самое популярное произведение Тургенева И.С.
Примеры подлежащего в предложениях:
Офицеры переглянулись и кое-кто незаметно улыбнулся в усы. (имя сущ.)
То правда, что петух уж больше не поет. (указательное местоимение + имя сущ.)
Я не понимаю, что со мной было, и каким образом он мог меня к этому принудить. (местоимение)
Всем было понятно, что самое трудное пройдено. (имя прилаг.)
И опять идут двенадцать, за плечами – ружьеца. (числительное, сущ.)
Написать (инф.) его биографию было бы делом его друзей. (инфинитив)
Читать за кофе было моей привычкой. (инфинитив)
Быть сестрой – это и ваше призвание. (цельное словосочетание)
«Он меня любит» — вспыхнуло вдруг во всем ее существе. (цельное словосочетание)
megabook.ru