Понятие этикета правила этикета: Правила этикета: определение, виды. – Этикет — что это такое, правила и виды этикета

Содержание

Глава 2. Основные понятия об этикете

2.1 Понятие и виды этикета

Заглянем в словарь: термин «этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет – это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.

В чем же состоит практическое значение этикета? Этикет позволяет людям без особых усилий пользоваться уже готовыми формами вежливости, принятой в данном обществе различными группами людей и на различных уровнях.

Этикет в наши дни (современный этикет) расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.

Ученые выделяют следующую классификацию подсистемы этикета:

Речевой, или вербальный этикет.

Речевой этикет определяет, какими словесными формулами лучше воспользоваться, если надо: поприветствовать, поздравить, поблагодарить, загладить вину, обратиться к кому-то с просьбой, пригласить куда-то, выразить соболезнования. К речевому этикету относят также теорию и практику аргументации – искусство вести беседу.

Мимика и жесты.

Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления. Скажем, общеизвестный и в целом позитивный жест, когда мы поднимаем вверх большой палец, у некоторых народов имеет тот же смысл, как если бы мы подняли не большой, а средний палец. Эти жесты могут иметь различную окраску: нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную. Свое отношение к собеседнику и теме беседы люди выражают также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда.

Организация пространства в этикете (или этикетная проксемика).

Очень большое значение в этикете имеет взаимное расположение собеседников в пространстве. Каждый слышал о личном пространстве, что оно зависит от многих факторов: не только от личности и национальной принадлежности, но и от района проживания. Скажем, у сельских жителей оно гораздо больше, чем у горожан. Необходимо знать, какое место в доме или за столом считается почетным (оно, как правило, имеет хозяина в лице главы семейства), какие позы допустимы в той или иной ситуации.

Этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете).

К этикетной атрибутике относятся, прежде всего, одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.

Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых, так или иначе, проявляется отношение человека к другим людям. Этикет необычайно сильно зависит от конкретной ситуации. Именно от ситуации зависит подбор наших слов, употребление жестов и мимических выражений. То, что мы обычно говорим друзьям-сослуживцам, боссу слышать не стоит (особенно, если разговор как раз о нем), поскольку есть большая вероятность быть неверно истолкованным – это естественно и понятно. Этикетные ситуации могут быть связаны с повседневным общением, с праздничными событиями, с совершением определенных ритуалов или с особыми обстоятельствами.

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:

придворный этикет — строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

Современный мир требует от современного человека специфических навыков поведения и общения, когда он оказывается в определенных ситуациях. Бывает ли он за границей, вступает в отношения деловые и личные; присутствует на дипломатических приемах, презентациях или вернисажах. Современный человек в современном мире ведет такую жизнь, которая требует налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и связанных с далекими, подчас экзотическими и непонятными, культурами. Это формирует новые требования к поведению и внешнему виду, языку. Требует скрупулезного изучения не только своей, но и иных культур.

Этикет больше напоминает не строгий черный костюм и галстук-бабочку Джеймса Бонда, а правила дорожного движения. К примеру, если Вы в комнате одни, то можете как угодно и что угодно говорить о том, «какие же они все…» Можете кричать, плевать, ковырять в носу или есть яичницу руками. Главное, этим Вы никого не удивите и не обидите, никто не выскажет Вам своего мнения в ответ. Вы ничего не нарушили, потому что действовали соответственно с правилами, допустимыми в Вашем Личном Обществе. Но как только рядом с вами появляется другой человек, необходимо считаться с его мнением, предпринимая то или иное действие.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

Часто встречаются люди, у которых стандарт поведения не один: на людях одно, дома же прямо противоположное (этакое раздвоение поведения – довольно низкое, но, увы, часто встречаемое явление). В присутствии коллег (на работе или корпоративной вечеринке), со знакомыми или теми, кого они называют друзьями (а уж тем более с начальством) такие индивиды приторно вежливы, предупредительны. Но зато дома, с близкими людьми, они грубы, жестоки и вспыльчивы словно порох (как правило, по самому малозначительному поводу). Это говорит о невысокой культуре человека или, скорее, ее полном отсутствии и о плохом воспитании.

1. Сущность и содержание понятия «этикет»

Военно-технический университет

Кафедра военно-социальной и воспитательной работы

Контрольная работа

По дисциплине

Профессионально-этические основы социальной работы

Тема: «Особенности этикета в социальной работе»

Выполнила: студентка 3 курса

Группы Сз-19 Тарарова М.Г.

Проверил: преподаватель

Тарент Игорь Геннадьевич

Балашиха 2012 год

Содержание

этикет социальный работа манера

Введение

1. Сущность и содержание понятия «этикет»

1.1 Исторические аспекты становления этикета

1.2 Понятие об этикете

1.3 Виды и нормы этикета

2. Принципы этикета в социальной работе

3. Требования этикета к внешнему виду, поведению и общению социального работника

3.1 Манеры и культура поведения социального работника

3.2 Одежда и внешний вид социального работника

Выводы

Литература

Введение

Культура общения основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении тысячелетий и со времен позднего Средневековья именуются этикетом. Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет. Однако он определяет лишь формы, «технику» общения, поэтому само по себе знание правил этикета недостаточно для того, чтобы считаться культурным, воспитанным человеком. Поведение в обществе должно опираться на общие принципы и нормы морали, демонстрируя связь между этикой и этикетом.

Каждая проблема, связанная с этикетом, должна решаться в свете этических норм. Наши манеры — отражение наших этических представлений. Вежливость и внимание к людям, сочувствие и умение понять ближнего отражают стремление действовать в согласии с самыми высокими этическими стандартами, способствуя утверждению более нравственного поведения.

Поэтому учиться хорошим манерам приходится каждому из нас: стажеру в управленческом аппарате, которому надо уметь вести себя в деловых кругах; врачу социальному работнику, которым необходимо правильно обращаться с больными, клиентами социальных служб и т.д.

1.1 Исторические аспекты становления этикета

Англию и Францию называют обыкновенно: «классическими странами этикета». Однако, родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV столетии господствуют в обеих странах. О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение.

Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. А в это же время, Англия, закончив одну войну вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война Гусситов, дворянство невежественно господствует кулачное право, разрешение всех споров силою. Франция была порабощена и опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей.

Короче говоря, в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной

родиной этикета.

1.2 Понятие об этикете

Существуют различные определения этикета. Одно из наиболее распространенных и простых гласит: этикет — это свод правил поведения, принятых в обществе.

Этикет (от французского etiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обхождения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Этикет — составная часть внешней культуры общества. Иногда правила этикета определяются как:

  • правила поведения;

  • элементарные правила вежливости;

  • правила приличия;

  • культура поступков и манер.

Этикет несет в себе общечеловеческие нормы общения, сохранявшиеся тысячелетиями и свойственные многим народам. Поэтому они соблюдаются (должны соблюдаться) представителями всех социокультурных образований, существующих на данном этапе развития цивилизации.

Этикет отражает также специфическую систему национальных знаков-символов общения, положительных традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, соответствующих исторически обусловленным условиям бытия и нравственно — эстетическим потребностям людей.

1.3 Виды и нормы этикета

Этикет можно рассматривать как эстетическую форму проявления нравственной культуры. Это указывает, во-первых, на то, что этикет — один из феноменов культуры, ибо хорошие манеры являются внешним отражением внутренней культуры человека, его интеллектуальных качеств. Во-вторых, здесь содержится указание на прямое отношение этикета к нравственности, к моральному облику человека. Наконец, этикет — это эстетическая сторона поведения человека. Красивые манеры, красивое поведение, жесты, позы, мимика — то, что говорит о человеке, его мыслях без слов; речь, обращенная к старшим, ровесникам при встрече и прощании, в гневе и радости; манера двигаться, есть, носить одежду и украшения, принимать гостей — всем видам общения человек старается придать не только нравственный, но и эстетический характер. Принятая в обществе эстетическая форма проявления нравственной культуры человека и носит название этикета.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические ,культурные отношения, ибо нельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:

Придворный этикет — строго регламентируемый порядок и формы обхождения установленные при дворах монархов.

Дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах ,визитах, переговорах.

Воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.

Общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов ,способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один -на людях, другой — дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях переговорах.

Итак, Этикет — очень большая и важная часть общечеловеческой культуры Нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности — в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности — в области культуры материальной.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ЭТИКЕТЕ. Деловое общение. Курс лекций

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ЭТИКЕТЕ

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то одного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее истории, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

 придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

 дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на дипломатических приемах, визитах, переговорах;

 воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

 общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности и морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в области культуры материальной. В вопросах общегражданского этикета немалое место занимает этикет делового общения.

Деловой этикет богаче по своему содержанию, поскольку относится к данной категории, как частное к общему. Он составляет важнейшую сторону профессионального поведения предпринимателя.

1. Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона – это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, защиты и т. д. Вторая сторона – эстетическая – проявление красоты, изящества форм поведения.

2. Для приветствия пользуйтесь не только вербальным (речевым) средством «Здравствуйте!», «Добрый день», но и невербальными жестами: поклоном, кивком, взмахом руки и т. п. Можно равнодушно сказать: «Здравствуйте», кивнуть головой и пройти мимо. Но лучше поступить иначе: сказать, например: «Здравствуйте, Иван Александрович!», тепло улыбнуться ему и остановиться на несколько секунд. Такое приветствие подчеркивает ваши добрые чувства к этому человеку, он поймет, вы цените его, да и звучание собственного имени – приятная мелодия для любого человека.

3. Обращение без имени – обращение формальное: будь то подчиненный или начальник, сосед по лестничной площадке или попутчик в общественном транспорте. Обращение по имени, а еще лучше – по имени и отчеству – это обращение к личности. Произнося имя, отчество, мы подчеркиваем уважение человеческого достоинства, демонстрируем душевное расположение. Такое приветствие создает репутацию деликатного, воспитанного, тактичного человека. Конечно, с подобными качествами люди не рождаются. Эти качества воспитываются, а потом входят в привычку. Чем раньше начнется такое воспитание, тем лучше – скорее войдет в привычку. Особенно тяжело дается формирование хороших привычек интеллигента бизнесменам первого поколения, так как приходится большей частью идти путем проб и ошибок. Недаром англичане говорят – чтобы стать джентльменом, надо иметь в семье три университетских диплома: деда, отца и сына.

Этикет – явление историческое. Правила поведения людей изменялись с изменениями условий жизни общества, конкретной социальной среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царственных особ: императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т. п., для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания этикета, выполнения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде. Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам.

Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции, например, разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особенно строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока.

В России в начале XVIII в. стал усиленно внедряться западный этикет. На русскую почву переносились одежда, манеры и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием (особенно в столичных городах) постоянно и настойчиво, порой жестоко, следил сам царь Петр I. За их нарушения строго наказывали. В дальнейшем, в царствование Елизаветы и Екатерины II, отбирались те правила этикета, которые отвечали требованиям и особенностям национальной культуры России. Россия как евразийская страна во многом соединяла особенности Европы и Азии. А этих особенностей было много не только в XVIII в., но и сейчас. Р. Киплинг говорил, что Запад есть Запад, Восток есть Восток, и не встретиться им никогда. Так, в Европе траурный цвет – черный, а в Китае – белый. Даже в границах Российской империи правила поведения различных народов сильно отличались.

Конечно, общественный прогресс способствовал взаимопроникновению правил поведения, обогащению культур. Мир становился теснее. Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте и т. д.

4. Но кроме правил этикета, для всех существует также профессиональный этикет. В жизни всегда существуют отношения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций. Участники какого-либо взаимодействия всегда стараются сохранить наиболее оптимальные формы этого взаимодействия и правила поведения. От новичка они станут требовать неукоснительного соблюдения выработанных и проверенных правил делового общения, так как они облегчают выполнение профессиональных функций, способствуют достижению поставленных целей. В том или ином коллективе, группе работников, сотрудников, деловых людей складываются определенные традиции, которые с течением времени приобретают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы, общности.

В практике деловых отношений всегда есть какие-то стандартные ситуации, которых невозможно избежать. Для этих ситуаций и вырабатывают формы и правила поведения. Этот набор правил составляет этикет делового общения. Одно из определений этикета деловых отношений – это свод поведения в бизнесе, который представляет внешнюю сторону делового общения.

5. Деловой этикет – результат длительного отбора правил форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях. Не всегда легко давалось освоение этих правил, поэтому предприниматели «от сохи» нередко сомневались в них: «Зачем мне это?» Можно следовать и данному принципу. Однако если хотите установить прочные деловые отношения с зарубежными партнерами, то знание делового этикета просто обязательно.

Можно напомнить, как устанавливались торговые связи со средневековой Японией, которая до эпохи Мэйдзи (т. е. до 1868 г.) была почти закрытой для остального мира. Коммерсант, купец, прибывший в страну восходящего солнца для установления деловых связей, представлялся императору. Процедура представления была столь унизительной, что не каждому зарубежному гостю она была под силу: иноземец должен был от двери приемной залы ползти на коленях к отведенному ему месту, а после приема таким же образом, пятясь как рак, покинуть свое место и скрыться за дверью.

Но, как и в те давние времена, так и сейчас, правила делового этикета помогают сближению экономических и финансовых интересов торговых людей, бизнесменов. Прибыль была и остается выше всех различий национального характера, вероисповедания, социального положения, психологических особенностей. Эти различия подчинялись этикету интересующей бизнесмена страны. Подчинение правилам игры принимающей стороны создавало основу для успеха сделки.

Какие же правила поведения надо знать предпринимателю? Прежде всего следует помнить, что деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает глубокое уважение человеческой индивидуальности. Социальная роль того или иного человека не должна быть самодовлеющей, не должна оказывать гипнотического влияния на делового партнера. Культурный предприниматель будет в равной степени уважительно относиться и к министру, и к рядовому техническому работнику министерства, президенту компании, фирмы и уборщице офиса, т. е. всем показывать искреннее уважение. Это искреннее уважение должно стать составной частью натуры.

Нельзя при первой встрече обнаружить даже признак того, что вы представляете партнера как темную лошадку, стремящуюся обойти вас на прямой или на вираже, а говоря проще – обмануть. В основе поведения должна лежать нравственная оценка: деловой партнер – хороший человек, если, конечно, он не доказал своими поступками обратного.

Деловой этикет базируется на следующих принципах.

1. Здравый смысл. Нормы делового этикета не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что деловой этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели.

Нормы этикета, нарушающие деловые взаимоотношения, устоявшиеся правила общения, здравым смыслом поддерживаться не могут.

2. Свобода. Имеется в виду, что правила и нормы делового этикета, хотя и существуют и весьма ревностно исполняются, тем не менее не должны препятствовать свободному волеизъявлению каждого делового партнера, свободе выбора партнеров по бизнесу, свободе подбора методов и способов исполнения договоренностей между сторонами.

Свобода предполагает также терпимое отношение к проявлению национальных особенностей, культурных национальных традиций, лояльность к проявляемой точке зрения, к различным деловым позициям. Однако такой принцип делового этикета, как свобода, ограничен:

• здравым смыслом;

• климатическими условиями;

• традициями;

• национальными особенностями;

• политическим режимом и др.

3. Этичность. Весь комплекс норм, стандартов, требований, рекомендаций, составляющий деловой этикет, самой своей сутью и содержанием просто обязан быть этичным, моральным, т. е. деловой этикет целиком и полностью ориентирован на добро. Но как трактовать эту главную категорию морали, т. е. что считать добром и что считать злом, в сфере бизнеса – вопрос сложный и неоднозначный. Все содержание данной области знаний, а также учебной дисциплины «Деловой этикет» имеет своей главной целью окружить бизнес множеством «этических фильтров», оставляющих аморальное поведение и негативные поступки людей за рамками сферы деловых отношений.

4. Удобство. Нормы делового этикета – не путы, не оковы, не кандалы на партнерах по бизнесу, они не должны сковывать деловых людей, мешая деловым отношениям и тормозя развитие экономики.

5. Целесообразность. Суть этого принципа в том, что каждое предписание делового этикета должно служить определенным целям. Виды деловых отношений – презентация, деловая беседа, ведение переговоров и т. п. – имеют разнообразные цели, и каждый аспект делового этикета должен им соответствовать.

6. Экономичность. Этика деловых отношений не должна обходиться слишком дорого; высокая ее «стоимость» в

делах сама по себе неэтична, поскольку представляет собой вычет либо из прибыли организации, либо из доходов отдельного сотрудника.

Протокольному отделу организации следует руководствоваться соображениями разумной стоимости в этом вопросе.

7. Консерватизм. Этот принцип является само собой разумеющимся, так как корни делового этикета – в этикете государственном, имеющем многовековую историю, в этикете воинском, в светском (общегражданском) этикете, который хотя и не столь давно существует, однако его концепции завоевали прочное место в жизни общества и стали классическими.

Консерватизм во внешнем облике делового человека, в его манерах, склонностях, приверженности к тем или иным традициям невольно вызывает ассоциации чего-то незыблемого, прочного, надежного; а надежный партнер в делах – предел желаний для каждого человека.

Надежность, фундаментальность, стабильность – весьма привлекательные в деловом мире черты, и они имеют содержательную связь с консерватизмом.

8. Непринужденность. Нормы делового этикета должны быть таковы, чтобы соблюдение их не превращалось в нечто навязываемое, отторгаемое психологически; они естественны, исполняемы с легкостью и без напряжения. (Внимание! Не путать непринужденность с бесцеремонностью, расхлябанностью, невниманием к окружающим, невоспитанностью!)

9. Универсализм. Это значит, что следует стараться, чтобы каждая рекомендация или норма делового этикета была направлена на многие стороны деловых взаимоотношении.

10. Эффективность. Суть этого принципа в том, что стандарты деловых отношений должны способствовать сокращению сроков исполнения договоров, заключению большего числа договоров, уменьшению количества конфликтов в коллективе.

ПРИВЕТСТВИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Согласно общим правилам вежливости первым приветствует:

• мужчина – женщину;

• младший – старшего;

• проходящий – стоящего;

• опаздывающий – ожидающего;

• входящий – находящихся в помещении.

Эти нормы, конечно, сохраняются и в деловом этикете, однако деловая сфера вносит свои поправки: здесь пол и возраст как критерии того, кто кого должен приветствовать первым, отступают на второй план, а на первый план выступает должность.

Например, секретарь (женщина) первым приветствует своего руководителя (мужчину), стоящие и беседующие возле дверей высшего учебного заведения студенты первыми приветствуют проходящего мимо ректора и т. п., т. е. на первом месте должность: нижестоящий по должности первым приветствует вышестоящего. Однако и здесь могут быть отступления от правил: например, молодой генеральный директор (мужчина), если он хорошо воспитан, не станет дожидаться приветствия от своего заместителя по финансовым вопросам (женщины), а поздоровается с ней первым, хотя она ниже его по рангу.

Вообще нет строгих правил того, кому с кем следует здороваться первым; обычно в повседневной деловой практике первым здоровается тот, кто первым другого увидел – если нет уж слишком большой разницы и в должностном ранге, и в возрасте.

Приветствуя женщину или старшего по должности или возрасту, мужчина обычно встает – это предписывает светский этикет. Деловой этикет и тут вносит свои поправки: женщина в деловой обстановке также приветствует входящего сотрудника (сотрудницу) вставая, если входящий значительно выше по должности. То есть в данном случае неважно, кто приветствует – мужчина или женщина, и неважно, кого приветствует – мужчину или женщину; важно лишь, что лицо нижестоящее приветствует лицо вышестоящее вставанием.

При приветствии лучше всего пользоваться традиционным официальным «Здравствуйте». «Доброе утро» принято говорить до 12 часов, «Добрый день» – до 18 часов, «Добрый вечер» – после 18 часов.

Если обстоятельства таковы, что приветствие голосом нецелесообразно – слишком большое расстояние или между здоровающимися есть стоящие и проходящие другие сотрудники, имеет смысл лишь обменяться поклонами. Поклон – это не кивок головой, при поклоне голова фиксируется в наклонном состоянии на 1–2 секунды. Поклон может быть формальным, вежливым, заискивающим, пренебрежительным, холодным, теплым, полным уважения, изящным, глубоким.

На улице сотрудники приветствуют друг друга, руководствуясь теми же правилами, однако мужчине следует приподнять шляпу или хотя бы прикоснуться к ней рукой. Это правило не касается других головных уборов.

Приветствие может сопровождаться рукопожатием, однако заметим, что при ежедневном общении каждый день пожимать руки друг другу не принято, обычно это делается, если сотрудники не виделись какое-то время.

При рукопожатии мужчина перчатку снимает, женщина – нет.

Первым руку протягивает:

• женщина – мужчине;

• старший по возрасту – младшему.

Но эти общепринятые правила этикета опять же уступают в сфере деловых отношений первенство другим, где главный критерий – должностной статус, т. е. руку первым протягивает старший по должности. Отступления есть и здесь – президент компании (мужчина) на деловом совещании должен первым протянуть руку рядовому сотруднику рекламного отдела (женщине), однако он, будучи светским человеком, может не воспользоваться своим правом старшего по должности и помедлить с протягиванием своей руки, давая возможность женщине первой сделать это, и лишь тогда пожать ей руку.

Рукопожатие не должно быть ни слишком сильным, ни слишком слабым. Нельзя трясти или встряхивать чужую руку, сжимать ее двумя своими руками, протягивать лишь пальцы руки.

Что касается представления, то здесь в основе делового общения также лежат правила этикета светского. Согласно деловому этикету представить кого-либо – значит назвать его имя, фамилию, должность, организацию, в которой он работает. Для того чтобы иметь право кого-либо представить кому-либо, представляющий обязан быть знакомым с обеими сторонами.

Представляют:

• мужчину – женщине;

• младшего по возрасту – старшему по возрасту;

• имеющего более низкий должностной статус – имеющему более высокий должностной статус;

• одного сотрудника – группе сотрудников.

Назвав имя представляемого, следует назвать и того, кому представляют.

Если первое лицо (президент компании, директор, ведущий собрание или совещание) хочет представить вновь прибывшего сотрудника, он должен это сделать следующим образом: идет навстречу вновь прибывшему, они обмениваются рукопожатием, после чего президент (директор и пр.) говорит присутствующим: «Позвольте вам представить – господин Сергеев». Новоприбывший и присутствующие пожимают друг другу руки, и при этом присутствующие по очереди называют свои фамилии. Вновь прибывший этого не делает, так как его уже представил президент компании. Имена и фамилии следует произносить четко и ясно, чтобы не требовалось переспрашивать.

При большой разнице в служебном положении представление проходит так: представляющий говорит: «Господин директор, позвольте Вам представить нашего нового молодого сотрудника в отделе рекламы – Сергея Кузнецова».

Представляющий, знакомя лиц одного пола, близких по возрасту и служебному положению, может воспользоваться формулировкой: «Познакомьтесь, пожалуйста, уважаемые коллеги», не акцентируя внимание на том, кто кому представлен.

После представления для подтверждения знакомства обычно принято обменяться несколькими любезными общими фразами или непродолжительно побеседовать. Инициатива при этом – у женщины и лица более высокой должности, т. е. у того, кому представляли. Однако, если фразы, произносимые при представлении, носят отчетливо «верноподданнический» характер, их может произнести и тот, кого представляли, – например, представляемый не может удержаться от радостного восклицания: «Я так давно мечтал познакомиться (вариант – мечтал быть представленным) с руководителем такой уважаемой фирмы!»

Однако лучше не употреблять дежурной формулировки «Очень приятно познакомиться». Ваш новый знакомый волен подумать: «А почему, собственно говоря, приятно?»

Еще один нюанс: бывают случаи, когда представляющее лицо просто не нужно, его услуги не требуются. Вообще, представляющий нужен как гарант для обеих сторон, гарант достоверности данных, порядочности представляемых друг другу людей – его роль определяется правилами, идущими из глубины веков. Но в сегодняшнем деловом мире роль гаранта может выполнить организация, в которой работают (или встретились на деловом мероприятии) сотрудники.

Пример. На совещание в головную фирму приглашены заведующие филиалами фирмы. Некоторые из них не знакомы друг с другом. Чтобы познакомиться, им совсем не надо искать кого-то, кто бы представил их друг другу, – они являются сотрудниками организации, которая и выступает в данном случае гарантом. Следует просто сказать: «Мы с вами не знакомы, хотя и сидим уже час на этом совещании; позвольте представиться» (или: «Не возражаете, если мы с вами познакомимся?»). Далее – обмен визитными карточками.

Еще одна нетипичная ситуация: у вас завязался разговор с незнакомым лицом, и это не сотрудник организации, однако вы пришли к выводу, что хотите продолжить знакомство; протяните руку и назовите себя, предложите визитную карточку.

Требования этикета, в том числе и делового, не носят абсолютного характера, они меняются с течением времени, под влиянием факторов, о которых упоминалось ранее. Современный деловой человек следует этим неписаным нормам поведения. Можно рекомендовать ему не просто слепо и безоговорочно исполнять требования делового этикета, но постараться понять их внутренний смысл и содержание, которое и делает их необходимыми в деловом общении. Манеры отражают внутреннюю культуру человека, его истинное отношение к морали, его понимание моральных требований, а также – осмелимся сказать – его интеллект.

Деловой этикет – важная составляющая деловых отношений, базирующаяся на многовековой мудрости, определяющей представления о духовных ценностях (справедливости, честности, верности слову и ценностях материальных – организованности, высоком эстетическом уровне). Можно сказать, что деловой этикет – это внешнее выражение внутренней культуры человека.

Нужно запомнить, что этикет помогает нам только тогда, когда нет внутреннего напряжения, рождающегося из попытки сделать по правилам этикета то, чего раньше мы никогда не делали.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

какая страна считается родиной, кто придумал правила поведения, развитие этикета в России

История возникновения и развития этикета

Известный всем термин «этикет» произошел от французского слова étiquette – этика. Это свод правил подобающего поведения человека в обществе. Исторические корни термина в современном его формате уходят во времена правления французского короля Людовика XIV.

История возникновения и развития этикета

Зарождение понятия

История возникновения этого понятия берет свое начало во Франции. Связано это с тем, что термин впервые был употреблен именно при дворе французского короля. Перед очередным светским мероприятием приглашенным раздавали специальные карточки. На них были указаны основные положения поведения.

Так появился первый официальный свод правил поведения в культурном обществе. С той поры началось активное развитие этикета в высших сословиях, несмотря на то, что определенные положения и нормы существовали еще в далекие времена.

Эксперты уверяют, что первые негласные правила работали на территории Европы еще в период Средневековья, но они не были где-либо зафиксированы. Гостей, участвующих в длительных застольях, рассаживали в определенной последовательности, хотя в то время еще не было столовых приборов в их современном понимании.

История возникновения и развития этикета

Родиной понятия «этикет» общепризнанно считается Франция, однако, некоторые эксперты уверяют, что должность страны-родоначальника вышеуказанного явления оспаривает еще и Англия. Несмотря на становление определенных норм поведения, они не могли развиваться в должной мере из-за суровых и жестоких условий того времени. В результате чего, нравственность, мораль и духовность отошли на второй план.

История возникновения и развития этикета

Имеются данные, что определенные правила хороших манер появились в XIV веке в границах Италии. В государстве начал наблюдаться культурный личностный рост. Социальная сущность стала иметь значение в обществе.

В XV веке в странах Европы начали использовать личные столовые приборы. Спустя столетие, эти атрибуты стали обязательными во время проведения обедов. Использование вилки и ножа стало толчком к формированию общественного европейского этикета.

На развитие и распространение этого эффекта особо повлиял придворный ритуал. Появилась необходимость в должности церемониймейстера, который тщательно следил за выполнением всех необходимых указаний и предписаний.

История возникновения и развития этикета

Составляли списки лиц, которые имели право сопровождать монархов во время их прогулок и прочих мероприятий.

Эпоха Просвещения

Особое распространение правила этикета получили в эпоху Просвещения. В этот период они перешли с высших слоев знати на остальное население. Нормы стали упрощеннее и демократичнее, по сравнению с манерами при дворе.

Современный смысл термина складывался на протяжении нескольких веков и дошел до нашего времени. Например, рыцари, находясь в компании близких людей, снимали шлем. Это наглядно демонстрировало их доверие. Сейчас мужчины снимают головные уборы в помещениях. Также обнажали голову и в знак приветствия проходящих мимо людей.

История возникновения и развития этикета История возникновения и развития этикета

Традиция пожимать руку при встрече тоже берет начало в Европе. Равным по возрастной категории или положению людям пожимали руку, в то время как вышестоящему человеку ее целовали.

Младший не должен был протягивать руку для приветствия первым.

Древняя Русь

Историки отслеживают процесс появления этикета на территории Руси с Допетровского периода. Этикет того времени значительно отличался от манер европейцев. Иностранные граждане часто воспринимали обыденные нормы поведения русских как нечто дикое и даже варварское.

Огромное влияние на становление правил поведения в России оказали византийские традиции. У этого государства позаимствовали не только местный этикет, но также и национальные вековые традиции. Они перешли на русские земли вместе с христианской религией. Несмотря на такие изменения, удалось сохранить языческие обряды, которые дошли до современности.

Второй фактор, который изменил привычный жизненный уклад народа – это влияние монголо-татарского ига. Отдельные элементы этой культуры перешли на земли Древней Руси.

История возникновения и развития этикета

Социальное положение

Огромное значение в обществе играло положение человека. В этом смысле жители Руси и Западной Европы были очень похожи. Русские люди также чтили старших по возрасту.

Особое отношение было к гостям. Если к дому приезжала важная особа, ее встречал лично хозяин жилья на крыльце. Младшего по социальной лестнице и возрасту встречали уже в комнате дома, а равного приветствовали в сенях.

Знатные особы того времени ходили со специальной тростью. Переступая порог здания, ее оставляли в сенях. Головные уборы снимали и носили в руках.

Огромное влияние на нормы поведения оказывала религия. Зайдя внутрь дома, гости останавливались около икон и крестились. Потом они делали три традиционных поклона, обращенных к святым образам. Далее, гости должны были поприветствовать хозяина поклоном. Близкие люди обменивались рукопожатиями и объятьями.

Как только гости уходили, они проделывали практически ту же последовательность действий, крестясь и кланяясь изображением святых. Потом прощались с хозяином. Сморкаться, чихать и кашлять в гостях было дурным тоном.

История возникновения и развития этикета История возникновения и развития этикета

Одежда и внешний вид

Одежда русских мужчин и женщин во времена Средневековья мало чем отличалась. К тому же не существовало размерной сетки, все вещи были свободными. В холодное время года обязательно носили тулупы, душегрейки, шубы и другую теплую одежду. Красивая одежда, украшенная декоративными элементами, говорила о высоком статусе и достатке человека. Крестьяне носили при морозе валенки, а знать надевала сапоги.

По правилам хорошего тона женщины носили длинные косы. Заплетенные волосы являлись обязательным атрибутом. Распущенные волосы не носили, это считалось неприличным. Мужчин того времени украшали пышные бороды и усы.

История возникновения и развития этикета

Застолье

В начале застолья на Руси гости выписали чарку водки. Ее нужно было обязательно закусить хлебом. На столе раскладывали предварительно нарезанные яства. Вместе с ними клали столовые приборы из драгоценных металлов, однако, они не имели практической функции. Эти украшения свидетельствовали о гостеприимстве и богатстве хозяина дома.

Кости не оставляли на тарелке, а складывали в отдельную посуду.

История возникновения и развития этикета

Гости пира старались попробовать все напитки и блюда, предложенные хозяевами, это считалось признаком особого почитания.

Петровская эпоха

В развитие этикета во времена Петра I стали усиленно внедряться западные веяния. Оказала значительное влияние и мода Германии, Англии и Голландии. Существенно изменились и преобразились поведенческие нормы высшего общества того периода. Затем они перешли на обычных людей.

Спустя время, влияние вышеуказанных европейских государств сменилось на французское. В то время в государстве правила королева Елизавета. Традиция, язык, мода и многое другое перешли на русские земли.

Общественное поведение светских лиц приобрело характер сентиментализма. После оно успешно трансформировалось в романтизм. Люди начали интересоваться образованием. На первый план выходит искусство: живопись, музыка, литература.

Историки отмечают, что резкий спад влияния Франции был заметен в 1812 году, после окончания Отечественной войны.

История возникновения и развития этикета История возникновения и развития этикета

Несмотря на общественную перестройку, сохранилась мода на французский язык. Особенно им интересовались дамы из высшего общества.

Нормы поведения в феодальном обществе Европы

Известная многим система рыцарства зародилась в Европе в XI веке. Она существенно повлияла на становление европейского, а после и мирового этикета. В этот период начали появляться новые ритуалы и традиции, которые начали буквально «впитываться» в общество. Это пора всемирно известных рыцарских турниров и подвигов во славу прекрасных дам.

Тогда же появился обряд посвящения мужчин в рыцари. Специальный обряд проводился в связи с установленными правилами и нормами. Рыцари придумывают свой личный кодекс и строго следуют ему. Правила, установленные данным сводом, становятся обязательными для воинов. В трактате указывали не только нормы поведения, но и стиль одежды, и тематику используемой символики.

История возникновения и развития этикета

Гендерное неравенство

В средневековой Европе наглядно демонстрировалось неравенство между мужчинами и женщинами. Представители прекрасного пола имели намного меньше прав и свобод, по сравнению с мужчинами того времени. Царил патриархат, и права сильной половины человечества были закреплены на законодательном уровне. Такой уклад поддерживала церковь.

Данные ограничения влияли на процесс становления поведенческих норм для мужчин и женщин.

История возникновения и развития этикета

Рыцари и дамы

Особые правила этикета зародились в результате отношений рыцарей с их возлюбленными. Мужчина практически становился слугой леди. Он выполнял все прихоти и капризы дамы сердца. Такая модель поведения существовала, даже если женщина не разделяла чувств ухажера, и любовь оставалась безответной.

Чтобы стать возлюбленной дамой рыцаря, женщина должна была соответствовать определенным нормам. Она обязана быть внешне привлекательной, общительной и любознательной. Почиталось умение вести светскую беседу. Отношения не зависели от семейного положения

Чтобы считаться настоящим рыцарем, мужчина должен быть храбрым, сильным, честным, искренним, гостеприимным и щедрым. Эти и другие качества они проявляли во время битв и многочисленных турниров. Рыцарь обязан был держать слово во что бы то ни стало. Также они устраивали пышные застолья, наглядно демонстрируя щедрость.

История возникновения и развития этикета История возникновения и развития этикета

Подарки

Правилами хорошего тона считались подарки, которые рыцари вручали своим леди. Идеальный презент – предмет туалета (украшение, гребень, платок и многое другое). Если мужчина становился победителем в турнире, он обязательно отдавал возлюбленной коня противника и его оружие в качестве трофея. Леди имела полное право отказаться от подношения. Это говорило о ее равнодушии к мужчине.

История возникновения и развития этикета

Обеты

Рыцари и леди иногда давали клятвы друг другу. Порой они составляли бессмысленные и глупые вещи, но их придерживались в обязательном порядке. Например, мужчина мог придумать такие условия: он отказывался от стрижки волос до определенного подвига или значимой даты.

История возникновения и развития этикета

В это время женщина могла полностью отказаться от приема пищи.

Правила для придворных

Представители высшего общества должны были безупречно следовать правилам этикета. К ним выдвигались более высокие требования. В период позднего Средневековья манерам уделяли особое значение. Те правила, которые были приняты несколько веков назад, сохранились, трансформировались и преобразились.

В эпоху Просвещения начали появляться первые пособия, которые содержали положения дворцовой этики. Представители знати тщательно штудировали учебники.

В книге указывали такие положения:

  • Основные правила ведения беседы.
  • Правильный распорядок дня.
  • Как вести себя во время различных церемоний и многое другое.

Главные особенности этикета высокопоставленных персон – тончайшие детали, которые имели огромное значение. Соблюдать все пункты в точности являлось обязательным условием. Во время балов знать придерживалась определенных сводов правил и выполняла их беспрекословно.

В связи со строгими правилами, появилась такая профессия, как учитель танцев. Преподаватель учил не только правильно двигаться, но и знакомил учеников с изящными и утонченными манерами.

Танцы того периода значительно отличались от того, что называют танцем в современном обществе. Доминантными являлись не танцевальные движения, а различные поклоны.

История возникновения и развития этикета

Отменные знания правил поведения были не только признаком хорошего тона. Даже незначительная оплошность в этой сфере могла привести к нежелательным последствиям. Чаще всего человек терял статус, но бывали и случаи, когда за промах лишали жизни. Все зависело от серьезности проступка и статуса человека, который был оскорблен таким поведением. Права и обязанности каждого человека при дворе являлись законами, за которые никто не имел права выходить.

Кроме отменных манер, придворный обязан был обладать такими умениями:

  1. Владение музыкальным инструментом.
  2. Карточные игры.
  3. Танцы.
  4. Пение.
  5. Рисование.
  6. Знание иностранных языков.
История возникновения и развития этикета

Еще немного об истории этикета можно узнать из видео ниже.

Эпоха СССР

В советскую эпоху также существовал определенный этикет. Правила отличались особой демократичностью и простотой. В них отсутствовала та манерность и пафос, который был присущ европейскому этикету. Стали распространены семейные и неофициальные визиты.

На смену светским раутам, свойственным XVIII-XIX векам, пришли танцплощадки. Именно на танцах девушки чаще всего знакомились с парнями.

История возникновения и развития этикета История возникновения и развития этикета

Одежда, украшения и прочие аксессуары были лаконичными и простыми. Это касалось как повседневного, так и парадного стиля.

ЭТИКЕТ это что такое ЭТИКЕТ: определение — Философия.НЭС

Этикет

фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил и норм поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, составная часть внешней культуры человека и общества. Включает в себя обхождение с окружающими, поведение, манеры. Виды этикета: придворный, дипломатический, воинский, деловой, гражданский.

Оцените определение:

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ЭТИКЕТ

франц.ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, принятых в данном обществе или разделяющихся теми или иными группами людей. Этикет отражает внешнюю форму поведения и позволяет судить об уровне воспитанности человека, о степени овладения им культурой общества, в котором он живет. В то же время этикет – это своеобразный язык общения, позволяющий людям понять друг друга и действовать сообща. Различия в этикетных правилах связаны с культурными традициями, нравами, обычаями, уходящими в далекое историческое прошлое народов. Но как бы ни различались правила поведения, принятые в том или ином обществе, в их основе лежат универсальные моральные ценности, разделяемые людьми: дружелюбие, гостеприимство, уважение к старшим и женщинам, забота о детях, любовь к родине, своему народу и т. п.

Оцените определение:

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

Этикет

вещь, заставляющая людей делать и говорить не то, что действительно необходимо в данной ситуации, а то, что принято делать и говорить в данной ситуации другими людьми.

Этикет является понятием, весьма близким к регламенту. Как говорят в словарях, этикет — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Он, по существу, часто является

узаконенной формой лицемерия в повседневных взаимоотношениях людей. В наше сложное время этикет является лишним подтверждением того, что человек и человечество живут в мире предрассудков. Когда смотришь непредвзято на взрослых людей, одевающих мантии и парики, поющих гимн, скандирующих на митингах, то хорошо начинаешь понимать Виктора Дольника, сказавшего в книге [5] «Непослушное дитя биосферы» (с.55): «Среди взрослых людей навязчивая склонность к излишнему порядку и строгому соблюдению ритуала проявляется у дебилов». Это замечание хорошо дополняется наблюдениями Бертрана Рассела, сказавшего: «Человечество под руководством дураков руками умных рабов готовит дело собственной погибели».

Оцените определение:

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ЭТИКЕТ

фр. — etiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям- (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Э. — составная часть внешней культуры еб-ва (Культура поведения). В него входят те ее требования, к-рые приобретают характер строго per — лацентированного церемониала и всоблюдении к-рых имеет особое значение определенная форма поведения. Хотя Э. в конечном счете варажает содержание тех. или иных принципов нравственности, уважения к человеку, в классовой об-ве он, как правило, становится — условным ритуалом, имеет чисто — внешнюю, оторванную от своего нравственного со держания форму, строго канонизированной харак- те». Он выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обращаться, кого как должно титуловать), правила поведения

Понятие этикета, виды этикета — Мегаобучалка

 

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становле­ния взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет — слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических сис­тем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополне­ния, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

Ø придворный этикет-строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

Ø дипломатический этикет-правила поведения дипломатов и других официальных лиц при кон­тактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

Ø воинский этикет— свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужа­щих во всех сферах их деятельности;

Ø общегражданский этикет— совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых граж­данами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере сов­падают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается боль­шее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.



По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Нотребования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоя­тельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчи­вые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжела­тельность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один — на людях, другой — дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет — очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выра­ботанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности — в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, быто­вой целесообразности — в области культуры материальной.

4. Хорошие манеры.

 

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, рез­костью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.

Манеры — способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшли­вость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебреже­нии к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражении, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бес­тактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек прозвищ.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благо­желательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, пре­вращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой.

5. Манеры поведения.

 

Говорить о культуре поведения человека — зна­чит говорить и о его манерах. Это слово обозна­чает какие-то устойчивые признаки, ставшие привычными особенности отношения к окружающим и даже просто по­стоянно повторяющиеся движения, которые находят свое выражение в том, как са­диться, вставать, ходить, разговаривать и т. д.

История культуры знает много документов, которые содержали в себе различные правила пове­дения. К их числу относят и “Письма к сыну” английского лорда Честерфилда, написанные в XVIII веке. Наряду с наив­ным и смешным в них есть и кое-что поучительное для людей, живущих в наше время. “Хоть… вопрос о том, как вести себя в обществе, и может показаться сущим пустя­ком, он имеет всегда важное значение, когда цель твоя — понравиться кому-нибудь в частной жизни. А я знавал немало людей, которые неуклюжестью своей сразу же внушали людям такое отвращение, что все достоинства их были потом перед ними бессильны. Хо­рошие же манеры располагают людей в твою пользу, привлекают их к тебе и вселяют в них желание полю­бить тебя”.

Как часто в те времена во многих странах знание пра­вил этикета и умение практически их приме­нять иг­рали заметную роль в судьбе светского человека. Бывало, что перед ним закрывались двери влиятельных домов только потому, что он, будучи на званом обеде, показал свою неловкость и не­умение обращаться со столовыми прибо­рами.

Говоря о манерах, не следует забывать и обих соци­альном и национальном характерах.

Живописные полотна и прикладное искусство, худо­жественная литература и кинофильмы — бо­гатейший ма­териал, который, отражая различные детали быта людей, показывает и различные ма­неры их как раз в этом плане, социальном и национальном.

Мы помним пушкинского Онегина, представителя дворянского класса, который имел “счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм”. Он “легко мазурку танцевал и кланялся не­принужденно”. “И свет решил, что он умен и очень мил”.

Мы помним пышную кустодиевскую купчиху, которая пьет чай из блюдца…

Мы читаем про японцев и их манеру кланяться помногу раз в день знакомым и даже незнакомым людям, в зависимости от разных ситуаций.

Мы знаем про манеру сдерживать свои чувства у англичан и выплескивать их наружу у итальян­цев.

И все же можно для людей всех наций говорить о манерах, которые могут быть хорошими или плохими.

Встречаются люди, выступающие чуть ли не про­тивниками правил хорошего тона, хороших ма­нер.Ониговорят: “Правила хорошего тона — это лишь форма, ни­чего не говорящая о содержании человека. Есть люди морально испорченные, пустые, маскирующие свое под­ленькое нутро меща­нина хорошими манерами. И поэтому, чтобы не ошибиться в человеке, чтобы не принять внеш­нее, напускное за его истинную сущность, лучше вообще отбросить все эти правила. Пусть каждый чело­век ведет себя так, как он хочет, тогда сразу будет видно, кто хоро­ший, а кто плохой”.

Конечно, главное — внутренняя суть человека, но не менее важными являются и его манеры по­ведения.

Когда человек грубо кричит на своих подчиненных, постоянно прерывает своего собеседника, то что это? Плохой человек, эгоист и себялюбец, который считается только с собственным мнением и собственными удобства­ми? Или это человек совсем не плохой, но не умеющий вести себя, человек невоспитанный? А если молодой парень курит прямо в лицо девушке, стоит перед ней развалясь, держа руки в карманах, обло­качи­вается на ее плечо, вместо вежливого приглашения к танцу бросает небрежно “пошли”,— то что это? Плохие манеры или всякое отсутствие уважения к женщине?

Думается, и то, и другое. А ведь многие правила хорошего тона не сочинялись искусственным пу­тем, не выдумывались. На протяжении всей истории человечества, они возникали как необходимые требования са­мой жизни. Их появление диктовалось разными соображениями доб­рожелательности, заботы об окружаю­щих, уважением к ним. И многие из хороших манер, бытующих сегодня, пришли к нам из глубины веков…

Некоторые из них основываются на санитарно-гигиенических требованиях. Например, обычай вытирать чисто ноги при входе в помещение или даже снимать обувь, как принято у японцев, при чихании и кашле закрывать рот плавком, не садиться за стол непричесанным, с грязными руками и т. д.

Есть манеры, которые диктуются соображениями удобства и целесообразности. Этим и объясня­ется пра­вило отом, как нужно подниматься и спускаться по лестнице. Так, поднимаясь по лестнице, мужчина идет обычно сзади женщины на одну-две ступеньки, чтобы в нужный момент, в случае, если она оступится, он мог бы поддержать ее.

Спускаясь по лестнице, по этой же причине мужчина идет на одну-две ступеньки впереди жен­щины.

В основе ряда других манер кроются эстетические соображения. Так, не рекомендуется громко разговари­вать и излишне жестикулировать при этом, появляться где бы то ни было в неопрятном виде. И даже по тому, как кто стоит, сидит, держит руки и ноги, можно даже судить об уважении или пренебрежении к окру­жающим.

И самое прекрасное лицо, самые безупречные пропор­ции тела или красивая одежда не оставят должного впе­чатления, если не будут соответствовать манере дер­жаться.

Воспитанный человек следит не только за своей внеш­ностью, но и вырабатывает у себя походку, осанку.

Один из самых серьезных и суровых критиков своего времени Белинский придавал большое зна­чение воспита­нию красивых манер и осуждал даже тех людей, кто “не умеет ни войти, ни стать, ни сесть в поря­дочном обществе”.

А великий педагог Макаренко прилагал немало усилий, чтобы воспитывать в своих коммунарах даже умение “ходить, стоять, говорить”. На первый взгляд, может показаться просто странным вы­ражение “уметь ходить, стоять, говорить” применительно к взрослому человеку. Но так ли уж смело каждый из нас решится пересечь зад посередине на глазах у других, и кстати, не только потому, что он излишне конфузлив и застен­чив, но и из-за отсутствия нужной культуры тела, Э которое не под­чиняется ему, он не умеет им управлять, не знает, куда при ходьбе деть руки, как держать голову, пе­реставлять ноги, чтобы чувствовать себя непри­нужден­но и свободно. И чтобы выработать у себя та­кую походку, надо помнить о некоторых советах. Прежде всего свой шаг следует соизмерять с ростом: Нелепо и смешно вы­глядит высокий человек, мужчина или женщина, семенящие ногами, точно так же, как и человек небольшого роста, делающий чрезмерно широкие шаги. Неприятное впечатление производит человек, раскачивающийся во время ходьбы или вихляющий бедрами. Не красиво ходить сутулясь, держа руки в карманах. И, наоборот, приятно смотреть на человека с пря­мой и свободной походкой, главным качеством которой была бы естественность. Но если мы гово­рим о прямой походке, то она, конечно, ничего общего не имеет с той, о которой говорят, что будто бы ее облада­тель “аршин проглотил”.

Составляющие этикета.

а) Вежли­вость.

Разве не больно ранит иной раз небрежное обращение, пренебрежительный тон и грубое слово, бесцере­монный и неучтивый жест? Перебранка рано утром в переполненном автобусе и троллейбусе по дороге на учебу, работу может на целый день испортить человеку настроение, снизить его рабо­тоспособность. Стычка с билетером и кассиром, продавцом или гардеробщиком отравит все удо­вольствие и впечатление от спектакля и фильма, от купленной вещи, от отдыха…

А между тем, есть поистине волшебные слова — “спа­сибо”, “пожалуйста”, “извините”, которые откры­вают сердца людей и делают радостнее настроение.

Можно и нужно быть вежливыми всегда и везде: на работе и дома в семье, с товарищами и с подчинен­ными. Встречаются еще люди, которые полагают, что вежливость — это нечто противопо­ложное прямоте и искрен­ности, в особенности, если речь идет о необходимости проявить вежли­вость к человеку, который по­чему-либо не нравится.Они даже вежливость склонны расцени­вать как подхалимство и угодничество. С ними можно согласиться, если только они имеют в виду людей типа гоголевского Чичикова, который, бу­дучи еще гимназистом, чтобы снискать к себе расположе­ние учителя, старался несколько раз попасться ему на глаза и каждый раз кла­нялся ему с особенной учтивостью.

В этой же связи хочется упомянуть и об “автоматизме вежливости”, который, как считают неко­торые, может породить “автоматизм лицемерия”. Но разве увидишь что-то дурное в том, что муж­чина, например, “автомати­чески” уступает женщине дорогу, место в транспорте?.. Наверное, многие согласятся с тем, что это как раз хоро­шо, если у человека выработается своего рода условный реф­лекс, привычка вежливости и уваже­ния к окружающим.

Поздороваться с человеком обязывают элементарные правила поведения. Но это совсем не озна­чает са­мого душевного расположения к нему. В противном же случае такой, казалось бы, незначи­тельный факт, как игнориро­вание приветствия, может вызвать нежелательную, пси­хологически не­здоровую обстановку в коллективе, а у самого человека — состояние тревоги и ущемленного са­молюбия. К тому же не следует забы­вать о значении положительных и отрицательных эмоций, которые возни­кают в результате различных взаи­моотношений между людьми.

 

различия и взаимосвязь, чем отличаются эти понятия друг от друга, в чем их соотношение, связана ли с ними эстетика

Многие люди отождествляют понятия этика и этикет. Такое восприятие происходит не только из-за созвучности этих двух слов, но и потому что между собой они имеют немало общего. Однако разница между нормами все-таки существует. Что объединяет эти два явления, и чем они существенно между собой отличаются, попробуем разобраться в данной статье.

Понятие этики и этикета

Этикой называют науку о морали и нравственности. Она относится к философским дисциплинам, а сам термин имеет древнегреческие корни. Впервые его употребил и ввел в обиход Аристотель. Мораль является основополагающим способом регулирования поведения человека в обществе, представляет собой систему норм и принципов правильного образа жизни. Любая нравственная норма учит людей человечности и жизни сообща. Этика касается всех сфер жизни человека и общества в целом, основывается на проявлении милосердия и справедливости по отношению ко всему окружающему.

Основными задачами этики как науки являются следующие:

  • изучение истории морали и ее принципов, норм и всего того, что относится к нравственной культуре;
  • объяснение понятия морали со стороны того, какой она должна быть и какая она есть на самом деле;
  • изучение нравственных ценностей, что является добром и злом.

Этикет – это принятый в определенном обществе свод правил поведения. Представление об этикете существовало еще во времена древних цивилизаций, которые соблюдали определенные ритуалы и имели собственную иерархию. Впервые использование данного термина было отмечено во время придворного церемониала в период властвования французского короля Людовика XIV. Гостям во дворце раздавали карточки (этикетки), на которых были расписаны правила поведения во время церемонии.

За словом французского происхождения скрывается огромное количество обычаев, проявление вежливости и соблюдение эстетики поведения в обществе, многие из которых берут начало еще в древности. Однако одно и то же правило этикета может быть воспринято по-разному в разных исторических эпохах или у жителей различных стран.

Этикет учит не только обходительности, но и правильности подачи себя – диктует условности в одежде и поведении. И хотя в большинстве своем установленные правила поведения не являются принудительными, а только рекомендуются к применению, грубое их нарушение может привести к осуждению обществом или даже отторжению от невежи.

Этикет условно разделяется на несколько видов:

  • светский этикет – принятые нормы поведения при дворце, в современном мире используется в монархических странах;
  • служебный или деловой этикет – применяется в профессиональной деятельности в зависимости от принятых для той или иной сферы деятельности норм;
  • дипломатический – общепринятые правила проведения встреч между дипломатами и другими официальными лицами на межгосударственном уровне;
  • военный – свод правил поведения и обращения военнослужащих лиц как при исполнении служебных обязанностей, так и в общественных местах;
  • общегражданский этикет или правила поведения в общественных местах применимы для коммуникации частных лиц того или иного социума между собой.

Кроме перечисленных типов, нередко используются регламенты поведения за столом, установленные правила прощания с усопшими, профессиональный этикет врачей и педагогов и другие разновидности правил поведения.

Основные сходства

Соотношение моральных норм и правил этикета позволяет увидеть, что их положения имеют общие составляющие.

  • Многие считают эти два понятия неразлучной парой, так как включают этикет в этику как науку. Нередко, в процессе освоения и принятия норм этикета личностью, человек невольно соотносит ту или иную норму со своими этическими соображениями, может принимать или отвергать ее, пытаться подстроить под свою совесть.
  • Существующие каноны этики и этикета можно разделить на две группы. К первой относятся нормы, регламентирующие обращение человека с другими представителями социума. Вторая же группа содержит регламенты поведения личности в обществе, не подразумевающие коммуникации.
  • Обе эти науки призваны определять правила взаимосвязи людей в социуме, учат их мирно сосуществовать. И этика, и этикет являются неотъемлемой частью личности, ее морального самосознания.
  • Оба этих явления находят свое отражение в человеческих поступках и поведении, а также во мнении со стороны. Выводы и заключения об усвоении и применении норм этики и этикета делаются на основе наблюдений, но оценка может быть субъективной из-за различных моральных представлений.

Правила поведения в обществе также могут отличаться в различных обществах, но в рамках одного социума они одинаковы для всех.

Различия двух понятий

Несмотря на тесную взаимосвязь, выделяются черты, которые позволяют различать понятия этических норм и правил этикета.

  • Правила этикета обычно представлены документально в виде должностной инструкции или кодекса, договора. Кроме того, они могут являться итогом составленных устно договоренностей, сложившимися вековыми традициями или стереотипами. В любом случае этикет предполагает наличие правил, которым люди вынуждены следовать, чтобы казаться вежливыми. В то же время этические принципы в отличие от норм этикета являются основной чертой нравственности человека. У каждого человека существует свой приемлемый набор этических норм, которые составляют систему морали конкретной личности и называются совестью.
  • В большинстве своем поступки, побужденные этическими соображениями, важны для оценки самого себя и остаются чем-то интимным. Нормы этикета нередко связаны с намеренно демонстрируемым, порою даже напускным поведением.
  • Нарушителя норм поведения максимум сочтут невоспитанным человеком. Того же, кто переступил границу нравственности, могут даже привлечь к ответственности.

Определенные моральные принципы являются фундаментальными и определяют возможность существования общества, поэтому защищены законом и сурово караются.

  • Этика затрагивает внутреннюю, морально-мотивационную сторону человека, а этикет касается внешней, социально-экономической составляющей личности.
  • Этикет отличается от этики тем, что он имеет частный характер. Так, существует большое количество разновидностей правил поведения по типу социума, для которого действенными являются те или иные нормы. Кроме этого, этикет может классифицироваться по сфере применения. Для разных народов также приемлемыми считаются правила поведения в обществе, которые нередко противоречат друг другу. Нормы морали, которым учит этика, для всех людей одинаковы.
  • Этикет в отличие от этики предполагает соблюдение определенных ритуалов. Такая церемониальность обязательна для выполнения, имеет постоянную форму и является общепринятой.
  • Еще одной отличительной чертой можно назвать то, что этикет прагматичен. От того, какой уровень серьезности имеет мероприятие, и насколько разнятся социальные статусы участников, будет зависеть соблюдение тех или иных норм.
  • В некоторых ситуациях нормы этики и этикета могут не совпадать. Например, заступившийся за женщину мужчина, который обозвал обидчиков некультурными словами, нарушил правила поведения в общественном месте. Но в этот момент он поступил в соответствии со своей совестью, которая не позволила бросить девушку в беде.

В следующем видео специалист по этикету Лариса Ревазова рассказывает об основных правилах светского и делового этикета и объясняет для чего они нужны в обычной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *