Понятие об изложении виды изложений алгоритм написания изложения – Программа элективного курса «Создание сжатого изложения»

31. Изложение, виды изложений, методика их проведений

31. Изложение, виды изложений, методика их проведений.

Воспроизведение текста имеет устную форму — пересказ и письменную форму — изложение. Изложение является традиционным методом работы по развитию речи учащихся и служит для формирования навыков аудирования, запоминания, воспроизведения текста и для обогащения словаря и грамматического строя речи учащихся, а также для развития речемыслительных механизмов, тренировки памяти, закрепления и проверки правописных умений и навыков.

Классификация изложений происходит по разным основаниям.

По отношению к объему исходного текста изложения бывают подробные и сжатые. Именно этот вид изложения закладывает навыки конспектирования.

По отношению к содержанию исходного текста

изложения бывают полные, выборочные(выбирается одна из микротем текста) или дополняющие(учащиеся должны дополнить текст концовкой, началом, описаниями или рассуждениями. Это вид работы называется изложение с элементами сочинения) исходный текст.

Изложение с дополнительным заданием (или осложненное, или творческое) может заключаться в замене лица рассказчика.

По способу восприятия исходного текста изложения делятся на написанные на основе прочитанного и на основе услышанного текста, а также комбинированные (часть текста воспринимается на слух, часть излагается после прочтения).

По характеру текста изложения делятся изложения повествовательного характера с элементами описания, изложения-описания, изложения-рассуждения, изложения-характеристики.

По цели проведения изложения делятся на обучающие и контрольные.

Как следует проводить обучающее изложение?

Непосредственно на уроке подготовка заключается в следующем: учитель

—выразительно читает текст;

—объясняет непонятные слова и выражения;

—проводит беседу с классом по содержанию.

В ходе беседы учитель добивается ответа на следующие вопросы:

1) В чем заключается основная мысль текста?

2) На какие части делится текст?

3) Какова связь между частями?

4) Какими художественными средствами раскрывается главная мысль?

Далее учитель просит дать устный пересказ текста по частям и в целом. После чего учитель повторно читает текст, и учащиеся приступают к работе.

Изложение является необходимым методом, переходным от трансформации готового текста к созданию собственного высказывания.

Оценка изложений

Примерный объем текста для подробного изложения — изложения, близкого к тексту, — определяется для 5 класса в 100–150 слов, для 6 класса — 150–200, для 7 класса — в 200–250, для 8 класса — в 250–350, для 9 класса — в 350–450 слов.

Объем текстов контрольных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Дополнительно:

Так как при написании изложения существуют типовые ошибки, целесообразно оформить требования, предъявляемые к этому виду письменной работы, в виде памятки.

Памятка

Не стремиться воспроизвести текст дословно!

Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т. п.).

Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные.

Правильно употреблять личные местоимения.

Перечитать готовое изложение и а) устранить повторы, б) снять логические противоречия, в) исправить неточное употребление какого-то слова.

Для методики проведения изложений надо иметь в виду следующее: изложения на основе услышанного, то есть воспринятого только на слух, текста представляют для многих учащихся (особенно визуалов) значительную трудность, так как требуют большой концентрации внимания, поэтому учитель должен целенаправленно учить детей этапам восприятия и переработки текста.

studfile.net

ОГЭ. Задание № 1. Сжатое изложение. 10 необходимых шагов. Алгоритм написания.

ОГЭ. Задание № 1. Сжатое изложение.

10 необходимых шагов. Алгоритм написания.

1.Прослушайте текст. Во время первого прослушивания начинайте сразу делать записи, отмечая микротемы Обратите внимание на более длительные паузы – это абзацы!  Помните: в тексте – 3 микротемы, т.е. 3 абзаца.

2. Прослушивая текст второй раз, записывайте ключевые слова и фразы.

3. Работая над восстановлением текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части.

4. Определите способы сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение), которые необходимо применить в каждом абзаце (один любой способ, но в каждом абзаце!)

5. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. Учитывайте смысловые связи между эпизодами (логические, временные, пространственные и т.п.).

8. Пересчитайте слова (пусть будет около 90 слов – не менее!)

9. Отредактируйте изложение (проверьте на наличие ошибок).

10. Перепишите аккуратно в бланк (помните: все буквы и знаки препинания

должны четкими, не вызывающими сомнений у проверяющего эксперта)

Помните о главных условиях:

1. 1. Вы должны передать содержание и (основную мысль) как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

2. Вы должны применить хотя бы один способ сжатия в каждом абзаце.

3. Объём изложения – не менее 70 слов.

* Напомним! К приемам сжатого изложения относятся:

1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов,

2)  образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

5)  перевод прямой речи в косвенную;

6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

infourok.ru

Изложение в начальной школе

Изложение текста представляет собой сочетание двух видов речевой деятельности – восприятие чужого текста и его воспроизведение. Восприятие текста осуществляется с помощью слушания и чтения, в результате чего достигается понимание текста. Понимание связывает в единый процесс мышление и речь. Особенно труден для детей процесс расчленения мысли, оформления её в слова. Мысль не поступает во внутреннюю речь в готовом виде, именно здесь, во внутренней речи, она “формулируется и формируется” по мнению Л.С.Выгодского. Этой задаче – научить детей членить смысл на предложения и слова и служат изложения текста.

Что же представляет собой текст, воспринимаемый детьми на слух или зрительно при подготовке к изложению? Это, как правило, монолог, построенный как свёрнутый диалог, как цепочка вопросов и ответов реального говорящего (пишущего) и мысленно слушающего (читающего), монолог определённого типа, вида и стиля речи. Работая над умением воспринимать текст, учитель одновременно учит детей запоминать текст, сохранять его в памяти. Как показывает практика обучения изложениям, ученик запоминает текст, пользуясь 2 видами памяти: отдельные места – дословно, активизируя оперативную память, основную же часть текста запоминает не в словах, а в переработанном виде – в образах-схемах. Запомнить чужое высказывание легче, если оно подаётся в память блоками (образами-схемами). Именно поэтому необходимо учить детей воспринимать текст, схематически фиксируя его структуру.

Так, при восприятии текста – описания необходимо научить детей запоминать слова, обозначающие предмет и его признаки, располагая их в определённой последовательности. Развитию умения воспринимать текст и запоминать его служит смысловой и структурный анализ. Схематически процесс изложения текста можно представить:

Воспроизвести текст – значит перевести внутреннюю речь во внешнюю. Работу по формированию умений воспринимать текст следует проводить как на слух, так и зрительно. Воспроизведение текста – это его пересказ.

Требования к текстам для изложений

Лучшие тексты для изложений отличаются единством и замкнутостью содержания. Текст для пересказа нередко представляет из себя такой отрывок из произведения, в котором есть компоненты известий из текста прежде всего по признаку единства содержания, и рассматривается он уже не как часть литературного произведения, а как самостоятельное повествование, описание или рассуждение, как миниатюрное художественное произведение. Следовательно, требования к тексту для пересказа должны быть строже, чем к компоненту. Прежде всего должны быть строже требования к единству содержания. Не следует пользоваться текстом, если тема слабо намечена или недостаточно развита. Единству содержания и замкнутости должна соответствовать структура текста. Под

структурой текста для изложения следует понимать:

  • предельное начало текста, обычно независимое первое предложение с обычным порядком слов или реже соединение законченных предложений;
  • отчётливую связь с начальным предложением следующих за ним предложений, а так же связи смежных предложений;
  • структурное выражение законченности всего текста при завершении фабулы.

Все изложения можно разделить на следующие виды:

по отношению к объёму исходного текста различают подробные и сжатые изложения. Задача подробного изложения – воспроизвести как можно более полно содержание исходного текста. Задача сжатого изложения – передать это содержание кратко, обобщённо. Это требует умения отобрать в исходном тексте основное, существенное. При этом степень сжатия текста может быть различной. В зависимости от конкретной речевой задачи исходный текст может быть сжат наполовину, на три четверти и т.д. Если при подробном изложении сохраняются стилевые особенности исходного текста, то при сжатом изложении это не обязательно.

по осложнённости языковым заданием выделяются изложения с лексическим, грамматическим, стилистическим и др. заданиями. Среди этих заданий можно выделить 2 типа:

— предлагается изменить форму лица, времени, наклонения, например, передать содержание исходного текста в форме не прошедшего времени, а настоящего;

— предлагается употребить в изложении определённые слова, словосочетания, предложения, имеющиеся в исходном тексте. Такие языковые средства отличаются в тексте, выделяются, выписываются и т.д.

по восприятию исходного текста различаются изложения

— прочитанного, воспринятого зрительно текста;

— услышанного, воспринятого на слух текста;

— текста, воспринятого на слух и зрительно.

Эти виды изложений учитывают целесообразность развития разных особенностей учащихся к восприятию текста.

по степени знакомства с исходным текстом различают изложения незнакомого и знакомого, т.е. воспринятого ранее, известного учащимся текста.

по отношению к содержанию исходного текста различаются изложения полные, выборочные, с дополнительным заданием. В полных изложениях содержание исходного текста передаётся полностью. В выборочных изложениях воспроизводится какая-то одна тема из “рассыпанных”, находящихся в разных частях тем (микротем) исходного текста. В изложениях с дополнительным заданием исходных текст перерабатывается так, что в итоге его содержание не совпадает с созданным. Можно выделить 2 группы заданий к таким изложениям:

— дописать начало (вступление), конец (заключение), изложить текст от имени другого лица и т.п., ввести в него элементы описания (внешности героев, времени, места действия), диалог, рассуждение по затронутому в тексте вопросу. В этом случае вносятся изменения в исходный текст;

— предлагается ответить на вопросы, высказать своё мнение по поводу изложенного в тексте и т.д. В этом случае в исходный текст не вносится никаких изменений – автор создаёт свой текст, как правило после изложения исходного.

В методике иногда называют и другие основания для выделения видов изложений. Несомненно, при разработке методики проведения изложения необходимо учитывать указанные характеристики исходных текстов, чтобы подобрать текст, который отвечал бы определённым задачам.

Методические особенности работы над различными типами изложений в начальной школе

Изложение – традиционный вид учебной работы по развитию связной речи школьников. Каждый вид изложения преследует свою цель. Учителю, для достижения учащимися этой цели, необходимо знать и владеть методикой работы над изложением.

Методика работы над подробным изложением

Понятие об изложении вводится во 2 классе. Для 1 этапа работы удобнее всего использовать подробное изложение по зрительно воспринимаемому тексту. На 2 этапе все знания об изложении закрепляются, систематизируются.

У.: Как вы думаете, что значит написать изложение? Изложить – это значит пересказать содержание текста, передать его кому-то точно, полно и последовательно, так, чтобы собеседник понял, о чём и о ком идёт речь. Как нужно пересказывать текст? (дети читают и комментируют памятку).

Учитель читает текст, обращает внимание на смысловую целостность текста: о чём говорит заглавие, выделяет опорные слова, выясняет смысл непонятных слов, их написание. Языковая подготовка к изложению должна включать помимо выяснения непонятных слов, работу над лексикой, опорно-выразительными средствами, может сочетаться с работой над планом и композицией текста. Чтобы правильно составить план, дети уже при ознакомительном чтении должны определить, какой тип речи доминирует в данном тексте. Работа над композицией включает в себя:

— повторение сведений о рассказе как о литературном жанре;

— теоретический анализ композиционных особенностей рассказа. Из каких частей состоит рассказ? Что связывает в единое целое различные части рассказа? Как схематично можно изобразить построение любого рассказа? Итак, что вы знаете о рассказе? Назовите какой-нибудь рассказ. Докажите, что это рассказ. Важно, чтобы дети вспомнили, что в основе рассказа лежит случай, эпизод, происшествие. В рассказе главное – развёртывающееся в определённой последовательности действие, которому подчиняется описание героев, места и времени действия. В рассказе 4 части: завязка (начало действия), развитие действия, кульминация, развязка.

У.: Отражено ли в данной схеме содержание рассказа, который вы прослушали? (Нет, в данной схеме указаны только части, а их названия отсутствуют). Чтобы отразить в схеме рассказа его содержание, мы должны составить план (коллективная работа над планом рассказа). Составление плана опирается на 2 основных умения: выделять смысловые части и сжимать их до кратких формулировок.

Дети читают второй раз текст с установкой на детальное чтение текста (выделить основные смысловые части текста). Открывается памятка “Как подготовится к изложению”:

1. Прочитай (прослушай) текст. Определи его тему и основную мысль.

2. Найди в тексте опорные слова.

3. Раздели текст на части, озаглавь их.

4. Найди буквы, которые надо проверить, объясни, почему так пишутся слова.

5. Прочитай текст ещё раз. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.

Работа над каждым пунктом памятки в отдельности. Работа над постепенным сжатием смысловых частей до формулировок плана.

Ещё раз перечитайте 1 часть и выразите её содержание в виде одного предложения. Наиболее удачный вариант записывается на доске. (Аналогично сжимается 2,3,4 части). В процессе работы над построением и языком текста учащиеся повторяют сведения о типах речи и под руководством учителя приходят к выводу, что в связном тексте все предложения связаны между собой. Для их связи используются специальные слова. Составляя план, дети решают две задачи: выделяют основные части и озаглавливают их; запоминают последовательность событий. Подготовка к устному пересказу текста, сам пересказ и написание изложения.

Методика работы над выборочным изложением

Выборочное изложение предполагает отбор материала, относящегося к определённой теме, персонажу или явлению. Следовательно, ученику прежде всего необходимо осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей и пересказать тем или иным способом (подробно или кратко, художественно или по-деловому). Именно поэтому выборочное изложение является связующим звеном между изложением и сочинением. На 1 этапе обучения необходимо, чтобы текст воспринимался не только на слух, но и зрительно. Выборочное изложение предлагается после проведения специальных уроков, связанных с выработкой умения раскрывать тему, реализовывать основную мысль высказывания. Тексты следует брать небольшие, чтобы они позволяли сосредоточивать внимание младших школьников на различного рода описаниях: цветка, дерева, животного… Одновременно на уроках чтения дети делают небольшие устные выборочные пересказы по прочитанным произведениям. Выборочный рассказ позволяет продолжить работу над умением собирать и систематизировать материал.

Памятка “Как подготовиться к выборочному изложению”:

1. Перечитай текст, отметь в нём те отрывки, которые относятся к герою.

2. Определи, о чём говорится в каждом отрывке. Пронумеруй каждый отрывок. Проверь, нет ли отрывков на одну и ту же тему. Если есть, поставь один и тот же номер.

3. Просмотри отрывки, расположи их по порядку, сгруппировав их.

4. Подбери к ним заглавия.

5. Просмотри ещё раз отмеченный текст, проверив, соответствуют ли заголовки содержанию отрывков.

6. Расскажи о герое, пользуясь планом.

Тексты подбираются таким образом, чтобы можно было показать детям, что в одних случаях весь материал на заданную тему расположен в одном месте и при пересказа не требуется вносить изменений в исходный текст, в других – нужный для выборочного пересказа материал рассредоточен по разных местам. Далее работа может строиться так:

— Учитель (или школьник, подготовленный заранее) выразительно читает текст.

— Беседа по содержанию. Определение жанра отрывка, формулировка основной мысли.

— Выделение объектов описания.

— Повторное чтение с установкой на изучающее слушание (выбрать материал, нужный для описания предмета, героя, события). Работа идёт параллельно на доска и в тетрадях.

— Анализ каждого выбранного детьми предложения сточки зрения его возможности для описания (в результате одни предложения исключаются, другие записываются). Так составляются рабочие материалы. Имея их перед глазами, дети убеждаются в том, что для пересказа необходимо изменить эти предложения, их последовательность, связать между собой.

— Беседа о форме нового текста на основе выбранного материала: с чего начать описание, чем его закончить, как связать отдельные части. Составление плана (внимание детей обращается на то, что план описания не соответствует последовательности изложения).

По этому плану может быть построен урок выборочного изложения.

Методика работы над сжатым изложением

Сжатое изложение текста – это краткий его пересказ. В основе лежит “свёртывание” или сжатие информации. Прежде чем записать текст, ребёнок должен его обработать, но не просто отбросить ненужную информацию и за этот счёт сократить текст, а так, чтобы через достаточно длительный промежуток времени можно было вновь развернуть текст без существенной её утраты. Процесс написания сжатого изложения слагается из ряда этапов, которые учитель должен использовать в работе с детьми:

1 этап. Аудирование – организация учителем восприятия текста (лучше зрительно) с установкой на ознакомительное чтение.

2 этап. Выделение главных смысловых частей плана, т.е. составление плана, которое опирается на 2 основных умения: выделять смысловые части и сжимать их до кратких формулировок. Учитель второй раз читает текст с установкой на детальное слушание: детям необходимо определить, сколько в тексте частей и выделить в каждой части опорные слова. Только после выделения основных частей текста ребёнок может приступить к свёртыванию информации, находящейся в каждой части. Результатом сжатия должно стать уменьшение объёма текста по сравнению с исходным при сохранении главных мыслей. Сюда же относится и работа по сокращению текста в соответствии с составленным планом.

3 этап. Учитель начинает обучение переформулированию каждой части и выбору наиболее удачных формулировок в соответствии с основной мыслью части. Критерий отбора заголовка – точность, соответствие основной мысли. При написании сжатого изложения переформулировка состоит в том, что сохраняются только главные мысли в каждой части, и они носят фразовый характер. Поэтому наступает момент сжатия фразы до назывного предложения, состоящего из 2-3 слов.

В качестве примера рассмотрим урок, посвящённый обучению учащихся приёмам сжатого изложения, проведённый в 3 классе.

Тема: Сжатое изложение по тексту “Кот в сапогах”.

Цель: Научить детей приёмам сжатого изложения.

Кот в сапогах

Корабль шё

urok.1sept.ru

Методика написания сжатого изложения

Изложение – пересказ текста (полный или сжатый).
Ученик не может вносить свои дополнения в исходный текст.
Основная задача сжатого изложения – передать смысл текста, не нарушая логики, исключить второстепенную информацию (описательные элементы, детали) или сформулировать кратко (обобщить), заменить сложные конструкции предложений более простыми (упростить).

Работа над изложением в черновике

Задание 1.

Во время слушания текста выполняйте следующие задания:

  • определите число микротем по количеству длительных пауз диктора и обозначьте их цифрами (между цифрами оставьте 5–6 строчек),
  • запишите ключевые слова и выражения каждой микротемы рядом с цифрами.

Микротема – это содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью.

Слушание текста
Осмысление текста

Задание 2.

Определите тему текста (о чем данный текст?), тип речи.
Сформулируйте и запишите основную мысль текста (что хотел сказать автор?).
Запишите тему каждого абзаца, используя ключевые слова как опорный материал.

Способы определения темы:

  • по началу текста;
  • по ключевым словам;
  • по ключевым эпизодам;
  • по поступкам или размышлениям героев;
  • по заглавию текста.

Во время повторного слушания текста выполните следующие задания:

  • дополните абзац необходимой информацией;
  • определите основную мысль каждой микротемы (что говорится о предмете высказывания в каждом абзаце?).

Слушание текста

Задание 3.

Преобразуйте записи в текст, не нарушая логики изложения.
Уберите нумерацию.

Редактирование текста

Отредактируйте текст, ответив на вопросы:

  • Сохранена ли последовательность мыслей изложения?
  • Есть ли в каждом абзаце предложение, выражающее основную мысль каждой микротемы?
  • Какие языковые средства осуществляют связь между предложениями и абзацами?

Основные средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические):

– однотематическая лексика;
– лексический повтор;
– синонимы;
– местоимения;
– наречия;
– видовременная соотнесенность глагольных форм;
– антонимы;
– союзы;
– частицы;
– вводные слова, указывающие на порядок явлений и мыслей и связь между ними;
– структурная соотнесенность предложений;
– порядок слов в предложении;
– неполные предложения;
– интонационные связи между предложениями (особая роль вопросительных предложений в тексте).

Прочитайте текст. Читая, устраняйте речевые и грамматические ошибки.

Речевые ошибки

Употребление слова в несвойственном ему значении.

Нарушение лексической сочетаемости. Увеличение уровня благосостояния… (повышение).

Употребление лишнего слова (плеоназм). Прилетели пернатые птицы (птицы или пернатые).

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология). В рассказе “Муму” рассказывается

Повторы. Чтобы хорошо учиться, ученики должны уделять большое внимание учению.

Употребление слова (выражения) иной стилевой окраски. Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору.

Смешение лексики разных исторически эпох. В сочинении по картине Васнецова: “На богатырях кольчуги, брюки, варежки” и др.

Грамматические ошибки

Неправильный выбор падежного окончания. Нет время, с повидлой.

Не допускается образование множественного числа от отвлеченных и вещественных существительных. Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы.

Несочетаемость форм управления. Оплатить за проезд (оплатить что?)

Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения. Это произведение более худшее.

Ошибочное образование форм местоимений. Ихний ребенок, около его.

Нельзя допускать разнобой в формах времени и вида глаголов. Чуткий художник, он откликается на события окружающей жизни, отмечал только что зарождающиеся в ней явления.

Недопустимо рассогласование причастия во времени с глаголом. На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствующих по уважительным причинам.

Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное. Передо мной лежала отредактированная рукопись редактором.

Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов или лиц. Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Выставка-просмотр открыт ежедневно.

Нельзя сочетать в качестве однородных членов инфинитив и существительное. Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей.

Нельзя ставить общее слово при однородных членах предложения, требующих разного управления. Трест организовал и руководит предприятиями (организовал что? руководит чем?)

Нарушение границ предложения. Охотник положил ружье, привязал собаку. И пошел к зверю.

Нельзя употреблять придаточное предложение без главного. Если сдадим экзамен.

Неправомерное соединение близких по значению подчинительных союзов. Он считал, что будто мы его неправильно поняли.

Пропуск необходимых слов. Ученик кое-как сделал уроки и побежал в волейбол.

Прочитайте текст 2-й раз. Проверьте орфографию.
Прочитайте текст 3-й раз.
Проверьте правильность постановки знаков препинания.
Перепишите текст в тетрадь.

Приложение 1. Презентация “Сжатое изложение…”.

Вариант текста для изложения

Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.

Природа — это материал для хозяйства всего человека и зеркало пути каждого из нас к истине. Стоит только хорошо задуматься о своем пути и потом из себя поглядеть на природу, как там непременно увидишь переживание своих собственных мыслей и чувств.

Вот как просто, кажется, бегут, догоняя друг друга по проволоке, капельки воды дождевой: одна задержалась, другая нагнала её, обе слились в одну и вместе упали на землю. Так просто! А если задуматься о себе, что переживают люди в одиночку, пока не найдут друг друга и не сольются, и с этими мыслями станешь исследовать капли в их слиянии, и окажется — у них тоже не так просто капли сливаются.

И если посвятить себя этому изучению, то откроется, как в зеркале, жизнь человека и что вся природа есть зеркальный свидетель жизни всего человека-царя.

В природе вода лежит, и её зеркало отражает небо, горы и лес. Человек мало того что сам встал на ноги, он поднял вместе с собой зеркало и увидел себя, и стал всматриваться в своё изображение.

Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя.

Понять себя самого в зеркальном изображении, скорее всего, может только человек.

История культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и всё будущее наше в том, что еще в этом зеркале он увидит. (М.М.Пришвин)

urok.1sept.ru

Статья по русскому языку (9 класс) на тему: Алгоритм написания сжатого изложения

Алгоритм написания сжатого изложения

Первое чтение текста

1. Этап определения темы текста. Отвечаю на вопрос: «О чем текст?»

Как определить тему? Тема определяется различными способами:

-по началу текста

-по ключевым словам

-по ключевым эпизодам

-по поступкам или размышлениям героев (автора)

-по заглавию текста

2. Этап определения идеи текста.

Отвечаю на вопрос:

«Зачем автор его написал?» «Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?

-общая тональность звучания текста

-настроение, которое вызывает прочтение текста

-отношение автора к событиям, героям

-наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3. Этап определения структуры текста.

Назовите композиционные части текста. Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.

Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.

Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

Как сформулировать тезис?

Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.

Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

Второе чтение текста

4. Этап абзацного членения текста:

определение микротем текста как частей общей темы.

Выполнение задания:

«Определите на слух количество абзацев в тексте по смыслу и по количеству больших интонационных пауз читающего».

«Определите микротему каждого абзаца».

Запишите ее кратко, ответив на вопросы:

«Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?»,

«Какие предложения являются основными?»

Абзацы пронумеруйте.

Абзац – часто показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью.

Как определить микротемы текста? (По ключевым словам и ключевым предложениям).

Как определить микротему кратко? (При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность. К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения).

Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста.

5. Этап моделирования сжатого изложения.

Снимите нумерацию микротем.

Соедините в текст, сохраняя абзацное членение. 

Как соединить содержание микротем в текст? (Использовать лексический повтор, однокоренные слова, синонимы, местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы). 

nsportal.ru

Программа и КТП элективного курса «Подготовка к написанию сжатого изложения» 8 класс

 Полное название ОУ по уставу

«Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Никольского»

СОГЛАСОВАНО

руководитель школьного методического объединения

протокол №___от «__»_____________2015г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_____________О.И. Маркова

«___»____________2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор

МОБУ СОШ с.Никольского

_________Е.Ф.Каранаева

«_____»_____________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НА 2015 — 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

по

элективному курсу по русскому языку

«Подготовка к написанию сжатого изложения»

для

8

класса

учитель

Никишина Елена Вячеславовна

квалификационная категория

первая

Составлена на основе «Программы элективного курса «Подготовка написанию сжатого изложения» /

Автор – составитель Долгинцева И. М., рекомендована Белгородским региональным институтом повышения квалификации.

1 час

35 час.

кол-во часов в неделю кол-во часов в год

2015 г.

                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе «Программы элективного курса «Подготовка к написанию сжатого изложения» / авт.-сост. Долгинцева И. М., рекомендована Белгородским региональным институтом повышения квалификации.

Написание сжатого изложения по прослушанному тексту — аттестационная форма контроля за курс основной школы. 

Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, что в   программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.  

Основная цель обучения — научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи.

Данный курс предназначен для учащихся 8 классов.                  

Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению части С1 аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания изложения, приемы компрессии текста.

Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, применяющимся с целью развития речи школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике.   Учебный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы). На занятиях можно вести и психологическую подготовку выпускников к итоговой аттестации, организовать практикумы по само- и взаимопроверке и оценке пробных   изложений.

Задачи курса:

  1. Научиться понимать содержание текста;

  2. Научиться определять основной тип речи, стиль текста, подбирать заголовок;

  3. Сформировать умение анализировать текст, определять его языковые особенности;

  4. Развивать умение составлять собственное высказывание;

  5. Закрепить умение писать изложение;

  6. Сформировать умение трансформировать текст;

  7. Развивать умение пересказывать текст, сохраняя стиль автора;

  8. Сформировать умение писать изложение с творческими заданиями;

  9. Закрепить умение писать сжатое или выборочное изложение;

  10. Сформировать умение понимать проблему, затронутую автором исходного текста.

В программе элективного курса рассматривают стили речи, строение текста, классификация изложений, их структурные виды и особенности. В ходе работы, учащиеся учатся составлять свой текст на основе исходного, изменять композицию.

Отличие данного элективного курса от программы базового предмета заключается в том, что все особенности работы над изложением учащиеся изучают и отрабатывают систематически и последовательно, начиная от простого к сложному.

В ходе работы предполагаются следующие формы организации работы: семинар, лекции, урок-практикум, урок-презентация, контрольный урок.

После изучения курса предполагается, что учащиеся смогут свободно пересказывать текст, заменять при необходимости первое лицо на третье, улавливать и сохранять при пересказе своеобразие авторского стиля, проявить умение выразить свое понимание текста, создать краткое или развёрнутое рассуждение о проблеме, затронутой автором исходного текста.

Формой отчётности может быть творческая работа на основе исходного текста, изложение или изложение с творческим заданием в зависимости от уровня подготовки учащихся.

В результате изучения данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения:

Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

2.

Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

3.

Умение обрабатывать информацию звучащего текста.

4.

Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

5.

Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.

6.

Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.

7.

Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.

8.

Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

9.

Умение последовательно излагать собственные мысли.

10.

Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.

11.

Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.

12.

Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений – контрольное изложение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом

В начале и в конце курса рекомендуется провести оценку уровня речевого развития школьников.

Данный курс рассчитан на 35 часов. 

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи − таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.

Содержание программы учебного курса

1. Вводное занятие. Цели и задачи курса (1ч)

Цели и задачи курса.

Рекомендации по психологической подготовке к экзамену выпускников и их родителей «Экзамены: как к ним подготовиться и как их пережить». Понятия «текст», «главная мысль текста». Устный пересказ текстов. Выделение главной мысли.

2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч)

Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению тестовых заданий.

Мини-сочинение «Скоро экзамен. Мои первые впечатления». Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на начало обучения.

3-4. Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (2ч)

Понятие об изложении. Виды изложений.

Алгоритм написания изложения (Приложение1) Упражнения для подготовки учащихся к изложению. Упражнения на сравнение исходного текста с его письменным изложением.

Анализ ученического изложения. Работа над ошибками.

5-6.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. (2ч)

Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста:

— определить тему текста,

-пересказать его содержания,

-ответить на вопросы: кто действующее лицо, что произошло, почему, где, когда и т. д.,

-восстановить последовательность эпизодов,

-определить общий смысл текста: что хотел сказать автор,

-какова главная мысль текста,

-каково отношение автора к проблеме, поставленной в тексте.

Понятие «авторский стиль изложения».

Упражнения для подготовки учащихся к изложению

7-8. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. (2ч.)

Искусство слушать текст. Как составить план текста. Основные пункты плана. Последовательность событий. Выделение микротем.

Упражнения в абзацном членении текста.

Коллективная работа – составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану.

Упражнения для подготовки учащихся к изложению

9-10. Подготовка рабочих материалов к изложению (2ч)

Подготовка рабочих материалов к изложению. Выделение микротем. Составление плана. Словарная работа. Изложение каждой микротемы. Анализ черновых работ. Исправление недочетов.

11.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (2ч)

Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложения. Сравнение текста полного изложения с текстом сжатого изложения, написанному по одному исходному тексту. Практикум по сокращению текста.

12-15. Приемы компрессии текста. (4ч)

Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. – 1ч

Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) -1ч

Замены:

-замена однородных членов обобщающим наименованием;

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

-замена предложения или его части указательным местоимением; -замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

-замена сложноподчинённого предложения простым -1ч

Исключения:

-исключение повторов;

-исключение фрагмента предложения;

исключение одного или нескольких из синонимов.

Слияния: -слияние нескольких предложений в одно и т.д.- 1ч.

Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии. -1ч

16-17. Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения. (2ч)

Словарная работа.

Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста. Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки «Как работать над сжатым изложением»

18. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)

Написание сжатого изложения.

19. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом. (1ч)

20-22. Обучающее изложение «Как делаются слова». (3ч)

23. Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)

Проверка и оценка сжатого изложения. Критерии оценивания задания С1:

-содержание изложения,

-наличие сжатия исходного текста,

-смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Рассмотрение системы оценивания задания С1 (Приложение2)

Памятка для анализа изложения. Упражнения для подготовки учащихся к изложению

24-25. Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» (2ч)

Рекомендации по квалификации ошибок.

26-27.Практическая работа. Подготовка и написанию сжатого изложения. (2ч)

Словарная работа. Выделение микротем.

Составление плана. Компрессия текста.

Изложение каждой микротемы на черновике.

Работа над ошибками с использованием памятки «Как работать над сжатым изложением. Написание изложения».

28. Проверка и оценка изложения. (1ч)

29. Психологический тренинг «Боремся со стрессом» (1ч)

30-32. Контрольное изложение. (3ч)

33. Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками (1ч)

34-35. Итоги учебного курса. Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на конец обучения. (2ч)

КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Часы учебного времени

Вид деятельности

Плановые

сроки прохождения

Фактические сроки проведения

1

Вводное занятие. Цели и задачи курса.

1

теоретический практикум, словарная работа конспектирование

2

Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе.

1

знакомство с образцами КИМов тестирование взаиморецензиро-вание

3-4

 Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения.

2

составление алгоритма написания изложения

5-6

Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста.

2

упражнения, групповая работа информационная переработка письменного текста анализ текста

7-8

Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение.

2

составление плана текста,

абзацное членение текста, пересказ, разноуровневые упражнения

9-10

Подготовка рабочих материалов к изложению.

2

выделение микротем в тексте, составление плана

11

Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения.

1

словарная работа, изложение, анализ изложений по критериям оценивания сжатого изложения

12-15

Приемы компрессии текста.

4

конспектирование словарная работа

16-17

Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения.

2

практикум, упражнения

18

Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения.

1

самостоятельная работа.

19

Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.

1

работа над ошибками. редактирование текста.

20- 22

Обучающее изложение «Как делаются слова».

3

обучающее изложение

23

Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения.

1

работа с памяткой для анализа изложения

24- 25

Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок»

2

классификация речевых и грамматических ошибок

26- 27

Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения

2

написание сжатого изложения

28

Проверка и оценка   изложения

1

практическая работа.

29

Психологический   тренинг «Боремся со стрессом».

1

тренинг

30- 32

Контрольное изложение.

3

контроль знаний и умений

33

Проверка и оценка   изложения. Работа над ошибками

1

практикум, групповая работа, анализ по критериям изложения

34- 35

Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения.

2

дискуссия, подведение итогов деятельности

Литература

1. Егорова Н.В. Готовые изложения к сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс. – М.: ВАКО, 2004.

2. Егорова Н.В. Русский язык. Типовые текстовые задания: 9 класс. — М.: ВАКО, 2011. – (Государственная итоговая аттестация).

3. Козлова Т.И. Промежуточное тестирование. Русский язык. 8 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

4. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1999.

5. Рыбченкова Л.М., Склярова В.Л. Сборники текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – 11-е изд., — М.: Дрофа, 2007.

6. Семенец О.П. Экзаменационные изложения. 9 класс: методические материалы к «Сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы» (авторы – Рыбченкова Л.М., Склярова В.Л.), М.: Дрофа.

7. Угроватова Т.Ю. ГИА по русскому языку: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса. – М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2010.

8. Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения: 5-9 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1998.

9. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Пучкова Л.И., Соловьева Т.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2011 / ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2011.

10. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. ГИА – 2011: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной аттестации в новой форме. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

11. Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru

  • 12. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru

  • 13. Коллекция «Диктанты — русский язык» Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru

  • 14. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

  • 15. Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http://www.philolog.ru/dahl/

  • 16. Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка http://www.gimn13.tl.ru/rus/

  • 17. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru

  • 18. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

  • 19. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org

  • 20. Мир слова русского http://www.rusword.org

  • 21. Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru

  • 22. Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook/

  • 23. Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

  • 24. Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/

  • 25. Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru

  • 26. Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru

  • 27. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

  • 28. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М. 1983.

  • 29. Ведишенкова М.В. Русский язык: ЕГЭ – 2009 в примерах и комментариях. – Казань: Магариф, 2009.

  • 30. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая

аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. – М.: Экзамен, 2009

задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2009

новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2010

Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. Критерии оценок. 9 класс. – М.: Экзамен, 2009

выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2008

2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2009

  • 36. ФИПИ http://www.fipi.ru/

  • 37. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х. Сочинения на лингвистическую тему.

Русский язык. 9 класс.-Казань. 2011.

infourok.ru

Памятка учащимся по написанию сжатого изложения

ОГЭ. Задание № 1. Сжатое изложение.

10 необходимых шагов. Алгоритм написания.

1. Прослушайте текст. Во время первого прослушивания вы имеете право делать записи, но лучше внимательно прослушать весь текст, отмечая микротемы. Обратите внимание на более длительные паузы – это абзацы! Помните: в тексте – 3 микротемы, т.е. 3 абзаца.

2. После первого прослушивания:

— Определите тему текста (о чем текст?).

— Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

— Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста

(в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец;

в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки;

в рассуждении – общее положение, аргументы , т.е. доказательства, вывод).

3. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов и фраз.

4. Прослушивая текст второй раз, записывайте ключевые слова и фразы.

5. Работая над восстановлением текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части.

6. Определите способы сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение), которые необходимо применить в каждом абзаце (один любой способ, но в каждом абзаце!)

7. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. Учитывайте смысловые связи между эпизодами (логические, временные, пространственные и т.п.).

8. Пересчитайте слова (пусть будет около 90 слов – не менее!)

9. Отредактируйте изложение (проверьте на наличие ошибок).

10. Перепишите аккуратно в бланк (помните: все буквы и знаки препинания

должны четкими, не вызывающими сомнений у проверяющего эксперта)

Помните о главных условиях:

1. 1. Вы должны передать содержание и(основную мысль) как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

2. Вы должны применить хотя бы один способ сжатия в каждом абзаце.

3. Объём изложения – не менее 70 слов.

* Напомним! К приемам сжатого изложения относятся:

1)   сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов,

2)   образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

3)  сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

4)   разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

5)    перевод прямой речи в косвенную;

6)        пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

7)        пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

УДАЧИ!!!

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *