План-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему: ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ КВАДРАТИЧНЫХ ФУНКЦИЙ
МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ им.Ю.Акаева»
Обобщающий урок алгебры в 9 классе.
ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ КВАДРАТИЧНЫХ ФУНКЦИЙ.
Учитель: Шамхалова Макка Алхасовна
Учебник Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2009
Цели:1. Образовательные:
- закрепить представления о квадратичной функции, умение описывать ее свойства;
- закрепить умения строить график квадратичной функции;
- обобщить и систематизировать умения выполнять преобразования графиков квадратичной функции;
- провести диагностику системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий.
2. Развивающие:
- развивать графические навыки учащихся, навыки чтения графиков;
- развивать алгоритмическое мышление, сообразительность.
3. Воспитательные:
- воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели;
- содействовать рациональной организации труда.
Развитие УУД:
Познавательные:
- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
Регулятивные:
- различать способ и результат действия, определять понятия, приводить доказательства; воспроизводить информацию с заданной степенью краткости.
- целеполагание, самоопределение, контроль, коррекция, оценка;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств, для решения коммуникационных задач;
- контроль действия партнера, выражение своих мыслей и аргументация своего мнения с достаточной полнотой и точностью.
Тип урока. Комбинированный.
Оборудование: Интерактивная доска.
Учебник: «Алгебра» Учебник для 9 кл. общеобразоват. Учреждений / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк и др.; Под ред. С.А.Теляковского. — М: «Просвещение», 2009
Ход урока:
1.Оргмомент
Здравствуйте, ребята! Я рада сегодня Вас видеть и очень надеюсь на совместную плодотворную работу
О! Сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух.
И разум, сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
Это крылатое выражение А.С.Пушкина.
Действительно, сколько открытий делаем на уроках, познавая с каждым днем все больше и больше.
Сегодня мы заканчиваем изучать, и обобщим тему «Построение графика квадратичной функции»
Итак, открыли тетради. Записали дату и тему сегодняшнего урока: «Построение графика квадратичной функции и его свойства».
- Актуализация опорных знаний
Для того, чтобы успешно справиться с поставленными целями нам необходимо вспомнить некоторый теоретический материал:
Задание №1
Фронтальный опрос:
- Какая функция называется квадратичной?
- Какой из рисунков, изображенных на доске(или экране) не является графиком квадратичной функции?
- Как называется график квадратичной функции?
- Является ли парабола симметричной фигурой?
- Что такое ось симметрии?
- Что такое вершина параболы?
- Как найти вершину параболы?
- Что такое нули функции?
- Сколько точек пересечения может иметь парабола с осями ОХ и ОУ?
Задание №2
Самостоятельная работа
3. Выполните следующую работу на листах по вариантам. Постройте графики функций. По завершении работы сдайте листы:
I вариант
у = -х²+6х-8
Укажите ООФ, ОЗФ, нули функции, промежуток возрастания функции
II вариант
у = -х²-6х-7
Укажите ООФ, ОЗФ, нули функции, промежуток убывания функции.
Задание №3
На экран проецируются 6 графиков
Установите соответствие между графиком функции
формулой и координатами вершины параболы:
. Учитель: Ребята, проверьте ответы и оцените свои работы согласно шкале:
количество верных ответов | оценка |
6 | 5 |
5 | 4 |
4 | 3 |
| 2 |
Задание №4
Парабола, изображенная на рисунке, получена сдвигами вдоль оси координат параболы у = 2х2. Назовите ее формулу:
Задание №5
С помощью шаблона параболы у = х2 у доски построить графики функций:
У = -(х – 1)2 – 3;
У = (х + 2)2 + 1;
Задание №6
Подумай…
работа в тетрадях
- Найдите координаты вершины параболы у=х2-4х+4 Ответ: (2;0)
- Найдите нули квадратичной функции у=х2+х-2 Ответ: (-2; 0), (1; 0)
- Не производя построение графика, определите, наибольшее или наименьшее значение принимает квадратичная функция У=2-6х-3х2
и в какой точке. Ответ: наибольшее в точке(-1;5)
- вспомнить алгоритм построение графика квадратичной функции.
V Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Что является графиком квадратичной функции?
– Как найти координаты вершины параболы?
– От чего зависит направление ветвей параболы?
– Всякая ли парабола имеет ось симметрии?
– Опишите алгоритм построения графика квадратичной функции.
Рефлексия
VI Домашние задание:
1. Повторить определение квадратичной функции п.5, алгоритм построения ее графика п.7
2. Повторить свойства функции, формулы корней квадратного уравнения.
3. Решить № 121(а),122,125(а).
Интегрированный урок математики и информатики по теме «Построение и исследование графиков функций» (9 класс)
Интегрированный урок математики и информатики
по теме «Построение и исследование графиков функций»
9 класс
Преподаватель: Коробкова Т.В.
Цель урока: развитие мышления, творческой активности, внимания, интереса к предметам математики и информатики; развитие навыка установления взаимосвязи в изучаемых предметах; развитие умения создания и исследования моделей с использованием компьютера.
Задачи урока:
Образовательная
повторение теоретических знаний, полученных на предыдущих уроках;
закрепление навыков построения графиков функции вида
закрепление навыков построения графиков в электронных таблицах;
практическое применение изученного материала;
перенос ЗУН воспитанниц в нестандартные условия;
Воспитательная
повышение мотивации воспитанниц к предметам;
воспитание взаимопомощи;
воспитание сознательной дисциплины, самостоятельности, аккуратности, чёткости и организованности.
Развивающая
развитие информационной культуры воспитанниц;
развитие метапредметных компетентностей воспитанниц, при работе с числовой и графической информацией средствами компьютерных технологий, отработка уверенного владения ИКТ для решения задач из других предметных областей – в данном случае из алгебры;
развитие коммуникативных умений; умения кратко и чётко излагать свои мысли;
развитие рефлексивных умений.
Тип урока: практикум.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Основные понятия: функция, графики функции.
Требования к знаниям и умениям:
определение квадратичной функции, алгоритм построения графиков функций, свойства изученных функций;
правила записи формул в ЭТ Excel.
Учащиеся должны уметь:
читать графики; применять данные теоретические знания при решении нестандартных задач; применять графические представления при решении уравнений, систем уравнений, неравенств;
записывать формулы математических функций в ЭТ Excel;
строить диаграммы и графики в ЭТ Excel.
Применяемые технологии:
Кейс-технологияОсновной этап урока
2.
Информационно-коммуникационные технологии
На всех этапах урока
3.
Здоровьесберегающие технологии
Основной этап урока. Временное распределение различных видов заданий, нормативное применение ТСО; отдых для глаз
4.
Технология критического мышления, поисковая
Основной этап урока. Анализ материалов кейсов, тестирование
5.
Технология обучения в сотрудничестве
Работа в парах. Подведение итогов
Структура и хронология урока
Организационный момент. Постановка целей и задач. Ознакомление с формой проведения урока (2 мин.)
Актуализация и проверка изученного материала (15 мин.) (Приложение1)
Лабораторный практикум. Работа воспитанниц с кейсами (10 мин.) (Приложение 2, 3; задания группам в Excel)
Воспитанницы разбиваются на 3 группы. Каждой группе даётся задание – построить графики функций на бумаге (Приложение 3) и с помощью электронных таблиц (Приложение 2), а также проанализировать свою работу.
Тест «Рисуем графиками функций» (10 мин.) (Приложение 4)
Подведение итогов (2 мин.)
Рефлексия (1 мин.)
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, презентация к уроку, тест в приложении MyTest, карточки с заданиями – «кейсы».
Разработка урока по информатике на тему «Построение графиков функций» (9 класс)
Тема урока: «Построение графиков функций в электронных таблицах MS Excel для решения математических задач»
Класс: 9
Тип урока: комбинированный (информатика+математика)
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная
Учитель: Сарыглар Кара-Кат Конгар-ооловна – учитель информатики Ι категории МБОУ Бора-Тайгинской СОШ
Цели:
Образовательные
Отработка навыков построения графиков функций,
закрепить базовые понятия ЭТ Excel (оформление таблиц, ввод и копирование формул) через выполнение практических работ;
Отработка навыков использования ПК при решении прикладных задач
Развивающие
Развивать познавательный интерес к учебным дисциплинам и умение применять свои знания в практических ситуациях.
Развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры
Воспитательные
Развивать культуру общения и культуру речи.
Воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.
Научить отстаивать свою точку зрения
Техническое обеспечение:
Компьютеры
Мультимедиапроектор
Раздаточный материал: карточки с заданиями для самостоятельной работы
Презентация по теме «Построение графиков функций в электронных таблицах MS Excel» (алгоритм, тест)
Структура урока.
Части, блоки
Время
Организационный момент.
1 мин
Актуализация знаний.
3 мин
Первичное усвоение учебного материала.
7 мин
Осознание и осмысление учебной информации
10 мин
Применение знаний и умений.
12 мин
Информация о домашнем задании.
1 мин
Рефлексия (цветовая)
5 мин
Итоги
1 мин
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроились на работу? Поехали.
Сегодня мы проведем с вами урок по теме «Построение графиков функций в электронных таблицах MS Excel для решения математических задач»
Перед нами стоит цель: научиться строить графики любых функций в MS Excel
мотивация
мне эти знания необходимы:
Актуализация знаний
На прошлом уроке мы изучали тему «Расчетные задачи в электронных таблицах», и к некоторым задачам строили диаграммы на плоскости и объемные. Частным случаем диаграмм является график. Два графика мы вместе построили, но алгоритма не записали. Прежде чем приступить к этому, давайте посмотрим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок.
Учащиеся устно отвечают на вопросы в тестовой форме.
В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:
ячейка
строка
столбец
формула
Выберите верное обозначение строки в электронной таблице:
18D;
К13;
34;
АВ.
Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице:
DF;
F12;
АБ;
113.
Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:
11D;
F12;
АБ3;
В1А.
Как обычно (то есть по умолчанию) выравниваются числа в ячейках электронной таблицы?
по центру;
по центру выделения;
по правому краю;
по левому краю.
В электронной таблице невозможно удалить:
строку;
столбец;
содержимое ячейки;
имя ячейки.
Сколько ячеек содержит диапазон А1: В4 в электронной таблице:
4;
8;
9;
10.
Дана электронная таблица. В ячейку D2 введена формула: (A2*B1+C1) Какое значение появится в ячейке D2?
6
14
24
26
Выберите ссылку, которая не является смешанной:
F$15
$B4
$A$1
$C12
В ячейке B2 записана формула =2*$A1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B2 скопируют в ячейку C2?
=2*$B1
=2*$A2
=3*$A1
=2*$A1
Первичное усвоение учебного материала.
А теперь давайте вспомним алгоритм построения графиков функций.
Составить таблицу значений переменной у от х
Выделим таблицу
В мастере диаграмм выбрать тип диаграммы точечная, вид: со значениями, соединенными сглаживающими линиями без маркеров (или с маркерами)
Во вкладке ряд ввести подписи оси ох, функцию
Подписать в заголовках график, оси. Нажать Готово
Переместить подписи осей, поменять ориентацию подписи оси у.
Оформить график.
Используя данный алгоритм построим несколько графиков функций, сначала все вместе, а потом каждый самостоятельно.
Займите места у компьютеров. Начинаем выполнять практическую работу.
Первое задание мы выполним вместе. За главный компьютер приглашается ученик. Задание выполняем с комментариями.
Осознание и осмысление учебной информации.
Задание 1. Построить график функции с использование электронных таблиц
у = х2+5 в промежутке [-5;5] с шагом 1.
Изменить функцию: у = х2-5 в промежутке [-5;5] с шагом 1.
Что изменилось?
Применение знаний и умений.
А можно ли построить в системе координат сразу 2 и более графиков, чтобы проследить преобразование? Давайте попробуем.
Построить графики функций с использование электронных таблиц
Задание 2. у = х2 и у = 2х2 в промежутке [-4;4] с шагом 0,5
Сравните графики.
Сделайте выводы.
Задание 3. Построить график функции y=|x2-10| на [-6;6] c шагом 1. Воспользуемся Мастером функций.
Задание 4
Найти решение уравнения 5х= х2+4
Самостоятельно
Самооценка: Оформите графики в цвете по степени достижения цели урока Если вы материал урока уяснили, с практикой разобрались, сделайте графики в красных тонах,.
В синих тонах – что-то непонятно, еще надо поработать.
В зеленых – ничего не понятно.
Информация о домашнем задании.
Дома построить остальные графики на разных листах одной книги Excel, озаглавить файл Графики. Отправить по адресу [email protected] В теме подписать свою фамилию.
Задание на урок.
Построить график функции (каждый на отдельном листе Excel):
у = х2+5 в промежутке x [-5;5] с шагом 1
у = х2-5 в промежутке x [-5;5] с шагом 1
у = х2 и у = 2х2 в промежутке x [-4;4] с шагом 0,5
y=|x2-10| в промежутке x [-6;6] c шагом 1
Найти решение уравнения 5х= х2+4
Построить график функции
y=sin x/2 в промежутке x [-5;5] c шагом 1
y=3*x2+4x-5 в промежутке x [-5;5] c шагом 0,5
y=2cos x в промежутке x [-5;5] c шагом 0,5
y=-x2+5 в промежутке x [-4;4] c шагом 1
Найти решение уравнения x+2= х2
Рефлексия
Цель
Оценка
Самооценка
Трудности
Чему научилсь
Итоги
Сегодня на уроке мы рассмотрели использование прикладной программы Excel при решении практической задачи, и ещё раз убедились в том, что применение ЭТ при решении задач пользователя экономит наше время, и форма представления результат ов удобна для восприятия.
Продолжается век.
И другой приближается век.
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам,
Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим на свете машинам.
Источники материалов:
Презентация к уроку по алгебре (9 класс) на тему: Урок «Построение графика квадратичной функции». 9 класс
Слайд 1
Построение графика квадратичной функцииСлайд 2
Y = x 2 Y = x 2 Y = 3x 2 Y = 0,3x 2 Y = -0,5x 2 y=ax 2 Парабола.
Слайд 3
Y = x 2 Y = x 2 – 4 Y = x 2 + 3 y=ax 2 +n Как получить графики функций Y = x 2 – 4 и Y = x 2 + 3 из графика функции Y = x 2
Слайд 4
y=a(x-m) 2 Y = x 2 Y = ( x – 6 ) 2 Y = (x + 3) 2
Слайд 5
y=a(x-m) 2 + n Y = (x — 6) 2 + 4 Как получить график функции y=a(x-m) 2 + n из графика функции y=ax 2
Слайд 6
Найдите соответствия:
Слайд 7
Параболу y = 5x 2 c двинули на 3 единицы вниз и на 6 единиц вправо. Графиком какой функции является полученная парабола? Составьте уравнение параболы Параболу y = -2 x 2 c двинули на 7 единицы вверх и на 4 единицы влево. Графиком какой функции является полученная парабола? Y =5(x — 6) 2 — 3 Y = -2(x + 4) 2 + 7
Слайд 8
Построение графика функции у = ах 2 + b х +с. 1. Определить направление ветвей параболы. Парабола.
Слайд 9
Построение графика функции у = ах 2 + b х +с. 2. Найти координаты вершины параболы (т; п). 3. Провести ось симметрии. О (т;п)
Слайд 10
Построение графика функции у = ах 2 + b х +с. 4. Определить точки пересечения графика функции с осью О х , т.е. найти нули функции. (х 1 ;0) (х 2 ;0)
Слайд 11
Построение графика функции у = ах 2 + b х +с. 5. Составить таблицу значений функции с учетом оси симметрии параболы. х х 1 х 2 х 3 х 4 у у 1 у 2 у 3 у 4
Слайд 12
Алгоритм построения графика функции у = ах 2 + b х +с. 1. Определить направление ветвей параболы. 2. Найти координаты вершины параболы ( x в ; y в ). 3. Провести ось симметрии. 4. Определить точки пересечения графика функции с осью О х , т.е. найти нули функции. 5. Составить таблицу значений функции с учетом оси симметрии параболы.
Слайд 13
Постройте график функции y = x 2 – 2x — 3 . С помощью графика найдите : Область определения функции ; Область значений функции ; Нули функции ; Промежутки , в которых у >0, y
Слайд 14
y = -x 2 — 4x — 5
Слайд 15
Проверочная работа
Слайд 16
Спасибо за урок. Успехов!
Слайд 17
y = x 2 – 2x — 3 . y = x 2 – 2x — 3 .
Слайд 18
y = x 2 – 2x — 3 .