Правила диалога: Вопрос 11. Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога. Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога. – Оформление прямой речи и диалогов

Содержание

Как Правильно Писать Диалоги (С 16 Примерами) 👩🧔

Художественное прозаическое или драматическое (в особенности драматическое!) произведение без диалога найти очень трудно. Это вполне объяснимо, ведь любое сюжетное произведение подразумевает развитие действия, а развитие сюжетных линий очень сложно представить без взаимодействий с другими персонажами. Диалог в литературе выполняет сразу несколько важнейших функций – он раскрывает героев (где как не в беседе мы лучше всего узнаем кого-либо), объясняет мотивацию героев, образует сюжетные перипетии.

Диалог в литературе

Молодому автору, особенно не имеющему большого читательского багажа, очень сложно определиться с «нормой диалога», не писать все произведение в разговорном жанре, лишив его тем самым необходимой динамики, закрепленности за локациями, лирических отступлений, позволяющих читателю лучше вникнуть в идейную составляющую произведения.

Соблазн этот возникает от того, что литературный диалог кажется самым простым в произведении. Ведь разговаривать умеют все, а значит перенести беседу на нужную тематику на бумагу, вложить свои слова в уста героев – это тоже не проблема.

Но на самом деле, лучшие диалоги в литературе намного сложней, глубже и продуманней, чем даже значимые символы и детали, чем локации и описание действий и мыслей. Плохой или скучный диалог способен испортить впечатление от самой прописанной вселенной, потому что читатель легко верит в эльфийские леса и эльфов, но не сможет поверить, что эти же эльфы разговаривают на сухом канцелярском наречии:

Определенного (чаще комического) эффекта достигнуть этим можно, но не всегда комизм к месту.

Чтобы не делать подобных ошибок, рассмотрим некоторые диалоги из литературы, сконструируем пример диалога явно ошибочного, разберем примеры стереотипов в литературных диалогах, а также попробуем научиться их избегать.

Самые распространенные ошибки в диалогах

Прежде чем научиться писать «как надо», необходимо разобраться с тем, как писать не стоит ни в коем случае. Если писатель сумел избежать самых распространенных ошибок, то можно считать, что половина дела уже сделана.

Что такое диалог в литературе, кроме взаимодействия героев? Подражание реальной жизни – вот как хочется ответить. В реальной жизни люди разговаривают друг с другом, а значит герои тоже должны.

Но, к сожалению или к счастью, этот принцип из реальности в литературе практически не работает. Все, что есть в обычном повседневном диалоге, категорически не подходит для диалога литературного.

Затянутость

Что мы знаем о повседневном диалоге? Он может быть кратким, а может быть и очень длительным.

Так вот, второй вариант категорически не подходит для художественного произведения.

Длинные диалоги нужно оставить для родственников, которые не виделись десять лет и теперь спешат наверстать упущенное, обсуждая все, от здоровья общих знакомых, до соседской собаки, которая за все эти десять лет не изволила издохнуть, так и мешает добропорядочным гражданам спать по ночам.

Диалог такой читателю не интересен, он его пролистнет, а может и вовсе бросит такое «занимательное» чтиво. Что же делать, если такое происходит по сюжету, ведь читатель же не поверит, что близкие люди, не видевшиеся длительное время, ограничатся приветствием?

Ответ прост, внимательный читатель заметил его абзацем выше. В таких случаях нужно ограничиться общим описанием того, как долго и о чем говорили герои.

«Говорили они долго и обо всем, от здоровья родственников и нынешнего состояния родительского дома, до судьбы обоим им ненавистной в детстве собаки, которая за прошедшие десять лет так и не соизволила издохнуть – все также завывает по ночам и мешает спать».

Чтобы оживить такой описательный момент, можно вставить в него элемент диалога. Выглядеть это может так:

«Говорили они долго и обо всем, от здоровья родственников и нынешнего состояния родительского дома, до судьбы обоим им ненавистной в детстве собаки, которая за прошедшие десять лет так и не соизволила издохнуть – все также завывает по ночам и мешает спать:

— Дааа, — протянул Витька. – Все еще, стало быть, воет…

— Что ей, бесу, сделается? Воет!»

Пример такого диалога из литературы можно увидеть в пушкинской «Капитанской дочке». Давая наставления своему непутевому, домашнему сыну, отправляющемуся на службу в Оренбург, родители делают это долго и тщательно, наверняка не раз повторяясь. Но Пушкин дает только отдельные отрывки из этих хлопотливых советов. Почему? Да просто потому что любому человеку понятно, что в таких ситуациях говорят отцы и матери. «Одевайся теплее» и «за карточный стол не садись» — вот и все содержание, которое не стоит расписывать на десять страниц.

Бессодержательность

Опять таки, особенность повседневной речи, которая для книжного диалога не подходит. В повседневных диалогах очень много общих мест, речевых формул вежливости и шаблонов, которым в художественной литературе места нет.

— Доброе утро!

— Здравствуйте!

— Как Ваши дела?

— Неплохо! Как вы поживаете, как здоровье?

— Отлично! Спасибо, что поинтересовались.

— Ну, право. До свидания, рад был повидаться!

— Взаимно, взаимно. До встречи.

Такие диалоги совершенно пусты, их функция – ритуал вежливости. Единственная причина использовать подобный диалог в литературе – это показать, что отношения между героями прохладно-вежливые, натянутые. В жизни подобный диалог вовсе не будет этого означать, но на страницах книги он приобретает оттенок неискренности, вынужденности.

Если автор именно это и хочет показать, то конечно да, использовать подобный шаблон будет уместно, но злоупотреблять не стоит – это может быть воспринято читателем, как неумение автора подобрать нужные слова.

Перегруженность

Одна из немногих ошибок происходящих не от желания подражать повседневной речи, а от чрезмерной книжности. Огромные речевые конструкции, которые уместно смотрятся в описательном и повествовательном сегментах текста, в диалоге выглядят просто нелепо.

— Откройте, пожалуйста, оконную фрамугу, на угол не более чем 15 градусов. Выдерживайте пятнадцать минут, позволяя потокам воздуха с улицы проникать в жилое помещение, доставляя в него необходимый кислород. После же обязательно закройте оконную фрамугу, дабы переохлаждение не вызвало развития простудных заболеваний у всех находящихся в комнате…

Очевидно, что такое обращение нельзя вложить в уста живого человека, даже если этот человек существует только на бумаге. Куда разумнее будет написать:

— Приоткройте окно, нужно проветрить. Но только на 15 минут, а то простудимся!

К этой же категории ошибок можно отнести и излишнюю структурированность речи в больших диалогических высказываний. Люди не читают текст с листа, так что не могут говорить как дикторы на телевидении.

Вот пример от автора, который писал книги с лучшими диалогами, по мнению некоторых литературоведов – от А.П. Чехова:

— Куда же вы девали деньги?

— Дело прошлое… Таиться незачем… Конечно себе! Что вы на меня так поглядели? Погодите, это же еще дальше будет… Роман целый, психиатрия! Этак месяца через два прихожу я к себе домой пьяный, скверный… Зажигаю огонь, а у меня на диване сидит Софья Михайловна, тоже пьяная, в растрепанных чувствах, дикая, словно из Бедлама сбежала. «Давайте мне, говорит, назад мои деньги, я раздумала, падать так уж как следует! В засос!»

(А.П. Чехов. Старость)

Некоторая сбивчивость в речи естественна для человека, которому пришлось рассказывать что-то внезапно, без подготовки.

Несоответствие речи и обстановки

Пожалуй, самый простой для понимания промах. Достаточно сказать, что воспитанница института благородных девиц не должна «ботать по фене» или использовать современный молодежный сленг.

Фэнтезийные герои не должны говорить как клерки.

Обратимся к примеру из начала статьи:

— Доброго времени суток, гражданка Галандриэль, не могли бы Вы проконсультировать моего стажера Фродо по вопросам обладания и передачи ценных предметов (по описи кольцо, одна шт.) третьим лицам?

— Гэндальф, Вы промахнулись сюжетом.

Не то чтобы так писать совсем нельзя, но несоответствие – это прием исключительно комический и тут важно выдержать комичность до конца, иначе читатель будет смеяться не вместе с автором, а над ним.

Избыточная атрибуция

Можно заметить, что из всех приведённых выше примеров, атрибутировано только одно высказывание:

— Дааа, — протянул Витька. – Все еще, стало быть, воет…

Добавлено в высказывание имя героя, а так же манера высказывания. «Протянул Витька» — это все, что добавляет автор от себя в диалог своих героев, но смысл беседы не теряется.

Дело в том, что атрибуция – это не обязательный компонент диалога, как может показаться только вступающему на путь писательства человеку, а еще одна возможность выразительности текста, избыточное использование которой ее обесценивает.

Дополнительная информация от автора должна быть, только если это необходимо. Почему «протянул Витька»?

Все просто и читаемо. «Витька», потому что окунувшись в воспоминания, взрослый человек превращается в подростка десятилетней давности, который до Виктора еще «не дорос». А протянул именно, а не сказал, именно по той же причине погруженности в воспоминания. Постарайтесь вспоминать что-то давно забытое и разговаривать одновременно – речь замедлится, станет менее внятной.

Но иногда авторы злоупотребляют этим средством, делая атрибуцию крайне навязчивой и стереотипной.

Стивен Кинг хорошо описал этот изъян в диалогах в своем произведении «Как писать книги», где приводил наиболее неудачные с его точки зрения примеры диалога в литературе:

Автор будто бы не хочет дать читателю свободы домыслить даже такие мелочи.

Вводная информация устами героев

Автор, который не хочет выдать свое «присутствие» в произведении, иногда прибегает к крайне нелепому и неестественному способу. Вкладывает нужную читателю информацию в уста героев в формате воспоминаний.

Образец диалога с такой ошибкой:

— Помнишь, два года назад мы жили в соседних домах и часто вместе утром шли за кофе? В кофейне «Терраса» работала очаровательная девушка. По этой причине мы стали ходить только туда. Помнишь эту красотку?

— Конечно помню, Майкл, это же было два года назад. Я помню где я жил и о своем ежедневном утреннем кофе, достаточно было озвучить название кофейни и спросить, помню ли я девушку!

Ситуация диалога смешная, а вот ошибка автора, который мог бы написать подобную речь бедному Майклу – очень стыдная.

Логично было бы написать:

— Помнишь официантку из «Террасы»?

— Да!

Если нужно вложить историю именно в уста героя, то пусть он рассказывает ее новому знакомому. Тогда можно и прошлое место жительства упомянуть, и привычку каждое утро ходить за кофе в одну и ту же кофейню.

Признаки хорошего диалога

Узнав, как не написать очень плохие диалоги, обратимся к тому, что делает их действительно хорошими.

У хорошего диалога есть три важные составляющие, делающие его гармоничным, интересным, легко читаемым.

Диалог всегда состоит из взаимодействия двух (максимум трех) персонажей, более насыщенная героями беседа – это уже полилог, к нему требования немного другие.

Так вот, при написании диалога, писатель всегда должен помнить, что участвуют в нем разные люди, с разными позициями, характерами, с разным жизненным опытом. Если оба героя ведут диалог только для того, чтобы высказывать мысли и идеи автора, то это скучный и плоский разговор, который читателю будет не интересен.

Первый признак хорошего диалога — это наличие у героев точки зрения. То есть его собственного отношения к предмету беседы, к собеседнику, к обстоятельствам, в которых они находятся.

Пример:

— Здравия желаю, товарищ майор!

— Хе-хе-хе, здоровьица все желают… Сколько здравия за всю жизнь нажелали, так хоть двести лет живи!

В этом диалоге мы видим двух героев. Не зная обстановки разговора, мы с легкостью можем ее восстановить, поскольку отношение к ситуации героев ярко выражено.

Первым в диалог вступает очевидно военнослужащий (стандартная формулировка приветствия), причем более низкого ранга, чем майор (приветствовал первым).

Товарищ майор отвечает «по-светски», не по-военному образцу. Значит, уставные отношения для него уже не столь принципиальны. Более того, он безобидно, доброжелательно даже шутит. Складывается впечатление, что это человек предпенсионного возраста, который уже «одной ногой на гражданке».

— О, Джулия, ты – молодчина! Я не подозревал, что ты такая замечательная женщина!

— Спросил бы меня, я бы тебе сказала.

Том облегченно вздохнул.

— Моя дорогая! Я так к тебе привязан.

— Я знаю, я тоже. С тобой так весело всюду ходить, и ты так великолепно держишься и одет со вкусом…

(С. Моэм. Театр)

Этот диалог из произведения классика также хорошо иллюстрирует данный тезис. Герой и героиня очевидно немного влюблены. Он в нее, а она в себя. Герой чувствует трепет перед возлюбленной, а она признает его отличным аксессуаром для выхода в свет.

Также этот диалог является отличным примером того, как можно раскрыть характер героя, не прибегая к описанию – пусть он немного с кем-нибудь поговорит в своей манере!

Конфликт и подтекст – это также признаки хорошего диалога. Они не очевидны так, как очевидно отношение героев, их эмоция, но внимательный читатель их обязательно обнаружит и будет благодарен автору за такую «игру». Кому не нравится чувствовать себя умным?

Конфликт – это внутренний двигатель диалога. Почему герои говорят? Что заставляет их слушать друг друга и высказываться самим?

Приведенный выше пример с долгожданной встречей двух родственников после десятилетней разлуки – это очень простой конфликт. Герои элементарно соскучились. Есть же такие диалоги, в которых конфликт кажется совершенно невычисляемым без контекста, без всего произведения, настолько обстоятельства беседы могут казаться странными:

— Что у вас болит? – спрашивает его полицейский врач.

— С новым годом, с новым счастьем…- бормочет он, тупо глядя в потолок и тяжело дыша.

— И вас тоже. Но… что у вас болит? Отчего вы упали? Припомните-ка! Вы пили?

— Не…нет…

(А.П. Чехов. Новогодние великомученики)

Какая сила заставила столкнуться в новогоднюю ночь полицейского доктора и не какого-нибудь забулдыгу, а титулярного советника? Это и есть конфликт всего рассказа, а завязывается и раскрывается он именно в форме диалога.

Подтекст же – это то, о чем напрямую не говорят, но читатель, обладающий достаточной эрудицией, обязательно догадается, к чему ведет диалог.

— Анатоль, пообещайте, что никогда меня не предадите! Вашего предательства я точно не переживу…

— Ну что вы, милая, ну что вы… — Анатоль невесомо прикоснулся губами к левой щеке своей невесты.

Сам диалог говорит о том, что Анатоль «никогда не предаст», но вот подтекст выдает обратное. Вряд ли какой-то писатель случайно упомянет предательство и поцелуй в одном предложении, не делая отсылки на библейскую историю про поцелуй Иуды. Такой диалог с двойным дном говорит читателю о том, чего следует ожидать. Мастерство прописывать тонкие подтексты дается писателю далеко не сразу, чтобы диалог обрел глубину, следует хорошо ориентироваться в литературе и человеческой культуре в целом. Опять-таки, чтобы не писать случайных подтекстов (а кто знает, может Анатоль и не предатель, почему бы ему просто так не поцеловать невесту?) следует внимательно следить за речью своих героев.

Ориентируясь на эти довольно простые правила и примеры, можно дать голос героям своего произведения, но делать это следует крайне внимательно, ведь спрос за слова героя – всегда с автора.

правила или схемы расстановки, оформление диалога со словами автора или цитатами и примеры упражнений об этом

Русский язык характерен сложностью своего синтаксиса при применении прямой речи. Поэтому роль знаков препинания в нем очень велика. Они должны обеспечить читателю правильное понимание написанного.

Часто для наглядности этого факта приводят знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать». Если запятую переместить, смысл фразы изменится на противоположный.

Двоеточие и другие знаки препинания при прямой речи

Знаки препинания и прямая речь

Прямая речь в этом отношении отличается сложной комбинацией выделяющих и отделяющих знаков препинания, выполняя функцию передачи чужого высказывания. Особую роль здесь играет двоеточие.

Рассмотрим несколько вариантов изложения прямой речи с правильной расстановкой знаков препинания. При письменном отображении прямой речи используются следующие знаки препинания:

  • двоеточие;
  • точка;
  • запятая;
  • тире;
  • вопросительный знак;
  • восклицательный знак;
  • кавычки.

Прямая речь после слов автора

После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие, а первое слово прямой речи пишется с большой буквы. Сама прямая речь заключается в кавычки, если идет в строку.

Он кинулся к нему с вопросом: «Зачем ты пришел? Что тебе здесь нужно?».

Посреди многолюдной улицы он демонстративно толкнул его плечом и сказал: «Парень, я тебя где-то видел».

Однако двоеточие не ставится, если прямая речь заключается между двумя предложениями, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь.

Он быстро написал несколько строчек на листке бумаги  и вручил его мне.

— Зайдете к профессору Сергееву и  поговорите с ним на эту тему, — произнес он командирским голосом.

Прямая речь перед авторскими словами

1. Когда прямая речь приводится внутри повествовательного текста, то она заключается в кавычки, а перед авторскими словами ставится запятая и тире.

«Сейчас, Антон, сейчас», — растроганно отвечает Галина Федоровна.

2. Если речь идет о диалоге, то прямая речь выделяется тире с одной стороны и запятой с тире — с другой.

— Сейчас, Антон, сейчас, — растроганно отвечает Галина Федоровна.

3. Когда после прямой речи идет авторская ремарка, которая начинается словами:

  • «так рассказывают»,
  • «так говорит»,
  • «так следует»,
  • «вот как видится», то после кавычек ставится только тире.

«Они честно сложили свои головы» — так говорят о погибших на войне.

То же правило действует в случае присоединительной конструкции в конце предложения.

«Каждый сверчок знай свой шесток» — этому правилу следуют слабые люди.

Прямая речь внутри авторских слов

1. Когда прямая речь стоит внутри авторских слов, перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая или тире (факультативно). Обычно, если в конце прямой речи есть вопросительный или восклицательный знаки, то ставится тире. В иных случаях — запятая.

Галина ласково предупредила мужа: «Смотри, недолго там ходи», и ушла опять на кухню возиться с обедом.

Он долго бродил по городу, прежде чем решиться спросить: «Где здесь можно поесть дешево?» — но никто не знал.

2. Между двумя репликами разных лиц, находящихся внутри авторского текста, ставятся запятая и тире.

Иван часто говорил: «Не мешало бы прогуляться», — «Да, прогуляйся, проветри мозги», — отвечала Антонина.

3. Авторы любят использовать отдельные подлинные выражения своих героев в повествовательном тексте. В таких случаях двоеточие не ставится.

С криком «Убью, паразит!» мужик бросился на соседа.

Громкое «Да здравствует революция!» неслось по улицам.

Важно! И опять все не так просто. Когда перед подлинным выражением стоят слова «предложение», «надпись», «мысль» и так далее, то в таких случаях двоеточие все же ставится.

Он  остановился перед небрежно написанной вывеской: «Скобяные и прочие хозяйственные товары».

Куравин вечно носился с мыслью: «А как бы чего поесть».

Авторские слова внутри прямой речи

В предложениях, где слова автора стоят внутри прямой речи, наблюдается особенно большое разнообразие знаков препинания и нюансов в их применении:

1. Кавычки ставятся только в начале и конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами.

«Сколько стоит номер в этой гостинице? — неуверенно спросил Бобров, —  У меня туго с финансами».

2. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должно стоять двоеточие, то слова автора выделяются  с одной стороны тире, а с другой — запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы.

«Будем стоять до последнего патрона: — доложил капитан, — нам бы день простоять да ночь продержаться. Другого не дано».

Если слова автора переместить, то получится:

Капитан доложил: «Будем стоять до последнего патрона: нам бы день простоять да ночь продержаться. Другого не дано».

3. При наличии двух глаголов со значением высказывания внутри авторского текста, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие, при этом вторая часть прямой речи пишется с большой буквы.

«Ты где был? — строго спросил отец, потом как-то осел голосом и уже почти страдальчески добавил: Как я ни бился, ничего путного из тебя не вышло».

«Ну ты собирай на стол, а я пройдусь немного, — мягко сказал Бойчук, надел пальто, взял палку и, уже открывая входную дверь, сообщил: Буду через час».

Абзацы при прямой речи

Прямая речь может идти в строку (это называется в подбор)  или оформляться абзацем.

Первое чаще применялось писателями прошлого.  В современной литературе написание прямой речи в строку применяется лишь в случае короткой, небольшой фразы или  когда излагается внутренний монолог персонажа.

«Он шел и горячечно думал: «Сейчас я его найду, и пусть попробует мне не ответить откровенно. Если начнет юлить, то я его уничтожу без всякого сожаления. Пусть неповадно будет другим измываться над слабым человеком».

Абзацы при прямой речи придают повествованию более быстрый темп, большую экспрессию, большую занимательность, прерывают нудное, долгое повествование.

В  случае абзаца после слов автора ставится двоеточие, а перед прямой речью — тире.

Саша проговорила еле слышным шепотом:

— Мне нехорошо. Очень.

Абзацы широко применяются при активном диалоге.

Знаки препинания при диалоге

Диалог в современной литературе оформляется в виде отдельных абзацев, перед каждым из которых ставится тире.

— А вот и дядя наш приехал. Мы думали — совсем нас позабыл.

Виктор осторожно приоткрыл краешек одеяльца, глянул на сморщенное личико:

— Сколько… ему?

— Ей уже два месяца. А дядя даже открытку не прислал.

— Вы тоже хороши. Могли бы дать телеграмму — я бы сразу приехал.

— Как на грех, потеряла твой адрес, — виновато пояснила мать.

Если реплики идут все же в подбор, без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от следующей тире.

«Ты долго еще будешь у нас?» — Сам не знаю, все будет зависеть от обстоятельств» — Ох уж эти обстоятельства. Плюнь ты на них да порадуй нас хотя бы недельку».

Источник: https://PishuGramotno.ru/punktuacia/punktuacija-pri-prjamoj-rechi

Правила ведения диалога Общие правила

Продуктивный диалог требует соблюдения определенных условий и правил, с помощью которых интеллектуальные способности участвующих координируются и направляются для кооперативного разрешения обсуждаемого вопроса. Эти условия и правила касаются как структуры диалога в целом, так и его отдельных блоков и элементов, объединенных в своеобразный нормативный кодекс. Сначала рассмотрим общие требования к ведению диалога.

1. Аналогично презумпции невиновности в праве, в теории диалога существует требование, которое иногда называют презумпцией продуктивного диалога. Весьма четко и ясно ее характер выразил К. Хемблин: «Презумпцией любого диалога является то, что участники находятся в трезвом уме и здравой памяти, говорят свободно, знают язык, имеют в виду именно то, что говорят, говорят истину, что когда они задают вопрос, они хотят получить ответ и так далее»14. К. Хемблин вполне справедливо подчеркивает методологический характер этой презумпции.

2. Продуктивный диалог возможен лишь при наличии общего предмета обсуждения. Он предполагает а) взаимопонимание в оценке некоторого положения дел и, в то же время, б) наличие пунктов разногласия в этом взаимопонимании, разных, иногда противоречивых, суждений относительно одной и той же ситуации. Трудно представить диалог между людьми, абсолютно одинаково понимающими обсуждаемое положения дел. Необходимо исходное, хотя бы незначительное различие в этом понимании. Общий предмет диалога выражается с помощью некоторой совокупности вопросов, каждый из которых содержит противоречие между знанием и незнанием и побуждение к его решению.

3. Используемые в диалоге средства должны быть общими для адресанта и адресата. Диалог невозможен без единого языка как важнейшего исходного условия взаимопонимания. При этом важна не столько общая знаковая форма, сколько ее семантика, т.е. значения, которыми оперируют участники диалога. Отступление от этого условия ведет к путанице, участники диалога перестают понимать друг друга, диалог вырождается в логомахию, т.е. спор, в котором спорящие не соглашаются друг с другом единственно потому, что исходные выражения имеют разный смысл, хотя, может быть, они тождественны с синтаксической точки зрения. Общими должны быть логические правила оперирования знаниями. Дискуссия по некоторым математическим вопросам была бы совершенно бесплодной, если бы одни ее участники (классицисты) признавали, а другие (конструктивисты) не признавали логический закон исключенного третьего в качестве средства доказательства.

4. Необходимым условием ведения диалога является наличие желания и потребности в общении между его участниками. Людей может объединять язык, но установлению контакта могут воспрепятствовать личностные качества партнеров. К общению располагают, как правило, люди, вызывающие чувство симпатии, с ярко выраженными индивидуальными чертами.

5. Продуктивный диалог — это не сражение, а сотрудничество, в чем-то похожее на гармоничный и красиво исполняемый танец. Не всякий к нему способен. Помимо стремления к истине, развитой способности мыслить, сотрудничество в диалоге предполагает

поведение его участников в соответствии с правилами вежливости. В частности, предпочтение перед неречевым занятием должно отдаваться речевому действию, выслушиванию собеседника и, наконец, «умению промолчать» при возникновении опасности нарушения этикета. Выполнение этих требований надежно обеспечивает обратные связи между участниками. Отсутствие таковых разрушает диалог, превращает его в монолог, угрожает взаимопониманию и взаимоуважению между адресантом и адресатом.

6. Вместе с тем, сотрудничество в диалоге исключает конформизм. Выполнение этого требования особенно важно в научной, воспитательной, законотворческой деятельности. Благодаря неистребимому инакомыслию в науке обнаруживаются несовершенство и недостаточность общепринятых истин, открываются новые, более совершенные и радикальные истины, прогрессируют общественные отношения, развиваются мировоззрение и нравственные установки людей. Отсюда — необходимость критического отношения к высказываниям и взглядам партнера. Подобно тени, оппозиционное мнение должно сопровождать всякое суждение.

7. Свобода — важнейшее условие продуктивного диалога. Выразители различных взглядов должны относиться друг к другу как к автономным субъектам со своими собственными точками зрения, достойными уважения. Они имеют право непринужденно и всесторонне анализировать различные позиции, принимая или не принимая их в соответствии с объективными критериями. Каждая из сторон обладает той мерой автономности, которая несовместима с диктатом, отношением господства и подчинения. Исключается возможность физического или социального давления, в частности, приказы, угрозы, унижения, оскорбления.

8. К такой форме диалога, как дискуссия, предъявляются дополнительные требования. Так, с античных времен известно этическое правило onus probandi (бремя доказывания), в соответствии с которым, необходимость обоснования тезиса возлагается на его автора («кто утверждает, тот и доказывает»). В соответствии с этим правилом оппонент не обязан доказывать антитезис, а подсудимый — свою невиновность. Второе правило может быть охарактеризовано как бремя последующего ответа. Оно закрепляет обязанность ответа за участником, которому адресован обсуждаемый вопрос. Вместе с тем, желательно, чтобы дискуссия обладала свойством избыточности, под которой понимается отсутствие ограничений на число участников диалога и число мнений, выдвигаемых к обсуждению. Чем больше число участников диалога выступает с собственными суждениями, тем больше шансов на его результативность. Чем больше мнений предлагается для обсуждения (пускай и абсурдных), тем больше вероятность того, что среди них найдется достойное внимания и признания.

По-видимому, перечень общих требований может быть продолжен. Названные свойства, на наш взгляд, составляют тот необходимый минимум, который характеризует диалог как единство противоположностей, следовательно, раскрывают его суть. Они, по преимуществу, вполне очевидны и не нуждаются в особых обоснованиях и комментариях. Дополним их требованиями по отношению к отдельным моментам диалога.

классическое и современное общение. Основные понятия, определения и правила ведения разговора

Самосовершенствование 27 апреля 2018

Речь — это главное средство коммуникаций между людьми. Но современное общение не ограничивается банальной передачей информации. На данный момент общение обросло массой условностей и формальностей и превратилось в настоящую культуру. Обязанность каждого человека — соблюдать правила ведения диалога.

Структура

Диалог — это взаимная коммуникация, смысл которой состоит в поочередных репликах собеседников. Изучение правил построения диалога стоит начать с анализа его структуры, которая приведена в таблице.

Этап Составляющие
Начало разговора

— Приветствие.

— Уточнение целесообразности беседы (например: «Удобно ли вам сейчас разговаривать?»).

— Неофициальный диалог (установление контакта путем разговоров на отвлеченные темы, не касающиеся основного предмета спора).

— Озвучивание цели разговора

Развитие темы

— Речь говорящего.

— Ответная реакция собеседника

Завершение разговора

— Подведение итогов.

— Заключительные фразы, сигнализирующие об окончании диалога.

— Прощание

Законы риторики диалога

Чтобы понять, каких правил ведения диалога надо стараться придерживаться, нужно изучить основные законы общения. Вот о чем идет речь:

  • Закон сопротивления новому. Любая нестандартная идея, отличающаяся от привычных убеждений, как правило, воспринимается в штыки. Поэтому, если вы хотите выйти из спора победителем, вы должны разработать четкую и убедительную систему аргументации. Вы должны заранее продумать реакцию собеседников на свою речь.
  • Закон диалогической социализации. Его суть состоит в том, что вы всегда должны отвечать говорящему. Даже если на данный момент вы заняты или сами произносите речь, стоит отвлечься, выслушать оппонента и дать ему ответ.
  • Закон граничных условий изобретения. Классические правила ведения диалога подразумевают учет культурных и национальных традиций. От соблюдения условий риторического изобретения во многом зависит исход разговора.
  • Закон устранения вреда. Прислушиваясь к мнению собеседника, вы должны заранее продумать, к каким негативным последствиям может привести принятие данной точки зрения.

Условия ведения диалога

Казалось бы, что может быть проще, чем разговор двух людей. Тем не менее, чтобы общение было продуктивным, необходимо соблюдение многочисленных правил ведения диалога. Но, прежде всего, должны быть соблюдены условия, без которых разговор невозможен. А именно:

  • Общий язык. Важно, чтобы собеседники пользовались одинаковыми вербальными и невербальными приемами. В противном случае, возникнет путаница и недопонимание, которые могут перерасти в конфликт.
  • Общий предмет обсуждения. Это совокупность вопросов, по которым может возникать противоречие или же согласие между собеседниками.
  • Желание или потребность в общении. Между собеседниками должен присутствовать эмоциональный и информационный отклик.
  • Сотрудничество. Участники диалога должны уметь слушать друг друга и давать уместные ответы на поставленные вопросы.
  • Свобода. Каждая из сторон диалога вольна в убеждениях, высказываниях и доводах. И все же недопустимо физическое или моральное давление, а также угрозы и оскорбления.

Общие правила

Правила диалога в русском и других языках мира могут несколько отличаться. Тем не менее, есть общие моменты, которые необходимо соблюдать, независимо от того, в какой точке мира вы находитесь:

  • Нужно больше слушать, чем говорить. Недопустим речевой «нарциссизм». Вы должны внимательно выслушать и проанализировать аргументы собеседника.
  • Подготовьте диалог. Прежде чем отправиться на встречу с собеседником, набросайте примерную программу разговора и перечень вопросов, которые вы планируете задать. Если вы примерно понимаете, о чем вас будет спрашивать собеседник, продумайте свои ответы.
  • Говорите по очереди. Помните, что в диалоге собеседники равны. Во-первых, недопустимо перебивать оппонента. Во-вторых, дурным тоном считаются слишком длинные монологи.
  • Думайте, прежде чем что-то сказать. Порой то, что для вас кажется пустяком, может огорчить или оскорбить собеседника. Естественно, после этого конструктивного диалога не получится.
  • Не посвящайте собеседников в свои проблемы или радости. Ваша личная жизнь должна оставаться за дверью кабинета (конференц-зала, ресторана и так далее). Также запрещено задавать собеседнику вопросы личного характера.

Требования к вопросам

Правила ведения диалога можно детализировать, выдвинув определенные требования к его составляющим. В частности, вопрос должен соответствовать таким параметрам:

  • Формулировка вопроса должна быть краткой и конкретной без сложных грамматических конструкций.
  • В вопросе должны содержаться временные, пространственные и прочие параметры, которые необходимо учитывать при формулировке ответа.
  • Недопустимо употреблять в вопросах многозначные слова без дополнительного пояснения.
  • Недопустимо, чтобы контрольные вопросы следовали сразу после основных.
  • Вопрос должен указывать на возможность альтернативных ответов.
  • Вопросительное предложение должно быть сформулировано в утвердительной, а не в отрицательной форме.
  • Недопустимо доставать сложные или эмоционально напряженные вопросы в начале разговора. Они должны следовать после установочных.
  • Формулировка вопроса должна учитывать личный опыт респондентов в данной конкретной отрасли.
  • Смежные вопросы нужно объединять в тематические блоки, а не оглашать вразброс. Это может внести путаницу в разговор.

Требования к ответам

Правила ведения диалога подразумевают некоторые требования к ответам на вопрос. Вот наиболее существенные моменты:

  • Ответ должен быть ясным и однозначным с лаконичной формулировкой.
  • Ответ должен уменьшать неопределенность, связанную с вопросом, а не увеличивать ее. В противном случае, диалог будет бессмысленным и непродуктивным.
  • Если вопрос поставлен некорректно, в ответе должно содержаться указание на этот факт.
  • Ответ не может быть сформулирован в вопросительной форме.

Как победить в словесной «борьбе»

Одним из самых авторитетных изданий о правилах диалога в русском языке является книга Поварнина «Спор. О теории и практике спора» (1918 года выпуска). В ней содержатся такие рекомендации для тех, кто хочет выйти из спора победителем:

  • В споре нужно быть инициативным (особенно, если именно вы задаете тему беседы). Важно уметь заставить собеседника вести полемику по вашему сценарию.
  • Не обороняйтесь, а наступайте. Вместо того, чтобы пассивно отвечать на вопросы собеседника, задавайте вопросы сами, заставив его обороняться.
  • Не позволяйте оппоненту уклоняться от доказательств. Каждая мысль должна быть аргументирована, чего можно добиться при помощи критики.
  • Сконцентрируйте свою активность на самых слабых звеньях в системе аргументов оппонента.
  • Для опровержения аргументов противника используйте его же приемы. Их можно выявить в процессе диалога.
  • Используйте эффект неожиданности. Например, приберегите самые важные и неожиданные аргументы к концу спора.
  • Берите слово в конце спора. Выслушав аргументы оппонента, вы лучше сформулируете речь.

Золотые правила ведения диалога в деловом общении

Успех в мире бизнеса зависит не только от ваших профессиональных знаний, но также от умения общаться с людьми. Можно выделить такие золотые правила ведения диалога в деловом общении:

  • Не начинайте разговор с деловых вопросов. Начните с теплого приветствия и неформального общения на отвлеченные темы (погода, искусство, спорт и так далее). В противном случае, вы автоматически поставите себя в позицию «просящего», что позволит оппоненту доминировать.
  • Не давайте советов, если вас об этом не просят. Если вы предложите собеседнику собственную модель решения проблемы, это может обидеть собеседника. Он может подумать, что вы преуменьшаете его способности.
  • Не задавайте прямых неудобных вопросов. Если вам все-таки необходима подобная информация, заходите издалека, чтобы не поставить оппонента в неловкое положение.
  • Стимулируйте активность беседы. Каждую свою реплику заканчивайте вопросом вроде «Что вы думаете по этому поводу?». Это позволит избежать неловкого молчания. К тому же, этим вы продемонстрируете уважение к мнению
  • Добавьте немного юмора. Если вы чувствуете, что атмосфера диалога накаляется, добавьте в беседу немного остроумия, чтобы дать и себе, и оппоненту передышку.

Правила публичного выступления

Порой приходится доносить свою точку зрения не одному собеседнику, а большой аудитории. В данном случае вам следует ознакомиться с правилами ведения диалога в публичном выступлении. Вот основные из них:

  • Позаботьтесь о внешности. Перед тем как приступить к слушанию доклада, аудитория обратит внимание на то, как вы выглядите. Поэтому ваш внешний вид должен быть опрятным и полностью соответствующим ситуации. Это особенно важно, если вы представляете не лично себя, а целую организацию.
  • Говорите по существу. Пустопорожние разговоры и лирические отступления недопустимы. Во-первых, они раздражают слушателей, а во-вторых, они отвлекают внимание аудитории от основной проблемы.
  • Уважайте слушателя. Всем своим видом вы должны излучать доброжелательность. Также не стоит навязывать свое мнение аудитории, считая его единственно правильным.
  • Излагайте информацию доступно. Говорите простым языком, не перегруженным специальными терминами.
  • Ведите себя уверенно. Дрожащий голос, неуместные жесты и прочие признаки волнения не вызовут доверия у аудитории.
  • Не используйте длинные сложные фразы. Оптимальная длина предложения — не более тринадцати слов.
  • Не затягивайте выступление. Как показывает практика, даже самый умелый оратор не может удерживать внимание аудитории дольше 15-20 минут. Постарайтесь уложиться в это время.

Правила ведения диалога в конфликтной ситуации

К сожалению, не всегда беседа проходит в партнерских и дружеских тонах. Когда между оппонентами возникает напряженность, становится труднее соблюдать правила этикета, диалог может перерасти в конфликт. Чтобы избежать неприятностей, следуйте таким правилам:

  • Дайте оппоненту возможность «выпустить пар». Если вы чувствуете, что собеседник напряжен, не перебивайте его, дайте высказаться. Это поможет восстановить мирный тон диалога.
  • Не путайте факты с эмоциями. Четко обосновывайте все свои претензии, опираясь на объективные данные. Ни в коем случае не переходите на личности.
  • Отвечайте на агрессию противоположно. Если ваш партнер вспылил, не отвечайте ему тем же. Лучше вежливо посочувствуйте его неприятностям или попросите совета.
  • Старайтесь завершить спор мирно. Даже если вы находитесь на пике эмоционального напряжения, не кричите, не грубите и не хлопайте дверью. Так у вас будет больше шансов на конструктивное продолжение беседы через некоторое время.
  • Не высказывайте претензии лично к собеседнику. Допустимо выражать недовольство сложившейся ситуацией, но не оппонентом.

Особенности ведения научной дискуссии

Правила ведения научного диалога несколько отличаются от светской или деловой беседы. Вот каких рекомендаций стоит придерживаться в данном случае:

  • Прежде чем включиться в научную дискуссию, подумайте, действительно ли вам есть что сказать. Нет смысла повторять общеизвестные факты.
  • Высказывайтесь только по существу. Не пытайтесь повысить конкурентоспособность своей гипотезы, задевая личность оппонента или опровергая его мнение.
  • Высказывайтесь конструктивно. В идеале каждое высказывание должно быть подкреплено реальными примерами или ссылками на работы авторитетных исследователей.

Еще немного об искусстве общения

Соблюдение правил ведения конструктивного диалога позволяет выстраивать продуктивные взаимоотношения с оппонентами. Чтобы всегда выходить победителем из спора, используйте некоторые тонкости искусства общения:

  • Делайте паузы. Не пытайтесь выдать всю информацию «залпом». Разделите свою речь на смысловые блоки, между которыми делайте короткие паузы. Это нужно для того, чтобы собеседник успел воспринять информацию.
  • Поставьте себя на место оппонента. Планируя свою речь, подумайте, поймет ли ваш собеседник, что именно вы хотите до него донести.
  • Отдавайте предпочтение живому общению. Старайтесь избегать решения серьезных вопросов по телефону, по видео-связи или в формате переписки.
  • Используйте ненавязчивую жестикуляцию. Благодаря этому оппоненту будет интереснее слушать вас, он лучше воспримет информацию. А вот разговаривать с обездвиженной «статуей» совсем неинтересно.
  • Следите за тоном. Громкость голоса должна быть такой, чтобы собеседнику не пришлось прислушиваться. В то же время не стоит слишком кричать, чтобы оппонент не воспринял это как агрессию.
  • Не бойтесь переспрашивать. Если вы чего-то не поняли или не расслышали, не стесняясь просите уточнить этот момент. Если этого не сделать, может возникнуть путаница, которая значительно усложнит достижение взаимопонимания.
  • Стиль речи должен соответствовать месту. В деловой и светской беседе недопустимо пользоваться бытовым жаргоном. В то же время, дурным тоном является применение в неформальной беседе применение специфических терминов или витиеватых речевых конструкций.
  • Установите зрительный контакт. Если вы будете смотреть по сторонам, а не в глаза собеседнику, атмосфера не станет доверительной.
  • Называйте человека по имени. Это подкупает его и заставляет принимать вашу сторону.
  • Будьте собой. Не отрекайтесь от своего образа ради того, чтобы понравиться собеседнику.

Мы обсудили некоторые рекомендации правильного ведения диалога.

Источник: fb.ru

Правила ведения диалога Общие правила

Продуктивный диалог требует соблюдения определенных условий и правил, с помощью которых интеллектуальные способности участвующих координируются и направляются для кооперативного разрешения обсуждаемого вопроса. Эти условия и правила касаются как структуры диалога в целом, так и его отдельных блоков и элементов, объединенных в своеобразный нормативный кодекс. Сначала рассмотрим общие требования к ведению диалога.

1. Аналогично презумпции невиновности в праве, в теории диалога существует требование, которое иногда называют презумпцией продуктивного диалога. Весьма четко и ясно ее характер выразил К. Хемблин: «Презумпцией любого диалога является то, что участники находятся в трезвом уме и здравой памяти, говорят свободно, знают язык, имеют в виду именно то, что говорят, говорят истину, что когда они задают вопрос, они хотят получить ответ и так далее»14. К. Хемблин вполне справедливо подчеркивает методологический характер этой презумпции.

2. Продуктивный диалог возможен лишь при наличии общего предмета обсуждения. Он предполагает а) взаимопонимание в оценке некоторого положения дел и, в то же время, б) наличие пунктов разногласия в этом взаимопонимании, разных, иногда противоречивых, суждений относительно одной и той же ситуации. Трудно представить диалог между людьми, абсолютно одинаково понимающими обсуждаемое положения дел. Необходимо исходное, хотя бы незначительное различие в этом понимании. Общий предмет диалога выражается с помощью некоторой совокупности вопросов, каждый из которых содержит противоречие между знанием и незнанием и побуждение к его решению.

3. Используемые в диалоге средства должны быть общими для адресанта и адресата. Диалог невозможен без единого языка как важнейшего исходного условия взаимопонимания. При этом важна не столько общая знаковая форма, сколько ее семантика, т.е. значения, которыми оперируют участники диалога. Отступление от этого условия ведет к путанице, участники диалога перестают понимать друг друга, диалог вырождается в логомахию, т.е. спор, в котором спорящие не соглашаются друг с другом единственно потому, что исходные выражения имеют разный смысл, хотя, может быть, они тождественны с синтаксической точки зрения. Общими должны быть логические правила оперирования знаниями. Дискуссия по некоторым математическим вопросам была бы совершенно бесплодной, если бы одни ее участники (классицисты) признавали, а другие (конструктивисты) не признавали логический закон исключенного третьего в качестве средства доказательства.

4. Необходимым условием ведения диалога является наличие желания и потребности в общении между его участниками. Людей может объединять язык, но установлению контакта могут воспрепятствовать личностные качества партнеров. К общению располагают, как правило, люди, вызывающие чувство симпатии, с ярко выраженными индивидуальными чертами.

5. Продуктивный диалог — это не сражение, а сотрудничество, в чем-то похожее на гармоничный и красиво исполняемый танец. Не всякий к нему способен. Помимо стремления к истине, развитой способности мыслить, сотрудничество в диалоге предполагает поведение его участников в соответствии с правилами вежливости. В частности, предпочтение перед неречевым занятием должно отдаваться речевому действию, выслушиванию собеседника и, наконец, «умению промолчать» при возникновении опасности нарушения этикета. Выполнение этих требований надежно обеспечивает обратные связи между участниками. Отсутствие таковых разрушает диалог, превращает его в монолог, угрожает взаимопониманию и взаимоуважению между адресантом и адресатом.

6. Вместе с тем, сотрудничество в диалоге исключает конформизм. Выполнение этого требования особенно важно в научной, воспитательной, законотворческой деятельности. Благодаря неистребимому инакомыслию в науке обнаруживаются несовершенство и недостаточность общепринятых истин, открываются новые, более совершенные и радикальные истины, прогрессируют общественные отношения, развиваются мировоззрение и нравственные установки людей. Отсюда — необходимость критического отношения к высказываниям и взглядам партнера. Подобно тени, оппозиционное мнение должно сопровождать всякое суждение.

7. Свобода — важнейшее условие продуктивного диалога. Выразители различных взглядов должны относиться друг к другу как к автономным субъектам со своими собственными точками зрения, достойными уважения. Они имеют право непринужденно и всесторонне анализировать различные позиции, принимая или не принимая их в соответствии с объективными критериями. Каждая из сторон обладает той мерой автономности, которая несовместима с диктатом, отношением господства и подчинения. Исключается возможность физического или социального давления, в частности, приказы, угрозы, унижения, оскорбления.

8. К такой форме диалога, как дискуссия, предъявляются дополнительные требования. Так, с античных времен известно этическое правило onus probandi (бремя доказывания), в соответствии с которым, необходимость обоснования тезиса возлагается на его автора («кто утверждает, тот и доказывает»). В соответствии с этим правилом оппонент не обязан доказывать антитезис, а подсудимый — свою невиновность. Второе правило может быть охарактеризовано как бремя последующего ответа. Оно закрепляет обязанность ответа за участником, которому адресован обсуждаемый вопрос. Вместе с тем, желательно, чтобы дискуссия обладала свойством избыточности, под которой понимается отсутствие ограничений на число участников диалога и число мнений, выдвигаемых к обсуждению. Чем больше число участников диалога выступает с собственными суждениями, тем больше шансов на его результативность. Чем больше мнений предлагается для обсуждения (пускай и абсурдных), тем больше вероятность того, что среди них найдется достойное внимания и признания.

По-видимому, перечень общих требований может быть продолжен. Названные свойства, на наш взгляд, составляют тот необходимый минимум, который характеризует диалог как единство противоположностей, следовательно, раскрывают его суть. Они, по преимуществу, вполне очевидны и не нуждаются в особых обоснованиях и комментариях. Дополним их требованиями по отношению к отдельным моментам диалога.

Конспект урока по родному (русскому) языку в 4 классе «Правила ведения диалога»

Конспект урока по родному (русскому) языку в 4 классе на тему

«Правила ведения диалога»

Составила: учитель начальных классов МБОУ Котовской ОШ Пулькина Н.Н.

Цель: познакомить учащихся с понятием «диалог», отличать его от других типов текста; учить оформлять диалог на письме, создать условия для развития познавательной деятельности, общения в паре, речевых умений правильно подбирать слова, употреблять их в речи; воспитывать уважительное доброжелательное отношение друг к другу.

  1. Оргмомент.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Учитель: Добрый день уважаемые гости. Рады приветствовать вас на уроке родного языка в 4 классе. Ребята, открываем тетради, записываем число, классная работа. Минутка чистописания.

  1. Формулирование темы и цели урока.

Просмотр фрагмента мультфильма «Лунтик. Фильм «Подарок»

Учитель: ребята, сейчас вы посмотрели и прослушали небольшой разговор. Какова была тема этого разговора? (они говорили о подарке). Сколько лиц участвовало в разговоре? (двое). А как называется разговор между двумя и более лицами? (диалог).

Правильно, ребята, диалог. Так что же такое диалог? (это разговор двух или более лиц)

Ребята, что вы хотите узнать на сегодняшнем уроке по нашей теме? (где встречается диалог, как выделить его на письме, какие слова использовать при составлении диалога).

Запишите в тетрадь словарное слово «Диалог».

  1. Изучение новой темы.

Дети, приведите мне, пожалуйста, примеры, где и когда мы встречаемся с диалогом? (когда разговариваем с родителями, с одноклассниками, с учителем).

То есть, мы используем диалог, когда общаемся с людьми.

Давайте прочитаем веселые стихи К. Чуковского из сказки «Телефон»

У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон.

— Откуда?

— От верблюда.

— Что вам надо?

— Шоколада.

— Для кого?

— Для сына моего.

— А много ли прислать?

— Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня еще маленький!

Назовите действующих лиц в этом диалоге (Айболит и слон).

Давайте прочитаем его по ролям. Дети читают.

Посмотрите еще раз внимательно на текст. Что вы заметили в его записи? (то, что слова каждого лица начинаются с новой строки с заглавной буквы и перед ними ставится тире).

Учитель: Чтоб диалог нам записать,

Нужно правил много знать.

Сначала черточку мы ставим,

С заглавной буквы начинаем.

Запишите первые три предложения из этого стихотворения в тетрадь.

Какие правила диалоговой речи вы использовали? (слова каждого лица писали с новой строки с заглавной буквы и перед ними ставили тире)

Физкультминутка «Диалог»

-Как живёшь?

— Вот так! (поднимают вверх большой палец).

— Как идёшь?

— Вот так! (маршируют).

— Как бежишь?

— Вот так! (показывают на месте).

— Ночью спишь?

— Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку).

— Как даёшь?

— Вот так!

— Как берёшь?

— Вот так!

— Как плывёшь?

— Вот так!

— Как шалишь?

— Вот так! (дотрагиваются указательными пальцами до надутых щёк).

— Как грозишь?

— Вот так!

Учитель:

— А что представляет из себя наша физкультминутка?

— ответ – диалог.

Наши артисты подготовили для вас сценку. Давайте послушаем их разговор по телефону.

— Здравствуйте!
– Добрый день!
– Это звонит Таня Иванова. Можно попросить к телефону Катю?
– Пожалуйста. Я слушаю.
– Катя, я заболела, поэтому не была сегодня в школе. Ты можешь сказать, что нам задали?
– Конечно, могу. Подожди минуточку, пожалуйста, я принесу дневник… Ты слушаешь меня?
– Я готова записать задание.
– По русскому языку нам задали упражнение № 57, по математике № 89, 93 и 95, по чтению – дочитать сказку. Ты все успела записать?
– Да. Большое спасибо, до свидания.
– До свидания! Выздоравливай поскорее!

После того как ребята послушали первый диалог, учитель задает вопросы.

– Что показали нам ребята?

Дети. Разговор по телефону.

У. Кто заметил, с чего начался телефонный разговор?

Д. С приветствия. С вежливых слов.

У. Что следовало после приветствия?

А сейчас, ребята, мы поработаем с вами в парах. Вы выбираете карточку, на которой написаны проблемные речевые ситуации и разыгрываете диалог.

Детям раздаются карточки. Учащиеся обыгрывают ситуации, показав, что диалог нужно вести вежливо.

1.Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру.

2.Вы — покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит буханка хлеба.

3.Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут и купите билеты.

4.Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке?

Кто готов пересказать и с друзьями разыграть?

Молодцы, справились с заданием Какие слова вы использовали в своем диалоге? (вежливые).

Так вот, дети, когда вы разговариваете с другим человеком, очень важно внимательно слушать собеседника и стараться понять, что он хочет сказать. Если что – то непонятно, задавайте вопросы, но помните при этом о правилах вежливости.

Физкультминутка.

. А теперь посмотрите на доску, на которой записаны вопросы.

Вы не подскажете, который час?

Катя, ты можешь мне передать словарь? Пойдём сегодня на каток?

Вы разрешите мне взять линейку?

Не могли бы вы позвать Аню к телефону?

Ты не знаешь, как Андрей себя чувствует?

— Прочитайте их и определите, кому они адресованы (взрослым и ровесникам).

-Почему вы так считаете? (ко взрослым мы обращаемся на «вы»)

— Найди среди этих вопросов те, в которых «спрятана» просьба.

— Придумай свои вопросы для сверстников и взрослых.

4. Закрепление.

— Ребята, давайте еще раз повторим, что такое диалог?

— Как вы думаете, а чтобы вести диалог, нужно соблюдать правила? Какие?

— А зачем соблюдать правила?

— А пригодятся ли нам эти правила в жизни? А где конкретно? (по телефону, в магазине, при общении с другом и учителем в школе – везде, где идет взаимодействие людей!!!) Рассуждение о необходимости использования в диалоге «слов вежливости».

( Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться. Обращаясь к кому-нибудь с просьбой, вспомни слова пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо. По окончании разговора не забудь попрощаться.)

Ролевая игра. Составление устных диалогов.

Что б запомнился урок

Дам заданье для вас впрок

На картинку посмотрите, 
Диалог мне сочините.

— Теперь, когда вы вооружены правилами, возьмите по сюжетной картинке и составьте маленький диалог в паре.

5. Рефлексия. Подведение итогов.

 Учитель: ребята, что нового вы узнали на уроке?

  Сегодня на уроке я узнал…

  Сегодня на уроке я научился…

  Какое задание вам показалось интересным?

  Какое задание получилось скучным?

  Что далось вам легко и что трудно?

Перед вами лежат красные, зеленые и желтые яблочки. Если вам было очень интересно, вы узнали много нового, то возьмите в руки красное яблочко. Если было не очень интересно – возьмите желтое яблочко. Если вам было совсем неинтересно – зеленое. А теперь прикрепите свои яблочки на яблоню.

  1. Домашнее задание.

Учитель: домашнее задание у вас будет на карточках. Вам нужно будет придумать диалог, соблюдая два условия: в вашем диалоге обязательно должны быть вопросы и одна из данных ниже пословиц.

Не позволяй твоему языку опережать твою мысль.

Лучше споткнуться ногою, нежели словом.

Доброе слово дом построит, злое слово разрушит.

  1. Выставление оценок.

Спасибо за урок!

как правильно вести диалог согласно речевому этикету, культура общения и основные принципы построения конструктивной беседы

Ведение диалога – это истинное искусство, которому необходимо научиться. Так было во все прежние времена, и не меняется по сей день. Овладев таким умением, человек открывает для себя множество новых дверей, становясь желанным собеседником.

Правила ведения беседы

Для постижения науки речевого общения важно освоить несколько основных этапов.

  • Умение слушать. Обладает им далеко не каждый, ибо человек склонен по-настоящему слышать лишь собственный голос. Это необходимо побороть и научиться обращать все свое внимание на собеседника, а также на анализ полученной от него информации.
  • Преодоление боязни переспросить. Нередко случается так, что не выходит с первого раза разобрать какую-то фразу. Не нужно стесняться уточнить непонятное слово, так как это не только поможет избежать неловких ситуаций, но и покажет, что речь человека имеет значение.
  • Мимика. «Игра» бровями, улыбки, кивки – все это на подсознательном уровне говорит о заинтересованности беседой.
  • Паузы. Они необходимы во время собственной речи не только ради исключения скучной монотонности, но и чтобы дать собеседнику возможность усвоить информацию или вставить какую-либо свою реплику.
  • Вежливость. Желая показать себя с лучшей стороны, выказывая воспитанность и грамотность, нельзя забывать о вежливости. Грубость, нецензурные выражения и «слова-паразиты» стоит максимально исключить, особенно при общении с малознакомым человеком.

Светские беседы

Научиться ведению светского разговора не помешает никому. Даже если визави до сих пор не попадал в ситуации, когда говорить нужно на «высоком» уровне. Такое может случиться в самый неожиданный момент, да и способность заинтересовать представителя «высшего общества» пойдет на пользу.

Существует небольшая памятка.

  1. Здесь очень важен речевой этикет. В местах, где царит особая культура, не допускается общение на повседневном уровне. Будущие собеседники, как правило, представляются друг другу, называя себя полным именем и указывая некоторые факты о себе.
  2. Имя и отчество произносятся для того, чтобы собеседники так и обращались друг к другу во время разговора. Заметив, что человек не запомнил этого сразу, можно аккуратно напомнить ему.
  3. Слова – это только половина образа, не менее важны действия. Держаться необходимо открыто, приняв расслабленную позу. Не рекомендуется скрещивать ладони, почесывать нос и затылок. Все эти жесты скажут собеседнику о зажатости и малой степени откровенности.
  4. Лучшая тема для обсуждений – один из фактов, о котором стало известно при знакомстве. Согласно этикету подойдет нечто общее, точно интересное обоим. Здесь стоит быть осторожнее – спорные вопросы могут привести к ссоре.

Дополнительные советы

Во время разговора с незнакомым ранее человеком не следует поднимать чересчур банальные темы. Важно постараться осторожно понять какие интересы преследует собеседник, чтобы он сам мог о них высказаться. Наблюдение за разговором, подмечание речевых оборотов, личные выводы о степени познаний и количестве интересов – все это поможет понять человека и определить тему для общения.

При желании оставить после себя исключительно положительные эмоции, нужно научиться доставлять удовольствие всем разговорным процессом. Для этого стоит воспользоваться личной интересной историей, как-то связанной с выбранной темой, поведав ее и ознакомившись со сложившимся мнением собеседника.

Беседа не должна превратиться в одностороннюю лекцию, а прощание важно сделать максимально вежливым и деликатным.

Грамотные построения предложений, красивые формулирования собственных мыслей, плавность и четкость речи – без этого почти невозможно вести конструктивный, приятный диалог. Каждый из аспектов поспособствует повышению эффективности общения, например, на работе. Без данных навыков не обойтись при самостоятельной организации и проведении мероприятий.

Секреты приятного общения

Быть хорошим собеседником для незнакомых людей не так сложно, как кажется. Нужно только не забывать о нескольких правилах:

  • зрительный контакт с человеком во время разговора покажет ему значимость происходящего диалога и заинтересованность в нем;
  • даже одна улыбка способна подарить положительные эмоции и поспособствовать расслаблению;
  • поддержание беседы: диалог необходимо какое-то время продолжать, пусть даже тема разговора какой-то из сторон оказалась неинтересной — при этом не стоит забывать быть вежливым;
  • повышенный тон вряд ли приведет к хорошим впечатлениям, однако «громким шепотом» лучше тоже не говорить;
  • использование имени человека при общении положительно повлияет на него психологически на подсознательном уровне;
  • перебить собеседника во время его речи можно только случайно, ни в коем случае не специально, иначе это оставит негативный след;
  • правильно высказывать собственное мнение только после завершения определенной фразы визави;
  • от привычки хвастаться, если таковая имеется, рекомендуется избавиться как можно скорее, ибо такая черта характера не нравится никому;
  • каждый имеет право на свое мнение, когда оно не переходит в оскорбление.

Простота – залог приятного общения

Бывает так, что после беседы с конкретным человеком чувствуешь себя некомфортно. Дабы не стать одним из подобных, достаточно запомнить некоторые вещи.

  • Главное — быть самим собой, какими бы ни оказались обстоятельства. Нельзя отрекаться от собственной личности, достойной уважения.
  • Если собеседник прямо просит дать совет в каком-либо вопросе, не стоит отвечать первую пришедшую в голову фразу. Лучше потратить немного времени, чтобы как следует обдумать ситуацию и решить, имеется ли возможность оказать помощь. Если ее нет, пусть человек сразу об этом узнает, ведь в таком случае он будет лишь благодарен за проявленное внимание и искренность.
  • Постоянно ставя себя выше окружающих, не получится добиться ничего хорошего, даже в действительности обладая таким превосходством. Гораздо приятнее оказывать помощь близким и нуждающимся по мере своих сил, тогда люди и сами к вам потянутся.
  • Нет ничего плохого в том, чтобы утомиться от диалога, например, с назойливой и неприятной личностью. В таком случае лучше сказать об этом прямо, дабы не быть лицемером.

Простота – это душевное состояние, которым может обладать каждый, лишь сняв «маску», скрывающую сердечную доброту.

О том, как вести светскую беседу, смотрите в следующем видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *