Правила переноса слов в русском языке 3 класс с примерами – Как звучит одно и то же правило в разных учебниках по русскому языку. Перенос слова. Или зачем изобретать велосипед. | Мама бывшего первоклассника

Правила переноса в русском языке: примеры

Научившись самостоятельно читать, дети замечают: иногда начало слова напечатано на одной строке, а продолжение — на следующей. Это явление называется переносом и подчиняется правилам русского языка. Знакомятся школьники с ним уже в первом классе. Русский язык, правила переноса — это тема данной статьи.

Основной принцип

Если быть абсолютно точными, принципов переноса два — слоговой и морфемный, но второй довольно сложен для начальной школы. Поэтому впервые дети знакомятся с переносом в соответствии со следующей логикой: любой текст состоит из предложений, а те, в свою очередь, — из слов. Слова же можно разделить на слоги.

Правила переноса в русском языке

Если на строке не остается места для написания существительного, прилагательного или другой части речи целиком, то необходимо осуществить перенос. На письме он обозначается черточкой. Для того чтобы выполнить его правильно, слово нужно разделить на слоги. Их ровно столько, словно гласных звуков. На этом и основаны правила переноса в русском языке.

Ниже приведем пример разделения слов на слоги.

  • Односложные: стол, мел, гвалт, пух, хлеб, треск.
  • Двусложные: по-рок, сто-рож, кри-чит, ше-я, мо-роз.
  • Трехсложные: по-ро-шок, ста-ру-ха, по-се-лок, ко-ле-со.
  • Многосложные: рас-сто-я-ни-е, пла-ва-ни-е, по-ло-ви-на.

Правила для односложных и многосложных слов

Самое простое правило переноса слов в русском языке касается односложных. Они пишутся на одной строке и не подлежат разделению. В этих словах всего один гласный звук, при этом согласных может быть несколько или не быть совсем: я, мы, лоб, курс, ствол, вдрызг. Проверьте себя, выполнив задание, представленное на картинке.

Русский язык, правила переноса слов

Для остальных слов действует несколько способов переноса. Рассмотрим это на примерах, указав все допустимые варианты:

  • Молоко (мо-локо, моло-ко).
  • Принадлежность (при-надлежность, принад-лежность, принадлеж-ность).
  • Подхалимаж (под-халимаж, подха-лимаж, подхали-маж).

При переносе многосложных слов возникает много трудностей. Например, что делать, если слог состоит из одной буквы? Для этого нужно рассмотреть запретительные правила переноса. В русском языке их всего 4, и с ними дети знакомятся уже в первом классе.

Нельзя переносить

Есть замечательные стихи, которые приводятся на уроках и иллюстрируют одно из запретительных правил:

Мы изучили перенос.

Вот так слова я перенес:

«Едва» я перенес «е-два» —

И получил за это два!

«Укол» я перенес «у-кол» —

И получил за это кол! (О. Неверова)

Само правило звучит следующим образом: нельзя ни переносить, ни оставлять на одной строчке одну букву. Оба слова в приведенном стихотворении переносу не подлежат. Как невозможны и следующие варианты: длинноше-е, у-каз, преми-я.

Правило переноса слов в русском языке

Несмотря на то что гласные представляют отдельный слог, при переносе они должны присоединиться либо к предыдущему, либо к последующему. Правильные варианты: длинно-шее, указ, пре-мия.

Соблюдаем слоговой принцип

В первом классе изучаются еще три важных правила переноса. В русском языке, кстати, это обычная практика, а вот в иностранных, в том числе английском, средняя длина слов не так велика, поэтому к данному действию практически не прибегают. Все три правила касаются соблюдения слогового принципа:

  1. При переносе нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Например, гор-одок, печ-енье. Правильные варианты: го-ро-док, пе-ченье.
  2. Нельзя переносить часть слова, не составляющую слога. Например: во-ст-ре-бо-ван-ный, ба-ло-вст-во. Правильные варианты: вост-ре-бо-ван-ный, ба-ловст-во.
  3. От предшествующих согласных также нельзя отделять буквы «ь»,»ъ»,»й». Приведем пример подобных слов и рассмотрим правильные варианты переноса. Разъезд — разъ-езд; больно — боль-но; район — рай-он; кольраби — коль-ра-би.
Перенос в русском языке

В начальной школе дети разбирают несложные случаи, поэтому данными правилами изучение темы ограничивается. Во втором классе ученики повторяют изученное, подробнее останавливаясь на нюансах. Например, как перенести слово с удвоенной согласной. Как правило, одну букву оставляют на первой строке, а вторую переносят на следующую. Например, тен-нис, рас-сказ, груп-па, трол-лей-бус.

Морфемный принцип переноса

В словах также выделяются значимые части — корни, приставки, окончания, суффиксы — морфемы. Иногда существительные, прилагательные и другие части речи допустимо переносить двумя способами: по слоговому и по морфемному принципу. Во втором случае значимые части слова не разделяются: шум-ный. Другой вариант (по слогам) тоже считается правильным: шу-мный.

Рассмотрим случаи, когда в приоритете должен соблюдаться морфемный принцип переноса:

  1. На стыке корня и приставки. Например, при-нести, при-слать. Иногда выделить приставку не удается, тогда перенос осуществляется по слогам, то есть допустимы варианты: разум — ра-зум, раз-ум.
  2. Если приставка состоит из одного слога, а корень начинается с согласного звука. Например, по-дбить — это неправильный вариант. Правильно — под-бить.
  3. Нельзя отрывать первую букву корня, оставляя ее с приставкой. Например, прис-лать — это неверный перенос. Правильно — при-слать.

Правила переноса в русском языке имеют исключения. Так, первая буква корня не переносится, если речь идет о букве «ы»: разы-грать (корень —и(ы)гр). Следует осуществить перенос по слогам: ра-зыграть, но нельзя раз-ыграть.

Один из самых сложных — русский язык. Правила переноса слов (2 класс) рассматриваются только в аспекте слогового принципа. Морфемы изучаются в среднем звене, поэтому в пятом классе дети должны усвоить следующее:

  1. В словах с двумя корнями действует правило — от второго нельзя оторвать одну букву. Например, пятиг-раммовый — это неправильный вариант. Правильно — пяти-граммовый.
  2. Несколько согласных внутри или на стыке корня предполагает допустимость различных вариантов: со-лнце, солн-це, сол-нце.

Правила переноса слов в русском языке: памятка

правила переноса слов в русском языке, памятка

Краткие выводы по теме можно видеть на представленной картинке. Дополнительно следует знать, что переносу не подлежат:

  • Разного рода аббревиатуры. Например, НАТО, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ОБСЕ.
  • Меры, представленные в сокращении. Например, 5 кг, 200 км, 1 т, 15 га.
  • Окончания, соединенные с предыдущей цифрой с помощью дефиса — наращения. Например, 50-летний, у 101-го километра, 25-й год.
  • Любые условные сокращения: ед. ч; и т. п.; т. д. и пр.
  • Все пунктационные знаки.

Обращаем внимание на важность черточки. Без нее нет переноса, а есть два вполне самостоятельных слова. Поэтому ставить данный знак необходимо.

Перенос осуществляем строго по слогам, за исключением тех редких случаев, когда приоритетным становится разделение слова по его частям (морфемам).

План урока по русскому языку в 3 классе на тему «Правила переноса слов»

План урока русского языка в 3 классе

— формирование уменй правильно писать словарные слова, переносить слова;

— способствовать развитию связной речи, произвольного вниания, наглядно-образного мышления;

— воспитывать культуру поведения при парной, групповой и индивидуальной работе, умение слушать друг друга.

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: 1. Переносить слова с одной строки на другую по алгоритму; 2. Наблюдать за слоговой структурой различных слов;

Метапредметные: 1. Познавательные – использование различных способов поиска, обработки, анализа и передачи информации в соответствии с задачами и технологиями учебного предмета; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера 2. Коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

3. Регулятивные – способность осуществлять пошаговый контроль своих действий, овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.

Личностные: 1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

Основные понятия

Слог, слово, перенос слов, правило, текст

Трудовые действия учителя

Презентация, рассказ, объяснение, вопросы, направление и исправление ошибок.

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование)

Для учителя: 1. Компьютер 2. Проектор 3. Карточки с заданиями

4. Светофорик.

Для обучающихся: 1. Учебник 2. Рабочая тетрадь 3. Тетрадь

4. Сигнальные карточки

5. Герои сказки.

Этап (ход) урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент

1.Проверяю готовность обучающихся к уроку, создаю эмоциональный настрой на изучение нового материала. СЛАЙД 1 – «Крошка Енот». 2. Работа по карточкам «Твой настрой на урок». СЛАЙД 2. hello_html_1ba10769.jpgнастроение отличное, хочу работать hello_html_m7fd2fd46.jpg — буду работать, но без особого желания hello_html_m469fe87a.pngнастроение плохое, ничего не хочется делать.

1.Слушают объяснения учителя;

2. Раскрашивание подходящего цвета светофора на карточках;

II.Актуализация знаний

1.Орфографическая «разминка». Дан текст песни «Улыбка». СЛАЙД 3. В выделенных словах назвать орфограмму. Найти проверочное слово (контролирую написание слов в тетрадь, осуществляю выборочный контроль). 2.Словарная работа: самодиктант на тему «Удвоенная согласная».

3.Проверка словарной работы.СЛАЙД4. Россия, русский, класс, аллея, жужжать, аппетит, грамм, килограмм, бассейн, осенний, весенний, коллекция, коллектив, аккуратный, металл.

10 слов и более – оценка «5»;

7-9 слов – «4»;

5-6 слов – «3»;

Менее 5 слов – «2».

1. Исполнение обучающимися куплета песни «Улыбка».

Смотрят на слова песни, обращая внимание на выделенные слова, находят проверочные слова, где возможно. Называют подходящее правило из раздела «Девять правил орфографии»

3.Выставление оценок на полях.

III. Мотивация учебной деятельности. Постановка темы, целей урока.

1.Создание проблемной ситуации.

(приглашаю учащихся Аню и Ваню на диалог). — Здравствуй, Аня! — Здравствуй, Ваня.

— Ты написал сочинение про осень? — Да. Только у меня проблема: когда слово не умещалось на строке – я подклеивал листы (показывает).

— Что ты, Ваня, нужно делить слово пополам (показывает).

2. Задаю вопросы для постановки целей и задач урока: — Кто из детей прав? — Как вы думаете, какую орфограмму будем повторять? — Какова наша тема урока? СЛАЙД 5.

— Для чего необходимо знать правила переноса?

1. Учащиеся Аня и Ваня читают диалог (показывают написанный текст на листочках).

Остальные ребята предлагают варианты решения проблемы.

2.Дети отвечают на вопросы, аргументируя свой ответ.

IV. Работа над новым материалом.

1.Чтение стихотворения учащимся. СЛАЙД 6.

Мы изучаем перенос, Вот как я слово перенёс. «Едва» я перенес е-два, И получил за это «2». «Укол» я перенес у-кол, И получил за это «1». «Опять» я перенес о-пять, Теперь, наверное, будет «5».

2.Задаю вопросы по прочитанному стихотворению. — Будет ли у него пятерка? — Помогите разобраться!

— Какие еще случаи переноса слов вам известны?

1.Прослеживают стихотворение по слайду, находят ошибочные места.

2.Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.

V. Физкультминутка

Буратино подтянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развел.

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать.

На носочки надо встать.

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим. СЛАЙД 7.

Один ученик проводит физкультминутку.

V. Первичное усвоение и закрепление знаний.

1. Чтение правила по учебнику, просматривание и осмысление правил переноса слов с одной строки на другую по слайду.

СЛАЙД 8.

2.Раздача сказочных героев:

Незнайка, Мальвина, Емеля, Пьеро, Буратино, Чиполлино, Кот в сапогах, Волк, Крошка Енот.

3. Разделить данные слова для переноса, прописав все варианты – показывают героев, записывают имена героев по одному у доски, проверяют ошибки своих членов группы (индивидуально-групповая работа).

— Все слова перенесли?

— Почему?

3. Проверка с комментированием (индивидуальная работа), исправление ошибок (групповая работа).

1. Читают правило переноса слов, просматривают на слайде.

2. Рассматривают героев, вспоминают их имена.

3. Выполнение работы у доски.

Ответы детей.

3. Читают по одному слову и объясняют перенос слова с применением одного из пунктов правила.

VII. Работа над пройденным материалом.

1.Работа по учебнику (стр. 57 упр. 89). — Прочитайте текст. К какому типу относиться данный текст? — Какие слова написаны с прописной буквы? Почему? — Кто такие геологи?

Геологи – специалисты, изучающие размещение полезных ископаемых. СЛАЙД 9.

— Придумайте продолжение рассказа. У вас получится текст-повествование, текст-описание или текст-рассуждение?

2. Словарные слова, написанные в начале урока, разделить на слоги и для переноса, все возможные случаи.

СЛАЙД 10.

3. Проверка по эталону. СЛАЙД 11.

Дети читают задание в упражнении и текст.

Ответы детей.

Ответы детей.

Рассматривают фото.

Выполняют задание.

VIII. Рефлексия.

Рефлексия «Светофор». СЛАЙД 12.

hello_html_m147eee54.jpg

Оценивание себя и своих возможностей.

IX. Домашнее задание.

1.Привести примеры слов (7-8), которые перенести нельзя.

1. Записывают задания в дневнике.

Урок по русскому языку в 3 классе на тему «Перенос слов»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Табынская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Урок русского языка в 3 классе

на тему:

«Перенос слов при письме»

Подготовила: Коновалова Зинаида Николаевна

учитель надомного обучения.

Цели и задачи: научить детей правилам переноса слова; формировать умения и навыки переноса слов; закрепить навыки деления слова на слоги; развивать навыки чтения, внимание, память; корригировать речь учащегося, развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность письма, прививать интерес к предмету.

Оборудование; ИКТ, презентация, таблицы с правилами, картинки с изображением животных, карточки с примерами слов (перенос ), с названиями месяцев, алфавит, учебник.

Ход урока

Этапы урока

Содержание

  1. Вводная часть. Организационный момент.

  1. слайд)

1) Психологический настрой.

2)Цель урока

(2 слайд)

Речевая разминка.

(3 слайд)

Пальчиковая гимнастика.

(4 слайд)

Запись числа

Минутка чистописания

(5 слайд)

  1. Основная часть.

  1. Повторение.

(Таблица на доске)

  1. Правило № 1

(табличка)

Запись слов из таблицы.

  1. Правило №2.

  1. Физкультминутка.

(6 слайд)

  1. Работа с учебником.

Деление слов на слоги (устно)

Правило №3

  1. Зрительная гимнастика

(7 слайд)

  1. Правило №4

(табличка со словами, картинки — оса, акула, акация, осина)

  1. Заключительная часть.

Итоги урока. (8 слайд)

Оценивание. (9 слайд)

Д /з

Здравствуйте! Садись, Слава. Сегодня урок русского языка пройдет в непривычной уже для тебя обстановке. На урок к нам пришли гости. Поприветствуй всех, улыбнись нашим гостям, улыбнись мне.

Слава, посмотри на эти солнышки и выбери то, которое соответствует твоему настроению. Я рада, что ты себя чувствуешь хорошо. Надеюсь, что такое настроение будет у тебя до конца урока. А скажи, пожалуйста, какой сегодня день? Что ты можешь сказать о ноябре? (Ноябрь – последний месяц осени).

-Сегодня на уроке мы с тобой продолжим упражняться в делении слов на слоги и для переноса.

— А чтобы у тебя на уроке все хорошо получалось – выполним речевую разминку. (чтение слогов)

-Чтобы правильно и красиво писать в тетради, надо разогреть наши пальчики. А для этого выполним такое упражнение

— Рыбки под водой резвятся

Вместе плавают, кружатся,

И ныряют – раз, два, три…

Как им весело, смотри!

— Итак, язычок наш готов, пальчики тоже – запишем число

-Послушай стихотворение из веселой азбуки

Ель на ёжика похожа,

Ёж в иголках, ёлка – тоже.

-С какого звука начинается стихотворение –( ЙЭ) Напишем букву Ее

-Слава, а сейчас повторим гласные буквы (веера с буквами). Выбери из этих вееров тот, где записаны гласные буквы.

а, о, э, у, ы

я, ё, е, ю, и

— Вспомни, о чем подскажут нам гласные?

В слове столько слогов, сколько гласных букв.

кот – кот

кошка — кош-ка

котёнок – коёок

— Мы разделили слова на слоги, а как их нужно переносить с одной строки на другую?

Переноси слова с одной строки на другую по слогам.

кош-ка

ко-тёнок или котё-нок

— Запиши эти слова.

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда умчался вскачь.

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

— Слава, на прошлом уроке мы с тобой отметили гласные буквы в названиях животных, а для чего, не уточнили. Как ты думаешь, для чего? (гласные подскажут, сколько в слове слогов)

Зеб-ра, жи-раф, но-со-рог, слон, тигр, лев.

— Скажи, какие слова нельзя переносить?

Слова из одного слога нельзя переносить с одной строки на другую:

тигр, гром

— Давай запишем эти слова так, как можно их переносить.

— Я вижу, ты устал, выполним такие упражнения.

-А сейчас мы познакомимся с новым правилом переноса слов.

— Прочитай слова (о-са, о-си-на, а-ку-ла, а-ка-ци-я), в них есть слоги из одной буквы.

— Соотнеси слова с картинками.

Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку. Переноси так:

яго-ды

оси-на

— Запиши слова с черточками для переноса

оса, аку-ла, ака-ция, оси-на

— Запомни, как переносятся такие слова.

На следующем уроке мы с тобой продолжим делить слова для переноса.

Молодец, Слава, ты сегодня очень старался и получаешь оценку …. Хочу подарить тебе это солнышко, чтобы хорошее настроение у тебя длилось весь день.

Домашнее задание – повторить правила; упр.1, стр.74

— Урок окончен. Спасибо за урок.

Правила деления на слоги. Правила переноса. — Русский язык — Моя мастерская

Правила деления на слоги. Правила переноса слов

 Деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас — приставка, счит — корень; а, нн — суффиксы; ый — окончание). 

Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.

 На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный.

 Правила деления слов на слоги в русском языке

 1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок о-бо-док; страна стра-на; ночник но-чник; миниатюра ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

 3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

  • Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
  • Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
  • Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).
  • В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.
  • В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.

 То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

  •  два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
  •  два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

Правила переноса в русском языке

 1. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.

 2. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

Неправильно:

люб-овь
дяд-енька
реб-ята
паст-ух

Правильно:

лю-бовь
дя-денька, дядень-ка
ре-бята, ребя-та
па-стух, пас-тух

 Примечание 1. При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведёным правилом: без-умный и бе-зумный, без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и бе-заварийный.

 Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается.

Неправильно:

раз-ыскать
роз-ыгрыш

Правильно:

ра-зыскать, разыс-кать
ро-зыгрыш, розыг-рыш

 Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время приставка отчётливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум.

 3. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.

Неправильно:

под-ъезд
бол-ьшой
бул-ьон буль-он

Правильно:

подъ-езд
боль-шой
бу-льон

  4. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

Неправильно:

во-йна
сто-йкий
фе-йерверк
ма-йор

Правильно:

вой-на
стой-кий
фей-ерверк, фейер-верк
май-ор

 5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

Неправильно:

а-кация акаци-я

Правильно:

ака-ция

 6. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный.

Неправильно:

по-дбить
ра-змах

Правильно:

под-бить
раз-мах

7. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

Неправильно:

прис-лать
отс-транять

Правильно:

при-слать
от-странять

 8. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

Неправильно:

пятиг-раммовый

Правильно:

пяти-граммовый, пятиграм-мовый

 9. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.

Неправильно:

жу-жжать
ма-сса
ко-нный

Правильно:

жуж-жать
мас-са
кон-ный

 Это правило не относится к начальным двойным согласным корня: сожжённый, поссорить, а также к двойным согласным второй основы в сложных словах: нововведение.

10. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.

Неправильно:

спе-цодежда

Правильно:

спец-одежда

11. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.

 12. Из изложенных выше правил переноса следует, что

  • многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова. Возможные варианты переносов:

шум-ный, шу-мный
дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий
род-ство, родст-во, родс-тво
дет-ский, детс-кий
класс-ный, клас-сный
лов-кий, ло-вкий
скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
бит-ва, би-тва
сук-но, су-кно
пробу-ждение, пробуж-дение
Але-ксандр, Алек-сандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра
ца-пля, цап-ля
кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин
сест-ра, се-стра, сес-тра

  • Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, узнаю, фойе.

13. Нельзя переносить сокращённые обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц: 1917/г., 72/м, 253/км, 10/кг.

 14. Нельзя переносить «наращения», т.е. отрывать при переносе от цифры соединённое с ней дефисом грамматическое окончание; например, нельзя переносить: 1/-е, 2/-го.

 15. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа т.д., и т.п., и пр., т.е., о-во.

 16. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.

 17. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.

 Упражнение к теме «Правила деления на слоги. Правила переноса слов»

 Задание: разбейте на слоги данные слова; в скобках разделите эти же слова для переноса; выделите слова, которые нельзя разделить для переноса.

 Голыш, голышом, ершом, ураган, тюрбан, орган, сиятельный, плёночный, обгонять, бесспорный, гамма, бессрочный, уборочный, урождённый, изголовье, новелла, зубрила, диадема, телеграмма, эмблема, пальма, казарма, рифма, фирма, тьма, яма, желтизна, отчизна, королевна, ведьма, арена, флейточка, радио, точка, редька, калька, вуалька, каланча, паинька, перебранка, дублёнка, ящерка, прейскурант, перекраиваться, перекраивался, приятный, средства, осунувшийся, искусство, действия, расписание, деятельность, упал, представитель, вожжи, коллектив, аппарат, комиссия, равноправный, объектив, борются, район, сотрудник, въезд, выезд, подъезд, расправиться, подделаться, рассыпается, сотрудник, подытожить, используя, разыскать, накопленный, отгрузил, отгрузится, подъезжать.

 

Источники:

Правила деления на слоги. Правила переноса слов.

Правила деления на слоги. Правила переноса слов

 

Деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас — приставка, счит — корень; а, нн — суффиксы; ый — окончание). См. подробно: Как делать морфемный разбор слова?.

 

Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.

 

На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный.

 

Правила деления слов на слоги в русском языке

 

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

  • Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.

  • В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

  • Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок  о-бо-док; страна  стра-на; ночник  но-чник; миниатюра  ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

 

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

  • Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.

  • Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.

  • Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).

  • В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.

  • В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.

 

То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.

 

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].

  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

  •  два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;

  •  два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключениесоставляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквыр, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

Правила переноса в русском языке

 

1. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.

 

2. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

 

Неправильно:

люб-овь
дяд-енька
реб-ята
паст-ух

Правильно:

лю-бовь
дя-денька, дядень-ка
ре-бята, ребя-та
па-стух, пас-тух

 

Примечание 1. При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведёным правилом: без-умный и бе-зумныйбез-ответственный и бе-зответственныйраз-очарованный и ра-зочарованныйбез-аварийный и бе-заварийный.

 

Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы,не разрешается.

 

Неправильно:

раз-ыскать
роз-ыгрыш

Правильно:

ра-зыскать, разыс-кать
ро-зыгрыш, розыг-рыш

 

Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время приставка отчётливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум.

 

3. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.

 

Неправильно:

под-ъезд
бол-ьшой
бул-ьон буль-он

Правильно:

подъ-езд
боль-шой
бу-льон

 

4. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

 

Неправильно:

во-йна
сто-йкий
фе-йерверк
ма-йор

Правильно:

вой-на
стой-кий
фей-ерверк, фейер-верк
май-ор

 

5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

 

Неправильно:

а-кация акаци-я

Правильно:

ака-ция

 

6. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный.

 

Неправильно:

по-дбить
ра-змах

Правильно:

под-бить
раз-мах

7. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

 

Неправильно:

прис-лать
отс-транять

Правильно:

при-слать
от-странять

 

8. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

 

Неправильно:

пятиг-раммовый

Правильно:

пяти-граммовый, пятиграм-мовый

 

9. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.

 

Неправильно:

жу-жжать
ма-сса
ко-нный

Правильно:

жуж-жать
мас-са
кон-ный

 

Это правило не относится к начальным двойным согласным корня: сожжённый, поссорить, а также к двойным согласным второй основы в сложных словах: нововведение.

 

10. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.

 

Неправильно:

спе-цодежда

Правильно:

спец-одежда

11. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.

 

12. Из изложенных выше правил переноса следует, что

  • многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова. Возможные варианты переносов:

шум-ный, шу-мный
дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий
род-ство, родст-во, родс-тво
дет-ский, детс-кий
класс-ный, клас-сный
лов-кий, ло-вкий
скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
бит-ва, би-тва
сук-но, су-кно
пробу-ждение, пробуж-дение
Але-ксандр, Алек-сандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра
ца-пля, цап-ля
кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин
сест-ра, се-стра, сес-тра

  • Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, узнаю, фойе.

13. Нельзя переносить сокращённые обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц: 1917/г., 72/м, 253/км, 10/кг.

 

14. Нельзя переносить «наращения», т.е. отрывать при переносе от цифры соединённое с ней дефисом грамматическое окончание; например, нельзя переносить: 1/-е, 2/-го.

 

15. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа т.д., и т.п., и пр., т.е., о-во.

 

16. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.

 

17. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.

 

Упражнение к теме «Правила деления на слоги. Правила переноса слов»

 

Задание: разбейте на слоги данные слова; в скобках разделите эти же слова для переноса; выделите слова, которые нельзя разделить для переноса.

 

Голыш, голышом, ершом, ураган, тюрбан, орган, сиятельный, плёночный, обгонять, бесспорный, гамма, бессрочный, уборочный, урождённый, изголовье, новелла, зубрила, диадема, телеграмма, эмблема, пальма, казарма, рифма, фирма, тьма, яма, желтизна, отчизна, королевна, ведьма, арена, флейточка, радио, точка, редька, калька, вуалька, каланча, паинька, перебранка, дублёнка, ящерка, прейскурант, перекраиваться, перекраивался, приятный, средства, осунувшийся, искусство, действия, расписание, деятельность, упал, представитель, вожжи, коллектив, аппарат, комиссия, равноправный, объектив, борются, район, сотрудник, въезд, выезд, подъезд, расправиться, подделаться, рассыпается, сотрудник, подытожить, используя, разыскать, накопленный, отгрузил, отгрузится, подъезжать.

 

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Конспект урока по русскому языку «Перенос слов» — 3 класс- Перспектива

Этап урока

Метод и приемы

Хро нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

2.

Организационный момент

Практ.: определение темы урока.

Мотивационный

Практ.: повторение правила.

Практ.: выборочное списывание с грамматическим заданием.

Слов.: самопроверка

Слов.: определять правильность предположений и находить верный способ решения  грамм.задачи.

Слов.: определять тему и цель урока

≈ 1

≈ 14

Начинается урок,

Он пройдёт ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Свои знанья показать.
Сегодня  урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Анастасия Дмитриевна.

Словарно-орфографическая работа.

— Откройте рабочие тетради. Запишите число, классная работа.

— Вспомните правило деления слов на слоги. (Сколько в слове гласных, сколько и слогов)

-Сейчас я прочитаю слова, а ваша задача написать эти слова в нужный столбец. (1слог, 2слога,3слога)

—  Треск, кольцо, озеро, утюжить, играют, мойте, слон, аллея, смех, ворчун.

1слог

2слога

3слога

треск

слон

смех

кольцо

мойте

ворчун

озеро

утюжить

играют

аллея

— Какие слова, вы записали в первый столбец? (треск, слон, смех)

— У кого по-другому?

— Какие слова, вы записали во второй столбец? (кольцо, мойте, ворчун)

— У кого не так?

— Какие слова, вы записали в третий столбец? (озеро утюжить, играют, аллея)

— Докажите что в них 3 слога.

— Каким правилом вы пользовались, чтобы определить в какой столбец нужно записать слово?  (Сколько в слове гласных, сколько и слогов)

— Один ученик второго класса предложил в тех случаях,  когда слово не умещается на строке, подклеивать страницу, а другой ученик делит слово точно на пополам и так переносит его со строки на строку: зан-оза, сор-ока. — Кто из них прав? Первый ученик или второй? (никто из ребят.)

— Какие правила переноса слов со строки на строку вы уже знаете? (ответы детей)

— Давайте определим тему нашего урока? (Т.: Перенос слов)

-Какую цель мы поставим на этот урок? (Ц.: Повторить и закрепить правило переноса.)

Записывать число и классная работа в тетрадь.

Распределять слова в 3 столбика по грамматической характеристике.

Проверять работу.

Слушать грамматическую задачу.

Отвечать на вопросы.

Определять тему и цель урока.

Р: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

Р: осмысляют учебный материал.

Р: проверять выполненную работу по эталону.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями; формулируют ответы.

Р: формулировать тему и цели урока

3.

4.

Решение частных задач.

Практ.: робота с правилом.

Слов.: закрепление правила.

Практ.: работа с  упражнением.

Слов.: выбирать нужные слова

Слов.: выбор правил.

Практ.: письменное грамматическое упражнение.

Слав.: повторение правил, которыми пользовались

Физ.минутка

Практ.: работа в парах.

Слов.:  ответы на вопросы.

Слов.:  выбор правильного переноса для каждого слова.

Практ.: запись грамматического упражнения

Практ.: работа с упражнением.

Слов.: ответы на вопросы.

Практ.: запись упражнения в тетрадь.

Слов.: проверка по вопросам.

≈ 15

≈2

Работа с правилом

— Откройте учебник на стр. 56. Прочитайте «Узелки на память». Кто желает прочитать вслух это правило?

-Что нужно сделать, в первую очередь со словом? (Разделить его на слоги)

— А во вторую…? (1. Помнить, что оставлять или переносить одну букву нельзя, даже если она составляет слог. 2.Помнить, что буквы Й, Ь, Ъ нельзя отрывать от предыдущей буквы)

— Как можно переносить слова со строки на строку? ( по слогам)

-Как можно переносить слова с двойными согласными? (Из двойных согласных одна остаётся на строке, другая переносится: ван-на)

— А сейчас закройте учебник и расскажите в парах друг другу это правило.

— Кто хочет рассказать правило.

— Прочитайте задание к упражнению 87.

— Кто прочитает эти строки?

— А скажите, какие из выделенных слов нельзя перенести? (Даю, его)

— Почему?  (Потому что нельзя переносить или оставлять одну букву на строке)

-Откройте рабочие тетради, запишите упражнение 87.

На следующей строчке запишите эти два слова.

— Назовите слова, которые имеют один способ переноса. (Возь-му, при-шью)

— Почему? (Потому что нельзя отрывать Ь от предыдущей буквы)

— Запишем так, как будто переносит. Кто прочитает, как будем записывать? (Возь-му, при-шью)

— Сколько способов существует для переноса слова «в квартире»? (Два)

— Какие способы? (В квар-тире, в кварти-ре)

— Записываем это слова двумя способами на следующей строчке.

— Какими правилами мы пользовались для выполнения этого упражнения? (Не отрывать Ь от предыдущей буквы; правило переноса по слогам; не переносить и не оставлять одну букву на строке)

— А теперь давайте проведём физ.минутку.

Упр.88

— Прочитайте первую часть задания к упражнению.

— В парах обсудите все варианты переноса данных слов.

— Кто расскажет и объяснит, как можно переносить слова из первой строчке? (

                                                                                                    )

— Запишем слова из первой строчке со всевозможными переносами. (ПОКАЗ                                                                                        

                                                                                                     )

— Кто расскажет и объяснит, как можно переносить слова из второй строчке? (        )

— Запишем слова из второй строчке со всевозможными переносами. (                 )

— Кто расскажет и объяснит, как можно переносить слова из третей строчке? (        )

— Запишем слова из третей строчке со всевозможными переносами. (                 )

— Кто расскажет и объяснит, как можно переносить слова из четвёртой строчке? (        )

— Запишем слова из четвёртой строчке со всевозможными переносами. (                 )

— Посовещайтесь в парах и найдите лишнее слово в каждой группе.

(Пассажир; гвоздь; журналист; ванна)

-Почему?

-Какое слово с общим значением можно подобрать к каждой группе слов? (Транспорт; инструменты; школа; водоёмы)

-Какая часть речи объединяет эти слова? Почему? (Имя существительное. Все слова обозначают предмет, отвечают на вопросы:  кто? что?)

— Какие правила мы использовали для выполнения этого упражнения? Какую часть речи вспомнили?

— Посмотрите на странице 57 упражнение 89.

— Кто желает прочитать текст?

— К какому типу относится текст? (Текст-повествование)

— Докажите!

— Кто такие геологи? (Специалисты, которые изучают размещение полезных ископаемых)

— Откройте тетради, напишите упражнение 89.

— Теперь выпишем выделенные слова всеми способами переноса.

-А почему Дальний Восток написан с большой буквы? (это название региона России)

-Кто пойдёт к доске записывать первое слово? и т.д. (Даль-него, Дальне-го; Вос-тока, Восто-ка, к дру-зьям; спо-койно, спокой-но, угос-тили, угости-ли)

— Молодцы!

— Прочитайте этот текст ещё раз про себя и закройте учебник.

— 1. От куда и куда геологи отправили медвежонка Тишку? (Медвежонка отправили с Дальнего Востока в город Воронеж)

— 2. Как вёл себя медвежонок на аэродроме? (Медвежонок вёл себя спокойно)

— 3. Чем угощали Тишку в самолёте? (В самолёте его угостили сладостями)

— 4. С кем он подружился за время полёта? (За время полёта медвежонок подружился со всеми пассажирами)

— Кто желает пересказать подробно этот текст опираясь на вопросы?

Читать и анализировать правило.

 

Повторять и закреплять правило.

Разбирать и выполнять упражнение.

Читать задание: выбирать нужные слова.

 

Работать с упражнением; делить слова на слоги, для переноса; писать упражнение в тетрадь.

Приводить физ.минутку.

Выбирать правильный перенос для каждого слова в каждой строчке.

Записать слова с верными и всевозможными переносами слов.

Выбирать лишнее слова в каждой группе; объяснять почему.

Работать с грамматическим упражнением

Работать у доски и в тетради.

Сверять с доской.

Отвечать на вопросы по тексту.

Пересказать подробно текст упражнения.

П: работать с правилом учебника; дополняют и расширяют знания.. 

Р: осмысляют учебный материал.

К: участвуют в учебном диалоге, формулируют ответы.

Р: осмысляют учебный материал.

К: оформляют свои мысли в устной форме; приходить к общему решению; участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы.

К: оформляют свои мысли в устной форме; приходят к общему решению; формулируют ответы.

К: оформляют свои мысли в устной форме; приходить к общему решению.

П: работать с учебным текстом, выполнение задания.

Р: осмысляют учебный материал; проверять выполненную работу с доской.

К: формулируют свои мысли в устной форме; приходить к общему решению.

5.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словес.:  формулировка итога урока; посторенние правил.

Практ.: усвоение материала.

≈3

—  Какие правила переноса мы вспомнили? (1. Помнить, что оставлять или переносить одну букву нельзя, даже если она составляет слог. 2.Помнить, что буквы Й, Ь, Ъ нельзя отрывать от предыдущей буквы. 3. Из двойных согласных одна остаётся на строке, другая переносится: ван-на)

—  (Лесенка успеха) Кто считает, что он усвоил все правила переноса и может поставить себя на верхнюю ступень, поднимите обе руки.

— Кто считает , что он не совсем всё понял или не усвоил какое-то правило и считает что он на второй ступени – поднимите левую руку.

— А кто совсем ни чего не понял и считает, что он на последней ступени – поднимите правую руку.

-Спасибо за урок!

Подводят итог по теме; повторяют правила переноса слов.

Подводят итоги урока.

П: проводить анализ работы.

План-конспект урока по русскому языку (3 класс): Перенос слов 3 класс

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

УУД

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли у вас подготовлено к уроку? Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место. (Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.)

(Р) — организовать свое рабочее место под руководством учителя;

(Л) — правильная посадка за партой.

Минутка чистописания

Откройте тетрадь, напишите число, классная работа. Не забывайте про точки.

Посмотрите на закономерность.

Продолжите ее до конца строчки.

(К) — умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками.

(Р) — умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку.

(П) — умение строить речевое высказывание.

Актуализация темы

Запишите слова в три столбика. В первый – слова из одного слова, во второй – слова из двух слогов, в третий – слова из трех слогов.

треск            кольцо         озеро

слон             мойте           утюжить

смех             ворчун         играют

— Все ли справились с заданием?

— Давайте вспомним правило деления слов на слоги (сколько в слове гласных, столько и слогов)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Повторение изученного

— Ребята, один ученик второго класса предложил в тех случаях, когда слово не умещается на строке, подклеивать страницу, а другой ученик делит слово точно пополам и так переносит его со строки на строку: зан-оза, сор-ока. Кто из них прав?

Какая тема сегодняшнего урока? (Перенос слов)

Какую цель мы поставим перед собой? (Повторить и закрепить правило переноса слов)

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

— Какие правила переноса слов со строки на строку вы уже знаете?

— Давайте откроем учебник на странице 56 и прочитаем узелки на память, проверим, правы мы или нет (чтение правила)

— Как можно переносить слово со строки на строку (разделив его на слоги)

— Что не разрешается делать? (переносить или оставлять одну букву на строке)

— Что вы скажете про буквы й, ь и ъ? (их нельзя отрывать от предшествующей буквы)

Выпишите выделенные слова из упр. 87 и разделите их для переноса.

(квар-ти-ре, его, даю, возь-му, при-шью)

ВСЕ ЛИ СЛОВА УДАЛОСЬ РАЗДЕЛИТЬ ДЛЯ ПЕРЕНОСА? Почему? (не удалось разделить слова его и даю, так как остаются на строке по одной букве, а так делать нельзя)

Назовите слова, у которых один вариант переноса. Какое правило помним, когда переносим эти слова? (возьму и пришью – мягкий знак нельзя переносить без предшествующей буквы)

Сколько вариантов переноса у слова квартира? Назовите их. (квар-тира, кварти-ра)

Познавательные Умение сравнивать, выделять существенные признаки

Словарная работа.

Диктант : килограмм, коллекция, коллектив, аккуратный.

Сейчас у нас с вами будет словарная работа. Я диктую слова, а вы записываете их через запятую.

Проверьте. (проверка со слайда)

Поставьте в каждом слове ударение и подчеркните орфограммы.

— Как разделить для переноса слова с удвоенной согласной? (Нужно одну согласную оставить на строке, а другую перенести) 

Бывают случаи, когда в словах стоит двойная согласная. Их делят так: одна согласная остается на строке, вторая – переходит на новую.

Разделите вертикальной линией удвоенные согласные на месте переноса.

Первый ряд составьте предложение со словом килограмм, 2 ряд- коллекция, 3 ряд –коллектив.

(После выборочно спрашиваю с каждого ряда)

— Давайте составим алгоритм переноса слов

1. Чтобы перенести слово со строки на строку, нужно разделить его на слоги.

2. Если имеются буквы й, ь и ъ, их не будем отрывать от предшествующей буквы.

3. Одну букву нельзя оставлять и переносить. 

4. Удвоенные согласные одну оставляем на строке, другую переносим на новую.

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Закрепление изученного материала

— Выполним упражнение 88. Что нужно сделать?

— Прочтите первую строчку, деля слова для переноса.

Ав-то-мо-биль, трол-лей-бус, трам-вай, пас-са-жир

— Какое слово лишнее? (пассажир) Почему? (всё остальное – вид транспорта)

— Выполним вторую строчку.

То-пор, дрель, мо-ло-ток, па-яль-ник, гвоздь

— Какое слово лишнее? (гвоздь) Почему? (всё остальное – инструменты)

— Выполним третью строчку.

Учи-тель, жур-на-лист, маль-чик, ис-то-рик

Какое слово лишнее? (мальчик) Почему? (всё остальное – профессии)

— Выполним последнюю строчку.

оке-ан, ре-ка, мо-ре, озе-ро, пруд, ван-на

Какое слово лишнее? (ванна) Почему? (всё остальное –водоёмы)

— Какая часть речи объединяет все эти слова? (имя существительное. Все эти слова обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

Физминутка

Работа в паре

-Поработаем в парах. На партах у вас лежат карточки со словами. Выпишите только те слова, которые…

имеют 1 вариант переноса – 1ряд

имеют 2 варианта переноса – 2ряд

перенести нельзя – 3 ряд

Брянск, апельсины, Челябинск, пальто, картофель, подъезд, улица, Тверь, чудеса, овёс, магазин, ванная, автобус, страна, сентябрь, язык, взять, йод

Брянск паль/то апель/си/ны

Тверь подъ/езд Че/ля/бинск

овёс ули/ца кар/то/фель

язык ван/ная чу/де/са

взять стра/на ма/га/зин

йод сен/тябрь ав/то/бус

Давайте вместе с вами проверим. Отвечает первый ряд. Почему вы выбрали именно эти слова.  (Отвечают используя алгоритм)

1 – Пальто, подъезд, улица, ванная, сентябрь, страна

2 – апельсины, Челябинск, картофель, чудеса, магазин, автобус

3 – Брянск, Тверь, овес, язык, взять, йод

Самостоятельная работа

Тест по теме «Перенос слов»

1.Слова переносят:

а) по буквам

б) по слогам

в) по звукам

2.При переносе слова с двойными согласными :

а) обе согласные остаются на первой строчке

б)обе согласные переносятся на вторую строчку

в) одна буква остается на первой строке, а другая переносится

3.Выбери слова, которое нельзя перенести:

а) Алиса в) весёлый

б) соль г) осень

4. Отметь слова, которые неправильно перенесли :

а) боль-шая д) осен-ний

б) бо-льшая е) осе-нний

в) край-ний ж) ё-жик

г) кра-йний з) ёжик

5. Как перенести слова с й:

а) буква й при переносе остается на строке вместе с предыдущей буквой;

б) буква й при переносе отделяется от предыдущей буквы и переносится на другую строку;

в) слова с буквой й не переносятся.

6. Отметь слова, которые правильно перенесли:

а) май-ка

б) са- йка

в) за-йка

г) гай-ка.

Проверка по эталону. Оценивание учащимися своих результатов.

Регулятивные:

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ

— Какие правила переноса слов мы сегодня повторили?

Поднимите руки, кто бы поставил себя на 1ую ступень, на 2ую ступень, 3ю?

(Р) — выделение и осознание учащимися того, что уже освоено

(П) — умение строить речевое высказывание

(Р) — осознание качества и уровня освоения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *