Правописание деепричастий – Урок по русскому языку «Деепричастие как глагольная форма. Правописание деепричастий» (10 класс)

Правописание деепричастий — методическая рекомендация. Русский язык, 7 класс.

1. НЕ с деепричастиями: слитно или раздельно? 1 вид - рецептивный лёгкое 2 Б. Правописание частицы Не- с деепричастиями.
2. Гласные перед суффиксом 1 вид - рецептивный лёгкое 1,5 Б. Орфограмма: «Гласная перед суффиксом деепричастия».
3. НЕ: слитно или раздельно? 1 вид - рецептивный среднее 2,5 Б. Правописание частицы Не- с глагольными формами.
4. Объяснение постановки гласной перед суффиксом 1 вид - рецептивный среднее 3 Б. Орфограмма: «Гласная перед суффиксом деепричастия».

Деепричастие как глагольная форма, деепричастный оборот

1. Причастие и деепричастие 2 вид - интерпретация лёгкое 2 Б.
Заполнение таблицы.
2. Деепричастия совершенного и несовершенного вида 1 вид - рецептивный лёгкое 2 Б. Образовать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
3. Употребление деепричастного оборота 2 вид - интерпретация лёгкое 2 Б. Ввод деепричастного оборота в предложение.
4. Вид и возвратность деепричастий 2 вид - интерпретация среднее 3 Б. Нахождение деепричастия и определение его вида и возвратности.
5. Образование деепричастий 2 вид - интерпретация среднее 6 Б. Образование деепричастий и их обособление.
6. НЕ с различными частями речи 2 вид - интерпретация среднее 3 Б.
Выбор правила.
7. Культура речи 3 вид - анализ сложное 4 Б. Редактирование текста.
8. Деепричастный оборот 2 вид - интерпретация сложное 6 Б. Решение пунктуационных задач.
9. Деепричастие — особая форма глагола 3 вид - анализ среднее 1 Б. Выбор правильного ответа. Теоретический тест.
10. Морфологический разбор деепричастия 3 вид - анализ сложное 4,5 Б. Морфологический анализ деепричастия.

5.7 Правописание причастий и деепричастий

Правописание суффиксов причастий и деепричастий

1. Если действительное причастие настоящего времени образовано от глагола I спряжения, то пишется суффикс -ущ- или -ющ- (летать - летающий, звать - зовущий), если же действительное причастие настоящего времени образовано от глагола II спряжения, то пишется суффикс -ащ- или -ящ- (звонить - звонящий, смотреть - смотрящий). Исключение: брезжить – брезжущий.

2. Если страдательное причастие настоящего времени образовано от глагола I спряжения, то пишется суффикс -

ем- или -ом- (рисовать - рисуемый, вести - ведомый), если же страдательное причастие настоящего времени образовано от глагола II спряжения, то пишется суффикс -им- (возить - возимый).

Исключение: движимый.

3. Если страдательное причастие прошедшего времени образовано от глагола на -ать, - ять, то пишутся суффиксы -анн-, -янн- (прочитать - прочитанный, развеять - развеянный), если страдательное причастие прошедшего времени образовано от глагола на -еть, -ить, -ти, -чь, то пишется суффикс -енн- (запрячь - запряжённый, спасти -спасенный).

4. Перед суффиксами -в (-вши) в деепричастиях совершенного вида пишется та же гласная, что и перед суффиксом -л в прошедшем времени, например: обидев (обидел), бросив (бросил), растаяв (растаял) , замешкавшись (замешкался).

5. Правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени:

пишется -н-

пишется -нн-

В кратких страдательных причастиях прошедшего времени(развеян, прочитан)

В полных причастиях,имеющих при себеприставки (кроме не-): развеянный, запряженный

В отглагольных прилагательных, образованных от причастий и не имеющих при себе приставок или зависимых слов (правленая рукопись)

В полных причастиях, если они имеют при себезависимые слова(правленная редактором рукопись)

5.8 Правописание наречий

1. Если наречие образовано от краткого прилагательного и имеет приставку в-, на-или за-, то на конце пишется гласная о (направо, влево, заново).

если же наречие также образовано от краткого прилагательного, но имеет приставку до-, из-, с-, то на конце пишется гласная а (справа, изредка, добела).

2. На конце наречий после шипящей всегда пишется ь (мягкий знак). Исключение: уж, замуж, невтерпеж.

Наречия пишутся слитно:

Наречия пишутся через дефис:

Наречные сочетания пишутся раздельно:

если они образованы путём соединения предлога с наречием(навсегда) или с кратким прилагательным (наглухо, влево)

если они образованы при помощи приставки по- от полных прилагательных или наречий, оканчивающихся на -ому, -ему, -ки, -ьи (по-моему, no-старому, по-русски, по-кошачьи)

если они состоят из существительных с предлогом между ними(с глазу на глаз, плечом к плечу)

если они образованы путем прибавления предлогов в и на к собирательномучислительному (втрое, надвое)

если они образованы при помощи приставки в-(во-) от порядковых числительных(во-первых, во-вторых, в-третьих)

если они представляют собой сочетания с предлогами без, до, на, си т.д. (без удержу, на бегу, с ходу)

если они образованы путем прибавления предлога к полному прилагательному или местоимению(вручную, напропалую, вовсю)

Исключение: если прилагательное начинается с гласной, то предлог в пишется отдельно (в открытую)

если они образованы путем повторения одного или того же наречия или путем сложения синонимичных слов(еле-еле, тихо-смирно)

если существительное в составе этого сочетания сохранило некоторое значение падежной формы(за границу, на совесть)

если существительные, от которых образованы наречия, в современном русском языке самостоятельно не употребляются(взаперти, вдребезги)

если прилагательное, от которого образовано наречие, начинается с гласной, то предлог в пишется отдельно(в открытую)

наречия с пространственным значением, образованные от таких существительных, как даль, высь, началои т.д. (вдаль, сначала)

примечание: если в предложении есть пояснение к существительному, то тогда такие слова уже не наречия, а сочетания существительного с предлогом и пишутся раздельно (с начала книги),

если между приставкой-предлогом и существительным, от которых образовано наречие, нельзя поставить определение, пишутся слитно; если же это можно сделать, то данные слова представляют собой сочетание существительного с предлогом и пишутся раздельно (ср.: измучить вконец - прийти в конец коридора).

Урок по русскому языку "Деепричастие как глагольная форма. Правописание деепричастий" (10 класс)

Тема: Деепричастие как глагольная форма. Правописание деепричастий.

Цель: повторение и обобщение знаний учащихся о глагольных формах; формирование умений и навыков образования деепричастий, морфологического разбора деепричастий; употребление деепричастий в речи; знаки препинания при деепричастном обороте.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Запишите число, классная работа, оставьте строку для темы урока и приготовьтесь к записи предложений.

II. Запись предложений.

Дмитрий Иванович Менделеев – талантливый русский химик. Расположив химические элементы с учетом их атомного веса, он открыл периодический закон, изложенный в статье, которая была закончена и сдана в печать в феврале 1869 года.

– Обратите внимание, что эти же предложения размещены в печатных материалах у вас на столах, но без знаков препинания. (Дмитрий Иванович Менделеев талантливый русский химик. Расположив химические элементы с учетом их атомного веса он открыл периодический закон изложе..ый в статье которая была законче..а и сда..а в печать в феврале 1869 года.)

– Прочитайте предложения со знаками препинания, объясните правописание слов с пропусками.

– Итак, слова с пропусками – это причастия. Что такое причастие?

– Назовите морфологические признаки причастия. Признаки каких частей речи имеет причастие?

– Какую синтаксическую роль выполняют причастия в предложении?

– Определите синтаксическую роль причастий в записанных предложениях.

– Какую еще глагольную форму вы знаете? Есть ли она в предложениях? (Расположив)

– Запишите тему урока: «Деепричастие как глагольная форма».

III. Целеполагание.

– Определите направления нашей работы по этой теме на уроке. Что мы уже знаем о деепричастии?

План записывается на доске:

– Грамматическое значение.

– Морфологические признаки.

– Образование деепричастия.

– Синтаксическая роль в предложении.

– Употребление деепричастия в речи.

–Зачем нам это нужно знать? (Чтобы правильно писать деепричастия, использовать их в речи.)

IV. Знакомство с теоретическим материалом. Первичное закрепление материала.

– Все правильно. А теперь приступим. На примере деепричастия расположив сможем вывести ряд закономерностей, свойственных деепричастиям.

1. Значение деепричастия.

–От какого слова в предложении зависит деепричастие? (От глагола-сказуемого)

– Что означает глагол? (Основное действие.)

– Какой вопрос задаем к деепричастию? (Как? Каким образом?)

– Какой дополнительный вопрос мы можем также задать к деепричастию? (Что сделав?)

– Какое же действие обозначает деепричастие? (Второстепенное, добавочное, дополнительное.)

– Что такое деепричастие? (Деепричастие – глагольная форма, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом-сказуемым.)

2. Морфологические признаки деепричастия.

– К деепричастию мы можем поставить ряд вопросов. Вопросы как? каким образом? мы задаем также к какой части речи? (К наречию.)

– Вопрос что сделав? напоминает нам о глаголе.

– Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие? (В нем совмещаются признаки наречия и глагола.)

– Назовите их.

Признаки глагола:

– Вид.

– Возвратность.

– Переходность.

– Значение.

Признаки наречия:

– Не изменяется.

– Вопросы.

– Примыкает к глаголу.

– В предложении – обстоятельство.

– Итак, признаки каких частей речи свойственны деепричастиям?

3. Словообразование деепричастия.

– Мы с вами выполним морфемный и словообразовательный разбор деепричастия.

расположив

Дополнительные вопросы по морфемному разбору:

– Почему нет окончания? (Неизменное слово.)

Расположив ← расположить (суффиксальный способ)

– Итак, от чего и с помощью чего образуется деепричастие?^

– Какие еще суффиксы, кроме -в, принимают участие в образовании деепричастий?

– Заполните таблицу «Суффиксы деепричастий», используя материал §53.

(Учащиеся заполняют таблицу.) млайд

4. Выполнение задания на формообразование.

– От глаголов, записанных на доске, образуйте деепричастия. Определите их вид, выделите формообразующий суффикс.

Услышать → услышав.

Глядеть→ глядя.

Свалиться → свалившись.

Быть → будучи.

Обезуметь → обезумев.

Глядя, принёсши, крича, замахнувшись, испёкши, прищурясь, нахмурясь, услышав.

– Обратите внимание на соблюдение орфоэпических норм в глаголе и деепричастии обезуметь и обезумев. А также следует запомнить ударение в деепричастиях (слова записаны на обратной стороне доски):

ржа́вея

че́рпая

балу́ясь

волоча́ (Учащиеся записывают слова и ставят в них ударение.)

5. Синтаксическая функция деепричастия.

– Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении? (Оно является обстоятельством.)

– Как называется деепричастие с зависимыми словами? (Деепричастный оборот.)

– Каким членом предложения является деепричастный оборот? (Обособленным обстоятельством.)

– Почему одиночное деепричастие и деепричастный оборот называются обособленным обстоятельством? (Выделяется запятыми.)

1. От реки шёл туман, окутывая прибрежные кусты.2. Турист быстро шагал по тропинке, весело посвистывая.3. Тропинка, извиваясь змейкой, вела к камышовым зарослям. 4. Собака бежала впереди охотника, постоянно 6. Утки, покружившись над городом, сели на воду около тростника. оглядываясь. 5. Тетерев, тяжело взмахнув крыльями, поднялся и полетел

6. Конструирование предложений с деепричастием и деепричастным оборотом.

слайд

 Менделеев (являться) гениальным химиком первоклассным физиком плодотворным оригинальным мыслителем умел быть философом в химии физике и исследователем других областях естествознания. Мысль Менделеева (развиваться) неудержимо увлекала его далеко за пределы избранной темы. Менделеев (быть) горячим проповедником науки и культуры часто выступал перед аудиторией преподавал в университете писал статьи.

Выдающиеся открытия великого русского ученого сыграли огромную роль в развитии важнейших научных направлений.

– Проверка выполненного задания. Какие знаки препинания ставятся при деепричастии и деепричастном обороте?

Несделанная работа, не шуметь, не терпя возражений, сильно недоумевая, не сделанная вовремя работа, не читал, ничем не укреплённый берег, ненавидеть, стол не накрыт, недомогая с утра, ненаписанное сочинение, ненавидя ложь, не поеду, нисколько не думая, ненавидя ложь, не исследованное до сих пор явление, нездоровится, неистовствуя от досады, не изучаемый в школе предмет, говорить не думая, не развязав мешок

V. Знакомство с понятием адвербиализации.

– Деепричастия могут утрачивать значение действия и переходить в разряд наречий. Этот процесс называется адвербиализацией. (Учащиеся записывают слово в тетрадь.) Одним из характерных признаков перехода деепричастия в наречие является отсутствие зависимых слов. В том случае, когда произошла адвербиализация, наречие не обособляется.

– Выполните задание №3 в распечатках, отметив лишь номера предложений с одиночным деепричастием и наречием.

(1)Вскочив он стукнулся головой о низкий потолок. (2)Пуля взвизгнув отскочила рикошетом. (3)Он пишет стоя. (4)Стоя легче забросить мяч в корзину. (5)Отец похлопал любя сына по плечу. (6) Перед командиром надо стоять вытянувшись. (7)Подтянувшись он легко достал верхнюю перекладину ворот. (8)Ты всегда читаешь лежа. (9)Эти дети играя добились больших успехов. (10)За городом пылал дымясь огонь большого костра.

(Ответ:

Одиночные деепричастия: №1,2,4,7,9,10.

Наречия: №3,5,6,8.)

VI. Развитие речи. Употребление деепричастий в речи. Синтаксические нормы(построение предложения с деепричастным оборотом)

Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, необходимо знать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемомСидя на ветке, белка грызла орехи.(Грызла (к а к?) сидя на ветке.) Поэтому и основное, и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель — подлежащее, выполняющее оба действия).

Но в односоставных предложениях, где подлежащего нет, сказуемое может быть выражено глаголом в одной из трех форм:

  1. В форме повелительного наклонения: Читая текст, обращайте внимание на способы выражения авторской позиции.

  2. В форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения: Читая текст, обращаю внимание на способы выражения авторской позиции. (Подлежащее «я» легко восстанавливается и относится как к сказуемому, гак и к деепричастию).

  3. В форме инфинитива в значении повелительного наклонения:

Читая текст, следует обратить внимание на способы выражения авторской позиции.

Обратите внимание!

    1. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное глаголом- сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (нельзя:«Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко»),

    2. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении (нельзя: «Гуляя вечером, мне нездоровилось»),

    3. Если предложение выражено конструкцией со страдательным причастием, деепричастный оборот не может быть употреблен, так как исполнитель действия, выраженного сказуемым, и исполнитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают (нельзя: «Доставив необходимые медикаменты, самолет МЧС будет осмотрен техниками»).

  1. Редактирование предложений с деепричастным оборотом.

– При употреблении деепричастий в речи возможны ошибки.

Устно выполним задание .

    1. Опираясь на утверждение самого автора, эта статья была написана в 1871 году.

    2. Человек тяжело шел, опиравшись на толстую суковатую палку.

    3. Читая статью, чувствуется сила каждого слова.

– Прочитайте полученный материал и, опираясь на него, выполните по вариантам тестовые задания.

      1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая историю своей страны,

  1. летописи помогут вам в этом.

  2. читайте мемуары очевидцев исторических событий.

  3. в музеях хранится множество уникальных документов.

  4. архивы играют огромную роль.

      1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Готовясь к написанию сочинения,

  1. критическая литература современников вам необходима.

  2. делаются выписки из критики.

  3. нежелательно пользоваться готовыми образцами.

  4. непременно прочитайте сначала само произведение.

      1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Окончив школу,

  1. нас направили в училище.

  2. нам выдали аттестат.

  3. многие поступают в институт.

  4. учителя советовали мне учиться дальше.

      1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

С головы до ног оглядев меня,

  1. лицо его выражало пoлнoe paзoчapoвaниe.

  2. мне показалось странным это молчание.

  3. она попросила впредь предупреждать о приезде.

  4. ему было необходимо разобраться в своих чувствах.

      1. Какое предложение с деепричастным оборотом не содержит ошибки?

1)Совершая такие длительные перелёты, поражает способность птиц ориентироваться.

2) Выдвинув гипотезы о происхождении языков, они были подтверждены сравнительно-историческим анализом.

3)Устанавливая родство языков, лингвисты дают ценный материал для исторических исследований.

4)Читая корреспонденцию, внимание редактора привлёк необычный почерк.

Ответы: 1-2, 2-4, 3-3, 4-3, 5-3.

5 Работа с текстом. Прочитайте текст и определите его тему. Докажите, что это повествование. Озаглавьте текст. Расставьте знаки препинания. Выпишите причастные и деепричастные обороты вместе с тем словом, от которого они зависят. Укажите вид деепричастий.

Охота.

Мы шли очень тихо и осторожно, иногда переговариваясь знаками и тихим свистом. На краю мохового болота мой спутник, деревенский охотник Вася, остановился. Неторопливо сняв заплечный мешок, прислонив ружьё к стволу сосны, сделав мне условный знак, он стал готовиться.

Откашлявшись и оглядевшись, он приложил ко рту сложенные рупором ладони и, закинув голову, удивительно точно начал подражать волчьему вою. Не всякому охотнику удастся услышать близко волчий вой. Страшна, жутка волчья песня: есть в ней и скитальческая печаль ,и злая угроза разбойника, и жалоба на лютый голод.

У верного спутника моего по лесным охотам, деревенского охотника Васи, выходило очень похоже. Подражая старому волку, Вася заводил глухим тонким голосом, потом снижал голос и обрывал песню, низко нагнувшись над землёю. От натуги покраснели его лицо и шея, надулись жилы на лбу. Тотчас, не дав ему окончитьотозвался в чащобе выводок молодых волчат. Казалось, весь наполнился их голосами.

Мы стояли не шевелясь, выжидая, пока молодые волки совсем затихнут, и, когда замолкли последние звуки, стали отходить очень тихо. Теперь нам было известно, что выводок волков на месте.(По И. Соколову– Микитову)

VIII. Домашнее задание

Правописание причастий и деепричастий (упражнения и тест)

Упражнение 1.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов: а) действительных причастий настоящего времени; б) страдательных причастий настоящего времени.

а) Тяжело дыш...щий человек, бор...щийся с ленью, слыш...щийся издалека звук, стел...щийся туман, завис...щие от него обстоятельства, мел...щий муку агрегат, стро...щееся здание, кле...щий коробку мальчик, ре...щие знамена, запреща...щая директива, сража...щиеся воины, хлопоч...щая у плиты хозяйка, леч...щий врач, дорогосто...щие товары, готов...щийся к занятиям студент, знач...щееся в фондах количество книг, логично мысл...щий ученик;

б) разыскива...мый раритет, трудновоспиту...мый подросток, доказыва...мое обвинение, составля...мый документ, занима...мая должность, независ...мая комиссия, обвиня...мый в угоне машины, слыш...мый соседом, вид...мое затмение, всеми уважа...мый человек, рекоменду...мая литература, отправля...мые письма, не облага...мые налогом услуги.

 

Упражнение 2.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.

1)                 Вслушайтесь в дальний рокоч...щий шум. (Л. Толстой) 2) Кое-где в ложбинах еще видны остатки та...щего снега. (Л. Толстой) 3) Вы смотрите на полосатые громады кораблей, близко и далеко расположенных по бухте, и на черные небольшие точки шлюпок, движ...щихся по блестящей лазури, и на красивые строения города, окрашенные розовыми лучами утреннего солнца, видне...щиеся на той стороне, и на далекий неприятельский флот, маяч...щий на хрустальном горизонте моря, и на пен...щиеся струи, в которых прыгают соляные пузырьки, поднима...мые веслами. (Л. Толстой) 4) Вдруг странный, едва слыш...мый звук привлек наше внимание. (Л. Толстой) 5) Я заметил особый вид можжевельника, стел...щегося по земле длинными плетями. (В. Арсеньев)

 

Упражнение 3.

Перепишите, вставьте пропущенные буквы.

1)                 Тесто хорошо замеш...но. Сосед оказался замеш...н в неприятную историю. 2) Окопы были обстрел...ны неприятелем. Подстрел...ые браконьерами утки все же спрятались в тростнике. 3) Стены комнаты были обкле...ны веселыми обоями. 4) Потер...ая книга случайно нашлась. 5) Замеч...ые вовремя недостатки удалось легко исправить. 6) На засе...ых ранней весной полях дружно появились первые всходы. 7) Работа была оконч...на своевреенно.

 

Упражнение 4.

Вместо точек поставьте нужные буквы в суффиксах причастий.

Кле...щие игрушки дети, купл...ная книга, гон...щий табун лошадей пастух, стел...щийся плющ, бор...щийся со стихией человек, разгруж...ная баржа, пристрел...ное ружье, нетопл...ная печь, посаж...ное дерево, вял...ная рыба, брезж...щий рассвет, развеш...ные сети, завеш...ная коврами квартира, колебл...мые ветром травы, замеш...ное тесто, застро...ные домами окраины, выслуш...ное замечание, намасл...ные блины, мел...щая кофе машинка, леч...щий врач, пыш...щий здоровьем человек, удосто...ный награды фронтовик, высуш...ное белье, реж...щий предмет, приемл...мое решение.

 

Упражнение 5.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.

1. Печорин — человек решительный, алч...щий тревог и битв (Бел.). 2. Кое-где видны остатки та...щего снега. 3. Троекуров мало заботился о выигрыше зате...ного им дела (П.). 4. Калиныч провел нас в избушку, увеш...ную пучками сухих душистых трав (Тург.). 5. Падение большого подрубл...ного дерева изумило меня. 6. Мы шли по вымощ...ной серыми камнями мостовой, усе...ной желтой листвой. 7. Дед Щукарь, стремительно увлека...мый в сени, так и не успел кончить фразы (Шол.). 8. Под цвет...ей вишней стояла широкая скамья. 9. Ключ бил из расселины берега, превративш...ся в небольшой овраг. 10. Картины, пис...ные масляными красками, были особенно привлекательны. 11. Слабо льющийся свет звезд отражался в посеребр...ной глади озера. 12. Стро...щиеся дома имели улучш...ную планировку. 13. Завис...щие от нас обстоятельства меняли планы. 14. На полях работали студенты, пол...щие сорняки. 15. Мы увидели редкое явление — маш...щую крыльями мельницу. 16. Нежно розовели окраш...ные розовыми лучами утреннего солнца макушки вишневых деревьев.

 

Упражнение 5.

От данных глаголов образуйте действительные и, где возможно, страдательные причастия настоящего времени, объясните правописание суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) и -ем- (-ом-), -им-.

Брызгать, бороться, веять, виться, гнать, гонять, думать, жалеть, желать, искать, клокотать, клеить, мычать, нежиться, ненавидеть, плясать, приватизировать, реять, руководить, сеять, солить, хвалить.

 

Упражнение 6.

Спишите, образуя от глаголов в скобках причастия настоящего времени.

1. Через некоторое время его можно было видеть (подъезжать) к крепости Антония, расположенной на севере и в непосредственной близости от великого храма (Булг.). 2. Бледная и (скучать) гражданка в белых носочках и белом же беретике с хвостиком сидела на венском стуле у входа на веранду с угла... (Булг.). 3. Никита молча вылез из саней и, придерживая свой халат, то (липнуть) к нему по ветру, то (отворачиваться) и (слезать) с него, пошел лазить по снегу; пошел в одну сторону, пошел в другую (Л. Т.) 4. Пьесы Гоголя - это поэзия в действии, а под поэзией я понимаю тайны иррационального, (познавать) при помощи рациональной речи (Наб.). 5. Рано утром, когда в дачном поселке все еще спали, на берег моря вышел человек с (седеть) висками, с глубокими, но (сиять), как у ребенка, глазами (Биан.). 6. Уютно в комнате, (увешать) коврами и (обставить) книгами.

 

Упражнение 7.

От данных глаголов образуйте причастия прошедшего времени с суффиксами -вш- (-ш-), -ий-, -енн-, -т-. Объясните правописание этих суффиксов.

Влить, выздороветь, вымотать, допеть, задержать, замесить, замешать, застрелить, молотить, обвенчать, обвешать, обессилеть, обессилить, обвеять, приклеить, расстрелять, смочить, ускорить, утратить.

Упражнение 8.

Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Укажите в скобках глагол, от которого образовано причастие. Обозначьте суффиксы причастий и объясните их правописание.

1. Разорв...нной каймой неясного тумана обрывки прошлых лет встают передо мной (П. Герм.). 2. Когда в приемную знаменитой психиатрической клиники, недавно отстро...нной под Москвой на берегу реки, вышел человек с острой бородкой и облач...нный в белый халат, была половина второго ночи... Тут же находился и крайне взволнованный поэт Рюхин (Булг.). 3. За повозкой осужденных двигались другие, нагруженные свежеотес...иными столбами с перекладинами, веревками, лопатами и топорами (Булг.). 4. Маргарита летела по-прежнему медленно в пустынной и неизвестной местности, над холмами, усе...иными редкими валунами, лежащими меж отдельных громадных сосен (Булг.). 5. В серой пелене, убега...шей на восток, появились синие окна (Булг.). 6. А наконец зазвучал и заглуш...нный доселе фонтан. 7. На выгор...вших обоях остались яркие квадраты от снятых гравюр и фотографий (Наг.). 8. Нависший с края кучи сугроб, растревож...нный падением Никиты, насыпался на него и засыпал ему снегу за шиворот... (Л. Т.).

 

Упражнение 9.

Вставьте пропущенные буквы и укажите, от каких глаголов образованы следующие причастия.

Колышущаяся степь, зыбл...щаяся поверхность моря, стел...щийся плющ, кле...щие игрушки дети, дремл...щий ребенок, бор...щийся со стихией рыбак, гон...щий тучи ветер, колебл.-.щийся ковыль;

оправдываемый, оправдыв...вший, разгружавшийся, разгруж...ный, леле...вший, пристрел...ное ружье, пристрел...ный хищник, выпар...ный, испещр...ый, брош...ный, осме...ный;

вял...ная на солнце рыба, обиж...ный брат, купл...ная книга, посаж...ная береза, нетопл...ная печь, осмол...ная лодка, разбавл...ный настой трав, насто...ный на смородине чай.

Упражнение 10.

Учитывая, что только переходные глаголы имеют страдательные причастия, а глаголы совершённого вида не имеют причастий настоящего времени, определите, сколько причастных форм имеют следующие глаголы.

Образец: читать - переходный глагол, следовательно, имеет действительные и страдательные причастия; несовершенного вида, следовательно, имеет причастия настоящего и прошедшего времени; итого - четыре формы причастий: читающий, читаемый, читавший, читанный.

Беседовать, командовать, горевать, потчевать, допытываться, задержать, навьючить, настаивать, подытожить, разведать, провалиться, изучить, отвечать, захвалить.

 

Упражнение 11.

Допишите окончания причастий.

1. Девушка жадно вдыхала чистый вечерний воздух, густо настоянн... запахами подсыхающ... трав (Б.Пол.). 2. В темной пучине колеблющ...ся светом отражаются яркие звезды. Мягкий синеватый отблеск озаряет необъятную водную гладь, подернувш...ся льдистым слоем, и над застывш... морем неподвижно повисла безмолвная тишина (Сераф.). 3. Простерши руку в вышине, за ним несется Всадник Медный на звонко скачущ... коне (П.). 4. Над зыблющ...ся поверхностью моря качались чайки. 5. Мать держала на руках дремлющ... ребенка. 6. В серой пелене, убегавш... на восток, появились синие окна (Булг.). 7. С быстро уносящ...ся вдаль сайгаками бежали и волки. 8. Из заросш... дикого леса тянуло свежестью.

 

Упражнение 12.

Перепишите, добавляя окончания причастий, укажите их падежную форму.

1. Левой рукой Зевс опирался на жезл, украшен... фигурой священного орла (Дом.). 2. Ноги Зевса, одет... в сандалии, покоились на скамеечке, поддерживаем... по краям золотыми львами (Дом.). 3. Впереди лавок, на площади, вдоль широкого тротуара стояли переносные палатки и толпились торговцы с корзинами и мешками, наполнен... разнообразными продуктами. 4. Старый Берестов внутренне жалел о потерян... труде и времени на столь бесполезные прихоти, но молчал из вежливости (П.). 5. Нижняя часть, состоящ... из двадцати трех широких ступеней, являлась торжественной, парадной лестницей, ведущ... со всех четырех сторон к храму (Дом). 6. Бабушка отняла измучен... птицу и стала упрекать кота,.. (М. Г.). 7. Я видел, как приходили крестьянки с ведрами, оттыкали деревянный гвоздь, находивш...ся в конце колоды, подставляли ведро на большие каменные плиты под струю воды (Арс.). 8. Прямо перед ними были большие ворота, украшен... огромными изумрудами, сверкавш... так ярко, что они ослепляли даже нарисован... глаза Страшилы (Волк.). 9. Двор, некогда украшенн... тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаем..., обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутаны... лошадь (П.). 10. Но лошадь, доскакав до оврага, прежде ею не замечены..., вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел (П.). И. Говорили, что однажды он [ворон] утащил из дамской сумочки деньги, а в другой раз в обеденный перерыв расшвырял и похитил документы какой-то комиссии, приезжавш... для ревизии (С.-Мик.).

 

Упражнение 13.

Допишите суффиксы деепричастий.

1.                  Скрести… могучие руки, главу опуст… на грудь, идет и к рулю он садится и быстро пускается в путь (Л.). 2. Чувств… близкий конец скитаний, Алексей пополз, не жал… сил, не отдых… (Б.Пол.). 3. Тимохин испуганно и недоумев… смотрел на своего командира (Л.Т.). 4. И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился, наконец рассердился совсем, встал из-за стола и, приосани…, топнул ногою (Г.). 5. Старик и девушка прошли несколько улиц, не встрет… ни души (Б.Пол.). 6. Вдоль дороги полыхали костры. Бойцы, согре…, приплясывали вокруг них (О.Гонч.). 7. Красиво черн… в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи (Тург.). 8. Дождь барабанил по крыше, точно серд… и негод… 9. Сня… голову, по волосам не плачут (Посл.).

 

Упражнение 14.

Прочитайте, укажите ошибки в построении предложений с деепричастиями. Перепишите в исправленном виде.

1. Дойдя до реки, усталость овладела нами, 2. Тщательно прицелившись, фазан был убит охотником. 3. Плывя в лодке, множество птиц виднелось по берегам реки. 4. Подъезжая к станции, в вагоне стало шумно. 5. Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. 6. Когда, читая поэму «Мёртвые души», сталкиваешься с образом Плюшкина, у тебя появляется отвращение. 7. Набирая скорость, в окно было видно мелькание телеграфных столбов. 8. Его охватило волнение, получив письмо от родителей.

 

Упражнение 15

От данных глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида и составьте с ними предложения. Укажите глаголы, от которых таких деепричастий образовать нельзя.

Прикасаться, кричать, бежать, развивать, завидовать, встречать, тормозить, беречь, заглядывать, бить, быть, признавать, визжать, писать, оставаться, роптать, стрекотать, м?рзнуть, волноваться.

 

Тест по теме «Правописание причастий и деепричастий»

1. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква Я

1) расстрел..нный, дремл..щий, леле..л, хвал..щийся;

2) почу..в, пил..щий, раска..лся, раскле..в;

3) прола..л, прома..вшись, стел..щийся, раскле..нный;

4) вид..щий, чу..л, просе..нный, зате..в.

 

2. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква Е

1) ненавид..вший, рассе..нный, постро..в, посеребр..ны;

2) увид..в, завис..л, постро..нный, закле..на;

3) завис..мый, разве..в, объезд..вший, раска..лся;

4) нахмур..нный, отча..вшись, зате..л, застав..в.

 

3. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква И

1) слыш..мый, одобр..в, взлеле..нный, наде..вшийся;

2) раска..вшись, ре..вший, увид..л, завис..л;

3) расстро..вшись, замет..в, вид..мый, закле..л;

4) мысл..мый, постро..в, ненавид..л, зате..нный.

 

4. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква А

1) прочит..нный, леч..щий, услыш..л, замеч..нный;

2) лепеч..щий, обиж..нный, придум..нный, выслуш..в;

3) слыш..щий, дыш..щий, увенч..нный, вскоп..на;

4) потуш..нный, оседл..нный, замеш..но (тесто), прослуш..в.

 

5. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква Я

1) пен..щийся, посе..в, ма..лся, бор..щийся;

2) потер..нный, запомн..вший, стро..щий, прове..л;

3) обкле..в, люб..щий, стел..щийся, очист..вшийся;

4) вер..щий, вид..щий, отча..лся, раста..вший.

 

6. В каком ряду в обоих словах пишется буква Е?

1) с ушедш..м поездом, развес..вший фотографии

2) о накаливш..йся обстановке, поспор..вший с приятелем

3) о проливш..мся молоке, выгор..вший участок

4) с прошедш..м праздником, выкат..вшийся клубок

 

7. В каком ряду в обоих словах пишется буква Е?

1)        о пропавш..й книге, рано состар..вшийся

2)        с брызжущ..м весельем, заиндев..вший лес

3)        с заканчивающ..ми школу. Высвет..вший проблему,

4)        о разбивш..йся чашке, нечаянно обид..вший

 

                                                                        Ответы:

 

6.71. Правописание причастий и деепричастий

6.71.1. Правописание суффиксов причастий

1. В действительных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы -ущ/-ющ, если они образованы от глаголов I спряжения (колышущий, стелющий), и -ащ/-ящ, если причастия образованы от глаголов II спряжения (значащий, строящий). От глагола брезжить образуется причастие брезжащий.

2. В страдательных причастиях настоящего времени пишется суффикс -ем-, если они образованы от глаголов I спряжения (колеблемый), и -им-, если причастия образованы от глаголов II спряжения (видимый). Но движимый (от старого глагола движити).

3. В страдательных причастиях прошедшего времени пишутся суффиксы -анн-, -янн-, если соответствующий глагол оканчивается в неопределенной форме на -ать/-ять выдержать – выдержанный, развеять – развеянный), и пишется суффикс -енн-, если глагол в неопределенной форме перед -ть имеет е (видеть – виденный), и (изранить – израненный) или оканчивается на -ти после согласной либо на -чь (вынести – вынесенный, остричь – остриженный). От глаголов мерять ( просторечный) и мучать ( устаревший) страдательные причастия прошедшего времени образуются, как от литературных мерить, мучить, на -енный: меренный, мученный.

4. В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется два н: написанный, засеянный. Как правило, эти причастия имеют при себе приставки или пояснительные слова. При отсутствии тех и других обычно образуются имена прилагательные, в которых пишется одно н: драный, бешеный. Возможно изменение лексического значения слова: конченый человек (ни на что больше уже не способный), прощеное воскресенье (последнее воскресенье перед великим постом) .

НН пишется в бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида (брошенный, данный), и в немногих причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида (виданный, виденный). С нн пишутся приставочные образования, даже если они имеют значение прилагательных: выдержанное вино, ускоренный шаг. Но: названый брат, смышленый ребенок, посаженый отец.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Правописание деепричастий - Русский язык

Правописание деепричастий. Повторение

Задание #1

Вопрос:

Выберите предложения, в которых НЕ с деепричастием пишется раздельно.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Колоски ржи засохли еще до цветения, так и не(налившись) зерном.

2) Лукавое время играет в минутки (не)требуя крупных монет.

3) Сразу (не)взлюбив свою новую машину, Рогов никак не мог к ней привыкнуть.

4) Не(вслушиваясь) в то, что говорил ей Рощин, Катя сидела у окна.

Задание #2

Вопрос:

Когда НЕ с деепричастиями пишется слитно?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) почти всегда, есть только несколько исключений

2) если деепричастие образовано от глагола, который не употребляется без НЕ

3) если деепричастие образовано от глаголов с приставкой недо-

4) никогда, НЕ с деепричастиями всегда пишется раздельно.

Задание #3

Вопрос:

Помогите ученику седьмого класса исправить ошибки в слитном и раздельном написании НЕ. Сколько ошибок сделал ученик? Ответ укажите числом.

Мишка с радостью, недожидаясь, когда положат доски, прыгает в кузов машины.

Войска, недооценив силы противника, в беспорядке отступали.

Аист, не доумевая, крепко стучит клювом.

Учиться тебе, Федька, надо, не покладая рук учиться, тогда ты засверкаешь как золото.

Изображение:

Запишите число:

___________________________

Задание #4

Вопрос:

Выберите предложения, в которых деепричастные обороты следует выделить запятыми.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Ёжик испугавшись человеческого голоса живо надвинул себе на лоб и на лапы колючую шубу.

2) Мы вышли в поле рано и засучив рукава работали до самого вечера.

3) В этой голубизне неба блестела мелкая жёлтая листва, бросая пятнистую тень на белый ствол.

4) . Казак ударил лошадь нагайкой и поскакал очертя голову.

Задание #5

Вопрос:

Ученик получил задание отыскать загадки с деепричастиями. Прочитайте загадки, которые нашел ученик. Сколько в них деепричастий? Ответ укажите числом.

1) Не мигая, не моргая, выпуча глаза, следит. По-французски говорит, по-блошьи прыгает, по-человечьи плавает. (лягушка)

2) Родившись от плоти, не имею крови, грамоты не зная, век пишу. (гусиное перо)

3) Черная собачка лежит, лениво свернувшись в клубок, не лает, не кусает, а в дом не пускает. (замок)

4) Весь свет обшивая, ходит сама нагая. (иголка

Запишите число:

___________________________

Задание #6

Вопрос:

В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Выйдя из школы, ученики отправились на стадион.

2) Солнце выглянув из-за гор, быстро высушило росу на траве.

3) Проверив дневник сына, мама с папой остались довольны его отметками.

4) Подойдя к опушке леса, мы решили отдохнуть.

Задание #7

Вопрос:

Выберите предложения, в которых неверно употреблены деепричастные обороты.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Увидев на сцене Буратино, малыш радостно захлопал в ладоши.

2) Золотя солнечными лучами макушки деревьев, начало рассветать.

3) Не доезжая до берега, лёд провалился.

4) Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.

Задание #8

Вопрос:

Правильно продолжите предложение:

Придя к врачу...

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) пожилой женщине явно стало плохо

2) пожилая женщина пожаловалась на самочувствие

3) пожилой женщине выдали лекарство

4) врач выписал пожилой женщине рецепт

Задание #9

Вопрос:

В предложении ученица выполнила разбор выделенного слова. В каком пункте разбора она ошиблась?

Выходя из аудитории, преподаватель попрощался со студентами.

Выходя - деепричастие

1. попрощался (как?) выходя

2. Морф. призн.: неизм., сов. вид.

3. как попрощался? выходя (обстоятельство).

Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) неверно указала часть речи

2) деепричастие несовершенного вида

3) не указала число

4) неверно указала синтаксическую функцию

Задание #10

Вопрос:

Образуйте деепричастие от глагола выжигать. Ответ запишите.

Запишите ответ:

__________________________________________

Ответы:

1) (2 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;

2) (1 б.) Верные ответы: 2; 3;

3) (2 б.): Верный ответ: 2.;

4) (2 б.) Верные ответы: 1; 3;

5) (3 б.): Верный ответ: 6.;

6) (1 б.) Верные ответы: 2;

7) (2 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;

7) (2 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;

9) (2 б.) Верные ответы: 2;

10) (1 б.) Верный ответ: "выжигая".

Конец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *