Предмет культуры это: Культура — Википедия – 5. Предмет и объект изучения культуры. История культуры

5. Предмет и объект изучения культуры. История культуры

5. Предмет и объект изучения культуры

В основе изучения истории культуры человечества на протяжении всего его существования лежат такие науки, как культурология, философия культуры и т. д. Что же является предметом изучения всех этих наук?

Предмет изучения – выявление закономерностей культурных процессов (как в целом мировых, так и национальных), а также различные явления духовной и материальной культуры, культурные памятники, факторы и исходные пути, которые стали пред-посыл-ками к возникновению, вырабатыванию и дальнейшему развитию культурных интересов, кругозора, надобностей и потребностей людей. Кроме того, важно и то, что эти достижения, явления, памятники и т. п. культурные материальные и духовные ценности должны не только потребляться людьми, но ими и приумножаться, сохраняться и передаваться дальше из поколения в поколение. На этапе этой исторической передачи опыта возникает новое противоречие культуры – взаимоотношения между традициями и обновлениями, которые несет каждое последующее поколение. Еще

Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948), русский религиозный философ, считал культуру сложной антиномичной (противоречивой) системой.

Все аспекты социальной жизни людей относятся к понятию объекта культуры. Также объект есть исследование всех особенностей и достижений базовых культурно-исторических типов, всевозможных процессов и тенденций в современной общественно-культурной среде.

Если основными науками, которые занимаются изучением культуры, являются культурология и философия культуры, то есть и науки, чей вклад в ее изучение тоже очень значителен. К таким наукам относятся психология, антропология, социология, история и конечно же философия. Но выделение конкретных предметов и объектов, относящихся к тем или иным наукам, как раз и позволяет их разграничить. В отличие от истории и социальной философии, которым больше интересна сторона событийно-деятельностного содержания жизни общества, культурология больше интересуется конкретными формами истории этой жизни, способами сохранить их, упорядочить и урегулировать. Хотя возникновение культурологии относят к началу XX в, в России это произошло еще позже, только в 91-х гг. ХХ в. В то же время на Западе нет четких границ владения этой науки. Ее обязанности взяли на себя и разделили между собой такие науки, как социология, культурная антропология, философия культуры, этнография, этнология и др.

Ученые выделяют три этапа формирования культурологии.

1. Этнографический (1800–1860).

2. Эволюционистский (1860–1895).

3. Исторический (1895–1925).

Именно в эти периоды и складываются основные понятия культурологии, которые присущи и ее современной версии. Хотя со второй половины ХХ в. культурологии становится присущ некий прагматизм.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

2. Предмет и объект изучения культуры. История культуры: конспект лекций

2. Предмет и объект изучения культуры

В основе изучения истории культуры человечества на протяжении всего его существования лежат такие науки, как культурология, философия культуры и т. д. Что же является предметом изучения всех этих наук?

Предмет изучения – выявление закономерностей культурных процессов (как в целом мировых, так и национальных), а также различные явления духовной и материальной культуры, культурные памятники, факторы и исходные пути, которые стали предпосылками к возникновению, вырабатыванию и дальнейшему развитию культурных интересов, кругозора, надобностей и потребностей людей. Кроме того, важно и то, что эти достижения, явления, памятники и т. п. культурные материальные и духовные ценности должны не только потребляться людьми, но ими и приумножаться, сохраняться и передаваться дальше из поколения в поколение. На этапе этой исторической передачи опыта возникает новое противоречие культуры – взаимоотношения между традициями и обновлениями, которые несет каждое последующее поколение. Еще

Николай Александрович Бердяев (1874–1948), русский религиозный философ, считал культуру сложной антиномичной (противоречивой) системой.

Все аспекты социальной жизни людей относятся к понятию объекта культуры. Также объект есть исследование всех особенностей и достижений базовых культурно-исторических типов, всевозможных процессов и тенденций в современной общественно-культурной среде.

Если основными науками, которые занимаются изучением культуры, являются культурология и философия культуры, то есть и науки, чей вклад в ее изучение тоже очень значителен. К таким наукам относятся психология, антропология, социология, история и конечно же философия. Но выделение конкретных предметов и объектов, относящихся к тем или иным наукам, как раз и позволяет их разграничить. К примеру, для культурологии в отличие от социологии важнейшую роль играет содержательная сторона совместной жизнедеятельности людей. В отличие от истории и социальной философии, которым больше интересна сторона событийно-деятельностного содержания жизни общества, культурология больше интересуется конкретными формами истории этой жизни, способами сохранить их, упорядочить и урегулировать. Хотя возникновение культурологии относят к началу XX в, в России это произошло еще позже, только в 90-х гг. XX в. В то же время на Западе нет четких границ владения этой науки. Ее обязанности взяли на себя и разделили между собой такие науки, как социология, культурная антропология, философия культуры, этнография, этнология и др.

Ученые выделяют три этапа формирования культурологии.

1. Этнографический (1800–1860).

2. Эволюционистский (1860–1895).

3. Исторический (1895–1925).

Именно в эти периоды и складываются основные понятия культурологии, которые присущи и ее современной версии. Хотя со второй половины XX в. культурологии становится присущ некий прагматизм. Ценностные знания становятся все больше и больше востребованы в связи с появлением и расширением средств массовой информации, применением этих знаний в дипломатии, политике, военном деле и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Предмет культурологии

Понятие культурологии

Определение 1

Культурология – комплекс взаимосвязанных отдельных наук, философских культурных концепций; учение о культуре и ее происхождении.

Определение 2

Культура – это исторически определенный уровень общественного становления и развития, творческих способностей, выражаемых формами деятельности и жизни людей, типами создаваемых материально-духовных ценностей.

Цель культурологии – изучение культуры, посредством которой формируется ее общее восприятие.

Для достижения данной цели необходимо проводить анализ фактов и культурной динамики, типов и норм культур.

Предмет культурологии в широком смысле

Поскольку культурологические науки занимаются изучением системы институтов культуры, посредством которых производится воспитание и образование человека, предметом культурологии является – совокупность культурологических дисциплин (история, философия, социология, экология культуры, психология культуры, этнография, теология и др.).

Однако, в широком понимании, предмет культурологии неразрывно связан с предметом входящих в него дисциплин. Культурология в данном случае будет лишена уникальности и собственного предмета изучения, становится частью других наук.

Предмет культурологии в узком смысле

В качестве самостоятельной дисциплины, культурологию позволяет выделить понятие предмета в узком смысле.

Определение 3

Культурология – общая теория всей культуры, которая в своих положениях и выводах опирается на познания конкретных наук – теорию художественной культуры, историю происхождения культуры и прочие частные науки.

Основанием культурологии в данном случае является рассмотрение культуры в конкретных формах и проявлениях, способах жизнедеятельности и человеческого восприятия окружающего мира.

Определение 4

Предмет культурологии – совокупность вопросов о происхождении, развитии и деятельности культуры как особого образа жизни человека, отличного от проявлений животного мира.

Культурология изучает общие формы, методы и закономерности развития культуры человека, присущие всем этапам его развития.

Связь предмета и задач культурологии

Рассматривая предмет культурологии в узком понимании, целесообразно выделение следующих задач науки:

  • Полное, глубокое и связанное объяснение сущности, признаков и форм культурного проявления;
  • Изучение происхождения и развития культуры в общем, отдельных процессов и явлений культурного взаимодействия;
  • Выявление места и роли человека в культурной среде;
  • Создание категориального аппарата, средств и методов культурного познания;
  • Взаимодействие и взаимосвязь с другими частными научными дисциплинами;
  • Анализ культурных сведений в сферах искусства, философии, религии и прочих ненаучных познаний культуры;
  • Изучение развития различных культур и народов.

В общем случае, предметом культурологического исследования выступают объективные личностные, групповые, национальные и человеческие закономерности процессов и явлений; законы и причинно-следственные, проективно-продуктивные и прогностические взаимообусловленности материально-духовной деятельности звеньев субъектов культуры.

Определение 5

Предмет культурологии – исследование культурного феномена как исторически возникшего опыта наций и народов, воплощенного в нормах, законах и чертах деятельности, передача ценностных идеалов от поколения к поколению.

Определяя предмет культурологии, ученые опираются на ориентации данной науки: философскую, историческую, теоретически-стоимостную, в соответствии с которыми выделяются культурфилософия, история культуры, наука о культуре.

2.1. Культура как специфический объект и предмет исследования. Теория культуры

2.1. Культура как специфический объект и предмет исследования

В методологии культурологического исследования следует различать понятие объекта исследования и понятие культуры как объекта исследования. Объектом исследования в науке принято называть тот фрагмент окружающей действительности, предметного, материального мира или области идей, духовной жизни, который интересен исследователю не сам по себе, а как носитель свойств, еще нераскрытых, непознанных противоречий. Другими словами, объект (носитель) необходим для того, чтобы в конкретном явлении или в строго очерченном пространстве объекта иметь возможность выделить для специального исследования совокупность конкретных свойств, непосредственно интересующих ученого, носителем которых и является установленный исследователем объект. Так, например, геолог может рассматривать в качестве объекта исследования породу гранита с вкрапленными фрагментами слюды, которые и могут сыграть роль предмета специального исследования. Так же точно могут стать предметом исследования процессы кристаллообразования кварцита: их можно наблюдать в питательной неоднородной для кварцита породе, которую вполне можно определить как объект исследования. Известный историк и методолог академик И. Д. Ковальченко определил понятие «объект исследования (познания)» следующим образом:

? Объект познания – это совокупность качественно определенных явлений и процессов реальности, существенно отличных по своей внутренней природе, основным чертам и законам функционирования и развития от других объектов этой реальности.[37]

Такое определение указывает на обособленность объекта в отношении с другими, не затронутыми исследованием, состояниями и явлениями.

Явления, вызывающие непосредственный интерес ученого, в методологии исследования обозначаются как предмет исследования, а материал, в который «вписан» предмет исследования, принято называть объектом, т. е. носителем исследуемых свойств и процессов.

Культура, как было отмечено выше, может являться как объектом, так и предметом исследования. В первом случае роль культуры сводится к роли носителя тех свойств, которые составляют предмет интереса самых разных наук – истории и социологии, этнографии и археологии, психологии и медицины, филологии и искусствознания, философии и богословия. В этом случае понятие «культура» в системе понятийного аппарата названных выше наук приобретает иной, новый смысл, соответствующий интересам каждой из названных наук. Культура в сочетании с предметом какой–либо из выделенных нами научных дисциплин становится лишь внешним условием для выделения тех или иных исторических, социологических и т. д. закономерностей. В этом случае, используя понятие культуры в ходе разработки собственного предмета, «культурой» именуют особо выделяемые исторические факторы, социальные интересы, этнические особенности, традиции и обычаи, археологические находки и другие компоненты предметной области каждой из гуманитарных наук. Конечно, культура как явление, сопряженное со всеми процессами жизнетворчества человека, в той или иной степени соприкасается с предметной областью любой гуманитарной дисциплины. Но само по себе такое соприкосновение не характеризует культуру полностью, а лишь затрагивает определенное количество ее свойств и отличительных признаков. В связи с этим каждая из гуманитарных наук объявляет одним из своих объектов исследования культуру. Но ограниченность контакта (соприкосновения) не дает гуманитарным наукам возможность понять и увидеть культуру как целостность; представление о ней складывается в пределах каждой из них исключительно по результатам прямого соприкосновения с той группой свойств культуры, которые были проявлены в этом случае. М. С. Каган делает правильный вывод, отмечая, что попытка суммирования различных определений и пониманий культуры, осуществленная А. Кребером и К. Клакхоном в 1952 г. в их совместной монографии «Культура», «вылилась в простую группировку собранных ими 180 (!) различных дефиниций… название выделенных рубрик… достаточно выразительно показывает, сколь многосторонне исследуемое явление и сколь хаотична общая картина его научного изучения».[38] Вывод ученого справедлив:

Множество разнородных культурологических теорий… объясняется прежде всего… опорой на подходы к культуре разных наук и гипостазирование, абсолютизацию, выведение на философско–категориальный уровень каждого из этих частнонаучных по сути своей подходов.[39]

Отсюда вытекает и неизбежное заключение: культуру необходимо осмыслить «в ее реальной целостности и полноте конкретных форм ее существования, в ее строении, функционировании и развитии».[40] В соприкосновении с любой гуманитарной наукой (кроме культурологии) культура скорее теряет, чем приобретает свои характеристики, поскольку каждый раз выглядит однобоко, ущербно, лишенная своих общих функций и необходимой целостности. Знаменитая притча о слепых, с разных сторон обступивших слона и высказывавших свои суждения о нем в соответствии с конкретными впечатлениями от соприкосновения с животным, продолжает быть весьма актуальной. И культура, как и всякий предмет познания, может быть осознана и определена только как целостное образование (целостность), несущее в себе всю совокупность своих базовых качественных характеристик.

Культура как объект исследования отдельной гуманитарной науки может выступать лишь в своем ограниченном, усеченном виде, и интерес к ней также приобретает в данном случае узкий, конкретный характер, полностью зависящий от предметной области данной науки. Культура выступает в подобных случаях, как правило, в качестве объекта–носителя определенных свойств и особенностей, непосредственно не связанных с функцией культуры, но вызывающих определенный профессиональный интерес у представителей различных гуманитарных наук.

Культура причастна любым процессам, протекающим в системе общественных отношений, всюду, где действует и просто присутствует человек. Поэтому, соприкасаясь различными своими гранями с множеством явлений, непосредственно не относимых к культуре, культура все же оказывает на них свое, часто неприметное, а иногда и достаточно сильное влияние. Это и порождает возможность привлечения культуры к исследованиям в самых разных гуманитарных науках. Но культура во всех таких случаях прежде всего выступает как объект исследования, поскольку гуманитарные дисциплины видят в ней не самостоятельную сущность, а определенную внешнюю силу. Культура, как это следует видеть и учитывать, воспринимается различными научными дисциплинами как внешнее, идущее со стороны, вмешательство в ход исторического развития и область истории, в процесс формирования и функционирования социальных связей и область социологии, в состояние и развитие этнических образований и область этнографии, в становление и эволюцию человечества и область археологии и др.

Но во всех случаях в центре внимания любой гуманитарной науки оказывались свои интересы, т. е. те проблемы и явления, которые непосредственно связаны с предметной областью каждой из гуманитарных наук, вписываются в их самостоятельную профессионально ориентированную проблематику.

В этом случае исключением не является и такая близко лежащая к культурологии область, как философия. Обращаясь к культуре в границах своей предметной области, философия видит в ней, так же как и гуманитарные науки, не предмет, а объект исследования. Для философии – в соответствии с ее предметной областью – культура не явление, а идея, поскольку для философии в поле ее профессиональных интересов находятся не реальные объекты, не материальный мир, а мир идеальный, состоящий из взаимодействия и взаимосвязей идей. В этом смысле мы не можем не согласиться с В. М. Межуевым:

Все, к чему философия имеет отношение, получает в ней форму идеи, становится идеей… И идея культуры, видимо, – это не просто сумма накопленных о культуре эмпирических и теоретических обобщений, а особого рода «концепт», призванный решать иную задачу, чем просто научное познание культуры в ее многообразных и наглядно воспринимаемых формах проявления.[41]

Вместе с тем культура как объект может выступать и непосредственно в культурологическом исследовании в том случае, когда в границах того или иного явления, которое может атрибутироваться как явление культуры, исследуется не весь объект, но лишь особо выделенная его часть, непосредственно интересующая ученого. В этом случае исследователь, выделяя культуру как объект исследования, учитывает ее качественную определенность, но цели и задачи исследования ориентируют его лишь на отдельные аспекты ее проявления, отдельные ее грани, которые становятся определяющим для конкретного исследования предметом познания.

? Предмет исследования – это основа исследовательского интереса, поскольку понятие предмета исследования выражает целенаправленную заинтересованность ученого в освоении конкретной предметной области, процессов или свойств, проявивших и обозначивших себя в особо выделенном объекте исследования (объекте–носителе).

Для исследования культуры в русле культурологии важен не столько учет многогранности этого явления, сколько, наоборот, осознание ее целостности. В этом и коренится отличие культурологического подхода от подхода любых конкретных наук, в том числе и философии. Специфика культуры как предмета исследования заключается в том, что она трудно вычленяема в ее органической целостности из объектов и явлений окружающего мира. Легче обнаружить ее грани, отдельные стороны, описать и изучить их. Но отдельные стороны не могут дать целостного представления о культуре, на основе которого исследователь именно культуры мог бы подвести содержательные итоги исследования.

Академик И. Д. Ковальченко так определяет отношения между понятиями объект и предмет исследования:

Поскольку практически познание на любом историческом этапе своего развития охватывает лишь часть реальности, необходимо понятие, раскрывающее то содержание объекта познания, которое включено в познавательный процесс. Таким понятием является предмет познания., мы будем исходить из традиционного подхода, а именно: рассматривать в качестве объекта познания определенную объективную реальность, а в качестве его предмета – те аспекты и черты объекта, которые охвачены изучением.[42]

Иными словами, культурологу предстоит уточнить, какую область в избранном объекте он выделит как предмет исследования. Иначе говоря, он должен определить и выделить те свойства и особенности культуры, которые связаны с задачей предстоящего исследования.

Трудности выделения как объекта, так и предмета исследований в изучении культуры определяются спецификой самой культуры, которая, являясь связующим звеном между человеком и окружающим его миром, обладает особой двойственностью, позволяющей вести исследование теми методами, которые используются как в философии так и в конкретных науках. Особое положение культуры, ее особая форма предполагают и особые методы исследования. Вот почему культура не может быть изучена с помощью методов тех наук, предметом которых служит предметный мир, материальная действительность. Но она не может быть изучена и методами тех наук, которые занимаются идеальными формами, связанными с мышлением, образным восприятием, чувствами, состоянием сознания. Находясь в пограничной ситуации между реальным и идеальным, бессознательным и сознанием, внешним и внутренним, культура как объект и предмет познания может быть определена или как нечто доступное восприятию (например, культура поведения, культура славян и т. д.), или как нечто доступное мысленному взору, воображению (духовная культура, культура мышления и т. д.). Эта изначальная сложность феномена культуры указывает на необходимость создания для ее исследования специальных методик и технологий, которые смогли бы отразить данное явление и, целостно выделив культуру как объект и предмет исследования, раскрыть диалектику ее существования в единстве противоположностей человека и окружающего его мира.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Понятие культуры

Определение 1

Культура (от лат. Culturaвозделывание земли) – это понятие, которое имеет огромное количество разнообразных определений в зависимости от сферы своего употребления. В классическом понимании под культурой мы понимаем все духовные и материальные ценности, которые человек создал на протяжении всей своей истории. Культура по своей сущности является предметом изучения культурологии, истории, философии, искусствознания, педагогики, этнологии, политологии, психологии и других гуманитарных дисциплин.

Довольно часто под культурой понимают непосредственную деятельность человека во всех проявлениях его самовыражения и самопознания. Помимо этого, культура может трактоваться как проявление субъективной и объективной мысли человека. Таким образом, культура являет собою совокупность устойчивых форм деятельности человека, при отсутствии которых она не способна продуцироваться, вследствие чего — существовать. Культура вбирает в себя определенный набор кодов, которые внедряют в человека определенное поведение, ценности и моральные нормы. В этой трактовке культура будет неразрывна связана с социокультурным окружением – обществом. Источник возникновения культуры – деятельность человека, его творческая и созидательная составная.

Культура и природа

Взаимодействие и взаимоотношения природы и культуры является одной из ключевых проблем такой области гуманитарного знания как культурология. Довольно часто встречается мнение, что культура и природа – это тотально противоположные две категории человеческого бытия. Такая мысль неразрывно связана с пониманием того, что культура – искусственный плод человеческой деятельности, а природа – истинный и подлинный плод физических явлений.

Марк Порций Катон Старший – человек, который ввел понятие культуры. В его трактовке культура – это возделывание, которое неразрывно связано с обработкой земли. В данном понятии выделяется очень важная составная, так как здесь проявляется неразрывное сотрудничество человека и природы, что дает позитивные плоды обеим сторонам. В таком случае человек будет принимать все материальные блага от природы и обогащать природу творчеством своего труда. Такое одухотворение земли направлено на сосуществование человека и природы в гармонии, а не категорической вражде.

Что же касается противопоставления культуры и природы, то такие ученные как Н. Бердяев, И. Гердер утверждают, что человек существует вне зависимости от природы. Но проблема возникает не из-за отсутствия контактов культуры и природы, а из-за негативной культуры, которая возникает в городской жизни.

Замечание 1

Довольно просто убедиться в том, что человеческая культура и, следовательно, жизнь, должны находится в полной гармонии с природой. Это должно проявляться в сотрудничестве человека с ней, а не ущербном эксплуатировании ее даров. Так, следует помнить, что отстранение культуры от принципов рациональной дружбы с природой может привести к упадку накопленного материального и духовного достояния человечества.

Культура и цивилизация

Еще в начале $19$ века в Западной Европе сформировалось классическая трактовка «культуры» как цивилизации. В последующие годы данное понятие, с одной стороны, начало задействовать различия между колониями и метрополиями по всему миру, а с другой – различия между разными группами людей на Западе. Именно в этот период и из этих двух трактовок можно определить, что понятие «культуры» рассматривается как эквивалент «цивилизации», то есть антиподом понятия «природа». При использовании данного определения можно легко дать классификацию отдельных людей и даже стран по уровню цивилизованности. Тем не менее, нельзя понимать под культурой цивилизацию и наоборот.

Последней общепринятой мыслью в локально-историческом контексте, цивилизация – это уникальное историческое образование, которое ограничено пространственно-временными рамками. Такая точка зрения утвердилась в мировоззрении Н. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби. Помимо этого, данные понятия могут несколько разводится, вследствие чего культура – это ранний этап становления будущей цивилизации. Так, цивилизация – это усвоенность образов ценностей, поведения, норм. Культура – это способ освоения всех достижений. Цивилизация будет предполагать реализацию конкретного типа общества в конкретных пространственно-временных рамках, в то время как культура – отношение к данному типу общества на основе разных духовно-нравственных критериев.

Таким образом, невзирая на серьезное продвижение философской мысли $19-20$ века, еще не сформировалось единого общепринятого мнения касательно сопоставления понятий «культуры» и «цивилизации».

Рисунок 1.

Разнообразие культур

Замечание 2

Важно знать, что даже поверхностное знакомство с самыми разными культурами будет обнаруживать множество самых разнообразных различий между ними. Самым классическим примером является общество и нормы, которые являются общепринятыми в этом социуме. Именно поэтому человек всегда должен знать о культуре и социокультурном окружении, в котором находится, для того, чтобы чувствовать себя полноценным членом общества. Тем не менее, в современном мире существуют определенные культурные универсалии – понятие, которое вбирает в себя схожие элементы и аспекты жизнедеятельности разных культур. Это могут быть как моральные нормы, так и ценности, формы поведения, обряды, обычаи и т.д.

Первой культурной универсалией можно считать мифологическое мировоззрение, которое было основой первобытного общества в самых разных уголках Земного шара.

Важным элементом в понимании универсалий является понятие «Осевое время», введенное в научный оборот К. Ясперсом – представителем экзистенциальной философии $20$ века. Это период с $8$ по $2$ век до н.э., когда на разных территориях вне зависимости друг от друга возникли первые философские течения, первые религии. Именно возникновение схожих элементов и аспектов человеческой жизни дают наиболее полное представление о культуре.

Культура как предмет исследования — лекции на ПостНауке

ВИДЕО

Философ и культуролог Виталий Куренной о визуальном повороте, революции Канта и культурсоциологии

23 Января 2014

10931

22212

Поделиться статьей

Когда культура становится предметом исследований? Как развивается пространство исследований культуры? И как трансформировалось самое понятие «культура»? Об этом рассказывает кандидат философских наук Виталий Куренной.
Культура всегда противопоставлялась природе. Природа — это нечто, что растет и развивается само, а культура всегда предполагает возделывание. Понятие «культура» всегда имело жесткий нормативный смысл, потому что это возделывание чего-то в каком-то направлении. Если мы посмотрим на Новое время, то целью возделывания было приближение к античному нормативному образцу. В этом смысле оно вообще не тематизировалось.
В период «силового» времени слово «культура» теряет свой однозначный нормативный характер, появляются «культуры», слово «культура» начинает использоваться во множественном числе. Возникает представление о том, что культура — это не нечто единое, не какой-то нормативный образец, европоцентричный, к которому нужно и должно стремиться, а что существует некоторое многообразие культур.
Если говорить о трансформации предмета, который мы называем «культурой», то конечно, в последнее время, скорость этих трансформаций уплотняется. Начиная со второй половины XX века, мы постоянно говорим о некоторых поворотах в исследованиях культуры. Первоначально был лингвистический поворот (все начинает рассматриваться как текст), мы имеем дело с интерпретативным поворотом, с перформативным поворотом. Сегодня чрезвычайно важный момент связан с иконографическим, визуальным поворотом в исследованиях культуры.

1.1. Предмет исследования культурологии

Культурология — это наука о человеческой культуре. Предметом ее исследования являются объективные закономерности личностных, групповых, этнических и социальных, региональных и общечеловеческих культурных процессов и яв­лений, виды, формы, способы и механизмы, законы и результаты деятельности, причинно-следственные, творческие и прогностические взаимообусловленности материальной и духовной жизнедеятельности всех звеньев субъектов культуры.

Культурология изучает объективные и субъективные предпосылки и факто­ры (познавательные, проективно-продуктивные, аксиологические, коммуникативные, художественные), под влиянием которых возникают, формируются и раз­виваются культурные мотивы, интересы, потребности, цели и ценности, нормы и технологии людей, вещественные результаты их деятельности.

Культурология изу­чает культурную жизнь различных обществ, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов.

Важнейшая задача культурологов: научный анализ закономерностей и прогнозирование результатов, последствий процессов, тенденций и механизмов становления и эволюционно-революционного развития этнической и социальной среды жизнедеятельности субъектов культуры.

Одна из основных проблем культурологической науки — вопросы теории и истории мировой культуры в целом и её этно и социо культурных составных частей, как «первокирпичиков».

Говоря о предмете культурологии, как науки, нужно иметь в виду две основные познавательные ориентации – теоретический (системно-структурный) и эмпирически-прикладной способы познания и накопления знаний. Соответственно, в культу­рологии теоретическое накопление знаний развивается по разным научным направлениям, например, философия культуры (культурфилософия), история культуры, искусствознание, социология культуры, социальная антропология, психология и т. д. Эмпирически-прикладной способ накопления культурологических знаний и анализа — музыковедение, искусствоведение и иные.

Следует отметить, что некоторые культурологи нередко противопоставляют эти об­ласти культурологического познания на основе субъективизма оценки их роли и места в познании. Так, они рассматривают и оценивают научное содержание культурологии узко, как искусствознание, или, как формирование дуалистической (двоякой) совокупности оценки норм и результатов поведения и деятельности личности и социума на основе, например действия субъективных принципов — «приятное — неприятное», «полезное – вредное», а, следовательно, и, соответственно, нормы и результаты деятельности ошибочно трактуют ими как «культурные» или «некультурные».

Существуют и иные точки зрения на предмет культурологии.

Так, В. М. Межуев считает, что хотя теоретические исследо­вания культур много дали для их понимания, одновремен­но такие исследования обессмыслили культурологию. В частности, он показывает, что понятие культуры и ее изучение сформировались в лоне философского диспута при обсуждении вопроса о специ­фике и основаниях культурно-исторического изучения общества и человека. Философское пони­мание культуры представляет собой понимание не любой культуры, а только той, которая образует культурный мир, культурное бытие европейского человека, обладающего разумом, рационально мыслящего, укорененного в исто­рии.

Поэтому, с его точки зрения, философия выясняет не тео­ретическое, а практическое отношение человека к культу­ре, раскрывает условие не просто его знания о ней, а его бытия в ней. Под человеком им понимается в данном случае не «человек вообще», не любой человек, а тот тип индивидуальности, социокультурной личности, который сформирован европейской культурой, стал ее творцом и носителем.

Культуролог Э. А. Орлова теоретиче­ское (научное) познание культуры противопоставляет не только философско­му, но и историческому. Автор считает, что философский подход к изучению культуры априорен (носит метафизиче­ский характер) и недоступен эмпирической проверке, а исторический подход ограничивается описанием событий и не выходит на уровень объяснений.

В области же наук о культуре осуществляется методологический синтез сис­тематического описания явлений культуры с их объясне­нием. В науках о культуре основной целью ставится по­нимание того, как происходит формирование и становле­ние явлений и событий культуры, что в культуре повторя­ется, а что остается уникальным, почему и в каком на­правлении, по каким причинам осуществляются культур­ные процессы.

Современные культурологические исследования за­ставляют критически взглянуть на собственную культу­ру и присущий ей тип человека, воспринимаемые как непосредственную данность с целью определить их исторические и межкультурные границы, ибо отдельная культура всегда лежит на границах с другими культурами и эпохами.

Современная культура — это множество самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диа­лог и взаимодействие идут не только по оси настояще­го времени, но и по оси «прошлое — будущее». Современный человек начинает понимать, что куль­турная самобытность его народа неотделима от куль­турной самобытности других народов, что все мы под­чиняемся законам культурной коммуникации.

Культурология есть наука философско-теоретического уровня анализа, синтеза и прогнозирования взаимообусловленных процессов, происходящих внутри человеческой культуры и исследуемых с разных сторон, разными методами многими прикладными науками.

Культурология в той форме, в которой она возникла и развивается в российском обществознании, сформировалась на стыке ряда гуманитарных наук — ар­хеологии, этнографии, этнопсихологии, философии, социологии, искусствознания, политологии, права и иных. Каждая из этих наук ставила перед собой задачу не исследования культуры в целом, а изучения некоторых отдельных ее аспектов.

Археология рассматривает культуру как совокуп­ность продуктов человеческой деятельности, в которых «овеществлены» следы духовного мира и поведения человека («материальную культуру»).

В этнографии под культурой понимается специфический для опреде­ленного этноса комплекс обычаев, верований, особен­ностей труда и быта людей, и этнографы исследуют эти специфические аспекты культуры, получая материал для описания конкретных исторических особенностей развития конкретных культур.

В отличие от этих ис­торических наук культурология не просто фиксирует какие-то особенности, а использует их для выявления архетипов современной культуры и понимания ее как итога исторического развития, то есть культурология система­тизирует исторические факты, выявляет общие зако­номерности генезиса социокультурного процесса.

У культурологии также очень тесная связь с фило­софией культуры. Философия культуры как составная часть философии исследует культуры в философском аспекте, то есть в рамках своего объекта, предмета и ха­рактерной для нее методологии. Философия является теоретической основой мировоззрения.

Своеобразие подхода философии культуры в изучении культуры проявляется в том, что исследование носит мировоззренческий характер: в них проявляется идеологическое своеобразие относительно субъективных точек зрения той или иной философской школы, течения, направления.

Фило­софские школы и течения акцентируют внимание на экзистенциальных проблемах человеческого бытия, а философия культуры, отражая человеческие ценности и человеческое отношение к миру, обращается к предельным смысловым основам бытия, рассматривает вещи и весь мир в их человеческом ценностно-смысловом измерении.

Они сосредоточивают свое внимание на проблеме познава­тельных отношений человека к миру (характеризуя пределы и возможности человеческого познания как такового и используемых в познании научных методов), а философия культуры стремится выявить своеобра­зие структуры и методов познания культуры в отличие от методов познания природы.

В связи с принципиальным различием методов ис­следования природы и культуры все науки условно раз­делены на науки о природе и науки о культуре.

Культурфилософия же приобрела самостоятельный статус. В рамках философии она исследует идеи культуры, цели культуры, принципы и предпосылки культуры, различные формы культуры с точки зрения их значения для человека, соответствия идеальным целям и ценностям, прогнозируя последствия культурной деятельности субъектов культуры.

Философия культуры, при всем различии подходов к исследованию куль­туры, по отношению к различным наукам о культуре исполняет роль методологии.

Фило­софская методология (т. к. философия исследует чело­веческий смысл бытия) позволяет увидеть глубинные закономерности и перспективы бытия, которые не про­сматриваются средствами специальных наук о культу­ре.

Таким образом, между философией культуры и культурологией, в ее современном виде, существуют тесные отношения: философия культуры нацелена на понимание куль­туры в контексте бытия (всеобщего), культурология же рассматривает культуру в ее конкретных формах (осо­бенное) с опорой на определенный исторический и иной эмпирический материал.

Тесная связь существует у культурологии и с социо­логией культуры. Социология культуры изучает соци­альные закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой дея­тельности, связанной с созданием, усвоением, сохра­нением и распространением идей, культурных норм, ценностей, образцов поведения, регулирующих отно­шения в обществе, между обществом и природой.

Культурология же изучает взаимодействие не челове­ческих индивидов, а элементов культуры (обычаев, ин­ститутов, кодов, технологий, идеологий и др.). В куль­турологии социальная система рассматривается лишь как часть более широкой целостности – культуры.

Из вышесказанного следует, что культурология в силу своего научного статуса синтезирует в исследованиях весь накопленный научный и прикладной комплекс источниковедческого материала, обобщений и выводов с целью выявления и структурирования онтологических, аксиологических, функциональных, прогностических и иных факторов в деятельности и взаимном системном влиянии человека и социума, и, соответственно, на ими создаваемую предметную, технологическую, информационную, нравственную, художественную, политико-правовую, экологическую и другую «вторичную природу».

В теоретическом слое много разных школ и даже инди­видуальных версий культуры. Это «семиотические» вер­сии культуры (Ю.М. Лотман), «литературоведческие» (М. Бахтин, С. Аверинцев), «диалогические» (В. Библер), «исто­рические» (Л. Баткин, А. Гуревич), «методологические» (А. Кробер, К. Клакхон), «антропологические» (М. Мид) и т. д. Внутри каждой научной версии понимание культуры порой существенно отличается.

Наличие многих теорий культуры и неоднородный характер понимания предмета исследования культурологии приводят некоторых культурологов к парадоксальному вы­воду о том, что якобы не существует вообще такого объекта, как человеческая культура, во всяком случае, в том смысле, в каком мы говорим про объекты естественных наук. Поэтому они предлагают считать, что понятие «культура» подразумевает не теорию или мо­дель, позволяющую двигаться к «правильному» объясне­нию человеческих феноменов, а некое концептуальное поле для их адекватного отбора, упорядочения, объяснения (интерпретации).

Таким образом, во-первых, понятие «культура» почти во всех зарубежных и российских культурологических исследованиях фиксирует субъективную точку зрения исследо­вателя на отдельные механизмы или только на результат культурной деятельности людей, но не на ре­ально существующий причинно-следственный «предмет» или «объект» выявления «духовных» причин и технологий деятельности и только затем – на результат человеческой культуры. Вместе с тем человеческая культура суще­ствует как факт, как развивающаяся в сторону прогресса или регресса система, которая требует научного познания, исследования и управления.

Во-вторых, культурология как наука одновременно принадлежит:

к области «психологического» знания, так как исследует причинно-следственные механизмы взаимовлияния биологических и социальных ощущений на формирование отношений(чувств) и разума (сознания плюс подсознания), а в итоге – на поступки, деятельность личности и социума…;

к гумани­тарному знанию (например, к философии куль­туры), которое строится на ценностях и качественных методах исследования, на формировании прогностических знаний и умений;

к социальному знанию (например, к социологии и антропологии), использующего статистические (количественные) методы исследования.

В-третьих, некоторые исследователи, именно по причине множественности источниковедческой базы, а также из-за сложности обладать энциклопедическими знаниями выводов частных наук, ошибочно воспринимают и трактуют культурологию или как суммарное обозначение целого комплекса «суверенных» наук, самостоятельно изучающих культурное поведе­ние человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования, или понимают её в узко искусствоведческим смысле, как исследование только художественного творчества.

В-четвёртых, культурология – аналитически синтезирующая научная дисциплина. Это самостоятельная наука о сущности, причинно-следственных и прогностических закономерностях суще­ствования и развития культуры личности и социума.

В-пятых, объектами научного исследования культурологии являются как человеческая культура в целом, так и отдельные явления культуры — материальная, духовная, бытовая, профессиональная культуры, искусство, ре­лигия, культура личности, семьи, социальных групп, территориальных и региональных сообществ, их этнические и социальные проявления и т.д.

Степень объективности и результативности научного исследования в культурологии зависят в первую очередь от использования научных или эмпирических методов познания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *