5. Предмет и объект изучения культуры. История культуры
5. Предмет и объект изучения культуры
В основе изучения истории культуры человечества на протяжении всего его существования лежат такие науки, как культурология, философия культуры и т. д. Что же является предметом изучения всех этих наук?
Предмет изучения – выявление закономерностей культурных процессов (как в целом мировых, так и национальных), а также различные явления духовной и материальной культуры, культурные памятники, факторы и исходные пути, которые стали пред-посыл-ками к возникновению, вырабатыванию и дальнейшему развитию культурных интересов, кругозора, надобностей и потребностей людей. Кроме того, важно и то, что эти достижения, явления, памятники и т. п. культурные материальные и духовные ценности должны не только потребляться людьми, но ими и приумножаться, сохраняться и передаваться дальше из поколения в поколение. На этапе этой исторической передачи опыта возникает новое противоречие культуры – взаимоотношения между традициями и обновлениями, которые несет каждое последующее поколение. Еще
Все аспекты социальной жизни людей относятся к понятию объекта культуры. Также объект есть исследование всех особенностей и достижений базовых культурно-исторических типов, всевозможных процессов и тенденций в современной общественно-культурной среде.
Если основными науками, которые занимаются изучением культуры, являются культурология и философия культуры, то есть и науки, чей вклад в ее изучение тоже очень значителен. К таким наукам относятся психология, антропология, социология, история и конечно же философия. Но выделение конкретных предметов и объектов, относящихся к тем или иным наукам, как раз и позволяет их разграничить. В отличие от истории и социальной философии, которым больше интересна сторона событийно-деятельностного содержания жизни общества, культурология больше интересуется конкретными формами истории этой жизни, способами сохранить их, упорядочить и урегулировать. Хотя возникновение культурологии относят к началу XX в, в России это произошло еще позже, только в 91-х гг. ХХ в. В то же время на Западе нет четких границ владения этой науки. Ее обязанности взяли на себя и разделили между собой такие науки, как социология, культурная антропология, философия культуры, этнография, этнология и др.
Ученые выделяют три этапа формирования культурологии.
1. Этнографический (1800–1860).
2. Эволюционистский (1860–1895).
3. Исторический (1895–1925).
Именно в эти периоды и складываются основные понятия культурологии, которые присущи и ее современной версии. Хотя со второй половины ХХ в. культурологии становится присущ некий прагматизм.
Следующая глава >
2. Предмет и объект изучения культуры. История культуры: конспект лекций
2. Предмет и объект изучения культурыВ основе изучения истории культуры человечества на протяжении всего его существования лежат такие науки, как культурология, философия культуры и т. д. Что же является предметом изучения всех этих наук?
Предмет изучения – выявление закономерностей культурных процессов (как в целом мировых, так и национальных), а также различные явления духовной и материальной культуры, культурные памятники, факторы и исходные пути, которые стали предпосылками к возникновению, вырабатыванию и дальнейшему развитию культурных интересов, кругозора, надобностей и потребностей людей. Кроме того, важно и то, что эти достижения, явления, памятники и т. п. культурные материальные и духовные ценности должны не только потребляться людьми, но ими и приумножаться, сохраняться и передаваться дальше из поколения в поколение. На этапе этой исторической передачи опыта возникает новое противоречие культуры – взаимоотношения между традициями и обновлениями, которые несет каждое последующее поколение. Еще
Все аспекты социальной жизни людей относятся к понятию объекта культуры. Также объект есть исследование всех особенностей и достижений базовых культурно-исторических типов, всевозможных процессов и тенденций в современной общественно-культурной среде.
Если основными науками, которые занимаются изучением культуры, являются культурология и философия культуры, то есть и науки, чей вклад в ее изучение тоже очень значителен. К таким наукам относятся психология, антропология, социология, история и конечно же философия. Но выделение конкретных предметов и объектов, относящихся к тем или иным наукам, как раз и позволяет их разграничить. К примеру, для культурологии в отличие от социологии важнейшую роль играет содержательная сторона совместной жизнедеятельности людей. В отличие от истории и социальной философии, которым больше интересна сторона событийно-деятельностного содержания жизни общества, культурология больше интересуется конкретными формами истории этой жизни, способами сохранить их, упорядочить и урегулировать. Хотя возникновение культурологии относят к началу XX в, в России это произошло еще позже, только в 90-х гг. XX в. В то же время на Западе нет четких границ владения этой науки. Ее обязанности взяли на себя и разделили между собой такие науки, как социология, культурная антропология, философия культуры, этнография, этнология и др.
Ученые выделяют три этапа формирования культурологии.
1. Этнографический (1800–1860).
2. Эволюционистский (1860–1895).
3. Исторический (1895–1925).
Именно в эти периоды и складываются основные понятия культурологии, которые присущи и ее современной версии. Хотя со второй половины XX в. культурологии становится присущ некий прагматизм. Ценностные знания становятся все больше и больше востребованы в связи с появлением и расширением средств массовой информации, применением этих знаний в дипломатии, политике, военном деле и т. д.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Предмет культурологии
Понятие культурологии
Определение 1
Культурология – комплекс взаимосвязанных отдельных наук, философских культурных концепций; учение о культуре и ее происхождении.
Определение 2
Культура – это исторически определенный уровень общественного становления и развития, творческих способностей, выражаемых формами деятельности и жизни людей, типами создаваемых материально-духовных ценностей.
Цель культурологии – изучение культуры, посредством которой формируется ее общее восприятие.
Для достижения данной цели необходимо проводить анализ фактов и культурной динамики, типов и норм культур.
Предмет культурологии в широком смысле
Поскольку культурологические науки занимаются изучением системы институтов культуры, посредством которых производится воспитание и образование человека, предметом культурологии является – совокупность культурологических дисциплин (история, философия, социология, экология культуры, психология культуры, этнография, теология и др.).
Однако, в широком понимании, предмет культурологии неразрывно связан с предметом входящих в него дисциплин. Культурология в данном случае будет лишена уникальности и собственного предмета изучения, становится частью других наук.
Предмет культурологии в узком смысле
В качестве самостоятельной дисциплины, культурологию позволяет выделить понятие предмета в узком смысле.
Определение 3
Культурология – общая теория всей культуры, которая в своих положениях и выводах опирается на познания конкретных наук – теорию художественной культуры, историю происхождения культуры и прочие частные науки.
Основанием культурологии в данном случае является рассмотрение культуры в конкретных формах и проявлениях, способах жизнедеятельности и человеческого восприятия окружающего мира.
Определение 4
Предмет культурологии – совокупность вопросов о происхождении, развитии и деятельности культуры как особого образа жизни человека, отличного от проявлений животного мира.
Культурология изучает общие формы, методы и закономерности развития культуры человека, присущие всем этапам его развития.
Связь предмета и задач культурологии
Рассматривая предмет культурологии в узком понимании, целесообразно выделение следующих задач науки:
- Полное, глубокое и связанное объяснение сущности, признаков и форм культурного проявления;
- Изучение происхождения и развития культуры в общем, отдельных процессов и явлений культурного взаимодействия;
- Выявление места и роли человека в культурной среде;
- Создание категориального аппарата, средств и методов культурного познания;
- Взаимодействие и взаимосвязь с другими частными научными дисциплинами;
- Анализ культурных сведений в сферах искусства, философии, религии и прочих ненаучных познаний культуры;
- Изучение развития различных культур и народов.
В общем случае, предметом культурологического исследования выступают объективные личностные, групповые, национальные и человеческие закономерности процессов и явлений; законы и причинно-следственные, проективно-продуктивные и прогностические взаимообусловленности материально-духовной деятельности звеньев субъектов культуры.
Определение 5
Предмет культурологии – исследование культурного феномена как исторически возникшего опыта наций и народов, воплощенного в нормах, законах и чертах деятельности, передача ценностных идеалов от поколения к поколению.
Определяя предмет культурологии, ученые опираются на ориентации данной науки: философскую, историческую, теоретически-стоимостную, в соответствии с которыми выделяются культурфилософия, история культуры, наука о культуре.
2.1. Культура как специфический объект и предмет исследования. Теория культуры
2.1. Культура как специфический объект и предмет исследования
В методологии культурологического исследования следует различать понятие объекта исследования и понятие культуры как объекта исследования. Объектом исследования в науке принято называть тот фрагмент окружающей действительности, предметного, материального мира или области идей, духовной жизни, который интересен исследователю не сам по себе, а как носитель свойств, еще нераскрытых, непознанных противоречий. Другими словами, объект (носитель) необходим для того, чтобы в конкретном явлении или в строго очерченном пространстве объекта иметь возможность выделить для специального исследования совокупность конкретных свойств, непосредственно интересующих ученого, носителем которых и является установленный исследователем объект. Так, например, геолог может рассматривать в качестве объекта исследования породу гранита с вкрапленными фрагментами слюды, которые и могут сыграть роль предмета специального исследования. Так же точно могут стать предметом исследования процессы кристаллообразования кварцита: их можно наблюдать в питательной неоднородной для кварцита породе, которую вполне можно определить как объект исследования. Известный историк и методолог академик И. Д. Ковальченко определил понятие «объект исследования (познания)» следующим образом:
? Объект познания – это совокупность качественно определенных явлений и процессов реальности, существенно отличных по своей внутренней природе, основным чертам и законам функционирования и развития от других объектов этой реальности.[37]
Такое определение указывает на обособленность объекта в отношении с другими, не затронутыми исследованием, состояниями и явлениями.
Явления, вызывающие непосредственный интерес ученого, в методологии исследования обозначаются как предмет исследования, а материал, в который «вписан» предмет исследования, принято называть объектом, т. е. носителем исследуемых свойств и процессов.
Культура, как было отмечено выше, может являться как объектом, так и предметом исследования. В первом случае роль культуры сводится к роли носителя тех свойств, которые составляют предмет интереса самых разных наук – истории и социологии, этнографии и археологии, психологии и медицины, филологии и искусствознания, философии и богословия. В этом случае понятие «культура» в системе понятийного аппарата названных выше наук приобретает иной, новый смысл, соответствующий интересам каждой из названных наук. Культура в сочетании с предметом какой–либо из выделенных нами научных дисциплин становится лишь внешним условием для выделения тех или иных исторических, социологических и т. д. закономерностей. В этом случае, используя понятие культуры в ходе разработки собственного предмета, «культурой» именуют особо выделяемые исторические факторы, социальные интересы, этнические особенности, традиции и обычаи, археологические находки и другие компоненты предметной области каждой из гуманитарных наук. Конечно, культура как явление, сопряженное со всеми процессами жизнетворчества человека, в той или иной степени соприкасается с предметной областью любой гуманитарной дисциплины. Но само по себе такое соприкосновение не характеризует культуру полностью, а лишь затрагивает определенное количество ее свойств и отличительных признаков. В связи с этим каждая из гуманитарных наук объявляет одним из своих объектов исследования культуру. Но ограниченность контакта (соприкосновения) не дает гуманитарным наукам возможность понять и увидеть культуру как целостность; представление о ней складывается в пределах каждой из них исключительно по результатам прямого соприкосновения с той группой свойств культуры, которые были проявлены в этом случае. М. С. Каган делает правильный вывод, отмечая, что попытка суммирования различных определений и пониманий культуры, осуществленная А. Кребером и К. Клакхоном в 1952 г. в их совместной монографии «Культура», «вылилась в простую группировку собранных ими 180 (!) различных дефиниций… название выделенных рубрик… достаточно выразительно показывает, сколь многосторонне исследуемое явление и сколь хаотична общая картина его научного изучения».[38] Вывод ученого справедлив:
Множество разнородных культурологических теорий… объясняется прежде всего… опорой на подходы к культуре разных наук и гипостазирование, абсолютизацию, выведение на философско–категориальный уровень каждого из этих частнонаучных по сути своей подходов.[39]
Отсюда вытекает и неизбежное заключение: культуру необходимо осмыслить «в ее реальной целостности и полноте конкретных форм ее существования, в ее строении, функционировании и развитии».[40] В соприкосновении с любой гуманитарной наукой (кроме культурологии) культура скорее теряет, чем приобретает свои характеристики, поскольку каждый раз выглядит однобоко, ущербно, лишенная своих общих функций и необходимой целостности. Знаменитая притча о слепых, с разных сторон обступивших слона и высказывавших свои суждения о нем в соответствии с конкретными впечатлениями от соприкосновения с животным, продолжает быть весьма актуальной. И культура, как и всякий предмет познания, может быть осознана и определена только как целостное образование (целостность), несущее в себе всю совокупность своих базовых качественных характеристик.
Культура как объект исследования отдельной гуманитарной науки может выступать лишь в своем ограниченном, усеченном виде, и интерес к ней также приобретает в данном случае узкий, конкретный характер, полностью зависящий от предметной области данной науки. Культура выступает в подобных случаях, как правило, в качестве объекта–носителя определенных свойств и особенностей, непосредственно не связанных с функцией культуры, но вызывающих определенный профессиональный интерес у представителей различных гуманитарных наук.
Культура причастна любым процессам, протекающим в системе общественных отношений, всюду, где действует и просто присутствует человек. Поэтому, соприкасаясь различными своими гранями с множеством явлений, непосредственно не относимых к культуре, культура все же оказывает на них свое, часто неприметное, а иногда и достаточно сильное влияние. Это и порождает возможность привлечения культуры к исследованиям в самых разных гуманитарных науках. Но культура во всех таких случаях прежде всего выступает как объект исследования, поскольку гуманитарные дисциплины видят в ней не самостоятельную сущность, а определенную внешнюю силу. Культура, как это следует видеть и учитывать, воспринимается различными научными дисциплинами как внешнее, идущее со стороны, вмешательство в ход исторического развития и область истории, в процесс формирования и функционирования социальных связей и область социологии, в состояние и развитие этнических образований и область этнографии, в становление и эволюцию человечества и область археологии и др.
Но во всех случаях в центре внимания любой гуманитарной науки оказывались свои интересы, т. е. те проблемы и явления, которые непосредственно связаны с предметной областью каждой из гуманитарных наук, вписываются в их самостоятельную профессионально ориентированную проблематику.
В этом случае исключением не является и такая близко лежащая к культурологии область, как философия. Обращаясь к культуре в границах своей предметной области, философия видит в ней, так же как и гуманитарные науки, не предмет, а объект исследования. Для философии – в соответствии с ее предметной областью – культура не явление, а идея, поскольку для философии в поле ее профессиональных интересов находятся не реальные объекты, не материальный мир, а мир идеальный, состоящий из взаимодействия и взаимосвязей идей. В этом смысле мы не можем не согласиться с В. М. Межуевым:
Все, к чему философия имеет отношение, получает в ней форму идеи, становится идеей… И идея культуры, видимо, – это не просто сумма накопленных о культуре эмпирических и теоретических обобщений, а особого рода «концепт», призванный решать иную задачу, чем просто научное познание культуры в ее многообразных и наглядно воспринимаемых формах проявления.[41]
Вместе с тем культура как объект может выступать и непосредственно в культурологическом исследовании в том случае, когда в границах того или иного явления, которое может атрибутироваться как явление культуры, исследуется не весь объект, но лишь особо выделенная его часть, непосредственно интересующая ученого. В этом случае исследователь, выделяя культуру как объект исследования, учитывает ее качественную определенность, но цели и задачи исследования ориентируют его лишь на отдельные аспекты ее проявления, отдельные ее грани, которые становятся определяющим для конкретного исследования предметом познания.
? Предмет исследования – это основа исследовательского интереса, поскольку понятие предмета исследования выражает целенаправленную заинтересованность ученого в освоении конкретной предметной области, процессов или свойств, проявивших и обозначивших себя в особо выделенном объекте исследования (объекте–носителе).
Для исследования культуры в русле культурологии важен не столько учет многогранности этого явления, сколько, наоборот, осознание ее целостности. В этом и коренится отличие культурологического подхода от подхода любых конкретных наук, в том числе и философии. Специфика культуры как предмета исследования заключается в том, что она трудно вычленяема в ее органической целостности из объектов и явлений окружающего мира. Легче обнаружить ее грани, отдельные стороны, описать и изучить их. Но отдельные стороны не могут дать целостного представления о культуре, на основе которого исследователь именно культуры мог бы подвести содержательные итоги исследования.
Академик И. Д. Ковальченко так определяет отношения между понятиями объект и предмет исследования:
Поскольку практически познание на любом историческом этапе своего развития охватывает лишь часть реальности, необходимо понятие, раскрывающее то содержание объекта познания, которое включено в познавательный процесс. Таким понятием является предмет познания., мы будем исходить из традиционного подхода, а именно: рассматривать в качестве объекта познания определенную объективную реальность, а в качестве его предмета – те аспекты и черты объекта, которые охвачены изучением.[42]
Иными словами, культурологу предстоит уточнить, какую область в избранном объекте он выделит как предмет исследования. Иначе говоря, он должен определить и выделить те свойства и особенности культуры, которые связаны с задачей предстоящего исследования.
Трудности выделения как объекта, так и предмета исследований в изучении культуры определяются спецификой самой культуры, которая, являясь связующим звеном между человеком и окружающим его миром, обладает особой двойственностью, позволяющей вести исследование теми методами, которые используются как в философии так и в конкретных науках. Особое положение культуры, ее особая форма предполагают и особые методы исследования. Вот почему культура не может быть изучена с помощью методов тех наук, предметом которых служит предметный мир, материальная действительность. Но она не может быть изучена и методами тех наук, которые занимаются идеальными формами, связанными с мышлением, образным восприятием, чувствами, состоянием сознания. Находясь в пограничной ситуации между реальным и идеальным, бессознательным и сознанием, внешним и внутренним, культура как объект и предмет познания может быть определена или как нечто доступное восприятию (например, культура поведения, культура славян и т. д.), или как нечто доступное мысленному взору, воображению (духовная культура, культура мышления и т. д.). Эта изначальная сложность феномена культуры указывает на необходимость создания для ее исследования специальных методик и технологий, которые смогли бы отразить данное явление и, целостно выделив культуру как объект и предмет исследования, раскрыть диалектику ее существования в единстве противоположностей человека и окружающего его мира.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Понятие культуры
Определение 1
Культура (от лат. Cultura – возделывание земли) – это понятие, которое имеет огромное количество разнообразных определений в зависимости от сферы своего употребления. В классическом понимании под культурой мы понимаем все духовные и материальные ценности, которые человек создал на протяжении всей своей истории. Культура по своей сущности является предметом изучения культурологии, истории, философии, искусствознания, педагогики, этнологии, политологии, психологии и других гуманитарных дисциплин.
Довольно часто под культурой понимают непосредственную деятельность человека во всех проявлениях его самовыражения и самопознания. Помимо этого, культура может трактоваться как проявление субъективной и объективной мысли человека. Таким образом, культура являет собою совокупность устойчивых форм деятельности человека, при отсутствии которых она не способна продуцироваться, вследствие чего — существовать. Культура вбирает в себя определенный набор кодов, которые внедряют в человека определенное поведение, ценности и моральные нормы. В этой трактовке культура будет неразрывна связана с социокультурным окружением – обществом. Источник возникновения культуры – деятельность человека, его творческая и созидательная составная.
Культура и природа
Взаимодействие и взаимоотношения природы и культуры является одной из ключевых проблем такой области гуманитарного знания как культурология. Довольно часто встречается мнение, что культура и природа – это тотально противоположные две категории человеческого бытия. Такая мысль неразрывно связана с пониманием того, что культура – искусственный плод человеческой деятельности, а природа – истинный и подлинный плод физических явлений.
Марк Порций Катон Старший – человек, который ввел понятие культуры. В его трактовке культура – это возделывание, которое неразрывно связано с обработкой земли. В данном понятии выделяется очень важная составная, так как здесь проявляется неразрывное сотрудничество человека и природы, что дает позитивные плоды обеим сторонам. В таком случае человек будет принимать все материальные блага от природы и обогащать природу творчеством своего труда. Такое одухотворение земли направлено на сосуществование человека и природы в гармонии, а не категорической вражде.
Что же касается противопоставления культуры и природы, то такие ученные как Н. Бердяев, И. Гердер утверждают, что человек существует вне зависимости от природы. Но проблема возникает не из-за отсутствия контактов культуры и природы, а из-за негативной культуры, которая возникает в городской жизни.
Замечание 1
Довольно просто убедиться в том, что человеческая культура и, следовательно, жизнь, должны находится в полной гармонии с природой. Это должно проявляться в сотрудничестве человека с ней, а не ущербном эксплуатировании ее даров. Так, следует помнить, что отстранение культуры от принципов рациональной дружбы с природой может привести к упадку накопленного материального и духовного достояния человечества.
Культура и цивилизация
Еще в начале $19$ века в Западной Европе сформировалось классическая трактовка «культуры» как цивилизации. В последующие годы данное понятие, с одной стороны, начало задействовать различия между колониями и метрополиями по всему миру, а с другой – различия между разными группами людей на Западе. Именно в этот период и из этих двух трактовок можно определить, что понятие «культуры» рассматривается как эквивалент «цивилизации», то есть антиподом понятия «природа». При использовании данного определения можно легко дать классификацию отдельных людей и даже стран по уровню цивилизованности. Тем не менее, нельзя понимать под культурой цивилизацию и наоборот.
Последней общепринятой мыслью в локально-историческом контексте, цивилизация – это уникальное историческое образование, которое ограничено пространственно-временными рамками. Такая точка зрения утвердилась в мировоззрении Н. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби. Помимо этого, данные понятия могут несколько разводится, вследствие чего культура – это ранний этап становления будущей цивилизации. Так, цивилизация – это усвоенность образов ценностей, поведения, норм. Культура – это способ освоения всех достижений. Цивилизация будет предполагать реализацию конкретного типа общества в конкретных пространственно-временных рамках, в то время как культура – отношение к данному типу общества на основе разных духовно-нравственных критериев.
Таким образом, невзирая на серьезное продвижение философской мысли $19-20$ века, еще не сформировалось единого общепринятого мнения касательно сопоставления понятий «культуры» и «цивилизации».
Рисунок 1.
Разнообразие культур
Замечание 2
Важно знать, что даже поверхностное знакомство с самыми разными культурами будет обнаруживать множество самых разнообразных различий между ними. Самым классическим примером является общество и нормы, которые являются общепринятыми в этом социуме. Именно поэтому человек всегда должен знать о культуре и социокультурном окружении, в котором находится, для того, чтобы чувствовать себя полноценным членом общества. Тем не менее, в современном мире существуют определенные культурные универсалии – понятие, которое вбирает в себя схожие элементы и аспекты жизнедеятельности разных культур. Это могут быть как моральные нормы, так и ценности, формы поведения, обряды, обычаи и т.д.
Первой культурной универсалией можно считать мифологическое мировоззрение, которое было основой первобытного общества в самых разных уголках Земного шара.
Важным элементом в понимании универсалий является понятие «Осевое время», введенное в научный оборот К. Ясперсом – представителем экзистенциальной философии $20$ века. Это период с $8$ по $2$ век до н.э., когда на разных территориях вне зависимости друг от друга возникли первые философские течения, первые религии. Именно возникновение схожих элементов и аспектов человеческой жизни дают наиболее полное представление о культуре.
Культура как предмет исследования — лекции на ПостНауке
ВИДЕОФилософ и культуролог Виталий Куренной о визуальном повороте, революции Канта и культурсоциологии
23 Января 2014
10931
22212
Поделиться статьей
Когда культура становится предметом исследований? Как развивается пространство исследований культуры? И как трансформировалось самое понятие «культура»? Об этом рассказывает кандидат философских наук Виталий Куренной.Культура всегда противопоставлялась природе. Природа — это нечто, что растет и развивается само, а культура всегда предполагает возделывание. Понятие «культура» всегда имело жесткий нормативный смысл, потому что это возделывание чего-то в каком-то направлении. Если мы посмотрим на Новое время, то целью возделывания было приближение к античному нормативному образцу. В этом смысле оно вообще не тематизировалось.
В период «силового» времени слово «культура» теряет свой однозначный нормативный характер, появляются «культуры», слово «культура» начинает использоваться во множественном числе. Возникает представление о том, что культура — это не нечто единое, не какой-то нормативный образец, европоцентричный, к которому нужно и должно стремиться, а что существует некоторое многообразие культур.
Если говорить о трансформации предмета, который мы называем «культурой», то конечно, в последнее время, скорость этих трансформаций уплотняется. Начиная со второй половины XX века, мы постоянно говорим о некоторых поворотах в исследованиях культуры. Первоначально был лингвистический поворот (все начинает рассматриваться как текст), мы имеем дело с интерпретативным поворотом, с перформативным поворотом. Сегодня чрезвычайно важный момент связан с иконографическим, визуальным поворотом в исследованиях культуры.
1.1. Предмет исследования культурологии
Культурология — это наука о человеческой культуре. Предметом ее исследования являются объективные закономерности личностных, групповых, этнических и социальных, региональных и общечеловеческих культурных процессов и явлений, виды, формы, способы и механизмы, законы и результаты деятельности, причинно-следственные, творческие и прогностические взаимообусловленности материальной и духовной жизнедеятельности всех звеньев субъектов культуры.
Культурология изучает объективные и субъективные предпосылки и факторы (познавательные, проективно-продуктивные, аксиологические, коммуникативные, художественные), под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные мотивы, интересы, потребности, цели и ценности, нормы и технологии людей, вещественные результаты их деятельности.
Культурология изучает культурную жизнь различных обществ, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов.
Важнейшая задача культурологов: научный анализ закономерностей и прогнозирование результатов, последствий процессов, тенденций и механизмов становления и эволюционно-революционного развития этнической и социальной среды жизнедеятельности субъектов культуры.
Одна из основных проблем культурологической науки — вопросы теории и истории мировой культуры в целом и её этно и социо культурных составных частей, как «первокирпичиков».
Говоря о предмете культурологии, как науки, нужно иметь в виду две основные познавательные ориентации – теоретический (системно-структурный) и эмпирически-прикладной способы познания и накопления знаний. Соответственно, в культурологии теоретическое накопление знаний развивается по разным научным направлениям, например, философия культуры (культурфилософия), история культуры, искусствознание, социология культуры, социальная антропология, психология и т. д. Эмпирически-прикладной способ накопления культурологических знаний и анализа — музыковедение, искусствоведение и иные.
Следует отметить, что некоторые культурологи нередко противопоставляют эти области культурологического познания на основе субъективизма оценки их роли и места в познании. Так, они рассматривают и оценивают научное содержание культурологии узко, как искусствознание, или, как формирование дуалистической (двоякой) совокупности оценки норм и результатов поведения и деятельности личности и социума на основе, например действия субъективных принципов — «приятное — неприятное», «полезное – вредное», а, следовательно, и, соответственно, нормы и результаты деятельности ошибочно трактуют ими как «культурные» или «некультурные».
Существуют и иные точки зрения на предмет культурологии.
Так, В. М. Межуев считает, что хотя теоретические исследования культур много дали для их понимания, одновременно такие исследования обессмыслили культурологию. В частности, он показывает, что понятие культуры и ее изучение сформировались в лоне философского диспута при обсуждении вопроса о специфике и основаниях культурно-исторического изучения общества и человека. Философское понимание культуры представляет собой понимание не любой культуры, а только той, которая образует культурный мир, культурное бытие европейского человека, обладающего разумом, рационально мыслящего, укорененного в истории.
Поэтому, с его точки зрения, философия выясняет не теоретическое, а практическое отношение человека к культуре, раскрывает условие не просто его знания о ней, а его бытия в ней. Под человеком им понимается в данном случае не «человек вообще», не любой человек, а тот тип индивидуальности, социокультурной личности, который сформирован европейской культурой, стал ее творцом и носителем.
Культуролог Э. А. Орлова теоретическое (научное) познание культуры противопоставляет не только философскому, но и историческому. Автор считает, что философский подход к изучению культуры априорен (носит метафизический характер) и недоступен эмпирической проверке, а исторический подход ограничивается описанием событий и не выходит на уровень объяснений.
В области же наук о культуре осуществляется методологический синтез систематического описания явлений культуры с их объяснением. В науках о культуре основной целью ставится понимание того, как происходит формирование и становление явлений и событий культуры, что в культуре повторяется, а что остается уникальным, почему и в каком направлении, по каким причинам осуществляются культурные процессы.
Современные культурологические исследования заставляют критически взглянуть на собственную культуру и присущий ей тип человека, воспринимаемые как непосредственную данность с целью определить их исторические и межкультурные границы, ибо отдельная культура всегда лежит на границах с другими культурами и эпохами.
Современная культура — это множество самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси «прошлое — будущее». Современный человек начинает понимать, что культурная самобытность его народа неотделима от культурной самобытности других народов, что все мы подчиняемся законам культурной коммуникации.
Культурология есть наука философско-теоретического уровня анализа, синтеза и прогнозирования взаимообусловленных процессов, происходящих внутри человеческой культуры и исследуемых с разных сторон, разными методами многими прикладными науками.
Культурология в той форме, в которой она возникла и развивается в российском обществознании, сформировалась на стыке ряда гуманитарных наук — археологии, этнографии, этнопсихологии, философии, социологии, искусствознания, политологии, права и иных. Каждая из этих наук ставила перед собой задачу не исследования культуры в целом, а изучения некоторых отдельных ее аспектов.
Археология рассматривает культуру как совокупность продуктов человеческой деятельности, в которых «овеществлены» следы духовного мира и поведения человека («материальную культуру»).
В этнографии под культурой понимается специфический для определенного этноса комплекс обычаев, верований, особенностей труда и быта людей, и этнографы исследуют эти специфические аспекты культуры, получая материал для описания конкретных исторических особенностей развития конкретных культур.
В отличие от этих исторических наук культурология не просто фиксирует какие-то особенности, а использует их для выявления архетипов современной культуры и понимания ее как итога исторического развития, то есть культурология систематизирует исторические факты, выявляет общие закономерности генезиса социокультурного процесса.
У культурологии также очень тесная связь с философией культуры. Философия культуры как составная часть философии исследует культуры в философском аспекте, то есть в рамках своего объекта, предмета и характерной для нее методологии. Философия является теоретической основой мировоззрения.
Своеобразие подхода философии культуры в изучении культуры проявляется в том, что исследование носит мировоззренческий характер: в них проявляется идеологическое своеобразие относительно субъективных точек зрения той или иной философской школы, течения, направления.
Философские школы и течения акцентируют внимание на экзистенциальных проблемах человеческого бытия, а философия культуры, отражая человеческие ценности и человеческое отношение к миру, обращается к предельным смысловым основам бытия, рассматривает вещи и весь мир в их человеческом ценностно-смысловом измерении.
Они сосредоточивают свое внимание на проблеме познавательных отношений человека к миру (характеризуя пределы и возможности человеческого познания как такового и используемых в познании научных методов), а философия культуры стремится выявить своеобразие структуры и методов познания культуры в отличие от методов познания природы.
В связи с принципиальным различием методов исследования природы и культуры все науки условно разделены на науки о природе и науки о культуре.
Культурфилософия же приобрела самостоятельный статус. В рамках философии она исследует идеи культуры, цели культуры, принципы и предпосылки культуры, различные формы культуры с точки зрения их значения для человека, соответствия идеальным целям и ценностям, прогнозируя последствия культурной деятельности субъектов культуры.
Философия культуры, при всем различии подходов к исследованию культуры, по отношению к различным наукам о культуре исполняет роль методологии.
Философская методология (т. к. философия исследует человеческий смысл бытия) позволяет увидеть глубинные закономерности и перспективы бытия, которые не просматриваются средствами специальных наук о культуре.
Таким образом, между философией культуры и культурологией, в ее современном виде, существуют тесные отношения: философия культуры нацелена на понимание культуры в контексте бытия (всеобщего), культурология же рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное) с опорой на определенный исторический и иной эмпирический материал.
Тесная связь существует у культурологии и с социологией культуры. Социология культуры изучает социальные закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, культурных норм, ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, между обществом и природой.
Культурология же изучает взаимодействие не человеческих индивидов, а элементов культуры (обычаев, институтов, кодов, технологий, идеологий и др.). В культурологии социальная система рассматривается лишь как часть более широкой целостности – культуры.
Из вышесказанного следует, что культурология в силу своего научного статуса синтезирует в исследованиях весь накопленный научный и прикладной комплекс источниковедческого материала, обобщений и выводов с целью выявления и структурирования онтологических, аксиологических, функциональных, прогностических и иных факторов в деятельности и взаимном системном влиянии человека и социума, и, соответственно, на ими создаваемую предметную, технологическую, информационную, нравственную, художественную, политико-правовую, экологическую и другую «вторичную природу».
В теоретическом слое много разных школ и даже индивидуальных версий культуры. Это «семиотические» версии культуры (Ю.М. Лотман), «литературоведческие» (М. Бахтин, С. Аверинцев), «диалогические» (В. Библер), «исторические» (Л. Баткин, А. Гуревич), «методологические» (А. Кробер, К. Клакхон), «антропологические» (М. Мид) и т. д. Внутри каждой научной версии понимание культуры порой существенно отличается.
Наличие многих теорий культуры и неоднородный характер понимания предмета исследования культурологии приводят некоторых культурологов к парадоксальному выводу о том, что якобы не существует вообще такого объекта, как человеческая культура, во всяком случае, в том смысле, в каком мы говорим про объекты естественных наук. Поэтому они предлагают считать, что понятие «культура» подразумевает не теорию или модель, позволяющую двигаться к «правильному» объяснению человеческих феноменов, а некое концептуальное поле для их адекватного отбора, упорядочения, объяснения (интерпретации).
Таким образом, во-первых, понятие «культура» почти во всех зарубежных и российских культурологических исследованиях фиксирует субъективную точку зрения исследователя на отдельные механизмы или только на результат культурной деятельности людей, но не на реально существующий причинно-следственный «предмет» или «объект» выявления «духовных» причин и технологий деятельности и только затем – на результат человеческой культуры. Вместе с тем человеческая культура существует как факт, как развивающаяся в сторону прогресса или регресса система, которая требует научного познания, исследования и управления.
Во-вторых, культурология как наука одновременно принадлежит:
к области «психологического» знания, так как исследует причинно-следственные механизмы взаимовлияния биологических и социальных ощущений на формирование отношений(чувств) и разума (сознания плюс подсознания), а в итоге – на поступки, деятельность личности и социума…;
к гуманитарному знанию (например, к философии культуры), которое строится на ценностях и качественных методах исследования, на формировании прогностических знаний и умений;
к социальному знанию (например, к социологии и антропологии), использующего статистические (количественные) методы исследования.
В-третьих, некоторые исследователи, именно по причине множественности источниковедческой базы, а также из-за сложности обладать энциклопедическими знаниями выводов частных наук, ошибочно воспринимают и трактуют культурологию или как суммарное обозначение целого комплекса «суверенных» наук, самостоятельно изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования, или понимают её в узко искусствоведческим смысле, как исследование только художественного творчества.
В-четвёртых, культурология – аналитически синтезирующая научная дисциплина. Это самостоятельная наука о сущности, причинно-следственных и прогностических закономерностях существования и развития культуры личности и социума.
В-пятых, объектами научного исследования культурологии являются как человеческая культура в целом, так и отдельные явления культуры — материальная, духовная, бытовая, профессиональная культуры, искусство, религия, культура личности, семьи, социальных групп, территориальных и региональных сообществ, их этнические и социальные проявления и т.д.
Степень объективности и результативности научного исследования в культурологии зависят в первую очередь от использования научных или эмпирических методов познания.