Презентация к уроку по географии (5 класс) по теме: «Земля-планета солнечной системы» 5 класс ФГОС
Тема урока: §7. «Земля – часть Солнечной системы» (урок № 7 в теме «Земля – часть Солнечной системы »)
Цель: сформировать представление об уникальности Земли, как части Солнечной системы.
Задачи урока:
Образовательные: ввести новые понятия солнечная система, литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, мировой океан; дать первоначальные сведения о Солнечной системе, ее составе и возникновении; познакомить с планетами земной группы; показать уникальность Земли как единственной планеты, на которой существует жизнь.
Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.
Воспитательные: осознание себя как части целостности природы
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: понимание уникальности планеты Земля, как части Солнечной системы.
Универсальные учебные действия:
Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира и себя как неотъемлемой части Солнечной системы
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям солнечная система, литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера, мировой океан; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Тип урока: комбинированный
Форма работы учащихся: групповая
Техническое оборудование: интерактивная доска, схема и модель Солнечной системы, фотографии, интернет, ЭОР, персональный компьютер.
Структура и ход урока.
№ | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | Организация на урок | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | 2мин |
2 | Актуализация темы | Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему. Объясните: Что описывается в сообщениях? (слайд1-кроссворд) Проверяет усвоение понятий. Предположите: Что объединяет эти слова? С какими понятиями вы еще не встречались? Проверяет усвоение понятий | Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Раскрывают полученные знания (понятия). Формулируют название темы урока (Р) | 4мин |
3 | Изучение нового материала | 1. Объясните (учебник стр.25): — -Что общего у Земли с другими планетами Солнечной системы? — В чем уникальность нашей планеты? (Ответы пишутся на интерактивной доске) Подводит к выводу: что все планеты, входящие в Солнечную систему, имеют и общие черты, и существенные различия. 2.Демонстрирует ЭОР (Планеты Солнечной системы.). Акцентирует внимание на то, что по своим особенностям планеты Солнечной системы делятся на 2 группы: 1.планеты гиганты 2.планеты земной группы | Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность (П) Предлагают свои варианты общих черт и различий, самостоятельно определяют общие черты планет Солнечной системы (К, Р) Просматривают (П), сравнивают планеты Земной группы (Р) принимают участие в диалоге с учителем | 4мин 3 мин 3 мин |
4 | Практикум | Организует работу в рабочей тетради стр.16 задание 11 на основе текста §7 Проверяет полученный результат Демонстрирует с помощью ЭОР изображение планеты Земля из космоса. Подводит к выводу: что в отличие от других планет земная поверхность разделена на океаны и огромные массивы суши- материки. Вводит понятие мировой океан | Анализируют текст и выбирают необходимые сведения(П) Самостоятельно знакомятся с содержанием § 7 и выполняют задания в рабочей тетради. (П.Р.) Демонстрируют результат своей работы. (Л). Смотрят. Обмениваются полученной информацией (К) Записывают в тетради новые понятия | 5 мин 4 мин |
Физминутка (здоровьесберегающий компонент) | Игра на внимание | Играют, определяются внимательные. (К) | 2 мин | |
5 | Закрепление | 1.Проверяет усвоение нового материала в тестовой форме (слайд 7,8) ( Причинно -следственные связи: Планеты земной группы и планеты гиганты с одной стороны, названия планет с другой; оболочки Земли.) | Демонстрируют знания (П), понимание причинно-следственных связей (Р). Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р) | 5 мин |
6 | Итог урока (рефлексия) | Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Объясняет д/з §7, Вопросы с.29 творческое задание Для художников Для писателей Для режисеров по теме: «Влияние космоса на Землю и жизнь людей» | Оценивают работу на уроке всего класса «смайликом» на доске (Л). Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике (К). | 3 мин |
Приложение № 1.
- Я-небесное тело. Представляют собой светящийся массивный газовый шар. Обычно состою из гелия и водорода.(звезда)
- Я — твёрдое тело космического происхождения, упавшее на поверхность крупного небесного тела. Большинство имеют вес от нескольких граммов до нескольких килограммов. Крупнейший из найденных — Гоба (вес 60 тонн). Полагают, что в сутки на Землю падает 5–6 т , или 2 тысяч тонн в год.(метеорит)
- Я известна с глубокой древности. Небесное тело, которые становятся все ярче и ярче по мере приближения к Солнцу, а также приобретают длинные и тоже очень яркие хвосты, — появлялись довольно редко, а главное — неожиданно. Из-за необычного вида их считали предвестниками несчастий: голода, стихийных бедствий, эпидемий, войны или смерти правителя.(комета)
- Я, естественный спутник Земли, среднее расстояние от Земли 384000 км, средний диаметр 3476 км. Я практически лишена атмосферы.(Луна)
- В трёхмерном пространстве звёзды, которые мы видим на небесной сфере рядом, могут быть расположены очень далеко друг от друга. С древнейших времён люди видели некоторую систему во взаимном расположении звёзд и группировали их в соответствии с ней в нас.Кто мы? (созвездия)
nsportal.ru
Презентация к уроку по географии (5 класс) на тему: Презентация 5 класс ФГОС Планеты Солнечной системы
Слайд 1
Планеты солнечной системы Планеты солнечной системы.Слайд 3
Меркурий — наиболее близкая планета от Солнца и самая меньшая планета земной группы. На Меркурии нет привычных нам, землянам, времен года. Как следствие, рядом с полюсами есть области, на которые никогда не попадают Солнечные лучи. Именно в этих областях находится лед, несмотря на то, что среди всех планет Меркурий ближе всего к Солнцу. У Меркурия нет фактически никакой атмосферы, однако есть ее маленькие следы из небольшого количества Водорода, Кислорода, Натрия, Калия и аргона.
Слайд 4
Планета получила своё название в честь римского бога торговли – Меркурия. По своим физическим характеристикам Меркурий напоминает Луну. У планеты нет естественных спутников. Планета обладает крупным железным ядром, являющимся источником магнитного поля. Температура на поверхности Меркурия колеблется от−180 — 430 °C. Уникальность планеты заключается и в том, что здесь можно наблюдать явление, когда солнце на небе останавливается и начинает двигаться в обратном направлении. Одна из самых заметных деталей поверхности планеты Меркурий — Равнина Жары — кратер, получивший название от расположения вблизи одной из «горячих долгот». Его поперечник составляет около 1300 км.
Слайд 5
Венера — вторая от Солнца планета, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют «утренней звездой»
Слайд 6
Венера похожа на Землю, почти такого же размера . Температура на планете достигает 480ºC и держится практически без изменений на протяжении всего года; высокое содержание углекислого газа в атмосфере создает на Венере парниковый эффект. 1 день на которой длится 243 земных суток, а год всего 225. Это единственная планета Солнечной системы, которая обращается против часовой стрелки
Слайд 7
Планета получила своё название в честь богини красоты – Венеры.
Слайд 8
Земля — т ретья планета от Солнца . Почти 70 процентов поверхности Земли покрыто океанами, со средней глубиной в 4 км. Земля состоит из нескольких слоев: магнитосфера, атмосфера, литосфера и гидросфера. Атмосфера Земли состоит из 78 процентов азота, 21 процента кислорода и 1 процента других газов. Она обеспечивает защиту от вредных излучений Солнца и метеоритов.
Слайд 9
Масса: 5,972 х 10 24 кг Плотность: 5,513 г/см3 Площадь: 510 064 472 км 2 Среднее расстояние от Солнца: 149597891 км Луна является единственным естественным спутником Земли. Пятый по величине естественный спутник в Солнечной системе, его расстояние от Земли насчитывает 384400 км. Вращение Луны вокруг своей оси синхронизировано с вращением Земли. Вот почему мы видим постоянно одну и ту же сторону Луны.
Слайд 10
Марс — четвёртая планета от солнца. названа в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит много железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет. Здесь располагается самая высокая гора всей Солнечной системы, высотой в 27 километров и диаметром в 550 километров.
Слайд 11
Давление на Марсе настолько низкое, что кислород в крови мгновенно превратился бы в газовые пузырьки, что привело бы к моментальной гибели. Атмосфера на Марсе в 100 раз более разряженная, чем на Земле, но и этого вполне хватает для образования ветра и облаков. Температура на экваторе Марса колеблется от +30 ºC в полдень и до — 80 ºC в полночь. Вблизи полюсов может снизиться до -143ºC. При восходе солнца поверхность планеты получает смертельные дозы радиации. У него есть два спутника – Фобос и Демос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны)
Слайд 12
Юпитер – самая большая в Солнечной системе. Состоит главным образом из различных газов. Его диаметр больше земного в 11 раз. Но главная особенность его в силе притяжения – она настолько мощная, что может сбить с траектории комету, пролетающей рядом. Скорость одного вращения вокруг своей оси составляет 10 часов, а вот Солнце облететь он может не меньше чем за 12 лет.
Слайд 13
В атмосфере постоянно бушуют мощные ураганы. Самая быстрая планета Солнечной системы: оборот вокруг своей оси делает за 10 часов. Вокруг солнца — 12 лет. Сила радиации на Юпитере может нанести вред космическим аппаратам, которые приближаются к планете . У Юпитера самое большое число спутников из всех изученных планет – 67. Самые известные спутники Юпитера – Каллисто , Европа, Ио, Ганимед. Их открыл Галилео Галилей.
Слайд 14
Названа в честь самого главного римского бога – Юпитера
Слайд 15
Сатурн — вторая по величине планета Солнечной системы. Она окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.
Слайд 16
Сатурн назван в честь римского бога земледелия На Сатурне, так же как и на планете, Земля существуют времена года. Одно «время года» на Сатурне длится более 7 лет. Количество спутников планеты составляет- 63. Впервые Кольца Сатурна были открыты в 1610 году. Они состоят из кусочков льда и пыли Один год на этой планете, равен 30 годам на Земле При смене времен года, планета меняет свой цвет Сатурн состоит из воды, водорода, гелия, метана. Эта планета по большей части состоит из газов и практически не имеет твердой поверхности Скорость ветра на этой планете, порой достигает 1800 км/ч. Это самая ветровая планета, ведь это обусловлено его быстрым вращением и внутренним теплом. Сатурн имеет свое ядро, которое состоит из железа, льда и никеля
Слайд 17
Уран — состоит из маленького каменного ядра и замёрзших газов Один год на Уране приравнивается 84 годам на Земле 4. Атмосфера Урана признана самой холодной -224С Диаметр планеты равен почти 50 000 км Ось наклона Урана приравнивается к 98С и, кажется, что он как будто лежит на боку. Атмосфера этой планеты составит из водорода, гелия и метана . Самые красивые названия имеют спутники — Джульетта, Пак, Корделия , Офелия, Бианка , Дездемона, Порция, Розалинда , Белинда и Крессида.
Слайд 18
Планета названа в честь греческого бога неба Урана. На протяжении 42 лет на полюсах не бывает солнца, солнечный свет не достигает поверхности урана. На поверхности урана можно наблюдать гигантские бури. Их площадь соразмерна с площадью Северной Америки. В 1986 году Уран прозвали «Самой скучной планетой во вселенной». Уран состоит из двух систем колец. Общее количество колец урана составляет 13.
Слайд 19
Нептун Температура на поверхности Нептуна – минус 200 градусов. На планете свирепствуют самые сильные бури во всей Солнечной системе. Красивый оттенок образуется благодаря свойствам метановых облаков в атмосфере гиганта: они поглощают красно-оранжевый свет.
Слайд 20
Планета Нептун носит имя римского бога морей Нептун – самая холодная планета, ведь находится он на расстоянии от Солнца в тридцать раз дальше, чем Земля. Самые быстрые ветра Солнечной Системы здесь скорость их составляет больше, чем 2100 км/час. Нередко в верхней его части температура достигает -221 C°. Температура ядра Нептуна составляет около 7000 градусов по Цельсию. Самый крупный спутник Плутона – Тритон. «Темные пятна» на поверхности появляются так же быстро, как и исчезают. Большинство ученых считает, что планета Нептун обладает огромными запасами воды. Астрономы полагают, что вода находится либо в парообразном, либо в жидком состоянии.
Слайд 23
Обсервато́рия (лат. observatorium ) — специализированное научное сооружение и/или учреждение, используемое для наблюдения земных и/или астрономических явлений. Происходит от английского слова observation — «наблюдение».
Слайд 24
Физические исследования космоса ведутся как с помощью пилотируемых космических полетов, так и автоматических космических аппаратов.
nsportal.ru
Презентация к уроку по географии (5 класс): Презентация «Планеты Солнечной системы» (5 класс)
Слайд 1
Планеты солнечной системыСлайд 2
Наш дом в космосе это Солнечная система — звездная система, состоящая из восьми планет и входящая в состав галактики Млечный Путь. В центре — звезда по имени Солнце. Возраст солнечной системы — четыре с половиной миллиарда лет. Мы живём на третьей планете от солнца. А знаете ли Вы про другие планеты Солнечной системы?! Сейчас мы вам про них немного расскажем.
Слайд 3
Меркурий — самая маленькая планета Солнечной системы. Её радиус — 2440 км. Период обращения вокруг Солнца составляет 88 земных дней. За это время оборот вокруг собственной оси Меркурий успевает совершить всего полтора раза. Сутки на Меркурии длятся приблизительно 59 земных дней. Орбита Меркурия является одной из самых нестабильных: там меняется не только скорость перемещения и его удалённость от Солнца, но и само положение. Спутников нет.
Слайд 4
Нептун — восьмая планета солнечной системы. Находится достаточно близко от Урана. Радиус планеты — 24547 км. Год на Нептуне равен 60190 суток, то есть где-то 164 земных года. Имеет 14 спутников. Имеет атмосферу, в которой зафиксирован самый сильный ветер — до 260 м/с. Кстати, Нептун был открыта не с помощью наблюдений, а через математические расчёты.
Слайд 5
Уран — седьмая планета в Солнечной системе. Радиус — 25267 км. Самая холодная планета — температура на поверхности -224 градуса. Год на Уране равен 30 685 земных суток, то есть примерно 84 года. Сутки — 17 часов. Имеет 27 спутников.
Слайд 6
Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Радиус планеты — 57350 км. По размерам является второй после Юпитера. Год на Сатурне равен 10759 суткам, что составляет почти 30 земных лет. Сутки на Сатурне почти равны суткам на Юпитере – 10,5 земных часов. Наиболее схожа с Солнцем по составу химических элементов. Имеет 62 спутника. Главная «фишка» Сатурна — это его кольца. Их происхождение до сих пор не установлено.
Слайд 7
Юпитер — пятая по счёту планета от Солнца. Является крупнейшей планетой Солнечной системы. Радиус Юпитера – 69912 км. Это аж в 19 раз больше Земли. Год там длится аж 4333 земных суток, то есть почти неполных 12 лет. Сутки имеют продолжительность около 10 земных часов. Юпитер имеет аж 67 спутников. Самые крупные из них – Каллисто , Ганимед, Ио и Европа. При этом Ганимед на 8% превышает размер Меркурия, самой маленькой планеты нашей системы и имеет атмосферу.
Слайд 8
Марс — четвёртая планета Солнечной системы. Радиус её составляет 3390 км, что почти вдвое меньше Земли. Год на Марсе — это 687 земных суток. Имеет 2 спутника — Фобос и Деймос . Атмосфера планеты разрежённая. Найденная на некоторых участках поверхности вода позволяет предположить, что какая-то примитивная жизнь на Марсе была когда-то ранее или даже существует сейчас.
Слайд 9
Венера — вторая планета солнечной системы. По массе и радиусу она схожа с Землёй. Спутников нет. Атмосфера Венеры практически полностью состоит из углекислого газа. Процент диоксида углерода в атмосфере — 96%, азота — примерно 4%. Водяной пар и кислород тоже присутствуют, но в очень незначительных количествах. Из-за того, что такая атмосфера создает эффект парника, температура на поверхности планеты достигает 475 °C. Сутки на Венере равны 243 земным дням. Год на Венере — 255 дней
nsportal.ru
Презентация к уроку по географии (5 класс) на тему: Земля-планета солнечной систмы
Слайд 1
ОРБИТАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИСлайд 2
ОРБИТАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ Земля двигается по своей орбите вокруг Солнца со средней скоростью 30 км /с. Один оборот вокруг С олнца она совершает за 365 суток 6 ч 9мин.9 сек. Каждый четвёртый год преобретает366-й день(29 февраля) Его называют високосным.
Слайд 3
22 июня 22 июня Земля обращена к Солнцу Северным полюсам. Оно освещается больше ,чем Ю жное полушарие, и получает больше тепла. Солнечные лучи в полдень падают под прямым углом к земной поверхности на параллель 23 ,5 с.ш . Такое положение Солнца называют зенитальным . (Солнце находится в зените ). День 22 июня называют днём летнего солнцестояния.
Слайд 4
22 июня В Северном полушарии наступает астрономическое лето, а в Южном -астрономическая зима. В Северном полушарии день длиннее ночи , а севернее 66 ,5 с.ш . поверхность освещена Солнцем круглые сутки, здесь полярный день . В южном полушарии территория от 66,5 ю.ш.до Южного полюса не освещена , так как не восходит над горизонтом. Здесь полярная ночь.
Слайд 5
22 декабря 22 декабря Земля обращена к Солнцу Южным полюсом . Южное полушарие освещается больше , чем Северное, и получает больше тепла. Солнце в полдень стоит в зените над параллелью 23,5 ю.ш . Этот день называют днём зимнего солнцестояния. В южном полушарии наступает астрономическое лето, а в Северном астрономическая зима.
Слайд 6
22 декабря В южном полушарии день длиннее ночи , а южнее 66,5 ю.ш поверхность освещена Солнцем круглые сутки(полярный день). В Северном полушарии севернее 66,5с.ш поверхность не освещена –полярная ночь
Слайд 7
21 марта 23 сентября 21 марта и 23 сентября Солнце в полдень в зените над экватором. Продолжительность дня на всей планете равна продолжительности ночи .Поэтому эти дни называют днями в есеннего и осеннего равноденствия . С них начинаются астрономические весна и осень.
Слайд 10
Тропики и полярные круги. Пояса освещённости. Земную поверхность разделяют на пять поясов освещённости : жаркий два умеренных и два холодных. Границами между ними служат тропики и полярные круги. Северный и Южный тропики – это параллели 23,5 с.ш и 23,5 ю.ш , на каждой из которых солнце бывает в зените по одному разу в год- 22 июня и 22 декабря. Северный и Южный полярные круги –это параллели 66,5 с.ш . и 66,5 ю.ш На которых в течении одних суток бывает в год (22 июня и 22 декабря) бывают полярный день и полярная ночь.
nsportal.ru
Презентация к уроку по географии (5 класс) на тему: Урок — игра по теме «Земля-планета Солнечной системы»(география, 5 класс, ФГОС ООО)
Слайд 1
География, 5 класс Урок –игра по теме «Земля-планета Солнечной системы»Слайд 2
I тур – «Разминка» Выберите номер задания № 1 № 4 № 5 № 6 № 2 № 3
Слайд 3
I тур – «Разминка» 1. Осевое вращение Земли определяет 1) смену времен года 2) смену дня и ночи 3) смену растительности 4) смену климата
Слайд 4
I тур – «Разминка» 1. Осевое вращение Земли определяет 1) смену времен года 2) смену дня и ночи 3) смену растительности 4) смену климата
Слайд 5
I тур – «Разминка» 2)Точки пересечения земной оси с поверхностью Земли называются 1) географическими полюсами 2) параллелями 3) меридианами 4) точками притяжениями
Слайд 6
I тур – «Разминка» 2)Точки пересечения земной оси с поверхностью Земли называются 1) географическими полюсами 2) параллелями 3) меридианами 4) точками притяжениями
Слайд 7
I тур – «Разминка» 3) Земля вращается 1) с запада на восток 2) с востока на запад 3) севера на юг 4) с юга на север
Слайд 8
I тур – «Разминка» 3. Земля вращается 1) с запада на восток 2) с востока на запад 3) севера на юг 4) с юга на север
Слайд 9
I тур – «Разминка» 4) Определите географические следствия осевого вращения Земли (2 ответа). 1) смена времен года 2) форма Земли – немного приплюснутая у полюсов 3) происходит смена дня и ночи 4) приливы и отливы
Слайд 10
I тур – «Разминка» 4) Определите географические следствия осевого вращения Земли (2 ответа). 1) смена времен года 2) форма Земли – немного приплюснутая у полюсов 3) происходит смена дня и ночи 4) приливы и отливы
Слайд 11
I тур – «Разминка» 5.Укажите общие черты всех планет Солнечной системы(2 ответа). 1) вращаются по волнообразной орбите 2) имеют шарообразную форму 3) вращаются вокруг своей оси 4) имеют атмосферу
Слайд 12
I тур – «Разминка» 5.Укажите общие черты всех планет Солнечной системы(2 ответа). 1) вращаются по волнообразной орбите 2) имеют шарообразную форму 3) вращаются вокруг своей оси 4) имеют атмосферу
Слайд 13
I тур – «Разминка» 6.Навигационным созвездием Северного полушария является 1) Южный крест 2)Большая и Малая Медведица 3) Кассиопея 4) Магеллановы Облака
Слайд 14
I тур – «Разминка» 6.Навигационным созвездием Северного полушария является 1) Южный крест 2)Большая и Малая Медведица 3) Кассиопея 4) Магеллановы Облака
Слайд 15
I I тур – «Согласны ли вы?» А) Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет 66,5 градусов Б) День зимнего солнцестояния -22 января В) 22 июня наблюдается в Южном полушарии самый длинный день и самая короткая ночь Г) Только 21 марта на всей Земле день равен ночи Д)Средний радиус Земли составляет 6371 км Е)Длина экватора Земли составляет 40000 км Ж) 22 июня – это день летнего солнцестояния З) Чем выше Солнце над горизонтом, тем длиннее тень от предметов
Слайд 16
I I тур – « «Согласны ли вы?» А) Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет 66,5 градусов + Б) День зимнего солнцестояния -22 января- В) 22 июня наблюдается в Южном полушарии самый длинный день и самая короткая ночь- Г) Только 21 марта на всей Земле день равен ночи- Д)Средний радиус Земли составляет 6371 км+ Е)Длина экватора Земли составляет 40000 км- Ж) 22 июня – это день летнего солнцестояния+ З) Чем выше Солнце над горизонтом, тем длиннее тень от предметов —
Слайд 17
I I I тур – «Конкурс капитанов Капитанам команд выдаются задания у доски. Время выполнения -5 минут. В это время команды переходят в другой тур – «Эрудит» и выполняют задания.
Слайд 18
IV тур- «Эрудит» 1. Чему равен период вращения Земли вокруг оси? 2. Какое время года будет в Северном полушарии, если к Солнцу обращена область вокруг Южного полюса. 3. Воображаемая линия, которая делит земной шар на Северное и южное полушария. 4. Чему равен период вращения Земли вокруг Солнца? 5. Какое время года будет в Северном полушарии, если к Солнцу обращена область вокруг Северного полюса. 6. Звезда, вокруг которой вращаются планеты .
Слайд 19
I I I тур – «Конкурс капитанов «Отцом» географии является Эратосфен Киренский Он первый стал использовать термин география Он изложил первым идею о шарообразности Довольно таки точно вычислил длину экватор и радиуса нашей планеты.
Слайд 20
IV тур- «Эрудит» 1. Чему равен период вращения Земли вокруг оси? 2. Какое время года будет в Северном полушарии, если к Солнцу обращена область вокруг Южного полюса. 3. Воображаемая линия, которая делит земной шар на Северное и южное полушария. 4. Чему равен период вращения Земли вокруг Солнца? 5. Какое время года будет в Северном полушарии, если к Солнцу обращена область вокруг Северного полюса. 6. Звезда, вокруг которой вращаются планеты .
Слайд 21
Подведение итогов Поздравляем победителей!!!!!!!!!
Слайд 22
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
nsportal.ru
Презентация и дополнительный материал к уроку географии в 5 классе по теме «Земля в солнечной системе»
Это интересно
Представления о форме и размерах Земли
Все мы знаем, что наша планета Земля имеет шарообразную форму. Но правильные сведения об этом появились не сразу, не в одно время и не в одном месте. Сейчас уже почти невозможно выяснить, у какого народа они были наиболее верными, — сохранилось слишком мало достоверных древних документов.
Жители Древней Индии представляли себе Землю в виде полусферы, лежащей на спинах слонов. Слоны стояли на огромной черепахе, а черепаха — на змее, которая была свёрнута кольцом и замыкала пространство вокруг Земли.
У жителей Древнего Вавилона в основу представлений о форме Земли легли наблюдения за явлениями природы. Вавилоняне представляли себе Землю в виде горы. Эта гора была окружена морем, а на море опиралось небо — небесный мир, где также были суша, вода и воздух. Каждый вечер Солнце уходило в море и каждое утро восходило из него.
Впервые идеи о шарообразности Земли возникли в 4–5 веках до н. э. Они были связаны с наблюдениями мореплавателей за появлением из-за горизонта приближающихся кораблей: сначала показывалась мачта, а после постепенно, по мере приближения корабля, показывались остальные его части.
В 4 веке до н. э. знаменитый учёный Аристотель впервые научно доказал идею о шарообразности Земли. В основу доказательства легли наблюдения за лунными затмениями, во время которых тень Земли на Луне имела форму круга.
Со временем представления о Земле стали шире. Они основывались уже не только на наблюдениях, но и на точных расчётах. Впервые величину земного шара измерил древнегреческий учёный Эратосфен (3–2 вв. до н. э.). Он рассчитал длину окружности Земли по меридиану, которая составила примерно 40 000 км, что близко к действительности.
Учёные Античности составляли весьма правдоподобные карты земной поверхности, но из-за недостатка данных они были весьма несовершенны. Например, на них неверно изображалось распределение моря и суши.
В период Средневековья учение о шарообразности Земли, как и многие научные представления античных народов, отвергалось господствующей церковью и даже преследовалось.
С конца 15 века началась эпоха Возрождения, а значит, и интенсивное развитие многих наук и культуры. На развитие географии особенно повлияла эпоха Великих географических открытий. Споры о форме Земли закончились 6 сентября 1522 года, когда португальский мореплаватель Фернан Магеллан совершил кругосветную экспедицию. Тем самым он практически доказал шарообразность нашей планеты. После второго кругосветного путешествия, совершённого английским мореплавателем Френсисом Дрейком в 1577–1580 гг., сомнений в форме Земли больше не было.
Презентация по географии «Уникальная планета- Земля» (5 класс)
Тема урока:
Уникальная планета- Земля
- Наша Земля прекрасна.
- Космонавты говорят, что из космоса она выглядит как драгоценный камень.
УНИКАЛЬНОСТЬ ЗЕМЛИ
- В чём состоит уникальность нашей планеты?
- Из всех планет Солнечной системы только на Земле есть жизнь.
ВНИМАНИЕ, ПРОБЛЕМА!
Почему возможна жизнь на Земле?
УДАЛЁННОСТЬ ОТ СОЛНЦА
- Наша планета – третья из ближайших к Солнцу.
- Земля удалена от Солнца на 150 млн. км.
- Вспомните, какая температура на Меркурии и Венере?
- А какая температура на Марсе и более далёких планетах?
ТЕМПЕРАТУРА НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
- Средняя температура на нашей планете примерно +15ºС.
- Такая температура наиболее благоприятна для жизни.
ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ
Что вы знаете о вращении планеты?
ОСЕВОЕ ВРАЩЕНИЕ
ОРБИТАЛЬНОЕ ВРАЩЕНИЕ
ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ
- Вращение Земли вокруг оси обеспечивает смену света и темноты каждые 24 часа.
- Поверхность Земли прогревается достаточно равномерно.
- Что было бы, если Земля вращалась медленнее?
На одной её части была бы невероятная жара, а на другой ужасный холод!
АТМОСФЕРА
- Наша планета обладает атмосферой, которая отличается от атмосферы других планет.
Что вы об этом знаете?
АТМОСФЕРА
Какое значение имеет атмосфера?
- Воздушная оболочка Земли очень важна для сохранения и поддержания жизни.
- Кислородом дышат живые существа, а углекислый газ необходим для питания растений.
ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ В АТМОСФЕРЕ
АТМОСФЕРА ЗАЩИЩАЕТ ЗЕМЛЮ…
- от перегревания,
- от переохлаждения,
- от метеоритов.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
- Прочитайте текст учебника на с 71 (абзацы 3,5) — 72.
- Найдите ещё две причины, благодаря которым возможна жизнь на Земле.
- Подготовьте рассказ
НАЛИЧИЕ ВОДЫ
НАЛИЧИЕ ПОЧВЫ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Изучить §14 , стр.70-72. Устно ответить на вопросы.
- Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение в тетради на тему «Почему воздушную оболочку Земли (атмосферу) можно назвать защитной оболочкой?». Укажите источники информации, которые использовали.
multiurok.ru