Презентация способы и средства связи предложений в тексте 7 класс: Презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему: Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация – «Способы и средства связи предложений в тексте»

«Урок развития речи. Средства связи предложений в тексте»

Лабовкина Екатерина Валериевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Садовская СОШ»

Лабовкина Екатерина Валериевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Садовская СОШ»

Лабовкина Екатерина Валериевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Садовская СОШ» Проверка д\з - Прочитайте текст (упр. 382 с. 58). Проблемный вопрос: - Как связываются предложения в тексте? - Как вы считаете, что нового мы должны узнать сегодня на уроке?

Проверка д\з

  • Прочитайте текст (упр. 382 с. 58).

Проблемный вопрос:

— Как связываются предложения в тексте?

— Как вы считаете, что нового мы должны узнать сегодня на уроке?

Тема урока: Урок развития речи № 16. «Средства связи предложений в тексте».  Тип урока: комбинированный урок. Форма урока: урок развития речи.

Тема урока: Урок развития речи № 16. «Средства связи предложений в тексте».

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: урок развития речи.

 Цели урока:    Познавательная: дать понятие о цепной (последовательной) и параллельной связи, научить учащихся применять полученные знания на практике, пополнять словарный запас учащихся;  Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, их творческие способности, умение работать в группах, самостоятельно исследовать текст, делать выводы, аргументировать своё мнение;  Воспитательная: воспитывать интерес к художественному слову, к урокам русского языка.

Цели урока: Познавательная: дать понятие о цепной (последовательной) и параллельной связи, научить учащихся применять полученные знания на практике, пополнять словарный запас учащихся; Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, их творческие способности, умение работать в группах, самостоятельно исследовать текст, делать выводы, аргументировать своё мнение; Воспитательная: воспитывать интерес к художественному слову, к урокам русского языка.

Мини-исследование текста    «М о и папа и мама! Я ж и ву х оро шо, просто замечательно. У меня все есть, есть свой дом, он теплый. В нём одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и к оро ву купили. Я без вас очень скучаю, особе нн о по вечерам. А здоровье моё не очень. То лапы ломит, то хвост отваливается.  А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сып е тся, хоть в дом не заходи. Зато новая р а стет чистая, шелковистая, так что лохматость у меня повысилась. До свидания, ваш сын, дядя Шарик».

Мини-исследование текста

«М о и папа и мама! Я ж и ву х оро шо, просто замечательно. У меня все есть, есть свой дом, он теплый. В нём одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и к оро ву купили. Я без вас очень скучаю, особе нн о по вечерам. А здоровье моё не очень. То лапы ломит, то хвост отваливается.

А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сып е тся, хоть в дом не заходи. Зато новая р а стет чистая, шелковистая, так что лохматость у меня повысилась. До свидания, ваш сын, дядя Шарик».

  Беседа по вопросам - Чем необычно это письмо? Кто его написал? - Можно это письмо назвать текстом? - Каким должен быть текст? - Что нужно сделать нашим героям, чтобы текст письма стал понятен родителям дяди Фёдора? - Сколько текстов можно выделить из этого письма?

Беседа по вопросам

— Чем необычно это письмо? Кто его написал?

— Можно это письмо назвать текстом?

— Каким должен быть текст?

— Что нужно сделать нашим героям, чтобы текст письма стал понятен родителям дяди Фёдора?

— Сколько текстов можно выделить из этого письма?

Немного теории Шарик утверждает, что… - Текст – это высказывание на определённую тему. - В тексте есть основная мысль. - К тексту можно подобрать заголовок. - Текст может быть большим и маленьким. - В тексте все предложения связаны между собой грамматически. - В тексте есть смысл. - В тексте может быть нарушен порядок предложений.

Немного теории

Шарик утверждает, что…

— Текст – это высказывание на определённую тему.

— В тексте есть основная мысль.

— К тексту можно подобрать заголовок.

— Текст может быть большим и маленьким.

— В тексте все предложения связаны между собой грамматически.

— В тексте есть смысл.

— В тексте может быть нарушен

порядок предложений.

Шарик сделал вывод: Текст – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью.

Шарик сделал вывод:

Текст – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью.

Работа с карточками Составьте из предложений текст и определите, как связываются предложения.  Карточка 1. Малыша мы назвали Кнопкой. На День рождения мама подарила мне крошечного пушистого котёнка. Он был дымчатый, с белой грудкой, звёздочкой на голове и маленьким носом.  Карточка 2. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. В одном городе жили коротышки. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.

Работа с карточками

Составьте из предложений текст и определите, как связываются предложения.

Карточка 1.

Малыша мы назвали Кнопкой. На День рождения мама подарила мне крошечного пушистого котёнка. Он был дымчатый, с белой грудкой, звёздочкой на голове и маленьким носом.

Карточка 2.

Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. В одном городе жили коротышки. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.

Вывод: В тексте с цепной (последовательной) связью предложения связаны по цепочке и соединяются при помощи повторяющихся слов, местоимений, однокоренных слов, синонимов, а в тексте с параллельной связью первое предложение содержит тему, а остальные с ним связаны по смыслу и грамматически.

Вывод:

В тексте с цепной (последовательной) связью предложения связаны по цепочке и соединяются при помощи повторяющихся слов, местоимений, однокоренных слов, синонимов, а в тексте с параллельной связью первое предложение содержит тему, а остальные с ним связаны по смыслу и грамматически.

Вывод: В тексте с цепной (последовательной) связью предложения связаны по цепочке и соединяются при помощи повторяющихся слов, местоимений, однокоренных слов, синонимов, а в тексте с параллельной связью первое предложение содержит тему, а остальные с ним связаны по смыслу и грамматически. Игра «Редактор» Карточка 1. Клу(п,б)ки размотались, и за каждым тянулась толстая ш(и,е)рстяная нитка – хвостик. В комнате на сером п(а,о)ловичке копошились серые пушистые существа. (?) были похожи на большие клу(п,б)ки шерсти.

Игра «Редактор»

Карточка 1.

Клу(п,б)ки размотались, и за каждым тянулась толстая ш(и,е)рстяная нитка – хвостик. В комнате на сером п(а,о)ловичке копошились серые пушистые существа. (?) были похожи на большие клу(п,б)ки шерсти.

     Карточка 2. Во дв(а,о)ре выкопали колодец. (?) целыми днями с(и,е)дела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое в(и,е)дро. Возле колодца поселилась л(е,я)гушка.

Карточка 2.

Во дв(а,о)ре выкопали колодец. (?) целыми днями с(и,е)дела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое в(и,е)дро. Возле колодца поселилась л(е,я)гушка.

 Организация домашнего задания 1. Выполнить упр. 390 с.60-61. 2. Выучить теорию – параграф 52. 3. Написать письмо почтальону Печкину, применяя разные средства связи предложений.

Организация домашнего задания

1. Выполнить упр. 390 с.60-61.

2. Выучить теорию – параграф 52.

3. Написать письмо почтальону Печкину, применяя разные средства связи предложений.

Рефлексия - Ребята, чему вы научились сегодня на уроке? - Как связываются предложения в тексте? - В чём особенность цепной связи?

Рефлексия

— Ребята, чему вы научились сегодня на уроке?

— Как связываются предложения в тексте?

— В чём особенность цепной связи?

  Оценивание учащихся Спасибо за урок!

Оценивание учащихся

Спасибо за урок!

Способы связи предложений в тексте

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Русский язык 6 класс
Урок развития речи Учитель русского языка и литературы Суворина Е.Н. МОУ ООШ с. Синда

Слайд 2

Способы связи предложений в тексте

Слайд 3

Учиться чему? ? Для чего?

Слайд 4

Цели урока: 1. совершенствовать умение находить «данное» и «новое» в предложениях текста; 2. сформировать умение определять способ связи предложений во фрагментах текста; 3. формировать умение слушать текст, находить в нем главное.  

Слайд 5

Теоретическая справка В предложении
Д(данное) Н(новое) Соединяет предложе- Движет мысль. ния в тексте. Повторяется уже Дается новая инфор- известное мация, которая разви- вает мысль, движет мысль вперед.

Слайд 6

Способы развития мысли и соединения предложений.
Последовательный (цепной) способ связи. Д1——Н1 Вокруг города раскинулись ! могучие леса. В лесах попада- Д2——Н2 лись глухие озера с огромными ! старыми соснами по берегам. Д3——Н3 Сосны все время шумели.

Слайд 7

Способы развития мысли и соединения предложений.
Параллельный способ связи. а)Есть сквозная тема. Д1——Н1 Виктор Талалихин получил задание контро- Д2——Н2 лировать воздушное пространство над Мос- Д3——Н3 квой. Вдруг он заметил темный силуэт само- лета. Летчик дал полный газ и ясно увидел на хвосте самолета фашистскую свастику. Задание: Укажите «данное» и «новое» в тексте.

Слайд 8

Способы развития мысли и соединения предложений.
Параллельный способ связи. б) Отсутствует сквозная тема. За ночь наступила оттепель. С крыш свесились толстые сосульки. Подул влажный мягкий ветер. Весна была недалеко. Оттепель сосульки влажный ветер весна недалеко Задание: Спишите текст, подчеркните «данное» прямой линией, а «новое» – волнистой линией.

Слайд 9

Практический тренинг Задание 1.
Прочитайте текст, выделяя голосом «новое». Каков способ соединения предложений в тексте? Недавно Московский зоопарк пополнился тремя новоселами. Это индийские журавли. Их называют антигонами. Антигоны – огромные, красивые голенастые птицы.

Слайд 10

Практический тренинг Задание 2.
Прочитайте отрывок из ученического сочинения. Удачен ли в нем порядок слов? Почему? Отредакти-руйте текст. Под березой в тени деревьев отдыхают девочка, женщина и пес Шарик. Рядом с девоч-кой лежит Шарик.

Слайд 11

Практический тренинг Задание 3.
Восстановите текст. Из двух предложений в скобках выберите наиболее удачное. Выбор объясните. Укажи-те способ соединения предложений в этом тексте. Вечером в избушке становилось людно и шумно. Рыбаки ужинали, курили, щелкали орехи. (Васютка снабжал орехами рыбаков. Орехами рыбаков снабжал Васютка.)

Слайд 12

Самостоятельная работа Задание: Прочитайте текст. Укажите «данное» и «но-вое».Определите способ связи между предложе-ниями в данном тексте, обозначьте его графически.
Усадьба Кусково окружена чудесным парком. Парк украшают изумительные мраморные скульптуры. Их хрупкость и изящество как бы подчеркиваются огромными деревьями. Эти великаны «сторожат» покой усадьбы, делают ее ландшафт неповторимым и запоминаю-щимся.

Слайд 13

Рефлексия
* На уроке мне было интересно (неинте-ресно), потому что… . * Я люблю (не люблю) уроки развития речи, потому что… . * Сегодняшний урок помог мне… .

Слайд 14

Задание на дом
Параграф 25 , упражнение №268 . Обратить внимание: надо составить два микротекста – повествование и описание. После записи текстов провести их графический анализ, определить способ связи предложений.

Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему: Презентация к уроку «Средства связи предложений в тексте»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе по теме «Как связать предложения в тексте?»

На данном уроке учащиеся знакомятся с первым законом создания текста: связь предложений, узнают  виды связей предложений в тексте;совершенствуют умения составлять текст, определять его тему, осно…

К уроку развития речи по теме «Как связать предложения в тексте?»

Испольвана программа Notebook10….

Готовимся к ЕГЭ А7. Синтаксические нормы. ( Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте )

В данной презентации дан материал для поготовке к ЕГЭ при повторении синтаксических норм. Дана теория и практических материал, которы можно дополнить….

Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте»

Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте». В каждом задании содержится стимул, задачная формулировка, источники информации, модельн…

Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация

Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация к уроку в 7 классе (по программе М.М. Разумовской)…

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте».

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте». Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района…

Презентация по русскому языку «Средства связи предложений в тексте»,5 класс

и…

Презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме: Средства и способы связи предложений в тексте

Слайд 1

Средства и способы связи предложений в тексте

Слайд 2

В тексте каждое предложение распадается на две части: … и … . Предложение начинается с… . В нем в сжатом виде повторяется информация, известная из предыдущего предложения. К … добавляется…, в котором сообщаются новые сведения о предмете речи. … скрепляет предложения, … развивает мысль, продвигает высказывание вперёд. Так происходит развертывание текста.

Слайд 3

Какие два способа связи предложений в тексте вы знаете?

Слайд 4

Последовательное (цепное) соединение – «данным» следующего предложения становится «новое» предыдущего. Н В 2003 году славянская азбука отметила свой юбилей. Д Н Е й исполнилось 1140 лет.

Слайд 5

Параллельное соединение – во всех предложениях текста повторяется одно и то же «данное». Собака – ваша тень, ваше второе «я». Собака следует за вами повсюду. Собака умеет дружить, быть бескорыстной.

Слайд 6

Определите способы связи в следующих текстах : Где-то за горизонтом шла гроза . Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты . Гром , уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой приветливой крышей и долго бродил по чердаку, от одного угла к другому. (Шаровая) Молния висела совсем низко над травой, в сантиметрах тридцати от земли. Она излучала мертвенный свет и выбрасывала искры, издавая жужжащий звук. Казалось, она раздумывала, зайти в палатку или не зайти.

Слайд 7

Прочитайте текст. Определите способы связи предложений в первом и втором абзацах. По узкой дорожке, протоптанной в глубоком снегу, шёл мальчик. Мальчик возвращался из булочной и в согнутой руке нёс два кирпичика хлеба. Хлеб был тёплый, пахучий. Вдруг мальчик услышал слабый шорох. Он остановился, прислушался и увидел, что на столбе отклеился верхний уголок бумажки и шуршит, как бы призывая прохожих прочитать, что написано. Мальчик хотел идти дальше, но бумажка слала ему свой настойчивый сигнал. Он сошёл с тропки и, сделав несколько шагов по глубокому снегу, подошёл к фонарному столбу.

Слайд 8

Подсказка По узкой дорожке, протоптанной в глубоком снегу, шёл мальчик . Мальчик возвращался из булочной и в согнутой руке нёс два кирпичика хлеба . Хлеб был тёплый, пахучий. Вдруг мальчик услышал слабый шорох. Он остановился, прислушался и увидел, что на столбе отклеился верхний уголок бумажки и шуршит, как бы призывая прохожих прочитать, что написано . Мальчик хотел идти дальше, но бумажка слала ему свой настойчивый сигнал. Он сошёл с тропки и, сделав несколько шагов по глубокому снегу, подошёл к фонарному столбу.

Слайд 9

Средства связи предложений в тексте: — повторяющиеся слова; заменяющие их местоимения; синонимы Найти данные средства связи в текстах: Я не раз дивился проницательному нахальству ворон. Они как бы шутя не однажды надували меня. 2) Лось шёл к моховым болотам. Попутно сохатый откусывал молодые побеги сосен и можжевельника 3) Корень – главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова.

Слайд 10

Я мечтала о морях и кораллах. Я поесть хотела суп черепаший. Я шагнула на корабль, а кораблик оказался из газеты вчерашней . То одна зима идет, то другая. За окошком все метель завевает. Только в клетках говорят попугаи, а в лесу они язык забывают . А весною я в разлуки не верю, И капели не боюсь моросящий. А весной линяют разные звери. Не линяет только солнечный зайчик . У подножья стали горы — громады. Я к подножию щекой припадаю . Но не выросла еще та ромашка, на которой я себе погадаю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *