«Урок развития речи. Средства связи предложений в тексте»
Лабовкина Екатерина Валериевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Садовская СОШ»
Проверка д\з
- — Прочитайте текст (упр. 382 с. 58).
Проблемный вопрос:
— Как связываются предложения в тексте?
— Как вы считаете, что нового мы должны узнать сегодня на уроке?
Тема урока: Урок развития речи № 16. «Средства связи предложений в тексте».
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: урок развития речи.
Цели урока: Познавательная: дать понятие о цепной (последовательной) и параллельной связи, научить учащихся применять полученные знания на практике, пополнять словарный запас учащихся; Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, их творческие способности, умение работать в группах, самостоятельно исследовать текст, делать выводы, аргументировать своё мнение; Воспитательная: воспитывать интерес к художественному слову, к урокам русского языка.
Мини-исследование текста
«М о и папа и мама! Я ж и ву х оро шо, просто замечательно. У меня все есть, есть свой дом, он теплый. В нём одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и к оро ву купили. Я без вас очень скучаю, особе нн о по вечерам. А здоровье моё не очень. То лапы ломит, то хвост отваливается.
А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сып е тся, хоть в дом не заходи. Зато новая р а стет чистая, шелковистая, так что лохматость у меня повысилась. До свидания, ваш сын, дядя Шарик».
Беседа по вопросам
— Чем необычно это письмо? Кто его написал?
— Можно это письмо назвать текстом?
— Каким должен быть текст?
— Что нужно сделать нашим героям, чтобы текст письма стал понятен родителям дяди Фёдора?
— Сколько текстов можно выделить из этого письма?
Немного теории
Шарик утверждает, что…
— Текст – это высказывание на определённую тему.
— В тексте есть основная мысль.
— К тексту можно подобрать заголовок.
— Текст может быть большим и маленьким.
— В тексте все предложения связаны между собой грамматически.
— В тексте есть смысл.
— В тексте может быть нарушен
порядок предложений.
Шарик сделал вывод:
Текст – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью.
Работа с карточками
Составьте из предложений текст и определите, как связываются предложения.
Карточка 1.
Малыша мы назвали Кнопкой. На День рождения мама подарила мне крошечного пушистого котёнка. Он был дымчатый, с белой грудкой, звёздочкой на голове и маленьким носом.
Карточка 2.
Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. В одном городе жили коротышки. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.
Вывод:
В тексте с цепной (последовательной) связью предложения связаны по цепочке и соединяются при помощи повторяющихся слов, местоимений, однокоренных слов, синонимов, а в тексте с параллельной связью первое предложение содержит тему, а остальные с ним связаны по смыслу и грамматически.
Игра «Редактор»
Карточка 1.
Клу(п,б)ки размотались, и за каждым тянулась толстая ш(и,е)рстяная нитка – хвостик. В комнате на сером п(а,о)ловичке копошились серые пушистые существа. (?) были похожи на большие клу(п,б)ки шерсти.
Карточка 2.
Во дв(а,о)ре выкопали колодец. (?) целыми днями с(и,е)дела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое в(и,е)дро. Возле колодца поселилась л(е,я)гушка.
Организация домашнего задания
1. Выполнить упр. 390 с.60-61.
2. Выучить теорию – параграф 52.
3. Написать письмо почтальону Печкину, применяя разные средства связи предложений.
Рефлексия
— Ребята, чему вы научились сегодня на уроке?
— Как связываются предложения в тексте?
— В чём особенность цепной связи?
Оценивание учащихся
Спасибо за урок!
Способы связи предложений в тексте
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Русский язык 6 класс
Урок развития речи
Учитель русского языка и литературы
Суворина Е.Н.
МОУ ООШ с. Синда
Слайд 2
Способы связи предложений в тексте
Слайд 3
Учиться чему?
?
Для чего?
Слайд 4
Цели урока:
1. совершенствовать умение находить «данное» и «новое» в предложениях текста;
2. сформировать умение определять способ связи предложений во фрагментах текста;
3. формировать умение слушать текст, находить в нем главное.
Слайд 5
Теоретическая справка В предложении
Д(данное) Н(новое)
Соединяет предложе- Движет мысль.
ния в тексте.
Повторяется уже Дается новая инфор-
известное мация, которая разви-
вает мысль, движет
мысль вперед.
Слайд 6
Способы развития мысли и соединения предложений.
Последовательный (цепной) способ связи.
Д1——Н1 Вокруг города раскинулись
! могучие леса. В лесах попада-
Д2——Н2 лись глухие озера с огромными
! старыми соснами по берегам.
Д3——Н3 Сосны все время шумели.
Слайд 7
Способы развития мысли и соединения предложений.
Параллельный способ связи.
а)Есть сквозная тема.
Д1——Н1 Виктор Талалихин получил задание контро-
Д2——Н2 лировать воздушное пространство над Мос-
Д3——Н3 квой. Вдруг он заметил темный силуэт само-
лета.
Летчик дал полный газ и ясно увидел на
хвосте самолета фашистскую свастику.
Задание: Укажите «данное» и «новое» в тексте.
Слайд 8
Способы развития мысли и соединения предложений.
Параллельный способ связи.
б) Отсутствует сквозная тема.
За ночь наступила оттепель. С крыш свесились
толстые сосульки. Подул влажный мягкий ветер.
Весна была недалеко.
Оттепель
сосульки влажный ветер весна недалеко
Задание: Спишите текст, подчеркните «данное» прямой линией, а «новое» – волнистой линией.
Слайд 9
Практический тренинг Задание 1.
Прочитайте текст, выделяя голосом «новое». Каков способ соединения предложений в тексте?
Недавно Московский зоопарк пополнился тремя новоселами. Это индийские журавли. Их называют антигонами. Антигоны – огромные, красивые голенастые птицы.
Слайд 10
Практический тренинг Задание 2.
Прочитайте отрывок из ученического сочинения. Удачен ли в нем порядок слов? Почему? Отредакти-руйте текст.
Под березой в тени деревьев отдыхают девочка, женщина и пес Шарик. Рядом с девоч-кой лежит Шарик.
Слайд 11
Практический тренинг Задание 3.
Восстановите текст. Из двух предложений в скобках выберите наиболее удачное. Выбор объясните. Укажи-те способ соединения предложений в этом тексте.
Вечером в избушке становилось людно и шумно. Рыбаки ужинали, курили, щелкали орехи. (Васютка снабжал орехами рыбаков. Орехами рыбаков снабжал Васютка.)
Слайд 12
Самостоятельная работа Задание: Прочитайте текст. Укажите «данное» и «но-вое».Определите способ связи между предложе-ниями в данном тексте, обозначьте его графически.
Усадьба Кусково окружена чудесным парком. Парк украшают изумительные мраморные скульптуры. Их хрупкость и изящество как бы подчеркиваются огромными деревьями. Эти великаны «сторожат» покой усадьбы, делают ее ландшафт неповторимым и запоминаю-щимся.
Слайд 13
Рефлексия
* На уроке мне было интересно (неинте-ресно), потому что… .
* Я люблю (не люблю) уроки развития речи, потому что… .
* Сегодняшний урок помог мне… .
Слайд 14
Задание на дом
Параграф 25 , упражнение №268 .
Обратить внимание: надо составить два микротекста – повествование и описание.
После записи текстов провести их графический анализ, определить способ связи предложений.
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему: Презентация к уроку «Средства связи предложений в тексте»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе по теме «Как связать предложения в тексте?»На данном уроке учащиеся знакомятся с первым законом создания текста: связь предложений, узнают виды связей предложений в тексте;совершенствуют умения составлять текст, определять его тему, осно…
К уроку развития речи по теме «Как связать предложения в тексте?»Испольвана программа Notebook10….
Готовимся к ЕГЭ А7. Синтаксические нормы. ( Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте )В данной презентации дан материал для поготовке к ЕГЭ при повторении синтаксических норм. Дана теория и практических материал, которы можно дополнить….
Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте»Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте». В каждом задании содержится стимул, задачная формулировка, источники информации, модельн…
Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентацияТекст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация к уроку в 7 классе (по программе М.М. Разумовской)…
Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте».Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте». Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем МОУ СШ № 6 Центрального района…
Презентация по русскому языку «Средства связи предложений в тексте»,5 класси…
Презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме: Средства и способы связи предложений в тексте
Слайд 1
Средства и способы связи предложений в текстеСлайд 2
В тексте каждое предложение распадается на две части: … и … . Предложение начинается с… . В нем в сжатом виде повторяется информация, известная из предыдущего предложения. К … добавляется…, в котором сообщаются новые сведения о предмете речи. … скрепляет предложения, … развивает мысль, продвигает высказывание вперёд. Так происходит развертывание текста.
Слайд 3
Какие два способа связи предложений в тексте вы знаете?
Слайд 4
Последовательное (цепное) соединение – «данным» следующего предложения становится «новое» предыдущего. Н В 2003 году славянская азбука отметила свой юбилей. Д Н Е й исполнилось 1140 лет.
Слайд 5
Параллельное соединение – во всех предложениях текста повторяется одно и то же «данное». Собака – ваша тень, ваше второе «я». Собака следует за вами повсюду. Собака умеет дружить, быть бескорыстной.
Слайд 6
Определите способы связи в следующих текстах : Где-то за горизонтом шла гроза . Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты . Гром , уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой приветливой крышей и долго бродил по чердаку, от одного угла к другому. (Шаровая) Молния висела совсем низко над травой, в сантиметрах тридцати от земли. Она излучала мертвенный свет и выбрасывала искры, издавая жужжащий звук. Казалось, она раздумывала, зайти в палатку или не зайти.
Слайд 7
Прочитайте текст. Определите способы связи предложений в первом и втором абзацах. По узкой дорожке, протоптанной в глубоком снегу, шёл мальчик. Мальчик возвращался из булочной и в согнутой руке нёс два кирпичика хлеба. Хлеб был тёплый, пахучий. Вдруг мальчик услышал слабый шорох. Он остановился, прислушался и увидел, что на столбе отклеился верхний уголок бумажки и шуршит, как бы призывая прохожих прочитать, что написано. Мальчик хотел идти дальше, но бумажка слала ему свой настойчивый сигнал. Он сошёл с тропки и, сделав несколько шагов по глубокому снегу, подошёл к фонарному столбу.
Слайд 8
Подсказка По узкой дорожке, протоптанной в глубоком снегу, шёл мальчик . Мальчик возвращался из булочной и в согнутой руке нёс два кирпичика хлеба . Хлеб был тёплый, пахучий. Вдруг мальчик услышал слабый шорох. Он остановился, прислушался и увидел, что на столбе отклеился верхний уголок бумажки и шуршит, как бы призывая прохожих прочитать, что написано . Мальчик хотел идти дальше, но бумажка слала ему свой настойчивый сигнал. Он сошёл с тропки и, сделав несколько шагов по глубокому снегу, подошёл к фонарному столбу.
Слайд 9
Средства связи предложений в тексте: — повторяющиеся слова; заменяющие их местоимения; синонимы Найти данные средства связи в текстах: Я не раз дивился проницательному нахальству ворон. Они как бы шутя не однажды надували меня. 2) Лось шёл к моховым болотам. Попутно сохатый откусывал молодые побеги сосен и можжевельника 3) Корень – главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова.
Слайд 10
Я мечтала о морях и кораллах. Я поесть хотела суп черепаший. Я шагнула на корабль, а кораблик оказался из газеты вчерашней . То одна зима идет, то другая. За окошком все метель завевает. Только в клетках говорят попугаи, а в лесу они язык забывают . А весною я в разлуки не верю, И капели не боюсь моросящий. А весной линяют разные звери. Не линяет только солнечный зайчик . У подножья стали горы — громады. Я к подножию щекой припадаю . Но не выросла еще та ромашка, на которой я себе погадаю.