Проверяемые ударением гласные в корне – 1. Правописание гласных в корне

Карточки по русскому языку по теме «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением» (4 класс).

Ф.И. учащегося________________________________

Тема «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением».

  • Вставь пропущенные буквы. Выпиши из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением. Запиши проверочные слова.

М_роз кр_пчал. Луна осв_щала л_сную гущу. Охотник Ст_пан возвр_щался д_мой. За сп_ной у него в_сел убитый за_ц. Ст_пан сп_шил д_мой. Лыж_ быстро ск_льзили по сн_жку. Вдруг на п_ляну выб_жала б_льшая л_сица. У Ст_пана зам_рло сердце. Лиса шла не сп_ша. Не успел Ст_пан взв_сти курок, как она исчезла в с_сновом б_ру.

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Ф.И. учащегося________________________________

Тема «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением».

  • Вставь пропущенные буквы. Выпиши из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением. Запиши проверочные слова.

Небо со всех ст_рон зат_нули тучи. Пош_л сн_жок. Сп_-рва неб_льшой, а потом стал в_лить хлопьями! З_мля, д_ма, д_ревья – всё поб_лело. Но з_ма ещё не настала. Первый сн_жок – это вестник з_мы. Пройдёт д_нёк — другой, он растает. Опять пот_мнеют п_ля, л_са. Но скоро придёт зима с м_телями, с м_розами.

___________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Ф.И. учащегося________________________________

Тема «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением».

  • Вставь пропущенные буквы. Выпиши из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением. Запиши проверочные слова.

Кто там? Это дятел. Он сидит на ств_ле дер_ва. В расщелину дер_ва вставлена с_сновая и _ловая ш_шки. Он из них выбирает с_мена. Много ш_шек в_ляется на сн_гу под дер_вом. Дятел долбит их всю зиму. Недаром это м_стечко з_вётся л_сной кузницей, а дятел л_сным кузнецом.

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Ф.И. учащегося________________________________

Тема «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением».

  • Вставь пропущенные буквы. Выпиши из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением. Запиши проверочные слова.

В л_су ос_нью созр_вают орехи. Из под л_сточков гл_дят спелые орехи. Чуть к_чнёшь, орех тут же уп_дёт на землю и зат_ряется в тр_ве.

Как х_р_ш_ ос_нью л_сные орехи! Собирая орехи, надо б_речь кусты. Нельзя л_мать ветки. Если п_гибнут кусты, орехов больше не будет.

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

infourok.ru

Орфограмма № 1. Безударные проверяемые гласные в корне слова.

·        Нельзя использовать данный приём проверки безударных гласных в сочетаниях

РА, ЛА, так они свойственны старославянским корням. В русском языке им соответствуют ОРО,ОЛО: врата – ворота, глава-голова, сократить – короткий и др. Это нужно помнить.

·        Нельзя проверять гласную О в глаголах совершенного вида глаголами несовершенного вида: затопить – затапливать, раздвоить – раздваивать, опоздать – опаздывать.

Необходимо проверять эту орфограмму подбором однокоренного слова: тОпка, двОе, пОздний.

·        Нельзя для проверки безударных гласных А-О

в глаголах использовать глаголы несовершенного вида с суффиксами

-ИВА-, -ЫВА-: смотреть – высмАтривать, молчать – умАлчивать, бросать – выбрАсывать. Правильная проверка: смОтр, мОлча, брОсить.

·        Будьте внимательны с иноязычными словами. В них проверяемые морфемы могут иметь разное происхождение. Поэтому данные слова нужно запоминать, а НЕ проверять ударением: аккомпанемент- аккомпанировать, абонемент -абонировать.

·        Правильно подбирайте проверочные слова к омонимам (словам, которые имеют разное значение):

частота- чА

стый

чистота- чИстый

посидеть – сИдя

поседеть – сЕд

поласкать – лАска

полоскать – полОщет .

poznaemvmeste.ru

Учебно-методическое пособие по русскому языку (3 класс) на тему: Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением.

         Имена

существительные.

         Имена

   прилагательные.

Глаголы.

п…ля –

з..мля –

в..да –

стр..на –

ст…на –

г…ра –

сл…ва –

м…лыш –

в…лна –

ст…лбы –

к…нец –

зн…чок –

у дв…ри –

в с…ду –

дер…во –

пл…ды –

з…мой –

в…сной –

ос…нь –

с…сна –

д…жди –

ш…ги –

р…ка –

гр…бы –

ст…рик –

п…нёк –

на б…регу –

в с…ду –

д…тишки –

р…га –

стр…ла –

д…ма –

с…стра –

д…дуля –

цв…ты  –

пл…щадка –

оз…ро –

с…ло –

бр…тишка –

л…нтяй –

к…рмушка –

сл…варь –

зв..зда –

л…сица –

к…ра –

щ…ка–

в…точка –

др…зды –

скв…рцы –

вор…бей –

в…дро –

 п…ро –

бр…тишка –

тр…ва –

гр…да –

гн…здо –

зм…я –

зв…но –

св…ча –

ст…да –

сл…ны –

ш…ги –

ч…сы –

сл…ды –

л…щи –

веч…р –

дв…ры –

з…нты –

гр…чи –

стр…жи –

стр…ка –

 с…лач –

г…стинница –

зв…рьки –

з…лёнка –

с…лач –

пл…вец –

в…терок –

л…сток –

зм…я –

к…ренья –

в…ренье –

з…йчата –

д…рота –

н…чной –  

л..сной –

п…левой –

ст…клянный  –

г…ристый –

б…льшой –

н…бесный –

л…сной –

…конный –

в…лнистый –

дв…рной –

с…довый –

к…нечный –

р…гатый –

д…ждливый –

с…сновый –

в…сенний –

р…чной –

гр…бной –

д…мовой –

цв…тной –

ст…ловая –

л…нивый –

сл…варный –

л…нивый –

к…рмовой –

м…рской –

кл…новый –

п…сочный –

п…рной –

…сенний –

в…твистый –

с…мейный –

т…хонько –

в…сёлый –

кл…новый –

к…рмовой –

л…довый –

х…лодный –

гл…зной –

н…совой –

кр…сивый –

ск…листый –

сп…ртивный –

б…льной –

зв…риный –

з…ленный –

в…здушный –

л…тучий –

х…лодный –

хв…статый –

гн…лой –

л…тучий –

…вощной –

п…левой –

в…лнистый –

м…ровой –

з…мной –

сл…новый –

зм…иный –

сп…нной –

с…довый –

в…дяной –

…зёрный –

б…льшой –

в…черний –

стр…ительный –

п…чтовый –

т…жёлый –

пр…мая –

к…лючий –

к…дровый –

м…лодой –

пч…линый –

…синый –

з…рновой –

л…дяной –

кл…новый –

з…лотой –

в..твистый –

п…лосатый –

в…здушный –

б…льшой –

г…родской –  

в…зать –

б…гут –

п…сать –

ст…клить –

п…лить –

ст…рать –

пол…вать –

ш…гать –

ст…ит –

в…дёт –

сп…сать –

ут…нул –

л…чить –

к…рмить –

бл…стеть –

п…лить –

см…треть –

б…жать –

по…снить –

пом…гать –

прин…сить –

ст…реть –

стр…лять –

цв…сти –

в…сеть –

пров…дить –

прин…сить –

оп…здать –

нап…сать –

пол…вать –

нак…лоть –

вст…ют –

л…теть –

з…мовать –

нак…рмить –

пос…лить –

нал…вать –

взгл…нуть –

св…зать –

прих…дить –

л…жать –

стр…чить –

х…дить –

к…тать –

б…леть –

з…мовать –

нак…лол –

г…стить –

к…чать –

кр…чать –

п…щать –

озв…реть –

м…стерить –

нак…чать –

подн…лась –

тр…пать –

поб…лмть –

пом…стить –

разв…зить –

см…треть –

заст…клить –

ст…ят –

погл…ди –

ск…льзить –

п…лить –

зав…лил –

зат…хает –

в…зить –

под…рить –

л…пить –

в…лить –

ск…льзить –

р…беть –

гр…зить –

н…сить –

х…дить –

св…тить –

м…тать –

х…теть –

с…рить –

кр…чать –

встр…чать –

пл…сать –

зв…нить –

nsportal.ru

Учебно-методический материал по русскому языку по теме: Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Объясните графически пропущенные орфограммы.

Б…гом, зв..зда, к..товый, л..синый,нас…лить , перел…мить, разд…валка, разв…рить, см..гчение, ув…дание.

Объясните графически пропущенные орфограммы.

Б…сой, кл..ёнка, к…пна, к…рпусный, м…лить, н…сатый, оп…лить, перегр…ваться, нас..лить, сп…на.

Объясните графически пропущенные орфограммы.

Выпе..чка, зар…дить, кн…жна, л…ктевой,  нагр…дной, обл..ниться, сл..стёна,  п..л…сатый , раскр…шить, тр…стинка.

Объясните графически пропущенные орфограммы.

Гр…зить, ж…рдинка, к…ренья, обн…вление, обр…нить, подм…стерье, проп…си, с…дло, с…рить.

Объясните графически пропущенные орфограммы.

К…роткий, м…л…тить, опр…вдать, отл…мать, распр…мить, р…бой, тр…па, уб…влять, сл…стёна, …довитый.

Объясните графически пропущенные орфограммы.

Б…льной, загр…знение, обд…лить, р…птать, скр…вить, тв…рдеть, щ…дить,  угн…тение, хл…п…тливый, …довитый.

Объясните графически пропущенные орфограммы.

В…рсистый, з…граждение, к…рмовой, настр…чить, неув…даемый, обр…тение, осл…пить, прим…ренческий, ск…блить, ук…р…тить.

Объясните графически пропущенные орфограммы.

Вып..рка, гр…мировка, общ…пать(петуха), нар…дить, поб…режье, поз…л…тить,  разоч…рование, св…щенник, скр…пление, ш…повник.

Объясните графически пропущенные орфограммы.

Др…хлеть, засв…титься, нач…сто, ор…шение, поч…сти, р…мбический, пропол…скать,см…ркаться, упр…стить, хв…стун.

 Объясните графически пропущенные орфограммы.

Зав…нтить, зат…мнеть, м..л…дица, оскв…рнить, оч…рствевший, пр…дильный, расхв…тать, ст…клоблок, р…мбический, ш…птать.

Объясните графически пропущенные орфограммы.

Б…р…да, к…пировать, л…кционный, оп…ясать, поб…дить, разм…гчить, ст…рожил, утв…рдить, ш…рстяной, др..хлеть.

Объясните графически пропущенные орфограммы.

Б…чар, загл…дение, к…тобой, м..л…деть , нак…вальня, обр…мление, осн…щение, погл…дать(кость), уд…вляться, ш…рстяной.

Объясните графически пропущенные орфограммы.

В…ренье,запл…мбированный, зач…рованнный, огр…нённый, погл…тить, прит…жательный, просв…щение, р…зарий, содр..гнуться, ст…на.

Объясните графически пропущенные орфограммы.

Бл…кировка, выт…кать, оп…лзень, пок…яние, с…мволика, ст…на, прит..гательность, разогр…вание, угн…татель, уц…нённный, щ..бетанье.

Объясните графически пропущенные орфограммы.

Выздор…веть, запр…щённый, зв…рюшка, насл…ждаться, од…рить, перезар…дить, подсл…щённый, ст…жировка, уц…питься, осн…щение.

nsportal.ru

«Трудные случаи правописания безударных гласных в корне слова»

«Трудные случаи правописания безударных гласных в корне слова»

Упражнение 1

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их правописание, с данными словами составьте словосочетания.

К…пна, м…лить, стр…дать, оп…лить, л…кторий, разм…гчить, щ…левой, ед…ничный, зав…нтить, зап…вала хора, загр…мированный, засв…стеть, хл…стать, обл…ниться, скр…пление, к…рпусной, забл…кировать.

Упражнение 2

К каждому словосочетанию с глаголом несовершенного вида подберите такое же словосочетание с глаголом совершенного вида и перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Задавать что делать?) вопрос – задать (что сделать? Вопрос. Осозн…вать вину — …, од…вать младшего брата — …, над…вать костюм — …, громко зап…вать частушки — …, зап…вать водой лекарство — …, согр…вать чайник — …, одол…вать противника — …, изд…вать книги — …, призн…вать заслуги — …, рано вст…вать — …, расст…ваться с друзьями.

Упражнение 3

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделенные слова разберите по составу.

По изв…ввивающейся тр…пинке я поднялся на гору и там ув…дал полуразрушенную саеклю старухи Уми. Журчал ручей, обр…зуя на св…ём пути ряд маленьких водопадов, по стенам сакли в…лось какое-то п…лзучее растение, и дверь её см…трела в море. На камне у двери с…дела Уми – высока, стройная, с…дая, с л…цом, исчерченным мелкими м…рщинами. Камни, нагр…можденные друг на друга, сакля, серая в…Ершина Ай-Петри и море, хол…дно блестевшее на солнце, там внизу, — все это созд…вало вокруг ст..рухи обст…новку суровую и проникнутую важным спокойствием. Уми пела. Её сознание, погл..щённое одной идеей, не воспринимало ничего больше. Полный ув…жения к её сосредоточенности, я м…лчал, не м…шая ей. Над морем реяли чайки, целое стадо дельфинов р…звилось нед…леко от берега.

Упражнение 4

Перепишите, располагая данные слова по алфавиту (при этом учитывайте не только первую, но также вторую и следующие буквы). С выделенными словами составьте предложения.

Автобус, абажур, газон, гараж, фонтан, универмаг, тротуар, троллейбус, трамвай, балкон, базар, витрина, диван, дезинфекция, зодчий, зигзаг, жетон, жилет, лачуга, ландшафт, магазин, интеллигенция, интернат, квартал, канава, калитка, силуэт, номер, нотариус, палисадник, поликлиника, ордер, реклама, хижина, щеколда, йод, цемент, шофёр, ящик, ярмарка, юбилей, эстакада, экзаменатор, чемодан.

Упражнение 5

Перепишите данные группы слов, вставляя пропущенные безударные гласные, не проверяемые ударением; подчеркните их.

Теория—т…оретик, т…еретический, теоретизировать; пропаганда—проп…гандист, пропагандировать, пропагандистский, агитатор— аг…тировать, аг…тационный; традиция—тр…диционный, тр…диционность; пессимизм — п…сс…мистический, п…сс…мист; оптимизм—опт…мистический, опт…мист; сентиментализм— с…нт…ментальный, с…нт…менталист, с…нт…ментальность.

Упражнение 6

К данным словам первой группы подберите из второй группы слова, сходные по значению. Подчеркните в словах первой группы безударные гласные, не проверяемые ударением.

I. Фантазия, экзаменовать, универсальный, аккомпанемент, квалификация, гегемония, привилегия, абстрактный, антагонизм, аплодисменты, аргумент, энтузиазм, гипотеза, интеллигентный, базар, фиолетовый, авангард.

II. Воодушевление, восторг; творческое воображение, мечта; предположение; доказательство, довод; проверять; разносторонний, всеобщий; специальность; музыкальное сопровождение; господство; преимущество, льгота; противоречие; отвлечённый; рукоплескания; образованный, культурный; рынок; передовой отряд; лиловый.

Образец. Энтузиазм воодушевление, восторг.

Упражнение 7

Перепишите текст, исправьте ошибки.

1) На дваре выла митель; ветер выл, ставни трислися и стучали; все казалось ей печальным предзноменованием.2) Мысли и чувства, необыкновенные в простой девушке, порозили Алексея. 3) Она обняла отца, обищалась ему подумать о его совете и побежала умилостивить раздроженную мисс Жаксон. 4) Единственным моим наслождением было собирание бабочек. 5) Запох влаги, прели, дождя и травы наполнял зал. 6) Хутор потресали события. 7) Утренние часы Кедровский обычно посвищал чтению. 8) Зуев зажёг электрический фонарик, посвятил. 9) Лось и Гусев расстигнули полушубки. 10) Коляска, скрепя колесами по мокрому снегу, остоновилась.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о