Задачи на прямую и обратную пропорциональность | Шевкин.Ru
Задачи 246–250 предполагают получение ответа с опорой на опытные представления учащихся, они нацелены на подготовку к введению понятий прямой и обратной пропорциональности.
При решении первых задач полезно подчеркнуть, что стоимость покупки определяется по формуле
стоимость = цена · количество
и проследить, как при увеличении (уменьшении) одной величины в несколько раз изменяется вторая величина при неизменной третьей. Аналогичная работа с задачами 249–250 проводится по формуле
путь = скорость · время.
246.о За несколько одинаковых карандашей заплатили 80 к. Сколько нужно заплатить за такие же карандаши, если их:
а) в 2 раза больше? б) в 2 раза меньше?
247.
а) в 2 раза дороже? б) в 2 раза дешевле?
248.о Имеются деньги на покупку 30 карандашей.
а) Сколько тетрадей можно купить на те же деньги, если тетрадь дешевле карандаша в 2 раза?
б) Сколько ручек можно купить на те же деньги, если ручка дороже карандаша в 10 раз?
249. Велосипедист за несколько часов проехал 36 км.
а) Какое расстояние пройдет за то же время пешеход, скорость которого в 3 раза меньше скорости велосипедиста?
б) Какое расстояние проедет за то же время мотоциклист, скорость которого в 5 раз больше скорости велосипедиста?
250. Некоторое расстояние велосипедист проехал за 3 ч.
а) За сколько часов это расстояние пройдет пешеход, скорость которого в 3 раза меньше скорости велосипедиста?
б) За сколько часов это расстояние проедет мотоциклист, скорость которого в 5 раз больше скорости велосипедиста?
Наблюдения, полученные учащимися при решении задач 246–250, нужно использовать при формировании понятий прямой и обратной пропорциональностей.
Две величины называют прямо пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз вторая увеличивается во столько же раз.
Две величины называют обратно пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз вторая уменьшается во столько же раз.
Далее, опираясь на опыт решения задач 246–250 и определения, учащиеся должны ответить на вопросы заданий 251–254. Здесь следует постоянно обращать их внимание на то, какие величины изменяются, а какие – нет. В случае затруднений нужно обращаться к конкретным числовым данным.
251.о Какова зависимость между:
1) ценой одного карандаша и стоимостью нескольких карандашей при постоянном их количестве?
2) количеством карандашей и их стоимостью при постоянной их цене?
3) количеством карандашей и их ценой при постоянной их стоимости?
252.о Какова зависимость между:
1) скоростью и расстоянием при постоянном времени движения?
2) временем и расстоянием при постоянной скорости?
3) временем движения и скоростью при постоянном пути?
253. о Какова зависимость между:
1) Количеством тракторов и площадью, которую они вспашут за 1 день?
2) Числом дней работы трактора и площадью, которую он вспашет?
3) Количеством тракторов и числом дней, за которые они вспашут поле?
254.о 1) Покупают одинаковые тетради. Какова зависимость между количеством тетрадей и стоимостью покупки?
2) Расстояние между городами можно проехать на велосипеде или на мотоцикле. Какова зависимость между временем и скоростью движения?
Работу над заданиями 251–254 надо обобщить, заметив, что если три величины связаны равенством а = b · с, то при постоянном произведении множители обратно пропорциональны, а при постоянном множителе другой множитель и произведение прямо пропорциональны. Этот факт нужно рассмотреть применительно к формулам:
стоимость = цена · количество,
путь = скорость · время,
работа = производительность · время.
Перейдем к решению задач с помощью пропорций. Первая из них содержит целые значения первой величины, отношение которых тоже целое число.
255. За 6 ч поезд прошел 480
Разумеется, эту и многие следующие задачи учащиеся могут решить «по-старому» – подавлять такие решения не следует, но перед учащимися нужно ставить цель решить задачу новым способом, а предлагаемые решения по действиям использовать для сравнения способов решения. При этом нужно обязательно
отметить, что еще встретятся задачи, в которых «старый» способ не сработает.
Для нового способа решения потребуется краткая запись условия задачи:
В процессе устного обсуждения выясняем, что время и путь уменьшились в одно и то же число раз, так как при постоянно скорости эти величины прямо пропорциональны. Здесь и далее уменьшение величины показываем стрелкой вниз, а увеличение стрелкой вверх.
256. Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахарного песку. Сколько килограммов сахарного песку надо взять на:
1) 12 кг ягод? 2) 3 кг ягод?
257. 1) В 100 г раствора содержится 4 г соли. Сколько граммов соли содержится в 300 г раствора?
2) В 4000 г раствора содержится 80 г соли. Сколько граммов соли содержится в 200 г раствора?
258. Расстояние между двумя городами пассажирский поезд прошел со скоростью 80 км/ч за 3 ч. За сколько часов товарный поезд пройдет то же расстояние со скоростью 60 км/ч?
В краткой записи условия задачи стрелки показывают, что скорость уменьшилась, а время увеличилось в одно и то же число раз. Разумеется, стрелки можно ставить в обратном направлении — от меньшего значения к большему. Однако удобнее направление стрелок связать с увеличением (вверх)
Цель задаваемого вопроса двоякая: помочь учащимся определить вид зависимости и подготовить их к усвоению нового приема решения тех же задач — без пропорций, необходимого для решения задач на сложное тройное правило.
259. 5 маляров могли бы покрасить забор за 8 дней. За сколько дней покрасят тот же забор:
1) 10 маляров? 2) 1 маляр?
Заметим, что эту задачу можно решить без пропорции, но для этого придется ввести не очень удобные «человеко-дни»:
1) 5·8 = 40 (человеко-дней) потребуется на всю работу;
2) 40:10 = 4 (дня).
Пропорции позволяют обойтись без человеко-дней.
В задаче 259, как и во многих других задачах, предполагается, что все работники трудятся с одинаковой производительностью и не мешают друг другу. Это желательно каждый раз оговаривать, чтобы учащиеся внимательнее относились к такого рода условиям.
Чтобы у них не сложилось впечатление, будто зависимость бывает только двух видов – прямой или обратной пропорциональностью, полезно рассмотреть провокационные задачи, в которых зависимость имеет другой характер. Так если в задаче 260 пропорциональность числа пойманных карасей и времени рыбной ловли весьма проблематична, то в задаче 261 уж точно такой зависимости нет – это нужно подробно разобрать с учащимися.
260. За 2 ч поймали 12 карасей. Сколько карасей поймают за 3 ч?
261. 1) Три петуха разбудили 6 человек. Сколько человек разбудят пять петухов?
2) Трое пошли – три гвоздя нашли. Четверо пойдут – много ли найдут?
3) Когда Вася прочитал 10 страниц книги, то ему осталось прочитать еще 90 страниц. Сколько страниц ему останется прочитать, когда он прочитает 30 страниц?
Зависимость числа прочитанных страниц книги и числа оставшихся страниц часто принимают за обратную пропорциональность, так как чем больше страниц прочитано, тем меньше осталось прочитать. Обратите внимание детей на то, что увеличение одной и уменьшение другой величины происходит не в одно и то же число раз. Чтобы в этом убедиться, достаточно рассмотреть данный пример. В книге 10 + 90 = 100 страниц.
Если прочитано 10 стр., то осталось прочитать 90 стр.
» » 30 » » » 70 »
Рассмотрим еще две задачи, в которых зависимость между величинами часто принимают за прямую пропорциональность. К первой из них в разделе «Ответы и советы» приведено решение, которое желательно разобрать с учащимися.
262.* Пруд зарастает лилиями, причем за неделю площадь, покрытая лилиями, удваивается. За сколько недель пруд покрылся лилиями наполовину, если полностью он покрылся лилиями за 8 недель?
263.* Некоторый вид бактерий размножается со скоростью 1 деление в минуту (каждую минуту бактерии раздваиваются). Если посадить 1 бактерию в пустой сосуд, то он наполнится за 1 ч. За какое время наполнится сосуд, если в него сначала посадить 2 бактерии?
До сих пор мы рассматривали задачи, в которых отношение двух известных значений одной величины было целым числом. В следующих задачах оно часто выражается дробью. Как и раньше, здесь следует постоянно задавать вопрос: «Во сколько раз увеличилась (уменьшилась) величина?» В случае затруднения нужно просить учащихся округлить данные и дать ответ сначала приближенно, а потом точно. Так для задачи 264 учащиеся могут сказать: «Количество сукна увеличилось примерно в
264. 8 м сукна стоят столько же, сколько стоят 63 м ситца. Сколько метров ситца можно купить вместо 12 м сукна?
265. Старинная задача. В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 ч. Нужно узнать, сколько косцов за 3 ч выпьют такой же бочонок кваса?
266. 1) Из «Арифметики» А.П. Киселева. 8 аршин сукна стоят 30 р.; сколько стоят 15 аршин этого сукна?
2) Со скоростью 80 км/ч товарный поезд прошел 720 км. Какое расстояние пройдет за то же время пассажирский поезд, скорость которого 60 км/ч?
267. 1) Грузовой автомобиль со скоростью 60 км/ч проехал расстояние между городами за 8 ч. За сколько часов то же расстояние проедет легковой автомобиль со скоростью 80 км/ч?
2) Бригада из 4 человек выполнила задание за 10 дней. За сколько дней выполнит то же задание бригада из 5 человек?
Задачи 276 (1, 2) можно решить, вычислив расстояние между городами, и объем всей работы в «человеко-днях».
268. 1) Автомобилист заметил, что со скоростью 60 км/ч он проехал мост через реку за 40 с. На обратном пути он проехал мост за 30 с. Определите скорость автомобиля на обратном пути.
2) Автомобилист заметил, что со скоростью 60 км/ч он проехал тоннель за 1 мин. За сколько минут он проехал бы этот тоннель на скорости 50 км/ч?
269. Две шестеренки сцеплены зубьями. Первая, имеющая 60 зубьев, за минуту делает 50 оборотов. Сколько оборотов за минуту делает вторая, имеющая 40 зубьев?
Рассмотренных выше задач вполне достаточно, чтобы учащиеся научились различать прямую и обратную пропорциональность, составлять пропорции и решать их. Если эта цель будет достигнута раньше, то нет нужды решать все задачи полностью — решения части из них можно доводить до составления пропорций или отложить для повторения.
Если до пропорций десятичные дроби уже изучены, как это происходит в учебнике Н. Я. Виленкина и др., то самое время использовать задачи из учебника. Если же учащиеся хорошо освоили применение пропорций, то им можно показать способ решения тех же задач без пропорций, показанный выше. Применим его к задаче 264.
Количество сукна увеличилось в 12/8 раза, значит, денег во второй раз было в 12/8 раза больше, на них можно купить ситца в 12/8 раза больше:
x = 63·12/8 = 94,5.
270. За одно и то же время токарь обтачивает 6 деталей, а его ученик – 4 детали.
1) Сколько деталей обточит ученик за то же время, за которое токарь обточит 27 деталей?
2) Сколько времени потратит ученик на задание, которое токарь выполняет за 1 ч?
271. За одно и то же время пешеход прошел 6 км, а велосипедист проехал 18 км.
1) Сколько километров проедет велосипедист за то же время, за которое пешеход пройдет 10 км?
2) Сколько времени потратит велосипедист на тот путь, который пешеход пройдет за 2 ч?
272. Из «Арифметики» А.П. Киселева. 8 человек рабочих оканчивают некоторую работу в 18 дней; во сколько дней окончат ту же работу 9 человек, работая так же успешно, как и первые?
273.* а) Шесть маляров выполнят работу за 5 дней. Сколько еще маляров надо пригласить, чтобы все вместе они выполнили ту же работу за 3 дня?
б) Двое рабочих могут выполнить задание за 10 дней. Сколько еще рабочих надо пригласить, чтобы все вместе они выполнили ту же работу за 4 дня?
274.* Старинная задача. Десять работников должны кончить работу в 8 дней. Когда они проработали 2 дня, то оказалось необходимым кончить работу через 3 дня. Сколько еще нужно нанять работников?
275. Из «Арифметики» Л.Ф. Магницкого. Некий господин позвал плотника и велел двор построить. Дал ему 20 человек работников и спросил, в сколько дней построят они его двор. Плотник ответил: в 30 дней. А господину надобно в 5 дней построить и ради того спросил он плотника: сколько человек тебе надо иметь, дабы с ними ты построил двор в 5 дней; и плотник, недоумевая, спрашивает тебя, арифметик: сколько человек ему надо иметь, чтобы построить тот двор в 5 дней?
276. * Старинная задача. Взяли 560 человек солдат корма на 7 месяцев, а приказано им на службе быть 10 месяцев; и захотели людей от себя убавить, чтобы корма хватило на 10 месяцев. Спрашивается, сколько человек надо убавить.
277. 1) Старинная задача. Одна артель плотников, состоящая из 28 человек, может построить дом в 54 дня, а другая – из 30 человек — в 45 дней. Какая артель работает лучше?
2) Одна бригада, состоящая из 3 человек, может вырыть колодец за 12 дней, а другая — из 4 человек — за 10 дней. Какая бригада работает лучше?
Конспект урока «Решение задач на прямую и обратную пропорциональность» (математика, 6 класс)
Тема урока: Решение задач на прямую и обратную пропорциональности.
Задачи урока: продолжить формирование умений и навыков решать задачи на пропорциональные величины, развивать умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить; способствовать развитию интеллектуальных умений; инициативы, умения принимать решения; критического мышления; воспитывать познавательный интерес к предмету; самостоятельность при решении учебных задач; навыки сотрудничества; способствовать воспитанию воли и упорства для достижения конечных результатов.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Ход урока.
І. Организационный этап.
Проверка готовности класса к уроку, отметка отсутствующих.
Учащиеся записывают в тетрадях дату проведения урока.
ІІ.Этап подготовки к активному усвоению материала урока.
Игра «Ты – мне, я – тебе» (ученики ведут опрос правил, сверяя с записанными ответами)
Вариант 1:
1. Что называется отношением двух чисел?
2. Как найти дробь от числа?
3. Что такое пропорция?
4. Какие величины называются прямо пропорциональными?
Вариант 2:
1. Что показывает отношение двух чисел?
2. Как найти число по его дроби?
3. Основное свойство пропорции
4. Какие величины называются обратно пропорциональными?
2. Очень часто рецепт дан на 1 порцию блюда. Как узнать какую массу продуктов нужно взять на две, три или пять порций?
Одна из девочек делится рецептом любимого блюда.
ІІІ. Формирование умений и навыков.
Решение задач:
Задача №1. В корзине 20 слив и 10 яблок. Какую часть всех фруктов составляют яблоки? Какую часть от числа слив, составляют яблоки?
Задача № 2. За 6 часов поезд прошел 480 км. Сколько километров поезд прошел за первые 2 часа, двигаясь с постоянной скоростью? (№ 72 учебника).
Решение:
6 час – 480 км
2 час – х км
6 : 2 = 480 : х,
Х = (2*480) : 6,
Х = 120 км.
Ответ: 120 км.
Задача № 3. Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахарного песку. Сколько килограммов сахарного песку надо взять на 12 кг ягод? (№ 73).
Решение:
6 кг ягод – 4 кг песку
12 кг ягод – х кг песку
6 : 12 = 4 : х,
Х = (12*4) : 6,
Х = 8 кг.
Ответ: 120 кг.
Задача № 4. Пять маляров могли бы покрасить забор за 8 дней. За сколько дней тот же забор покрасят 10 маляров? (№ 77а).
Решение:
5 маляров – 8 дней
10 маляров – х дней
5 : 10 = х : 8,
Х = (5*8) : 10,
Х = 4 дня.
Ответ: 4 дня.
Задача № 5. Для перевозки данного груза потребуется 15 автомашин грузоподъемностью 24 т. Какое количество машин грузоподъемностью 18 т потребуется для перевозки этого же груза?
Решение:
15 авто – 24 т
Х авто – 18 т
15 : х = 18 : 24,
Х = (15*24) : 18,
Х = 20 машин.
Ответ: 20 машин.
Для тех, кто решает быстрее приготовлены карточки для проверки результатов правильности полученного ответа, а также дополнительные задания.
IV. Физкультпауза.
Учитель озвучивает высказывания. Если оно справедливо – ученики встают, если нет – то остаются сидеть.
1) Пропорция — это равенство, содержащее букву значение которой надо найти.
2) Пропорция — это равенство двух отношений
3) 15 относится к 3 как 5 относится к 2.
4) В истинной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних.
5) 30 относится к 6 как 35 относится к 7.
В заключении: выполните упражнения для глаз — описание «восьмерки», посмотреть вдаль.
V. Совершенствование навыков.
1. В русском языке встречаются пословицы и поговорки, в которых отражены такие математические понятия, как прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Как аукнется, так и откликнется.
Чем выше пень, тем выше тень.
Чем больше народа (в помещении), тем меньше кислорода.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Чем старее, тем правее.
К людям ближе — счастье крепче.
Как посеешь, так и пожнешь
Как сам станешь потчевать, так и люди тебя отпотчуют.
Какие коренья, такие и отростки.
Каков привет, таков ответ.
Каков приход, таков и расход.
Каков работник, такова ему и плата.
Какова зверушка, такова и норушка.
Копни поглубже, найдешь погуще.
Какая зависимость в каждой пословице?
Работа в парах по решению задач на пропорциональность.
А) Для преодоления расстояния в 300 км машина расходует 50 л дизельного топлива. Сколько дизельного топлива потребуется машине для прохождения 30 км?
Б) Две шестеренки скреплены зубьями. Первая, имеющая 60 зубьев, за минуту делает 50 оборотов. Сколько оборотов делает вторая, если имеет 40 зубьев?
VI. Рефлексия деятельности (итог урока)
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что повторили?
– Мы достигли поставленной цели?
– Как оцениваете свою работу?
Оценивание конечных результатов урока учителем.
-Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению, и посмотрите на меня этим взглядом. Спасибо, мне очень приятно видеть ваши радостные улыбки.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.Составить 5 вопросов по п. 1.5. для проверки знаний одноклассников по данному материалу;
Письменно решить №№ 74, 77б, составить примеры прямой, обратной пропорциональной зависимости между двумя величинами, а также зависимости, которая не является ни той, ни другой.
*Для тех, кто интересуется математикой – дополнительно решить задачу № 89.
Бобкова С.Н. Прямая и обратная пропорциональные зависимости
Бобкова С.Н. Прямая и обратная пропорциональные зависимости
Автор: edu1
Методическая копилка — Математика
МБОУ «Букреевская основная общеобразовательная школа»
Рабочие материалы выступления
на школьном этапе конкурса
«Учитель года 2013»
План — конспект открытого урока
математики в 6 классе по теме:
«Прямая и обратная
пропорциональные зависимости»
учитель математики Бобкова С. Н.
Букреевка, 2013 г.
Цель урока:
Образовательная:Закрепить понятия: пропорция, основное свойство пропорции, прямо пропорциональные величины, обратно пропорциональные величины. Закрепить умение решать задачи с помощью пропорции, познакомить с золотым сечением.
Продолжить формирование обще-учебных умений и навыков:
— планирование ответа;
— навыки самоконтроля;
— устный счет.
Контроль степени усвоения основных знаний, умений и навыков по данной теме.
Развивающая: Развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации.
Развитие логического мышления, умения выделять главное, проводить обобщение, делать верные логические выводы.
Развитие умений сравнивать, правильно формулировать задачи и излагать мысли.
Развитие самостоятельной деятельности учащихся.
Воспитательная: Формирование научного мировоззрения, интереса к предмету через содержание учебного материала.
Воспитание умения работать в коллективе, культуры общения, взаимопомощи.
Воспитание таких качеств характера как настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
Оборудование: карточки с заданиями для самостоятельной работы, презентация.
Ход урока:
1. Устная работа.
1. Что такое пропорция?
2. Как называются числа х и у в пропорции х : а = b : у?
3. Как называются числа т и п в пропорции а: т = n: b?
4. Сформулируйте основное свойство пропорции?
5. Какие ещё свойства пропорции вы знаете?
6. Какие величины называются прямо пропорциональными?
7. Какие величины называются обратно пропорциональными?
1) Верна ли пропорция:
а) 2 : 5 = 16 : 40; б) 7 : 2,1 = 2 : 0,6; в) 4 : 12 = 14 : 4,2
2) Какие числа надо вставить в «окошки», чтобы получить верную пропорцию
а) 33 : 6= : 2; б) 45 : = 15 : 3; в) : = 24 : 6; г) : = : 5.
3) Составьте верную пропорцию из чисел 10, 12, 6 и 5.
4) Повторим алгоритм решения задач на прямую
и обратную пропорциональные зависимости:
• неизвестное число обозначить буквой х
• записать условие задачи
• установить вид зависимости между величинами
• прямую пропорциональную зависимость
обозначить одинаково направленными
стрелками, а обратную пропорциональную
зависимость – противоположно направленными
стрелками.
• записать пропорцию
• найти её неизвестный член.
3. Проверка домашнего задания. Защита творческих работ (домашнее задание было составить задачу на прямую или обратно пропорциональные зависимости)
4. Решение задач
1. За 4м ткани заплатили 180р. Сколько стоят 14м этой ткани? (630 р)
2. Чтобы покрасить стены дома за 2 дня, требуется 20 маляров. За сколько дней эту работу выполнят 4 маляра? ( 10дн)
3. Пассажирский поезд, скорость которого 45км/ч, затратил на некоторый участок пути 4ч. За сколько часов пройдёт этот же участок пути товарный поезд, если его скорость 40 км/ч? ( 4,5 ч)
4. Для изготовления 18 одинаковых приборов потребовалось 27г платины. Сколько платины потребуется для изготовления28 таких приборов? ( 42г или 0,042кг)
5. В 1 кг морской воды содержится 40г соли. Сколько соли содержится в 650 г морской воды? (0,026кг)
5. Самостоятельная работа.
Составить пропорции для решения задач
I- вариант II- вариант
в) и г) а) и б)
а) На пошив 9 рубашек ушло 18,9 м ткани. Сколько метров уйдёт на пошив 12 таких рубашек?
б) 6 одинаковых труб заполняют бассейн за 24 минуты. За сколько минут заполнят бассейн 9 таких труб?
в) Бригада из 8 рабочих выполняет задание за 12 дней. Сколько рабочих сможет выполнить это задание за 8 дней, работая с той же производительностью?
г) Из 9,6 кг помидоров получают 4 л томатного соуса. Сколько литров соуса можно получить из 84 кг помидоров?
6. Знакомство с «Золотым сечением» (Демонстрация презентации).
Откройте учебник на странице 144, прочитайте исторический материал.
Звездчатый пятиугольник называется пентаграммой. Пифагорейцы выбрали пятиконечную звезду в качестве талисмана, она считалась символом здоровья и служила опознавательным знаком.
Скульптурные сооружения, памятники воздвигаются, чтобы увековечить знаменательные события, сохранить в памяти потомков имена прославленных людей, их подвиги и деяния.
Известно, что еще в древности основу скульптуры составляла теория пропорций. Отношения частей человеческого тела связывались с формулой золотого сечения.
— Пропорции «золотого сечения» создают впечатление гармонии красоты, поэтому скульпторы использовали их в своих произведениях.
Скульпторы утверждают, что талия делит совершенное человеческое тело в отношении «золотого сечения».
Парфенон имеет 8 колонн по коротким сторонам и 17 по длинным. Выступы сделаны целиком из квадратов пентилейского мрамора. Благородство материала, из которого построен храм, позволило ограничить применение обычной в греческой архитектуре раскраски, она только подчеркивает детали и образует цветной фон (синий и красный) для скульптуры. Отношение высоты здания к его длине равно 0,618. Если произвести деление Парфенона по «золотому сечению», то получим те или иные выступы фасада.
Портрет Монны Лизы (Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей, которые обнаружили, что композиция рисунка основана на золотых треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника (Прослушивание фрагмент оперы П. И. Чайковского).
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание: Самостоятельная работа (другой вариант)
Решение задач на прямую и обратную пропорциональности (6 класс)
Тема урока « Решение задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости».
Цель: повторить и обобщить материал по теме « Решение задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости.», подготовиться к контрольной работе.
Задачи урока:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о прямой о обратной пропорциональных зависимостях; закрепить умение выявлять среди данных величин пары, находящиеся в прямой или обратной пропорциональной зависимости; проверить степень усвоения материала путем проведения индивидуальной работы с проверкой на уроке.
Развивающая: развивать логическое мышление , познавательный интерес, любознательность , формировать умение анализировать , наблюдать и делать выводы.
Воспитательная: повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитывать самостоятельность , самооценку, активность.
.
Ход урока.
Ход урока
I. Мотивационно-целевой этап
1. Организационный момент
Приветствие учеников, проверка их готовности к занятию.
2. Актуализация опорных знаний.
· Что такое пропорция?
· Как называются члены этой пропорции?
· Каким основным свойством обладают члены пропорции?
· Какие две величины называют прямо пропорциональными? (привести примеры прямо пропорциональных величин).
· Какие две величины называют обратно пропорциональными?
Проверка домашнего задания.
II. Процессуально-познавательный этап.
1. Отработка изученного материала.
Учитель предлагает решить задачи , предварительно разобрав текст задач . Ученики работают полусамостоятельно.
1. Для отопления здания школы заготовлено угля на 180 дней при норме расхода 0,6т угля в день. На сколько дней хватит этого запаса, если его расходовать ежедневно по 0,5т?
Ответ: 216 дней.
2. В железной руде на 7 частей железа приходится 3 части примесей. Сколько тонн примесей в руде, которая содержит 73,5т железа?
Ответ: 31,5 кг примесей.
3. Содержание соли в растворе составляет 16%.
1) Сколько килограммов соли содержится в 75 кг раствора?
2) Сколько килограммов такого раствора можно приготовить из 8,8 кг соли?
Ответ:
Проверка выполнения работ. Корректировка , если необходимо.
Итак, сформулируем алгоритм решения задач с помощью пропорций.
2. Самостоятельная работа.
1 вариант
1 Объем шарика равен 15см³а масса 75 г. Найдите объем шарика, сделанного из этого же материала , если его масса – 56г.
а) 11,2 см³; б) 11,25 см³ в) 10,8 см³ г) другой ответ.
2 Огурец состоит на 96% из воды. Сколько воды содержится в 295 кг огурцов ?
а) 280,2 кг; б) 283,2 кг в) 279,6 кг г) другой ответ.
3 Шесть маляров покрасили забор за 6 часов. Сколько нужно маляров, чтобы покрасить такой же забор за 2 часа?
а) 36 б) 12 в) 18 г) другой ответ.
4 В троллейбусе из 120 мест 54 места для сидения. Сколько процентов составляют места для сидения ?
а) 47% б) 49% в) 45% г) другой ответ.
5 Три землекопа за 2ч выкопали 6м канавы. За какое время 7 землекопов выкопают 28м канавы ?
а) за 8 ч; б) за 6 ч в) за 2 ч г) другой ответ.
2 вариант
1 Длина деревянной указки 18см, а масса 75 г. Найдите длину указки, сделанной из того же материала, если ее масса – 125 г.
а) 30 см; б) 24 см в) 32 см г) другой ответ.
2 В соляном растворе содержится 2,8% соли. Сколько соли содержится в 275 кг раствора?.
а) 7,68 кг б) 7,72 кг в) 7,7 кг г) другой ответ.
3 Четыре экскаватора выкопали котлован за 5ч. За какое время выкопают такой же котлован два экскаватора?
а) 10 ч б) 12 ч в) 14 ч г) другой ответ.
4 В корзине 55 грибов, 33 из которых белые. Сколько процентов составляют остальные грибы?
а) 25 % б) 40% в) 50% г) другой ответ.
5 Четыре козы за 3 дня дали 18 л молока. Сколько коз, за 7 дней дадут 42 л молока?
а) 8 б) 4 в) 6 г) другой ответ.
ОТВЕТЫ:
1 вариант а,б,в,в,г 2 вариант а,в,а,б,б
После работы карточки собираются на проверку учителем.
Ученики проверяют свое решение по эталонам ответов.
III. Итоговая часть урока.
1. Подведение итогов урока.
· Что мы узнали на уроке? (Понятия прямой и обратной пропорциональной зависимости двух величин)
· Приведите примеры прямо пропорциональных величин.
· Приведите примеры обратно пропорциональных величин.
· Приведите примеры величин, у которых зависимость не является ни прямо, ни обратно пропорциональной.
2. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке.
Удовлетворены ли вы результатом своей работы?
3. Информация о выполнении домашнего задания.
Выставление отметок за урок, их комментарий, высказывание замечаний учащимся.
Домашнее задание: № 812, 816, 818.
Урок 84. Прямая и обратная пропорциональная зависимости | Поурочные планы по математике 6 класс
Урок 84. Прямая и обратная пропорциональная зависимости
10.07.2015 6234 0Цели: отрабатывать умение решать задачи с помощью пропорции; обеспечить на этой основе дальнейшее развитие вычислительных навыков и умений решать задачи; закрепить понятия отношения и пропорции, представление о прямой и обратной пропорциональностях величин; формировать способность к сравнению величин путем нахождения их отношений, к упрощению отношений и нахождению отношений величин.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Выразите неизвестные переменные а, b, с, d:
— Расскажите, как найти неизвестный член пропорции, если три остальные члена известны.
2. Закончите предложение:
а) Отношение пройденного пути к затраченному времени называется…
б) Отношение стоимости товара к его количеству называется…
в) Отношение выполняемой работы к затраченному времени называется…
— Какие отношения вы знаете? Приведите примеры.
3. Выразите неизвестные переменные:
— Что неизвестно в каждом уравнении? Как найти?
4. Как из двух сделать десять? (Взять две палочки и выложить число X.)
5. Сосчитайте количество треугольников на чертеже.
6. На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера?
III. Индивидуальная работа
1 карточка
1. Из 1,75 т золотоносного песка намывают в среднем 0,7 г золота. Сколько золота можно намыть из 2170 т золотоносного песка?
2. Укажите прямо пропорциональную зависимость, связывающую скорость, время и расстояние. Запишите в виде формулы.
2 карточка
1. Из 7,5 кг свежих грибов получается 1,5 нити сушеных грибов. Сколько нитей сушеных грибов получится из 17,5 кг свежих грибов?
2. Укажите обратно пропорциональную зависимость, связывающую скорость, время и расстояние. Запишите в виде формулы.
IV. Сообщение темы урока
— Ребята, сегодня мы продолжим решать задачи на прямую и обратную пропорциональности с помощью пропорции.
V. Закрепление изученного материала
1. Откройте свои тетради и заполните таблицу:
Масса упаковки | Кол-во упаковок |
150 г ? г 25 г 300 г ? | 30 10 ? ? ? |
— Определите, какая зависимость между массой упаковки и количеством упаковок? (Прямая пропорциональная зависимость. )
— Вставьте пропущенные данные.
V, км/ч | 120 | ? | 40 | ? | ? |
t, ч | 3 | 12 | ? | 6 | ? |
— Какая зависимость между скоростью и временем? (Обратная пропорциональная зависимость.)
— Как характеризуются прямо пропорциональные величины? Обратно пропорциональные величины?
2. № 787 стр. 130 (у доски и в тетрадях).
— Прочитайте задачу.
— Что известно в задаче?
— Что надо узнать в задаче?
— Объясните, что такое процент всхожести?
— Все посеянные горошины — это сколько процентов? (100%.)
— Как узнать, сколько процентов одно число составляет от другого?
— Запишите решение способом нахождения процентного отношения.
1 способ
Решение:
— Запишем кратко условие задачи в виде таблицы.
— Количество горошин, которые взошли, и процент всхожести, какие величины? (Прямо пропорциональные.)
— Обозначьте это в краткой записи.
— Как найти неизвестный крайний член пропорции?
2 способ
Решение:
Пусть х% горошин дали всходы.
Посеяли | 200 г | 100% |
Взошло | 170 г | х% |
— горошин дали всходы.
(Ответ: процент всхожести — 85%.)
2. № 790 стр. 131 (после разбора самостоятельно).
— Сколько процентов стали по плану должен был за месяц выплавить завод? (100%.)
— Сколько фактически процентов стали они выплавили? (115%.)
— Что в этом случае можно сказать? (Они перевыполнили план. )
— Как узнать сколько тонн стали выплавил завод? (Надо количество стали по плану умножить на десятичную дробь, равную фактическому количеству процентов.)
— Запишите решение.
Решение:
1 способ
115% = 1,15
980 · 1,15 = 1127 (т)
2 способ
— Не забудьте определить, какую зависимость между величинами вы рассматриваете.
Пусть х (т) — стали выплавили фактически.
По плану | 980 т | 100% |
Фактически | x т | 115% |
1127 т — стали выплавили фактически.
(Ответ: 1127 т.)
VI. Физкультминутка
VII. Повторение изученного материала
— Посмотрите внимательно на составленные пропорции:
— Все ли они верно составлены?
— Назовите верные пропорции.
— Назовите в данных пропорциях крайние и средние члены.
— Какие способы помогают определить, верна ли пропорция?
— Назовите основное свойство пропорции.
VIII. Самостоятельная работа (10—15 мин)
— Решите задачи, составив пропорции.
Вариант I
1. На топографической карте участок пути в 36 м изобразили отрезком длиной 7,2 см. Во сколько раз уменьшили участок пути для изображения?
2. 8 м сукна стоят столько же, сколько 63 м ситца. Сколько метров ситца можно купить вместо 14 м сукна?
3. Четыре каменщика могут выполнить работу за 15 дней. За сколько дней выполнят эту работу 3 каменщика?
Вариант II
1. Учебник содержит 315 страниц. Первая глава учебника содержит 81 страницу. Какую часть учебника составляет первая глава?
2. Восхождение на высоту 1200 м равно усилию, требуемому для перехода 50 км по равнине. Туристы поднялись в горы на 750 м. Переходу какого расстояния по равнине соответствует этот подъем?
3. В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 1,5 часа. Сколько косцов выпьют такой же бочонок за 3 часа?
IX. Подведение итогов урока
— Какие величины называют обратно пропорциональными?
— Что можно сказать об отношениях соответствующих значений таких величин?
— Приведите примеры обратно пропорциональных величин.
— Каким способом мы сегодня научились решать задачи на прямую и обратную пропорциональность? (С помощью пропорции.)
Домашнее задание
№ 814, 815, 816 стр. 133.
Творческое задание (по желанию): придумать интересную, познавательную задачу по теме «Пропорции», красочно ее оформить.
ГДЗ по Математике 6 класс: Никольский С.М. Решебник
Решебник по математике для 6 класса Никольский – это сборник онлайн-решений и ответов по учебнику известных российских методистов Никольского С.М., Потапова М.К., Решетникова Н.Н. и Шевкина А.В. Его используют в обучении шестиклассников арифметике школьников во многих образовательных школах России.
ГДЗ для шестиклассников по математике от Никольского – домашние задания на «отлично»
Трудности с выполнением домашних заданий по математике шестиклассниками – не повод обращаться к репетиторам. Если школьник не успел понять, как решается пример или задачка в классе, то он самостоятельно или при содействии родителей может разобраться с решением дома. Помогут ему в этом процессе решебник с пошаговыми алгоритмами выполнения упражнений.
В настоящее время ГДЗ по математике за 6 класс Никольский – это электронные сборники ответов найти любой из которых можно в один клик по номеру в таблице. Такой вариант использования домашних заданий оптимизирует использование времени на подготовку домашней работы и позволяет родителям контролировать успеваемость школьников.
Ресурс ГДЗ Путина предоставляет пользователям ряд важных преимуществ:
- найти решебник можно через поисковую строку по фамилии автора или названию;
- на один номер может приходиться несколько вариантов решения задачи;
- пользоваться ответами можно с любого гаджета – ПК, телефона, планшета;
- все материалы доступны бесплатно, круглосуточно и без регистрации.
Стоит отметить, что версии решебников обновляются регулярно – с появлением новых изданий учебников. Оттого на сайте номера ответов соответствуют упражнениям 13-го издания учебника Никольского С.М. 2012 года.
Решебник по математике за 6 класс по Никольскому – пропорции, целые и рациональные числа
Готовые домашние задания – это не шпаргалка по арифметике, которая лишает школьников потребности самостоятельно мыслить, а полноценное практическое пособие, которые раскрывает алгоритмы выполнения примеров, применения формул, решения задач.
Решебник по математике за 6 класс Никольский содержит выполненные упражнения по широкому кругу тематик:
- отношения, пропорции, проценты, прямая и обратная пропорциональность;
- масштаб, отношение чисел и величин;
- целые числа и математические действия с ними;
- рациональные числа, математические действия с ними и их отображение на координатной оси;
- десятичные дроби, их сравнение, сложение, вычитание, умножение и деление;
- действительные числа, длина отрезка и окружности и площадь круга.
Среди заданий учебника Никольского С. М. представлены задачки для устной работы, повышенной трудности, старинные задачи, а также упражнения на построение. По каждой из них в решебнике приводятся не только ответы, но также подробные решения, которые помогут школьнику не только выполнить домашнюю работу на «отлично», но и качественно подготовиться к контрольным и самостоятельным работам, экзаменам и олимпиадам.
Прямое и обратное правило трех задач
В сегодняшней статье мы будем работать с правилом трех, прямым или обратным, рассмотрев несколько примеров задач. Если хотите, прежде чем мы начнем, вы можете просмотреть, как использовать правило трех.
Прежде всего, мы собираемся увидеть, в чем разница между прямым правилом трех (прямая пропорция) и обратным правилом трех (обратная пропорция):
Прямое правило трех = Прямая пропорция
- При увеличении одной величины другая увеличивается в той же пропорции.
Обратное правило трех = обратная пропорция
- При увеличении одной величины другая уменьшается в той же пропорции.
Теперь, когда мы выяснили, что такое правило трех для прямой и обратной пропорции, давайте рассмотрим некоторые задачи, чтобы лучше понять его.
Прямое правило трех задач
Сегодня мы собираемся на школьную экскурсию и нам нужно приготовить бутерброды для всего класса.Если нам нужно 2 буханки хлеба, чтобы приготовить бутерброды для моих 4 братьев и сестер, сколько буханок хлеба нам понадобится, чтобы приготовить бутерброды для всех 24 учеников в классе?
Первый шаг — определить, нужно ли нам использовать прямое правило трех или обратную пропорцию:
- Если мы приготовим больше бутербродов, понадобится ли нам больше буханок хлеба?
- Каждый раз, когда мы делаем больше бутербродов, нам нужно больше хлеба.
Таким образом, это означает, что при увеличении одной величины другая увеличивается в той же пропорции: для этой задачи требуется Прямое правило трех.
Как только мы узнаем, с какой проблемой мы имеем дело, мы можем приступить к ее решению:
Ответ: Нам понадобится 12 буханок хлеба, чтобы приготовить бутерброды для 24 учеников.
Задачи на обратную пропорцию
В прошлом месяце 3 садовникам потребовалось 12 часов, чтобы привести в порядок сады на главной площади города. В этом месяце город увеличил бюджет и может нанять 6 садовников. Зная, что 3 садовникам потребовалось 12 часов, чтобы закончить работу, сколько времени потребуется 6 садовникам, чтобы привести сады в порядок?
Первый шаг — определить, требует ли задача прямого правила трех или обратной пропорции:
- Если город наймет больше садовников, потребуется больше или меньше времени, чтобы закончить работу?
- Наличие большего количества садовников сократит общее время работы.
Таким образом, при увеличении одной величины другая уменьшается в той же пропорции: мы решаем задачу обратной пропорциональности .
Как только мы узнаем, с какой проблемой мы имеем дело, мы можем приступить к ее решению:
Ответ: С 6 садовниками сад будет приведен в порядок за 6 часов.
Что вы думаете об этом посте? Помогло ли это вам понять проблемы «Правила трех»? Если помогло, поделитесь с друзьями.А если вы хотите узнать больше об элементарной математике, попробуйте Smartick бесплатно.
Подробнее:
Веселье — любимый способ обучения нашего мозга
Дайан Акерман
Smartick — увлекательный способ изучения математики- 15 минут веселья в день
- Адаптируется к уровню вашего ребенка
- Миллионы учеников с 2009 года
Группа создания контента.
Мультидисциплинарная и мультикультурная команда, состоящая из математиков, учителей, профессоров и других специалистов в области образования!
Они стремятся создать наилучший математический контент.
Прямые и обратные вариационные задачи: определение и примеры — видео и стенограмма урока
Пример 1
Это может показаться очень сложным и запутанным, но просто запомните две формулы: y = kx для прямой вариации и y = k / x для обратной вариации. Практикуясь на примерах задач, вы научитесь применять их к конкретным задачам.
Очень простым примером является такая задача:
Популяция определенного вида бактерий напрямую зависит от температуры.При температуре 35 градусов по Цельсию существует 7 миллионов бактерий. Сколько миллионов бактерий существует при температуре 38 градусов по Цельсию?
Прежде всего, мы можем видеть, что мы будем использовать уравнение прямой вариации, y = kx .
Теперь давайте подставим то, что у нас есть из задачи:
Задача дает нам два значения: температуру и количество бактерий. Мы подставим температуру для x и количество бактерий для y .Это дает нам 7 = к (35).
Теперь все, что нам нужно сделать, это разделить, чтобы найти значение k для этой конкретной задачи: оно оказывается равным 0,2.
Следующим шагом будет использование этого значения, чтобы узнать, сколько миллионов бактерий существует при 38 градусах Цельсия. Итак, снова воспользуемся уравнением.
На этот раз мы подставим x и k , так как мы ищем y . Находим, что y = (0,2)(38). Выполните умножение, и мы узнаем, что y , или значение населения в миллионах равно 7.6. Таким образом, ответом на этот вопрос будет 7,6 миллиона бактерий.
Это было не так уж и больно, правда? Это просто о правильном использовании уравнений. Теперь давайте попробуем что-нибудь посложнее.
Пример 2
Квадрат a изменяется обратно пропорционально сумме трех и b . Если k представляет собой константу пропорциональности, то в терминах b и k каково значение a ?
Это крепкий орешек, потому что задача дает вам значение в квадрате, но спрашивает вас о значении .Сначала это выглядит довольно непроницаемым, но не паникуйте. Вытащите свои уравнения и начните вставлять их.
Прежде всего, мы знаем, что здесь мы будем использовать обратную вариацию. Итак, у нас есть готовое уравнение: y = k / x .
Теперь давайте медленно пройдемся по задаче и подключим ее. Прежде всего, у нас есть не просто старые и , у нас есть и в квадрате. Но это не так уж и ужасно: вариация определяется как на в квадрате, поэтому мы просто подставим на в квадрате вместо у .Мы могли бы также подключить его для x ; это не имеет значения, пока вы последовательны. В этой задаче мы пытаемся изолировать от , поэтому имеет смысл поместить все это отдельно на одну сторону уравнения; это облегчит математику позже.
Затем у нас есть «сумма 3 и b , или в математических терминах, b + 3 вместо простого старого b ». Опять же, не проблема: просто подставьте ‘b + 3′ для значения x в нижней части дроби.
Большая часть работы уже сделана: теперь у нас есть уравнение, связывающее a и b . Теперь нам просто нужно найти и , поэтому мы возьмем квадратный корень из обеих частей. Вуаля! a равно квадратному корню из k из b плюс 3!
Это сложно, но возможно.
Итоги урока
На этом уроке вы узнали, как решать прямые и обратные вариационные задачи, используя уравнения для каждой из них.
Для прямой вариации используйте уравнение y = kx , где k — константа пропорциональности.
Для обратной вариации используйте уравнение y = k / x , снова с k в качестве константы пропорциональности.
Помните, что в этих задачах может использоваться слово «пропорция» вместо «вариация», но это означает то же самое.
Иногда вам придется вычислять пропорциональные отношения, которые становятся немного сложными, например, подставляя x в квадрате вместо простого x , но с этими двумя уравнениями за поясом вы сможете справиться с ними.
Результаты обучения
После того, как вы закончите повторение этого урока, вы сможете:
- Вспомнить уравнения прямой и косвенной вариации
- Расчет прямой или косвенной вариации
Новейшие вопросы о прямой и обратной пропорции
18 ответов на вопросы по теме Прямая и обратная пропорция
Прямая и обратная пропорция
22. 09.18
Прямая или обратная пропорция
2 человека испекут 7 тортов всего за 5 часов.11 человек испекли 17 тортов. Сколько времени им понадобилось?
Обратная пропорция
4. При постоянной температуре объем газа V обратно пропорционален его давлению p. На сколько процентов изменится давление газа, если его объем увеличить на 25 %? все, что я знаю… более
Пожалуйста, помогите, спасибо!
Если А прямо пропорционально С, а В прямо пропорционально С, докажите, что каждое из следующих утверждений прямо пропорционально С. а) А+В б) А–Б в)√АВ
Математика, обратные пропорции
Здравствуйте, могу ли я получить объяснение, как решать вопросы, связанные с обратными пропорциями и запрашивать формулы. Вопрос в том: у обратно пропорциональна квадрату… более
Все еще ищете помощь? Получите правильный ответ, быстро.
ИЛИ
Найдите онлайн-репетитора сейчасВыберите эксперта и встретьтесь онлайн. Никаких пакетов или подписок, платите только за то время, которое вам нужно.
Извините! — Страница не найдена
Пока разбираемся, возможно, поможет одна из ссылок ниже.
Домой Назад- Класс
- Онлайн-тесты
- Ускоренный онлайн-курс JEE
- Двухлетний курс ЕГЭ 2021
- Класс
- Онлайн-курс NEET
- Серия онлайн-тестов
- Фонд CA
- CA Промежуточный
- Финал CA
- Программа CS
- Класс
- Тестовая серия
- Книги и материалы
- Испытательный зал
- Умный взломщик BBA
- Обучение в классе
- Онлайн-коучинг
- Тестовая серия
- Интеллектуальный взломщик IPM
- Книги и материалы
- ГД-ПИ
- CBSE класс 8
- CBSE класс 9
- CBSE Класс 10
- CBSE Класс 11
- CBSE Класс 12
- Обучение в классе
- Онлайн-классы CAT
- Серия тестов CAT
- МВА Жилой
- Умный взломщик CAT
- Книги и материалы
- Онлайн-классы без CAT
- Серия испытаний без CAT
- Испытательный зал
- ГД-ПИ
- Обучение в классе
- Тестовая серия
- Гражданские интервью
- Класс
- Онлайн-классы
- Серия испытаний SSC
- Корреспонденция
- Практические тесты
- Электронные книги SSC
- Пакет исследований SSC JE
- Класс
- RBI класс B
- Серия тестов банка
- Корреспонденция
- Банковские электронные книги
- Банк ПДП
- Онлайн-коучинг
- Коучинг в классе
- Тестовая серия
- Книги и материалы
- Класс
- Программа моста GRE
- Онлайн-коучинг GMAT
- Консультации по приему
- Коучинг GMAT в классе
- Стажировка
- Корпоративные программы
- Студенты колледжа
- Работающие специалисты
- Колледжи
- Школы
Прямая вариация
Прямая вариация описывает простые отношения между двумя переменные . Мы говорим у изменяется напрямую с участием Икс (или в виде Икс , в некоторых учебниках), если:
у знак равно к Икс
для некоторых постоянный к , называется постоянная вариации или постоянная пропорциональности . (Некоторые учебники описывают прямую вариацию, говоря: « у изменяется прямо как Икс «, » у изменяется пропорционально Икс «, или » у прямо пропорциональна Икс .»)
Это означает, что как Икс увеличивается, у увеличивается и по мере Икс уменьшается, у уменьшается — и что соотношение между ними всегда остается одним и тем же.
График уравнения прямой вариации представляет собой прямую линию, проходящую через начало координат.
Уравнение прямой вариации за 3 различные значения к |
Пример 1:
Учитывая это у изменяется прямо как Икс , с постоянной вариации к знак равно 1 3 , найти у когда Икс знак равно 12 .
Напишите уравнение прямой зависимости.
у знак равно 1 3 Икс
Замените данное Икс ценность.
у знак равно 1 3 ⋅ 12 у знак равно 4
Пример 2:
Учитывая это у изменяется прямо как Икс , найти постоянную вариации, если у знак равно 24 и Икс знак равно 3 .
Напишите уравнение прямой зависимости.
у знак равно к Икс
Замените данное Икс и у значения и решить для к .
24 знак равно к ⋅ 3 к знак равно 8
Пример 3:
Предполагать у изменяется прямо как Икс , и у знак равно 30 когда Икс знак равно 6 .Какова ценность у когда Икс знак равно 100 ?
Напишите уравнение прямой зависимости.
у знак равно к Икс
Замените данное Икс и у значения и решить для к .
30 знак равно к ⋅ 6 к знак равно 5
Уравнение у знак равно 5 Икс .Теперь замените Икс знак равно 100 и найти у .
у знак равно 5 ⋅ 100 у знак равно 500
Пропорция, прямая вариация, обратная вариация, совместная вариация
Пропорция, прямая вариация, обратная вариация, совместная вариация
В этом разделе определяется, что такое пропорция, прямая вариация, обратная вариация и совместная вариация, и объясняется, как решать такие уравнения.
Пропорция
Пропорция — это уравнение, утверждающее, что два рациональных выражения равны. Простые пропорции можно решить, применяя правило перекрестных произведений.
Если , то ab = bc .
Более сложные пропорции решаются как рациональные уравнения.
Пример 1
Решить .
Применить правило перекрестных произведений.
Чек оставлен вам.
Пример 2
Решить .
Применить правило перекрестных произведений.
Чек оставлен вам.
Пример 3
Решить .
Однако x = 4 является лишним решением, потому что оно делает знаменатели исходного уравнения равными нулю. Проверка, чтобы увидеть, если это решение осталось за вами.
Прямой вариант
Фраза « y изменяется прямо как x » или « y прямо пропорционально x » означает, что по мере увеличения x y 102 становится 0, а меньше, как и y .Эту концепцию можно перевести двумя способами.
для некоторой константы k .
k называется константой пропорциональности . Этот перевод используется, когда константа является желаемым результатом.
Этот перевод используется, когда желаемый результат является исходным или новым значением x или y .
yx = k для некоторой константы k , называемой константой пропорциональности. Используйте этот перевод, если нужна константа.
- .
Используйте этот перевод, если требуется значение x или y .
Пример 4
Если y изменяется прямо как x и y = 10, когда x = 7, найдите константу пропорциональности.
Константа пропорциональности .
Пример 5
Если y изменяется прямо как x и y = 10, когда x = 7, найдите y , когда x = 12.
Применить правило перекрестных произведений.
Обратная вариация
Фраза « y изменяется обратно пропорционально как x » или « y обратно пропорционально x » означает, что по мере того, как x увеличивается, y становится меньше. Это понятие переводится двояко.
Пример 6
Если y изменяется обратно пропорционально x и y = 4 при x = 3, найдите константу пропорциональности.
Константа равна 12.
Пример 7
Если y изменяется обратно пропорционально x и y = 9, когда x = 2, найдите y , когда x = 3.
Совместная вариация
Если одна переменная изменяется как произведение других переменных, это называется совместной вариацией. Фраза « y изменяется вместе как x и z » переводится двумя способами.
Пример 8
Если y изменяется вместе как x и z и y = 10, когда x = 4 и z = 5, найдите константу пропорциональности.
Пример 9
Если y варьируется совместно как x и Z , и y = 12, когда Z = 2 и Z = 3, найдите Y , когда x = 7 и Z = 4.
Иногда задача включает в себя как прямые, так и обратные варианты. Предположим, что y изменяется прямо как x и обратно как z . Это включает три переменные и может быть переведено двумя способами:
Пример 10
Если y варьируется напрямую как x и обратно как Z , и y = 5, когда Z = 2 и Z = 4, найдите Y , когда x = 3 и z = 6.
прямой и обратной пропорции
прямые пропорции и обратные пропорции знаки
| x α Y | Это как |
X ∝ 1/Y | Так обозначается знак обратной пропорциональности |
Свойства прямой и косвенной зависимости.
Прямая пропорция
Когда увеличивается одна величина, увеличивается и другая величина.
Когда одно качество уменьшается, другая величина тоже уменьшается.
Соответствующие коэффициенты всегда остаются постоянными.
Его также называют прямой вариацией.
Пример:
Допустим: X здесь прямо пропорционально Y. Соотнесите X и Y, если значение X = 8 и Y = 4.
Решение:
Мы знаем, что X ∝ Y
Или мы можем записать это как X = kY, где k = — постоянная пропорциональность.
8 = k x 4
k = 2.
Следовательно, соотношение между двумя переменными будет таким: X = 2Y.
Косвенная пропорция
Когда одна величина увеличивается, другая величина также уменьшается.
Когда одна величина уменьшается, другая величина тоже увеличивается.
Соответствующие отношения всегда изменяются обратно пропорционально.
Его также называют косвенным вариантом.
Пример:
Допустим: X здесь обратно пропорционально Y. Свяжите X и Y, если значение X = 815 и Y = 3.
Решение:
Пусть X1X2 — компоненты X, а Y1Y2 — компоненты y.
Тогда
X1 / X2 = Y1 / Y2
Или
X1Y1 = X2 Y2
Утверждение «X обратно пропорционально Y» можно записать как X ∝ 1/Y.
Допустим, X = 15 / Y
Поскольку у нас есть значение одной переменной, другую можно легко вычислить.
Возьмем Y = 3.
Следовательно,
X = 15/3
X = 5
Поскольку теперь мы знаем, что значение X равно 5, можно найти значение Y.
5 = 15 / Y
Y = 3
Как написать уравнения прямой и косвенной пропорции?
Шаг 1: Вам нужно будет записать символ пропорциональности
Шаг 2: С помощью константы пропорциональности преобразовать символ в уравнение
Шаг 3: Далее вам нужно будет вычислить константу пропорциональности с предоставленной вам информацией
Шаг 4: Теперь подставьте постоянное значение в уравнение
Примеры прямой и косвенной зависимости
Пример 1: 45 км/ч – равномерная скорость поезда, с которым он движется . Найти:
(i) Расстояние, покрытое им в 10 минутах
(II) Время, необходимое для покрытия 100 км
Решение:
Расстояние (км) | 45 | 100 | |||
9083 | 9043 60493 | 9083 | 10 | B |
Рассмотрим,
расстояние, пройденное за 10 минут = a
Время, необходимое для преодоления 100 км = b
(i) Учитывая, что
45 / 60 = a / 10
a = (45 x 10) / 60
a = 7 .5 км
Таким образом, расстояние, пройденное за 10 минут, равно 7,5 км
(ii) Учитывая, что
45 / 60 = 100 / b
a = (100 x 60 ) / 40
a = 150 минут
время прохождения 100 километров – 150 минут.
Пример 2:
Допустим: здесь X прямо пропорционально Y. Соотнесите X и Y, если значение X = 100, а Y = 25.
Решение:
Мы знаем, что X ∝ Y
Или мы можем записать это как X = kY, где k = — постоянная пропорциональность.
100 = k x 25
k = 4.
Пример 2:
Значение X1 = 4, X2 = 10, Y1 = 8. Найдите значение Y2, если значения X и Y изменяются напрямую.
Решение:
Поскольку X — это Y, которые напрямую зависят друг от друга:
X1 / X2 = Y1 / Y2
4 / 10 = 8 / Y2
Y2 = (8 x 10) / 4
Y 2 = 20
Quiz Time
Попробуйте решить эти вопросы:
Здесь X прямо пропорционально Y.Соотнесите X и Y, если значение X = 50 и Y = 5.
Здесь X обратно пропорционально Y.