Пушкин периоды творчества презентация: Презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему: А.С. Пушкин. Периоды жизни и творчества. – Презентация » Жизнь и творчество А.С.Пушкина.Основные этапы.»

Презентация к уроку по литературе на тему: Презентация «А.С.Пушкин. Жизнь и творчество»

Слайд 1

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

Слайд 2

А.С.Пушкин родился 6 июня 1799г. в Москве. Мать – Надежда Осиповна Ганнибал (1775-1836) Отец – Сергей Львович (1771 – 1848)

Слайд 3

До 12 лет А.С.Пушкин воспитывался и получал образование дома под руководством француза-гувернера. Первыми прочитанными книгами были произведения французских классиков XVII – XVIII в.

Слайд 4

Няня Арина Родионовна знала много сказок, пословиц и поговорок. Большую часть народных былин и песен Пушкин слышал именно от нее.

Слайд 5

В 1811г. А.С.Пушкин поступил учиться в Царскосельский лицей, выпускникам которого предстояло стать видными государственными и политическими деятелями.

Слайд 6

Первые поэтические опыты Пушкина известны под именем «лицейских стихотворений». Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» (1814г.) было прочтено на экзамене в 1815г. в присутствии Г.Р.Державина и получило высокую оценку.

Слайд 7

А.С.Пушкин считал своими учителями В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова

Слайд 8

В 1815г. д ядя Пушкина Василий Львович ввел племянника в литературные круги. В 1817г. поэт был принят в члены литературного общества «Арзамас», вокруг которого группировались все молодые писатели нового романтического направления, выступавшие против устаревших классиков. К моменту окончания лицея Пушкин уже знал, что его поприще – это поэзия.

Слайд 9

1817г. – Пушкин выпускник лицея. Поселился в Петербурге. Лирика этого периода получила название вольнолюбивая: «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»

Слайд 10

1820 – 1824гг. – Южная ссылка. Стихи, проникнутые свободомыслием, особенно ода «Вольность» вызвали гнев императора, поэта, под предлогом перевода по службе, отправили в ссылку на Кавказ. Это был плодотворный период в творчестве Пушкина. Он написал более 100 стихотворений, начал работу над романом «Евгений Онегин», появился цикл поэм: «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», « Цыганы ».

Слайд 11

1824г. – прошение А.С.Пушкина об отставке, ссылка в родовое имение Михайловское в Псковской области. За поэтом учредили наблюдение, объявив его политически неблагонадежным лицом. Пушкин с головой погрузился в творчество: драма «Борис Годунов» (1825), главы из «Евгения Онегина»

Слайд 12

14 декабря 1825г. в Петербурге произошло восстание декабристов, среди которых были лицейские друзья Пушкина: И.Пущин , В.Кюхельбекер и др. В 1826г. н а престол вступил Николай I , он вызвал поэта из Михайловского, позволил жить в столицах. Создал стихотворение «Пророк»

Слайд 13

1825 – 1830гг. – философская лирика. Появляется тема разочарования в жизни, мотивы смерти: «Безумных лет угасшее веселье…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Что в имени тебе моем?» и др. 1827г. – работа над историческим романом «Арап Петра Великого», 1828г. – поэма «Полтава». В 1830г. была закончена работа над романом «Евгений Онегин»

Слайд 14

1830г. – Болдинская осень. В нижегородском имении отца Болдино были созданы: драматический цикл «Маленькие трагедии», «Повести Белкина». В 1831г. обвенчался с Н.Н.Гончаровой

Слайд 15

1830 – 1837гг.: сказки, поэма «Медный всадник» (1833г.), «История Пугачева» (1834г.), «Капитанская дочка», стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836г.)

Слайд 16

27 января 1837г. – дуэль с приемным сыном голландского посланника Жоржем Дантесом. Пушкин был смертельно ранен.

Слайд 17

29 января 1837г. А.С.Пушкин умер. Похоронен у стен Святогорского монастыря рядом с с.Михайловское .

Слайд 18

Спасибо за внимание!

Презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему: Творчество А.С.Пушкина

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с.Усть-Кулом Подготовила: Кокшарова Елена Петровна, учитель русского языка и литературы с. Усть-Кулом 2015 Урок литературы по творчеству А.С.Пушкина в 10в классе (1, 2, 3 урок)

Слайд 2

Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества.

Слайд 3

Основные темы и мотивы лирики Александра Сергеевича Пушкина

Слайд 4

«…Это имя, знакомое с детства, вместе с грамотой впаяно в речь» П. Антокольский

Слайд 5

Чем актуальна лирика А.С.Пушкина в наши дни?

Слайд 6

Цель: — раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в котором происходило становление поэта. — Выявить своеобразие основных тем лирики А.С.Пушкина

Слайд 7

Задачи: изучить стихотворения А.С.Пушкина; проанализировать произведения по основным темам лирики А.С.Пушкина и выявить их актуальность; сделать вывод по проблеме.

Слайд 8

В каждой развитой национальной литературе есть имена, являющиеся свидетельством ее вершины, дающие на века этой литературе духовно-эстетический идеал. В Англии — Шекспир, во Франции — Расин, в Германии — Гете, а у нас в России — Пушкин.

Слайд 9

Особенностью таких писателей является их «вечная современность». Они воспринимаются как «начало всех начал». «Невозможно повторить Пушкина», — утверждал Н.В. Гоголь.

Слайд 10

К концу 20-х годов популярность Пушкина стала меркнуть. Это могло быть связано с поражением восстания декабристов. Надежды и упования на возможность переустройства общественно-политической жизни целого поколения были расстреляны картечью 14 декабря 1825 года. За разгромом последовали аресты, осуждения.

Слайд 11

Времена, последовавшие за разгромом восстания, были ужасны. «Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа , — писал А.И. Герцен в статье «Литература и общественное мнение после 14 декабря 1825 года»- Людьми овладело глубокое отчаяние и всеоб­щее уныние».

Слайд 12

Общество расслоилось на тех, кто сочувственно относился к декабристам и тех, кто занимал консервативную точку зрения, настаивая на эволюционном пути. Естественно, что для сохранения основ государственности и укрепления центральной власти были необходимы жесткие меры, зачастую приводившие к тотальному уничтожению очагов свободомыслия и по­давления смуты. Было создано III отделение канцелярии его императорского величества под управлением шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа. Распространилась и узаконилась слежка, сыск, подслушивание. Москва, по воспоминаниям современников поэта, наполнилась шпио­нами. В число агентов иногда шли и люди большого света, были среди них литераторы.

Слайд 13

В такую атмосферу вернулся Пушкин после ссылки. Он не узнал общества — ни московского, ни петербургского. Поэт был оторван от лучших людей своего поколения. Многие из близких друзей и добрых его приятелей томи- лись в каторжных нарах Сибири. Даже имен многих нельзя было произносить вслух…

Слайд 14

В это время поэту надо было найти свое место и быть верным своим идеалам. Пушкин пытался наладить тесную связь с журналом «Московский телеграф», где сотрудничали молодые поэты, но вскоре, присмотревшись, поэт отошел от них. В эти годы он постепенно отдалялся, и публика стала встречать его менее восторженно. Им еще восхищались, его читали и почитали, но к концу десятилетия отток интереса стал заметен.

Слайд 15

Это происходило еще и потому, что Пушкин стал создавать реалистические произведения, а читающая публика не была готова к этому. Выйдя на широкий простор реалистического творчества, поэт не подтверждал, а разрушал созданный читательской аудиторией его образ, который не соответствовал ожиданиям публики, жаждавших повторения мелодий, некогда их покоривших.

Слайд 16

Поэт создавал новые жанры, создавал истинно новаторские произведения, вводил новых героев, осваивал новые темы. Он охватывал своим взором бесконечные пространства родной земли, вникал в быт, нравы, психологию, мироощущения своих современников, людей разных сословий и характеров. Все было подвластно его таланту, его фантазии, художественной мысли, безгранично властвовавшей над миром былого и современной ему действительности.

Слайд 17

Ю. Лотман писал: «Пушкин ушел настолько далеко вперед от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал».

Слайд 18

Почему же наблюдалось охлаждение к поэту и со стороны тех, кто в вольнолюбивой лирике его находил отзвуки своим чаяниям и надеждам, переживаниям и восторгам? Какие основные мотивы пронизывают творчество Пушкина? — Какие главные темы пушкинской лирики? — Как основные мотивы лирики Пушкина реализуются в тематике его поэзии?

Слайд 19

Лирика Философская Свободолюбивая Любовная Тема поэта и поэзии О природе

Слайд 20

Поэзия свободы и дружбы «К Чаадаеву» К морю «19 октября» «Во глубине сибирских руд…» «Анчар»

Слайд 21

К Чаадаеву . Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена ! Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье Мы ждем с томленьемупованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья .

Слайд 22

«Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!» Петр Яковлевич Чаадаев, с которым Пушкин познакомился ещё лицеистом в доме Карамзина, был одним из замечательнейших людей своего времени. Получивший блестящее домашнее образование, Чаадаев шестнадцати лет вступил в гвардейский Семеновский полк… Чаадаев учил Пушкина готовиться к великому будущему и уважать в себе человека, имя которого принадлежит потомству. Поучения друга не унижали, а возвышали Пушкина в собственных глазах…» Ю.М.Лотман

Слайд 23

Вопросы для анализа 1) Как вы понимаете первые четыре строки стихотворения? 2) Раскройте смысл эпитетов: «власти роковой», «нетерпеливою душой», «вольности святой», «пленительного счастья». 3) Как меняется интонация стихотворения? 4) Какие непреходящие нравственные ценности утверждаются в послании «К Чаадаеву»?

Слайд 24

Философские мотивы в лирике Пушкина Поиск опоры «самостоянья человека», идея домостроительства — важнейшие составляющие пушкинской философской лирики. Проблемы цели и смысла жизни, соотнесения бытия и личности, самопознания, места человека в мире, отношений с Богом и природой — центральные вопросы всей русской литературы. Их называют «вечными вопросами», потому что нельзя найти на них однозначного ответа, они всегда волновали и будут волновать людей. И это залог бессмертия человечества, потому что вечная жизнь духа — в этой неуспокоенности, в этой бесконечной жажде самопознания. Философские мотивы

Слайд 25

«Дар напрасный, дар случайный…» Что такое философская лирика? Как называет лирический герой жизнь? «Напрасным» и «случайным» даром называет лирический герой жизнь в стихотворении, помеченном 26 мая 1828 года (день рождения поэта). Почему власть Дарителя названа враждебной? Потому что жизнь осуждена на казнь.

Слайд 26

«Дар напрасный, дар случайный…» Какие эпитеты характеризуют сердце и ум? Сердце, наполненное страстью. Взволнованный сомненьем ум. А в третьей строфе сердце названо пустым, ум праздным. — К кому обращены эти повторяющиеся вопросы «зачем? зачем?». — Какого восприятие жизни в этом стихотворении? Жизнь бесцельна и тосклива.

Слайд 27

Известно трогательное послание митрополита Филарета, увещевающее Пушкина, вселяющее в его душу веру и надежду: Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью Зло из тёмных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум — И созиждется Тобою Сердце чисто, светел ум!

Слайд 28

Пушкин не может остаться неблагодарным. И 19 января 1830 года он пишет стихотворение «В часы забав иль праздной скуки…», в котором творчество А. С. Пушкина уподобляет послание Филарета благоуханному елею, врачующему раны совести.

Слайд 29

В часы забав иль праздной скуки, Бывало, лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей. Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал. Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе серафима В священном ужасе поэт.

Слайд 30

Напрасно я бегу к сионским высотам… Напрасно я бегу к сионским высотам, Грех алчный гонится за мною по пятам… Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий, Голодный лев следит оленя бег пахучий.

Слайд 31

Может ли кто-то мудрым советом, примером полностью заменить внутреннюю работу души, личную ответственность? — Что значит выражение «сионские высоты»? Путь к Сиону — путь к Богу, к Божественной гармонии. — Что значит слово «напрасно» в этом стихотворении? Стремление к идеалу и невозможность его достичь. — Почему это невозможно? Потому что человек — грешен: «Грех алчный гонится за мною по пятам» — Почему в третьем стихе упоминается «песок сыпучий»? Это пустыня, в которой лев преследует оленя. Но это и «пустыня мрачная», в которой влачился, томимый духовной жаждою, герой «Пророка».

Слайд 32

Брожу ли я вдоль улиц шумных. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час. Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов…

Слайд 33

Брожу ли я вдоль улиц шумных. Стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» было написано 26 декабря 1829 года. Оно представляет собой философское размышление над тридцатилетним итогом жизни поэта. В стихотворении мысль о неизбежности и предначертанности смерти. Здесь жизнь представляется переходом к чему-то вечному, абсолютному и неизбежному. — Как звучит первая строфа? Кажется, что первая строфа звучит заунывно. Такая «заунывность» помогает погрузится в атмосферу безысходности, неотвратимости смерти. Мысли поэта устремлены лишь к одному: «Мы все сойдем под вечны своды…»

Слайд 34

Брожу ли я вдоль улиц шумных. Мысль о смерти нагнетается в стихотворении постепенно, и в каждом следующем выразительном образе чувствуется все большая неизбежность кончины. В стихотворении поэт передает движение. Это движение поэтической мысли, путь к вечности через смерть. Именно благодаря наличию движения можно понять, какое именно идейное содержание вкладывает поэт в свое стихотворение.

Слайд 35

Воспоминания о Царском Селе Свободолюбивая лирика

Слайд 36

Арион. Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны веслы. В тишине На руль склонясь, наш кормщик умный В молчанье правил грузный челн; А я — беспечной веры полн, — Пловцам я пел… Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный… Погиб и кормщик и пловец! — Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою.

Слайд 37

Арион. Стихотворение А.С. Пушкина «Арион» написано в 1827 году. Герои стихотворения – пловцы, отправившиеся в путешествие. У каждого на корабле своя работа : «иные парус напрягали, иные дружно упирали вглубь мощны весла…» Корабельщики дружно преодолевают препятствия, их ведет «кормщик умный» , а герой, «беспечной веры полн», поет им, уверенный в том, что его талант, его песни помогают пловцам в их нелегкой работе. Лирический герой, доверчивый, открытый, свободный, безусловно, очень близок автору. Пушкин тоже «пел, беспечной веры полн», не зная о готовящемся восстании, о замыслах его руководителей, не зная о том, какое «плавание» готовят его друзья.

Слайд 38

Арион. — Что занимает в стихотворении центральное место? Центральное событие стихотворения — «вихорь шумный», разбивший корабль, унесший жизни и кормщика, и пловцов. Это метафорическое изображение восстания декабристов, его разгрома. Для Пушкина события 1825 года были трагедией, штормом, кораблекрушением. Так же, как и поэт, Арион избежал гибели в шторме, он «на берег выброшен грозою». Но эта случайность не сломала героя, не заставила его отречься от друзей. «Я гимны прежние пою» — в этих словах и верность декабристам, и верность своим убеждениям, вере в справедливость.

Слайд 39

Лирика любовного чувства «Я помню чудное мгновенье…» «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» «Я вас любил…» Мадонна

Слайд 40

Гений чистой красоты И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может … Любовная лирика

Слайд 41

Сожженное письмо. Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет… Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди… Данное стихотворение было написано в 1825 году, в период ссылки Пушкина в село Михайловское и посвящено Воронцовой. Вечная тема любви разработана Пушкиным Очень своеобразно. Он пишет о сожженном письме, но на самом деле речь идет о сгоревшей любви, а письмо является лишь способом передачи переживаний лирического героя, неким художественным символом. Это стихотворение проникнуто болью и горечью с самого начала. Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись, он тут же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор использует восклицательные предложения и умолчание. Переживания лирического героя читателю помогают понять и многочисленные эпитеты: «жадное пламя», «милый пепел», « бедная отрада», «унылая судьба», «горестная грудь». Пепел Пушкин неслучайно называет «милым», а также «бедной отрадой», ведь это единственный след, единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не видит и проблеска счастья в своей «унылой судьбе».

Слайд 42

Стихи о поэзии Пророк «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Поэт

Слайд 43

он не учил людей, не проповедовал — он пробуждал «чувства добрые» в их душах, стремился дать людям мощный импульс к духовному самосовершенствованию, пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе — единственное, к чему может и должно апеллировать искусство Тема поэта и поэзии

Слайд 44

Поэт. Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он. Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году, когда Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении. Тема поэта и поэзии прошла через все творчество Пушкина. Стихотворение «Поэт» в этом плане не является исключением. В этом стихотворении автор говорит о поэте как о неземном существе, для которого обыденная жизнь среди обычных людей – это оковы, мешающие проснуться его душе. Разделение стихотворения на две части как нельзя лучше показывает изменение чувств лирического героя. Первая часть – это жизнь поэта без вдохновения, под гнетом обыденности до прихода Музы. А вторая часть – это период сотворения поэтом чего-то нового. И тогда уже ничто в целом мире не может сломить великую силу поэта, его голос проникающий повсюду. Он как бы становится выше всех людей, для него исчезает все вокруг, и он остается один на один со своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта.

Слайд 45

Тема природы

Слайд 46

Зимнее утро. … Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче… погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит… В лирике Пушкина видное место принадлежит стихотворению «Зимнее утро», написанному 3 декабря 1829 года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора. В произведении два героя: так называемый лирический герой, и та красавица, которой посвящено само стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и «друг милый». Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в стихотворении основное место. Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по сравнению со вчерашней бурей, которая описана так же точно. Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен сравнениями и олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини. Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой, и чёрный, и зелёный. Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить «поля пустые». По-моему, в последней строке лежит главный магнит произведения. Ведь всё стихотворение это монолог человека, уговаривающего «друга милого» проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.

Слайд 47

Человек эпохи Творчество Пушкина – уникальное явление. Вбирая в себя все предшествующие литературные эпохи, оно завершает процесс развития литературы своего времени и в то же время, создавая новый язык, рождая новые темы и жанры, стоит у истоков современной русской литературы, открывая дорогу в будущее.

Слайд 48

Вывод Пушкин вне времени, его поэзия искренняя, завораживает легкостью изложения и глубиной чувств. И как ни странно, находит отклик в наших душах! Мы тоже можем так чувствовать и любить, вот только выразить ТАК не можем. Он писал о вечных, изначальных чертах человека и общества. Антураж с веками меняется, а сущность человеческой жизни остается, поэтому творчество Пушкина будет современным и актуальным всегда.

Слайд 49

Домашнее задание: Письменно сопоставьте основные темы лирики Пушкина с каким-либо его стихотворением. Напишите мини-сочинение на тему: «Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека»

Презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему: Презентация «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»

Слайд 1

Горбунова Екатерина Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №2 г. Навашино» Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837)

Слайд 2

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая (6 июня) 1799 года в дворянской помещичьей семье в день праздника Вознесения.

Слайд 3

Отец Сергей Львович принадлежал к древнему дворянскому роду, упоминаемому в Летописях со времен Ивана Грозного. Отец поэта был тесно связан с литературными кругами, знаком с Д.И. Фонвизиным, К.Н. Батюшковым, П.А. Вяземским, В.А. Жуковским, Н.М. Карамзиным и многими другими литераторами. Пушкин-отец писал стихи и даже целые поэмы, оставил краткие воспоминания о сыне. Сергей Львович Пушкин (1770-1838)

Слайд 4

Мать Надежда Осиповна Пушкина была внучкой Ибрагима Ганнибала – «арапа Петра Великого». В 1796 г. вышла замуж за С.Л. Пушкина. В 1814 г. в месте с детьми переехала из Москвы в Петербург, где постоянно навещала сына Александра в Царскосельском лицее. С одобрения В.А. Жуковского и Н.М. Карамзина принимала участие в судьбе ссыльного Александра (без ведома сына). Надежда Осиповна Пушкина (1755-1836)

Слайд 5

Сестра и брат У Пушкиных, помимо Александра, было еще двое детей: старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Родители мало времени уделяли детям. По-видимому будущий поэт не был любимым ребенком в семье. Ольга Сергеевна Павлищева ( 1797-1868) Лев Сергеевич Пушкин ( 1805-1852)

Слайд 6

Захарово В 1805-1810 годах Пушкины жили в Захарове каждое лето – с мая по сентябрь. Здесь будущий поэт узнал и полюбил русскую деревню с её природой, крестьянским трудом, песнями, обрядами, праздниками. Имение бабушки со стороны матери Марии Алексеевны Ганнибал – Захарово.

Слайд 7

Арина Родионовна Но я плоды своих мечтаний И гармонических затей Читаю только старой няне, Подруге юности моей . А.С. Пушкин Арина Родионовна Яковлева Благотворное влияние оказала на маленького Сашу няня Арина Родионовна, которая была неграмотной, но знала очень много и складно говорила. Именно у нее будущий поэт получил первые уроки литературного мастерства. В основе сказок Пушкина лежат произведения устного народного творчества, рассказанные А риной Р одионовной.

Слайд 8

Александр вышел из детского возраста, поэтому, как было принято в дворянских семьях, маленькому Пушкину наняли гувернера-иностранца. И с 7 лет Саша начинает изучать немецкий, английский и французский языки. В доме Пушкиных мало говорили по-русски, в основном по-французски, поэтому первые стихи он пишет именно на французском языке. С 9 лет у Пушкина появляется страсть к чтению. Пушкин — ученик Домашнее образование

Слайд 9

В доме родителей Пушкина собирались самые известные писатели. Они читали свои произведения, играли спектакли, говорили о литературе. С юных лет будущий поэт рос в этой атмосфере творчества. Это и стало превосходной умственной школой для пытливого ребенка. Так прошли одиннадцать лет его жизни, а впереди писателя ждало еще много интересного. Творческая атмосфера П.А. Вяземский В.А. Жуковский Н.М. Карамзин К.Н. Батюшков

Слайд 10

Лицейские годы “ Смуглый отрок бродил по аллеям, У озёрных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов”. Анна Ахматова В 12 лет, получив зачатки домашнего образования и воспитания, Александр был отправлен в новое, только что открывшееся учебное заведение – Царскосельский лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров. 19 октября 1811 года Пушкин в числе 30 воспитанников был принят в лицей, где преподавателями были самые передовые светила науки и педагогики XIX века..

Слайд 11

4 и 8 января 1815 года в лицее проходило первое публичное испытание, на которое приехали из Петербурга важные государственные деятели. Пушкин читал только что сочиненное им стихотворение «Воспоминание о Царском селе». Г.Р. Державин был сражен талантом юноши: «Ему лиру передаю. Теперь и умереть можно!» Пушкин на экзамене в Царском селе 8 января 1815 года (Репродукция картины Ильи Репина)

Слайд 12

Известность и слава Пушкина Еще в лицее в 1814 году имя А.С. Пушкина стало известным. Это произошло после публикации в журнале «Вестник Европы» его стихотворения «К другу стихотворцу». В 1820 году в печати появилась поэма «Руслан и Людмила», которая и принесла поэту славу.

Слайд 13

Михайловское После тяжелой болезни Пушкин приезжал в имение матери село Михайловское Псковской губернии. В первые годы по окончании Лицея им были написаны стихотворения «Деревня» , «Домовому», «Чаадаеву», ода «Вольность», поэма «Руслан и Людмила».

Слайд 14

Молодой поэт, не зная осторожности и страха, сочиняет и распространяет свои свободолюбивые стихи. Александр I хотел за это сослать Пушкина в Сибирь или на Соловки, но друзья Пушкина – Карамзин и Жуковский – добились смягчения приговора. Пушкина отправили служить на юг России. В этот период Пушкиным созданы великолепные образцы романтической и политической лирики: “Погасло дневное светило”, поэмы “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Братья-разбойники”, “Песнь о вещем Олеге” и начинает роман «Евгений Онегин». Южная ссылка (май 1820 – август 1824)

Слайд 15

Михайловское (1824 – 1826) Пушкин подал прошение об отставке с Государственной службы, и ему объявили об увольнении и сослали в псковскую губернию, в имение его матери Михайловское, под надзор местных властей. Именно здесь, в деревенском уединении, Пушкин осознал себя профессиональным писателем, для которого литература самое серьёзное дело жизни. За два года были написаны: “Борис Годунов”, “Граф Нулин”, “Я помню чудное мгновенье…”, 4 главы “Евгения Онегина”. Всего около 100 произведений.

Слайд 16

Возвращение в Москву (1826 – 1830) 3 сентября 1826 года в Михайловское внезапно прибыл курьер и передал поэту приказ немедленно явиться в Псков, откуда губернатор отправил Пушкина в Москву , где короновался на царство Николай I , отзывавшийся о поэте, как одном из « умнейших людей России». 8 сентября 1826 года Пушкин вернулся на свою родину после долгих лет ссылки и скитаний . А в мае 1827 году поэт получил разрешение жить в Петербурге . Пушкин был на свободе, среди друзей, он был на вершине славы. Эти годы – расцвет пушкинского творчества: “Я вас любил…”, “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”, “ Арион ”, “Поэт”, “Анчар” и другие.

Слайд 17

Зимой 1829 года на одном из московских балов Пушкин познакомился с шестнадцатилетней Натальей Николаевной Гончаровой. Поэта взволновали ее необыкновенная красота и юность. Весной 1829 года Александр Сергеевич сделал первое предложение. Но предложение было принято только с 4 раза, и 6 мая 1830 года состоялась долгожданная помолвка. Помолвка с Н.Н. Гончаровой

Слайд 18

Получив согласие на брак с Н.Н.Гончаровой , летом 1830 года Александр Сергеевич отправился в нижегородское имение своих родных — Болдино, чтобы привести в порядок хозяйственные дела . В Болдино, из-за эпидемии холеры , он вынужден пробыть целых три месяца . Здесь Пушкин закончил роман “ Евгений Онегин”, “ Повести Белкина ”, “Маленькие трагедии ”, “Сказку о попе и работнике его Балде ”, 30 стихотворений . Болдинская осень

Слайд 19

Петербург (1831 — 1833) В начале декабря Пушкин возвращается из Болдино в Москву , а 18 февраля в церкви Большого Вознесенья у Никитских ворот состоялось венчание его с Натальей Николаевной Гончаровой. Вскоре вместе с женой Пушкин переехал в Петербург. Поэт полон поэтических замыслов и свершений. Особое место в творчестве занимает историческая тема (“История Пугачёва ”, “ Капитанская дочка ”). Были написаны “Пиковая дама”, “Дубровский”, “Медный всадник”.

Слайд 20

Жена и дети Натали Гончарова — жена А. С. Пушкина. и мать его 4 детей. Старшая дочь, Мария ( 1832-1919 ) Старший сын, Александр ( 1833-1914) Младший сын, Григорий ( 1835-1913) Младшая дочь, Наталья ( 1836-1913)

Слайд 21

Последние годы жизни (1834-1837) Последние годы жизни Пушкина – годы напряжённой работы и высоких замыслов, отмечены враждебностью окружающего его общества, литературным одиночеством, материальными трудностями. Но именно в эти годы появились многие произведения, такие как стихотворения “Вновь я посетил…” и “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”

Слайд 22

Дуэль В ноябре 1836 года Александр Сергеевич получает от Дантеса по почте письмо , содержание которого оскорбляет его и честь его жены. Пушкин вызывает Дантеса на дуэль . 27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Чёрной речке в предместье Петербурга состоялась роковая дуэль А. С. Пушкина с Дантесом, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Прожив два дня, в страшных мучениях, Пушкин умер 29 января (ныне 10 февраля) 1837 года. « Погиб поэт, невольник чести! Пал оклеветанный молвой …» М. Ю. Лермонтов

Слайд 23

А.С. Пушкин похоронен в Святогорском монастыре Псковской области Могила А. С. Пушкина после смерти поэта Могила А. С. Пушкина в наше время

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 25

Список источников Афанасьев В.В. А. С. Пушкин. – М.,1991. Благой Д. Творческий путь Пушкина ( 1826-1830). – М.,1967. Бонди С.М. О Пушкине. – М.,1978. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Б иография писателя. – Л., «Просвещение»,1983. Скатов Н. Пушкин. Очерк жизни и творчества. – Л.,1991 . Автор шаблона первой страницы: Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново. Сайт : http://elenaranko.ucoz.ru/ Личные разработки

презентация по творчеству Пушкина | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Александр Сергеевич Пушкин (06.06.1799 — 10.02.1837) Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Автор: Носова Яна Лицей № 1

Слайд 2

Содержание Детство и семья Пушкина. Лицей. Петербург (1817 — 1820) На Юге (1820-1834) Михайловское (1824-1826) Конец двадцатых годов Болдинская осень 1830 Тридцатые годы

Слайд 3

Детство и семья Пушкина. Ксавье де Местр. Пушкин-ребенок. 1800-1802. Металлическая пластинка, масло. Родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье. Семья принадлежала к самой образованной части московского общества.

Слайд 4

В их доме собирались поэты, художники, музыканты. Дом на Немецкой улице в Москве, где родился А.С.Пушкин С фотографии конца XIX века Отец его, Сергей Львович (1771 -1848 ), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. Г.Кампельон С.Л. Пушкин. 1824.

Слайд 5

Мать Пушкина, Надежда Осиповна, происходила от Ганнибала. Миниатюра Ксавье де Местра. Н.О. Пушкина. 1800-е гг. Отец Пушкина Сергей Львович и мать Надежда Осиповна были дальними родственниками — троюродные брат и сестра.

Слайд 6

Кроме Александра у Пушкиных были дети — старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Любовь ему компенсировала знаменитая няня Арина Родионовна А.О.Орловский Л.С. Пушкин. Первая половина 1820-х гг. Е.А. Плюшар О.С. Павлищева. Середина 1830-х гг. Я.П. Серяков Барельеф Арины Родионовны Работа по кости 1840-е гг.

Слайд 7

Лицей. В 12 лет Александр был отвезен учиться в Царскосельский Лицей под Петербургом. Царское Село. Программа занятий в Лицее была обширной, но не столь глубоко продуманной.

Слайд 8

Образование основывалось на гуманном характер педагогических идей внимание и уважение к личности учеников отсутствие телесных наказаний дух чести и товарищества А.А.Тон Царское Село. Лицей. 1822.

Слайд 9

Петербург (1817 — 1820) определен в коллегию иностранных дел. отпуск (около двух месяцев) провел в Михайловском, псковском имении матери. три года почти безвыездно оставался в Петербурге. Работает над поэмой «Руслан и Людмила». П.А. Александров с оригинала И.С. Иванова 1837. Михайловское. Вид усадьбы.

Слайд 10

За праздную жизнь Александр I решил сослать Пушкина в Сибирь. Хлопотами друзей вместо Сибири Пушкина сослали на юг. Александр I

Слайд 11

На Юге (1820-1834) лето 1820 г. Пушкин прожил на Кавказе, где начал поэму «Кавказский пленник». Южные поэмы Пушкина: «Кавказский пленник» «Братья — разбойники» «Цыганы» в течение трех лет Пушкин жил в Кишинев на квартире у Инзова.

Слайд 12

Михайловское (1824-1826) 9 августа 1824 г прибыл в Михайловское , куда был выслан из-за разногласий на службе. Михайловское закончена работа над поэмой «Цыганы» написана шутливая поэма «Граф Нулин»

Слайд 13

Конец двадцатых годов В сентябре Пушкин с фельдъегерем был отправлен в Москву на свидание с Николаем I. С 1827 года Пушкин ведет праздную жизнь, задумывается над устройством семейной жизни. В 1828 году он делает попытку вступить в брак с Анной Олениной. пишет неоконченный роман «Арап Петра Великого» поэму «Полтава». Николай I

Слайд 14

В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой. В эти годы написана поэма «Полтава ” много стихотворений статьи в журналы «Роман в письмах»

Слайд 15

Болдинская осень 1830 Поэт отправился в с.Болдино, чтобы оформить дела по введению во владение имением. Первые его стихотворения в Болдине — «Бесы» и «Элегия» («»Безумных лет угасшее веселье …»). 6 мая 1830 г. состоялась. наконец, помолвка Пушкина с Н.Н. Гончаровой.

Слайд 16

«Болдинская осень» 1830 г. «Повести Белкина» «маленькие трагедии» «Скупой рыцарь» «Моцарт и Сальери» «Каменный гость» «Пир во время чумы» поэма «Домик в Коломне» роман «Евгений Онегин» повесть «История села Горюхина ” «Сказка о попе и работнике его Балде“ критические статьи множество стихотворений.

Слайд 17

Тридцатые годы 5 декабря 1830 г. поэт вернулся в Москву 18 февраля 1831 г. состоялось венчание с Н.Н.Гончаровой. В это время написана «Сказка о царе Салтане“ «Письмо Онегина к Татьяне“ Со средины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге. В 1832 рождается дочь Мария, 1833 г. — сын Александр, 1835 г. — Григорий, 1836 г. — Наталия.

Слайд 18

Старшая дочь, Мария Александровна Пушкина (1832-1919г.) Старший сын, Александр Александрович Пушкин (1833-1914г.)

Слайд 19

Младшая дочь, Наталья Александровна Пушкина (1836-1913г.) Младший сын, Григорий Александрович Пушкин (1835-1913г.)

Слайд 20

В марте 1836 года умерла мать Пушкина В 1835 году появился повод к дуэли, когда молодой офицер Дантес начал ухаживать за Натальей Николаевной, чему она была не против. Бенар с оригинала неизвестного художника Ж. Дантес-Геккерн. 1830-е гг

Слайд 21

Дуэль с Дантесом состоялась 27 января 1837 года на Черной речке у Комендантской дачи.

Слайд 22

Там Пушкин был смертельно ранен. В 2 часа 29 января (по новому стилю 10 февраля) 1837 года он умер. 5 февраля Пушкин был перевезен в село Михайловское и погребен у Святогорского монастыря. Могила Пушкина

Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: Творческий и жизненный путь А.С. Пушкина

Слайд 1

http://aida.ucoz.ru Александр Сергеевич Пушкин Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа… А.С. Пушкин

Слайд 2

http://aida.ucoz.ru ДЕТСТВО (1799-1811) Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года . Отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин , принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Мать, Надежда Осиповна , была внучкой Ибрагима Ганннибала , выходца из Северной Абиссинии, нареченного в России Абрамом Петровичем. Отец поэта слыл острословом, увлекался литературой. Сергей Львович имел большую библиотеку, состоящую в основном из сочинений французских авторов, писал стихи на русском и французском языках. Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. Воспитание поэта было французским. Благодаря няне Арине Родионовне и бабушке Марье Алексеевне Пушкин выучил русский язык.

Слайд 3

Лицей (1811-1817) Лицей помещался в Царском Селе — летней императорской резиденции, во флигеле Екатерининского дворца. Уже само местоположение делало его как был придворным учебным заведением. Лицей на всю жизнь узами дружбы соединил Пушкина с И.И.Пущиным , А.А. Дельвигом , К.К. Данзасом и В.К. Кюхельбекером.

Слайд 4

Лицейский период творчества В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей. Первые стихотворения датированы 1813 г. В 1814 г. публикуется в «Вестнике Европы» стихотворение «К другу стихотворцу» . В январе 1815 г. в присутствии Г.Р. Державина Пушкин читает стихотворение «Воспоминание в Царском Селе», классик русской поэзии благословил начинающего поэта.

Слайд 5

Пушкин увлекался боксом, фехтованием, играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда его побеждали. Он легко забывал пустяковые обиды,но долго помнил серьёзные, нанесённые ему как человеку, унижающие его личное достоинство. Имя его стало известно за пределами лицея. В.А. Жуковский назвал молодого поэта «надеждой нашей словесности». Пушкин буквально ворвался в литературу, он начал дружить с К.Н. Батюшковым и П. А. Вяземским. Но в лицейских стихах поэта еще много подражательности, Пушкин не стесняется своего ученичества. А.С.Пушкин

Слайд 6

ПЕТЕРБУРГ (1817-1820) Прошли лицейские годы, и с ними окончилась юность Пушкина. Служба в Коллегии иностранных дел , куда был зачислен молодой коллежский секретарь Александр Пушкин, не обременяла его. Поэт ощутил полноту жизни, наслаждался молодостью, здоровьем. Пушкин с увлечением отдался поэзии, искусству. В атмосфере петербургского вольномыслия формируется мировоззрение поэта; поэт дружит П.Я. Чаадаевым, сближается с членами тайного общества «Союз благоденствия». А.С.Пушкин

Слайд 7

Участники «Союза благоденствия» мечтали об ограничении власти царя конституцией. Пушкин охотно читал здесь свои политические стихи, знал, что в этом обществе поймут пламенные порывы его мятежного сердца. Под этим влиянием написаны стихотворения «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву» . Поэзия Пушкина в этот период носит разноплановый характер, он пишет и оды, и элегии, и гражданские стихи.. Происходит формирование стиля А.С. Пушкина.

Слайд 8

ЮЖНАЯ ССЫЛКА (1820-1824) До правительства дошли вольнолюбивые стихи Пушкина и резкие эпиграммы на царя. Александр I приказал генерал-губернатору Милорадовичу арестовать поэта. Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. Наконец царь уступил. И 6 мая 1820 года Пушкин выехал в южную ссылку. Поэт стал изгнанником, его окружает ореол мученика. В Кишиневе Пушкин общается с членами тайного Южного общества, ссылка не заставила его каяться, наоборот, он жаждет борьбы. Вместе с семьёй генерала Раевского поэт путешествовал по Кавказу, где сформировался пушкинский романтизм. Поэмы «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» –главное из достижений Пушкина в период южной ссылки. В Кишиневе в 1823 г . началась работа над романом в стихах«Евгений Онегин». А.С.Пушкин

Слайд 9

В июле 1823 г Пушкина перевели в Одессу в распоряжение графа Воронцова М.С. Пребывание здесь было наполнено светской жизнью. Поэт испытал здесь увлечения Амалией Ризнич и Каролиной Собаньской , страсть к Е.К Воронцовой, тем самым нажив врага в лице графа Воронцова. Стараниями последнего поэт был направлен в Михайловское.

Слайд 10

МИХАЙЛОВСКОЕ (1824-1826) 8 августа 1824 года Пушкин приехал в Михайловское . Поэту запретили самовольно покидать Михайловское. Здесь он находился в полном одиночестве. За ним установлен двойной надзор – царский и церковный, потому что от имени царя поэту предъявили обвинение в атеизме. Долгие осенние и зимние вечера он коротал с Ариной Родионовной, которая рассказывала ему сказки и напевала грустные мелодии песен. Это время смены ориентиров, его поэзия лишилась цельности, он исчерпал принципы романтизма и двигался к новым художественным принципам, которые позже назову реалистическими. Пушкин пишет поэму «Граф Нулин», продолжает роман «Евгений Онегин», пишет историческую трагедию «Борис Годунов». Пушкин в Михайловском.

Слайд 11

В Тригорском Только тесная дружба с помещицей села Тригорское П.А. Осиповой и ее дочерьми связывала Пушкина с внешним миром. Здесь произошла встреча с племянницей хозяйки Анной Петровной Керн и возникло стихотворение «Я помню чудное мгновенье». В Михайловском Пушкин получил известие о смерти Александра I , узнал о восстании на Сенатской площади и следствии над участниками восстания. В сентябре он был вызван для разговора с царем Николаем I.

Слайд 12

После ссылки (1826-1830) Знакомые и друзья Пушкина числились в списках государственных преступников, их ждало суровое наказание, а пятеро из них были казнены. Пушкин их не забудет. Он ободрит Кюхельбекера, Пущина. Он посвятит декабристам немало строк. 8 сентября 1826 года Пушкин прибыл в Москву. Беседа с царём продолжалась довольно долго, около 2 часов. Пушкин пообещал воздержаться от цензурной критики правительства. Николай I разрешил поэту жить в 2 столицах и пообещал быть личным цензором поэта. Но прощенный царем, Пушкин не склонил головы, он послал своим друзьям в Сибирь слова участия (стихотворения «Во глубине сибирских руд», «И.И. Пущину»)

Слайд 13

Поэт почувствовал железные тиски нового режима. За каждым его шагом бдительно следило 3 отделения и его шеф Бенкендорф . В этот период написаны произведения о Петре I «Арап Петра Великого», «Полтава», Пушкин осознает уровень ответственности поэта перед народом («Поэт», «Поэт и толпа» и др.) В 1828 г. Пушкин начинает думать о браке , делает предложение А.А . Олениной, получает отказ. З накомясь на балу с Н.Н . Гончаровой, поэт поражен ее красотой, в 1829 г. делает предложение, не получив определенного ответа, повторяет предложение в 1830 г, получив согласие, отправляется в родовое имение Болдино .

Слайд 14

Болдинская осень ( 1830) Этот период оказался самым плодотворным в жизни Пушкина, количество написанного за три месяца сопоставимо с результатами труда за десятилетие. Пушкин закончил роман “ Евгении Онегин ”, написал “ Повести Белкина ” , несколько небольших драматических произведений, названных в одном из его писем “ маленькими трагедиями ” , народно-лирическую драму “ Русалку ” , “ Сказку о попе и работнике его Балде ” и несколько прекрасных лирических стихотворений. Лирика Пушкина в Болдинскую осень 1830 года достигает невиданных идейно-художественных высот. Столь же велики достижения Пушкина в прозе и драматургии.

Слайд 15

В ПЕТЕРБУРГЕ (1831-833) 18 февраля 1831 года состоялось его венчание с Гончаровой. Вскоре вместе с женой он приехал в Петербург, поэт был вновь зачислен на государственную службу для работы над «Историей Петра». В 1833 г., чтобы подробней узнать о восстании Емельяна Пугачева, Пушкин отправился в путешествие по России .

Слайд 16

В первой половине 30-ых годов Пушкин работал над большими прозаическими произведениями — романом “ Дубровский ” , повестью “ Капитанская дочка ” и “ Пиковая дама ” . Материальное положение семьи Пушкина стало катастрофическим. Ко всему этому прибавилось новое беспокойство : светские сплетни вокруг его жены.

Слайд 17

В конце 1833 года поэт был пожалован в камер-юнкеры. Придворное звание оскорбило Пушкина . С этого времени поэт презрительно отзывается о царе. Но он вынужден был служить, чтобы прокормить семью. В 1834 г.Пушкин подал прошение об отставке. В ответ на это правительство запретило ему работать в архивах, позже ему пришлось забрать прошение обратно. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ( 1834-1837)

Слайд 18

Светское общество продолжало интриги против его семьи. Пушкин не знал покоя. Молодой француз Дантес, сын французского посланника Геккерена , стал оказывать Наталье Николаевне назойливые знаки внимания. Пушкин был взбешен. Позже поэт получил письмо, оскорблявшее честь его и жены. Поэт пришел к заключению, что письмо послано Дантесом. Пушкин вызвал француза на дуэль, но друзьям удалось предотвратить кровавую развязку

Слайд 19

Дантес был женат на сестре Натальи Николаевны Екатерине. Но 25 января Пушкин получил анонимное письмо, оскорблявшее его жену. В тот же день Пушкин написал гневное и резкое письмо Дантесу, в ответ на которое француз вызвал поэта на дуэль. Дуэль состоялась 27 января 1837 года недалеко от Петербурга на Черной речке. Секундантом Пушкина был лицейский товарищ Данзас . Дантес выстрелил первым. Пушкин упал, но нашел в себе силы сделать ответный выстрел. Француз был легко ранен, пуля попала в руку, которой он прикрывал грудь. ДУЭЛЬ А.С.ПУШКИНА И ДАНТЕСА

Слайд 20

Истекающего кровью Пушкина положили в карету. По дороге домой начались сильнее боли. Рана оказалась смертельной. На квартире Пушкина собрались близкие и друзья.. 28 января Пушкин простился с женой, детьми и друзьями. Его последние слова были : “ Кончена жизнь ” . 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут по полудни Александра Сергеевича Пушкина не стало.

Слайд 21

3 февраля гроб с телом Пушкина был вывезен из Петербурга в Святогорский монастырь Псковской губернии, где 6 февраля состоялись похороны поэта .

Слайд 22

Памятник А.С. Пушкину в Петербурге Памятник А.С. Пушкину в Москве Пушкинские Горы Саратов Царское Село Болдино Париж

Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: Презентация к теме «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»

Слайд 1

Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина

Слайд 2

Рождение Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая (6 июня) 1799 года в дворянской помещичьей семье В день праздника Вознесения.

Слайд 3

Семья Отец , Сергей Львович (1770-1838г.), принадлежал к древнему дворянскому роду, упоминаемому в Летописях со времен Ивана Грозного Мать, Надежда Осиповна Пушкина (1775-1836г.) , была внучкой Ибрагима Ганнибала – «арапа Петра Великого» Сестра, Ольга Сергеевна Павлищева (1797-1868г.) Брат, Лев Сергеевич Пушкин (1805-1852г.)

Слайд 4

Детство Маленького Сашу растила НЯНЯ АРИНА РОДИОНОВНА ЯКОВЛЕВА, которая была неграмотной, но знала много и говорила складно. именно у своей няни Пушкин получил первые уроки литературного мастерства. После он напишет: Но я плоды своих мечтаний И гармонических затей Читаю только старой няне, Подруге юности моей. Няня Арина Родионовна

Слайд 5

Как и принято в дворянских семьях, маленькому Пушкину нанимают гувернера – иностранца. И с 7 лет Саша начинает изучать немецкий, английский и французский языки. Поэтому первые стихи он пишет именно на французском. С 9 лет у Пушкина появляется страсть к чтению. Но из всех предметов Саша так и не полюбил арифметику. Успехи и неудачи в домашнем образовании А. С. Пушкин — ученик

Слайд 6

Лицейские годы В 12 лет, получив зачатки домашнего образования и воспитания, Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19октября 1811 г. учебное заведение- Царскосельский лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров. 19 октября 1811 г. Пушкин в числе 30 воспитанников был принят в этот лицей, где преподавателями были самые передовые светила науки и педагогики того времени. А. С. Пушкин — лицеист

Слайд 7

4 и 8 января 1815 г. в лицее происходило первое публичное испытание, на которое приехали из Петербурга важные государственные люди. Пушкин читал только что сочиненное им стихотворение «Воспоминание о Царском селе». Державин был сражен: «ЕМУ ЛИРУ ПЕРЕДАЮ . ТЕПЕРЬ И УМЕРЕТЬ МОЖНО!» « ПУШКИН НА ЭКЗАМЕНЕ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ 8 ЯНВАРЯ 1815 ГОДА » ( с картины Ильи Репина)

Слайд 8

В Михайловском После тяжелой болезни Пушкин приезжал в имение матери село Михайловское Псковской губернии. В первые годы по окончании Лицея им были написаны стихотворения «Деревня,» «Домовому», «Чаадаеву», ода «Вольность», поэма «Руслан и Людмила».

Слайд 9

Ещё в лицее в 1814 году стало известно имя А.Пушкина после опубликования в журнале «Вестник Европы» его стихотворения «К другу стихотворцу». В 1820 году в печати появилась поэма «Руслан и Людмила», которая принесла славу поэту. Известность и слава Пушкина

Слайд 10

Южная ссылка (1820-1824 гг.) Молодой поэт, не зная осторожности и страха, сочиняет и распространяет свои свободолюбивые стихи. Александр I хотел за это сослать Пушкина в Сибирь или на Соловки. Друзья Пушкина – Карамзин и Жуковский- добиваются смягчения приговора. Пушкина отправляют служить на юг России. В этот период Пушкиным созданы великолепные образцы романтической и политической лирики: “Погасло дневное светило”, поэмы “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Братья-разбойники”, “Песнь о вещем Олеге” и начинает роман «Евгений Онегин ».

Слайд 11

Пушкин подал прошение об отставке с Государственной службы, и ему объявили об увольнении и сослали в псковскую губернию, в имение его матери Михайловское, под надзор местных властей. Именно здесь, в деревенском уединении, Пушкин осознал себя профессиональным писателем, для которого литература самое серьёзное дело жизни. За два года были написаны: “Борис Годунов”, “Граф Нулин”, “Я помню чудное мгновенье…”, 4 главы “Евгения Онегина”. Всего около 100 произведений. «Приветствую тебя, пустынный уголок…»

Слайд 12

3 сентября внезапно прибыл курьер и передал поэту приказ немедленно явиться в Псков. Губернатор отправил Пушкина в Москву, где короновался на царство Николай I, который отзывался о поэте, как одном из «умнейших людей России». 8 сентября 1826 года Пушкин вернулся на свою родину после долгих лет ссылки и скитаний. А в мае 1827 году поэт получил разрешение жить в Петербурге. Пушкин был на свободе, среди друзей, он был на вершине славы. Эти годы – расцвет пушкинского творчества. Созданы многие из его лирических шедевров – философские размышления о жизни и смерти, о вдохновении, о назначении поэта, возвышенные и страстные любовные признания: “Я вас любил…”, “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”, “Арион”, “Поэт”, “Анчар” и другие. Возвращение в Москву

Слайд 13

Натали Гончарова – жена А. С. Пушкина Зимой 1829 года на одном из московском балу Пушкин познакомился с Натальей Николаевной Гончаровой. Ей было тогда 16 лет. Её необыкновенная красота, юность взволновали поэта. Весной 1829 года Александр Сергеевич сделал первое предложение . Только с 4 раза предложение Пушкина было принято, и 6 мая 1830 года состоялась помолвка .

Слайд 14

Получив согласие на брак с Н.Гончаровой, летом 1830 года Александр Сергеевич отправился в нижегородское имение своих родных — Болдино, чтобы привести в порядок хозяйственные дела. В Болдино, из-за эпидемии холеры, он вынужден пробыть целых три месяца. Здесь Пушкин закончил роман “Евгений Онегин”, “Повести Белкина”, “Маленькие трагедии”, “Сказку о попе и работнике его Балде”, 30 стихотворений. Невиданный взлёт пушкинского гения

Слайд 15

В Петербурге (1831 – 1833 гг.) В начале декабря Пушкин возвращается из Болдино в Москву, а 18 февраля в церкви Большого Вознесенья у Никитских ворот состоялось венчание его с Натальей Николаевной Гончаровой. Вскоре вместе с женой Пушкин переехал в Петербург . Поэт полон поэтических замыслов и свершений. Особое место в творчестве занимает историческая тема (“История Пугачёва”, “Капитанская дочка”). Были написаны “Пиковая дама”, “Дубровский”, “Медный всадник”.

Слайд 16

Дом семьи А. С. Пушкина на берегу реки Мойки в Санкт-Петербурге

Слайд 17

Жена и дети Старшая дочь Мария Александровна Пушкина (1832-1919 г.) Старший сын, Александр Александрович Пушкин ( 1833-1914 г .) Младший сын, Григорий Александрович Пушкин ( 1835-1913 г .) Младшая дочь, Наталья Александровна Пушкина ( 1836-1913 г .) Натали Гончарова — жена А. С. Пушкина. и мать его 4 детей.

Слайд 18

Последние годы жизни Пушкина – годы напряжённой работы и высоких замыслов, отмечены враждебностью окружающего его общества, литературным одиночеством, материальными трудностями. Но именно в эти годы появились многие произведения, такие как стихотворения “Вновь я посетил…” и “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” Последние годы жизни (1834 – 1837 гг.)

Слайд 19

В ноябре 1836 года Александр Сергеевич получает от Дантеса по почте письмо, содержание которого оскорбляет его и честь его жены. Пушкин вызывает Дантеса на дуэль. Вызов

Слайд 20

27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Чёрной речке в предместье Петербурга состоялась роковая дуэль А. С. Пушкина с Дантесом, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Прожив два дня, в страшных мучениях, Пушкин умер 29 января (ныне 10 февраля) 1937 года. « Погиб поэт, невольник чести! Пал оклеветанный молвой…» М. Ю. Лермонтов

Слайд 21

«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!..» Ф.Тютчев И это, действительно, так. Проходят столетия, поколения сменяют поколения, но имя Пушкина вечно будет яркой звездой гореть на небосклоне России и всего мира! Многие произведения Пушкина экранизированы. Знаете ли вы фильмы, снятые по произведениям Александра Сергеевича Пушкина ? Произведения А.С. Пушкина, поставленные на сцене оперного театра и на балетной сцене. Музыку к произведениям Пушкина писали композиторы.

Слайд 22

А. С. Пушкин похоронен в Святогорском монастыре, в Псковской области Могила А. С. Пушкина после смерти поэта Могила А. С. Пушкина в наше время

Слайд 23

Список источников: Афанасьев В.В. А. С. Пушкин. – М.,1991. Благой Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). – М.,1967. Бонди С.М. О Пушкине. – М.,1978. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. – Л., «Просвещение»,1983. Скатов Н. Пушкин. Очерк жизни и творчества. – Л.,1991. Личные разработки учителя. http://images.yandex.ru – Дата обращения 23.03.2012.

Слайд 24

Спасибо за внимание!

Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: Лирика Петербургского периода

Слайд 2

По окончании лицея Пушкин 13 июня 1817 года был зачислен коллежским секретарем в Коллегию иностранных дел и переселился в Петербург. Северная Пальмира увлекла молодого поэта шумными спорами литературных кружков, пестрым калейдоскопом театральных новинок, роскошью светских салонов и раздольем состоятельной дворянской молодежи, беззаботно растрачивающей свое время в кутежах, карточной игре, любовных похождениях. Пушкин, столько лет находившийся под стеснительным надзором лицейских аргусов и впервые предоставленный самому себе, так как его служба была формальной, жадно ринулся в водоворот столичной жизни, стремясь воспользоваться всеми ее удовольствиями.

Слайд 3

Но лицейский дух, сформировавший в своих лучших питомцах преданность просвещению и свободе, спас Пушкина от губительных соблазнов великосветской праздности, от ханжества и мистики правящих кругов. Поэт начинает тяготиться «важным бездельем» ( «Всеволожскому», 1819), «чадом большого света» ( «Послание к кн. Горчакову», 1819). Он ищет общества людей «с душою благородной, возвышенной и пламенно свободной» ( «Краев чужих неопытный любитель», 1817) и все плотнее сближается с самыми прогрессивными людьми: Н. И. Тургеневым, П. Я. Чаадаевым, П. А. Катениным и многими другими. Его все сильнее захватывают вольнолюбивые идеи освободительной борьбы. И он отдается им всей своей жизнелюбивой, жизнерадостной натурой, преисполненной духовных и физических сил. Это время стремительного развития поэтического гения Пушкина. Поэт избирается членом «Арзамаса», с деятелями которого общался уже в последние два года пребывания в лицее, становится членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», вступает в литературно-политическое общество «Зеленая лампа» (март—апрель 1819 до осени 1820).

Слайд 4

В поэзии Пушкина этой поры, приобретая все большую естественность, искренность, сердечность, продолжают звучать эпикурейские мотивы, то вакхические ( «Веселый пир», 1819), то шутливо-эротические ( «Старик», 1815; «Платоническая любовь», 1819; «Русалка“, 1819), иногда принимающие черты напускной фривольно-грубой, даже цинической бравады (“27 мая!», 1819; «Юрьеву», 1819; «Мансурову», 1819).

Слайд 5

Обращаясь к «Юрьеву», поэт пишет: «Здорово, рыцари лихие Любви, Свободы и вина!» Главной проблемой творческих вдохновений Пушкина становится социально-политическая свобода. Поэт провозглашает: «Свобода, мой кумир» ( «Веселый пир»). Проникнутый вольнолюбивым убеждением ума и сердца, он выступает против самодержавной деспотии ( «Ура! в Россию скачет Кочующий деспот», 1818). Н. П. Огарев в 1861 году в предисловии к сборнику «Русская потаенная литература XIX века», восхищаясь «звучностью» выражения юной веры Пушкина в будущую свободу, воскликнул: «Кто во время оно не знал этих стихотворений? Какой юноша, какой отрок их не переписывал?».

Слайд 6

Пушкин ополчается против самого страшного зла его времени — крепостничества ( «Деревня»).

Слайд 7

Исходя из атеистического миропонимания, он поднимает голос против «небесного царя» и духовенства. Руководствуясь просветительскими идеями, поэт разит сиятельных невежд, «почетных подлецов» ( «Послание к кн. Горчакову»), знатных палачей ( «Орлову», 1819) и даже самого царя хлесткими эпиграммами ( «На Аракчеева», 1819; «Ты и я», 1817—1820). С гордостью произносит он в послании «К Н. Я. Плюсковой» (1818): «Я не рожден царей забавить». И если «Елизавету в тайне пел» (опальную жену Александра I), то лишь за ее «добродетель». Известно, что Александра I декабристы думали заменить либеральной Елизаветой.

Слайд 8

Не состоя формально членом декабристского общества, Пушкин стал одним из первых и наиболее ярких пропагандистов идей декабризма. Смелый певец вольной мысли, он осознавал себя выразителем общенациональных чаяний и с полным правом писал: «И неподкупный голос мой Был эхо русского народа». Понятно, что его боевые социально-политические стихи «в печати не бывали» ( «Послание цензору», 1822), а распространялись устно и в списках.

Слайд 9

Освобождаясь от классицистской условности, наложившей заметную печать на его лицейскую лирику, проникаясь все большей задушевностью и искренностью, петербургские стихи Пушкина, воплощающиеся чаще всего в форме дружеских посланий, явно тяготеют к романтизму. Истинно романтична его устремленность к свободе, которую он восторженно называет «мечтой прекрасной» .

Слайд 10

Ода «Вольность», написанная, вероятно, в декабре 1817 года, обозначила собой новый этап творчества Пушкина, связанный с окончательным подчинением его музы революционно-освободительному движению. Родившаяся в атмосфере дружеских бесед поэта с Н. И. Тургеневым и другими передовыми людьми, эта ода выразила основные социально-политические принципы тогда организационно подготовляемого «Союза благоденствия». В ее начальной строфе поэт отрекается от элегической ( «изнеженной») лиры и провозглашает свое желание служить гражданской поэзии. По смыслу и форме ода «Вольность» — первое последовательно декабристское произведение, его художественная декларация и прокламация.

Слайд 11

В критической литературе верно указывалось, что пафос обличения ( «самовластительный злодей!»), угроз ( «трепещите!») и призыва ( «Восстаньте, падшие рабы!») «Вольности» много выше ее политического конституционализма. Впервые это стихотворение было опубликовано Герценом в «Полярной звезде» за 1856 год (Лондон), а в России полностью лишь в 1906 году.

Слайд 12

«Деревня», написанная в июле 1819 года в селе Михайловском, посвящена крепостничеству. Это пламенная инвектива в форме социально-политического монолога, продолжающая традиции «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева. Оставаясь, как и в «Вольности», конституционалистом, сторонником освобождения крестьян по «закону», мерами сверху, поэт заключает свое стихотворение надеждой увидеть в будущем, «по манию царя», «народ неугнетенный» и над отечеством зарю «свободы просвещенной». При жизни Пушкина «Деревня» печаталась лишь в первой своей части в 1824 и 1826 годах. Вторая ее часть размножалась в списках. Полностью это стихотворение впервые было напечатано Герценом за границей в 1856 году, а в России лишь в 1870 году.

Слайд 13

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.