Пушкин периоды жизни – Краткая биография Пушкина, интересные для детей факты творчества Александра Сергеевича, всем классам

Содержание

Урок литературы в 9-м классе по теме "А.С. Пушкин: жизнь и творчество"

Цели:

  1. Систематизировать пройденный материал о жизни и творчестве А.С.Пушкина;
  2. вырабатывать умение активно воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью;
  3. воспитывать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Подготовка к уроку: индивидуальные сообщения, выразительное чтение наизусть подготовленных дома стихотворений А.С.Пушкина.

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

А.С.Пушкин. “К Чаадаеву”

Ход урока

I. Слово учителя.

Отсчет творческой биографии Пушкина (слайд №1) мы должны вести от того дня, когда он, пятнадцатилетний юнец, отроческим ломким голосом продекламировал перед изумленным Державиным:

Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.

Державин был поражен: если этот недоросль так начинает – что же обещает его поэзия в дальнейшем?!

Что было дальше – вы узнаете в десятом классе, и потом не раз будете возвращаться к произведениям А.С.Пушкина. Взрослея, вы откроете для себя новый, более глубокий смысл пушкинских строк.

А перед Державиным на лицейском экзамене стоял будущий величайший поэт России, и сам он вряд ли догадывался об этом.

А что мы знаем о нем? Ведь каждый год на уроках литературы мы читали, обсуждали его произведения. Какие стихотворения А.С.Пушкина вы знаете наизусть? что мы знаем о нем? ицейском экзамене стоял будущий величайший поэт России, и сам он вряд ли догадывался об этом.шкина.

II. Выразительное чтение наизусть учащимися подготовленных дома стихотворений Пушкина.

III. В тетрадях чертим таблицу “Основные периоды жизни и творчества А.С.Пушкина” (по ходу урока колонки таблицы будут заполняться) (слайд №2)

Период

Годы

Детство поэта

(1799-1811)

Лицей

(1811-1817)

Петербург

(1817-1820)

Южная ссылка

(1820-1824)

Михайловское

(1824-1826)

После ссылки

(1826-1830)

Болдинская осень

(1830)

Петербург

(1831-1833)

Последние годы жизни

(1834-1837)

IV. Проверка индивидуальных заданий:

1. Сообщение на тему “Детство” (слайд №3)

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 г. отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии, нареченного в России Абрамом Петровичем.

Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. А между тем эти черты свидетельствовали о ранней внутренней сосредоточенности мальчика, о его полном погружении в свой особый, еще детский, но уже поэтический мир.

Впоследствии, однако, все изменилось: Пушкин стал живым, шаловливым ребенком, поражавшим родителей своим “пылким нравом, необыкновенной памятью и, в особенности, наблюдательным не по годам умом”.

По некоторым свидетельствам, в раннем детстве поэт почти не говорил по-русски. Его первыми учителями русского языка были бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью; няня Арина Родионовна, сказочница и певунья; дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь. Благодаря им, да общению с крестьянскими детьми Пушкин выучился русской грамоте, усвоил дух родной речи. “Преданья старины глубокой”, рассказываемые бабушкой, няней, уживались с чтением иностранной и отечественной литературы.

Сообщение на тему “Лицей” (слайд №4)

В 1811 г. Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей, куда его привез дядя Василий Львович.

Лицей был основан в грозную для России пору: огромная французская армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812 г. Через Царское Село шли войска. Лицеисты их провожали.

В свободные часы воспитанники вместе с педагогами спешили в Газетную комнату, чтобы узнать свежие новости о движении неприятеля. Патриотическое воодушевление сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу.Пушкину хотелось принять непосредственное участие в многообразной и кипучей общественно-литературной жизни. Поэтому он стал тяготиться пребыванием в лицее, закрытом учебном заведении. В его стихотворениях все чаще прорываются жалобы на вынужденное невольничество.

Эту грусть до известной степени скрашивала дружба лицеистов. Она питалась патриотическими чувствами, а также играми, забавами и общими духовными интересами. Пушкин увлекался борьбой, фехтованием, играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда проигрывал. Он, однако, легко забывал пустячные обиды, но долго помнил серьезные, нанесенные ему как человеку и унижающие его личное достоинство. Пушкин отличался в лицее веселостью и насмешливостью. Он любил подтрунивать над лицеистами, но шутки его никогда не затрагивали чести и достоинства товарищей. Вот, например, какие строки посвятил он Дельвигу, к которому испытывал привязанность:

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.

Такие шутки не оскорбляли и не причиняли вреда — о лености и сонливости Дельвига ходили легенды.

Особенно мужали и сплачивались лицеисты в спорах и поэтических состязаниях. Недаром впоследствии Пушкин отметил эту особенность “прекрасного союза” — “срастался он под сенью муз”, Педагоги поощряли литературное творчество, и вскоре в лицее обнаружилось много стихотворцев. Стихи писали Кюхельбекер, Дельвиг, Илличевский, Корсаков и Яковлев, но первенство Пушкина признавали все. И, конечно, не случайно, что именно ему предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене 8 января 1815 г. в присутствии знатных вельмож.

Лицеисты знали, что сам Державин — первый поэт XVIII в. – будет среди именитых гостей. В оде “Воспоминания о Царском Селе” Пушкин прославил победу русского оружия в Отечественной войне 1812 г. Его привлекла патриотическая тема тесного союза ратного подвига и поэзии. В оде упоминался и Державин, воспевший “струнами громкозвучных лир” полководческий талант Суворова.

Лицейский период — пора ученичества и поисков самостоятельного пути — запомнился Пушкину и патриотическим подъемом 1812 г., и тесной лицейской дружбой, и первыми волнениями сердца, и свободолюбивыми мечтами, и началом eго поэтической славы.

2. Сообщение на тему “Петербург” (слайд №5)

Прошли лицейские годы, и с ними окончилась юность Пушкина. Поэт вступил в новую пору своей жизни. Видные русские литераторы и поэты: Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский прочили Пушкину поэтическую славу. Первоначально, по выходе из лицея, поэт уехал в Михайловское, но в августе 1817 г. вернулся Петербург и поселился с родителями па окраине столицы. Служба в Коллегии иностранных дел, куда был зачислен молодой коллежский секретарь Александр Пушкин, не обременяла его.

Пушкин с увлечением отдался поэзии, искусству, политическим пирам, дружеским встречам. Круг знакомых Пушкина расширился. Поэт ощутил полноту жизни, наслаждался молодостью, здоровьем, избытком душевных сил.

Пушкин сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, пошел в круг вольномыслящей молодежи. Он охотно читал здесь свои стихи, зная, что в этом обществе поймут пламенные порывы его мятежного сердца. Несколько позже, в 1819 г., Пушкин стал посещать дом Н.В. Всеволожского, своего друга, любителя театра, у которого собирались члены кружка “Зеленая лампа”, тесно связанные тайным обществом “Союз благоденствия”. Сюда входили поэт Федор Глинка, будущий декабрист Сергей Трубецкой, приятель Пушкина, офицер Яков Толстой и др. Собрания кружка сохранялись в тайне. На них обсуждались политические, экономические, социальные вопросы.

Вольнолюбие с особой силой проявилось в петербургский период в стихотворении “К Чаадаеву” (1818), которое написано в жанре дружеского послания, но вместе с тем наполнено глубоким общественным содержанием.

Появились и другие произведения свободолюбивого характера. Пушкин ненавидел всякое ханжество, лицемерие, нарочитую религиозность, процветавшие при дворе Александра I. Его стихотворения читались вслух, расходились в многочисленных списках и в устной передаче. Пушкин действительно был поэтическим голосом передовых дворян.

3. Сообщение на тему “Южная ссылка” (слайд №6)

Гроза над Пушкиным разразилась внезапно.

Казалось, ничто не могло омрачить ни светлого настроения Пушкина, ни его искрометной веселости. Но вот Александр I упрекает директора лицея Энгельгардта в том, что бывший царскосельский воспитанник “наводнил Россию возмутительными стихами”, и приказывает генерал-губернатору Милорадовичу арестовать поэта. И апреле 1820 г. Милорадович пригласил к себе Пушкина и доверительно сообщил ему об опасности. Поэт ответил губернатору, что бумаги его сожжены, но что он может восстановить стихи по памяти, и тут же написал все вольнолюбивые стихотворения, кроме одной эпиграммы. Милорадович просил царя простить молодого поэта, который пленил его своим благородством. Но царь был неумолим. Александр I колебался, куда сослать Пушкина — в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. Хлопотали все — и Карамзин, и Жуковский, и Чаадаев. Наконец царь уступил: Пушкин направился в южные губернии под начальство генерала И.Н. Инзова. 6 мая 1820 г. он вы ехал в южную ссылку.

В середине мая 1820 г. Пушкин прибыл в Екатеринослав (ныне Днепропетровск). Генерал Инзов встретил его дружелюбно. После шумной петербургской жизни Пушкин почувствовал в Екатеринославе скуку. К тому же он тяжело заболел. В это время в Екатеринослав приехала семья прославленного героя Отечественной войны 1812 г. генерала Раевского. Путь ее лежал на Кавказские воды. Инзов согласился отпустить Пушкина для лечения, и поэт вместе с Раевскими поехал на юг.

На юге Пушкин создал несколько романтических поэм — “Кавказский пленник”, “Братья-разбойники”, “Бахчисарайский фонтан”, работал над “Цыганами”, которых закончил в Михайловском, начал писать роман в стихах “Евгений Онегин”.

Приехав осенью 1820 г. из Крыма в Кишинев на место службы, Пушкин с радостью окунулся в атмосферу политических, философских и литературных споров.

Пушкина встретили в Кишиневе дружески. Он нашел здесь давнего своего знакомца по Петербургу генерала М.Ф.Орлова, заслуженного воина, принявшего в 1814 г. капитуляцию Парижа.

Особенно большое впечатление произвел на Пушкина П.И. Пестель, участник Отечественной войны 1812 г., основатель и глава Южного общества декабристов, впоследствии казненный вместе с Рылеевым и другими. В своем дневнике поэт записал 9 апреля 1821 г. о личности будущего руководителя Южного общества: “...умный человек во всем смысле этого слова”, “один из самых оригинальных умов, которых я знаю”. Тогда же Пушкин встретился с “первым декабристом” В.Ф. Раевским, заключенным в тюрьму ещё до восстания на Сенатской площади, и даже сумел предупредить его об аресте.

Сообщение на тему “Михайловское” (слайд №7)

8 августа 1824 г. Пушкин приехал в Михайловское. Он увидел запущенную усадьбу, старый дом, где ему предстояло прожить неизвестно сколько времени. Пушкину запретили самовольно покидать Михайловское. Здесь он находился в полном одиночестве, вдали от друзей, от культуры. В глухой северной деревне поэт почувствовал себя неуютно и подавленно.

Долгие осенние и зимние вечера он коротал с Ариной Родионовной, которая рассказывала ему сказки и напевала мелодии русских народных песен.

Вначале пушкинское творчество в Михайловском было проникнуто глубокой печалью. Но весной 1825 г. и особенно летом настроение Пушкина меняется: он бодр, жизнерадостен, душевно спокоен и сосредоточен. Своему другу Раевскому Пушкин писал летом 1825 г.: “Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить”.

4. Сообщение на тему “После ссылки” (слайд №8)

Последние дни в Михайловском Пушкин доживал с трудом. Ему было одиноко и душно в северном заточении. Там же он узнал о разгроме восстания декабристов в Петербурге. Он с напряжением ждал подробных вестей об окончании следствия и о приговоре. Его знакомые и друзья числились в списках государственных преступников, их ждало суровое наказание, а пятеро из них были казнены.

Пушкин не забудет их. Он одобрит Кюхельбекера, Пущина. На страницах его рукописей возникнуть впоследствии быстрые рисунки пяти повешенных. Он посвятит декабристам немало стихотворных строк.

Всё лето 1826 года прошло в мучительных и тяжелых раздумьях. А 3 сентября внезапно прибыл курьер и передал поэту приказ немедленно явиться в Псков. Губернатор отправил Пушкина в Москву, где короновался на царство Николай I.

8 сентября 1826 года Пушкин вошел в кабинет царя в Чудовом монастыре, беседа продолжалась довольно долго, около двух часов. Известно о ней немного. Но то, что дошло до нас, сводится к заключению устного соглашения между Пушкиным и царём. Пушкин обещал воздержаться от публичной критики правительства, но не скрыл от царя своего сочувствия декабристам. Николай I разрешил поэту жить в обеих столицах и вызвался быть единственным цензором его сочинений. Пушкин предполагал, что личная цензура царя откроет ему быстрый доступ к печати. Царю же, вступающему на престол, хотелось расположить к себе поэта и русское общество после жестокой расправы над декабристами. Возвращение Пушкина из ссылки общество сочло крупнейшим событием первых лет царствования нового царя, но надежда на перемену политических взглядов Пушкина не оправдалась: он вовсе не намеревался с

главные моменты детства, самые важные периоды творчества, личная жизнь и смерть

Краткая биография ПушкинаНет ни одного человека, который не знал бы Александра Сергеевича Пушкина. Даже краткая биография о его жизни заставляет читателей разных возрастов с огромным интересом окунуться в подробности его жизни. Именно это сейчас и произойдет.

Детство Александра Сергеевича: жизнь талантливого ребенка

Свое детство юный поэт проводил в московском доме. Однако ребенка каждое лето отправляли к бабушке. Именно там молодой Пушкин впервые узнал свою няню Арину Родионовну, которая в будущем будет известна всему миру. Эта женщина внесла в жизнь Пушкина множество красок, что отразилось на многих его произведениях. Детство ребенка проходило по всем правилам светского общества: Пушкин воспитывался гувернёрами из Франции, в результате чего блестяще владел языком.

Краткая биография его, даже детская, не может вместить в себя все яркие моменты жизни, однако, самое интересное все же стоит выделить. Конечно же, речь идет о поступлении Александра в Царскосельский лицей. Получить передовое образование молодому дарованию помог его дядя. И в период с 1811 года по 1817 год Пушкин живет и учится жизни в Царском Селе. Еще один интересный факт его краткой биографии: из 30-ти обучающихся юношей в классе, ребенок был по успеваемости лишь на 26 месте, но при этом он отличался на французской и русской словесности, а также на фехтовании.

Уже в период обучения в Царскосельском лицее Пушкин сам пишет свое первое произведение: в 1814 году, когда молодому поэту было всего 15 лет, появляется стихотворение «К другу – стихотворцу».

Жизнь после лицея

Автобиография поэтаПосле окончания Царскосельского лицея его определяют в Коллегию иностранных дел. Это не помешало ему в дальнейшем стать классиком русской литературы. В 1819 году он становится членом литературного сообщества «Зеленая лампа». И уже тогда начинает работу над всем известной поэмой «Руслан и Людмила». Спустя год, уже в 1921 году, в свет выходит его новый «шедевр» — «Кавказский пленник». Говорят, что именно это произведение позволило ему «проснуться известным». С этого момента уже вся литературная знать России следит за его становлением.

Очередной успех не заставляет себя ждать: на протяжении девяти лет, в период с 1823 по 1832 год, создается еще один шедевр – роман в стихах «Евгений Онегин». Произведение в последующем получает статус «бессмертного». Краткая биография не имеет возможности перечислить здесь все выдающиеся произведения, но не сказать о повести «История Пугачева» просто нельзя. Отличительной особенностью «Истории» является его довольно глубокий исторический экскурс: Пушкин подробно изучает всю историю и все события, связанные с этим персонажем. В момент «тура» по Пугачевским местам появляются на свет следующие произведения:

  • «Медный всадник»;
  • «Пиковая дама»;
  • «Дубровский».

Биография ссылок: политические взгляды поэта

Личная жизнь поэта19 век в Российской Империи был ознаменован большим количеством восстаний, реформ. Мировоззрение дворянской знати изменилось. Они требовали перестроения государства. Не обошли стороной такие важные изменения и жизнь Пушкина. Уже в лицейские годы складываются его взгляды на мир. Впоследствии из-за содержания стихотворений «Вольность» или же письма к своему другу-лицеисту «К Чаадаеву», поэта ожидала ссылка в Сибирь.

Александр I был настроен решительно. Однако, Пушкина высылают на Юг нашей необъятной Родины. Что произошло? Почему император вдруг изменил свое решение? За вольного и свободолюбивого Пушкина заступились Карамзин, Жуковский и Крылов. Именно они спасли его, возможно, от гибели.

Нельзя не отметить в краткой биографии и самые важные вопросы религии, так как именно это стало одной из причин следующей ссылки поэта. Александр Сергеевич всегда очень бережно относился к различным духовным вопросам. Однако, находясь все в той же южной ссылке, позволил себе однажды одну излишнюю радикальную вольность.

В письме одному из своих друзей, которое он отправлял в Москву, Пушкин допустил ироничное отношение к одному из актуальных на то время религиозных вопросов. Как известно, все ссыльные письма просматривались и прочитывались. В результате Александр I вновь разгневался на поэта и теперь уже отправил его в новую ссылку – в село Михайловское. Там поэт проводит 2 года своей жизни: с 1824 по 1826 год.

Биография личной жизни Александра Сергеевича Пушкина

Александр Пушкин славился своей любовью к противоположному полу в молодые годы. Да, жизнь юного поэта была насыщена романтическими историями. Но в 1830 году поэт сватается к одной из самых известных московских красавиц – к Наталье Гончаровой. В 1831 году они венчаются и переезжают жить в Царское Село. Там же Наталья рожает ему 4-х детей.

Краткая биография последних лет жизни

Биография поэта ПушкинаНельзя не отметить, что многие романы великого поэта во время его жизни находились под запретом. Примером этому может служить «Медный всадник». О чем это говорит? После очередного повышения по службе, Александр Пушкин сам решает уйти в отставку. Это решение влечет за собой материальные трудности: произведения, которые были им написаны, не приносят должной прибыли.

Различные политические интриги, описать которые краткая биография не позволяет, также не лучшим образом отпечатывались на образе поэта. Пушкин издает журнал «Современник», надеясь на то, что он поправит его положение. Там же впервые выходит в свет «Капитанская дочка». Однако, ожидания журнал не оправдывает.

В 1837 году Дантес начинает «пускать» оскверняющие слухи о Пушкине и Наталье Гончаровой. Несколько раз конфликт удавалось уладить посредством разговоров. Однако, очередная клевета не смогла «удержать в себе» эмоционального поэта. 27 января 1837 года случилась роковая дуэль Пушкин-Дантес. Смертельная пуля попала в поэта. 29 января он скончался.

Интересные факты

Есть некоторые факты, которые необходимо выделить в отдельный пункт описания жизни поэта. Например, знакомство молодого Пушкина с императором произошло в его детстве, когда будущий поэт на прогулке со своей няней чуть не оказался под копытами лошади Александра I . Еще один факт – Пушкин знал минимум 4 языка:

  • французский;
  • греческий;
  • латынь
  • русский и другие.

Нельзя не сказать и о большой любви поэта к картам: возможно, это пристрастие было одной из причин материальной нестабильности поэта.

Лицейский период Пушкина. Произведения Пушкина в лицейский период

Пушкин не гонялся за вдохновением. Он мог писать всегда и везде – на прогулке, в классе, в саду, во время молитвы. В стихотворении «Моему Аристарху» 16-летний поэт сообщает, как у него рождаются стихи: «Задумаюсь—взмахну руками, на рифмах вдруг заговорю».

Вычеркнул детство из памяти. Вспоминал только Лицей

Если рассматривать такое понятие, как биография Пушкина, лицейский период – это то, с чего стоит начать. Именно этот этап жизни описывает становление классика на поприще поэта. До семи лет Пушкин рос замкнутым, угрюмым, молчаливым, неповоротливым мальчиком, с мутным взглядом и вялыми на все реакциями. Порой он производил впечатление чуть ли не умственно отсталого.

лицейский период пушкинаА Саша просто был нелюбимым ребенком. Ни капли нежности не получил он от родителей. Обласканы и Надеждой Осиповной, и Сергеем Львовичем были сестра Ольга и особенно младший брат Левушка. Не поэтому ли стихи Пушкина лицейского периода не содержат образа любящей матери?

Только няня и бабушка

А про няню Арину Родионовну и ее сказки в лицейский период Пушкина мы наслышаны. Муза в стихотворении «Сон» выступает в образе «мамушки». Это было навеяно воспоминаниями об Арине Родионовне. Именно она также стала прообразом няньки Орины Егоровны в повести «Дубровский».

И зять Арины Родионовны Никита Тимофеевич, ставший «дядькой» мальчика и искренне его любивший, напоминает верного слугу Савельича из «Капитанской дочки». Козлов, так преданно любивший своего барчука Сашу всю жизнь, будет провожать его и в последний путь на кладбище Святогорского монастыря. Эти люди, одни из немногих, кто действительно ценил поэта таким, каким он был.

Ночные чтения

Перемена в юном Пушкине произошла резко, благодаря тому, что у него появилась няня с ее любовью, заботой и сказками. Повлияло и общение с бабушкой Марией Алексеевной Ганнибал, в деревне у которой подросток проводил лето.

Сашу было не узнать. Он больше не сидел, скрючившись в углу, а бегал по комнатам, прыгал через стулья, громко смеялся. Стал непоседой, егозой. Или Сверчком, как его прозвали потом ровесники в Лицее.

стихи пушкина лицейского периода

Интерес к литературе у него появился рано. В восемь лет он бегло читал и хорошо писал. По ночам тайком пробирался в огромную библиотеку отца и листал книги античных авторов, французских, российских. В этом же возрасте стал сочинять. Первые произведения были на французском языке. Это эпиграммы на своих гувернеров и учителей. По словам брата Левы, он имел великолепную памятью и в 11 лет «знал наизусть всю французскую литературу».

«Не знаю, что выйдет из моего старшего внука»

Так говорила Мария Алексеевна, которая очень любила Сашу, да и он был к ней сильно привязан. Ее волновало будущее мальчика. Внук хоть и охотник был до книжек, но учился плохо. Лекторы жаловались, что он еще и ветреный, легкомысленный. Мария Алексеевна переживала, как пойдет его жизнь, если он не переменится.

Слава Богу, Саша переменился! Но это превращение тихони в подростка с пылким темпераментом принесло семье немало хлопот. Его не могли обуздать ни гувернеры, ни родители. И появилась мысль отдать отрока в закрытое учебное заведение строгого режима. Выбрали престижный, только что открывшийся Царскосельский Лицей.

лицейский период в жизни пушкина12-летний Саша сдал успешно вступительные экзамены. Больше того, если говорить про лицейский период Пушкина кратко, то прибыл он туда с запасом самых разных жизненных впечатленийи знаний, почерпнутых из книг. Его «первый и бесценный друг» Иван Пущин вспоминал, что одногрупники были немало удивлены, узнав, что Александр Сергеевич в своем развитии их опередил.

Строгостью и не пахло

Однако, никакой особой строгости в Лицее не было. Даже телесные наказания в лицейский период Пушкина были отменены, в отличие от других учебных заведений. В целом атмосфера была либеральная, демократическая.

Учение Сверчку давалось легко. Педагоги нелюбимых Пушкиным предметов особых требований к нему не предъявляли. Так, учитель математик, зная отношение Саши к этой науке, только журил его.

А вот российскую и зарубежную словесность Пушкин обожал. И как всегда много читал беллетристики, исторических книг.

Друзья-лицеисты создали свой литературный кружок. Выпускали рукописные журналы, играли в игры по мотивам произведений классиков того времени.

лицейский период пушкина краткоБлагодаря этому Пушкин, другое прозвище которого было Француз (поскольку он блистал знаниями этого языка), влюбился в родную речь. Да так, что впоследствии создал современный русский стиль письма.

Стихи Пушкина лицейского периода – это остроумные, меткие эпиграммы, сценки, лирика. Он даже начал поэму «Руслан и Людмила». Но закончил лишь через три года после выхода из Лицея - в 1820.

«Друзья, прекрасен наш союз!»

Впервые в жизни его окружали люди, которые испытывали к нему уважение и восхищение. «Друзья, прекрасен наш союз!» - писал он в адрес одногрупников. Именно в лицейский период Пушкина произошла столь важная перемена в его жизни: была обретена «роскошь человеческого общения».

Его товарищи вместе с профессором Александром Куницыным, который читал сразу 12 предметов, и Александром Галичем, преподавателем латинской и российской словесности, горячо обсуждали события Отечественной войны 1812 года. Она началась через год после их поступления в Лицей. Все вместе они искали смысл жизни, каждый свое собственное предназначение, служение высоким целям.

В истории мировой литературы еще не было такого, чтобы кто-то из поэтов или писателей в своих произведениях так много места уделял альма матер, как Пушкин своему Лицею. Спустя годы он даже на рукописи «Евгения Онегина» нарисовал Лицей.

Это учебное заведение отображено в его стихах, ранних и поздних, посланиях друзьям, на страницах нетленных романов, в посвящениях годовщинам школы.

«В садах Лицея являться Муза стала мне»

Лицейский период Пушкина длился шесть лет, с 1811 по 1817 годы. Писать серьезно он начал в 13 лет. И также рано попал в печатные издания. В июльском номере «Вестника Европы» впервые появился опус 15-летнего поэта под названием «К другу-стихотворцу». Правда, он поставил псевдоним «Александр Н.к.ш.п.». Современные филологи расшифровали его: это были согласные буквы его фамилии, но в обратном порядке. Таким манером подписывал отдельные свои стишки его дядя - Василий Львович Пушкин. Он только просто выбрасывал все гласные буквы — П.ш.к.н.

лицейский период в творчестве пушкинаСтихотворения Пушкина лицейского периода, по мнению большого знатока его творчества, Бориса Томашевского, показывают, что он вполне овладел техникой поэзии. А написанное им в 13 лет явилось целой вехой, поворотом в судьбе.

Дошло 120 стихотворений

За лицейский период в творчестве Пушкина создано много стихов. Дошло до нас 120. Тематика разная, от любви к родине, высокого назначения поэта, до любви к женщине. Он черпал вдохновение отовсюду. И также, у поэтов Франции XVII—XVIII веков. Его привлекали Парни и Вольтер. Вот почему произведения Пушкина в лицейский период сочетают переплетение классицизма французского с русским.

Стихотворение «К Наталье», написанное в 1813 году, имеет конкретного адресата. Это крепостная актриса театра, хозяином которого в Царском Селе был граф В. Толстой. А лицеист Пушкин в Наталью был влюблен.

Лицейский период в творчестве Пушкина связан с огромным количеством произведений о настоящей дружбе. Это и «На семнадцатилетие И. Пущина», и «Пирующие студенты», и поэмы в честь любимых преподавателей.

стихотворения пушкина лицейского периодаБлагодаря подражанию Жуковскому, который возглавил в России течение романтизма, лицейский период в жизни Пушкина характерен написанием элегий на тему неразделенной любви, разлуки, раннего ухода из жизни. Однако все это модное подражательство не мешало самому поэту всецело предаваться радостям молодой жизни.

Дружба с великими

Лицейский период в жизни Пушкина неразрвно связан с появлением в жизни поэта настоящих учителей, которые определили его дальнейшую стезю. Александра приняли в кружок передовых литераторов «Арзамас». Это были сторонники нового направления в литературе, «карамзинского». Оно предполагало борьбу с устаревшими писательскими правилами и традициями.

Пушкин завязывает творческие и дружеские отношения с выдающимися поэтами того времени Василием Жуковским и Петром Вяземским. И сам же учится у них.

Интересовался он, также, стихами Константина Батюшкова – популярного мастера «легкой поэзии». Когда тот на время оставил свое писание, юный поэт не постеснялся отправить мэтру послание. Оно носило название «К Батюшкову». Да так здорово, что тот, прочтя, приехал в Лицей познакомиться с автором. Но после беседы, на замечания по поводу стихов самого молодого поэта, Пушкин ответил очередным посланием: «Бреду своим путем. Будь всякий при своем».

«Старик Державин нас заметил»

Лирика его еще не полностью самостоятельна, все больше подражательная. В ней немало штампов, клише. Но, не оставляя поэзию камерную, Пушкин уже обращается к темам гражданского звучания. Это, прежде всего, широко известные «Воспоминания в Царском Селе». Произведение посвящено Отечественной войне 1812 года.

Стихотворение юный Пушкин прочитал в необычных условиях. В январе 1815 года в Лицее устроили открытый экзамен по русской словесности для учащихся, которые переходили с первого курса на второй. Обязательным было чтение их собственных произведений.

произведения пушкина в лицейский периодНа экзамен пригласили гостей. В зале сидело много зрителей, конечно - родители лицеистов и очень знаменитый Гавриил Державин.

Слушая Пушкина, патриарх был восхищен. «Да это истинная поэзия!», - воскликнул он и со слезами на глазах хотел обнять автора как своего достойнейшего преемника. Но Саша очень смутился и убежал.

Бреду своим путем

Характерные черты лицейского периода Пушкина явно видны и в стихотворении «Лициния», где критично отображена жизнь России во главе с деспотом Аракчеевым. Поэт пишет рассказ «Бова», поэзия представлена произведениями «Безверие», «Наполеон на Эльбе» - под впечатлением бегства императора с острова. А еще эпиграммы. Например, «Двум Александрам Павловичам». Здесь он сравнивает царя Александра I c его тезкой, гувернером из Лицея - «подлым и гнусным глупцом».

Если резюмировать лицейский период Пушкина кратко, то все меньше в его стихах подражательности, все больше пробивается смелый, свежий и сильный голос.

Еще впереди те шедевры, которые позволят назвать Александра Сергеевича «солнцем нашей поэзии». Тем не менее, именно молодые годы поэта были той базой, благодаря которой он получил свои представления о подлинной литературе.

Последние годы жизни Пушкина (1830-1837)

Линев портрет ПушкинаПоследние годы жизни были крайне непростыми в жизни Александра Сергеевича Пушкина. Над поэтом довлела немилость царского двора, материальное положение тоже оставляло желать лучшего. Желая унизить признанного поэта, Николай 1 произвел Пушкина в камер-юнкеры в конце 1833 года. Такое звание присваивалось обычно молодым дворянам. В ответ Пушкин подал прошение об отставке с тем, чтобы уехать в свое имение. Он хотел заниматься исключительно литературным творчеством. Но получил ответ, что если он уйдет со службы, то утратит доступ к архивам.

Этого поэт, много и плодотворно работавший над историческими темами, допустить не мог. В тот период он создал «Историю Пугачева», работал над историей Петра. Поэтому Пушкин решил смириться и отозвал свое прошение об отставке.

Пушкин интересовался историей Франции, феодальными отношениями, и в частности, французскими революциями. Он уже сделал первые наброски «Сцен из рыцарских времен», составил план повести «Мария Шонинг».

В 1833-36-м годах Пушкин написал следующие произведения: Поэмы « Анджело» и «Медный всадник», повести «Дубровский», «Капитанская дочка», «Египетские ночи» и «Пиковая дама», целый ряд стихотворений.

Сначала 1836 года Пушкин начал издавать журнал «Современник», доходом с которого он рассчитывал покрыть свои долги. В журнале, кроме самого Пушкина издавались Н.В. Гоголь, А. И. Тургенев, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский. Но успехом у читателей журнал не пользовался при тираже 5 тысяч экземпляров, он имел всего 600 постоянных подписчиков.

Несмотря на все трудности и преграды, которые возникали перед Пушкиным в лице издателей и цензоров, Александр Сергеевич много работал, вынашивал идеи и планы своего дальнейшего творчества. Он задумал «Роман на Кавказских водах», размышлял над большим психологическим романом с элементами авантюры, в котором предполагал показать всю Россию – от декаристов, до лесных разбойников, планировал написать произведение о Христе.

В этот же период в России появился некий Дантес, вынужденный покинуть родину из-за своих политических взглядов. Этот человек умел втираться в доверие к людям, влюблять в себя женщин. И очень скоро приобрел в Петербурге влиятельных покровителей. С Натальей Николаевной Пушкиной он познакомился на балу в Анничковом дворце. И тут же по Петербургу поползли грязные сплетни о его отношениях с женой известного поэта. Пушкин не мог стерпеть ни сплетен, ни пасквиля, разосланного его друзьям. Он вызвал Дантеса на дуэль. Тот не на шутку испугался, и чтобы как-то погасить гнев поэта, сделал предложение Екатерине Николаевне, которая, как свидетельствует молва, была влюблена в него. Свадьба состоялась, но слухи вокруг Натальи Николаевны и Дантеса не утихли. Напротив, они обрастали все новыми грязными подробностями.

Взбешенный Пушкин написал оскорбительное письмо барону Геккерну, по официальным документам — приемному отцу Дантеса, а по слухам, его любовнику. В своем письме он в резкой форме отказывал от дома барону и Дантесу. На что барон ответил, что вызов на дуэль остается в силе, и что Дантес принимает его.

Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..

И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Существует неподтвержденная версия, точнее, уже в наше время проводилась трассологическая экспертиза, доказывавшая, что поэта убил не Дантес, что пуля прилетела со стороны. Эта версия имеет право на существование, если вспомнить, что Дантес боялся дуэли. Нельзя исключать вероятности, что Дантес мог сговориться с Геккерном. С другой стороны, царское правительство и охранка опасались влияния Пушкина на умы людей. Как знать. Есть версия, что пуля могла быть послана одним из ищеек Беккендорфа. Впрочем, это маловероятно.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *