Ранние произведения пушкина – Самые известные произведения Пушкина

Содержание

Самые известные произведения Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин — всемирно известный писатель, который стал автором великолепных произведений, среди которых детские сказки, лирические стихотворения и повести. Безусловно, все это было создано благодаря особенному таланту автора и уникальном восприятии мира. Характерной чертой творчества Пушкина является исключительная яркость, которая позволяет в полном объеме продемонстрировать нрав русского народа, его рвение к свободе и независимости. и чтобы мы не забывали о нём, мы сделали эту статью — список самых известных произведений Александра Сергеевича Пушкина.

Какие произведения написал Пушкин

Все произведения, написанные пером легендарного автора, разделяются на определенные периоды:

  • 1813-1816 гг. – лицейские годы.
  • 1817-1820 гг. — жизнь в Ленинграде.
  • 1820-1824 гг. — Южная ссылка.
  • 1824-1826 гг — Михайловский. 30-е годы,
  • 1831-1836 гг. — период творчества.

В лицейском периоде на формирование творческой деятельности Пушкина оказывали влияние такие виртуозы литературного слова как Державин, Вольтер, Жуковский, Карамзин, Руссо. Далее мы подробно рассмотрим, произведения Пушкина, уделив внимание каждому из периодов его творчества.

Ранние произведения А.С. Пушкина

На этом этапе произведения Пушкина пропитаны патриотическим свободолюбивым настроем, что особенно проявляется в его творении «Воспоминания в Царском Селе». В нем выражается ярое неудовольствие крепостным правом и абсолютной зависимостью народа. Тематика жизни и смерти также прослеживается в ранних его произведениях, среди которых: «Желание», «Завещание» и «Моя эпитафия».

Ленинградский период

В произведениях, которые были написаны в ленинградский период, проявляются нотки романтизма, а также стремление к свободе. Особенно эти мотивы поэта наблюдаются в творениях южного периода, когда были созданы поэмы, в которых главными персонажами выступают волевые персоны, кинувшие вызов обычному социальному устройству и мнению. Ознакомиться с любовной поэззией Пушкина можно в «Южных поэмах».

Михайловский период характеризуется появлением исторической драмы «Борис Годунов». Декабристский мятеж, потерпевший фиаско, побудил автора на создание стихотворений свободолюбивого настроя, среди которых «В Сибирь», «Анчар», «Арион» и другие. Если брать литературу Александра Сергеевича в целом, свободолюбивая тематика занимает в его произведениях ключевое место. В них проявляется острое отвращение к «самовластителям злодеям» и «барству дикому», которое подавляет народ. Концепция свободы у поэта прочно связана с патриотизмом и любовью к Родине, что можно увидеть в его прославленном стихотворении «К Чадаеву», которое из дружественного письма обернулось в политическое. Повесть Пушкина «Капитанская дочка» пропитана исторической правдой. Для ее написания посещает знаменитые места пугачевского восстания, где находит необходимый материал для создания своей новой работы. Стоит отметить, что это творение довольно сложное и имеет, на самом деле, глубокий смысл. В нем ощущается уникальное, виртуозное мастерство поэта. Произведение «Повести Белкина» ознакамливают читателя с угрюмой и тяжелой судьбой народа низкого класса, находящегося под гнетом. Стоит отметить, несмотря на то, что эти повести были написаны в 19 веке, они широко охватывают нынешнюю реальность.

Основные мотивы

С течением жизни юношеские романтические мотивы сменяются разочарованием автора, которое он старается каким-либо образом преодолеть. Впрочем, данный период можно назвать апогеем творчества творца. В это время Пушкин завершил свой роман «Евгений Онегин». Это творение можно одним из наиболее красноречивых произведений русской словесности. Лирика Пушкина все больше носит идеологический смысл, автора начинают тревожить вопросы существования. Однако тема любви у Пушкина занимает также особенное место. В особенности романтическая линия проявляется в таких творениях как «Я помню чудное мгновение», «Я вас любил» и «Мадонна». Пушкин всегда сможет отыскать эпитеты, что передадут магическое особенность любви и ее влияние на человека. Лирика поэта очаровывает нежностью, искренностью и сопереживанием, в ней вся великорусская сила русского народа. Пушкин, как никто другой, был способен ликовать природе, красе, гармонии мира и людских взаимоотношений.

Самые известные произведения Пушкина

Перечень, на самом деле, известных произведений Пушкина можно назвать безграничным, именно поэтому мы составим список самых известных из них работ великого классика, среди которых:

  1. Евгений Онегин
  2. Капитанская дочка
  3. Руслан и Людмила
  4. Сказка о царе Салтане
  5. Борис Годунов
  6. Дубровский
  7. Песнь о Вещем Олеге
  8. Маленькие трагедии
  9. Бахчисарайский фонтан
  10. Барышня-крестьянка

Безусловно, это, лишь некоторые из произведения Александра Сергеевича Пушкина, и, если бы он не стал жертвой дуэли, можно с уверенностью сказать, литературных шедевров у русского классика было бы значительно больше. Стоит отметить, А.С.Пушкин — автор, который сумел создать произведения, в которых глубокий философский смысл переплетается с любовью к жизни, Родине, свободе.

VN:F [1.9.22_1171]

Рейтинг 6.4/10 (29 голосов)

Поделитесь с друзьями:

world-mans.ru

Даты и произведения — Александр Сергеевич Пушкин на Пресне



Содержание


ДЕТСКИЕ ГОДЫ
1809-1811. Пушкин сочинил на французском языке пьеску «Похититель» в подражание Мольеру.
ЛИЦЕЙ
1814. 4 июля в журнале «Вестник Европы» №13 появляется первое стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу».
1814. Написаны стихи: «К сестре», «Воспоминания в Царском селе».
1815. Написаны стихи «К живописцу», «Роза», Тень Фонвизина».
1816. Пушкин принят в «Арзамас» — общество передовой литературной молодежи.
Написаны стихи: «Певец». «К Жуковскому»,
1817 Начало работы над поэмой «Руслан и Людмила».
ПЕТЕРБУРГ.
1817 Написана ода «Вольность» – одна из важных причин ссылки Пушкина на юг. «Дельвигу», «Именины».
1818. Написаны стихи: «Жуковскому», «К Чаадаеву»
1819 Вступление Пушкина в члены общества «Зеленая лампа».
Написаны стихи: «Деревня», «Царское село»
1820. Окончена поэма «Руслан и Людмила»
ЮЖНАЯ ССЫЛКА.
1821.февраль. Окончена в Каменке поэма «Кавказский пленник», написаны стихи: «Муза», «Чаадаеву», и др.

1821-1822. Работа над поэмой «Братья-разбойники»
1822. Написаны: «Баратынскому», «Узник». И др.
1823 .Начата работа над романом «Евгений Онегин».
1823 Окончена поэма «Бахчисарайский фонтан», написаны: «Демон», «Ночь».
МИХАЙЛОВСКОЕ.
1824. 10 октября. Окончена поэма «Цыганы», написаны стихи «Давыдову», «На Воронцова».
1825.15 февраля. Выход в свет в Петербурге первой главы «Евгения Онегина», окончена трагедия «Борис Годунов», написана поэма «Граф Нулин», выход в свет книги «Стихотворения Александра Пушкина», «Андрей Шенье», «Зимний вечер».
ПОСЛЕ ССЫЛКИ.
1826. Написаны стихи: «Пророк». «Зимняя дорога», «К Баратынскому».
1827. П. отправляет стихи «Во глубине сибирских руд». Написано «Арион»,
«Стансы», «19 октября 1827» и др.
1828. Написаны стихи «Анчар», «Поэт и толпа» и др.
1829. Написаны стихи: «Е.Ушаковой», «На холмах Грузии», «Я вас любил», «Кавказ»,.
1830 . 6 мая. Помолвка Пушкина с Н.Н. Гончаровой.
1830. Окончены «Гробовщик», «Сказка о попе и работнике его Балде», «станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Домик в Коломне», «Метель», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». – Болдино.
1831 18 февраля. Венчание Пушкина в церкви Большое Вознесение на Малой Никитской ул.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
1831. Написана «Сказка о царе Салтане», «Клеветникам России».
1832Начата повесть «Дубровский».1832-1833 Первоначальные наброски повести «Пиковая дама».
1833Начата повесть «Капитанская дочка», в феврале заканчивает «Дубровского» , 23 марта вышел в свет в Петербурге роман «Евгений Онегин».

1833 . 22 мая. Окончена черновая редакция «Истории Пугачева», «Сказка о рыбаке и рыбке», поэма «Анджело», поэма «Медный всадник», «История Пугачева», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
1834. Выход в свет повести «Пиковая дама» в СПб.
1835. Написаны стихи: «Туча», «Вновь я посетил».
1836. Закончена повесть «Капитанская дочка», стихи: «Я памятник себе воздвиг».

1837. 27 января Дуэль Пушкина с Дантесом.
29 января в 2 часа 45 минут Пушкин скончался.

gumfak.ru

10 самых известных произведений Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин — гений русской литературы XIX века, всемирно известный поэт и прозаик. На счету писателя числятся и повести, и детские сказки, и лирические стихи. Освежить память о школьной программе и творениях великого писателя поможет эта статья, в которой перечислены 10 самых известных произведений Пушкина.

1. Евгений Онегин

evgenij-onegin

Список самых известных произведений Пушкина открывает роман в стихах «Евгений Онегин», вершина русской поэзии и «энциклопедия русской жизни».

Александр Сергеевич начал работу над «Евгением Онегиным» в мае 1823 года, во время ссылки в городе Кишиневе. Произведение было завершено только спустя 8 лет, когда Пушкин был уже в Царском селе – в то время было написано «Письмо Онегина».

Произведение охватывает 1819 по 1825 годы – в этот промежуток времени произошли такие значительные события как разгром армии Наполеона Бонапарта и восстание декабристов. Но основная сюжетная линия разворачивается вокруг любовной истории Татьяны Лариной, Евгения Онегина и Владимира Ленского.

2. Сказка о царе Салтане

skazka-o-care-saltane

Известное произведение написано в 1831 году. Изначально Пушкин хотел рассказать сказку в смешанной форме, одновременно используя и стихи, и прозу. Но в дальнейшем было принято решение отказаться от прозаической формы и вести повествование исключительно в стихах. Сюжет основан на услышанной от няни народной сказке. Писатель значительно изменил сюжет и добавил новых героев – получилось одно из любимых детских произведений.

Сказка рассказывает о женитьбе царя Салтана и появлении на свет его сына по имени Гвидон. Из-за злых проделок родных тетушек могучий богатырь Гвидон Салтанович оказывается на необитаемом острове. Там ему встречается прекрасная и могущественная царевна-Лебедь, которая помогает князю Гвидону воссоединиться с отцом и занять заслуженное место на престоле.

3. Руслан и Людмила

ruslan-i-lyudmila

Написание известной поэмы «Руслан и Людмила» Пушкин начал еще в лицее – почему-то вдохновение на работу именно над этим произведением приходило ему в основном во время болезней. Первыми читателями и «критиками» поэмы были товарищи и учителя будущего великого поэта. Произведение было впервые опубликовано в 1820 году. Только в 1828 году Пушкин дописал знаменитое вступление и добавил несколько пикантных моментов, из-за которых поэт прослыл безнравственным. В 1842 по мотивам этой сказки М.И. Глинкой была написана одноименная опера.

В данном произведение Пушкину удалось сочетать мистику с любовной историей. Главные герои поэмы проходят через множество трудностей, но в итоге сила любви сокрушает все препятствия.

4. Барышня-крестьянка

baryshnya-krestyanka

Очень легкое и добродушное произведение «Барышня-крестьянское» вошло в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Повесть написана осенью 1830 года в Болдино, где Пушкин пережидал эпидемию холеры.

Сюжет повествует о жизни капризной дочери богатого помещика, Лизе Муромской. Лиза притворяется обычной крестьянкой, чтобы сблизиться с Алексеем Берестовым, который не нравится отцу девушки. Лиза создает себе образ необразованной служанки, поэтому Алексей предлагает ей обучение. В итоге парень влюбляется в свою подопечную, даже не догадываясь об ее истинном происхождении.

5. Капитанская дочка

kapitanskaya-dochka

Жанр произведения — исторический роман. Пушкин начал работу над «Капитанской дочкой» одновременно с написанием исторической хроники, повествующей о Пугачевском бунте. Во время работы над романом писатель совершил поездку в Поволжье и Приуралье, чтобы вживую пообщаться с реальными очевидцами крестьянского восстания донского казака Емельяна Пугачева. Александр Сергеевич собрал колоссальный материал для создания очередного шедевра, пропитанного исторической правдой, патриотизмом и любовью к Родине. Впервые роман был опубликован в 1836 году в журнале «Современник».

Главный герой — Петр Андреевич Гринев. Будучи пожилым помещиком, он рассказывает о своем прошлом. Отправляясь на службу, Петр повстречал тогда еще никому не известного Емельяна Пугачева. Казак согласился проводить Петра до постоялого двора — за оказанную услугу Гринев отблагодарил Пугачева тулупом. В дальнейшем роман рассказывает о любовной истории Петра Гринева и дочери коменданта Маши Мироновой.

6. Дубровский

dubrovskij

Сюжет основан на реальных событиях. Пушкин так и не придумал название данному произведению, подписывая его просто 21.10.1832 (дата начала написания романа). Лаконичное название «Дубровский» является заслугой первого издателя. Данное произведение так и не было дописано до конца. Многие критики и «коллеги по цеху» считают это произведение самым неудачным и написанным исключительно ради материальной выгоды. Но факт остается фактом — «Дубровский» стал одним из самых известных произведений Александра Сергеевича.

В центре сюжетной линии два персонажа — Владимир Дубровский и Мария Троекурова. Молодые люди влюблены друг в друга, но их родители враждуют на протяжении многих лет. Отец девушки имеет намерение выдать Машу замуж за другого мужчину, Дубровский пытается этому помешать. Влюбленные придумывают план, призванный сорвать свадьбу. Но история заканчивается трагически.

7. Борис Годунов

boris-godunov

Список самых известных произведений Пушкина продолжает драма под названием «Борис Годунов». Александр Сергеевич остался в восторге от прочитанной буквально взахлеб «Истории государства Российского» Карамзина, что и сподвигло его на написание данного произведения в 1825 году. В тот момент писатель находился в ссылке в селе Михайловском из-за увлечения атеизмом. Позднее Пушкин признался, что именно эта ссылка далась ему особенно тяжело. Видимо из-за этого писатель стал отходить от романтизма к реализму. Несмотря на это, в Михайловском было написано много произведений, ставших известными.

Сюжет исторической трагедии разворачивается в период правления Бориса Годунова и вторжения Лжедмитрия I. Главным героем выступает простой народ, от которого зависит процветание целого государства. Основная тема произведения — власть и человек.

8. Песнь о Вещем Олеге

pesn-o-veshchem-olege

Жанр произведения — баллада. Дата написания — март 1822 года, в тот момент писатель находился в южной ссылке. В то время интерес Александра Сергеевича был обращен к летописям и славянским легендам. Особенно Пушкин был восхищен и заинтересован личностью князя Олега. Именно эти впечатления, а также прочитанная легенда из «Повести временных лет» легли в основу данного произведения.

Сюжет рассказывает о том, как Вещий Олег пытался избежать предсказанной им смерти от собственного коня. Князю не остается ничего другого, как отправиться в военный поход на хазаров без своего верного боевого друга. Возвращаясь из похода, Олег в первую очередь спрашивает о коне, но ему рассказывают о кончине животного. Расстроенный князь отправляется на могилу к боевому товарищу, но там случайно наступает на череп коня, из которого выползает ядовитая змея и жалит Олега. Он погибает от яда.

9. Маленькие трагедии

malenkie-tragedii

Четыре маленьких трагедии Пушкин написал в Болдино, там же, где и «Барышню-крестьянку» — писатель задержался в усадьбе из-за холерного карантина. На написание каждого мини-произведения у Александра Сергеевича ушло от 3 до 7 дней. 23 октября 1830 года он закончил писать первую пьесу, а 6 ноября — последнюю. До сих пор поклонники творчества Пушкина считают, что каждая трагедия — это всего лишь отрывок из отдельного большого произведения, которое так и не увидело свет.

Цикл состоит из четырех пьес, в каждой из которых на первый план выдвигается один из человеческих грехов — алчность, зависть, похоть, чревоугодие. Произведение «Скупой рыцарь» повествует о престарелом бароне, в жизни которого главное место занимают накопленные им за всю жизнь сокровища. В пьесе «Моцарт и Сальере» один музыкант завидует талантам другого юноши, в «Каменном госте» юноша добивается любовного расположения сразу двух дам, а в «Пире во время чумы» пирует несколько мужчин и женщин, несмотря на проезжающую мимо телегу с трупами.

10. Бахчисарийский фонтан

bahchisarijskij-fontan

Поэма написана под влиянием очередной южной ссылки Пушкина, где писатель посещает Крым и воочию видит бахчисарийский фонтан. Еще до этого путешествия Александр Сергеевич слышал от уст одной из своих возлюбленных историю данного памятника, поэтому в основу поэмы легли слова неизвестной современникам девушки, выраженные в стихотворной форме. Работа над поэмой длилась с 1821 по 1823 годы.

Действие произведения разворачивается в XVIII веке. Главный герой — бахчисарийский хан Гирей. У хана был большой гарем, в котором появилась новая пленница — польская княжна Мария. Девушка была холодна к хану, его любовь вызывала у нее только стыд. В хана была влюблена грузинка Зарема, умоляющая Марию отдать ей Гирея. Вскоре Мария умирает, в ту же ночь казнят обвиняемую в смерти полячки Зарему. Опечаленный хан приказывает воздвигнуть в честь Марии фонтан, названный фонтаном слез.

top10reiting.com

Список произведений Пушкина — это… Что такое Список произведений Пушкина?

Список произведений Пушкина по алфавиту. В скобках <> даны те названия, что даны не Александром Сергеевичем. См. по годам Стихотворения Пушкина 1813—1825, Стихотворения Пушкина 1826—1836.

А, Б

В

  • <«Вот здесь лежит больной студент»> (<«Надпись на стене больницы»>)
  • «В древние времена при объявлении войны…» см. <«Заметки по русской истории»>
  • «В дыму, в крови, сквозь тучи стрел» см. «Генералу Пущину»
  • «В надежде славы и добра» см. «Стансы»
  • «В начале жизни школу помню я»
  • «В пещерах Геликона» см. «Батюшкову»
  • «В раю, за грустным Ахероном» см. «Тень Фон-Визина»
  • «В Сибирь» («Во глубине сибирских руд»)
  • «В сиянии и в радостном покое» см. «[[Эпитафия младенцу <кн. Н. С. Волконскому>]]»
  • «В стране, где я забыл тревоги прежних лет» см. «Чедаеву»
  • «Вакхическая песня» («Что смолкнул веселия глас»)
  • «Вдали ты зришь утес уединенный» см. «Эвлега»
  • «Великий день Бородина» см. «Бородинская годовщина»
  • «Видение короля» («Король ходит большими шагами») см.»Песни западных славян»
  • «…Вновь я посетил»
  • «Во глубине сибирских руд» см. «В Сибирь»
  • «Война» («Война!.. Подъяты наконец»)
  • <«Возражение критикам «Полтавы» >
  • <«Возражение на статьи Кюхельбекера в «Мнемозине» >
  • <«Возражение на статью А. Бестужева «Взгляд на русскую словесность в и в начале годов» >
  • «Княгине З. А. Волконской» («Среди рассеянной Москвы»)
  • «Вольность. Ода» («Беги, сокройся от очей»)
  • «Вольтер»
  • «Ворон к ворону летит»
  • «Воспоминания в Царском Селе»
  • «Восстань, о Греция, восстань»
  • «Все в таинственном молчаньи» см. «Гроб Анакреона»
  • «Выстрел» (Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»),

Г

Д

  • «Да, слава в прихотях вольна» см. «Герой»
  • «Давайте пить и веселиться» см. «Добрый совет»
  • «Дар напрасный, дар случайный»
  • «Два чувства дивно близки нам»
  • «Делия» («Ты ль предо мною»)
  • «Деревня» («Приветствую тебя, пустынный уголок»)
  • «Джон Теннер»
  • «Для берегов отчизны дальной»
  • «Добрый совет» («Давайте пить и веселиться»)
  • «Домик в Коломне», поэма
  • «Дубровский»

Е, Ж, З

  • «Евгений Онегин»
  • «Египетские ночи»
  • <«Езерский»>, поэма
  • «Есенин»
  • «Если ехать вам случится»
  • «Есть роза дивная: она»
  • «Желал я душу освежить» (см. также «Я ехал в дальные края»)
  • «Жених» («Три дня купеческая дочь»)
  • <«Заметки по русской истории» > («В древние времена при объявлении войны…»)
  • <«Заметки по русской истории XVIII в.» >
  • <«Замечания на черноморских и донских казаков» >
  • <«Записи народных сказок» > (I. «Некоторый царь задумал жениться…»)
  • «Здесь Пушкин погребен, он с Музой молодою» см. «Моя эпитафия»

И

  • <«Из Байрона» > («Нет ветра — синяя волна»)
  • «Из Пиндемонти» («Не дорого ценю я громкие права»)
  • «Из Alfieri» («Сомненье, страх, порочную надежду»)
  • «История Петра»
  • «История Пугачева»

К

  • «К вельможе» («От северных оков освобождая мир»)
  • «К Лицинию (С латинского)» («Лициний, зришь ли ты? на быстрой колеснице»)
  • «К морю» («Прощай, свободная стихия»)
  • «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы»)
  • «Кавказ» («Кавказ подо мною. Один в вышине»)
  • «Кавказский пленник», повесть
  • «Как ныне сбирается вещий Олег» см. «Песнь о вещем Олеге»
  • «Как по Волге реке, по широкой» см. «Песни о Стеньке Разине»
  • «Как счастлив я, когда могу покинуть»
  • «Каменный гость»
  • «Капитанская дочка»
  • «Кирджали»
  • «Клеопатра» («Чертог сиял. Гремели хоры»)
  • «Когда б не смутное влеченье»
  • «Когда кот ходит по цепи вокруг дуба»
  • «Когда порой воспоминанье»
  • «Конь» («Что ты ржешь, мой конь ретивый») см. «Песни западных славян»
  • «Король ходит большими шагами» (Видение короля) см. «Песни западных славян»
  • «Краев чужих неопытный любитель»
  • «Кривцову» («Не пугай нас, милый друг»)

Л

  • «Леда (Кантата)» («Средь темной рощицы, под тенью лип душистых»)
  • «Лициний, зришь ли ты? на быстрой колеснице» см. «К Лицинию»
  • «Лук звенит, стрела трепещет» см. «Эпиграмма» (Из Антологии)
  • «Любви, надежды, тихой славы» см. «К Чедаеву»

М

  • «Мадона (стихотворение Пушкина)» («Не множеством картин старинных мастеров»)
  • «Маленькие трагедии»
  • <«Материалы к «Отрывкам из писем, мыслям и замечаниям» >
  • «Медный всадник» (Петербургская повесть)
  • «Меж тем, как изумленный мир» см. «Андрей Шенье»
  • «Метель» (Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
  • «Мне бой знаком — люблю я звук мечей»
  • «Мне не спится, нет огня» см. «Стихи, сочиненные ночью, во время бессонницы»
  • «Мое беспечное незнанье»
  • «Моему Аристарху» («Помилуй, трезвый Аристарх»)
  • «Мой голос для тебя и ласковый и томный» см. «Ночь»
  • <«Мордвинову» > («Под хладом старости угрюмо угасал»)
  • «Моцарт и Сальери»
  • «Моя родословная» («Смеясь жестоко над собратом»)
  • «Моя эпитафия» («Здесь Пушкин погребен, он с Музой молодою»)
  • «Мчатся тучи, вьются тучи» см. «Бесы»
  • «Мы проводили вечер на даче…»

Н

  • «На холмах Грузии лежит ночная мгла»
  • <«Начало автобиографии» >
  • <«Начало новой автобиографии» > («Прадед мой Александр Петрович…») см. <«Начало автобиографии»>
  • «Не дай мне бог сойти с ума»
  • «Не дорого ценю я громкие права» см. «Из Пиндемонти»
  • «Не множеством картин старинных мастеров» см. «Мадона (стихотворение Пушкина)»
  • «Не пугай нас, милый друг» см. «Кривцову»
  • «Несмотря на великие преимущества…» см. «Отрывок»
  • «Не тем горжусь я, мой певец» см. <«В. Ф. Раевскому»>
  • «Некоторый царь задумал жениться» см. <«Записи народных сказок»>
  • «Ненастный день потух; ненастной ночи мгла»
  • «Нет ветра — синяя волна» см. <«Из Байрона»>
  • «Ночь» («Мой голос для тебя и ласковый и томный»)
  • «Нас было много на челне» см. «Арион»

О

  • <«О драмах Байрона» >
  • «О, жены чистые пророка» см.»Подражания Корану»
  • <«О Мильтоне и Шатобриановом переводе «Потерянного рая» >
  • <«О народности в литературе» >
  • «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова»
  • <«О прозе» >
  • <«Об альманахе «Северная Лира» >
  • «Объяснение» («Одно стихотворение, напечатанное в моем журнале…»)
  • «Ода его сият. гр. Дм. Ив. Хвостову» («Султан ярится. Кровь Эллады»)
  • «Ода LVI» (Из Анакреона) («Поредели, побелели»)
  • «Одни стихи ему читала»
  • «Одно стихотворение, напечатанное в моем журнале…» см.»Объяснение»
  • «Октябрь уж наступил — уж роща отряхает» см. «Осень» (Отрывок)
  • <«Опровержение на критики» >
  • «Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений»
  • «Опять увенчаны мы славой»
  • «Осень» (Отрывок) («Октябрь уж наступил — уж роща отряхает»)
  • «От северных оков освобождая мир» см. «К вельможе»
  • «Отрывки из писем, мысли и замечания»
  • «Отрывки из путешествия Онегина» см. «Евгений Онегин»
  • «Отрывок» («Несмотря на великие преимущества…»)
  • «Отрывок из неизданных записок дамы» (г.) см. «Рославлев»

П

  • «Песни западных славян»
  • «Песни о Стеньке Разине»
  • «Песнь о вещем Олеге» («Как ныне сбирается вещий Олег»)
  • «Пиковая дама»
  • «Пир во время чумы»
  • <«План статьи о русских песнях» >
  • <«Планы повести о стрельце» >
  • <«Плетневу» > («Ты мне советуешь, Плетнев любезный»)
  • «Цикл „Повести покойного Ивана Петровича Белкина“»
  • <«Повесть из римской жизии» >
  • «Погасло дневное светило»
  • «Под хладом старости угрюмо угасал» см.<«Мордвинову»>
  • «Подражания Корану»
  • «Пока не требует поэта» см. «Поэт»
  • «Полководец» («У русского царя в чертогах есть палата»)
  • «Полтава», поэма
  • «Помилуй, трезвый Аристарх» см. «Моему Аристарху»
  • «Поредели, побелели» см. «Ода LVI» (Из Анакреона)
  • «Послание Дельвигу» («Прими сей череп, Дельвиг, он»)
  • «Последний из свойственников Иоанны д’Арк»
  • «Поэт (Пока не требует поэта)»
  • «Поэт и толпа» («Поэт по лире вдохновенной»)
  • «Поэт и чернь» см. «Поэт и толпа»
  • «Поэт по лире вдохновенной» см. «Поэт и толпа»
  • «Презрев и голос укоризны»
  • «Прибежали в избу дети» см. «Утопленник»
  • «Приветствую тебя, пустынный уголок» см. «Деревня»
  • «Приметы» («Я ехал к вам: живые сны»)
  • «Прими сей череп, Дельвиг, он» см. «Послание Дельвигу»
  • «Пророк»
  • «Простой воспитанник природы» см. «Кн. Голицыной, посылая ей оду «Вольность»»
  • «Прощай, свободная стихия» см. «К морю»
  • «Пускай поэт с кадильницей наемной» см. «Сон (Отрывок)»
  • «Путешествие в Арзрум во время похода г.»
  • «Путешествие Онегина» см. «Евгений Онегин»

Р

  • «Радивой поднял желтое знамя» (Битва у Зеницы-Великой) см.»Песни западных славян»
  • <«В. Ф. Раевскому» > («Не тем горжусь я, мой певец»)
  • <«В. Ф. Раевскому» > («Ты прав, мой друг — напрасно я презрел»)
  • «Ревет ли зверь в лесу глухом» см. «Эхо»
  • «Редеет облаков летучая гряда»
  • <«Роман в письмах» >
  • «Рославлев»
  • «Российская Академия (статья)»
  • «Руслан и Людмила», поэма

С

Т

  • <«Тазит» >, поэма
  • «Тебя зову на томной лире»
  • «Тень Фон-Визина» («В раю, за грустным Ахероном»)
  • «Толпа глухая»
  • «Три дня купеческая дочь» см. «Жених»
  • «Ты ль предо мною» см. Делия
  • «Ты мне советуешь, Плетнев любезный» см. <«Плетневу» >
  • «Ты прав, мой друг, напрасно я презрел» см. <«В. Ф. Раевскому»>
  • «Ты просвещением свой разум осветил»
  • «Туча»
  • «Тургенев»

У, Ф, Х, Ц

  • «У русского царя в чертогах есть палата» см. «Полководец»
  • «Увы! язык любви болтливый»
  • «Утопленник» («Прибежали в избу дети»)
  • «Фавн и пастушка. Картины» («С пятнадцатой весною»)
  • «Философ ранний, ты бежишь» см. «Стансы Толстому»
  • «Французская Академия»
  • «Ходил Стенька Разин» см. «Песни о Стеньке Разине»
  • «Царей потомок Меценат»
  • «Царь Никита и сорок его дочерей»
  • «Цветок» («Цветок засохший, безуханный»)
  • «Цыганы», поэма

Ч

  • «Часто, часто я беседовал» см. «Бова» (Отрывок из поэмы)
  • «Чедаеву» («В стране, где я забыл тревоги прежних лет»)
  • «Чем чаще празднует Лицей»
  • «Чертог сиял. Гремели хоры» см. «Клеопатра»
  • «Что белеется на горе зеленой»
  • «Что не конский топ, не людская молвь» см. «Песни о Стеньке Разине»
  • «Что смолкнул веселия глас» см. «Вакхическая песня»
  • «Что ты ржешь, мой конь ретивый» («Конь») см. «Песни западных славян»

Э, Ю, Я

  • «Эвлега» («Вдали ты зришь утес уединенный»)
  • «Эпиграмма» (Из Антологии) («Лук звенит, стрела трепещет»)
  • «Эпитафия младенцу <кн. Н. С. Волконскому >» («В сиянии и в радостном покое»)
  • «Эхо» («Ревет ли зверь в лесу глухом»)
  • «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году»
  • «Я ехал в дальные края» (см. «также „Желал я душу освежить“),
  • „Я ехал к вам: живые сны“ см. „Приметы“»
  • «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
  • «Я ускользнул от эскулапа» см. «N. N. <В. В. Энгельгардту>»

N

  • «N. N. <В. В. Энгельгардту>» («Я ускользнул от эскулапа»)

См. также

dic.academic.ru

Список самых известных произведений А.С. Пушкина

Книги ПушкинаТворения А.С. Пушкина – это самые яркие и самые чистые бриллианты в ожерелье русской литературы XIX века. Одни – более крупные, другие – помельче. Одни произведения более известные и признанные, другие – знакомы лишь литературоведам. Но все они внесли неоценимый вклад в развитие русской литературы и культуры. Многие поэты и прозаики учились у Пушкина, как надо писать.

Краткость – сестра таланта. Эти слова приписываются Пушкину. И он умел писать сжато, емко, заставляя читателя прочитывать его произведения между строк.

Сказки Пушкина, написанные в последние годы жизни можно назвать лидерами популярности. Трудно найти человека, который не знал бы сказки «О рыбаке и рыбке», «О попе и его работнике Балде», «О царе Салтане». С этими сказками выросло не одно поколение россиян. Кому-то их читали родители, кто-то сам учился читать по этим сказкам, а кто-то помнит их по мультипликациям. Сказки Пушкина учат добру и мудрости.

«Евгений Онегин» (1823-1831) Разговор о самых известных произведениях следует начинать с этого романа в стихах. Произведение было завершено в 1831 году. Оно было самым обсуждаемым из всех произведений Пушкина еще в XIX веке. И самым критикуемым. На это произведение П.И. Чайковский написал одноименную оперу.

Историческая трагедия «Борис Годунов» (1825) была написана после прочтения Пушкиным «истории Государства Российского». Одним из первых слушателей этой трагедии стал император Николай I. Пушкин сам читал ему избранные отрывки из этого произведения. В 1869 году по трагедии Пушкина М. Мусоргским была написана одноименная опера. И трагедия, и опера до сих пор составляют и культурное наследие русского музыкального и драматического театров. Эти произведения ставятся на лучших сценических площадках России.

«Пиковая дама» (1830). Полумистическая повесть «Пиковая дама» привлекает внимание читателей до сих пор. По этому произведению Чайковским была написана опера. Повесть неоднократно экранизировалась. Последняя экранизация этого произведения датирована 2016 годом. «Пиковая дама» тогда же, почти сразу после написания, была переведена на французский язык известным новеллистом XIX века — Проспером Мериме.

Повести Белкина также были написаны в 1930 году. Этот цикл состоит из пяти замечательных повестей. Все 5 повестей написаны в различных литературных стилях, но каждая из них по-своему интересна.

  • Повесть «Выстрел», написана в стиле романтизма. В повести присутствует романтический герой – таинственный и великодушный.
  • «Метель» — полумистическая повесть.
  • Повесть «Гробовщик» — реалистичная, с готическими элементами.
  • «Станционный смотритель» — сентиментальная повесть
  • «Барышня- крестьянка» — добродушно водевильная, написанная с юмором.

Роман «Дубровский» (1832) в чем-то перекликается с «Барышней-крестьянкой». Остался незавершенным. Только «Барышня-крестьянка» заканчивается благополучно, с примирением отцов и свадьбой молодых, а в «Дубровском» происходит трагедия. Эта повесть написана в стиле русского разбойничьего романа, и созвучна с произведениями Вальтера Скотта о Робин-Гуде.

«Кавказский пленник» (1820-1821) – первая из южных романтических поэм, написанная в байроновском стиле.

«Бахчисарайский фонтан»(1821-1823) годы – изящная романтическая поэма о любви и трагической гибели. По этой, полной трагизма поэме, композитор Борис Асафьев написал хореографическую поэму.

Стихотворение «Воспоминания в Царском селе»(1814) может быть, не стало самыми читаемым произведением, но оно привлекло внимание к Пушкину. «Я не умер. Теперь я знаю, кто заменит меня», — сказал Державин, услышав это произведение.

Ода «Вольность» (1817) изобличающая царское самодержавие. Это и другие свободолюбивые стихотворения Пушкина стали привлекать к себе внимание, расходились в списках, и послужили причиной царской немилости к Пушкину.

Послание «К Чаадаеву» (1818) стало своеобразным гимном декабристов, призывом к действию.

Лирическое стихотворение «Я помню чудное мгновенье» (1825) – это чудесное, одухотворенное произведение о любви, ставшее прекрасным романсом. Это стихотворение — великолепный образец любовной лирики.

«Пророк» (1826)- философское произведение, в котором поэт определяет свое место и назначение в этой жизни.

Стихотворение «Зимнее утро» (1829) — это очаровательное описание русской природы. Стихотворение передает приподнятое настроение поэта.

«Осень» (1833). В этом произведении поэт описывает не только осень. Он характеризует все времена года, передает их через свое мироощущение.

В стихотворении «Памятник» (1836) поэт подводит итог сделанному и прожитому. В нем звучит завещание будущим поэтам.

Список замечательных произведений можно продолжать. Ведь у Пушкина одних стихов более семисот. Добрая половина этих произведений на слуху. Их читают, изучают в школе. Пушкинскими строками признаются в любви, их просто цитируют.

 

poetpushkin.ru

Стихотворения Пушкина 1809—1825 — Викитека

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Перейти к навигации Перейти к поиску См. также Стихотворения в алфавитном порядке
Стихотворения 1809—1812 г.[править]
Стихотворения 1813 г.[править]
Стихотворения 1814 г.[править]
  • К другу стихотворцу («Арист! И ты в толпе служителей Парнасса…»)
  • Кольна. (Подражение Оссиану) («Источник быстрый Каломоны…») → Макферсон/Костров
  • Эвлега («Вдали ты зришь утес уединенный…») → Парни
  • Осгар («По камням гробовым, в туманах полуночи…»)
  • Рассудок и любовь («Младой Дафнис, гоняясь за Доридой…»)
  • К сестре («Ты хочешь, друг бесценный…») в старой орфографии К сестре («Ты хочешь, друг бесценный…»)Иллюстрация
  • Красавице, которая нюхала табак («Возможно ль? вместо роз, Амуром насажденных…»)
  • Эпиграмма («Арист нам обещал трагедию такую…»)
  • Козак («Раз, полунощной порою…») → Из фольклорных источников
  • Князю А. М. Горчакову («Пускай, не знаясь с Аполлоном…»)
  • Опытность («Кто с минуту переможет…»)
  • Блаженство («В роще сумрачной, тенистой…»)
  • Лаиса Венере, посвящая ей свое зеркало («Вот зеркало моё — прими его, Киприда…») → Платон/Авсоний/Вольтер
  • К Наташе («Вянет, вянет лето красно…»)
  • Пирующие студенты («Друзья! досужный час настал…»)
  • Бова. (Отрывок из поэмы) («Часто, часто я беседовал…»)
  • К Батюшкову («Философ резвый и пиит…»)
  • Эпиграмма. (Подражание французскому) («Супругою твоей я так пленился…») → Секунд/Руссо
  • К Н. Г. Ломоносову («И ты, любезный друг, оставил…»)
  • На Рыбушкина («Бывало, прежних лет герой…»)
  • Воспоминания в Царском Селе («Навис покров угрюмой нощи…»)
  • Романс («Под вечер, осенью ненастной…»)
  • Леда. (Кантата) («Средь темной рощицы, под тенью лип душистых…»)
  • Stances («Avez-vous vu la tendre rose…»)
  • Mon portrait («Vous me demandez mon portrait…»)
  • «Мы недавно от печали…» — (Отрывки)
Стихотворения 1815 г.[править]
  • Городок. (К ***) («Прости мне, милый друг…») в старой орфографии Городок. (К ***) («Прости мне, милый друг…»)
  • Вода и вино («Люблю я в полдень воспаленный…») в старой орфографии Вода и вино («Люблю я в полдень воспаленный…»)
  • Измены («Всё миновалось…») в старой орфографии Измены («Всё миновалось…»)
  • К Лицинию. (С латинского) («Лициний, зришь ли ты? на быстрой колеснице…») в старой орфографии К Лицинию. (С латинского) («Лициний, зришь ли ты? на быстрой колеснице…»)
  • Батюшкову («В пещерах Геликона…») в старой орфографии Батюшкову («В пещерах Геликона…»)
  • Наполеон на Эльбе (1815) («Вечерняя заря в пучине догорала…») в старой орфографии Наполеон на Эльбе (1815) («Вечерняя заря в пучине догорала…»)
  • К Пущину. (4 мая) («Любезный именинник…») в старой орфографии К Пущину. (4 мая) («Любезный именинник…»)
  • К Галичу («Пускай угрюмый рифмотвор…») в старой орфографии К Галичу («Пускай угрюмый рифмотвор…»)
  • Мечтатель («По небу крадется луна…» в старой орфографии Мечтатель («По небу крадется луна…»
  • Моё завещание. Друзьям («Хочу я завтра умереть…») в старой орфографии Моё завещание. Друзьям («Хочу я завтра умереть…»)
  • К ней («Эльвина, милый друг, приди, подай мне руку…») в старой орфографии К ней («Эльвина, милый друг, приди, подай мне руку…»)
  • К молодой актрисе («Ты не наследница Клероны…») в старой орфографии К молодой актрисе («Ты не наследница Клероны…»)
  • Воспоминание. (К Пущину) («Помнишь ли, мой брат по чаше…») в старой орфографии Воспоминание. (К Пущину) («Помнишь ли, мой брат по чаше…»)
  • Послание к Галичу («Где ты, ленивец мой…») в старой орфографии Послание к Галичу («Где ты, ленивец мой…»)
  • Моя эпитафия («Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою…») в старой орфографии Моя эпитафия («Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою…»)
  • Сражённый рыцарь («Последним сияньем за лесом горя…») в старой орфографии Сражённый рыцарь («Последним сияньем за лесом горя…»)
  • К Дельвигу («Послушай, муз невинных…») в старой орфографии К Дельвигу («Послушай, муз невинных…»)
  • Роза («Где наша роза…») в старой орфографии Роза («Где наша роза…»)
  • На возвращение государя императора из Парижа в 1815 году («Утихла брань племен; в пределах отдаленных…») в старой орфографии На возвращение государя императора из Парижа в 1815 году («Утихла брань племен; в пределах отдаленных…»)
  • «Итак я счастлив был, итак я наслаждался…» в старой орфографии «Итак я счастлив был, итак я наслаждался…»
  • Слеза («Вчера за чашей пуншевою…») в старой орфографии Слеза («Вчера за чашей пуншевою…»)
  • «Угрюмых тройка есть певцов…» в старой орфографии «Угрюмых тройка есть певцов…»
  • К бар. М. А. Дельвиг («Вам восемь лет, а мне семнадцать било…») в старой орфографии К бар. М. А. Дельвиг («Вам восемь лет, а мне семнадцать било…»)
  • Моему Аристарху («Помилуй, трезвый Аристарх…») в старой орфографии Моему Аристарху («Помилуй, трезвый Аристарх…»)
  • Тень Фон-Визина («В раю, за грустным Ахероном…») в старой орфографии Тень Фон-Визина («В раю, за грустным Ахероном…»)
  • Гроб Анакреона («Всё в таинственном молчаньи…») в старой орфографии Гроб Анакреона («Всё в таинственном молчаньи…»)
  • Послание к Юдину («Ты хочешь, милый друг, узнать…») в старой орфографии Послание к Юдину («Ты хочешь, милый друг, узнать…»)
  • К живописцу («Дитя Харит и вображенья…») в старой орфографии К живописцу («Дитя Харит и вображенья…») 100 percent.svg
Стихотворения 1816 г.[править]
  • «Заутра с свечкой грошевою…» в старой орфографии «Заутра с свечкой грошевою…»
  • Усы. Философическая ода («Глаза скосив на ус кудрявый…») в старой орфографии Усы. Философическая ода («Глаза скосив на ус кудрявый…»)
  • <Из письма к кн. П. А. Вяземскому.> («Блажен, кто в шуме городском…») в старой орфографии <Из письма к кн. П. А. Вяземскому.> («Блажен, кто в шуме городском…»)
  • <Из письма к В. Л. Пушкину.> («Христос воскрес, питомец Феба…») в старой орфографии <Из письма к В. Л. Пушкину.> («Христос воскрес, питомец Феба…»)
  • Принцу Оранскому («Довольно битвы мчался гром…») в старой орфографии Принцу Оранскому («Довольно битвы мчался гром…»)
  • Сон. (Отрывок) («Пускай Поэт с кадильницей наемной…») в старой орфографии Сон. (Отрывок) («Пускай Поэт с кадильницей наемной…»)
  • Кж. В. М. Волконской («On peut très bien, mademoiselle…») в старой орфографии Кж. В. М. Волконской («On peut très bien, mademoiselle…»)
  • Экспромт на Агареву («В молчаньи пред тобой сижу…») в старой орфографии Экспромт на Агареву («В молчаньи пред тобой сижу…»)
  • Окно («Недавно темною порою…») в старой орфографии Окно («Недавно темною порою…»)
  • К Жуковскому («Благослови, поэт! В тиши Парнасской сени…») в старой орфографии К Жуковскому («Благослови, поэт! В тиши Парнасской сени…»)
  • Осеннее утро («Поднялся шум; свирелью полевой…») в старой орфографии Осеннее утро («Поднялся шум; свирелью полевой…»)
  • Разлука («Когда пробил последний счастью час…») в старой орфографии Разлука («Когда пробил последний счастью час…»)
  • Истинна («Издавна мудрые искали…») в старой орфографии Истинна («Издавна мудрые искали…»)
  • На Пучкову («Зачем кричишь ты, что ты дева…») в старой орфографии На Пучкову («Зачем кричишь ты, что ты дева…»)
  • Дяде, назвавшему сочинителя братом («Я не совсем ещё рассудок потерял…») в старой орфографии Дяде, назвавшему сочинителя братом («Я не совсем ещё рассудок потерял…»)
  • Наездники («Глубокой ночи на полях…») в старой орфографии Наездники («Глубокой ночи на полях…»)
  • Элегия («Счастлив, кто в страсти сам себе…») в старой орфографии  Элегия («Счастлив, кто в страсти сам себе…»)
  • Месяц («Зачем из облака выходишь…») в старой орфографии Месяц («Зачем из облака выходишь…»)
  • Певец («Слыхали ль вы за рощей глас ночной…») в старой орфографии Певец («Слыхали ль вы за рощей глас ночной…»)
  • К сну («Знакомец милый и старинный…») в старой орфографии  К сну («Знакомец милый и старинный…»)
  • Слово милой («Я Лилу слушал у клавира…») в старой орфографии  Слово милой («Я Лилу слушал у клавира…»)
  • «Любовь одна — веселье жизни хладной…» в старой орфографии «Любовь одна — веселье жизни хладной…»
  • Элегия («Я видел смерть; она в молчаньи села…») в старой орфографии  Элегия («Я видел смерть; она в молчаньи села…»)
  • Желание («Медлительно влекутся дни мои…») в старой орфографии Желание («Медлительно влекутся дни мои…»)
  • Друзьям («К чему, весёлые друзья…») в старой орфографии Друзьям («К чему, весёлые друзья…»)
  • Элегия («Я думал, что любовь погасла навсегда…») в старой орфографии Элегия («Я думал, что любовь погасла навсегда…»)
  • Наслажденье («В неволе скучной увядает…») в старой орфографии Наслажденье («В неволе скучной увядает…»)
  • К Маше («Вчера мне Маша приказала…») в старой орфографии К Маше («Вчера мне Маша приказала…»)
  • Заздравный кубок («Кубок янтарный…») в старой орфографии Заздравный кубок («Кубок янтарный…»)
  • Послание Лиде («Тебе, наперсница Венеры…») в старой орфографии  Послание Лиде («Тебе, наперсница Венеры…»)
  • Амур и Гименей. (Сказка) («Сегодня, добрые мужья…») в старой орфографии Амур и Гименей. (Сказка) («Сегодня, добрые мужья…»)
  • Фиал Анакреона («Когда на поклоненье…») в старой орфографии Фиал Анакреона («Когда на поклоненье…»)
  • К Шишкову («Шалун, увенчанный Эратой и Венерой…») в старой орфографии К Шишкову («Шалун, увенчанный Эратой и Венерой…»)
  • Пробуждение (Мечты, мечты…) в старой орфографии Пробуждение (Мечты, мечты…)
  • Ноэль на лейб-гусарский полк («В конюшнях Левашова…») — (Отрывки) в старой орфографии Ноэль на лейб-гусарский полк («В конюшнях Левашова…») — (Отрывки)
Стихотворения 1817 г. (Лицей)[править]
  • К Каверину («Забудь, любезный мой Каверин…»)
  • Элегия («Опять я ваш, о юные друзья…»)
  • К молодой вдове («Лида, друг мой неизменный…»)
  • Безверие («О вы, которые с язвительным упреком…»)
  • К Дельвигу («Блажен, кто с юных лет увидел пред собою…»)
  • Стансы. (Из Вольтера) («Ты мне велишь пылать душою…») → Вольтер
  • Послание к В. Л. Пушкину («Скажи, Парнасский мой отец…»)
  • Письмо к Лиде («Лишь благосклонный мрак раскинет…»)
  • Князю А. М. Горчакову («Встречаюсь я с осьмнадцатой весной…»)
  • В альбом («Пройдет любовь, умрут желанья…»)
  • В альбом Илличевскому («Мой друг! неславный я поэт…»)
  • Товарищам («Промчались годы заточенья…»)
  • Надпись на стене больницы («Вот здесь лежит больной студент…»)
  • В альбом Пущину («Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок…»)
  • Кюхельбекеру («В последний раз, в тиши уединенья…»)
  • К портрету Каверина («В нем пунша и войны кипит всегдашни жар…»)
  • К письму («В нем радости мои; когда померкну я»)
  • Сновидение («Недавно, обольщен прелестным сновиденьем…») → Вольтер
  • Она («Печален ты; признайся, что с тобой…»)
Стихотворения 1813—1817 гг.[править]
  • Старик. (Из Марота) («Уж я не тот философ страстный…») → Маро
  • К Делии («О Делия драгая…») в старой орфографии К Делии («О Делия драгая…»)Иллюстрация
  • Делия («Ты ль передо мною…») в старой орфографии Делия («Ты ль передо мною…»)
  • Фавн и Пастушка. Картины («С пятнадцатой весною…»)
  • Погреб («О сжальтесь надо мною…»)
  • «И останешься с вопросом…»
  • «От всенощной вечор идя домой…»
  • «Я сам в себе уверен…»
  • Couplets («Quand un poète en son extase…»)
  • Эпиграмма («„ Скажи, что нового.“ — Ни слова…»)
  • «Больны вы, дядюшка? Нет мочи…»
  • Надпись к беседке («С благоговейною душой…»)
  • «Вот Виля — он любовью дышет…»
  • На гр. А. К. Разумовского («Ах! боже мой, какую…»)
  • На Баболовский дворец («Прекрасная! пускай восторгом насладится…»)
  • «Пожарский, Минин, Гермоген…»
  • Эпиграмма на смерть стихотворца («Покойник Клит в раю не будет…»
  • Портрет («Вот карапузик наш, монах…»)
  • Сравнение («Не хочешь ли узнать, моя драгая…»)
  • На Пучкову («Пучкова, право, не смешна…»)
  • Твой и мой («Бог весть, за что философы, пииты…»)
  • «Тошней идиллии и холодней чем ода…»
Коллективные стихотворения 1816 г.[править]
Dubia, 1813—1817 гг.[править]
Лицейские стихотворения, переделанные после Лицея[править]
  • Лицинию («Лициний, зришь ли ты: на быстрой колеснице…») в старой орфографии Лицинию («Лициний, зришь ли ты: на быстрой колеснице…»)
  • Старик (версия 2, «Уж я не тот любовник страстный…») в старой орфографии  Старик (версия 2, «Уж я не тот любовник страстный…») → Маро
  • Роза (версия 2, «Где наша роза…») в старой орфографии Роза (версия 2, «Где наша роза…»)
  • Гроб Анакреона (версия 2, «Всё в таинственном молчаньи…») в старой орфографии Гроб Анакреона (версия 2, «Всё в таинственном молчаньи…»)
  • Певец (версия 2, «Слыхали ль вы за рощей глас ночной…») в старой орфографии Певец (версия 2, «Слыхали ль вы за рощей глас ночной…»)
  • К Морфею («Морфей, до утра дай отраду…») в старой орфографии К Морфею («Морфей, до утра дай отраду…»)
  • Друзьям («Богами вам ещё даны…») в старой орфографии Друзьям («Богами вам ещё даны…»)
  • Амур и Гименей (версия 2, «Сегодня, добрые мужья…») в старой орфографии  Амур и Гименей (версия 2, «Сегодня, добрые мужья…»)
  • Шишкову (версия 2. «Шалун, увенчанный Эратой и Венерой…») в старой орфографии Шишкову (версия 2. «Шалун, увенчанный Эратой и Венерой…»)
  • Пробуждение (версия 2, «Мечты, мечты…») в старой орфографии Пробуждение (версия 2, «Мечты, мечты…»)
  • Любопытный («— Что ж нового?» «Ей-богу, ничего…») в старой орфографии Любопытный («— Что ж нового?» «Ей-богу, ничего…»)
  • К Каверину (версия 2, «Забудь, любезный мой Каверин…») в старой орфографии К Каверину (версия 2, «Забудь, любезный мой Каверин…»)
  • Дельвигу («Любовью, дружеством и ленью…») в старой орфографии  Дельвигу («Любовью, дружеством и ленью…»)
  • В. Л. Пушкину («Что восхитительней, живей…») в старой орфографии В. Л. Пушкину («Что восхитительней, живей…») 100 percent.svg
  • Разлука («В последний раз, в сени уединенья…») в старой орфографии Разлука («В последний раз, в сени уединенья…»)
Стихотворения 1817 г. (После Лицея)[править]
Стихотворения 1818 г.[править]
  • Торжество Вакха («Откуда чудный шум, неистовые клики?..»)
  • Кн. Голицыной. Посылая ей оду «Вольность» («Простой воспитанник Природы…») 100 percent.svg
  • «Когда сожмёшь ты снова руку…» 100 percent.svg
  • Выздоровление («Тебя ль я видел, милый друг?..»)
  • Жуковскому («Когда, к мечтательному миру…»)   Иллюстрация
  • К портрету Жуковского («Его стихов пленительная сладость…»)   Иллюстрация
  • <На Каченовского> («Бессмертною рукой раздавленный Зоил…»)
  • «Могущий бог садов — паду перед тобой…» 100 percent.svg
  • «Дубравы, где в тиши свободы…» 100 percent.svg
  • Мечтателю («Ты в страсти горестной находишь наслажденье…»)
  • К Н. Я. Плюсковой («На лире скромной, благородной…») 100 percent.svg
  • К *** («Счастлив, кто близ тебя, любовник упоенный…») 100 percent.svg
  • «И я слыхал, что Божий свет…» 100 percent.svg
  • «Как сладостно!.. но, боги, как опасно…» 100 percent.svg
  • Сказки. Noёl («Ура! в Россию скачет…»)
  • Прелестнице («К чему нескромным сим убором…»)
  • К Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы…»)
Стихотворения 1819 г.[править]

ru.wikisource.org

Становление личности Пушкина. Раннее творчество Пушкина — Пушкин А.С.

Становление личности Пушкина происходило в период подведения в России итогов Французской революции XVIII века, войны 1812 года и последовавших за нею острых споров дворянской интеллигенции о дальнейших путях России и Европы. Поступив в 1811 году в Царскосельский лицей, Пушкин очень скоро выдвигается здесь в число первых лицейских поэтов, а затем становится их бесспорным лидером. Причем уже в лицейские годы определяется его поразительный поэтический талант. Его старшие современники — Жуковский и Батюшков — уже вскоре признают превосходство его поэтического гения.

С первых лет жизни Пушкин очень много читает. С огромной быстротой он знакомится с поэзией современной ему Европы, жадно впитывает в себя новые явления общественной мысли, культурной и исторической жизни России и Запада, постоянно следя за развитием русской и европейской прозы, поэзии и журналистики. И в то же время уже в ранние лицейские годы определяется исключительная уникальность его дарования.

Раннее творчество Пушкина (лицейские стихотворения) исполнено свежего, радостного чувства любви к жизни, восторга и преклонения перед ней. Молодой поэт с необыкновенной силой ощущает прелесть и поэзию жизни во всех ее проявлениях. В то же время его привлекает не только чувственная сторона жизни, ее яркие краски и запахи, как Державина. Пушкин необыкновенно ясно сознает иерархию жизненных ценностей и оценивает каждое переживание, каждое явление и предмет соответственно его внутренней мере, его истинному месту в человеческой жизни (или в жизни природы). Его чувства полны необыкновенного внутреннего изящества и благородства. Натура его широко открыта окружающей жизни — и в то же время для каждого предмета и для каждого чувства он находит соответствующий ему, адекватный способ выражения.

Всякая поэтическая выспренность, аффектация, декламация, жеманность, всякое проявление искусственности и неестественности слога или жажда внешнего эффекта глубоко чужды ему. Он может быть и весел, и грустен, и насмешлив, может легко и бездумно отдаваться поэтическому озорству,— и вместе с тем в его поэзии везде и всегда разлиты глубокая мысль и глубокое, сердечное чувство. Любое проявление жизни — простое и сложное, веселое и грустное, поэзия и проза жизни с одинаковым правом входят в его поэзию и занимают в ней свое место в соответствии со своей реальной, жизненной ценностью для человека.

При таком удивительном «такте действительности» неудивительно, что поэзия Пушкина неотделима от его биографии. И в самые ранние годы, и позднее поэзия Пушкина до предела насыщена поэтическими реалиями, почерпнутыми из внутренней, душевной, и внешней жизни поэта. По мере того, как мы начинаем читать стихи Пушкина в хронологическом порядке, перед нами все более широко открывается тот мир, который окружал его в лицейские и последующие годы, проходят образы реальных людей, с которыми он общался в каждый период жизни, картины окружавшей его природы, исторические лица и события тех лет, чувства и переживания, которые сменялись в его душе, владевшие поэтом на разных отрезках его жизненного пути увлечения и пристрастия.

При этом молодой Пушкин в первые годы жизни еще не чужд зависимости от тех поэтических тем, образов и традиций и тех словесных клише, которые господствовали в поэзии его предшественников. Он отдает щедрую дань анакреонтическим мотивам, воспевает вино, любовь, поэзию, дружбу, его ранние стихотворения населяют — наряду с образами и мотивами, рожденными реальной жизнью,— условные, мифологические образы и мотивы. Его увлекают то колкий, эпиграмматический слог Вольтера, то эротическая струя поэзии Рококо, то мрачные мотивы баллад Оссиана, то элегические медитации западноевропейских и русских поэтов-романтиков. Но скозь все эти традиционные мотивы все более отчетливо и явственно звучит единственный и неповторимый голос поэта, проступают черты его личности, личного сознания и отношения к миру самого поэта. И поэтому все эти разнородные стихии в поэзии Пушкина все более и более сливаются воедино, трансформируясь и перерождаясь в нечто единое и цельное, объединенное удивительно богатой, живой и разносторонней натурой Пушкина — поэта и человека, глубоко присущей ему внутренней просветленностью и гуманностью, его прямым и точным чувством красоты и добра, правды и справедливости, его поразительно верным музыкальным и поэтическим слухом, которые определяют собой красоту, изящество и точность композиции каждого его произведения, их поэтического слога и синтаксиса, применяемых им художественных средств — эпитетов, уподоблений, метафор, сравнений, аллитераций и ассонансов, рифм и других художественно-эмоциональных элементов стиха, свойственные Пушкину поразительные чувства гармонии и ритма, отличающие его поэзию и прозу.

Источник: Источник: Пушкин. Достоевский. Серебряный век. / Фридлендер Г.М. СПб: «Наука», 1995

classlit.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *