Расскажите о значении грамматических признаках: Расскажите о значении, грамматических признаках… ГДЗ, Упр. 119, Русский язык, 6 класс, Разумовская М.М., Леканта П.А.

Содержание

Расскажите о значении, грамматических признаках… ГДЗ, Упр. 119, Русский язык, 6 класс, Разумовская М.М., Леканта П.А.

Слова, образованные по схемевляются
именами существительными мужского рода 2 склонения со зна-
чением «человек, который…» или со значением неодушевлённо-
го предмета: испытатель, мечтатель, выключатель. Слова со зна-
чением «человек, который…» нарицательные, одушевлённые.
Слова со значением неодушевлённого предмета нарицательные,
неодушевлённые. От слов данной модели со значением «человек,
который…» образуются существительные женского рода с суф-
фиксом -ниц-(а): испытательница, мечтательница.
Схема строения слова, в которой обозначено окончание, рас-
сказывает и о грамматической форме. Существительные со зна-
чением «человек, который…» стоят в форме единственного чис-
ла именительного падежа. Существительные со значением
неодушевленного предмета стоят в форме единственного числа
именительного или винительного падежа.
Слова, образованные по схеме являются именами
существительными мужского рода 2 склонения с уменьшительно-ласкательным значением: голосочек, сыночек. Эти имена сущест-
вительные нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.
Схема строения слова, в которой обозначено окончание, рас-
сказывает и о грамматической форме слова. Имена существи-
тельные одушевлённые стоят в форме единственного числа име-
нительного падежа. Имена существительные неодушевлённые
стоят в форме единственного числа именительного или вини-тельного падежа.
Слова, образованныные по схеме являются име-
нами существительными мужского рода 2 склонения с уменьши-
тельно-ласкательным значением: жеребёночек, котёночек. Эти
имена существительные нарицательные, одушевлённые.
Схема строения слова, в которой обозначено окончание, рас-
сказывает и о грамматической форме слова. Эти слова стоят в
форме единственного числа именительного падежа.
 
существительное женского рода 1 склоне-
ния со значением носителя признака, нарицательное, одушев-
лённое; в единственном числе именительном падеже.
Бедняга, симпатяга, скромняга.
существительное мужского рода 2 склонения с отвлечённым значением, нарицательное, неодушевлённое; в
единственном числе творительном падеже.
существительное среднего рода 2 склонения с отвлечённым значением, нарицательное, неодушевлённое; в
единственном числе, в творительном падеже.
Коварство, детство, рабство.

Лекция № 7 Морфология. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.

ЛЕКЦИЯ № 7

Морфология. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.

1. Морфология как грамматическое учение о слове.

2. Грамматическое значение и грамматическая форма.

3. Способы их выражения в русском языке.

4. Грамматическая категория.

5. Части речи и принципы их классификации.

1. Морфология как грамматическое учение о слове. Морфология является одним из разделов грамматики. Термин «грамматика» используется в языкознании в двояком значении: в значении грамматического строя языка и в значении учения о грамматическом строе языка, т.е. как обозначение соответствующей научной дисциплины. В последнем смысле грамматика представляет собой собрание правил об изменении слов и сочетании слов в предложении.

В соответствии с этим грамматика подразделяется на два раздела: морфологию

— собрание правил об изменении слов, т.е. учение о грамматической природе слова и его формах (греч. morphe — форма, logos — слово, учение), и синтаксис — собрание правил о сочетании слов, т.е. учение о построении предложения (греч. syntaxis — сочетание, построение). Грамматика (морфология и синтаксис) дает правила изменения слов и сочетания слов в предложении, имея в виду не конкретные слова и предложения, а слова и предложения вообще.

Грамматика абстрагируется от частного и конкретного в словах и предложениях и берет то, что есть в них общего. Объектом изучения в морфологии являются отдельные слова. Однако в морфологии слова изучаются не так, как в лексикологии. Лексикология изучает лексическое значение слова, его происхождение, функционально-стилистические свойства, употребляемость. Морфология же изучает грамматические свойства слова.

Например, в слове пилотаж лексикологию интересует то, что оно французского происхождения (pilotage), является авиационным термином и обозначает искусство управления летательным аппаратом.

Для морфологии же важно то, что это слово является именем существительным, неодушевленным, нарицательным, мужского рода, во множественном числе не употребляется, способно определяться именем прилагательным (высший пилотаж) и изменяться по падежам (пилотаж, пилотажа, пилотажу, пилотаж, пилотажем, о пилотаже).

Задачи морфологии не ограничиваются изучением только форм слова и выражаемых ими общих грамматических значений. В морфологию включается учение о частях речи как лексико-грамматических категориях слов. Кроме того, традиционным в русской лингвистической науке является и отнесение к морфологии вопросов словообразования отдельных частей речи (общие вопросы словообразования, типы словообразования, изменения в морфологическом составе слова и другие выносятся в отдельный раздел).

Таким образом, морфология — раздел языкознания, изучающий части речи и их лексико- грамматические признаки.

2. Грамматическое значение и грамматическая форма.

Морфология, будучи учением о грамматической природе слова и его формах, прежде всего имеет дело с такими понятиями, как грамматическая категория, грамматическое значение и грамматическая форма. Та или иная грамматическая категория (категория рода, категория числа, категория падежа и т.д.) в каждом конкретном слове имеет определенное содержание.   Так, например, категория рода, свойственная именам существительным, в слове книга обнаруживается тем, что это имя существительное является существительным женского рода; или категория вида, например, в глаголе рисовать имеет определенное содержание — это глагол несовершенного вида. Подобные значения слов называются грамматическими значениями. Следовательно, каждое слово может обладать рядом грамматических значений, например, в глаголе бежал заключены следующие грамматические значения: значение прошедшего времени, значение единственного числа, значение мужского рода, значение несовершенного вида.

Грамматические значения выражаются определенными языковыми средствами. Например: значение 1-го лица единственного числа в глаголе пишу выражается при помощи окончания -у, а общее значение творительного падежа в слове лесом выражается при помощи окончания -ом.

Вот это выражение грамматических значений внешними языковыми средствами называется грамматической формой. Следовательно, формы слова — это разновидности одного и того же слова, отличающиеся друг от друга грамматическими значениями. Вне грамматической формы не существует ни одного грамматического значения. Грамматические значения могут выражаться не только при помощи морфологических видоизменений слова, но и при помощи других слов, с которыми оно связано в предложении. Например, в предложениях Он купил пальто и Он был в пальто форма слова пальто одинакова, однако в первом случае оно имеет грамматическое значение винительного падежа, а во втором — предложного падежа. Эти значения создаются разными связями этого слова с другими словами в предложении.

3. Способы их выражения в русском языке.

В русской морфологии существуют разные способы выражения грамматических значений, т.е. способы образования форм слова: синтетический, аналитический и смешанный. При синтетическом способе грамматические значения выражаются обычно аффиксацией, т.е. наличием или отсутствием аффиксов (например, стол, стола; идет, идут; красив, красива, красиво), значительно реже — чередованием звуков и ударением (умереть — умирать; масла — спец. масла), а также супплетивно, т.е. образованиями от разных корней (человек — люди, хорошо — лучше). Аффиксация может совмещаться с изменением ударения (вода — воды), а также с чередованием звуков (сон — сна).

При аналитическом способе грамматические значения получают свое выражение вне основного слова, т.е. в других словах (слушать — буду слушать). При смешанном, или гибридном, способе грамматические значения выражаются и синтетически и аналитически, т.е. и вне и внутри слова. Например, грамматическое значение предложного падежа выражается предлогом и окончанием (в доме), грамматическое значение первого лица — местоимением и окончанием (я приду). Формообразующие аффиксы могут быть выразителями сразу нескольких грамматических значений, например: в глаголе идут окончание -ут выражает и лицо, и число, и наклонение.

4. Грамматическая категория.

Грамматическая категория — это свойственные словам значения обобщенного характера, значения, отвлеченные от конкретных лексических значений этих слов. Категориальные значения могут быть показателями, например, отношения данного слова к другим словам в словосочетании и предложении (категория падежа), отношения к лицу говорящему (категория лица), отношения сообщаемого к действительности (категория наклонения), отношения сообщаемого ко времени (категория времени) и т.д. Грамматические категории обладают различной степенью абстрагирования. Например, грамматическая категория падежа в сравнении с грамматической категорией рода является более абстрагированной категорией.

Так, любое существительное включается в систему падежных отношений, но не каждое из них включается в систему противопоставлений по роду: учитель — учительница, актер — актриса, но педагог, языковед, режиссер. Термин «грамматическая категория» используется и в другом, более широком значении — в значении класса слов, объединенных общими грамматическими признаками. В таком смысле мы говорим о категории существительного и т.д. Однако при этом добавляется уточняющее прилагательное лексический, т.е. речь идет о лексико-грамматических категориях слов, или частях речи. Как лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом, так и лексическое и грамматическое значения в слове находятся во взаимодействии. Это проявляется, например, в том, что с изменением лексического значения в слове меняются и его грамматические значения и формы. Так, в словосочетании звонкий голос прилагательное звонкий качественное. Оно имеет формы степеней сравнения (звонкий, звонче, самый звонкий).
То же прилагательное в словосочетании звонкий согласный, потерявшее значение качественности и ставшее относительным прилагательным (звонкий, т.е. образованный с участием голоса), утратило и формы степеней сравнения, т.е. лишилось ряда грамматических значений и форм. Другой пример. Видовые значения глаголов, т.е. грамматические значения, могут прямо зависеть от их лексических значений. Так, глагол бежать в значении «быстро передвигаться» употребляется только как глагол несовершенного вида: Мальчик поднял кольцо, во весь дух пустился бежать (П.). Иное лексическое значение («совершать побег», «спасаться бегством», «быстро отступать») влечет за собой и другое грамматическое значение — значение совершенного вида: Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото (Ч.).

5. Части речи и принципы их классификации.

Получила широкое распространение структурно-семантическая классификация частей речи, предложенная Виктором Владимировичем Виноградовым: 1) части речи, 2) частицы речи, 3) модальные слова, 4) междометия.

Наиболее крупные структурно-семантические категории — части речи и частицы речи — подразделяются каждая еще на ряд групп.

К частям речи

В.В. Виноградов относит имена, выделяя в них существительное, прилагательное и числительное, местоимения, глагол, наречия, категорию состояния. К частицам речи отнесены предлоги, союзы, собственно частицы и связки. Особо рассмотрены модальные слова и междометия. Большая часть современных учебников и учебных пособий по русскому языку строится на основе учения В.В. Виноградова о частях речи. «Русская грамматика» (1980) и «Краткая русская грамматика» (1989) сохраняют традиционную классификацию частей речи, однако вносят некоторые изменения в состав местоимений и числительных. В местоимение включаются местоимения- существительные, замещающие лицо или предмет (я, ты, он, себя, мы, вы, они, кто, что и др.), а местоимения-прилагательные (твой, ваш, его, их и др.) и местоимения-наречия (по- моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, по-их и др.

) рассматриваются как разряды слов внутри прилагательных и наречий. Разряд числительных составляют только количественные (один, два, три и др.) и собирательные (двое, трое, пятеро и др.). Порядковые числительные включены в состав прилагательных (первый, второй и др.). В зависимости от лексического значения, от характера морфологических признаков и синтаксической функции все слова русского языка делятся на определенные лексико- грамматические разряды, называемые частями речи. В современном русском языке различаются части речи самостоятельные и служебные. В особую группу слов выделяются модальные слова, междометия и звукоподражательные слова. Самостоятельные (или знаменательные) части речи либо называют предметы, качества или свойства, количество, действие или состояние, либо указывают на них. Они имеют самостоятельные лексические и грамматические значения, в предложении выступают в роли главных или второстепенных членов предложения.

К самостоятельным частям речи относятся 7 разрядов слов: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, безлично- предикативные слова (категория состояния). Среди знаменательных слов разнообразными средствами формоизменения обладают имена существительные, прилагательные, числительные, глаголы и местоимения. Наречия и безлично-предикативные слова (типа рад, жаль, недосуг и др.) лишены формообразующих средств (если не считать степеней сравнения качественных наречий и образованных от них безлично-предикативных слов). Служебные слова (или частицы речи) лишены номинативной (назывной) функции. Они являются своеобразным грамматическим средством для выражения отношений и связи между словами и предложениями (предлоги, союзы), а также для передачи определенных смысловых и эмоциональных оттенков значений, выраженных самостоятельными частями речи (частицы).

К служебным словам относятся предлоги, союзы, частицы. Выделенные в особую группу модальные слова, как и служебные части речи, не обладают номинативный функцией. Они выражают оценку говорящим своего высказывания с точки зрения отношения сообщаемого к объективной действительности (безусловно, к сожалению и др. ). Междометия также лишены функции называния. Они являются выразителями определенных чувств (ох! чу! фу! увы! и др.) и волеизъявлений (вон! стоп! тс! и т.д.). Как и модальные слова, междометия неизменяемы и обычно не являются членами предложения, хотя интонационно всегда связаны с предложением, к которому примыкают. Звукоподражательные слова являются по своему звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков и др. (кря-кря, ку-ку, му-у, динь-динь и т.д.). По своим синтаксическим функциям они сходны с междометиями, но в отличие от последних не выражают каких-либо чувств или волеизъявлений.

Задания для самопроверки

1. Фронтальный опрос.

— Что изучает морфология? С какими другими разделами науки о языке она связана?

— Назовите самостоятельные и служебные части речи. Приведите примеры.

— Расскажите о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи.

2. Анализ текста.

Сегодня в прозрачном московском небе проплыл первый треугольник журавлей. Проплыл медленно, на ходу выравнивая строй, как-то несмело набирая высоту, отряхивая с крыльев последние песчинки и роняя лёгкие пушистые перья. Вожак, не мигая, смотрит только вперёд, за дымку горизонта, остальные, тоже не мигая — вниз, окидывая долгим пристальным взглядом, может быть, в последний раз проплывающую под крыльями родную землю. Поэтому-то и плывёт так медленно! (По В. Тельпугову)

— Озаглавьте текст. (Прощание с родной землёй.)

— Какие синтаксические конструкции использует автор для описания полёта журавлей? (Деепричастные обороты.)

— Можно ли заменить деепричастные обороты синонимичными им причастными оборотами? Если нельзя, то почему? (Нельзя, замена изменит не только характер интонационного строя предложений, но и смысл текста.)

— Обоснуйте постановку знаков препинания в тексте.

— Подчеркните члены предложения во всём тексте, определите части речи.

3. Упражнение.

Когда увид..ла мать что уже и сыны её сели на к..ней она кинулась к м..ньш..му у которого в чертах лица выр..жалось более какой-то нежности она схватила его за стремя она пр..липла к седлу его и с отчаянием в глазах (не)выпускала из рук своих. (Н. В. Гоголь.)

— Определите, из какого произведения данное предложение? («Тарас Бульба»)

— В каком значении здесь употреблено слово «сыны»? (Защитники, воины.)

— Объясните постановку знаков препинания. Выполните синтаксический разбор предложения, составьте схему, обозначьте части речи.

— На какие две группы можно разделить все части речи? (Самостоятельные и служебные.)

— По какому принципу происходит деление частей речи на эти группы? (Самостоятельные части речи имеют лексическое значение, участвуют в построении словосочетания и являются членами предложения. Служебные части речи нужны для связи слов в предложении. Они не называют объектов действительности и не являются членами предложения.)

— Составьте обобщающую схему «Части речи», иллюстрируя каждую часть речи своими примерами и примерами из записанного предложения.

• Существительное (мать, нежность, стремя)

• Прилагательное (новый, ответственный)

• Глагол (увидела, выражалось, кинулась)

• Местоимение (её, она, своих)

• Числительное (второй, пять)

• Наречие (нелепо, наотмашь)

• Союз (когда, что, и)

• Предлог (в, из, с)

   • Частица (не, уже)

— Какие части речи составляют отдельную группу? (Междометия, звукоподражания: ах, увы, гав-гав, кря-кря.)

— К каким частям речи относят причастие и деепричастие? (К глагольным формам, иногда к самостоятельным частям речи.)

 

 

 

 

 

Русский язык урок в 3 классе «Тема: Имя существительное.

» | Уроки по Русскому языку

Русский язык урок в 3 классе «Тема: Имя существительное.»