Круговорот воды в природе: этапы и схема гидрологического цикла, схематический рисунок испарения
В биосфере Земли водяные массы постоянно перемещаются, образуя замкнутый цикл. Данный процесс получил название круговорот воды в природе, схема которого часто встречается в учебниках по естествознанию. Если вам необходимо написать доклад на тему Гидрологический цикл в природе, то данный материал будет вам полезен, поможет глубже познать природу и ее свойства….
Основные понятия
Гидрологический цикл – это процесс регулярного перемещения жидкости в мировом пространстве, а его изучение позволило понять механизм действия: энергия Солнца воздействует на поверхность земли и океана, влага, нагреваясь, преобразуется в пар, молекулы которого поднимаются в атмосферу и концентрируются в виде облаков. Попадая в зоны с холодной температурой, молекулы конденсируются и выпадают вниз в виде осадков. Так под влиянием солнечной энергии и охлаждения процесс бесконечно повторяется.
Главные этапы и процессы
Как происходит круговорот воды в природе? Полный гидрологический цикл включает в себя несколько важных этапов:
- испарение,
- конденсация пара в атмосферных слоях,
- выпадение его же в виде осадков на землю,
- фильтрация через почву,
- попадание жидкости в подземные потоки,
- всасывание растениями жидкости из почвы,
- участие в биохимических реакциях живых организмов.
Этапы круговорота иногда сводятся к минимуму:
- вода испаряется,
- концентрируется в атмосферных слоях,
- выпадает в виде жидкой, твердой или парообразной субстанции.
Такой круговорот часто бывает над поверхностью большого водоема, например, океана. Гидрологический цикл кругообразный – это означает, что все этапы постоянно повторяются, обеспечивая таким образом непрерывное движение жидкости в природе.
Для него также характерны следующие процессы:
- осадки – это выпадение воды на землю в виде дождя, снега, града и тумана,
- перехват осадков – это процесс выпадения осадков не в почву или водоемы, а на деревья и другие растения. Такая влага сразу испаряется, не попадая в почву,
- сток – это способ, с помощью которого вода передвигается по земле,
- инфильтрация – это попадание жидкости внутрь почвы и ее фильтрация,
- подземные потоки это потоки под землей, которые располагаются в зоне аэрации,
- испарения воды – это переход молекул из жидкого состояния в парообразное,
- сублимация переход молекул из твердого состояния в парообразное,
- отложение – переход молекул из парообразного состояния в твердое,
- адвекция – это перемещение водяных молекул (в любом состоянии) сквозь атмосферу,
- конденсация – формирование пара в тучи и облака,
- испарение – перемещение паров под воздействием солнечной энергии из почвы и растений в атмосферу,
- просачивание – перемещение воды сквозь почву под действием гравитации.
Гидрологический цикл – это сложный процесс, который занимает от нескольких суток до нескольких лет. Океан полностью обновляется за 3200 лет – это значит, что вся вода в нем испаряется и возвращается обратно за тот же срок.
Интересно! Если всю воду, которая ежегодно испаряется, распределить равномерным слоем по всей поверхности Земли, получится слой толщиной в метр! Гидрологический цикл
Разновидности циклов
Ученые разделяют гидрологический цикл на несколько типов, по их масштабу и территории. Существует 5 основных типов:
- Мировой круговорот воды – жидкость из океанов испаряется и выпадает в форме осадков над материковой сушей, а позже с помощью рек и стоков возвращается в океан,
- Малый – жидкость с поверхности моря, испарившаяся под действием солнца, возвращается обратно осадками,
- Внутриконтинентальный цикл происходит только над сушей,
- Геологический цикл осуществляется внутри суши, когда океан сообщается с подземными потоками,
- Глобальный –открытый, включающий в себя все типы круговоротов.
Как происходит круговорот воды в природе и каковы особенности каждого цикла. Это уникальное природное явление, благодаря которому все живое на Земле имеет доступ к питательным веществам.
Интересно! За год с поверхности Земли испаряется до 520 000 жидкости и выпадает обратно в виде осадков. Мировой круговорот в природе
Значение
Почему знать гидрологический цикл и его принципы действия действительно важно? Значение круговорота воды в природе сложно недооценить, потому что он:
- является связующим звеном для всей гидросферы,
- жизненно важные вещества все время перемещаются по Земле, достигая нужных мест, питают почву, растения и микроорганизмы,
- очищает и фильтрует мировой океан,
- регулирует климат.
Нерациональное использование воды может привести к нарушению гидрологического цикла и стать причиной возникновения непоправимых последствий для всей Земли и ее жителей.
Как объяснить данное понятие детям
Круговорот воды в природе для детей объяснить несложно, используя простые понятия или преподнося все в виде сказки. Можно показать им простой схематический рисунок и рассказать в доступной форме о каждом изображенном процессе:
- Вода, которую мы пьем, употребляют также растения с животными, ведь она содержит в себе много полезных веществ,
- Вода живет в океане и реках, а также под землей,
- Солнце сильно греет океан, и он начинает сердиться. Когда вода в чайнике долго стоит на огне, она тоже сердится и выходит через носик. Так и часть жидкости в океане превращается в пар,
- В небе пар чувствует себя одиноко и сбивается в кучки. И получаются облака и тучи, которые летают над землей, гонимые ветром,
- Солнышко ночью не греет, поэтому пар перестает сердиться и снова превращается в жидкость, которая выпадает из тучи на землю, где пополняет реки, впадающие в океан,
- Все повторяется сначала.
Круговорот воды в природе
Круговорот воды в природе
Вывод
Объясняя круговорот воды в природе для детей, не стоит забывать о наглядных пособиях и использовать кипящий чайник, кубики льда и пар. Самое важное – показать, что жидкость важный ресурс, и к ней необходимо относится бережно. В итоге, чтобы понять, усвоили дети урок или нет, стоит задать им вопрос «Что такое круговорот воды в мире?» и послушать их ответы. Если вы все хорошо объяснили, то получите правильный ответ.
Исследовательский проект «Круговорот воды в природе»
Введение
Вода – одно из самых удивительных веществ в природе. Общеизвестно, что жизнь на планете Земля возникла благодаря наличию воды. В воде зародилась жизнь, вышла из нее, постепенно заселив сушу и воздух.
Вода образует водную оболочку нашей планеты – гидросферу (от греческих слов гидро – вода, сфера – шар).
Вода занимает три четверти поверхности Земли. В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озёра, реки, болота. Есть и искусственные водоёмы для хранения воды – пруды, водохранилища и каналы. Вода есть также и в глубине Земли, и в её атмосфере. Без воды немыслима жизнь на планете Земля, немыслима жизнедеятельность человека.
Вода – наиболее распространенное, доступное и дешевое вещество. Она всегда была, она есть и всегда будет. В чем же её секрет? Почему вода на Земле не кончается?
Актуальность темы исследования: расширение кругозора. Практическое применение знаний, умений, навыков во взаимодействии с окружающим миром. Поиск ответов на вопросы: Откуда вода в реке? Как дождь попал на небо? Почему падают снежинки? Куда исчезают сугробы? Почему лужи на асфальте быстро исчезают? Где встречается вода в природе? и. т. д.
Цель работы — проследить путешествие капли воды по земному шару, изучив тем самым, круговорот воды в природе. Узнать причины изменения состояния воды (газообразное, жидкое, твердое). Выяснить, что количество воды в природе не меняется.
Объект исследования: круговорот воды природы.
Предмет исследования: вода.
В основу исследования положена гипотеза: роль круговорота воды в природе велика.
Для достижения цели и доказательства изложенной гипотезы, мы поставили перед собой следующие задачи:
- Расширить свои знания о воде. Уточнить, в каких состояниях она существует в природе.
- Изучить свойства воды и выяснить её роль в природе.
- Ознакомиться с путешествием воды в природе.
- Провести опыты с водой и льдом.
- Сделать правильные выводы.
- Научиться работать с разными источниками информации.
Работая над проектом, мы использовали следующие методы:
- Работа с печатной литературой и интернет – ресурсами
- Проведение экспериментов
- Обобщение полученных знаний
Описание этапов проекта:
- Выяснить, что вода окружает нас повсюду, её состояние разнообразно, а количество воды в природе неизменно.
- Узнать, что такое круговорот воды в природе и как он происходит.
- Провести исследования воды. Ответить на вопрос «Что происходит с водой при нагревании и охлаждении?»
- Понаблюдать на практике за превращением воды в пар, воды в лёд, т. е. за процессами испарения воды, замораживание воды.
Теоретическая часть
Работая с текстовыми источниками, мы узнали, что вода – одно из самых удивительных и самых важных веществ на земле.
Роль воды на нашей планете очень велика. Все растения и животные состоят главным образом из воды, которая необходима для зарождения и поддержания жизни. Например, тело человека состоит из воды на 2/3. Для нормальной работы организма нам необходимо ежедневно пить воду, возмещая потерю жидкости выделяемой из организма. Без воды человек может прожить не более 4-х суток.
Вода – великая путешественница, постоянно меняет свой облик: превращается то в пар, то в лёд. Состояния воды – газообразное, жидкое, твёрдое зависят от её температуры.
Вода – это жидкость без вкуса, запаха и цвета. Вода состоит из молекул. Они настолько малы, что даже в самой маленькой дождевой капле их миллиарды. Каждая молекула воды состоит из двух элементов: водорода и кислорода и обладает определёнными свойствами. Одно из самых важных свойств обыкновенной – это её удивительная способность растворять различные вещества.
При нагревании воды происходит испарение – переход воды из жидкого состояния в газообразное состояние. Конденсация – это процесс обратный процессу испарения, в результате которого, вода из газообразного состояния переходит в жидкое состояние. Вода замерзает при температуре 0о С градусов. Лёд – твёрдый, молекулы в нём сильно связаны между собой.
Вода есть всюду. В природе происходит непрерывный круговорот воды. Испаряясь с поверхности земли, рек, озер, морей и океанов, вода в виде пара попадает в воздух. Там пар охлаждается, конденсируется (соединяется) в капельки, из которых образуются облака. Водяной пар возвращается на землю в виде осадков. Осадки — это атмосферная влага, которая оседает на землю в виде дождя, снега, града, тумана, росы, инея и т.п.
Часть воды просачивается в почву, тем самым питая растения, но значительно больше выпавшей воды реки уносят в моря и океаны. Вода опять начинает испаряться с их поверхности, и процесс круговорота начинается вновь.
Этапы круговорота воды в природе:
- Испарение воды с поверхности
- Охлаждение пара и конденсация
- Образование облаков и перемещение их на сушу
- Выпадение осадков
- Пополнение рек и подземных вод
- Сток в моря и океаны
Так же в процессе круговорота участвуют ледники, в которых вода концентрируется в твердом состоянии. Лёд круглый год покрывает Арктику, Антарктику и вершины гор. В холодных морях плавают ледяные глыбы. Это айсберги – огромные куски льда, отломившиеся от ледников с Северного и Южного полюса, и плавающие в открытом океане, повинуясь ветрам и течениям. Айсберг показывает только свою вершину, большая часть его спрятана под водой. Это опасно для кораблей.
Водные ресурсы на нашей планете являются обновляемым.
Среда
Среднее время обновления
Атмосфера
9 дней
Реки
18 дней
Озера
16 лет
Океаны
3 200 лет
Период обновления запасов воды в горных ледниках составляет около 1 600 лет, в ледниках полярных стран значительно больше – около 9 700 лет.Различают несколько видов круговорота воды в природе.
Большой (мировой) круговорот – водяной пар, образовавшийся над поверхностью океанов, переносится ветрами на материки. Там он выпадает в виде атмосферных осадков, а затем возвращается в океан в виде стока. Очень важно, что в этом процессе изменяется качество воды, ведь при испарении солёная морская вода превращается в пресную воду, а загрязнённая – очищается почвой.
Малый (океанический) круговорот – вода, испаряясь над океаном, конденсируется и выпадает опять же в него снова в виде осадков.
Внутриконтинентальный круговорот – вода, которая испарилась над поверхностью суши, опять выпадает на сушу в виде атмосферных осадков.Существенную роль в круговороте воды в природе с недавних пор стала играть хозяйственная деятельность человека.
Создание промышленности, уничтожение лесов, распашка огромных территорий, осушение и орошение земель, создание гигантских водохранилищ и плотин, расходование воды на различные хозяйственные нужды – всё это в значительной степени изменило гидрологические процессы на Земле. Используя ресурсы, не стоит забывать о том, насколько велико значение воды в природе.
К ее использованию следует подходить очень рационально. Извлекая из круговорота значительную часть воды, мы можем нарушить процесс, что приведёт к необратимым последствиям. Результатом такого вмешательства становятся засухи, наводнения.
Работая над поиском информации для моего проекта, я наткнулся на интересные факты о воде:
Вода — единственное в природе вещество, свободно встречающееся на Земле, плотность которого в твёрдом состоянии меньше, чем в жидком. Именно поэтому в воде не тонет лёд, а водоёмы, как правило, не промерзают до самого дна (хотя при экстремальных температурах это возможно).
В одном стакане с водой находится 8 септиллионов молекул!
Мы знаем о 3 различных состояниях воды (жидкое, газообразное и твёрдое). Вопреки этому мнению, ученые выделяют в жидкой форме воды 5 состояний и 14 состояний в твердом виде.
На нашей планете существует около 1330 природных видов воды. Они классифицируются по способу происхождения (талая, почвенная, дождевая) и по составу.
Около 80% поверхности Земли покрыто водой и всего лишь 1% этой воды подходит для питья.
Почти половина всей воды, а именно 46%, находится в Тихом океане, на Атлантический океан приходится 23,9% воды, Индийскому океану досталось 20,3%, а Северному Ледовитому — 3,7%.
Примерно 520 тысяч кубических километров воды испаряется в течение года с поверхности Земли. Дождь и снег приносят на Землю примерно столько же воды. Если представить визуально, то получится куб со стороной около 80 километров. Если этот объём распределить равномерно по поверхности Земли, то получится слой толщиной около 1 метра.
Основную часть пресной воды содержат ледники. Если бы все ледники растаяли, то уровень воды на нашей планете поднялся бы на 64 метра (примерно с 20-этажный дом). Около 1/8 поверхности суши, затопило бы водой.
Морская вода замерзает при температуре -1,91°C.
Человек за свою жизнь выпивает в среднем 35 тонн воды.
На производство одного автомобиля уходит больше 177 тысяч литров воды.
Во всём мире 1 миллиард 100 миллионов человек не имеют доступа к воде.
Естественный процесс очищения загрязненных подземных вод занимает несколько тысячелетий.
Практическая часть
Узнав так много о свойствах воды и ее превращениях в природе, мы захотели на практике посмотреть, как вода может находиться в разных состояниях.
Опыт № 1Проверим, какими качествами обладает вода.Для этого возьмем питьевую воду и фруктовый сок. Нальем воду в прозрачный стакан. В такой же стакан нальем фруктовый сок. Сравним жидкости органолептическим методом, т.е. сравним их вкус, цвет, запах с помощью наших органов чувств.Мы сделали вывод, что в отличие от сока, вода — это жидкость без вкуса, запаха и цвета.
Опыт № 2
Возьмем крупную соль, прозрачный стакан с водой и ложку. Добавим в стакан с водой соль, перемешиваем. Сравним, изменились ли свойства воды органолептическим методом. Увидим, что соль из стакана исчезла, а вода осталась прозрачной и имеет соленый вкус.Мы сделали вывод, что вода является растворителем.
Опыт № 3Попробуем перевести воду из жидкого состояния в твердое и обратно. Для этого нальем воду в формочку и поставим в морозильную камеру холодильника. Через некоторое время вытащим формочку и убедимся, что она замерзла и превратилась в лед. Подержав лед в руках, мы увидим, как он начал таять. Положим лед на тарелку и подождем некоторое время. Убедимся, что лед в тарелке превратился в воду.Мы сделали выводы:- при низких температурах вода превращается в лед;- при нагревании лед тает.
Опыт № 4Проверим, как проходят процессы испарения и конденсации воды.Для этого нальем воду в кастрюлю и накроем стеклянной крышкой. Нагреем кастрюлю на газовой плите. Через некоторое время вода в кастрюле закипела, и на крышке появилось испарение. Выключим плиту и охладим крышку. Обнаружим появившийся на ней конденсат. Проследим, куда падают капли.
В ходе опыта мы сделали вывод, что нагреваясь, вода испаряется. Пар оседает на поверхности крышки. Охлажденный пар образует капли воды, которые падают вниз на землю.
Опыт № 5Узнаем, тонет ли лед? Для этого нальем воду в формочку и поставим в морозильную камеру холодильника. Опустим полученный кубик льда в стакан с водой. Лед не утонул в стакане и плавает на поверхности.Следовательно, лед легче воды. Можно сделать вывод, что именно поэтому айсберги в северных широтах плавают на поверхности океана и не тонут.
Заключение
Работая над проектом, мы узнал много интересных сведений о воде:
- При нагревании вода расширяется (парообразное состояние).
- При охлаждении вода сжимается (жидкое состояние).
- При замерзании вода опять расширяется (твердое состояние).
- Вода необходима для всех живых существ, растений и животных. Человек должен беречь воду от загрязнения. Вода – это источник жизни на Земле.
- Вода находится в движении и при этом переходит из одного состояния в другое. В природе постоянно происходит круговорот воды. Общее количество воды на земле не меняется. Какое количество воды с поверхности испаряется, такое же возвращается на поверхность земли.
- Круговорот воды в природе — один из главных процессов на планете Земля.
- Круговорот воды происходит под влиянием Солнца и вращения Земли.
- Круговорот воды лежит в основе многих процессов, происходящих в природе.
- Основными этапами круговорота воды в природе являются испарение, конденсация и осадки. Роль круговорота воды очень велика.
Урок по географии на тему «Круговорот воды в природе» (5 класс)
География 5 класс
Тема урока: Круговорот воды в природе.
Цели: сформировать понятие «круговорот воды в природе» и установить взаимосвязи в данном природном явлении.
Задачи:
Обучающая : дать представление о круговороте воды в природе.
Развивающая: продолжить развивать у учащихся ассоциативное мышление и умение строить схемы природных явлений.
Воспитательная: воспитать у учащихся понимание о глобальной роли воды и необходимости её охраны.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: беседа, рассказ, иллюстрация, анализ и составление схем, фронтальный опрос,
Оборудование : карта, загадки, книга,буклет.
Ход урока
I Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Давайте отметим отсутствующих на уроке.
II. Актуализация знаний.
Учитель. Ребята тема урока кроется в отгадке на такую вот загадку.
Я и тучка, и туман, я – река и океан
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
Раскручивая глобус. Какого цвета Земля?
Тема нашего занятия « Круговорот воды в природе».
Открываем тетради и записываем тему нашего урока.
Водную оболочку Земли – называют ГИДРОСФЕРОЙ
Гидросфера-это водная оболочка Земли, включающая океаны, моря, подземные воды, воды поверхности суши, ледники .
Первый в мире космонавт Ю. Гагарин увидел нашу планету из космоса голубой. Объясните — почему Земля голубая?
2/3 занимает вода ( Воды мирового океана, это совокупность всех океанов, он един, нигде не прерывается.)
А где ещё находится вода в природе? (иллюстрация рек, озёр, ледников, подземных вод) Самый маленький объем воды содержится на поверхности суши. Вода в атмосфере.
Вода есть и на других планетах Солнечной системы, но её там мало. Предполагают, что вода появилась одновременно с атмосферой, когда при извержениях вулканов из магмы выделялся водяной пар.
На Земле существует непрекращающийся круговорот воды. Вода никуда не исчезает, и, значит, если где-то её стало меньше, то в другом месте – больше.
Работа по рисунку ( рисунок на каждой парте)
Вся вода находится в непрерывном движении.
Какие же силы приводят в движение огромные водные массы? Что является главным двигателем круговорота воды?
Главным двигателем круговорота воды в природе являются Солнце. Именно его лучи вызывают испарение воды и определяют перемещение воздушных масс, несущих в себе влагу. По рисунку дети объясняют круговорот воды в природе.
Вывод: Океаны, вода в которых солёная, благодаря Солнцу являются главными поставщиками пресной воды на сушу. Мировой круговорот связывает между собой гидросферу, литосферу, атмосферу и биосферу. Вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается.
Вода – самый удивительный минерал на земле. Есть много пословиц о воде, например, восточные гласят: « где вода, там и жизнь», « земля умирает, если ушла вода».
Закрепление новых знаний и умений учащихся.
Фронтальный опрос ( класс делится на две группы. Первая группа отвечает устно, а вторая работает с раздаточным материалом – загадки)
Первая группа :
-Какая вода на вкус? (пресная и солёная)
-Какую воду используют люди для питья и приготовления пищи?(пресную)
-Почему на Земле не источаются запасы пресной воды? ( воды на земле никогда не станет меньше или больше. Просто если здесь выпадет больше, то где-то меньше.)
-Какой цвет имеет обычная вода?(бесцветная)
— Что такое гидросфера?( это водная оболочка Земли, включающая океаны, моря, подземные воды, воды поверхности суши, ледники .)
Вторая группа (загадки):
На дворе горой, а в избе водой (снег)
Рассыпался горох на семьдесят дорог. Никто его не подбирает: ни царь, ни царица, ни красна девица. (град)
Сквозь густую пелену
Ничего я не пойму.
Дом, деревья, водоем
Серый гость накрыл плащом. (туман)
Я вода, да по воде и плаваю. (льдина)
Что в решете не унесешь? Что в гору не выкатишь? (вода)
Подведение итогов.
Я знала, все у нас получится,
Гидросферу с вами будем знать.
Всем ученикам 6 класса
В журнал поставлю «хорошо» и «пять».
И в заключении хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать,
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.
Домашнее задание.
Проработать параграф… Подготовить сообщение.
Рефлексия.
Ребята, сегодня на уроке мы узнали, лишь малую часть о свойствах воды, и круговороте воды на Земле , поэтому я подготовила буклеты с более подробной информацией об этом уникальном веществе. Кто заинтересовался, пожалуйста возьмите. Спасибо за урок.
Конспект урока с презентацией по окружающему миру 2 класс » Круговорот воды в природе»
Предмет : Окружающий мир
ТЕМА: КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. 2 класс
Программа « Начальная школа 21 века»
ЦЕЛЬ: создать условия для формирования понятия о круговороте воды в природе.
ЗАДАЧИ:
1.Показать взаимосвязь круговорота воды со свойством воды переходить из одного состояния в другое.
2.Развивать речь, мышление, умение анализировать, делать выводы и оценивать достижения,активизировать познавательную деятельность учащихся посредством организации опыта и обобщения увиденного.
3.Воспитывать готовность к сотрудничеству через организацию коммуникативной деятельности в паре, команде.
УУД:
Познавательные:
формировать умение извлекать, перерабатывать и представлять информацию, делать обобщения и выводы на основе полученной информации.
Коммуникативные: формировать умение формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнёра высказывания, слушать собеседника, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные: создать условия для умения формулировать познавательную цель в сотрудничестве с учителем, формирование самооценки своей деятельности.
Личностные: принятие образа «хорошего ученика»
К уроку дети разбиты на группы по 4 человека, подготовлены схема для кластера, карточка – таблица, схема круговорота воды в природе в виде аппликации для работы в группе. На доске закрытые карточки с ключевыми словами урока.
Оборудование: электрический чайник, стекло, зажим для проведения демонстрационного опыта, стакан со снегом, проектор для показа видеофильма
« Круговорот воды в природе» и презентации к уроку, таймер.
ХОД УРОКА:
1 Мотивация к учебной деятельности.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей!
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных, и веселых!
— Вы садитесь тихо как?
— Вот так!
— А здороваетесь как?
— Вот так! (дети ударяют в ладошки друг друга)
— Настроение какое?
— Вот какое!
-Вы начать урок готовы?
Всем желаю удачи. Пусть у нас всё получится.
2. Актуализация знаний. Формулирование целей.
— Ребята, над какой темой мы работали на прошлом уроке? ( что мы знаем о воде)
Как вы думаете, мы всё узнали о воде?
А зачем нам нужны знания о воде, чем она так нужна, важна?
Продолжите фразу….. ( слайд- Вода нужна )
Да, вода нужна всем и везде.
Сегодня на уроке мы сделаем ещё одно открытие о воде, а тему вы назовёте в конце урока. Договорились?
Токин мэт.
( увидеть, что думают учащиеся по теме, какой тип мышления)
Участники под № 2 возьми со стола белый лист с ключевым словом вода. Положите посередине.
-Какие ассоциации возникают у вас со словом вода? Каждый из вас проговаривает вслух и записывает своё слово или фразу, относящуюся к теме так, чтобы слова не повторялись.
(не забывайте о знаниях, которые получили о воде на прошлом уроке)
У вас 40 сек. Время вышло.
Зачитайте ассоциации участник под №3 начиная с 2 команды, не повторяясь.
Запишите, те ассоциации, которых у вас не было, но они показались вам важными.
Вариант ассоциативной карты:
Влага река океан море ручей озеро лужа жажда жидкая испарение теплая купание мыться стирать лед холодно облако мокро блестит влажно умывальник ванна фонтан водохранилище водопад водоворот
Вы назвали много ассоциаций. Из нашей ассоциативной карты особенно важны для нас на сегодняшнем уроке следующие слова, к которым я ещё добавила свои идеи. Читаем хором.
осадки, ручей, река, озеро, море, океан, облако
( открываю с доски карточки с этими словами)
Как вы думаете, почему они важны для нас? Обсудите с соседом по плечу.
У вас 20 сек.
Озвучьте свою идею команда 4.
Все слова имеют отношение к воде.
А как они пригодятся, узнаете позже.
Посмотри-подумай — задайся вопросом ( си-финк уандэ)
( сделать мышление видимым)
Сейчас участник 2 раздай, пожалуйста, каждому члену своей группы лист голубого цвета.
Посмотрите на слайд ( на слайде — схема круговорота воды в природе)
и заполните таблицу.
Найдите в таблице 1 столбик. В 1 столбик запишите ответ на вопрос
— что вы видите? (20 сек)
во 2 столбик — Что ты об этом думаешь? (20 сек)
3 столбик — Что тебе хотелось бы узнать? ( 20 сек)
Итак. Что вы видите?
Ответьте участники под № 1 начиная со 2 команды, каждый следующий не повторяется.
— Что об этом думаете? (желающего)
-Что тебе хотелось бы узнать?
Озвучьте команда 2 участник 2, команда 1 участник 3, команда 4 участник 2.
-Значит дело в каком-то явлении, которое изображено. Знаем ли мы, как называется такое явление?
— Какие цели поставим на уроке?
На слайде — узнать, как называется явление?
— узнать, как происходит это явление?
— выяснить значение этого явления.
Как вы думаете, какое название этому явлению могли дать учёные?
подсказка — Что происходит с водой?
( круговое движение воды, изменение воды)
3. Деятельностный этап.
Направленное чтение.
-Чтобы быть ближе к версии ученых изучим текст, который есть у каждого.
Прочитайте текст и ответьте на вопрос
— В чем заключается удивительная способность воды?
( на слайде -вопрос)
( время 1 мин)
Время закончилось.
-Итак, в чем заключается удивительная способность воды?
(в постоянном и непрерывном круговороте)
— Как учёные называют явление? (КРУГОВОРОТ)
( вывешиваю карточку на доску)
-Из каких двух слов состоит это слово? ( круг и ворот). Получается вращение по кругу.
— Как в русском языке называется такое слово? Чем является буква о?
-Какая информация в тексте была уже знакомой? Какими необыкновенными свойствами обладает вода?
— Где вы в жизни встречали такое явление, как превращение жидкой воды в невидимый пар?
( чайник закипает)
Демонстрационный опыт
Включаю чайник, (я соблюдаю все правила электробезопасности.)
— Кто дома сам включает электрический чайник? Какие правила нужно помнить?
Вода закипает, при нагревании вода быстро испаряется, пар идёт вверх. Поднесу к пару стекло. Что мы видим?
-На стекле появляются капельки. Почему они образовались?
(пар встретился с холодной поверхностью стекла и превратился в воду)
— Процесс превращения пара в жидкость называется «конденсацией».
-Какой вывод можно сделать?
( при испарении воды образуется пар, при охлаждении пара образуются капли воды)
— Понаблюдали 2 процесса — испарение и конденсация
( вешаю таблички с данными понятиями)
— Для того чтобы провести ещё один опыт я до начала урока принесла снег.
— Ой, куда же он делся? (превратился в воду)
(показываю стакан с водой)
-Почему? (при высокой температуре вода из твёрдого состояния переходит в жидкое)
-Вот, какая вода — волшебница. Она умеет превращаться из одного состояния в другое.
-Как вы думаете, такие процессы могут происходить только в комнатных условиях?
-Так происходит и в природе.
— Так, что за явление изображено на слайде?( слайд) ( круговорот воды)
Какую цель мы выполнили? (узнали, как называется явление)
Физминутка. Фолоу зе лидер.
Все встаньте. Лидером в каждой команде будут участники под №4 . Все выполняют движение за лидером. После паузы лидера меняю. №2 )
— У кого есть предположения, как происходит это явление?( желающие высказывают мнение)
—
Посмотрите видеофильм, будьте внимательны, чтобы потом заполнить схему круговорота воды в природе и рассказать самим как он происходит.( смотрят учебный фильм)
— Раздайте схемы для работы в группе.
Работая в группе, изобразите на рисунке, как происходит круговорот воды в природе.
-Что для этого необходимо сделать?
( провести стрелки, сделать необходимые записи )
— В помощь вам слова – подсказки на карточках ( на доску обр. внимание)
( Время — 2 мин)
Команды, представим свои работы ( вывешивают на доску)
— Работа, чьей команды вам больше понравилась. Почему?
Итак, значит, этой команде даём возможность рассказать по своей схеме о круговороте воды в природе.
Выходит 1 обучающийся, по схеме объясняет.
( солнечные лучи нагревают поверхность земли, вода испаряется и пар поднимается в вверх. Соприкасаясь с холодным воздухом он опять превращается в воду( т.е происходит конденсация пара) Капелек воды или льда становится всё больше и больше . Они образуют облака, которые потом разносит ветер. Накопившаяся в облаках влага выпадает в виде дождя или снега. Осадки попадают в ручьи, реки, моря и снова испаряются)
— Какую цель выполнили?
— Какая наша следующая цель?
— Ваши предположения, почему так важен в природе процесс круговорота воды?
(подсказка ? Что произойдёт если не будет дождей? слайд )
Саша подготовила информацию о необыкновенных явлениях в природе, связанных с водой.
Послушайте. Н-р
Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году и её размер был 9 см и 4 мм.
Самый сильный дождь шёл в Индии целый год.( я ? сколько это месяцев?)
Самое глубокое озеро Байкал . Его глубина почти 2 километра.
4. Контроль первичного усвоения. РЕФЛЕКСИЯ.
— Сейчас вспомните, под каким цветом работаете. Подойдите к столу и возьмите карточку того же цвета. Выполните тест.
— Проверьте сами себя по слайду.
-Какова же была тема нашего урока? (круговорот воды в природе)
— Какими словами дополним ассоциативную карту?
( путешествует, испаряется, превращается,испарение, конденсация).
Запишите. Ваши карты пригодятся на следующем уроке.
Вернёмся к целям. Поднимите 2 руки,
те, кто считает, что добился поставленных целей, всё понял на уроке,
одну руку если есть затруднения, просто сидим, если было трудно и ничего не поняли.
Активны были на уроке, делали выводы, рассуждали половина всех присутствующих на уроке. Сколько это учеников?
Хорошо работали, но не так были активны 1/ 4 всех детей. Сколько четвёрок я поставлю? ( по ходу примерно)
Оценки выставлю после проверки ваших работ.
Домашнее задание по этой теме я предлагаю на выбор:
1. Прочитать рассказ в учебнике « Путешествие капельки» с .83-85. Заполнить схему-рисунок в р. т. с 29.
2. Сочините сказку о круговороте воды в природе.
( все встают)
«Чистая работа» (показывает ученик)
Подходим к окну (показ квадратика)
Берём флакончик (имитируем звук распыления)
Берём губку (показываем, что вытираем сверху вниз)
— Чистая работа (все хором)
Поаплодировали друг другу за работу.
Спасибо. Урок окончен.