Род несклоняемых существительных – Конспект урока по родному русскому языку на тему «Категория рода. Род заимствованных несклоняемых имен существительных, сложных существительных, имен собственных, аббревиатур»

Содержание

Род несклоняемых имен существительных. Видеоурок. Русский язык 6 Класс

Тема: Имя существительное

Урок: Род несклоняемых имен существительных

1. Понятие о несклоняемых именах существительных.

Несклоняемые существительные – это существительные, которые не склоняются, то есть не изменяются по падежам.

Прочитайте предложение.

Адрес перепутали маленькие кони:

Вместо Лилипутии к нам попали пони.

Сравним склонение двух существительных: конь и пони.

 

 

Существительное конь склоняется по второму типу склонения.

Существительное пони остается неизменным. Пони – несклоняемое существительное.

Несклоняемые существительные имеют одну и ту же форму для всех падежей:

Вхожу в метро

Любуюсь метро

Говорю о метро

Среди них есть существительные нарицательные: кофе, пальто – и существительные собственные: Гарибальди, Золя, Сочи.

К несклоняемым существительным относятся:

1.      Многие существительные иноязычного происхождения с конечными гласными : -о, -е, -у, -ю; -а: рагу, боа, какао, кашне, евро, авеню.

2.      Иноязычные фамилии, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласные: Алигер, Войнич.

3.      Русские и украинские фамилии на: -о, -ых, -их: Черных, Шевченко.

4.      Сложносокращённые слова, которые являются звуковыми или буквенными аббревиатурами: ГАЗ, МГУ, ВАЗ.

2. Род несклоняемых имен существительных.

Род несклоняемых существительных важно знать, чтобы не допустить ошибок в согласовании слов.

Нарицательные неодушевленные существительные иноязычного происхождения в большинстве своем относятся к

среднему роду: шерстяное кашне, красивое кашпо.

Слово кофе с недавних пор можно относить и к среднему роду, но предпочтительнее выбор мужского рода при согласовании слова кофе с другими словами: вкусный кофе.

Род может определяться по видовому понятию:

салями (колбаса) – женского рода

кольраби (капуста) – женского рода

пенальти (удар) – мужского рода

Несклоняемые иноязычные слова, обозначающие одушевленные предметы (животных, птиц), относятся к мужскому роду:

маленький шимпанзе

разноцветный какаду.

Слово колибри может быть как женского, так и мужского рода, так как в нем наблюдается колебание в роде:

длиннокрылый колибри

длиннокрылая колибри.

Несклоняемые одушевленные слова иноязычного происхождения относятся к женскому роду, если означают лиц женского пола:

мадам, фрау, леди, мисс, – и к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола: денди.

Слова визави, протеже, инкогнито общего рода, так как могут обозначать и мужчин, и женщин. Согласование этих слов с другими определяется полом того лица, о котором идет речь:

О девушке мы скажем: пришла ваша протеже или моя визави.

О мужчине скажем: пришел ваш протеже или мой визави.

Род несклоняемых существительных, обозначающих географические названия, определяется по роду тех нарицательных существительных, которыми эти названия могут быть заменены.

Сухуми можно заменить существительным город (м.р.). Красивый Сухуми.

Колорадо можно заменить словом  река

(ж.р.). Колорадо протекала.

Название органов печати, если они являются несклоняемыми существительными, определяется по родовому понятию.

«Таймс» – это газета (ж.р.).

«Таймс» рассказала.

Кстати, всем нам хорошо известны слова пенсне и кашне. В русском языке эти существительные состоят только из корня. Они являются иноязычными существительными, пришедшими из французского языка.

«Пенсне» – это словосочетание, обозначающее «защеми нос».

«Кашне» – «спрячь нос».

 

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Род несклоняемых имен существительных (Источник).
  2. Дополнительные задания (Источник).

 

Домашнее задание

1. Упражнение 1.

Найдите несклоняемые существительные:

Окно, метро, пальто, кино, село, пианино, кофе, поле, кафе, желе, какао, молоко, сено, шоссе, филе, седло, горе, лото.

2. Упражнение 2.

Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка в согласовании.

Известное кафе, солнечная Баку, строгое жюри, интересное интервью, красивый Дели, вкусное пюре, горячее кофе, желтое такси, быстрая кенгуру, красивый колибри, свежий кольраби, фруктовое желе, воинственный динго, седьмая авеню, высокое кепи, хохлатый какаду, трамвайное депо, французское буржуа.

3. Упражнение 3.

Составьте предложение с несклоняемым собственным именем существительным:

Баку, Сочи, Миссиссипи.

4. Упражнение 4.

Раскройте скобки, употребив глаголы в прошедшем времени.

На аэродроме (состояться) авиашоу с участием спортсменов нашего авиаклуба.

В гостинице портье (дать) ключ от нашего номера.

Вето сенаторов не (позволить) принять новый закон.

Рагу нам очень (понравиться).

Какао уже (свариться).

Род несклоняемых существительных ℹ️ как определить, список слов по родам, примеры и правила определения в русском языке, исключения

Род несклоняемых существительных

Общее понятие

Несклоняемыми именами существительными принято считать слова нарицательного и собственного значения, которые заимствованы с иностранных языков и по падежам, а также числам не склоняются. Им присуща определённая родовая категория.

Неодушевлённые предметы

К именам существительным, которые не принято склонять, относят некоторые предметы неодушевлённого типа, имеющих иностранное происхождение. Они в основном являются словами среднего рода.

Список их таков:

Такси маршрутное Шляпа Сомбреро.
  1. Статус-кво политическое.
  2. Такси маршрутное или частное.
  3. Кашне.
  4. Интервью захватывающее.
  5. Зелёное жабо.
  6. Алоэ лечебное.
  7. Депо троллейбусное или железнодорожное.
  8. Виски.
  9. Длинное шоссе.
  10. Метро.
  11. Пальто.
  12. Шоу.
  13. Шасси.
  14. Табу.
  15. Сомбреро.
  16. Родео.
  17. Ранчо.
  18. Плиссе.
  19. Реле.
  20. Пенсне.
  21. Монпансье.

Также в средний род можно включить такие слова, как макраме, иглу, зеро, жалюзи, видео и варьете, бикини, купе и меню, галифе.

Но в этом правиле имеются некоторые исключения. Связаны они с воздействием аналогий, таких как грамматический род, русскоязычный синоним и прочее.

К мужскому роду относятся следующие слова:

Кавасаки — обозначает бот моторного типа.
  1. Бри и сулугуни. В этом случае влияет понятие «сыр».
  2. Га ассоциируется с гектаром.
  3. Кавасаки — обозначает бот моторного типа.
  4. Мак и креп-гофре ассоциируется с зарослью.
  5. Кофе изначально назывался кофий (кофей).
  6. Шимми в переводе на русский обозначает танец.
  7. Сирокко — ветер.
  8. Пенальти — штрафной удар с расстояния в 11 метров.
  9. Памперо — название ветра в Южной Америке.
  10. Экю обозначает старинную монету Франции.
  11. Денди.
  12. Алиби.
  13. Какао.

Также сюда относятся такие слова, как урду, пушту и бенгали, хинди, а также янки и эфенди, эму, рантье, мафиози, кюре и кабальеро, импресарио и идальго, зомби и евро, буржуа.

Существуют и женские несклоняемые существительные. Список слов следующий:

Салями — разновидность колбасы.
  1. Салями — разновидность колбасы.
  2. Кольраби — тип капусты.
  3. Бери-бери — понятие родовое, которое расшифровывается как «болезнь».
  4. Бере — разновидность груши.
  5. Авеню — имеет синоним «улица».

В русском языке имеются слова, употребляемые сразу в двух родовых формах: мужской и средней. К таковым стоит отнести:

Слова, употребляемые сразу в двух родовых формах:
  1. Авто (автомобиль).
  2. Эсперанто (язык).
  3. Цецеро (шрифт).
  4. Па-де-труа и па-де-де (танец).
  5. Наргил (кальян).
  6. Мокко (кофе).
  7. Бренди (крепкий алкогольный напиток).
  8. Бибаро (маленький).
  9. Арго (жаргон).

Субстантивированные и обособленные

К словам субстантивированным, которые не склоняются и имеют среднюю родовую принадлежность, относятся резкое «не хочу» или «не желаю», «завтра», громкое русское «ура», постоянное «да», вежливое приветствие «здравствуйте».

Присутствуют имена существительные, которые имеют женский или мужской род и обосабливают лицо. Оно зависит от значения и соотношения с половой принадлежностью человека.

К мужскому роду относят:

Имена существительные,
  1. Верди.
  2. Кули.
  3. Атташе.
  4. Рантье.
  5. Конферансье.
  6. Маэстро.
  7. Мсьё.
  8. Рефери.
  9. Портье.

К женскому стоит отнести: бедная Мими и леди, инженю и фрейлин.

Такое слово, как «жюри», считается средним родом. Также есть и двуродовые понятия. Основными из них считаются:

  1. Инкогнито — неожиданно исчезла или же скрылся.
  2. Протеже — полностью оправдал (а) ожидания и надежды.
  3. Визави — оказался (лась) интересным собеседником.

Названия птиц и географических объектов

Одушевлённые предметы также относят к несклоняемым именам существительным. Таковыми являются птицы и животные, разнообразные насекомые. В словосочетании с прилагательным слова мужского рода будут звучать следующим образом:

Птица Фламинго.
  1. Фламинго.
  2. Кенгуру сумчатый.
  3. Какаду.
  4. Шимпанзе быстрый.
  5. Пони.
  6. Зебу.

Мужской род к половой принадлежности животного употребляется безотносительно. В том случае, если в контексте речь идёт о самке, то слова нужно говорить и писать в женском роде. Примерами таковых являются: шимпанзе кормила своего детёныша, кенгуру несла малыша в сумке.

Стоит отнести к женскому роду такие слова, как цеце (в этом случае речь идёт о мухе) и иваси (обозначает сельдь или рыбу).

Двуродовыми в этом случае считаются порода собаки колли, а также названия птиц киви и колибри.

Род несклоняемых существительных

Род несклоняемых существительных имеется и в географических названиях. Сюда относятся собственные имена: острова и страны, озёра и прочие водоёмы, а также горы, города и сёла. Их определяют по слову, которое является нарицательным и считается родовым понятием: Капри превосходный, Миссисипи широкая, Тбилиси солнечный, город Токио, жаркая пустыня Гоби.

Но присутствуют кое-какие отступления от общих правил, что объясняется воздействием аналогии и применением слова в ином смысле и значении, а также модой относить иностранные несклоняемые сочетания на «о» к среднему роду. Например, Новые Сочи является ложной аналогией Малых Мытищ, словосочетание Второе Баку — это место нефтяной добычи, а не название города, Северное Барнео является влиянием «о» на конце, пятиглавый Бештау.

Названия органов печати и аббревиатуры

Грамматический род печатных организаций определяется по родовому наименованию. К таковым можно отнести: названия газет «Дейли Уоркер», «Таймс», «Ньюс Кроникл», наименования журналов «Фигаро Литетер», «Гламур» и прочие.

Грамматический род печатных организаций

У аббревиатур, которые образуются благодаря сочетанию начальных букв от всех имеющихся слов, родовую принадлежность определяют по главному, а именно: (женские) АЭС расшифровывается как атомная электрическая станция, «ВДНХ» — выставка, ООН — Организация Объединённых Наций, а (мужские) МГУ — Московский государственный университет, НЛО — неизвестный летающий объект.

Такое же положение распространено и на сложносокращённые названия, которые состоят из начальных слогов.

Как определить род

Для определения родовой принадлежности несклоняемого имени существительного необходимо вначале определить слово, которое будет означать что или кто это. Далее необходимо действовать по такой схеме:

Как определить род
  1. Определить род по последней согласной букве или же по окончанию. Мужскими являются слова, которые заканчиваются на «й», к женскому — на «ия», «я», «а». Средний род имеет окончания «ие», «е», «о».
  2. После этого необходимо убедиться, что слово не является исключением. Таковыми считаются те, у которых окончание «ь». Подобные могут относиться как к мужскому (словарь), так и к женскому (тетрадь) роду.
  3. На одушевлённые предметы следует обратить особое внимание. Эти существительные означают живых существ. К исключениям относятся дитя и животное. Определяется их род или окончанием слова, или полом живого существа.
  4. Профессии тоже бывают двуродовыми. Бо́льшая часть существительных являются мужскими: врач, крупье, учитель, инженер, технолог.
  5. Особое внимание нужно уделить заимствованным словам. В них очень часто встречаются нетипичные окончания для русского языка: «ю», «у», «и». По падежам и числам они не изменяются. Мужской род включает в себя названия островов и городов, а также фамилии и имена представителей сильного пола. К женскому относятся наименования рек и печатных издательств, а также личные данные прекрасной половины человечества. В средний включены неодушевлённые предметы.

Стоит помнить о том, что существительные с суффиксами «енок», «онок» являются мужского рода.

Эта тема изучается школьниками в шестом классе. Все слова-исключения необходимо выучить, чтобы трудностей не возникало. Многим это может в будущем понадобиться для высшего образования или для работы в определённом учреждении.

План-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) на тему: Род несклоняемых имен существительных

Конспект урока по теме «Род несклоняемых существительных»

Цель: сформировать умение определять род несклоняемых существительных

I Оргмомент. Запись числа

— Вы заметили, что отсутствует тема урока? Но это не значит, что у нашего сегодняшнего урока не будет темы. Мы ее запишем чуть позже, а пока выполним задание на повторение.

 На доске записаны слова:

морковь –

лошадь –

поле –

копье –

канат –

совет –

шимпанзе –

Задание: определить род этих существительных.. (Слова записываются в тетрадь. Один ученик работает у доски)

Определение рода у последнего слова вызывает затруднение. Идет обсуждение возможных вариантов.

 — Чем это существительное отличается от остальных? (Оно несклоняемое)

 — Сформулируйте мне проблему, с которой вы столкнулись при выполнении этого задания. ( Как определить род у несклоняемых существительных).

 — Вот это и будет темой нашего сегодняшнего урока. (Тема записывается в тетрадь)

 — Какая задача стоит перед нами на уроке? (Научиться определять род несклоняемых существительных)

II Объяснение нового материала

 — Вспомним, какие существительные называются несклоняемыми? (Это заимствованные слова, которые не меняют своей формы и не имеют окончания)

На доске вразброс прикреплены слова: какаду, маэстро, мадам, такси, алоэ, Перу, Онтарио, конферансье, шимпанзе, меню, Тбилиси, кенгуру, фрау.

 -Распределите эти слова на 4 группы. По какому принципу вы распределили их? (Один ученик работает у доски, остальные с места помогают)

(животные, люди, географические названия, нариц. неодуш. сущ).

 — Такое деление слов, как вы понимаете, не случайно. Именно от того, к какой категории относится несклоняемое существительное, и будет зависеть его род. Давайте попробуем. Если что-то не получится, я вам помогу.

На доске пишется:

М.р.                 Ж.р.                    Ср.р.

Один ученик вызывается к доске)

 — С какой категории проще всего начать? (Люди, затем  неодуш. сущ.) С помощью учителя учащиеся распределяют слова в соответствующие столбики. Отдельно анализируется группа слов, обозначающих географические названия. По получившейся таблице делается вывод.

III Закрепление материала

Работа по карточкам.

1. Определите род несклоняемых существительных. Подберите к несклоняемым существительным подходящие по смыслу прилагательные, поставив  их в соответствующую форму.

1. _________________ шимпанзе 

2. __________________пони 

3. __________________интервью

4. __________________пальто 

5. __________________желе  

6. __________________какао 

7. ________________кофе 

8.________________манго 

9. _______________салями 

10. _______________ассорти 

11. _______________филе  

12. ______________ Сочи

13. _______________озеро Абрау

5 чел. выполняют индивидуальное задание:                   

Карточка 1  Фамилия_________________________

Определите род несклоняемых существительных .Вставьте окончания прилагательных.

Волосат.. .шимпанзе 

Маленьк.. .пони 

бел… какаду 

Быстр… кенгуру 

Вождушн… бизе 

Нежн… желе  

Горяч… какао 

Спел… киви 

Свеж… кольраби 

Сладк… кофе 

Вкусн… манго 

Купленн…салями 

Шоколадн… ассорти 

Сочн…авокадо  

Мясн.. .филе

Курортн… Туапсе 

Глубок… озеро Абрау 

Карточка 2

  • Купите к праздничному столу в магазине (подчеркните в тексте) только те продукты, названия которых не склоняются.
  • Определите род этих существительных.
  • Подберите к несклоняемым существительным подходящие по смыслу прилагательные, поставив их в нужную форму.

Кольраби

Зефир

Салями

Кекс

Кальмар

Бизе

Чеснок

Авокадо

Эскимо

Ситро

Печенье
Суфле

2. Исправьте грамматические ошибки.

1. Мы проснулись, и на кухне нас ждало горячее кофе. 2. Кто-то играл на пианине, стоящей  в большой комнате. 3. А вы любите жареный кольраби? 4. Дом, который нам нужен, находится на пятом авеню.5. Исход игры решило досадное пенальти. 6. В гостях мне предложили  вкусный какао. 7. Мне в зоопарке очень понравилось розовое фламинго.

3. Проверка усвоения знаний.

Мужской

род

Женский

род

Средний

род

Записать цифру, соответствующую слову, в нужный столбик.

1. Трюмо.                                     7. Кашпо

2. Пари                                         8. Мисс

3. Эму (страус)                            9. Кофе

4. Трико.                                      10. Шампунь

5. Конго (река)                            11.Пани

6. Денди                                      12. Тюль

Взаимопроверка (ответы: м.р. – 3, 6. 9,1 0, 12

                                                ж.р. – 5, 8, 11

                                                ср.р. – 1. 2, 4, 7) Листочки собираются

IV Итог урока. Рефлексия.

V Домашнее задание: Составить связный текст из 4-5 предложений, в котором должны быть использованы несклоняемые существительные.

Как определить род несклоняемых существительных (таблица для 6 класса)

Род имен существительных, назывнных несклоняемыми, сложно определить из-за того, что они не изменяются. Процесс определения рода зависит от особенностей и значения конкретной лексической единицы. В правилах есть исключения, которые следует запомнить, чтобы не делать ошибок при написании.

Род несклоняемых существительных - порядок определенияРод несклоняемых существительных - порядок определения

Какие существительные относят к несклоняемым

Это особая группа слов в русском языке, у которой отсутствуют формальные показатели изменяемых признаков. Их форма не меняется при склонении по падежам и числам. К этой группе относятся имена:

  • нарицательные – подкласс, к которому относят названия однородных, неуникальных предметов: манго, бра, шоу;
  • собственные – называют единичные, уникальные предметы. Это имена, фамилии, названия рек, стран, городов и т.д. Пример: Токио, Барнео, Гюго.

К несклоняемым относят слова, заимствованные из других языков, некоторые исконные имена собственные, включая аббревиатуры. У них одна форма вне зависимости от падежей. Определение грамматического признака родовой принадлежности усложнено, так как окончание отсутствует. Выделяют несколько групп несклоняемых существительных:

  1. Названия, пришедшие из других языков. Заканчиваются на о, е, у, ю, и. Пример: шоссе, такси, пальто, колибри.
  2. Личные имена иностранного происхождения с конечной гласной: Дюма, Перро, Помпиду, Дювалье, Монтгомери, Генри, Билли и т.д.
  3. Собственные имена, называющие лиц женского пола, с основой на твердый согласный: Эдит, Кармен, Волк, Жук, Алигер. Мужские имена на согласный склоняются.
  4. Фамилии русского, украинского происхождения с конечными -о, -их, -ых: Костенко, Прудких, Седых.
  5. Собственные имена с конечной а, я без ударения, перед которой стоит гласная: Лурия, Струа.
  6. Буквенные аббревиатуры: ОБСЕ, СМИ, СНГ, АПК, ООН. Однако часть аббревиатур с финалью на согласную может склоняться: МИД – МИДом, ВУЗ – из ВУЗа, КВН – о КВНе, ГОК – в ГОКе и т.п.
  7. Заимствованные названия лиц женского пола, используемые как обращение: мисс, мадам, фрау, пани, ханым.
Род несклоняемых существительных - порядок определенияРод несклоняемых существительных - порядок определенияТаблица с примерами несклоняемых существительных

Как определить род несклоняемых существительных

Определение принадлежности к роду влияет на правильность построения предложений. Если неизменяемое название главное, все зависимые слова могут быть поставлены в ошибочную форму. Ниже приведены общие правила, как определить род существительных, относящихся к несклоняемым:

  1. По главному слову в случае использования аббревиатуры: ТЮЗ – Театр юного зрителя. Главное слово – театр, мужской род. Однако для аббревиатур с финалью О (НАТО, РОНО, НЛО, ЮНЕСКО) преимущественно используется средний род, а если стержневое слово множественного числа, то категория рода отсутствует (ВМС, УКВ, СМИ).
  2. По половой принадлежности животного или человека, которого называет слово: мсье – слово указывает на мужчину. Значит, род мужской.
  3. По родовому нарицательному слову личных названий: Тбилиси (город, значит, род мужской).
Род несклоняемых существительных - порядок определенияРод несклоняемых существительных - порядок определенияКраткая памятка по определению грамматического признака

Мужской

Неизменяемые существительные мужского рода – слова, пришедшие из другого языка, которые называют лиц мужского рода, представителей флоры и фауны, занятия, профессии.

Примеры:

  • Если слово называет лицо, принадлежащее к мужскому полу. Мсье, маэстро. Маэстро играл два часа и сорвал овации. Мсье поторопил впереди идущих людей.
  • Наименования птиц, животных. Кенгуру скакал высоко и готовился к нападению на соперника. Фламинго грациозно стоял на одной ноге.
  • Обозначения профессий, если они относятся к людям мужского пола. Военный атташе стал послом Германии.

К исключениям относят случаи, когда в предложении имеется ввиду отдельная особь-самка. Тогда определить принадлежность легко по смыслу текста. Кенгуру несла в сумке детеныша, оберегая его от всего мира.

Важно! К м.р. относят одушевленные несклоняемые существительные.

Следует запомнить, что кофе и пенальти имеют мужской род.

Род несклоняемых существительных - порядок определенияРод несклоняемых существительных - порядок определенияОпределение рода неизменяемого существительного по родовому понятию

Женский

К словам женского рода относят названия, применяющиеся к лицам женского пола, животным:

  • Одушевленные им.сущ. со значением лиц женского пола, имена и фамилии: леди, фрау, мадам, Мэри и т.д. Леди прошла бесшумно, грациозно и плавно. Мадам Рошель получила старинную книгу.
  • Названия животных, если в предложении есть указание на пол. Эта самка шимпанзе была очень нетороплива.

Сложно определить принадлежность слов иностранного происхождения. Например, авеню. Это улица. Значит, род нарицательного существительного женский. Таким же способом проверяют другие названия. Кольраби – капуста. Салями – колбаса.

Важно! Цеце – муха. Даже без уточнений в предложении слово относят к женскому роду. Цеце села на варенье.

Род несклоняемых существительных - порядок определенияРод несклоняемых существительных - порядок определенияЭти примеры слов ж.р. нужно запомнить

Мужской или женский

Есть слова, которые могут быть мужского рода и женского. Подробные примеры:

  1. Несклоняемые двуродовые понятия. Колибри, киви-киви, колли (собака).
  2. Существительные общего рода, родовая принадлежность которых устанавливается по контексту: визави – человек, который находится напротив, лицом к лицу. Визави рассказал много интересного. Моя визави прошла все тесты. Протеже – человек, пользующийся покровительством. Мой протеже показывал хорошие результаты. Моя протеже подавала надежды. Инкогнито – лицо, скрывающее свое имя. Инкогнито быстро скрылся с горизонта. Инкогнито внезапно ушла.
  3. Аббревиатуры смешанного типа, обозначающие лиц по должности: завкафедрой, врио директора, замминистра и т.п.

Некоторые названия могут иметь одновременно мужской и средний род.

Род несклоняемых существительных - порядок определенияРод несклоняемых существительных - порядок определенияПример использования двуродовых имен

Средний

Слова, обозначающие неодушевленные предметы, имеют почти всегда средний род: жабо, кашне, алоэ, депо, интервью. К этой же группе относятся еще несколько разрядов несклоняемых существительных.

  • Слова, перешедшие из другой части речи. Громкое «ура», твердое «да».
  • Двуродовые названия неодушевленных предметов. Эсперанто, церо, бибабо, арго, авто, агро, мокко.
Род несклоняемых существительных - порядок определенияРод несклоняемых существительных - порядок определенияТаблица правил определения рода в нарицательных иноязычного происхождения

Алгоритм определения рода

Алгоритм определения рода несклоняемых имен имеет свои нюансы. Однако можно выделить общие принипы того, как определяется род.

  1. Предмет одушевленный или неодушевленный? Ко второй группе в большинстве случаев относят слова ср.р. Аббревиатуры и географические названия будут определяться по родовому наименованию или стержневому слову.
  2. Если существительное одушевленное, то определяют, человек это или нет. Животные – м.р., люди – м.р., ж.р. согласно контексту или принятому значению.
  3. Проверяют, не относится ли слово к исключениям.

Совет! Запомнить слова-исключения из правил можно при помощи выполнения упражнений на их применение.

Род несклоняемых существительных - порядок определенияРод несклоняемых существительных - порядок определения

Неизменяемые названия иноязычного происхождения вызывают трудности при написании. Грамматический признак, указывающий на родовую принадлежность, нельзя определить по окончанию. Поэтому правила и исключения из них нужно выучить. Освоить материал помогут упражнения за 6 класс.

6. Определение рода несклоняемых существительных.

Несклоняемые существительные – это группа неизменяемых заимствованных слов. В неё входят как имена собственные, так и нарицательные.

Несклоняемые существительные не имеют формальных признаков рода – окончаний.

Несклоняемые существительные, обозначающие животных, относятся к мужскому роду: красивый какаду. Но если речь идёт о животном женского пола, то слова согласуются с несклоняемым существительным в женском роде: Какая симпатичная эта кенгуру с детёнышем.

Род несклоняемых существительных, обозначающих людей, зависит от их пола: мадам (она), мсье (он), Дюма (он). Слова, обозначающие и мужчин, и женщин, относятся к мужскому роду: Она замечательный конферансье.

Род несклоняемых существительных, обозначающих географические объекты, определяется по родовому слову: красивый Тбилиси (город), далёкая Перу (страна), полное тайн Онтарио (озеро).

Большинство несклоняемых существительных среднего рода: новое пальто, жёлтое такси, старое пенсне. Но есть и исключения: вкусный сулугуни (сыр), свежая салями (колбаса).

7. Определение рода сложных существительных

А) Если оба слова склоняемые (диван-кровать),то род определяется по 1-му слову. Диван-кровать – это м. р.

Витрина-стенд – это ж.р. . Плащ-палатка – м.р.

Б) Если 1-ое слово несклоняемое,то род опред-ся по 2-му слову. Каноэ-двойка – ж.р.

В) Есть слова,в которых 1-ая часть рассматривается как несклоняемая (или не изменяется),тогда род определ-ся по 2-му слову. Сверкающая жар-птица — сверкающую жар-птицу (ж.р.), огромная меч-рыба — огромной меч-рыбы (ж.р.).

Г) В некоторых случаях род не определяется, так как сложное слово употребляется только во множественном числе: сказочные сапоги-скороходы — сказочных сапог-скороходов (мн.ч.)-

Д) Если в состав сложного слова входит слово «женщина»,то все слова ж.р.

8. Определение рода несклоняемых географических наименований и рода сложносокращённых существительных.

Род сложносокращенных слов определяется по определяющему слову

ИСКЛ! НЛО ( с р) МИД (м р) ЖЭК ( м р) ЗАГС (м р)

Род географических наименований определяется по родовому слову.

Сочи-город ( м р) Миссисипи-река( ж р)

9. Определение рода сложносокращенных существительных

Род сложносокращённых существительных

Такие существительные, как ТЮЗ, ООН, ОРТ, называются сложносокращёнными.

 Род у сложносокращённых слов можно определить по главному слову: ТЮЗ – театр (м.р.), ООН – организация (ж.р.), ОРТ – телевидение (ср.р.).

«Расшифровать» сложносокращённые слова можно с помощью словаря аббревиатур.

Определение

Род аббревиатуры, как правило, определяется по главному слову словосочетания, её образовавшего: ТЮЗ – Театр юного зрителя – он;ООН – Организация объединённых наций – она; ОРТ – Общественное российское телевидение – оно. Но встречаются и исключения: ТАСС – агентство, но он. Поэтому следует обращаться к словарю аббревиатур.

10. Множественное число существительных.

Не имеют множественное число:

1) Абстрактные сущ: вакуум, мужество

2)Собирательные сущ: хвоя, опилки

3)Вещественные сущ: чай, молоко

5)На –инт из англ только в ед числе

Окончание –А –Ы во множестенном числе

1)-А ударение всегда на окончание

2)-А –Ы ударение зависимости от смысла

мЕхи мехА

Род несклоняемых имен существительных

Цели урока: знакомство с несклоняемыми именами существительными и определение их рода .

Задачи урока:

  • Образовательная: отрабатывать умение в согласовании прилагательных и глаголов прошедшего времени с несклоняемыми именами существительными.
  • Развивающая: развивать память, внимание.
  • Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к словам; обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование к уроку: проектор, интерактивная доска, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

На экране презентация (Приложение 1). Открываем тетради, записываем число. Далее учитель просит оставить строчку для записи темы, которую они определят чуть позже.

2. Мотивация к учебной деятельности

Один ученик работает у доски, остальные в тетради. Записать предложение «Для участия в концерте учительница пригласила конферансье, певца и музыканта.»

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Класс делится на несколько групп. Им предлагаются карточки для заполнения (Приложение 3). Ребята должны выписать из предложения все имена существительные и определить их род и склонение. По мере выполнения задания карточки с ответами вывешиваются на доску. После этого ребята комментируют несколько слов (учительница ж.р. 1 скл., певец- м.р. 2 скл.) Выясняем вместе с ребятами, что затруднение вызвало слово конферансье (даже если дети интуитивно отнесли слово к м.р., то прокомментировать свой выбор они не могут). Итак, проблемное слово выносится на доску.

4. Выявление места и причины затруднения

Учитель предлагает просклонять существительное КОНФЕРАНСЬЕ, для того чтобы определить его склонение.

В результате ребята выясняют, что это слово не склоняется, а значит оно НЕСКЛОНЯЕМОЕ.

По ходу нашей работы мы столкнулись с ПРОБЛЕМОЙ. Какая это проблема? Дети сами озвучивают, что они не могут определить род несклоняемых имен существительных. А значит тема нашего урока РОД НЕСКЛОНЯЕМЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Возвращаемся к оставленной в начале урока строчке и записываем на неё тему урока. После чего учитель просит называть цель урока.

5. Построение и реализация проекта выхода из затруднения

Работа со стихотворением

Как-то рано поутру 
С другом сели мы в метру 
И поехали в метре 
Фильм смотреть о кенгуре. 
Вот сидим мы с ним в кине 
Без пальта и без кашне, 
А вернее, я и ты 
Без кашна и без пальты. 

Исправляем ошибки в стихотворении, определяем род известных имен существительных. Затруднение может вызвать слово кенгуру, и здесь можно помочь детям, подсказав, что это существительное мужского рода.

Вопрос: по какому признаку несклоняемы существительные разделились на две группы- ср.р. и м.р.? (по одушевленности\ неодушевленности).

Возвращаемся к нашему проблемному слову КОНФЕРАНСЬЕ.

Вопрос: а что обозначает это слово? (помогаем детям, если определение значения вызывает затруднение). Т.о. КОНФЕРАНСЬЕ существительное мужского рода.

Вопрос: А какого рода существительное ЛЕДИ? Выясняем, что одушевленные имена существительные, обозначающие лиц женского пола, относятся к ж.р.

Формулируем ПРАВИЛО: неодушевленные несклоняемые имена существительные относятся к среднему роду, а одушевленные-к мужскому роду.

Слова –исключения: кофе, иваси, колибри (в 5 классе достаточно введения этих слов)

Вопрос: А к какому роду будут относиться слова Сочи, Миссисипи, Онтарио?

Сочи— город — м.р.

Миссисипи— река -ж.р.

Онтарио- озеро –ср.р.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

На интерактивной доске (Приложение 2) ребятам предлагается распределить слова по родам.

Физкультминутка.

На экране появляются слова. Задача учащихся состоит в том, чтобы определить, склоняемое это существительное или несклоняемое (можно предложить приседания или наклоны).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение работы в тетради (Приложение 4) с самопроверкой и выставлением оценок.

8. Рефлексия деятельности на уроке

На столах у детей наклеены по два бумажных стикера в виде яблок (красного и зеленого цвета). На последнем слайде высвечивается изображение дерева.

Ребята, как дерево не может жить без корней, так и жизнь человека невозможна без знаний. Сегодня на уроке мы с вами узнали что-то новое об имени существительном, и мне бы хотелось узнать, как вы поняли эту тему. Если вы полностью разобрались и уверены, что сможете выполнить домашнее задание, то наклейте на наше дерево знаний красное яблочко.

Если что-то осталось непонятным, то наклейте зеленое яблоко.

9. Домашнее задание

По учебнику (при необходимости комментировать).

Спасибо за урок!

Конспект урока по русскому языку на тему «Род несклоняемых имен существительных» (6 класс)

Тема урока: « Род несклоняемых имен существительных».

Цель урока:

Образовательная: познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными, показать их морфологические особенности; обобщить и систематизировать знания об именах существительных; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи, уметь определять род несклоняемых имен существительных

Развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять умственный и словарный запас, развивать умение работать по схеме.

Воспитательная: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка

Планируемые результаты:

Личностные: способствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе, формировать умение высказывать и отстаивать свою точку.

Метапредметные:

Познавательные: содействовать развитию умений выделять необходимую информацию по теме для сравнения, анализа и установления причинно-следственных связей.

Регулятивные: формирование умений ставить учебные цели и задачи, планировать свою деятельность и оценивать результат своих действий

Коммуникативные: создавать условия для развития устной речи обучающихся, формировать умение слушать и вступать в диалог, учиться обсуждать, аргументировать свою точку зрения, овладевать навыком выступления перед классом.

Предметные:

Выявить морфологические особенности несклоняемых существительных, научиться применять их на письме.

Ход урока.

  1. Орг.момент. Приветствие.

Быть должны всегда в порядке:

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас такой:

«Все, что надо, — под рукой!»

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно!

Пишем аккуратненько!

Слушаем внимательно!

Проверка домашней работы. Упр. 268

  1. Актуализация знаний.

Игра «Четвертое лишнее». Вспоминаем постоянные признаки имени сущ-го.

  1. Осень, человек, весна, парта (одушевленность, неодушевленность)

  2. Мама, юноша, дочь, сестра (род)

  3. Лес, цветок, поле, река (склонение)

  4. Море, кофе, окно, поле (несклоняемое)

Значит, какую тему мы с вами продолжаем изучать? несклоняемые сущ-е.

  1. Постановка учебных целей и задач.

Открыли рабочие тетради, книги пока закрыты, пишем число, классная работа, дя темы оставляем одну строчку.

(Дети  работают в группах, по 2 ученика)

— Перед  вами  слова:

     шоссе    такси  алоэ   шимпанзе  какаду  кенгуру  леди

    мадам  мисс  Батуми   Миссисипи  Капри

Разделите  эти  слова  на  группы.  Подумайте:  по  каким  критериям  вы  разделите   эти  слова.

-Сколько  групп  у  вас  получилось?  По  каким  критериям  вы  их  разделили?  

— Какие  слова  вошли  в   первую  группу?  (Неодушевлённые  предметы)

Какие  слова  вошли  во  вторую  группу?  (Слова,  обозначающие  животных,  птиц)

Какие  слова  вошли  в  третью  группу?(Слова,  обозначающие  лиц  женского  рода

Какие  слова  вошли  в  четвёртую  группу? Город Батуми в Грузии, Миссисипи река в США, Капри остров в Средиземном море. Географические  наименования:  названия  городов,  рек,  островов  и  т.  д.)

Как  вы  думаете:  если  у  несклоняемых  существительных  по  внешней  форме  род   определить  нельзя,  то  какой  в  данном  случае  может  быть  показатель  рода? ( Одушевлённость- неодушевлённость,  обозначение  лиц  женского- мужского  рода,  грамматический  род  нарицательного  существительного,  обозначающего  родовое  понятие,  т.е.  по  роду  слов  город,  река,  озеро)

Работа по учебнику. Стр.93-94.

(Материал для ознакомления)

Как правильно сказать?

Красивый пони? Красивая пони? Красивое пони?

-Подумайте, чтобы узнать правильный ответ, что нужно определить? (род)

— Какую тему мы с вами сегодня будем проходить? (Род несклоняемых имен существительных)

Цели. Чему мы должны научиться на уроке? (определять род несклоняемых существительных, еще какие слова входят в несклоняемые сущ-е).
— Открыли учебники с. 143-144, прочитаем теоретический материал.
— Что нового узнали? Как определяем род несклоняемых сущ-х?

4. Усвоение новых знаний.

Подберите  к  данным  именам  существительным  прилагательные.  

Какой  алгоритм  работы  мы  составим?  (Определяем,  какое  это  существительное:  одушевлённое  или  неодушевлённое,  обозначает  лиц  женского  или  мужского  пола,  а если  это  имя  собственное,  то  определяем, к  какому  грамматическому  роду  нарицательного  существительного  принадлежит).   Обозначьте  окончания  прилагательных.

Примеры  словосочетаний:   прямое  шоссе,  маршрутное  такси,  целебное  алоэ,  весёлый  шимпанзе,  красивый  какаду,  молодой  кенгуру,  почтенная  леди,  строгая  мадам,  скромная  мисс,  солнечный  Батуми,  широкая  Миссисипи,  живописный  Капри.

  1. Физминутка.

1.Встали прямо, прогибаемся, одна рука наверху, другая внизу, руки за спину, делаем ручками замок. Если вы смогли достать, то у вас с осанкой, с позвоночником нет никаких проблем, а если не достаете нужно заниаться каждый день, сидеть и ходить прямо!

2. Упражнения для снятия зрительного утомления

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

Глубоко вдохнули и выдохнули. Дышим правильно. Сели тихонечко.

Словарная работа (стр. 141, 143)

6.Первичное закрепление.

Чтение правила из учебника стр. 144.
— А теперь посмотрим на слайд. Найдем в этих предложениях несклоняемые сущ-ные, поставим глагол в нужную форму, определив род сущ-го.
Фламинго опустил.. голову. (птица – опустил)
Мадам сел.. в трамвай. (жен.пол –села)
Пальто был.. серым. (неодушев. Ср.р. было)
Бурн.. Алазани вышл.. из берегов. Родовое понятие – река вышла)
МИД уполномочен.. заявить. (Министерство иностранных дел, из начальных звуков или букв образовано? Из начальных звуков – так как это слово оканчивается на согласную, то это слово муж.рода).

—  (Устно) К  данным несклоняемым   существительным  подберите  существительные,  обозначающие  родовое  понятие,  определите  род  несклоняемых  существительных:  кольраби (капуста- ж. р.),  салями  (колбаса- ж. р.),  инкогнито  (лицо – ср. р.),  Мали  ( государство – ср. р.  или  страна – ж. р.),  авеню  (улица – ж. р.) денди  ( модный  мужчина – м. р.),  Баку( город- м. р.),Конго ( река – ж. р.),Онтарио ( озеро- ср. р.), «Юманите» ( газета – ж. р.)

Обратите  внимание:  такие  слова,  как  салями,  кольраби  и  авеню  обозначают  неодушевлённые  предметы,  но  являются  исключением,  их  род  обозначается  по  родовому  понятию.

— Запишите  ещё  несколько  слов – исключений:  

Кофе ( м. р.),  пенальти (штрафной удар м. р.),  хинди (  язык-м. р.),  тюль ( м. р.).

р.).  В  данной  группе  мужской  род  обозначается  безотносительно  к  полу  животного,  но  если  контекст  указывает  на  самку,  то  соответствующие  слова  употребляются  в  форме  женского  рода.  Составьте  предложения,  употребив  слова  кенгуру  и  шимпанзе  в  форме  ж. р.  ( Пример:  кенгуру  несла  в  сумке  кенгурёнка,  шимпанзе  кормила  детёныша)

7.Закрепление изученной темы.

1. А) Орфоэпическая минутка.

Произнесите правильно следующие слова: парикмахер, маэстро, кафе, шоссе, радио, купе, купейный.

Пари[к]махер, ма[э]стро, ка[фэ], шо[сэ], ради[о], ку[пэ], но ку[п’э]йный.

2. Тест.

Вариант 1
1.У какой писательницы не склоняются и имя, и фамилия?
А) Астрид Линдгрен
Б) Мариетта Шагинян
В) Агата Кристи
Г) Агния Барто
2.В каком ряду одно существительное не относится к несклоняемым?
А) метро, кенгуру
Б) пальто, кашпо
В) шоссе, окно
Г) шимпанзе, кафе
3.В каком ряду оба существительных относятся к среднему роду?
А) метро, фрау
Б) стремя, шоссе
В) кофе, торнадо
Г) такси, Баку
4.Из данного предложения выписать несклоняемое имя существительное. Определить род. Подобрать прилагательное подходящее по смыслу.
С небес
Африканское солнце печет
Река под названием Конго
Течет.

Вариант 2.
1.У какого писателя склоняются и имя, и фамилия?

А) Владимир Короленко
Б) Жюль Верн
В) Александр Дюма
Г) Даниэль Дефо
2. В каком ряду одно существительное не относится к несклоняемым?
А) такси, пальто
Б) стекло, колибри
В) шоссе, кафе
Г) какаду, шимпанзе.
3. В каком ряду оба существительных относятся к мужскому роду?
А) кино, такси
Б) тире, Конго
В) шимпанзе, какао
Г) Сочи, юноша

4.Из данного предложения выписать несклоняемое имя существительное. Определить род. Подобрать прилагательное подходящее по смыслу.
Фламинго чистит перья поутру…

Взаимопроверка. Ошибки обсуждать.

Ответы:

1 вариант

2 вариант

1.а

2.в

3.б

4. Конго (река) –ж.р.

Полноводная Конго.

1.б

2.б

3.г

4. Фламинго (птица) –м.р.

Розовый Фламинго.

8.Итог урока.

— Итак, как определить род несклоняемых существительных? (Определяем,  какое  это  существительное:  одушевлённое  или  неодушевлённое,  обозначает  лиц  женского  или  мужского  пола,  а если  это  имя  собственное,  то  определяем, к  какому  грамматическому  роду  нарицательного  существительного  принадлежит).

9. Рефлексия.

Ребята, как вы думаете, где вы можете найти применение изученной нами сегодняшней темы в жизни?

Чистописание. Обведите самое красиво аккуратно написанное слово.

10. Моя оценка за урок

1.В группе я работал активно\пассивно

В паре я работал активно/ пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен\недоволен
3.Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен

11. Домашнее задание.

1.Параграфы 47,48 повторить.

2.Упражнение 272, 273.

3. По выбору: написать мини-сочинение с несклоняемыми существительными. (тема свободная).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *