Роман толстого петр первый – . . . .

А. Толстой «Петр Первый» как исторический роман

Эпоха Петра I привлекла А. Толстого своей прямой перекличкой с эпохой революционных преобразований послеоктябрьской России. Автор был убежден, что русский народ невозможно изучить без его истории, без богатого событиями прошлого. Предысториями к созданию большого романа стали рассказы «Наваждение», «Первые террористы. Извлечения из дел Преображенского приказа», «День Петра», «Марта Рабе», пьеса «На дыбе» и др. Рассказы, по сравнению с романом, запечатлевали Петра как героя-одиночку, противопоставленного народу. Кроме того, в рассказах Петр представал перед читателем как герой сформированный фанатично-жестокий правитель, во что бы то ни стало добивающийся своей цели. Роман же позволил автору переосмыслить и доработать свой взгляд на события петровского времени.

Толстой исторический роман 1«Петр Первый» был создан в 1930-е гг. – годы расцвета марксистской идеологии; не случайно А. Толстой признавал, что создает свой роман сквозь призму современности. Вторая половина 30-х гг. ознаменовалась укреплением авторитарной власти, насилием над личностью, ограничением свободы, репрессивными преобразовательскими методами и др. Чтобы оправдать историческую целесообразность таких мер, необходимо было найти аналогию в истории. Такой аналогией и стал Петр I и его эпоха. Отметим, что образ Петра I в представлении Толстого претерпел некоторые изменения, т.к. автор ставил перед собой цель в первую очередь

показать преобразовательную, реформаторскую деятельность Петра.

Роман А. Толстого стал новаторским по жанру: во время тенденции в написании документального романа, автор создает роман исторический, где документальные сведения пропущены через воображение художника. Благодаря этому, события предстают живыми, образными, а целая эпоха ярко раскрывается в деталях, конкретных случаях. В романе действуют как исторические, так и вымышленные лица, что позволило автору выразить в романе не только устоявшуюся историческую, но и собственную точку зрения. Дань достоверности отдает автор, изображая предметные реалии петровской эпохи: архитектура, еда, одежда, хозяйство в их этнографической точности. Не обошел вниманием Толстой и

язык петровского времени: почти не используя архаизмов, автор передал историческую окраску речи героев, стихию народного языка.

Интересен и нетрадиционен сам способ передачи эпохи в роТолстой исторический роман 2мане – не только через предметные реалии времени, но и через действие сильной личности. Каждое событие и герой, не исключая и главного героя, разумеется, показаны как противоречивые; автор, излагая свою точку зрения, не навязывает ее, тем самым делая роман актуальным и несложным для восприятия. Немаловажную роль в романе играет как собирательный образ русского народа, так и образы его отдельных представителей.

Особенность романа состоит также в том, что автор не дает петровскую эпоху изолированно; напротив, преобразовательская деятельность Петра воспринимается А. Толстым как явление закономерное, подготовленное предшествующими эпохами. Кроме того, воссоздавая Петровы преобразования, автор хоть и отдает дань заслугам и достижениям западных наук и культур, но все же основное внимание уделяет развитию национального.

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Личность и история в романе Алексея Толстого “Петр Первый” 👍

Петр Первый, один из самых необычных царей России, давно ждал своего биографа. Алексей Николаевич Толстой оказался тем писателем, который не побоялся взяться за историю этой эпохальной личности.

Центральную проблему своего романа Алексей Николаевич Толстой определял как “становление личности в эпохе”. В начале книги он нарисовал допетровскую Русь – нищую, темную, разоренную бунтами, воровством и непомерными налогами. “Над Москвой, над городами, над сотнями уездов, раскинутых по необъятной земле, кисли столетние сумерки – нищета, холопство, бездолье”. “Ни ремесел, ни войска, ни флота… Одно – три шкуры драть, да и те худые…” Все слои населения недовольны существующим порядком жизни.

Необходимость коренных преобразований понятна и “мужику с поротой задницей”, и бедному дворянину, и князю Василию Голицыну. Стране был необходим реформатор. Сама история выбрала для этой миссии Петра, который явился выразителем не только своей личной воли, но и требований эпохи.

В первых главах юный Петр весьма далек от предназначенной ему великой миссии.

Его целиком поглотила борьба за власть, увлек яркий, шумный, лишенный скуки мир Кукуйской слободы, жестокие потехи, вино, женщины.

“Кукуйский кутилка” начал осознавать необходимость перемен, когда увидел настоящие морские торговые корабли в Архангельске и “гордое презрение иностранцев, прикрытое любезными улыбками”.

Оглянувшись на прошлое, он подумал: “А что сделано за эти годы – ни дьявола: баловался!” Так Петр осознает необходимость “замахиваться на большее”: воевать за выход России к Черному и Балтийскому морям – без этого России не быть! Неудача и позор под Азовом “бешеными удилами взнуздали его”. Кончились потехи, начались великие дела на благо России.

Личная судьба Петра теснейшим образом переплелась с судьбой России. Как наиболее ценную черту его личности Толстой отметил – безотказное служение Отечеству.

Петр без ханжеского высокомерия признал справедливость речей иностранцев и стал учится у Европы торговать, строить корабли, плавать по морям. Без преклонения и самоуничижения учился он ремеслу сам и заставлял учиться других, нанимая учителями лучших европейских специалистов.

Сурово и решительно расправлялся Петр с личными врагами, но не столько из личной мести, сколько из-за того, что они стали тормозом на пути преобразования России. Петр заставил бояр брить бороды, чистить зубы, одеваться в иноземное платье, собираться на ассамблеи, знать политес, понимать языки. Он озабочен развитием культуры, образования, а значит – процветанием России.

Любое начинание, направленное на пользу России, встречало безоговорочную поддержку государя, воспринималось им как личная победа, вызывало гордость за то, что русские становятся на ноги и успешно могут конкурировать с европейцами.

Трудолюбивый и неприхотливый, Петр ценил людей по уму, таланту, деловым и нравственным качествам, а не по знатности рода. Он выдвигал и приближал к себе только тех, кто так или иначе послужил России.

Алексей Толстой изобразил царя как талантливого военачальника, реформатора армии, умеющего даже из поражений извлечь полезные уроки. Проезжая по полю, где когда-то случилась “нарвская конфузия”, Петр с беспощадной откровенностью сказал: “Здесь погибла моя армия… На этих местах Карл нашел великую славу, а мы – силу. Здесь мы научились – с какого конца надо редьку есть, да похоронили навек закостенелую старину, от коей едва не восприняли конечную погибель…”

Войну он считал исторической необходимостью, “нуждой государственной”, в отличие от Карла, которого война интересовала ради войны. Шведский король не думал о своей стране, о своей армии, которой рисковал, он ничего не желал от жизни, кроме “грохота и дыма пушек, лязга скрещенного железа, воплей раненых солдат и зрелища истоптанного поля, пахнущего гарью и кровью”.

Как выгодно отличается от него Петр, когда, готовясь к решающему штурму Нарвы, сказал Меншикову: “Второй раз отступить от Нарвы нельзя… Нарва – ключ ко всей войне… Город брать нужно быстро, и крови нашей много лить не хочется…” А при взятии Юрьева приказал Шереметеву: “Сам делай свое дело, для Бога только не теряй людей напрасно…” Здесь Петр изображен как истинный гуманист, мудрый военачальник.

Писателю удалось воссоздать многогранную личность Петра, сформированную определенной средой и исторической эпохой. Жестокость, грубость, деспотичность сочетались в нем с талантливостью, жизнелюбием, упорством, широтой души, патриотизмом. Эта двойственность Петра объяснялась реалиями русской жизни.

Петр действовал так, как диктовала взрастившая его эпоха, он в огромной степени – сын своего времени.

Сначала – влияние исторических событий на Петра, затем – все увеличивающееся влияние самого Петра, его реформаторской деятельности на события эпохи – такова логика развития образа царя в романе.

В центре повествования оказался мощный процесс возрождения России, движимый умом и волей центрального героя романа, обеспечивший политическую, экономическую и национальную независимость государства, ставшего из отсталой страны европейской державой.

“Первое десятилетие XVIII века явило собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещал и рушился старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в изумлении и страхе глядела на возникающую Россию…” – такой виделась писателю эпоха, изображенная им в “Петре Первом”.

lit.ukrtvory.ru

Образ Петра Первого в романе «Пётр Первый» Толстого А.Н.

Как было сказано выше, «Пётр Первый» — исторический роман. Тема его — изображение России эпохи Петра. Идея романа — положительная оценка характера и деятельности царя-реформатора. Следовательно, Пётр является главным героем романа.

Сюжет произведения построен на описании жизни главного героя с ран него детства до первых побед русской армии в Прибалтике в начале Северной войны (последняя четверть XVII века и начало XVIII века). Толстой планировал создать роман в трёх книгах. В первой он подробно рисует детство и раннюю молодость царя на фоне широкой исторической картины русской жизни. Эта книга заканчивается рассказом о первом заграничном путешествии Петра и о стрелецком бунте 1698 года. Вторая книга показывает реформаторскую деятельность молодого царя и начало Северной войны. Здесь автор особое внимание уделяет Нарвской битве 1700 года, которая сыграла важнейшую роль в последующей истории России. Обидное поражение под Нарвой заставило Петра предельно напрячь собственные силы и силы всей страны для того, чтобы в конце концов победить Швецию в Северной войне (1721). События второй книги заканчиваются первыми маленькими, но такими важными для Петра победами над шведскими крепостями в Прибалтике и закладкой Петербурга в 1703 году.

 

В третьей книге писатель хотел показать Петра — зрелого государственного деятеля, замечательного полководца, мудрою чело века, несмотря на все его личные недостатки. Однако Толстой не успел написать эту книгу, и о его замыслах можно судить только по предварительным планам и наброскам. Таким образом, писатель подробно изобразил только детство и юность Петра, но уже в этих двух книгах сумел создать сложный и интересный образ главного героя.

Образ Петра складывается в романе постепенно на фоне важнейших исторических событий конца XVII века. Толстой изображает сонную, нищую, неповоротливую допетровскую Русь, над которой висят «столетние сумерки — нищета, холопство, бездолье» (1,2, 1). Писатель показывает, как рождаются и переплетаются личные и социально-исторические мотивы поступков будущего царя. В душе Петра появляется и укрепляется неприятие старого уклада русской жизни, старых порядков. Сначала властолюбивая сестра Софья олицетворяет для него старозаветную Россию, и Пётр вынужден бороться с сестрой буквально не на жизнь, а на смерть. Постепенно страх за свою жизнь в душе Петра перерастает в осознанную ненависть не к отдельным людям, но вообще к старым порядкам.

В этой эволюции важны несколько эпизодов, например, сцена в Архангельске, когда Пётр посещает иноземный торговый корабль: «Уж до того жалки показались домодельные карбасы, когда проплывали мимо высоких бортов кораблей… Стыдно! Все это почувствовали: и помрачневшие бояре, и любезные иноземцы на берегу, и капитаны, и выстроившиеся на шканцах матёрые, обветренные океаном моряки…» (1, 5, 15). По возвращении из Архангельска Пётр решает, что должен ближе познакомиться с Европой, и поэтому отправляется туда под именем Петра Алексеева в свите Великого посольства. Он хочет своими глазами увидеть европейскую жизнь и научиться строить корабли.

Пётр как государь описывается в сравнении с князем Голицыным (всесильным фаворитом царевны Софьи), с Карлом XII (шведским королём) и Августом Великолепным (польским королём). Василий Голицын задумывал государственные реформы, понимал экономическую необходимость выхода России к морям, но ему недостало воли, настойчивости, а может быть, и власти, чтобы воплотить в жизнь свои планы. Пётр не только понял веление времени — необходимость реформ, но и проявил в борьбе за эти реформы весь свой темперамент борца и одно временно терпение, столь характерное для русского человека. Царь не останавливается ни перед чем, не жалеет ни себя, ни других, но осуществляет многие проекты, о которых Голицын только мечтал, сочиняя прожекты в своём роскошном московском дворце (1,2,5).

 

Отличительной чертой шведского короля Толстой считает поглощающее всё стремление к личной славе. Мечтой Карла является слава непобедимого полководца, второго Цезаря (2, 2, 5). При этом его мало заботит благополучие собственной страны: она должна дать средства для ведения европейской войны, а всё остальное не имеет для Карла никакого значения. От Карла XII Петра отличает высокий патриотизм: во всех делах русского царя прослеживается не столько желание личной славы, сколько стремление вывести Россию из «тьмы невежества и запустения». Для этого Пётр, ломая всякие традиции, занимается любой, даже «чёрной» работой. Толстой изображает его в Воронеже на строительстве очередного корабля. Работая в кузнице с мастером Жемовым, Пётр выполняет обязанности подмастерья и неловко тащит лапу якоря, за что Жемов кричит на него. Царь спокойно относится к этой ситуации (в России учеников не только ругают последними словами, но, бывает, и бьют) и никак не наказывает кузнеца, которого уважает за его мастерство и глубокое знание кузнечного ремесла (2, 1, 10).

Польского короля Августа писатель изображает как человека безответственного, легкомысленного, считающего, что королевская власть дана ему для того, чтобы он удовлетворял все свои желания и прихоти. Это отчётливо проявляется в образе жизни Августа и его двора во время Северной войны. Польский король колесит по своему королевству, спасаясь от преследования Карла XII, но думает только о балах и флирте с прекрасными дамами, среди которых оказалась и Санька Бровкина-Волкова (2, 3, 2). От Августа Петра отличает чрезвычайная личная скромность и благородное убеждение, что царь обязан служить своему отечеству, а не отечество — царю.


Пётр в романе характеризуется через отношение к своим приближённым. В людях его привлекает верность, живость ума и характера. умение профессионально делать своё дело. Самые близкие друзья царя (Меншиков и Лефорт) обладают этими качествами. В Меншикове Петру нравятся деловая энергия, неутомимость, весёлость: «Ловок был, бес, проворен, угадывал мысли: только кудри отлетали, — повернётся, кинется и — сделано. Непонятно, когда спал, — проведёт ладонью по роже и, как вымытый, — весёлый, ясноглазый, смешливый» (1, 3, 4). При этом царь знает и недостатки своего «сердечного друга» — вороватость, хвастливость. В Лефорте Пётр нашёл тактичного наставника и любезного друга, который ненавязчиво направляет деятельность молодого царя. В Архангельске после посещения гостиного двора иноземных купцов Пётр выслушивает совет именно от Лефорта — отвоевать у Швеции балтийские земли: «Ты спросил меня, отвечаю: замахивайся на большее, а по малому — только кулак отшибёшь…» (1, 5, 15), — учит Лефорт. Во время пира, накануне смерти, Лефорт строит прожекты преобразований в России, которые совершенно совпадают с планами самого Петра. Поэтому царь так тяжело переживает смерть Лефорта: «Другого такого друга не будет. Радость — вместе, заботы — вместе. Думали одним умом… (…) Плохим был адмиралом, а стоил целого флота» (2, 1, 5-6).

В романе описываются три истории любви главного героя. Толстой показывает, что Пётр в женщинах ценил не только внешнюю привлекательность, но и чуткость, умение понять мысли близкого человека, живость и оптимистичный взгляд на мир. Ничего этого не оказалось в вялой и недалёкой Евдокии Лопухиной, поэтому она так и не смогла добиться любви мужа. Достаточно вспомнить, как она вела себя в день похорон Натальи Кирилловны. Пётр испытывал тяжёлое чувство одиночества и подавленности, ждал от жены сочувствия, ободрения, а вместо этого услышал от неё замечание, что в грязной одежде лёг на атласное одеяло (1,5, 17).

Петру показалось, что он нашёл понимание и сердечное тепло в Анне Монс, образованной и воспитанной в европейской культурной традиции. Но и тут он ошибся: в этой женщине было слишком много эгоизма и мещанского желания стабильной, уверенной и, конечно, обеспеченной жизни (2, 1, 6). Царь благородно поступает с Анной, когда узнаёт о её измене. Он оставляет ей все свои подарки (дом, деревни с крепостными, карету, драгоценности), но приказывает забрать свой портрет. Он никак не мстит Анне, но больше никогда не соглашается встречаться с ней. Пётр не показывает вида, однако, по наблюдениям Меншикова, царь тяжело переживает разрыв с Анхен и остро чувствует снова вернувшееся к нему душевное одиночество (2, 5, 5).

Роман обрывается в тот момент, когда Петру снова кажется, что он нашёл женщину, которая близка ему по характеру и которую он может полюбить. Именно поэтому Пётр так радостно разглядывает платочек с виноградными листочками, вышитый для него Екатериной (3, 6, 1).

Толстой не скрывает отрицательных черт характера и страшных поступков царя: в романе есть сцены, где Пётр проявляет жестокость, подозрительность, несправедливость. При этом писатель опирается на принцип исторического детерминизма, то есть не спешит осуждать, но пытается разобраться в негативных, с точки зрения просвещенного человека XXвека, поступках Петра. Одну из причин жестоких поступков Петра автор видит в самой русской средневековой жизни. Например, английский купец Сидней ужасается древнему русскому обычаю закапывать по плечи в землю женщину, убившую мужа, а после её мучительной смерти вешать труп на виселицу за ногу. Пётр сначала не понимает сэра Сиднея: «А что? Она же убила… Так издавна казнят… Миловать разве за это?» (1, 5, 3). Но, прервав пир, царь едет на площадь и приказывает солдату-охраннику застрелить закопанную убийцу, чтобы разом прекратить её мучения. Писатель рисует царя человеком своего времени, выросшим среди жестоких обычаев своего народа, когда человеческая жизнь, а тем более человеческое достоинство мало ценились и в государстве, и в семье. Как царь не жалеет каторжников на строительстве Петербурга (2, 5, 7), так и раскольники, вдохновлённые старцем-проходимцем Нектарием, предпочитают сгореть в церкви вместе с детьми, но не сдаться государевым солдатам (2,2, 8). Подобные сцены объясняют стремление Петра распространить, пусть даже насильно, при помощи палки, просвещение, образование, гуманистическую культуру в русском народе.

Итак, Толстой создал сложный, многоплановый характер первого русского императора. Писатель изобразил своего героя в самых разных жизненных ситуациях, в отношениях с разными людьми. Из текста романа понятно, что автор выделяет положительные черты характера Петра, но не скрывает и отрицательные. Так Толстой сохраняет правду характера, или, как говорил В.Г.Белинский, «идею лица». Эта «идея» не позволяет сделать из личности Петра, при всех его известных недостатках, «уродливого карлу вместо великана человечества» (В.Г.Белинский «»Ледяной дом». Сочинение И.И.Лажечникова»).

Без сомнения, образ Петра сложился у Толстого в противовес образу Петра из романа Д.С.Мережковского «Пётр и Алексей» (1905). Последний сосредоточил внимание на одном позднем эпизоде петровского царствования — наделе царевича Алексея. Мережковский изобразил царя исчадием ада, подчёркивая жестокость, властолюбие, сластолюбие государя, который своими кровавыми реформами разрушил благочинную Московскую Русь и, казнив собственного сына Алексея, навлёк проклятие на государство и династию царей Романовых. Толстой показал Петра в развитии (с самого ран него детства), на широком фоне русской жизни, поэтому реалистический образ Петра, созданный Толстым, кажется более убедительным, чем мистический (дьявольский) образ Петра у Мережковского.

Толстой сделал главным героем своего романа крупнейшего исторического деятеля России, но показал его и великим человеком в решительные моменты истории, и неповторимой личностью, понятной читателю XX века. Многостороннее изображение царя у Толстого можно объяснить тем, что автор, в отличие от Мережковского, положительно оценивает государственную деятельность Петра и, следовательно, его личность. Подобная оценка Петра Первого кажется более справедливой, а роман Толстого — более талантливым произведением, благодаря широкому охвату событий, удачной композиции, многогеройности, замечательному языку.

lit-helper.com

Краткая характеристика произведения “Петр Первый” Толстого А. Н 👍

Работа над романом “Петр Первый” началась в 1929 г. и продолжалась до конца жизни писателя в 1945 г. Роман остался незавершенным. Книга о Петре Первом – это широкое историко-эпическое полотно. Отсюда его сюжетно-композиционная многоплановость, многогеройность, всеохватность авторского видения. Толстой видит в Петре I национального героя, подчиняющего всю свою жизнь и деятельность судьбе России.

Петр – личность, стягивающая к себе все сюжетные линии, всех действующих лиц. Фигура Петра масштабна, он раскрывается во всей грандиозной противоречивой натуре – великодушный и жестокий, отважный и беспощадный к врагам государственный деятель, гениальный реформатор. Наряду с невымышленными героями – князьями, боярами, военачальниками – в романе ярко и выпукло показаны вымышленные герои из различных социальных слоев: крестьяне, стрельцы, купцы, священнослужители.
Сюжет и композиция романа обусловлены многоплановым авторским замыслом – создания трех книг. Первая книга насыщена быстро сменяющими одна другую картинами русской жизни, в ней предстают три плана:

1) царевна Софья, управляющая страной; 2) юный Петр, постепенно вырастающий в единоличного правителя; 3) тяжелая жизнь народа. Центральное место в первой книге – борьба между Софьей и Петром. Вторая книга менее насыщена историческими событиями. “Кончалась византийская Русь”, началась преобразовательная деятельность Петра, всколыхнувшего все, что было сильного и здорового на Руси.

В то же время растет недовольство в народе. Третья книга осталась незаконченной. Петр в ней предстает мудрым и дальновидным политиком, научившимся побеждать.
Изобразительные приемы писателя: лаконичные портретные описания, речевая характеристика, сам язык романа, сочетающий литературный язык, архаизмы, живую народную речь, документы, письма. Художественным своеобразием романа является исключительное многоголосие, умение подмечать и описывать жесты, голос, взгляд, позы, телодвижения, одежду. Многолик образ народа: народная масса говорит голосами ожившей эпохи, прошлое предстает осязаемо, рождается образ времени.

А. Толстой воссоздает правдивый образ Петровской эпохи и самого царя, помогает читателю “физически видеть читаемое”. А. М. Горький писал А. Толстому: “Петр” – первый в нашей литературе исторический роман, книга – надолго”.

lit.ukrtvory.ru

Пётр I (роман) — это… Что такое Пётр I (роман)?

Question book-4.svg В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

Пётр Первый — роман А. Н. Толстого.

Толстой начал работу над романом в 1929 году. Две первых книги были закончены к 1934 году. Незадолго перед своей смертью в 1943 автор начал работу над третьей книгой, но успел довести роман только до событий 1704 года.

Краткое содержание

Роман Пётр Первый охватывает время после смерти Фёдора Алексеевича — сына Алексея Михайловича и практически до взятия русскими войсками Нарвы. Роман максимально приближен к реальным историческим событиям. Стрелецкий бунт, коварная царевна Софья, её любовник, князь Василий Голицын, Лефорт, Меншиков, Карл XII, Анна Монс — все эти исторические личности присутствуют здесь. Пётр Первый обладает упорным характером и бьётся за свои решения, часто не исполняемые лукавыми и ленивыми военачальниками.

С трудом, с помощью флота был взят Азов, что привело Россию к столкновению с могущественной Турецкой империей.

Смысл романа

Толстой писал: «Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция, архитектоника произведения. Что это такое, композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения. В моем романе центром является фигура Петра I». Скука Преображенского дворца приводит Петра Первого в слободу, к простым людям.

Роман Алексея Толстого показывает всю бытность того времени. Особенно ярко изображаются простые люди — современники Петра. Они спорят, соглашаются, участвуют в исторических событиях. На них, именно на них Алексей Толстой показывает мнение народа о реформах Петра Первого, о его политике и прочих деяниях.

Изображается труд народа. Первая армия Петра была разбита в войне со шведами, но будущий император не сдался — он стал создавать новую армию и создав её, разбил шведов и победил в войне.

Кульминацией и концом романа — результатом усилий и мечтой всего народа, выстрадавшего победу стало взятие Нарвы. В самом конце романа, на последней странице — Пётр Первый подходит к коменданту Нарвы — генералу Горну, взятому в плен и произносит: «Отведите его в тюрьму, пешком, через весь город, дабы увидел печальное дело рук своих…».

Особенный стиль повествования А. Толстого позволяет читателю прочесть этот роман одним махом, без особых усилий, вникая в смысл на ходу. От этого сам роман становится интереснее и увлекательнее…..

Персонажи

  • Артамон Сергеевич Матвеев — боярин
  • Патриарх Иоаким — патриарх
  • Наталья Кирилловна Нарышкина — царица
  • Иван Кириллович Нарышкин — брат царицы
  • Карлик — служивый Ивана Кирилловича
  • Алексей Иванович Бровкин (Алёшка) — сын Ивашки Бровкина, друг Алексашки
  • Иван Артемич Бровкин (Ивашка Бровкин) — крепостной, позже — богатый купец, отец Алёшки
  • Пётр Алексеевич Романов — царь

Материалы и документы, лёгшие в основу написания романа

Пыточные записи конца XVII века, собранные профессором Н. Я. Новомбергским и переданные писателю историком В.В.Калмашом в конце 1916 года. «История царствования Петра Великого» Н.Устрялова, тома 13-15 «История России с древнейших времен» С.Соловьева, «Деяния Петра Великого» И.Голикова. А также дневники и записки Патрика Гордона, И.Желябужского, Иоганна Корба, Д.Перри, Б.Куракина, Юста Юля, Н.Неплюева, П.Толстого, Ф.Берхгольца и др.

Экранизации

Примечания

dal.academic.ru

Краткое содержание Толстой Пётр Первый за 2 минуты пересказ сюжета

Из романа Толстого об известном царе нашего Российского государства, мы узнаем, не только вехи его жизни, но и политические события и деяния других государевых помощников во время правления Петра Великого.

Произведение начинается с момента, когда умирает государь Федор Алексеевич и начинается борьба за трон. Подняли бунт стрельцы, которых подговорила царевна Софья, чтобы она начала властвовать. Так и получилось по ее желанию. На троне сидели два малолетних правителя Иван и Петр. Но все государственные дела решала Софья, их опекунша.

И в России также продолжилась жизнь для крестьян со своими проблемами. Кругом свирепствовали беззаконие и беднота.

И в такое время проживает семья крестьянина Бровкина. Отец едет в Москву и берет с собой младшего сына. Но в Москве, открыв рот, от величия такого города, Алешка теряет упряжь. Он боится гнева отца и убегает. Прохаживаясь по улицам, он заводит знакомство с Алексашкой Меньшиковым и становится продавцом пирогов.

Далее на страницах произведения мы оказываемся в Преображенском, где обитает Петр со своей матерью. Но ему здесь скучно, и поэтому большую часть времени он проводит в Немецкой слободе. Там он знакомится с капитаном Лефортом, и встречает Меньшикова, с которым они когда- то  встречались на Яузе. Подмечая, как немцы строят корабли, Петр видит красивую девушку Анхен, которая прислуживает в местной таверне и влюбляется в нее.

Мать Петра против такого увлечения сына, и поэтому она женит его на  Евдокии Лопухиной. Но Петру совсем неинтересна семейная жизнь. Он создает потешное войско и проводит с ними учения. Меньшикова он устраивает в свое услужение, а Алексашка помогает своему приятелю Бровкину и назначает его барабанщиком.  С этого момента в семье Бровкиных  жизнь стала налаживаться. Они откупаются от крепостной жизни, и отец Алексея начинает вести торговые дела, которые приносили ему хороший доход.

 А в государстве вновь стрельцы выступают за Софью. Петру с семьей удается скрыться в монастыре, и когда бунтовщиков утихомирили, то начались наказания зачинщиков. Голицына отбывает в ссылку, а Софью отправляют в Новодевичий монастырь.

Петр, обнаглев совсем, начинает   гулять, а его беременная жена придумывает разные гадости, чтобы уничтожить соперницу. И хотя у государя рождается сын, и в скорости умирает мать, он не прекращает свои отношения с немкой.

 Все надеются, что Петр поднимет Россию со дна. Он начинает выходить в военные походы. Но они славы ему не приносят. Петр вводит свои новые законы, но они тяжело приживаются в государстве. Кто не подчинялся , те уходили в разбойники или в отшельничество. Но слуги государя все равно их ловили и за неподчинение наказывали жестоко. Но встречались люди, которые верили в царя.

А Петр  Алексеевич развернул широко свою государственную деятельность. Он занимается кораблестроением в Воронеже и покоряет, наконец, Азов, при этом  приобретает врага в лице Турецкой империи. Чтобы познать все детали кораблестроения, государь под видом простого мастерового едет в Голландию, где обучается премудростям этой науки.

Пока царь отсутствовал, в столице опять начались восстания и недовольство. По возвращении государя все жестоко были казнены.  Петр отправляет свою жену в Суздальский женский монастырь, а вместо нее начинает господствовать  Анна Монс.

 Но и она сидела на троне недолго. После измены  с посланником из Саксонии ее место занимает красивая девушка, которую Меньшиков находит в крепости  Мариенбург в одном из боев, где вначале делает ее своей прислугой, а потом дарит царю. Позже эта девушка станет   правительницей Российского государства после смерти Петра Екатериной Великой.

После того как шведы уничтожают русские войска под Нарвой, Петр не сдается, а лишь продолжает укреплять мощь морской флотилии и армии на суше.  И молодой государь берет в осаду Нарву и побеждает. Напоследок он укоряет  генерала Горна за его упорство и лишние жертвы.

Роман учит нас быть стойкими и выносливыми в разных жизненных ситуациях, стремительно идти к своей цели, быть  патриотом, любящим свою Отчизну.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Толстой Алексей Николаевич. Все произведения

Пётр Первый. Картинка к рассказу

Пётр Первый кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Дюма Королева Марго

    В данном произведении Александра Дюма идёт повествование о истории враждующих королевских семей. В сюжете неразрывно переплетаются военные события, дворцовые интриги и любовный сюжет

  • Краткое содержание Паустовский Телеграмма

    Катерина Петровна доживает свои дни в селе Заборье в старом деревянном доме, построенном ее отцом-художником. С каждым днем пожилой женщине все хуже: она плохо видит, тяжело встает по утрам и не выходит из дома

  • Краткое содержание былины Садко

    Действие произведения переносит нас в древний Новгород, где перед нами предстает главный персонаж — Садко, который замечательно играл на гуслях. Юноша был хорош собой и талантлив

  • Краткое содержание Тургенев Бирюк

    Охотник гулял по лесу и попал под грозу. Пригласив переждать грозу у себя в избе, его выручил лесник Фома, которого прозвали Бирюком (волком-одиночкой)

  • Краткое содержание Гоголь Записки сумасшедшего

    «Записки сумасшедшего» Николая Гоголя написаны о типичном «маленьком человеке», каким был главный герой произведения, Аксентий Иванович Поприщин.

2minutki.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о