С какой буквы пишутся слова в столбик – Почему ВСЕ слова написанные в столбик пишутся с МАЛЕНЬКОЙ БУКВЫ. Пожалуйста. — Русский язык

Содержание

Материал по теме: Памятка по ведению тетрадей

ПАМЯТКА ПО ВЕДЕНИЮ ТЕТРАДЕЙ.

1. Тетрадь для начальной школы должна иметь не более 12 (18) листов. Она помещается в прозрачную обложку. Обложка меняется по степени изнашивания, не реже одного раза в четверть.

2. Целесообразно, чтобы в тетрадь был вложен дополнительный лист для черновых записей.

3. Все записи в тетрадях учащиеся должны делать ручкой с синей пастой, соблюдая правила и требования. Ручкой с зелёными чернилами пишем все заглавные буквы (в начале предложения, в именах и т.п.), все изученные орфограммы, знаки препинания в конце предложений (. ; !; ?).

РУССКИЙ ЯЗЫК.

После классной и домашней работы следует отступать две строчки   (пишем на третьей). В ходе работы строчки не пропускаются. Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.

Дата записывается полностью: 1 декабря. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.

Например:

Первое сентября.

Классная работа.

Слово упражнение  пишется полностью.

Например: 

Упражнение 234.

При записи слов в столбик первое слово пишется с большой буквы. Знаки  препинания (запятые) не ставятся.

             Исправлять ошибки в тексте следующим образом:

 неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией;

часть слова, слово, предложение тонкой горизонтальной линией;

вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения;

не заключать неверные написания в скобки.

При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 2 см. (на 2 пальца).

Все подчеркивания делаются по линейке только карандашом.

МАТЕМАТИКА.

Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа)

Между видами упражнений в классной и домашней работах отступаются две клетки вниз.

Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).

Дату можно записывать традиционно посередине, а можно и на полях.

         В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради.

Слово «Задача» пишется посередине строки, отмечается номер.

ПАМЯТКА ПО ВЕДЕНИЮ ТЕТРАДЕЙ.

1. Тетрадь для начальной школы должна иметь не более 12 (18) листов. Она помещается в прозрачную обложку. Обложка меняется по степени изнашивания, не реже одного раза в четверть.

2. Целесообразно, чтобы в тетрадь был вложен дополнительный лист для черновых записей.

3. Все записи в тетрадях учащиеся должны делать ручкой с синей пастой, соблюдая правила и требования. Ручкой с зелёными чернилами пишем все заглавные буквы (в начале предложения, в именах и т.п.), все изученные орфограммы, знаки препинания в конце предложений (. ; !; ?).

РУССКИЙ ЯЗЫК.

После классной и домашней работы следует отступать две строчки   (пишем на третьей). В ходе работы строчки не пропускаются. Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.

Дата записывается полностью: 1 декабря. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.

Например:

Первое сентября.

Классная работа.

Слово упражнение  пишется полностью.

Например: 

Упражнение 234.

При записи слов в столбик первое слово пишется с большой буквы. Знаки  препинания (запятые) не ставятся.

             Исправлять ошибки в тексте следующим образом:

 неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией;

часть слова, слово, предложение тонкой горизонтальной линией;

вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения;

не заключать неверные написания в скобки.

При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 2 см. (на 2 пальца).

Все подчеркивания делаются по линейке только карандашом.

МАТЕМАТИКА.

Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа)

Между видами упражнений в классной и домашней работах отступаются две клетки вниз.

Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).

Дату можно записывать традиционно посередине, а можно и на полях.

         В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради.

Слово «Задача» пишется посередине строки, отмечается номер.

nsportal.ru

Статья (1 класс) на тему: ДЕКАБРЬ 2016 г. Оформление записей в тетрадях по русскому языку

Образцы оформления заданий на уроках русского языка

«Писать красиво — нелегко…» Это утверждение близко и понятно каждому, кто хотя бы раз в жизни испытывал горечь или разочарование от неудач и ошибок, допущенных во время письма.

Что значит «писать красиво»? Ответить на вопрос можно так: это графически правильно писать буквы, без ошибок, грамотно (с точки зрения орфографии) записывать слова, аккуратно и правильно оформлять выполненную работу. Для учащихся младшего школьного возраста такая задача оказывается сложной, так как они ещё не обладают в полной мере определённым уровнем распределения внимания, умением решать одновременно графические, орфографические и грамматические задачи с соблюдением правил оформления письменного задания.

Процесс письма — многогранный, но при правильной организации он позволяет формировать у учащихся культуру письменной речи и реализовывать требования учебной программы. Начинать это важное и нужное дело следует с первых дней пребывания ребёнка в учреждении образования. В период обучения грамоте, работая по образцу в тетрадях на печатной основе («Пропись 1», «Пропись 2», «Письмо»), дети приобретают первоначальные навыки письма букв, слов, предложений. Далее по мере продвижения от класса к классу процесс письма усложняется, требования к нему возрастают.

Во II классе учащиеся приступают к изучению русского и белорусского языков по учебникам, в которых представлены разные по содержанию и структуре упражнения. Перед учениками встаёт задача правильного оформления заданий, выполняемых в обычных тетрадях, в которых отсутствуют дополнительные ориентиры и подсказки.

Образцы выполнения заданий в учебниках не всегда являются опорой для правильного оформления записи в тетради. Например, в учебнике «Русский язык» для II класса (Минск : НИО, 2011) приводится следующий образец по выполнению упражнения № 199: снег — в снегý (с. 121). Первое слово снег написано с маленькой буквы, и это правильно, так как образец в учебнике стоит после двоеточия. Учащиеся приступают к письменному выполнению задания в тетради… И тогда обязательно возникает ряд вопросов:

  • С какой буквы — большой (заглавной) или маленькой (строчной) — нужно писать первое слово в паре слов в первой строке упражнения?
  • Соблюдать ли красную строку?
  • Ставить или не ставить точку в конце выполненного задания?

Помочь учащимся разобраться с правильным оформлением заданий призван учитель. Приведённые в статье рекомендации по оформлению письменных работ помогут учителям снять многие вопросы, связанные с этой работой.

Начнём с того, что напомним ещё раз об общепринятых требованиях к оформлению письменной работы.

Во II – IV классах дата выполнения классной и домашней работы записывается на рабочей строке посередине тетради следующим образом:

  • день месяца — арабской цифрой;
  • название месяца — прописью. Например:

На следующей строке (посередине) после даты пишется

Классная работа или

Домашняя работа.

Слово Упражнение во II – IV классах не пишется.

В обучающих работах на отдельной строке указывается вид работы (изложение, сочинение и др.), на следующей строке по центру записывается заголовок работы (без кавычек и точек).

Например:

                

Между датой и названием вида работы, названием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом линейки не пропускаются.

Например:

Между последней строкой текста обучающей работы и датой следующей работы пропускаются 2 линейки. В II – IV  классах при переходе на следующую страницу дата и название обучающей работы от содержания не отделяются.

Во II – IV классах должна регулярно выполняться работа над ошибками. Она записывается в тех же тетрадях, в которых выполнялась соответствующая обучающая работа, отступив 2 строки вниз от предыдущего задания. Учащиеся II класса работу над ошибками делают, но дату и вид работы не пишут. В классах записывается вид работы (Работа над ошибками) без указания даты. Образец выполнения работы над ошибками даёт учитель:

Например:

Теперь рассмотрим наиболее типичные упражнения и задания из учебников по русскому и белорусскому языках, при записи которых могут возникать вопросы по их оформлению.

  1. Упражнения, содержательная часть которых состоит из записанных в ряд отдельных слов, словосочетаний, предложений.

Начало записи таких упражнений оформляется красной строкой. Для этого учащийся от начала строки делает отступ, равный примерно ширине двух его пальцев. Первое слово пишется с большой буквы, остальные — с маленькой, в конце группы слов, словосочетаний, в конце предложения ставится точка. Если задание состоит только из отдельных слов, то последние отделяются друг от друга запятой.

Например:

Аналогично оформляется запись упражнений, в которых

  • даётся связный текст;
  • определяются границы предложений (постановка знаков препинания, написание первого слова предложения с большой буквы).

Если необходимо записать предложения по памяти, ответить на вопросы и ответы записать или из текста упражнения выписать одно, два-три предложения (одно, два и более слов, словосочетаний), то учащиеся действует по известному алгоритму: первое слово пишут с большой буквы, остальные — с маленькой, в конце группы слов, словосочетаний, в конце предложений ставят точку.

Например. Упражнение 40 (Русский язык, III класс).

      Прочитайте. Выпишите выделенные слова. Обозначьте в них корень.

Земледелец

Идёт трактор по пашне. Рыхлит и причёсывает землю. Помогают ему плуг и борона. За трактором на поле выходит сеялка. Она засевает поле пшеницей. Выросла пшеница. Урожай убирают комбайны. Работает на этих  машинах человек. Имя ему — земледелец.

Задание выполняется в тетради следующим образом.

      Земледелец, трактор, пшеницей, комбайны, машинах, человек.

  1. Упражнения, в которых к словам из одного столбика необходимо подобрать слова из другого столбика и полученные паоы слов записать. Например. Упражнение 14 (Русский язык, II класс).

    К словам из левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика.

весёлый

вращаться

мчаться

сторожить

охранять

кружиться

радостный

нестись

Запись в тетради будет выглядеть так:

  1. Упражнения, в которых требуется исправить деформированный текст, предложение. Например. Упражнение 182 (Русский язык, II класс).

      Составьте из слов предложения. Запишите        их.

1. Дети, по, гуляли, лесу.

2. Жучка, залаяла, громко.

3. Нашла,        собака.

4. Убежал, в, ёжик, кусты.

Запись предложений оформляют следующим образом:

  1. Упражнения, содержательная часть которых представлена в стихотворной форме.

Например. Упражнение 39 (Русский язык, II класс).

      Прочитайте. Отгадайте загадку. Запишите загадку вместе с отгадкой.

Я стою на ножке толстой,

я стою на ножке гладкой

под коричневою шляпкой

с белой бархатной подкладкой.

Текст загадки записывается в тетради в столбик. Если стихотворная строка не может быть записана на одной строке в тетради, стихотворный текст записывается в строчку, т. е. с сохранением всех требований, которые предъявляются к письменному оформлению предложения: первое слово пишется с большой буквы, причём, записывается с красной строки; далее все слова пишутся с маленькой буквы; в конце предложения ставится точка.

Например:

Я стою на ножке толстой, я стою на нож кс гладкой под коричневою шляпкой с белой бархатной подкладкой. (Гриб.)

  1. Упражнения, в которых предложения записаны столбиком.

Например. Упражнение 104 (Русский язык, II класс).

       Прочитайте. Спишите. Подчеркните букву я в тех словах, где она обозначает звуки [й’а].

        Сосны

        Сосны до неба хотят дорасти.

        Небо ветвями хотят подмести.    

        Чтобы в течение года

        Ясной стояла погода.

В тетрадь записывается не только текст стихотворения, но и заголовок. Заголовок работы (без кавычек и точки) располагается по центру на первой строке. Между заголовком и текстом не пропускаются линейки. Текст записывается традиционно, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к письменному его оформлению.

Запись будет выглядеть так:

 

  1. Упражнения, в которых содержательная часть представлена нестандартно. Например. Упражнение 100 (Русский язык, II класс).

      Образуйте однокоренные слова с корнями лес-, рыб-. Запишите их.

Образец записи в тетради:

Ещё пример. Практыкаванне 33 (Беларуская мова, II класс).

      Прачытайце словы падзякі і запішыце іх.

Образец записи в тетради:

  1. Упражнения, содержательная часть которых состоит из записанных в столбик отдельных словосочетаний.

Начало записи таких упражнений не оформляется красной строкой. Чтобы запись сохранила форму столбика, слова подписываются строго друг под другом. Между столбиками слов организуется определённое пространство. Слова и словосочетания пишутся с маленькой (строчной) буквы. При этом запятые между словами и точка в конце работы не ставятся.

Приведём примеры.

В упражнении 23 (Русский язык, II класс) содержательная, часть представлена двумя столбиками слов.

      Прочитайте слова. Запишите слова парами.


стол — …               карта — …

дым — …        драч — …

марка — …        рак — …

Запись в тетради:

Следующий пример. В упражнении 63 (Русский язык. II класс) содержательная часть представлена группой слов, которые необходимо записать столбиком.

     Прочитайте слова. Запишите слова-действия в два столбика.

      Поёт, бежит, кричат, говорит, поют, кричит, бегут, говорят.

Образец записи в тетради:


  1. Упражнения, в которых из текста сначала выписывается одна группа слов, затем — другая. Например. Упражнение 137 (Русский язык, III класс).

       Прочитайте. Выпишите выделенные слова: сначала имена существительные мужского рода, затем — женского.

Подарки Весны

  — Что, Весна, ты принесла?

И ответила Весна:

— Принесла я вам, ребятки,

лейки, грабли и лопатки

первые подснежники,

жёлтые скворечники.

Сначала выписываются из текста слова, относящиеся к первой группе. Запись оформляется красной строкой, первое слово пишется с большой буквы. Все остальные слова записываются в ряд через запятую. Заканчивается запись точкой. Затем выписываются слова второй группы, также первое слово пишется с большой буквы с красной строки; между словами ставится запятая, в конце работы — точка.

Рассмотрим образцы оформления записей письменных контрольных работ.

1. Контрольная работа, которая включает диктант и грамматическое задание.

Письменные контрольные работы по русскому и белорусскому языкам оформляются в тетрадях для контрольных работ так же, как и обучающие письменные работы. На определённой строке, отступив от предыдущей работы 2 строки, необходимо записать по центру дату выполнения работы. На следующей строке по центру указывается вид работы: с большой буквы пишется слово Диктант (без кавычек и точки). Далее записывается с большой буквы заголовок диктанта.

Между датой и названием вида работы, названием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом диктанта линейки не пропускаются.

Если работа включает грамматическое задание, тогда после записи текста диктанта по центру записывается с большой буквы слово Вариант, рядом указывается номер варианта арабской цифрой без точки (вид работы Грамматическое задание не указывается). Каждое задание выполняется на новой рабочей линейке без оформления красной строкой. Номер задания обозначается арабской цифрой, после которой ставится точка. Первое слово задания пишется с большой буквы.

Например. Контрольная работа № 9 (М. Б. Анти-пова, Е. А. Гулецкая. Сборник контрольных работ по русскому языку. 2-4 классы, с. 30).

2. Контрольный словарный диктант.        

Контрольный словарный диктант выполняется в тетрадях для контрольных работ. По центру рабочей строки записывается дата выполнения работы. Вид работы Словарный диктант не указывается. Первое словарное слово пишется с большой буквы, причём записывается с красной строки. Все остальные слова пишутся в ряд через запятую. В конце работы ставится точка.

Например: Еще раз подчеркнём, что материал статьи носит рекомендательный характер. Учитель творчески подходит к оформлению записи содержательной части того или иного упражнения, пример которого не вошёл в статью. Запись таких упражнений можно оформлять по аналогии с упражнениями указанного вида.

Литература:

  1. Л. А. Одновол, начальник отдела методического обеспечения начального образования НИО// Пачатковае навучанне:сям’я, дзіцячы сад, школа,  2012 г., № 10, стр. 13-16

nsportal.ru

Слова через запятую сделать списком в столбик и наоборот — 3 способа

Бывает, что необходимо какой-то список слов, фраз или других данных, расположенных списком в столбик преобразовать в последовательность строкой через запятую или наоборот из списка через запятую сформировать столбец, где каждая отделенная запятой фраза идет с новой строки. Мне, например, это бывает нужно при работе со списками ключевых слов в SEO-задачах или при работе с системами контекстной рекламы.

Есть, как минимум, три способа выполнить поставленную задачу:

  1. Преобразовать программе Notepad++
  2. Cтолбец в строку Excel через запятую
  3. Использовать Онлайн-скрипт

Преобразование в программе Notepad++ с помощью регулярных выражений

Эта программа известна практически всем, кто занимался редактированием сайтов или работал с кодом. Если у вас ее еще нет, советую скачать и поставить.

Вставляем в программу список для преобразования.

Для примера я взял набор фраз через запятую. Нажимаем комбинацию клавиш Ctrl+H (поиск с заменой), в открывшемся окне ставим метку Режим поиска —

Расширенный, Найти: , (запятая и пробел), Заменить на: \n Заменить все. Получаем список столбиком.

Если нужно из столбика сделать список через запятую, тогда то же самое, только Найти: \r\n и Заменить на: , (запятая и пробел).
Если что-то заменилось не так, как надо, делаем отмену Ctrl+Z и пробуем по-другому, например, ищем только \n.

Преобразование столбца в строку через запятую в Excel

Используем формулу «лесенка».
Скачать готовый файл можно здесь: 4memo-ru-stolbik-zapyataya.xls
Запятую в самой первой ячейке можно заменить, на что-то другое, если нужно.
Формулу во втором столбце растягиваем вниз, насколько потребуется.
Если полученный список нужно вставить в другой лист эксель, то не забываем избавиться от формул, вставив предварительно данные в блокнот.

Столбик через запятую и обратно онлайн

Этот вариант подойдет для тех, кому нужно срочно, прямо на этой странице, решить задачу конвертации списка — за вас все сделает скрипт.

Список через запятую > в столбик

Разделитель-запятую можно заменить каким-нибудь другим, например, точкой с запятой, только про пробел не забудьте, если он вам нужен.

Столбик > список через запятую

Лично для меня из всех трех способов перестроения списка наиболее удобным является самый первый — через Нотпад, а вы выберите тот, который удобен вам.
Надеюсь, кому-то эта страница облегчит жизнь.

4memo.ru

Материал по русскому языку по теме: Большая буква в кличках животных

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Большая буква в кличках животных.

Планируемый результат:

 -уметь различать имена нарицательные и собственные, писать   имена  собственные с большой буквы.

Умения:

1) разделять названия животных и их клички;

2) записывать клички животных с большой буквы;

Педагогическая задача: воспитывать любовь к животным, работать над культурой поведения (клички).

 

I.Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдёт вам, дети, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы грамотно писать!

 Прочитайте пословицу «Умеешь сам – научи другого», она будет девизом нашего урока.

II.Минутка чистописания

 -А теперь приготовьте внимание, на минутку чистописания.

— Букву, которую будете писать, вы определите сами, расшифровав данную запись

Октябрь — о

Январь – з

Март  — ?

Август — л

Д. Это буква в, октябрь — осенний месяц, январь – зимний, август – летний, март — весенний.

У. Определите последовательность букв в данном ряду.

             ва, вб, вв,…

Д. Первая буква в, а вторые буквы идут в алфавитном порядке.

Самооценка

— Подчеркните самые  красивые соединения букв, посчитайте, сколько красивых соединений вы подчеркнули, запишите на полях.

III. Повторение

-Посмотрите на доску.

ИВАНОВОЛГАЛЯЛТАНЯ

— Среди этих букв, спрятались имена собственные,  не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. С какой буквы будете писать? Подчеркните заглавную букву в словах.

ИВАН, ИВАНОВ, ИВАНОВО, ВОЛГА, ГАЛЯ, ЯЛТА, ТАНЯ, АНЯ

— Почему эти слова пишутся с большой буквы?

— В каких случаях еще пишется заглавная буква?( в кличках животных)

IV. Постановка цели урока

У.-Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?

Д.-Сегодня на уроке научимся писать названия и  клички животных.  

 У.-Послушайте звуки и определите, что это за животные ( раздаются звуки животных, дети отгадывают и появляется картинка с изображением этого животного)

  

 -Кто может быть лишний?(ворона –дикая птица, кошка – не словарное слово)

— На какие две группы можно разделить?( птицы и животные)

— Запишите в столбик только словарные слова. С какой буквы будете писать?(с маленькой, потому что это слова нарицательные).Подчеркните опасные места в словах.

Сверка с доской.

-Проверьте написанное.

собака

петух

курица

корова

ворона

Работа с фразеологизмами.

Прочитайте фразеологизмы и объясните смысл.

Как курица лапой ( писать небрежно, неаккуратно)

Вставать с петухами ( вставать очень рано)

V.Работа над новой темой

-Придумайте и запишите кличку рядом с названием животного.

— Как будете писать клички?( с большой буквы, это слова собственные)

-Прочитайте, какие клички вы записали.

-У вас есть домашние животные? Какие и как их зовут?

 — А можно давать клички людям? (нет, у людей имена, у животных клички)

-Часто ребята придумывают своим товарищам различные обидные клички,

переделывают их имена и фамилии и не понимают, что тем самым глубоко

оскорбляют человеческое достоинство.

— Как вы считаете, можно ли назвать таких людей воспитанными,

культурными? Почему?

Умение отличать имена нарицательные и собственные.

Физкульминутка.

-Я называю слово, если оно нарицательное – хлопните в ладоши, если собственное –топните.

Дом, Даша, машина, рука, птица, Елизавета, Иванова, ромашка, дерево, Сергеевич, шарик.

Почему вы хлопнули, услышав слово «шарик»? ( кличка собаки)

Почему вы топнули? ( воздушный шарик)

Письмо имен нарицательных и собственных.

-В русском языке есть слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному.

Определите, в каком предложении будет имя нарицательное, а в каком собственное? Посоветуйтесь в паре.   Запишите оба предложения, заменив картинку словом.

Сторожит дом  .

Красный  лопнул.

Взаимопроверка.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

 -Ребята, вы любите   сказки?

Посмотрим, знаете ли вы самых известных героев.  

 По классу развешаны слова, соберите их и распределите в два столбика (на собственные и нарицательные)

ЛИСА АЛИСА

СОБАКА ШАРИК

МЕДВЕЖОНОК ВИННИ-ПУХ

ПОРОСЁНОК ПЯТАЧОК

КУРОЧКА РЯБА

ОСЛИК ИА

ДЯДЯ ФЁДОР

ЦАРЬ  САЛТАН

КРОКОДИЛ ГЕНА
ДОКТОР АЙБОЛИТ

СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА
БРАТЕЦ ИВАНУШКА

 

-С какой буквы пишутся слова первого столбика? (с маленькой, это имена нарицательные)

— Как напишите слова второго столбика? ( с большой буквы, это слова собственные)

— Запишите три пары слов (один ученик за доской)

Проверка с доски

 -Вы любите   мультфильмы? Угадайте героев ( после ответа детей появляется картина с изображением героя)  

 

Кота добрей на свете не сыскать,

Мышам-проказникам он может все прощать.

                                            (кот Леопольд)

 

 Вся жизнь кота — гонки за   мышкой,

С которой плетут друг на друга интрижки.

                                                    (кот Том )

 

В Простоквашино живёт

Этот очень хитрый кот.

                (кот Матроскин.)

В этой сказке кот слепой,

Ходит он всегда с лисой.

                      (кот Базилио)

-Поработайте в парах, составьте и запишите предложение про одного из котов.

Проверка

 — Слушаем и выбираем самое красивое предложение.

VI.Рефлексия

Закончите одно из предложений

 — На уроке я …

— Я понял(а)…

 — Мне было   …

— Мне надо ещё …

VII.Домашнее задание.

 

1) Спишите текст,  заменяя картинки словами, и придумайте людям имена, а животным клички.

 Летом      и          жили в      … .

 По утрам         кормила     …, а       —     …  .

 Во дворе у    …  жили         … ,     …  и        …  .

2)  Имена ребят спрятались внутри весёлых подписей.

   Найди их и запиши в тетрадь.

В подвал я шёл без страха!

На даче малина уже поспела.

На метро лягушки не ездят.  

Осла в автобусе не возят.

Турист до города шагал три часа.

Принёс черновик, а тетрадь забыл.

Купил фен сестре, а бигуди – маме.

Почему же снег оранжевым не бывает?

Маленький был щенок, а тявкал громко.

Комары жужжали в палатке до рассвета.

Нарисовал в овале – розу, а в круге – мак.

На столе – груши, яблоки, абрикосы, сливы.

Не приходи никогда на урок с ананасом в портфеле.

Археологи в земле нашли клад с золотыми монетами.

 

 

nsportal.ru

Разделительный мягкий знак: правила и примеры, русский язык 2 класс

Роль мягкого знака в русском языке

Итак, мягкий знак не обозначает и не имеет абсолютно никакого звука. Роль этой буквы в русском языке заключается в другом: она является показателем мягкости согласных звуков на письме, а также выполняет разделительную функцию. Тему «Разделительный мягкий знак» проходят по предмету русский язык во 2 классе.

Мягкий знак — показатель мягкости и формы слова

Мягкий знак используется на письме для смягчения предыдущего согласного звука. Если мы слышим мягкий согласный звук в середине или на конце слова, значит на письме в этом месте после мягкого согласного следует писать мягкий знак:

сосулька, восемь, банька, мель.

Также мягкий знак пишется после шипящих на конце некоторых слов для указания на определённую словарную форму. Например, в слове мышь мягкий знак указывает на то, что это имя существительное, в форме женского рода, III склонения. А в слове стеречь мягкий знак указывает на неопределённую форму глагола.

Разделительный мягкий знак

В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.

Разделительный мягкий знак пишут и в некоторых словах иностранного происхождения:

шампиньон, бульон, павильон. Правописание таких слов следует запоминать.

Правила написания слов с мягким знаком

Мягкий знак никогда не пишется в абсолютном начале слова и после приставки.

Если мягкий знак используется для указания формы слова (ночЬ, видишЬ, идёшЬ), то он пишется после согласного на конце слова.

Как показатель мягкости Ь пишется после буквы, обозначающей мягкий согласный звук: письмо, деньги, словарь.

Игры с буквами и словами

Игры с буквами и словами

«Игры с буквами и словами» — это забавное путешествие в мир русского языка! С помощью весёлых стихов и иллюстраций ребята узнают о прописных и строчных буквах, о многозначных словах, о правилах переноса, а также поотгадывают загадки и посмеются вместе с героями этой умной и весёлой книжки!

Купить
Правила написания слов с разделительным мягким знаком
  1. Разделительный мягкий знак пишется в середине слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я: вьюга, шью, братья.
  2. Разделительный Ь пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед буквой О: батальон, почтальон, павильон.
  3. Разделительный мягкий знак пишется после согласных в корнях слов: сентябрь, соловьи, дочь.
С темой орфографии удобно работать по учебнику «Русский язык. 4 класс».
Методические советы учителям

Для того чтобы учащиеся лучше запоминали новую информацию, рекомендуется использовать наглядный материал. Основные правила сформулированы сжато и логично, структуры в виде схем и таблиц позволяют быстрее ориентироваться в положениях и нормах.

В помощь учителю предлагаем две таблицы с правилами по русскому языку на темы:

  • «Роль мягкого языка»,
  • «Разделительный твёрдый и мягкий знаки».

Что ещё почитать?

Задания для закрепления темы

Для закрепления или повторения темы «Разделительный мягкий знак» во 2 классе, можно использовать не только стандартные упражнения на пропущенную букву, но и добавить в практикум интересные задания-игры.

«Два столбца»

Задание: разделить слова на два столбика, в первый столбец записать слова, где Ь используется как показатель мягкости, во второй внести слова, где Ь является разделительным. Приведите свои примеры слова с разделительным мягким знаком.

Слова: друзья, лось, заячья, крестьянин, деревья, боль, семья, лягушачьи, серьёзный, букварь, вьюга, польза, лисья, клочья, лень.

Ответ:

Ь — мягкость

Разделительный Ь

лось

друзья

боль

заячья

букварь

крестьянин

польза

деревья

лень

семья

лягушачьи

серьёзный

вьюга

клочья

«Добавь слово»

Задание: дописать предложение, используя слова с мягким знаком; объяснить, в каких словах разделительный Ь, а в каких — показатель мягкости. Получившиеся слова можно записать в соответствующие столбцы в таблицу из предыдущего задания.

Предложения:
  1. Мама, папа, я — счастливая …
  2. После петушиной драки во дворе повсюду были …
  3. Сегодня на улице плохая погода — весь … идёт …
  4. Ястреб расправил …
  5. Охотник зарядил своё …
  6. Вчера наша кошка поймала …
  7. Женя и Вова — закадычные …
  8. Сова охотится …
  9. Катя пошла в магазин, а … забыла дома
  10. На улице громко чирикали …
Ответы:
  1. Мама, папа, я — счастливая семья.
  2. После петушиной драки во дворе повсюду были перья.
  3. Сегодня на улице плохая погода — весь день идёт дождь.
  4. Ястреб расправил крылья.
  5. Охотник зарядил своё ружьё.
  6. Вчера наша кошка поймала мышь.
  7. Женя и Вова — закадычные друзья.
  8. Сова охотится ночью.
  9. Катя пошла в магазин, а деньги забыла дома.
  10. На улице громко чирикали воробьи.

Слова с разделительным мягким знаком: семья, перья, крылья, ружьё, друзья, ночью, воробьи.

Слова, где Ь — признак мягкости: день, дождь, мышь, деньги.

«Всем сестрам по серьгам»

Задание: преобразовать словосочетания по типу «шерсть кошки — кошачья шерсть». Для удобства можно записывать слова в таблицу, где в первом столбце будут данные словосочетания, а во втором — новые получившиеся .

Словосочетания:
  1. шубка лисы
  2. стая волка
  3. икра рыбы
  4. кваканье лягушек
  5. рога оленя
  6. берлога медведя
  7. шерсть овцы
  8. уши зайца
  9. молоко козы
  10. карканье вороны
Ответы:
  1. лисья шубка
  2. волчья стая
  3. рыбья икра
  4. лягушачье кваканье
  5. оленьи рога
  6. медвежья берлога
  7. овечья шерсть
  8. заячьи уши
  9. козье молоко
  10. воронье карканье

Наглядные материалы к уроку

«Создай фамилию»

Задание: образовать от данных имён фамилии. Для удобства можно записывать слова в таблицу, где в первом столбце будут записаны имена, а во втором — получившиеся фамилии.

Имена: Григорий. Евгений, Юрий, Василий, Арсений, Афанасий, Макарий, Аркадий, Анатолий.

Ответы:

Имена

Фамилии

Григорий

Григорьев

Евгений

Евгеньев

Юрий

Юрьев

Василий

Васильев

Арсений

Арсеньев

Афанасий

Афанасьев

Макарий

Макарьев

Аркадий

Аркадьев

Анатолий

Анатольев

#ADVERTISING_INSERT#

rosuchebnik.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.