Сатиры в литературе примеры – Сатира — что это такое

Что такое сатира в литературе? Определение, примеры

Сатирой считается любое произведение комического жанра с резко выраженным критикующим характером фактов или объектов действительности.

Недостатки, слабости и пороки в сатире высмеиваются с помощью с помощью средств юмора, таких как ирония, сарказм, пародия, гротеск, аллегория, гипербола, эзопов язык и другие. Именно через образы героев, высмеивающих качества реально существующих персонажей, жестоко обличающих их пороки и слабости в развлекательно-юмористической форме легко понять, что такое сатира в литературе.

  1. Определение сатиры в литературе
  2. Примеры сатиры в произведениях

Определение сатиры в литературе

Во все времена сатира служила идеям гуманизма, просвещения и идеалам прекрасного, к которым призывали авторы сатирических трудов, вскрывая различными средствами юмора изнаночную сторону реальности и призывая к добродетели нравственности, духовности, образованности, интеллектуального развития. Определение сатире было дано впервые римским учителем красноречия Квинтилианом. Недаром сатире дают определение как отдельному виду искусства, в котором шаржировано изображаются неприглядные стороны действительности.

Сила сатиры в литературе зависит от того, насколько значимую позицию в обществе занимает автор-сатирик, от применяемых им средств сатиры, а также от смелости его слога.

Первые сатирические литературные произведения датируются II веком до н.э., и самым прославленным из античных сатириков признан Аристофан, сумевший метко и цепко комментировать действия в своих драмах видных общественных деятелей. В России сатира в литературе представлена многими известными писателями. В бессмертных произведениях знаменитые авторы маскировали народную усмешку в адрес правящей системы.

Примеры сатиры в произведениях

А. С. Грибоедов, Н.В. Гоголь (поэма «Мертвые души»), Н.А. Некрасов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лнрмонтов, И.А Крылов в баснях, и особенно кусательная сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина, выражали отвращение к тирании, крепостному праву, прописным порядкам.

На вопрос что такое сатира в литературе можно смело ответить, что это тонкая грань юмористического и комического, которая дерзко обнажает суть в доступной и понятной форме, клеймя общественные пороки. Сатира дает надежду и поднимает дух даже в самые горькие моменты жизни именно потому что она помогает перевернуть привычную картину мира, превращая ее из трагичной в невообразимо цепкую вдохновляющую шутку.

Загрузка…

voprosblog.ru

Сатирические приемы в художественном произведении

Название сатирического приема

Краткая характеристика

Пример

Гипербола

Художественный прием, средство выразительности речи, заостряющее и преувеличивающее свойства реальных явлений

«Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». (М. Е. С-Щ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Гротеск

Вид сатирической типизации, про котором реальные жизненные отношения разрушаются; реальность отступает перед фантастикой, происходит контрастное совмещение реального и фантастического

«Только

вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат, разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговарить, как будто ничего с ними не случилось». (М. Е. С-Щ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Фантастика

Средство сатирического освещения действительности; форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина жизни

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

Эзопов язык

Вид подцензурного иносказания, намерено маскирующий идею автора

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина

Ирония

Тонкая, скрытая насмешка

«Откуда, умная (обращение к ослу), бредешь ты голова?» И. А. Крылов

Сарказм

Язвительная насмешка, с предельной резкостью изобличающая негативное социальное явление, отрицательную черту характера персонажа

«Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву». Пословица. Концовка «Невского проспекта» Н. В. Гоголя

Аллегория

Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается посредством конкретного образа

Лиса в русских народных сказках — аллегория хитрости, ловкости; волк — аллегория злобы, жестокости; басни И. А. Крылова, Лафонтена, Эзопа

studfile.net

Сатира в русской литературе | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Сатира в русской литературе Выполнила: Старикова. В.В. 6«Г» класс Руководитель: Тюлькина Екатерина Павловна

Слайд 2

Цели и задачи: уяснить предмет сатиры, её назначение; рассказать об отличии сатирического образа от отрицательного несатирического; рассказать об особенностях сатирического конфликта; выяснить, какие основные приёмы используют сатирики; доказать, что многие сатирические произведения актуальны и в наше время.

Слайд 3

САТИРА — один из видов комического изображения действительности, цель которого – раскрыть её как несостоятельное и вызвать смех. Сатира создаёт образ действительности, выделяя в ней наиболее смешные или отрицательные черты. Для этого прибегает к гротеску, иронии . Характерная особенность сатиры – отрицательное отношение к объекту изображения и, одновременно, наличие положительного идеала, на фоне которого выявляются отрицательные черты изображаемого.

Слайд 4

История возникновения сатиры Сатира в начале своего появления являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание которого заключало в себе насмешку над определенными лицами или событиями. Сатира как жанр возникла в римской литературе.

Слайд 5

Разновидности сатиры Современные исследователи выделяют следующие сатирические жанры : Анекдот Шутка Памфлет Пародия Эпиграмма Сатирический комментарий Фельетон

Слайд 6

Известные сатирики

Слайд 7

Известные сатирики

Слайд 8

Известные сатирики

Слайд 9

Борьба-соревнование Оба персонажа преследуют одну и ту же цель – в данном случае отец Фёдор и Ипполит Воробьянинов ищут сокровища, спрятанные в одном из 12 стульев.

Слайд 10

Фантастика Он засунул пальцы и вытащил – нос!.. Иван Яковлевич и руки опустил; стал протирать глаза и щупать: нос, точно нос! ещё, казалось, как будто чей-то знакомый. Ужас изобразился в лице Ивана Яковлевича. Но Иван Яковлевич был ни жив ни мёртв. Он узнал, что этот нос был не чей другой, как коллежского асессора Ковалёва, которого он брил каждую среду и воскресенье.

Слайд 11

Первые Журналы

Слайд 12

Сатирические стили Ирония ( насмешка, притворство) – 1. Отрицательная оценка предмета или явления через высмеивание его недостатков. 2. В художественном произведении иногда имеет более широкий смысл, тем или иным способом выражает неудовлетворённость автора окружающей действительностью .

Слайд 13

Сатирические стили: Остроумие — это суждение автора, рассказчика, героя о том или ином явлении, факте и тому подобное, это какое-то неожиданное сопоставление, обнажающее комический смысл того, о чём идёт речь.

Слайд 14

Сатирические стили: Сарказм (от греч. издевательство) — крайняя степень иронии или остроумия, когда к смеху примешиваются горечь, злость, яд.

Слайд 15

Необходимость чувствовать язык Интонация лежит в основе стиля, определяет его. Но она существует не сама по себе, а в языке. Она проявляется в построении фраз, в характере отбора слов и их сочетании, в ритме повествования и так далее и тому подобное. Короче говоря, стиль произведения формируется посредством различных языковых средств.

Слайд 16

Выводы: Во-первых, писатель-сатирик должен хорошо понимать и чувствовать язык с разных сторон, в том числе и с комической. Во-вторых, мы узнали, какие средства используют сатирики для достижения поставленной задачи. В-третьих, мы считаем, что многие сатирические произведения актуальны и в наше время. А раз актуален предмет нашего исследования, значит, и тема актуальна. В-четвёртых, мы выяснили, в чём состоит особенность сатирического конфликта, образов произведения данного жанра, какие существуют сатирические стили и в чём состоят их особенности.

Слайд 17

Благодарим за внимание!

nsportal.ru

Что такое сатира в литературе? :: SYL.ru

Что такое сатира? Давайте вместе ответим на этот вопрос. Разберемся также в том, что такое сатира в литературе. Определение, краткое и лаконичное, можно дать следующее: это вид комического, который отличается от других (иронии, юмора) резкостью обличения.

При зарождении своем она являлась лирическим жанром, представлявшим собой стихотворение, обычно довольно большое по объему. Его содержание составляла насмешка над определенными событиями или лицами.

что такое сатира

Сатира как жанр

Сатира как жанр впервые появилась в римской литературе. Само это слово происходит от названия мифических существ на латыни, сатиров — полубогов-полуживотных с насмешливым нравом. Филологически данное понятие связано и с другим словом, satura, в простонародье означавшим блюдо мешанины, что говорило о смешении разных размеров (греческие, а также сатурнический стих) и на присутствие разнообразных описаний явлений и фактов в сатире, в отличие от других жанров лирики, которые имели определенную, строго ограниченную область изображения. Вот что такое сатира. Определение ее как жанра можно лучше понять, обратившись к произведениям Персия, Горация и особенно Ювенала, в которых римская сатира дала самые высокие образцы.

что такое сатира в литературе определение

Сатира как прием

С течением времени она утратила значение конкретного жанра, как произошло это и с другими жанрами, считавшимися классическими (идиллией, элегией и пр.). Основным признаком сатиры стала изобличающая насмешка, которая определяла сущность ее. Это назначение она выполняла с помощью различных жанров и форм. Однако всякий раз, когда в литературе возрождались формы античности, старинная жанровая сатира вновь возникала вместе с ними. Например, так было во второй половине 18 века в русской литературе, когда она была использована в качестве классической формы Сумароковым, Кантемиром и др. Одновременно существовали и сатирические журналы с карикатурами, рассказами, фельетонами, а также сатирическая комедия.

Что лежит в основе сатиры?

Что такое сатира, мы выяснили. Разберемся теперь, что лежит в основе ее. В основе сатиры, независимо от жанра, лежит комизм. Смех всегда был и остается хорошим средством воздействия на общество. Комическое, выполняя социальные функции, имеет и соответствующую форму: сатирическую, юмористическую и ироническую. В действенной борьбе с изображаемым комически объектом заключается социальная функция сатиры и смеха. В этом ее отличие от иронии и юмора. От любых других форм комического сатира также отличается волевой направленностью, активностью и целеустремленностью. В смехе всегда присутствует отрицание. Вместе с ним поэтому звучат не менее сильно возмущение и негодование. Иногда они столь сильны, что практически заглушают смешное или же оттесняют на задний план.

Может ли сатира обходиться без комических приемов?

То, что комический эффект в сатире выражен не слишком сильно, дало повод некоторым ученым утверждать, что она может обходиться вовсе без комических приемов, изобличать враждебное и ничтожное только своим негодованием. Однако негодование само по себе даже при наибольшей напряженности и силе не создает сатиры. Например, стихотворения «На смерть Пушкина» и «Дума» Лермонтова при всем пафосе возмущения и протеста все же не являются сатирическими. Элементы негодования и смеха в сатире могут по-разному комбинироваться. Но нельзя построить ее вне комического. Отрицая его как необходимый элемент, мы придем к отождествлению этого понятия с отрицанием, критикой вообще. И не сможем ответить ясно на вопрос о том, что такое сатира. В плане сатирическом (например, у Салтыкова-Щедрина) и в плане прямого отрицания и критики (у Л.Н. Толстого) может быть выражено изобличение бюрократии и русского самодержавия.

что такое сатира в литературе

Маяковский изобличал сатирически буржуазию и мещанство, Горький их же, но в виде прямого отрицания. Вот что такое сатира в литературе. Определение ее в тексте обычно не представляет большой сложности — мы делаем это интуитивно.

Специфика понятия «сатира»

Специфика понятия «сатира» состоит не только в том, что оно вскрывает вредные, отрицательные или позорные явления, но и в том, что осуществляется это всегда средствами комического закона, по которому негодование составляет единое целое с изобличением комическим, а изобличаемое изображается как нормальное, чтобы потом через это обнаружить смешное, что данная норма — лишь видимость, которая заслоняет зло. Подтверждается данная мысль всей историей сатиры. Вспомним, например, таких авторов, как Бомарше, Рабле, Свифт, Вольтер, Салтыков-Щедрин. Читая их, мы понимаем, что такое сатира в литературе. Определение этого понятия было дано выше, так что если вы сомневаетесь, вы всегда можете прибегнуть к нему. Классическое деление сатиры на «патетическую» и «смеющуюся», которое Шиллер проводит в одной из своих статей, таким образом, не имеет достаточного основания.

Типы сатиры

Сатиры на врага могут быть отрицанием всей существующей социально-политической системы. Данный тип связан с именами величайших сатириков, в разные эпохи давших гениальные образцы отрицания и критики социальной действительности современной этим авторам эпохи. К ним относятся Свифт, Рабле, Салтыков-Щедрин.

что такое сатира в литературе определение кратко

Второй тип сатиры — когда автор зовет не к уничтожению всей системы, породившей пороки, а к исправлению отдельных из них. Такая сатира направлена в основном на нравы, быт, культурные обычаи. Она отражена в творчестве Мольера, выступившего с критикой поднимающегося класса. Известный образ «мещанина во дворянстве» дополняется целым рядом подобных образов у этого автора («Смешные жеманницы», «Жорж Данден») и построен таким образом, что является смешным при всех своих недостатках, но не отрицательным.

что такое сатира определение

В этом же плане дан у Бомарше Фигаро. Таков Фонвизин, стремившийся выдвинуть культурное, европеизированное дворянство на место невежественного патриархального.

Что такое сатира, мы разобрались. Надеемся, материал был изложен понятно и доступно. Мы также попытались кратко описать, что такое сатира в литературе. Указанные нами авторы выбраны не случайно — это самые яркие представители сатирического направления.

www.syl.ru

Сатира, пародия и гротеск в литературе — Теория литературы

Сатира (лат. satira, от saturo — смесь) — в основном отрицательное отношение автора к предмету своего творчества (изображаемой действительности), определяющее общий характер создаваемых образов и выбор изобразительных и выразительных средств. Сатира может проявляться в любом роде литературы — эпосе, драме, лирике. Велика роль сатиры в обновлении и развитии литературного языка: вводя разговорные, а иногда просторечные слова и выражения, обычные в обиходно-бытовой речи, она издавна обогащала его.

От общего понятия сатиры нужно отличать сатирические жанры: мелкие поэтические сатирические жанры — сатиры Ювенала и Горация — и более крупные, вплоть до сатирического романа Гая Петрония «Сатирикон» (I в. н.э.). Последний подготовил появление в Новое время европейского романа: «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле (1532—1552), «Дон Кихот» М. де Сервантеса (1605—1615) — наследие античного сатирического романа.

Лучшее определение сатиры дал немецкий поэт Фридрих Шиллер: «Действительность как недостаточность противопоставляется в сатире идеалу как высшей реальности. Действительность, таким образом, обязательно становится в ней объектом неприятия». К этому нужно только добавить, что сатира как явление искусства отличается тем, что это неприятие окружающего мира она облекает в образные, художественные формы, в отличие, например, от публицистики.

Пародия — литературная форма, непосредственно связанная с сатирой. Настоящая сатира всегда пародийна, и настоящая пародия всегда сатирична. Пародия (от греч. παροδια — перепев) — комическое подражание одному или нескольким художественным произведениям, даже целому литературному направлению. Пародия строится на показе несоответствия содержания пародируемого произведения и его формы, высокого и низкого (комический, смеховой эффект достигается всегда выявлением несоответствия существенных черт изображаемого явления). Фрагменты пародии содержатся в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»; «Дон Кихот» задумывался автором как пародия на рыцарский роман. Пародийны произведения Козьмы Пруткова, элементы пародии обнаруживаются и в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Гротеск (от фр. grotesque, итал. grotta — грот) — фантастическая образность, нарочито нарушающая соотношения элементов целого, демонстративно искажающая отношения элементов действительности, когда в одно целое объединяются несовместимые части. В конце XV века при раскопках в пещерах (гротах) древнеримских терм (бань) императора Тита гениальный итальянский художник Возрождения Рафаэль Санти обнаружил странные орнаменты: человеческие тела переходили в растительные и животные формы, фигуры людей вырастали из цветков. Отсюда название эстетической (художественной) формы «гротеск». Действительность и фантастика сплетаются и противоречат друг другу в гротескных художественных произведениях. В русской литературе примеры гротеска можно обнаружить в произведениях Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского.

Источник: Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. — М.: Дрофа, 2018

classlit.ru

Сатирические приемы в художественном произведении — КиберПедия

Сатира и юмор

Осмеяние социальных явлений, которые представляются автору порочными.

Осмеяние частных недостатков жизненного явления, отдельного человека.

Сатирические приемы в художественном произведении

Название сатирического приема Краткая характеристика Пример
Гипербола Художественный прием, средство выразительности речи, заостряющее и преувеличивающее свойства реальных явлений «Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». (М. Е. С-Щ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Гротеск Вид сатирической типизации, при котором реальные жизненные отношения разрушаются; реальность отступает перед фантастикой, происходит контрастное совмещение реального и фантастического «Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат, разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговарить, как будто ничего с ними не случилось». (М. Е. С-Щ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Фантастика Средство сатирического освещения действительности; форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина жизни Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
Эзопов язык Вид подцензурного иносказания, намерено маскирующий идею автора Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина
Ирония Тонкая, скрытая насмешка «Откуда, умная (обращение к ослу), бредешь ты голова?» И. А. Крылов
Сарказм Язвительная насмешка, с предельной резкостью изобличающая негативное социальное явление, отрицательную черту характера персонажа «Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву». Пословица. Концовка «Невского проспекта» Н. В. Гоголя
Аллегория Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается посредством конкретного образа Лиса в русских народных сказках — аллегория хитрости, ловкости; волк — аллегория злобы, жестокости; басни И. А. Крылова, Лафонтена, Эзопа

Пейзаж в художественном произведении

Пейзаж — (фр. pays — страна, местность) — изображение картин природы в художественном произведении.

Эпизод

Эпизод — часть художественного произведения (эпического или драматического), имеющая относительно самостоятельное значение; замкнутые в пространстве и во времени художественные картины.

Типы эпизодов Краткая характеристика Пример
Сценический (повествовательно-диалогический) Картины, замкнутые в пространстве и времени, в которых поведение героев тщательно детализируется. Изображение вечера в доме Анны Павловны Шерер в первых главах романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»
Несценический («панорамный», описательный) Сообщение автора о происходившем в длительные промежутки времени и в разных местах Описание Москвы, опустейвшей перед приходом французов, в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»

 



 

«Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль. 1805 год» (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)

 

Действие романа Л. Н. Толстого «Война и мир» на­чинается в июле 1805 года в салоне Анны Павловны Шерер. Эта сцена знакомит нас с представителями придворной аристократии: княгиней Елизаветой Болконской, князем Василием Курагиным, его деть­ми — бездушной красавицей Элен, любимцем жен­щин, «беспокойным дураком» Анатолем и «спокой­ным дураком» Ипполитом, хозяйкой вечера — Анной Павловной. В изображении многих героев, присутст­вующих на этом вечере, автор использует прием «сры­вания всех и всяческих масок». Автор показывает, насколько все фальшиво в этих героях, неискренне — в этом и проявляется отрицательное к ним отноше­ние. Все, что делают или говорят в свете, — не от чис­того сердца, а продиктовано необходимостью соблю­дать приличия. Например, Анна Павловна, «несмот­ря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов.

Быть энтузиасткой сделалось ее общественным по­ложением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. Сдержанная улыбка, играв­шая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избало­ванных детей, постоянное сознание своего милого не­достатка, от которого она не хочет, не может и не на­ходит нужным исправляться».



Л. Н. Толстой отрицает нормы жизни высшего све­та. За его внешней благопристойностью, светским тактом, изяществом скрываются пустота, эгоизм, ко­рыстолюбие. Например, в фразе князя Василия: «Прежде всего, скажите, как ваше здоровье, милый друг? Успокойте меня», — из-за тона участия и при­личия сквозит равнодушие и даже насмешка.

При описании приема автор использует детали, оценочные эпитеты, сравнения в описании героев, го­ворящие о фальши этого общества. Например, лицо хозяйки вечера каждый раз, когда она упоминала об императрице в разговоре, принимало «глубокое и ис­креннее выражение преданности и уважения, соеди­ненное с грустью». Князь Василий, говоря о родных детях, улыбается «более неестественно и одушевлен­но, чем обыкновенно, и при этом особенно резко выка­зывая в сложившихся около его рта морщинах что-то неожиданно-грубое и неприятное». «Все гости совер­шали обряд приветствования никому не известной, никому не интересной и не нужной тетушки». Княж­на Элен, «когда рассказ производил впечатление, ог­лядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины, и потом опять успокоивалась в сияющей улыбке».

«…В нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что-то сверхъестественно-утонченное». Хозяйка са­лона сравнивается автором с хозяином прядильной фабрики, который, «посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход…»

Еще одна важная черта, характеризующая собрав­шуюся знать в салоне, — французский язык как нор­ма. Л. Н. Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа. Использование то русского, то французского языков — еще одно средст­во, показывающее, как автор относится к происходя­щему. Как правило, французский (а иногда и немецкий) врывается в повествование там, где описывается ложь и зло.

Среди всех гостей выделяются два человека: Пьер Безухов и Андрей Болконский. Пьера, только что приехавшего из-за границы и впервые присутствовав­шего на таком приеме, отличал от остальных «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд». Анна Павловна «приветствовала его покло­ном, относящимся к людям самой низшей иерархии», и в течение всего вечера испытывала страх и беспо­койство, как бы он чего не сделал такого, что не укла­дывалось в заведенный ею порядок. Но, несмотря на все старания Анны Павловны, Пьеру все же «уда­лось» нарушить заведенный этикет своими высказы­ваниями о казни герцога Энгиенского, о Бонапарте В салоне история о заговоре герцога Энгиенского пре­вратилась в милый светский анекдот. А Пьер, произ­нося слова в защиту Наполеона, выказывает свою прогрессивную настроенность. И только князь Анд­реи поддерживает его, в то время как остальные реак­ционно относятся к идеям революции.

Удивительным является то, что искренние сужде­ния Пьера воспринимаются как невежливая выход­ка, а глупый анекдот, который Ипполит Курагин три­жды начинает рассказывать, — как светская любез­ность.

Князя Андрея выделяет из толпы присутствующих «усталый, скучающий взгляд». Он не является чу­жим в этом обществе, с гостями держится на равных, его уважают и боятся. А «все бывшие в гостиной… уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно ».

Искренние чувства изображаются автором лишь в сцене встречи этих героев: «Пьер, не спускавший с него (Андрея) радостных, дружелюбных глаз, подо­шел к нему и взял его за руку. Князь Андрей, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожидан­но-доброй и приятной улыбкой».

Изображая высшее общество, Л. Н. Толстой пока­зывает его неоднородность, наличие в нем людей, ко­торым претит такая жизнь. Отрицая нормы жизни высшего света, автор путь положительных героев ро­мана начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни.

Сатира и юмор

Осмеяние социальных явлений, которые представляются автору порочными.

Осмеяние частных недостатков жизненного явления, отдельного человека.

Сатирические приемы в художественном произведении

Название сатирического приема Краткая характеристика Пример
Гипербола Художественный прием, средство выразительности речи, заостряющее и преувеличивающее свойства реальных явлений «Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». (М. Е. С-Щ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Гротеск Вид сатирической типизации, при котором реальные жизненные отношения разрушаются; реальность отступает перед фантастикой, происходит контрастное совмещение реального и фантастического «Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат, разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговарить, как будто ничего с ними не случилось». (М. Е. С-Щ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Фантастика Средство сатирического освещения действительности; форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина жизни Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
Эзопов язык Вид подцензурного иносказания, намерено маскирующий идею автора Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина
Ирония Тонкая, скрытая насмешка «Откуда, умная (обращение к ослу), бредешь ты голова?» И. А. Крылов
Сарказм Язвительная насмешка, с предельной резкостью изобличающая негативное социальное явление, отрицательную черту характера персонажа «Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву». Пословица. Концовка «Невского проспекта» Н. В. Гоголя
Аллегория Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается посредством конкретного образа Лиса в русских народных сказках — аллегория хитрости, ловкости; волк — аллегория злобы, жестокости; басни И. А. Крылова, Лафонтена, Эзопа

cyberpedia.su

Материалы по теории литературы «Средства создания сатиры»

(от лат. Satira – смесь, всякая всячина).

Вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки (высмеивает отрицательные явления действительности).

Сила сатиры зависит от сатирических методов:

Сарказм —

(от лат. – издевательство, от греч. sarkazo, букв. – «рву мясо»)

едкая, язвительная насмешка, высшая степень иронии (С.-Щедрин «История одного города»)

Ирония

тонкий намек, иносказание (от греч. eironeia – притворство). Противоречие, скрытое под маской одобрения и согласия «Откуда, умная (осел – М.У.), бредешь ты, голова?» (И.А.Крылов)

Пародия —

(от греч. parodia, букв – перепев). Бывает 2х видов:

  1. Бурлеска – о низком предмете говорится высоким стилем

  2. Травестия – о высоком повествуется низким стилем.

Пародия может быть на автора, жанр (Сервантес «Дон Кихот» – рыцарский роман), литературное произведение и т.д. Много примеров в пародиях Козьмы Пруткова: подражание Катуллу («Древнегреческой старухе, если б она домогалась моей любви».

«Отстань, беззубая!… твои противны ласки!

С морщин бесчисленных искусственные краски,

Как известь, сыплются и падают на грудь.

Припомни близкий стикс и страсти позабудь!

Козлиным голосом не оскорбляя слуха,..»

«Эпиграмма № 111»

«Пия душистый сок цветочка,

Пчела дает нам мёд взамен;

Хотя твой лоб – пустая бочка,

Но всё же ты не Диоген»

Аллегория

иносказание. «Эзопов язык».Условная передача отвлеченного понятия или суждения посредством конкретного образа.

Гипербола

(от греч. hiperbola преувеличение, излишек) стилистическая фигура, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление; употребляется в целях усиления впечатления.

(«Слово о полку Игореве», «Тому в Полотске позвониша заутренюю рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Киеве звон слыша», Н.Гоголь – казацкие шаровары «шириною с Чёрное море», «Редкая птица долетит да середины Днепра»)

Гротеск —

(от франц., итал. grotta – грот) – искажение или смещение норм действительности и совместимость контрастов – реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора; неимоверная карикатура, фантастичность, за которыми кроется глубокое художественное обобщение важных жизненных явлений.

При раскопках в Риме Рафаэлем и его учениками древних зданий были обнаружены гроты, в них странные по своей причудливости и неестественности орнаменты из рисунков животных и птиц, растений, человеческих лиц и т.д. Поэтому гротеском первоначально изображались искажённые изображения.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *