Сформулируйте правила общения рекомендуемые русскими пословицами: Вспомните пословицы и поговорки, отражающие правила речевого этикета и содержащие рекомендации по речевому воздействию.. – ГДЗ §3 Русский язык 10-11 класс Греков В. Ф. Вопрос 25 Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Содержание

Пословицы о речевом этикете

Пословицы о речевом этикете и изменения последних лет

По утверждениям ученых, именно способность к речи, называемая второй сигнальной системой, отличает человека от животных. Умение говорить и передавать свои мысли, ощущения с помощью слов тесно связано с самосознанием и считается главным признаком разума. Выбор слов, стиля речи трансформируется с течением времени, одновременно завися и влияя на эпоху и характеры людей. Но многие пословицы о нюансах речевого этикета актуальны и сегодня, поскольку запечатлены как универсальная народная мудрость, полезная в любом веке.

Изменения в речевом этикете последних лет

В каждом языке существуют особые формулы, называемые также речевыми кодами. Они помогают обращаться друг к другу, вести коммуникацию на любом уровне — от семейного до делового, а также на уровне монолога, направленное на большое количество слушателей. Изменения в речевом этикете отражают общественные процессы, психологическую трансформацию, культурные нюансы. Изменения, которые наблюдаются в речевом этикете в последнее время:

  1. Наблюдается тенденция к упрощению словесных формул, использованию разговорных слов и выражений даже в литературе, на радио и телевидении. Считается, что таким образом оказывает влияние массовая доступность интернета и других средств коммуникации.
  2. Эта же особенность затронула бизнес-общение. Например, раньше было недопустимо, чтобы вышестоящее руководство называли по имени, сейчас некоторые либеральные владельцы компаний позволяют даже использовать обращение «ты». Считается, что тенденция пришла к нам из западного мира.
  3. Грамотность становится признаком действительно уважающего себя и воспитанного человека. Эксперты отмечают падение уровня культуры речи с этой точки зрения, ошибки допускают даже образованные люди. Грамотность позволит выделиться именно с точки зрения высокого уровня понимания речевого этикета.
  4. Если в начале двухтысячных наблюдалась мода на англицизмы и заимствования, то сейчас бездумное использование иностранных слов в своей речи уже относится к дурному тону. Это не относится к специфическим терминам: сказать «фронт-энд» разработка — можно, потому что это профессиональный язык, а вместо «коворкинга» лучше использовать «совместную работу».

Этикет меняется, подстраиваясь под психологию. Эксперты советуют учитывать не только общие правила, но и особенности аудитории: например, люди пожилого возраста могут быть более консервативны, чем молодежь. Универсальные правила — это грамотность, уважительное отношение к собеседнику.

народные пословицы о речевом этикете 30 пословиц

Народные пословицы о речевом этикете 30 пословиц

Люди во все времена понимали, что общение и правильное использование речи — ключ к жизненному успеху. Сохранились универсальные поговорки, которые можно «держать в уме» и по сей день:

  1. В многословии не без пустословия — призыв к лаконичности.
  2. Сперва подумай, а там и скажи — замечание об аккуратном использовании речи, ведь словами легко обидеть человека.
  3. Доброе молчание - чем не ответ? — иногда лучше промолчать.
  4. Говорить не думая, что стрелять не целясь — словом можно причинить боль, но и добиться своего.
  5. Жить в соседах, быть в беседах — человек не может отделять себя от общества.
  6. Сердечное слово до сердца доходит — умение говорить поможет в личной жизни.
  7. Красную речь красиво и слушать — с грамотным человеком приятнее общаться.
  8. Хорошее слово – половина дела — о мотивации с помощью речи.
  9. В добрый час молвить, а в дурной – промолчать — каждая фраза должна быть уместной.
  10. От учтивых слов язык не отсохнет — вежливость всегда пригодится.
  11. На ласковое слово не сдавайся, на противное - не обижайся — предостерегает от излишнего проявления эмоций.
  12. Недоброе слово, что огонь жжёт — нужно быть аккуратней, чтобы не обижать людей.
  13. В умной беседе быть - ума прикупить, а в глупой - и свой потерять — нужно правильно выбирать себе собеседников.
  14. Звон не молитва, крик не беседа — нельзя заменять аргументы в споре криком и другими манипуляциями.
  15. Красно поле пшеном, а речь - слушанием — нужно уметь слушать и слышать собеседников.
  16. За худую привычку и умного дураком обзывают — легко можно испортить о себе впечатление неграмотной речью или неопрятным видом.
  17. В людях Илья, а дома свинья — нужно общаться дома не менее аккуратно, чем в обществе.
  18. В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив — об уважении к хозяевам в гостях.
  19. На добрый привет, добрый и ответ — о взаимоприятной коммуникации.
  20. Не спеши языком, торопись делом — нельзя заменять работу обсуждениями и совещаниями.
  21. Блюди хлеб на обед и слово на ответ — нельзя быть безответным, умей постоять за себя.
  22. Бранись, бранись, да на мир слово оставляй — не «сжигай мостов».
  23. Дома, как хочу, а в людях, как велят — в обществе необходимо придерживаться единых правил.
  24. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами — не стоит ругать еду или порядки в гостях.
  25. Не мудрён привет, а сердца покоряет — вежливость помогает в жизни.
  26. Когда больше двух, говорят вслух — неприлично шептаться в обществе.
  27. Доброе молчание лучше худого ворчания — нужно сдерживать негативные эмоции.
  28. Всё мы говорим, да не всё по-говореному выходит — описания проектов могут отличаться от реализации.
  29. Не любо – не слушай, а врать не мешай — каждый имеет право высказаться.
  30. Напои, накорми, а после расспроси — сначала надо проявить уважение к человеку, а потом задавать вопросы.

Речевой этикет тесно связан с культурной парадигмой, может меняться со временем. Некоторые тенденции необходимо постоянно отслеживать людям, которые связаны с этим вопросом профессионально. Однако древние поговорки могут считаться более или менее универсальными, поскольку отражают общечеловеческие ценности, касающиеся речевого этикета.

Тема 8. Этико-социальный аспект культуры речи

Вопросы:

1. Что такое речевой этикет? Дайте понятие вежливости.

2. Как связан речевой этикет с основными ситуациями общения?

3. Взаимосвязаны ли культура поведения и этические нормы общения?

4. Может ли поведенческая и речевая культура иметь специфические националь­ные особенности?

5. Перечислите грамматические средства выражения категории вежливости в русском языке?

6. Какую роль в процессе коммуникации играет наименование адресата? Оха­рактеризуйте основные типы наименований адресата.

7. Поясните, почему система личных местоимений в русском языке носит не только указательный, ориентационно-дистантный, но и коммуникативно-роле­вой характер? В чём это проявляется?

8. Какую роль в реализации категории вежливости в речевом общении играют глагольные формы и частицы?

9. Что такое эвфемизмы? Соответствуют ли эвфемизмы принципу вежливости?

10. Как проявляется вежливость в невербальных средствах общения?

11. Охарактеризуйте социальные аспекты культуры речи.

12. Насколько зависит стиль речи, выбор языковых средств от положения, кото­рое человек занимает в обществе?

13. Чем отличается стиль речи женщин и мужчин?

14. Накладывает ли отпечаток на речь человека возраст? В чём это выражается?

15. Влияет ли профессия на стиль речи человека?

Упражнения:

1. Национальная специфика русского этикета нашла отражение в пословицах и поговорках. Познакомьтесь с некоторыми из них и сформулируйте правила общения, рекомендуемые пословицами и поговорками:

1. От учтивых слов язык не отсохнет. 2. Ласковое слово пуще дубины. 3. Недоброе слово что огонь жжет. 4. Гордым быть – глупым слыть. 5. Красна беседа смирением. 6. Знай более, а говори менее. 7. Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди. 8. Что поставят, то и кушай, а хозяина дома слушай. 9. В чужой монастырь со своим уставом не ходи. 10. Чин чина почитай, а меньшой садись на край. 11. Красно поле пшеном, а речь слушанием. 12. Доброе молчание лучше пустого болтания. 13. На ласковое слово не сдавайся, на противное не обижайся. 14. За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся. 15. Добра не мыслишь – и худа не говори. 16. На языке медок, а на сердце ледок. 17. В очи льстив, а за очи лжив. 18. Хорошее слово – половина дела. 19. Не молвя слова – крепись, а молвя слово – держись. 20. Без рассуждения не твори осуждения. 21. В спорах да во вздорах пути не бывает. 22. Спорить спорь, а браниться грех. 23. Спасибо – великое дело. 24. Своего спасиба не жалей, а чужого не жди.

2. Составьте небольшое выступление, цель которого – убедить слушателей, что соблюдение правил этикета создает престижный имидж интеллигентного человека. Для аргументации используйте приведенные высказывания:

1. Манеры не пустяки, они плод благородной души и честности ума (Английский поэт Альфред Теннисон, 1809-1892).

2. Изящество в обращении лучше изящества форм; оно доставляет более наслаждения, чем картины и статуи; это самое изящное из всех изящних искусств (Американский философ и писатель Ралф Эмерсон, 1803-1882).

3. Манеры слишком часто остаются в пренебрежении, а между тем приобретение хороших манер очень важно как для мужчин, так и для женщин… Жизнь слишком коротка, чтобы можно было надеяться успеть вполне отделаться от дурных манер; кроме того, в манерах отражаются добродетели (Шотландский экономист и философ Адам Смит, 1723-1790).

4. Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени (Английский писатель и государственный деятель Филипп Честерфилд, 1694-1773).

30 народных пословиц о речевом этикете — С миру по нитке

Люди во все времена понимали, что общение и правильное использование речи — ключ к жизненному успеху. Сохранились универсальные поговорки, которые можно «держать в уме» и по сей день:

В многословии не без пустословия — призыв к лаконичности.

❈ ═══════❖═══════ ❈

Сперва подумай, а там и скажи — замечание об аккуратном использовании речи, ведь словами легко обидеть человека.

└⊰✫⊱─⊰✫⊱─⊰✫⊱┘

Доброе молчание — чем не ответ? — иногда лучше промолчать.

• ══─━━── ⫷⫸ ──══─━━ •

Говорить не думая, что стрелять не целясь — словом можно причинить боль, но и добиться своего.

•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*

Жить в соседах, быть в беседах — человек не может отделять себя от общества.

• ══─━━── ⫷⫸ ──══─━━ •

Сердечное слово до сердца доходит — умение говорить поможет в личной жизни.

✿❯────「✿」────❮✿

Красную речь красиво и слушать — с грамотным человеком приятнее общаться.

└⊰✫⊱─⊰✫⊱─⊰✫⊱┘

Хорошее слово – половина дела — о мотивации с помощью речи.

•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*

В добрый час молвить, а в дурной – промолчать — каждая фраза должна быть уместной.

❈ ═══════❖═══════ ❈

От учтивых слов язык не отсохнет — вежливость всегда пригодится.

・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚

На ласковое слово не сдавайся, на противное — не обижайся — предостерегает от излишнего проявления эмоций.

•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*

Недоброе слово, что огонь жжёт — нужно быть аккуратней, чтобы не обижать людей.

└⊰✫⊱─⊰✫⊱─⊰✫⊱┘

В умной беседе быть — ума прикупить, а в глупой — и свой потерять — нужно правильно выбирать себе собеседников.

• ══─━━── ⫷⫸ ──══─━━ •

Звон не молитва, крик не беседа — нельзя заменять аргументы в споре криком и другими манипуляциями.

・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚

Красно поле пшеном, а речь — слушанием — нужно уметь слушать и слышать собеседников.

 

✿❯────「✿」────❮✿

 

За худую привычку и умного дураком обзывают — легко можно испортить о себе впечатление неграмотной речью или неопрятным видом.

•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*

В людях Илья, а дома свинья — нужно общаться дома не менее аккуратно, чем в обществе.

└⊰✫⊱─⊰✫⊱─⊰✫⊱┘

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив — об уважении к хозяевам в гостях.

❈ ═══════❖═══════ ❈

На добрый привет, добрый и ответ — о взаимоприятной коммуникации.

•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*

Не спеши языком, торопись делом — нельзя заменять работу обсуждениями и совещаниями.

• ══─━━── ⫷⫸ ──══─━━ •

Блюди хлеб на обед и слово на ответ — нельзя быть безответным, умей постоять за себя.

└⊰✫⊱─⊰✫⊱─⊰✫⊱┘

Бранись, бранись, да на мир слово оставляй — не «сжигай мостов».

・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚

Дома, как хочу, а в людях, как велят — в обществе необходимо придерживаться единых правил.

•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами — не стоит ругать еду или порядки в гостях.

✿❯────「✿」────❮✿

Не мудрён привет, а сердца покоряет — вежливость помогает в жизни.

・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚

Когда больше двух, говорят вслух — неприлично шептаться в обществе.

 

└⊰✫⊱─⊰✫⊱─⊰✫⊱┘

 

Доброе молчание лучше худого ворчания — нужно сдерживать негативные эмоции.

• ══─━━── ⫷⫸ ──══─━━ •

Всё мы говорим, да не всё по-говореному выходит — описания проектов могут отличаться от реализации.

✿❯────「✿」────❮✿

Не любо – не слушай, а врать не мешай — каждый имеет право высказаться.

•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*

Напои, накорми, а после расспроси — сначала надо проявить уважение к человеку, а потом задавать вопросы.

└⊰✫⊱─⊰✫⊱─⊰✫⊱┘

Post Views: 1 215

Тема 8. Этико-социальный аспект культуры речи

Вопросы:

1. Что такое речевой этикет? Дайте понятие вежливости.

2. Как связан речевой этикет с основными ситуациями общения?

3. Взаимосвязаны ли культура поведения и этические нормы общения?

4. Может ли поведенческая и речевая культура иметь специфические националь­ные особенности?

5. Перечислите грамматические средства выражения категории вежливости в русском языке?

6. Какую роль в процессе коммуникации играет наименование адресата? Оха­рактеризуйте основные типы наименований адресата.

7. Поясните, почему система личных местоимений в русском языке носит не только указательный, ориентационно-дистантный, но и коммуникативно-роле­вой характер? В чём это проявляется?

8. Какую роль в реализации категории вежливости в речевом общении играют глагольные формы и частицы?

9. Что такое эвфемизмы? Соответствуют ли эвфемизмы принципу вежливости?

10. Как проявляется вежливость в невербальных средствах общения?

11. Охарактеризуйте социальные аспекты культуры речи.

12. Насколько зависит стиль речи, выбор языковых средств от положения, кото­рое человек занимает в обществе?

13. Чем отличается стиль речи женщин и мужчин?

14. Накладывает ли отпечаток на речь человека возраст? В чём это выражается?

15. Влияет ли профессия на стиль речи человека?

Упражнения:

1. Национальная специфика русского этикета нашла отражение в пословицах и поговорках. Познакомьтесь с некоторыми из них и сформулируйте правила общения, рекомендуемые пословицами и поговорками:

1. От учтивых слов язык не отсохнет. 2. Ласковое слово пуще дубины. 3. Недоброе слово что огонь жжет. 4. Гордым быть – глупым слыть. 5. Красна беседа смирением. 6. Знай более, а говори менее. 7. Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди. 8. Что поставят, то и кушай, а хозяина дома слушай. 9. В чужой монастырь со своим уставом не ходи. 10. Чин чина почитай, а меньшой садись на край. 11. Красно поле пшеном, а речь слушанием. 12. Доброе молчание лучше пустого болтания. 13. На ласковое слово не сдавайся, на противное не обижайся. 14. За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся. 15. Добра не мыслишь – и худа не говори. 16. На языке медок, а на сердце ледок. 17. В очи льстив, а за очи лжив. 18. Хорошее слово – половина дела. 19. Не молвя слова – крепись, а молвя слово – держись. 20. Без рассуждения не твори осуждения. 21. В спорах да во вздорах пути не бывает. 22. Спорить спорь, а браниться грех. 23. Спасибо – великое дело. 24. Своего спасиба не жалей, а чужого не жди.

2. Составьте небольшое выступление, цель которого – убедить слушателей, что соблюдение правил этикета создает престижный имидж интеллигентного человека. Для аргументации используйте приведенные высказывания:

1. Манеры не пустяки, они плод благородной души и честности ума (Английский поэт Альфред Теннисон, 1809-1892).

2. Изящество в обращении лучше изящества форм; оно доставляет более наслаждения, чем картины и статуи; это самое изящное из всех изящних искусств (Американский философ и писатель Ралф Эмерсон, 1803-1882).

3. Манеры слишком часто остаются в пренебрежении, а между тем приобретение хороших манер очень важно как для мужчин, так и для женщин… Жизнь слишком коротка, чтобы можно было надеяться успеть вполне отделаться от дурных манер; кроме того, в манерах отражаются добродетели (Шотландский экономист и философ Адам Смит, 1723-1790).

4. Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени (Английский писатель и государственный деятель Филипп Честерфилд, 1694-1773).

Пословицы о культуре поведения и речи, об этикете

22 Сентябрь 2016       admin      Главная страница » Педагогика » Пословицы      Просмотров:   2750

На классном часу, на уроке этики учителям пригодятся пословицы и поговорки о культуре поведения, речи, об этикете. Пословицы мудры и поучительны, благодаря рифме и простоте своей запоминаются и схватываются на лету. Народную мудрость, накопленную годами, трудно переоценить.

2016-09-22_143632

Пословицы и поговорки об этикете, культуре поведения

  • За худую привычку и умного дураком обзывают.
  • На привычку есть отвычка. Бык, да и тот отвык.
  • Не гляди на лицо, гляди на обычай.
  • Не всяк умён, кто в краски наряжён.
  • Вымыла ложки, да вылила во щи.
  • В людях Илья, а дома свинья.
  • Не стоит гроша, да походка хороша.
  • Не хочу в ворота, разбирай забор.
  • Сегодня гуляшки, завтра гуляшки, останешься без рубашки.
  • Вино полюбил, семью разорил.
  • На людей глядя — и сам надоумишься.
  • Береги одёжу снову, а честь смолоду.
  • Гость хозяину не указчик.
  • Не тем богат, что есть, а тем богат, что рад.
  • Часом опоздал, годом не вернёшь.
  • Безобычному человеку с людьми не жить.
  • Привычку, не рукавичку, не повесишь на спичку.
  • Молодец красив, да на душу крив.

Пословицы и поговорки о культуре речи

  • Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
  • В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
  • Кстати промолчать, что большое слово сказать.
  • Ласково слово, что вешний день.
  • На добрый привет, добрый и ответ.
  • Не спеши языком, торопись делом.
  • Блюди хлеб на обед и слово на ответ.
  • Бранись, бранись, да на мир слово оставляй.
  • В чужом доме не указывают.
  • В чужой монастырь со своим уставом не ходят
  • Говори, да не заговаривайся.
  • Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.
  • Дома, как хочу, а в людях, как велят.
  • Если говоришь, что думаешь, так думай, что говоришь.
  • Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
  • На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.
  • Не мудрён привет, а сердца покоряет.
  • Когда больше двух, говорят вслух.
  • Умей сказать — умей и смолчать.
  • Доброе молчание лучше худого ворчания.
  • Вертит языком, что корова хвостом.
  • Всё мы говорим, да не всё по-говореному выходит.
  • Вчера солгал, а сегодня лгуном называют.
  • Где много толков, там мало толку.
  • Говорит день до вечера, а послушать нечего.
  • Не любо – не слушай, а врать не мешай.
  • Говорит прямо, а делает криво.
  • Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит.
  • Говорит, словно реченька журчит.
  • Начал за здравие, а кончил за упокой.
  • Напои, накорми, а после расспроси.
  • Держи язык на верёвочке.
  • Доброе молчанье лучше худого ворчанья.
  • На языке медок, а на сердце ледок.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • На чужой роток не накинешь платок.
  • Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
  • Как нет души, так что хошь пиши!

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

    

ЗАНЯТИЕ 3. Общение. Речевой этикет. — Самое интересное

  1. Общение и коммуникация. Функции общения.
  2. Виды и формы общения.
  3. Уровни общения (ритуальный, манипулятивный, дружеский).
  4. Структура общения.
  5. Условия успешного общения.
  6. Речевой этикет.
  7. Языковая личность. Коммуникативное поведение. Коммуникативная грамотность.

Дидактический материал

1.Как вы понимаете высказывание французского писателя Антуана де Сент- Экзюпери : «Единственно настоящая роскошь есть роскошь человеческого общения».

2. Докажите значимость компонентов таблицы в общении.

Адресант
(говорящий)

Сообщение:

  • цель
  • тема
  • содержание
  • форма
  • отношения

(речевые роли)

Адресат

3.Какой уровень общения проявился в названной рекламе: ритуальный или манипулятивный?

На одной из игр клуба «Что? Где? Когда?» в 2003 г . требовалось найти ответ на вопрос: какой рекламный слоган об автомобиле «Фольксваген» обеспечил огромный спрос на него и почему. При этом игрокам были даны модели автомобилей «Мерседес» и «Фольксваген». Ответ – «Твой второй автомобиль» — содержал пояснения: в этом слогане предполагается, что одна машина у человека уже есть. Реклама была необычайно успешной, поскольку содержала скрытое «поглаживание» — поднимала социальный статус владельцев «Фольксвагена».

4.Проанализируйте речь окружающих, какие виды этикетных ошибок чаще всего допускаются?

Виды этикетных ошибок:

  1. Отсутствие этикетных формул: — Который час? – Я без часов.
  2. Неудачный выбор этикетных формул:
    •  диалектные, просторечные, жаргонные выражения (покедова, айда, здравствуйте Вам)
    •  неуместная фамильярность, излишняя церемонность
    •  формулы официально-делового стиля в дружественном общении
  3. Неудачное звуковое оформление речи: равнодушная интонация, нелюбезный тон речи, «проглатывание» этикетных формул.
  4. Неудачное использование невербальных средств: жестов, мимики, моторики (благодарность с равнодушным выражением лица).

5. Продолжите список причин этикетных речевых ошибок:

  1. Причины речевого характера: недостаток языковой эрудиции; отсутствие привычки к использованию этикетных выражений; неумение ориентироваться в ситуации общения.
  2. Причины социально-психологического характера: сознательное игнорирование этикетных норм; психологический барьер: ненужная застенчивость, затруднение в установлении контакта и др.

6. Какие нормы речевого этикета нарушены в диалогах? Приведите приемлемый вариант.

Диалог 1 (поздний- 22 часа — телефонный звонок)

— Слушаю.

— Мне Сашу позовите.

— Здесь такой не живет.

— Как не живет? Он мне сам этот телефон дал.

— А как фамилия этого Саши?

— Сейчас посмотрю… А, вот, Лютов.

— Его Сергеем зовут. Его нет дома.

— А Вы кто?

— Я его мама. А Серёжа будет только завтра вечером…

— Ну, когда приедет, пусть мне позвонит.

— Алло, девушка! А как Вас зовут?

Диалог 2. (в диалоге участвуют лица одного возраста).

— Я здесь сяду?

— Как хотите! Вообще-то у меня здесь сумки лежат…

— Так уберите!

— Подождите!

— Почему я должен ждать? У меня нет времени… И ты, кстати, не один.

— А меня это не волнует. У меня время есть.

— Грубиян!

— Я о Вас такого же мнения.

Самостоятельная работа

  1. Изучите главы учебника М.Ю Федосюка «Русский язык для студентов-нефилологов»: 1.9, 1.10 (с.36 – 49)
  2. Докажите, что речевой этикет имеет конкретно-исторический характер и национальную специфику.
  3. Сформулируйте правила русского речевого этикета, рекомендуемые пословицами и поговорками. Используйте материал * упр.6, с. 46.
  4. Составьте небольшое выступление, цель которого – убедить слушателей, что соблюдение правил этикета создает престижный имидж интеллигентного человека. Используйте материал * упр.5, с.46.
  5. Составьте варианты этикетных ситуаций * упр.7 -14, с.48 -49.
  6. Повторите орфограмму «О/Ё поле шипящих», подготовьтесь к диктанту: девчонка, мажор, крыжовник, шёпот, тушёнка, сгущёнка, дешёвый, ковшовый, свечой, ожёг руку, ожог руки, горячо, никчёмный, стажёр, тренажёр, ежонок, решётка, ночёвка, шоколад, жонглер, крючок.
  7. Прочитайте притчу * упр 14, с. 156. Чему учит притча?

Методическая разработка урока элективного курса по теме «Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения»

Тема: Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения


Цель урока: формирование представлений учащихся о речевом  этикете в пословицах и поговорках.

Задачи:
образовательные: познакомить обучающихся с пословицами и поговорками, отражающими правила речевого поведения;

развивающие: формировать представления о правилах речевого поведения, побудить обучающих к анализу собственной речи, избавлению от слов-сорняков, учить анализировать собственную речь и речь собеседника

воспитательные: раскрыть мудрость, поучающий смысл пословиц и поговорок, способствовать формированию ценностей через малые жанры фольклора.

Ход урока:

I. Организационный момент. 
II. Проверка домашнего задания.

  • На прошлом уроке мы говорили о речевом этикете, об интернациональных и национальных особенностях речевого этикета, в качестве домашнего задания вам было предложено ответить на проблемный вопрос «Зачем надо знать речевой этикет других народов?» и составить памятку практических рекомендаций для туристов.

  • Сегодня мы продолжим говорить о правилах речевого этикета в малых жанрах фольклора - пословицах и поговорках.

III. Подготовка к восприятию нового материала

- Владение речевым этикетом очень важно для каждого человека. Это необходимо как для уверенности в себе, так и для приобретения авторитета и уважения у окружающих.

А.С.Пушкин сказал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей, что за золото». Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. В пословицах – народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях.

В русском языке существует огромное количество устойчивых выражений, отражающих не только народный фольклор и жизнь общества, но и правила и нормы данного языка. Так, важность речевого этикета отражается во многих пословицах и поговорках.

Сегодня на уроке мы, ребята, узнаем, каким же правилам речевого этикета нас учит народная мудрость, рассмотрим пословицы и поговорки русского народа.

Запишите тему урока: Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения

IV. Работа с пословицами.

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения.

Итак, правило 1. А что это за правило, вы ответите сами, когда ознакомитесь с пословицами разных народов. Они перед вами.  Попробуйте сформулировать это правило, а я вам помогу.

Ласковое слово не трудно, а скоро.

Доброе слово никого не достанет.

Доброе слово сказать – посошок (трость) в руки дать.

Ласковое слово и буйну голову смиряет.

Чему нас учат эти пословицы? Какое же это правило?

ЗАПИСЬ: Общаясь друг с другом, мы должны быть внимательными, добрыми, именно доброе,  ласковое слово нас окрыляет и вдохновляет.

IV. «Делу время – потехе час. Физминутка.
Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной:
Я пословиц много знаю,
Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).
Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)

V. Работа с пословицами.

Ребята, а какие правила речевого этикета, кроме умения говорить добрые слова еще важны в речи, общении? Ответы детей: вежливость, приветливость, обходительность, корректность, учтивость, почтительность, тактичность, деликатность, любезность, галантность. Хорошо, правильно, но от чего еще зависит культура речевого поведения?

Итак, настало время сформулировать правило №2. Мы снова обращаемся к пословицам и поговоркам русского народа:

Не торопись отвечать, торопись слушать.

Сперва подумай, а там и скажи.

Не спеши карать, сумей выслушать.

Кто говорит, тот сеет; кто слушает — собирает.

Много крику, да мало толки.

 

ЗАПИСЬ: Важно быть хорошим слушателем, слушать внимательно, тактично,  стараться не перебивать.

  1. Задание в группах.

Важность таких качеств, как тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность отражается в многочисленных русских пословицах и поговорках, характеризующих этические нормы общения.

А сейчас мы  выполним задание. Я вам читаю пословицу, а вы указываете на правило речевого поведения:

Умный не говорит, невежда не даёт говорить.

Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай. 

(указывают на необходимость внимательно слушать собеседника)

Отвечает, когда его не спрашивают.

Дед говорит про курицу, а бабка - про утку.

Вы слушайте, а мы будем молчать.

Глухой слушает, как немой речь говорит. 

(указывают на типичные ошибки в построении беседы)

Все беды человека от его языка.

Корову ловят за рога, людей за язык.

Слово - стрела, выпустишь - не вернёшь.

евысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя.

Лучше недосказать, чем пересказать.

Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.

Слово - серебро молчание …золото.

(Предупреждают об опасности пустого, праздного или обидного слова)

  1. Домашнее задание. Сочинение-рассказ по пословице.

VII. Вывод урока.

Мудрость речевого этикета народ веками собирал по крупицам. Это богатство нашло отражение в жанрах устного народного творчества, в частности, пословицах и поговорках.

Давайте сделаем вывод о роли пословиц и поговорок в нашей речи?

Русский язык богат на пословицы, поговорки и различные устойчивые выражения, в каждом из которых отражен неповторимый колорит нашей страны, нашей культуры. В каждой из этих фраз есть уникальные жемчужины мудрости, передаваемые из поколения в поколения, они помогают нам в нашей речи. Соблюдая правила правила культурной, грамотной, любезной и вежливой речи, мы найдем общий язык, будем жить в мире и согласии. И закончить наш урок мне бы хотелось такой пословицей: Язык мал, да горами ворочает…

Использованные источники:

    1. http://narbekova-ak.narod.ru/index/0-4

    2. http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/6/rlang/rl7.html

    3. http://www.scienceforum.ru/2014/767/6035

    4. http://otherreferats.allbest.ru/ethics/00381274_0.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск