Пословицы о речевом этикете
Пословицы о речевом этикете и изменения последних лет
По утверждениям ученых, именно способность к речи, называемая второй сигнальной системой, отличает человека от животных. Умение говорить и передавать свои мысли, ощущения с помощью слов тесно связано с самосознанием и считается главным признаком разума. Выбор слов, стиля речи трансформируется с течением времени, одновременно завися и влияя на эпоху и характеры людей. Но многие пословицы о нюансах речевого этикета актуальны и сегодня, поскольку запечатлены как универсальная народная мудрость, полезная в любом веке.
Изменения в речевом этикете последних лет
В каждом языке существуют особые формулы, называемые также речевыми кодами. Они помогают обращаться друг к другу, вести коммуникацию на любом уровне — от семейного до делового, а также на уровне монолога, направленное на большое количество слушателей. Изменения в речевом этикете отражают общественные процессы, психологическую трансформацию, культурные нюансы. Изменения, которые наблюдаются в речевом этикете в последнее время:
- Наблюдается тенденция к упрощению словесных формул, использованию разговорных слов и выражений даже в литературе, на радио и телевидении. Считается, что таким образом оказывает влияние массовая доступность интернета и других средств коммуникации.
- Эта же особенность затронула бизнес-общение. Например, раньше было недопустимо, чтобы вышестоящее руководство называли по имени, сейчас некоторые либеральные владельцы компаний позволяют даже использовать обращение «ты». Считается, что тенденция пришла к нам из западного мира.
- Грамотность становится признаком действительно уважающего себя и воспитанного человека. Эксперты отмечают падение уровня культуры речи с этой точки зрения, ошибки допускают даже образованные люди. Грамотность позволит выделиться именно с точки зрения высокого уровня понимания речевого этикета.
- Если в начале двухтысячных наблюдалась мода на англицизмы и заимствования, то сейчас бездумное использование иностранных слов в своей речи уже относится к дурному тону. Это не относится к специфическим терминам: сказать «фронт-энд» разработка — можно, потому что это профессиональный язык, а вместо «коворкинга» лучше использовать «совместную работу».
Этикет меняется, подстраиваясь под психологию. Эксперты советуют учитывать не только общие правила, но и особенности аудитории: например, люди пожилого возраста могут быть более консервативны, чем молодежь. Универсальные правила — это грамотность, уважительное отношение к собеседнику.
Народные пословицы о речевом этикете 30 пословиц
Люди во все времена понимали, что общение и правильное использование речи — ключ к жизненному успеху. Сохранились универсальные поговорки, которые можно «держать в уме» и по сей день:
- В многословии не без пустословия — призыв к лаконичности.
- Сперва подумай, а там и скажи — замечание об аккуратном использовании речи, ведь словами легко обидеть человека.
- Доброе молчание — чем не ответ? — иногда лучше промолчать.
- Говорить не думая, что стрелять не целясь — словом можно причинить боль, но и добиться своего.
- Жить в соседах, быть в беседах — человек не может отделять себя от общества.
- Сердечное слово до сердца доходит — умение говорить поможет в личной жизни.
- Красную речь красиво и слушать — с грамотным человеком приятнее общаться.
- Хорошее слово – половина дела — о мотивации с помощью речи.
- В добрый час молвить, а в дурной – промолчать — каждая фраза должна быть уместной.
- От учтивых слов язык не отсохнет — вежливость всегда пригодится.
- На ласковое слово не сдавайся, на противное — не обижайся — предостерегает от излишнего проявления эмоций.
- Недоброе слово, что огонь жжёт — нужно быть аккуратней, чтобы не обижать людей.
- В умной беседе быть — ума прикупить, а в глупой — и свой потерять — нужно правильно выбирать себе собеседников.
- Звон не молитва, крик не беседа — нельзя заменять аргументы в споре криком и другими манипуляциями.
- Красно поле пшеном, а речь — слушанием — нужно уметь слушать и слышать собеседников.
- За худую привычку и умного дураком обзывают — легко можно испортить о себе впечатление неграмотной речью или неопрятным видом.
- В людях Илья, а дома свинья — нужно общаться дома не менее аккуратно, чем в обществе.
- В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив — об уважении к хозяевам в гостях.
- На добрый привет, добрый и ответ — о взаимоприятной коммуникации.
- Не спеши языком, торопись делом — нельзя заменять работу обсуждениями и совещаниями.
- Блюди хлеб на обед и слово на ответ — нельзя быть безответным, умей постоять за себя.
- Бранись, бранись, да на мир слово оставляй — не «сжигай мостов».
- Дома, как хочу, а в людях, как велят — в обществе необходимо придерживаться единых правил.
- Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами — не стоит ругать еду или порядки в гостях.
- Не мудрён привет, а сердца покоряет — вежливость помогает в жизни.
- Когда больше двух, говорят вслух — неприлично шептаться в обществе.
- Доброе молчание лучше худого ворчания — нужно сдерживать негативные эмоции.
- Всё мы говорим, да не всё по-говореному выходит — описания проектов могут отличаться от реализации.
- Не любо – не слушай, а врать не мешай — каждый имеет право высказаться.
- Напои, накорми, а после расспроси — сначала надо проявить уважение к человеку, а потом задавать вопросы.
Речевой этикет тесно связан с культурной парадигмой, может меняться со временем. Некоторые тенденции необходимо постоянно отслеживать людям, которые связаны с этим вопросом профессионально. Однако древние поговорки могут считаться более или менее универсальными, поскольку отражают общечеловеческие ценности, касающиеся речевого этикета.
Тема 8. Этико-социальный аспект культуры речи
Вопросы:
1. Что такое речевой этикет? Дайте понятие вежливости.
2. Как связан речевой этикет с основными ситуациями общения?
3. Взаимосвязаны ли культура поведения и этические нормы общения?
4. Может ли поведенческая и речевая культура иметь специфические национальные особенности?
5. Перечислите грамматические средства выражения категории вежливости в русском языке?
6. Какую роль в процессе коммуникации играет наименование адресата? Охарактеризуйте основные типы наименований адресата.
7. Поясните, почему система личных местоимений в русском языке носит не только указательный, ориентационно-дистантный, но и коммуникативно-ролевой характер? В чём это проявляется?
8. Какую роль в реализации категории вежливости в речевом общении играют глагольные формы и частицы?
9. Что такое эвфемизмы? Соответствуют ли эвфемизмы принципу вежливости?
10. Как проявляется вежливость в невербальных средствах общения?
11. Охарактеризуйте социальные аспекты культуры речи.
12. Насколько зависит стиль речи, выбор языковых средств от положения, которое человек занимает в обществе?
13. Чем отличается стиль речи женщин и мужчин?
14. Накладывает ли отпечаток на речь человека возраст? В чём это выражается?
15. Влияет ли профессия на стиль речи человека?
Упражнения:
1. Национальная специфика русского этикета нашла отражение в пословицах и поговорках. Познакомьтесь с некоторыми из них и сформулируйте правила общения, рекомендуемые пословицами и поговорками:
1. От учтивых слов язык не отсохнет. 2. Ласковое слово пуще дубины. 3. Недоброе слово что огонь жжет. 4. Гордым быть – глупым слыть. 5. Красна беседа смирением. 6. Знай более, а говори менее. 7. Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди. 8. Что поставят, то и кушай, а хозяина дома слушай. 9. В чужой монастырь со своим уставом не ходи. 10. Чин чина почитай, а меньшой садись на край. 11. Красно поле пшеном, а речь слушанием. 12. Доброе молчание лучше пустого болтания. 13. На ласковое слово не сдавайся, на противное не обижайся. 14. За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся. 15. Добра не мыслишь – и худа не говори. 16. На языке медок, а на сердце ледок. 17. В очи льстив, а за очи лжив. 18. Хорошее слово – половина дела. 19. Не молвя слова – крепись, а молвя слово – держись. 20. Без рассуждения не твори осуждения. 21. В спорах да во вздорах пути не бывает. 22. Спорить спорь, а браниться грех. 23. Спасибо – великое дело. 24. Своего спасиба не жалей, а чужого не жди.
2. Составьте небольшое выступление, цель которого – убедить слушателей, что соблюдение правил этикета создает престижный имидж интеллигентного человека. Для аргументации используйте приведенные высказывания:
1. Манеры не пустяки, они плод благородной души и честности ума (Английский поэт Альфред Теннисон, 1809-1892).
2. Изящество в обращении лучше изящества форм; оно доставляет более наслаждения, чем картины и статуи; это самое изящное из всех изящних искусств (Американский философ и писатель Ралф Эмерсон, 1803-1882).
3. Манеры слишком часто остаются в пренебрежении, а между тем приобретение хороших манер очень важно как для мужчин, так и для женщин… Жизнь слишком коротка, чтобы можно было надеяться успеть вполне отделаться от дурных манер; кроме того, в манерах отражаются добродетели (Шотландский экономист и философ Адам Смит, 1723-1790).
4. Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени (Английский писатель и государственный деятель Филипп Честерфилд, 1694-1773).
30 народных пословиц о речевом этикете — С миру по нитке
Люди во все времена понимали, что общение и правильное использование речи — ключ к жизненному успеху. Сохранились универсальные поговорки, которые можно «держать в уме» и по сей день:
В многословии не без пустословия — призыв к лаконичности.
❈ ═══════❖═══════ ❈
Сперва подумай, а там и скажи — замечание об аккуратном использовании речи, ведь словами легко обидеть человека.
└⊰✫⊱─⊰✫⊱─⊰✫⊱┘
Доброе молчание — чем не ответ? — иногда лучше промолчать.
• ══─━━── ⫷⫸ ──══─━━ •
Говорить не думая, что стрелять не целясь — словом можно причинить боль, но и добиться своего.
•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*
Жить в соседах, быть в беседах — человек не может отделять себя от общества.
• ══─━━── ⫷⫸ ──══─━━ •
Сердечное слово до сердца доходит — умение говорить поможет в личной жизни.
✿❯────「✿」────❮✿
Красную речь красиво и слушать — с грамотным человеком приятнее общаться.
└⊰✫⊱─⊰✫⊱─⊰✫⊱┘
Хорошее слово – половина дела — о мотивации с помощью речи.
•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*
В добрый час молвить, а в дурной – промолчать — каждая фраза должна быть уместной.
❈ ═══════❖═══════ ❈
От учтивых слов язык не отсохнет — вежливость всегда пригодится.
・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚
На ласковое слово не сдавайся, на противное — не обижайся — предостерегает от излишнего проявления эмоций.
•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*
Недоброе слово, что огонь жжёт — нужно быть аккуратней, чтобы не обижать людей.
└⊰✫⊱─⊰✫⊱─⊰✫⊱┘
В умной беседе быть — ума прикупить, а в глупой — и свой потерять — нужно правильно выбирать себе собеседников.
• ══─━━── ⫷⫸ ──══─━━ •
Звон не молитва, крик не беседа — нельзя заменять аргументы в споре криком и другими манипуляциями.
・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚
Красно поле пшеном, а речь — слушанием — нужно уметь слушать и слышать собеседников.
✿❯────「✿」────❮✿
За худую привычку и умного дураком обзывают — легко можно испортить о себе впечатление неграмотной речью или неопрятным видом.
•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*
В людях Илья, а дома свинья — нужно общаться дома не менее аккуратно, чем в обществе.
└⊰✫⊱─⊰✫⊱─⊰✫⊱┘
В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив — об уважении к хозяевам в гостях.
❈ ═══════❖═══════ ❈
На добрый привет, добрый и ответ — о взаимоприятной коммуникации.
•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*
Не спеши языком, торопись делом — нельзя заменять работу обсуждениями и совещаниями.
• ══─━━── ⫷⫸ ──══─━━ •
Блюди хлеб на обед и слово на ответ — нельзя быть безответным, умей постоять за себя.
└⊰✫⊱─⊰✫⊱─⊰✫⊱┘
Бранись, бранись, да на мир слово оставляй — не «сжигай мостов».
・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚
Дома, как хочу, а в людях, как велят — в обществе необходимо придерживаться единых правил.
•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*
Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами — не стоит ругать еду или порядки в гостях.
✿❯────「✿」────❮✿
Не мудрён привет, а сердца покоряет — вежливость помогает в жизни.
・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚
Когда больше двух, говорят вслух — неприлично шептаться в обществе.
└⊰✫⊱─⊰✫⊱─⊰✫⊱┘
Доброе молчание лучше худого ворчания — нужно сдерживать негативные эмоции.
• ══─━━── ⫷⫸ ──══─━━ •
Всё мы говорим, да не всё по-говореному выходит — описания проектов могут отличаться от реализации.
✿❯────「✿」────❮✿
Не любо – не слушай, а врать не мешай — каждый имеет право высказаться.
•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*´¨`*•.¸¸.•*
Напои, накорми, а после расспроси — сначала надо проявить уважение к человеку, а потом задавать вопросы.
└⊰✫⊱─⊰✫⊱─⊰✫⊱┘
Post Views: 1 215
Тема 8. Этико-социальный аспект культуры речи
Вопросы:
1. Что такое речевой этикет? Дайте понятие вежливости.
2. Как связан речевой этикет с основными ситуациями общения?
3. Взаимосвязаны ли культура поведения и этические нормы общения?
4. Может ли поведенческая и речевая культура иметь специфические национальные особенности?
5. Перечислите грамматические средства выражения категории вежливости в русском языке?
6. Какую роль в процессе коммуникации играет наименование адресата? Охарактеризуйте основные типы наименований адресата.
7. Поясните, почему система личных местоимений в русском языке носит не только указательный, ориентационно-дистантный, но и коммуникативно-ролевой характер? В чём это проявляется?
8. Какую роль в реализации категории вежливости в речевом общении играют глагольные формы и частицы?
9. Что такое эвфемизмы? Соответствуют ли эвфемизмы принципу вежливости?
10. Как проявляется вежливость в невербальных средствах общения?
11. Охарактеризуйте социальные аспекты культуры речи.
12. Насколько зависит стиль речи, выбор языковых средств от положения, которое человек занимает в обществе?
13. Чем отличается стиль речи женщин и мужчин?
14. Накладывает ли отпечаток на речь человека возраст? В чём это выражается?
15. Влияет ли профессия на стиль речи человека?
Упражнения:
1. Национальная специфика русского этикета нашла отражение в пословицах и поговорках. Познакомьтесь с некоторыми из них и сформулируйте правила общения, рекомендуемые пословицами и поговорками:
1. От учтивых слов язык не отсохнет. 2. Ласковое слово пуще дубины. 3. Недоброе слово что огонь жжет. 4. Гордым быть – глупым слыть. 5. Красна беседа смирением. 6. Знай более, а говори менее. 7. Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди. 8. Что поставят, то и кушай, а хозяина дома слушай. 9. В чужой монастырь со своим уставом не ходи. 10. Чин чина почитай, а меньшой садись на край. 11. Красно поле пшеном, а речь слушанием. 12. Доброе молчание лучше пустого болтания. 13. На ласковое слово не сдавайся, на противное не обижайся. 14. За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся. 15. Добра не мыслишь – и худа не говори. 16. На языке медок, а на сердце ледок. 17. В очи льстив, а за очи лжив. 18. Хорошее слово – половина дела. 19. Не молвя слова – крепись, а молвя слово – держись. 20. Без рассуждения не твори осуждения. 21. В спорах да во вздорах пути не бывает. 22. Спорить спорь, а браниться грех. 23. Спасибо – великое дело. 24. Своего спасиба не жалей, а чужого не жди.
2. Составьте небольшое выступление, цель которого – убедить слушателей, что соблюдение правил этикета создает престижный имидж интеллигентного человека. Для аргументации используйте приведенные высказывания:
1. Манеры не пустяки, они плод благородной души и честности ума (Английский поэт Альфред Теннисон, 1809-1892).
2. Изящество в обращении лучше изящества форм; оно доставляет более наслаждения, чем картины и статуи; это самое изящное из всех изящних искусств (Американский философ и писатель Ралф Эмерсон, 1803-1882).
3. Манеры слишком часто остаются в пренебрежении, а между тем приобретение хороших манер очень важно как для мужчин, так и для женщин… Жизнь слишком коротка, чтобы можно было надеяться успеть вполне отделаться от дурных манер; кроме того, в манерах отражаются добродетели (Шотландский экономист и философ Адам Смит, 1723-1790).
4. Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени (Английский писатель и государственный деятель Филипп Честерфилд, 1694-1773).
Пословицы о культуре поведения и речи, об этикете
22 Сентябрь 2016 admin Главная страница » Педагогика » Пословицы Просмотров: 2750На классном часу, на уроке этики учителям пригодятся пословицы и поговорки о культуре поведения, речи, об этикете. Пословицы мудры и поучительны, благодаря рифме и простоте своей запоминаются и схватываются на лету. Народную мудрость, накопленную годами, трудно переоценить.
Пословицы и поговорки об этикете, культуре поведения
- За худую привычку и умного дураком обзывают.
- На привычку есть отвычка. Бык, да и тот отвык.
- Не гляди на лицо, гляди на обычай.
- Не всяк умён, кто в краски наряжён.
- Вымыла ложки, да вылила во щи.
- В людях Илья, а дома свинья.
- Не стоит гроша, да походка хороша.
- Не хочу в ворота, разбирай забор.
- Сегодня гуляшки, завтра гуляшки, останешься без рубашки.
- Вино полюбил, семью разорил.
- На людей глядя — и сам надоумишься.
- Береги одёжу снову, а честь смолоду.
- Гость хозяину не указчик.
- Не тем богат, что есть, а тем богат, что рад.
- Часом опоздал, годом не вернёшь.
- Безобычному человеку с людьми не жить.
- Привычку, не рукавичку, не повесишь на спичку.
- Молодец красив, да на душу крив.
Пословицы и поговорки о культуре речи
- Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
- В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
- Кстати промолчать, что большое слово сказать.
- Ласково слово, что вешний день.
- На добрый привет, добрый и ответ.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Блюди хлеб на обед и слово на ответ.
- Бранись, бранись, да на мир слово оставляй.
- В чужом доме не указывают.
- В чужой монастырь со своим уставом не ходят
- Говори, да не заговаривайся.
- Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.
- Дома, как хочу, а в людях, как велят.
- Если говоришь, что думаешь, так думай, что говоришь.
- Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
- На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.
- Не мудрён привет, а сердца покоряет.
- Когда больше двух, говорят вслух.
- Умей сказать — умей и смолчать.
- Доброе молчание лучше худого ворчания.
- Вертит языком, что корова хвостом.
- Всё мы говорим, да не всё по-говореному выходит.
- Вчера солгал, а сегодня лгуном называют.
- Где много толков, там мало толку.
- Говорит день до вечера, а послушать нечего.
- Не любо – не слушай, а врать не мешай.
- Говорит прямо, а делает криво.
- Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит.
- Говорит, словно реченька журчит.
- Начал за здравие, а кончил за упокой.
- Напои, накорми, а после расспроси.
- Держи язык на верёвочке.
- Доброе молчанье лучше худого ворчанья.
- На языке медок, а на сердце ледок.
- Доброе слово и кошке приятно.
- На чужой роток не накинешь платок.
- Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
- Как нет души, так что хошь пиши!
Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
ЗАНЯТИЕ 3. Общение. Речевой этикет. — Самое интересное
- Общение и коммуникация. Функции общения.
- Виды и формы общения.
- Уровни общения (ритуальный, манипулятивный, дружеский).
- Структура общения.
- Условия успешного общения.
- Речевой этикет.
- Языковая личность. Коммуникативное поведение. Коммуникативная грамотность.
Дидактический материал
1.Как вы понимаете высказывание французского писателя Антуана де Сент- Экзюпери : «Единственно настоящая роскошь есть роскошь человеческого общения».
2. Докажите значимость компонентов таблицы в общении.
Адресант | Сообщение:
(речевые роли) | Адресат |
3.Какой уровень общения проявился в названной рекламе: ритуальный или манипулятивный?
На одной из игр клуба «Что? Где? Когда?» в 2003 г . требовалось найти ответ на вопрос: какой рекламный слоган об автомобиле «Фольксваген» обеспечил огромный спрос на него и почему. При этом игрокам были даны модели автомобилей «Мерседес» и «Фольксваген». Ответ – «Твой второй автомобиль» — содержал пояснения: в этом слогане предполагается, что одна машина у человека уже есть. Реклама была необычайно успешной, поскольку содержала скрытое «поглаживание» — поднимала социальный статус владельцев «Фольксвагена».
4.Проанализируйте речь окружающих, какие виды этикетных ошибок чаще всего допускаются?
Виды этикетных ошибок:
- Отсутствие этикетных формул: — Который час? – Я без часов.
- Неудачный выбор этикетных формул:
• диалектные, просторечные, жаргонные выражения (покедова, айда, здравствуйте Вам)
• неуместная фамильярность, излишняя церемонность
• формулы официально-делового стиля в дружественном общении - Неудачное звуковое оформление речи: равнодушная интонация, нелюбезный тон речи, «проглатывание» этикетных формул.
- Неудачное использование невербальных средств: жестов, мимики, моторики (благодарность с равнодушным выражением лица).
5. Продолжите список причин этикетных речевых ошибок:
- Причины речевого характера: недостаток языковой эрудиции; отсутствие привычки к использованию этикетных выражений; неумение ориентироваться в ситуации общения.
- Причины социально-психологического характера: сознательное игнорирование этикетных норм; психологический барьер: ненужная застенчивость, затруднение в установлении контакта и др.
6. Какие нормы речевого этикета нарушены в диалогах? Приведите приемлемый вариант.
Диалог 1 (поздний- 22 часа — телефонный звонок)
— Слушаю.
— Мне Сашу позовите.
— Здесь такой не живет.
— Как не живет? Он мне сам этот телефон дал.
— А как фамилия этого Саши?
— Сейчас посмотрю… А, вот, Лютов.
— Его Сергеем зовут. Его нет дома.
— А Вы кто?
— Я его мама. А Серёжа будет только завтра вечером…
— Ну, когда приедет, пусть мне позвонит.
— Алло, девушка! А как Вас зовут?
Диалог 2. (в диалоге участвуют лица одного возраста).
— Я здесь сяду?
— Как хотите! Вообще-то у меня здесь сумки лежат…
— Так уберите!
— Подождите!
— Почему я должен ждать? У меня нет времени… И ты, кстати, не один.
— А меня это не волнует. У меня время есть.
— Грубиян!
— Я о Вас такого же мнения.
Самостоятельная работа
- Изучите главы учебника М.Ю Федосюка «Русский язык для студентов-нефилологов»: 1.9, 1.10 (с.36 – 49)
- Докажите, что речевой этикет имеет конкретно-исторический характер и национальную специфику.
- Сформулируйте правила русского речевого этикета, рекомендуемые пословицами и поговорками. Используйте материал * упр.6, с. 46.
- Составьте небольшое выступление, цель которого – убедить слушателей, что соблюдение правил этикета создает престижный имидж интеллигентного человека. Используйте материал * упр.5, с.46.
- Составьте варианты этикетных ситуаций * упр.7 -14, с.48 -49.
- Повторите орфограмму «О/Ё поле шипящих», подготовьтесь к диктанту: девчонка, мажор, крыжовник, шёпот, тушёнка, сгущёнка, дешёвый, ковшовый, свечой, ожёг руку, ожог руки, горячо, никчёмный, стажёр, тренажёр, ежонок, решётка, ночёвка, шоколад, жонглер, крючок.
- Прочитайте притчу * упр 14, с. 156. Чему учит притча?
Методическая разработка урока элективного курса по теме «Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения»
Тема: Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения
Цель урока: формирование представлений учащихся о речевом этикете в пословицах и поговорках.
Задачи:
образовательные: познакомить обучающихся с пословицами и поговорками, отражающими правила речевого поведения;
развивающие: формировать представления о правилах речевого поведения, побудить обучающих к анализу собственной речи, избавлению от слов-сорняков, учить анализировать собственную речь и речь собеседника
воспитательные: раскрыть мудрость, поучающий смысл пословиц и поговорок, способствовать формированию ценностей через малые жанры фольклора.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы говорили о речевом этикете, об интернациональных и национальных особенностях речевого этикета, в качестве домашнего задания вам было предложено ответить на проблемный вопрос «Зачем надо знать речевой этикет других народов?» и составить памятку практических рекомендаций для туристов.
Сегодня мы продолжим говорить о правилах речевого этикета в малых жанрах фольклора — пословицах и поговорках.
III. Подготовка к восприятию нового материала
— Владение речевым этикетом очень важно для каждого человека. Это необходимо как для уверенности в себе, так и для приобретения авторитета и уважения у окружающих.
А.С.Пушкин сказал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей, что за золото». Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. В пословицах – народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях.
В русском языке существует огромное количество устойчивых выражений, отражающих не только народный фольклор и жизнь общества, но и правила и нормы данного языка. Так, важность речевого этикета отражается во многих пословицах и поговорках.
Сегодня на уроке мы, ребята, узнаем, каким же правилам речевого этикета нас учит народная мудрость, рассмотрим пословицы и поговорки русского народа.
Запишите тему урока: Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения
IV. Работа с пословицами.
Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения.
Итак, правило 1. А что это за правило, вы ответите сами, когда ознакомитесь с пословицами разных народов. Они перед вами. Попробуйте сформулировать это правило, а я вам помогу.
Ласковое слово не трудно, а скоро.
Доброе слово никого не достанет.
Доброе слово сказать – посошок (трость) в руки дать.
Ласковое слово и буйну голову смиряет.
Чему нас учат эти пословицы? Какое же это правило?
ЗАПИСЬ: Общаясь друг с другом, мы должны быть внимательными, добрыми, именно доброе, ласковое слово нас окрыляет и вдохновляет.
IV. «Делу время – потехе час. Физминутка.
Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной:
Я пословиц много знаю,
Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).
Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)
V. Работа с пословицами.
Ребята, а какие правила речевого этикета, кроме умения говорить добрые слова еще важны в речи, общении? Ответы детей: вежливость, приветливость, обходительность, корректность, учтивость, почтительность, тактичность, деликатность, любезность, галантность. Хорошо, правильно, но от чего еще зависит культура речевого поведения?
Итак, настало время сформулировать правило №2. Мы снова обращаемся к пословицам и поговоркам русского народа:
Не торопись отвечать, торопись слушать.
Сперва подумай, а там и скажи.
Не спеши карать, сумей выслушать.
Кто говорит, тот сеет; кто слушает — собирает.
Много крику, да мало толки.
ЗАПИСЬ: Важно быть хорошим слушателем, слушать внимательно, тактично, стараться не перебивать.
Задание в группах.
Важность таких качеств, как тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность отражается в многочисленных русских пословицах и поговорках, характеризующих этические нормы общения.
А сейчас мы выполним задание. Я вам читаю пословицу, а вы указываете на правило речевого поведения:
Умный не говорит, невежда не даёт говорить.
Язык — один, уха — два, раз скажи, два раза послушай.
(указывают на необходимость внимательно слушать собеседника)
Отвечает, когда его не спрашивают.
Дед говорит про курицу, а бабка — про утку.
Вы слушайте, а мы будем молчать.
Глухой слушает, как немой речь говорит.
(указывают на типичные ошибки в построении беседы)
Все беды человека от его языка.
Корову ловят за рога, людей за язык.
Слово — стрела, выпустишь — не вернёшь.
евысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя.
Лучше недосказать, чем пересказать.
Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.
Слово — серебро молчание …золото.
(Предупреждают об опасности пустого, праздного или обидного слова)
Домашнее задание. Сочинение-рассказ по пословице.
VII. Вывод урока.
Мудрость речевого этикета народ веками собирал по крупицам. Это богатство нашло отражение в жанрах устного народного творчества, в частности, пословицах и поговорках.
Давайте сделаем вывод о роли пословиц и поговорок в нашей речи?
Русский язык богат на пословицы, поговорки и различные устойчивые выражения, в каждом из которых отражен неповторимый колорит нашей страны, нашей культуры. В каждой из этих фраз есть уникальные жемчужины мудрости, передаваемые из поколения в поколения, они помогают нам в нашей речи. Соблюдая правила правила культурной, грамотной, любезной и вежливой речи, мы найдем общий язык, будем жить в мире и согласии. И закончить наш урок мне бы хотелось такой пословицей: Язык мал, да горами ворочает…
Использованные источники:
http://narbekova-ak.narod.ru/index/0-4
http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/6/rlang/rl7.html
http://www.scienceforum.ru/2014/767/6035
http://otherreferats.allbest.ru/ethics/00381274_0.html