Схемы к предложениям по русскому языку 4 класс: 4 класс. Как составить схемы предложений в русском языке, примеры?

Содержание

Карточки по русскому языку на тему » Простые и сложные предложения» (4 класс)

Работа № 1

1. Прочитайте. В простых предложениях подчеркните главные члены.

1) Синей дымкой покрыты луга.

2) На берегу горел костёр, около костра сидели туристы.

3) Ранним утром мы отправились за грибами.

2. Прочитайте. Выпишите сложные предложения.

Наступил сентябрь. Стоят ясные деньки. На берёзах красуются жёлтые листья, на полянах краснеет рябина. Листья клёна разрумянились, ели стоят зелёными. А сколько разных грибов появилось в лесу!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.

Замените сложное предложение простыми.

Идёт мелкий дождь, мокрая листва не шуршит под ногами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 2

1. Замените простые предложения одним сложным.

Наступила золотая осень. На осинках поредела листва.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Спишите.Поставьте, где нужно, запятые. В сложном предложении подчеркните грамматические основы.

Стояли сильные морозы. Была вьюга дул яростный ветер. Ребята приносили птицам корм хлеб семечки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Придумайте и запишите два простых предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 3

1. Спишите. Устно разделите сложные предложения на простые. Подчеркните главные члены предложения.

Стоят суровые морозы, реки одеты ледяным покровом. Январский лес спит, ёлочки спрятались в снегу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Составьте из данных предложений два сложных. Запишите, расставляя запятые.

Из-за сопки показались ученики. Впереди шёл учитель. Они шли к парку. Там будет праздник.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Придумайте и запишите сложное предложение, состоящее из трёх сложных.

Работа № 4

1. Составьте из простых предложений сложные с союзами И, А, НО.

Наступила весна. На пригорках показались

подснежники. С утра шёл дождь. К вечеру погода улучшилась.

Ребята собирались в лес. Им помешал дождь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые.

Ветер согнул тонкую берёзку и она наклонилась к земле. Когда пошёл дождь мы зашли в дом. На небе сияло солнце но на полях лежал снег.

3. Выпишите предложение с однородными членами.

Солнце осветило поля и зелёные луга. Наступил вечер и в домах загорелись огни.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 5

1. Спишите. Союзы, которые соединяют однородные члены предложения, подчеркните одной чертой, а союзы, которые соединяют части сложного предложения, двумя чертами. Поставьте, где нужно, запятые.

Снег переливался и на солнце горел огнём. Наступила осень и птицы стали готовиться к отлёту.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Продолжите предложение так, чтобы получилось простое предложение с однородными членами.

На опушке леса пестрели колокольчики и _________________________ .

3. Спишите. Поставьте, где нужно, запятые.

По небу проплывали тёмные тучи и роняли капли дождя. Дождь прошёл и выглянуло солнце.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 6

1. Прочитайте. Разделите сложные предложения на простые. Запишите и подчеркните грамматическую основу.

Побелели поля и пригорки, тонким льдом покрылась река. Тёмные тучи обложили небо, налетел ветер.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые. Подчеркните грамматическую основу.

По дорожке прыгали молодые воробушки а старый воробей сидел на дереве.

Наступил июль стояла сильная жара.

Наступила осень и поредела на берёзках листва.

3. Прочитайте. Выпишите сложное предложение.

Стоял жаркий день, и дети пошли на речку.

Там они купались, ныряли и играли.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 7

1. Составьте и запишите из простых предложений сложные.

В лесу лежит снег. Он блестит под лучами солнца.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Подчеркните в сложных предложениях грамматическую основу.

Сильный ветер загудел в вышине, деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась.

3. Прочитайте. Выпишите сложное предложение с однородными членами.

Завьюжила зима и закружила белыми хлопьями. Когда вьюга затихла, Никита достал лыжи и пошёл гулять.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 8

1. Разделите сложные предложения на простые и запишите их.

Наступила поздняя осень, и целые дни дул холодный ветер.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

За дачей тянулась роща, там часто собирались дети.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые. Подчеркните грамматическую основу.

Настали тёплые дни и барсучиха вытащила из норы малышей. Они рады солнцу и зелёной траве. Барсучки играют мать сидит рядом и сторожит детей.

3. Прочитайте. Выпишите сложное предложение с однородными членами.

Облака начинают закрывать солнце, оно выглянуло в последний раз и скрылось. На лугах сушат, гребут и складывают в копны душистое сено.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список использованной литературы

1. Моршнева Л.Г. Русский язык. 4 класс. Проверочные работы: В 2 ч. — Саратов: Лицей, 2011.

Источники иллюстраций

1. Подснежники: detkam.e-papa.ru

2. Лыжник: www.raskraskin.ru

Урок русского языка «Сложное предложение» (4 класс)

Русский язык. 4 класс.

Урок по теме «Сложное предложение».

Обобщение по теме урока: сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух и более простых предложений, тесно связанных по смыслу и интонации, запятая между частями сложного предложения с союзами и без союзов.

Цель урока: Подвести учащихся к пониманию отличительных признаков сложного предложения, выработать алгоритм постановки запятой в сложном предложении.

Задачи:

— подвести к осмыслению понятия сложного предложения;

— применять правила постановки запятой в сложном предложении;

— формирование умения находить в тексте сложные предложения;

— дать первоначальные представления об отличительных признаках сложного предложения;

— развивать внимание, мышление, наблюдательность;

— воспитание любви к своей малой родине;

— приобщение к творчеству забайкальских поэтов.

Планируемые результаты.

Дети учатся:

— выделять общие признаки сложного предложения;

— находить простые предложения в сложном и ставить запятые;

ставить исследовательские вопросы для выявления признаков неизвестного;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщением о результатах выполненной работы.

Умения, характеризующие достижение этих результатов.

— умение находить грамматическую основу в предложении;

— умение выделять отличительные признаки сложного предложения;

группировать, систематизировать по общему признаку;

обобщать изученный материал, делать выводы.

Основные понятия: простые и сложные предложения; однородные члены, грамматическая основа; подлежащее и сказуемое; правила постановки знаков препинания в сложных предложениях.

Основные методы: проблемный диалог, проблемное учебное исследование.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, литературное краеведение, окружающий мир, изобразительное искусство.

Оборудование: компьютерная презентация, рабочие листы для групповой работы, учебник «Русский язык. 4 класс» (автор Полякова А.В.). – М. Просвещение, 2014 г., Г.Граубин «Наша малая Родина», произведения забайкальских поэтов.

 

Ход урока (индуктивного типа)

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Мотивация.

Учитель. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

(Для создания проблемной ситуации на уроке воспользуемся приёмом «выполнимое/невыполнимое действие»).

Учитель. Ребята, отгадайте загадку. (Слайд ).

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт. (весна).

Дети. Весна.

Учитель. Правильно, весна. Вам нравится это время года?

Дети. Да!

Учитель. Немного расскажите, чем оно вам нравится.

(Дети рассказывают).

Дети. Мне нравится это время года, потому что начинают на деревьях распускаться смолистые листочки. Этот запах придаёт свежесть, молодость. Ярче светит солнышко, и на душе становится радостней.

Дети. А мне хочется писать стихи об этом времени года.

Учитель. Молодцы! Вот сегодня мы побываем с вами в мастерской художников и поэтов Забайкальского края в это время года.

Посмотрите, какая весна в Забайкалье! (Слайд ).

А каких поэтов Забайкальского края вы знаете?

Дети. А. Жамбалон, Г. Граубин, Б. Макаров, Д-Х. Цынгуева. (Слайд)

Учитель. Сейчас прочитайте отрывок стихотворения А. Жамбалона. (Слайд)

А весною степь проснулась,

Встрепенулась, улыбнулась

И надела свой наряд –

Яркий шёлковый халат.

Учитель. Что здесь описывает автор? Какие художественные средства использует?

Дети. Арсалан Жамбалон описывает красоту степи весной с помощью средства сравнения. Он её сравнивает с красивой молодой девушкой.

Учитель. Теперь прочитайте отрывок Г. Граубина. (Слайд).

Ещё последние снега

Апрель в оврагах квасит,

И уж Весна во всю луга

Зелёной краской красит.

Учитель. Что здесь описывает автор? Какие художественные средства использует?

Дети. Здесь Георгий Граубин рассказывает нам о последнем тающем снеге и тоже использует сравнение. Начинает появляться молодая травка.

Учитель. Какие задания вы можете предложить к данным отрывкам?

Дети. Можно выполнить как зрительный диктант. Можно определить части речи. Можно разобрать по членам предложения, выписать слова с безударной гласной и др.

Учитель. Хорошо. Спишите стихи в тетрадь, подчеркните грамматическую основу предложения.

(Дети выполняют задание).

Дети. В первом стихотворении одна грамматическая основа, но есть однородные члены.

Учитель. Докажи.

Дети. (Что?) Степь – это подлежащее подчеркиваем одной чертой,( что сделала?) проснулась, встрепенулась, улыбнулась, надела – это однородные сказуемые, выражены глаголом в п.в.

Учитель. Все согласны?

Дети. Да.

Учитель. Начертите схему. ( ______ ======,======,======= и =======)

Учитель. В следующем четверостишье подчеркните.

Дети. Я затрудняюсь.

Дети. Я думаю, что здесь грамматическая основа – апрель квасит и ещё одна основа – весна красит. Здесь два простых предложения, но записаны в одно большое.

Дети. Наверное, это будет сложное предложение, потому что все сложное состоит из нескольких простых. Но я не уверен, потому что мы это ещё не проходили.

Учитель. С какой проблемой вы столкнулись? Что нам необходимо узнать?

Дети. Нам не хватает знаний о предложении. Необходимо узнать какие бывают предложения и что их отличает. Значит, сегодня на уроке мы будем изучать предложения.

Учитель. Попробуйте начертить схему к данному предложению.

Дети. _______======, и _______======. Мы заметили, что после первой грамматической основы ставится запятая, т.е. отделяются две основы.

Учитель. Теперь скажите, какая цель исследования будет?

Дети. Ответить на поставленные вопросы. 1. Какие бывают предложения?

2.Что отличает эти предложения. (Данные вопросы вывешиваются на доске.)

3. Физминутка. Танцуют все. (Слайд).

Учитель. Поработаем в группах. (Слайд).

Вспомните правила работы в группах:

1. Понять задание.

2. Подумать о решении самостоятельно.

3. Выслушать мнение каждого.

4. Найти общее решение.

5. Выбрать выступающего.

4. Исследование в группах.

(Учитель раздаёт каждой группе рабочий лист. Приложение 1).

5. Обмен информацией.

(Ученики поочерёдно представляют собранные в ходе исследования материалы.)

Первая группа. У нас получилось такое предложение. Солнце греет жарче, и распускаются на ветках клейкие листочки. Мы думаем, что это сложное предложение, т.к. две грамматические основы. Сложное предложение состоит из двух основ и между простыми поставили запятую.

Дети. Вывод . Сегодня мы познакомились со сложными предложениями и учились отличать их от простых предложений.

Вторая группа. А у нас получилось другое предложение. На полянке появляются первые цветы, над ними летают бабочки. Мы думаем, что у нас получилось тоже сложное предложение и между простыми нужно поставить запятую. Сложное предложение состоит из двух основ.

Дети. Вывод . Сегодня мы познакомились со сложными предложениями и заметили, что в сложном предложении между простыми ставится запятая.

Третья группа. У нас получилось такое предложение. Деревья вырабатывают кислород, и воздух становится чистым. После слова кислород мы поставили запятую, потому что одну часть сложного предложения отделяем от другой запятой.

Дети. Вывод. Мы узнали, чем простое предложение отличается от сложного. В сложном предложении ставится запятая.

Четвёртая группа. Мы составили такое предложение. Забайкальская природа радует глаз, и мы очень любим её. Какое красивое предложение получилось у нас. Это сложное предложение, значит нужно поставить запятую между простыми предложениями.

Дети. Вывод. Простое предложение отличается от сложного тем, что в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном может быть два или несколько. В сложном предложении ставится запятая.

6. Организация и связывание информации. Обобщение.

Учитель. Сейчас посмотрите на схему и дополните её. .

Предложение

 

Простое

(1 грамматическая основа)

(Так выглядит схема после представления собранных материалов. )

Предложение

 

Простое                                           Сложное

(1 грамматическая основа) (2 или несколько грамматических основ)

Ставится запятая.

7. Подведение итогов.

Учитель. Можем ли мы сейчас сформулировать вывод о том, что такое сложное предложение?

Дети. Сложное предложение состоит из двух или нескольких основ, и между ними ставится запятая.

Учитель. Откройте учебник на стр. 4, прочитайте правило.

Формулируется обобщение по теме урока: сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух и более простых предложений, тесно связанных по смыслу и интонации, в сложном предложении ставится запятая между простыми предложениями. (Слайд).

Учитель. Мы ответили на вопросы, которые ставили в начале урока?

1. Какие бывают предложения? 2. Что отличает эти предложения?

Дети. Да.

Учитель. Мы познакомились с вами со сложными предложениями. А для чего мы знакомимся со сложными предложениями?

Дети. Чтобы грамотно писать.

Учитель. Молодцы! Давайте учиться правильно размышлять, чтобы грамотно расставлять знаки препинания в предложениях т.е. составим алгоритм.

С чего начнём?

Дети. 1.Прочитай предложение. Найди грамматическую основу.  Мы увидим сложное или простое перед нами предложение. Определим, сколько частей в данном предложении .Две и более, значит предложение сложное и нужно в нём поставить запятую.

Учитель. Посмотрим схему. (Слайд).

1. Найти грамматическую основу предложения.

                                                                                     

1 грамматическая основа          2 или более грамматических основ

(простое предложение)                 (сложное предложение)

                                                             

 

Поставить запятые между простыми предложениями.

Учитель. А вы уверены в том, что мы всё изучили о предложениях?

Дети. Я думаю, да.

Дети. А я, когда читал, то видел, что ставятся двоеточие, тире в предложениях. Значит ещё не всё мы знаем.

Дети. Нет, не всё изучили. Потому что у старшего брата я видел, что он писал большие предложения.

Учитель. Да, ребята, русский язык очень богатый и сложный, поэтому нам с вами ещё многое предстоит узнать.

8. Применение.

Работа в группах.

Учитель. Сейчас я раздам вам отрывки из книги Г. Граубина «Наша малая Родина». Найдите в тексте сложное предложение и выпишите его. Докажите, что это сложное предложение. ( Приложение 2).

(Дети находят и доказывают).

Учитель. Давайте обобщим всё, о чем шла речь на уроке. Для этого используем приём «синквейн» (пятистишие).

Вспомним правила написания синквейна. (Слайд).

Одним словом называется тема.

Эта тема описывается двумя прилагательными.

Три глагола, называющие самые характерные действия предмета.

Фраза из четырёх слов, показывающая личное отношение к теме.

Синоним темы, подчеркивающий её суть.

Предложение.

Простое, сложное.

Находить, ставить, писать.

Грамоте учиться, всегда пригодиться.

Основа.

9. Экспресс – диагностика. Дети отвечают.

Учитель. Я вам раздаю листочки, вы ставите только цифру задания и записываете правильный ответ.

1. Каких предложений не бывает?

— простых

— сложных

-распространенных

— однородных

2. Дополни предложение. «Сложное предложение состоит из нескольких …»

— слов

— сказуемых

— грамматических основ

— подлежащих

3. Перед какими союзами всегда ставится запятая?

— а, но

— и, а, но

— и, а

— и, но

4. Какие члены предложения могут быть однородными?

— главные

— любые

— второстепенные

— третьестепенные

5. Когда перед союзом И ставится запятая?

— если он соединяет два однородных члена

— если он стоит между подлежащим и сказуемым

— если он соединяет части сложного предложения

— если он стоит в конце предложения

Учитель. Давайте проверим.

Однородных.

Грамматических основ.

А, Но.

Любые.

Если он соединяет части сложного предложения.

Поднимите руки у кого нет ошибок.

Поднимите руки у кого 1 ошибка.

Поднимите руки у кого 2 ошибки

У кого больше ошибок?

Молодцы! Я рада, что вы поняли тему урока.

Вам понравился урок?

Дети. Да.

10. Итог урока.

Учитель. Давайте вспомним, что на уроке было для вас нового?

Дети. Мы узнали о сложных предложениях. Что в них может быть две или больше грамматических основ. В сложном предложении обязательно ставится запятая.

11. Домашнее задание. Я вам предлагаю домашнее задание на выбор на карточках. Выберите любое.

1. Составить небольшой рассказ, используя сложные предложения.

2. Выписать из любого художественного произведения сложные предложения.

3. Даны схемы предложений. Составьте по два предложения.

_________ ========, и ======= _________.

======= __________, __________==========.

 

Спасибо за урок.

 

 

 

 

Приложение 1.

Рабочий лист № 1.

Прочитайте предложения. Спишите и подчеркните грамматическую основу. Какие это предложения?

Солнце греет жарче. Распускаются на ветках клейкие листочки.

Соедините простые предложения в одно сложное, запишите, подчеркните грамматическую основу, начертите схему.

Сделайте вывод.

Рабочий лист № 2.

Прочитайте предложения. Спишите и подчеркните грамматическую основу. Какие это предложения?

На полянке появляются первые цветы. Над ними летают бабочки.

Соедините простые предложения в одно сложное, запишите, подчеркните грамматическую основу, начертите схему.

Сделайте вывод.

Рабочий лист № 3.

Прочитайте предложения. Спишите и подчеркните грамматическую основу. Какие это предложения?

Деревья вырабатывают кислород. Воздух становится чистым

Соедините простые предложения в одно сложное, запишите, подчеркните грамматическую основу, начертите схему.

Сделайте вывод.

Рабочий лист № 4.

Прочитайте предложения. Спишите и подчеркните грамматическую основу. Какие это предложения?

Забайкальская природа радует глаз. Мы очень любим её.

Соедините простые предложения в одно сложное, запишите, подчеркните грамматическую основу, начертите схему.

Сделайте вывод.

 


урок русского языка
PPTX / 3.58 Мб

Приложение 2

1 группа.

Муравьишки помогают лесу.

Многие таёжные птицы любят купаться в муравьиных кучах. Одни лежат прямо на них, другие втирают муравьёв в оперение. Так они избавляются от насекомых, а муравьиная кислота немножечко их пьянит. Сойки около муравейника распахивают крылья, и муравьи-санитары сами расползаются по их телу.

Муравьи больше других насекомых любят сладкие выделения тлей. За месяц одна муравьиная семья спасает больше трёх кубометров древесины.

 

 

2 группа.

Возвращение.

Первыми появляются у нас огари. Эти утки любят небольшие солоноватые озёра, и они жить могут хоть в дупле, хоть в старой лисьей норе. Почти одновременно прилетают жаворонки и белошапочные овсянки. А как только зацветёт сибирский абрикос, появляются стрижи всех трёх видов. Стрижи всё делают на лету: едят, пьют, ловят то, из чего можно построить гнездо. Через всё Забайкалье проходит одна из восьми самых оживлённых птичьих дорог мира – Хинганская.

 

3 группа.

Лекари – неведимки.

Они встречаются в любом лесу. Это летучие вещества растений. Называют их фитонцидами. Они убивают микробов, очищают воздух. В лесу вода всегда чище, чем на лугу. Ручей пробегает по лесу пятьдесят метров, вода в нём очищается. Кислород нужен всем живым организмам для дыхания. Деревья не только вырабатывают кислород, они ещё и очищают воздух.

 

4 группа.

Если есть умение – выживет растение.

Обитатели тайги умеют приспосабливаться к непростому забайкальскому климату. Это умеют делать и растения. Подорожник прижимается к земле, этим он сохраняет влагу. Вереск для экономии влаги скручивает свои листочки. Многие болотные растения позаимствовали у растений пустынь приспособления для экономии влаги. Они тоже иногда изнывают от жажды, корни плохо работают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест «Предложения с однородными членами» 4 класс — Русский язык 4 класс — 4 класс

Тест «Предложения с однородными членами»

1. Выбери правильный ответ. Однородные члены предложения относятся…
□ к разным словам в предложении, но отвечают на один и тот же вопрос;
□ к одному и тому же слову в предложении, но отвечают на разные вопросы;
□ к одному и тому же слову в предложении и отвечают на один и тот же вопрос.

2. Выбери правильный ответ. Однородные члены предложения связаны:
□ запятыми;
□ только интонацией перечисления;
□ интонацией перечисления или союзами и, а, но;
□ только союзами и, а, но.

3. Среди данных предложений, найди предложения с однородными членами:
□ Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала.
□ Совы днем спят, а ночью охотятся.

□ Ветер весело шумит, судно весело бежит.
□ Кожа защищает организм от жары, от холода и от микробов.

4. Составь схемы предложений с однородными членами:
□ В лесу шумит, завывает ветер, гонит опавшие листья. _____________________________
□ Не страшны носорогу колючки и шипы, сучья и пни. _____________________________

5. Отметь верную концовку правила: Между однородными членами предложения…
□ запятая не ставится, если они связаны союзом и;
□ запятая ставится, если они связаны союзом и;
□ перед союзами а, но запятая ставится;
□ перед союзами а, но запятая не ставится.

6. Вставь на месте пропуска нужный по смыслу союз (и, а, но)
Ночь уже стоит над озером ____ смотрит в его тёмную воду.
Дождь прошёл ____ землю не промочил.
Над полем туман уже рассеялся _____ в овраге ещё лежал.

7. Отметь предложения, в которых на месте пропуска ставится запятая:
□ Зимой земля отдыхает __ а весной расцветает.
□ Белка запасает на зиму грибы __ и орехи.
□ Мы побывали в музее __ театре __ на выставке.
□ Поднялся сильный ветер __ но не разогнал туч.

8. Вставь пропущенные запятые, подчеркни однородные члены предложения:
Дождик пролился из тёмной тучки освежил листья у берёзки с громом промчался по небу. Хочется побродить по лесам походить по полям послушать звонкие песни жаворонка.

Проверочные работы по русскому языку 4 класс

Категория: Русский язык.

Проверочные работы по русскому языку 4 класс

№1

«Сложное предложение и предложение с однородными членами предложения»

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.

Была осень Солнце ярко св. . тило но не грело В су. . оту мал. . чики собрались на рыбалку Они сели под куст закинули удочки Как х. . р. . шо было кругом С берега в воду спускались ветки ольховых кустов

Солнце садилось и его лучи мя. . ко осв. . щали лесок и песчаный берег.

2. Распространите предложения однородными членами.

По опушкам леса толпились _________________________.

Снежными коврами покрылись ______________________.

3. Составьте схемы предложений, расставляя, где необходимо, знаки препинания.

Подул лёгкий ветерок и листья закружились в дружном хороводе.

Ребята прошли поле перешли по узкой тропинке овраг и вышли к речке.

4. Составьте и запишите два предложения: одно – сложное предложение, другое – простое с однородными подлежащими.

№2 «Склонение местоимений».

1. Поставьте местоимения в нужную падежную форму.

Спросить у (я), приготовила для (ты), подойти к (мы), встретил (вы), беспокоиться о (он), пролетел мимо (он), разговаривал с (они).

– Обозначьте лицо и падеж местоимений.

2. Спишите текст, вставляя подходящие местоимения. Обозначьте их число и лицо.

В воскресенье … пришли в лес. В этот день солнце было яркое и весёлое. … даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе. … были украшены серебристым инеем. Неожиданно … увидели дятла. Своим клювом он долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала … по веткам ели.

– Разберите предложение по членам предложения и частям речи:

Своим клювом он долбил дерево.

№3 «Время глагола».

Пьёт веточка соки из земли выкидывает почку за почкой выгоняет побег за побегом.

Росла в саду яблоня. Осенью упало с нее яблоко. Птицы склевали яблоко и только зернышко спряталось в землю. Наступила весна. Из зёрнышка выросла маленькая веточка.

Через три года зацветёт дерево бело-розовыми цветами. Опадут лепестки а к осени вырастут на яблоньке румяные сладкие яблоки.

1. Спишите текст в нужной последовательности, расставляя знаки препинания.

2. Выпишите глаголы в три группы по временам. В скобках обозначьте лицо, число, род.

3. Разберите по членам предложения и частям речи первое и последнее предложения

№4 «Образование глаголов»

1. Запишите инфинитивы. Образуйте глаголы настоящего и будущего времени, изменяя по лицам и числам.

Спать –

Беречь –

2. Спишите текст. Глаголы, данные в скобках, употребите в прошедшем времени.

Это было давно. (Жить) на свете человек. Он много (работать): рано (вставать), поздно (ложиться). Солнце всё (видеть) и в награду (подарить) ему золотое зёрнышко. (Бросить) человек зёрнышко в землю. Поле (зазеленеть) полосками. На второй день поле (стать) золотым, как солнце. На третий день (увидеть) человек ароматные булки. (Съесть) человек сразу булку и (стать) таким сильным, что всю землю (засеять) золотым зерном.

1) Выпишите три глагола прошедшего времени и три инфинитива. Разберите их по составу.

2) Четвёртое предложение разберите по частям речи и членам предложения.

№5 «Спряжение глагола»

1. Выпишите те глаголы, личные окончания которых следует проверить по неопределённой форме.

В а р и а н т IВ а р и а н т II
пишет

молчит

рисует

просит

говорит

видит

читает

молчит

болеет

несёт

бреет

лежит

2. Образуйте от глаголов неопределённой формы глаголы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени:

В а р и а н т IВ а р и а н т II
писать

ответить

рисовать

носить

3. Спишите словосочетания, вставив личные окончания глаголов.

Тревож. . шь маму, ужина. . м в столовой, меша. . те Диме, кос. . т траву, угрожа. . т жизни, вид. . шь красоту, стира. . м бельё, дыш. . шь легко.

4. Запишите под диктовку.

В суровые январские дни зверьки не выходят из своих гнёзд. Тихо облетает свой участок филин. Он охотится на зайцев, ловит глухарей, ворон и даже нападает на лис и косуль. Белка сидит в тёплом дупле и только в хорошую погоду кормится на заре, а иногда добывает семена из шишек деревьев. Жизнь в лесу не замирает.

№6 «Второстепенные члены предложения».

1. Запиши предложения в таком порядке: а) с обстоятельством времени;

б) с обстоятельством образа действия; в) с обстоятельством места.

(Под) б. . рёзой было гн. . здо скв. . рцов. командир самолёта х. . рошо видел птицу. В мае уже (за) з. . л. . нела рож. . . С вокзала до пристани мы шли чере. . горо. . .

2. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Разбери по членам предложения.

Стоит холодная з. . ма. всюду лежит глубокий сне. . . По н. . чам тр. . щат лютые морозы. Крепкий лё. . сковал реку. Ребята надели меховые шу. . ки, тёплые сапо. . ки и вышли кататься на санках.

№7 «Правописание безударных окончаний имён прилагательных с твёрдой основой».

1. Запиши пословицы. Определи род, число и падеж имён прилагательных.

1) От худ. . с. . мени не жди добр. . племени. 2) Нов. . друга желай, стар. . не забывай. 3) Не ж. . лей сил для полезн. . дела. 4) На смел. . собака лает, а труслив. . кусает. 5) Худ. . человека ничем не уважишь. 6) После сладк. . не захочешь горьк. . . 7) Хитр. . не поймаешь, упрям. . не доймёшь.

Выдели окончания у имён прилагательных.

2. Образуй однокоренные имена прилагательные. Подбери к ним подходящие по смыслу имена существительные м. р. и ср. р. Запиши данные словосочетания в дательном падеже.

Слабость, золото, правда, тень, скала, зелень.

Выдели окончания у имён прилагательных.

3. Спиши. Определи род, число и падеж имён прилагательных.

К живописн. . песчан. . берегу, от посторонн. . взгляда, для сладк. . компота, про кругл. . озеро, благодаря лучш. . варианту, к мягк. . купейн. . вагону, для прытк. . сверчка, у голодн. . сер. . волка, к богатырск. . вооружению, из тонк. . льна.

Выдели окончания у имён прилагательных.

4. Спиши.

1) Для осинов. . полена, на парусн. . фрегате, из-за пасмурн. . дня, на пассажирск. . судне, по красив. . кувшину, о полярн. . медведе, около зелён. . бора, на жёлт. . солнце, за поспешн. . ответом.

2) На узеньк. . диване, к умел. . мастеру, про хвастлив. . зайца, с хрупк. . цветком, около хрустальн. . блюда.

3) С цел. . апельсином, на чист. . пруду, по холмист. . полю, без чёрн. . ящика, с сыпуч. . песком, о шершав. . камне, о свеж. . ветре.

Определи род, число, падеж имён прилагательных. Выдели окончания.

5. Напиши имена прилагательные в нужном падеже, обозначь их. Окончания выдели.

Я иду (полевая) тропинкой и с трудом раздвигаю (колосистая) рожь. Ветерок вздымает (золотистая) волну. Один жаворонок нарушает тишину поля (весёлая), (звонкая), как серебро, песенкой.

№8 «Правописание падежных окончаний имен прилагательных с мягкой основой».

1. Спиши, ставя данные в скобках слова в дательном падеже.

1) К (скорый) (утренний) поезду, по (нежный) запаху, по (соседний) лугу, по (широкий) (длинный) оврагу, по (зыбкий) (ветхий) мостику, к (вечерний) чаю, к (огромный) (висячий) мосту.

2) По (полный) кувшину, к (весенний) дню, по (норковый) воротнику, по (свежее) сену, по (зелёный) косогору, по (снежное) полю.

3) К (ближний) посёлку, по (свежий) следу, к (пригородный) поезду, к (варёное) яйцу, по (ажурное) панно, к (солдатский) ремню.

Выдели окончания у имён прилагательных.

2. Спиши.

На влажн. . землю, влажн. . землёю, вешн. . краса, вешн. . красу. бесконечн. . цепью, в зимн. . пору, зимн. . порою, передн. . лапа, передн. . лапой, на передн. . лапу, утренн. . звезда.

Определи род, число и падеж имён прилагательных. Выдели окончания.

3. Спиши, вставив пропущенные буквы. Укажи род и падеж имён прилагательных. Выдели их окончания.

Ранн. . апрельск. . утром проснулось солнышко, отдёрнуло лёгк. . кисею облаков и взгл. . нуло на холодн. . землю. А там з. . ма свеж. . снегом укрыла равнины, развесила гирляндами ледян. . сосульки. В л. . су по ложбинк. . поб. . жал весёл. . ручеёк и запел весенн. . звонк. . песенку.

№9 «Правописание безударных окончаний глаголов»

1. Определи спряжение глагола:

смотрит едем ловишь

строишь рубить бегаешь

носят красит откроет

таять думаешь схватим

2. «ЕШЬ или ИШЬ?» Запиши в два столбика:

Смотр…шь, мокн…шь, паш…шь, вид…шь, смаж…шь, пил…шь, помога…шь, заед…шь, вер…шь, постро…шь, крош…шь, скаж…шь, вер…шь, посе…шь.

3. «ЕТ или ИТ?» Запиши в два столбика:

Смотр…т, стро…т, мокн…т, вер…т, паш…т, пил…т, сохн…т, слыш…т, заплач…т, посад…т, терп…т, полива…т, утон…т, посе…т, клее…т, дыш…т.

4. В каком слове пишется И? (Подчеркни его):

Слома…т, дума…шь, люб…шь, пиш…т.

5. Отгадай загадку и допиши окончания:

По земле ход_т, неба не вид_т, ничего не бол_т, а всё стон_т. Крыльями маш_т, а улететь не мож_т. Скач_т по дорожке на тоненьких ножках, по дворам шныря_т, крошки собира_т. В окна стуч_т, по крыше гремит, по улице брод_т, а в дом не заход_т.

№10 «Прямая речь»

1. Запишите предложения, расставьте знаки препинания

1) Смотрю ему вслед и думаю зачем живут такие люди?

2) Я хотел бы купить масла проговорил крестьянин.

3) Мне кажется заметил полковник нет ничего вкуснее!

4) Не стоит перебил Иван мне уже лучше.

5) Александр спрашивает можно я ещё приду.

6) Что такое десант раздался чей-то голос.

7) Только ты не шуми сказал отец. А то младшие поднимут шум.

2. Начертите схемы предложений

1) Вот жадина изумилась сестра.

2) Спасибо Павлуша сказала я ещё раз спасибо.

3) Отец успокоил ты спи.

4) Ты с людьми плохо обращаешься твёрдо сказал Данил не по-людски.

5) Стой окрикнул Пётр. Ты что не видишь что конь хромает?

3. Составьте предложения по схемам.

1) А: «П. »

2) «П,– а,– п. »

3) А: «П?» – а.

Метки: Русский язык

Урок по теме «Учимся расставлять знаки препинания в сложном предложении»

Конспект урока по русскому языку для 4-го класса по учебнику
А. В. Поляковой (система Л.В.Занкова)

Тема: Учимся расставлять знаки препинания
в сложном предложении
Цели: формировать знания о союзных и бессоюзных сложных предложениях; выработать алгоритм постановки запятой в сложном предложении.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные результаты: различать простые и сложные предложения, находить главные члены, применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (схемы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1)
— Сегодня на уроке вам предстоит активно потрудиться, поэтому начнем мы его с разминки. Я буду задавать вопросы, а вы дружно хором — отвечать.
II. Разминка. (Слайд 2)
1. Что это? Группа слов, которая выражает законченную мысль. (Предложение)
2. Как называются предложения, имеющие только главные члены в своем составе? (Нераспространенные)
3. Что составляют подлежащее и сказуемое? (Основу предложения)
4. Как называется предложение, которое состоит из простых предложений связанных по смыслу и интонационно? (Сложное)
5. Что соединяют союзы в простых предложениях? (Однородные члены)
6. Что соединяет простые предложения в составе сложного? (Союзы)
7. Сколько грамматических основ в сложном предложении? (Две)
8. Какой знак препинания употребляется между простыми предложениями в составе сложного? (Запятая)
9. Как связаны простые предложения в составе сложного? (По смыслу и интонационно)
10. Как разделяются части сложного предложения? (Запятой)
-Молодцы. Давайте так же дружно продолжим наше знакомство со сложными предложениями.
III. Работа по теме.
— По какому признаку можно разделить сложные предложения на группы? (Союзные и бессоюзные)
— У вас на парте конверты с заданием. Работать предстоит парами. Прочитайте предложения на розовых листочках. Выпишите сложные союзные предложения, подчеркните грамматические основы, союзы обведите в кружок. (Слайд 3) Прежде чем преступить к записи, обсудите с товарищем ваше решение. Составьте схемы предложений.
— Выпишите бессоюзные сложные предложения, составьте к ним схемы.
— Можно ли по схемам отличить сложное предложение союзное от бессоюзного? (Слайд 4) [ ] , [ ]. [ ], и [ ]. Приведите свои примеры, обсудите и выберите наиболее удачное предложение.
Работа по развитию речи. (Слайд 5)
1) Упражнение в правильном употреблении союзов.
Учитель зачитывает предложения, учащиеся замечают речевые ошибки.
Наступило утро, а туристы отправились в поход.
Солнышко ещё не взошло, и на дворе уже светло.
Вода в реке Волге поднялась, но Волга стала широкой, как море.
2) Выполнение упражнения 7 самостоятельно. Составьте из простых предложений сложные с союзами и, а, но, запишите.
Затем проходит коллективное обсуждение правильности упот¬ребления союзов.
— Как разделяются части сложного предложения? А как определить место постановки запятой?
Выслушиваются ответы детей. Пока продолжается обсуждение, как не ошибиться при постановке запятой, первые выступившие за доской составляют свою программу действий.
IV. Коллективное составление алгоритма по постановке запятой в сложном предложении. (Слайд 6)
— С чего стоит начать?

Найди грамматическую основу предложения

— Что нам это даст? ( Мы поймем сложное ли перед нами предложение)
— Как мы докажем, что предложение сложное?

Определи, сколько частей в данном предложении
(количество частей соответствует
количеству грамматических основ)

— Итак, мы нашли в предложении грамматические основы. Их оказалось – две. Вывод: мы имеем сложное предложение, состоящее из двух простых.

Найди союз, который связывает части
сложного предложения

— Два простых предложения в составе сложного связывает союз.

На границе частей сложного
предложения перед союзом
поставь запятую
Проверка составленной программы действий учащимися за доской.

Рассмотрение примера. (Слайд 7.)
1. В предложении – Ветерок перебирает пеструю листву, и в нем уже чувствуется осенняя прохлада. — две грамматические основы: а) ветерок перебирает; б) прохлада чувствуется.
2. Это сложное предложение, в нём две части.
3. Части сложного предложения связывает союз и.
4. Первая часть сложного предложения заканчивается словом
листву. После этого слова перед союзом и ставим запятую.

В ходе работы над алгоритмом составляется памятка.
Памятка
Учись применять правило
1. Найди грамматическую основу предложения.
2. Определи, сколько частей в данном сложном предложении (коли¬чество частей соответствует количеству грамматических основ пред¬ложения).
3. Найди союз, который связывает части сложного предложения.
4. На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую.
IV. Закрепление. Возьмите конверты и достаньте голубенькие листочки. Это ваш алгоритм. Только прежде чем им можно будет пользоваться, восстановите порядок действий. Ученики собирают алгоритм, сверяют друг с другом и приклеивают (оборотная сторона — липкая). (Слайд 8)
— Пользуйся памяткой, докажите правильность постановки знаков препинания в упражнении 13, с.12 (Слайд 9)
— Для закрепления нового навыка из части сложного предложения (слайд 10), составьте полное предложение. Подсказкой послужит схема.
V. Итог урока. (Слайд 11)
— Какую роль выполняют союзы в сложных предложениях?
— В каких случаях запятая перед союзом не ставится?
— В каком месте сложного предложения запятая ставится?
Домашнее задание: подготовить на отдельном листочке по три сложных предложения с различными союзами.
(Слайд 12)

© Ахременко Анна Вячеславовна Ахременко Анна Вячеславовна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

Неограниченная бесплатная загрука материала «Урок по теме «Учимся расставлять знаки препинания в сложном предложении»» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Русский язык 4 класс» и представляет собой: «урок нов. материал».



Скачать материал 0.7Mb
Загрузка началась… Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно! Подарок каждому подписчику!

Урок 4 ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ДОПОЛНЕНИЯ | Поурочные планы по русскому языку 4 класс

Урок 4 ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ДОПОЛНЕНИЯ