Уроки 20–21 ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА КАК МОДЕРНИСТСКОГО ТЕЧЕНИЯ. БРЮСОВ КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК СИМВОЛИЗМА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ | Поурочные планы по русской литературе 11 класс
Уроки 20–21 ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА КАК МОДЕРНИСТСКОГО ТЕЧЕНИЯ. БРЮСОВ КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК СИМВОЛИЗМА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ
30.03.2013 38413 0Уроки 20–21
Особенности русского символизма
как модернистского течения. Брюсов как
основоположник символизма в русской поэзии
Цели: раскрыть особенности русского символизма; рассмотреть своеобразие звучания сквозных тем поэзии Брюсова; развивать навыки анализа поэтического текста.
Ход уроков
…Мне открылась тайна музыки стиха.
В. Брюсов
I. Проверка домашнего задания (см. домашнее задание предыдущего урока).
II. Лекция учителя.
Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.
Символизм – первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Начало теории русского символизма было положено Д. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».
В названии лекции, опубликованной в 1893 году, содержалась не только оценка состояния литературы, но и надежда на возрождение, которую автор возлагал на «новые течения».
Уже в марте 1894 года в Москве вышел в свет небольшой сборник стихотворений с программным названием «Русские символисты», потом появились еще два сборника с таким же названием.
Позднее выяснилось, что автором большинства стихотворений в этих сборниках был начинающий поэт Валерий Брюсов, прибегнувший к нескольким разным псевдонимам, чтобы создать впечатление существования целого поэтического течения. Действительно, сборники привлекли новых поэтов, разных по своим дарованиям и творческим устремлениям.
С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных группировок.
По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов.
Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др.)
Принятое обозначение «второй волны» символизма – «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
Например, Вяч. Иванов старше Брюсова, но проявил себя как символист второго поколения.
Символисты разных поколений не только сотрудничали, но и конфликтовали друг с другом. Например, московская группировка 1890-х годов, сложившаяся вокруг Брюсова, ограничивала свои задачи рамками собственно литературы: главный принцип их эстетики – «искусство для искусства».
Напротив, старшие символисты-петербуржцы с Д. Мережковским и З. Гиппиус во главе отстаивали приоритет религиозно-философских поисков, считали именно себя подлинными символистами, а своих оппонентов – «декадентами».
В сознании большинства читателей той поры слова «символизм» и «декадентство» были почти синонимами, а в советскую эпоху термином «декадентство» стали пользоваться как родовым обозначением всех модернистских течений, между тем в сознании новых поэтов эти понятия соотносились не как однородные понятия, а почти как антонимы.
Декадентство, или декаданс (фр. – упадок), – определенное умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости. С ним связаны неприятие окружающего мира, пессимизм, осознание себя носителем высокой, но гибнущей культуры. В декадентских по настроению произведениях часто эстетизируются угасание, разрыв с традиционной моралью, воля к смерти.
В той или иной мере декадентские настроения затронули почти всех символистов. Декадентские мироощущения были свойственны на разных этапах творчества и З. Гиппиус, и К. Бальмонту, и В. Брюсову, и А. Блоку, а наиболее последовательным декадентом был Ф. Сологуб, хотя символистское мировоззрение не сводилось к настроениям упадка и разрушения.
Творчество, по мнению символистов, выше познания. Для Брюсова, например, искусство есть «постижение мира иными, не рассудочными путями». Символисты утверждали, что от художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но и тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи – в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством они считали символ.
Символ – центральная эстетическая категория нового течения. Его нельзя воспринимать как простое иносказание, когда говорится одно, а подразумевается нечто другое.
Символисты считали, что символ принципиально противостоит тропам, например, аллегории, которая предполагает однозначное понимание. Символ, напротив, многозначен: он содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов.
Вот как об этом писал И. Анненский: «Мне вовсе не надо обязательности одного общего понимания. Напротив, я считаю достоинством пьесы, если ее можно понять двумя или более способами или, недопоняв, лишь почувствовать ее и потом доделывать мысленно самому».
«Символ – окно в бесконечность», – утверждал Ф. Сологуб.
Так, например, блоковская «Незнакомка» может быть прочитана как рассказ в стихах о встрече с обворожительной женщиной: предметный план центрального образа воспринимается и помимо содержащихся в нем символических возможностей.
Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения А. Блока наизусть:
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне…
Можно «наивно-реалистически» объяснить явление Незнакомки лирическому герою как приход в ресторан запоздалой посетительницы. Но «Незнакомка» – это и авторская тревога о судьбе красоты в мире земной пошлости, и разуверение в возможности чудесного преображения жизни, и мечта о мирах иных, и драматическое постижение нераздельности «грязи» и «чистоты» в этом мире и т. д.
Важно отметить, что невозможно составить какой-либо словарь символических значений. Дело в том, что слово или образ не рождаются символами, но становятся ими в контексте с авторской установкой на недоговоренность.
Еще одна особенность произведений символистов в том, что они порой строятся как поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек. Иногда такое стремление к музыкальной гладкописи приобретает гипертрофированный характер.
У К. Бальмонта можно прочитать:
Лебедь уплыл в полумглу,
Вдаль, под луною белея.
Ластятся волны к веслу,
Ластится к влаге лилея…
Поэт-символист не стремился быть общепонятным. Его стихотворение должно было не столько передавать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в читателе его собственные.
Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке, обостряла и утончала его восприятие, развивала родственную художническую интуицию.
Для этого символисты стремились максимально использовать ассоциативные возможности слова, обращались к мотивам и образам разных культур, широко пользовались явными и скрытыми цитатами.
Мифология стала для них арсеналом универсальных психологических и философских моделей, удобных для постижения глубинных особенностей человеческого духа и для воплощения современной духовной проблематики.
Символисты не только заимствовали готовые мифологические сюжеты, но и творили собственные мифы. Мифотворчество было присуще, например, творчеству Ф. Сологуба, Вяч. Иванова, А. Белого.
Символизм стремился стать не только универсальным мировоззрением, но и формой жизненного поведения. Такой универсализм проявился во всеохватности творческих поисков художников.
Идеалом личности для символистов мыслился «человек-артист». Не было ни одной сферы литературного творчества, в которую бы символисты не внесли новаторский вклад: они обновили художественную прозу (особенно – Ф. Сологуб и А. Белый), подняли на новый уровень искусство художественного перевода, выступили с оригинальными драматургическими произведениями, активно выступали как литературные критики, теоретики искусства и литературоведы.
Особое внимание в символизме уделялось слову, основным стилем был интенсивно метафорический. Интересно об этом высказывание А. Блока в «Записных книжках»: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-за них существует стихотворение».
Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла.
Поэтому наследие символизма осталось для современной русской культуры подлинной сокровищницей.
III. Работа с учебником.
– Прочитайте статью «Символизм» в учебнике на с. 22–23. Какие принципиальные положения нового течения отразились в программных статьях поэтов-символистов?
IV. Знакомство с творчеством В. Брюсова.
…И снова я с людьми, – затем, что я поэт.
Затем, что молнии сверкали.
1. Слово учителя.
Валерий Яковлевич Брюсов (1873–1924) – одна из крупнейших и основополагающих фигур в русской поэтической культуре начала XX века. Вошел в историю отечественной культуры как организатор и «мэтр» символистского движения.
Вот как об этом рассказывает в очерке «Брюсов» Владислав Ходасевич: «…он основал «Скорпион» и «Весы» и самодержавно в них правил; он вел полемику, заключал союзы, объявлял войны, соединял и разъединял, мирил и ссорил. Управляя многими явными и тайными нитями, чувствовал он себя капитаном некоего литературного корабля и дело свое делал с великой бдительностью. К властвованию, кроме природной склонности, толкало его и сознание ответственности за судьбу судна».
Кроме поэтической деятельности Брюсов вел литературоведческую работу: изучал творчество Тютчева, Баратынского, Пушкина, изучал культуру Возрождения, путешествуя по Италии и Франции. Выступал как критик-полемист, писал новаторские работы по стиховедению и систематизации «тайн» поэтического ремесла.
Был активным участником культурной жизни страны. Действительно, серебряный век русской поэзии невозможно представить без этого универсального дарования.
1. Индивидуальное сообщение учащегося о жизненном пути В. Брюсова на основе материала учебника, с. 118–119.
2. Обратим внимание на сквозные темы лирики поэта. (По ходу работы учащиеся делают записи в тетрадях.)
А) В ранней лирике В. Брюсова необходимо выделить мотив беспредельной мечты, которая уносила поэта, как и большинство символистов, в мир, далекий от «серой» реальности:
Моей мечте люб кругозор пустынь,
Она в степях блуждает вольной серной.
От будней современной жизни поэт-символист «уходит» вместе со своими читателями в далекое прошлое. Николай Гумилев так писал об этом: «По мановению его руки в нашем мире снова расцветают цветы, которые опьяняли взор ассирийских царей, и страсть становится бессмертной, как во времена богини Астарты».
Б) Историческая тема довольно широко раскрыта в поэзии Брюсова. Интересна мысль по этому поводу Павла Антокольского, которая представлена в его статье «Валерий Брюсов»:
«В русской поэзии впервые после Пушкина возникла такая способность к полному перевоплощению современника в образ далекого прошлого.
Каждая новая встреча Брюсова с историей есть вторжение в историю – хозяйское, не терпящее отлагательства и возражений. Он распоряжается в эпохах и странах как режиссер-постановщик… В лучших своих книгах… он переходит на ТЫ с историей и разговаривает запанибрата с любым из своих кумиров:
Неустанное стремленье от судьбы к иной судьбе,
Александр Завоеватель, я – дрожа – молюсь тебе!
Так возникает Александр Македонский.
И тут же рядом – другая судьба, другая эпоха, другой случайный перекресток в средневековой Венеции:
Но вдруг среди позорной вереницы
Угрюмый облик предо мной возник.
– Так иногда с утеса глянут птицы, –
То был суровый, опаленный лик,
Не мертвый лик, но просветленно-страстный,
Без возраста – не мальчик, не старик…
Это Данте.
Брюсов воскрешал и безымянных рабов, прикованных к римской триреме, подслушивал их скорбные и смутные мечты о свободе. Он воскрешал безымянную женщину, обнаруженную при раскопках Помпеи, которая погибла, отдаваясь возлюбленному».
Брюсов не только смело путешествовал из одной эпохи в другую, но и мастерски пользовался способностью перевоплощения, что также характеризует его как поэта-символиста:
Я – вождь земных царей и царь, Ассаргадон…
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я, вождь земных царей и царь – Ассаргадон.
Или:
Я жалкий раб царя. С восхода до заката
Среди других рабов свершаю тяжкий труд,
И хлеба кус гнилой – единственная плата
За слезы и за пот, за тысячи минут.
В) Многие произведения поэта теснейшим образом связаны с его представлениями о развитии культуры и ее детища – города. Брюсов признавался:
Я люблю большие дома
И узкие улицы города…
Город и камни люблю,
Грохот его и шумы певучие…
И в другом стихотворении:
Люблю одно: бродить без цели
По шумным улицам, один…
Под вольный грохот экипажей
Мечтать и думать я привык,
В теснине стен я весь на страже;
Да уловлю Господень лик!
– Самостоятельно проследите, как раскрывается урбанистическая тема в творчестве В. Брюсова.
2. Работа по вариантам (дифференциация по уровню сложности).
1-й вариант. Работа с учебником, с. 121–123. Ответ на вопрос 1, с. 161: «Как раскрыта тема города в поэзии В. Брюсова?»
2-й вариант. Самостоятельный анализ текста. Ответ на вопрос 2 (см. задания для самостоятельного анализа текста учебника, с. 162): «Раскройте образное воплощение противоречий города в стихотворении В. Брюсова «Городу».
ГОРОДУ
Дифирамб
Царя властительно над долом,
Огни вонзая в небосклон,
Ты труб фабричных частоколом
Неумолимо окружен.
Стальной, кирпичный и стеклянный,
Сетями проволок обвит,
Ты – чарователь неустанный,
Ты – неслабеющий магнит.
Драконом, хищным и бескрылым,
Засев, – ты стережешь года,
А по твоим железным жилам
Струится газ, бежит вода.
Твоя безмерная утроба
Веков добычей не сыта, –
В ней неумолчно ропщет Злоба,
В ней грозно стонет Нищета.
Ты, хитроумный, ты, упрямый,
Дворцы из золота воздвиг,
Поставил праздничные храмы
Для женщин, для картин, для книг;
Но сам скликаешь, непокорный,
На штурм своих дворцов – орду
И шлешь вождей на митинг черный:
Безумье, Гордость и Нужду!
И в ночь, когда в хрустальных залах
Хохочет огненный Разврат
И нежно пенится в бокалах
Мгновений сладострастный яд,
Ты гнешь рабов угрюмых спины,
Чтоб, исступленны и легки,
Ротационные машины
Ковали острые клинки.
Коварный змей с волшебным взглядом!
В порыве ярости слепой
Ты нож, с своим смертельным ядом,
Сам подымаешь над собой.
Противоречия Города воплощены в образах «чарователя неустанного» и хищного дракона. Среди золотых дворцов и праздничных храмов гнутся «рабов угрюмых спины».
Здесь, в городе, живут Злоба, Нищета, огненный Разврат. Для усиления впечатлений читателей от противоречий жизни в городе автор использует оксюморон: «нежно пенится в бокалах… яд», «коварный змей с волшебным взглядом».
Г) Центральный образ в поэзии Брюсова – образ человека.
Прочитайте статью в учебнике на с. 123–124, выделите основные направления в работе по созданию образа человека.
В результате работы на доске и в тетрадях оформляется таблица:
Образ человека в поэзии В. Брюсова | |
А) Духовные
тайны человека, | Б) Роль человека в судьбах мира |
1. Надежды и мечты | 1. Царь, владыка |
2. Каждодневный труд – «тюрьма земная» | 2. Герой |
3. Человек-творец | 3. «Потребитель» жизни |
4. Высокое чувство любви | 4. Раб |
5. Человек – «природы соглядатай» |
|
3. Викторина.
Прослушав строки стихотворений, соотнесите их с одним из пунктов данной таблицы.
1. Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен…
2. Город и камни люблю,
Грохот его и шумы певучие, –
В миг, когда песню глубоко таю,
Но в восторге слышу созвучия.
3. Они кричат: за нами право!
Они клянут: ты бунтовщик,
Ты поднял стяг войны кровавой,
На брата брата ты воздвиг!
4. Довольство ваше – радость стада,
Нашедшего клочок травы.
Быть сытым – больше вам не надо,
Есть жвачка – и блаженны вы!
5. Когда порой душа отчаяньем объята,
Над сгорбленной спиной свистит жестокий кнут,
И каждый новый день товарища иль брата
В могилу общую крюками волокут.
6. Как отчий дом, как старый горец горы,
Люблю я землю: тень ее лесов,
И моря ропоты, и звезд узоры,
И странные строенья облаков.
Ответы: 1 – Б1; 2 – А1; 3 – Б2; 4 – Б3; 5 – Б4; 5 – А5.
V. Итоги уроков.
Домашнее задание. Ответить на вопросы (устно):
1) Что отличает модернизм от реализма?
2) Каковы взгляды символистов на развитие русской литературы?
3) Как проявилось творчество В. Брюсова в группе символистов?
Символизм в литературе серебряного века
Определение понятия «символизм»
Под понятием «символизм» понимают литературное направление, которое господствовало в России с конца XIX века по 20-ые годы XX столетия. Изначально символизм в России копировал французский символизм, но достаточно быстро русский символизм перерос в масштабное и оригинальное культурное явление. Суть этого направления сводится к выражению посредством символов интуитивно постигаемых сущностей и идей, чувств и видений.
Символизм стал важным модернистским направлением в России начала XX века. Несмотря на то, что в дальнейшем в литературе появится много разных направлений, все они отчасти будут подведены влиянию символизма.
Особенности символизма в литературе серебряного века
В России символизм появился на фоне кризиса народнической культурной традиции. Первые русские символисты выдвигали следующие главенствующие принципы:
- панэстетизм
- эстетизация жизни
- стремление к замещению эстетикой логики и морали.
Русский символизм затрагивал множество тем:
- античность
- возрождение
- романтизм
Замечание 1
Искусство символистами воспринималось как накопитель прекрасного.
Первые русские символисты не могли сразу приспособить идеи символизма под русского читателя. Их публикации были встречены достаточно прохладно. В основном их творчество было подражанием западу.
Символисты начала XX столетия уже смогли адаптировать свое творчество под национальное сознание. Они обращаются к русской народности и к русским литературным традициям.
С приходом символизма в поэзии появляются и «формальные нововведения»: подвижность слова, новые смысловые оттенки, новые рифмы, эффектная аллитерация (повторение одинаковых или однородных согласных).
Символисты открывали в творчестве таких знаменитых поэтов и писателей как А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчева, Ф.М. Достоевского предпосылки для формирования своих идей.
Предшественниками символизма так же считали и поэтов XIX века, например, А.А. Фета, Я.П. Полонского, А.Н. Майкова, Е. А. Боратынского.
На мировоззрение второго поколения символистов так же оказала большое влияние философия Владимира Соловьёва — русского религиозного мыслителя, мистика, поэта, публициста и литературного критика XIX века.
Представители символизма в литературе серебряного века: первые символисты
Идеологом символизма является Дмитрий Сергеевич Мережковский. Отправной точкой символизма принято считать выступление Д.С. Мережковского с лекцией «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе» в 1892 году. В этой лекции поэт давал теоретические основы нового направления. Он заявлял, что расширить «художественную впечатлительность» русской словесности может только мистическое начало, языковой символ и экспрессионизм. Ключевым понятием этого литературного направления как следует из названия является символ, под символом понимается многозначное иносказание. Благодаря символу возможно безграничное интерпретирование смыслов, символ является неисчерпаемым источником смысла.
У истоков символизма так же стояла супруга Д.С. Мережковского Зинаида Николаевна Гиппиус. Её называли символом серебряного века и поэзии символистов. Главной темой её творчества была проповедь новых этических ценностей. Больше всего ее занимала проблема индивидуализма. Её герои непривычны, одиноки, болезненны, непонятны. Гиппиус не подражала слепо, а переосмысливала русскую классику. Этот процесс оказал большое влияние на историю русского символизма в целом.
В поэзии Гиппиус прослеживались мотивы:
- «проклятия скучной реальности»
- «прославление мира фантазии»
- поиск «новой нездешней красоты»
Замечание 2
По мнению поэтессы, подлинная поэзия стоит на трех столпах: человек, любовь, смерть.
Знаменательный событием стал выход первого сборника стихотворений З. Гиппиус в 1904 году. Критики увидели здесь «мотивы трагической замкнутости, отрешённости от мира, волевого самоутверждения личности».
Литературоведы считают, что творчество Гиппиус отличается не женственностью: детали ее произведений крупные и сильные, острая мысль переплетена со сложными эмоциями.
Яркой личностью символизм принято считать Фёдора Сологуба. Сологуб — автор одного из самых известных русских романов того времени — «Мелкий бес», который рассказывает о загнивающей душе провинциального учителя-садиста. Критики не однозначно относились к творчеству этого писателя. Одни критики отзывались о нем: «страшная, вывихнутая, исковерканная душа», другие считали его тонким и изящным писатель, который нащупывал новые пути в искусстве.
Второе «поколение» символистов
К младшим символистам относят поэтов, которые выпустили свои первые публикации в начале 1900 годов. В Петербурге центром символизма стала квартира В. Иванова. Обитателями этой квартиры в разное веря были А. Белый, М. Кузмин, В. Хлебников, А. Р. Минцлова. Именно в этом месте большинство знаменитых поэтов того времени впервые публично прочитали свои стихи.
В Москве центром символизма считалась редакция издательства «Скорпион».
Андрей Белый яркий представитель второго поколения символистов в русской литературе. Для его творчества характерен индивидуальный жанр лирической ритмизованной прозы с характерными мистическими мотивами и гротескным восприятием действительности. Наиболее известными его работами считаются сборники «Золото в лазури», «Пепел», «Урна», роман «Серебряный голубь».
В 1914—1915 выходит первое издание романа «Петербург». В нем сатирически и символизировано отображается российская государственность. Роман является вершиной прозы русского символизма.
Особый вклад в развитие русского символизма внес Александр Александрович Блок. Творчество Блока имеет ряд характерных черт. Лирика Блока близка музыке, в своих произведениях он углубляет социальные тенденции, осознает трагедию современного человека. Ему удается сочетать мистическое и бытовое, отрешенное и повседневное. Так же поэтический стиль Блок отличает использование метафоры, которая является не просто литературной игрой, а «таинствующей сущностью мира».
Блок первым начинает использовать дольник как единицу ритма стихотворной строки.
Представители символизма в литературе | Kratkoe.com
Представители символизма кратко изложены в этой статье.
Представители символизма в литературе
Символизм – это крупное направление в художественном искусстве, которое возникло в 70-80-х годах XIX века во Франции. Пика своего развития оно достигло в начале ХХ века на территории Бельгии, Франции и России. Его последователи использовали в искусстве символы, напускали на свое творчество шлейф тайн и загадочности, частичку недосказанности, намеков. Цель их искусства — постижение мира на духовном, интуитивном уровне восприятия посредством символов.
Символизм в зарубежной литературе
Термин «символизм» впервые появился в манифесте французского поэта Жана Мореаса, изданным в газете «Фигаро» за 1886 год. В нем провозглашались основные идеи и принципы. Другие яркие представители, французские поэты Артюр Рембо, Лотреамон, Стефан Малларме, Шарль Бодлер, Поль Верлен. Символизм был сформирован в знак протеста против оскудения поэтического слова для того, чтобы возродить и влить в поэзию новый виток энергии и силы, свежего звучания и слова.
Представители русского символизма
Основоположником русского символизма является поэт, писатель и литературный критик Дмитрий Мережковский («О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе»). Всех представителей объединило нежелание использовать обычные, простые слова и преклонение перед метафорами, символами, аллегориями. Выделяют 2 этапа формирования символизма в России:
Основоположник данного движения — Дмитрий Мережковский. Наиболее яркий и радикальный представитель старших символистов поэт Александр Добролюбов («Natura naturans. Natura naturata»). Федор Сологуб создал обособленный поэтический мир, который стоял особняком от литературного модернистского направления. Его произведения пропитаны таинственностью, духом мистики и одиночества: «Одиночество», «Мелкий бес», «Ночные росы», «Одноглазое лихо» и «Чертовы качели». Константин Бальмонт создавал уникальные смысло-звуковые тексты-музыку, используя звукопись, яркие прилагательные. Его сборники «Шедевры», «Романсы без слов», «Это Я», «Городу и миру», «Венок», «Третья стража», «Все напевы».
- Деятельность младших символистов начала ХХ века (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский, Сергей Соловьев, Юргис Балтрушайти).
Поэзия русского символизма второй волны называлась младосимволизмом. Авторы видели мир на грани гибели и говорили о том, что его спасет только божественная красота, в которой земное начало соединено с небесным жизненным. Поэмы Андрея Белого и Александра Блока пронизаны предчувствием бурных, грядущих перемен, катастрофы, приводящей к кризису гуманистических идей. Лирика представлена такими произведениями как «Прекрасная Дама», «Мировая Душа», «Вечная женственность».
В ХХ веке наблюдался упадок движения символистов, которые оказали влияние на дальнейшее развитие мировой литературы.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, кто основоположник символизма.
символизм, акмеизм, футуризм. Видеоурок. Литература 11 Класс
Тема: Русская литература конца XIX – начала XX вв.
Урок: Основные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм
Модернизм – это единый художественный поток. Ветви же модернизма: символизм, акмеизм и футуризм — имели свои особенности.
Символизм как литературное течение зародился во Франции в 80-х гг. 19 в. Основой художественного метода французского символизма является резко субъективированный сенсуализм (чувственность). Символисты воспроизводили действительность как поток ощущений. Поэзия избегает обобщений, ищет не типическое, а индивидуальное, единственное в своем роде.
Поэзия приобретает характер импровизации, фиксируя «чистые впечатления». Предмет теряет ясные очертания, растворяется в потоке разрозненных ощущений, качеств; доминирующую роль играет эпитет, красочное пятно. Эмоция становится беспредметной и «невыразимой». Поэзия стремится к усилению чувственной насыщенности и эмоционального воздействия. Культивируется самодовлеющая форма. Представителями французского символизма являются П. Верлен, А. Рембо, Ж. Лафорг.
Рис. 1. Поль Верлен (Источник)
Господствующим жанром символизма была «чистая» лирика, лиричными становятся роман, новелла, драма.
В России символизм возник в 90-х гг. 19 в. и на своем первоначальном этапе (К. Д. Бальмонт, ранний В. Я. Брюсов и А. Добролюбов, а в дальнейшем – Б. Зайцев, И. Ф. Анненский, Ремизов) вырабатывает стиль упадочного импрессионизма, аналогичного французскому символизму.
Русские символисты 1900-х гг. (В. Иванов, А. Белый, А. А. Блок, а также Д. С. Мережковский, С. Соловьев и другие), стремясь преодолеть пессимизм, пассивность, провозгласили лозунг действенного искусства, преобладание творчества над познанием.
Материальный мир рисуется символистами как маска, сквозь которую просвечивает потустороннее. Дуализм находит выражение в двупланной композиции романов, драм и «симфоний». Мир реальных явлений, быта или условной фантастики изображается гротескно, дискредитируется в свете «трансцендентальной иронии». Ситуации, образы, их движение получают двойное значение: в плане изображаемого и в плане ознаменовываемого.
Символ – это пучок смыслов, которые расходятся в разные стороны. Задача символа_ предъявить соответствия.
Рис. 2. Шарль Бодлер (Источник)
Стихотворение (Бодлер, «Соответствия» в переводе к. Бальмонта) показывает пример традиционных смысловых связей, которые рождают символы.
Природа — строгий храм, где строй живых колонн
Порой чуть внятный звук украдкою уронит;
Лесами символов бредет, в их чащах тонет
Смущенный человек, их взглядом умилен.
Как эхо отзвуков в один аккорд неясный,
Где все едино, свет и ночи темнота,
Благоухания и звуки и цвета
В ней сочетаются в гармонии согласной.
Есть запах девственный; как луг, он чист и свят,
Как тело детское, высокий звук гобоя;
И есть торжественный, развратный аромат —
Слиянье ладана и амбры и бензоя:
В нем бесконечное доступно вдруг для нас,
В нем высших дум восторг и лучших чувств экстаз!
Символизм также создает свои слова – символы. Сначала для таких символов используются высокие поэтические слова, затем – простые. Символисты считали, что исчерпать смысл символа невозможно.
Символизм избегает логического раскрытия темы, обращаясь к символике чувственных форм, элементы которых получают особую смысловую насыщенность. Сквозь вещественный мир искусства «просвечивают» логически невыражаемые «тайные» смыслы. Выдвигая чувственные элементы, символизм отходит в то же время от импрессионистического созерцания разрозненных и самодовлеющих чувственных впечатлений, в пестрый поток которых символизация вносит известную цельность, единство и непрерывность.
Задача символистов — показать, что мир полон тайн, которые открыть невозможно.
Лирика символизма нередко драматизируется или приобретает эпические черты, раскрывая строй «общезначимых» символов, переосмысливая образы античной и христианской мифологии. Создается жанр религиозной поэмы, символически трактованной легенды (С. Соловьев, Д. С. Мережковский). Стихотворение теряет интимность, становится похожим на проповедь, пророчество (В. Иванов, А. Белый).
Немецкий символизм конца 19 – начала 20 вв. (С. Георге и его Группа, Р. Демель и другие поэты) являлся идеологическим рупором реакционного блока юнкерства и крупной промышленной буржуазии. В немецком символизме рельефно выступают агрессивные и тонизирующие стремления, попытки борьбы с собственным упадочничеством, желание отмежеваться от декадентства, импрессионизма. Сознание декаданса, конца культуры немецкий символизм пытается разрешить в трагическом жизнеутверждении, в своеобразной «героике» упадка. В борьбе с материализмом, прибегая к символике, мифу, немецкий символизм не приходит к резко выраженному метафизическому дуализму, сохраняет ницшеанскую «верность земле» (Ницше, Георге, Демель).
Новое модернистское течение, акмеизм, появилось в русской поэзии в 1910-х гг. как противопоставление крайнему символизму. В переводе с греческого, слово «akme» означает высшую степень чего-либо, расцвет, зрелость. Акмеисты выступали за возвращение образам и словам их первоначального значения, за искусство ради искусства, за поэтизацию чувств человека. Отказ от мистики – это и было главной чертой акмеистов.
Для символистов – главное ритм и музыка, звучание слова, то для акмеистов — форма и вечность, предметность.
В 1912 г. поэты С. Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Нарбут, А. Ахматова, М. Зенкевич и некоторые другие объединились в кружок «Цех поэтов».
Рис. 3. Николай Гумилев (Источник)
Рис. 4. О.Э. Мандельштам (Источник)
Основоположниками акмеизма были Н. Гумилев и С. Городецкий. Акмеисты называли свое творчество высшей точкой достижения художественной правды. Они не отрицали символизма, но были против того, что символисты уделяли так много внимания миру таинственного и непознанного. Акмеисты указывали, что непознаваемое, по самому смыслу этого слова, нельзя познать. Отсюда стремление акмеистов освободить литературу от тех непонятностей, которые культивировались символистами, и вернуть ей ясность и доступность. Акмеисты старались всеми силами вернуть литературу к жизни, к вещам, к человеку, к природе. Так, Гумилев обратился к описанию экзотических зверей и природы, Зенкевич – к доисторической жизни земли и человека, Нарбут – к быту, Анна Ахматова – к углубленным любовным переживаниям.
Стремление к природе, к «земле» привело акмеистов к натуралистическому стилю, к конкретной образности, предметному реализму, что определило целый ряд художественных приемов. В поэзии акмеистов преобладают «тяжелые, увесистые слова», количество имен существительных значительно превосходит количество глаголов.
Произведя эту реформу, акмеисты в остальном соглашались с символистами, объявив себя их учениками. Потусторонний мир для акмеистов остается истиной; только они не делают его центром своей поэзии, хотя последней иногда не чужды мистические элементы. Произведения Гумилева «Заблудившийся трамвай» и «У цыган» сплошь пронизаны мистицизмом, а в сборниках Ахматовой, вроде «Четок», преобладают любовно-религиозные переживания.
Стихотворение А. Ахматовой « Песня последней встречи»:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
1911
Рис. 5. А. Ахматова (Источник)
Акмеисты возвратили бытовые сцены.
Акмеисты ни в коем случае не являлись революционерами по отношению к символизму, никогда себя таковыми и не считали; они ставили своей основной задачей только сглаживание противоречий, внесение поправок.
В той части, где акмеисты восстали против мистики символизма, они не противопоставили последнему настоящей реальной жизни. Отвергнув мистику как основной лейтмотив творчества, акмеисты начали фетишизировать вещи как таковые, не умея синтетически подойти к действительности, понять ее динамику. Для акмеистов вещи реальной действительности имеют значение сами по себе, в статическом состоянии. Они любуются отдельными предметами бытия, причем воспринимают их такими, какие они есть, без критики, без попыток осознать их во взаимоотношении, а непосредственно, по-звериному.
Основные принципы акмеизма:
• отказ от символистских призывов к идеальному, мистической туманности;
• принятие земного мира таким, какой он есть, во всей его красочности и многообразии;
• возвращение слову первоначального значения;
• изображение человека с его истинными чувствами;
• поэтизация мира;
• включение в поэзию ассоциаций с предшествующими эпохами.
Рис. 6. Умберто Боччони. Улица уходит в дом (Источник)
Акмеизм просуществовал не очень долго, но внес большой вклад в развитие поэзии.
Футуризм (в переводе означает будущее)– одно из течений модернизма, зародившееся в 1910-х гг. Наиболее ярко представлен в литературе Италии и России. 20 февраля 1909 г. в парижской газете «Фигаро» появилась статья Т. Ф. Маринетти «Манифест футуризма». Маринетти в своем манифесте призывал отказаться от духовно-культурных ценностей прошлого и строить новое искусство. Главная задача футуристов обозначить разрыв между настоящим и будущим, разрушить все старое и построить новое. Провокации входило в их жизнь. Выступали против буржуазного общества.
В России статья Маринетти была опубликована уже 8 марта 1909 г. и положила начало развитию собственного футуризма. Основоположниками нового течения в русской литературе были братья Д. и Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Экстер, Н. Кульбин. В 1910 г. в сборнике «Студия импрессионистов» появилось одно из первых футуристических стихотворений В. Хлебникова «Заклятие смехом». В том же году вышел сборник поэтов-футуристов «Садок судей». В нем были напечатаны стихи Д. Бурлюка, Н. Бурлюка, Е. Гуро, В. Хлебникова, В. Каменского.
Рис. 7. Хлебников В. (Источник)
Футуристы также придумывали новые слова.
Вечер. Тени.
Сени. Лени.
Мы сидели, вечер пья.
В каждом глазе — бег оленя.
Хлебников В.
У футуристов происходит деформация языка и грамматики. Слова нагромождаются друг на друга, спеша передать сиюминутные чувства автора, поэтому произведение похоже на телеграфный текст. Футуристы отказались от синтаксиса и строфики, придумывали новые слова, которые, по их мнению, лучше и полнее отражали действительность.
Бессмысленному на первый взгляд названию сборника футуристы придавали особое значение. Садок для них символизировал клетку, в которую загнаны поэты, а судьями они называли самих себя.
В 1910 г. кубофутуристы объединились в группу. В ней состояли братья Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, Е. Гуро, А. Е. Крученых. Кубофутуристы выступали на защиту слова как такового, «слова выше смысла», «заумного слова». Кубофутуристы разрушили русскую грамматику, словосочетания заменили сочетанием звуков. Они считали, что чем больше беспорядка в предложении, тем лучше.
В 1911 г. И. Северянин одним из первых в России провозгласил себя эгофутуристом. К термину «футуризм» он приставил слово «эго». Эгофутуризм можно буквально перевести как «я – будущее». Вокруг И. Северянина сплотился кружок последователей эгофутуризма, в январе 1912 г. они провозгласили себя «Академией Эго поэзии». Эгофутуристы обогатили словарный запас большим количеством иностранных слов и новообразований.
В 1912 г. футуристы объединились вокруг издательства «Петербургский Глашатай». В группу входили: Д. Крючков, И. Северянин, К. Олимпов, П. Широков, Р. Ивнев, В. Гнедов, В. Шершеневич.
В России футуристы называли себя «будетлянами», поэтами будущего. Футуристов, захваченных динамизмом, уже не удовлетворял синтаксис и лексикон предшествующей эпохи, когда не было ни автомобилей, ни телефонов, ни фонографов, ни кинематографов, ни аэропланов, ни электрических железных дорог, ни небоскребов, ни метрополитенов. У поэта, исполненного нового чувства мира — беспроволочное воображение. В нагромождение слов поэт вкладывает мимолетные ощущения.
Футуристы были увлечены политикой.
Все эти направление радикально обновляют язык, ощущение того, что старая литература не может выразить дух современности.
Домашнее задание
Прочитать стихотворения поэтов этого времени.
Список литературы
1. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5 –е изд. – М.: ООО 2ТИД « Русское слово – РС», 2008.
2. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2002
3. Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.
4. Викисловарь.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
Таблицы и презентации
Системы стихосложения (Источник).
Двусложный размер стиха (Источник).
Трехсложный размер стиха (Источник).
Литература в таблицах и схемах (Источник).
Тропы и их значения (Источник).
русские+поэты-символисты — со всех языков на русский
̈ɪsku:l I1. сущ.
1) школа She works at/in a school. ≈ Она работает в школе. Their son is still at school. ≈ Их сын еще учится в школе. a school for gifted children ≈ школа для одаренных детей to be kept after school ≈ быть оставленным после уроков late for school ≈ опоздавший в школу boarding school ≈ школа-интернат comprehensive school ≈ общеобразовательная школа;
единая, комплексная школа correspondence school ≈ заочная школа divinity school ≈ факультет богословия graduate school ≈ аспирантура higher school ≈ высшая школа middle school ≈ средняя школа pilot school ≈ экспериментальная школа postgraduate school ≈ аспирантура undergraduate school ≈ факультет с базовым циклом обучения professional school ≈ профессиональная школа (учебное подразделение третьего цикла в составе университета) secondary school ≈ средняя школа technical school ≈ техникум training school ≈ исправительная школа (школа профессиональной подготовки для несовершеннолетних преступников)
2) а) обучение, учение to direct, operate a school ≈ руководить школьным обучением to finish, quit school, to graduate from school амер., to leave school брит. ≈ оканчивать школу She left school and went to university. ≈ Она окончила школу и поступила в университет. to drop out of school ≈ выбыть из школы;
оказаться исключенным из школы to accredit a school ≈ признать высшее учебное заведение правомочным выдавать дипломы и присваивать ученые степени to attend school ≈ ходить в школу;
учиться в школе б) занятия в школе, уроки (чаще всего без артикля) about ten minutes before school ≈ где-то за десять минут до начала занятий
3) а) коллект. учащиеся одной школы;
ученики одного преподавателя She said: ‘Is that a real Degas you have in your room?’ ‘School of,’ I said. ≈ Она спросила: «это подлинный Дега?» «Один из его учеников,» ≈ ответил я. б) перен. сторонники одной и той же идеи, единомышленники
4) а) класс, классная комната б) здание, в котором расположена школа
5) школа, направление( в науке, литературе, искусстве) avant-garde school of artists ≈ школа авангарда radical school of economists ≈ радикальная школа экономистов a school of opinion, thought ≈ школа мысли
6) а) факультет университета (дающий право на получение ученой степени) б) (the schools) мн. средневековые университеты в) университет;
колледж (как высшие учебные заведения) Syn: university, college
7) сл. банда, шайка воров, бандитов
8) а) брит. регулярные экзамены на получение степени Бакалавра гуманитарных наук those who have obtained Honours in the School of Theology ≈ те, кто получил ‘отлично’ на бакалаврском экзамене по теологии б) брит. те науки, которые входят в список гуманитарных и позволяют получить степень Бакалавра гуманитарных наук
2. гл.
1) дисциплинировать;
обуздывать, сдерживать It is difficult for someone with my character to school myself to patience. ≈ Человеку с характером, как у меня, трудно приучить себя к выдержке. Syn: discipline, bridle
2) а) приучать( к чему-л.) ;
тренировать;
воспитывать Every soldier has to be schooled in the care of his weapons. ≈ Каждый солдат должен быть приучен аккуратно обращаться с оружием. б) обучать( чему-л.), разг. натаскивать (в какой-либо области) He is well schooled in languages. ≈ У него хороший уровень владения иностранным языком. ∙ Syn: teach
3) уст. посылать в школу, посылать учиться II
1. сущ. стая, косяк( рыб или других морских обитателей)
2. гл.
1) собираться косяками, плавать косяками (о рыбах и других морских обитателях)
2) собираться у поверхности воды( о рыбах) школа, учебное заведение — day * дневная школа — elementary /primary/ * начальная школа — junior /the lower/ * младшие классы( средней школы), начальная школа — senior /the upper/ * старшие классы( средней школы), средняя школа — higher * высшая школа — secondary /(амер) high/ * средняя школа — public * закрытое частное привилегированное среднее учебное заведение, преимущественно для мальчиков (в Великобритании;
готовит к поступлению в университет) ;
(бесплатная) средняя школа (в США и в Шотландии) — technical * техническое училище, техникум — riding * школа верховой езды, манеж — * building школьное здание — * grounds школьный участок (здания, двор, сад и т. п.) — what * were you at? где вы учились?;
какую школу вы окончили? — we were at * together мы вместе с ним учились;
мы учились в одной школе — a girl just out of * вчерашняя школьница — to keep (a) * занимать пост директора( частной) школы;
быть владельцем школы курсы — driving * водительские курсы;
школа подготовки водителей — a * of beauty culture курсы по подготовке косметичек, массажисток и т. п. — summer * летняя школа (для молодых ученых с лекциями крупных специалистов) учение, обучение, образование — free * бесплатная школа;
бесплатное школьное обучение — to go to * учиться в школе, ходить в школу;
поступить в школу — to leave * бросать учение /школу/ — to work one’s way through * учиться без отрыва от работы;
зарабатывать на жизнь и образование выучка, опыт — the hard * of daily life тяжелый жизненный опыт — experience was his * он учился на опыте — (one) of the old * (человек) старой закалки /школы/;
старомодный( человек) занятия, уроки (в школе) — to be in * быть на уроке — to miss * пропускать занятия /уроки/ — to cut * прогуливать занятия, «сачковать» — * begins at 8 a.m. занятия /уроки/ начинаются в восемь утра — to arrive ten minutes before * приходить за десять минут до начала занятий — there will be no * tomorrow завтра уроков /занятий/ не будет — after * после уроков — to keep smb. in after * оставлять кого-л. после уроков (собирательнле) учащиеся школы, школьники — * meets on the first of April занятия в школе возобновляются 1 апреля — * will have a holiday tomorrow завтра у школьников праздник — the principal dismissed * at noon директор распустил учащихся в полдень — to teach * (американизм) быть школьным учителем класс, классная комната, школьная аудитория — big * школьный зал;
актовый зал — chemistry * кабинет химии — sixth-form * шестой класс;
комната, в которой занимается шестой класс направление, школа — Lake * «Озерная школа», поэты «Озерной школы» — a * of thought философское направление, философская школа — there are two *s of thought about that мнения по этому поводу разделились — the Flemish * of painting фламандская школа (живописи) — the Hegelian * of philosophy гегельянская философия институт, колледж — the London S. of Economics Лондонская школа экономики (колледж Лондонского университета) академия( в Древней Греции и Древнем Риме) факультет университета, отделение — law * юридический факультет — the Arts S. гуманитарный /филологический/ факультет — the * of engineering машиностроительное отделение (университета) (the Schools) здание Оксфордского университета (где принимают публичные экзамены на ученую степень) средневековые университеты;
преподавание или образование в таком университете средневековая схоластическая философия экзамены (обыкн. на ученую степень) — the Schools второй публичный экзамен (на степень бакалавра искусств) — (to be) in the *s сдавать или принимать экзамены (в Оксфордском университете) — to be in /sitting/ for one’s *s сдавать экзамены на ученую степень (музыкальное) руководство, учебно-методическое пособие, школа — * of counterpoint школа контрапункта (историческое) когорта или рота императорской гвардии > * of arts сельский клуб( в Австралии) > to tell tales out of * разбалтывать чьи-л. секреты;
сплетничать;
выносить сор из избы обуздывать, дисциплинировать, сдерживать — to * one’s feelings обуздывать свои чувства — to * one’s temper воспитывать характер — to * one’s tongue научиться придерживать (свой) язык /не болтать лишнего/ приучать (к чему-л.) ;
тренировать;
воспитывать — to * oneself to patience воспитывать в себе терпение — to * oneself to do smth. приучать себя /заставить себя привыкнуть/ делать что-л. — to * oneself into a habit приобретать какую-л. привычку — to be *ed by adversity пройти тяжелую жизненную школу — he was carefully *ed in the art of intrigue его старательно обучали искусству интриги дрессировать — to * a horse выезжать лошадь( устаревшее) посылать в школу;
давать образование( устаревшее) учиться в школе;
получать образование косяк, стая (рыб) — a * of herring косяк сельди — a * of whales стадо китов (устаревшее) толпа, сборище( устаревшее) большое количество, масса собираться косяком, плыть, идти косяком (о рыбе) — to * up собираться на поверхности воды basic ~ начальная школла boarding ~ пансион, закрытое учебное заведение, школа-интернат business ~ школа бизнеса co-educational ~ школа совместного обучения commercial ~ торговая школа correctional training ~ исправительная школа driver’s ~ школа вождения elementary (или primary) ~ начальная школа elementary ~ начальная школа evening ~ вечерняя школа evening secondary ~ вечерняя средняя школа folk high ~ народная средняя школа graduate ~ амер. аспирантура grammar ~ пятый-восьмой классы средней школы (США) grammar ~ средняя классическая школа (Великобритания) ~ школа;
secondary (амер. high) school средняя школа;
higher school высшая школа to attend ~ ходить в школу;
учиться в школе;
to leave school бросать учение в школе motoring ~ школа вождения nautical ~ мореходная школа normal ~ педагогическое училище nursery ~ детский сад private independent ~ частная независимая школа private ~ частная школа public ~ бесплатная средняя школа (в США и Шотландии) public ~ привилегированное частное закрытое среднее учебное заведение для мальчиков (в Англии) reformatory ~ реформаторская школа sabbath ~ воскресная школа school дисциплинировать, обуздывать;
приучать;
школить ~ занятия в школе, уроки;
there will be no school today сегодня занятий не будет ~ класс, классная комната ~ уст. посылать в школу, посылать учиться ~ собираться косяками ~ (the schools) pl средневековые университеты ~ стая, косяк (рыб) ~ собир. учащиеся одной школы ~ учебное заведение ~ учение, обучение ~ факультет университета (дающий право на получение ученой степени) ~ школа, направление (в науке, литературе, искусстве) ~ школа;
secondary (амер. high) school средняя школа;
higher school высшая школа ~ школа ~ attr. школьный, учебный ~ health service служба школьного здравоохранения ~ house квартира директора или учителя при школе ~ house пансионат при школе ~ of economics школа экономики ~ social worker школьный социальный работник ~ школа;
secondary (амер. high) school средняя школа;
higher school высшая школа secondary ~ средняя школа secondary: ~ средний( об образовании) ;
secondary school средняя школа special ~ специальная школа special ~ спецшкола summer ~ курс лекций в университете (во время летних каникул) Technical ~ техническая школа technical ~ техническая школа technical ~ техническое учебное заведение technical ~ техническое училище tec: tec разг. сокр. от technical school technical: ~ технический;
промышленный;
technical school (или institute) техническое училище ~ занятия в школе, уроки;
there will be no school today сегодня занятий не будет trade ~ производственная школа, ремесленное училище trade ~ школа торговли upper secondary ~ общеобразовательная школа старшей ступени vestibule ~ амер. производственная школа (при фабрике или заводе) veterinary ~ ветеринарная школа vocational ~ профессиональное училище vocational ~ ремесленное училище vocational ~ школа профессионального обучения vocational: vocational профессиональный;
vocational school ремесленное училище;
vocational training профессиональное обучение;
профессионально-техническое образование
Серебряный век русской поэзии. Символизм. «Старшие символисты»: Н.Минский, Д. Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, К Бальмонт, Ф.Сологуб. «Младосимволисты»: А.Белый, А.Блок, Вяч.Иванов.
Содержательный модуль №4. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ (14 часов)
17. Серебряный век русской поэзии. Символизм. «Старшие символисты»: Н.Минский, Д. Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, К Бальмонт, Ф.Сологуб. «Младосимволисты»: А.Белый, А.Блок, Вяч.Иванов.
План
А) Поэзия серебряного века: поэты, стихи, основные направления и особенности
Б) Символизм
В) Младшие символисты
А) Поэзия серебряного века: поэты, стихи, основные направления и особенности
На смену XIX столетию, ставшему периодом необычайного взлета отечественной культуры и грандиозных достижений во всех сферах искусства, пришел сложный, полный драматических событий и переломных моментов XX век. Золотой век общественной и художественной жизни сменился так называемым серебряным, породившим стремительное развитие русской литературы, поэзии и прозы в новых ярких течениях, а впоследствии ставшим отправной точкой ее падения. В этой статье мы сделаем акцент на поэзии серебряного века, рассмотрим ее отличительные черты, расскажем об основных направлениях, таких как символизм, акмеизм и футуризм, каждое из которых отличалось особой музыкой стиха и ярким выражением переживаний и чувств лирического героя. Поэзия серебряного века. Переломное время в русской культуре и искусстве Считается, что начало серебряного века русской литературы приходится на 80-90 гг. XIX в. В это время появляются работы многих замечательных поэтов: В. Брюсова, К. Рылеева, К. Бальмонта, И. Анненского — и писателей: Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Страна переживает нелегкие времена. В годы правления Александра I сначала происходит сильный патриотический подъем во время войны 1812 г., а после, в связи с резким изменением ранее либеральной политики царя, общество испытывает болезненную утрату иллюзий и тяжелые нравственные потери. Своего расцвета поэзия серебряного века достигает к 1915 г. Общественная жизнь и политическая обстановка характеризуются глубоким кризисом, неспокойной, кипящей атмосферой. Растут массовые выступления, происходит политизация жизни и одновременно укрепляется личностное самосознание. Общество осуществляет напряженные попытки найти новый идеал власти и социального строя. А поэты и писатели идут в ногу со временем, осваивая новые художественные формы и предлагая смелые идеи. Человеческая личность начинает осознаваться как единство многих начал: природного и социального, биологического и нравственного. В годы Февральской, Октябрьской революций и Гражданской войны поэзия серебряного века переживает кризис.Речь А. Блока «О назначении поэта» (11 февраля 1921 г.), произнесенная им в Доме литераторов на собрании по случаю 84 годовщины смерти А. Пушкина, становится заключительным аккордом серебряного века.
Характеристика литературы XIX — начала XX вв. Давайте рассмотрим особенности поэзии серебряного века.
Во-первых, одной из главных черт литературы того времени являлся огромный интерес к вечным темам: поиск смыла жизни отдельной личности и всего человечества в целом, загадки национального характера, истории страны, взаимовлияния мирского и духовного, взаимодействия человека и природы. Литература в конце XIX в. становится все более философской: авторы раскрывают темы войны, революции, личной трагедии человека, потерявшего в силу обстоятельств мир и внутреннюю гармонию. В произведениях писателей и поэтов рождается новый, смелый, неординарный, решительный и зачастую непредсказуемый герой, упорно преодолевающий все невзгоды и лишения. В большинстве работ пристальное внимание уделяется именно тому, как субъект через призму своего сознания воспринимает трагические общественные события.
Во-вторых, особенностью поэзии и прозы стал интенсивный поиск оригинальных художественных форм, а также средств выражения чувств и эмоций. Стихотворная форма и рифма играли особо важную роль. Многие авторы отказывались от классической подачи текста и изобретали новые приемы, например, В. Маяковский создал свою знаменитую «лесенку». Нередко авторы для достижения особого эффекта использовали речевые и языковые аномалии, фрагментарность, алогизмы и даже допускали орфографические ошибки.
В третьих, поэты серебряного века русской поэзии свободно экспериментировали с художественными возможностями слова. Стремясь выразить сложные, нередко противоречивые, «летучие» душевные порывы, сочинители стали по-новому относится к слову, стараясь в своих стихотворениях передавать тончайшие оттенки смыслов. Стандартные, шаблонные определения четких объективных предметов: любви, зла, семейных ценностей, нравственности — стали заменятся абстрактными психологическими описаниями. Точные понятия уступили место намекам и недосказанностям. Такая зыбкость, текучесть словесного значения достигалась посредством ярчайших метафор, которые часто стали строиться не на явном сходстве предметов или явлений, а на неочевидных признаках.
В-четвертых, характеризуется новыми способами передачи мыслей и чувств лирического героя поэзия серебряного века. Стихи многих авторов стали создаваться с использованием образов, мотивов различных культур, а также скрытых и явных цитат. К примеру, многие художники слова включали в свои творения сцены из греческих, римских и чуть позже славянских мифов и преданий. В произведениях И. Анненского, М. Цветаевой и В. Брюсова мифология используется для построения универсальных психологических моделей, позволяющих постигать человеческую личность, в частности ее духовную составляющую. Каждый поэт серебряного века ярко индивидуален. Можно легко понять, кому из них принадлежат те или иные стихи. Но все они старались сделать свои произведения более ощутимыми, живыми, полными красок, чтобы любой читатель смог прочувствовать каждое слово и строчку. Основные направления поэзии серебряного века.
Б) Символизм
Писатели и поэты, противопоставившие себя реализму, объявили о создании нового, современного искусства — модернизма. Насчитывается три основных литературных направления поэзии серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм. Каждое из них имело свои ярчайшие особенности. Символизм первоначально возник во Франции как протест против обыденного отображения реальности и недовольство буржуазной жизнью. Родоначальники этого направления, в том числе Ж. Морсас, считали, что лишь при помощи особого намека — символа, можно постичь тайны мироздания. В России символизм появился в начале 1890-х гг. Основоположником этого течения стал Д. С. Мережковский, который провозгласил в своей книге три основных постулата нового искусства: символизацию, мистическое содержание и «расширение художественной впечатлительности». Старшие и младшие символисты Первыми символистами, позднее названными старшими, стали В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минский и др. поэты. Их творчество часто характеризовалось резким отрицанием окружающей действительности. Они изображали реальную жизнь как скучную, безобразную и бессмысленную, стараясь передать тончайшие оттенки своих ощущений. Период с 1901 по 1904 гг. знаменует собой наступление новой вехи русской поэзии. Стихи символистов пропитываются революционным духом и предчувствием грядущих перемен.
В) Младшие символисты
Младшие символисты: А. Блок, В. Иванов, А. Белый — не отрицают мир, а утопически ждут его преображения, воспевая божественную красоту, любовь и женственность, которые обязательно изменят действительность. Именно с появлением на литературной арене младших символистов в литературу входит понятие символа. Поэты понимают его как многоаспектное слово, отражающее мир «неба», духовную сущность и в то же время «земное царство». Символизм в годы революции Поэзия русского серебряного века в 1905-1907 гг. претерпевает изменения. Большинство символистов, ориентируясь на происходящие в стране общественно-политические события, пересматривают свои взгляды на мир и красоту. Последняя теперь понимается как хаос борьбы. Поэты создают образы нового мира, который приходит на смену погибающему. В. Я. Брюсов создает стихотворение «Грядущие гунны», А. Блок — «Барка жизни», «Поднималась из тьмы погребов…» и др. Изменяется и символика. Теперь она обращается не к античному наследию, а к русскому фольклору, а также славянской мифологии. После революции происходит размежевание символистов, на желающих оберегать искусство от революционной стихии и, наоборот, активно интересующихся социальной борьбой. После 1907 г. споры символистов исчерпывают себя, на смену приходит подражание искусству прошлого. А с 1910 г. русский символизм переживает кризис, отчетливо отображая свою внутреннюю противоречивость. Акмеизм в русской поэзии В 1911 г. Н. С. Гумилев организовывает литературную группу — «Цех поэтов». В нее входили поэты С. Городецкий, О. Мандельштам, Г. Иванов и Г. Адамович. Это новое направление не отвергало окружающую действительность, а принимало реальность такой, какая она есть, утверждая ее ценность. «Цех поэтов» стал выпускать свой журнал «Гиперборей», а также печатать произведения в «Апполоне». Акмеизм, зародившись как литературная школа для поиска выхода из кризиса символизма, объединил очень разных по идейным и художественным установкам поэтов. Одним из наиболее известных авторов-акмеистов стала Анна Ахматова. Ее произведения были насыщенны любовными переживаниями и стали словно исповедью терзаемой страстями женской души. Особенности русского футуризма Серебряный век в русской поэзии породил еще одно интересное направление под названием «футуризм» (от лат. futurum, то есть «будущее»). Поиск новых художественных форм в произведениях братьев Н. и Д. Бурлюков, Н. С. Гончаровой, Н. Кульбина, М. В. Матюшина стали предпосылкой зарождения этого направления в России. В 1910 г. в печать вышел футуристический сборник «Садок судей», в котором были собраны произведения таких ярчайших поэтов, как В. В. Каменский, В. В. Хлебников, братья Бурлюки, Е. Гуро. Эти авторы составили ядро так называемых кубофутуристов. Позднее к ним примкнул В. Маяковский. В декабре 1912 г. вышел альманах — «Пощечина общественному вкусу». Стихи кубофутуристов «Бух лесиный», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», «Затычка» стали предметом многочисленных диспутов. Поначалу они воспринимались как способ раздразнить привычки читателя, но при более внимательном прочтении обнаруживались острое стремление показать новое видение мира и особая социальная вовлеченность. Антиэстетичность превращалась в неприятие бездушной, поддельной красоты, грубость выражений трансформировалась в глас толпы. Эгофутуристы Кроме кубофутуризма, возникло еще несколько течений, в том числе эгофутуризм, возглавляемый И. Северяниным. К нему примкнули такие поэты, как В. И. Гнездов, И. В. Игнатьев, К. Олимпов и др. Они создали издательство «Петербургский Глашатай», выпускали журналы и альманахи с оригинальными названиями: «Небокопы», «Орлы над пропастью», «Засахаре Кры» и т. д. Их стихи отличались экстравагантностью и часто были составлены из созданных ими самими слов. Кроме эгофутуристов, действовали еще две группы: «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров) и «Мезонин поэзии» (Р. Ивнев, С. М. Третьяков, В. Г. Шереневич). Вместо заключения Серебряный век русской поэзии был недолог, но объединил плеяду ярчайших, талантливых поэтов. У многих из них биографии сложились трагически, ведь волею судьбы им пришлось жить и творить в такое роковое для страны, переломное время революций и хаоса послереволюционных лет, гражданской войны, крушения надежд и возрождения. Многие поэты погибли после трагических событий (В. Хлебников, А. Блок), многие эмигрировали (К. Бальмонт, З. Гиппиус, И. Северянин, М. Цветаева), некоторые свели счеты с жизнью, были расстреляны или сгинули в сталинских лагерях. Но тем не менее все они успели внести огромный вклад в русскую культуру и обогатить ее своими выразительными, красочными, оригинальными произведениями.
Символизм в русской литературе 20 века — Общие темы
Конец века. Усиление эсхатологических настроений. Разрыв между традициями в культуре. Разочарование в социальных проблемах. Интерес к буддизму и восточной философии. Имморализм как поведенческая норма. Кризис поэзии. Даже отсутствие поэзии как таковой. Пустынность ландшафта поэзии. Не календарный, настоящий XX век с 1914 года.
Ни одно крупное произведение не может быть создано только личной волей творца. Необходима культурная почва.
Символизм — это не только литературное направление, это — мироощущение. Поэт может следовать только голосу сердца, дара, внутреннего зова. Нужно творить не искусство — нужно творить жизнь. Наступило время синтеза. В основании любого литературного направления лежит философия. В основании символизма — философия Платона и неоплатоников, мысль Платона о существовании идеального мира, только отблеск, которого доходит до нас. Тоска по нездешнему.
Характерные черты символизма:
1. Обращение к вечности.
2. Отсюда — восприятие социального как второстепенного. «Фабрика» А. Блока — стихотворение о жизни, которая кинута в пасть Молоху государства.
3. Имморализм. Особое человеческое состояние, когда в системе ценностей самая главная — наслаждение. У таких людей оно не может быть телесным. Культ страданий.
Рената в «Огненном ангеле». Нина Петровская (она — Брюсов-. Белый).
4. Тяга к силе, культ силы. «Ассаргадон» и другие у Брюсова.
5. Образованность. Мы уже не знаем языка, на котором они писали, среди «слов-сигналов» особую притягательную силу они ощущали в слове «гунны».
6. Соседство смерти и страсти. «Нюрнбергский палач» напечатан в альманахе «Сатанизм». Все началось в Петербурге, но было подхвачено в Москве и там-то развилось (Сборник «Русские символисты», 1896).
В Петербурге символизм имел характер религиозно-философский (Д. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, Д. Философов, Аскольдов).
Форму русскому символизму придал именно В. Я. Брюсов.
Органом русского символизма стал журнал «Весы» (1903 г.). Издательство «Скорпион» уже было, а самый близкий знак к Скорпиону — Весы. Издавал «Весы» Поляков, купец, знавший семь языков, переводивший Метерлинка.
В гостинице «Метрополь» помещалась редакция «Весов». Там были большой портрет 3. Н. Гиппиус в белом бальном платье, портреты Ф. Ницше, Ф. И. Достоевского, П. Верлена, Бодлера.
«Весы» — европейский журнал. Вел его В. Я. Брюсов, сотрудники — А. Белый, К. Бальмонт, поэт Каневский, Юрис Бальтрушайтис, художник — Бакст. В лучшие годы число подписчиков на «Весы» не превышало 9000. После того, как «Весы» закроют, сразу же будет открыт журнал «Аполлон» (1909 г.).
Старшие символисты были едины и непоколебимы. Они встречались в петербургских салонах 3. Гиппиус — («Дитя, потерянное всеми», — Н. Берберова) — и Д. Мережковского — прозаика значительнее, чем поэта, блистательного оратора, на «Башне» Вяч. Иванова — философа и поэта. Бывал там Ф. Сологуб — совершенно феноменальная личность. В его мире не было Солнца и Земли. Он жил на планете, которая называлась Майр, и была там звезда Ойле. На Земле давно царствует князь Тьмы. Всезастилающая тьма. Князь Тьмы несет растление. Даже смерть не возвышает. («Мелкий бес») Мизерикорди совершает убийства во имя любви. Сологуб своих героев (любимых) убивал. По словам Мандельштама, «он приучался действовать словами простыми, обкатанными, и в этом достиг величия искусства».
К 1910 году символизм победил: «крепость русской поэзии была занята символистами. Они вывесили свои флаги, штандарты, и тут-то их с двух сторон начали штурмовать два новых литературных направления: футуризм и акмеизм». Закон литературного развития: зарождение — стабилизация — имитация. «В 1910 году ясно обозначился кризис символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие — в акмеизм». Это естественная реакция на чрезмерную усложненность, метафорическую перегруженность символизма, при которой, по словам О.Э. Мандельштама «наблюдался страшный контрданс соответствий, вечное подмигивание. Роза кивает на девушку, девушка кивает на розу, никто не хочет быть самим собой».
Источник: Грачева И.С. Уроки русской литературы. Книга для учителей и учащихся. — СПб: «ВЕЛЕНЬ», 1993