Синонимы это 2 класс правило – Синонимы и антонимы — Учебник по Русскому языку 2 класс (Канакина, Горецкий)

Слова-синонимы (Программа «Школа XXI в.»). 2-й класс

Цель: знакомство со словами-синонимами.

Задачи:

  • создать условия для наблюдения за сходством и различием слов-синонимов;
  • учить детей распознавать синонимы;
  • развивать речь детей, память, познавательную активность, воспитывать культуру речи;
  • способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу во время выполнения заданий в парах, группах, умение уважительно относиться к позиции другого человека, справедливо оценивать работу другого, объяснять своё несогласие;
  • формировать основы учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011, карточки с заданиями для групповой, индивидуальной и дифференцированной работы, учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах), науч. ред. Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф., Архангельск, Поморский университет, 2010.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие, эмоциональный настрой на урок.

2. Чистописание

а ш м г и

– Разделите все буквы на группы.

Возможные варианты:

 и  а        ш   м   гбуквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
ш  и        м    а   гиспользование элементов написания букв,
а   и        м   г           шбуквы, обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и буква, обозначающая глухой согласный звук, являющийся всегда твёрдым.  

Запись: Шш Шш

Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где слышали слово «кичка»? Обращение к словарю, уточнение лексического значения слова.

– Какие буквы пропущены? Докажите.

Самооценка работы.

Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой согласный в корне слова».

– Что можете сказать об этих словах? (Найти сходство, различие слов).

3. Словарная работа. Актуализация знаний

М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов, запишите.

4. Определение учебной задачи

Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.

Тексты для 1 группы:

  1. Строители возвели новый дом. Красивое здание расположено на центральной улице города. Это жилище предназначено для рабочих крупного завода. Людям очень нравится новая постройка.
  2. Строители возвели новый дом. Красивый дом расположен на центральной улице города. Этот дом предназначен для рабочих крупного завода. Людям очень нравится новый дом.

Тексты для 2 группы:

  1. С самого утра во дворе слышны весёлые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.
  2. С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

Тексты для 3 группы:

  1. В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник превратил кролика в собаку. Потом маг заставил исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши.
  2. В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник превратил кролика в собаку. Потом волшебник заставил исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось выступление волшебника. Они громко хлопали в ладоши.

Задание группам: сравните тексты.

– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты различаются. Проанализируйте слова.

Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.

– Что можете сказать про эти слова? Сравните их. Что объединяет эти слова?

Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.

– Что вы хотели бы  узнать про такие слова? (Как называются эти слова? Чем похожи и отличаются такие слова?)
– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться находить их в предложениях, текстах).

5. Формулирование темы урока

– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем. Помогите подобрать слова, близкие по значению к данным:

Скорый        –             быстрый
Притворный  –          лживый
Прекрасный  –           чудес

ный
Огромный    –             большой
Мощный  –                 сильный
Занимательный –      интересный
Отважный   –            смелый
Сообразительный –   умный

Синонимы.

6. Работа над правилом.

– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова, близкие по значению, отвечающие на один вопрос).
– Проверим, как сформулировали правило авторы учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».

7. Работа со словарями

Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И. Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение, совпадающее или близкое по значению с другим словом, выражением».

(С.И. Ожегов)
Синоним  (лингв.) – слово, отличающееся от другого по звуковой форме, но совпадающее, сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые словари русского языка).

8. Первичное закрепление. Работа в парах

– Среди группы слов попробуйте найти слова-синонимы. Выпишите их в строчку.

  • Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
  • Маленькая, огромная, крошечная, малюсенькая, небольшая.
  • Охранять, караулить, сторожить, лаять,
    стеречь.
  • Отдых, труд, дело, работа.
  • Победить, одолеть, драка, разгромить, разбить.
  • Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар.
  • Жаркий, горячий, целый, жгучий, знойный.

– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они близки по значению и отвечают на один и тот же вопрос)

Проверка – назвать лишние слова, которые не выписали.

Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый

9. Физпауза

10. Фронтальная работа. Использование регионального компонента.

– У каждого народа, в каждой местности свои языковые особенности. На народов севера  тоже есть такие особенности.
– Прочитайте слова.

Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.

– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать синоним из этой группы слов.

Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко, красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )

11. Работа по учебнику. Наблюдение за значением слов-синонимов с опорой на рисунки.

Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов по одному подходящему к каждому рисунку. Составить предложения по картинкам.

Маша задула

свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.

– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы объединены близостью, схожестью значения, но различаются тем, что не могут одинаково сочетаться с другими словами, они называют схожие, но не одинаковые действия)

Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати внимание».

12. Самостоятельна работа

Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с предварительным разбором.

Домашнее задание: учебник  с. 43, № 3.

13. Дифференцированная работа. (Карточки)

Соединить стрелками слова-синонимы:

14. Итог урока

– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их? Тест.

1. Сегодня мы познакомились со словами, которые называются …

а) омонимы
б) синонимы
в) омографы

2. Синонимы близки …

а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению

3. Синонимы отвечают …

а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»

4. Найди группу синонимов:

а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный

5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий, безмолвный, смирный:

а) спокойный


б) шумный
в) быстрый

15. Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке.

– Сегодня на уроке вы старались, вкладывали все силы, прилежно трудились.
– Вы поработали хорошо, отлично, славно, здорово.
– Я довольна, удовлетворена вашей работой, трудом, делом.

– Спасибо!

Список литературы:

  1. «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам,  авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.: Вентана-Граф,2011.
  3. Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах), науч. ред. Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф., Архангельск, Поморский университет, 2010.

urok.1sept.ru

Что такое синонимы? 2 класс

Тема урока: Что такое синонимы?

Цели урока: создать мотивацию на совместную работу,  условия для использования понятия синонимы, формирования умения работать со словарём антонимов-синонимов, находить их в тексте, подбирать к словам синонимы; способствовать развитию умения анализировать пословицы; развивать творческие способности.

Планируемые результаты:

Предметные – овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Личностные – проявляют навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

УУД (метапредметные):

Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословицы;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Основное содержание темы, понятия и термины: синонимы. Словарь антонимов и синонимов. Пословицы. Развитие речи.

Образовательные ресурсы: словари антонимов и синонимов; электронное приложение к учебнику «Русский язык», 2 класс В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого.

Ход урока

I. Организационный момент

  1. Актуализация знаний

  1. Минутка чистописания

Н н

на ни ну

  1. Орфографическая минутка

(На доске запись.)

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели и теплые страны.

— Определите, сколько предложений в тексте. Запишите текст, правильно оформляя начало и конец предложений.

— В первом и третьем предложениях подчеркните основу предложений. (Основы предложений: осень пришла, птицы улетели.)

— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (Пришла.)

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте еще раз первое предложение. Каким словом можно заменить слово пришла? (Наступила, настала, на­чалась.)

У слов наступила, началась, пришла близкие значения. Сего­дня мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых Плизкие лексические значения.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 52, прочитайте тему урока. (Что

такое синонимы ?) ~ Кто уже может ответить на этот вопрос? (Синонимы — это

слова с близким лексическим значением.) Упр. 66 (с. 52).

— Прочитайте. Какие слова обозначают одно и то же? (Родник, ключ.)

— Одинаково или по-разному они произносятся? (По-разному.)

— Запишите слова ключ, родник, источник. Слова разные по написанию, но близкие по смыслу называ­ются синонимами. Мы записали синонимы.

— Повторите это слово хором. Посмотрите, как записать его

грамотно.

В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь.)

— У нас в учебнике словарь синонимов есть на с. 141. Открой­те его, посмотрите, какие слова в нем записаны.

V. Физкультминутка

Видим, скачут по опушке

Дне веселые лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгать с пятки на носок.

VI. Закрепление изученного материала Упр. 67 (с. 53).

— Объясните значение выделенных слов. (Родина — место, где человек родился; мир — отсутствие войны; ловкий — об­ладающий физической сноровкой; разговаривать — общаться с кем-либо.)

— Выполните письменное задание. (Дети списывают любую группу слов.)

— Поставьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные. Упр. 68 (с. 53).

— Являются ли слова каждой пары синонимами? (Да. Это слова разные по написанию, но близкие по смыслу.}

— Синонимы близки по смыслу, но все же немного отлича­ются друг от друга по значению. Назовите отличия в лек­сическом значении слов каждой пары. (Рисунок — это то, что нарисовали; узор — это рисунок, являющийся сочетани­ем линий, красок, теней; мчаться — очень быстро бежать; алый — ярко-красный цвет.)

Упр. 69 (с. 53),

— Прочитайте стихотворение. Какой вы представили себе осинку? (Мерзнущую, ей очень холодно.)

— Как автор это показал? (Он использовал синонимы зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)

— Прочитайте стихотворение еще раз и представьте картину, описанную Ириной Токмаковой.

— Почему осину автор называет осинкой? (Это ласковое слово, автор жалеет ее.)

— Кто видел, как осинка дрожит на ветру? (У осинки длинный че-реноку листа, и от небольшого ветра она дрожит, трепещет.)

— Какие слова говорят о том, что она сильно мерзнет? (Сты­нет на солнышке и в жару.)

— Прочитайте стихотворение так, как оно записано, — орфо­графически.

— Какие знакомые орфограммы встретились?

— Проговорите стихотворение соседу и послушайте его.

— А теперь проговорим стихотворение хором.

— Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните синонимы. (Проверка. Взаимопроверка.)

— Оцените товарища.

«!» — молодец, все написал правильно.

«+» — есть перестановка слов или 1—2 ошибки.

«-» — много ошибок, будь внимательнее.

VII. Рефлексия Карточка

Соедини синонимы.

неразговорчивый отважный

неудачный алчный

несложный чудесный

жадный молчаливый

смелый ошибочный

прекрасный простой

(Самопроверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «светофора».)

VIII. Подведение итогов урока

Какой новый термин узнали на уроке? (Синонимы.) ~ Какие слова называют синонимами? (Разные по написанию и близкие по смыслу.)

— Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы? (Речь становится более точной, эмоциональной.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 70 (с. 54).

infourok.ru

Урок русского языка по теме «Слова-синонимы» (2 класс)

Тема урока: «Слова-синонимы».

Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.

Задачи:

обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений;

развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку. Планируемые результаты:

личностные: формировать интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально, в паре и группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.\

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, группах, коллективная.

Оборудование: презентация, компьютер, раздаточный материал.

Базовый учебник:Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И. Русский язык: 2 класс в 2 ч.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Вентана-Граф, 2015.

Ход урока

1.Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

— Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

2.Введение в тему урока.

Язык и стар и вечно нов!

И это так прекрасно:

В огромном море – море слов

Купаться ежечасно!

— Сегодня на уроке мы попробуем окунуться в бездонное море слов.

Предлагаю вам загадку,

Чтоб пошло все по порядку.

Если буду я молчать,

Как вы сможете меня понять?

А выручить меня готово

Любимое родное….(слово).

-А для чего служат слова? Что они обозначают? (Называют понятия, обозначают предметы, признаки, действия).

-Давайте вспомним: как называется раздел русского языка, изучающий его состав?(Лексика).

-Обратите внимание на слайд. Среди букв спряталось слово, давайте найдем его и вы узнаете тему сегодняшнего урока. (На слайде: КЛЮЬСИНОНИМЫПРТЪВ)

3. Формулировка темы и задач урока.

Правильно, синонимы. Значит так звучит тема нашего урока. Это слово для нас незнакомо. Давайте попробуем предположить: на какие вопросы мы сможем ответить в течение урока. На слайде: Какие слова называются синонимами?

Какие сказки сочинил А. С. Пушкин?

Какой частью речи могут быть синонимы?

Какое предложение называется повествовательным?

Для чего нужны синонимы?

-Посовещайтесь в паре или группе и выберите нужные вопросы. Прочитаем их еще раз. Это и есть задачи нашего урока.

4.Работа над новым материалом.

-Разобраться во всем нам поможет учебник. Откроем его и заглянем в рубрику «Давай подумаем».

-Прочитайте и сравните два текста. Пометьте карандашом те слова, которыми эти тексты различаются.(Работать можно в паре или группе). На слайде появляются слова: Малыши, ребята, дети, детвора.

-Что обозначают эти слова?

-На какой вопрос отвечают?

-Близки ли эти слова по значению?

-Какой текст показался вам более выразительным?

Вывод: об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения. Как называются эти слова?

(синонимы)

5. Работа со словарями.

-Давайте больше узнаем о синонимах, в этом нам поможет учебник. Где еще мы можем прочитать о синонимах? (В словарях и справочниках).

Чтение определения в учебнике, словаре Ожегова, Ушакова.

-Откуда пришло в наш язык это слово? Заглянем в этимологический словарь и послушаем сообщение, которое подготовила моя помощница:

 Слово «Синонимы» образовалось от греческого слова sinоnimos — «одинаковый, одноимённый». По-гречески часть «ним» означает «имя» Греческая приставка СИН — (СИМ) встречается во многих словах: симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др.  Она очень крепко срослась с корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения – «общность, совместимость»

6.Работа над понятиями «синонимы».

Я предлагаю снова поработать в парах и выполнить задание «Найди друга». Перед вами конверты с карточками-словами, разного цвета. Составьте пары близких по значению слов.

К -1(зеленый цвет)

Темнота, отметка, дом, школа.

Здание, весна, оценка, сумерки.

К какой части речи относятся слова?

Какие слова «лишние»? Почему?

К-2. (желтый цвет)

Скорый, аккуратный, трудолюбивый.

Работящий, быстрый, опрятный, ленивый, медленный.

К какой части речи относятся слова?

Какие слова «лишние»? Почему?

К- 3. (красный цвет)

Говорить, спешить, прыгать.

Прыгун, разговориться, молвить, скакать, торопиться.

Какие слова «лишние»? Почему?

К какой части речи относятся пары синонимов?

Вывод: синонимы – это слова одной и той же части речи, близкие по значению.

7. Игра «Лови – назови».

Я вам называю слово, а вы подбираете синоним и бросаете мне мяч обратно.

Огонь-…, шалун — …, конница — …, помидор — …, смеяться — …, плакать — ….

Всегда ли легко подбирать синонимы? Для этого существует словарь синонимов. Знакомство со словарем. Сколько может быть синонимов у слова?

8.Наблюдение за синонимами в предложении и тексте.

Прочитайте стихотворение: Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –

-Найдите синонимы. К какой части речи они относятся? Чем отличаются эти слова как природные явления? (Силой ветра). Каково общее значение этих слов? (Ветер, вихрь со снегом) Чем различаются слова? (Оттенками лексического значения)

Слова-синонимы живут в словарях, предложениях и тексте. Давайте понаблюдаем за ними, выполнив задания. Работа в группах, парах и индивидуально.

1) Индивидуальное задание( учащийся выполняет у доски): найти синонимы к словам из слов правого столбика:

                     трус                                                                          храбрый
                     хвастун                                                                    честный
Враг            противник                                 Смелый                мудрый
                     болтун                                                                      добрый
                     неприятель                                                              отважный


2)Задания для работы в парах: Выбери из скобок пропущенные слова, запиши их в нужной форме. Объясни свой выбор. (Зеленые свитки)

Прочитай текст. Выпиши синонимы. Устно попробуй определить их общее значение. (Желтые свитки)

3)Задания для работы в группах:

I группа. Прочитайте текст. Найдите синонимы. Выпишите их в порядке усиления действия.

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

— Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

— И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

II группа. Соотнесите картинки со словами. Составьте коллаж. Устно продолжите синонимичный ряд.( Дом, хата, изба, терем, вилла, здание….)

III группа. Реши кроссворд.

е

м

ж

ч

о

с

а

а

р

д

м

р

л

о

у

е

к

ь

г

з

ш

у

л

с

и

н

о

н

и

м

ы

ы

й

ы

л

ы

с

н

й

р

й

у

й

т

ы

о

б

ы

й

й

о

й

й

1.Мокрый, влажный.

2. Знойный, жгучий, палящий.

3. Грустный, тоскливый.

4. Небесный, лазурный.

5. Холодный, ледяной, студёный.

6. Ароматный, пахучий.

7. Неглупый, разумный.

8. Мужественный, отважный, храбрый

Вывод: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее

9.Закрепление пройденного. Просмотр видеоролика.

10.Самостоятельная работа. Задание по выбору.

-Перед вами листы с заданиями. Каждое задание отмечено цветом. Вы выбираете ту дорожку, на которой будете чувствовать себя комфортно.

Зеленая дорожка. Найди лишнее слово. Зачеркни.

  1. Радостный, весёлый, вежливый

  2. Малыши, дети, мальчик, детвора

  3. Лошадь, животное, конь, жеребец

4. Друг, товарищ, приятель, сосед

Желтая дорожка.

Подбери как можно больше синонимов к словам:

Мечта-….

Большой — …

Грустить — …

Красная дорожка.

Задание: даны русские пословицы и пословицы других стран. Найти пословицы, близкие по смыслу.

Язык до Киева доведёт (русская)
Тот не заблудится, кто спрашивает (финская)
Хорошую речь, хорошо и слушать (русская)
Неторопливый слон чаще достигнет цели, чем резвый жеребец (вьетнамская)
Тише едешь, дальше будешь (русская)
Не потопаешь, не полопаешь (русская)
11.Подведение итогов урока
— Интересно ли было вам окунуться в мир синонимов? Какую практическую пользу вы извлекли из нашей работы?

Наше погружение в море слов завершается. Давайте проверим, нашли ли мы ответы на вопросы, поставленные в начале урока.

Мы познакомились с новыми словами, а живут они в большом море слов под названием ….лексика (хором).
А завершим урок словами из стихотворения поэта Н. Рыленкова.
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, —
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками.

И сколько отдал им душевной теплоты.

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку, 2 класс, что такое синонимы

Тема урока: Что такое синонимы?

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель:

Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи;

Задачи:

Сформировать умение называть признаки синонимов;

• наблюдать за использованием синонимов;

• расширить словарный запас обучающихся.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия;

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.

Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.

Ход урока:

1. Оргмомент.

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок

Будем грамотно писать

На вопросы отвечать!

Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Поэтому приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.

2. Каллиграфическая минутка:

— Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме

в тетрадях прописано слово для показа дорога

— Напишите красиво по образцу.

— Прошу вас оформить запись начала урока.(число, классная работа)

3. Словарная работа.

Карандаш, ягода, рисунок, прощай, береза, яблоко, …..ОСИНА.

Я вам предлагаю рассмотреть дерево и прочитать, как оно называется? (осина) Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как правильно его нужно писать?

— Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О.

— Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание, подчеркнем букву О.

Назовите лексическое значение слова «осина». Что это такое?? (лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой).

4. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы

Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (На доске запись)

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.

Какие? ( Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны. )

— Молодцы, запишите это предложение в тетрадь и подчеркните основу. (опрос учащегося)

— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)

— Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).

— А кто знает, как называются эти слова?

Дети предлагают разные варианты.

— Ребята, а почему все называют разные ответы?

Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.

— Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?

Дети: со словами с близким значением.

5. Тема урока.

Откройте учебник на стр 52. Найдите название темы нашего урока — Тема нашего урока «Что такое синонимы?».

— Ребята, чему мы должны научиться на уроке?

  • Узнаем, что такое синонимы.

  • Будем их сравнивать, подбирать.

  • Будем учиться использовать их в речи.

Давайте больше узнаем о синонимах.

В этом нам поможет учебник (правило)

— Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)

— Какие два момента вы должны уяснить?

Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по — разному.

Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу

Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».

6.А для чего нужны синонимы? Я вам предлагаю прочитать два текста. На листочках, и на стр. 53, упр. 69. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? -Какими словами синонимами заменили слово зябнет?

1. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

2. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

Запишите это стихотворение в тетрадь. Подчеркните слова, близкие по значению. Что они обозначают?

7. Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)

(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)

8. Физминутка.

Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая —

Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой — вперёд,

А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)

9. Закрепление изученного.

1.— Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.

— Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)

2. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.

Игра «Объясни словечко»

Попробуйте подобрать синонимы , которыми можно объяснить значение слов

(на доске)

Мокрый – влажный

Луна – месяц

Лгать – обманывать

Зелёный – изумрудный

— Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)

Найдите словарь синонимов на стр. 141

С помощью словаря запишите синонимы к слову : ветер, дивный и третье слово выберите сами. Проверка

3.Работа в группах по карточкам

Игра «Составь пары слов»

Проверка .

10. Самостоятельная работа. Тест.

— А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.

1. Отметь галочкой синоним к слову красный

  • алый

  • красавец

  • красота

2. Отметь галочкой синоним к слову бежать

  • сидеть

  • мчаться

  • лежать

3. Отметь галочкой синоним к слову друг.

  • ученик

  • дети

  • приятель

11. Домашнее задание:

С. 54 Упр. 70

12. Рефлексия.

— Вы сегодня все хорошо поработали! Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами?

Красный билетик – вам все удавалось на уроке!

Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.

Голубой – если у вас не все получилось.

13. Итог урока.

Какой была тема нашего урока? Что такое синонимы?

Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок

infourok.ru

«Что такое синонимы?» — Начальные классы

Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»

проведенного во 2 «А» группе ГБПОУ РО «ЗернПК»

Цель урока: познакомить с термином синоним, пополнять словарный запас учащихся.

Направленные на достижение личностных результатов:

Направленные на достижение метапредметных результатов:

Направленные на достижение предметных результатов:

Материалы для учащихся: учебник, тетрадь, пенал.

Материалы для учителя: учебник, технологическая карта, презентация.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Методы

1.Мотивация к учебной деятельности

(Организационный этап)

Приветствую детей, провожу психологический настрой.

Всем! Всем! Добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Ребята, нам предстоит сложная работа. Я верю в вас. Я знаю, что у нас все получится!

-Откройте тетради. Запишите число и классная работа. Сегодня 23 мая.

Приветствуют учителя.

Слушают.

Списывают с доски по образцу.

ЛУУД:

Развитие навыков сотрудничества с учителем.

Психологический тренинг

2.Актуализация опорных знаний

Организую самостоятельную работу с экрана.

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.

Определите сколько предложений в тексте. Запишите текст, правильно оформляя начало и конец предложений.

— в 1 и в 3 подчеркните основу предложений.

— какое слово употреблено в переносном значении?

Выполняют самостоятельную работу. Списывают предложение.

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.

— В этом тексте 3 предложения.

Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в теплые страны.

-В переносном значении употреблено слово пришла.

РУУД:

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Практическая работа

3.Организация познавательной деятельности. Целеполагание.

-Прочитайте еще раз первое предложение.

-Каким словом можно заменить слово пришла?

-У слов начала, началась и пришла близкие значения? Ребята, а как вы думаете, какая темя нашего урока?

— Какую цель мы перед собой поставим?

Дети читают первое предложение. Отвечают на вопрос учителя Слово пришла можно заменить словом началась.

Отвечают на вопросы учителя: слова близкие по значению, тема урока будет о близких словах по значению

Цель – узнать, как правильно называются эти слова.

КУУД:

Строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

Беседа

3.2. Открытие нового знания.

Организую работу с учебником.

-Откройте учебник на с.52 и прочитайте правило в желтой рамке.

-Кто может ответить на вопрос, что такое синонимы?

Работают с учебником.

Читают правило в желтой рамке.

Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по написанию.

ПУУД:

Работать с информацией, представленной в разных формах, под руководством учителя и самостоятельно.

Работа с книгой

3.3. Первичное закрепление.

Организует работу с учебником над упр.66 с.52.

-Прочитайте задание.

-Какие слова обозначают одно и то же?

-Одинаково или по-разному они произносятся? Запишите эти слова.

-Ребята, повторите, пожалуйста, как называются слова близкие по значению, но разные по написанию?

-А вы знаете, что в русском языке существует словарь синонимов (показываю).

-У нас в учебнике тоже есть словарь синонимов на с.141. Откройте его, посмотрите, какие слова там записаны. Запишите любую группу синонимов.

Работают с учебником.

Читают задание.

-Родник, ключ

-Слова произносятся по-разному.

Записывают слова в тетрадь.

Отвечают на вопрос: Синонимы.

Рассматривают словарь. Записывают в тетради любую группу синонимов.

ПУУД:

Анализ объектов по выделенным признакам

ПУУД:

Пользоваться словарями и справочным материалом учебника

Беседа

Упражнение

Физкультминутка

3.4.Самостоятельная работа

Организует работу над упр.69 с.53

-Прочитайте стихотворение. Какой вы представили себе осинку?

— Как автор это показал?

-Выучите стихотворение. А теперь проговорим его хором.

-Запишите стихотворение по памяти, подчеркивая синонимы.

Организует самопроверку и самооценку.

Читают стихотворение:

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

-Мерзнущей, ей очень холодно.

— Он использовал синонимы: зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.

Называют знакомые орфограммы.

Заучивают стихотворение, проговаривают хором.

Записывают стихотворение по памяти. Выполняют самопроверку.

РУУД:

Оценивание качества и уровня усвоения материала

Метод самопроверки.

Письмо по памяти

3.5.Повторение и включение в систему знаний.

Организует дидактические игры по теме.

Соедини синонимы (на экране)

НЕРАЗГОВОРЧИВЫЙ

НЕСЛОЖНЫЙ

СМЕЛЫЙ

ПРЕКРАСНЫЙ

ОТВАЖНЫЙ

ЧУДЕСНЫЙ

МОЛЧАЛИВЫЙ

ПРОСТОЙ

Подбери как можно больше синонимов к слову:

Дом, весёлый, красивый.

Играют в дидактические игры.

Соединяют слова.

НЕРАЗГОВОРЧИВЫЙ

МОЛЧАЛИВЫЙ

НЕСЛОЖНЫЙ

ПРОСТОЙ

СМЕЛЫЙ

ОТВАЖНЫЙ

ПРЕКРАСНЫЙ

ЧУДЕСНЫЙ

Подбирают синонимы

Дом: избушка, хата, замок.

Веселый: радостный, праздничный.

Красивый: прекрасный, чудесный.

ЛУУД:

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьных действий и принятие образца «хорошего ученика»

Игровой метод

4. Рефлексия

Организует самооценку учебной работы детей по «Лесенке успеха».

Прочитайте записи под ступеньками, нарисуйте человечка на ступеньке, где вы сейчас находитесь.

Поднимите руку те, кто на 1 ступени, кто на 2, кто на 3.

Работают с лесенкой успеха.

Тему понял, могу рассказать другому

Тему понял, но есть вопросы

Тему не понял

РУУД:

Оценивание качества и уровня усвоения материала

Самооценка

Домашнее задание

Организует запись домашнего задания в дневник с доски. Проводит инструктаж.

Записывают домашнее задание в дневники.

Упр.70 с.54

multiurok.ru

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: «Что такое синонимы».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 6»

 г. Сергиев Посад

ОТКРЫТЫЙ УРОК

во 2 «А» классе

на тему

«Что такое синонимы».

        

Провела: учитель начальных классов

 Сорокина Н.В.

6 октября 2015 г.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель:

Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи;

Задачи:

• Сформировать умение называть признаки синонимов;

• наблюдать за использованием синонимов;

• расширить словарный запас учащихся.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия;

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.

Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П.  Канакина  для 2 класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.

Ход урока:

1. Орг. момент.

— Здравствуйте, ребята!

— Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час.

Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка.

— Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме

— Перед работой разогреем пальчики

Пальчиковая разминка

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Будет все у нас в порядке,

Если делаешь зарядку.

— Прошу вас оформить запись начала урока (число, классная работа).

— С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)

— Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.

— А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).

2. Каллиграфическая минутка: на доске запись С с Ос си

— Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы видите? (буквы и соединения)

Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.

— Произнесите звуки, которые обозначает буква С

— Что вы о них можете рассказать?

— Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?

— Напишите красиво по образцу.

3. Словарная работа.

Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как правильно его нужно писать?

— Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О.

— Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание (осина).

— Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина». Что это такое?? (лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой).

— Как назвать её по-другому? (осинка)

Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)

Запишите все слова и подчеркните букву.

4. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы

Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (На доске запись)

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.

Какие? ( Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.)

(Дети по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)

— Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у доски)

— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)

— Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).

— А кто знает, как называются эти слова?

Дети предлагают разные варианты.

— Ребята, а почему все называют разные ответы?

Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.

— Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?

Дети: со словами с близким значением.

Следующее исследование узнать, как называются слова с близким или одинаковым значением.

5. Тема урока.

Откройте содержание учебника стр. 52. Найдите название темы нашего урока — Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом нашего исследования.

— Ребята, чему мы должны научиться на уроке?

  • Узнаем, что такое синонимы.
  • Будем их сравнивать, подбирать.
  • Будем учиться использовать их в речи.

— Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.

В этом нам поможет учебник

Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.

— Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)

— Какие два момента вы должны уяснить?

Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по — разному.

Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу.

— Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».

6. — А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?

1. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

2. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

— Кто готов, поднимите руку.

-Какими словами — синонимами заменили слово зябнет?

— Запишите эти слова в тетрадь. Проверка

— Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?

7. -Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)

(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)

8. Физминутка.

— Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.

Человек

9. Закрепление изученного.

1.- Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.

— Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)

2. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.

Игра «Объясни словечко»

Попробуйте подобрать синонимы , которыми можно объяснить значение слов

Мокрый – сырой

Луна – месяц

Лгать – обманывать

Зелёный – изумрудный ?

— Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)

Найдите словарь синонимов на стр. 141

С помощью словаря запишите синонимы к слову : ветер, дивный и третье слово выберите сами. Проверка

3. Игра «Найди пару»

Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин, крепкий, оборонять, носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать, храбрый.

Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары слов, которые у вас получились.

4.Помогите братьям лосям спуститься на землю (электронное приложение)

5.Работа в группах по карточкам

Игра «Составь пары слов»

Мороз                              золотой

Жёлтый                            озорник

Пламя                               квакушка

Печаль                             грусть

Блестеть                           огонь

Шалун                              холод

Лягушка                           сверкать

Проверка на интерактивной доске. Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте !,кто ошибся один или два раза +, кто больше —

10. Самостоятельная работа. Тест.

— А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.

1. Отметь галочкой синоним к слову красный

  • алый
  • красавец
  • красота

2. Отметь галочкой синоним к слову бежать

  • сидеть
  • мчаться
  • лежать

3. Отметь галочкой синоним к слову друг.

  • ученик
  • дети
  • приятель

(Самопроверка с интерактивной доски)

11. Домашнее задание:

— Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? С. 54 Упр. 70

12. Рефлексия.

— Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!

— Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами

Красный билетик – вам все удавалось на уроке!

Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.

Голубой – если у вас не все получилось…

13. Оценивание.

14. Итог урока.

Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.

nsportal.ru

Синонимы и антонимы. (упр. 38-45) Канакина Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

38

Прочитайте.

_______________- это слова, близкие по значению.

  • Впишите пропущенное слово. Обозначьте в словах ударение.

Сино́нимы — э́то слова́, бли́зкие по́ значе́нию.

39

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Соедините линией синонимы.

Родина дети
прощай Отечество
ребята узор
рисунок до свидания
дорога скоро
работа путь
быстро ураган
ветер труд

Соединяем:

Родина – Отечество
прощай – до свидания
ребята – дети
рисунок – узор
дорога – путь
работа – труд
быстро – скоро
ветер – ураган

• Устно составьте предложение с одним из слов.

Мама каждое утро уходит на работу.
Ребята играли в песочнице.
Я нарисовал рисунок.

40

Прочитайте.

огонь озорник блестеть мороз печаль шалун квакушка пламя золотой холод жёлтый лягушка сверкать грусть

• Составьте пары слов, близких по значению. Запишите синонимы по образцу.

Моро́з — хо́лод
Ого́нь — пла́мя
Озорни́к — шалу́н
Блесте́ть — сверка́ть
Печа́ль — гру́сть
Кваку́шка – лягу́шка
Золото́й – жё́лтый

41

Прочитайте.

 ______________- это противоположные по смыслу слова.

• Впишите пропущенное слово. Обозначьте в словах ударение.

Анто́нимы – э́то противополо́жные по́ смы́слу слова́.

42

Прочитайте диалог выразительно.

Мама, этот большой кусок торта ты оставила для Оли?
Нет, для тебя.
Такой маленький кусочек?!

• Какой знак пропущен? Поставьте его.

Пропущено тире, так как это диалог.

• Почему один и тот же кусок торта мальчик назвал и большим, и маленьким?
Потому что мальчик пожадничал, считает, что для сестры это большой кусок, которым она могла бы поделиться с ним, а для него он маленький, так как он делиться не хочет.

• Найдите в предложениях антонимы, подчеркните их. Подберите к каждому антониму синонимы.

Большой – огромный, крупный, громадный.
Маленький – крошечный, миниатюрный.

43

Прочитайте. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова.

Готовь сани летом, а телегу .
Вместе тесно, а врозь_____.
Думай медленно, а работай __.

Готовь сани летом, а телегу зимой.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Думай медленно, а работай быстро.

• Почему так говорят? Подчеркните в предложениях антонимы.

Готовь сани летом, а телегу зимой. Говорят, чтобы напомнить, что к важному делу нужно готовиться тщательно и заранее.
Вместе тесно, а врозь скучно. Говорят, когда люди часто ссорятся, спорят, а в разлуке скучают друг без друга.
Думай медленно, а работай быстро. Так говорят, когда хотят напомнить, что работу нужно делать энергично, заранее всё хорошо продумав.

44

Прочитайте. На каком уроке вы часто употребляете эти слова?

сумма плюс
меньше вычитание
сложение больше
минус разность

Часто употребляем эти слова на уроке математики.

• Обозначьте в словах ударение. Соедините линиями слова-антонимы.

Соединяем:

Су́мма – ра́зность
Ме́ньше – бо́льше
Сложе́ние – вычита́ние
Ми́нус — плю́с

45

Заполните «ящички» антонимами.

Что? Какой?

утро вечер добрый злой
ночь день тихий громкий
радость грусть новый старый
лето зима сильный слабый

Назад к содержанию

Похожее

pushkinsdelal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о