Слова с безударной в корне я – «Безударные гласные е,и,я в корне слова»

«Безударные гласные е,и,я в корне слова»

Тема урока: «Безударные гласные е,и,я в корне слова»

Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нем 7 лепестков: желтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зеленый, розовый. Середина цветка — оранжевая. На стебле листик светло-зеленого цвета.

Тематическое оформление доски Согласно исследованиям В.Ф. Базарнова тематическое оформление доски способствует улучшению восприятия и запоминания учебного материала. В верхней центральной части доски помещается дата, классная работа. В нижней части доски — солнышко и облачко.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.  Формирование психологического настроя на предстоящий урок

Прозвенел звонок веселый. 
Всех зовет он на урок. 
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок. 

Прикрыли глазки и мысленно сказали: “На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё видят. Уши чутко слушают и всё слышат. Голова хорошо работает”.

— Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок!

Наш урок будет похож на сказку,
Нам без знаний никуда.
Взяв с собой тетрадь, учебник,

ручку и указку

Отправляемся туда.
Итак, готовы вы отправиться в сказку?

2. Отгадывание загадки. Формулирование темы урока и повторение изученного

Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?

слайд №1

Отгадывают загадку

Буратино

Почему некоторые слова пишутся не так, как произносятся? Как называется эта орфограмма?

«Безударные гласные в корне слова»

Какое правило вы должны знать, чтобы не допустить ошибки?

Кто догадался и может сформулировать тему урока?

Тема урока «Безударные гласные в корне слова»

Как нужно проверять безударные гласные в корне слова?

Чтобы правильно обозначать безударные гласные в корне слова, нужно проверять их ударением. Для этого необходимо изменить слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением (например, сосна-сосны, стена-стенка)

3. Минутка чистописания

— Прежде чем мы запишем число и классную работу в тетрадь, давайте разогреем наши пальчики, выполнив пальчиковую гимнастику. — А теперь откроем тетради, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме, запишем дату, классная работа.

Какая буква спрятана в облачке? Учитель переворачивает облачко обратной стороной, на которой написаны сочетания букв Бб бб

В облачке спряталась буква  Бб бб

Этот пальчик — маленький (массируем мизинчик).

Этот пальчик — слабенький (безымянный).

Этот пальчик — длинненький (средний).

Этот пальчик — сильненький (указательный).

Этот пальчик — большачок (большой).

А все вместе — кулачок (сжимаем в кулачок)

Найдите закономерность и продолжите написание этой строки. А чтобы красиво писать, давайте разомнем свои пальчики

 

Учитель проверяет написание букв

Пишут букву Бб бб

 

4. Словарно-орфографическая работа

 

Начнём работу с повторения.
Ведь повторенье – мать ученья.

Вспомните, пожалуйста,кто хотел научить Буратино грамоте? 

-Удалось ли это Мальвине?

Как вы думаете почему? 

На уроке мы должны ответить на 4 вопроса

(вопросы на доске)

  • Что? (будем проверять)

  • Где? (в какой части слова)

  • Как? ( подберём проверочное слово)

  • Чем? (гласной буквой)

слайд №2
Давайте поможем Мальвине и научим Буратино правильно писать слова с безударной гласной в корне слова.

. Работа в парах.

Отгадайте загадку:

Папа Карло удивлен,

Стукнул по полену он-

И сучок стал носом длинным…

Так родился … слайд №3

А сейчас он хотел бы, чтобы вы помогли ему разделить слова на 2 группы, запишите эти слова в 2 столбика, безударные гласные подчеркните

р…ка

в…р…бей

в…да

уч…ник

л…са

н…род

п..сьмо

слайд №4

Буратино не знал правил

( другие предположения детей)

Буратино

Слова с безударной гласной, проверяемой ударением

река-реки

вода-воды

лиса-лисы

или леса-лес

и непроверяемой ударением (словарные слова)

воробей, ученик , народ

 

6.Проверка выполненной работы.

Школьники предлагают разные варианты разделения слов на группы.

 

Что общего у всех этих слов?

Все они имена существительные, обозначают предмет, все с безударными гласными в корне

 

Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв

Слово письмо: 6 букв, а звуков 5, потому что буква «ь» не обозначает звука

 

 

Составьте предложение, используя эти слова

На уроке письма Буратино огорчил Мальвину. Ученики должны внимательно слушать учителя.

 

7. Дыхательная медитация

 

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох.

Тело превращается в губку: на вдохе впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

А теперь откройте глаза, встаньте и посмотрите на «цветок здоровья». Какие цвета вы бы взяли, чтобы нарисовать свое хорошее настроение?

Выполняют инструкцию учителя

 

Слушает ответы школьников

Ответы детей: «Я бы взяла голубой цвет, чтобы нарисовать небо, ручьи» и т.п.

 

8. Отработка навыка правописания слов с безударными гласными

 

«Алексей Толстой когда-то,

Книжку подарил ребятам,

«Приключиния Буратино,

В ней Пьеро есть и …»

слайд №5

Мальвина пришла на урок , чтобы позаниматься с Буратино грамматикой.Но его не оказалось на месте,а на столе Мальвина увидела записку : слайд №6

Я пашел в лес. в лису поищю лесу алису и ката базилио.

Мальвина пришла в ужас от такого письма.Почему?

Проверить, исправить и объяснить.

Мальвина

Я пошел в лес. В лесу поищу лису Алису и кота Базилио.

 

Запишите предложения в тетрадь. Следим за осанкой.

 

А чтобы не сделать ошибок, повторим правило

Повторяют правило, сформулированное в стихотворной форме: 

Безударный хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет вам наука: Гласный ставь под ударенье,

Чтоб рассеять все сомненья

 

Отгадайте загадку:

Верный друг у кукол был,

Помогал и сторожил,

Благороден и умен-

Белый пудель… слайд №7

Артемон

 

9.Разноуровневое задание.

Давайте вместе с Артемоном поработаем над заданиями, которые вы видите перед собой.

Задание выполним по карточке.

Слабый уровень ( на 3)

Карточка 1

Объясните обозначение на письме пропущенных в словах букв.

На (лес) л…сной (поле) п…лянке под б…рёзкой (явка) по…вились (вёсны) в…сенние (цвет) цв…ты.

Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы.

Средний уровень (на 4)

Карточка 2

Объясните обозначение на письме пропущенных в словах букв.

На (…) л…сной (…) п…лянке под б…рёзкой (…) по…вились (…) в…сенние (…) цв…ты.

Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Проверочные слова пишите в скобках перед словами, которые проверяли.

Сильный уровень (на 5)

Карточка 3

Объясните обозначение на письме пропущенных в словах букв.

П…лянке, в…сенние, б…рёзкой, л…сной, по…вились, цв…ты.

Составьте из данных слов предложение. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Проверочные слова пишите в скобках перед словами, которые проверяли.

10. ФИЗМИНУТКА

Выполняют физические упражнения

«Буратино»

Буратино  потянулся,

Раз – нагнулся, два- нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Ученики выполняют инструкции учителя

 

11. Работа с учебником

 

Отгадайте загадку:

Очутился на беду ,

Буратино вдруг в пруду…

До чего же страшно было,

Приплыла когда … слайд №8

Она предлагает вам выполнить упражнение № . Вам необходимо записать только те предложения, в которых встречаются слова с пропущенными буквами

Тортила

 

Проверка упражнения № 

Отгадайте загадку:

Много приключений было

С Буратино в сказке той:

Дарит старая Тортила

Куклам ключик …

слайд №9

Фронтальная проверка.

золотой

 

12.. Домашнее задание

 

Учитель объясняет задание, которое надо выполнить  дома. Комментарий домашнего задания. Придумать и записать 10 слов с проверяемой безударной гласной в корне слова и подобрать к ним проверочные слова.

Школьники читают задание и при необходимости задают вопросы учителю

 

13. Подведение итогов урока

 

Вот мы книжку прочитали,

Тайну ключика узнали.

И опять вернулись в дом

Папы Карло .За холстом

Дверь была…Пришли ребята

В чудный кукольный … театр.

Герои этой замечательной сказки предлагают вам поработать над тестом

слайд №10

Работа в парах

ТЕСТ.

Выбери правильный ответ. Букву правильного ответа вставьте  в кружочки.

1. Выберите группу слов, в которых гласные пишутся не так, как слышатся.

а)  норы, реки, воды

б)  нора, река, вода

2. Какие буквы пропущены в словах пословицы.

В_сна красна цв_тами, а ос_нь – пл_дами.

а) е, о

б) и, а

3. К какому слову относится данная транскрипция [сава].

а) сова

б) софа

4. Какой корень в слове лесник?

а) лесн

б) лес

5. Какой ударный слог в слове ЦВЕТОК?

а) второй слог

б) первый слог

Над какой орфограммой мы с вами работали?

Над безударными гласными в корне слова

 

Какое правило вы применяли?

Скажите, где нам в жизни может пригодиться это умение .

Безударных гласных пять

 Тех, что надо проверять

 Вы запомните, друзья,

 Буквы (учитель показывает буквы, дети произносят громко):

 А, О, Е, И, Я!

Читают правило в стихотворной форме.

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Ставь под ударение.
Ударение на гласной
Может сделать букву ясной

 

Выставление оценок.

В конце урока ребятам раздаются Памятка проверки безударных гласных.

Я вам хочу сказать за такое удивительное общение спасибо. Спасибо что вы дружно помогали друг другу и героям сказки. Но помните:в мире много сказок грустных и смешных .Нам нельзя без дружбы. Пусть герои сказок дарят нам тепло. Пусть добро навеки побеждает зло!

слайд №11

На этом наш урок окончен. Молодцы!

 

infourok.ru

Слова с безударной гласной «е» в корне слова

Чтобы решить орфографическую задачу в слове, нужно выполнить правильные действия, или, как говорят, применить правило. Действия, или правила, надо знать. Сегодня на уроке вы узнаете правила проверки слов с безударными гласными в корне.

 

Прочитаем текст.

 

Два моря.

 

– Я тоже море? – спросила морская капля у моря.

 

– Конечно, — ответило море. – Просто ты ещё маленькая.

 

(В. Хмельницкий)

 

Найдём однокоренные слова.

 

Море, у моря – это формы одного слова, они различаются окончанием.

 

Мόре, морскáя – это однокоренные слова с корнем мор-.

 

М [ό] ре, м [а] рскáя

 

В слове море в корне ударный гласный о, в слове морская в корне безударный гласный а.

 

В русском языке гласные звуки под ударением слышатся ясно, чётко, а в безударных слогах – нет.

 

В однокоренных словах буква гласного в корне и под ударением, и без ударения пишется одинаково.

 

Слова с ударным гласным звуком в корне являются проверочными для однокоренных слов с безударным гласным в корне.

 

Мяч, край, поле, двор, стол.

 

Эти существительные стоят в единственном числе. В корнях слов нет орфограммы, так как буква гласного под ударением.

 

Изменим слова по числам:

 

мяч – м_чи

 

крáй – кр_я

 

пόле – п_ля

 

двόр – дв_ры

 

стόл – ст_лы

 

В этих словах есть орфограмма. Используя слова первого столбика, вставим буквы, подчеркнём орфограмму.

 

Мяч – мячи, край – края, поле – поля, двор – дворы, стол – столы.

 

Букву безударного гласного подчёркивай одной чертой, а букву ударного гласного – двумя чертами, выделяй, если можешь, корни.

 

Корни: мяч-, край-, кра-, пол-, двор-, стол-.

 

Итак, чтобы проверить безударный гласный в имени существительном, нужно изменить слово по числам, чтобы безударный звук стал ударным.

 

Проверяем безударный гласный в именах существительных:

 

Узнаем буквы, подбирая однокоренные (ласковые) проверочные слова.

 

… – тр_вá

 

… – з_рнό

 

… – скв_рéц

 

Трáвушка – травá (пишем букву а в корне трав-),

 

зёрнышко – зернό (пишем букву е в корне зёрн-зерн-),

 

сквόрушка – скворéц (пишем букву о в корне сквор-).

 

Узнали суффиксы -ушк-, -ышк- с уменьшительно-ласкательным значением?

 

Откроем ещё один способ изменения существительных.

 

Можно изменить слова по команде вопроса кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.), чтобы безударный звук стал ударным.

 

С в_дрόм – …

 

По ч_сáм – …

 

В стр_нé – …

 

На сп_нé – …

 

С в_дрόм – (что?) ведрό (это не проверочное слово, так как в корне безударный гласный), мн.ч. вёдра, букву е можно проверять буквой  ё, корень ведр-вёдр-.

 

По ч_сáм – (что?) чáс, пишем букву а в корне час-.

 

В стр_нé – (что?) странá(это не проверочное слово, так как в корне безударный гласный), мн.ч. стрáны, пишем букву а в корне стран-.

 

На сп_нé – (что?) спинá (это не проверочное слово, так как в корне безударный гласный), мн.ч. спѝны, пишем букву и в корне спин-.

 

Букву безударного гласного подчёркивай одной чертой, а букву ударного гласного – двумя чертами, выделяй, если можешь, корни.

 

Узнать буквы безударных гласных в корнях имён существительных можно так.

 

1. Подобрать однокоренное слово (назвать предмет ласково).

 

2. Изменить проверяемое слово

 

1. по числам (ед.ч. – мн. ч.)

 

2. по команде вопроса кто? или  что? (в ед. или мн. ч.)

 

Объясняем значение слова с помощью однокоренного:

 

Ещё один способ подбора проверочных слов – это объяснение значения слова с помощью однокоренного.

 

пов_р

 

м_слёнка

 

гр_знуля

 

к_нюшня

 

д_ждливый

 

ш_рстяной

 

кл_новый

 

л_сной

 

Кто такой пόв_р? – Это человек, который вáрит. Пишем букву а в корне вар-.

 

Гр_знýля – тот, кто грязный. Пишем букву я в корне гряз-.

 

Что такое м_слёнка? – Это посуда для мáсла. Пишем букву а в корне масл-.

 

К_нюшня – помещение, в котором живут кόни. Пишем букву о в корне кон-.

 

Д_ждлѝвый – в этот день идёт дόждь. Пишем букву о в корне дожд-.

 

Ш_рстянόй – сделанный из шéрсти. Пишем букву е в корне шерст-.

 

Кл_нόвый – принадлежит клёну. Пишем букву е в корне клен-.

 

Букву е можно проверять буквой ё.

 

Л_снόй – относится к лéсу. Пишем букву е в корне лес-.

 

Проверяем безударный гласный в глаголах:

 

Как узнавать буквы корня в глаголах?

 

Можно тоже объяснить значение слова с помощью однокоренного.

 

пос_нел

 

по_снить

 

ор_бел

 

зв_нит

 

тр_щать

 

св_стеть

 

Пос_нéл – стал сѝним. Пишем букву и в корне син-.

 

По_снѝть – сделать ясным. Пишем букву я в корне ясн-.

 

Ор_бéл – стал рόбким. Пишем букву о в корне роб-.

 

Зв_нѝт – что? звόн, пишем букву о в корне звон-.

 

Тр_щáть – что? трéск, пишем букву е в корне трещ – треск-.

 

Св_стéть – что? свѝст, пишем букву и в корне свист-.

 

Изменяем глаголы по командам вопросов

 

Прочитаем стихотворение.

 

Приобрёл я для жирафа

 

Тридцать три огромных шарфа,

 

Чтоб он горло зав_зал,

 

Чтоб в мороз не зам_рзал.

 

А жираф ск_зал: «См_три!»

 

Ещё нужны мне тридцать три.

 

Чтобы узнать буквы гласных в корнях, изменим слова по командам вопросов что делает? что сделает?

 

Завяжет – завязáл, пишем букву я в корне вяж-вяз-.

 

Замёрзнет – замерзáл, букву е можно проверять буквой ё, корень мерз-мёрз-.

 

Скáжет – сказáл, пишем букву а в корне скаж-сказ-.

 

Смόтрит – смотрѝ, пишем букву о в корне смотр-.

 

Узнать буквы в корнях глаголов можно так.

 

1. Объяснить значение слова с помощью однокоренного или подобрать однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что?

 

2. Изменить слово по командам вопросов, например что делает? что сделает?

 

Знакома ли тебе такая проверка?

 

Л_жѝт, л_жáнка – лёжа (в корне леж-лёж- буква е)

 

Ст_ял, ст_янка – стόя  (в корне сто- буква о)

 

С_дéли, с_дéнье – сѝдя (в корне сид- буква и)

 

М_лчѝм, м_лчýн – мόлча (в корне молч- буква о)

 

Гл_жý, гл_дѝм – глядя (в корне гляж-гляд- буква я)

 

Букву безударного гласного подчёркивай одной чертой, а букву ударного гласного – двумя чертами, выделяй, если можешь, корни.

 

Наблюдаем над словами, которые звучат одинаково:

 

В русском языке есть слова, которые звучат одинаково. Послушайте текст.

 

На столе стояла чашка с топлёным молоком. Котёнку очень захотелось слизать с него пеночку. Только прыгнул Пушок на стол – вошла хозяйка. Пришлось шалунишке слезать со стола, так и не полакомившись.

 

[с л’ и з а т’] пеночку [с л’ и з а т’] со стола Определим написание слов, которые звучат одинаково.

 

Надо объяснить значение выражений так, чтобы появилось проверочное слово, и безударный гласный стал ударным.

 

Слизáть пеночку – лѝжет, буква безударного гласного и в корне лиж-лиз-.

 

Слезáть со стола – лéзет, буква е в корне лез-.

 

Ещё пример:

 

[з а п’ и в а т’] лекарство [з а п’ и в а т’] песню

 

Запивáть лекарство – пѝть, буква и в корне пи-.

 

Запевáть песню – пéть, буква е в корне пе-.

 

Безударные гласные, непроверяемые ударением:

 

Безударные гласные в корне могут и не проверяться ударением.

 

В_сенние обл_ка – как к_рабли под белыми п_русами. Надует их вет_р, и попл_вут они… (По Г. Скребицкому)

 

Написание слов облака, корабли, ветер надо смотреть в орфографическом словаре. Облака – буква безударного гласного а, корабли – буква безударного гласного о, ветер – буква безударного гласного е.

 

Проверим остальные слова.

 

Весéнние – что? вёсны, пишем букву е в корне весен-вёсн-.

 

Парусáми – что? пáрус, пишем букву а в корне парус-.

 

Поплывýт – что делать? плыть, пишем букву ы в корне плы-.

 

Заключение:

 

Теперь вы знаете правило: как решать одну из главных орфографических задач в корне. Чтобы правильно написать букву безударного гласного, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударный гласный стал ударным.

 

вернуться на страницу «Русский язык 3 класс» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением

Цель урока: Развивать умения подбирать проверочные слова с безударными гласными в корне.

Девиз урока: «Не пером пишут, а умом»!

Ход урока

Орг. момент. Настрой на работу.

Девиз урока: «Не пером пишут, а умом».

Чистописание.

ом, ял, ил, ля, вя, вл (выводим соединительный элемент).

ягода, яблоня, вишня

Словарная работа (по вариантам).

— вставьте пропущенную гласную.

— расставьте ударение в словах.

г * рох ур * жай
з * мл * ника мес * ц
д * рога
п * года
к * ртоф * ль п * м * дор
ч * рный ж * лтый

— Проверка слов с доски — (+) за правильную работу.

— Назовите прилагательные.

— Какой часть речи являются остальные слова?

5. Письмо слов под диктовку. (+)

— Докажите правильное написание слов правилом.

рыжий зарядка крылья
пушистый погрузка перья
встреча
берёзка
трещат
молчу
свищут

— Назовите слова с гласными послешипящих.

— Назовите слова с разделительным ь.

— Назовите слова с безударными гласными в корне.

— Подберите к ним проверочные слова.

(Треск, молча, свист.)

Игра «Альпинист».

— Поиграем в игру «Альпинист». Для этого мы разделимся на две команды.

— Давайте вспомним правило, как проверить слова с одной безударной гласной в корне.

— Поднимитесь в гору подбирая проверочные слова и вставляя буквы в свободные клетки.

н * чной з * мной
р * чной л * сной
м * сной р * дной
с * рдечный б * реговой
т * жёлый ч * совой

— На какое правило, мы повторили слова?

(Как проверить слова с одной безударной гласной в корне.)

— А как проверить слова с двумя безударными гласными в корне?

(Нужно подобрать два проверочных слова).

— Чтение правила в учебнике.

7. Прочитайте слова.

— О чём говорят вам эти слова?

(Прежде чем написать нужно, подумать и доказать).

г * л * дал голод, голодный голодал
х * л * да холод, холодный холода
ст * р * на стороны, сторонка сторона
д * р * гой дорого, дороже дорогой

— Со словом голодный составьте предложение.

(Голодный волк бродит по лесу.)

— Объясните орфограммы в словах.

— Разберите по членам предложения.

— Обозначьте части речи.

8. Письмо под диктовку. (По 1 предложению.)

1). С горы доносились весёлые голоса детей.

— Назовите слова с безударными гласными в корне.

(горы, доносились, весёлые, голоса, детей)

— Как проверить безударные гласные в корне?

— Подберите проверочные слова.

— Назовите предлог. (с горы)

— Докажите, что это предлог.

— Назовите слово с приставкой. (доносились)

— Что такое приставка?

2). Молодой лесок укрыт пушистым снежком.

— Найдите слова с безударными гласными.

(молодой, лесок, снежком)

— Найдите слова с гласными после шипящих.

(пушистым)

— Найдите слова с парными звонкими и глухими согласными.

(снежок)

— Найдите слова с приставками.

(укрыт)

9. Сочинение-миниатюра. (устно)

— Прочитайте слова. Подумайте!

— Вспомним девиз нашего урока: «Не пером пишут, а умом».

Сн * жок, к * вёр, з * мля, вес * ло, сн * жки, в * сёлая, снежная баба, д * твора.

— Составьте рассказ с данными словами.

Наступила зима. Выпал пушистый снег. Весёлая детвора выбежала во двор. Дети играют в снежки, лепят снежную бабу. Хорошо зимой!

9. Итог урока:

— Что вам понравилось сегодня на уроке, а что нет?

— Под каким девизом мы работали?

— Как проверить безударные гласные в корне?

10. Выставление оценок.

urok.1sept.ru

«Слова с безударными гласными в корне слова»

Технологическая карта урока

Тема урока

Слова с безударными гласными в корне слова

Учебник (электронная форма)

Русский язык – 2 класс

Разработчик урока

Андриянова Мария Андреевна

Педагогическая цель

Создать условия для нахождения ударного и безударного гласного звука в корне слова, способствовать формированию умения распознавать формы одних и тех же слов и однокоренные слова

Планируемые результаты (предметные)

Овладевают умениями опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения

Личностные результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающего, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения

УУД (метапредметные)

Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – оперируют базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – осуществляют сравнение, анализ.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Основное содержание темы, понятия и термины

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Однокоренные слова.

Образовательные ресурсы

Орфографический словарь. Орфограмма «Проверяемые безударные гласные в корне слова»

ХОД УРОКА

Формируемые

универсальные учебные действия

Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Готовятся к работе

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

(Слайд 1 )

— Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

На доске записаны слова:

Л.са, л.сной, л.сок.

— Что можете сказать о данных словах? (однокоренные, корень ЛЕС)

-Разбор по составу. ПАМЯТКА!

-Проверим ваши результаты. (Слово ЛЕСА: окончание – А, корень — ЛЕС,

Слово ЛЕСНОЙ: окончание – ой, корень — ЛЕС, суффикс – Н;

Слово ЛЕСОК: окончание – нулевое, корень — ЛЕС, суффикс – ОК)

Какой частью речи являются данные слова? (лес, лесок – существительное, лесной — прилагательное )

Подберите еще существительные, которые являются родственными словами (лесник, лесоруб, перелесок )

— Объясните значение слова ПЕРЕЛЕСОК (это молодой редкий лес, отделенный полянами от большого леса)

— Выясните, является ли слово ЛИСА однокоренным.

(Лиса –

Леса – это ) Значения слов разные, значит, это не родственные слова.

Постановка учебной задачи

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели;

логические – формулирование проблемы.

— А когда слова называются РОДСТВЕННЫМИ? (в которых одинаковый корень и значение, близкое по смыслу)

— А что можно сказать о корне?

-Объясните, почему вы считаете, что корень разный, ведь при произношении слышится звук И. (для этого нужно подобрать проверочное слово)

— Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? (Будем учиться записывать буквы безударных гласных в корне слова)

Сформулируйте тему нашего урока (Правописание букв безударных гласных в корне слова)

Построение проекта выхода из затруднения

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

_ Почему возникло затруднение в написании буквы гласного в корне? (Гласный звук И в слабой позиции , значит, он — орфограмма )

Запись в тетрадь. Учитель записывает на доске.

Л.са – перелесок, лес – леса

Л.са – лисий, лис – лиса

— Как действовали при написании буквы гласного в корне?

— Какую цель ставили? (Узнать какая орфограмма в этом слове, как ее проверить)

-Какое наше действие следующее? (1. Называем орфограмму в слове, ставим ударение.

2. Выделяем корень, находим букву безударного гласного

3. Подбираем родственные слова, выбираем слово с буквой гласного в сильной позиции.

4. Записываем слово, выделяем корень.)

Физкультминутка для глаз

Обобщение новых знаний

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Выполняют задания с объяснением

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

На доске записаны слова: з . ма

д . рев.я

сн . жок

— Что видите? (Написаны слова с буквами безударного гласного )

— По составленному алгоритму найдите буквы безударного гласного.

— Какие шаги выполняли? ( 1.Называем орфограмму в слове, ставим ударение.

2. Выделяем корень, находим букву безударного гласного

3. Подбираем родственные слова, выбираем слово с буквой гласного в сильной позиции.

4. Записываем слово, выделяем корень.)

Запись в тетрадь (коллективная работа)

Д.рев.я – дерево — деревья

— Остальные слова запишите самостоятельно.

Самопроверка по слайду.

— У вас так же? А что не так? (другие проверочные слова)

— Какие проверочные слова подобрали вы? (зимушка, зимний, зимы )

— Почему? (потому, что можно по-разному подбирать проверочные слова:

1. Изменять форму слова

2. Родственные слова)

— Кто из вас проверял, изменяя форму слова?

— Как? (по числам, по вопросам)

— Кто подбирал родственные слова? Какие?

— Итак, сколько способов проверки мы знаем? Какие?

— А подумайте, как проверить букву безударного гласного в слове ЗА . Ц (нельзя проверить )

— Как поступить в этом случае? (обратиться к словарю) ЗАЯЦ

— Значит, всегда можно проверить букву безударного гласного в корне слова? (в словарных — нельзя)

Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

  1. Используя алгоритм, выполним упражнение 145, стр.72.

Прочитайте.

— К какому литературному жанру относится произведение?(устное народное творчество, скороговорка)

— — Какой согласный звук учит выговаривать эта скороговорка? (Р)

— Дайте характеристику этому звуку (согласный, непарный звонкий, может быть твердым, мягким в зависимости от гласного)

— Спишите скороговорку, используя алгоритм, вставьте буквы безударных гласных, обозначьте орфограмму, выделите корень.

  1. Взаимопроверка

— Почему достаточно проверить всего два слова?(это форма одного слова)

Включение в систему знаний

Организует выполнение творческого задания

Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

На доске запись:

На дв .ре ст .ит снежная з .ма тр .щат м .розы д .твора п .строила горку.

— Сколько предложений? (3: в 1 говорится о зиме, во 2 – о морозах, в 3 – о детях)

— Что можно сказать об этих предложениях? (Связаны по смыслу, это текст)

— Озаглавьте. (Зима. Зимой.)

— Какую букву гласного напишите в словах заглавия? Почему?

— Какое еще задание к этому тексту? (вставить буквы безударных гласных)

— Что для этого потребуется?(алгоритм)

Работа в парах

Рефлексия деятельности

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

Давайте объединим наши знания в кластер, вы будете помогать.

Составление кластера на СЛАЙДЕ

hello_html_m184c71e4.gifhello_html_m1b015b5d.gifМhello_html_m624c2134.gifожет ли быть в сильной позиции

в других формах слова

или родственных словах?

Да нет

Пишем такую же Словарь (вспомнить)

букву

— Это можно повторить на странице 71 нашего учебника.

— С какой орфограммой познакомились на уроке?

Кто научился записывать букву безударного гласного в корне?

— Подберите устно слово на эту орфограмму.

Уhello_html_33ed0580.gifhello_html_m149c5bf6.gifhello_html_m149c5bf6.gif каждого ученика лист с двумя шкалами

Интересный урок Моё участие

— Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Обсуждение результатов рефлексии

— Спасибо за работу на уроке!

infourok.ru

Правописание слов с безударными гласными в корне (упр 133-141) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

133

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несётся,
Несётся на всех парусах.

М. Лермонтов

  • Что обозначает выделенное словосочетание?

Очень быстро, с огромной скоростью.

  • Выпишите слова с пропущенными буквами. Перед каждым словом запишите проверочное.

(Вóлны) по волнáм, (нéбо, небéсный) небесáх, (оди́н) одинокий, (принёс) несётся, (пáрус) на парусáх.

134

  •  Прочитайте. Подчеркните проверяемую орфограмму в корне каждого слова. Перед проверяемым словом запишите проверочное.

дол — доли́на                      соль — солёный
крáсный — краснотá          смéлый — смельчáк
лёд — ледянóй                    тень — тени́стый
встáнет — встаёт                 цвет — цветёт
весёлый — вéсело              ти́хо — тихóнько

  • Составьте и запишите предложение с любым словом.

После солнечного ожога краснота спала лишь к вечеру.

135

  • Прочитайте загадку. Запишите отгадку

С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт.

(Коза)

  • Выпишите 4 слова с безударным гласным звуком в корне. Рядом запишите проверочное слово.

С бородóй — бóроды, борóдка; стари́к — стáрый; с рогáми — рог; плетёт — плёл.

136

  •  Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах корень. Рядом запишите проверочные слова. Обозначьте в словах ударение.

Полос-á, пóлос-ы, полóс-ка.
Холод-á, хóлод-, холóд-ный.
Сторон-á, стóрон-ы, сторóн-ка.
Стебел-ёк, стéбель-, стебéль-чатый.
Зелен-éть, зéлень-, зелён-ый.
Вечер-éет, вéчер-, вечéр-ний.
Голов-á, гóлов-ы, голóв-ушка.
Колос-óк, кóлос-, колóсь-я.

  • Составьте и запишите предложение с любым словом.

Одна голова хорошо, а две — лучше.

137

  •  Прочитайте. Рядом с каждым словом запишите однокоренное слово с безударным гласным звуком в корне.

Звон- звон-и́ть           стон-стон-áть
скрип-скрип-éть       шаг-шаг-áть
треск-треск-у́чий     писк-пищ-áть
снег- снеж-и́нка        даль-дал-ёкий

  • Выделите в словах корень.

138

  •  Запишите по алфавиту слова-названия нарисованных предметов.

Воробей, карандаш, лопата, лягушка, морковь, орех, ракета, сапог, тетрадь, яблоко.

  • Подчеркните в словах непроверяемые орфограммы.

139

  •  Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подберите и запишите по два однокоренных слова к каждому из данных слов.

Горох, горошек, гороховый.
Земляника, земляничка, земляничный.
Осина, осинка, осиновый.
Ракета, ракетчик, ракетный.

140

  •   Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст и запишите заголовок.

Листопад

В лесу тихо. Безветренно. А с ближ-айшего ко мне клёна так и сыплются жёлтые листь-я. Что за чудеса? Подхожу ближ-е. По веткам дерева бежит белка. Это она устроила лист-опад.

Г. Куликова

  • Найдите в тексте однокоренные слова. Выделите корень. Какое слово в каждой паре однокоренных слов будет проверочным для другого? Подчеркните его.

141

  • Прочитайте загадку М. Пожаровой и отгадайте её. Вставьте пропущенные буквы. Объясните отгадку.

Есть у меня работники,
во всём помочь охотники
день и ночь со мной:
целый десяток
верных ребяток. (Пальцы)

  • Объясните значение выделенного слова. Назовите омоним к этому слову и его значение.

Охотники — то есть с большой охотой хотят помочь.
Омоним: охотники — люди, которые охотятся на зверей и птиц.

Назад к содержанию

Похожее

pushkinsdelal.ru

Слова с безударной гласной Е, проверяемой буквой Ё. 3-й класс

Содержание урока

Здоровьесберегающее сопровождение

 

Вводная гимнастика.

Проводится стоя с целью подготовить класс к уроку. Выполняются упражнения, сопровождаемые стихами.

Раз-два выше голова,
Три-четыре руки шире,
Пять-шесть тихо сесть,
Семь-восемь лень отбросим.

Чтение учителем письма от Деда мороза.

– К нам в класс пришло письмо от Деда Мороза, прочитаем его:

«Дорогие ученики! Знаю, что вы даёте открытый урок по русскому языку. Желая вам удачи, отлично потрудится, получить новые знания, а главное – крепкого здоровья! Даю задание: соберите мои снежки! Ваш Дед Мороз».

Учитель раздаёт снежки.

– Дети, вы постараетесь?

 

Работа в тетради. Упражнение в красивописании.

– Подпишите число и классная работа:

1 строка.

– В красивописании сегодня наша героиня – строчная буква ё. Напишите 3 группы по 5 букв.

– Сколько всего букв? (15).

– На что они похожи? (На гусениц, на забор…)

2 строка.

– Запишите поговорку:

Ос…нь с пл…дами, з…ма со сн…гами.

Один ученик комментирует с места.

Учитель напоминает о правильной посадке, о положении спины, уровня глаз от тетради, положение тетради (угол наклона, рабочая страница посередине груди).

1 строка. Развитие воображения.

2 строка. Развитие ближнего и дальнего зрения.

Учитель носит держалочку с плакатом в ней по классу: влево – вправо, между рядов. Дети читают с листа, записывают в тетрадь.

Повторение изученного. Составление слова из группы букв с дополнительным заданием по вариантам.

Задание. Составить слова из букв, подобрать 3 родственных слова с безударной гласной по картинке «Зима», используя приставки и суффиксы.

Первый вариант для девочек (1 ученик у доски):

на наборном цветотерапевтическом полотне стоят буквы Г С Е Н (снег)

Второй вариант для мальчиков (1 ученик у доски): наборном цветотерапевтическом полотне стоят буквы Р К О М (корм).

Ученики у доски работают самостоятельно, остальные дети подбирают свои примеры родственных слов.

Проверка:

1. Снег – снежный, заснежило, снежинки. (оценка)

2. Корм – кормушка, подкормка, кормовая. (оценка)

Для девочек учитель ставит наборное полотно голубого цвета – антисептического, который снижает мускульное напряжение, кровяное давление, успокаивает пульс.

Для мальчиков учитель ставит наборное  полотно оранжевого цвета, который является бударажующим, стимулирует мозг, эффективен при меланхолии, активизирует все функции организма.

Введение в тему урока. Ознакомление с особенностями проверки слов с безударной «е» в корне.

– Прочитайте название темы урока.

– На картинках изображены ежи и ёжик.

– Какое слово проверяемое, а какое проверочное?

– Значит, безударная гласная е проверяется ударной ё.

 

Физминутка.

Активизация рабочей деятельности.

Тренинг «Бегающие огоньки»

Дети выполняют стоя под счёт учителя 1-2-3-4 в разном порядке, дотрагиваясь на расстоянии носом до картинки, скрещивая руки за спиной. Картинки помещены высоко в четырёх углах класса.

Работа по теме урока.

1 задание: подбор проверочных слов (устно).

Учитель вывешивает плакат – гармошку со словами, в которых пропущена буква е.

– У вас на партах лежат снежки от Деда Мороза. Вы должны их собрать в чемоданчик. Каждый из вас подходит к доске, читает своё слово по порядку, подбирает проверочное слово и если вы ответили правильно, то кладёте снежок в чемоданчик.

В…дро, вес…ло, в…сло, в…сна, гн…здо, ж…лтеть, зв…зда, з…рно, кл…новый, леб…дь, л…дяная, л…тать, м…длвый, н…сли, оз…ро, пч…ла, с…стра, ст…кло, т…мнота, т…пло, ч…рнеть.

– Какую закономерность в этом порядке слов вы заметили? (Все слова расположены в алфавитном порядке).

2 задание: работа в тетради.

– Записать из предыдущего задания те слова, возле которых стоит зелёный кружок и написать проверочное слово.

Увеличение двигательной активности. Дети ходят от своего места к доске.

Упражнение «Достань рукой на расстоянии». Письмо по памяти.

1 задание: найдите картинку названного словосочетания в классе и покажите рукой на расстоянии.

Учитель называет словосочетания.

  1. Ночная звезда.
  2. Кленовый лист.
  3. Птичье гнездо.
  4. Белая лебедь.
  5. Ледяная избушка.
  6. Пчелиная пасека.
  7. Морозное стекло.

2 задание: вспомните все картинки и запишите словосочетания по памяти.

Проверка: 1 ученик.

Смена динамической позы. Дети показывают рукой нужную картинку, поворачиваясь в разные стороны.

Позитивное влияние цвета на глаза.

Развитие наблюдательности. Повторная смена динамической позы. Учитель следит за осанкой. Развитие памяти, внимания.

Упражнение «Составь предложение связно».

1 задание: составим предложение из слов, которые написаны на картинках «шишки».

Учитель вызывает шесть учеников к сенсорному кресту. Ученики между собой советуются и выстраиваются в порядке слов в предложении.

(На небе горит яркая ночная звезда).

2 задание: работа в тетради.

Запишем это предложение. Выделим главные члены предложения и укажем части речи.

Активизация рабочей деятельности.

Дети ходят от своего места к сенсорному кресту, подтягиваются к нему на носочках и берут понравившуюся карточку.

Развитие связной речи.

Упражнение на внимание. Работа по группам.

1 задание: у каждой группы лежат папки с листами. Найдите из данных слов одно с безударной гласной е, проверяемой буквой ё и прикрепите на доску.

Первая группа: насл…дить, взл…тал, д…журный.

Вторая группа: з…ленный, ч…рнявый, г…рой.

Третья группа: з…мля, (над) оз…ром, сев…р.

Четвёртая группа: леб…дь, з…мляника, с…мья.

Проверка:

Взлетал, чернявый, над озером, лебедь.

Все дети возвращаются на места.

2 задание: 1 ученик составляет предложение и комментирует его.

Над озером взлетал чернявый лебедь.

Увеличение двигательной активности. Развитие памяти и внимания, умения владеть собой в работе одной команды.

 

 

 

 

 

Развитие связной речи.

Задание на дом.

 

 

Упражнение на восстановление.

Дети выходят из-за парт. Делают дыхательное упражнение. Глубокий вдох через нос, наклон – выдох через рот.

 

Рефлексия своего состояния.

– А теперь покажите своё настроение от урока. Положите цветной квадрат в «Стаканчик настроения».

– блестящее настроение (оранжевый)

– хорошее настроение (жёлтый)

– плохое настроение (фиолетовый)

Итог урока.

– Все молодцы, хорошо работали, выполнили все задания Деда Мороза.

Урок окончен! Желаю всем крепкого здоровья!

 

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск