«Слова с безударной гласной «е», проверяемой буквой «ё»
Цель. Ознакомление с особенностями проверки слов с буквой е в корне.
Оборудование:
- Картинка “Кормушка”, Журжина, Костромина.
- Дидактический материал по русскому языку: 3 кл. – М., Просвещение, 1990.
Ход урока
Минутка чистописания. Строчная буква е, сочетания букв ев, ем.
Словарная работа. Сначала прочитать слова хором, с ударением и указать, какие буквы нужно запомнить.
Устно образовать прилагательные.
(прилагательные записаны на доске с пропущенными буквами)
Открыть доску .
— С помощью какой части слова мы образовали эти слова? (суффикс –СК-)
— Обратите внимание, на правописание слова
ЯНВАРСКИЙ, оно пишется без мягкого знака.
декабрь – декабрьский,
сентябрь – сентябрьский,
февраль – февральский,
ноябрь – ноябрьский,
октябрь – октябрьский,
январь – январский.
Записать их самостоятельно.
Записать только прилагательные.
Повторение.
Составить предложение : “Декабрьским деньком детишки повесили кормушку для птиц.”
Комментированное письмо этого предложения.
Разобрать его по членам предложения и по частям речи (полный разбор предложения).
Назвать член предложения с вопросом, от какого члена предложения он зависит, чем выражен.
— Скажите, пожалуйста, почему нужно зимой подкармливать птиц?
Изучение новой темы.
Записать слова в два столбика (с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне):
стекло картофель бревно товарищ темнота малина тепло дежурить звезда письмо зерно тарелка озеро карандаш пестреть трактор
— Ребята, на какие две группы мы можем разделить эти слова? По какому признаку?
— Сначала назовите слова с непроверяемыми
гласными в корне.
(По мере того как дети называют слова, вывешиваю их столбиком.)
— Запишите эти слова к себе в тетрадь.
(Ребята записывают их в тетрадь.)
— Теперь назовите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.
— А как мы называем эти слова?
(Проверяемыми.)
— Почему?
(Потому, что в этих словах есть звук в слабой позиции и его нужно проверить.)
— Но все ли звуки в слабой позиции мы можем проверить?
(Нет, мы проверяем безударные гласные только в корне.)
— А для чего мы должны проверять слова?
(Корень в однокоренных словах пишется одинаково)
— И так, как же проверить слова с безударной гласной в корне?
— Давайте подберём проверочные слова.
(По мере того как дети называют проверочные слова, вывешиваю их столбиком напротив проверяемых.)
— Ребята, а какую же букву мы проверяли?
(Букву Е.)
— А какой буквой мы проверяли безударную
гласную Е.
(Буквой Ё.)
— Между столбиками с проверяемыми и проверочными словами пишу буквы Е, Ё и соединяю их стрелками со словами.
— Значит какой вывод можно сделать, какой буквой можно проверить безударную гласную Е?
(Безударную гласную Е можно проверить гласной Ё.)
— Какое же правило, мы можем с вами составить? (Слова с безударной гласной Е в корне, можно проверить, подобрав однокоренное слово с гласной Ё в корне.)
Потом записать слова, выделяя корень, поставить ударение, подчеркнуть букву которую проверяли.
Закрепление изученного
Упр.228 (дидактический материал).
Самостоятельная работа.
Записать слова, подбирая проверочные.
Бр..вно, пч..линый, з..рновой, л..тали, ж..лтеть, ч..рнеть, в..сло, в..дро, с..ло.
Читаю по одному слову.
Ответы детей:
— Нужно проверить безударную гласную в корне,
проверочное слово …. Проверяли гласную Е.
Взаимопроверка. Исправлять карандашом.
Звуко-буквенный разбор: ЛЕТАЛИ.
Домашнее задание
Упражнение 268.
— Кому, что непонятно?
Итог урока
— Итак, что же мы сегодня узнали на уроке? Чему мы научились?
Оценивание.
Слова с безударными гласными в корне
Слова с безударными гласными в корне
-
Безударные гласные А, О, И, Е, Я в корне слова нужно проверять. Для проверки следует изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемая гласная была под ударением: прямой — прямо, глаза — глаз.
-
В некоторых словах безударные гласные (А, О, И, Е, Я) нельзя проверить ударением, например: сентябрь, огурец, рисунок. Написание таких слов можно проверить только по словарю и запомнить, поэтому они называются словарными словами.
План проверки безударных гласных в корне слова
-
Найти в слове ударный слог, поставить ударение.
-
Выделить корень.
-
Определить безударный гласный в корне слова, который нужно проверить.
-
Подобрать такое родственное слово, в котором на этот гласный падает ударение.
-
Написать в корне проверяемого слова ту же гласную, что и в проверочном:
уд_вилась — дво — удвилась.
6. Подчеркнуть ударную и безударную гласные: удивилась — диво.
один — много
сосна — сосны
зима — зимы
ведро — вёдра
вчера — сегодня
просил — просит
вязал — вяжет
сказал — скажет
большой — маленький
ковёр — коврик
птенец — птенчик
осёл — ослик
какой?
доброта — добрый
смельчак — смелый
дикарь — дикий
много — один
дела — дело
столы — стол
ряды — ряд
сегодня — вчера
везёт — вёз
цветёт — цвёл
метёт — мёл
что делает?
строитель — строит
капель — капает
варенье — варит
Литература по теме:
-
Архименкова Л.
А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. 2-4 классы. М., 2010.
-
Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. СПб., 2005.
-
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1991.
-
Китикова А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников. М., 2018.
-
Мастюкова Е.М., Ефименкова Л.Н. Дидактический материал по коррекции письменной речи. М., 1989.
-
Парамонова Л.Г. Как научить ребенка правописанию. СПб., 1997.
-
Прокопьева Т.И. Логопедический альбом по коррекции нарушений письма и чтения у младших школьников. Чебоксары, 2013.
-
Токарь Е.И. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи. М., 2005.
-
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Правила и упражнения по русскому языку для начальной и средней школы. М., 1996.
Урок 76.

Урок 76. СЛОВА С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ Е, ПРОВЕРЯЕМОЙ БУКВОЙ Ё
24.07.2013 6347 0Цель: познакомить с особенностями проверки слов с буквой е в корне.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите проверочные слова, которые вы подобрали. Обоснуйте свой ответ.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: ёжик, льёт, лёгкий, поёт, зёрна, клён.
– Определите букву,
которую мы будем писать на минутке чистописания. Она делит данные слова на две
группы и есть во всех этих словах. Какая это буква? На какие две группы
она может разделить эти слова? (Сегодня мы будем писать букву ё. Она
имеется во всех данных словах. Но в словах лёгкий, зёрна, клён она
обозначает звук [о] – это первая группа. В словах ёжик, льёт, поёт – два
звука: [й’], [о] – это вторая группа.)
Ёёо Ёёоо Ёёооо …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы ё чередуются со строчной буквой о. Количество строчных букв о в каждой цепочке увеличивается на одну
.)IV. Ознакомление с особенностями проверки слов с безударной е в корне.
1. На доске записано предложение:
Св..тлячок проб..жал в т..мноте.
– Сегодня мы будем совершенствовать свои знания в области применения очень важного правила. запишите данное предложение, вставьте пропущенные буквы.
– Скажите, какое правило вы использовали при написании всех слов предложения? (Мы использовали правило о написании безударных гласных.)
– В какой части слова находится безударная гласная? (Безударная гласная находится в корне.)
– Что надо сделать,
чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне? (Надо
найти проверочное слово, в котором безударная гласная стала бы
ударной. )
– Подберите проверочные слова к словам, написанным в предложении.
– Сравните гласные в корне проверяемых и проверочных слов. Что заметили? (В двух первых парах одинаковые гласные в проверяемых и проверочных словах, а в третьей паре – разные.)
– Назовите гласные в корне проверяемого и проверочного слова третьей пары. (В корне слова темноте – безударная гласная е, в корне проверочного слова тёмный пишется ё.)
– Подберите проверочные слова к словам тепло, стекло. (Тепло – тёплый, стекло – стёкла.)
– Сделайте вывод о том, какую гласную нужно писать в корне проверяемого слова, если в корне проверочного слова пишется буква ё. (Если в корне проверочного слова пишется буква ё, то в корне проверяемого слова нужно писать безударную гласную е.)
– Внимательно
посмотрите на слова, написанные на доске. Если я покажу на слова, в котором
безударная гласная е, вы поднимаете правую руку и приседаете. Если
увидите слово с любой другой гласной в корне, поднимаете левую руку и
прыгаете на месте.
На доске записаны слова: грибок, бежать, лесник, кричать, листочки, глазок, местечко, летать, зверёк, цветёт, водичка, несу, вяжу, варенье, солю, морской, грибной, весёлый.
2. Подбор проверочных слов. (Упр. 265.)
V. Списывание с орфографическим заданием.
Составление предложений. (Упр. 266.)
VI. Речевой этикет. (Упр. 267.)
VII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Какую гласную надо писать в корне проверяемого слова, если в корне проверочного слова буква ё?
Домашнее задание. Упражнение 268.
Открытый урок по русскому языку «Слова с безударной гласной Е в корне, которая проверяется буквой Ё»
Урок
по русскому языку в 3 Ж классе
«Слова с безударной гласной Е в корне,
которая проверяется буквой Ё»
Учитель: Никитишина Евгения
Анатольевна
Цель:
1. Изучить особенности проверки слов с буквой Е в корне; повторить способы проверки безударных гласных.
2. Развивать и корректировать мыслительные процессы при изучении материала, умение делать выводы, основанные на выполненных действиях при закреплении материала.
3. Воспитывать интерес к предмету через практическое применение в закреплении изученного материала. Воспитывать личностные качества обучающихся при выполнении практической деятельности в парах: взаимопомощь, сотрудничество.
Ход урока:
Организационный момент:
Учитель: Ребята у нас сегодня на уроке гости, давайте поздороваемся и поприветствуем наших гостей. Я желаю вам настроиться на хорошую работу, быть активными, поддерживать друг друга и тогда успех вам на этом уроке обеспечен.
А теперь прошу сесть тех, кто настроен сегодня получить хорошие отметки. (Молодцы.Я рада.)
Учитель: Откройте тетрадки, запишите число …, классная работа.
Словарная работа в устной форме. (В уст. форме , вызываю по одному ученику)
— Посмотрите на доску вставим пропущенные буквы в данные слова.
Х..р..шо, ур..жай, д..рога, ст..кло, м..лина, мес..ц, в..сток.
— Сегодня экспертом на уроке будет…..(ученик.), он проверяет правильное написание слов.
— Какое слово лишнее? (Стекло, остальные словарные слова, написание нужно запомнить)
— Почему? ( т.к. его можно проверить)
— Что вы знаете об этой букве? (Что её можно проверить, применяя правило безударная гласная, стихотворение)
Актуализация знаний и определение темы урока.
Учитель :Отгадайте загадки, отгадку запишите в тетради. Отгадав загадки вы узнаете тему нашего урока.
1. Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо — гнёзда)
— Подберите проверочное слово
2. Эту сказку ты прочтёшь
Тихо-тихо, тихо
Жили-были серый ёж
И его … (Ежиха – ёж)
3.Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Баба снежная грустна –
В гости к нам идёт (Весна — вёсны)
— Какая безударная гласная во всех этих словах? (Е)
— Как её проверяли? (подбирая проверочное слово с буквой Ё)
Значит, чтобы проверить слова с безударной гласной е надо подобрать однокоренное слово с ударным ё.
Вывешиваю СХЕМУ.
проверочное проверяемое
ё е
— Таккакова тема урока?(Тема нашего урока – «Слова с безударной гласной Е в корне, которая проверяется буквой Ё»)СЛАЙД 1.
– Какую цель поставим? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной Е в корне. )
Работа по теме урока. Первичное закрепление.
СЛАЙД 2.
Учитель. Посмотрите на слайд. (ВЫПОЛНЯЕМ УСТНО) Прочитайте первую строчку. Какое слово проверочное?……..
СЛАЙД 3.
— Что вы видите на экране? Запишем слова. (Картинки звезда- звёзды, озеро-озёра, весло-вёсла, стекло-стёкла, ведро-вёдра)
— Что мы должны сделать чтобы правильно написать? (подобрать проверочное слово)
— Какое будет проверочное слово? Пишем сначала проверочное, потом проверяемое. Обозначаем орфограмму (ударение, корень, подчеркиваем)
— Ребята, как проверить слова с безударной гласной е в корне. (Главная е проверяется гласной ё)
Физминутка.
Дружно встали, улыбнулись друг другу
На носочках потянулись
Погладили себя по головке
Чтоб она находила безударные гласные ловко
Помассажируем шею
Проверочные слова будут находиться быстрее
Подёргаем себя за ушки
Вмиг отпали все нехочушки (потряхивание головой)
Теперь похлопали себе плечи
И ваши ответы будут безупречны.
Работа по учебнику.
— Откройте учебник на стр. 113 упр.265. Прочитайте задание. Что нужно сделать.(Первое слово вместе, остальные самостоятельно в тетради, 2 ученика работают у доски с обратной стороны.Девочки проверяют одного ученика, мальчики другого.)
2) РАБОТА В ПАРАХ: (Подписать листочки ФИ учеников)
Учитель : У вас на партах листочки с заданиями. Работа в парах. Распределите работу между собой.
-. Прочитайте задание. Вставьте пропущенные буквы подбирая проверочные слова.
— Вам встретится в стихотворении незнакомое слово «Леток» . (ученик читает на экране)
СЛАЙД 4
Леток – отверстие для влёта и вылета пчелы.
Вставь пропущенные буквы подбирая проверочные слова. Времени у вас 2 минуты. (песочные часы)
— Начинаем работу, чья пара справится первой – поднимите руки.
(Самопроверка по образцу. )
СЛАЙД 5
— Проверьте задание по образцу. На экране стихотворение. Гласные которые нужно проверять выделены красным цветом. Посмотрите , как пчела несет нектар в своих лапках.
Пч..ла н..сёт в в..дрем..док.
Путь славной пчёлки был далёк.
-Прощай, мой миленький цветок,
Л..чу к себе в родной леток.
— Назовите те слова которые относятся к нашей теме.
— Какое новое слово вы узнали? Что это такое?
— Встаньте ребята у которых ни одной ошибки. Молодцы!
5.Итог урока. Рефлексия.
Учитель :Вспомните темунашего урока?
Какая была цель урока? (научились подбирать проверочные слова)
Как проверить безударнуюе в корне слова? ()
Как вы думаете достаточно нам тренироваться или нужно ещё? (Вот почему будет ещё урок на эту тему)
Оцените свою работу на уроке используя начало предложения. Продолжите высказывание.
(СЛАЙД 6)
Мне было интересно…
Мне было легко…
Мне было трудно…
Я научился…
Я теперь знаю…
6. Выставление отметок.
— Молодцы! Все хорошо поработали. За работу на уроке получили оценки………. Каждый получит отметку за выполнение работы в паре.
7. Домашнее задание.
У. с.113 упр.268.
Д.З. Посмотрите ребята на упр.268. Прочитайте задание. Поднимите руку. Кто не понял, что нужно делать. Как вы думаете почему написано не печатными буквами. (Перед вами образец как вы должны писать в вашей тетрадке).
Листочки с парной работой сдаём.
Работа в паре.
Задание.Вставьте пропущенные буквы.
Пч..ла н..сёт в в..дрем..док.
Путь славной пчёлки был д..лёк.
-Прощай, мой миленький цв..ток,
Л..чу к себе в р..дной леток.
Работа в паре.
Задание. Вставьте пропущенные буквы.
Пч..ла н..сёт в в..дрем..док.
Путь славной пчёлки был д. .лёк.
-Прощай, мой миленький цв..ток,
Л..чу к себе в р..дной леток.
Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё. « Центр дистанционного творчества «Индиго»
Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё.
Автор: Бобылёва Светлана Николаевна, учитель начальных классов 1 категории МКОУ «СОШ №2» город Киров Калужской области.
О себе: В работе часто использую для детей представление материала рифмованной строкой, что, по моему мнению, облегчает восприятие трудного, а иногда и скучного для учащихся материала.
Цели урока: развивать умение писать слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё; закреплять навык проверки безударной гласной в корне слова; развивать внимательность, мышление; воспитывать аккуратность.
Ход урока.
I. Оргмомент
Утро начали с улыбок,
Дружно и урок начнём.
Чтоб писать нам без ошибок,
Займёмся русским языком.
Мы тетради все открыли,
Ровно сесть не позабыли.
II. Постановка цели
Ребята, сегодня у нас на уроке гости. К нам пришёл мальчик, которого зовут Петя Ошибкин. Он всегда пишет с ошибками и не знает правил. Петя просит нас ему помочь повторить правило о безударных гласных в корне. Вот, что он говорит.
Привет!
Петя Ошибкин зовут меня.
Правил совсем не знаю я.
Помогите мне, друзья.
Правильно хочу писать,
И ошибок не допускать.
Поможем?
Правило сегодня мы будем повторять,
безударные гласные в корне проверять.
И узнаем мы ещё
О букве е и букве ё.
III. Чистописание
Первое задание у нас чистописание.
Только буквы разыгрались,
Все куда-то разбежались.
Чтоб помочь сейчас словам,
Надо букву вставить нам.
Л_сник, л_сной, л_сок.
— Прочтите слова. Что вы можете о них сказать? Какую букву вставим? Проверочное слово? Почему? Какое правило применили?
Букву е мы смогли отыскать,
Надо букву красиво написать. (на доске прописать строчку строчной е)
е ее еее ееее …..
С какой последовательностью прописана буква на строке? Продолжите до конца строки.
IV. Введение в тему урока
Петя у вас хочет узнать,
Какие безударные гласные в корне надо проверять?
А какое правило применяем для проверки безударной гласной в корне слова?
V. Работа по теме
Петя просит вас,
Показать ему сейчас,
Как правило применять
И проверку выполнять,
… — з_мля … — зв_зда
… — р_са … — св_стит
… — тр_сти … — с_довник (на доске, по 1 ученику выходят)
1. Нам здесь всё понятно с вами. Разобрались со словами.
Но нам Петя говорит, что ошибка здесь стоит.
Не пойму я ничего, слове «звёзды» вижу ё.
А «звезда», здесь вижу е. Объясните это мне!
Как, ребята, сможем объяснить Пете, почему так?
Если не объясняют, я им помогаю.
Если в проверочном слове пишем ё, то в проверяемом слове пишем е.
Вот в чём дело! Понял я! Объяснили мне, друзья!
2. А теперь, чтобы Петя лучше запомнил это правило, покажем ему, как подбирать проверочные слова.
На доске слова
……….. — оз_ро, ……….. — в_сло ,……….. — ст_кло ,………… — в_дро ,…………. — з_рно
Подбираем проверочное слово и записываем слова в тетрадь, выделяем орфограмму.
VI. Физминутка
Вы, наверно, устали?
Ну тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись
И на место все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем,
Открываем, поморгаем
И работать начинаем.
VII. Закрепление пройденного материала
1. Выполняем упр. 265 Упр. пишем на доске, 2 по очереди у доски, остальные в тетради.
2. Карточки
Впереди ещё одна забота-
С карточками предстоит работа.
Карточки у всех на столе, возьмите, прочитайте задание, выполняем 3-4 минуты.
Детям предлагается три вида карточек по теме. Задания дифференцированные от простого к сложному.
А) Выбери из слов второго столбика проверочные к словам первого столбика, соедини их, впиши пропущенную букву, обозначь орфограмму.
кл_новый лёд
л_дяной клён
бл_стит прямо
тр_щать блеск
пр_мой треск
Б) Найди в ряду однокоренных слов слово, которое будет проверочным для всех остальных, подчеркни его, поставь в словах ударение, выдели корень, вставь пропущенные буквы.
Ст_кло, ст_клянный, ст_клышко, ст_кольщик.
Тр_ва, тр_вяной, тр_вушка, тр_винка.
Пч_линый, пч_лка, пч_ла, пч_льник.
В) Подбери к словам проверочные слова, вставь пропущенные буквы, выдели корень, обозначь орфограмму.
___________ — кол_со, __________- вес_ло, __________- л_тать, ______________- гн_здо, __________ — у_кий.
Помощники по ряду собирают карточки.
Я проверю и поставлю оценку.
VIII. Физминутка
У Пети Ошибкина живёт овечка Соня. Послушайте, какая история с ней приключилась. Закройте глаза, представьте картину. Расслабьтесь.
Соня как-то раз решила по лужайке погулять.
Очень уж она любила бегать, прыгать и скакать.
На лужайке поскакала, бабочка вокруг порхала,
Очень весело летала. Полянку Соня вдруг нашла,
Земляничка там росла. Ягодки все собрала,
Домой к Пете принесла.
После потянемся, глубоко вздохнём, крепко зажмурим глазки, поморгаем.
IX. Повторение пройденного
Петя Ошибкин помочь просит нас.
Что же случилось на этот раз?
Гласные в корне он стал проверять,
Правильно, нет ли, хочет узнать.
Верно нашёл он проверочное слово?
Где да, а где нет. Вы исправить готовы?
На доске пары слов.
Листок – листочек.
Бревно – брёвна.
Черника – чернеть.
Село – сёла.
X. Словарная работа
На доске записаны слова. Надо выбрать и выписать те, гласную в которых нельзя проверить.
Завтрак, картофель, стакан, ковёр, ракета, кормушка, силач, тарелка.
Записать словарные слова, выделить буквы, которые надо запомнить. Когда читают, объясняют буквы. Назвать словарные слова, которые можно объединить общей темой. Какое слово лишнее? А по какому общему признаку можно ещё объединить слова? Какое тогда лишнее? Если есть время, придумать и записать три слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё.
XI. Итог
Мы сегодня с вами говорили о проверке безударных гласных в корне. Мы узнали, что если в проверочном слове пишем ё, то в проверяемом будем писать …..
Буквы е и ё похожи.
Буквой ё мы е проверить сможем.
Мы правило такое будем знать,
Чтобы слова без ошибок писать.
XII. Дом. зад.
Упр. 268, словарные слова
XIII. Рефлексия
Петя Ошибкин, ребята, говорит вам большое спасибо за урок.
Ошибкин пусть фамилия моя,
Но я хочу сказать, друзья.
Ошибок больше я не допущу
Из правил ничего не упущу.
Урок провёл я здесь не просто,
Я научился многому, приду ещё к вам в гости.
Если урок вам тоже понравился, вы хорошо работали, возьмите в руки красный цветочек, если нет, возьмите синий. Подойдите к нашей вазе и вставьте свой цветок. Корзина на доске.
Чтобы цвёл здесь наш букет,
Нужен яркий солнца свет.
Солнышко у нас горит,
Вам спасибо говорит.
Пусть сегодняшний урок
Вам пойдёт, ребята, впрок.
На этом наш урок окончен.
Список литературы.
1. Т. Г. Рамзаева Учебник русского языка для 3 класса.
Related Posts via Categories
Слова с двумя безударными гласными в корне. Проверка слов с двумя безударными гласными
Видео урок русского языка. Тема: «Слова с двумя безударными гласными в корне. Проверка слов с двумя безударными гласными»