ЕГЭ. Русский язык. Материал к заданию № 9. Безударные гласные в корнях слов. Теория.
ЕГЭ. Русский язык.
Материал к заданию № 9.
Безударные гласные в корнях слов.
Теория.
Правописание безударных гласных в корнях слов.
В корнях слов безударные гласные бывают трёх типов.
Проверяемые безударные гласные.
Проверяемые гласные в корне можно проверить ударением, изменив форму слова или подобрав однокоренное слово, чтобы на эту букву падало ударение.
Пример: просвещение – свет.
Непроверяемые безударные гласные.
Непроверяемые гласные в корне слова нельзя проверить, их надо запомнить, это словарные слова (чаще всего иноязычные).
Например: алфавит, огромный, сирень.
Чередующие безударные гласные.
Чередующиеся— гласные, которые чередуются в корне, то есть пишется то А, то О; то Е, то И.
Запомните!
- Чередующиеся гласные нельзя проверять ударением, пишутся они только по правилу;
- слова с такими гласными в корне всегда однокоренные, то есть имеют близкий по значению корень.
Таких корней не так и много. Их вполне можно запомнить, выучить, вызубрить, наконец.
Запоминайте корни с чередованием!
Важно! Запоминайте не только корни с чередованием, но и то, как они пишутся.
ТАБЛИЦА.
Корни с чередующимися гласными.
О//А (11 корней) |
Е//И (9 корней). |
А,Я // ИМ, ИН |
Без ударения — О. гар — гор твар — твор клан — клон
Без ударения А. зар- зор плав-плов
См. на конечную согласную в корне. лаг-лож раст-, ращ- рос- скак-скоч
кас — (есть суффикс А) кос- (нет)
См. на значение. равн-(одинаковый) ровн- (ровный)
мак-(окускать в жидкость), мок- (пропускать жидкость) |
Правило: И- есть суффикс А Е- нет суффикса А.
бер-бир дер-дир мер-мир пер-пир тер-тир
блест- блист стел-стил
жег-жиг чет-чит
|
занять- занимать начать -начинать пожать — пожинать понять – понимать примять -приминать проклясть- проклинать распять -распинать сжать – сжимать снять -снимать и др. |
Запомните слова- исключения.
О//А |
О//А |
Е//И |
зоревать приг арь выгарки изгарь утварь полог росток ростовщик Ростов Ростислав отрасль |
скачок скачу пловец пловчиха плывуны уровень ровесник равнина равняйсь равнение (направо) |
сочетать сочетание чета |
Правописание безударных гласных
Обычно считается, что ошибки в написании безударных гласных самые распространённые.
Проверяешь диктант в любом классе и всегда найдёшь 5 человек, кто правила не применяет, а пишет наугад.
Возникают ошибки по многим причинам. Например, потому, что не распознаётся место ударения в слове (нет водЫ; льются вОды реки).
Неверно выделяется корень («обнаж-аются», хотя правильно «об-наж-аются», «рос-кошный», но верно «роскош-ный», проверка – «роскошь»).
Делается неправильный подбор проверочных слов (слово «становится» проверяют через «стон», «стойка»). Ученики путают омонимичные корни (омофоны), зависящие от смысла (поласкать котёнка – полоскать бельё).
При выборе безударной гласной особенно сложно в тех случаях, когда слова предлагаются многосложные, состоящие из 3-6 слогов (иде..лист, осл..пительный, обог..щение, пол..мизировать). Кроме того, нужно уметь различать, к какой группе относится безударная гласная: к проверяемым, непроверяемым или чередующимся.
Непроверяемые безударные гласные нужно писать только по памяти или по словарю (вИртуозный, трЕвожиться, сувЕренитет), а чередующиеся – узнавать по особым приметам, применяя то или иное условие их написания (согласно ударению, последующей гласной, лексическому значению или традиции): загар − загорать; прилагать − приложить; вымокнуть под дождём − вымакать чернила; принять − принимать.
Проверяемые безударные гласные потому и «проверяемые», что их необходимо обязательно проверять. Есть несколько общепринятых способов проверки:
1. Изменить форму числа: плечо − плечи, звезда − звёзды; леса − лес, снега − снег.
2. Изменить падежную форму: пора − пору, полком − полк.
3. Добавить или отбросить суффикс: зима − зимушка, верхушка − верх.
4. Подобрать слово из другой части речи: обижать − обидчивый − обидный − обида.
5. Подобрать краткую или полную форму прилагательного: сладка − сладок, рябой − ряб.
6. В глаголах изменяем род, лицо и число: пасти − пас, мочить − мочит, борюсь − борется.
Никогда не подбираем проверочное слово в виде глагола с суффиксами -ыва-(-ива-), так как в них происходит чередование гласных (опоздать − поздно, но опаздывать!).
Слово с полногласием проверяем полногласной формой: голодный − голод. Неполногласие проверяем только неполногласной формой: охлаждение − прохлада.
В задании №8 на ЕГЭ по русскому языку предполагается несколько формулировок:
1) определить слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня,
2) определить слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня,
3) определить слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня.
Покажем способы выбора необходимого слова по каждому заданию.
Пример выбора безударной проверяемой гласной из ряда: предпол..гать, г..рмоничный, р..сточек, прис..гать, к..фтан.
Рассуждаем так: в данных словах есть чередующиеся гласные (предполАгать: корень -лаг-лож-; рОсточек: слово-исключение), непроверяемые гласные (гАрмоничный и кАфтан). А в слове «прис..гать» можно написать буквы И, Е, Я, так как гласная находится в слабой позиции, то есть без ударения. Это глагол, вот почему подбираем родственное слово из другой части речи с той же гласной в сильной позиции (прис..гать − значит давать присягу, поэтому пишем Я).
Пример выбора безударной непроверяемой гласной из ряда: эфф..ктивный, ст..пендия, мот..вировать, пол..мизировать, напом..нание.
Рассуждаем так: больше всего здесь слов с проверяемой гласной (эффективный − эффЕкт, мотивировать − мотИв, полемизировать − полЕмика), есть также слово с чередованием Я/ИН «напоминание». Остаётся одно словарное слово «стипендия».
Пример выбора безударной чередующейся гласной из ряда: обл..гать, преподн..сить, ре..листический, ут..пический, ав..нтюра.
Рассуждаем так: выделяем словарное слово «авантюра, подбираем проверку для слов преподносить − нОсит, реалистический − реАльный, утопический − утОпия. Остаётся слово «облагать» с корнем -ЛАГ-.
Попробуйте выполнить тест по данной теме. Ответы прилагаются в конце.
Проверочный тест по теме «Правописание гласных в корне»
Вариант 1
I. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
1. П…томки, обт…рать, компр…мисс, зар…стёт, патри…тический;
2. вык…сить, прот…рать, б…хрома, к…мбинация, выр…щенный;
3. закр…пить, зар…сли, выск…чка, р…ализм, прик…саться;
4. изл…жение, обог…щаться, обл…гать, эг…ист, с…нтетический;
5. пром…кашка, соч…тание, орг…низатор, прил…скать, безотл…гательно;
6. ф…льетон, прим…рять (костюм), од…колон, пл…вец, з…ря;
7. р…петировать, р…внина, заст…лать, сист…матический, тр…туар;
8. ск…чок, г…ревать, приг…релый, л…берал, прикл…нить.
II. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
9. Прил…жение, фил…рмония, оз…рять, оч…ровать, уд…вительный;
10. перс…нальный, непром…каемый, тр…пещет, перест…лить, в…ранда;
11. зап…вать, р…сти, прикр…пить, кл…ент, р…стовщик;
12. акс…ома, пос…деть, подг…реть, оп…рался, ур…внять;
13. тв…рить, ст…пендия, клев…та, отр…сло, выг…рать;
14. ок…ймлять, оч…ровать, благораспол…жение, соприк…снувшись, к…рифей.
III. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
15. Ир…ничный, пл…сунья, д…кламация, ув…дание, заг…рать;
16. ув…дать, т…рраса, бл…стеть, просв…щать, выт…снять;
17. ф…натизм, зар…сли, п…тачок, возд…яние, пощ…чина;
18. пол…мический, экз…менатор, г…ристый, ш…ренга, сд…рать;
19. изв…ваться, объед…нение, р…стовщик, п…йзаж, кал…ндарь;
20. удес…терить, ак…демия, зак…ренелый, подг…ревший, воскл…цание.
Проверочный тест по теме «Правописание гласных в корне»
Вариант 2
I. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
1. Ур…внять, тр…слись, раств…ритель, выск…чка, к…ридор;
2. вым…чить, отк…заться, зан…маться, ф…лософия, пр…оритет;
3. прекл…ниться, заст…лать, расст…гнуть, г…рнизон, д…ректор;
4. соч…тание, напр…женный, выр…щенный, п…лисадник, с…рафан;
5. л…коничный, ум…рающий, з…рница, нагр…дить, выск…чить;
6. т…инственный, разд…рут, выпл…вка, раств…ритель, к…ндуит;
7. приг…реть, бл…стательный, эст…тический, б…гряный, к…варный;
8. отр…слевой, успок…ение, к…саться, гр…ндиозный, абс…лютный.
II. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная. Выпишите это слово, вставив опущенную букву.
9. Р…внина, к…стер, водор…сли, просл…вляют, предст…вление;
10. ум…рает, обж…гание, к…личество, оп…здавший, сов…щание;
11. р…сунок, см…тритель, к…сательный, пот…рять, осл…пительный;
12. з…рница, прис…гать, ав…нгард, з…рево, р…вномерный;
13. ур…внение, исп…лнение, несг…раемый, прит…зание, сл…вяне;
14. л…гичность, с…реневый, по…вление, к…лыхаясь, распол…жение.
III. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
15. Выл…жен, сож…ление, в…ликолепный, симп…тичный, р…скошный;
16. притв…рить, гл…тать, укр…щать, ок…лдовать, в…теран;
17. ул…жить, об…няние, х…рактер, хв…стливый, см…гчить;
18. гор…зонтальный, ср…щение, объед…няющий, к…нтраст, щ…котать;
19. юб…лей, пом…щаюсь, пл…вчиха, к…нтингент, приви…легия;
20. к…рамический, тр…вога, по…вились, подн…мать, арх…тектурный.
Ответы для варианта 1
1. патриотический
2. выкосить
3. закрепить
4. обогащаться
5. приласкать
6. примерять
7. систематический
8. горевать
9. филармония
10. веранда
11. клиент
12. аксиома
13. стипендия
14. корифей
15. загорать
16. блестеть
17. заросли
18. сдирать
19. ростовщик
20. подгоревший
Ответы для варианта 2
1. тряслись
2. отказаться
3. расстегнуть
4. напряжённый
5. наградить
6. таинственный
7. эстетический
8. успокоение
9. костёр
10. количество
11. рисунок
12. авангард
13. притязание
14. сиреневый
15. выложен
16. притворить
17. уложить
18. сращение
19. пловчиха
20. поднимать
Урок 68. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О СПОСОБАХ ПРОВЕРКИ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ | Поурочные планы по русскому языку 3 класс
Урок 68. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О СПОСОБАХ ПРОВЕРКИ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ
24.07.2013 6204 0Цели: уточнить и обобщить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способов проверки; развивать умение проверять слова с безударными гласными в корне.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие безударные гласные в словах вы подчеркнули?
– Как найти проверочное слово?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова:
сл..за, м..ряк, скр..пит, п..тно, гл..за.
– Прочитайте слова. Составьте цепочку из букв, которые являются орфограммами данных слов. Какие это буквы? Обоснуйте свой ответ. (В слове слеза орфограмма – буква е, проверочное слово – слезы, в слове моряк орфограмма – буква о, проверочное слово муре и т. д.)
еоияа …
– Напишите строчку до конца, буквы в последующих цепочках можно менять местами.
IV. Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.
На доске записаны слова: снегирь, сорока, синица, ворона, воробей.
– Чем похожи эти слова? (Это одушевленные имена существительные единственного числа. Эти слова обозначают названия птиц.)
– Чем отличаются? (В словах есть безударные гласные в корне, проверяемые ударением, и есть безударные гласные, не проверяемые ударением.)
– Выпишите эти слова в две группы, используя это отличие. Подчеркните безударные гласные в корне.
сорока синица
ворона снегирь
воробей
– Что интересного заметили в написании слов первой группы? (Во всех словах сочетание -оро-. )
– Как проверить написание безударных гласных в словах второй группы? (Синица – съний, снегирь – снег.)
Коллективное составление 2–3 предложений о птицах и запись их в тетради. Одно из предложений дети разбирают по членам предложения и выписывают словосочетания.
– Сейчас проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если я назову словарное слово, где безударную гласную нельзя проверить, вы подпрыгнете на месте. Если я назову слово с безударной гласной, проверяемой ударением, вы сделаете приседание. Будьте очень внимательны.
Учитель называет слова: свистулька, пальто, коньки, чистота, тишина, пятно, пятёрка, заяц, сапоги, ребята, поляна, звериный, тропинка, горох, земляника.
– Сколько словарных слов я назвала?
V. Упражнение в подборе проверочных слов.
1. Работа над упражнениями 237, 239.
Учитель обращает внимание на особенности проверочных слов: 1) проверочное слово является однокоренным; 2) гласный звук в корне проверочного слова ударный.
2. На доске записаны предложения:
Мы н..чевали у л..сника. Он уг..стил нас гр..бами и пров..дил к с..новалу. Под крышей сарая л..пилось гн..здо. Пять прожорливых пт..нцов пр..сили еды.
– Прочитайте предложения.
– Спишите, вставляя пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова.
VI. Итог урока.
– Как проверить безударную гласную в корне? Приведите свои примеры.
Домашнее задание. Упражнение 241.
Одежда в которой есть непроверяемые гласные. «Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Каким видом словарей надо пользоваться
Поиск результатов по фразе «запишите данные слова в единственном числе.Перед словами в которых нужно проверить конечные согласные пишите проверочныеслова.согласные правописание которых надо проверить подчеркните.брови звери гуси кони очереди гости степи площади метели голуби караси олени «
Кошка вытянулась и медленно поползла. Она приоткрыла рот. Показались ее острые зубки. Она вся напряглась и сделала резкий прыжок. Но птицы вспорхнули и улетели.
Выпишите слова в которых нужно проверять гласные и согласные.
слово в котором есть приставка Оглядеть Ступенька Полянка Огурец
3 СДЕЛАЛА
4 СДЕЛАЛА
5 Выпиши словочетание в котопром прилагательное стоит в среднем роде и творительном падеже Голубому платью огромным окном тихий ночью о лучистом солнце
6 Отметь глагол 2 спряжения Умыв,тся стро,шь слуша,т фантазиру,т
7 выпиши побудительное предложение 1 Самолёт приземлился на запасном аэродроме 2 как быстро пролетели сегодны уроки! 3 завтра обязательно приходи ко мне! 4 куда ты положил учебник?
8 отметь предложение в котором допущена речевая ошибка 1 четверо друзей пошли на представление в цирк 2 у трёх котёнков были одинаковые пятнышки на грудке 3 папа одинаково сильно любит своих сыновей 4 всё небо было затянуто тёмными свинцивыми тучами
9 Выпиши ряд в котором фамилии стоят в алфовитном порядке 1 Дружинин,Гришин,Лядов,Прутков 2 Мухин,Ларкин,Филиппов,Хомяков 3 Наумов, Кривицкий,Светлов,Тюрин 4 Бусыгин,Мартынов,Сладков,Филатов
Помогите пожалуйста. Какое слово получится, если в слове шить первый звук заменить парным звонким? Запиши это слово. Какое правило правописаниянужно вспомнить? Выпиши слова на это же правило. пружина, старушка, жадина, камыши, ложка, жизнь, машина, ежи, нож, этажи.
1. Когда пишется в слове разделительный Ъ и разделительный Ьзнак? Приведи примеры. 2. Как проверить непроизносимую согласную в корне слова?Какпроверить парные(звонкие и глухие) согласные в корне слова?
3. Какие слова называются родственными или однокоренными словами? Подбери однокоренные слова к слову ВОДА.
4.Правила переноса слов: с удвоеной согласной, с Ь в середине слова, с буквой Й в середине слова.
5. Как пишутся сочетания: ЧК,ЧН,ЩН,ЧТ,РЩ,НЩ,ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУЖИ,ШИ? Объясни.
6.Что такое алфавит? Прочитай его. Значение алфавита (где используют знания алфавита?) Какие буквы алфавита не обозночают звуков?
7 Как пишутся безударные личные окончания глаголов 1и 2 спряжения
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: пальто, шуба, комбинезон, плащ, куртка, костюм, брюки, пиджак, шорты, сарафан, блузка, юбка, платье, рубашка, халат, свитер, джемпер, кофта, жилет, варежки, перчатки, носки, колготки, майка, трусы, купальник, плавки, шапка, кепка, берет, платок, шляпа, шарф, воротник, рукав, оборка, молния, карман, капюшон, пояс, кружева, пуговицы, фартук, заплатка, пошив, покупка.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: красивый, длинный, короткий, узкий, широкий, новый, старый, грязный, чистый, теплый, холодный, легкий, мятый, глаженый, шерстяной, ситцевый, вязаная, меховая, выходной, домашний, праздничный, нарядное, удобная, кожаная, клетчатый, полосатый, летняя, зимняя, весенняя, осенняя, демисезонная.
ГЛАГОЛЫ: надевать, одевать, снимать, убирать, вешать, складывать, утюжить, гладить, стирать, полоскать, сушить, весить, чинить, штопать, беречь, ухаживать, вязать, шить, покупать, застегивать, зашивать, мерить, расстегивать, мять, марать.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:.
Шапка из меха — меховая.
Перчатки из кожи — кожаные.
Одежда для зимы — зимняя.
Халат для дома — домашний.
ПОДБИРАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ:
Кофта (какая?) — вязаная, шерстяная, теплая, красная, новая…
Платье (какое?) — нарядное, повседневное, праздничное, кружевное…
Шарф (какой?) — длинный, синий, шерстяной, вязаный…
СОГЛАСОВЫВАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ:
Один — носок, два — носка, пять — носков.
Одно — пальто, два — пальто, пять — пальто.
Одна — шуба, две — шубы, пять — шуб.
ИГРА « ИЗ ЧЕГО СШИТО?»
Платье из шелка какое? — шелковое.
Костюм из джинсы — …
Шуба из меха — …
Сарафан из ситца — …
Пальто из драпа — …
Куртка из кожи — …
кофта из шерсти — …
ИГРА»КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? »
Шуба — меховая, теплая, мягкая, пушистая…
Платье — ….
Костюм — ….
Шуба — ….
ИГРА «СОСЧИТАЙ ОДЕЖДУ»
Одна шуба, две шубы, три шубы, четыре шубы, пять шуб.
Одна майка — ….
Одно платье — ….
Один костюм — ….
Один пиджак — ….
ПОДБЕРИ СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ:
Длинный рукав — короткий рукав.
Глубокий карман — ….
Большой воротник — ….
Высокая стойка — ….
Дорогая куртка — ….
Чёрные полоски — ….
Чистая куртка — ….
Новый комбинезон — …..
СКАЖИ ЛАСКОВО:
Рукав — рукавчик.
Карман — ….
Воротник — ….
Стойка — ….
Куртка — . …Полоска — …..
Комбинезон — ….
ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ ПОЛНЫМИ, РАСПРОСТРАНЁННЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ:
Где продают одежду, ткани?
Кто работает в магазине?
Кто работает в ателье?
Что делают с одеждой в магазине?
Что делают с одеждой в ателье?
СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ:
Название.
Какого цвета.
Из чего состоит.
Из какого материала.
Для какого времени года предназначена.
Например: это шуба. Она коричневого цвета. У шубы есть воротник, рукава, манжеты, карманы, пуговицы. Сшита шуба из меха. Она меховая. Шубу носят зимой — это зимняя одежда. В шубе зимой тепло и уютно.
Змея на дерево вползла,
Собою дерево спасла:
Когда ветры налетели,
Она дерево согрела. (Шарф)
Дорожка сшита — связана
Да к домику привязана.
Кругом домик обежит,
А потом замрёт — лежит,
Домик охраняет,
Холод отгоняет. (Шарф)
Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (Шарф)
Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка. (Шуба)
Широка да тонка,
Надувает бока,
Весь день на мне ездит.
Не слезая сидит,
А ночь придёт —
Свернётся и спит. (Рубашка)
«Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне»
Цель урока:
Формировать понимание того, что написание слов с непроверяемыми безударными гласными нужно запомнить, а в случае затруднения – обращаться к словарю.
Задачи урока:
Учить узнавать слова с непроверяемыми гласными;
Изучить написание двух новых слов;
Продолжим работу с таблицами ЗХУ. Если у вас появились новые вопросы, давайте запишем их во второй столбец.
(Дети предлагают, учитель записывает в таблицу на доске; дети записывают в свои таблицы то же, что и на доске).
З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать |
Гласные бывают в сильной позиции (ударные) и в слабой позиции (безударные). Иногда произношение гласного звука и обозначение на письме не совпадают. В некоторых случаях слова с безударной гласной можно проверить. | Что делать, если безударный гласный не проверяется? Как искать слово в словаре? Каким видом словарей надо пользоваться? Какие слова чаще встречаются: с проверяемой гласной или с непроверяемой? |
Итак, у нас возникли новые вопросы. Будем искать ответы на них.
Следующее задание. Найдите в словарях любое из шести слов упражнения 125, составьте с этим словом предложение и запишите. А я буду ходить по рядам и смотреть, как вы ищете слово. Если будут затруднения – я помогу.
Дети зачитывают несколько составленных предложений.
Есть ли в ваших предложениях другие слова с непроверяемой гласной? Обращались ли вы к словарю при написании этих слов?
Найдите и подчеркните в своих предложениях главные члены.
— Ребята! За годы обучения в школе вы познакомитесь с разными видами словарей. А каким словарем надо пользоваться, чтобы найти слова с непроверяемой безударной гласной?На слайде – рисунки разных видов словарей.
(Дети называют орфографический словарь; он на слайде выделяется).
4. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Какое задание больше всего вам понравилось на уроке? Почему?
Ответили ли мы на поставленные нами вопросы? Заполните, обсудив ответы в парах, третий столбец таблицы ЗХУ.
(Дети работают над заполнением таблицы).
Заслушиваются результаты работы пар. Выясняется, что на вопрос о том, какие слова встречаются чаще – с проверяемыми гласными или непроверяемыми – ответ пока не найден.
На следующем уроке мы будем работать со словами как с проверяемой гласной, так и с непроверяемой. Может быть, тогда мы сможем ответить на данный вопрос?
А пока я предлагаю вам дома проанализировать любой небольшой текст: каких слов в нем больше.
— Ребята! Вы хорошо работали в течение всего урока. Осталось выполнить еще одну работу. С опорой на те знания, которые вы приобрели, на эмоции, которые у вас возникли, составьте синквейн, связанный с темой урока.(Дети работают над синквейнами. На слайде – структура синквейна).
Зачитываются несколько синквейнов детей.
(Примеры.
Орфографический, незаменимый.
Подскажет, проверит, подтвердит.
Умейте пользоваться словарем!
Помощник.
Безударные, непроверяемые.
Сомневаться, помнить, искать.
Помни или обращайся к словарю!
Правописание.
Выставляются отметки за урок.
Дается задание на дом: выполнить упражнение 127, записать два новых слова в словарики.
Проанализировать любой текст: каких слов больше (с проверяемой гласной или с непроверяемой).
Таалпортал | Ударение в словах с префиксом
Во многом основано на Booij (1995), мы делим нативные префиксы на три основных класса по отношению к их стрессовое поведение. Некоторые родные префиксы привлекают основное ударение, когда они сочетаться с существительным; поэтому такие префиксы ведут себя как независимые просодические слов, так как они получают основное сложное ударение (по крайней мере, в сочетании с существительные, которые отображают подавляющее большинство соответствующих слов).С другой стороны, есть родные префиксы, которые никогда не несут ударения; эти префиксы образуют глаголы, и они также встречаются как частицы или предлоги. Также существует небольшая группа префиксы, которые при использовании с основными глаголами располагаются между стресс-привлекающие и стресс-избегающие; они иногда притягивают стресс: мы называем эту группу промежуточной.
Эти префиксы обычно сочетаются с существительными и привлекают основное ударение (Booij 1995). В результате этого они ведут себя как составные существительные и получают начальное сложное напряжение. Рассмотрим следующий обзор (взято из Booij 1995:121): В голландском есть два типа (вербализирующие) приставки, никогда не привлекающие ударения.Первый состоит из префиксы, у которых единственная гласная — шва; поскольку шва никогда не несет ударения, эти префиксы соответственно никогда не переносите стресс (обзор от Booij 1995:122):Пример 5
до- | /бə/ | бедийк | [бə. ˈdɛik] | до дамбы | |
э- | / ɛr / | эрваар | [ɛr.ˈvar] | испытать | |
гэ- | /xə/ | гелооф | /xə.любовь / | [xəˈlof] | верить |
до | /ɔnt/ | онтмоет | [ɔнт. ˈmut] | для встречи с | |
версия | /vɛr/ | Вертроу | [vɛr.ˈtrɑu] | доверять |
Вторая группа безударных нативных префиксов содержит префиксы, возникают независимо как предлоги. Все они содержат полную гласную: следовательно, они сами по себе отвечают требованиям образования просодических слов.Поскольку они не получают первичного сложного напряжения, мы можем сделать вывод, что они не ведут себя как большинство номинальных соединений (которые показывают сильно-слабую модель). Их схема стресса скорее напоминает модель слабого-сильного, встречающуюся в различных прилагательные соединения. Однако при этом прилагательное соединения часто демонстрируют сдвиги ударения в атрибутивной позиции, такое ударение сдвигов не происходит для префиксных глагольных форм.Обзор взят из Буидж (1995:122):
Пример 6
aan- | /ан/ | анварард | /ан.вард/ | [анварт] | принять |
ахтер- | /ɑx. tər/ | ахтерхаал | [ɑx.tər.ˈhal] | открыть | |
дверь- | /дор/ | дверная петля | [дор.ˈлоп] | пройти | |
ее- | /час/ | гербау | [ч. р.ˈbɑu] | восстановить | |
неправильно- | /мɪс/ | мидрааг | [мɪс.Дракс] | плохо себя вести | |
ом- | /ɔм/ | омклем | [ɔм.ˈklɛm] | понять | |
на заказ- | /ɔn. dər/ | ондерстейн | [ɔн.dər.ˈstøn] | для поддержки | |
сверх- | /o.vər/ | надземная | [о.vər.ˈstrom] | до переполнения | |
том- | / vɔl / | волдоен | [vɔl. ˈдун] | вместо | |
воор- | /вор/ | воорком | [вор.ˈkɔm] | для предотвращения | |
мыр- | /эр/ | Вершпигель | [эр.ˈspi.xəl] | для отражения |
Шва, слоги и слова в разных обличьях — Часть 1
Я до сих пор помню, как в первые дни учебы в школе узнал, что в английском языке пять гласных: и , и , и , или и и . Но позже я обнаружил, что этот простой рассказ не рассказывает всей истории.Во-первых, буква и может также функционировать как гласная, как в слове небо . И, что более важно, счет пяти (или шести) гласных применяется только к письму; в разговорном английском, в зависимости от того, какую региональную разновидность вы слушаете, может быть до двадцати с лишним гласных звуков. Написанная буква е , например, представляет разные звуки в словах , , , , , и , Англия . Отсюда потребность в большем наборе символов, чем 26 букв алфавита, для обозначения произношения английских слов.
В разных словарях используются разные наборы символов, но в британских изданиях для изучающих английский язык, включая словарь Macmillan, наиболее распространенным является подмножество символов из Международного фонетического алфавита. Люди иногда находят некоторые из этих символов пугающими, но научиться распознавать их и звуки, которые они обозначают, действительно стоит усилий, потому что тогда вы сможете проверить произношение любого слова, в котором вы не уверены, либо в общий словарь для учащихся или – в случае менее часто встречающихся слов, географических названий, личных имен и т. д.– в специализированном словаре произношения.
Для некоторых слов — очень частых грамматических слов — словари дают «сильное» и «слабое» произношение. Таких слов вообще около сорока с лишним, в том числе, например:
прочный | слабый | |
банка | / кэн / | / кэн / |
он | /приветː/ | /привет/, /я/ |
их | /ðem/ | /рм/ |
Сильные формы появляются, когда слово находится под ударением (напр.г. «Да, мы можем!»), тогда как слабые формы, которые встречаются гораздо чаще, появляются, когда слово безударное (например, «Если вы можете просто подождать минутку…»).
Очень часто, как в случае can и их , гласный в слабых формах — это так называемый schwa : /ə/, который появляется только в безударных слогах и на самом деле является наиболее частым гласным звуком в Английский язык, на который приходится около 10% всех гласных звуков и встречается в различных вариантах написания, в том числе вдоль , занавес , открытый , сегодня , любопытный .
Помимо слабых форм, шва встречается и в безударных слогах словарных транскрипций многих других слов. Глядя на слово банан , можно было ожидать, например, что в нем будет три одинаковых гласных звука, но оказывается, что в ударном втором слоге есть гласная /ɑ:/, а в безударных первом и третьем слогах есть / ə/.
По мере развития языков английский язык особенно резко различает ударные и безударные слоги; ударные слоги играют непропорционально большую роль в том, чтобы слова были идентифицируемыми, а поскольку безударные слоги не в центре внимания и не вносят большого вклада в точную идентичность слов, на самом деле не имеет значения, как именно они звучат.Например, некоторые люди произносят первый слог слова , веря как /bɪ/, другие — как /bə/, и на самом деле часто бывает трудно точно сказать, какой именно гласный звук используется. Даже если вы используете другое слово, например, /bʊ/ или /be/, идентичность слова будет ясна; важно произносить ударный второй слог с четкой гласной /iː/.
Во второй части этого поста будет рассказано больше о /ə/, безударных слогах и о том, как слова часто маскируются в разговорном английском.
Отправить это сообщение по электронной почтеФонология — тематические исследования: каталонский
Сокращение гласных в центрально-каталонском языке
В диалектах каталанского языка также есть процессы редукции гласных, при которых определенные гласные появляются как шва, когда они встречаются в безударных слогах. Эти процессы работают по-разному в Центральной Каталонии и на Майорки. Более того, оба каталонских паттерна отличаются от паттерна GAE, представленного на предыдущей странице. В этом разделе мы сначала опишем и проанализируем модель, обнаруженную в центрально-каталанском языке, а затем перейдем к обсуждению редукции гласных в диалекте Майорки.
В этом разделе острое ударение на гласной в фонетической транскрипции указывает на ударение. Безударные гласные не имеют ударения. В формах в (5), которые мы видели ранее, мы видим много примеров ударного [á] (выделены жирным шрифтом). И наоборот, мы не видим примеров [a] без ударения. С другой стороны, мы видим schwa [ə] в безударных слогах, но никогда в слогах с ударением. Фактически, везде, где лежащий в основе / a / не имеет ударения на поверхности, он реализуется как редуцированная гласная [ə], выделенная жирным шрифтом.( Orthog означает орфографическое представление или стандартное написание.)
(5) Центральный каталонский: ударный [á] против безударного [ə] |
Ортогон | Базовый | МФА | Английский глянцевый |
лат | /фэт бл а т/ | Ваш браузер не поддерживает элемент audio .[февраль бл á т] | «изготовленная пшеница» |
пакетик | /puk k a nt a / | Ваш браузер не поддерживает элемент audio . [púk ə nt á ] | «Я умею петь» |
пуц баньяр | /puk b a ɲ a / | Ваш браузер не поддерживает элемент audio .[пуг б ə ɲ á ] | «Я умею купаться» |
горшок гуаньяр | / pɔk gw a ɲ a / | Ваш браузер не поддерживает элемент audio .
[pɔ́g gw ə ɲ á ] | ‘он/она может победить’ |
препарат для приготовления блюд | /pl a t pɾep a ɾ a t/ | Ваш браузер не поддерживает элемент audio .[pl á p pɾəp ə ɾ á t] | ‘готовая тарелка’ |
кепка банда | /k a p b a nd a / | Ваш браузер не поддерживает элемент audio . [k á b b á nd ə ] | ‘нигде’ |
Мы можем быть уверены, что фонема /a/ лежит в основе schwa в корнях sing , Bathe и win , потому что schwa в этих формах в (5) чередуется с [á] в родственных существительных для ‘ пение» , «ванна, ванная» и «прибыль, прибыль» , где ударение падает на корневую гласную /а/.Эти формы представлены в (6)
(6) Центральный каталонский: ударный [á] против безударного [ə] |
Напряженный [á] | Безударный [ə] | |||||
ПНД | Каталонский | Английский | МФА | Каталонский | Английский | |
/а/ | Ваш браузер не поддерживает элемент audio . [к á п] | банка | «поющий» | [к ə нт á ] | кантар | ‘петь’ |
[б á ɲ] | бани | «ванна» | [б ə ɲ á ] | баньяр | ‘купаться’ | |
[гв á ɲ] | гуани | ‘прибыль, выручка’ | [gw ə ɲ á ] | гуаньяр | ‘выиграть’ |
Для гласных [e] и [ɛ] мы можем сделать наблюдения, очень похожие на те, что мы сделали для [a] выше.То есть [e] и [ɛ] встречаются только в ударных и никогда в безударных положениях на поверхности. Примеры в (7) показывают, что ударные гласные среднего переднего ряда, напряженные [é] и слабые [ɛ́] в первом столбце IPA (т. е. [téns] и т. д.) соответствуют (безударным) [ə] во втором столбце IPA. (IE [təní] и т. д.) Эти чередования устанавливают, что в корнях слов «брать» и «слепой» чередуется гласная / e /, а в корнях слов «мед» и «сухой» — / ɛ /.
(7) Центральный каталонский: ударные [é] и [ɛ́] vs.безударный [ə] |
Ударение [é], [ɛ́] | Безударный [ə] | |||||
ПНД | Каталонский | Английский | МФА | Каталонский | Английский | |
/e/ | Ваш браузер не поддерживает элемент audio .
[t é нс] | десятки | ‘он/она берет’ | [т ə ні] | тенир | ‘взять’ |
[с и к] | цэк | «слепой» | [s ə ɣésə] | сегеза | «слепота» | |
/ ɛ / | [м ɛ́ л] | мел | «мед» | [м ə лос] | мелос | ‘хх’ |
[с ɛ́ к] | сек | «сухой» | [с ə каʎ] | Второй вызов | ‘хх’ |
Таким образом, все гласные фонемы /a ɛ e/ имеют редуцированный аллофон [ə], который появляется, когда эти гласные не имеют ударения на поверхности. Гласные заднего ряда /o/ и /ɔ/ также редуцированы при безударии, но в этих случаях эффект иной: чередования в (8) показывают, что поверхностные гласные [o] и [ɔ] в ударных позициях чередуются с [u] в безударных позициях.
(8) Центральный каталонский: ударные [ó] и [ɔ́] против безударных [u] |
Ударение [ó], [ɔ́] | Безударный [u] | |||||
ПНД | Каталонский | Английский | МФА | Каталонский | Английский | |
/о/ | Ваш браузер не поддерживает элемент audio .[б — т] | бот | ‘прыжок (существительное)’ | [б и та] | ботар | ‘прыгать’ |
[ — с] | ОС | ‘медведь’ | [ и сɛ́т] | осетинский | «медвежонок» | |
[д ó пə] | дона | ‘женщина’ | [д и нет] | дунар | ‘хх’ | |
/ɔ/ | [мн. ч. ɔ́ ] | пло | ‘плач (существительное)’ | [мн.ч. и ɾá] | плита | ‘плакать’ |
[ ɔ́ с] | ОС | «кость» | [ и сут] | осут | ‘хх’ | |
[д ɔ́ пə] | дона | ‘хх’ | [d u násə] | Дунасса | ‘хх’ |
Наконец, примеры в (9) показывают, что высокие гласные /i u/ не редуцированы: [i] и [u] появляются как в ударных, так и в безударных слогах.
(9) Центральный каталонский: высокие гласные /i/ и /u/ |
Ударение [ú], [í] | Безударный [i], [u] | |||||
ПНД | Каталонский | Английский | МФА | Каталонский | Английский | |
/у/ | Ваш браузер не поддерживает элемент audio . [s ú rt] | сурт | ‘он/она берет’ | [s u rtídə] | суртида | ‘взять’ |
[к ú к] | куб | ‘шелкопряд’ | [к и кɛ́т] | кубок | ‘маленький шелкопряд’ | |
/и/ | [т í ŋ] | олово | «У меня есть» | [t и ŋgí] | тинги | ‘хх’ |
[f í ltrə] | фильтр | ‘фильтр (существительное)’ | [ф и литра] | фильтр | «для фильтрации» |
Результатом процессов сокращения гласных, связанных с ударением, является то, что свидетельство семи фонематических качеств гласных в каталонском языке, /i e ɛ a o ɔ u/, появляется только под ударением. Только три качества гласных / i ə u / встречаются в безударных позициях. В частности, трехсторонний фонематический контраст между /e ɛ a/ нейтрализуется в [ə] в безударных позициях. Точно так же трехсторонний фонематический контраст между / o ɔ u / нейтрализуется в [u] при тех же условиях.
На этом мы заканчиваем описание редукции гласных в центрально-каталанском языке. Как мы покажем в следующем разделе, факты редукции гласных на Майорки несколько иные.
предыдущая | топ | следующий
Примечания
неприятных гласных в корнях.Гласные звуки ударные и безударные
В русском языке все звуки делятся на гласные и согласные. Всего шесть гласных — «а», «о», «у», «и», «е», «ы». Они произносятся только с участием голоса, без участия шума. Может образовывать слоги. Они шокированы и не подвержены стрессу. Гласные звуки — ударные и безударные — имеют свои особенности и определенные роли в речевом процессе. Кроме того, многие нормы обозначения гласных букв на письме зависят от наличия или отсутствия ударения.
Гласные «е», «ю», «я», «е» не являются отдельными звуками. Они представляют собой обозначение двух звуков. Например: я — я, ю — ю и т. д. Также они наделены дополнительными функциями — обозначают мягкость согласного звука на письме.
Ударные гласные
Гласный звук произносится голосом. То есть тот, который находится в состоянии стресса. Этот звук всегда произносится более отчетливо. По сравнению с безударным он находится в более сильном положении и играет содержательную роль.Как правило, написание букв, передающих ударные гласные, не вызывает затруднений.
Например, в словах маленький (ударение на первый слог), мирный (ударение на первый слог), далекий (ударение на второй слог) правописание ударных слогов не вызовет сомнений. Здесь действует принцип «как слышно, так и написано», и звуки отчетливо слышны.
Гласные звуки предназначены для выполнения функции ощущения различия. Для сравнения: говорят, маленький, мытый, мул — слова, которые мы различаем на слух, потому что они пишутся разными гласными.
Дерзкие гласные звуки — что это?
Гласные, не выделенные голосом. Они произносятся с гораздо меньшей силой и гораздо менее энергичны, чем ударные. Они находятся в слабом положении, и написание писем, которые их передают, часто вызывает трудности. Принцип «как слышим, так и пишем» в данном случае не сработает, потому что можно услышать совсем не то, что есть на самом деле.
Гласный звук ударный часто находится в измененном состоянии редукция). Причем степень трансформации может зависеть от удаленности ударной гласной.Чем дальше — тем сильнее сокращение. Например, в слове «колобок» последний звук «о» — в третьем слоге — ударный. Ближайшее к нему «о» (во втором слоге) слышно еще более или менее отчетливо, а удаленное (из первого слога) при произнесении практически теряется. Его продолжительность в этом случае минимальна.
Относительно стойкими в этом отношении являются безударные гласные звуки «и», «ы», «у». На степень их превращения расстояние от удара почти не влияет (мумие, буратино, мир). Исключением может быть только «и» в начале слова после твердого согласного, которым заканчивается предыдущее слово словосочетания. В таких случаях «и» превращается в «ы». Эта ситуация хорошо видна, например, во фразе «дым над избой».
Непонятные гласные в корнях. Правописание
Как уже отмечалось выше, передача на письме безударных гласных звуков часто вызывает затруднения. Особенно проблематично понять, какой буквой следует обозначать безударный гласный звук в корне слова.
Правописание таких корней выделяется в специальный раздел грамматики и подробно изучается в филологии. Выбор правильной буквы зависит от различных факторов: особенностей соседства с другими буквами, наличия или отсутствия ударного слога, проверочных слов, их происхождения и др.
Непроверяемые гласные в корнях
Самый сложный случай с точки зрения правописания безударные гласные звуки в непроверяемых словах. Когда невозможно выбрать вариант с ударным корнем.
Правильные варианты в этих ситуациях можно только запомнить или всегда иметь при себе словарь, в котором можно посмотреть написание.
Слова, подпадающие под этот раздел, включают, например: меридиан, винегрет, бетон, корвалол, ватрушка и другие. Многие из них имеют иностранное происхождение.
Проверяемые гласные в корнях слов
Буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корнях, в большинстве случаев можно определить, подобрав корень слова, где ударение падает на корень.
Например, изменив слово «трава» на «трава», легко понять, какую букву следует писать в безударном корне. Другие варианты: гора — гора, вода — вода, дождь — дождь и так далее и тому подобное. Примеров в русском языке — великое множество.
- Примечание : В случае, когда корнем слова является буква, обозначающая ударный слог «йо» («е»), в безударном варианте она будет заменена на «е». Например: мертвый — мертвый, клены — кленовый, расстегнутый — расстегнутый.
Написание корней в словах разного происхождения
Гласные глухие в основных морфемах слов могут иметь различное буквенное выражение в зависимости от происхождения данного конкретного слова.
Так, например, исконно русские слова часто отличаются полноценным написанием сочетаний -оро-, -оло-: молодой, изгородь, ракушка. А их старославянские варианты имеют укороченный вариант буквосочетания и трансформацию «о» в «а»: младенец, забор, туча.
Чередование безударных «а» и «о» в корнях
Буквы, обозначающие безударные гласные звуки, могут чередоваться в корнях родственных слов. Один из вариантов чередования «а» и «о». Разные корни имеют свои правила написания:
- Например, какая бы буква ни писалась под ударением, в безударном положении у нас почти всегда корни «горы», «клон», «творчество», «зар». » и «сплав»: загорелся, поклонился, создал, осветил, сплавил.Но есть и исключения: гари, плесень, посуда, зоревать, пловец, купальщица, зыбучие пески и др.
- От согласного, закрывающего корень, зависят морфемы «раст», «ращ» и «роса». Букве «а» предшествует «ст» или «ни», тогда как перед «с» обычно стоит «о». В это правило не вписываются: Ростислав, Ростов, ростовщик, росток, отросток и производные от них варианты (Ростов, ростовщичество и др.), а также слово промышленность.
- В морфемах «совок» и «гонка» перед буквой «ч» обычно стоит «о», а перед «к» — «а».Например: лошадь, веревка, выскочка, подпрыгнуть. Исключения составляют только слова прыгать, прыгать, качать и прыгать.
- Безударные гласные в словах с корнями «лаг» и «коробочки» передаются в буквах по букве, по следующему правилу: перед «г» употребляется «а», а перед «г» — «о». Например: сложить, считать, разложить, добавить, расположить, отложить. Исключение составляет навес.
- За наличие или отсутствие суффикса «а» такие корни, как «кус» и «кос», являются «ориентированными».Если суффикс присутствует сразу после корня, то будет «кус», а если нет, то получим «кос». Например: касается, касается, трогает, трогает.
- Правописание корней с безударными гласными иногда зависит от их значения. Так, в случае с «маком» («мочой») и «маком» первый вариант «работает», если речь идет о пропитывании жидкостью (промокашкой, мокрой), а второй вариант — при погружении в жидкость, смоченную ).
- «Равные» и «гладкие» морфемы также «равные» по значению слова.Если мы имеем в виду одинаковость, то пишем «а» (равно, выравнивание), а если прямолинейно и гладко, то «о» (обрезать, выровнять). Исключения: одновозрастные, однотонные, ровные, поровну.
Как чередуются «и» и «е»
Буквы безударных гласных «и» и «е» могут также чередоваться в корнях слов.
Морфемы «бир» и «бер», «горел» и «горел», «сталь» и «стела», «сияние» и «блеск», «мир» и «меры», «тир» и « тер», «олень» и «дер», «пир» и «переулок», «чит» и «даже» находятся в прямой зависимости от наличия суффикса «а».Если он примыкает к корню, то пишется «и», а если отсутствует — «е». Примеры: просить — возьмет; прижигание — обожжено; раскинуть — положить; блестящий — блестящий; заморозить — заморозить; скраб — скраб; оторвать — забрать; разблокировать — разблокировать; читать — дедукция. Исключения: пара, комбинация, комбинирование.
Примечание:
- Корни слов «мир» и «меры» могут чередоваться, только если они означают процесс умирания. Если речь идет о мире (антоним войны), то всегда будет «и» (мир, мириться).А если морфема означает меру, то всегда пишется «е» (мера, мера).
- Корни «пир» и «полоса» чередуются только в том случае, если означают процессы открывания, закрывания и выпячивания (запирание, отпирание, выталкивание). А если речь идет о слове «пир», обозначающем «пир живота», то в корне всегда будет «и» (пир).
Чередование буквы «а» («я») с буквосочетанием «их» («в») в корнях
Буква «а» («я») чередование в корнях с буквосочетанием «их» («в») в корнях слов по такому правилу: если в корне есть суффикс «а», то употребляется «его» или «в.