Словарь безударных гласных в корне слова – Безударная проверяемая гласная корня – примеры, правописание слов (2 класс)

Безударные гласные в корне слова

Если есть сомнения в правильности использования той или иной гласной в корне слова, необходимо изменить слово или подобрать родственное таким образом, чтобы на подозрительную гласную падало ударение: небеса (небо, небесный), запевать (запеть) – запивать (запить), озимь (зимний) – оземь (о землю), приведение (приведший) – привидение (видеть), примерять (примерить) – примирять (мир), развеваться (веять) – развиваться (развитие), старожил (старый житель) – сторожил (сторож).

Примечание 1. Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний (вёсны), гнездится (гнёзда).

Примечание 2. Нельзя проверять безударные ао в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида на ывать (ивать). Так, в словах затопить, опоздать, проглотить, раздвоить, затоптать и др. гласная о проверяется однокорневыми словами топит, поздно, глотка, двое, топчет, хотя есть глаголы затапливать, опаздывать, проглатывать, раздваивать, затаптывать.

Примечание 3. Безударные а – о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла радобрей, прекратить, влачить, облако) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло орода, укоротить, волоку, оболочка). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а.

Примечание 4. Данное правило не распространяется на иноязычные слова, так как в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам различного происхождения. Так, в слове аккомпанемент суффикс -емент французского происхождения, а в глаголе аккомпанировать суффикс -ирова- – немецкий; ср.: абонемент – абонировать, ангажемент – ангажировать.

Для улучшения русского или подготовки к экзаменам, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

 

Желаем Вам успехов!

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

продолжить с «Правописанием гласных» >>>

 

вернуться к выбору в разделе «Грамматика» >>>

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

Правописание безударных гласных в корне слова

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы ведения урока: деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, тест, веера.

Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме “Правописание слов с безударными гласными в корне”.

Предметные задачи урока:

— развивать умение проверять слова с безударными гласными звуками в корне;

— сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах;

-отрабатывать последовательность действий при обозначении гласных звуков буквами.

Метапредметные задачи урока:

Регулятивные:

— уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

— проговаривать последовательность действий;

— оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме;

— слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные:

— уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения,

— доказывать, сравнивать, делать выводы;

— находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные задачи урока:

— уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

— формирование умения работать в коллективе.

Планируемые результаты

Дети учатся:

— понимать и принимать учебную задачу;

— проверять безударные гласные в корне слова разными способами;

— сопоставлять произношение и написание слов;

— подбирать проверочное слово;

— находить примеры слов на изученную орфограмму;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Умения, характеризующие эти результаты:

— принимать учебную задачу, выполнять ее;

-определять проверяемое и проверочное слово;

— владеть разными способами проверки безударных гласных в корне слова;

Ход урока

На перемене дети выбирают смайлики по познавательной деятельности: зеленый – для тех, кто любит выполнять звукобуквенный анализ, желтый – любит подбирать однокоренные слова, красный – любит составлять предложения. На уроке дети рассаживаются по группам согласно выбранной познавательной деятельности.

Учитель выступает в роли ведущего, жюри, эксперта.

I. Мотивация к учебной деятельности.

— Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Они пришли посмотреть какие вы умнички и молодцы. Прошу всех повернуться лицом к гостям. Улыбнитесь, протяните руки вперед, ладошками вверх, навстречу гостям. Пошлите всем лучики добра, тепла, солнца и радости. Так человек творит в себе Солнце.

— А теперь давайте поприветствуем наши команды. Команда “Зеленых” Зеленый цвет — цвет природы, цвет жизни, весны.   Ваша уверенность в себе, в своих знаниях и удача помогут вам сегодня на уроке. Команда “Желтых”. Желтый цвет – цвет солнца, тепла, цвет осени. Общительность, любознательность, смелость помогут вам сегодня с достоинством пройти все испытания. Команда “Красных” Красный цвет символизирует радость, красоту, любовь. Ваш волевой характер, ваша энергия приведут вас к успеху.

— Сегодня у нас интеллектуальная игра.

— Как вы понимаете это словосочетание интеллектуальная игра? (Показать, проверить свои знания умения по русскому языку)

— Можете ли вы определить название игры? “ГРМТЙ”

— Почему? (В слове нет гласных букв.)

— Чтобы узнать, какие гласные звуки необходимы, вы должны отгадать загадки.

Минутка чистописания.

Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша?
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит! (А)

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла —
Покатиться бы могла. (О)
(нижнее соединение)

В сарае лесенка стояла,
А потом она упала.
Было пять реечек, сломались две,

И мы узнали букву … (Е)

— Вставьте перечисленные буквы в слово. Как же называется наша игра? (“Грамотей”)

— А теперь самостоятельно запишите разные сочетания этих букв, но так, чтобы они не повторялись. (аое, аео, оае, оеа, еао, еоа)

II. Актуализация учебной деятельности.

1.Словарная работа.

— Голубь принес нам зашифрованную записку. Расшифровать слово не сложно: для этого нужно зачеркнуть все повторяющие буквы и соединить оставшиеся.

стулповар путь

— Что получилось? (Словарь)

— Объясните, как вы понимаете, что такое словарь? Какие бывают словари? (Толковый словарь С. И. Оожегова, можем посмотреть значение слова; орфографические словарь

— В этих предложениях спрятались словарные слова. Найдите их.

Отвар бузины. Егор охранник.

Пес Яго дал лапу. Коза воду пьет.

Банка пуста.

— Что у вас получилось?

(Арбуз, горох, ягода, завод, капуста)

— Какое слово лишнее ? (Завод – не растение, ягода – ударение на первый слог)

2. Самостоятельная работа с поверкой по эталону.

— А сейчас проверим, как вы умеете писать словарные слова. Поставьте ударение, подчеркните опасное место.

Квартира, вокзал, дельфин, привет, язык.

— Какое слово может быть лишнее? (Дельфин – кто?, 7б, 6 зв., язык – не переносится, 4 б., 5 зв., квартира – 3 слога.)

— Что объединяет эти слова? ( Орфограмма —непроверяемый безударный гласный.)

— Итак, разминка окончена, и мы начинаем игру.

III. Постановка учебной проблемы, определение темы и цели урока.

1-й этап игры — “Путаница”

— Догадайтесь, какие слова “спрятались”?

Варат, арос, члепа, седыл, имза, ячим. (Трава, роса, пчела, следы, зима, мячи.)

— Запишите, поставьте ударение, подчеркните опасное место.

— Что объединяет эти слова? ( Орфограмма — проверяемый безударный гласный.)

— Какие безударные гласные буквы требуют проверки? А О Е И Я

— Какова тема нашего урока?

(“Безударные гласные в корне слова”)

— А какова цель нашей игры, нашего урока?

(Учиться писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова)

— А еще вы должны будете показать знания о частях речи, однокоренных словах, составе слова, фразеологизмах, вспомнить правила написания предложений.

III. Выявление места причин затруднения.

— А теперь два моих помощника покажут вам небольшую сценку, которая называется “То “спишите”, то не спешите”

Автор: Учительница написала на доске слова и сказала ребятам:

Учитель: Спишите их, только не спешите.

Автор: Все пишут, а Саша — нет.

Учитель: Почему ты не работаешь, Саша?

Саша: Я не знаю, что делать. То вы говорите – “спишите”, то – “не спишите”.

— Как вы думаете, почему растерялся Саша?

(Он не понял смысл слов. Спишите – то есть надо писать, а не спешите – не торопитесь.)

— А какие безударные гласные надо написать: одинаковые или нет?

Сп-шите (пишет), не сп-шите ( спешка)

IV. Построение проекта выхода из затруднений.

— Как проверить безударную гласную в корне слова?(Правило)

2-й этап “Рассуждалки” “Заселение жильцов”

— Перед вами трехэтажный дом. Первой команде — “Зеленые” нужно заселить на первый этаж слова с безударной гласной буквой а; записать в тетрадь эти слова, а рядом проверочные; второй команде — “Желтые” выбрать слова с безударной гласной буквой о. Третьей команде — “Красные” выбрать слова с безударной гласной буквой е.

1к. Скала, глаза, страна, садовник, грачи.

2к.

Моря, волна, слоны, ночные, дворы.

3к.

Река, цветы, бежали, снега, лентяй.

3-й этап “Обгонялки”.

Каждая команда получает текст. Клавиатура поломалась и пропускает буквы. В тексте вставить пропущенные буквы и подчеркнуть все изученные орфограммы.

Недалеко от Чепуховска была мален…кая рощ… . В ней жили с…ва, скв…рец, к…за, за…ц и другие зв…рята. По утрам они сп…шили в школу к л…се.

В стр…не Игралии есть д…рев…я. На них растут м…довые пир…ги, м..л…ко в пакетах, в…здушные кр…ндельки и б…л…шие конфеты.

У книг св…я ж…знь. Они тоже с г…дами могут б…леть, если их не сод…ржать в ч…стоте, т…пле, и порядке. Жучки, плесень и грязь губят книги.

V. Первичное закрепление.

4-й этап. “Думай-ка”. “Третий лишний”

а) Бросать, кидать, прыгать.

— Что общего у этих слов?

— Какое слово лишнее? Почему? (Бросать, кидать – общий смысл, прыгать – другой и ударение на первом слоге, нет орфограммы безударный гласный)

— Как проверить написание безударных гласных букв?

б) Запевал, лошаденка, зеленеет.

— Что общего у этих слов? (Два безударных гласных звука в слове)

— Какое слово лишнее? Почему? (Запевал — один безударный гласный в приставке.)

в) Холодок, звездочки , веселить.

— Что общего у этих слов?

(Два безударных гласных звука в слове, по три слога)

— Какое слово лишнее? (Звездочки –безударный гласный в суффиксе.)

— Где могут жить безударные гласные звуки ? (В приставке, корне, суффиксе, в окончании).

— Что нужно делать, если безударный гласный в приставке, корне, суффиксе, окончании? (Запомнить.)

— Что такое корень?

— Как проверить слово с двумя безударными гласными звуками в корне?

АЛГОРИТМ

1. Прочитай слово.

2. Поставь ударение.

3. Выдели корень.

4. Подчеркни безударные гласные в корне.

5. Подбери проверочные слова. Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов.

6. Обозначь орфограмму.

— Что такое корень?

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Поставь ударение, выдели корень, напиши проверочные слова, вставь пропущенные буквы.

Белая п…л…са, с…к…линая охота, м…л…дой месяц, спелый к…л…сок, теплый в…ч…рок.

VII. Включение в систему знаний и повторения.

— К нам в школу приходит много писем. Но некоторые из них имеют много ошибок. Одно из таких писем прислал Миша Яшин (У каждой группы листочки с письмом, задание для красного карандаша). Я предлагаю вам побыть в роли редакторов и исправить ошибки.

Утро.

Бабушка разбудила меня рано утром. Деревня еще тихо спола. Над рикой стилился туман. Трова от него была мокрая. Мы спишили навстречу солнцу. Под нагами шуршала мелкая пушистая травка. В ней жилтели шляпки маслят и кроснели рыхлые сыроежки. В расистой трове загорелись от солнца оганьки.

Задание “Выбирай-ка”

Зачеркнуть неверные буквы.

м(е, и)стак(о,а)тятапр(и, я)мые
сл(и,е)дыв(и,я)жур(о,а)синка
л(а,о)витькр(а,о)тым(и,е)док
кр(и,е)чатзв(е,и)рюшкискв(а,о)рец
л(е,и)дянаял(и,е)таетв(е,и)сной
вып(о,а)лзлиб(а,о)льшойм(а,о)лчит

Тест Игра “Секрет-ответ”

1.В каком слове есть безударная гласная в корне?

1) стёклышко
2) кормушка
3) сладкий

2. В каком слове две безударные гласные?

1) зеленеть
2) осень
3) травинка

3. Под какой цифрой проверочное слово для слова “кленовый”

1) кленовая
2) клиника
3) клёны

4. В какой строчке во всех словах пропущена буква “О”:

1. В. лчата, г. лчата, з. йчата, к. злята.
2. Р. дник, п. рник, н. чник, т. йник.
3. С. сновый, с. лёный, б. льной

5. Под какой цифрой указаны слова с непроверяемой безударной гласной?

1) ветер, сапог, одежда
2) осенние, дождливый, холодные;
3) покраснели, смастерили, слетелись

Задание для команд.

  • “Зеленые” — звукобуквенный анализ слова стекле.
  • “Желтые” — подобрать однокоренные слова к слову морозные, выделить корень.
  • “Красные” — составить предложение, подчеркнуть орфограммы.

Как красивы морозные узоры на оконном стекле!

VIII. Рефлексия урока.

— Близится к завершению наш урок. Давайте вспомним, над какой темой мы работали.

— Какова была цель сегодняшнего урока? — Достигли ли цели? Докажите.

— При выполнении, каких заданий вы можете использовать орфограмму безударный гласный? Где в жизни нам могут пригодиться полученные сегодня знания?

— Какие затруднения возникали по ходу урока? Удалось ли справиться с трудностями? Как?

Рефлексия с помощью незаконченного высказывания.

Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я повторил…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • На этом уроке самым интересным для меня было…

Самооценка учебной деятельности

— Как вы оцениваете работу своей группы на уроке?

— Как вы оцениваете свою работу? Кто доволен своей работой? Кто считает, что лучше мог поработать? Положите перед собой листы самооценки. Оцените свою успешность на уроке: если вы знаете, что такое орфограмма безударный гласный, умеете ее находить, подбирать проверочные слова, активно работали, помогали друг другу – зеленый смайлик; если еще не совсем понятно, были затруднения – жёлтый смайлик; если совсем ничего не поняли не знаете, что такое орфограмма безударный гласный, не можете ее находить, на можете подбирать проверочные слова -красный смайлик.

— Наша игра подошла к концу. Мы все потрудились на славу. Пора подв

10 словарных слов с безударной гласной в корне слова

Безударные гласные и безударный слог

К сожалению, не всегда слова пишутся так, как мы их слышим. Часто мы делаем ошибки, когда пишем слова, в том числе и с безударными гласными в корне (одинаковая часть родственных слов с основным значением: слон — слоненок, слониха, корень — слон).

Безударный слог — такой слог, что произносится не с такой силой, в отличие от ударного. Вследствие этого в безударном слоге гласная слышится нечетко, а в ударном — четко. Поэтому безударная проверяется. Посмотрим на слово «сло-не-нок». Три слога, ударный — второй «не», неударный в корне — первый «сло». Пока что мы не знаем, как правильно написать это слово — с буквой -о- или -а-.

Как отследить слово с безударной в корне

  1. Надобно найти родственное слово или изменить его форму, чтобы сомнительная буква стала под ударением: слоненок — слон (под ударением — «о», значит, без ударения — тоже «о»).
  2. Никогда не нужно проверять слова глаголами с суффиксом -ыва-, -ива-.
  3. Еще следует учитывать семантику слова, поскольку в русском языке бытуют слова, что звучат одинаково, но пишутся по-разному: поседеть от стресса (седенький) — посидеть на лавочке (сидя).

Также существуют слова, у которых есть безударная в корне, но мы ее не можем проверить. Верное написание подобных слов можно найти только в орфографическом словаре. Они называются словарными, их необходимо просто запомнить. 

Например, слова — гастроном, поликлиника, табун, лотерея, дисциплина — мы можем проверить только по словарю, так как проверочных к ним, чтобы ударение падало на сомнительный звук, не существует.

Выполнение упражнения

Словарные слова с безударными в корне:

  • бефстроганов;
  • аплодировать;
  • вермишель;
  • ностальгия;
  • делегация;
  • комиссия;
  • оранжерея;
  • аккомпанемент;
  • компетентный;
  • мультимедиа.

Таким образом, для того, чтобы никогда не совершать ошибок в написании слов вообще и отдельно с безударными гласными в корне, обязательно проверяйте слово правилом. Если же его невозможно проверить, тогда обратитесь к орфографическому словарю русского языка.

Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова. 2-й класс

Цели:

образовательные

  • закреплять умения “видеть” орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;
  • уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;
  • повторить ранее изученные орфограммы;
  • обогащать словарный запас слов учащихся; прививать умение делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы;
  • обучать использованию наиболее точных слов в выражении своих мыслей;

развивающие

  • развивать логическое мышление , внимание память, познавательные способности учащихся, развивать орфографическую зоркость, продолжать работу по развитию речи учащихся;
  • развивать самоконтроль, взаимопроверку.

Воспитательные

  • воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу.
  • воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Необходимое оборудование и материалы: учебники, тетради, компьютер, проектор, экран, алгоритм правописания безударных гласных в корне слова и тест для каждого ученика, мяч, меч-сабля, карточки – картинный словарь, аудиозапись концерта А.Вивальди “Времена года” (“Весна).

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли сегодня к нам на урок.

Улыбнёмся друг другу, пожелаем хорошего настроения всем и начнём урок.

Проверка записи числа и классной работы с доской.

На доске:

Скв-рцы, к-пель, в-есенний, отт-пель.

Какое слово лишнее в ряду? (Весенний)

Почему? (Имя прилагательное)

Что объединяет все эти слова? (Орфограмма “безударная гласная”)

Попробуем выяснить, какие гласные надо вставить вместо пропусков.

Сформулируйте тему сегодняшнего нашего урока.

Слайд №1. Тема урока.

Какие задачи мы сегодня перед собой поставим?

Сегодня на уроке мы снова будем закреплять наши умения “видеть” орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание.

Слайд 2.

Прочитаем наш девиз:

С малой удачи начинается большой успех.

Выполним упражнение, которое улучшит ваше внимание и речь: вы должны мягко завернуть ушки от верхней точки до мочки (3 раза)

Молодцы! Удачи вам!

Разминка “Да” или “Нет”.

  1. В алфавите 33 буквы? (Да).
  2. Все живущие в воде рыбы? (Нет).
  3. Все глухие и звонкие согласные образуют пары? (Нет).
  4. Гласный звук образует слог? (Да).
  5. Мухомор съедобный гриб? (Нет).
  6. В слове енот 5 звуков? (Да)
  7. После буквы “Ж” всегда пишется “И”? (Да).

II. Актуализация знаний.

Какая самая сложная орфограмма в русском языке?

(Безударная гласная).

Почему?

(Безударная гласная самая распространённая: встречается во всех частях речи.

Надо хорошо знать смысловое значение слова).

Слайд №3. У п_сьма св_и с_креты.

(По щелчку) – Картинка “Подумай”

Прочитайте предложение.

– Какое слово в предложении с секретом?

Почему?

(Секрет. Это словарное слово).

В чём его секрет? (Его нельзя проверить ударением, поэтому его надо запомнить или проверить по словарю)

В каком словаре можно проверить написание слов? (В орфографическом словаре).

– Почему он так называется? (Именно по нему мы проверяем орфограммы).

– Вы дома работали с орфографическим словарём, какую безударную гласную надо писать в слове “секрет”?

(По щелчку – вставляется буква “е” в слово “секрет”;

2) выходит слово “секрет”).

(Дети пишут слово “Секрет.)

Картинный словарь. (8 слов). Сейчас мы с вами запишем несколько словарных слов, подчеркнём безударную гласную, непроверяемую ударением.

Слайд №4.

Ворона, алфавит, заяц, карандаш, медведь, морковь, пенал, щенок.

Проверка: дети меняются тетрадями, взаимопроверка.

По щелчку – проверка

– Кто написал слова правильно? Молодцы!

– Кто ошибся? Придётся вам ещё раз повторить словарные слова.

– Что нам делать, если мы забыли или не знаете, как пишется слово – какая книга вам подскажет? (Орфографический словарь).

Слайд №5. Орфографические словари.

– Какой секрет надо знать, чтобы найти слово в словаре?

Щелчок. Все слова записаны в словаре в алфавитном порядке.

Сценка – диалог. (2 ученика у доски).

Илья: “Знаете, ребята, у меня очень плохое настроение, потому что поссорился со своим другом Васей. Вчера положил ему в почтовый ящик записку. Я ему написал: “Вася, выходи вечером гулять с мечом”. (В руках мяч).

Вася:

“Выхожу вечером во двор с мечом (в руках у мальчика игрушечная сабля), а Илья говорит:

“Зачем ты принёс меч? Мы же будем играть в футбол?”

Вася: “Ты же сам мне велел!” (Сердится, уходит).

Илья. (Недоумённо) “ Чего он не понял?”

Как вы думаете, из-за чего возникло недоразумение? (Ответы детей).

Слайд №6. Каким правилом не умеет пользоваться Илья? (Не умеет проверять безударную гласную в корне слова).

Давайте ему поможем.

Каким словом надо проверить слово c “мячом”, если он собирался играть в футбол? ( Объяснение ученика – словом…мяч)!

По щелчку проверка.

Каким словом надо проверить слово с “мечом”, если дети собирались “сражаться” на мечах. (Объяснение ученика – словом …меч).

По щелчку проверка.

Вывод. Правило. Как надо проверить безударную гласную в корне слова?

(Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо подобрать однокоренное слово, в котором безударный гласный будет стоять под ударением).

Убедились, как из-за одной неправильно написанной буквы может измениться смысл не только слова, но и всего высказывания.

По щелчку – появляется предложения.

Спишем два предложения.

Игры в мяч не только интересны, но и полезны. Они развивают силу, ловкость, глазомер.

(Дети пишут)

Проверка:

  1. Найдите слова, в которых есть орфограмма “безударная гласная в корне”. (полезны – польза, Они – он, развивает – развитие, ловкость –ловок, глазомер –глаз)
  2. Найдите слово с безударной гласной, непроверяемой ударением. (Интерес) Запишите это слово на первую строку к слову “Секрет”.
  3. На какие ещё орфограммы надо обратить внимание, чтобы не ошибиться в правописании?
  4. Объясните постановку знаков препинания в предложении.

III. Первичное закрепление.

Слайд №7.

Вернёмся к предложению со словом “Секрет”.

У п –сьма св_и секреты.

Прочитайте предложение.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Проверка: дети с места комментируют написание орфограмм с места).

По щелчку вставляется буква “И” в слово “письма”.

По щелчку вставляется буква “О” в слово “свои”.

О каких секретах идёт речь?

(Ответы детей:

– надо знать правило, как проверяется орфограмма “безударная гласная в корне”.

– написание словарных слов надо проверять по орфографическому словарю).

Слайд №8.

Физминутка.

На болоте две лягушки,
Две зелёные подружки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет –
Всем друзьям физкульт-привет!

IV. Вторичное закрепление, построенное на развитие речи учащихся, на обогащение словарного запаса.

Слайд № 9.

1. Отгадайте загадку. (НА слух)

Ст-ят ст-лбы белые,
На них шапки з-лёные,
Летом м-хнатые,
З-мой сучковатые,
Где -ни ст-ят, там и шумят.

(Дети отгадывают.)

По щелчку – появляется отгадка – берёза.

  1. Дети выписывают слова с пропущенной орфограммой. Ставят ударение, выделяют корень.
  2. По щелчку: Проверка, Доказать, почему вставил именно эту гласную, а не другую. Стоят, столбы, зелёные, мохнатые, зимой, они).
  3. Какое слово с безударной гласной в корне нельзя проверить ударением? (берёза).
  4. На какие другие правила встретились нам слова в загадке? (Шапки, сучковатые -ЧК-).

Как вы думаете, почему я вам загадала загадку именно о берёзе?

Давайте вспомним, что мы знаем о берёзе?!

Слайд №10.

А вот что я знаю о берёзе.

У неё одной из деревьев серебристо-белый ствол.

После лесных пожарищ на пепелище первой вырастает берёза.

Люди, звери и птицы с удовольствием пьют сок берёзы.

Из бересты люди плетут лукошки и туески.

На Руси всегда любили белоствольную красавицу-берёзу. Её называли деревом счастья. Берёза считается символом нашей Родины.

1) Давайте подберём к слову “ берёза” родственные слова, выделим корень, подчеркнём безударную гласную непроверяемую ударением.

– Какие слова мы называем родственными?

(Ученик работает у доски, дети работают и помогают, если нужна поддержка).

Берёза – берёзка, берёзонька, берёзовый, подберёзовик.

ПРОВЕРКА с доской. Разобрать слова по составу.

2) Давайте ещё раз уточним способы проверки безударных гласных в корне слова.

У вас на партах лежит алгоритм правописания безударных гласных в корне. Нам он очень пригодится в следующей работе.

Давайте повторим, как надо с ним работать.

Слайд №11.

Работа с алгоритмом

Безударная гласная в корне слова.

Алгоритм проверки.

  1. Прочитай слово, поставь ударение.
  2. Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.
  3. Для проверки гласного измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.
  4. Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.
  5. Обозначь орфограмму.

3) (1-е предложение записано на доске).

Прочитайте первое предложение.

На кр-ю п-лянки вес-ло ш-лестят л-сточками б-рёзки.

(Ученик у доски)

Прочитайте предложение.

Давайте назовём пропущенные орфограммы, опираясь на алгоритм правописания безударных гласных в корне.

Проверку будем делать с конца предложения.

Скажите, какому гласному звуку, ударному или безударному живётся лучше?

(Ударному гласному звуку живётся лучше – все его отлично слышат и правильно пишут нужную букву).

А как же быть безударному бедняжке? (Ставить его в сильную позицию, проверять ударением).

– Давайте ему поможем: будем ставить его под ударение, и он в благодарность так отчётливо зазвучит, что правильно написать слово не составит труда.

Зрительный диктант.

– Ещё раз внимательно прочитайте предложение, запомните его.

Закройте глаза и представьте это предложение зрительно.

(Запись закрывается).

Запишите предложение по памяти.

Слайд №12.

Проверка.

Что мы с вами записали? (Предложение).

Докажите, что это предложение.

Давайте найдём и подчеркнём главные члены предложения, определим какой частью речи они выражены.

4. По щелчку выходит второе предложение.

Они перепутались шелковистыми ветвями.

Прочитайте второе предложение.

Я открою вам секрет. В этом предложении допущена ошибка. Слова все написаны правильно, но одно употреблено здесь неуместно.

Мы с вами будем сейчас снова учиться заменять слова более точными и выразительными.

Как вы думаете, какое слово надо заменить, чтобы усилить выразительность предложения. Сделать его более красивым.

– У кого какие предположения? Давайте поразмышляем.

Перепутались шелковистые веточки”…

“Перепутаться” – это слово более уместно в разговорной речи, а у нас текст художественный, значит, нам это слово надо заменить на более красивое и выразительное.

Кто знает каким? ( Веточки могут друг с другом только переплестись).

(Стирается с доски “перепутались”, пишется слово “переплелись”)

Запишите второе предложение.

Какие орфограммы встретились нам в этом предложении?

(Они – он, приставка пере– в слове “переплелись”, шелковистыми – шёлк, ветвями – ветви).

– Давайте устно добавим несколько предложений к нашим двум.

Что у нас получилось? (Текст).

Ответы детей.

По щелчку – выход текста.

(Так и хочется подойти к берёзке и присесть рядом с ней в прохладный тенёчек. Послушать, как шелестят её листочки, прижаться к гладкому белому стволу).

Докажите, что это текст.

Как можно его озаглавить?

Физминутка.

– Сядьте прямо, расслабьтесь, улыбнитесь. Вы хорошо дома поработали над словом улыбка, выясняя его значение.

Посмотрите, какая замечательная выставка разных улыбок у нас получилась.

Ведь именно улыбка становится признаком добрых отношений между людьми.

Слайд №13.

Владимир Алексеевич Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

Давайте улыбнёмся друг другу и продолжим наш урок.

V. Развитие умений.

А теперь выполним упражнение. Вам понадобятся и внимание, и память, и умение быть сосредоточенными.

(Запись сделана на доске)

Лес река
Мост пятно
Дерево вода
Шум грибы
Сок грачи

Задание:

  1. Прочитайте слова из 1-го столбика.
  2. Прочитайте слова из 2-го столбика.

Объясните написание орфограмм в словах с пропуском.

Какие пары слов из этих двух столбиков можно объединить по смыслу.

(Ученик у доски рассуждает: грибы растут в лесу. Через реку есть мост. На дереве грачи. Шум от воды. От сока пятно).

(Ученик садится на место, дети самостоятельно выполняют задание).

Самостоятельная работа.

4) Я сейчас сотру слова из 2-го столбика. Запомните их и запишите по памяти, опираясь на 1-ый столбик. Рядом запишите проверочные слова, обозначьте орфограмму (т.е. выделите корень).

Слайд 14.

Проверка.

По щелчку выходят слова в парах, дети проверяют, исправляют, если ошиблись.

(Должна получиться запись:

Грибы – гриб
река – реки
грачи – грач
вода – воды
пятно – пятна).

Какой вывод можем сделать? В написании каких гласных мы чаще допускаем ошибки?

Слайд 15. “Листики”.

Нам берёзка в подарок за хорошую работу прислала листочки.

Вот только не пойму, почему на них написаны буквы.

Какое правило мы применяем при написании таких слов с этими гласными, если они стоят в слабой позиции.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(У каждого ученика отпечатан текст)

Слайд №16.

Дети выполняют задание.

По щелчку – проверка – правильный ответ.

Слайд №17.

Дети проверяют задание 1-го столбика.

По 1-му щелчку выходит задание.

По 2-му щелчку выходит ответ. Дети проверяют.

Проверка слов 2-го столбика.

По 1-му щелчку выходит задание.

По 2-му щелчку выходит ответ. Дети проверяют.

Дети выполняют задание.

Проверка Слайд № 18.

VII.

Рефлексия деятельности.

Какую цель ставили на уроке?

Каким способом мы её решали?

Где можно применить новое знание?

Слайд №19.

Дерево ценят по плодам, а человека по его делам.

Прочитайте пословицу.

Объясните значение этой пословицы.

(Если дерево даёт щедрые плоды и их много – это полезное дерево. И если человек хорошо трудится, значит, он приносит пользу. Его уважают и ценят).

Молодцы, вы тоже хорошо потрудились, получили хорошие знания, которые вам пригодятся в дальнейшей учёбе.

Слайд №20.

МОЛОДЦЫ!

Безударная гласная в корне слова. Обобщение

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме

«Безударные гласные в корне слова. Обобщение»

Предмет: русский язык

Класс: 2 «а»

Тема: «Безударная гласная в корне слова». 

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Цель: обобщение знаний способов проверки безударной гласной, упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне, умении подбирать проверочные слова.

Задачи:

Формирование УУД:

— совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне;

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебным материалом;

-учить составлять алгоритм действий и работать по нему;

  • личностные — продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка;

  • коммуникативные – развивать умение работать в группе, умение слышать и слушать одноклассников.

Оборудование:

— Сегодня на уроке русского языка у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними, посылая свои добрые улыбки гостям и друг другу.

Сядьте ровно, повернитесь,

И друг другу улыбнитесь

Каждый даст свою ладошку

И потрёт её немножко.
Будем слушать , рассуждать
И друг другу помогать.

— стоят у парт приветсвуют учителя и гостей.

Слайд 1

Русский язык

2.Актуализация.

Мотивация.

— Чистописание

Оро, ост, сла

С..рока на хв..сте прин..сла.

(вставляем буквы , объясняют,списывают)

Определяют грамматическую основу.

Словарная работа.

— читают письмо

Слайд 2

Электронное

письмо

3.Введение в тему урока

На экране дан набор слов.

— На какие группы вы можете их распределить и по какому признаку?

Работа в парах (1 пара работает у доски)

-Откройте тетради и запишите их. Не забывайте поставить ударение и определить безударную гласную. Время работы 2-3 минуты.

Устная работа (фронтальная)

— Какие слова вы записали в первом столбике?

— Почему они так называются?

— Где мы можем их проверить? (в орфографическом словаре!)

— Какие слова мы записали во втором столбике?

— Что вы можете о них сказать?

— Давайте сверим, правильно ли вы выполнили это задание с эталоном. Молодцы, справились с заданием.

— распределяют их на 2 группы

— записывают в тетради (индивидуальная работа)

1 гр. — словарные слова.

Их нельзя проверить, их нужно запомнить.

Можно посмотреть в орфографическом словаре.

2 гр. — это слова с проверяемой безударной гласной

— Самопроверка с эталоном на экране.

Слайд 3

слова даны в разнобой словарные и с безударной гласной

деление по столбикам

— Отправляемся дальше.

— Нужно проверять все гласные в корне слова?

— Нет не все. Только те, которые вызывают сомнение. (а,о,е,и,я)

Слайд 4.

а,о,у,и,ы,е,ю,я,у,ё

ненужные буквы исчезают.

4.Целеполагание

— Ребята, над какой темой мы работали несколько последних уроков?

— Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

— Что важно знать о правописании безударных гласных в корне слова?

— Безударные гласные в корне слова.

— в некоторых словах безударные гласные нужно проверять, а в некоторых нет.

Слайд 5

Тема урока

Слайд 6

Что? Где? Как?Надо проверять

— Над какими умениями мы работали?

— Составили алгоритм проверки

—Изучили способы проверки — Учились подбирать проверочные слова

Слайд 7

Алгоритм

Слайд 8 способы проверки

— Зачем мы сегодня ее продолжаем изучать?

— Тогда цель нашего урока сегодня какая?

— повторить , закрепить, полученные знания -учиться правильно находить проверочные слова, грамотно писать слова с безударной гласной

Слайд 9

Цель урока

5.Закрепление темы

— Следующее испытание.

Работа в группах.

Напоминаю правила работы.

— Я даю каждой группе одно предложение, в котором есть слова с безударными гласными.

Ваша задача над словом надписать проверочное слово и вставить нужную букву. Время работы -3 минуты.

— работают по алгоритму, подбирают проверочное слов.

— зачитывают, что получилось.

Слайд 12

Поочередно появляются предложения.

— Выслушаем каждую группу. Если вы не согласны с ответом, после — аргументируете свое несогласие.

— Что у нас с вами получилось? О чем в тексте говорится? Какой темой связаны все предложения?

— Ребята, какое задание вы можете предложить с этим текстом?

— Придумайте название тексту. Время работы — 1 мин.

— У кого наиболее точно найден заголовок (тема)?

Если будем успевать, то этот текст нужно будет записать в тетрадь.

-каждая группа зачитывает свое предложение,

сверяет правильность выполнения задания.

— получился текст

— придумать ему название

— каждая группа проговаривает свое название.

6.Итог урока.

-Над какой темой мы сегодня работали?

— Что необходимо проверять?

— Где проверять?

— Как проверять?

-Вы хорошо трудились, прошли все испытания. Пришло время узнать, кто написал вам письмо и просил о помощи?

— Вы их узнали? Вирус побежден и гласные свободны.

Благодарю за урок. За активную работу.

Безударная гласная в корне слова.

— безударную гласную а,о,е,и,я.

— проверять безударную гласную в корне слова.

— Правило: «Если гласная вызвала сомнение ты ее немедленно ставь под ударение».

Слайд 13

Итоги

Слайд 14 буквы гласные одолели вирус

7. Домашнее задание.

Творческое задание на дом. Придумать картинку, которая бы отображала правило безударной гласной. Можете объединяться по 2-3 человека. — Оцените свою деятельность в виде смайлика-Спасибо за работу. Урок окончен.

Слайд 15

Домашнее задание

8.Рефлексия.

В заключении нашего урока прошу продолжить эти фразы.

Сегодня на уроке:

  • Учился …

  • Было интересно …

  • Было трудно …

  • Мои ощущения …

  • Где я могу применить полученные знания?

Слайд 16

  • Учился …

  • Было интересно …

  • Было трудно …

  • Мои ощущения …

  • Где я могу применить полученные знания?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *