Словосочетание с типом связи согласование: Виды словосочетаний. Таблица с примерами

Содержание

190 примеров словосочетаний: управление, согласование, примыкание

Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний с под­чи­ни­тель­ной свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния и примыкания.

Слова в сло­во­со­че­та­нии свя­зы­ва­ют­ся грам­ма­ти­че­ски и по смыс­лу либо толь­ко по смыс­лу. При этом одно сло­во явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — зави­си­мым. Между сло­ва­ми раз­ли­ча­ют три вида под­чи­ни­тель­ной свя­зи: согла­со­ва­ние, управ­ле­ние и при­мы­ка­ние.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

  • сол­неч­ным утром
  • белых лебе­дей
  • лег­ко­мыс­лен­ный человек
  • длин­ная дорога
  • через новую ступеньку
  • у сосед­не­го прохода
  • на высо­ком крыльце
  • с весе­лой песней
  • певу­чая речь.

Существительное + причастие:

  • у роко­чу­ще­го моря
  • зеле­не­ю­щим лугом
  • перед цве­ту­щим деревом
  • пла­ва­ю­щей лодкой
  • опав­шей листвой
  • запе­чен­ное яблоко
  • на вымы­том столе
  • пре­ры­ва­е­мая беседа
  • опи­сы­ва­е­мый круг
  • раз­бро­сан­ные вещи
  • перед наве­шен­ной калиткой.

Существительное + поряд­ко­вое числительное:

  • на седь­мое небо
  • до тре­тьих петухов
  • пер­вая скрипка
  • во вто­ром вагоне
  • воз­ле пято­го дома
  • через шестой этаж
  • на вось­мой странице
  • с трех­со­тым покупателем.

Существительное + местоимение:

  • с вашей собакой
  • у мое­го дома
  • каж­дый человек
  • любо­го прохожего
  • какой-то муж­чи­на
  • некий звук
  • с неко­то­ры­ми людьми
  • ничья сум­ка
  • о целом дне
  • через наш порог
  • такой маль­чик
  • у того моста.

Существительное (суб­стан­ти­ви­ро­ван­ное при­ла­га­тель­ное) + прилагательное:

  • вкус­ное мороженое
  • горя­чим жарким
  • в чистой столовой
  • в голу­бой ванной.

Местоимение + суще­стви­тель­ное (суб­стан­ти­ви­ро­ван­ное при­ла­га­тель­ное, причастие):

  • о ком-то чужом
  • воз­ле неко­го прохожего
  • с чем-то веселым
  • в чем-либо тонком
  • над чем-нибудь неясным
  • с нашим знакомым
  • с тем отдыхающим
  • око­ло какого-то встречающего
  • перед этим загорающим.

Существительное + суще­стви­тель­ное (при­ло­же­ние):

  • мышь-полевка
  • художник-старик
  • белка-хлопотунья
  • журналист-международник
  • слесарь-инструментальщик
  • дуб-великан.

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

  • рас­сер­дить­ся на шутку
  • купить хле­ба
  • составь­те кроссворд
  • рас­по­ло­жи­лись на ночлег
  • любу­юсь городом
  • вер­нем­ся на рассвете
  • пла­ваю в бассейне
  • бегу в куртке
  • при­сту­пил к работе
  • бесе­ду­ем с друзьями
  • зани­ма­юсь с неохотой.

Прилагательное + местоимение:

  • нико­му не рад
  • не согла­сен ни с кем
  • не согла­сен с ним
  • не дол­жен никому
  • уве­рен в нём.

при­ла­га­тель­ное + существительное:

  • румя­ный от мороза
  • крас­ный от смущения
  • застен­чи­вый от внимания
  • инте­рес­ный ученикам
  • понят­ный детям
  • слад­кий на вкус
  • злой на сына
  • доволь­ный результатом.

Существительное  + существительное:

  • сбор гри­бов
  • дирек­тор театра
  • побел­ка потолка
  • увле­че­ние охотой
  • радость от встречи
  • пла­тье в клетку
  • про­дол­же­ние жизни
  • поле пше­ни­цы
  • луг за деревней
  • рожь по пояс
  • грязь по колено
  • шляп­ка с ленточкой
  • грудь в медалях
  • рубаш­ка в краске
  • аль­бом на столе
  • ложеч­ка из серебра
  • мис­ка с молоком
  • ска­терть изо льна
  • ката­ние с горы.

Наречие + существительное:

  • смеш­но до слез
  • напра­во от дома
  • сле­ва у ограды
  • вниз по улице
  • впе­ре­ди у фонтана.

чис­ли­тель­ное + существительное:

  • семе­ро козлят
  • две­на­дцать месяцев
  • оба рас­те­ния
  • через пять ступенек
  • сквозь два листа
  • три кап­ли.

Деепричастие + суще­стви­тель­ное, местоимение:

  • стоя на вахте
  • идя по двору
  • пере­плыв реку
  • шагая по тропинке
  • вер­нув­шись в дом
  • обра­ща­ясь к нему
  • сле­дя за ним
  • отбро­сив от себя
  • раз­го­ва­ри­вая с ней
  • любу­ясь ею.

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное + инфинитив:

  • поз­во­лил прий­ти, решил остать­ся, любит сме­ять­ся;
  • нау­ка мыс­лить, реше­ние отдох­нуть, жела­ние при­лечь, стрем­ле­ние уйти;
  • наме­рен читать, дол­жен дого­во­рить­ся, рад встре­тить, согла­сен отве­чать, готов помочь.

Глагол + наречие:

  • читать мед­лен­но
  • отве­тил впопыхах
  • сто­им рядом
  • вер­нем­ся поздно
  • уедем зав­тра
  • ска­зал сгоряча
  • про­из­нес громко
  • ехал шагом (на лошади)
  • вер­ну­лась домой
  • поплы­вём наперегонки.

Глагол + деепричастие:

  • рисо­вал стоя у мольберта
  • ушел бла­го­да­ря хозяйку
  • отве­тил улы­ба­ясь мне
  • каш­ля­нул отвер­нув­шись в сторону.

Существительное + наречие:

  • паль­то нараспашку
  • взгляд испод­ло­бья
  • усмеш­ка невзначай
  • игра втём­ную
  • (люб­лю) кофе по-венски
  • пово­рот налево
  • бор­щом по-украински
  • с раз­го­во­ром начистоту.

Существительное + нескло­ня­е­мое прилагательное:

  • цвет хаки
  • язык хин­ди
  • час пик
  • рука­ва реглан
  • юбка плис­се
  • крас­ка индиго.

Местоимение, гла­гол, суще­стви­тель­ное, наре­чие + фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни прилагательного/наречия:

  • с кем-либо веселее
  • у чего-то интереснее
  • сле­дить внимательнее
  • рабо­таю лучше
  • пры­га­ет выше
  • вста­нет раньше
  • вер­тит­ся быстрее
  • о речи выразительнее
  • со взгля­дом ост­рее
  • по доро­ге длиннее
  • чуть север­нее
  • спра­ва повыше
  • вда­ли левее.

Прилагательное + наречие:

  • очень весе­лый
  • совсем неглу­пый
  • весь­ма любопытный
  • чрез­вы­чай­но заманчивый
  • крайне невы­но­си­мый.

Наречие + наречие:

  • исклю­чи­тель­но ред­ко, слиш­ком позд­но, почти тем­но, совер­шен­но неглу­бо­ко, весь­ма при­лич­но, ничуть не скуч­но, совсем невеж­ли­во, крайне осторожно.

Деепричастие + наречие:

  • улы­ба­ясь застенчиво
  • стоя вни­зу
  • подой­дя близко
  • под­няв­шись наверх
  • мгно­вен­но откло­нив­шись.
Скачать ста­тью: PDF

Тест на тему «Типы связи слов в словосочетании»

Автор — Елена Юрьевна Котынова,

учитель русского языка и литературы высшей категории

МБОУ «Педагогический лицей» г.Великие Луки Псковской области

«Типы связи слов в словосочетании»

Вариант 1

  1. Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) спросил друга б) под раскидистой черёмухой

в) впервые услышал г) мокрые от дождя

  1. Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

а) с лёгким отливом б) едва уловимая

в) склонила ветви г) осторожно перелистывает

  1. Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) уже пробилась б) тусклый от пыли

в) выпустит на волю г) ливневые дожди

  1. Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

а) обещал проверить б) не узнаешь тайны

в) птичья суета г) времена года

  1. Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

а) в прошлом году б) богат цветами

в) повсюду раздаётся г) моя семья

  1. Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) до конца месяца б) окружала опушку

в) плывущие облака г) возвращается домой

  1. Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

а) напитавшись водицы б) два рубля

в) с ярким пятном г) проходит пешком

  1. Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

а) высокие уступы б) рождение листвы

в) заметные издалека г) долго спать

  1. Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) вредным насекомым б) энергично ловил

в) уловимая глазом г) потянет к земле

  1. Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

а) не обратил внимания б) какой-то шорох

в) в конце апреля г) однажды выскочил

В1. Укажите количество словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении.

Плавал Цезарь великолепно, нырял с крутого берега в воду, но всё его внимание было приковано ко мне.

В2 .Укажите количество словосочетаний со связью ПРИМЫКАНИЕ в предложении.

Утром пёс не давал мне долго спать, подходил и бесцеремонно стягивал одеяло.

В3. Укажите количество словосочетаний со связью СОГЛАСОВАНИЕ в предложении.

Из-за поджогов сухой травы меньше становится шмелей, пчёл и других насекомых, опыляющих цветы черники, брусники, клюквы и других растений.

В4. Укажите количество словосочетаний со связью ПРИМЫКАНИЕ в предложении.

Вверху кроны деревьев смыкались, образуя сплошной зелёный покров, через который кое-где пробивались солнечные лучи.

В5. Укажите количество словосочетаний со связью СОГЛАСОВАНИЕ в предложении.

Первый корень пальмы прекращает свой рост, достигнув определённого размера, в то время как остальная часть дерева продолжает расти.

В6. Укажите количество словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении.

По стволам тянется плющ, прикрепляясь к коре цепкими корнями.

Вариант 2

  1. Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) веточки берёз б) очень много

в) другие растения г) окружённый рябинником

  1. Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

а) собираются вместе б) каждое утро

в) с громким стуком г) половина мая

  1. Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) четыре слона б) раньше прилетали

в) на высоком обрыве г) наблюдал за утками

  1. Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

а) особенно живописно б) силуэты деревьев

в)лишённые растительности г) в такую погоду

  1. Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

а) второго клиента б) забавно грызёт

в) образуя островки г) никак не обойтись

  1. Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) начинают играть б) плотного тумана

в) взбираются на мостик г) с приходом лета

  1. Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

а) семейство слонов б) наша знакомая

в) здесь остался г) далеко от дома

  1. Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

а) стволы сосен б) одним детёнышем

в) растут рядом г) старший слонёнок

  1. Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) дословно перевели б) высушивает землю

в) угрожающе хлопали г) следующая весна

  1. Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

а) клуб знатоков б) может исчезнуть

в) затевают игры г) короткие перебежки

В1. Укажите количество словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении.

В горах орлы могут неожиданно появиться из-за склона и сцапать греющегося на солнце сурка.

В2 .Укажите количество словосочетаний со связью ПРИМЫКАНИЕ в предложении.

Вдруг сотни птиц разом срываются с места и стремительно рассеиваются по заснеженному полю.

В3. Укажите количество словосочетаний со связью СОГЛАСОВАНИЕ в предложении.

Этой весной на зеркальной поверхности пруда плавали три красивые пары уток.

В4. Укажите количество словосочетаний со связью ПРИМЫКАНИЕ в предложении.

Днём квакша неподвижно сидит на листе, а к вечеру спускается на землю.

В5. Укажите количество словосочетаний со связью СОГЛАСОВАНИЕ в предложении.

Заслышав собачий лай на самом краю деревни, она изменила свой маршрут и, перебежав берёзовую опушку, свернула в центре деревни к домам.

В6. Укажите количество словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении.

Молоденькие сморчки росли на поле, где никаких деревьев не было.

Ответы:

Вариант 1

Задание

Часть В

Задание

Вариант 2

Задание

Часть В

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

Б

В

Г

А

Б

В

Г

Б

А

Г

В1

В2

В3

В4

В5

В6

Ответ

3

4

4

3

5

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

В

Г

В

А

В

Б

В

А

Г

Б

В1

В2

В3

В4

В5

В6

Ответ

4

3

3

2

4

2

Тест с ответами: “Словосочетания и их виды”

1. Укажите словосочетание с типом связи согласование:
а) впервые услышал
б) под раскидистой черёмухой +
в) мокрые от дождя

2. Укажите словосочетание с типом связи управление:
а) склонила ветви +
б) с лёгким отливом
в) осторожно перелистывает

3. Укажите словосочетание с типом связи согласование:
а) выпустит на волю
б) уже пробилась
в) ливневые дожди +

4. Укажите словосочетание с типом связи примыкание:
а) обещал проверить +
б) времена года

в) не узнаешь тайны

5. Укажите словосочетание с типом связи управление:
а) в прошлом году
б) моя семья
в) богат цветами +

6. Укажите словосочетание с типом связи согласование:
а) возвращается домой
б) плывущие облака +
в) окружала опушку

7. Укажите словосочетание с типом связи примыкание:
а) два рубля
б) напитавшись водицы
в) проходит пешком +

8. Укажите словосочетание с типом связи управление:
а) рождение листвы +
б) долго спать
в) заметные издалека

9. Укажите словосочетание с типом связи согласование:
а) энергично ловил
б) потянет к земле
в) вредным насекомым +

10. Укажите словосочетание с типом связи примыкание:
а) в конце апреля
б) однажды выскочил +
в) не обратил внимания

11. Какой способ связи слов представлен в словосочетании К ТВОЕМУ ДОМУ:
а) согласование +
б) управление
в) примыкание

12. Какой способ связи слов представлен в словосочетании УВИДЕЛ ЕГО:

а) примыкание
б) управление +
в) согласование

13. Какой способ связи слов представлен в словосочетании ДОЖДЬ И ВЕТЕР:
а) не является словосочетанием +
б) примыкание
в) управление

14. Какой способ связи слов представлен в словосочетании ПОВЕРНУЛ НАПРАВО:
а) согласование
б) управление
в) примыкание +

15. Какой способ связи слов представлен в словосочетании ОЖИДАЯ ГОСТЕЙ:
а) управление +
б) примыкание
в) не является словосочетанием

16. Какой способ связи слов представлен в словосочетании ДОМ СТРОИТСЯ:
а) согласование
б) не является словосочетанием +
в) управление

17. Какой способ связи слов представлен в словосочетании ПО – ОСЕННЕМУ СКУЧНО:
а) согласование
б) управление
в) примыкание +

18. Какой способ связи слов представлен в словосочетании РОМАН О ПРИКЛЮЧЕНИЯХ:
а) примыкание
б) управление +
в) согласование

19. Какой способ связи слов представлен в словосочетании НА ОПУСТЕВШЕЙ ЗЕМЛЕ:
а) не является словосочетанием
б) примыкание
в) согласование +

20. Какой способ связи слов представлен в словосочетании МЕЧТА УЕХАТЬ:
а) согласование
б) примыкание +
в) управление

21. Словосочетание, которое указывает на действие и его признак:
а) произносить отчетливо +
б) увлекаться стихами
в) древняя книга

22. Словосочетание, которое указывает на предмет и его признак:
а) отчаянно смелый
б) древняя книга +
в) увлекаться стихами

23. Словосочетание, которое указывает на признак признака:
а) любовь к книге
б) увлекаться стихами
в) отчаянно смелый +

24. Словосочетание, которое указывает на действие и предмет:
а) голубое небо
б) увлекаться стихами +
в) произносить отчетливо

25. Словосочетание, которое связано способом согласования:
а) исполнять кюй
б) пиала из фарфора
в) наши обычаи +

26. Словосочетание – это:
а) сочетание подлежащего и сказуемого
б) сочетание двух самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу +
в) сочетание частицы с глаголом

27. Как называется способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное:
а) согласованием +
б) примыканием
в) сочинением

28. По способу согласования слова связаны в словосочетании:
а) его грядущее
б) ошибками отцов
в) на наше поколенье +

29. Два словосочетания, слова в которых связаны по способу согласования, можно вычленить из предложения:
а) Я помню чудное мгновенье…
б) Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. +
в) Сижу за решёткой в темнице сырой.

30. Два словосочетания, слова в которых связаны по способу согласования, можно вычленить из предложения:
а) Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы. +
б) Оковы тяжкие падут, темницы рухнут…
в) Горит восток зарею новой.

Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании.

Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. (Слайд 1)

Продолжительность занятия – 45 минут.

Задачи урока:

1. Закрепить умение распознавать виды связи слов в словосочетании.

2. Формировать умения распознавать типы подчинительной связи.

3. Развивать наглядно-образное мышление.

Авторский медиапродукт – презентация 15 слайдов (среда PowerPoint, Word)

Медиапродукт.

Среда: программа для создания презентацийMicrosoft PowerPoint, текстовый редакторMicrosoft Word

Карта урока.

Комментарий хода урока

Время

(мин)

слайдов

Развитие личностных качеств и

психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент.

Тема занятия.

Учимся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро, пишем красиво.

2

1

Внимание

Учитель предлагает прочитать информацию, данную на слайдах, как памятку.

2

2,3

Память

Рефлексивность

Активность

Работа с таблицей

(чтение, конспектирование)

3

4

Память

Самостоятельное оформление конспекта

Слайды содержат информацию о типах подчинительной связи

( согласование, управление, примыкание) – конспектирование основных моментов.

10

5, 7, 9

Мышление

Логичность

Память

Аргументированность

Активность

Аккуратность

Творческая работа направлена на расширение словарного запаса учащихся (беседа по картине, запись схем в тетради)

10

6,8,10

Внимание

Точность речи

Участие в дискуссии

Рефлексивность

Активность

Любознательность

Умение выслушать

Самостоятельная работа с проверкой

18

11,12,

13,14

Умение классифицировать, сравнивать

Самостоятельная деятельность(работа в тетради)

Самооценка своей деятельности

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

1. недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определённых иллюстраций, схем, текстов

2. повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.

3. развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности (виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости).

Оборудование: компьютер, проектор, рабочие тетради.

План урока:

Этапы занятия (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

Организационный момент: …

2 минуты

Рассказ учителя о …

5 минут

Конспектирование…

10 минуты

Творческая работа…

10 минут

Самостоятельная работа

18 минут

Ход урока.

Оргмомент.

Сегодня на занятии мы будем говорить о словосочетании. Запишите число и тему урока. Работаем быстро, пишем красиво

Рассказ учителя (информация на слайдах №2, 3)

Виды связи слов в словосочетаниях.

Связь слов в словосочетаниях мотивируется не только их смыслом, но и грамматической формой слов. В зависимости от этого словосочетания делятся на различные виды. Связь подлежащего и сказуемого более свободна, чем в словосочетании, между ними существует согласование в числе и лице или в числе роде. Но сказуемое может быть и несогласованным.

Памятка.

ЗАПОМНИТЕ: ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ!

(На слайде № 3указаны примеры)

Работа с таблицей (слайд№4)-начертим её в тетрадь

Новый материал.

СОГЛАСОВАНИЕ слайд№5

Форма зависимого слова повторяет форму главного слова, при изменении формы главного слова меняется и форма зависимого слова.

Основные вопросы от главного к зависимому: какой? Чей?

Зависимые (согласуемые) слова: прилагательные, причастия, порядковые и количественные числительные, местоимения (местоимённые прилагательные): зимняя дорога, этот стол, четвёртый день.

Творческая работа(описание иллюстрации, составление словосочетаний)слайд№6

Рассмотрите картину и составьте словосочетания со связью согласование

(прилаг. + сущ.берёзовая роща,причастие + сущ.ведущая аллеяместоимение + сущ.)

2)УПРАВЛЕНИЕслайд №7

Зависимость слова от главного слова в словосочетании выражается с помощью падежной или предложно-падежной формы; изменение главного слова не влияет на падеж зависимого слова. Количественные числительные в именительном и винительном падежах управляют существительным.

Основные вопросы от главного слова к зависимому — вопросы косвенных падежей.

Зависимые (управляемые) слова: существительные и заменяемые их местоимения: шёл в лес, куст сирени, говорил мне

Творческая работа(описание иллюстрации, составление словосочетаний)слайд №8

3)ПРИМЫКАНИЕслайд №9

Зависимость неизменяемых слов выражается только в расположении (как правило, рядом) и интонации.

Основные вопросы от главного слова к зависимому: как? где? почему? что делать? что делая?

Зависимые (примыкающие) слова: наречия, деепричастия, инфинитивы, неизменяемые прилагательные и существительные: смотрел весело, говорил шутя, желание петь, цвет хаки.

Творческая работа(описание иллюстрации, составление словосочетаний)слайд №10

Самостоятельная работа

1)Укажите типы подчинительной связи в словосочетаниях. Слайд №11

Весело разукрашенный, пришёл посмотреть, пятнадцатый раз, красный бант, школьный оркестр, сцена театра, остановка поезда, мои друзья, в углу квартиры, деревенские жители, нечто загадочное, никогда не поздно, танцевать вприсядку, уйти по-хорошему, быстроходный корабль, рассказанный друзьями.

(Проверка осуществляется после того как дети справятся с заданием, по щелчку мыши – появляется правильный ответ).

2)Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.Слайд№12

1) Такие вещи стоят очень много, если с ними связаны воспоминания.

2)Чем больше людей получают навыки исследования окружающего мира, тем лучше обществу, которому мы принадлежим.

(Проверка осуществляется после того как дети справятся с заданием, по щелчку мыши –появляется правильный ответ).

3)Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью управление.

Слайд №13

1) Длинная московская зима преобразила всю её жизнь, до этого протекавшую тоскливо и медленно.

2)Это была не только история, но и та повседневная жизнь, которую так трудно восстановить, потому что она быстро уходит со своим поколением.

(Проверка осуществляется после того как дети справятся с заданием, по щелчку мыши –появляется правильный ответ).

4)Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.Слайд№14

1) Вместе со мной поднимается из-за крыши луна, кажущаяся такой огромной и устрашающе янтарной.

2) Однажды я попал в маленький старинный городок на берегу Онежского озера.

(Проверка осуществляется после того как дети справятся с заданием, по щелчку мыши –появляется правильный ответ).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.

Список используемой литературы:

1)Подготовка к олимпиадам по русс. яз. 5-11 классы/ М.М.Казбек-Казиева.-3-е изд.-М.:Айрис-пресс, 2008.

2)Судакова Н.А. Русский язык. ЕГЭ: учебно-методическое пособие.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008

Домашнее задание: выполнить тест.

Тест «Типы связи слов в словосочетании»

Вариант 1

Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) спросил друга б) под раскидистой черёмухой

в) впервые услышал г) мокрые от дождя

Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

а) с лёгким отливом б) едва уловимая

в) склонила ветви г) осторожно перелистывает

Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) уже пробилась б) тусклый от пыли

в) выпустит на волю г) ливневые дожди

Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

а) обещал проверить б) не узнаешь тайны

в) птичья суета г) времена года

Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

а) в прошлом году б) богат цветами

в) повсюду раздаётся г) моя семья

Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) до конца месяца б) окружала опушку

в) плывущие облака г) возвращается домой

Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

а) напитавшись водицы б) два рубля

в) с ярким пятном г) проходит пешком

Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

а) высокие уступы б) рождение листвы

в) заметные издалека г) долго спать

Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) вредным насекомым б) энергично ловил

в) уловимая глазом г) потянет к земле

Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

а) не обратил внимания б) какой-то шорох

в) в конце апреля г) однажды выскочил

В1. Укажите количество словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении.

Плавал Цезарь великолепно, нырял с крутого берега в воду, но всё его внимание было приковано ко мне.

В2 .Укажите количество словосочетаний со связью ПРИМЫКАНИЕ в предложении.

Утром пёс не давал мне долго спать, подходил и бесцеремонно стягивал одеяло.

В3. Укажите количество словосочетаний со связью СОГЛАСОВАНИЕ в предложении.

Из-за поджогов сухой травы меньше становится шмелей, пчёл и других насекомых, опыляющих цветы черники, брусники, клюквы и других растений.

В4. Укажите количество словосочетаний со связью ПРИМЫКАНИЕ в предложении.

Вверху кроны деревьев смыкались, образуя сплошной зелёный покров, через который кое-где пробивались солнечные лучи.

В5. Укажите количество словосочетаний со связью СОГЛАСОВАНИЕ в предложении.

Первый корень пальмы прекращает свой рост, достигнув определённого размера, в то время как остальная часть дерева продолжает расти.

В6. Укажите количество словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении.

По стволам тянется плющ, прикрепляясь к коре цепкими корнями.

Вариант 2

Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) веточки берёз б) очень много

в) другие растения г) окружённый рябинником

Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

а) собираются вместе б) каждое утро

в) с громким стуком г) половина мая

Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) четыре слона б) раньше прилетали

в) на высоком обрыве г) наблюдал за утками

Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

а) особенно живописно б) силуэты деревьев

в)лишённые растительности г) в такую погоду

Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

а) второго клиента б) забавно грызёт

в) образуя островки г) никак не обойтись

Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) начинают играть б) плотного тумана

в) взбираются на мостик г) с приходом лета

Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

а) семейство слонов б) наша знакомая

в) здесь остался г) далеко от дома

Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

а) стволы сосен б) одним детёнышем

в) растут рядом г) старший слонёнок

Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) дословно перевели б) высушивает землю

в) угрожающе хлопали г) следующая весна

Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

а) клуб знатоков б) может исчезнуть

в) затевают игры г) короткие перебежки

В1. Укажите количество словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении.

В горах орлы могут неожиданно появиться из-за склона и сцапать греющегося на солнце сурка.

В2 .Укажите количество словосочетаний со связью ПРИМЫКАНИЕ в предложении.

Вдруг сотни птиц разом срываются с места и стремительно рассеиваются по заснеженному полю.

В3. Укажите количество словосочетаний со связью СОГЛАСОВАНИЕ в предложении.

Этой весной на зеркальной поверхности пруда плавали три красивые пары уток.

В4. Укажите количество словосочетаний со связью ПРИМЫКАНИЕ в предложении.

Днём квакша неподвижно сидит на листе, а к вечеру спускается на землю.

В5. Укажите количество словосочетаний со связью СОГЛАСОВАНИЕ в предложении.

Заслышав собачий лай на самом краю деревни, она изменила свой маршрут и, перебежав берёзовую опушку, свернула в центре деревни к домам.

В6. Укажите количество словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении.

Молоденькие сморчки росли на поле, где никаких деревьев не было.

Ответы:

Вариант 1

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

Б

В

Г

А

Б

В

Г

Б

А

Г

Часть В

Задание

В1

В2

В3

В4

В5

В6

Ответ

3

4

4

3

5

3

Вариант 2

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

В

Г

В

А

В

Б

В

А

Г

Б

Часть В

Задание

В1

В2

В3

В4

В5

В6

Ответ

4

3

3

2

4

2

Тестовая работа по русскому языку по теме «Словосочетания» » 4ЕГЭ

sl.docx

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Выберите правильное утверждение:

А) Словосочетание – синтаксическая единица, состоящая из двух и более знаменательных слов, соединённых сочинительной связью.
Б) Словосочетание – синтаксическая единица, состоящая из двух и более знаменательных слов.
+ В) Словосочетание – синтаксическая единица, состоящая из двух и более знаменательных слов, соединённых подчинительной связью.
Г) Словосочетание – синтаксическая единица, состоящая из двух и более знаменательных слов, соединённых при помощи союза.

2. Из каких слов состоит словосочетание?

А) Из главного и второстепенного
Б) Из основного и второстепенного
+ В) Из главного и зависимого
Г) Из главного и подчинённого

3. Как слова в словосочетании связываются грамматически?

+ А) При помощи окончания зависимого слова
Б) При помощи окончания главного слова
В) При помощи окончания основного слова
Г) При помощи окончания второстепенного слова

4. Какие части речи могут выступать в роли главного слова?

А) Имя существительное
Б) Наречие
В) Глагол
+ Г) Все самостоятельные части речи

5. Чем словосочетание не может быть?

А) Однокоренными словами
Б) Именем существительным и прилагательным
В) Глаголом и наречием
+ Г) Грамматической основой

6. Какие виды словосочетаний бывают?

+ А) Глагольные, именные, наречные
Б) Глагольные, именные, числительные
В) Глагольные, именные, местоименные
Г) Глагольные, существительные, прилагательные

7. Выберите глагольное словосочетание:

А) Седьмое октября
+ Б) Поздно проснулся
В) Очень нужно
Г) Слишком рано

8. Определите тип связи в словосочетании читать письмо?

А) Согласование
+ Б) Примыкание
В) Управление
Г) Соединение

9. Какое словосочетание относится к типу связи управление?

А) Хорошо учиться
Б) Счастливая семья
В) Весёлый ребенок
+ Г) Люблю клубнику

10. Из каких частей речи состоит словосочетание с типом связи согласование?

А) Глагол + наречие
Б) Глагол + имя существительное
+ В) Имя существительное + имя прилагательное
Г) Имя прилагательное + наречие

11. При типе связи – согласовании главное и зависимое слово:

А) Совпадают в роде
Б) Совпадают в числе
В) Совпадают в падеже
+ А) Полностью совпадают в роде, числе и падеже

12. В каком из словосочетаний слова соединены типом связи примыкание?

+ А) Наука наблюдать
Б) Первый звонок
В) Писать книгу
Г) Моя сумка

13. В каком из словосочетаний слова соединены типом связи управление?

А) Чистая столовая
+ Б) Стучать зубами
В) Поворот налево
Г) Бежать быстрее

14. В каком словосочетании главное слово выделено неверно?

А) Новая книга
Б) Старая книга
В) Читать быстро
+ Г) Читать книгу

15. Выберите именное словосочетание:

А) Справа от неё
+ Б) Командующий армией
В) Близко с нами
Г) Незадолго до встречи

16. Выберите наречное словосочетание:

А) Бег на месте
Б) Каша в горшочке
+ В) Вверх ногами
Г) Выполнить задание

17. Укажите способ связи в словосочетании побежали быстро:

А) Согласование
+ Б) Примыкание
В) Управление
Г) Соединение

18. Выберите словосочетание, в котором главным словом является причастие:

А) Твоё мнение
Б) Весёлое настроение
+ В) Закутанная шалью
Г) Неисправимый лгун

19. Выберите словосочетание, в котором главным словом является деепричастие:

А) Разговариваешь шутя
Б) Любимый женщинами
В) Молотый вручную
+ Г) Блестя на солнце

20. Укажите словосочетание существительное + местоимение:

+ А) Какая-то незнакомка
Б) Весёлая девочка
В) Платье в горошек
Г) Миллионный покупатель

Типы связи слов в словосочетаниях — Словосочетание

Словосочетание — это два или более слов, связанных по смыслу и грамматически. В словосочетании 2 компонента: главное слово (от которого задаётся вопрос) и зависимое слово (к которому задаётся вопрос).

Словосочетанием не являются:

1) подлежащее и сказуемое

2) самостоятельная часть речи со служебной

3) однородные члены предложения

Запомните:

две тетради (управление) — двух тетрадей, двум тетрадям, двумя тетрадями, о двух тетрадях (согласование)

попросить (кого?) его (управление) — (чей?) его дом (примыкание)

Тип связи

Главное слово

Зависимое слово

Примеры

Схема

Согласование

Существительное (или другая часть речи в функции существительного)

1) Прилагательное

2) Местоимение-прилагательное

3) Порядковое числительное

4) Причастие

5) Количественное числительное в Р., Д., Т., П. п.

Новое платье

Другим вариантом

Первый урок

Расстроенные ряды

Трёх детей

Прил. + сущ.

Управление

1) Глагол

2) Существительное

3) Прилагательное

4) Количественное числительное в И. и В. п.

1) Существительное (или другая часть речи в функции существительного)

Обнаружить ошибку

Сестра мужа

Покорный судьбе

Три человека

Гл. + сущ.

Сущ. + Сущ,

Примыкание

Любая часть речи (кроме числительных, местоимений)

Неизменяемая часть речи:

1) наречие

2) инфинитив

3) деепричастие

4) неизменяемые существительные и прилагательные

5) притяжательные местоимения его, её, их (чей? чья? чьё?)

Бежал быстро

Желание уехать

Смотрит улыбаясь

Цвета беж

Её ручка

Любая часть речи + неизменяемая часть речи

Упражнение 76

Укажите, какие из сочетаний слов являются словосочетаниями:

1) находиться недалеко; 2) рядом с домом; 3) дом красив; 4) всё-таки решился; 5) лишь услышав; 6) машина брата; 7) просто не верится; 8) говорил и смеялся; 9) как будто испугался; 10) около дороги; 11) пошёл снег; 12) только спросил; 13) прошёл мимо; 14) мимо окон; 15) водить за нос; 16) несмотря на непогоду; 17) просьба помочь; 18) давно пустые; 19) тоже улетит; 20) моя сумка; 21) поздно ночью; 22) три сестры; 23) она плачет; 24) очень интересный; 25) брат и сестра; 26) пятый этаж; 27) смотреть вдаль; 28) в даль туманную; 29) около опушки; 30) стоять около.

Ответ:

  1, 4, 6, 13, 15, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 26, 27, 28, 30

Упражнение 77

Замените исходное словосочетание синонимичным с другим типом связи.

1. Алгоритм:

1) находим главное слово, оставляем его неизменным

2) к зависимому слову (прилагательное) подбираем однокоренное существительное и ставим его в том падеже, который требует главное слово

Согласование

Управление

Малиновое варение

Лесной ручеёк

Мамина песня

Шотландский спортсмен

В солдатской шинели

Книжный отзыв

Банковский служащий

Небесная лазурь

Лисий хвост

Армянские песни

Татарский праздник

Партизанский отряд

Соловьиная песня

2. Алгоритм:

1) находим главное слово, оставляем его неизменным

2) к зависимому слову (существительное) подбираем однокоренное прилагательное и ставим его в том падеже, числе, роде, который требует главное слово

Управление

Согласование

Кофта из шерсти

Галстук в клетку

Книга с иллюстрациями

День без ветра

История без конца

Ремень из кожи

Гребцы из Голландии

Поступок без смысла

Рассказы генерала

Морс из клюквы

Сказки бабушки

Приют для сирот

Школы Москвы

Набережная Петербурга

Роман Пушкина

3. Алгоритм:

1) находим главное слово, оставляем его неизменным

2) к зависимому слову (существительное) подбираем однокоренную неизменяемую часть речи (наречие, деепричастие, инфинитив)

Управление

Примыкание

Посмотрел с тоской

Работал с напряжением

Переносил без ропота

Пел с радостью

Веселился без меры

Выполнял с аккуратностью

Охранял с заботой

Глядел со смущением

Поступил без жалости

Озирался с осторожностью

Говорить с улыбкой

Поминают с прискорбием

Жил без забот

Уехал на отдых

Поступил не по чести

Смотрел с подозрением

4. Алгоритм:

1) находим главное слово, оставляем его неизменным

2) к зависимому слову (неизменяемая часть речи) подбираем однокоренное имя существительное, употребляем его с уместным предлогом.

Примыкание

Управление

Сказал волнуясь

Уехал учиться

Падают беззвучно

Делает неохотно

Охотно играть

Досадливо поморщился

Уважительно ответил

Любил безнадежно

Искренне радовался

Поступил бездумно

Пропал бесследно

Пил наслаждаясь

Отпраздновали весело

Откровенно призналась

Примыкание

Согласование

Кофе по-турецки

Морковь по-корейски

Киевская котлета

Итальянская пицца

Лапша по-домашнему

  Ответ:

1. Варение из малины, ручеёк в лесу, песня мамы, спортсмен из Шотландии, в шинели солдата, отзыв о

книге, служащий банка, лазурь неба, хвост лисы, песни армян, праздник татар, отряд партизан, песня соловья.

2. Шерстяная кофта, клетчатый галстук, иллюстрированная книга, безветренный день, бесконечная история, кожаный ремень, голландские гребцы, бессмысленный поступок, генеральские рассказы, клюквенный морс, бабушкины сказки, сиротский приют, московские школы, петербуржская набережная, пушкинский роман.

3. Посмотрел тоскливо, напряженно работал, переносил безропотно, пел радостно, безмерно веселился, выполнял аккуратно, охранял заботливо, глядел смущённо, поступил безжалостно, озирался осторожно, говорить улыбаясь, поминают прискорбно, жил беззаботно, уехал отдыхать, поступил бесчестно, смотрел подозрительно.

4. Сказал с волнением, уехал на учёбу, падают без звука, делает без охоты, играть с охотой, поморщился с досадой, ответил с уважением, любил без надежды, радовался с искренностью, поступил не раздумывая, пропал без следа, пил с наслаждением, отпраздновали с весельем, призналась с откровенностью.

Турецкий кофе, корейская морковь, котлета по-киевски, пицца по-итальянски, домашняя лапша.

Упражнение 78

Определите тип грамматической связи в следующих словосочетаниях. Укажите главное слово, задайте от него вопрос к зависимому:

1) учебник по истории — …,

  2) в моей книге — …,

  3) очень хорошо — …,

  4) их книгам — …,

  5) какого-то человека — …,

  6) ягоды клубники — …,

  7) пятерых друзей — …,

  8) говорит о нём — …,

  9) знаю его — …,

  10) желание работать — …,

  11) чрезвычайно интересно — …,

  12) помочь по-дружески — …,

  13) кричал громче — …,

  14) пришить пуговицу — …,

  15) белизна зубов — …,

  16) шоссе над морем — …,

  17) почему-то уехал — …,

  18) оглушительного шума — …,

  19) четвёртого этажа — …,

  20) её походка — …,

  21) на развесистом дубе — …,

  22) принимая гостей — …,

  23) крик птицы — …,

  24) ищущий друга — …,

  25) этот берег — …,

  26) своего рюкзака — …,

  27) жена брата — …,

  28) по-весеннему свежо — …,

  29) четырёх тетрадей — …,

  30) зайти попрощаться — …

  Ответ:

1) Учебник (какой?) по истории — упр.,

2) в (какой?) моей книге — согл.,

3) хорошо (насколько?) очень — прим.,

4) книгам (чьим?) их — прим.,

5) человека (какого?) какого-то — согл.,

6) ягоды (какие?) клубники — упр.,

7) друзей (каких? скольких?) пятерых — согл.,

8) говорит о (ком?) нём — упр.,

9) знаю (кого?) его — упр.,

10) желание (какое?) работать — прим.,

11) интересно (насколько?) чрезвычайно — прим.,

12) помочь (как?) по-дружески — прим.,

13) кричал (как?) громче — прим.,

14) пришить (что?) пуговицу — упр.,

15) белизна (чего?) зубов — упр.,

16) шоссе (какое?) над морем — упр.,

17) уехал (почему?) почему-то — прим.,

18) шума (какого?) оглушительного — согл.,

19) этажа (какого?) четвёртого — согл.,

20) походка (чья?) её — прим.,

21) на дубе (каком?) развесистом — согл.,

22) принимая (кого?) гостей — упр.,

23) крик (какой?) птицы — упр.,

24) ищущий (кого?) друга — упр.,

25) берег (какой?) этот — согл.,

26) рюкзака (чьего?) своего — согл.,

27) жена (кого?) брата — упр.,

28) свежо (как?) по-весеннему — прим.,

29) тетрадей (каких? скольких?) четырёх — согл.,

30) зайти (зачем?) попрощаться — прим.

Упражнение 79

Выпишите из предложений все словосочетания, укажите тип связи:

1) Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений. (Л. Толстой)

2) С громким стуком захлопнулась дверь мастерской, и сапожник ушёл принимать очередной заказ.

3) Новейшие хозяйственные перемены сократили его доходы, и он отправился в столицу поискать удобного местечка. (И. Тургенев)

4) Матушка позвонила и велела вошедшему лакею тотчас догнать уехавшего офицера и вернуть его.

5) Его сад славился своей необычайной пышностью и красотой, потому что многие растения доставлялись из-за границы.

Ответ:

1) Эти воспоминания (согл.), возвышают душу (упр.), мою душу (согл.), служат для меня (упр.), служат источником (упр.), источником наслаждений (упр.), лучших наслаждений (согл.)

2) Захлопнулась со стуком (упр.), с громким стуком (согл.), дверь мастерской (упр.), ушёл принимать (прим.), принимать заказ (упр.), очередной заказ (согл.)

3) Новейшие перемены (согл.), хозяйственные перемены (согл.), сократили доходы (упр.), его доходы (прим.), отправился в столицу (упр.), отправился поискать (прим.), поискать местечка (упр.), удобного местечка (согл.)

4) Велела лакею (упр.), вошедшему лакею (согл.), велела догнать (прим.), тотчас догнать (прим.), догнать офицера (упр.), уехавшего офицера (согл.), велела вернуть (прим.), вернуть его (упр.)

5) Его сад (прим.), славился пышностью (упр.), славился красотой (упр.), своей пышностью (согл.), необычайной пышностью (согл.), многие растения (согл.), доставлялись из-за границы (упр.)

Упражнение 80

1. Выпишите из предложений словосочетания со связью согласование:

1) Лёгкий порыв ветерка разбудил меня… Я открыл глаза и увидел Калиныча: он сидел на пороге полураскрытой двери и ножом вырезывал ложку. (И. Тургенев)

2) Мы с ним долго и непринуждённо говорил и о сенокосе, урожае, крестьянском труде и не заметили, как медленно подобрались сумерки.

3) Знаешь ли ты, как давно я не был дома, не пил парного молока, не косил травы, не мчался на коне в бескрайнюю степь, не слышал заунывной песни соловья?

2. Выпишите из предложений словосочетания со связью управление:

4) Александр узнал о болезни отца уже в Москве и очень испугался.

5) Мальчишки уже давно сидели на берегу реки с удочками, но рыба не клевала.

6) Я взглянул на него и ощутил тихое и глубокое изумление.

3. Выпишите из предложений словосочетания со связью примыкание:

7) Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность. (И. Тургенев)

8) Отец притих, и Алёша честно признался ему в своем проступке.

9) Со всеми людьми Сергей Петрович держался просто, скромно, поэтому многие его отмечали и с удовольствием беседовали с ним на самые разные темы, касающиеся и политики, и искусства, и даже немецкой философии.

Ответ:

1) Лёгкий порыв, полураскрытой двери.

2) О крестьянском труде

3) Парного молока, в бескрайнюю степь, заунывной песни

4) Узнал о болезни, о болезни отца, узнал в Москве

5) Сидели на берегу, на берегу реки, сидели с удочками

6) Взглянул на него, ощутил изумление

7) Его лицо, почти доброе, его небрежности

8) Честно признался

9) Держался просто, держался скромно

Упражнение 81

Раскройте скобки и запишите получившиеся словосочетания:

Оплатить (проезд)

Заплатить (билет)

Отзыв (книга)

Рецензия (книга)

Аннотация (статья)

Анонс (передача)

Заведующий (библиотека)

Писать (события)

Описывать (события)

Наблюдать (порядок)

Скучать (вы)

Признаться (всё)

Указать (недостатки)

Уделять внимание (здоровье)

Тратить время (подготовка)

Уверенность (победа)

Вера (победа)

Тревожиться (брат)

Тосковать (мама)

Обращать внимание (успеваемость)

Уделять внимание (предмет)

Уверенность (завтрашний день)

  Ответ:

Оплатить проезд, заплатить за билет, отзыв о книге, рецензия на книгу, аннотация статьи, анонс передачи, заведующий библиотекой, писать о событиях, описывать события, наблюдать за порядком, скучать по вас, признаться во всём, указать на недостатки, уделять внимание здоровью, тратить время на подготовку, уверенность в победе, вера в победу, тревожиться о брате, тосковать по маме, обращать внимание на успеваемость, уделять внимание предмету, уверенность в завтрашнем дне.

Упражнение 82

Ответьте на вопросы:

1) в каком словосочетании тип связи согласование?

а) подруга мамы, б) его стул, в) первый полёт, г) их вопросы

2) в каком словосочетании тип связи управление?

а) пяти ученикам, б) цвета беж, в) выглянуло из-за туч, г) прокричал на бегу

3) в каком словосочетании тип связи примыкание?

а) сначала не расслышал, б) два дома, в) повесил на стенку, г) моя тетрадь

Ответ:

1) в

2) в

3) а

Упражнение 83

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Выполните задание к тексту:

1) Яков глубоко взд..хнул и запел… 2) Первый звук его голоса был слаб и (не) ровен и к..залось (не) выходил из его груди но пр..нёсся откуда (то) (из) далека словно зал..тел случайно в комнату. 3) Странно подействовал этот тр..пещ..щий зв..нящий звук на всех нас: мы взгл..нули друг на друга а жена Николая Иваныча так и выпр..милась. 4) За этим первым звуком послед..вал другой более твёрдый и пр..тяжный но всё др..жащий как струна за вторым — третий и пол..лась заунывная песня.

5) «(Н..) одна во поле дороженька пролегала» пел он и всем нам сладко ст..новилось и жу..ко. 6) В его голосе была и (не) по..дельная глубокая страсть и молодость и сила и сладость и какая (то) увл..кательно-бе..печная, грус..ная скорбь. 7) Русская правдивая г..рячая душа звучала и дышала в нём и так и хв..тала вас за сердце хв..тала прямо за его русские струны. 8) Песнь р..сла, ра..л..валась. 9) Он пел совершен..о позабыв и своего соперника и всех нас но видимо подн..маемый как бодрый пл..вец волнами нашим молч..ливым участьем. 10) Он пел и от каждого звука его голоса ве..ло чем (то) родным и (не) об..зримо широким словно зн..комая степь ра..крывалась перед вами уходя в бе..к..нечную даль. 11) У меня зак..пали на сер..це и подн..мались к глазам слёзы. 12) Глухие .. держан..ые рыданья вн..запно пор..зили меня… 13) Жена кабат..ика плакала Николай Иваныч потупился Моргач отв..рнулся Обалдуй стоял глупо разинув рот серый мужич..к т..хонько в..хлипывал в уголку и по железному лицу Дикого-Барина медленно прок..тилась т..ж..лая слеза. 14) Когда Яков допел песню мы все стояли как оц..пенелые. 15) «Ты… твоя… ты выиграл», — произнёс рядчик с трудом и бросился вон из комнаты.

(по И. Тургеневу)

Выполните дополнительные задания и ответьте на вопросы:

1) Выпишите из предложения 1 словосочетание с типом связи примыкание: …

2) Выпишите из предложения 12 словосочетание с типом связи согласование, в котором зависимое слово выражено прилагательным: …

3) Определите тип связи в словосочетании «его струны» в 7 предложении: …

4) С помощью каких средств предложение 3 связано с предложением 2? …

5) Объясните, почему невозможна замена словосочетания со связью согласование «железному лицу» (предл. 13) на синонимичное со связью управление: …

6) Подберите синонимы к прилагательному «горячая» (предл. 7): …

7) Определите тему текста: …

8) Можно ли Якова назвать человеком талантливым? В чём его талант? …

9) Подберите синонимы к слову «талант» …

10) Составьте словосочетания со словами:

Талант

… (согл.)

  … (упр.)

  … (прим.)

Талантливый

… (согл.)

  … (упр.)

11) Ответьте на вопрос: «Что значит быть талантливым человеком? Какого человека мы называем талантливым?». Аргументируйте свой ответ, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих ваше рассуждение (из истории, литературы, жизни).

  Ответ:

1) Яков глубоко вздохнул и запел… 2) Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принёсся откуда-то издалека, словно

залетел случайно в комнату. 3) Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас: мы взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча так и выпрямилась. 4) За этим первым звуком последовал другой, более твёрдый и протяжный, но всё дрожащий, как струна, за вторым — третий, и полилась заунывная песня. 5) «Не одна во поле дороженька пролегала», — пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. 6) В его голосе была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. 7) Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. 8) Песнь росла, разливалась. 9) Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым участьем. 10) Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. 11) У меня закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы. 12) Глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня… 13) Жена кабатчика плакала, Николай Иваныч потупился, Моргач отвернулся, Обалдуй стоял, глупо разинув рот, серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку и по железному лицу Дикого-Барина медленно прокатилась тяжёлая слеза. 14) Когда Яков допел песню, мы все стояли как оцепенелые. 15) «Ты… твоя… ты выиграл», — произнёс рядчик с трудом и бросился вон из комнаты.

1) глубоко вздохнул

2) глухие рыдания

3) примыкание

4) лексический повтор (звук), указательное местоимение (этот)

5) Слово «железный» в данном контексте употреблено не в прямом значении, это качественное прилагательное, а не относительное, поэтому нельзя сказать «лицо из железа»

6) страстная, пламенная, пылкая

9) талант — способность, дар, дарование, гений, призвание

10) мой талант, его талант (талант петь), талант актёра талантливый художник, талантливый во всём

ПредыдущаяСодержаниеСледующая

_Test_

1. Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.
спросил друга
под раскидистой черёмухой
впервые услышал
мокрые от дождя

2. Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.
с лёгким отливом
едва уловимая
склонила ветви
осторожно перелистывает
3. Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.
уже пробилась
тусклый от пыли
выпустит на волю
ливневые дожди
4. Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.
обещал проверить
не узнаешь тайны
птичья суета
времена года
5. Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.
в прошлом году
богат цветами
повсюду раздаётся
моя семья
6. Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.
до конца месяца
окружала опушку
плывущие облака
возвращается домой
7. Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.
напитавшись водицы
два рубля
с ярким пятном
проходит пешком
8. Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.
высокие уступы
рождение листвы
заметные издалека
долго спать
9. Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.
вредным насекомым
энергично ловил
уловимая глазом
потянет к земле
10. Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.
не обратил внимания
какой-то шорох
в конце апреля
однажды выскочил

словосочетаний | Коллокации предложений по Кембриджскому словарю

Предполагаемая связь

Но многие философы относились к предполагаемой связи с осторожностью.

причинная связь

Это неудивительно, учитывая проблемы, связанные с установлением причинной связи между аутентичностью и мотивацией.

сетчатый забор

Там, где существует значительный риск вторжения, особенно со стороны детей, возводится так называемое непроходимое сетчатое ограждение.

clear link

Обнаружена четкая связь между высотой ловушки, сегрегацией изотопов углерода и дискриминацией среды обитания.

close link

Это предполагает тесную связь между переориентацией торговли и экономической реформой.

close link

Было сочтено, что это отражает связь между музеем и памятью и способствует более тесной связи между институциональными интервью и вкладами посетителей.

Связующее звено

Связующим звеном в этой неолитической культуре, как и везде, является то, что она безвозвратно утратила драгоценную связь с любимым существом.

критическая ссылка

Что, если наше коллективное соотношение хорошего и плохого будет определять, станем ли мы критическим звеном в эволюции потомков, которые будут развиваться вечно?

критическая ссылка

В трех документах рассматривается важнейшая связь между дополнительными фазовыми хронометрами и петрологической информацией.

прямая ссылка

С другой стороны, концептуализатор не имеет прямой связи с лексиконом и, следовательно, не может напрямую отображать прагматическую силу на лексические элементы.

формальная связь

Эти схемы в настоящее время существуют в большинстве поселков и городов, обеспечивая формальную связь между местной первичной медико-санитарной помощью и предоставлением досуга.

генетическая связь

Сводеш предложил ряд далеких генетических связей между языками.

Из

Википедия