Словосочетания связь – Виды подчинительной связи в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание) и предложениях

Содержание

Виды, типы и способы связи словосочетаний

Впервые словосочетания и способу связи словосочетаний начинают изучать в 4-х классах, но более подробно их рассматривают только в 5-ом. Чаще всего дети путаются в типах подчинительной связи. Для того чтобы разобраться в типах словосочетаний, необходимо подробно рассмотреть каждый из них и разобрать примеры.

Способы подчинительной связи в словосочетании

Словосочетанием называют соединение из 2-х или более слов. Эти слова связаны между собой по смыслу, а также грамматически. Особенность всех словосочетаний в том, что они включают в себя главное и зависимое слова. Способы связи словосочетаний - самая затруднительная тема для школьников в 5-ом классе. Однако, ее очень важно изучить потому, что она понадобится ученикам на протяжении всей последующей учебы в школе.

Всего лингвисты и филологи выделяют 3 способа связи главного и зависимого слов в словосочетаниях: согласование, примыкание, а также управление. Способы подчинительной связи в словосочетании легко и очень часто путают. Для того чтобы уметь определять к какому типу подчинительной связи относится словосочетание, необходимо в них разобраться и подробно рассмотреть все примеры.

Тип связи согласование

Способ связи согласование в словосочетании встречается довольно часто. Согласование - это такой вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в падеже, числе и роде. Это значит, что оба слова являются изменяемыми, но при всем этом изменяются одинаково. Словосочетание с типом согласование может состоять из существительного, которое обычно играет роль главного слова, согласующегося с прилагательным или порядковым числительным, причастием, местоимением.

Примеры словосочетаний со связью согласование

Рассматривая способы связи словосочетаний, необходимо приводить и подробно разбирать все примеры, для того, чтобы хорошо усвоить материал. Все примеры нужно списывать в тетрадь, делать тщательный разбор, работать с карандашом. Только в этом случае материал будет хорошо усвоен и крепко запомнится. Первым делом, чтобы понять на практике, что такое согласование, необходимо разобрать словосочетания со связью. Примеры:

  • Существительное + прилагательное:

Красивый дом (дом какой? красивый). "Дом" - это главное слово, так как от него задается вопрос "какой?". "Красивый" - это зависимое слово в словосочетании.

Лягушка зеленая (лягушка какая? зеленая). "Лягушка" - это главное слово, так как от него задается вопрос к зависимому.

  • Существительное + порядковое числительное:

Пятый этаж (этаж какой? пятый). Оба слова согласованы в числе, роде, а также падеже. Зависимым словом является порядковое числительное "пятый", так как к нему задается вопрос от главного.

С сотым покупателем (с покупателем каким? сотым). Главным словом является "покупатель", от него задается вопрос к порядковому числительному "сотый".

  • Существительное + причастие:

Разбросанные вещи (вещи какие? разбросанные). Зависимым словом здесь будет являться причастие "разбросанные", так как к нему задается вопрос от главного.

Листва опавшая (листва какая? опавшая). Главным словом является "листва", потому что от него задается вопрос.

  • Существительное + местоимение:

С вашей мамой (с мамой чьей? вашей). И зависимое, и главное слова согласованы между собой в роде, числе и падеже. Главным словом будет являться существительное, потому что от него задается вопрос к местоимению.

Такой мужчина (мужчина какой? такой). Главным словом будет являться "мужчина", потому что именно от него задается вопрос к зависимому.

  • Местоимение + существительное (причастие или субстантивированное прилагательное):

С кем-то веселым (с кем-то каким? веселым). Главным словом будет являться местоимение, так как от него задается вопрос к зависимому.

В чем-то красивом (в чем-то каком? красивом). Главным словом является местоимение, потому что вопрос к зависимому прилагательному задается от него.

  • Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

Белая ванная (ванная какая? белая). Главным словом будет являться субстантивированное прилагательное, потому что от него задается вопрос. Прилагательное "белая"- зависимым.

Загорелый отдыхающий (отдыхающий какой? загорелый). "Отдыхающий" будет являться главным словом, так как вопрос исходит от него, а "загорелый" - зависимым.

Тип связи управление

Способы связи словосочетаний, как известно, бывают трех типов. Управление - это еще один способ связи. Чаще всего именно с ним возникают путаница и проблемы у школьников. Для того чтобы их не было, необходимо рассмотреть этот тип связи несколько подробней.

Способ связи в словосочетании управление - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в том падеже, которого требует главное слово (только косвенные падежи, то есть все, кроме именительного). В управлении у детей чаще возникают проблемы, потому что бывает трудно различить управление среди других типов. Этому типу связи стоит уделить особое внимание и поработать над ним более усердно. Нужно запомнить, что все типы связи словосочетаний требуют большой практики и запоминания теории.

Примеры словосочетаний со связью управление

Рассмотрим примеры словосочетаний, построенных на связи управление:

  • В связи словосочетаний "управление", чаще всего главное слово является глаголом, а зависимое слово - существительным:

Посмотреть киноленту (посмотреть что? киноленту). Главным словом является глагол "посмотреть". От него задается вопрос "что?" к существительному "киноленту". Нельзя сказать "посмотреть кинолента", потому что это будет речевой ошибкой. В этом словосочетании зависимое слово употребляется в падеже, которое требует от него главное.

Бегу в джинсах (бегу в чем? в джинсах). Глагол "бегу" является главным словом, а "в джинсах" - зависимым.

  • Словосочетания со связью управление могут состоять и из прилагательного и местоимения:

Согласен с ним (согласен с кем? с ним). От краткого прилагательного "согласен" задается вопрос к местоимению, это значит, что оно главное.

Уверен в ней (уверен в ком? в ней). Краткое прилагательное является главным словом, а местоимение, к которому задается вопрос, зависимым.

  • Способы связи словосочетаний могут осуществляться так, что главным словом будет прилагательное, а зависимым существительное.

Красный от мороза (красный от чего? от мороза). Прилагательное "красный" является главным в этом словосочетании, а существительное "мороза" - зависимым.

Злой на дочь (злой на кого? на дочь). Слово "дочь" является зависимым, потому что к нему задают вопрос от зависимого.

  • Два существительных также могут являться составляющими словосочетания:

Враг народу (враг кому? народу). Существительное "враг" является главным, так как от него задается вопрос к зависимому "народу".

Ложка из серебра (ложка из чего? из серебра). Существительное "ложка" является главным, а слово "серебра" - зависимым.

  • Числительное может быть главным в словосочетании, а существительное - зависимым.

Три капли (три чего? капли). "Три" - это главное слово, а "капли" - зависимое.

Двенадцать месяцев (двенадцать чего? месяцев). Числительное является главным словом, а существительное зависимым.

  • Наречие бывает главным словом в словосочетании со связью управление, а существительное - зависимым:

Слева от дома (слева от чего? от дома).

Вниз по улице (вниз по чему? по улице).

  • Встречаются словосочетания, где главным словом является деепричастие, а зависимым - существительное:

Следя за ними (следя за кем? за ними). Деепричастие является главным словом, потому что вопрос к зависимому исходит от него.

Обращаясь к статье (обращаясь к чему? к статье). Существительное в дательном падеже в данном словосочетании является зависимым словом, потому что к нему задается вопрос от деепричастия "обращаясь".

Тип связи примыкание

Способ связи в словосочетании примыкание - это завершающая ступень изучения типов связи словосочетания. В словосочетании со связью примыкание оба слова, и зависимое, и главное, присоединяются друг к другу лишь только по смыслу. Главное слово является неизменяемым.

Примеры словосочетаний со связью примыкание

Для того чтобы понять, как осуществляется связь примыкание, необходимо подробно разобрать всевозможные примеры:

Возможность остаться (возможность что сделать? остаться). Известно, что связь примыкание осуществляется только по смыслу. Существительное "возможность" является главным словом, тогда как инфинитив глагола "остаться" является зависимым, потому что к нему задается вопрос.

Другие примеры: решение встретить, желание уйти, наука мыслить, стремление учиться. Во всех словосочетаниях главным словом будет существительное, а зависимым - инфинитив.

Позволил поцеловать (позволил что? поцеловать). Оба члена словосочетания являются глаголами. Главным словом будет глагол "позволил", а зависимым - инфинитив "поцеловать".

Другие примеры: любит гулять, пришел посмеяться, хочет придти, решил прочитать. Во всех данных примерах зависимым словом будет инфинитив, а главным - глагол.

Должен уйти (должен что сделать? уйти). Главным словом является краткое прилагательное "должен", а зависимым, к которому задается вопрос, инфинитив.

Другие примеры: направо свернуть, рад видеть, готов ответить. Во всех приведенных примерах главным словом будет являться краткое прилагательное, а зависимым - инфинитив.

  • Существительное + наречие:

Поворот направо (поворот куда? направо). Главным словом является существительное "поворот", а зависимым наречие "направо".

Виды словосочетаний по главному слову

Пройдя способы подчинительной связи в словосочетании, переходят к изучению темы видов словосочетаний по главному слову. Всего выделяют 3 группы словосочетаний по главному слову.

Именные словосочетания

Именные словосочетания - это такие словосочетания, в которых главным словом является существительное, местоимение, прилагательное или числительное. Примеры именных словосочетаний: розовый слон (главное слово - существительное), пять капель (главное слово - числительное), рад стараться (главное слово - краткое прилагательное), ей хорошо (главное слово - местоимение).

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания - это такие словосочетания, в которых главным словом, как правило, является глагол. Примеры глагольных словосочетаний: уйти далеко, говорить ложь, зайти повидаться, идти радостно (главные слова в данных словосочетаниях являются глаголами).

Наречные словосочетания

Наречными словосочетаниями являются такие словосочетания, в которых главным словом является наречие. Примеры наречных словосочетаний: всегда хорошо, совершенно секретно, далеко от России (главные слова в данных словосочетаниях являются наречиями).

Типы связи словосочетаний легко запомнить, если часто практиковаться, а также выучить необходимую теорию.

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Класс: 8.

Предмет: русский язык.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель: обучающиеся научатся определять и различать способы связи слов в словосочетаниях.

Предметные умения:

  • определять способы связи слов в словосочетании;
  • находить главное и зависимое слово в словосочетаниях;
  • указывать части речи главного и зависимого слова.

УУД:

Регулятивные УУД:

  • целеполагание и планирование своей деятельности;
  • принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
  • контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.  

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества;
  • действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Познавательные УУД:

  • проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
  • определяют основную и второстепенную информацию;
  • строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация PowerPoint.

Оборудование для обучающихся: учебник для 8 класса «Русский язык» под редакцией Ладыженской и др. (Просвещение, 2014), раздаточный материал (приложения)

Ход урока

I. Организационный этап

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке речь шла о словосочетаниях. С ними мы продолжим работать на сегодняшнем занятии, тему которого вам предстоит определить самостоятельно.

Музыка. Приём «Комплимент». Вам необходимо с помощью словосочетания сделать комплимент однокласснику.

Например, красивая кофта, шикарные волосы, добрые глаза,красивая причёска, и т.д.

II. Актуализация знаний

Слайд 1. Презентация

Записывайте число и классная работа. Строчку для темы оставляете пустой.

Работа с текстом.

Ребята, пока я читаю стихотворение, вы должны поработать с раздаточным материалом, который лежит у вас на партах, найдите карточку жёлтого цвета. Вы видите текст, в котором необходимо подчеркнуть признаки словосочетания.

Внимание! Внимание! Вот словосочетание.
Проживает в стране Синтаксимия.
В ней ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нём слово главное всегда с зависимым шагает.
А кто есть кто, нам без труда вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт к зависимому слову,
И никогда наоборот,
Запомни как основу.
(А.Косоговский)

Проверка. Cлайд 2

- Словосочетание - единица синтаксиса.

- Состоит из главного и зависимого слова.

- Вопрос задаём от главного слова к зависимому.

Работа с доской.

Выберите и запишите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.

Слайд 3

Хвойный лес, лес шумит, на работе, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава, лес и поле, сесть в калошу, идёт снег

Проверка. Cлайд 4

- Почему не все сочетания слов являются словосочетанием? Что не относится к словосочетаниям?

- Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов:

Слайд 5

  • Грамматическая основа предложения
  • Однородные члены предложения
  • Служебная + самостоятельная часть речи
  • Фразеологический оборот

– Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока приступим к следующему заданию.

III. Постановка учебной задачи

Групповая работа. (конверты,маркеры цветные) слайд 6

Выбор капитана.

1 ряд - 1 группа - красный
2 ряд - 2 группа - синий
3 ряд  - 3 группа - зелёный

- Обсудите в группе данные словосочетания. Отвечают капитаны.

(1 группа находит и выделяет маркером глагольные словосочетания,

2 группа - именные словосочетания,

3 группа - наречные словосочетания)

Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, касательная линия, творящий художник, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок, обжигающий жар, очень плохо, недалеко от дома

Проверка. Слайд 7

Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, касательная линия, творящий художник, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок, обжигающий жар, очень плохо, недалеко от дома

Итак, мы вспомнили классификацию словосочетаний по главному слову. Переходим к классификации по зависимому слову. В зависимости от того какой частью речи выражено зависимое слово в словосочетании (существительными, прилагательными, причастиями, наречиями) выделяются… типы подчинительной связи слов в словосочетании. Итак, тема урока - типы подчинительной связи слов в словосочетаниях.  слайд 8

IV. Первичное закрепление

Работа у доски. 2 человека, ост. в тетрадях. Слайд 9

1 выписывает, другой определяет вид связи.

- Пользуясь алгоритмом (алгоритм на партах, карточка голубого цвета), выпишите из текста словосочетания и определите вид связи.

Мой сад с каждым днём увядает;
Помят он, поломан и пуст.
Хоть пышно ещё доцветает
Настурций в нём огненный куст.
(А.Майков)

Проверка. Слайд 10 (7 щелчков)

Мой сад С 
С каждым днём С 
Доцветает пышно  П 
Доцветает ещё П 
Куст настурций У 
Доцветает в нём У 
Куст огненный С

Музыка. Приём «Светофор».

Работа в группах.

На первых партах каждого ряда лежат листы определенного цвета с указанным количеством букв.

Задача обучающихся найти спрятанные буквы в классе и составить из них слово.

1 ряд - ищет 12 оранжевых букв - согласование

2 ряд - ищет 10   зеленых букв - управление

3 ряд -  ищет 10 розовых букв - примыкание

Самостоятельная работа.

Слайд 11

1. Приём «Собери предложение» + помощник

Замечательное, внимания, что, оно, особое, свойство, что, им, воле, подчинено, можно, им, можно, управлять, пользоваться, добра, в делах, как, и, равно, зла.

Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.

2. Устно определите тип связи в словосочетаниях «замечательное свойство», «подчинено воле», «пользоваться равно». (согласование, управление, примыкание)

V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Слайд 12

  1. Упражнение 64.
  2. Составьте текст «Осенняя пора», включив в него словосочетания с различными видами подчинительной связи. (согласование, управление, примыкание).
  3. Составьте лингвистическую сказку по теме урока.

VI. Рефлексия

Запись на доске. Исходя из темы и цели нашего урока. Что мы делали сегодня, давайте вернёмся к началу урока.

  • Определяли признаки с/c;
  • Указывали типы связей в словосочетаниях;
  • Выписывали словосочетания из текста;
  • Находили главное и зависимое слово;

Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из доске. слайд 13

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Было интересно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Я смог…

Слайд 14

Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь,
Говорю я: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»

Если осталось время.

Прием «Анкетирование». (карточка синего цвета)

Предлагаю заполнить небольшую анкету, оценив свою работу на уроке.

  • Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
  • Я уверен, что не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Мои комментарии к уроку______________________________

Что такое словосочетание? Примеры словосочетаний в предложении. Виды связи в словосочетаниях

Существуют вопросы, ответ на которые очевиден. Что такое словосочетание? Казалось бы, определение заложено в структуре этого термина. Сочетание слов - что же еще? Это так, однако полная дефиниция звучит несколько сложнее.


Определение

Словосочетание в русском языке, как и в любом другом, это синтаксическая конструкция, состоящая из главного и зависимого компонента, которые по своей сути являются знаменательными частями речи и связаны между собой. Не каждая пара слов образует подобную структуру. Существует и равноправная связь, например, между подлежащим и сказуемым, которые не являются словосочетанием, а уже составляют грамматическую основу предложения. Формы будущего времени глагола, степени сравнения прилагательных, существительные с предлогами, а также фразеологизмы тоже не являются словосочетаниями. Это обязательно следует учитывать при синтаксическом разборе предложения.

Существует классификация словосочетаний в зависимости от стержневого или главного компонента. Выделяют такие виды, как глагольные, адъективные, субстантивные и наречные конструкции. В них стержневыми компонентами являются соответственно глагол, прилагательное, в третьем случае - имя существительное, числительное или местоимение, а в последнем - наречие или прилагательное в сравнительной степени.

В предложениях зависимые элементы могут нести функцию второстепенных членов - определений, обстоятельств и дополнений. Согласно этой роли они относятся к одному из трех видов по критерию смысловых отношений. Разделение происходит соответственно на определительные, обстоятельственные и объектные словосочетания. По количеству компонентов различают простые и сложные виды. Но зачем они вообще нужны?

Роль зависимого компонента

Сложно выразить свою мысль, оставляя в предложении только подлежащее и сказуемое. Помимо того что теряется значительная часть информационного наполнения, подобные конструкции выглядят сухо и безлико. Такие предложения, в которых вообще нет второстепенных членов, называют нераспространенными. Даже в том случае, если необходимо высказаться максимально кратко и емко, например, при составлении доклада или отчета, без определений, обстоятельств и дополнений обойтись крайне сложно. Что уж говорить о разговорном стиле, в котором регулярно используются оценочные суждения. Кроме того, они позволяют сделать речь более живой, красивой и связной.

Соотношение словосочетания со словом

Что является основной языковой единицей? Слово, понятие, термин. Из них составляются фразы и предложения. Именно при помощи них люди выражают свои мысли. В таком случае - что такое словосочетание? Да, разумеется, оно представляет собой связку из нескольких понятий, однако оно большей частью выполняет названную функцию. По сравнению со словом оно дает более детализированную информацию и вообще более информативно. То есть семантическая функция словосочетания лежит между номинативом и предложением. По своей сути оно является уникальной языковой единицей, комбинирующей в себе характеристики как одного, так и другого.

Соотношение словосочетания с предложением

Люди выражают свои мысли при помощи предложений. И именно они являются основной самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетание же не выражает законченной мысли, не обладает целью высказывания, а также смысловой завершенностью и некоторыми другими признаками. В целом, как уже было сказано, оно несет, скорее, назывную функцию, что ставит его ближе к номинативу. Словосочетание и предложение могут быть омонимичными, то есть звучать одинаково, но равны друг другу они не будут, поскольку первое лишено грамматической основы.

Основа синтаксической связи

Благодаря тому что части речи могут склоняться или спрягаться, а также принимать другие виды форм, становится возможным составлять фразы и предложения. В словосочетаниях между компонентами возникает некая подчинительная связь на основе лексико-грамматических свойств отдельных элементов. Даже в одной и той же фразе одна и та же синтаксическая единица может в разные моменты исполнять роль как главного, так и зависимого компонента. Таким образом, в предложении возникают связи словосочетаний друг с другом за счет этого, а также из-за разнообразия их видов оно выглядит цельным и логичным. Именно так строится речь.

Виды связи

Филологи выделяют 3 типа: согласование, управление и примыкание. Все эти виды связи в словосочетаниях имеют свои характерные особенности и признаки. Нагляднее всего будет разобрать их на примере предложения "Маленькая девочка быстро бежит за мячом".

Согласование характеризуется тем, что, как правило, в роли зависимого элемента выступает прилагательное. При изменении стержневого компонента второй также изменится. Так что такое словосочетание не представляет трудностей в определении вида связи. Примером может служить "маленькая девочка", если изменить падеж главного элемента "девочка", то, в соответствии с ним изменится падеж и зависимого компонента.

Управление - еще один тип связи. При нем зависимый компонент также принимает какую-либо форму, однако при склонении или спряжении стержневого элемента он уже не изменяется. Пример - "бежит за мячом". Главная часть может принимать любую форму, но падеж зависимого слова останется неизменным - творительным. Этот тип связи подразумевает также при необходимости использование предлогов, особенно при структуре "глагол + имя существительное" или "имя существительное + имя существительное", соответственно "играть в футбол" и "чтение книг".

Наконец, еще один вид - примыкание. Как правило, структура словосочетаний с этим видов связи такова - "глагол + наречие". Пример - "быстро бежит". Никаких изменений с зависимым словом не происходит, поскольку наречие никак не изменяется, так что связь только смысловая, без грамматического компонента. Морфологическая зависимость отсутствует.

Сочинительная связь

Некоторые филологи признают существование словосочетаний, в которых компоненты равноправны. Сочинительная связь, например, присуща однородным членам, которые относятся к одному стрежневому элементу. Тем не менее следует помнить, что такое словосочетание без зависимого компонента не является общепризнанным в русском языке и рассматривается в таком качестве лишь небольшим количеством лингвистов. 

Сложные типы связи

Несмотря на значительные различия в характерных чертах согласования, управления и примыкания, не всегда удается однозначно разграничить их. Например, существуют синтаксически свободные и несвободные (цельные) словосочетания. К первым относятся такие, которые можно легко разделить на составные компоненты, а вот во втором случае все гораздо сложнее. Синтаксически несвободные словосочетания не могут быть разбиты на элементы, поскольку они теряют смысл. К подобным примерам относятся "две сестры", "много места", "пара часов" и т. д. Предложение со словосочетанием такого типа синтаксически анализируется без разделения проблемной фразы на элементы. То есть в данном случае оно воспринимается как цельная единица.

Кстати, обособленные члены предложения, например причастные обороты и придаточные определительные, несмотря на формальные признаки сохранения синтаксической связи, не могут быть частью словосочетания. Отношения между условно стержневой и зависимой частями приобретают полупредикативный, то есть более равноправный характер. Несмотря на то что распространенные определения, выраженные причастным оборотом, в числе и падеже согласуются с главным компонентом, это лишь морфологическая связь, сохраняющая целостность предложения.

Виды связи слов в словосочетании Википедия

Словосочета́ние — это соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.).

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения знаменательных (имеющих самостоятельное смысловое значение) слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также широкое понимание словосочетания: сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения, а также предикативные словосочетания — подлежащее и сказуемое[1].

Типы связи слов в словосочетании

Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

  • Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; зависимое может являться: прилагательным, причастием, местоимением или числительным.
Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе, под тем же названием, восьмой класс.
  • Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится в форме косвенного падежа.
Примеры: ненависть к врагу, крутить головой, любовь к Родине.
  • Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия.
Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шёл не спеша, мальчик постарше.

Другое, более редкое, определение связи «примыкание» — связь, которая используется в словосочетании, где главный компонент — неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола[источник не указан 1879 дней].

Классификация словосочетаний по главному слову

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

  1. Глагольные (с глаголом в роли главного слова)
    Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя.
  2. Именные
    1. Субстантивные (с существительным в роли главного слова)
      Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике
    2. Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)
      Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.
    3. Количественные (с именем числительным в роли главного слова)
      Примеры: два карандаша, второй из претендентов.
    4. Местоименные (с местоимением в роли главного слова)
      Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.
  3. Наречные (с наречием в роли главного слова)
    Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

Классификация словосочетаний по вопросу

  1. Определительные — словосочетания, которые обозначают предмет и его признак. Примеры: глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
  2. Объектные — называют предметы, действия, признаки и т. д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.
  3. Обстоятельственные — указывают на действие и его признак. Примеры: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

  • Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.

Примеры: новый дом, седоволосый человек.

  • Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

Академическая классификация словосочетаний по составу — более сложна. Помимо простых и сложных словосочетаний, выделяют также: комбинированные. Основным критерием этой классификации является способ связи слов в составе словосочетания[2]. Комбинированными называют словосочетания, образованные разными видами связи, исходящими от разных стержневых слов. Например, в словосочетании «увлечённо читать интересную книгу» можно выделить следующие пары стержневых и зависимых слов: «увлечённо читать», «читать книгу», «интересную книгу»[3].

Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

  • синтаксически свободные

Пример: высокий дом.

  • синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Примеры: три сестры, анютины глазки.

Не являются словосочетаниями

В узком понимании, принятом в большинстве учебников и академической грамматике, к словосочетаниям не относятся такие сочетания, у которых связь не подчинительная, одно из слов не является знаменательным или связь возникает только в определённой позиции в предложении у определённой формы, например[4]:

  1. Подлежащее и сказуемое (предикативная основа предложения), например, дождь идёт.
  2. Страдательная или безличная форма глагола с субъектом в творительном падеже. Например, предложено учёными
  3. Сочетание однородных членов предложения, например, быстрый и ловкий
  4. Формы будущего времени, повелительного наклонения, степени сравнения, например, буду работать, более крупный
  5. Сочетание слова и относящегося к нему обособленного члена предложения, например, иду, ускоряясь
  6. Сочетание служебного и знаменательного слова, например, существительное с предлогом: перед сном
  7. Сочетания глаголов в одной и той же форме
  8. фразеологизмы, например, ни рыба ни мясо

См. также

Примечания

Литература

Словосочетание — Википедия. Что такое Словосочетание

Словосочета́ние — это соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.).

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения знаменательных (имеющих самостоятельное смысловое значение) слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также широкое понимание словосочетания: сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения, а также предикативные словосочетания — подлежащее и сказуемое[1].

Типы связи слов в словосочетании

Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

  • Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; зависимое может являться: прилагательным, причастием, местоимением или числительным.
Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе, под тем же названием, восьмой класс.
  • Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится в форме косвенного падежа.
Примеры: ненависть к врагу, крутить головой, любовь к Родине.
  • Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия.
Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шёл не спеша, мальчик постарше.

Другое, более редкое, определение связи «примыкание» — связь, которая используется в словосочетании, где главный компонент — неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола[источник не указан 1426 дней].

Классификация словосочетаний по главному слову

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

  1. Глагольные (с глаголом в роли главного слова)
    Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя.
  2. Именные
    1. Субстантивные (с существительным в роли главного слова)
      Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике
    2. Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)
      Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.
    3. Количественные (с именем числительным в роли главного слова)
      Примеры: два карандаша, второй из претендентов.
    4. Местоименные (с местоимением в роли главного слова)
      Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.
  3. Наречные (с наречием в роли главного слова)
    Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

Классификация словосочетаний по вопросу

  1. Определительные — словосочетания, которые обозначают предмет и его признак. Примеры: глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
  2. Объектные — называют предметы, действия, признаки и т. д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.
  3. Обстоятельственные — указывают на действие и его признак. Примеры: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

  • Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.

Примеры: новый дом, седоволосый человек.

  • Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

Академическая классификация словосочетаний по составу — более сложна. Помимо простых и сложных словосочетаний, выделяют также: комбинированные. Основным критерием этой классификации является способ связи слов в составе словосочетания[2]. Комбинированными называют словосочетания, образованные разными видами связи, исходящими от разных стержневых слов. Например, в словосочетании «увлечённо читать интересную книгу» можно выделить следующие пары стержневых и зависимых слов: «увлечённо читать», «читать книгу», «интересную книгу»[3].

Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

  • синтаксически свободные

Пример: высокий дом.

  • синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Примеры: три сестры, анютины глазки.

Не являются словосочетаниями

В узком понимании, принятом в большинстве учебников и академической грамматике, к словосочетаниям не относятся такие сочетания, у которых связь не подчинительная, одно из слов не является знаменательным или связь возникает только в определённой позиции в предложении у определённой формы, например[4]:

  1. Подлежащее и сказуемое (предикативная основа предложения), например, дождь идёт.
  2. Страдательная или безличная форма глагола с субъектом в творительном падеже. Например, предложено учёными
  3. Сочетание однородных членов предложения
  4. Формы будущего времени, повелительного наклонения, степени сравнения
  5. Сочетание слова и относящегося к нему обособленного члена предложения
  6. Сочетание служебного и знаменательного слова, например, существительное с предлогом, например, перед сном
  7. Сочетания глаголов в одной и той же форме
  8. фразеологизмы

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *