Звонкие согласные — это… Что такое Звонкие согласные?
Термин «голос» и «голосовой» используется в фонетике и фонологии, характеризующий голосовые (звонкие) звуки, со звуками, описанными как или безголосовые (глухие), или звонкие. Термин используется для обозначения двух отдельных концепций. Озвучивание может относиться к процессу артикуляции, в котором вибрируют голосовые связки. Это её основное использование в фонетике для описания фона, которые являются конкретными речевыми звуками. Это может также относиться к классификации звуков речи, которые связаны с вокальными вибрирующими связками, но на самом деле не требуется фактического озвончения на артикуляционном уровне. Это основное использование термина в фонологии при описании фонем, или в фонетике при описании фонов.
На артикуляционном уровне звонкий звук является одним, в котором голосовые связки вибрируют, и глухой, в котором такого нет. Например, выразив счёт с разницей между парами звуков, связанных с английскими буквами «s» и «z». Два звука транскрибируются как [s] и [z], чтобы отличать их от английских букв, которые имеют несколько возможных произношений в зависимости от контекста. Если один размещает пальцы на голосом боксе (т.е. на Адамово яблоко в нижней части горла), чувствуется вибрация при произношении zzzz, но не когда один произносит ssss. В некоторых европейских языках, исключая исландский, гласные и другие сонорные звуки (такие как m, n, l, r) модально звонкие.
Когда используется классифицированные речевые звуки, звонкие и глухие просто используют ярлыки в группе фонем и фонов вместе для классификации.
Нотация
МФА имеет различные буквы для многих пар глухих и звонких согласных (шумные), такие как [p b], [t d], [k ɡ], [q ɢ]. Кроме того, есть диакритические знаки для звонкости: ⟨◌̬⟩. Диакритика обычно используется с буквами для прототипических глухих звуков.
В Юникоде эти символы кодируются как U+032C ◌̬ combining caron below (HTML: ̬) и U+0325 ◌̥ combining ring below (HTML: ̥).
Английские примеры
Различие между артикуляционным использованием голоса и фонологическое использование опирается на различие между фонами (представлены в квадратных скобках) и фонемами (представлены между косыми чертами). Различие лучше всего иллюстрируется грубым примером. Английское слово nods состоит из последовательности фонем, символически представлены как /nɒdz/, или последовательность /n/, /ɒ/, /d/, /z/. Каждый из этих символов — абстрактное представление фонемы. Это понимание является неотъемлемой частью умственной грамматики носителей языка, что позволяет им узнавать слова.
Фонемы сами по себе являются звуками. Скорее, фонемы, в некотором смысле, преобразуются в фоны перед будущим говором. Фонема /z/, к примеру, на самом деле может произноситься или как фон [s] или как фон [z], потому что /z/ часто оглушается в быстрой речи, особенно в конце слова. Последовательность фонов для слова nods может быть записана как [nɒts] или [nɒdz], в зависимости от присутствия или силы этого оглушения. Когда у фона [z] есть артикуляционное высказывание, [s] не подходит.
То, что осложняет вопрос, заключается в том, согласные фонемы классифицируются либо как звонкие, либо как глухие, даже если это не основная отличительная черта между ними. Классификация используется как замена в фонологических процессах, таких как удлинение гласных, когда встречаются перед звонкими согласными, но не раньше твёрдых (глухих) согласных или замены качества гласных (т.е. гласный звук) в нкоторых диалектах английского языка, что происходит перед глухими, но звонкими согласными. Эти процессы позволяют англо-говорящим по-прежнему продолжить воспринимать разницу между звонкими и глухими согласными, когда оглушение предшествующего звука в противном случае сделает их звонкими идентично последнему.
В английском языке есть четыре пары фрикативных фонем, которыми можно разделить таблицу местом артикуляции и звонкости. У звонких фрикативных может легко ощущаться звонкость на протяжении всего фона, особенно между гласными.
Articulation | Voiceless | Voiced |
---|---|---|
Произносится нижними губами против зубов: | [f] (fan) | [v] (van) |
Произносится языком против зубов: | [θ] (thin, thigh) | [ð] (then, thy) |
Произносится языком возле дёсен: | [s] (sip) | [z] (zip) |
Произносится языком связанно: | [ʃ] (pressure) | [ʒ] (pleasure) |
В классе согласных есть смычки, такие как /p, t, k, b, d, ɡ/, контраст более сложен в английском языке. «Звонкие» звуки обычно не имеют артикуляционной звонкости на протяжении звука. Разница между фонемами звонких и глухих смычек не только имеют значения, независимо от того, присутствует ли там артиуляционная звонкость или нет. Скорее, это включает в себя то, когда начинается озвучивание (если на всех), присутствует стремление (воздушный взрыв следует закрытию), продолжительность закрытия и стремления.
Глухие смычные в английском языке обычно предыхаются вначале ударного слога, в том же контексте, их коллеги частично только звонкие. В более узкой практической транскрипции эти звонкие символы могут использоваться только для выражения артикуляционной звонкости, когда стремление представлено с надстрочным знаком h.
Артикуляция | Глухие | Звонкие |
---|---|---|
Произносится с закрытыми губами: | [p] (pin) | [b] (bin) |
Произносится языком возле дёсен: | [t] (ten) | [d] (den) |
Произносится языком связанно: | [tʃ] (chin) | [dʒ] ( gin) |
Произносится с языком назад против нёба: | [k] (con) | [ɡ] (gone) |
Когда эти согласные появляются в конце слога, когда их отличие различается; глухие фонемы не имеют придыхания, глоттализации и закрытых, сами не могут быть облегчёнными, иногда трудно услышать разницу между ними, например, light и like. Слуховые реплики по-прежнему имеют различие между звонкими и глухими согласными, таких как описанные выше, т.е. долгота предыдущей гласной.
Другие звуки английского языка, гласные и сонорные, обычно полностью звонкие. Они могут оглушаться в определённых позициях, особенно после предыхательных гласных, как в словах Copernicus, tree, play, где звонкость задерживается в пределах потери сонорных и гласных в целом.
Степени звонкости
Существует две переменные степени звонкости: интенсивность (рассматривается фонация) и продолжительность (рассматривается время начала озвончения). Когда звук описывается как «полузвонкий» или «частично звонкий», это не всегда ясно, означает ли это, что озвончение слабых (низкая интенсивность) или если звонкость происходит только в части звука (краткая продолжительность). В случае английского языка это последнее.
Язык джул’хоанси и некоторые соседние языки типологически необычны в имении частично контрастивных звонких согласных: в них есть придыхательные и абруптивные согласные, которые не совместимы со звонкостью, глухоте и пар звонких. Эти согласные начинаются звонкими, но становятся частично глухими, позволяющими нормальное стремление или выброс: [b͡pʰ, d͡tʰ, d͡tsʰ, d͡tʃʰ, ɡ͡kʰ] и [d͡tsʼ, d͡tʃʼ], плюс пожие ряды щёлкающих согласных.
Голос и напряжённость
Существуют языки с двумя наборами контрастивных шумных согласных, помеченных как /p t k f s x …/ против /b d ɡ v z ɣ …/, хотя без участия голоса (или времени начала озвончения) в этом контрасте. Это происходит, например, в некоторых диалектах южнонемецкого языка, таких как эльзасский и швейцарский немецкий. Поскольку голос не участвовал, это объясняется как контраст в напряжённости под названием контраст фортис и ленис.
Существует гипотеза, что контраст между согласными фортиса и лениса связан с контрастом глухих и звонких согласных, связь, основанная на восприятии звука, а также на производство звука, где звонкий согласный, напряжённость и длина, но различные проявления общих звуковых функции.
См. также
Ссылки
- Consonants which are called «voiced aspirate» normally have breathy voice, not voiceless aspiration as in Juǀʼhoansi, Taa, and similar languages.
- Ladefoged, Peter; Maddieson, Ian (1996). The Sounds of the World’s Languages. Oxford: Blackwell. p. 63, 80–81. ISBN 0-631-19814-8.
- Ladefoged, Peter; Maddieson, Ian (1996). The Sounds of the World’s Languages. Oxford: Blackwell. ISBN 0-631-19814-8.
Звонкие согласные — это… Что такое Звонкие согласные?
Термин «голос» и «голосовой» используется в фонетике и фонологии, характеризующий голосовые (звонкие) звуки, со звуками, описанными как или безголосовые (глухие), или звонкие. Термин используется для обозначения двух отдельных концепций. Озвучивание может относиться к процессу артикуляции, в котором вибрируют голосовые связки. Это её основное использование в фонетике для описания фона, которые являются конкретными речевыми звуками. Это может также относиться к классификации звуков речи, которые связаны с вокальными вибрирующими связками, но на самом деле не требуется фактического озвончения на артикуляционном уровне. Это основное использование термина в фонологии при описании фонем, или в фонетике при описании фонов.
На артикуляционном уровне звонкий звук является одним, в котором голосовые связки вибрируют, и глухой, в котором такого нет. Например, выразив счёт с разницей между парами звуков, связанных с английскими буквами «s» и «z». Два звука транскрибируются как [s] и [z], чтобы отличать их от английских букв, которые имеют несколько возможных произношений в зависимости от контекста. Если один размещает пальцы на голосом боксе (т.е. на Адамово яблоко в нижней части горла), чувствуется вибрация при произношении zzzz, но не когда один произносит ssss. В некоторых европейских языках, исключая исландский, гласные и другие сонорные звуки (такие как m, n, l, r) модально звонкие.
Когда используется классифицированные речевые звуки, звонкие и глухие просто используют ярлыки в группе фонем и фонов вместе для классификации.
Нотация
МФА имеет различные буквы для многих пар глухих и звонких согласных (шумные), такие как [p b], [t d], [k ɡ], [q ɢ]. Кроме того, есть диакритические знаки для звонкости: ⟨◌̬⟩. Диакритика обычно используется с буквами для прототипических глухих звуков.
В Юникоде эти символы кодируются как U+032C ◌̬ combining caron below (HTML: ̬) и U+0325 ◌̥ combining ring below (HTML: ̥).
Английские примеры
Различие между артикуляционным использованием голоса и фонологическое использование опирается на различие между фонами (представлены в квадратных скобках) и фонемами (представлены между косыми чертами). Различие лучше всего иллюстрируется грубым примером. Английское слово
Фонемы сами по себе являются звуками. Скорее, фонемы, в некотором смысле, преобразуются в фоны перед будущим говором. Фонема /z/, к примеру, на самом деле может произноситься или как фон [s] или как фон [z], потому что /z/ часто оглушается в быстрой речи, особенно в конце слова. Последовательность фонов для слова nods может быть записана как [nɒts] или [nɒdz], в зависимости от присутствия или силы этого оглушения. Когда у фона [z] есть артикуляционное высказывание, [s] не подходит.
То, что осложняет вопрос, заключается в том, согласные фонемы классифицируются либо как звонкие, либо как глухие, даже если это не основная отличительная черта между ними. Классификация используется как замена в фонологических процессах, таких как удлинение гласных, когда встречаются перед звонкими согласными, но не раньше твёрдых (глухих) согласных или замены качества гласных (т.е. гласный звук) в нкоторых диалектах английского языка, что происходит перед глухими, но звонкими согласными. Эти процессы позволяют англо-говорящим по-прежнему продолжить воспринимать разницу между звонкими и глухими согласными, когда оглушение предшествующего звука в противном случае сделает их звонкими идентично последнему.
В английском языке есть четыре пары фрикативных фонем, которыми можно разделить таблицу местом артикуляции и звонкости. У звонких фрикативных может легко ощущаться звонкость на протяжении всего фона, особенно между гласными.
Articulation | Voiceless | Voiced |
---|---|---|
Произносится нижними губами против зубов: | [f] (fan) | [v] (van) |
Произносится языком против зубов: | [θ] (thin, thigh) | [ð] (then, thy) |
Произносится языком возле дёсен: | [s] (sip) | [z] (zip) |
Произносится языком связанно: | [ʃ] (pressure) | [ʒ] (pleasure) |
В классе согласных есть смычки, такие как /p, t, k, b, d, ɡ/, контраст более сложен в английском языке. «Звонкие» звуки обычно не имеют артикуляционной звонкости на протяжении звука. Разница между фонемами звонких и глухих смычек не только имеют значения, независимо от того, присутствует ли там артиуляционная звонкость или нет. Скорее, это включает в себя то, когда начинается озвучивание (если на всех), присутствует стремление (воздушный взрыв следует закрытию), продолжительность закрытия и стремления.
Глухие смычные в английском языке обычно предыхаются вначале ударного слога, в том же контексте, их коллеги частично только звонкие. В более узкой практической транскрипции эти звонкие символы могут использоваться только для выражения артикуляционной звонкости, когда стремление представлено с надстрочным знаком h.
Артикуляция | Глухие | Звонкие |
---|---|---|
Произносится с закрытыми губами: | [p] (pin) | [b] (bin) |
Произносится языком возле дёсен: | [t] (ten) | [d] (den) |
Произносится языком связанно: | [tʃ] (chin) | [dʒ] (gin) |
Произносится с языком назад против нёба: | [k] (con) | [ɡ] (gone) |
Когда эти согласные появляются в конце слога, когда их отличие различается; глухие фонемы не имеют придыхания, глоттализации и закрытых, сами не могут быть облегчёнными, иногда трудно услышать разницу между ними, например, light и like. Слуховые реплики по-прежнему имеют различие между звонкими и глухими согласными, таких как описанные выше, т.е. долгота предыдущей гласной.
Другие звуки английского языка, гласные и сонорные, обычно полностью звонкие. Они могут оглушаться в определённых позициях, особенно после предыхательных гласных, как в словах Copernicus, tree, play, где звонкость задерживается в пределах потери сонорных и гласных в целом.
Степени звонкости
Существует две переменные степени звонкости: интенсивность (рассматривается фонация) и продолжительность (рассматривается время начала озвончения). Когда звук описывается как «полузвонкий» или «частично звонкий», это не всегда ясно, означает ли это, что озвончение слабых (низкая интенсивность) или если звонкость происходит только в части звука (краткая продолжительность). В случае английского языка это последнее.
Язык джул’хоанси и некоторые соседние языки типологически необычны в имении частично контрастивных звонких согласных: в них есть придыхательные и абруптивные согласные, которые не совместимы со звонкостью, глухоте и пар звонких. Эти согласные начинаются звонкими, но становятся частично глухими, позволяющими нормальное стремление или выброс: [b͡pʰ, d͡tʰ, d͡tsʰ, d͡tʃʰ, ɡ͡kʰ] и [d͡tsʼ, d͡tʃʼ], плюс пожие ряды щёлкающих согласных.
Голос и напряжённость
Существуют языки с двумя наборами контрастивных шумных согласных, помеченных как /p t k f s x …/ против /b d ɡ v z ɣ …/, хотя без участия голоса (или времени начала озвончения) в этом контрасте. Это происходит, например, в некоторых диалектах южнонемецкого языка, таких как эльзасский и швейцарский немецкий. Поскольку голос не участвовал, это объясняется как контраст в напряжённости под названием контраст фортис и ленис.
Существует гипотеза, что контраст между согласными фортиса и лениса связан с контрастом глухих и звонких согласных, связь, основанная на восприятии звука, а также на производство звука, где звонкий согласный, напряжённость и длина, но различные проявления общих звуковых функции.
См. также
Ссылки
- Consonants which are called «voiced aspirate» normally have breathy voice, not voiceless aspiration as in Juǀʼhoansi, Taa, and similar languages.
- Ladefoged, Peter; Maddieson, Ian (1996). The Sounds of the World’s Languages. Oxford: Blackwell. p. 63, 80–81. ISBN 0-631-19814-8.
- Ladefoged, Peter; Maddieson, Ian (1996). The Sounds of the World’s Languages. Oxford: Blackwell. ISBN 0-631-19814-8.
Звонкие согласные — это… Что такое Звонкие согласные?
Термин «голос» и «голосовой» используется в фонетике и фонологии, характеризующий голосовые (звонкие) звуки, со звуками, описанными как или безголосовые (глухие), или звонкие. Термин используется для обозначения двух отдельных концепций. Озвучивание может относиться к процессу артикуляции, в котором вибрируют голосовые связки. Это её основное использование в фонетике для описания фона, которые являются конкретными речевыми звуками. Это может также относиться к классификации звуков речи, которые связаны с вокальными вибрирующими связками, но на самом деле не требуется фактического озвончения на артикуляционном уровне. Это основное использование термина в фонологии при описании фонем, или в фонетике при описании фонов.
На артикуляционном уровне звонкий звук является одним, в котором голосовые связки вибрируют, и глухой, в котором такого нет. Например, выразив счёт с разницей между парами звуков, связанных с английскими буквами «s» и «z». Два звука транскрибируются как [s] и [z], чтобы отличать их от английских букв, которые имеют несколько возможных произношений в зависимости от контекста. Если один размещает пальцы на голосом боксе (т.е. на Адамово яблоко в нижней части горла), чувствуется вибрация при произношении zzzz, но не когда один произносит ssss. В некоторых европейских языках, исключая исландский, гласные и другие сонорные звуки (такие как m, n, l, r) модально звонкие.
Когда используется классифицированные речевые звуки, звонкие и глухие просто используют ярлыки в группе фонем и фонов вместе для классификации.
Нотация
МФА имеет различные буквы для многих пар глухих и звонких согласных (шумные), такие как [p b], [t d], [k ɡ], [q ɢ]. Кроме того, есть диакритические знаки для звонкости: ⟨◌̬⟩. Диакритика обычно используется с буквами для прототипических глухих звуков.
В Юникоде эти символы кодируются как U+032C ◌̬ combining caron below (HTML: ̬) и U+0325 ◌̥ combining ring below (HTML: ̥).
Английские примеры
Различие между артикуляционным использованием голоса и фонологическое использование опирается на различие между фонами (представлены в квадратных скобках) и фонемами (представлены между косыми чертами). Различие лучше всего иллюстрируется грубым примером. Английское слово nods состоит из последовательности фонем, символически представлены как /nɒdz/, или последовательность /n/, /ɒ/, /d/, /z/. Каждый из этих символов — абстрактное представление фонемы. Это понимание является неотъемлемой частью умственной грамматики носителей языка, что позволяет им узнавать слова.
Фонемы сами по себе являются звуками. Скорее, фонемы, в некотором смысле, преобразуются в фоны перед будущим говором. Фонема /z/, к примеру, на самом деле может произноситься или как фон [s] или как фон [z], потому что /z/ часто оглушается в быстрой речи, особенно в конце слова. Последовательность фонов для слова nods может быть записана как [nɒts] или [nɒdz], в зависимости от присутствия или силы этого оглушения. Когда у фона [z] есть артикуляционное высказывание, [s] не подходит.
То, что осложняет вопрос, заключается в том, согласные фонемы классифицируются либо как звонкие, либо как глухие, даже если это не основная отличительная черта между ними. Классификация используется как замена в фонологических процессах, таких как удлинение гласных, когда встречаются перед звонкими согласными, но не раньше твёрдых (глухих) согласных или замены качества гласных (т.е. гласный звук) в нкоторых диалектах английского языка, что происходит перед глухими, но звонкими согласными. Эти процессы позволяют англо-говорящим по-прежнему продолжить воспринимать разницу между звонкими и глухими согласными, когда оглушение предшествующего звука в противном случае сделает их звонкими идентично последнему.
В английском языке есть четыре пары фрикативных фонем, которыми можно разделить таблицу местом артикуляции и звонкости. У звонких фрикативных может легко ощущаться звонкость на протяжении всего фона, особенно между гласными.
Articulation | Voiceless | Voiced |
---|---|---|
Произносится нижними губами против зубов: | [f] (fan) | [v] (van) |
Произносится языком против зубов: | [θ] (thin, thigh) | [ð] (then, thy) |
Произносится языком возле дёсен: | [s] (sip) | [z] (zip) |
Произносится языком связанно: | [ʃ] (pressure) | [ʒ] (pleasure) |
В классе согласных есть смычки, такие как /p, t, k, b, d, ɡ/, контраст более сложен в английском языке. «Звонкие» звуки обычно не имеют артикуляционной звонкости на протяжении звука. Разница между фонемами звонких и глухих смычек не только имеют значения, независимо от того, присутствует ли там артиуляционная звонкость или нет. Скорее, это включает в себя то, когда начинается озвучивание (если на всех), присутствует стремление (воздушный взрыв следует закрытию), продолжительность закрытия и стремления.
Глухие смычные в английском языке обычно предыхаются вначале ударного слога, в том же контексте, их коллеги частично только звонкие. В более узкой практической транскрипции эти звонкие символы могут использоваться только для выражения артикуляционной звонкости, когда стремление представлено с надстрочным знаком h.
Артикуляция | Глухие | Звонкие |
---|---|---|
Произносится с закрытыми губами: | [p] (pin) | [b] (bin) |
Произносится языком возле дёсен: | [t] (ten) | [d] (den) |
Произносится языком связанно: | [tʃ] (chin) | [dʒ] (gin) |
Произносится с языком назад против нёба: | [k] (con) | [ɡ] (gone) |
Когда эти согласные появляются в конце слога, когда их отличие различается; глухие фонемы не имеют придыхания, глоттализации и закрытых, сами не могут быть облегчёнными, иногда трудно услышать разницу между ними, например, light и like. Слуховые реплики по-прежнему имеют различие между звонкими и глухими согласными, таких как описанные выше, т.е. долгота предыдущей гласной.
Другие звуки английского языка, гласные и сонорные, обычно полностью звонкие. Они могут оглушаться в определённых позициях, особенно после предыхательных гласных, как в словах Copernicus, tree, play, где звонкость задерживается в пределах потери сонорных и гласных в целом.
Степени звонкости
Существует две переменные степени звонкости: интенсивность (рассматривается фонация) и продолжительность (рассматривается время начала озвончения). Когда звук описывается как «полузвонкий» или «частично звонкий», это не всегда ясно, означает ли это, что озвончение слабых (низкая интенсивность) или если звонкость происходит только в части звука (краткая продолжительность). В случае английского языка это последнее.
Язык джул’хоанси и некоторые соседние языки типологически необычны в имении частично контрастивных звонких согласных: в них есть придыхательные и абруптивные согласные, которые не совместимы со звонкостью, глухоте и пар звонких. Эти согласные начинаются звонкими, но становятся частично глухими, позволяющими нормальное стремление или выброс: [b͡pʰ, d͡tʰ, d͡tsʰ, d͡tʃʰ, ɡ͡kʰ] и [d͡tsʼ, d͡tʃʼ], плюс пожие ряды щёлкающих согласных.
Голос и напряжённость
Существуют языки с двумя наборами контрастивных шумных согласных, помеченных как /p t k f s x …/ против /b d ɡ v z ɣ …/, хотя без участия голоса (или времени начала озвончения) в этом контрасте. Это происходит, например, в некоторых диалектах южнонемецкого языка, таких как эльзасский и швейцарский немецкий. Поскольку голос не участвовал, это объясняется как контраст в напряжённости под названием контраст фортис и ленис.
Существует гипотеза, что контраст между согласными фортиса и лениса связан с контрастом глухих и звонких согласных, связь, основанная на восприятии звука, а также на производство звука, где звонкий согласный, напряжённость и длина, но различные проявления общих звуковых функции.
См. также
Ссылки
- Consonants which are called «voiced aspirate» normally have breathy voice, not voiceless aspiration as in Juǀʼhoansi, Taa, and similar languages.
- Ladefoged, Peter; Maddieson, Ian (1996). The Sounds of the World’s Languages. Oxford: Blackwell. p. 63, 80–81. ISBN 0-631-19814-8.
- Ladefoged, Peter; Maddieson, Ian (1996). The Sounds of the World’s Languages. Oxford: Blackwell. ISBN 0-631-19814-8.
Звонкий зубной щелевой согласный — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 сентября 2018; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 сентября 2018; проверки требуют 4 правки.Звонкий зубной щелевой согласный — согласный звук, получивший развитие в речи ряда народов мира. Отсутствует в русском языке, а также во всех балто-славянских. Международный фонетический алфавит передаёт этот звук символом ð, что эквивалентно D в X-SAMPA. Глухая пара имеет обозначение [θ] (греческая буква тета) — глухой зубной щелевой согласный.
Межзубные звуки проникали в русский язык чаще всего в составе греческих и английских заимствований; всегда они русифицировались, превращаясь в звуки «з» или, реже, «д».
В тюркских языках на основе кириллицы обозначается согласной буквой ҙ.
Так, в новогреческом и английском (в котором звук изображается диграфом th) этот согласный образовался путём ослабления взрыва в звуке «д». К примеру, в каппадокийском диалекте под турецким влиянием он выпадает или переходит в «д». В английском языке США «ð» в просторечии заменяется на «д» (афроамериканский диалект эбоникс: the (определённый артикль) > da «тот» (ту же самую тенденцию демонстрирует английский язык Юга США). Глухая пара звука — глухой зубной щелевой согласный [θ]. В ряде языков, однако, несмотря на свою частотность, межзубный [ð] не образует отдельной фонемы (то есть смыслоразличительная минимальная пара с «д» не возникает), а представляет собой позиционный аллофон звука «д»: ср. испанский язык: dar «давать», но edad [эðа-], где твёрдый звук «д» между гласными переходит в межзубный ð, а в конце слова просто в нулевой звук.
Среди тюркских языков звук широко представлен в башкирском и туркменском: башк. ҡыҙ [qɯð] «девушка», туркм. sekiz [θekið] «восемь». В башкирском он регулярно соответствует как общетюркскому [z], так и [d] в интервокальной и некоторых других позициях.